3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кто имеет право «говорить от имени Церкви»

Содержание

Кто имеет право «говорить от имени Церкви»?

О том, что и как было на самом деле.

Записи из этого журнала по тегу «бред»

«Несите котов и корм для животных – для освящения».

Так называемый «молебен о сохранении творения Божия» пройдет в субботу по случаю Всемирного дня защиты бездомных животных в Ильинском…

«Рукоделие» современных монахов

Все светские СМИ облетела «Рождественская» новость (от 7 января 2017 г.): монахи Нового Валаама* займется производством. виски…

По Амстердаму бродят нищие с терминалами

Постепенное сокращение оборота наличных денег в экономике сегодня стало известной тенденцией в Скандинавии и ряде других стран Евросоюза. Печатные…

Модернист о. Димитрий (Першин) восхвалил кощунство в храме Тульской области

Волну справедливых возмущений и негодований православного народа, которую подняла новость о прошедшем концерте с песнями, плясками и гимнастикой в…

Во Львове установили терминалы для заказа молитвы «О победе над врагом»

Еще до недавних пор через платежные терминалы, которые стоят на львовских улицах и в зданиях различных учреждений, можно было оплатить за интернет…

Сначала обрезать, потом крестить.

на фото: архиеп. Антоний вручает мусульманину-акиму Мангистауской области Болату Палымбетову — Орден святого благоверного князя Даниила…

Энергетическая чистка квартиры

Энергетическая чистка квартиры. чистка огнем. и другие методы оккультных практик предлагает сайт, представляющийся как официальный сайт храма в…

Монашеский гламур

Грузинская монахиня Сидония и московский дизайнер модной одежды Александр Арутюнов, который является уроженцем Грузии, готовятся представить…

За гранью.

В Калуге планируют демонтировать недавно появившиеся терминалы для заказа треб. Сообщается, терминалы не получили благословение Калужской епархии.…

  • 1

Я не думаю, что на подобных курсах будут преподавать какие-то особые экуменические истины. Обычно в качестве преподавателе для них приглашают лекторов из православных семинарий. И поэтому, тогда надо бороться с семинарским и академическим образованием, и значит с духовным образованием как таковым? Нравится вам духовное образование или нет, но эта позиция вполне удовлетворила бы всякого рода богоборцев, а не ревнителей веры.

Но есть другой вопрос: а зачем, по мысли синодалов, могут понадобится эти пресловутые курсы? Причин может быть несколько.

1. Сократить количество священников, не имеющих никакого образования.
2. Подтянуть образовательный уровень батюшек, формально закончивших семинарии по заочному сектору, а на дели только отмечавшихся, ничего не усвоивших и с горем пополам переползавших с курса на курс. У них документ об окончании семинарии есть, а знаний нет.
3. Расшевелить и активизировать епархиальные отделы Катехизации и Образования, хотя мне кажется, что они и так самые активные из существующих на данный момент.

Меня самого приглашали пройти такие курсы. Я закончил ПСТГУ в 2006 году с красным дипломом и потому поинтересовался, кто будет читать лекции. Услышав ответ, я сказал, что поскольку за прошедшие десять лет ни в Догматике, ни в Литургике, ни в Истории Церкви не произошло ничего нового, а то, что было я еще не забыл, то я не вижу смысла бросать семью на полтора месяца. На том разговор и был завершен.

  • Ответить
  • Ветвь дискуссии
  • Развернуть
  • Ответить
  • Уровень выше
  • Ветвь дискуссии
  • Развернуть
  • Ответить
  • Уровень выше
  • Ветвь дискуссии
  • Развернуть

Re: волки в овечьих шкурах

В отличие от вас, я знаю о чем говорю. Дело в том, что в нашей епархии уже 3 года функционируют такие курсы. Я писал, что меня приглашали послушать их. Но я счел, что моей квалификации вполне достаточно. Но некоторые из моих знакомых их посетили. Я знаю их отзывы. Ничего сверх обычного, что дают в семинариях, там нет.

А корпоративная этика в Церкви была всегда. Ее вы можете отыскать и в Евангелии, и у апостолов.

  • Ответить
  • Уровень выше
  • Ветвь дискуссии

Re: волки в овечьих шкурах

Всё дело в акцентах.

Одно дело — когда священник вырастает до верховного пастыря Духом Святым. И совсем другое — за счет «корпоративной этики». Разница, как между небом и землей.

==
Хм. За семь лет всю структуру в РПЦ перелопатили, а последние три года — это уже самое настоящее насилие.

  • Ответить
  • Уровень выше
  • Ветвь дискуссии

Вся верхушка РПЦ, обязана жить только на хлебе и воде.

Для того, чтобы кого-то постоянно поучать и проверять сверху, всей верхушке РПЦ (абсолютно каждому) для начала нужно перейти жить ТОЛЬКО НА ХЛЕБ, ВОДУ И МОЛИТВУ. И НИКАКОЙ ИНОЙ ПИЩИ. ПОЖИЗНЕННО.

И это не должно быть в тягость, а только в радость. Верхушка всегда считается элитой, но в церкви элитарность не должна истекать изначально от власти, а только из-за огромного духовного внутреннего потенциала.

Этот потенциал определяет действительно ли это Элита или только «элитишка», незаслуженно правящая.

Они кичливо трубят про временные посты, не понимая, что при их уровне власти, статусе и известности, вся их жизнь должна быть ВЕЧНЫМ ПОСТОМ ДО ГРОБА и примером аскетизма.

Они — не рядовые – ведь на них идёт мировое равнение и почитание. Они должны быть только незыблемой и нерушимой основой истинного учения Христа в мире.

Но на деле, всё выглядит кошмарно. Дух современных властных сластолюбивцев, настолько пропитан внешними источниками (а не душой), что под его тяжестью душа меркнет, а потому Врата Господа в ней уже плотно закрыты (хотя пока ещё присутствуют).

Это означает, что человек на 95% живёт уже сильнейшими земными и подземными наитиями, а Небесное наитие у него – лишь тонкая ниточка к слабой душе (милосердие Господа удерживаемое молитвами), которая является его последним шансом изменить текущую внутри себя ситуацию.

И какие новые духовные знания, рассуждения и «квалификации» могут давать подобные больные духом люди. Что они узнали нового. Они даже не различают дух и душу, сваливая в одно т.к. про это нет правильного ответа в интернете. Каким образом и КЕМ будет повышаться квалификация. Как устанавливаются стандарты. — Обжорством и сребролюбием под соусом пустого словоблудия на духовные темы.

Для начала ВСЕЙ духовной «элите» нужно осознать собственную необходимость вечного поста и полную незыблемость Апостольской Церкви, Учения Христа и святоотеческих текстов, НЕ СМОТРЯ НА ВСЕ: современные «особенности» церковной жизни,
все «расширения» и «углубления» богословских и пастырских знаний,
и их «актуализацию» с учетом «развития» богословской науки.

И только после минимум 3-х лет на хлебе, воде и молитве, они вправе будут требовать от других повышения и проверок квалификации (если уже захотят). А скорее всего они просто создадут правильно работающую область по выковке кадров.

А именно сейчас их личными действиями по оценке священнослужителей и раздаче «квалификаций» будет править только сам дьявол и никто больше.

Предложенная квалификация — это явная узда, которая будет держать в страхе и трепете священнослужителей.

Начинается новая дьявольская рихтовка и подборка кадров, чтобы в будущем не было протестов по проведению Волчьих Соборов.

Edited at 2017-01-02 13:28 (UTC)

filaretuos

Друзья и враги

Русская Православная Церковь , путь в деградацию. НЕПОПУЛЯРНОЕ МНЕНИЕ

Сегодня мы живём в такое время, когда сказать священнику, что он православный священник, это примерно то же самое, что сказать «Я вор», «Я бандит», «Я развратник», «Я обманщик».

Словом «священник», как бы стало братом слову «негодяй». Честному священнику становится стыдно именоваться «священником». И это большая проблема не общества нашего, а самой Церкви, а особенно Церкви Московской Патриархии. Где уже девушки пляшут на амвоне Патриаршьего собора с матными песнями, где избивают, а на Руси и убивают священников свои же русские люди, чего опять же нет ни в одной другой христианской стране.

Ведь , что там греха таить, сегодня все дети-подростки, они если и верующие, то предпочитают верить в Бога дома, в душе. Если человек интеллигентный и образованный, и при этом не разделяет финансовую выгоду со «святыми отцами», то ему страшно, а может даже противно идти в современную Церковь.

Кто же сегодня в Церкви? Конечно не все, но большинство, это люди в первую очередь с вялой шизофренией; ещё это старушки, которые потеряли «счастливое Советское прошлое» и теперь остались убогими, потерянными для кинотеатров и театров, им только и осталась Церковь, единственная радость, где ещё можно кого-то «потыкать и поучать» чувствуя себя при деле в обществе; и это ещё неверующая, порой фанатично агрессивная молодёжь.

Церковной верхушки такой контингент очень выгоден. От болящих людей можно выкачивать деньги, они будучи «блаженными» их охотно несут в храм.

Старушки уже тоже «на ладан дышат», порой эта глупая масса живущая в сказках о непогрешимости Патриарха и митрополитов готовая всем расхваливать святость батюшек и производить на приход благообразный вид стариц. И эти благовидные украшенные сединами старицы, пиарят свою грешную Церковь, порой очень неосознанно, ибо сами верят в то, что говорят, но искренне пиарят, да так взахлёб пиарят, как будто на самом деле в их Церкви так всё и есть. Для Церкви, это отличная бесплатная реклама! А для бабушек Церковь, это чаще некий такой «Клуб с кружком общего интереса» где можно встретиться с подругой, обсудить домашние дела, а заодно посмотреть и ту «волшебную сказку» которую показывают «красиво разодетые артисты» на амвоне храма и в Царских вратах!

Но самая опасная группа прихожан, это воинствующие молодые люди, пришедшие с безбожия сразу в фанатизм.Это люди собирающиеся в различные общества, это учащиеся Воскресных взрослых школ и слушатели различных заумных лекций новоявленных отцов-богословов.

Опасность этих «православных» молодых людей, я бы сказал «сектантов» в том, что они идут в храм не молиться, а ловить какую-то высокую христианскую мораль, которая сводится постепенно к тому, что кто не с нами, того надо анафемствовать, удавить, побить, сжечь. Через 2-3 месяца, эти люди забудут и о храме и о православии, некоторые могут в ислам уйти или в иудаизм и там продолжить «священную борьбу». Но пока они кратко возомнили себя верующими, они превращаются в нечто похожее на средневековых крестоносцев по подавлению «неверных».

Причём им даже не обязательно уметь креститься и знать «Отче наш», главное свято верить, что Патриарх и его митрополиты непогрешимы.

Понятно, что денег они Церкви много не принесут, молодые, жадные. если не болящие. А вот орудие в руках «священников» это сильное. Стоит таким зачмуренным умам сказать «фас» и они «порвут» любого во имя Святейшего Патриарха! Как говорится , «Каков поп, таков приход». Ну а каков сейчас «поп»? Спросите у любого ребёнка и он объяснит, что это главный рвач и обманщик народа!

Не в коем случае я не выступаю против православной веры ! Православная вера, это Святая вера. Но если бы сегодня жил Святой Князь Владимир и увидел бы русское Православие, я думаю, он бы выбрал католицизм или даже иудаизм, но не это православие.

Православие превратилось в фирму, ритуальных услуг за большие деньги. Простым верующим людям, верить в Бога стало не по карману! При этом мы видим роскошные палаты дворцов Патриарха и митрополитов, чего мы не видили ни у Христа, ни даже в 19 веке у Св.Иоанна Кронштадского,. хотя денег было наверное не меньше, чем у современного митрополита.

Для церковных иерархов, народ стал быдлом, над которым можно нагло издеваться и жить за счёт этого же народа! Если Господь учил молитве, войти в комнату и тайно обратиться к Богу и что будет тайным от других на едине с Богом, то воздастся от Бога явным, то сейчас богослужения, это шоу в не храмов, на центральных улицах и площадях, с какими-то страшно-примитивными крестными ходами, в которых все бегут бегом сплошной толпой с иконами на плечах. Лишь бы пропиарить себя, чтобы этот «молебен» как можно больше увидело народа и конечно нашлись бы спонсоры и жертвователи на этот дружный всенародный»сабантуй».

Спрашивается, зачем Патриарх и его митрополиты печатают о себе мемуарные книги и потом презентуют их в Китае,Израиле, Турции, Вьетнаме. переводя на языки тех народов? Неужели въетнамцам интересно читать артистический лепет Святейшего из Русской Церкви? В таком случае дайте нам, народу всю правду и написать о нём, тогда и переводить книгу не потребуются, она будет такая интересная, что въетнамцы её по-русски со словарём читать будут. Скучную демагогию какого либо митрополита даже русский человек врят ли осилит, если там не будет шокирующих признаний любви к мальчикам или страсть к алмазам. А может митрополиты книги пишут, чтобы заранее себе жития составить для заупокойной канонизации?

Почему мемуары не писал Св.Иоанн Златоуст или Св.Димитрий Ростовский? Вроде книг писали много. неужели о себе написать было нечего? Да нет же, просто не было бахвальства как у современных горе-архиереев, скромнее были святые люди! А что могут написать более высшего и богословского современные старички в митрах , кроме как воздать ложную хвалу себе !

Истина нет нет, да и всплывает у духовных низов, как например у монахинь из монастыря Пюхтицы, где в интервью для документального фильма, можно от монахинь услышать: «Вот когда пришли наши русские, наши советские. » вот уж правдивее не скажешь! До сих пор вся Церковь Русская — Советская!

А чего стоит признание : «Труд — это молитва! Без благословения мы и в храм не имеем права пойти на молитву!«. Зачем посветить жизнь Богу, чтобы в таком месте святом без благословение какого либо местного «начальника» или «начальницы» возможно выживающий из ума, не пойти к Богу на молитву? Послушание, скажите вы? А зачем Богу такое мракобесное послушание? Что есть выше и главнее молитвы? Вспомните о Христе пришедшем в дом к Марфе и Марии. «Марфа, Марфа. «. Это не послушание, это зомбирование рабской силы!

И всё это действительно не радует. Это очень всё печально. Потому что Церковь деградирует. Если Церкви не верят дети, молодёжь, интеллигенция. то неужели на больных шизофренией, престарелых и фанатиках можно строить и развивать что-то светлое и хорошее?

Такое впечатление, что как буд-то Патриарх живёт одним днём и после него и жизни на земле не будет!

Церковь современная не уважает народ, не любит и не ценит. Ни какой веры в современной Патриаршей Церкви нет. Вера осталась только в людских сердцах, в катакомбах, а в храмах (в большинстве храмов) царит обман.

Вот служил себе в Москве архимандрит Тихон, книгу написал «анекдотическую» «несвятые святые». Страшная книга! Но все блаженные читают и радуются в смехе над собою. Там можно прочесть , как наместник Псково-Печерской лавры покодил и кадило бросил на ковёр, ковёр горел, а он не разрешал тушить. СМИРЕНИЕ И ПОСЛУШАНИЕ ВЫРАБАТЫВАЛ», а потом благословил тушить!

Вопрос? Этот ковёр паленый Богу надо? Это мракобесие к духовности имеет какое-либо значение. Вместо того, чтобы наместника монахам скрутить и в смирительной рубахе в психиотрическую лечебницу отправить, о нём пишут книгу! А теперь экс-архимандрит стал епископом и сразу книгу перевёл аж на итальянский язык! Мол читайте итальяшки западные, глумитесь над нашим православием какие тут чёкнутые служат на Руси, смейтесь с нас, у вас же нет такого!

Разве это не полная деградация духавенства и Церкви. И ещё эти в митрах руководители Церкви престарелые хотят чтобы все им подчинялись в этой страшной ахинее, и кто не с ними те раскольники?

Церковь, в которой празднуют языческую Масленницу, праздник человеческого жертвоприношения в воскресный день воспоминания Страшного Суда, против чего так боролся Св.Тихон Задонский. Попрание памяти святого!

Я уже не говорю, о скоморошечьих танцах и гулянках в день Св. великомученицы Параскевы Пятницы! Святая муки претерпела, землю кровью орасила, а «Русское общество» так называемое пляшит словно Иродиада с Иродом! На костях святых пляшите, Ироды. Как ещё не додумались хороводы водить вокруг гробниц с мощами мучеников в храме!

Нет духовности в таких храмах! Нет веры у таких Патриархов и митрополитов!

А потому детей нельзя обмануть. Как чуть дети подрастают, они оставляют такие безблагодатные Церкви. Если митрополиты сами в свои церковные игры заигрались, то хотя бы у молодёжи веру не отнимали!

Ведь когда народные массы теряют веру, происходят революции против Церкви. Так было во Франции, так было и в России в 1917 году. И если Церковь не прекратит обманывать и кощунствовать, то не исключено , что в бездуховном обществе могут происходить непредсказуемые безнравственные последствия.

Мы продолжаем публиковать факты о царебожниках, получивших репутацию православной секты. Сегодня мы расскажем о корнях движения, зачинатели которого в сороковые годы прошлого века сотрудничали с гитлеровской Германией. Ряд тогдашних церковных иерархов благословлял нацистов на священный поход против «безбожного режима» – этот аспект истории сторонники теории о царе-искупителе пытаются скрыть. Мы объясним, почему ряд авторитетных священнослужителей открыто называют учение ересью, призывая с ней бороться. А ряд других представителей духовенства, напротив, поддерживают модное течение. Кроме того объясним причины, по которым Московский патриархат дистанцируется от войны с «Матильдой», но открыто ее не осуждает. В ходе расследования мы выяснили, что борьба с фильмом «Матильда» грозит не просто ослаблению патриарха Кирилла, но расколу внутри самой Русской православной церкви. Кому это может быть выгодно – читайте в материале «Нового Дня».

Православие Третьего Рейха

Один из знаковых контактов с нацистами произошел в 1938 году. Первоиерарх Русской православной церкви за границей (РПЦЗ) митрополит Анастасий обратился с благодарственным письмом к Адольфу Гитлеру за выделение денег на строительство собора в Мюнхене. Он писал: «Лучшие люди всех народов, желающие мира и справедливости, видят в вас вождя в мировой борьбе за мир и правду». Когда началась Великая Отечественная война, митрополит Анастасий воздерживался от громких высказываний в поддержку нацистов, но в 1942 году, когда казалось, что СССР вот-вот падет, в его пасхальном послании прозвучало: «Настал день, ожидаемый им [русским народом], и он ныне подлинно как бы воскресает из мёртвых там, где мужественный германский меч успел рассечь его оковы. И древний Киев, и многострадальный Смоленск и Псков светло торжествуют своё избавление как бы из самого ада преисподнего». Он был достаточно умеренным.

Другие клирики – митрополит Западно-Европейский Серафим в своём послании от 22 июня 1941 года, а также архиепископ (впоследствии митрополит) Берлинский и Германский Серафим – немец по национальности, и некоторые другие клирики РПЦЗ поддержали «освободительный поход» Германии против СССР. Общий посыл – Германия борется с безбожным коммунистическим режимом.

Во время холодной войны РПЦЗ финансировалась и контролировалась ЦРУ, как возможный инструмент влияния на внутриполитическую жизнь в СССР. И именно РПЦЗ первой канонизировала семью Николая Второго, за двадцать лет до того как это сделала РПЦ. РПЦЗ всегда была тесно связана с белоэмигрантскими кругами, которые, испытывая реваншистские настроения, были ярыми монархистами. Сплав религии и монархизма и родил концепцию царебожничества, которая расцвела и стала модной после распада СССР.

Обвинения в ереси

Иерей Даниил Сысоев, настоятель храма Апостола Фомы в Москве, был одним из идеологов православного миссионерства. Один из самых активных священнослужителей – организатор многочисленных публичных диспутов о Боге с представителями исламского духовенства и старообрядцев. Это был яркий пассионарий, он открыто критиковал как Ислам, так и старообрядничество, будучи настоящим идеологом экспансии догматического православия. Кроме того, иерей Даниил Сысоев (в РПЦ сейчас всерьез ведутся дискуссии о его канонизации) открыто выступал против теории о царе-искупителе и критиковал ее сторонников, верящих, что убийство Николая II носило жертвенный характер, по аналогии с распятием Иисуса Христа.

Даниил Сысоев открыто называл это учение ересью в своей статье «Богословские соблазны монархического движения»: «Это кощунственное учение о «царе-искупителе» в корне противоречит Новому Завету и учению Вселенской Церкви, на Пятом Вселенском Соборе осудившей ересь Оригена (греческий теолог, – прим. ред.), говорившего о возможности повторного Искупления (хотя этот еретик и не зашёл так далеко, как современные монархисты, ибо он приписывал второе распятие не человеку, а самому Господу Иисусу). Отметим, кстати, что понятие «царь-искупитель» полностью противоречит учению о «не искупленном русским народом грехе цареубийства». Учение о «царе-искупителе» является не просто хлыстовской ересью, но и откровенной хулой на Господа нашего Иисуса Христа – Единственного Искупителя рода человеческого, в том числе и русского народа».

Свою борьбу Даниил Сысоев продолжить не смог. 19 октября 2009 года в храм Апостола Фомы вошел мужчина в медицинской маске и четыре раза выстрелил в священника в упор. Его госпитализировали, на следующий день, не приходя в сознание, отец Даниил скончался. Его отпевал лично патриарх Кирилл. Смерть Сысоева связывают в первую очередь с критикой ислама. Однако задержанный в Махачкале силовиками предполагаемый убийца Бексултан Карыбеков был застрелен в ходе операции при странных обстоятельствах, никаких показаний он дать не смог, и РПЦ устами главы пресс-службы патриарха Владимира Вигилянского выразила сомнение в том, что убийство раскрыто.

Открыто еретиками царебожников называет богослов Андрей Кураев. По его мнению, с этим явлением необходимо бороться, поскольку эта идеология (а движение он называет именно так) противоречит христианским догматам.

«Это прямая ересь. Зададимся вопросом – сам Николай Второй осмыслял себя как жертва? Временное правительство спрашивало его – где бы он хотел жить. Он ответил – в Ливадии, вместе с семьей. То есть он не предполагал свою смерть. Если изучить его дневники, таких данных там тоже нет. Когда он отрекался от престола, он не предполагал, что это жертва», – рассказывает богослов Андрей Кураев.

«Царебожники считают необходимым канонизировать царя Ивана Грозного, Григория Распутина и даже певца Игоря Талькова (!) потому что последний был монархистом. Его убили при странных обстоятельствах, что дает повод для спекуляций о жидомасонском заговоре», – рассуждает выпускник Екатеринбургской духовной семинарии и Московской общецерковной аспирантуры Виктор Норкин.

При этом патриарх Алексий Второй довольно жестко пресек идею о канонизации Ивана Грозного. Он заявил, что распространяемые в России иконки Иоанна Грозного – «это очередная попытка внести смущение среди православных верующих». «Нельзя прославлять одновременно и убиенных, и их убийц. В противном случае пришлось бы деканонизировать (лишить святости) святителя Филиппа, митрополита Московского, задушенного Малютой Скуратовым по приказу Иоанна Грозного».

Вместе с тем в ряде храмов можно увидеть неканонические иконы Ивана Грозного, Григория Распутина и в особенности Николая Второго – особенно популярен образ Христа, держащего на руках голову царя. У царебожников очень популярна конспирологическая легенда о том, что после того как хасиды совершили ритуальное убийство Николая Второго, его расчлененное тело, с отрубленной головой, везли в Москву, чтобы передать лично Ленину. Царебожники наиболее крайних взглядов считают, что голова царя и вовсе похоронена под Мавзолеем.

Возникает прямой вопрос – почему паству со столь противоречащими линии Русской православной церкви не предадут анафеме? Либо, как вариант, решат конфликт с «Матильдой» кулуарно, остудив религиозный пыл Натальи Поклонской и остановив выплескивающийся на улицу фанатичный религиозный протест, грозящий серьезным столкновением РПЦ со светским обществом. Притом что РПЦ, по большей части, вообще не является участником конфликта. Мы можем лишь выдвигать версии, подтвердить которые официально – нет возможности.

Большая игра против патриарха Кирилла

Когда началась масштабная война против «Матильды», которую возглавила депутат Госдумы Наталья Поклонская, люди, близкие к отделу внешних церковных связей РПЦ, рассказывали нам популярную в тех кругах конспирологическую теорию. До конфликта с фильмом царебожники воспринимались как своего рода заблудшие, но, в общем, безобидные прихожане. Многие из них не пользовались паспортами и ИНН – потому что считали, что в них зашифрованы сатанинские масонские символы, – но на это закрывали глаза. Предавать анафеме царебожников было невыгодно – это грозило потерей значительной части паствы. Памятен пример 2008 года, когда от РПЦ откололась так называемая Царская православная церковь. Ее Святейший правительственный синод возглавляет под именем епископа Алексия бывший протоиерей Александр Иванников, лишенный сана в 2010 году.

Сейчас патриарх поставлен в, по сути, патовое положение. Осудит царебожников – рискует спровоцировать церковный раскол. Выступит против «Матильды» – ослабит себя, усилив агрессивную, стремящуюся стать реальной силой внутреннюю оппозицию. Если же будет по-прежнему дистанцироваться от конфликта и светские власти не вмешаются, то после выхода «Матильды» на большие экраны могут начаться неконтролируемые проявления агрессии к кинотеатрам и их посетителям, которые столкнут РПЦ с обществом. Если «Матильду» все-таки запретят – царебожники опять же усиливаются внутри паствы РПЦ, что автоматом ослабляет позиции патриарха. Во всем этом представляется некая оперативная комбинация спецслужб. Однако этой версии есть ограниченные локальные опровержения.

Когда в Екатеринбурге царебожники пытались проводить стояние «Остановим Матильду», по их собственному признанию, к активистам обратились сотрудники ФСБ с просьбой акцию не посещать. Вместо обещанных десятков – пришло несколько наиболее религиозных участников, четырех из которых задержали, в полиции на них оформили административные протоколы по ч.5 ст.20.2 КОАП «Нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования». Санкция статьи подразумевает наказание в виде административного штрафа в размере от десяти до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов. К слову, сторонников Навального привлекали к административной ответственности по той же самой статье.

Другая версия связывает конфликт с «Матильдой» с другой внутриаппаратной борьбой между архимандритом Тихоном Шевкуновым (личный духовник Владимира Путина) и патриархом Кириллом. Тихон Шевкунов является духовным чадом Иоанна Крестьянкина – довольно почитаемого старца, который был явным противником ИНН, – а это, как уже говорилось, один из постулатов крайнего царебожничества. Сам Шевкунов довольно трепетно относится к персоне Николая Второго – он неоднократно выступал против фильма «Матильда», в мягкой, интеллигентной форме осуждая форму подачи псевдоисторического материала. Он постоянно курирует православные выставки, связанные с Николаем II, и если считать его царебожником – то это самый влиятельный представитель движения.

Одно время внутри РПЦ ходили слухи, что Шевкунов намерен занять место патриарха, сменив Кирилла. Тихон Шевкунов вынужден был публично опровергнуть карьерные амбиции. Однако натянутые отношения между церковными иерархами сохранились.

Так или иначе, уже сегодня «Матильда» получила прокатное удостоверение, и борьба продолжается.

Москва – Екатеринбург, Максим Бородин

Образованные и читающие Писание люди в РПЦ не нужны

18 января 2018 Ахилла

Я молодой православный христианин из Екатеринбурга.

Что привело вас в Православную Церковь? Какой вам представлялась Церковь со стороны?

Крещён я был в детстве, но семья не была религиозной, соответственно о вере мне никто не рассказывал, не учил. Единственно, моя бабушка иногда водила меня в церковь, в дальнейшем это, скорее всего, и повлияло на мой выбор вероисповедания. Православная церковь представлялась мне как собрание бабушек и прочих людей, у которых случилось горе.

В подростковом возрасте у меня сформировывалась близкая к христианству (как я потом осознал это) картина мира. Я искал то религиозное учение, а в нём — и самого Бога, которое бы соответствовало или было бы близко моим взглядам на этот мир. Меня никогда не привлекали другие существующие религии, я не видел в них того, что есть в христианстве — Бог, который есть любовь.

В моём сердце сохранялись те благодатные ощущения, которые я получил в детстве при посещении церкви. Так, зайдя один раз в тот самый храм, который я посещал отроком, решил купить в церковной лавке Библию. С этого момента я начал её изучение и посещение богослужений.

Какие достоинства или недостатки вы увидели после воцерковления в РПЦ, ее служителях и прихожанах? Кто-то помог или помешал вашему воцерковлению и пути ко Христу?

Первый годы моего воцерковления я был «влюблён» в православие и РПЦ, и не видел особых недостатков русской православной церкви, но это продолжалось недолго.

Из достоинств, на то время, я бы выделил самые главные: насыщенность учения и духовная красота богослужения.

По мере накопления знаний и опыта жизни в РПЦ МП все чётче было видно, что то самое православие в ней активно попирается:

1) Отсутствие миссионерства.

Вместо того чтобы проповедовать Слово Божие, занимаются постройкой очередного храма. Зачем? У вас и так мало людей (регулярно посещающих храмы), а те, что есть, Библию почти и не читают.

2) Торговля таинствами и прочими сопутствующими товарами (в церковной ограде).

3) Церковнославянский язык.

Службы совершаются на языке, который большинство людей не понимают. Все попытки и предложения перевода богослужения на русский язык встречаются в «штыки».

4) Прислуживание власти.

Думаю, тут и так всё ясно.

Именно Екатеринбург является сосредоточением всего этого еретического движения. Причем епархия даже и не думает, видимо, всему этому сопротивляться, а наоборот, впитывает все соки данного антихристианского движения.

Встречалось ли вам глубокое и искреннее пастырское попечение о мирянах (например, о молодежи) со стороны священников? Можете ли рассказать о таких пастырях?

Если брать мирское попечение, типа речей священников об избитых «основах» веры, киноклубы, организацию развлечений и прочих подобных кружков по интересам — то да. Если забота о духовном образовании и возрастании молодежи — то нет.

Были ли ситуации, когда вы встретились с фальшью и лицемерием со стороны церковных работников или священнослужителей (особенно при обсуждении актуальных церковных проблем)? Если да, то в чем именно это проявилось?

Фальшь и лицемерие проявляются в том, что актуальные церковные проблемы священниками даже не обсуждаются со своей паствой. А если начнёт задавать вопросы один или группа пасомых людей, то священник старается их тут же «осадить». Священники жутко боятся сказать что-либо не то — вдруг об этом узнает их митрополит, тогда им будет несдобровать.

Что вы знаете о жизни приходских общин в вашей епархии и функционировании епархиальных отделов? Заметны ли вам результаты их работы?

Думаю, я достаточно знаком с приходской жизнью епархии, да даже любой желающий может посмотреть отчёт о деятельности на самом сайте митрополии. Если поразмыслить, то какой должна быть цель работы епархии? Прежде всего это: привлечение людей (путём миссионерства) в церковь, обучение пришедших людей православному учению, активное изучение Писания по трудам святых отцов. Видим ли мы конечный результат — воспитание людей, знающих и живущих по Писанию? Статистика и мой опыт показывает, что нет.

Всё внимание переключено на внешние дела: социальные, военно-патриотические, царско-просветительские и т.д. Хотя я и не против этих дел («…сие надлежало делать, и того не оставлять» Мф. 23:23), но не надо забывать про основную задачу христианства.

Посещаете ли вы действующие приходские молодежные объединения? Получается ли на их собраниях обсуждать жизненные и острые вопросы?

Нет, уже не посещаю, так как инакомыслие и отход от «линии партии» там не приветствуется.

Есть ли у вас и других православных молодых людей реальная возможность реализовывать какие-либо свои инициативы на приходе (в области молодежного служения, волонтерской работы, организации миссионерских мероприятий)?

Такой возможности нет. Так как это и не предусмотрено в самой структуре РПЦ. Верхушке в иерархической системе не нужны образованные и думающие люди. Нужны «тёмные» люди с обрядо-магическим мышлением. Конечно, если вы хотите заниматься побочными вещами: социальное служение, организация балов, казачьи мероприятия и т.д., то вас там ждут с распростёртыми руками.

Есть ли у вас желание поступить в семинарию, стать священником или монахом? Если да, то считаете ли вы необходимым сначала получить светское высшее или профессиональное образование, приобрести профессию?

Нет, в данный момент такого желания нет, зачем мне поступать? По сути, став священником (или монахом), ты будешь подневольным исполнителем указаний от митрополита.

Актуальна ли для вас проблема культа личности патриарха Кирилла и усиления клерикализма в РПЦ? Есть да, то в чем именно вы видите проблему?

Моя позиция, что церковь должна быть отделена от государства. А патриарх не должен быть «папой Римским», как того и требуют церковные правила.

Каким видится будущее (собственное в православии и Русской Православной Церкви): ближайшее и лет через десять?

Сам остаюсь в православии, так как само учение для меня является истинным, в отличие от других конфессий.

Будущее РПЦ МП видится в соответствии с будущим нынешней власти. В дальнейшем, думаю, у нас произойдёт своя реформация.

Читаете ли вы портал «Ахилла»? Что вам нравится или не нравится в его редакционной политике? Какие тексты вызывают симпатию, а какие — отторжение?

Да читаю. Это то, что так сегодня не хватает нашей православной прессе — обсуждение актуальных церковных проблем.

Фото: такие конфеты «Ганина яма», чай с изображением царственных страстотерпцев, конфеты «Ангел-хранитель» и подобное — обычный ассортимент в церковных лавках Екатеринбурга

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму:

rusbaptist

«Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите» (1 Пет. 2:17)

Почему так важно быть на воскресных собраниях верующих? Нельзя ли просто почитать Библию и помолиться дома одному? Или почему бы просто не включить онлайн-трансляцию какой-либо церкви и попеть вместе с ними или поназидаться от проповеди?

Это не только не праздные, но самые актуальные, вопросы нашего времени. Количество внеденомиционных и внецерковных христиан продолжает расти с каждым годом. Скажу даже больше – в России все меньше Евангельских верующих живут полноценной церковной жизнью, и большинство из них, посещают от случая к случаю собрания, в основном, больших церквей. И здесь уже не помогает просто цитирование текста из послания к Еврееям — “ Не будем оставлять собрания своего ” (Евр.10:25)

Думаю написать об этом современном тренде в христианстве отдельную статью в будущем. Сейчас же мы поговорим о том, почему воскресные собрания принципиально важны для полноценной духовной жизни христианина, для развития его радости и поклонения Христу. Я приведу 3 основных причины.

1.Церковное собрание – самое близкое место к небу

Когда Иисус произносит фразу в Своей известной молитве: “ Да будет воля Твоя и на земле, как на небе ”, то не задумывались ли Вы, где эта воля сейчас лучше всего исполняется? Очевидно, что не в общественных или социальных институтах. Там свои планы и ориентиры. Не в клубах по интересам – там обычно другие центры притяжения. Не в бизнес-центрах и офисах – там чаще действуют по иным законам.

Конечно, человеческие законы или общественная мораль могут пересекаться с Божьими, и даже соответствовать им. И в этом нет ничего удивительного для нас – мы же молимся об этом и несем их в наше окружение! И скажу даже больше – Сам Бог работает через эти структуры и блюдет над ними (Рим.13:1). (Это Его общая благодать для этого мира). И хотя они могут творить волю Божию или совершать что-то по Его изволению – все же они, за редчайшим исключением, не ищут возможности и не проявляют желания, утверждать и творить волю Господа на земле.

Где же тогда место на земле, где Его волю желают творить и творят? Это только поместная Церковь! Да, она может быть неказистой, поражена законничеством или самоправедностью, несовершенна и наполнена несовершенными людьми. Но именно она, и только она, является единственным сообществом на земле, объединяющем людей, которые стремятся угождать Господу Христу. И там, Он Сам, посреди них (Матф.18:20, 1 Кор.3:16). Ее собрания – самое близкое место к небесам. Я не хочу быть на небесах чуть-чуть. Я желаю там быть всегда. Поэтому и не пропускаю церковных собраний.

Кто-то может сказать, что ему достаточно его работы в христианской миссии или организации, да и богослужения его церкви скучные и духовно-слабые. Да, к сожалению, собрания некоторых церквей могут даже угашать наш дух. Но не следует быть поспешными в своем суждении. Ведь, если многие браки распадаются в наше время, это вовсе не означает, что институт брака следует выбросить на задворки истории, и отказаться от него. Это же справедливо и в отношении поместной церкви. Кроме того, кто проверял критерии нашей оценки — хорошее это собрание или плохое? (Уверен, что в этом блоге в ближайшее время появится соответствующая статья, помогающая разобраться в этом вопросе).

К сожалению, многие верующие по разным причинам так еще и не испытали полноты благословений через полноценную жизнь в церковной общине. Они так и не узнали всей красоты и мудрости Божьего замысла.

Господь Иисус совершил много удивительных деяний и чудес, когда был на земле. Но Он не написал ни одной книги, не построил ни одного здания, ни открыл ни одной школы или больницы. А Он основал Церковь, которая стала Его представителем и свидетелем в этом мире, через которую Он совершает Свой спасительный труд и поныне. Он Сам сказал: « Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее » (Матф.16:18). Именно Церковь Господь Иисус благословил, и “ питает и греет ” именно ее. (Еф.5:29).

Мы живем в то время, когда присутствует очевидная попытка не только дискредитировать Церковь как собрание верующих, но переопределить ее сущность и ценность, или даже отвергнуть поместную церковь, как не принципиальный элемент для духовной жизни. И нам не следует поддаваться этому анти-библейскому сатанинскому влиянию.

Ап.Павел раскрывает Божественное откровение о месте и роли Христовой Церкви в Божье замысле, говоря о ней как о « доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины. » (1 Тим.3:15). Уэйн Грудем отмечает, что «План Бога о Церкви столь велик, что ради нее Он вознес Христа в высочайшее звание: « Все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1:22,23) « , именно она являет Его славу во все роды (Еф. 3:21). Все Божьи действия сфокусированы вокруг Церкви.

Интересно отметить, что слово «экклезия» (церковь), которое встречается в Новом Завете более 100 раз, только 15 раз употребляется в отношении Вселенской Церкви (Еф. 1:22-23; 5:23-24; Кол. 1; 1Кор. 12). Поэтому, читая в Новом Завете о церкви, мы читаем, прежде всего, о поместной церкви. Вильям Макдольнад вообще называет поместную церковь Вселенской церковью в миниатюре. Неудивительно, что известный богослов Ранней Церкви Киприан Карфагенский говорил: “ Кому Церковь не мать, тому и Бог не Отец ”.

Из всех институтов, которые сотворил Бог — семья, государство и Церковь, только последний будет с Ним всю вечность. Все остальное временно и преходяще, хотя имеет свои свои Божьи цели для этой земной жизни.

2.Церковное собрание самое лучшее место для назидания

Мне очень нравится слушать проповеди по интернету. Обычно я бегаю через день. И во время своих пробежек, обязательно послушаю проповедь какого-нибудь брата. Также поступаю в длительных поездках, и во время неожиданных перерывов. У меня в iPod несколько тысяч проповедей. И все же в этом полезном прослушивании есть один существенный недостаток – это слушаю только я один, а не все остальные братья и сестры нашей поместной общины. Ведь если бы мы слушали вместе одну и ту же проповедь, то насколько больше благословений она принесла бы даже мне.

Представьте, что мы слушаем в одно воскресенье проповедь пастора о Божьей милости и заботе о нас. И вот в среду у меня случается печальное событие. Братья и сестры могут ободрить меня словами воскресной проповеди. Более того, они получили хорошее наставление, они знают, как это сделать и в чем суть Божьей заботы о нас. Кроме того, они знают, что и я слышал эту проповедь. И им не нужно все мне пересказывать, а будет вполне достаточно сказать всего лишь несколько слов, чтобы мой разум и мое сердце отозвались на библейскую истину, которую я услышал в прошедшее воскресенье.

Или на церковном собрании была проповедь о свободе и силе прощения. И вот братья и сестры нашей малой группы стали замечать, что у меня с кем-то растет напряжение во взаимоотношениях. Мы же с ними в одной общине, они видят мою жизнь. Они видят как мое непрощение разрушает меня, порочит имя Божие и несет боль окружающим. И тогда они помогают мне примириться с моим обидчиком — обличая, поддерживая, участвуя. Они знают контекст моей жизни, они рядом со мной, как и я – рядом с ними.

Понимаете, я живу полноценной жизнью. Мое воскресное назидание не остается только в моей голове. Оно живет внутри всего церковного собрания. Мы – церковная семья, пребывающая в настоящем христианском общении, кайнонии. Я, приходя на собрания церкви, узнаю и вижу кто как живет, в чем нуждается, как развивается. Наше общее духовное наставление воплощается в практике нашей жизни – будь-то в церковном служении или в привычной повседневности.

Мне важно, чтобы наставление из Божьего Слова, сказанное или пропетое, услышало все собрание, включая и меня. Только тогда мы будем расти в любви и в полноте духовного развития.

Дитрих Бонхоффер делает важное замечание:
“…оказать помощь другому человеку не значит как-то умалить или принизить его, напротив, это значит вернуть ему его настоящее достоинство, т. е. понимание того, что хотя он и грешник, он может иметь Божью благодать и быть чадом Божьим. Такое понимание придает нашему братскому разговору необходимую свободу и искренность. Мы говорим друг с другом, потому что нам обоим нужна помощь. Мы наставляем друг друга, чтобы идти тем путем, каким нас призывает Христос. Мы предостерегаем друг друга о непослушании, которое ведет всех нас к гибели. Мы обращаемся друг с другом мягко и строго, так как знаем и Божью доброту, и Божью строгость. Почему мы должны бояться друг друга, если все должны бояться только Бога? Почему мы должны думать, что наш брат не поймет нас, если мы сами прекрасно знаем, что для нас значит, когда кто-то говорит нам о Божьем утешении и наставлении, пусть даже запинаясь и неумело подбирая слова? Разве есть на земле люди, которые не нуждаются в ободрении и наставлении? Зачем тогда Бог даровал нам христианское братство? Чем больше мы будем позволять другим рассказывать нам о Слове Божьем, чем более смиренно и благодарно мы будем принимать даже суровые упреки и замечания, тем свободнее и объективнее мы будем вести себя, сами говоря другим о Слове Божьем .”

3.Церковное собрание самое лучшее место для поклонения

Не знаю, как вы, но я люблю петь. Правда пою я не очень, поэтому мое соло вы можете случайно услышать только у меня дома или во время моей прогулки в лесу, когда меня особо никто не слышит. Разве что мои домочадцы =)

Иаков говорит: Весел ли кто, пусть поет псалмы (Иак.5:13б). Нередко мое сердце переполняет радость и благодарность Господу. И я не могу сдерживать свои уста. “ Ибо от избытка сердца говорят уста ” (Лук.6:45). И в такие моменты мне очень хочется с кем-то встретиться из верующих и разделить с ними радость поклонения и славословия Господу.

Когда нам радостно мы естественным образом желаем ее разделить с другими. Вы замечали, что когда вы услышали что-то веселое в компании друзей, то во время общего смеха вы стараетесь посмотреть в глаза кому-то из них. Это ваша естественная реакция — мы хотим разделить радость с другими. Где можно лучшим образом разделить радость от жизни и общения с Господом? Собрание поместной церкви!

Когда нам скорбно и тяжело, то мы обычно молимся. Иаков напоминает об этом: Зло страждет ли кто из вас, пусть молится (Иак.5:13а). И когда мы молимся, мы также ищем поддержку и участие со стороны людей. И кто лучше может лучше нам сострадать, как не те, кто познал глубину своего греха и безграничность Божьего милосердия? И таких людей можно встретить только в церкви. И мы вместе будем искать волю Божию, преодолевать трудности, прославлять Христа в страданиях, наблюдать Его работу в нашей жизни, и поклоняться Ему всем своим сердцем.

Подумайте только – когда собираются люди, поклоняющиеся Христу в течение недели, уповающие на Него, доверяющие Ему, служащие Ему, нуждающиеся в Нем, благодарные Ему, сокрушенные перед Ним – то, что это будет за собрание?! Это будет собрание хвалы и поклонения, исповедания и благодарения, славословия и прославления, назидания и спасения. Но это всего лишь обычное собрание поместной церкви!

На церковных собраниях я могу лицезреть, предвкушая будущее вселенское невероятное собрание поклонения, о котором говорил Апостол Иоанн:
взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен, и колен, и народов, и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих . 10 И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу (Откр.7:9–10).

Я буду к нему готовиться. Я буду в собрании святых.

Где я могу найти лучшее свидетельство и место проявления спасительной и преображающей Божьей благодати сегодня? Где я могу увидеть подлинное братство народов? Где я могу встретить искупленных грешников, прощенных бунтарей, исцеленных страдальцев, прозревших слепцов, смирившихся гордецов, воистину счастливых людей? Собрание верующих, поместная церковь! Это мое любимое место на земле, пока я еще не пришел домой, в небеса!

Нет папизму: богословы о неучастии РПЦ во Всеправославном соборе

Русская православная церковь Московского патриархата не будет участвовать во Всеправославном соборе, который планировался с 16 по 27 июня на греческом Крите. Такое решение было принято на экстренном заседании Священного синода РПЦ.

«Имя Церкви — это имя не разделения, но единения и согласия», — ссылаются на слова святителя Иоанна Златоуста члены Священного синода в итоговом заявлении по вопросу об участии в соборе.

Почему РПЦ не едет на Всеправославный собор? Значит ли это обособление Русской православной церкви от других церквей? Об этом корреспондент Федерального агентства новостей поинтересовался у религиозных деятелей и богословов.

Против экуменизма

По словам редактора православного информагентства «Русская линия» Анатолия Степанова, говорить об обособлении РПЦ невозможно.

«Помимо Русской православной церкви, от участия в соборе отказались еще четыре крупных церкви: Сербская, Антиохийская, Грузинская и Болгарская. Пока не определился Александрийский патриархат. Вполне возможно, после решения Священного синода РПЦ количество не участвующих может увеличиться», — пояснил он корреспонденту ФАН.

Проблема с собором заключается в проектах представленных документов, объясняет Степанов: «Документы готовились на протяжении 50 лет, и поэтому следы экуменизма, который господствовал в христианском мире в конце XX века, в нем ясно прослеживаются. Нами был выражен протест и были предложены изменения. После этого патриарх Константинопольский Варфоломей занял неконструктивную позицию, отказываясь менять что-либо в документах».

Кроме того, размышляет Степанов, этот собор нельзя назвать Всеправославным, поскольку все православные епископы, а их около 700, на собор приехать не смогут.

«Единственное место, где могло бы пройти такое мероприятие, — это Россия, — предполагает Степанов. — Но против этого категорически выступили греки. Они не захотели признавать тот факт, что РПЦ — самая многочисленная и влиятельная православная церковь на данный момент».

Поберечь бы деньги

Слова Степанова подтверждает и президент Центра религиоведческих исследований Александр Дворкин. Как он пояснил, РПЦ — далеко не первая церковь, которая отказалась участвовать в этом соборе.

При этом, добавляет религиовед, по регламенту собора все решения могут приниматься только консенсусом. «Если одна из церквей отсутствует, то в принципе никаких решений принять невозможно», — добавляет он.

По словам Дворкина, Русская православная церковь еще неделю назад предложила Константинопольскому патриархату провести срочное совещание по согласованию предложений всех церквей, однако тот заявил, что будет проводить собор в любом случае.

«Необходимо либо признать, что это не собор, а одно из предсоборных совещаний, с совершенно другим статусом, либо не ехать туда вовсе, — резюмирует Дворкин. — Удовольствие это совсем не дешевое, потому что Константинопольский патриархат назначил чрезвычайно крупную сумму за участие в соборе. Есть ли смысл тратить время и деньги ради собрания, лишенного каких-либо полномочий?»

Все дело в Украине

Диакон Андрей Кураев указывает, что, в отличие от поводов, причины для отсутствия на Всеправославном соборе РПЦ не озвучиваются. По его же мнению, первая причина связана с нашим юго-западным соседом.

«В феврале патриарх Кирилл озвучил опасения, что после собора Константинопольская церковь приступил к нормализации украинского церковного кризиса на свой лад, — напоминает Кураев. — С точки зрения дипломатии, не в наших интересах, чтобы настало время «после собора». Нужно его постоянно готовить, но не отменять и не проводить».

Кроме того, по мнению диакона, неучастие многих негреческих православных церквей в соборе вызвано «духом папизма» в Константинопольской церкви. Константинополь хочет стать голосом мирового православия. Эволюция православия в эту сторону не устраивает многих, признает богослов.

Также для РПЦ важно поддержать отношения с Антиохийской церковью, церковью Сирии, считает Кураев. «Не мы подначивали Антиохийскую церковь на это решение [не ехать на Крит], но мы выразили солидарность с ней», — констатирует собеседник ФАН.

Печально, что сейчас православный мир продемонстрировал свое неумение договариваться и отсутствие механизмов соборования, сетует Кураев. При это он опасается, что Константинополь не отменит свое собрание на Крите и там будут приняты резкие реформаторские решения.

Околохристианские либералы

Протоиерей Всеволод Чаплин полагает, что Синодом Русской православной церкви было принято правильное решение: «Этот собор критиковали целые церкви, архиереи, монахи, вся святая гора Афон. Хорошо, что критика была услышана».

Критика связана с двумя аспектами, считает Чаплин. «Во-первых, на Соборе предлагалось дать позитивную оценку экуменическому движению, которое увы не приводит к реальному единству христиан, а превращается в самовыражение околохристианских либералов, — констатирует Чаплин. — Во-вторых, сейчас Константинопольский патриархат присвоил себе роль координирующей структуры и пытается диктовать другим церквям свою волю».

Варфоломей отказывается принимать предложения по изменению хода соборного процесса, сетует протоиерей. Такое поведение Константинопольского патриарха вызывает критику в целом ряде церквей.

Известно, что на собор точно поедут представители шести церквей, возглавляемых этническими греками, и Румынская церковь. Но этого явно недостаточно. Поэтому, по мнению Чаплина, если собор и состоится, то его легитимность «будет более чем сомнительной».

За время правления Сергея Собянина прямые субсидии РПЦ из бюджета Москвы выросли в десятки раз

Фото: Евгений Асмолов /Интерпресс / PhotoXPress.ru

Ровно десять лет назад, 21 октября 2010 года, президент Владимир Путин назначил мэром Москвы главу своей администрации Сергея Собянина. Известный своей приверженностью православию, тот сразу же после назначения озаботился поддержкой Церкви — и столица стала помогать РПЦ куда больше, чем при его предшественнике Юрии Лужкове. Во-первых, стартовал проект строительства 200 храмов, а во-вторых, мэрия Москвы стала чаще и больше подкидывать Церкви денег на самые разные нужды: от проведения православных фестивалей до закупки церковной утвари для её зарубежных приходов. За десять собянинских лет только на прямые субсидии Церкви из столичного бюджета ушли минимум 1,2 млрд рублей, подсчитали «Открытые медиа».

Храм в каждый двор

Самой известной и заметной программой поддержки Церкви за время правления Собянина стала программа постройки храмов в каждом районе столицы, получившая неофициальное название «200 храмов». Идею, правда, начали обсуждать ещё при предыдущем столичном градоначальнике Юрии Лужкове, но реальное строительство началось уже при Собянине. Впрочем, указ о старте программы подписал тогдашний и. о. мэра Владимир Ресин десять лет назад — за день до назначения нового мэра.

За эти годы, по словам Владимира Ресина, который хоть и ушёл с поста вице-мэра, но остался курировать эту программу, в столице построили более 85 храмов. Вырос и аппетит Церкви: уже в 2017 году патриарх Кирилл говорил, что двухсот храмов в столице недостаточно, да и сами строящиеся церкви должны быть попросторнее и вмещать не по 200−300 человек, а хотя бы по 500.

Официально Москва не даёт живые деньги на строительство храмов — финансирование обеспечивают частные спонсоры. Столичное же правительство выделяет землю под будущие церкви, что вызывает иногда протесты местных жителей. Самый известный конфликт такого рода начался в 2015 году в парке «Торфянка» на северо-востоке столицы — и Церкви пришлось уступить, построив храм не в самом парке, а неподалёку. Всего из-за протестов в разных районах РПЦ пришлось сменить локации почти 30 храмов.

Строительство церквей ведётся на пожертвования, для сбора которых в 2010 году финансово-хозяйственное управление (ФХУ) РПЦ учредило Фонд поддержки строительства храмов города Москвы. Он собирает деньги от частных лиц, бизнесменов и иногда от строительных компаний, которые возводят дома рядом с будущими храмами. Возглавляющий фонд Владимир Ресин, который активно договаривается с бизнесом о пожертвованиях, в начале 2019 года утверждал, что с 2011 года на строительство храмов в столице уже было потрачено 30 млрд пожертвований.

Правда, иногда бюджет Москвы финансирует церковные стройки напрямую. Так, на возведение главного храма Минобороны в подмосковном парке «Патриот» столичное правительство направило из городского бюджета 2 млрд рублей.

Сотни миллионов на «Православную Русь»

При Сергее Собянине мэрия Москвы полюбила проводить разные торжества, в том числе и православные праздники. На них из бюджета выделяются субсидии, и самая большая статья расходов здесь — проведение церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь». Это тематическая выставка-форум, которую начали проводить ещё во времена патриарха Алексия II под эгидой Патриаршего совета по культуре. Каждый год она проходит в День народного единства 4 ноября и посвящена разным историческим темам. Так, в 2013 году основной её темой было 400-летие династии Романовых, в 2014 году на выставке рассказывали о князьях Рюриковичах, в 2019 году — об искусстве времён Великой Отечественной. На открытие всегда приходят патриарх и мэр Москвы, но частенько заглядывает и президент Владимир Путин.

За годы правления Собянина траты московского бюджета на эту выставку выросли на порядок. Так, в 2009 году тогдашний мэр Юрий Лужков выделил выставке всего 4,3 млн рублей, в 2010 году врио мэра Владимир Ресин распорядился потратить на неё 6,2 млн рублей, а уже через год, когда Москву возглавил Собянин, мэрия направила на неё сразу 47,9 млн рублей.

Пик расходов на «Православную Русь» пришёлся на 2017 год — тогда столичное правительство не пожалело на неё 300 млн рублей. Позже расходы снизились, но остались стабильными — ровно по 65 млн рублей. Таким образом, всего с 2011 года по сегодняшний день московские власти потратили на проведение форума более 830 млн рублей, подсчитали «Открытые медиа».

За организацией праздника с 2015 года стоит фонд поддержки бизнес-программ и проектов «Прорыв». Кроме «Православной Руси» совместно с Министерством культуры, Патриаршим советом по культуре и Третьяковской галереей он проводит и передвижную выставку «Сокровища музеев России». Среди других проектов «Прорыва» — благоустройство музейного комплекса в Херсонесе по поручению Владимира Путина и с благословения патриарха, участие в организации выставки «Россия, устремлëнная в будущее», где показывают проекты развития технологий и изменения жизни в стране на следующие 15 лет. Руководитель фонда Людмила Ситнякова является также учредителем АНО «Центр поиска пропавших людей», в который входит поисковый отряд «Лиза Алерт».

Деньги на православную энциклопедию

Активно спонсирует Москва и культурный фонд «Кино-телекомпания „Православная энциклопедия“». С 2003 года на телеканале ТВЦ выходит одноимëнная передача, которую финансирует московский бюджет. Во времена Юрия Лужкова выделяемые на производство передачи суммы были чуть меньше нынешних, но с 2012 года Москва стабильно тратит ежегодно более 20 млн рублей на «цикл тематических телепрограмм энциклопедического характера о православном вероучении».

За время правления Сергея Собянина на эти цели было потрачено почти 200 млн рублей, подсчитали «Открытые медиа». К этим прямым субсидиям можно добавить и косвенные. Фонд занимается выпуском «Православной энциклопедии», которую активно продвигают и популяризируют высшие чиновники страны. В 2018 году Сергей Собянин заявлял, что издание можно найти во всех столичных библиотеках. При нëм Москва потратила на закупку «Православной энциклопедии» 52,3 млн рублей.

Большую часть закупок сделала дирекция департамента образования и науки Москвы, потратившая на энциклопедию 36,4 млн рублей. А следом за ней —Центральная научная библиотека имени Н. А. Некрасова, подведомственная департаменту культуры Москвы. Её расходы на закупку энциклопедий — 15,94 млн рублей.

Помощь загранице

Сергей Собянин продолжает дело Юрия Лужкова и в поддержке зарубежных приходов РПЦ. Москва начала заниматься этим ещё в нулевых годах в рамках помощи соотечественникам за рубежом. Так, с 2003 по 2005 год столица тратила на покупку утвари для зарубежных приходов около 1,5 млн рублей в год, а к 2009 году сумма уже выросла до 9 млн в год. Правда, в целом на поддержку соотечественников, которая включала финансирование русских школ, русских предпринимателей за рубежом и общественных организаций русской диаспоры, мэрия тратила куда больше: в том же 2009 году на это ушëл 291 млн рублей.

При Собянине ежегодно мэрия выделяет субсидию подведомственному ей ГУП «Московский центр международного сотрудничества» (МЦМС), который в свою очередь закупает церковную утварь и православную литературу для заграничных приходов РПЦ. С 2011 года на эти цели потратили почти 90 млн рублей. Среди приходов, которым помогают московские власти, — приход святых апостолов Петра и Павла в Гонконге, приход Благовещения Пресвятой Богородицы в Барселоне, Свято-Никольский приход в Финляндии, приход в Италии, а также приходы Эстонской православной церкви.

И другие мелочи

Ежегодно Москва выделяет РПЦ и множество сравнительно небольших субсидий. Только в 2019 году на разные духовно-просветительские мероприятия разных храмов столицы и отделов РПЦ, которые стало особенно популярно проводить при Сергее Собянине, было потрачено более 10,8 млн рублей.

При этом многие сравнительно небольшие дотации, как, например, фестиваль хоров воскресных школ за 2,5 млн, съезд регентов и певчих за 3,1 млн или фотовыставки о работе храмов за 700 000, появились только во времена Сергея Собянина. Другие субсидии — например, 3,9 млн на кинофестиваль «Радонеж» — столичные власти начали выделять ещё при Юрии Лужкове. Например, каждый год Москва тратит минимум 5 млн рублей на проведение Рождественских образовательных чтений и ещё пару миллионов рублей — на волонтëров, которые их готовят. Так «по мелочи» мэрия ежегодно раздаёт структурам РПЦ десятки миллионов рублей. Только в прошлом году было выделено в сумме почти 30 млн, которые за годы складываются уже в сотни миллионов.

Российским православным нельзя молиться в церквях за границами России: Кураев о последствиях раскола 8

Русская православная церковь (РПЦ) разрывает отношения с Константинополем. Священный синод признал невозможным продолжение евхаристического общения с Константинопольским патриархатом. Такова реакция на решение Вселенского патриархата предоставить Украинской православной церкви независимость и вывести ее из-под юрисдикции Московского патриархата. РПЦ назвала такой шаг стамбульского Синода легализацией раскола. Ранее Константинополь признал недействительным решение 1686 года о подчинении Киевской митрополии Москве. РПЦ тогда пообещала дать «жесткий и адекватный ответ».

Новости часа

Продолжение текста после рекламы

Рекомендованные новости

В Рижскую думу — строго по пропускам: новый порядок посещения избирателями самоуправления

Медики всю ночь боролись за жизнь ребенка: состояние тяжелое

В сентябре Синод РПЦ решил, что патриарх Кирилл больше не будет поминать Вселенского патриарха Варфоломея во время богослужений, а епископы Московского патриархата не должны совершать совместные богослужения с константинопольскими. Религиозный и общественный деятель, богослов Андрей Кураев в прямом эфире “Ъ FM” назвал такое решение «беспрецедентным». По его словам, РПЦ рано или поздно окажется в изоляции. С экспертом беседовал ведущий Марат Кашин.

— Что означает этот разрыв, и к чему все это может привести?

— Полагаю, что это начало русской реформации, то есть серьезного переформатирования самой матрицы нашего православия. Дело в том, что это резкий, беспрецедентный шаг Синода, который даже обязывает мирян презирать таинства, совершаемые другим патриархом. Из него следует определенная богословская логика. Так называемое «десятое апостольское правило» гласит: если кто помолится с отлученным от церковного общения даже в доме, не то что в храме, тот да будет отлучен.

Патриарх Кирилл, хотя и человек со швейцарским бэкграундом, но он не швейцарский банкир. А про швейцарского банкира есть известная поговорка: если ты видишь, что швейцарский банкир выбрасывается из окна небоскреба, не думай, делай то же самое. Так вот за Патриархом Кириллом ни одна поместная церковь из окна не бросится. Никто не порвет общение с Московским патриархом. Значит, они будут с ним молиться, и, значит, следствие канона будет требовать от нас, сказав «а», сказать «б» и дальше до «я», что вы все еретики, вы все наши враги. Это и называется «бомбить Воронеж», то есть Русская церковь сама себя отправит в изоляцию.

Продолжение текста после рекламы

— Я правильно понимаю, что все поместные церкви, кроме Московского патриархата, признают первенство Варфоломея и будут следовать его словам?

—Он этого ни от кого не требует. Они не будут разрывать с ним церковное общение, общую молитву и общее таинство. Поэтому в нашей изоляции мы останемся в гордом одиночестве. Нужно будет оправдать свою нелогичность, почему мы объявили патриарха Варфоломея анафемой, а то, что другие этого не сделали, для нас они из-за этого анафемой не стали. Значит, для этого потребуется серьезно пересмотреть все это каноническое древнее наследие. Поэтому я и говорю, что это начало реформации.

— Как поступать обычным православным прихожанам, которые окажутся, скажем так, не на территории Московского патриархата? Им нельзя будет заходить в церкви? Как это будет выглядеть на таком уровне?

— Да. Есть огромное количество русских людей, которые живут за границей — вот им теперь будет запрещено не только ходить молиться к католикам, но и в храмы Вселенского патриархата. Это довольно печально, потому что есть человеческие связи, радость от того, что все мы —Вселенское православие. Это был наш главный аргумент и в полемике с украинскими раскольниками, и с какими-нибудь протестантами на Западе. И тут по всей этой нашей замечательной, радостной апологетике нанесен удар топором.

Продолжение текста после рекламы

— Была информация, что Греческая церковь может наложить запрет на посещение Афона для мирян РПЦ. Понятно, что он очень популярен у россиян. Насколько вероятен такой сценарий?

— Я убежден, что никаких ответных санкций со стороны Греции и Константинопольского патриархата не будет. И когда в прошлый раз наш Синод объявил, что мы на уровне епископов отказываемся служить — патриарх Кирилл перестал принимать константинопольского коллегу — Варфоломей не ответил тем же самым, он спокойно продолжает поминать патриарха Кирилла в списке православных патриархов. Я убежден, что так и продолжится.

— То есть это Московский патриархат будет запрещать своим прихожанам заходить в иные церкви?

— А там никто никаких запретов на их пути выстраивать не будет?

— Нет, конечно, их с радостью будут принимать. Поэтому патриарх Кирилл очень точно проговорился 8 октября на службе в Троице-Сергиевой Лавре, где он сказал: «мы пошли на разрыв». Здесь очень четко надо понимать, что инициатива раскола — наша.

— Как Московский патриархат будет относиться к людям, которые будут заходить в другие церкви?

— Я думаю, что им вслед будет сказано много гневных слов вслед всем им будет сказано. Принципиально важная теистическая и богословская проблема, чтобы вот не соглашаться с этим, не принимать. То есть епископы поссорились — это ваше дело. Я понимаю, если ты злишься на другого человека, не надо вместе с ним идти к чаше Христа, пока не примирились. Но у меня нет зла на какого-нибудь грека, почему я не могу с ним вместе помолиться? Потому что мой патриарх обижен? Очень странно.

— Может ли Московский патриархат как-то минимизировать потери? Что для этого нужно предпринять, не доводить ситуацию до абсурда?

Продолжение текста после рекламы

— Уже довели. Теперь можно только отзывать это решение. Формула, которую я предлагал для Украины, очень проста, состоит из двух частей. Первая — разрешить людям спокойно ходить в эту новую структуру, создаваемую Константинополем. Второе — если человек остался в структурах Русской церкви на Украине, это не является преступлением. Вот если бы все на это согласились, это был бы шаг к гражданскому миру на Украине. Теперь это попытка «размазать» украинский конфликт по всему церковному миру.

Продолжение текста после рекламы

Мы не редактируем ваши комментарии, но призываем соблюдать нормы морали, не разжигать национальную рознь, избегать оскорблений в адрес авторов текстов и собеседников. В случае игнорирования этих несложных правил редакция оставляет за собой право удалять комментарии и лишать пользователя возможности их оставлять.

Читать еще:  Завершился визит председателя Отдела внешних церковных связей во Францию
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector