0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Коронавирус погрузил РПЦ в кризис

Содержание

Коронавирус погрузил РПЦ в кризис

6 июня в Москве открываются православные храмы, а вместе с ними из периода пандемии начинает выходить и Русская православная церковь. Впервые за всё время существования Московской патриархии кризис оказался не столько политическим, сколько социальным и богословским. У церковных иерархов не нашлось не только ответов на вопросы, вызванные пандемией, но и тактики поведения в её условиях. Но самое главное, что ощутили на себе патриарх Кирилл и епископат, – государство заинтересовано в церкви исключительно как в лояльном институте.

Очевидно, у церковных иерархов и лично у патриарха была и есть своя антикризисная стратегия в период пандемии, но она мало кому известна и понятна прежде всего из-за паралича коммуникационных институтов РПЦ, ответственных как раз за то, чтобы объяснять пастве и гражданскому обществу позицию патриарха и Церкви в целом. Кризис выявил неготовность или же принципиальную неспособность этих институтов вовремя и понятным языком говорить с прихожанами на серьёзные темы.

Устройство православной церкви таково, что все епископы равны, а патриарх – первый среди равных. Но за долгие годы патриаршества Кирилла централизация усилилась до такой степени, что всякая независимость была утеряна не только священниками и приходами, но и большинством епископов, обязанных своему продвижению по карьерной лестнице лично патриарху.

Только 17 марта, спустя шесть дней после объявления Всемирной организации здравоохранения, Синод выпустил «Инструкцию ˂…˃ в связи с угрозой распространения коронавируса» для духовенства Московской епархии.

В рамках документа рекомендовалось проветривание, использование одноразовых лжиц для причастия или их обеззараживание в спирту и протирание икон и иной церковной утвари дезинфицирующими средствами.

В это же самое время Патриарх Константинопольский Варфоломей принял самостоятельное решение о закрытии своих храмов. Патриарх Кирилл о необходимости воздержаться от посещения богослужений заявил только 29 марта. Молчание патриарха породило подчас самые нелепые взгляды на коронавирус в церковной среде. Клирик Ново-Тихвинского монастыря Екатеринбургской епархии Анатолий Упоров заявил, что фимиам от ладана обладает антибактериальными и антивирусными свойствами, а митрополит Белгородский Иоанн призвал для победы над эпидемией звонить в колокола пять раз в день.

«Закрывайте «Макдоналдсы», а не храмы!»: Русская Церковь не прекратит богослужения из-за коронавируса

Ряд политиков, общественных деятелей и блогеров настаивают: Русская Православная Церковь должна прекратить публичные богослужения и закрыть храмы. Эта мера якобы поможет остановить пандемию коронавируса. Верующие категорически не согласны, а священноначалие Московского Патриархата уточняет: о закрытии храмов речь может идти только в том случае, если будет введён карантинный режим, подразумевающий ограничение пользования общественным транспортом и посещение торговых учреждений и организаций общественного питания.

Церковь на борьбе с инфекцией

Русская Православная Церковь не прекратит богослужений и не закроет храмы. Об этом заявлено в циркулярном письме управляющего делами Московской Патриархии митрополита Воскресенского Дионисия. Письме, в котором всем епархиальным архиереям на территории России предписывается тесно взаимодействовать с местными властями в борьбе с угрозой распространения коронавируса. И в то же время указывается, что о закрытии храмов пока не может быть и речи.

Так, в циркулярном письме управляющего делами Московской Патриархии митрополита Воскресенского Дионисия, разосланном всем митрополитам, архиепископам и епископам Русской Православной Церкви, предписывается:

Сообщать региональным властям об уже осуществляемых мерах в рамках исполнения Инструкции настоятелям приходов и подворий, игуменам и игумениям монастырей Русской Православной Церкви в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции… В случае издания официальных актов региональных властей принимать, исходя из пастырских соображений и заботы о людях, иные меры, не противоречащие строю церковной жизни… Вопрос об ограничении доступа в храмы для присутствия за богослужениями может быть рассмотрен в случае введения властями режима, ограничивающего пользование общественным транспортом, а также посещение публичных мест, таких как торговые учреждения, организации общественного питания и другие.

Таким образом, священноначалие Русской Церкви наглядно демонстрирует свою открытость и готовность к взаимодействию со светскими властями. И власти пока сохраняют корректность к верующим. Так, в сегодняшнем (от 26 марта 2020 года) обращении мэра Москвы к жителям столицы нет категорического запрета на посещения храмов, но используется мягкая рекомендательная формулировка: «Понимая чувства верующих москвичей, тем не менее очень рекомендую и прошу в эти дни воздержаться от посещения религиозных объектов».

В ответ на это в комментарии Рабочей группы при Патриархе Московском и всея Руси по координации деятельности церковных учреждений в условиях распространения коронавирусной инфекции было подчёркнуто:

«С пониманием относимся к рекомендации гражданских властей Москвы и Московской области гражданам «воздержаться от посещения религиозных объектов», а также к мотивам, по которым эта рекомендация была дана. Вместе с тем, пастырский долг духовенства будет в полном объеме исполняться по отношению ко всем тем верующим людям, которые находят для себя необходимым в нынешнее трудное время прийти в храм для молитвы о своих близких и о нашем народе».

При этом Церковь уже немало сделала для борьбы с распространением коронавирусной инфекции. Что касается уже предпринятых санитарно-эпидемиологических мер, то ещё на прошлой неделе всем священнослужителям было указано не подавать руку прихожанам для целования при благословении, а в случаях поклонения Кресту, Евангелию, иконам и другим святыням протирать их «после каждого лобзания с использованием дезинфицирующего раствора». Более того, за Божественной Литургией предписано дезинфицировать лжицы (богослужебные ложечки для Причастия) после каждого причастника.

Предпринятые Церковью санитарные меры поистине беспрецедентны, их невозможно сравнить даже со случаями эпидемий моровой язвы (чумы) и холеры в прежние века. Похожая практика благословлялась Церковью для причастия прокажённых в лепрозориях. Слава Богу, опасность коронавирусной инфекции с этими условиями сравнить никак нельзя. И даже во времена ужасной холерной эпидемии 1830-1831 годов, от которой погибло около 200 тысяч человек (почти половина заразившихся), храмы не закрывались. Святитель Филарет Московский по этому поводу писал:

«Напрасно более бояться молитвы, нежели болезни. Неужели молитва вреднее болезни? Пережив три холеры прежде нынешней, я видел довольно опытов, что, где усиливалась молитва, там болезнь ослабевала и прекращалась».

И фактов спасения русской глубинки от этой эпидемии по молитвам Пресвятой Богородице перед Её чудотворными образами было немало. Так, одной из самых известных святынь, помогающих в случаях эпидемий, стала Шуйская икона Божией Матери, ранее уже спасавшая русские земли от моровой язвы (чумы). Также широко известна целительная помощь Боголюбской иконы и многих других православных святынь. А праздник Происхождения или, иначе, Изнесения честных древ Животворящего Креста Господня (в народе именуемый «Первым Спасом»), совершаемый в августе, издревле связан с тем, что в Ромейском царстве (Византии) именно крестные ходы с Крестом Господним не раз помогали спасти империю от различных эпидемий.

Упадок веры – главная причина паники

Понять, почему в сегодняшних условиях всё чаще слышны голоса тех, кто требует прекратить православные богослужения и вовсе закрыть храмы, несложно. Десятилетия советской власти сделали своё дело. Идейные потомки советских воинствующих безбожников, сменив коммунистические идеалы на банальное либеральное западопоклонство, в богоборческой риторике ничем не отличаются от своих большевистских предшественников. Религия – «опиум для народа», церкви – «источники заразы», верующие же в последние дни оскорбительно именуются «иконолизами».

Советская богоборческая пропаганда. Фото: pravoslavie.ru

В прошлом, XX веке под подобными лозунгами были закрыты и разрушены сотни храмов, расстреляны тысячи священнослужителей, пополнившие многотысячный сонм новомучеников и исповедников Церкви Русской. Хотя ни одного примера заражения через Святое Причастие и поклонение святыням выявлено и зафиксировано не было. А ведь советские власти весьма старательно выискивали любые поводы для борьбы с Церковью и верующими.

Сегодня в разных странах антицерковные коммунистические методы уже используются. Например, в Румынии верующих уже силой выкидывали из православных храмов, в Греции на некоторое время был задержан митрополит Кифирский Серафим только за то, что в его кафедральном соборе звонили в колокола для созыва верующих на богослужения. На Украине же во многих регионах, включая Киев, священнослужители и верующие фактически выброшены на улицы и вынуждены совершать богослужения под открытым небом в любую погоду. Более того, один из киевских приходов, посмевший совершать богослужение в храме, был оштрафован на 30 тысяч гривен.

Архиепископ Горноалтайский и Чемальский Каллистрат (справа), сенатор от Республики Алтай В. Полетаев и член Общественной палаты России Б. Алушкин на Рождественских чтениях. Фото: eparhia-gorniyaltay.ru

Телеканал «Царьград» обратился к архиереям Русской Православной Церкви с просьбой разъяснить свою позицию относительно призывов закрыть храмы и прекратить соборные богослужения. И в том числе объяснить причину распространяющейся массовой паники. Архиепископ Горноалтайский и Чемальский Каллистрат уверен, причина происходящего в упадке нашей веры:

«Для человека верующего в России в эпоху Святой Руси закрыть храмы ради безопасности было немыслимо. Если сейчас об этом говорят вслух, а в некоторых странах даже принимают такие решения, то это, прежде всего, показатель упадка нашей веры. Для верующего человека гораздо хуже остаться без Евхаристии, без Литургии, без молитвы, без Причастия, нежели угроза распространения вируса».

Митрополит Курганский и Белозерский Даниил. Фото: http://kurganvera.ru/

С владыкой Каллистратом полностью согласен митрополит Курганский и Белозерский Даниил. Архипастырь твердо убеждён, что главное лекарство от любых болезней можно обрести именно на православных богослужениях. И это – Таинство Евхаристии, Святого Причастия:

«Не нужно бояться ходить в храмы. Вся наша церковная история показывает нам поразительные случаи, даже приходя больными в храм, получали исцеление… Если мы вместе, объединившись, начнём совместную молитву, то мы не просто какой-то коронавирус, но мы всё победим. Потому что мы с Богом, а с Богом побеждается всё. А без Бога даже какая-то маленькая бактерия способна разрушить не только одну личность, но сотни и даже тысячи и миллионы человеческих жизней. Это нужно всегда помнить и, наоборот, ходить в храмы, причащаться Христовых Таин – главная Святыня, главное Лекарство. От всех болезней».

Митрополит Рязанский и Михайловский Марк. Фото: официальный сайт Рязанской епархии

Читать еще:  Группа раскольников вернулась в Болгарскую Церковь

Митрополит Рязанский и Михайловский Марк высказал «Царьграду» очень близкие с собратьями-архиереями мысли, добавив, что «сегодня в Церкви действуют особые меры, призванные остановить распространение инфекции: стены, полы и иконы промываются специальными дезинфицирующими составами, помещения хорошо проветриваются и так далее». Но при этом и владыка Марк считает отказ от богослужений по меньшей мере проявлением маловерия:

«Отказ от богослужений был бы проявлением маловерия и сомнения в помощи Божией. На протяжении истории людям не раз угрожали различные моровые язвы, поветрия, эпидемии. И в эти периоды Церковь усиливала свои молитвы, в храмах совершались особые богослужения, молебны, крестные ходы. Духовенство и миряне обходили с иконами города и селения, и болезни и беды отступали. И сегодня Церковь молится об избавлении народа от новой болезни. Ежедневно каждый священник нашей Рязанской епархии совершает молебен в храме и дома об избавлении от этой язвы. И мы верим, что по молитвам нашей Церкви Господь помилует нас и дарует нам исцеление».

Светские власти должны уважать чувства верующих

В то же время православные архипастыри прекрасно понимают ограничительные действия светских властей. Но надеются, что ограничения, которые должны коснуться массовых мероприятий и ряда общественных заведений, не коснутся богослужебной жизни Русской Православной Церкви.

Митрополит Владивостокский и Приморский Владимир. Фото: vladivostok-eparhia.ru

Так, митрополит Владивостокский и Приморский Владимир, в силу региональной специфики прекрасно знакомый с проблемой распространения коронавирусной инфекции, в комментарии телеканалу «Царьград» отметил:

«Необходимо осознавать, что участие в таинствах церковных – и прежде всего в Евхаристии – для православного христианина является источником духовных сил и залогом вечной жизни в Боге. Это гораздо важнее, чем поездки на работу или поход за продуктами в супермаркет. Поэтому я надеюсь, что предписанные церковным структурам ограничения окажутся вполне действенными и достаточными. Кроме того, зная нашу национальную склонность к чрезмерности во всём, я хотел бы верить, что представители региональной власти, действующей на местах, не станут проявлять, говоря языком Священного Писания, «ревность не по разуму» (Рим. 10, 2) и учтут обстоятельства жизни верующих сограждан».

Епископ Дальнеконстантиновский Филарет. Фото: nne.ru

При этом архипастыри подчеркивают: Церковь готова соблюдать самые строгие санитарно-эпидемиологические требования. Но это не должно ограничивать права верующих на посещение храмов, соборную молитву и участие в Таинствах. Об этом «Царьграду» рассказал викарий одной из крупнейших российских епархий, Нижегородской, епископ Дальнеконстантиновский Филарет:

«Исполняя все санитарные требования, мы все же должны помнить о необходимости давать возможность человеку духовного укрепления через посещение храмов и участия в Таинствах. Всегда было очевидно, что телесное здоровье человека во многом зависит от духовного здоровья. Именно храм является духовной опорой для человека в такие сложные периоды общественной жизни».

Словом, во все времена, включая годы раннехристианских гонений, Церковь Христова оставалась лояльной к светской власти. Но не отказывалась от богослужений даже во времена куда более страшных средневековых эпидемий. И очень часто именно соборные молитвы, в том числе перед чудотворными иконами Пресвятой Богородицы, останавливали распространение моровой язвы, чумы или холеры. И сейчас верующим очевидно: именно закрытие храмов и прекращение богослужений может привести к самой настоящей катастрофе. Так что закрывайте «Макдоналдсы», а не храмы!

Бессимптомный COVID – коварный подарок. Когда кричать «караул!», рассказали врачи

Как известно, основными признаками коронавирусной инфекции являются высокая температура, которую иногда трудно сбить жаропонижающими, изнуряющий сухой кашель, одышка. В совокупности это явный повод насторожиться. Но не причина паниковать. Есть вполне чёткие правила, когда человека пора госпитализировать, а в какой ситуации он может лечиться дома.

У некоторых заболевание проявляется нетипичными признаками – начиная от внезапной слабости и заканчивая выпадением волос. Но есть ещё и так называемое бессимптомное течение болезни, которое может проявляться незначительным ухудшением состояния здоровья. С одной стороны, это лучший вариант течения COVID, с другой – несколько опасный для общества, так как, не чувствуя особого дискомфорта, человек может стать разносчиком заразы (то есть в обычном режиме ходит на работу, общается с людьми), не подозревая об этом. Поэтому так актуален вопрос о том, как распознать болезнь, замаскировавшуюся под бессимптомную.

Коронавирус – в 90% случаев банальное ОРЗ

Одну из версий, вызвавшую бурную реакцию в соцсетях и не только, предложила врач-биофизик Нелли Соседова. По её словам, на бессимптомный COVID-19 могут указывать потеря обоняния и изменение вкуса. Также обнаружить недуг может помочь иммунохроматографический тест и банальная настороженность – оценка того, были ли в вашем окружении заболевшие.

Врачи раскритиковали такой подход. По словам эпидемиолога, депутата Госдумы Геннадия Онищенко, потеря обоняния – это на 100% специфический симптом острого респираторного заболевания. Поэтому информация, мягко говоря, не свежая.

«Ничего нового она не сказала насчёт потери обоняния. А иммунохроматографический тест делают на каждом углу, естественно», – иронично заметил эксперт.

Главный врач Городской клинической больницы № 71 Москвы Александр Мясников в свою очередь отметил, что коронавирус – это респираторное заболевание, которое пришло навсегда. И в 90% случаев это банальное ОРЗ.

У вас бессимптомный ковид? Слава Богу. Вы должны просто радоваться, что вы перенесли его, вы получили как бы прививку, и вы уже не заболеете в тяжёлой форме. Радуйтесь, что у вас бессимптомная форма. Да, может быть пневмония, всё может быть. Но поймите, от обычного коронавируса, человеческого, умирает 10%, если возникает пневмония у пожилых. Но давайте мы сейчас не будем разбирать массу болезней и запугивать население, индуцировать их,

Усталость опасна в связке с другими симптомами

Зарубежные медики из Оксфордского университета назвали признаками бессимптомного (а скорее, лёгкого) течения коронавирусной инфекции одышку, отсутствие обоняния, боли в животе, которые могут указывать на воспалительные процессы в нижних отделах лёгких, беспричинную диарею и сильную усталость. Чем также вызвали скептическое настроение у российских врачей. Александр Мясников посчитал лишним фантазировать на эту тему.

Это общие слова, которые могут быть последствием перенесённого ковида, а могут быть последствием перенесённого ОРЗ, а могут быть последствием отравления несвежим молоком и так далее. А зачем эти пять признаков надо знать вообще, в принципе? Будет ли это иметь какие-то последствия в будущем – скорее всего, нет,

Геннадий Онищенко пояснил, что представленный зарубежными учёными список симптомов лёгкого течения всё время фигурировал в разных вариантах. То есть список совсем не новый и был исследователями попросту интерпретирован.

«Он построен на том, что действительно человек может у себя заметить. Одышку, усталость. Это ещё даже не болезнь. Усталость у вас может быть от того, что вы сегодня слишком интенсивно делали физические упражнения. Сама по себе усталость ни о чём не говорит, но когда она идёт в этих признаках (эксперт имеет в виду перечисленные учёными симптомы. – Прим. ред.), вот в связке он даёт прямой намёк на то, что надо бы обратиться к врачу», — предупредил Геннадий Онищенко.

Когда бить тревогу

В связи с усилением распространения коронавируса осенью врач анестезиолог-реаниматолог, главный врач ГБУЗ «Городская клиническая больница № 40», кандидат медицинских наук Денис Проценко в эфире программы «Дайте сказать!» призвал жителей России не паниковать. По его словам, обращаться к медикам следует при определённых симптомах. Это как раз тот случай, когда тянуть точно не стоит.

Есть критерии для экстренной госпитализации. Это высокая температура тела, которая устойчива к жаропонижающим средствам в течение 48 часов, учащённое дыхание, снижение сатурации. Последний показатель демонстрирует процентное содержание кислорода в крови,

– объяснил Денис Проценко.

Специалист также уточнил, какие меры необходимо использовать для защиты от вируса, отметив, что они были скорректированы с учётом накопленного опыта работы с заболевшими.

«Ношение маски – очень важный и мощный инструмент профилактики коронавируса. Это также элемент социальной ответственности друг перед другом. Почему люди не носят маски? Ну вируса же не видно. Кроме того, маска приглушает звук, становится труднее услышать человека, или нужно громче говорить. Но важно не пренебрегать такой защитой. Также основные способы избежать заражения – соблюдение социальной дистанции и изоляция при первых признаках болезни», – предупредил врач.

Мусульмане России

Первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации (ДУМ РФ) Дамир Мухетдинов выступил с обращением к единоверцам с призывом принять деятельное участие в борьбе с распространением COVID-19. В указе ДУМ РФ, который вступил в силу 18 марта 2020 года, говорится:

«Полностью осознавая ответственность перед людьми за их безопасность, мы в Духовном управлении мусульман Российской Федерации приняли решение до 10 апреля 2020 г. приостановить совершение коллективных молитв в московских мечетях. С тяжелым сердцем мы идем на эту вынужденную меру, но она, увы, необходима. В ряде стран, в том числе и мусульманских, вирус распространялся именно во время коллективных богослужений. Такого мы не должны повторить в нашем городе, ведь Пророк нас учил: «Нельзя наносить вред ни себе, ни другим»».

В ДУМ РФ призвали мусульман страны строго придерживаться санитарно-гигиенических рекомендаций Минздрава России и Роспотребнадзора:

«Чем меньше прямых контактов, тем меньше у вируса шансов оседлать нас в своих интересах. Тем самым мы и сами убережемся от заражения, и защитим свои семьи, близких, да и все общество от опасной болезни. Для любого здравомыслящего и добродетельного человека подобное должно быть очевидным».

Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных

Документ принят Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 4 февраля 2013 года.

Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви

(2-5 февраля 2013 года)

Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных

1. На протяжении последних лет многие люди, в том числе чада Русской Православной Церкви, проявляют серьезную обеспокоенность введением новых электронных технологий, используемых при взаимодействии граждан с государственными учреждениями и коммерческими организациями. Это выражается в разных формах несогласия.

Подобная обеспокоенность впервые возникла в связи с частным вопросом о введении идентификационного номера налогоплательщика и 19-20 февраля 2001 года рассматривалась VII Пленумом Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви. Ранее Священный Синод Русской Православной Церкви в заявлении от 7 марта 2000 года подчеркнул: «Никакой внешний знак не нарушает духовного здоровья человека, если не становится следствием сознательной измены Христу и поругания веры».

По мере появления новых технологий и включения их в различные сферы жизни потребовалось развитие церковной позиции, нашедшее свое отражение, в частности, в посланиях Архиерейского Собора 2004 года к Президентам России и Украины, Заявлении Священного Синода от 6 октября 2005 года, Определении Архиерейского Собора 2008 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека, обращении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации от 28 июля 2009 года, Определении Архиерейского Собора 2011 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви». Деятельность любого священнослужителя или мирянина должна учитывать позицию, выраженную в этих документах.

Читать еще:  Како треба удељивати милостињу?

2. Православная Церковь не отрицает необходимости учета граждан государством. Пречистая Дева Мария и святой Иосиф Обручник, послушав повеление кесарево, чтобы «пошли все записываться, каждый в свой город» (Лк. 2:3), направились в Вифлеем, где и был рожден Спаситель мира. С давних времен власть проводила переписи населения, выдавала документы, удостоверяющие личность. Эти меры нужны для охраны правопорядка и общественной безопасности, выполнения экономических и социальных функций.

Церковь, участвуя в дискуссии о методах учета, не оправдывает тех, кто уклоняется от гражданских обязанностей или имеет преступные цели, но защищает право граждан жить в обществе в соответствии со своими убеждениями и принципами.

Проблемы, связанные с электронной идентификацией личности, учетом и обработкой персональных данных, продолжают накапливаться и усложняться. Сегодня необходимо продолжить богословское, нравственное и гражданское осмысление этих проблем.

3. В обществе распространяется обоснованная тревога по поводу того, что использование пожизненного персонального цифрового идентификатора в виде кода, карты, чипа или тому подобного может стать обязательным условием доступа каждого ко всем жизненно важным материальным и социальным благам. Использование идентификатора вкупе с современными техническими средствами позволит осуществлять тотальный контроль за человеком без его согласия — отслеживать его перемещения, покупки, расчеты, прохождение им медицинских процедур, получение социальной помощи, другие юридически и общественно значимые действия и даже личную жизнь.

Уже сейчас вызывают тревогу действия по сбору и обработке персональных данных детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, так как нередко ведется неконтролируемый сбор данных, явно избыточных для обеспечения учебного процесса. Многие верующие выражают принципиальное несогласие с обязательным присвоением идентификационного кода с превращением его в несменяемый, пожизненный и посмертный атрибут. Помимо этого, обеспокоенность вызывает усиливающаяся тенденция к увеличению сбора биометрических данных о человеке, а также появление имплантируемых электронных идентификационных устройств.

Вся собранная информация может не только использоваться, но автоматически анализироваться с целью принятия управляющих решений в отношении конкретного человека. Введение же сквозного идентификатора личности позволяет создать единую базу данных, где в режиме реального времени могут собираться, храниться и автоматически анализироваться данные из различных сфер жизни человека.

4. Основываясь на своих конституционных правах, тысячи людей, включая православных верующих, не желают по тем или иным причинам, в том числе религиозно мотивированным, принимать новую идентификационную систему, использовать документы с электронными идентификаторами личности (личным кодом, штриховым кодированием, идентификационными номерами). Многие из этих людей сообщают о нарушении их конституционных прав. Нередко этих людей лишают медицинской помощи, пенсий по возрасту и других выплат, оформления инвалидности и различных льгот. Подчас они не могут совершать сделки с имуществом, поступать на учебу или работу, вести предпринимательскую деятельность, оплачивать коммунальные услуги, приобретать проездные документы. В итоге формируется целый слой людей, выброшенных из всех сфер общественной и государственной жизни.

5. В задачи Церкви не входит подробный анализ причин отказа каждой конкретной группы людей от каждого конкретного технологического новшества или принятия подобных новшеств. Однако Церковь убеждена, что упомянутые технологии не должны быть безальтернативными и принудительными. Те, кто отказывается принимать эти технологии, должны иметь альтернативу — использование традиционных методов идентификации личности, применяемых сегодня в большинстве стран канонической ответственности Московского Патриархата. Церковь считает недопустимыми любые формы принуждения граждан к использованию электронных идентификаторов, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных и личной конфиденциальной информации. Реализацию права на доступ к социальным благам без электронных документов необходимо обеспечить материальными, техническими, организационными и, если необходимо, правовыми гарантиями. Церковь считает недопустимым принудительное нанесение на тело человека каких-либо видимых или невидимых идентификационных меток, имплантацию идентификационных микро- и наноэлектронных устройств в тело человека.

В связи с тем, что обладание персональной информацией создает возможность контроля и управления человеком через различные сферы жизни (финансы, медицинская помощь, семья, социальное обеспечение, собственность и другое), возникает реальная опасность не только вмешательства в повседневную жизнь человека, но и внесения соблазна в его душу. Церковь разделяет опасения граждан и считает недопустимым ограничение их прав в случае отказа человека дать согласие на обработку персональных данных.

Согласие граждан на использование средств электронного учета должно сопровождаться обязательным разъяснением всех последствий принимаемого решения. Гражданам, желающим использовать эти средства, необходимо гарантировать доступ к информации о содержании электронных записей, равно как и возможность изменять содержание данных записей или удалять их в тех случаях, когда иное не предусмотрено установленными законом требованиями общественной безопасности. Следует гарантировать и, если необходимо, усилить ответственность за утечку или ненадлежащее использование персональных данных. Документы, выдаваемые государством, не должны содержать информацию, суть и назначение которой непонятны или скрываются от владельца документа, а также символов, носящих кощунственный или нравственно сомнительный характер либо оскорбляющих чувства верующих.

Церковь осуществляет диалог по этим вопросам с органами власти России, Украины, Беларуси, Молдовы, Казахстана, государств Средней Азии и других стран, добиваясь учета и понимания позиции верующих. Особенно важным Собор считает соблюдение принципа добровольности при принятии любых идентификаторов, предполагающего возможность выбора традиционных методов удостоверения личности. Собор призывает власти государств канонического пространства нашей Церкви придерживаться данного принципа. При этом необходимо проявлять уважение к конституционным правам граждан и не дискриминировать тех, кто отказывается от принятия электронных средств идентификации.

В случае принуждения граждан к принятию подобных средств и дискриминации, связанной с их непринятием, Собор предлагает этим людям обращаться в суд, а также информировать епархиальное священноначалие и, при необходимости, Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества.

6. Впрочем, многое предупреждает нас о том, что мы можем оказаться перед лицом новых вызовов. Если сужение границ свободы, осуществляемое в том числе средствами электронного контроля, приведет к невозможности свободного исповедания веры Христовой, а законодательные, политические или идеологические акты, обязательные для исполнения, станут несовместимы с христианским образом жизни, — наступит время исповедничества, о котором говорит Книга Откровения (гл. 13-14).

При этом Освященный Архиерейский Собор напоминает о неприемлемости ситуации, когда отдельные миряне, а порой и клирики восхищают право от лица Церкви выносить определения о совместимости или несовместимости того или иного явления с верой Христовой и христианским образом жизни. Такое право принадлежит Собору или Синоду, опирающимся на Священное Писание и Предание Церкви и действующим в единомыслии со всем клиром и паствой.

Клир, монашествующие и все верные чада Святой Церкви призываются проявлять в данных непростых вопросах духовную зоркость и христианское трезвомыслие, заботиться о свободе исповедания веры и поддержании христианского образа жизни, помня, что принести Богу добрые духовные плоды может лишь тот, кто пребывает во Христе и сохраняет верность церковному единству.

Памяти святителя Спиридона

Факт того, что в ночь с 24 на 25 декабря в Кизическом мужском монастыре Казани прошло ночное богослужение, на котором присутствовали учащиеся Казанской духовной семинарии, неожиданно обратил на себя внимание некоторых федеральных СМИ. Так, к примеру, издание «Дейли Шторм» вышло с заголовком «В православном монастыре Татарстана отпраздновали католическое Рождество».

Дело в том, что время проведения богослужения в Кизическом монастыре совпало с временем богослужений в католических храмах: 25 декабря у католиков всего мира наступает Рождество. Православные отмечают этот важнейший праздник на две недели позже, 7 января.

После окончания ночной литургии, во время которой молились семинаристы и братия монастыря, настоятель обители игумен Пимен, один из самых уважаемых священников Татарстанской митрополии, в своей проповеди напомнил о вехах в биографии святителя Спиридона Тримифунтского, современника Николая Чудотворца, день почитания которого приходится на 25 декабря. Именно святителю Спиридону и молились на этой ночной литургии пришедшие в Кизический монастырь.

Именно святителю Спиридону и молились на этой ночной литургии пришедшие в Кизический монастырь

Появление ночью в храме семинаристов было вполне обоснованным — игумен Пимен является наставником второкурсников. Для них такая тихая ночная служба в монашеской обители — отличная практика, когда без суеты можно молиться, выполнять послушания, петь вместе с монастырским хором.

Естественно, что в конце проповеди настоятель Кизического монастыря напомнил, что 25 декабря некоторая часть православных и католики отмечают Рождество. Дата есть дата, и не заметить ее было бы странно. Затем семинаристов пригласили на скромное чаепитие с постными пирожками, которое они разделили с братией монастыря.

Практика ночных богослужений, когда в храме молится только братия монастыря, существует в РПЦ и присутствует во многих обителях. Многие наместники считают, что насельникам полезно присутствовать именно на таких богослужениях, когда возможно полностью сосредоточиться на молитве. Совершались ночные литургии в свое время, например, в Раифском Богородицком мужском монастыре.

Кто не платит взносы и критикует руководство РФ и РПЦ — под запрет

28 марта 2019 священник Дмитрий Ларионов

Клирик Армавирской епархии РПЦ священник Дмитрий Ларионов прислал в нашу редакцию указ правящего архиерея от 29 ноября 2018 г. о своем запрещении в священнослужении на год и пояснение, что значат в указе формулировки: «публичное высказывание во время проповедей своих политических взглядов, критика позиции и действий священноначалия РПЦ и руководства РФ», а также «убеждение прихожан регулярно употреблять алкогольные напитки».

Я служил в станице Губской Армавирской епархии Краснодарской митрополии (в станице Губской о. Дмитрий служил с 2016 г., до этого много лет служил в селе Репьевка Оренбургской области, в Краснодарский край был вынужден перебраться из-за проблем со здоровьем младшего сына. — прим. ред.). Сразу хочу обратить ваше внимание, что я не хочу выставлять себя, что вот я, мол, такой хороший, а все священноначалие плохое, и любите меня. Просто во время послушания на приходе у меня, как, наверное, и у любого священника, возникали вопросы по поводу взносов в епархиальное управление, современной ситуации в стране, и мне пришлось делиться своим мнением с прихожанами (основу которых составляют пенсионеры и казаки).

Да, все верно, я часто в проповеди говорил против повышения пенсионного возраста, так как я тоже гражданин РФ и меня это также касается. Говорил, что телевидение нам постоянно врет, вот сами посмотрите концепцию прорыва РФ до 2020 года (концепция от 17.11.2008 № 1662-р), где четко было написано об этапах укрепления рубля, повышения размера пенсии (не возраста) к 2016 г., развитии малого и среднего бизнеса, о том, что получать мы будем минимум 2000 долларов, что каждая семья будет иметь 100 кв. м. как минимум. Тогда по всем каналам и в «Российской газете» об этом только и говорили, и что Россия к 2020 году станет ведущей в мире и остальное бла-бла-бла (каждый может посмотреть ролики «Единой России» за 2007-2010 гг.).

Читать еще:  Каким должен быть рацион питания бодибилдера?

Также наш станичный приход волновала другая проблема, внутрицерковная — взносы.

Наш приход в епархию платил более 100 т.р. в год (население станицы чуть более двух тысяч человек). Из них:

  • 51,6 т.р. (в год) — непосредственно взносы в епархиальное управление Армавирской епархии. Взносы собирал благочинный, либо его секретарша; квитанции об оплате взносов не выдавались, впрочем, предлагалось ехать к бухгалтеру епархии и взять все квитанции. Платить мы обязаны были до 5-го числа каждого месяца.
  • 38 т.р. (в год) — на эту сумму наш приход обязан был закупать товар на епархиальном складе (альтернативы нет, вернее, она есть, но покупать утварь не на складе епархии наказуемо).

Вымогательство денег благочинным по звонку (в год набиралось около 15-20 т.р.), сюда входило:

  • подписка на ЖМП (по завышенным ценам, как и товар в епархии);
  • подписка на местный епархиальный вестник;
  • подписка на газету благочинного;
  • на патриарха Кирилла;
  • на новую книгу, изданную патриархом Кириллом;
  • на подворье епископа Игнатия;
  • на детей-сирот и др.

За все это квитанции нельзя было спрашивать — это в Армавирской епархии считается тяжким грехом.

Ну и главное: приезд епископа. Перед визитом архиерея приезжал вымогатель-благочинный и говорил, сколько я обязан заплатить. Последний раз владыченька служил вечерню — отдали 10 т.р. За ужином владыка вел себя скромно, приготовили, что смогли, здесь с моей стороны нет претензии к архиерею, а вот когда он уехал, концерт продолжил благочинный — стал снова с меня вымогать деньги, я сказал, что все «отдал владыке и у меня больше нет денег». Занимаясь вымогательством, благочинный всегда подчеркивал, что об этом никому не слова. Естественно, по окончании воскресной литургии мне об этом приходилось рассказывать в проповеди прихожанам: простите, а у кого еще искать защиты?

У нас с матушкой 6 детей, благочинный всегда заставлял меня писать объяснительные, почему я не посещаю регулярно епархиальные выставки, ярмарки, конференции, богослужения в Архиерейском подворье. А что мне оставалось писать: «простите, виноват, что дети отвлекают от епархиальных ярмарок»?

Я с детства в храме, в сане с 2002 года, окончил Белгородскую семинарию, а сейчас понимаю, что руководство РПЦ превращается в алчную тоталитарную секту. И служа последний год, я просто «забил» на все эти рэкетирские вымогательства, вернее, поставил вопрос ребром: «Куда уходят наши взносы?» Вы предоставляете отчет, а я тогда и буду платить (мне никто зарплату не платит, наоборот — я и такие же другие станичные священники содержат работников епархиального управления). «Катись оно все колбаской по малой Спасской…», и перестал платить.

Владыка нам на собрании духовенства 2017 года сказал: «Кто не платит взносы — под запрет…» Я понимал, до чего доводил свою ситуацию. Начались угрозы. В проповеди я предупредил прихожан, что платить пока не буду, так как у нас строительство храма встало, растут долги прихода за коммунальные услуги, налоги (в пенсионный фонд, хоть не много, но все равно), оплата услуг бухгалтерской фирмы, содержание семьи.

Патриарх Кирилл постоянно говорит, что Церковь сейчас живет в уникальное время, Церковь в России независима полностью от государства. Хочется его спросить: «Что же вы, товарищ Гундяев, врете?!» Ваш карман — да, не зависим от Следственного комитета. Но сама Церковь — нет! Судя по формулировке в моем указе о «критике Руководства РФ», Синод огосударствляется прорывом Путинской России.

Р. S. По поводу «алкогольных напитков» — я и сам не понял, зачем это написали в указе, церковного суда по моему вопросу не было. Скорее всего, это из-за того, что в праздник Преображения на вечернюю службу к нам приехал благочинный, и по освящении хлебов — хлебцы я, как правило, обильно поливаю вином (на Кубани вина очень много, тем более в обычных хуторах, домашнее), — он спросил: «И постоянно ты так делаешь?»

«Ну да, — отвечаю, — сегодня же на вечерне благословляется пшеница, хлеб и вино!»

Он начал, пока читались кафизмы, мне говорить о том, что сейчас вся Россия спилась, даже наш горячо любимый владыка вообще отказался от вина, руководство запрещает алкоголь и детям давать, а сейчас под помазывание и дети подойдут, в свое время Хрущев уничтожил все виноградники на Кубани, а вот такие, как ты (т.е. я) способствуют спаиванию народа… ну и так далее, по типу «пока бороздят корабли в космосе…». Я думаю, это и послужило мотивом данной формулировки.

Напомню, церковного суда не было. Прихожане поехали меня защищать, но владыченька отказал в приеме.

От редакции:

Этот текст отец Дмитрий прислал в нашу редакцию в феврале, но перед выходом публикации попросил отложить ее на время. За прошедший период автор получил от епархиального архиерея еще один указ, в котором священник Дмитрий Ларионов почисляется за штат епархии и остается запрещенным в священнослужении до тех пор, пока какой-нибудь другой архиерей не захочет принять священника с «волчьим билетом» в свою епархию:

Иллюстрация: свящ. Дмитрий Ларионов с семьей. Фото: Дмитрий Бунтури/predgorie-online.ru

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму:

Аргументы Недели → Самое читаемое

Профессор Нигматулин: о Мишустине, Мантурове, Голиковой, обвале рубля и росте смертности

Военная тайна: что случилось с новым российским танком Т-14 в Сирии?

Армия Карабаха начала уничтожать в небе над республикой турецкие дроны Bayraktar TB2

Мужчина рассказал мне о смысле жизни. Я запомнила его слова на долг.

Появились снятые с территории Ирана видео из района боев между армией Карабаха и военными Азербайджана

В сети высмеяли заявление Ильхама Алиева об уничтожении двух армянских РК «Ярс»

«На связи с Господом». В РПЦ объяснили фотографию священника со скрытым переговорным устройством

На днях в соцсетях начали распространять фотографию некоего православного священника, за ухом у которого виднеется переговорное устройство. Тонкий провод, спускающийся под рясу, многим напомнил наушники, которые используют сотрудники спецслужб. В РПЦ рассказали, с кем переговариваются священники по таким устройствам.

Фотография священника с переговорным устройством была опубликована на сайте «Коммерсанта», в галерее, посвящённой рождественскому богослужению, прошедшему в Храме Христа Спасителя.

Фото Александра Миридонова/Ъ

Как видно на других фотографиях, на мероприятии присутствовал и премьер-министр России Дмитрий Медведев.

Фото Александра Миридонова/Ъ

Неизвестный священнослужитель заинтересовал пользователей соцсетей куда больше, чем известный премьер. Ведь слухи о том, что первых лиц государства в храмах сопровождают переодетые сотрудники ФСО, ходят давно.

Например, об этом говорили ровно год назад, когда Владимир Путин приезжал на встречу с рыбаками в Новгородскую область. Вместе с ними президент тоже посетил местный храм. И фотографии с богослужения также дали конспирологам простор для теорий. Хотя объяснилось всё довольно просто.

Священник с проводом в соцсетях вызвал скорее усмешку, чем попытки понять, кто он такой. Вывод был сделан однозначный.

Мuд Роисси‏

Aleksandr Karpov‏

Рембо Український‏

Также вспомнили, что похожее переговорное устройство заметили на одном из рабочих АвтоВАЗа, куда недавно приезжал Владимир Путин. На этой встрече он заявил, что будет баллотироваться на новый срок.

Древний Грек

После таких фотографий многие сделали вывод, что высших лиц на мероприятиях сопровождает целая массовка переодетых охранников.

Срущий Медведь

Николай Травкин

Однако через два дня после Рождества в РПЦ заявили, что священник с переговорным устройством — точно не сотрудник ФСО. По их словам, некоторые работники РПЦ тоже такие носят.

Представитель РПЦ Наталья Родоманова заявила радиостанции «Говорит Москва», что этот провод за ухом — вовсе не спецсвязь. Просто на фото, по её словам, может быть запечатлён сотрудник епархиальной пресс-службы. И вообще, радиосвязь в церкви — вещь необходимая.

Это не спецсвязь, это радиоприёмники, которые мы регулярно используем на богослужениях. Священники, которые занимаются богослужебным обеспечением для внутренней своей координации, поскольку при больших многолюдных служениях необходимо согласовывать свои действия по передвижению, по каким-то другим богослужебным темам, они используют такой удобный вид связи. Наверно, такая же ушная гарнитура используется сотрудниками службы безопасности, но никакого отношения к спецсвязи это не имеет.

Вообще, где бы не появлялись политики и что бы они не делали, в этом всегда можно разглядеть заговоры и конспирологические теории. К примеру, когда Дональд Трамп прилетал в Южную Корею, ему даже поесть спокойно не удалось. Ведь журналисты увидели тайные знаки в блюдах, которыми его кормили.

Не меньше вопросов и догадок вызвал странный жест Владимира Путина, который якобы уронил стул, на котором сидел президент Турции. Символичное падение стула на ровном месте также вызвало бурную дискуссию. Возможно, президента России даже подставили.

Раскол Русской церкви: Никон против старообрядцев

Религиозные и политические распри не обошли стороной и Русскую Православную Церковь, официально ставшей независимой от Константинополя в 1589 году. Тем не менее, в середине XVII века царь Алексей Михайлович и патриарх Никон решились на проведение церковной реформы, направленной на унификацию литургии и исправление церковных книг. Радикальные шаги реформаторов были вызваны стремлением на деле доказать преемственность Русской церкви по отношению к Константинопольской, тем более, что недавно присоединённые территории Малороссии в религиозном отношении находились ближе к византийским, нежели к русским традициям.

В 1654 году на церковном соборе было объявлено о проведении реформ. Практически сразу нашлись те, кто отказывался принимать нововведение — они через два года были преданы анафеме, но гонения на «старообрядцев», защитников уже устоявшихся традиций, начались сразу же после провозглашения изменений. Моральным лидером сопротивлявшихся стал протопоп Аввакум Петров, несмотря на преследования активно критиковавший Никона и его реформы.

Низложение патриарха Никона в 1666 году, тем не менее, не остановило раскол. Большой Московский церковный собор подтвердил решения двенадцатилетней давности, а отказ Аввакума от своих взглядов предопределил его судьбу: непокорный протопоп был сослан в Пустозёрск, где он продолжал критику церкви и царя. В 1682 году вместе со своими сторонниками он принял мученическую смерть через сожжение.

Противостояние старообрядцев и Русской Православной Церкви продолжалось ещё долгие годы и сопровождалось жестокими гонениями на первых. Лишь начиная с XIX века в религиозных делах наметились послабления в сторону ревнителей старой веры, а в 1971 году Поместный собор РПЦ окончательно «реабилитировал» старообрядцев.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector