4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Икона «Всех скорбящих Радость»: От скорби — к радости

Содержание

Среди чудотворных образов Царицы Небесной особенно близка сердцу православного человека икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Это неудивительно, ведь многие на протяжении жизни проходят через лишения и трудности, скорби и печали, болезни и немощи. Уже в одном имени этой иконы заключено утешение. Мы обращаемся к Богородице, которая спешит на зов о помощи, поддерживая нас в испытаниях, утирая слезы плачущих и даря надежду.

Проблемы со здоровьем

Если у вас проблемы со здоровьем и нужно набраться сил, в том числе и духовных, — обратитесь к святым, помогающим в болезнях. Но помните, что молитвы не заменяют визиты ко врачу, а дополняют их.

Великий Иоанн Предтеча, или Креститель, помог огромному количеству людей, чему свидетельством стала посвященная ему книга благодарностей, хранящаяся в часовне Иоанно-Предтеченского монастыря.

  • Фрески затопленного монастыря, которым больше 350 лет
  • Фрески разрушенных храмов: 7 экспонатов Музея имени Андрея Рублева
  • Маршрут по Суздалю: кремль, колокольни и монастырские пирожки

Святой Симеон Верхотурский жил в XVII веке в селе Меркушино на Урале. Многочисленные исцеления людей стали происходить на его могиле. С XVIII века мощи святого Симеона хранятся в городе Верхотурье. А путешественники обращаются к иконе святого Симеона с просьбой уберечь от опасностей в пути.

Целительные свойства иконы Богоматери «Троеручица» известны во всем мире: говорят, что она обладает даром излечивать многие заболевания и избавлять от печали.

Чудеса Казанской иконы Божьей Матери: кому помогает

Казанскую икону Божьей Матери уже несколько столетий считают чудотворной, а молитвы к ней — судьбоносными

Казанская икона Божией Матери — одна из самых любимых в России. Ни одна из икон Богородицы, почитаемых в Русской православной церкви, не распространена в таком количестве, как Казанская.

Праздник Казанской иконы Божией Матери отмечается дважды в году — 21 июля (8 июля по старому стилю) — в память явления иконы Пресвятой Богородицы в Казани, и 4 ноября (22 октября по старому стилю) — в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году.

Иконография Казанской иконы

Иконографически Казанскую икону принято относить к сокращенному оплечному (изображение по плечи) варианту Одигитрии, что в переводе с греческого означает «Путеводительница». В этом названии заложен определенный глубокий смысл.

Пресвятая Богородица является Путеводительницей людей к Богу. С одной стороны, это выражено в том, что Она является Матерью Господа по плоти, тем самым низводя на людей благодать Божию, заступаясь за них пред Христом. С другой стороны, будучи человеком по природе, Богородица ведет каждого ко Христу.

На иконе фигура Божией Матери представлена фронтально, с небольшим наклоном головы в сторону Богомладенца. Это символ милости, любви, материнской нежности и в тоже время преклонение перед Спасителем.

На одной руке Богородицы восседает Младенец Иисус Христос. Правой рукой Он благословляет Богоматерь, а в ее лице всех христиан, левой — держит свиток, реже — книгу.

Взгляды Божьей Матери и Богомладенца обращены непосредственно на молящегося. Они выражают собой полноту общения двух личностей – Бога и Его творения, человека.

Богословский смысл иконы заключается в ходатайстве о нас Пречистой Богородицы перед сыном – Господом Иисусом Христом. Являясь Матерью Господа и в тоже время человеком по природе, Матерь Божия имеет возможность наиболее сильно молить Своего Сына о каждом из нас.

Обретение чудотворной иконы

В 1579 году через 27 лет со дня взятия Казанского ханства войсками Ивана Грозного и через 26 лет после основания в городе епархии Русской Православной Церкви в Казани произошел страшный пожар. Начался он около церкви Николы и перекинулся на Казанский Кремль .

После этого маленькой девочке Матроне, дочери стрельца Даниила Онучина во сне начала являться Пресвятая Богородица. Божья Матерь повелела 9-летней Матреше пойти на пепелище и откопать свою икону.

Маленькой девочке никто не поверил, но сон повторился во второй и третий раз. Тогда в страхе перед Богородицей дочка вместе с мамой пошли копать в том месте, что привиделось во сне. О, чудо — посреди развалин действительно была найдена икона Пресвятой Богородицы, завернутая в кусок сукна.

Историки предполагают, что икона была зарыта еще до покорения Казани кем-нибудь из христиан, скрывавших веру от мусульман.

Обретенную икону торжественно перенесли в храм святителя Николая, а откуда после молебна с Крестным ходом в Благовещенский собор – первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным.

Сразу стало ясно, что икона чудотворная – во время крестного хода прозрели два казанских слепца Иосиф и Никита.

Список с чудотворной иконы был отправлен в Москву, и царь Иоанн Васильевич повелел построить церковь и женский монастырь на месте явления иконы. Первою инокинею и затем настоятельницею Богородицкого монастыря стала та самая благочестивая девица Матрона.

Казанская икона в российской истории

Смутное время 1598 — 1613

В Смутное время, когда страна была подверглась иностранным захватчикам, а изнутри раздиралась гражданской войной, святитель Ермоген, Патриарх Московского и всея Руси, призвал всех прекратить распри, объединиться перед общей угрозой и собрать ополчение.

Под влиянием речей патриарха в Нижнем Новгороде было сформировано ополчение под руководством князя Димитрия Пожарского и Кузьмы Минина. Вскоре оно начинает двигаться к Москве. В Ярославле к ополчению присоединились казанцы, которые принесли с собой список Казанской иконы Божией Матери. С этого момента Пресвятая Богородица и становится во главе ополчения в качестве духовной руководительницы народа.

Накануне штурма Кремля участники ополчения держали трехдневный пост и молились перед Казанским образом Богородицы. В ночь перед штурмом архиепископу Арсению Элассонскому явился Преподобный Сергий Радонежский. По преданию, он сказал следующее: «Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих, и Россия спасена».

На следующее утро, 22 октября 1612, русские войска штурмом взяли Китай-город, а затем освободили весь Кремль. Три дня спустя ополченцы прошли в Кремль крестным ходом, неся впереди Казанскую икону Божией Матери – главной Заступницы Русской земли.

Именно 22 октября (4 ноября) стал всероссийским днем празднования в честь Казанской иконы Божией Матери с крестным ходом.

Отечественная война 1812 года

В войне 1812 года Пресвятая Богородица стала духовной предводительницей русского народа. Генерал-фельдмаршал Михаил Кутузов молился пред образом Богородицы перед отбытием в действующую русскую армию.

В сражении под Вязьмой 22 октября, в день празднования в честь Казанского образа, русские войска генералов Милорадовича и Платова разгромили арьергард войск французского маршала Даву.

Великая Отечественная война 1941 — 1945

Во время Великой Отечественной чудотворный образ Казанской иконы несли Крестным ходом в осажденном Ленинграде, перед иконой служили молебен в Москве, после чего икона была отвезена в Сталинград. Там где находилась чудотворная икона – враг был разбит.

Чудотворную икону возили на фронт перед важными сражениями.

Похищение иконы

В ночь с 28 на 29 июня 1904 года (по старому стилю) икона Пресвятой Богородицы была похищена из Богородицкого женского монастыря в Казани.

В начале третьего часа ночи одна из послушниц услышала крики о помощи, которые раздавались со стороны колокольни. Кричал сторож монастыря Федор Захаров. Его нашли запертым в подвале собора.

Икона Божьей Матери в дорогой ризе была украдена, а вместе с ней похищены 365 рублей пожертвований.

Преступников удалось задержать по горячим следам. Молодой крестьянин с женой были задержаны в Нижнем Новгороде, куда они попытались скрыться из Казани на пароходе «Ниагара».

При обыске у них были обнаружены драгоценности и частицы украшений с икон Богородицы и Спасителя. Однако самих икон не нашли. По словам свидетелей, иконы были порублены и сожжены в печке.

Казанский окружной суд приговорил воров к 10 и 12 годам каторжных работ. Сторож храма был оправдан.

До сих пор неизвестно, действительно ли иконы были уничтожены. По некоторым версиям, воры продали икону старообрядцам. Кроме того, воры могли украсть лишь список чудотворной иконы, поскольку на ночь ее убирали с иконостаса и заменяли на поддельную как раз на случай воровства.

В 2005-м патриарх Алексий II передал в Крестовоздвиженский храм бывшего Богородицкого монастыря привезенный из Ватикана Казанский образ Божией Матери, туда, где некогда пребывал оригинал.

О чем молятся Казанской Божьей Матери

Казанскую икону Божьей Матери, прославившуюся чудесами, считают чудотворной.

Именно этой иконой венчают молодых, именно ее вешают у детских кроваток.

Перед Казанской иконой Божьей Матери молятся об исцелении глазных и других болезней, о защите дома от беды и пожара, избавлении от вражеских нашествий, благословении молодоженов, рождении детей, семейном благополучии.

Божьей Матери молятся о помощи в трудные периоды жизни, во время уныния, депрессии или сильного горя.

Кроме того, православные верят, что искренние молитвы к Богородице, которая имеет возможность молить Своего Сына о каждом из людей, точно будут услышаны.

Чудеса Казанской иконы

Есть множество свидетельств об исцелении у Казанской иконы. С древности у чудотворного образа и его списков исцелялись незрячие.

  • В казанский храм пришла женщина со слепым ребенком на руках. Мать долго в слезах молилась перед чудотворным Образом Богородицы о прозрении ребенка. И вдруг, в какой-то момент, младенец начал руками трогать лицо матери. Тогда архиепископ повелел принести яблоко, которое младенец стал тут же хватать. Именно тогда все удостоверились, что ребенок прозрел чудесным образом перед иконой.
  • В Смутное время, 18 августа 1612, в день выступления ополчения к Москве, был отслужен молебен, по окончании которого резко переменился ветер: из сильного встречного стал сильнейшим попутным. Летопись сообщает, что от ветра в спину всадники еле держались в седлах. При сражении у стен Новодевичьего монастыря «крылатые гусары» Европы были разбиты и далеко отброшены от Москвы.
  • В Зимнем дворце произошел взрыв 5 февраля 1880. Из под обломков стали вытаскивать погибших и раненых. Там в солдатной караульной находилась икона Казанской Божией Матери. Оклад и стекло разбились, но икона была найдена без следов повреждения.
  • В Великую отечественную войну в госпитале долгое время лежал раненный солдат Никифор Рудин, которому в живот попала разрывная пуля. Ранение было серьезное, и с каждым днем пациенту становилось все хуже. Перед операцией в больнице служили всенощную службу с Чудотворной иконой Божьей Матери. Солдат попросил медсестру поставить свечку и горячо за него помолиться. После этого произошло чудо — из раны пошли обильные выделения гноя, температура спала, боли стихли. После операции он окончательно исцелился.
  • Пожилая прихожанка Богородицкого женского монастыря пришла в храм помолиться перед операцией — она страдала от врожденного порока сердца. Она искренне молилась Богородице об исцелении. Той же ночью ей во сне явилась Дева Мария — она благословила больную и сказала, что все беды ее закончились. На обследовании выяснилось, что в операции нет необходимости, и женщина за короткое время полностью избавилась от болезни.
Читать еще:  Текст службы Великой Пятницы

Церкви Казанской иконы Божией Матери

Казанский собор на Красной площади
Самый знаменитый Казанский храм построен в первой половине XVIII века при царе Михаиле Федоровиче Романове. Собор много раз перестраивали, но он всегда оставался одним из самых главных храмов Москвы. Здесь хранился чудотворный список Казанской иконы, который перед этим помог народному ополчению во главе с Мининым и Пожарским изгнать поляков из Кремля.

В 1918-м чудотворная икона была украдена, а в 1936-м уничтожен сам храм.

какое-то время на ее месте был общественный туалет.

В 1990-1993 Казанский собор отстроили заново по сохранившимся фотографиям и рисункам.

Казанский собор в Петербурге

Один из символов Петербурга начали строить в 1801-м в присутствии императора Александра I.

Казанский собор стал памятником победы русского народа в войне 1812 года.

В 1932-м храм закрыли, чуть позже здесь открылся музей религии и атеизма. Верующие смогли совершить литургию в соборе лишь в 1991-м.

Главная святыня собора — чудотворная икона Казанской Пресвятой Богородицы.

Казанская церковь в Коломенском

Храм построен в первой половине XVII века.

Главная святыня — икона Божией Матери Державная. Она явилась 15 марта 1917 в подвале Вознесенского храма в Коломенском в день отречения от престола Николая II. В советский период икона хранилась в запасниках Исторического музея. В 1990-м образ передали в Казанскую Церковь в Коломенском.

В храме также есть список с чудотворной иконы Казанской Божией Матери.

Казанская церковь в Казанском монастыре

Это место, где икона Казанской Божией Матери явилась в 1579-м девочке по имени Матрона. Почти сразу был заложен Богородицкий женский монастырь.

При советской власти монастырь был закрыт. Восстановление святыни началось в 1994-м, а сама обитель с 2005-го стала мужской. В наши дни начали заново строить храм в честь Казанской иконы Божией Матери. 21 июля 2016 Патриарх Кирилл освятил место для нового храма.

Описание иконы «Всех скорбящих Радосте» с грошиками

Этот образ имеет отличие от иконы «Всех скорбящих Радосте», с которой делали список. В отличие от первообраза Матерь Божия изображена без Богомладенца. Но смысл тот же – Пресвятая Богородица помогает просящим Ее о помощи, нищим, больным, голодным, раздетым, странникам. Голова Ее повернута направо, руки подняты к верху. На голове – белый омофор. В одном варианте правой рукой Она держит скипетр, как символ власти, а левой подает хлеб ангелу, который отдает его нищим.

Вокруг Пречистой находятся ангелы, которые одевают раздетых, кормят голодных, уговаривают молиться Пресвятой Богородице, утешают больных. Стоит Она на облаке (в другом варианте – на возвышении). За Ее плечами – снопы хлеба, в другом варианте – горы. Наверху – надписи, слова из тропаря иконе: «нагим одеяние, больным исцеление, обидимым Заступница, алчущим Кормительница».

В самом верху иконы изображен благословляющий с небес Господь Вседержитель. Вокруг лика Богоматери расположены одиннадцать монет (двенадцатая упала с иконы).

Случаи исцеления от иконы

Самым первым исцелился от чудотворного образа отрок Николай Грачев. У него были приступы эпилепсии, и он тяжело страдал. Однажды ночью он услышал во сне голов святителя Николая Чудотворца : «Поезжай в часовню, где стоит икона с монетами, и от нее исцелишься». Так и произошло. Отрок поехал в часовню, приложился к иконе и выздоровел.

Потом получила исцеление жена Писаря по имени Вера. У нее пропал голос вследствие чахотки горла. Ночью она услышала голос, велевший ей ехать в часовню. Утром Вера поехала, приложилась к чудотворной иконе и выздоровела навсегда.

Есть и другие многочисленные случаи исцеления по молитвам к Пречистой возле этой иконы.

Дни празднования иконы

Праздник иконы «Всех скорбящих Радосте» с грошиками отмечается только раз в году:

  • 5 августа по новому стилю.

Фильм про церковь иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радосте (с грошиками)

Она – в столичном граде, но не вхожа в Летний Сад и на «бульвар» — Невский проспект, где гуляют «благородные кавалеры с дамами». Её не пускают туда – как не пускали и блаженную Ксению… Её место – на рабочей окраине, и всё её имение роздано нагим, больным и нищим, которых нашла она на дорогах и под изгородями (Лк.14:23).

Всех их, забытых и брошенных, нищих и бомжей, не умеющих жить, и прочих лузеров, которых не пускают «на бульвар», призывает, зовет Церковь, убеждает придти и наполнить дом Сына Божия, придти на брак и вечерю великую.

Она зовет всех вкусить хлеба и вина Премудрости (Притч.9:1-6)– и раздает воду жизни даром (Откр. 22:17). Прост наряд её – так же просто одевались царственные и благородные жены и вдовы, когда навещали в приютах и госпиталях больных и раненых.

Церковь – нищая странница в мире –

Как скала, как стрела — от алеф и до тав,

по кирпичным дорогам, по тропам меж трав,

среди странствий своих ткёт червленую нить,

смеет тварей Господних с ладони кормить —

что о крыльях, копытах и многих очах,

что поя, вопиют, и взывают, крича,

бесприютна, бездомна, седа и юна,

неприступная, словно в огне купина….

…Удар молнии в кружку с грошиками, принесенными как пожертвование, вдовицами и бедняками в храм, — как сияющее явление Бога Живого в нищете этого мира с его роскошными садами и бульварами, камением и зданиями (Мк.13:1). Ведь Христос Воскресший, несущий раны от смерти Крестной на теле Своем, тоже сравнивается в византийских гимнографических текстах с молнией.

Древние верили, что от удара молнии в раскрытые створки раковины, лежащей на самой глубине вод морских, вод бездны, таинственно зарождается жемчуг, и этот образ приводил преп. Ефрем Сирин, когда говорил о таинственном Рождестве Сына Божия. Рожденный от Духа Свята и Марии Девы, Он пришел для того, чтобы потом путем крестным сойти во ад и божественной молнией осветить его темные, беспросветные глубины. Он осветил все его углы, ища человека – каждого человека, без сарказма Диогена, но с величайшим состраданием к людям – потерянным неудачникам перед Богом Живым.

Для Бога неважно, что люди стали неудачниками, и, промахнувшись, (а грех – это по-гречески «промах», «амартия») не попали в цель. Он стал совершенным Человеком, Он попал в цель вместо них – чтобы никто более не промахивался. Новое человечество собрано вокруг Него – символом этого были двенадцать Его апостолов, символизировавшие двенадцать колен Израилевых.

…Икона Богоматери, висящая на шнурке, от удара грома опустилась со стены вниз, к людям, и двенадцать монет остались навек запечатленными на ней. На главе Богоматери – белый плат. Церковь Его – та жемчужина, за которую все отдал Сын Божий (Мф.13:45; Филипп. 2:7)

И обрёл Он Церковь Свою, и она возлюбила Его, и странствует, нищая, за Ним, Нищим Странником – куда бы Он ни пошёл (Откр.14:8).

И копейка с изображением святого великомученика Георгия Победоносца, та самая, которую –единственную! – брала в милостыню блаженная Ксения, бездомная странница Петрова града, есть символ победы Христа и свободы Его Невесты – Церкви.

Здесь нет больше разделения на тех, кого пускают в Летний Сад, и кого гонят прочь – ибо здесь во всём и везде Христос Бог, разрушающий все преграды.

Она, Церковь Его, взирает на барыню и нищенку, на бомжа и менеджера, приходящих к Нему в своей великой беспросветной нищете. И раздает она, Церковь, Христа – ибо ничего у нее нет, лишь только Сам Христос, Сын Божий.

Освободив потоки вод,
Замки срывая с рек,
Он собирает хоровод,
Неистовый Хорег!

Но кто за Ним дерзнет пойти,
Сквозь свет и синеву –
Пить от потока на пути
И вознести главу?

Подаст Он ланям водопой,
Замки срывая с рек –
Веселый Странник, Бог Живой,
Убитый Человек.

Но – посмотри! – средь света дня
Зовет Он в хоровод!
Не опалит Его луна,
И солнце не ожжет.

Лишь Серафим со взмахом крыл,
что светел, синь и ал,
в смятенье помнит, как Он жил
и как Он умирал.

Но — не дано теперь прервать
Веселый путь Его!
…Лишь Сам Себя Он может дать,
А больше – ничего.

Его рука раздвинет рожь,
Пронзенная гвоздьми,
И, хоть охватит сердце дрожь,
Но – хлеб из рук возьми!

Освободив потоки вод,
Замки срывая с рек,
Он созывает хоровод,
Неистовый Хорег

Сувениры

За сувенирами в Ростове-на-Дону отправляйтесь в центральную часть города. Загляните в лавки «Добрый казак», «Ремесло», «Ростовский сувенир» и другие. В Таганроге на шоппинг тоже стоит пойти в исторический район города. За его пределами туристам делать особо нечего.

Шолохов, Чехов, Раневская

Великий русский писатель Михаил Шолохов родился в Вешенской, поэтому сувениры с ним тут так популярны. В станице можно купить открытки, книги и диски с фильмами, снятые по мотивам знаменитого произведения «Тихий Дон». То же самое туристы часто везут из Ростова. Особенно популярны подарочные издания «Тихого Дона».

Таганрог славится тем, что здесь родился Чехов. Чаще всего туристы покупают в городе открытки или магниты с портретом великого сатирика. Ну и книги в сувенирных обложках, разумеется, тоже в почете.

А еще в Таганроге родилась всеми любимая Фаина Раневская. Город ее детства и соседний Ростов предлагают всевозможные сувениры с цитатами актрисы, открытки и кружки с ее портретами. Ну а главный сувенир в этой категории – фигурка Фрекен Бок (в мультфильме она говорила голосом Раневской).

Казаки

Даже матрешки в Ростове-на-Дону «одеты» в казачьем стиле – настолько популярны среди туристов сувениры на эту тему. Коллекционерам можно купить костюмы или питейные наборы. В подарок мужчинам есть смысл привезти сувенирное оружие, детям – игрушечные арбалеты.

Сувениры с Дона на казачью тему ищите в специализированных магазинах Ростова. В стандартных лавках для туристов цены на них выше, а ассортимент традиционно меньше. Лучший выбор казачьих сувениров в станице Вешенской. Особенно во время фестиваля «Шолоховская весна» и праздника верховой езды «Вешенские шермиции».

Домашний текстиль

Ростовская фабрика «СВИ Дон» выпускает отличный текстиль, который действительно стоит привезти домой. О его качестве много отличных отзывов, а цены при этом не кусаются. Отличную скатерть можно купить за 500-1000 рублей, комплект постельного белья – за 1,5-3 тысячи. Фирменный магазин бренда в Ростове-на-Дону находится по адресу Курская, 1. Сюда и стоит пойти за текстильными сувенирами.

Керамика

В подарок женщинам или себе на память привезите из Ростова особую керамику. Семикаракорская керамика – пожалуй, главный, сувенир с Дона и настоящая гордость области. Сегодня ее выпускает местный завод «Аксинья». Мы уверены, что эта керамика будет пользоваться спросом всегда.

Цены на семикаракорскую керамику в Ростове-на-Дону, разумеется, довольно высокие. Но каждый сувенир стоит того, ведь на фабрике только ручная роспись. Цены на чайные наборы стартуют от 2 тысяч рублей, на подсвечники – от 500, на вазы – от 600, на декоративные тарелки – от 700. Порой они достигают 10 и более тысяч рублей.

А еще завод выпустил отличную серию сувениров к ЧМ-2018. Они до сих пор есть в продаже. Женщины, вот вам идея подарка для мужа из Ростова (если он, конечно, любит футбол).

В городе два фирменных магазина керамики: на Буденновском и на Садовой. Туда и отправляйтесь.

Читать еще:  Бухгалтерские услуги

filaretuos

Друзья и враги

Барская икона Богородицы

14 октября Православная Церковь праздновала икону Богородицы, с именованием Барская.

Если посмотреть на икону, то она что имеет общего с православными иконами, скорее ближе к западному, католическому. Однако , это святыня православная.

Мы не видим над головой нимба, оно заменено свечением, на голове Божей Матери и Богомладенца видим нехарактерные короны, они подчёркивают Царство (Царица Небесная и Царь Славы). И уж совсем нехарактерно фиолетовое, а не бордовое как на всех иконах облачение Божей Матери, это облачение именуется Мафорий.

Барская икона Божией Матери находилась в г. Баре, на Подолье.

Бона Сфорца вынашивала планы объединения под своей властью, путём династических браков своих детей, едва ли не всей Европы.

Бона умерла в своём княжестве Бари в Италии, отравленная, вероятно, по приказу Габсбургов, своим же доктором. Она похоронена в Базилике Святого Николая в Бари.

Эти земли были объединены в Барское староство. От названия города произошли многие фамилии — украинский шляхетский род Григоровичей-Барских . Фамилия Барский ( Барской ), встречающаяся у украинцев, русских, поляков и евреев, зачастую происходит от названия города Бар.

Во время восстания Богдана Хмельницкого Павел Потоцкий не отличался жалостью к побежденным — отдал приказ сжечь город Бар и перерезать всех его жителей; Богдан Хмельницкий за это собирался посадить его на кол.

Однако город сохранился из которого вышло много известных людей, но самая известная семья в истории города, это Коцюбинские, Михайло Коцюбинский — писатель которого хвалил Ленин и его сын Юрий Коцюбинский , государственный партийный деятель РСДРП.

В 1907 году в энциклопедии город Бар был представлен следующими словами:
В городе в настоящее время 2 правосл. церкви, Свято-Покровский женский монастырь (в нем также 2 церкви), 1 костел, 1 старообрядческая часовня, несколько еврейских синагог и молитвенных домов, т.к. в городе 52% еврейское население, имеется приходское училище. Жилых домов 1240 (в том числе 169 каменн.). Заводы: 1 винокуренный, 4 кожевенных и 4 кирпично-черепичных.

В настоящее время в городе функционируют 4 общеобразовательные школы, профессионально-техническое училище, педагогическое училище, автомобильно-дорожный техникум, районная больница, центральная библиотека, районная библиотека для детей, дом культуры, кинотеатр.
С каждым годом город становится лучшим и более упорядоченным. В 2001 году Бар отметил 600-летие со дня первого документального упоминания о нем.
Вот именно в этом городе Бар , который сегодня насчитывает 16.500 человек населения и проявила себя Барская икона.

Предание повествует, что с XVII века этот древний образ пребывал на Подолье в Барском мужском православном монастыре, возведенном в дремучем лесу. Святыня хранилась здесь в деревянном храме до того момента, пока монастырь не был разрушен и разорен поляками.

В XVIII веке униатские монахи возродили монастырь в самом городе Баре. О том, что икона находилась здесь, свидетельствует летопись Барского мужского монастыря за 1723 год. Из описания известно, что икона Богоматери, держащей на руках Младенца Христа, покрытая сребропозлащенной ризой, стояла в главном алтаре, в особой нише. В народе она называлась образом Пресвятой Покровы. Вокруг нее был сооружен красный балдахин с изображением двух ангелов, поддерживающих корону. Живопись на иконе старая, византийского письма, цвет ликов охристо-коричневый, одеяния — темно-голубого цвета. Лики Спасителя и Божией Матери имеют строгое выражение, над ними — серебряные короны и лучезарное сияние, украшенное двенадцатью звездами.

В 1793 году город Бар со всей Подолией воссоединился с Россией, а в 1837 году Барский униатский монастырь стал православным. Через полвека в память об этом событии Священным Синодом было установлено особое почитание Барской иконы Божией Матери 1/14 октября — в день празднования Покрова Пресвятой Богородицы.

Благодатные знамения от святого образа стали известны по всей украинской земле.

Благоговейным почтением окружало икону как местное, так и окрестное население Бара. Кроме того, что сюда стекался народ в день святого Николая и в храмовый праздник Покрова Божией Матери, жители города Бара особенно любили обращаться к Пресвятой Деве, Покрове и Заступнице христианской, в разного рода болезнях и бедственных случаях жизни.

Были случаи, когда не только православные, но и иноверцы, католики, лютеране просили совершать молебны перед Барской иконой Богоматери.
После многочисленных исцелений и чудесной помощи по молитве к Барской иконе многие храмы и монастыри не только Украины, но и России стали писать копии с почитаемого образа.

Внучка священника города Бара К. страдала эпилепсией . Родные больной обращались к разным докторам, но все их советы были бесполезны. Когда же отслужен был молебен о здравии перед чудотворной Барской иконой Богоматери, то больная к удивлению всех, сразу почувствовала облегчение, стала резвиться и бегать. От болезни не осталось и следа. Это случилось в 1885 году.

Не очень давно был другой пример благодатного врачевания от святой иконы Барской.

Один крестьянин привез в монастырь сына лет 15 — 16, больного нервным расстройством. После молебна пред иконой Божией Матери отрок успокоился и совершенно здоровым уехал домой, что засвидетельствовал отец, явившийся в другой раз вознести благодарственную молитву Господу о здравии сына. На основании этих и других подобных случаев чудесной помощи Богоматери обращающимся с молитвой к Барской иконе как к чудотворной с этой святой иконы делались копии для других церквей.

Жительница села Дачное, страдавшая сильными болями от злокачественной опухоли, после обращения с молитвой к Пресвятой Богородице перед иконой Ее Барской, получила полное выздоровление.

Также исцелилась и мама одной из прихожанок, которую врачи уже отказались лечить из-за ее тяжелой болезни: «Я увидела удивительный лик Богородицы, он был необычайно строг и даже суров. Мне стало страшно, и я хотела уйти, но по прочтении акафиста Пресвятая Богородица смотрела с такой нежностью и любовью, что все, чем я была озабочена, было забыто».

В советские времена монастырь был разгромлен и разграблен. Дабы спасти чудотворную икону, последним насельницам монастыря матушкам Серафиме, Амвросие и Гаврииле пришлось отдать красивые дорогие серебряные ризы иконы.

Без богатых риз, без венцов позолоченных был неинтересен нехристям святой образ. Долго приходилось матушкам хранить «Барскую» в подполье. Лишь ночью тайком молились Ей и омывали слезами.

Когда умерли матушки Серафима и Амвросия, и пришло время умирать матушке Гаврииле, взмолилась она перед Святой Девой и попросила вразумления: в чьи руки передать Ее светлый образ? И вразумила ее Матерь Божия. Матушка Гавриила передала икону молодому священнику Владимиру, который служил в церкви города Бара и приходил помолиться перед святой иконою, а затем был переведен в Одесскую епархию.

Матушка Гавриила. По старости она уже не имела сил укрывать икону, тем более, что алчные люди пытались выкрасть у нее древний образ и вывезти его за границу, поэтому в феврале 1994 г. монахиня послала телеграмму протоиерею Владимиру Минаеву в село Дачное Одесской области. В телеграмме говорилось: «Срочно приезжайте и заберите икону на хранение в свой храм, а, когда все утихнет, прошу вернуть ее в монастырь, который будет отстроен в честь иконы».

В селении Дачное древнюю святыню установили в отдельной комнате дома отца Владимира. « Она находилась в доме, мы старались не говорить о ней. Но святыню не спрячешь , — вспоминает священник. — Сначала от иконы начало исходить сияние, потом она стала благоухать, это заметила наша добрая и благочестивая прихожанка раба Божия Любовь. Помню, как она, прикладываясь к иконе, воскликнула: „Батюшка, она же благоухает!“ — и с того дня началось паломничество к святыне. Приходили пешком, приезжали автобусами, пелись псалмы и читались акафисты к Богородице. Мы на нашем приходе проживали прекрасные дни и годы, пребывая возле величайшей святыни — Барской иконы Божией Матери. Народу приходило все больше и больше. Дверь в дом, где находилась икона, не затворялась. Происходило столько чудес, что вспомнить сейчас трудно. Я очень жалею о том, что не записывал ».

В 2000 году пришло время отдавать икону Божией Матери в город Бар. « С великой скорбью, невыносимой болью в душе, которая не утихает и сейчас, пришлось отдать икону, но перед тем, как это сделать, мы решили написать список с чудотворного образа, — рассказывает отец Владимир. — Времени оставалось очень мало. По совету священника Ильи пригласили художника из Одессы, Седмукого Николая Сергеевича. Приехал художник. Икона в доме, рядом приготовлена доска, на которой будет писаться другая. Прошло несколько дней — работа не идет. Спрашиваю, в чем дело. И художник говорит: „Писать не буду, не могу поймать момент“. И подводит меня к иконе, говоря: „Посмотрите, Она меняет лик. Как вам запечатлеть Ее — скорбной, любящей, веселой, смиренной?“… И все-таки икона написана. Поставлена в храме. Каждый раз, приходя на службу в храм, смотрю на икону. Письмо хорошее, но лик Пресвятой Девы, как бы неживой. Нас учили смиряться, и мы терпеливо ждем, что же будет дальше ».

Древняя святыня Подолья была привезена в город Бар и крестным ходом принесена в Свято-Успенский собор, где ее установили в особом киоте возле иконостаса. Верующие потянулись к чудотворному образу, с молитвой прибегая к заступничеству Царицы Небесной. Заговорили и об исцелениях: после чтения акафиста Пресвятой Богородице прозрел слепой мальчик; происходили и другие чудеса.

В 2002 году потемневшая от времени Барская икона обновилась — посветлели лики Божией Матери, Спасителя, стали видны руки и венец на главе Богородицы.

Икона «Всех Скорбящих Радость»

Тропарь, глас 2-й
Всех скорбящих радосте и обидимых заступнице, и алчущих питательнице, странных утешение, обуреваемых пристанище, больных посещение, немощных покрове и заступнице, жезле старости, Мати Бога Вышняго Ты еси, Пречистая: потщися, молимся, спастися рабом Твоим.

Кондак, глас 6-й
Не имамы иныя помощи, не имамы иные надежды, разве Тебе, Владычице. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы рабы, да не постыдимся.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее «Всех скорбящих Радость»
О, Пресвятая Владычице Богородице, вышшая Херувим и честнейшая Серафим, Богоизбранная Отроковице, всех скорбящих Радосте! Подаждь утешение и нам, в скорби сущим: разве бо Тебе инаго прибежища и помощи не имамы. Ты едина еси радости нашея Ходатаица, и яко Матерь Божия и Мати милосердия, предстоящи у Престола Пресвятыя Троицы, можеши нам помощи: никтоже бо притекаяй к Тебе посрамлен отходит. Услыши убо и нас, ныне в день скорби пред Твоею иконою припадающих и со слезами Тебе молящихся: отжени от нас належащия на нас скорби и печали в сей временней жизни, не лишены же ны сотвори Твоим всесильным ходатайством и вечныя нескончаемыя радости в Царствии Сына Твоего и Бога нашего. А минь.

«Иконы на страже земли Русской» — 3 иконы, которые спасли Россию

В последние годы религия перестала быть изгоем в нашем обществе. И люди старшего поколения, и молодѐжь всѐ чаще обращаются к источнику, из которого черпали духовную силу наши предки. Духовность, вера, подвижничество вызывают большой интерес у учащихся. И это естественно, потому что религия – часть культуры народа, значимая веха нашей истории.

Читать еще:  Берл Лазар задается вопросом, в полной ли мере усвоены уроки Холокоста

Одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Наши дети – наследники богатейшей культуры, насчитывающей более тысячи лет. И сегодня воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину, неосуществимо без глубокого познания духовного богатства своей Родины. Одним из примеров духовного познания могли быть стать иконы, чудотворные иконы. Знания о них безмерно важны.

Чудотворная икона — в Православной церкви иконописное изображение, почитаемое как источник чудотворений различного характера — чаще всего исцелений, помощи на войне, при пожаре. Источником чудесных действий, по мнению Церкви, является благодать Божия, действующая через икону. В Православной церкви почитается около 1000 икон, прославившихся таким образом.

Наиболее почитаются в России восемь чудотворных икон Божией Матери: Владимирская, Казанская, Тихвинская, Смоленская, Почаевская, Донская, Иверская (Московская) и «Знамение» (Новгородская). Из них три – Владимирская, Тихвинская и Смоленская – одни из древнейших в мире; по преданию, они написаны святым апостолом и евангелистом Лукой.

Эти иконы прославлены самыми разными чудесами и знамениями. И все же глубокую народную любовь они снискали именно во время войн и вражеских нашествий. Это были иконы-защитницы, иконы-хранительницы Земли Русской. Их поднимали на крепостные стены во время штурма города неприятелем, их носили по стану перед сражением, с ними шли в битву. Так было и на Куликовом поле, и под Сталинградом.

До сих пор православные люди считают, что иконы стоят на страже нашей земли.

Тихвинская икона хранит и благословляет северные пределы. Иверская икона – южные. Почаевская и Смоленская ограждают Землю Русскую с запада. На востоке до края земли сияет лучами благодати, ограждая российские земли, Казанская икона Божией Матери. А в центре сияет образ Божией Матери Владимирской, написанный по преданию евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовало Святое
Семейство.

Спасительница Руси Матерь Божия Владимирская

Эта чудотворная икона – одна из главных святынь Русской земли. Защитница Москвы, в которой она находится шесть с лишним столетий, и всей России. Сколько видела эта святыня! Основание нового русского государства – сначала Владимиро-Суздальского, потом Московского. Нашествие завоевателей в разные века – Тамерлана, Наполеона, Гитлера…

В 1131 году икона была прислана на Русь из Константинополя и поставлена в Девичьем монастыре Вышгорода. В одном из замечательных памятников древнерусской литературы — «Сказание о чудесах Владимирской иконы Богородицы» — рассказывается о перенесении еѐ из Вышгорода во Владимир святым благоверным князем Андреем Боголюбским.

В 12 верстах от Владимира запряженные кони князя Андрея вдруг встали. Коней стали хлестать бичами, но они не двигались с места. Княжеский обоз остановился, раскинули шатер, и князь уснул. Во сне ему явилась Богородица со свитком в руках и сказала: «Не хочу, чтобы Мой образ несли в Ростов, но во Владимире поставь его, а на этом месте во имя Моего Рождества церковь каменную воздвигни». Было это в 1159
году.

1395 год. На Москву надвигаются полчища Тамерлана. Он ведет на Русь неисчислимые орды, о жестокости которых ходят легенды. Москвичи в ужасе… Хромоногий полководец Тимур-Тамерлан намерен подавить любое сопротивление огнем и мечом, сжечь русские города, истребить людей или угнать в рабство.

Сын Дмитрия Донского, московский великий князь Василий Дмитриевич, решил встретить неприятеля со своей дружиной на берегу Оки, но силы были катастрофически не равны. Московский князь надеялся только на Божию помощь. Он послал гонца к митрополиту Московскому и всея Руси Киприану, чтобы тот распорядился принести из Владимира чудотворный образ — Владимирскую икону Божией Матери. Встречать ее вышли примерно 30 тыс. москвичей. Они столпились на берегу Неглинки. Пришли все, кто способен стоять на ногах, и все плакали, понимая, что, кроме Небесной Заступницы, надеяться не на кого.

Когда показался Крестный ход с иконой Богородицы, толпа опустилась на колени. И воскликнула: «Пресвятая Богородица, спаси нас!» В этот день Тамерлан задремал в своем шатре и увидел странный сон: на вершине горы стоит Жена в лучезарном сиянии, окруженная множеством воинов. Она грозно повелела захватчику убираться из России. Воины, окружавшие ее, молниями полетели на тирана. Тамерлан обратился к старцам, и те объяснили, что Жена — это заступница Русской земли Божия Матерь.

Источник: foma.ru

«Ясно. Мы не одолеем их», — заявил Тамерлан и развернул войско. Повернув к югу, конница Тамерлана пошла на Золотую Орду. Враждебные Руси города были разграблены и сожжены. Золотая Орда перестала существовать.

Сейчас на месте, где москвичи ждали икону (на месте сретенья, то есть встречи), стоит Сретенский монастырь. Нынешний его настоятель Архиерей Русской Православной Церкви, епископ Егорьевский, викарий Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Западным викариатством города Москвы Тихон (Шевкунов) – духовник Владимира Путина.

Тихон (Шевкунов), Владимир Путин, Патриарх Кирилл

Владимирская икона Божией Матери была источником многих чудесных знамений. Невозможно перечислить здесь все чудеса и назвать все иконы. Образов Владимирской иконы Божией Матери по России великое множество, и многие из них являются месточтимыми или чудотворными.

Смоленская икона — Святыня западной Руси

В Греции икона прославилась множеством чудес, а в Россию образ попал в 1046 году: греческий император Константин Порфирородный, выдавая свою дочь, царевну Анну, за черниговского князя Всеволода Ярославича, благословил ее этой иконой в путь. Именно поэтому Смоленскую икону называют «Одигитрией» («Путеводительницей»).

По преданию, Смоленская икона также была написана апостолом Лукой. Это благословение, данное Богородицей, Западной Руси. Именно с запада часто приходили на Россию враги, и Смоленская икона всегда стояла на страже Русской земли. Смоленская Божия Матерь – вдохновительница победы русского народа в Отечественной войне 1812 года.

К Смоленской Божией Матери традиционно обращались с простыми житейскими просьбами: об исцелении от болезней, о мире в семье, о помощи в трудных ситуациях. Как к первой заступнице перед Богом. С воинской тематикой было связано лишь спасение Смоленска от орд хана Батыя и драматичные события 1812 года.

В дни Отечественной войны чудотворный образ привезли из Смоленска Кутузову. Фельдмаршал со слезами молился перед ней. А в день Бородинской битвы Смоленскую икону, вместе с Владимирской и Иверской, обнесли вокруг Белого города, Китай-города и Кремля, а затем носили по военному лагерю на Бородинском поле и служили перед ней молебны.

Молебен перед Бородинским сражением. Автор: Егор Зайцев

После победы над Бонапартом икону возвратили в Смоленск, в Успенский собор. А во время оккупации города фашистами в 41-м древняя икона исчезла. Сейчас на ее месте находится чудотворный список (копия) Смоленского образа, датируемый 1602 годом.

Казанская икона и великие войны

Казанская икона Божией Матери — одна из самых почитаемых икон Русской православной церкви. Перед ней молятся о спасении России во время военных действий, о воинах. По доброй традиции родители благословляют ею своих детей, вступающих в брак. Дважды помогала Казанская Божия Матерь России.

Первый раз это случилось в Смутное время. Отряд ополченцев, пришедший к Минину и Пожарскому из Казани, принес с собой список Казанского образа. Икона эта побывала в боях, и от нее совершались чудеса. Предстояла решающая битва за Москву. Нужно было взять хорошо укрепленный и упорно защищаемый город, отбить многочисленное войско литовского гетмана Ходкевича.

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, репродукция картины, Москвитин Филипп Александрович

Князь Дмитрий Пожарский не хотел разрушать Москву, и все ополчение молилось перед иконой, прося сохранить город. Молитвы были услышаны: 22 октября 1612 года русские, призвав на помощь Царицу Небесную, пошли на приступ и взяли Китай-город, куда вместе с войском вошла и Казанская икона. Польские гарнизоны капитулировали. 25 октября ополчение под звон колоколов, с Казанской иконой впереди войска, вошло в Московский Кремль.

Второй раз Казанская Божия Матерь пришла на помощь России в 1941 году, в начале Великой Отечественной войны. Православные всего мира молились тогда о спасении России.

Митрополит гор Ливанских Илия спустился в каменное подземелье и несколько суток без сна и пищи провел перед иконой Божией Матери. Через трое суток бдения ему явилась Царица Небесная. Вот что она сказала: «Пусть вынесут чудотворную икону Божией Матери и обнесут ее вокруг города».

Все сказанное Мадонной было передано Сталину. По его тайному приказу Москву трижды облетел самолет с Казанской иконой на борту. В три часа утра 5 декабря советские войска пошли в контрнаступление. 9 декабря был освобожден Тихвин.

Разгром немцев под Москвой — истинное чудо, явленное молитвами и заступничеством Божией Матери. Ударили невиданные морозы, подобных которым не было 140 лет. Немцы бежали в панике. Очень многие пострадали от обморожения: более чем 14 тысячам человек пришлось ампутировать конечности.

Чудотворная икона была отправлена в Сталинград, где перед нею непрерывно служились молебны и панихиды. Победа под Сталинградом стала переломным моментом во всей Второй мировой войне.

Практически повсеместно в годы войны на танках и самолетах наносились имена Святых защитников земли Русской — Александр Невский, Дмитрий Донской.

Известный факт: в 1942 году, в самый разгар Великой Отечественной войны были выпущены плакаты с цитатой И. В. Сталина: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков». На всех плакатах были изображены Великие православные защитники земли Русской: Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, Михаил Кутузов. Это было переломным моментом для страны, с точки зрения отношения власти к церкви и религии.

Парад Победы под сенью Троицы

Некоторые люди считают эту историю с чудотворной Казанской иконой в годы ВОВ не больше чем красивой легендой. Однако сам календарь войны свидетельствует в ее пользу. Вот лишь несколько тому примеров:

1. В тот день, когда в 1941 г. немцы отмечали день рождения Гитлера — 20 апреля, русский народ праздновал Пасху.

2. День начала войны, 22 июня, совпал с Неделей всех святых, в земле Российской просиявших. Контрнаступление под Москвой началось в день памяти Святого Александра Невского.

3. Киев, мать городов русских, был освобожден 6 ноября 1943-го, в день празднования иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость».

4. Пасха 1945-го выпала на день Георгия Победоносца — 6 мая.

5. Парад Победы на Красной площади совпал с днем Пресвятой Троицы — 24 июня.

Красивые совпадения? Не думаю… Стоит признать, что настоящие чудеса во время войн, безусловно, были. А силу и доблесть русских воинов подкрепляли молитвы Православной Церкви и заступничество Богородицы.

Задача же каждого из нас — быть любознательным и учтивым к истории нашей Родины, бережно хранить традиции и культуру наших предков, передавать из поколения в поколение святость и духовность русского человека… И почему бы нашим детям не научиться видеть в иконах красоту и духовное богатство, а не только доску и краски…

*Статья подготовлена по материалам «презентации внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию, проводимых в общеобразовательных учреждениях и воскресных учебно-воспитательных группах города Балаково. Авторы: Иванова Е. В., педагог-библиотекарь, Орлова О. М. учитель русского языка и литературы. Источник: devora.pravorg.ru

*Иллюстрация на превью: «Минин и Пожарский», 1850 год, Художник: Скотти Михаил Иванович

Рекомендуем также:

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector