0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Коронавирус погрузил РПЦ в кризис

Содержание

Коронавирус погрузил РПЦ в кризис

6 июня в Москве открываются православные храмы, а вместе с ними из периода пандемии начинает выходить и Русская православная церковь. Впервые за всё время существования Московской патриархии кризис оказался не столько политическим, сколько социальным и богословским. У церковных иерархов не нашлось не только ответов на вопросы, вызванные пандемией, но и тактики поведения в её условиях. Но самое главное, что ощутили на себе патриарх Кирилл и епископат, – государство заинтересовано в церкви исключительно как в лояльном институте.

Очевидно, у церковных иерархов и лично у патриарха была и есть своя антикризисная стратегия в период пандемии, но она мало кому известна и понятна прежде всего из-за паралича коммуникационных институтов РПЦ, ответственных как раз за то, чтобы объяснять пастве и гражданскому обществу позицию патриарха и Церкви в целом. Кризис выявил неготовность или же принципиальную неспособность этих институтов вовремя и понятным языком говорить с прихожанами на серьёзные темы.

Устройство православной церкви таково, что все епископы равны, а патриарх – первый среди равных. Но за долгие годы патриаршества Кирилла централизация усилилась до такой степени, что всякая независимость была утеряна не только священниками и приходами, но и большинством епископов, обязанных своему продвижению по карьерной лестнице лично патриарху.

Только 17 марта, спустя шесть дней после объявления Всемирной организации здравоохранения, Синод выпустил «Инструкцию ˂…˃ в связи с угрозой распространения коронавируса» для духовенства Московской епархии.

В рамках документа рекомендовалось проветривание, использование одноразовых лжиц для причастия или их обеззараживание в спирту и протирание икон и иной церковной утвари дезинфицирующими средствами.

В это же самое время Патриарх Константинопольский Варфоломей принял самостоятельное решение о закрытии своих храмов. Патриарх Кирилл о необходимости воздержаться от посещения богослужений заявил только 29 марта. Молчание патриарха породило подчас самые нелепые взгляды на коронавирус в церковной среде. Клирик Ново-Тихвинского монастыря Екатеринбургской епархии Анатолий Упоров заявил, что фимиам от ладана обладает антибактериальными и антивирусными свойствами, а митрополит Белгородский Иоанн призвал для победы над эпидемией звонить в колокола пять раз в день.

За время правления Сергея Собянина прямые субсидии РПЦ из бюджета Москвы выросли в десятки раз

Фото: Евгений Асмолов /Интерпресс / PhotoXPress.ru

Ровно десять лет назад, 21 октября 2010 года, президент Владимир Путин назначил мэром Москвы главу своей администрации Сергея Собянина. Известный своей приверженностью православию, тот сразу же после назначения озаботился поддержкой Церкви — и столица стала помогать РПЦ куда больше, чем при его предшественнике Юрии Лужкове. Во-первых, стартовал проект строительства 200 храмов, а во-вторых, мэрия Москвы стала чаще и больше подкидывать Церкви денег на самые разные нужды: от проведения православных фестивалей до закупки церковной утвари для её зарубежных приходов. За десять собянинских лет только на прямые субсидии Церкви из столичного бюджета ушли минимум 1,2 млрд рублей, подсчитали «Открытые медиа».

Храм в каждый двор

Самой известной и заметной программой поддержки Церкви за время правления Собянина стала программа постройки храмов в каждом районе столицы, получившая неофициальное название «200 храмов». Идею, правда, начали обсуждать ещё при предыдущем столичном градоначальнике Юрии Лужкове, но реальное строительство началось уже при Собянине. Впрочем, указ о старте программы подписал тогдашний и. о. мэра Владимир Ресин десять лет назад — за день до назначения нового мэра.

За эти годы, по словам Владимира Ресина, который хоть и ушёл с поста вице-мэра, но остался курировать эту программу, в столице построили более 85 храмов. Вырос и аппетит Церкви: уже в 2017 году патриарх Кирилл говорил, что двухсот храмов в столице недостаточно, да и сами строящиеся церкви должны быть попросторнее и вмещать не по 200−300 человек, а хотя бы по 500.

Официально Москва не даёт живые деньги на строительство храмов — финансирование обеспечивают частные спонсоры. Столичное же правительство выделяет землю под будущие церкви, что вызывает иногда протесты местных жителей. Самый известный конфликт такого рода начался в 2015 году в парке «Торфянка» на северо-востоке столицы — и Церкви пришлось уступить, построив храм не в самом парке, а неподалёку. Всего из-за протестов в разных районах РПЦ пришлось сменить локации почти 30 храмов.

Строительство церквей ведётся на пожертвования, для сбора которых в 2010 году финансово-хозяйственное управление (ФХУ) РПЦ учредило Фонд поддержки строительства храмов города Москвы. Он собирает деньги от частных лиц, бизнесменов и иногда от строительных компаний, которые возводят дома рядом с будущими храмами. Возглавляющий фонд Владимир Ресин, который активно договаривается с бизнесом о пожертвованиях, в начале 2019 года утверждал, что с 2011 года на строительство храмов в столице уже было потрачено 30 млрд пожертвований.

Правда, иногда бюджет Москвы финансирует церковные стройки напрямую. Так, на возведение главного храма Минобороны в подмосковном парке «Патриот» столичное правительство направило из городского бюджета 2 млрд рублей.

Сотни миллионов на «Православную Русь»

При Сергее Собянине мэрия Москвы полюбила проводить разные торжества, в том числе и православные праздники. На них из бюджета выделяются субсидии, и самая большая статья расходов здесь — проведение церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь». Это тематическая выставка-форум, которую начали проводить ещё во времена патриарха Алексия II под эгидой Патриаршего совета по культуре. Каждый год она проходит в День народного единства 4 ноября и посвящена разным историческим темам. Так, в 2013 году основной её темой было 400-летие династии Романовых, в 2014 году на выставке рассказывали о князьях Рюриковичах, в 2019 году — об искусстве времён Великой Отечественной. На открытие всегда приходят патриарх и мэр Москвы, но частенько заглядывает и президент Владимир Путин.

За годы правления Собянина траты московского бюджета на эту выставку выросли на порядок. Так, в 2009 году тогдашний мэр Юрий Лужков выделил выставке всего 4,3 млн рублей, в 2010 году врио мэра Владимир Ресин распорядился потратить на неё 6,2 млн рублей, а уже через год, когда Москву возглавил Собянин, мэрия направила на неё сразу 47,9 млн рублей.

Пик расходов на «Православную Русь» пришёлся на 2017 год — тогда столичное правительство не пожалело на неё 300 млн рублей. Позже расходы снизились, но остались стабильными — ровно по 65 млн рублей. Таким образом, всего с 2011 года по сегодняшний день московские власти потратили на проведение форума более 830 млн рублей, подсчитали «Открытые медиа».

За организацией праздника с 2015 года стоит фонд поддержки бизнес-программ и проектов «Прорыв». Кроме «Православной Руси» совместно с Министерством культуры, Патриаршим советом по культуре и Третьяковской галереей он проводит и передвижную выставку «Сокровища музеев России». Среди других проектов «Прорыва» — благоустройство музейного комплекса в Херсонесе по поручению Владимира Путина и с благословения патриарха, участие в организации выставки «Россия, устремлëнная в будущее», где показывают проекты развития технологий и изменения жизни в стране на следующие 15 лет. Руководитель фонда Людмила Ситнякова является также учредителем АНО «Центр поиска пропавших людей», в который входит поисковый отряд «Лиза Алерт».

Деньги на православную энциклопедию

Активно спонсирует Москва и культурный фонд «Кино-телекомпания „Православная энциклопедия“». С 2003 года на телеканале ТВЦ выходит одноимëнная передача, которую финансирует московский бюджет. Во времена Юрия Лужкова выделяемые на производство передачи суммы были чуть меньше нынешних, но с 2012 года Москва стабильно тратит ежегодно более 20 млн рублей на «цикл тематических телепрограмм энциклопедического характера о православном вероучении».

За время правления Сергея Собянина на эти цели было потрачено почти 200 млн рублей, подсчитали «Открытые медиа». К этим прямым субсидиям можно добавить и косвенные. Фонд занимается выпуском «Православной энциклопедии», которую активно продвигают и популяризируют высшие чиновники страны. В 2018 году Сергей Собянин заявлял, что издание можно найти во всех столичных библиотеках. При нëм Москва потратила на закупку «Православной энциклопедии» 52,3 млн рублей.

Большую часть закупок сделала дирекция департамента образования и науки Москвы, потратившая на энциклопедию 36,4 млн рублей. А следом за ней —Центральная научная библиотека имени Н. А. Некрасова, подведомственная департаменту культуры Москвы. Её расходы на закупку энциклопедий — 15,94 млн рублей.

Помощь загранице

Сергей Собянин продолжает дело Юрия Лужкова и в поддержке зарубежных приходов РПЦ. Москва начала заниматься этим ещё в нулевых годах в рамках помощи соотечественникам за рубежом. Так, с 2003 по 2005 год столица тратила на покупку утвари для зарубежных приходов около 1,5 млн рублей в год, а к 2009 году сумма уже выросла до 9 млн в год. Правда, в целом на поддержку соотечественников, которая включала финансирование русских школ, русских предпринимателей за рубежом и общественных организаций русской диаспоры, мэрия тратила куда больше: в том же 2009 году на это ушëл 291 млн рублей.

При Собянине ежегодно мэрия выделяет субсидию подведомственному ей ГУП «Московский центр международного сотрудничества» (МЦМС), который в свою очередь закупает церковную утварь и православную литературу для заграничных приходов РПЦ. С 2011 года на эти цели потратили почти 90 млн рублей. Среди приходов, которым помогают московские власти, — приход святых апостолов Петра и Павла в Гонконге, приход Благовещения Пресвятой Богородицы в Барселоне, Свято-Никольский приход в Финляндии, приход в Италии, а также приходы Эстонской православной церкви.

И другие мелочи

Ежегодно Москва выделяет РПЦ и множество сравнительно небольших субсидий. Только в 2019 году на разные духовно-просветительские мероприятия разных храмов столицы и отделов РПЦ, которые стало особенно популярно проводить при Сергее Собянине, было потрачено более 10,8 млн рублей.

При этом многие сравнительно небольшие дотации, как, например, фестиваль хоров воскресных школ за 2,5 млн, съезд регентов и певчих за 3,1 млн или фотовыставки о работе храмов за 700 000, появились только во времена Сергея Собянина. Другие субсидии — например, 3,9 млн на кинофестиваль «Радонеж» — столичные власти начали выделять ещё при Юрии Лужкове. Например, каждый год Москва тратит минимум 5 млн рублей на проведение Рождественских образовательных чтений и ещё пару миллионов рублей — на волонтëров, которые их готовят. Так «по мелочи» мэрия ежегодно раздаёт структурам РПЦ десятки миллионов рублей. Только в прошлом году было выделено в сумме почти 30 млн, которые за годы складываются уже в сотни миллионов.

Читать еще:  Русская православная церковь отмечает праздник Казанской иконы Божией Матери

РПЦ пока не отменяет массовые собрания людей, несмотря на угрозу эпидемии

Хотя болезнь может распространяться при любом массовом скоплении людей, где бы они ни собирались.

10 марта в Казанский собор в Санкт-Петербурге привезли частицу мощей Иоанна Крестителя. Несмотря на распространение коронавирусной инфекции, приложиться к святыне пришли сотни людей. Журналисты, побывавшие в соборе, утверждают, что следы поцелуев вытирает тряпкой волонтер, но успевает не за всеми — и это единственная мера предосторожности. Мощи пробудут в Петербурге до 17 марта — затем их увезут обратно в Израиль (по материалам «Медузы»).

При этом, представители РПЦ обещали прислушаться к требованиям администрации и медициниких работников, проводить более тщательную дезинфекцию, и не рекомендуют людям с симптомами ОРВИ приходить в храмы.

Православие в цифрах: сколько храмов и духовных организаций у РПЦ?

Сколько храмов и других религиозных организаций у Православной церкви, как быстро они строятся? Разбираемся вместе со статистикой от Росстата.

В России строится по три храма в сутки – это правда?

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в воскресенье освятил храм Всех Святых в Страсбурге. После этого он выступил с речью и рассказал о довольно любопытном факте – у Русской Православной церкви ежедневно строится по три храма.

Сегодня мы строим примерно три храма в сутки, за 24 часа. 30 тысяч храмов за десять лет. И не от того, что у нас слишком много денег и не знаем, куда их потратить. Народ наш, прошедший через годы атеизма, и умом, и сердцем понял, что без Бога ничего не получается.

— Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Приведённая цифра озадачила многих. И это действительно очень интересный вопрос, поскольку просто нет единого мнения или единой статистики по поводу того, каковы масштабы Православной церкви в России.

Как считает Росстат

Официальная статистика рассматривает РПЦ не как совокупность храмов, а как совокупность входящих в её состав юридических лиц, которые зарегистрированы в статусе некоммерческих организаций. Таким религиозным НКО может быть как церковный приход какого-либо храма, так и церковная община, на балансе которой есть одно или несколько помещений для проведения богослужений.

Ежегодно Росстат публикует данные о количестве религиозных организаций в России. Данные в статистическую службу передаёт Минюст, который ведёт соответствующие реестры. Статистика разбита по разным конфессиям и типам религиозных организаций.

В общей сложности в России зарегистрировано 30 896 религиозных организаций всех конфессий и всех типов на конец 2018 года. Преобладает в этом перечне Русская Православная церковь, у которой зарегистрировано 18 550 организаций, на втором месте – Ислам (5954 организации), на третьем месте организации христиан – пятидесятников – 1034 организации.

Русская Православная церковь – бессменный лидер по росту числа зарегистрированных религиозных организаций. За десять лет оно выросло с 12,9 тысяч до 18,55 тысяч.

Число православных организаций прибавляется ежегодно. Меньше всего новых организаций было зарегистрировано за 2010 год – всего 324, а больше всего – в 2017 году, когда их число выросло на целую тысячу. В прошлом 2018 году было зарегистрировано 359 новых религиозных организаций. Таким образом, можно сказать, что в сутки в среднем становится как минимум на одну религиозную организацию больше.

Впрочем, это также говорит и о том, что сама структура РПЦ становится шире и сложнее. Все некоммерческие религиозные организации Росстат и Минюст подразделяют на два вида: централизованные и местные. Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из трех местных религиозных организаций.

Вся русская Православная Церковь – это единая централизованная религиозная организация, включающая в себя также и другие централизованные религиозные организации, в том числе Московскую Патриархию, а также синодальные учреждения, автономные и самоуправляемые церкви, экзархаты, епархии, благочиния, приходы, монастыри, духовные учебные заведения, братства, сестричества, миссии, представительства и подворья, являющиеся иерархически подчиненными структурными подразделениями Русской Православной Церкви, находящиеся на территории Российской Федерации и за границей.

По данным Росстата на начало 2019 года число централизованных организаций составило 198, в то время как в 2010 году их было 78.

Число местных организаций на начало 2019 года составило 18 550. Ежегодно за последние десять лет создавалось от девятисот до трёхсот новых местных религиозных организаций.

Число духовных образовательных учреждений РПЦ за десять лет выросло с 57 до 63, а численность монастырей увеличилась с 424 в 2010 году до 500 на начало 2019 года, пишет Росстат.

Как считает Православная церковь

Сама Православная церковь исходит из других критериев того, как оценить свои масштабы.

На Поместном Соборе 2009 года была представлена информация, что к началу 2009 года в Русской Православной Церкви действовало 29 263 прихода. Последующие подсчеты потребовали ряда уточнений. К примеру, причислять ли к «приходам» только юридически зарегистрированные религиозные организации (но тогда выпадали приписные храмы, при которых действовали общины) или же относить к «приходам» все храмы, находящиеся в пользовании или собственности епархий (но в их число попадают храмы, где еще нет приходской жизни — к примеру, строящиеся или восстанавливаемые).

С 2014 основой системы подсчета стала частота совершения Божественной литургии. В начале 2019 года в Русской Церкви действуют 38 649 храмов или иных молитвенных помещений, в которых совершается Божественная литургия. такие сведения содержатся на официальном сайте Московского патриархата.

Учреждения Русской Православной Церкви действуют в 77 странах (16 стран канонической территории, 61 страна дальнего зарубежья). Дополнительно за пределами России располагаются ещё 977 церковных приходов.

Тем не менее, получается, что с 2009 по 2019 год число храмов и молитвенных помещений Русской Православной церкви выросло на 9,4 тысячи. Это, примерно, 938 храмов в год и 2,6 храмов или других помещений для молитв в сутки.

И ещё немного статистики:

К началу 2019 года в Русской Православной Церкви действуют 309 епархий, что на 150 больше, чем в начале 2009 года

Если в 2009 году в Русской Православной Церкви насчитывалось 30 670 клириков, в том числе 27 216 священников и 3 454 диаконов, то в настоящее время свое служение в Московском Патриархате несут 40 514 клириков (рост в 9 844 человек), включая 35 677 (рост в 8 461 человек) пресвитеров и 4 837 диаконов (рост в 1 383 человек).

Насколько быстро растёт число храмов по сравнению с другими социальными объектами?

Темпы роста числа церковных организаций и храмов за последние десять лет значительно выше, чем у других социально ориентированных объектов в России.

Здесь можно вновь вернуться к данным Росстата. Приведём просто для сравнения данные из Российского статистического ежегодника.

Детские садики

Ещё в далеком 1990 году в России работало 87,9 тысяч детских садов, но потом их число стало резко сокращаться. К 2017 году оно упало до 48,6 тысяч. Почти ежегодно в России число садиков уменьшается на 200-1000 организаций.

Школы

Количество школ с каждым годом стабильно сокращается. По данным Росстата в 2000/2001 году их было 68,8 тысяч, к 2017/2018 году их число уменьшилось до 42 тысяч. В городах и поселках городского типа число школ уменьшилось с 23,3 тысяч до 17,9 тысяч, а в сельской местности почти в два раза – с 45,5 тысяч до 24,1 тысяч. И, если у РПЦ по три храма в сутки строится, то в среднем по 2-3 общеобразовательные школы в сутки закрываются. Уже через два-три года количество образовательных школ сравняется с количеством храмов.

Больницы

Их с каждым годом тоже становится всё меньше. За восемь лет их число упало в два раза. В 2000 году в России существовало 10,7 тысяч больниц, однако к 2017 году их число уменьшилось до 5,3 тысяч. Как следствие, сильно уменьшилась и обеспеченность койками в стационарах. Если в 2000 году на 10 тысяч человек населения приходилось 115 коек, то на 2017 год – уже 80,5 коек. Если такие темпы будут продолжаться, то уже к 2021–2022 годам количество больниц в стране достигнет 3 тыс., то есть уровня Российской империи в 1913 году.

И ещё немного цифр

Строительство храмов и рост числа зарегистрированных религиозных организаций – это, если можно так выразиться, один из самых быстрорастущих и стабильных сегментов по сравнению с другими отраслями экономики. Даже за пределами социальной сферы. Так, например, число Православных религиозных организаций, которые считает Росстат, растёт в среднем на 3-5% в год. В то время как общее число юридических лиц в России за последние десять лет вообще снизилось с 4,54 млн юрлиц до 3,9 млн компаний, по данным ФНС.

Если же вернутся к цифрам, представленным московским Патриархатом, то согласно им число храмов и помещений для богослужения за десять лет выросло на 32%. И это сопоставимо с темпами ввода в эксплуатацию жилищного фонда. Если в 2000 году общая площадь жилых помещений в России составляла 2787 млн квадратных метров, то на 2017 год она выросла на 33% до 3708 млн квадратных метров.

Список научных журналов ВАК — перечень ведущих рецензируемых научных журналов, включённых Высшей аттестационной комиссией России в список изданий, рекомендуемых для опубликования основных научных результатов диссертации на соискание учёной степени кандидата и доктора наук.

Критерии для включения научного периодического журнала, издания в Перечень

Критерии для включения научного периодического журнала, издания в Перечень рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени

Достаточное условие.

Включение текущих номеров научного периодического издания или его переводной версии на иностранном языке в хотя бы одну из систем цитирования (наукометрических баз) Web of Science, Scopus, Web of Knowledge, Astrophysics, PubMed, Mathematics, Chemical Abstracts, Springer, Agris, GeoRef. (Экспертным советам предоставляется право представлять в Высшую аттестационную комиссию при Министерстве образования и науки Российской Федерации предложения по расширению указанного списка в том числе за счет российских систем цитирования)

Перечень журналов ВАК, необходимые условия.

  • Выполнение научным периодическим изданием (как традиционным, так и существующим в электронной форме) всех перечисленных ниже критериев:
  • Периодическое издание должно быть зарегистрировано как СМИ в установленном законодательством порядке.
  • Наличие ISSN.
  • Наличие подписного индекса ОАО «Роспечать» и/или Объединенного каталога «Пресса России» и/или Каталога российской прессы “Почта России” (не применяется для электронных изданий). Для электронных изданий необходимым является представление обязательных экземпляров издания в НТЦ “Информрегистр”.
  • Наличие института рецензирования (для экспертной оценки рукописей). Обязательное предоставление редакцией рецензий по запросам авторам рукописей и экспертным советам в ВАК. В случае отказа в публикации статьи редакция обязана направить автору мотивированный отказ.
  • Наличие редакционной коллегии и/или совета, в которые должны входить известные российские и иностранные специалисты в данной области, с обязательной публикацией персонального состава на интернет-сайте и в каждом номере периодического издания с указанием ученой степени и ученого звания.
  • Информационная открытость издания. Наличие у издания двуязычного сайта в сети Интернет. Аннотации статей, ключевые слова, должны находиться в свободном доступе в сети Интернет на русском и английском языках. Полнотекстовые версии статей должны находиться в сети Интернет в свободном доступе для подписчиков.
  • Регулярное предоставление информации об опубликованных статьях по установленной форме в систему Российского индекса научного цитирования.
  • Строгая периодичность. Претендент должен представить не менее 2-х последних выпусков своего издания.
  • Наличие и соблюдение опубликованных правил представления рукописей авторами.
  • Наличие пристатейных библиографических списков у всех статей в формате, установленном журналом из числа предусмотренных действующим ГОСТом. Наличие аннотации и ключевых слов для каждой публикации.
  • Представление не менее двух рекомендаций о включении журнала, издания в Перечень рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени, от ведущих российских научных организаций.
  • Получение рекомендации профильного экспертного совета Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации.
Читать еще:  Молитвы о здравии будут приходить на мобильник

Рекомендации ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации

Высшая аттестационная комиссия при Министерстве образования и науки Российской Федерации рекомендует указывать место работы всех авторов и контактную информацию для переписки в периодическом издании и в Интернете.

К публикациям в журналах и изданиях, включенных в Перечень рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени приравниваются.

Монография, глава в Монографии. Монография должна соответствовать теме диссертации, содержать глубокие научные обобщения, в ней должны быть отражены новейшие научные данные и способы исследования, основные научные результаты диссертационного исследования. Монография должна выражать авторскую позицию, которая признана в качестве научного достижения профессиональным сообществом. Она должна быть объёмом не менее 10 п.л., издана тиражом не менее 500 экз., иметь не менее двух авторитетных рецензентов-докторов наук по специальности диссертации и ведущей организации по профилю научной работы, а также рецензии, опубликованные в ведущих научных изданиях. Монография решением профильного экспертного совета на основании мотивированного заключения диссертационного совета может быть приравнена к 2-3 публикациям в журналах и изданиях, включенных в Перечень рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени.

Авторский перевод источника на русский язык. Авторский перевод источника может быть приравнен к публикации в издании, включенном в Перечень рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени, решением профильного экспертного совета на основании мотивированного заключения диссертационного совета, обосновывающего его значимость для развития соответствующей отрасли науки (например, переводы классических философских, исторических текстов с латыни). Перевод должен содержать научный .

Патент на изобретение или полезную модель (для диссертации на соискание ученой степени кандидата наук) и (или) лицензионный договор, зарегистрированный в Федеральном государственном бюджетном учреждении «Федеральный институт промышленной собственности» на использование патента (для диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук).

Согласно решению Президиума ВАК от 2 марта 2012 года № 8/13 в данный список включаются:

  • Научные издания, удовлетворяющие необходимым критериям (в частности, наличие института рецензирования, информационная открытость издания, включение в систему Российского индекса научного цитирования (РИНЦ), строгая периодичность и др).
  • Научные издания, удовлетворяющие достаточному условию (включение текущих номеров либо его переводной версии на иностранном языке в хотя бы одну из систем цитирования: Web of Science, Scopus, Web of Knowledge, Astrophysics, PubMed, Mathematics, Chemical Abstracts, Springer, AGRIS (англ.)русск., GeoRef (англ.)русск.).

На практике рекомендуется

Собирать положительные отзывы заслуженных и уважаемых ученых, гос. чиновников о данном журнале.

Написать письмо с просьбой включить журнал в список с приложением отзывов.

Отзывы расхваливают журнал и мотивированно расписывают необходимость включения в список

Причем на практике крайне желательно иметь связи в экспертных советах ВАКа, иначе даже при наличии рекомендаций получить заветный гриф крайне сложно.

INDEX DIARIIS PROHIBITORUM ВШЭ

Все слышали про Перечень Высшей аттестационной комиссии (ВАК) ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, выпускаемых в Российской Федерации, в которых рекомендуется публикация основных результатов диссертационных исследований на соискание ученой степени доктора или кандидата наук. Спрос порождает предложение и на просторах этой страны уже появились многочисленные журналы сомнительной репутации, наиболее известным из которых стал «Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов» после нашумевшей истории с «Корчевателем». Кстати, этот славный журнал, исключенный из Перечня ВАК, до сих пор существует и продолжает публиковать статьи молодых ученых. Но происходит и другая тенденция — уже сформирован список Анти-ВАК: реестр тех издательств, в которых не рекомендует публиковаться ни платно, ни бесплатно…

В ноябре 2011 года Национальный исследовательский университет — Высшая школа экономики в информационном бюллетене «Окна академического роста», №15(35) от 14 ноября 2011 года опубликовало статью «Плати или проиграешь»? ( www.hse.ru/data/2011/11/14/1272845385/Okna_35.pdf ) следующего содержания:

А далее на сайте Высшей школы экономики был размещен «черный список» изданий, которые, согласно мнению составителей этого реестра, предлагают за деньги опубликовать научные статьи или не отвечают «академическим критериям» рецензирования рукописей. Критерием включения российских журналов или издательств в этот список стало любое подтвержденное свидетельство о платности, независимо от порядка оплаты (до или после рецензирования), в том числе:

Затем был составлен «Список журналов/изданий на русском языке, публикации в которых с 2013 г. не учитываются при расчете академических надбавок» от 17 июля 2012, подготовленный Бюро Совета Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ». Изначально список состоял из журналов ИД «Наука образования» и издательства «Перо», а также еще 24 журналов, выходящих на всем пространстве России, от Тамбова до Новосибирска. В новом списке 2013 года оказались журналы Российского государственного социального университета (РГСУ) и Волгоградского государственного педагогического университета, издательства «Спутник+», а также еще полтора десятка изданий. Их полный лист был опубликован по веб-адресу: http://www.hse.ru/science/scifund/bonus-blacklist , но из-за юридических претензий упомянутых в нем издателей был закрыт для общего доступа и доступен только сотрудникам НИУ ВШЭ по паролю. Тем не менее, от веб-архива ничего не скроешь, если не пропишешь пару строк в роботстекст и после не подашь запрос на удаление ссылки, так что наслаждайтесь сохраненной копией от 9 августа 2012 года http://web.archive.org/web/20120809000929/http://www.hse.ru/science/scifund/bonus-blacklist :

Список журналов/изданий на русском языке, публикации в которых с 2013 г. не учитываются при расчете академических надбавок

  • Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук
  • Актуальные проблемы российского права
  • Дискуссия
  • Инициативы XXI века
  • Интеллект. Инновации. Инвестиции
  • Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
  • Научное обозрение
  • Научный диалог
  • Перспективы науки
  • Проблемы экономики и менеджмента
  • Сибирская Финансовая Школа
  • Современные исследования социальных проблем
  • Современные технологии управления
  • Социосфера
  • Теория и практика общественного развития
  • Человек: преступление и наказание
  • Человеческий капитал
  • Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО
  • Экономические науки
  • International Scientific Publications Journals
  • Сборник «Казанская наука»
  • Издание «Центр Развития Научного Сотрудничества» (г. Новосибирск)
  • Издание «Руснаучкнига» (г. Белгород, Россия)
  • Научные журналы издательства «Грамота» (г. Тамбов): Альманах современной науки и образования; Филологические науки. Вопросы теории и практики; Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
  • Журналы ИД «Наука образования»: Наноматериалы и нанотехнологии; Экономический обозреватель; Научное обозрение: гуманитарные исследования; Научное обозрение: юридический обозреватель; Научное обозрение: экономика и управление; Научная жизнь; Вестник развития науки и образования
  • Журналы издательства «Перо»: Мир современной науки; Современный гуманитариум; Аспекты современной науки; Вестник технических и естественных наук

Новый добавленный список журналов/изданий на русском языке, публикации в которых с 2013 г. не учитываются при расчете академических надбавок

  • Актуальные проблемы и современная наука в условиях глобализации
  • Вестник Бурятского государственного университета
  • Вестник Московского государственного лингвистического университета (все серии)
  • Вестник Московского государственного областного университета
  • Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова
  • Вестник экономической интеграции (при участии МИЭМ)
  • Вопросы когнитивной лингвистики
  • Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки
  • Журналы издательства «Росиздат»: Федерация; Экономика и финансы; Право: теория и практика; Объединенный научный журнал; Объединенный медицинский журнал
  • Журналы РГСУ (Российского государственного социального университета): Ученые записки РГСУ; Социальная политика и социология; Человеческий капитал
  • Известия Волгоградского государственного педагогического университета
  • Издательство «Спутник+»: Актуальные проблемы современной науки; Аспирант и соискатель (Импакт-фактор 0,002); Вопросы гуманитарных наук; Вопросы филологических наук; Вопросы экономических наук; Естественные и технические науки (входит в перечень ВАК РФ и перечень ВАК Узбекистана, Импакт-фактор 0,052); Исторические науки; Медицинские науки (Импакт-фактор 0,034); Педагогические науки (входит в перечень ВАК Узбекистана); Проблемы экономики (Импакт-фактор 0,006); Современные гуманитарные исследования; Техника и технология; Юридические науки; Сборник международной научно-практической конференции «Современное состояние естественных и технических наук»
  • Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований
  • Международный научный журнал «Витязь»
  • Методическая газета для учителей немецкого языка «Deutsch»
  • Молодой ученый
  • Научная перспектива
  • Научный обозреватель
  • Социально-гуманитарный вестник Юга России
  • Современная наука: актуальные проблемы теории и практики (все серии): Экономика и право; Гуманитарные науки; Естественные и технические науки

В сети есть еще одна более поздняя версия списка конца 2013 года, но ее достоверность не подтверждена.

Примечание Hulio : обратите внимание, что все версии списка явно нестабильны, что свидетельствует, скорее, о произвольных критериях включения в него того или иного издания.

9 сентября 2015 г. Совет программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» протоколом № 4 утвердил «Положение о Списке российских и иностранных журналов и издательств, публикации в которых не учитываются при назначении академических надбавок и в оценке публикационной активности научных работников НИУ ВШЭ». Окончательные решения по спискам принимаются экспертно и коллегиально (Ученый совет и Совет научного фонда), с участием представителей различных научных дисциплин. На 2016 год в него включено 853 издания (102 журнала и 38 издательств), более половины из них — российские.

Основные критерии включения в «черный список» указаны на портале ВШЭ по ссылке https://scientometrics.hse.ru/evaluation :

  • На сайте журнала не размещены в открытом доступе аннотации, ключевые слова, информация об авторах на русском и/или английском языках для всех статей и обзоров
  • На сайте журнала или в печатной версии не указан ISSN
  • Наличие среди публикаций последних 3 лет статей без списков литературы или постраничных ссылок или статей с краткими списками литературы
  • Наличие среди публикаций последних 3 лет слишком коротких статей (1-3 страницы) в гуманитарных дисциплинах
  • Журнал просит авторов присылать вместе со своими рукописями рецензии на них
  • В составе редколлегии есть авторы публикаций в журналах, входящих в Список
  • Владелец или директор издательства — главный редактор журнала/журналов своего издательства
  • На сайте журнала или издательства и/или в журнале рекламируются платные заочные конференции
  • На сайте журнала или в печатной версии указываются показатели по метрикам, внесенным в список Misleading Metrics
  • Аномально высокое число публикуемых статей в год (за любой из двух лет, предшествующих данному)
  • За последние 3 года журнал имеет высокий уровень самоцитирования
Читать еще:  Излюбленная туристами страна

Примечание Hulio: как и вы наверное заметили, многие из этих критериев являются чистой воды примером либератической шизофрении в стиле расследований деятелей Диссернета. Кроме того, «корифеи из Вышки» также включили в свой «чорный список» некие списки журналов и издательств, который сформировал «шизофреник-библиотекарь», адъюнкт-профессор в библиотеке Аурария при Университете штата Колорадо в Денвере Джеффри Билл (Jeffrey Beall), опубликованные на сайте http://scholarlyoa.com/publishers/ — последняя версия от 31 декабря 2016 г. доступна по ссылке http://web.archive.org/web/20170103170850/https://scholarlyoa.com/publishers/ и http://scholarlyoa.com/individual-journals/ — последняя версия от 30 декабря 2016 г. http://web.archive.org/web/20170103170852/https://scholarlyoa.com/individual-journals/, которые «уже не с нами» [This service is no longer available] с января 2017 года. Эти списки многократно критиковались за их необъективность и диллентатизм при их составлении. В итоге Джеффри Билл (см. фотку) сам их выпилил из-за угроз издателей — что было немного предсказуемо.

Больше всего истинным либерастоведам доставят два следующих параграфа из «Положения о Списке российских и иностранных журналов и издательств, публикации в которых не учитываются при назначении академических надбавок и в оценке публикационной активности научных работников НИУ ВШЭ» от 9 сентября 2015 г.:

Что такое духовный регламент

Регламент представлял собой юридический документ, изданный в виде манифеста. С его помощью утверждался правовой статус церкви в России, а также была учреждена Духовная коллегия в качестве высшего органа церковной власти и Святейший Правительствующий Синод, как государственное ведомство.

Уставом определялись структура и функции Синода, устанавливалась система государственного контроля над деятельностью священников и монахов.

Данный документ фактически сделал из священнослужителей государственных чиновников. Это обстоятельство усугублялось тем, что контроль деятельности Синода осуществлял светский служащий — обер-прокурор.

Происхождение слова

Само слово регламент имеет польские корни (от польского reglament — правило). В Петровскую эпоху оно прочно вошло в русскую речь в значении «свод правил».

Значение понятия

Регламент предполагает свод каких-либо правил и законов, но здесь мы видим некие «рассуждения», которые скорее являются комментариями к закону, чем самим законом. Это попытка декларировать правила новой жизни в русском обществе, навязать новое мировоззрение.

Что говорит закон

В России нет списка книг, которые запрещено читать. Есть федеральный список экстремистских материалов. Он размещен на сайте министерства юстиции. Там сейчас примерно 4500 пунктов.

В список может попасть книга, статья, газета, журнал, песня или материал из интернета. Но просто так, по своему усмотрению, Минюст этот список пополнять не может: нужно вступившее в законную силу решение суда, по которому тот или иной материал признали экстремистским.

Экстремизм — понятие очень обширное. Слово произошло от латинского extremus — крайний. Означает оно приверженность к крайним мерам. Например, убийства, уничтожение целых групп людей ради достижения тех или иных политических и экономических целей

В список Минюста входят, например, такие материалы:

  1. Книга «Майн Кампф» Адольфа Гитлера.
  2. Несколько книг саентолога Рона Хаббарда. Суд решил, что они оправдывают насилие, в том числе против представителей власти и государства, и содержат скрытые призывы к религиозной розни.
  3. Песни группы «Коррозия металла»: «Съешь живьем», «Задержите поезд», «Хайль фюрер».
  4. Песни группы «Коловрат»: «Хоронят скина», «Слепое правосудие» и ряд других. По мнению суда, они содержат призывы к насилию и нетерпимости.

Но вот ответственности за чтение экстремистской литературы законом не предусмотрено. Вы можете слушать группу «Коловрат» и читать Гитлера сколько угодно.

Мини-епархии РПЦ: с архиереем, но почти без клира

6 января 2020 Алексей Плужников

Как известно, несколько лет назад патриарх Кирилл запустил процесс бесконечного, как уже кажется, дробления епархий — якобы для «сближения епископата с народом», на деле же — для увеличения поборов в казну патриархии.

Многие епархии уже раздробили на 3-4, а отдельные — на 5 и даже 6 частей, засыпав их архиерейчиками, епархиальными управленьицами, епотдельчиками и благочинными, которые благочинствуют над двумя-тремя подчиненными священниками. Близости к народу по-прежнему особо не видно, зато настоятели уже просто исстонались от регулярно возрастающей суммы взносов на епархию (вон, например, скандально известный юный епископ Енисейский и Лесосибирский Игнатий (Голинченко), не так давно заступивший на кафедру, уже поднял своим приходам епвзнос в два раза — и понятно, что сделал он это не по своему желанию, а по «братскому совету» сверху, от Красноярского митрополита, потому что, небось, взносы в патриархию с митрополий тоже выросли).

Так вот, это деление на мини-епархии порой доходит до абсурда, как можно увидеть хотя бы на примере малоизвестной Нарьян-Марской епархии Архангельской митрополии. Давайте познакомимся с этой епархией поближе.

Главная страница сайта «самой северной епархии России», как гласит подзаголовок, встречает гостей цитатой правящего архиерея, епископа Иакова (Тисленко):

«На моем рапорте Святейшему Патриарху о планах проекта „Русская Арктика“ рукой Первосвятителя Русской Церкви начертано: „Благодарю за труды. Согласен придать Патриарший статус программе „Русская Арктика“. Богу содействующу был бы готов посетить Нарьян-Мар для закладки кафедрального собора…“

Я верю: то, что благословлено Патриархом, исполнится, если, Богу содействующу, мы все будем соработниками в деле возрождения Русской Арктики, которую Святая Русь оставила нам как свое наследие — возрождающейся России».

Также на главной странице сайта сообщается, что епархия была создана в 2011 году и включает в себя «Ненецкий автономный округ, Мезенское благочиние (Мезенский район Архангельской области), Усть-Вашское благочиние (Лешуконский район Архангельской области), благочиние Арктических архипелагов: Новая Земля, Земля Франца-Иосифа».

Сколько же священников окормляет столь большую территорию? Согласно разделу «Духовенство», в штате епархии 5 (пять) священников, из них 2 (двое) уже несколько лет в запрете, а еще один скончался более четырех лет назад, но продолжает «числиться»… Еще раз, по слогам: епархия, у которой есть архиерей и два — согласно официальной информации сайта, — служащих священника. И четыре благочиния…

Правда, в новостях сообщается, что в июне 2019 года архиерей рукоположил еще одного священника, но в разделе «Духовенство» информации о нем не появилось.

Подсчитать количество приходов епархии оказалось невозможным — такой информации просто нет. Только в разделе «Расписание богослужений» упоминается наличие кафедрального собора в Нарьян-Маре и храм в поселке Искателей.

Зато в разделе «Приходы» вместо списка приходов почему-то висят ссылки на две статьи, видимо, наиболее важные для православных епархии: «Официальное разъяснение ОВЦС о предстоящем Всеправославном Соборе» и протоиерей Андрей Новиков «Необходимые пояснения в связи с нападками протодиакона А. Кураева на Патриарха и Церковь».

Информации о составе епархиальных отделов или хотя бы их наличии на сайте нет.

Зато на сайте в разделе «Разное» выложена путаная подборка информации о каком-то «шамане Коле», в тексте часто упоминается питерский депутат православного разлива Виталий Милонов.

Последнее епархиальное собрание состоялось 14 июня 2019 года, на нем, помимо архиерея, присутствовали два священника и несколько мирян, преимущественно женщины пожилого возраста.

Епархиальное собрание

«Темой собрания стало предписанное Управлением делами Московского Патриархата рассмотрение проектов документов „О светской трудовой деятельности священнослужителей“ и „Положение о церковных наказаниях клириков“. Священнослужителям и епархиальному собранию правящий архиерей разъяснил актуальность и важность в жизни Русской Православной Церкви принятия упомянутых документов».

Собирать мирян, чтобы они выслушали абсолютно ненужную им информацию — ну, в принципе, тем же самым занимаются и клирики на всех епсобраниях — выслушивают зачитывание бумажек, которые они легко могут прочитать сами и дома, получив оные по электронной почте.

Открываем раздел «Новости».

31 декабря уже прошлого года выложен красивый календарь на 2020 год. Последняя реальная новость перед этим — от 9 сентября 2019 года, сообщающая, что Нарьян-Марский епископ служил вместе с прочими архиереями на Соловках.

Местный архиерей очень любит отсутствовать на своем рабочем месте, под предлогом участия в научных экспедициях. (Этим он занимался и раньше: «участвовал в миссионерских экспедициях в Антарктиду (2004, 2009), на Сахалин и Курилы (2007, 2009, 2010), на Северный Полюс (2009), по Северному морскому пути (2011)».)

Например, епархиальный сайт дает новость от 15 августа 2019 года под претенциозным названием «РАН и РПЦ первая научно-богословская арктическая экспедиция».

В материале сообщается, что в течение всего июля епископ Иаков участвовал «в экспедиции на научно-исследовательском судне „Академик Мстислав Келдыш“, проводимой Институтом океанологи им. Ширшова (РАН) в пределах самой северной епархии России: арктический архипелаг Новая Земля, акватория Карского моря».

Оказывается, «экспедиция фактически подтвердила плодотворное соработничество российской академической науки и Русской Православной Церкви, чему было посвящена встреча Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Сарове 31 июля сего года».

В чем была научность экспедиции — в материале поясняется вполне понятно, а вот насчет «богословия» сказано так:

«Экспедиция стала фактически первым и весьма успешным опытом современного взаимодействия академической науки и богословия, что имеет не только перспективы дальнейшего соработничества, но и значение восстановления традиций, которые были прерваны по известным причинам принятия советским государством атеистической идеологии, практически упразднявшей всякое системное научно-богословское осмысление научных фактов и познаний, накопленных как советской, так и мировой наукой во всех областях естествознания. Актуальность объективного подхода в изучении мира обусловлена не идеологическими установками, какими бы они ни были, но самой сутью духовной природы человека и предназначением, целью бытия человечества».

В общем, вы поняли. Я вот, кстати, не особо…

Впрочем, далее было разъяснено богословско-практическое значение экспедиции: сначала был отслужен молебен перед отправлением судна, потом установлены несколько поклонных крестов на архипелагах, которые, разумеется, были освящены архиереем, он же отслужил несколько литургий на корабле, а потом даже написал статью для академического издания «Новая Земля».

Епископ Иаков на фоне освящаемого им креста

Вот такая любопытная епархия: практически без клира, с мертвым сайтом, но с епископом-путешественником.

Правда, непонятно одно: чем бы хуже на этом поприще справился какой-нибудь благочинный да или тот же Тисленко, но в качестве иеромонаха-миссионера? Зачем городить высокое начальство, называться важно «епархией» там, где для этого нет и еще много лет не будет никаких оснований? Или свет православия ярче сияет, если каждый провинциальный храм в глуши назвать «кафедральным», а в каждой деревне посадить по архиерею.

Епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков (Тисленко) — род. 1960.

Постриг — 1991, иеродиакон — 2001, иеромонах — 2008, епископ — 2012.

МГУ (филолог), МДА, кандидат богословских наук, преподавал в МДС.

Автор нескольких книг и фильмов церковно-исторической тематики.

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму:

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector