0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

От принятия до отрицания: как в Европе относятся к советским военным мемориалам

От принятия до отрицания: как в Европе относятся к советским военным мемориалам

В день открытия памятника «Алеша» в Пловдиве «Реальное время» вспоминает о нем и о других советских мемориалах бывшего соцлагеря

5 ноября 1957 года в болгарском Пловдиве, на холме Бунарджик («Холм Освободителей»), торжественно открыли памятник советскому солдату-освободителю, прозванному в народе «Алешей». О том, как пережил «Алеша» времена декоммунизации в Восточной Европе и как чувствуют себя другие зарубежные памятники советским воинам, — в материале «Реального времени».

20 лет назад немецкий народ повалил Берлинскую стену. За прошедший период удалось разрушить многие не менее устойчивые преграды в сознании. (09.11.2009)

Фрагмент Берлинской стены, установленный в Москве у Центра имени Андрея Сахарова, превращается в символ обманутых надежд. По мнению авторов проекта, этот монумент сегодня — память об утраченной свободе в России. (06.11.2009)

  • Дата 16.11.2009
  • ТемыВыставки Германии, 30 лет без Стены, Берлин, Рейхстаг, Достопримечательности Берлина, Воссоединение Германии, День германского единства, Берлинская блокада, Холодная война, Бранденбургские ворота
  • Ключевые словаБерлин, холодная война, берлинская стена, Гельмут Коль, Церковь Примирения
  • НапечататьНапечатать эту страницу
  • Постоянная ссылка https://p.dw.com/p/KWXD

Также по теме

Примеры примирения

Памятник жертвам Минского гетто «Разбитый очаг» (авторы Леонид Левин и Максим Петруль) / Историческая мастерская в Минске

Десять человек от каждой из четырех стран – историки и журналисты, отобранные в результате конкурса, отправятся в образовательную поездку по местам памяти из Минска через Польшу в Дрезден и Берлин. Как возникла эта идея?

Идея проекта, финансируемого МИД Германии, принадлежит директору Международного образовательного центра в Дорт­мунде (IBB Dortmund) Петеру Юнге-Вентрупу. И хотя тема проекта – историческая, появился он в силу нашей озабоченности происходящим сегодня: тем, как на фоне конфликта на Украине развиваются отношения Западной и Восточной Европы. Нас очень беспокоит, что снова возникло блоковое сознание. Из истории вспоминают не то, что нас объединяет, – усилия по примирению и взаимопониманию, а то, что нас разделяет. Взаимные оскорбления часто основаны на стереотипах и образах врага из прошлого. Например, когда украинцев огульно называют фашистами, нацистами и бандеровцами. Или когда на российскую власть вешают ярлык «сталинский режим», не принимая во внимание различия между сталинской и современной Россией. Все это показывает, что общая европейская история и прежде всего история Второй мировой войны, недостаточно проработаны.

В чем разница традиций культуры памяти в Восточной Европе и на Западе? Можете привести пару примеров?

В России, Белоруссии и на Украине традиции культуры памяти сформировались в советский период. Участники из этих стран смогут в ходе проекта, к примеру, узнать, что сопротивление нацистам в Германии оказывали не только коммунисты и военные. Это делали и буржуазные круги, в частности представители семьи фон Мольтке. Во время войны они разрабатывали в Крейзау (теперь – Кшижова) концепцию демократической Германии – страны, которая должна была возникнуть после падения национал-социалистического режима. Или, допустим, участники увидят, что военно-исторический музей может быть не только выставкой оружия. Он может представлять войну во всех ее проявлениях, в том числе лишенных героизма, как это делает музей бундесвера в Дрездене.

С сайта Военно-исторического музея в Дрездене:

«В прошлом военные музеи были прежде всего выставками техники и представлением вооруженных сил. Они старались впечатлить посетителей военными достижениями, порой с помощью цепочки следовавших друг за другом войн, почти не затрагивая другие события. В Военно-историческом музее бундесвера война и армия, напротив, переплетены со всеобщей историей. Выставка заставляет задуматься о человеческой агрессии и насилии как историческом, культурном и антропологическом феномене… В центре экспозиции – человек, который насилие совершает или от насилия страдает».

Что не проработано в истории четырех стран – участников проекта и в совместной истории?

В период холодной войны из немецкого сознания десятилетиями вытесняли войну на уничтожение, которую нацисты развязали на Востоке. С 1990-х годов ведется важная работа по сохранению памяти и примирению. Но, к примеру, лишь недавно, в мае этого года, президент Германии Йоахим Гаук и министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер сказали о судьбе советских солдат и военнопленных и принесли извинения государствам Восточной Европы за войну на уничтожение. В совместной истории, допустим, России и Украины, тоже нет единой культуры памяти – в силу параллельного существования во времена сталинизма в роли общества насилия и общества жертв.

Чем это чревато?

Существует постоянная опасность самовиктимизации, то есть рассматривания в качестве жертвы исключительно себя, либо опасность демонизации другого – соседней страны, Евросоюза или Запада в целом. Например, сейчас в России и Белоруссии история и прежде всего Великая Отечественная война используются для мобилизации общества против Запада. Или другой пример: принятый на Украине закон об осуждении коммунистического и национал-социалистического тоталитарных режимов и запрете пропаганды их символики. Он не только вызывает сомнения в его легитимности, поскольку ведет к ограничению свободы слова, но и вообще заставляет задуматься, не станет ли такое однозначное отношение к коммунистическому прошлому препятствием для широкой общественной дискуссии об истории и не будет ли способствовать дальнейшей поляризации общества.

Читать еще:  Для паломников в Саудовской Аравии наступил один из главных дней хаджа

Чем вызвано, что проект стартует именно из Минска?

IBB Дортмунда с начала 90-х сотрудничает с Белоруссией. Существует немецко-белорусский центр – Минский международный образовательный центр имени Йоханнеса Рау. Его работа в первую очередь направлена на то, чтобы инициировать процессы, связанные с культурой памяти, попытаться залечить раны, нанесенные немцами белорусам во время оккупационного режима и не залеченные в период холодной войны. В Белоруссии возникли два важных совместных проекта – Историческая мастерская в Минске на территории бывшего Минского гетто и проект по созданию мемориального комплекса на месте лагеря Тростенец, где во время войны погибли тысячи людей: евреи, советские военнопленные, подпольщики…

С сайта Исторической мастерской в Минске:

«История Минского гетто и лагеря смерти Тростенец десятилетиями оставались без внимания как в Германии, так и в Беларуси. В культуре памяти Германии систематические убийства и места преступления в оккупированном Советском Союзе едва ли играли какую-то роль. СССР считался местом боевых действий, а как страна массового уничтожения людей в первую очередь упоминалась Польша. И долгое время скрывалось, что Минское гетто, а также лагерь Тростенец являлись конечными пунктами для тысяч евреев из Германского рейха, к примеру, из Гамбурга, Бремена, Дюссельдорфа, Кёльна… А в советской Белоруссии официальная история Второй мировой войны, толковавшаяся как героическая борьба белорусского народа и партизан против немецко-фашистских захватчиков, а также скрытый антисемитизм не давали возможности помнить о преследовании и уни­чтожении белорусских евреев».

В Польше участники проведут большую часть времени. Польша так важна для понимания европейской культуры памяти?

Для нас, немцев, Польша – особая глава. До 90-х годов отношения между двумя нашими странами были сложными. Путь к примирению оказался долгим и небесконфликтным. Необходимы были усилия на всех уровнях – на уровне государств и граж­данского общества, прежде чем возникло добрососедство. Германо-польские отношения, как и германо-французские, – это успешная модель примирения, превращения «заклятых врагов» в друзей. И это примирение сейчас дает мощный импульс европейской интеграции.

С сайта посольства Германии в Польше:

«12 ноября 1989 года, через три дня после падения Берлинской стены, имение Крейзау стало местом исторического события в немецко-польских отношениях. Там встретились первый свободно избранный премьер-министр Польши Тадеуш Мазовецкий и бундесканцлер Гельмут Коль – на «Мессе примирения». Объятие двух государственных деятелей стало символом понимания и примирения поляков и немцев. Об этом событии вспоминали бундесканцлер Ангела Меркель и польский премьер-министр Эва Копач 20 ноября 2014 года на встрече в Крейзау… В завершение торжеств состоялась молитва в Церкви мира в Швейднице (Свиднице). Среди священников, проводивших богослужение, был архиепископ Альфонс Носсол, который 25 лет назад служил «Мессу примирения».

Почему программа объединяет именно историков и журналистов?

Историки, журналисты, писатели должны ставить перед обществом вопросы: «Как мы видим нашу историю?», «Как мы понимаем ее?», «Как мы хотим развиваться с учетом нашей истории?». Сегодня, в условиях военной конфронтации, угроз и формирования нового блокового сознания, трудно ожидать, что страны – участники конфликта инициируют совместные проекты по примирению или будут переосмыслять историю Второй мировой войны в Восточной Европе. И все-таки важная задача историков, публицистов, журналистов, писателей на Украине, в России и Белоруссии – противостоять опасности новой мифологизации, манипулирования историей. Необходимо критическое ее осмысление. В этих странах не всегда знают, какие усилия предпринимались Германией и Европой в целом, чтобы выстроить культуру памяти о Второй мировой войне. Для нас, немцев, главная мысль при этом всегда была: «Война никогда больше не должна повториться».

Беседовала Юлия Ларина

Из личного архива

Персона

Специалист по истории Восточной Европы, славист. Переводит русскую поэзию, в частности стихи Иосифа Бродского. Живет в Кёльне.

9 дней войны с памятником: в Сочи снесли только что установленный монумент русским солдатам

Петицию подписали 50 человек, часть из которых живет заграницей. К ним прислушались и памятник срочно демонтировали.

В Адлерском районе Сочи в конце июня произошло событие, которое на фоне коронавируса, начала курортного сезона и экономической нестабильности которое могло бы пройти незаметно для широких кругов. В городе, на пересечении улиц Карла Маркса и Крупской, скромно и без помпы установили памятник русским солдатам — участникам Кавказской войны. Он появился на месте форта, построенного в 1837 году непосредственно во время боев.

Монумент раздора

Памятник представлял собой невысокое каменное основание, на нем — выполненная из металла карта с объемным изображением форта. Надпись на табличке гласила: «30 июня 1837 года (18 июня по старому стилю) на этом месте было заложено укрепление Святаго Духа, которое входило в число крепостей Черноморской береговой линии, построенных Россией для обеспечения безопасности морских границ Восточного Причерноморья».

Первые недовольства начались еще в день открытия, как только с монумента сорвали прикрывающую его накидку. Как оказалось, именно надпись вызвала шквал недовольств у местных черкесских активистов. В числе них председатель Адыгэ-Хасэ причерноморских адыгов-шапсугов Маджид Чачух, исполнительный директор Кабардино-Балкарского общественного правозащитного центра Валерий Хатажуков. Активисты сочли этот памятник восхваляющим русских солдат и принижающих павших предков нынешних черкесов. Тут же начался сбор подписей среди местных диаспор. Их брали у представителей кавказских народов и за пределами России: в Турции и в Иордании.

Читать еще:  Мусульманкам можно иметь четырех мужей, считает саудовская журналистка

Собранные за день 50 подписей активистов отправили в мэрию Сочи и президенту Владимиру Путину. Основной посыл письма очень прост: памятник оскорбляет чувства кавказских народов, которые являются равноправными народами России.

— Мы, равноправные представители народов России, считаем кампанию по насильственному установлению на Северном Кавказе и Юге России памятников военным преступникам не только примерами фальсификации российской истории, но и глумлением над исторической памятью коренных народов Северного Кавказа. Мы убеждены в опасной провокационной направленности подобной политики, дестабилизирующей обстановку на Кавказе и России в целом, — гласит отрывок из письма, которое опубликовано на сайте Кабардино-Балкарского правозащитного центра (КБПЦ). — В связи с этим требуем от президента РФ В. Путина, от местных властей Юга России официального отказа от данного курса, а также незамедлительного демонтажа памятников, искажающих историческую действительность и сеющих межнациональную рознь.

Снести или.

Мэрия Сочи, которая сейчас нацелена на спокойное и бесскандальное проведение предвыборной гонки за места в новом составе городского собрания, отреагировала мгновенно: памятник — снести. Он простоял девять дней, с 30 июня по 8 июля. А новость об установке памятника они вообще с официального сайта администрации города удалили, словно и не было никакого открытия.

Формальный повод – бюрократические нарушения при оформлении. Другого повода не нашли. Но и этот не вызывает сомнений в притянутости за уши. Ведь памятник появился не сам по себе.

Утверждением его вида и места расположения занималась комиссия, в составе которой — депутаты городского собрания Сочи, казаки, сочинские военные историки и православные священники.

— Серьезной ошибкой в этом вопросе было отсутствие общественных слушаний. Там можно было бы обсудить и сам факт установки, и место, и форму памятника, и надписи, — рассказали телеканалу Царьград в Российском военно-историческом обществе в Сочи. – Когда принималось решение об установке памятника, а оно было весьма кулуарно, черкесов не было.

— Власти признали, что он был поставлен без необходимых согласований, с очень большими ошибками, без обсуждения с представителями коренного народа, — заявил председатель Краснодарской краевой общественной организации «Адыгэ Хасэ причерноморских адыгов-шапсугов» Маджид Чачух. — Я думаю, что тема исчерпана. Глава города согласился, что вопрос с установкой памятника был не до конца отработан, и принял решение о демонтаже памятника.

В мэрии Сочи от комментариев отказались.

Борьба с памятниками. Или с памятью?

Тем не менее, представители диаспоры не удовлетворены. Дело в том, что они все еще считают себя оскорбленными, ведь в регионе есть другие свидетельства неоднозначных исторических моментов. Например, памятники императору Александру II (активисты винят его в геноциде адыгов, черкесов и убыхов), генералу Григорию Зассу (известен тем, что проводил крайне жестокую политику устрашения черкесов) и генералу Алексею Ермолову (он заново создал укрепленную Кавказскую линию как опору для планомерного наступления на территории горских народов Кавказа).

Член президентского Совета по правам человека, историк и телеведущий Николай Сванидзе также высказался об этой проблеме в эфире телеканала НСН. Он считает, что прежде, чем ставить памятник, нужно было посоветоваться с местными, в том числе с местной черкесской общиной.

В этой ситуации у русских, живущих в этом регионе и составляющих 70% нынешнего населения, возникает резонный вопрос: почему решение было принято исходя из субъективных мнений кавказских диаспор. Почему не спрашивают у остальных жителей того же Адлера, либо всего Сочи? Также местные жители опасаются, что подобные действия приведут к перекраиванию истории России. По последним данным, русских в Сочи живет 300 тысяч человек. Далее по численности идут армяне – более 80 тысяч человек. Адыгов-шапсугов – немногим более 4 000 человек.

— Установка памятного знака подвигу русских солдат лишена любых политических мотивов и не рассказывает о подвигах русских офицеров. Монумент лишь констатирует то, что на этом конкретном месте базировался оборонительный форт, который стоял на страже морских границ России, — пояснил депутат городского собрания Сочи Иван Савин.

Продолжат ли дальше активисты кавказских народов добиваться сноса памятников, например, Александру II, и будет ли у них получаться, покажет время.

Гражданская война

В 1918 году его отрядам удалось выбить красноармейцев с территории Области Войска Донского. В мае его избрали атаманом всего Донского казачества.

Краснов опирался на поддержку Германии, отказавшись подчиняться Деникину, который сотрудничал с Антантой. Генерал приказал отменить все декреты Временного правительства и советской власти, объявив о создании самостоятельного государства Всевеликого Войска Донского.

Став атаманом, Краснов активно занимался развитием экономики и инфраструктуры нового казачьего государства. К середине 1918 года численность его армии составляла около 17 тысяч человек. На службу призывали офицеров императорской армии, которые значительно укрепили ее.

Став во главе самопровозглашенного государства, Краснов направил телеграмму императору Вильгельму II, в которой подчеркнул, что его Всевеликое Войско Донское не считает себя в состоянии войны с Германией, а наоборот, просит у нее военной помощи. Немцы признали его правительство и даже начали поставки вооружения в обмен на продовольствие.

Читать еще:  Хамид Карзай попросил пакистанских улемов пожалеть Афганистан

Прогерманская позиция привела к разладу в отношениях с Добровольческой армией, в которой его обвиняли в связях с немцами. После поражения Германии в Первой мировой войне Краснов был вынужден перейти под начало Деникина, а в феврале 1919 году под его давлением вышел в отставку.

Предварительное расписание рейсов на ноябрь 2020 года

Путешественников сразу предупредили о том, что число рейсов будет строго ограничено. По сербскому направлению полеты будут совершаться дважды в неделю, причем авиасообщение наладят только из российской столицы до Белграда.

Ровно на такое же количество вылетов могут рассчитывать все те, кто собирался полететь на Кубу, причем тут стартовая точка — Москва — остается идентичной, а вот конечные отличаются. Здесь есть 2 варианта:

В случае с японским маршрутом, отпускники могут рассчитывать на 3 рейса в неделю, причем один из них будет осуществляться не из Москвы, а из Владивостока.

Изначально в страну Восходящего солнца авиарейсы исполняли две компании — S7 и отечественный гигант авиационных пассажирских перевозок «Аэрофлот». В S7 сообщили, что уже готовы восстановить следование по пути Владивосток-Токио.

Чтобы добавить в список сразу 3 страны, властям пришлось подождать, пока они станут соответствовать ряду критериев. Во всех перечисленных случаях число инфицированных составляло меньше 40 граждан на 100 тыс. населения. Показатель по суточному приросту оставался относительно скромным, даже не достигая 1%. В рамках предельно допустимой нормы сохранялся и показатель по распространению коронавируса — он тоже был меньше единицы.

Война против СССР

В день нападения Германии на СССР Краснов обратился к казакам, настаивая, что это война не против России, а против коммунистов.

В сентябре 43-го он возглавил Главное управление казачьих войск на оккупированных советских территориях. Принимал участие в создании «Казачьего стана» — военной организации, которая объединяла в своем составе казаков в составе немецкой армии. К концу Великой Отечественной войны в ее составе было около 24 000 членов.

Непосредственным руководителем «Казачьего стана» был генерал-майор Тимофей Николаевич Доманов.

В память о победах русского народа

Во время посещения главного храма Вооруженных сил России Владимир Путин подчеркнул, что в День памяти и скорби страна обращается к одной из самых горьких, драматических страниц в истории страны – 22 июня 1941 года началась ВОВ, в которой погибли миллионы человек. Владимир Путин выразил уверенность, что память о Великой Отечественной войне священна.

Главный храм Вооруженных сил России был возведен на территории парка «Патриот» всего за полтора года. Строительство началось осенью 2018 года на народные пожертвования, которые, по данным сайта Московского патриархата, сделали 1 217 юридических лиц и более 94 тысяч граждан. Место расположения – Одинцовский район Московской области – было выбрано неслучайно. Именно здесь проходили ожесточенные бои за Москву в ноябре 1941 года.

При строительстве храма в архитектурные решения было заложено много символических моментов, связанных с подвигами русского народа в Великой Отечественной войне и других войнах, которые пережила наша страна. Диаметр барабана главного купола составляет 19,45 метра в честь года окончания Великой Отечественной войны (1945 год). Высота звонницы – 75 метров, что символизирует 75-летие Победы в 2020 году.

Память о 1 418 днях, которые длилась война, заложена в высоте малого купола (ровно 14,18 метра). Также на территории комплекса создана галерея «Дорога памяти» длиною 1 418 шагов. С помощью технологии микрофотографии галерея будет оформлена десятками миллионов фотографий участников Великой Отечественной войны.

Глава художественного совета по строительству храма, председатель Экспертного совета РПЦ по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Леонид Калинин рассказал Москве 24, что за полтора года такой храм практически невозможно было построить. Только над одними мозаиками трудилось около 300 человек. «Строители настолько влюбились в храм в процессе строительства, что старались сделать все идеально и довести до совершенства даже мельчайшие детали», – рассказал протоиерей Леонид Калинин.

Фото: Москва 24/Антон Великжанин

Земля воинских захоронений

У основания «Дороги памяти» насыпана земля, взятая во всех странах (!) с воинских захоронений советских бойцов, павших на полях Второй мировой.

В ознаменование празднования 75-летия Победы, по всей нашей стране, а также в ряде государств была проведена символическая выемка части грунта. Благодаря этой земле, взятой с могил наших солдат, павших в боях за Родину, каждая семья, у которой старшее поколение сражалось с фашизмом, будет чувствовать свою причастность к подвигу пращуров.

Справка

Землю собирали даже в далёком Заполярье — в частности, на острове Белый, где в составе внутреннего конвоя погибло более 350 гражданских лиц от атаки немецкой подлодки.

Сбор земли проводился повсеместно вплоть до Азербайджана и Абхазии, от Калининграда до Владивостока и всего Приамурья. Землю взяли и из самого высокогорного захоронения павших воинов — в Кабардино-Балкарии, у подножья Эльбруса.

Отдельный кисет был доставлен из Донбасса, с кургана Саур-могила, удержание которого Гитлер считал — ни мало ни много — ключом ко всей войне!

Справка

Важно отметить, что на этой роковой высоте внуки погибших во Второй мировой приняли свой последний бой, защищая свою землю от войск Киевской хунты.

Храм в Кубинке — это не только дань уважения предкам, купившим дорогой ценой нашу жизнь и свободу. Прежде всего, он символизирует наш православный союз с Небесами и Высшую Благодать, осиявшую Россию.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector