2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какой чудесной силой наделена икона Божьей Матери «Вифлеемская»

Какой чудесной силой наделена икона Божьей Матери «Вифлеемская»

О том, как и когда была написана Вифлеемская икона, исследователям достоверно неизвестно. Богословы придерживаются мнения, что авторство принадлежит евангелисту Луке, бывшему современником Богородицы. Он писал скорее портреты, а не канонические образы, а потому все его произведения отличались поразительной схожестью с реальным человеком. На суд Пресвятой Деве Лука принес три изображения, и только одно из них пришлось по нраву Божьей Матери. Картина была настолько прекрасна, что Богородица благословила ее, призвав всех верующих молиться этому лику.

Вифлеемская икона Божьей Матери

Во второй половине V века, когда Византия подверглась нападениям скифов, Вифлеемская икона явила первое свое чудо. Чтобы спасти Константинополь от вражеского нашествия, императрица Евдокия, супруга императора Феодосия, привезла святой образ в город. Небесная Заступница была милостива к молящимся и помогла столице устоять. После чудесного спасения святыню поместили во Влахернский храм, где она пробыла вплоть до Х столетия.

На территорию России икона попала в 988 г. Император Византии Василий II даровал чудотворный лик князю Владимиру, приурочив свой подарок к случаю Крещения Руси. Историки полагают, что образ более 400 лет украшал иконостас Софийского собора (г. Великий Новгород). К сожалению, дальнейшая судьба великого произведения Луки неизвестна.

По мнению некоторых исследователей, автором богородичной иконы был русский иконописец, живший при дворе Романовых. Он создал ее специально по заказу царя, который позже даровал святыню базилике Рождества (г. Вифлеем). Достоверно известно, что лик Божьей Матери был украшен тканью от наряда княгини Елизаветы, которая на тот момент была тяжело больна. Во время работы над образом княгиня чудесным образом излечилась от недуга, а вскоре совершила паломничество на святую землю.

Сегодня чудотворной иконе можно поклониться в Вифлеемской церкви Рождества Христова. Находится образ на стене пещеры, где родился Спаситель. Деревянный киот со святыней располагается по правую руку от входа. Лишь единожды богородичный лик покидал израильскую землю, когда его вместе с Благодатным Огнем доставили в Украину для совершения торжественного пасхального богослужения. Тем не менее православная церковь ежегодно отмечает день почитания чудотворного образа, который приходится на 28 августа. Считается, что молитвы, вознесенные в праздничную дату, обладают наибольшей силой.

Икона Божьей Матери находится в базилике храма Рождества Христова в Вифлееме

Римское святилище

Разумеется, католические и православные храмы начали строить в Иерусалиме и Вифлееме гораздо позже распятья и вознесения Христа. Во втором веке римляне возвели над местом его рождения храм, посвященный Адонису. Этот бог, наряду с Персефоной, считался олицетворением смены времен года. Конечно, языческий храм на месте рождения основателя новой религии, с точки зрения верующих христиан – это не очень хорошо. Однако именно благодаря этому сооружению, вифлеемская пещера была сохранена для потомков.

Культурная ценность

Серебряная звезда, отмечающая место рождения Иисуса, была украдена в 1847 году. Некоторые верующие утверждают, что этот роковой знак предвещал (или даже вызвал напрямую) разгромную Крымскую войну против Российской империи.

Храм Рождества Христова в Вифлееме является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Этот храм также включен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, находящихся под угрозой.

Турецкая оккупация

В 1500 годах Вифлеем завоевали турки-османы. С начала 16 и до 20 века Вифлеем, Святая Земля, Иерусалим входили в Османскую Империю. Несмотря на мусульманское владение, паломники попадали в Святые места свободно. Но в 1831-41 годы доступ в Вифлеем был закрыт Муххамедом Али (египетским правителем), под контролем которого находился город в течение десяти лет. Россия вступила в Крымскую войну с Османской империей в 1853—1856 годах, поводом послужил отказ предоставить Российской империи руководство христианскими храмами на Святой Земле.

Паломники в Вифлееме на Рождество. Фото 1890 года.

РОЖДЕСТВО НА СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ

Подготовка к Рождеству Христову начинается на Святой Земле задолго до наступления самого праздника. В городах, где живет много христиан (в Вифлееме, Назарете, Хайфе и Яффе, а также в христианском квартале старого Иерусалима), уже с конца ноября на улицах, в магазинах, торговых центрах и кафе устанавливаются елки. В остальных городах и селениях Израиля вы не встретите никаких признаков приближающегося Нового года и Рождества Христова: елка здесь вне закона как явное свидетельство и напоминание о пришествии в мир Спасителя.

С новым… Сильвестром

В еврейских ортодоксальных СМИ постоянно звучат призывы к местному населению ни в коем случае не праздновать этот день как языческий, не устанавливать елки и прочие украшения. В последние десятилетия советские репатрианты завезли в Израиль светские обычаи празднования Нового года. Но широко ни этот праздник, ни тем более Рождество не отмечаются. Первый январский день в Израиле называется «Сильвестр». Разумеется, не в честь актера Сталлоне, а в память святого, которую совершает в этот день Католическая церковь (Православная – днем позднее). Православные же арабы и греки Новолетие празднуют по церковному календарю, то есть 1 сентября.

Главная подготовка к Рождеству начинается с праздника Николы зимнего – 19 декабря. В тот день дети из православных семей непременно получают в храмах подарки – как бы из рук самого святителя Николая, которого тут очень почитают. А в течение последующей недели Вифлеем и окрестности объезжают «волхвы» – наряженные в старинные одежды всадники на верблюдах.

Икона, известная как «Богородица улыбающаяся», из пещерного Храма Рождества Христова в Вифлееме.
Это единственный образ Божией Матери с улыбкой на лице

Православные христиане – арабы, русские, украинцы – как правило, соблюдают Рождественский пост, причем миряне постятся не менее строго, чем монашествующие. Если в это время зайти в какой-либо дом арабской православной семьи и случайно заметить скоромную пищу на столе, то хозяева будут в смущении страшно извиняться и оправдываться, что они, конечно же, постятся, но просят прощения: у них, мол, либо кто-то сильно болящий, либо беременная, либо кормящая мать.

Читать еще:  Зачем молиться, если на все Воля Божия

В целом христиан на Святой Земле осталось не так много: в прошлом веке арабы активно эмигрировали. Поэтому оставшиеся стараются держаться вместе. И, поскольку католиков все же больше, православные охотно принимают участие в праздновании католического Рождества – 25 декабря.

При этом характерно уважение, которое выказывают католики к православным: у вас пост, поэтому примите от нас постное угощение.

Незадолго до Рождества Христова в Вифлеем на свой фестиваль собираются православные скауты. Их отряды есть при каждом приходе и каждой православной школе, и различают они друг друга по цвету формы (юбки, брюки, рубашки, галстуки и головные уборы – как правило, береты). В некоторых отрядах в память о временах британского правления 1917–1948 годов юноши надевают килты – подобие юбок шотландских воинов.

Конечно же, на общественных мероприятиях православные скауты «вооружены» музыкальными инструментами. На скаутский смотр-парад в Вифлеем могут собираться до двух тысяч молодых людей, их родители и друзья-прихожане. В это время в городе перекрывают движение автотранспорта.

В дни Святок проходят многочисленные праздничные мероприятия. Обязательно посещают стариков, детские дома и приюты в эти дни. В православных храмах собираются приходские благотворительные комиссии и распределяют пожертвования – для малоимущих, на основные нужды или, например, кому-то постановляют оплатить обучение в школе.

Генеральная уборка в Вифлееме

На Рождество православные христиане на Святой Земле обычно оставляют свои приходы и съезжаются в вифлеемский храм Рождества Христова на продолжительные службы сочельника и ночную Литургию.

В приходских храмах праздничная служба не отменяется, но совершается тихо и скоро, как правило, безлюдно, чтобы не оставить храм в этот день без богослужения.

В монастырях служат по уставу без особых изменений. На праздник братия обычно остается в обители, а настоятель или его представитель выезжает на Патриаршее богослужение.

Также традиционно незадолго до праздника члены Русской Духовной Миссии в Иерусалиме совершают соборное богослужение в пещере Рождества Христова, куда собираются наши паломники, монахини и трудники Горненского монастыря.

Заслуживает внимания еще одна местная традиция – генеральная уборка храма Рождества Христова в Вифлееме, куда по возможности собираются все клирики и монашествующие Иерусалимского Патриархата 28 декабря каждого года. После уборки священники совместно трапезничают и общаются в предвкушении предстоящего праздника.

По свидетельству местных жителей, сама по себе уборка остается как бы на втором плане, ведь главное – братское общение.

Иногда, правда, радостное греческое духовенство может устроить незлобную драку с армянскими священниками, которые также владеют частью этого храма. Но не со зла, а больше из «священного озорства» ради утверждения Православия.

Восток – дело тонкое, и люди здесь совсем другие. Но Христос – един для всех, и Рождество Его все равно помирит всех!

Отмечу еще одну особенность Святой Земли. Как подчеркивают местные православные, есть определенная милость Божия в том, что разные конфессии отмечают Рождество Христово в разные дни: католики – 25 декабря по новому стилю, православные – почти через 2 недели, 7 января (25 декабря, но по старому стилю), а армяне по древней традиции – 19 января, в один день с праздником Богоявления.

Несмотря на догматические расхождения, в отношении взаимных поздравлений и приветствий с торжеством Рождества Христова никаких затруднений не возникает.

Рождество для местных жителей – очень живой и семейный праздник.

Все ходят друг к другу в гости, собираются целыми семьями в доме матери семейства (а семьи бывают очень большие – до сотни человек). В течение двух-трех праздничных дней считается необходимым посетить всех родственников.

Колядки и василопита с запеченными монетками

Дети, особенно учащиеся школы Греческой Патриархии на Сионе, в святочные дни обходят кельи насельников и дома прихожан с пением колядок, собирая угощение. Колядки здесь в основном западного толка – переводные с английского и немецкого языков рождественские carols.

В русских храмах поют наши привычные колядки, чаще по-украински. Ведь большую часть прихожан храмов Русской Духовной Миссии составляют переехавшие на постоянное жительство в Израиль украинцы.

У арабов же и греков существуют колядки разные: рождественские отличаются от богоявленских. С последними духовенство местных православных храмов по традиции обходит дома прихожан после праздника Богоявления для окропления домов святой водой.
Обычно священство определяет очередность и время, когда и кто идет по домам, уделяя этому занятию первую половину дня.

В течение Святок по обычаю Православного Востока главный праздник – память святителя Василия Великого, которая отмечается очень торжественно. В этот день в храмах совершается освящение василопиты. Это новогодний греческий пирог, который по традиции запекается с монеткой на счастье.

Как Рождество празднуют в Иерусалимском Патриархате

Накануне праздника в Храме Гроба Господня в Иерусалиме совершаются царские часы. После богослужения от Храма движется большой крестный ход во главе с Иерусалимским Патриархом, вместе с которым идут духовенство и многочисленные верующие, в том числе скауты. Процессия останавливается у Яффских ворот. Здесь Патриарх и духовенство садятся в автомобили и проезжают 10 километров до Вифлеема. По всей дороге останавливается движение, на каждом перекрестке в почетном карауле стоят израильские полицейские (среди них немало православных христиан – как арабов, так и русско­язычных). Кортеж останавливается около монастыря Пророка Илии за пару километров от Вифлеема. Здесь Патриарха встречают старейшины арабских православных приходов и общин. В монастырском соборе совершается непродолжительный молебен. После трапезы Патриарх направляется дальше в Вифлеем. От монастыря его сопровождает конный квартет всадников израильской полиции. Около гробницы праматери Рахили на границе, где Израиль и территорию Палестинской автономии разделяет шестиметровая бетонная стена, Патриарха встречают палестинские джигиты, тоже на лошадях. Духовенство в это время объезжает город по окружной дороге, чтобы заранее прибыть в храм ко встрече Предстоятеля.

Храм Рождества Христова в Вифлееме

На площади перед храмом Рождества Христова Патриарха приветствуют вифлеемский губернатор, духовенство и верующие. Начинается парад скаутов, который может продолжаться пару часов. После него Патриарх с сопровождающими входит в храм с пением рождественского тропаря. Начинается вечерня и Литургия Святителя Василия Великого. Служит ее только один священник, все остальные вместе с Патриархом молятся в храме. Прихожане (обычно их немного) причащаются Святых Таин. Как правило, после начала богослужения большинство простых верующих расходится до ночной службы.

Читать еще:  Папа Римский призвал христиан к единству

Литургия заканчивается примерно к четырем часам дня. После нее в Тронном зале всем предлагается постное угощение – обычно традиционный для сочельника фасолевый суп с рисом без масла.

Около 22.30 в храм снова прибывает Патриарх. Вместе с Предстоятелем Иерусалимской Церкви в крестном ходе по давней традиции участвует местный англиканский епископ. Утреня совершается в верхнем храме над пещерой Рождества, а ирмосы рождественского канона «Христос раждается, славите» Патриарх с духовенством спускаются петь в вертеп к Вифлеемской звезде – месту, где Матерь Божия родила Спасителя мира. Во время пения в вертепе рядом с Патриархом ставят красивое кресло для руководителя Палестинской автономии, который «заочно присутствует» на богослужении.

После утрени сразу совершается Литургия, причем Патриарх служит в верхнем храме. В пещере Рождества в это же время на престоле над местом Рождения Спасителя Литургию совершает один из епископов Иерусалимского Патриархата. Он заканчивает службу раньше Патриаршей и присоединяется к духовенству в верхнем храме.

Затем в Патриаршем зале всем священнослужителям и почетным гостям предлагается довольно скромное угощение: немного вина, кофе и сладости. И все разъезжаются по домам поздравлять свои семьи и славить родившегося Богомладенца Христа.

Рецепт

Чечевичный (фасолевый) арабский суп для Рождественского сочельника

На стакан коричневой чечевицы или мелкой фасоли – 2 литра воды, лук, морковь, соль, перец, зира, зелень петрушки по вкусу.

Бобы сварить до мягкости. Лук и морковь мелко натереть на терке, при желании обжарить в масле. Овощи добавить к бобам и варить до полного размягчения чечевицы или фасоли. (В Израиле, бывает, бобовые супы нарочно томят на маленьком огне до 18 часов. Следовать ли этой традиции, зависит от ваших возможностей и наличия свободного времени.) Добавить соль, перец, зиру, зелень петрушки. Готовый суп при помощи блендера довести до консистенции пюре. Подавать в Рождественский сочельник с хлебными сухариками.

Протоиерей Игорь Пчелинцев, ключарь подворья Праведной Тавифы в Яффе

Настоящие чудеса внутри храма

Церковь Рождества Иисуса Христа

Перед самым входом в Пещеру Рождества расположена красивая икона, на которой представлен лик Пресвятой Девы Марии, нежно и тихо улыбающейся, прижимая к груди своего младенца. Она изображена безгранично счастливой, так как еще совсем не знает, сколько страданий выпало ему перенести. Эта икона – особая ценность храма, она считается чудотворной и миллионы женщин с разных стран мира, которым не удается познать счастья материнства, приезжают сюда, молить Богородицу о помощи. Светлая и нежная улыбка Девы Марии успокаивает их и вселяет в сердца надежду.

Сохранился в Святом Вертепе старый колодец, в который по преданью упала Вифлеемская звезда. Говорят, что ее отраженный свет до сих пор видится тем, кто продолжительное время смотрят в его глубь.

Особенным местом здесь является алтарь Ясел, находящийся именно там, куда Богородица положила только что рожденного сына, а также дары, преподнесенные волхвами будущему Царю мира. Сегодня в этом алтаре лежит восковая скульптура младенца. Нередко паломникам приходится часами стоять, чтобы пройти именно в это святилище.

Еще одно чудо в базилике Рождества Христова – взгляд Иисуса, лик которого нанесен на одну из колонн колоннады. Одним, проходящим мимо, видятся открытые глаза Спасителя, а другим – закрытые. На первый взгляд — интересный оптический эффект, но как тогда объяснить, что в 1998 году прихожанам посчастливилось наблюдать слезотечение лика? Об этом событии много писали в прессе.

Лавра Саввы Освященного

Лавра преподобного Саввы располагается на территории пустыни Иудейской, в долине Кедрон. Ее второе название — монастырь Мар-Саба. Лавра преподобного Саввы — это мужской греческий монастырь в Палестинской автономии. Основан в V веке и освещен Саввой Освященным.

В прошлые века Мар-Саба был одним из наиболее густонаселенных монастырей, так как мог себе позволить вместить большое количество монахов. Ранее на территории лавры проживало пять тысяч монахов, в наши дни здесь проживают всего лишь двадцать монахов. Савва был отшельником, аскетом и глубоко верующим, поэтому первой постройкой в пустыне была церковь. С течением времени к нему начали подтягиваться ученики и селиться возле него. Так и начала расширяться лавра. В начале VII века на монастырь напали персы, уничтожили значительное количество построек и убили монахов. Их нетленные мощи и черепа до сих пор хранятся в усыпальницах.

Лавра Саввы Освященного – одно из немногих мест, куда не добрался прогресс. Монахи сознательно отказываются от многих благ цивилизации. Так, например, свет в Лавру не проводят и в наши дни, монахи пользуются свечами и керосиновыми лампами. За все XVI веков, что существует лавра, в нее ни разу не ступала женская нога. Как рассказывают местные легенды, даже мать Саввы жила далеко от территории лавры. Савву и его молитвы считали святыми — после долгих молитв прп. Саввы из камней, располагавшихся возле лавры, начал бить ключ, который не пересыхает до сих пор.

Координаты: 31.70874600,35.33220300

А вам интересно знать насколько хорошо вы знаете достопримечательности Вифлеема?

История базилики

Византийский период

Базилика Рождества была заложена святой императрицей Еленой во время её паломничества в Святую землю в середине 330-х гг. Согласно Евсевию Кесарийскому:

…воздвигла она поклоняемому Богу два храма: один при пещере рождения, другой на горе вознесения, ибо Эммануил (с нами Бог) благоволил родиться для нас под землей, и местом плотского его рождения евреи признают именно Вифлеем. Посему, благочестивейшая василиса всячески украсила эту священную пещеру и почтила дивными памятниками бремя Богородицы. А спустя немного, ту же самую пещеру почтил своими приношениями и василевс, к щедротам своей матери присоединив золотые и серебряные дары и различные завесы.

Место, которое выбрала Елена, напрямую не указано в Евангелиях, о некой пещере рассказывает лишь апокрифическое Протоевангелие Иакова.

Серебряная звезда — место рождения Спасителя мира Israel Travel Guide, CC BY-SA 3.0

Впервые о пещере в Вифлиеме написал Ориген около 247 г., он утверждает что Христос родился в самом городе (другие авторы, например Иустин, помещали пещеру в окрестностях Вифлеема или на полпути из Иерусалима) и местом Рождества называет пещеру, которую жители показывают паломникам.

Читать еще:  Назначен новый глава Тираспольcко-Дубоссарской епархии

Данный храм, как и ряд других, построенных императором Константином в Святой земле, по свидетельству Евсевия Кесарийскиого и Кирилла Скифопольского, имел целью не проведение богослужений, а создание возможности каждому увидеть места евангельской истории.

Однако паломница Сильвия (Этерия) (конец IV в.) в своих записках о паломничестве в Святую замлю сообщает, что в четверг Светлой седмицы из Иерусалима верующие идут в Вифлеем для всенощного бдения, отмечая, что оно совершается в церкви, где «находится пещера, где родился Господь».

Базилика Константина была уничтожена пожаром в 529 г. в ходе восстания Самарии, о чём свидетельствуют результаты археологических раскопок 1934—36 г. В целом вифлиемская базилика Константина повторяла общие черты храма Гроба Господня.

Чтимая православная Вифлеемская икона Божией Матери, находится около южного входа в пещеру Рождества Israel Travel Guide, CC BY-SA 3.0

В период правления императора Юстиниана Савва Освященный направил ему прошение о восстановлении базилики. Построенный Юстинианом храм сохранился во время персидского нашествия (612—629 гг.), о чём сохранилась легенда, известная с IX века:

Святая Елена распорядилась украсить церковь с западной стороны мозаикой, изображающей Богоматерь с Младенцем на груди и поклонение волхвов. …Персы, по их прибытию в Вифлеем, были поражены картиной персидских волхвов-астрологов, их соотечественников. Из-за благоговения перед предками они сохранили церковь.

При завоевания города халифом аль-Хакимом в 1009 г. базилика также не пострадала так как мусульмане почитали место рождения Христа (южный трансепт храма был ими отделён и использовался как мечеть).

Период крестовых походов

В византийский период базилика представляла собой церковь-мартирий и не имела епископской кафедры. В период Иерусалимского королевства базилика стала кафедрой латинского епископа Вифлеема и Аскалона (с 1100 г.). В 1100 г. в праздник Рождества в ней был коронован Балдуин I, а в 1118 г. — Балдуин II. В этот период базилика Рождества была описана многочисленными паломниками XII—XIII в.

В XII в. базилика была окружена зданиями монастырей, а также оборонительной стеной с прямоугольными выступающими башнями.

После завоевания Вифлеема армией Салах-ад-Дина (1187 г.) латинский епископ и клир были изгнаны из базилики. Через пять лет разрешение вернуться в храм получили два католических священника и диакон, но сам храм был отдан мусульманскими властями представителям Сирийской православной церкви.

В 1229 г. Вифлеем вновь перешёл под контроль франков.

Из-за постоянных войн в 1244 г. базилику осквернили тюрки-хорезмийцы, а в 1263 г. был уничтожен один из монастырей примыкавших к храму.

В 1266 г. мамлюкский султан Бейбарс I вывез в Каир мрамор и колонны.

С 1271 г. Вифлеем опять стали посещать католические паломники, с 1277 г. им позволили совершать богослужения.

С 1347 г. католическая церковь в базилике была представлена орденом францисканцев, которые по настоящее время владеют престолом в приделе Яслей пещеры Рождества.

Греческая церковь с 1244 г. владеет главным алтарём базилики и мужским монастырём у её южной стены.

Османский период

После завоевания Палестины Османской империей права христиан на базилику Рождества ограничены не были. С разрешения властей храм неоднократно ремонтировали: в 1479 г. была положена свинцовая кровля, выполненная на деньги английского короля Эдуарда IV, в 1670–71 гг. кровлю ремонтировали греки, также установившие в базилике новый иконостас (заменён на новый в 1764 г.).

Землетрясение 1834 г. и пожар 1869 г. привели к повреждениям интерьера пещеры Рождества и вызвали необходимость ремонтных работ.

От российских императоров Александра III и Николая II в храм неоднократно направлялись пожертвования (колокола, паникадила).

Внутреннее убранство

Одной из наиболее выразительных и запоминающихся особенностей базилики являются её знаменитые колонны. Большинство из колонн в верхней своей части сохранили древние росписи. Более того, галерея святых, представленная в храме, является одной из наиболее полных в истории византийской живописи того времени. Датированные надписи, сохранившиеся на двух колоннах (1130 и 1169 гг.) показывают, что они создавались в эпоху крестоносцев [12] . Живопись по стилю чисто византийская, большинство имен написаны как по-гречески, так и по-латыни. Порядок изображений не обнаруживает какого-либо богословского замысла [13] .

В мраморном полу храма в нескольких местах видны деревянные крышки люков, прикрывающие фрагменты древнейшего мозаичного пола, сохранившиеся от первоначальной базилики времён Константина и Елены. В одном из них, слева от ступенек, ведущих к алтарю, на цветной мозаике с типичным свастическим орнаментом и другими геометрическими фигурами в маленьком квадрате посередине видна греческая надпись: греч. ΪΧΘΥΣ . Это греческое слово, означающее в переводе «рыба», использовалось в раннехристианской символике как аббревиатура: «Иисус Христос Божий Сын Спаситель» [2] .

Система росписей боковых стен включала пять рядов, симметрично отражающих друг друга. В нижнем ряду изображалось родословие Христа: согласно Евангелию от Матфея на южной стене и согласно Луке — на северной. Над лентой орнамента вдоль южной стены располагались композиции семи Вселенских Соборов — с надписями о догматическом достоинстве каждого из них. Симметрично на северной стене были изображены шесть Поместных Соборов. Затем вновь шла лента орнаментов и над ней, в проёмах между окнами, — Ангелы, следующие в торжественной процессии лицом к алтарю и славословящие Рождество Христово. Полностью сохранилось лишь изображение Второго (Константинопольского) Вселенского Собора. Каждый из Соборов представлен символически сонмом святых отцов-епископов. Каждый из шести Поместных Соборов был представлен символически изображением церкви и городских башен с названием города над ними. В силуэт каждой церкви вписано соответствующее соборное постановление. Каждая из шести мозаик с Поместными Соборами совпадает по размерам с расстоянием между колоннами и отделена от другой декоративным панно тех же размеров. Мозаики в северном и южном трансепте сохранились ещё более фрагментарно. В северном трансепте можно видеть «Уверение апостола Фомы» и «Вознесение Господне», в южном — «Вход Господень в Иерусалим». В алтаре сохранились лишь небольшие фрагменты мозаик — геометрический орнамент на северной стороне и две надписи (на латинском и греческом языках) — на южной [14] .

Внешние видеофайлы
Панорамное видео 360° (2016 год) (англ.)
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector