0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основы москвичизма

Основы москвичизма

В прошлом номере «Власть» присудила награду недели Михаилу Соломенцеву, выступившему с идеей разработки кодекса москвича — свода правил для гостей столицы, желающих стать ее постоянными жителями. В этом номере журнал осмеливается выступить со своими предложениями к кодексу.

Ссылаясь на многовековые традиции и особую московскую культуру, председатель комитета межрегиональных связей и национальной политики Москвы Михаил Соломенцев говорил про то, что приезжим всех мастей не следует резать барана во дворе многоквартирного дома, жарить шашлык на балконе, носить инонациональную одежду и говорить не по-русски. «Власть» напоминает некоторые московские традиции, которые в разное время поразили понаехавших в нее мемуаристов. Часть из них вполне может быть использована при составлении кодекса москвича. Предлагаемые редакцией формулировки выделены курсивом.

«Почти все или, по крайней мере, большинство населения Москвы не принадлежало к коренным москвичам, население составилось из пришлых людей; и вот эти пришельцы в Москву, умирая в ней, имели обыкновение завещать похоронить себя на кладбищах у тех застав, от которых дороги ведут на их родину, по которым они пришли в Москву» (Иван Белоусов. Ушедшая Москва, 1929).

При попытке закрепиться в Москве понаехавшим не следует особо волноваться: никаких «коренных москвичей» в ней уже давно нет.

О внешнем виде на жительство

«Когда еще не было железных дорог, ребятишек привозили в Москву с попутчиками, на лошадях. Какой-нибудь родственник, живущий в Москве, также с попутчиком приезжал на побывку в деревню, одетый в чуйку, картуз с лаковым козырьком, сапоги с калошами, и на жилете — часы с шейной цепочкой.

Все его деревенские родные и знакомые восхищались, завидовали, слушая его рассказы о хорошей службе, о житье в Москве. Отец, имеющий сына десяти-двенадцати лет, упрашивал довезти его до Москвы к родственникам, в бани.

Снаряжают мальчонку чуть грамотного, дают ему две пары лаптей, казинетовую поддевку, две перемены домотканого белья и выхлопатывают паспорт, в котором приходилось прибавлять года, что стоило денег.

«В Москве мальчика доставляли к родственникам и землякам, служившим в какой-нибудь бане. Здесь его сперва стригут, моют, придают городской вид»

Фото: Валерий Левитин, Коммерсантъ

В Москве мальчика доставляли к родственникам и землякам, служившим в какой-нибудь бане. Здесь его сперва стригут, моют, придают городской вид.

Учение начинается с «географии». Первым делом показывают, где кабак и как в него проникать через задний ход, потом — где трактир, куда бегать за кипятком, где булочная. И вот будущий москвич вступает в свои права и обязанности» (Владимир Гиляровский. Москва и москвичи, 1934).

Чтобы органично вписаться в московский быт, понаехавший должен пройти через баню, парикмахерскую и ознакомиться с главными достопримечательностями столицы.

«. Приказным людям не дают соответствующей платы. Бедный подьячий должен сидеть весь год в приказе целыми днями, не пропуская ни единого дня, а часто сидит и целыми ночами, а из казны ему идет алтын в день, или 12 рублей в год» (Юрий Крижанич. Политика, 1666).

Москвичи не алчны и неприхотливы. Чтобы не оскорблять их, не пытайтесь заработать больше, чем они. Следует предпочитать низкооплачиваемую работу высокооплачиваемой.

«В Русской земле не знают и не употребляют ни латинского, ни еврейского, ни греческого языков. Все они пользуются только своим собственным языком»

Фото: Василий Александров, Коммерсантъ

«В Москве иностранцу довольно нескольких рекомендательных писем, чтобы свести знакомство с множеством особ, замечательных либо огромным богатством, либо высоким положением, либо острым умом. Путешественники, побывавшие в России прежде меня, уже отмечали, что чем меньше знаешь русского, тем любезнее его находишь: им отвечали, что. охлаждение, на которое они жалуются, доказывает не что иное, как их собственную незначительность. «Мы приняли вас учтиво,— говорили русские,— потому что от природы гостеприимны; переменились же к вам лишь потому, что вначале были о вас более высокого мнения, чем вы заслуживаете»» (Астольф де Кюстин. Россия в 1839 году, 1839).

Как и сама Москва, гостеприимство москвичей не резиновое. Не следует испытывать его на упругость.

«В Русской земле не знают и не употребляют ни латинского, ни еврейского, ни греческого языков ни митрополит, епископы, монахи или священники, ни князья или бояре, ни дьяки или подьячие. Все они пользуются только своим собственным языком» (Генрих Штаден. Записки немца-опричника, 1578).

Не следует разговаривать на иностранном языке не только с москвичами, но и при москвичах. Это их нервирует.

«Русские вовсе не любят свободных искусств и высоких наук и не имеют никакой охоты заниматься ими. Большинство русских дают грубые и невежественные отзывы о высоких, им неизвестных натуральных науках и искусствах в тех случаях, когда они встречают иностранцев, имеющих подобные познания» (Адам Олеарий. Описание путешествия голштинского посольства в Московию и Персию, 1656).

Не пытайтесь обогатить москвичей вашей культурой. У них своей выше крыши.

«Женщин и жен своих они держат не в таком почете, как другие народы: напротив, они обращаются с ними немного лучше, чем с рабынями. Знатные москвитяне очень ревнивы: они не пускают своих жен ни на пиры, ни на праздники, ни в дальние церкви и едва позволяют им выходить из дома. Другие же женщины совращаются за дешевую цену, чрезвычайно расположены к иноземцам, охотно ложатся с ними и отдаются, лишь бы только попросили их» (Марко Фоскарино. Донесение о Московии, 1557).

Понаехавший обязан в кратчайшие сроки научиться отличать первую категорию москвичек от второй.

«Число бедных здесь очень велико, и живут они самым нищенским образом: я видел, как они едят соленые сельди и другие вонючие рыбы — нельзя найти более вонючей и гнилой рыбы, а они с удовольствием едят ее, похваливая, что она здоровее всякой другой рыбы и свежего кушанья» (Ричард Ченслер. Книга о великом и могущественном Царе Русском, 1553).

«Живут они самым нищенским образом: я видел, как они едят соленые сельди и другие вонючие рыбы»

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Не следует жарить на балконе шашлык, поскольку баранина издает непривычный москвичам запах.

«Если русский имеет хоть какие-нибудь средства, он никогда не выходит из дому пешком, но зимой выезжает на санях, а летом верхом; в санях он сидит на ковре или на шкуре белого медведя. Сани везет богато убранная лошадь со множеством лисьих и волчьих хвостов вокруг шеи; ею правит мальчик, сидящий на лошади; слуги стоят на запятках» (Антоний Дженкинсон. Путешествие из Лондона в Москву, 1558).

При первой возможности следует приобрести подержанный автомобиль и внести посильный вклад в московские пробки. Время, проведенное в пробках, будет засчитано в стаж москвича.

О деловом этикете

«Вероломство губительно во всем, в особенности же в делах торговых; меж тем в этой стране оно простирается так далеко, что даже распутники, заключающие между собою тайные сделки, не могут быть уверены в добросовестности сообщников. Постоянные изменения денежного курса благоприятствуют множеству обманов; из уст русского вы не услышите точного слова, ясного и четкого обещания, причем неопределенность его речей всегда идет на пользу его кошельку.

«В Москве иностранцу довольно нескольких рекомендательных писем, чтобы свести знакомство с множеством особ, замечательных либо огромным богатством, либо высоким положением, либо острым умом»

Фото: Эдди Опп, Коммерсантъ

. Воровство укоренилось в их нравах; а потому воры живут с совершенно чистою совестью, и физиономия их до конца дней выражает безмятежный покой, способный обмануть даже ангелов. На память мне то и дело приходит наивно-характерная поговорка, непрестанно звучащая у них в устах: «И Христос бы крал, кабы за руки не прибили»» (Астольф де Кюстин. Россия в 1839 году, 1839).

Освоение московского делового этикета вызовет наименьшие трудности. Навыков, уже приобретенных вами в домосковский период, вполне достаточно для безболезненной адаптации.

«. Склонность русской нации к обману вполне может быть названа заразной болезнью, так как я замечал, что люди иных и благонравных наций, долго живя в России, постепенно приобретают тот же порок и наконец утрачивают свою прежнюю честность и неподкупность» (Ларс Юхан Эренмальм. Россия при Петре, 1714).

Соблюдайте настоящий кодекс, и через некоторое время вы с неизбежностью станете настоящим москвичом.

Родословная москвичей

Многочисленные археологические находки показывают, что первый человек на территории современной Москвы появился в эпоху неолита. Но более активно эту землю стали заселять с конца I тысячелетия н. э.: сначала финно-угорские народы – мордва, марийцы, удмурты и финны, а затем славянские племена вятичей и кривичей. Собственно, Москва, по мнению этнолога Александра Пестрякова, — это финно-угорское слово, что в переводе означает «медвежья речка».

Со второй половины XII века через Андрея Боголюбского в Москву перебираются жители Среднего Приднепровья, а уже через столетие Москва и ее окрестности становятся центром притяжения населения различных регионов Руси. В этом свою роль сыграло выгодное географическое положение города, находящегося на перекрестке водных и сухопутных путей, и политика московских князей, направленная на подчинение окрестных земель.

Периодически Москву захлестывали волны миграций, которые интенсивно увеличивали и перемешивали состав городского населения. Во время нашествия Батыя на Владимиро-Суздальское княжество жители разоренных земель активно стали переезжать в Москву. А после подчинения Новгорода Иваном Грозным в столицу потянулись тысячи новгородцев.

Читать еще:  Частицы мощей Великой княгини Елизаветы переданы из Иерусалима на Урал

Были в истории Москвы и периоды демографического упадка. Так, губительной для населения Москвы стала опричнина 1560—70-х гг., резко сократилось количество жителей столицы в период неудачной для России Ливонской войны (1558—1583) и во время Смуты (1598—1613).

Помимо мигрантов из России, в Москву постоянно приезжали европейцы – литовцы, поляки, немцы, шотландцы, голландцы. Большие волны их переселения пришлись на времена Ивана IV, Петра I и Екатерины II.

Знаменитый манифест Екатерины II от 25 октября 1762 года о «дозволении иностранцам въезжать и селиться в империи» серьезно повлиял на демографию не только России, но и Москвы. Некоторые немцы, которым для поселений выделяли Поволжские степи, так и не доезжали до места назначения, оседая в столице.

С 1861 года после отмены крепостного права в Москву стали приезжать крестьяне. В городе они становятся ремесленниками и торговцами, пополняя среду мещан. Москву конца XIX столетия смело можно назвать интернациональным городом: по данным царской полиции, 20% населения столицы были «не русскими».

Безумный век

XX век коренным образом преобразовал демографическое лицо столицы. Это было время, когда активный рост населения чередовался с не менее активным его сокращением.

Заметно уменьшилось количество жителей Москвы во время Гражданской войны – многие погибли, умерли от голода или уехали в деревню, чтобы как-то прокормиться. Это время – первая большая волна эмиграции за рубеж, когда столицу покинуло значительное количество населения, не принявшего Советскую власть.

Жизни около 375 тыс. москвичей унесла Великая Отечественная война. Вскоре после страшной войны началась самая длительная волна эмиграции, которая продлилась, по мнению социологов, вплоть до распада СССР.

Особенно активно москвичи выезжали за рубеж в перестроечный период. Жители Белокаменной составили более 20% общероссийской численности населения, покинувшего страну.

Тем не менее, весь послевоенный период Москвы отмечен демографическим подъемом. К примеру, если в 1956 году количество жителей столицы составляло 4 839 000 человек, то к 1991 году эта цифра увеличилась почти вдвое – 9 017 415 жителей. Такие показатели объясняются не только естественным приростом населения, но и постоянной миграцией.

Целый ряд отраслей экономики, в частности, строительство, легкая промышленность, транспорт не могли обеспечиваться рабочей силой за счет москвичей или жителей пригородов. Для проблемных отраслей устанавливались квоты (лимиты), по которым из различных регионов страны в столицу привлекалась дополнительная рабочая сила. Например, на некоторых строительных объектах москвичами были только прорабы. За рабочими мигрантами с тех времен закрепилось пренебрежительное название – «лимита».

Сообщений 1 страница 13 из 13

Поделиться1Пн, 28 Июн 2010 06:56:54

  • Автор: Maquis
  • Научный руководитель
  • Сообщений: 35658
  • Уважение: +2344
  • Последний визит:
    Сегодня 01:31:32

АФАНАСИЙ СБОРОВ

Основы москвичизма

Журнал «Власть» № 25 (878) от 28.06.2010

В прошлом номере «Власть» присудила награду недели Михаилу Соломенцеву, выступившему с идеей разработки кодекса москвича — свода правил для гостей столицы, желающих стать ее постоянными жителями. В этом номере журнал осмеливается выступить со своими предложениями к кодексу.

Ссылаясь на многовековые традиции и особую московскую культуру, председатель комитета межрегиональных связей и национальной политики Москвы Михаил Соломенцев говорил про то, что приезжим всех мастей не следует резать барана во дворе многоквартирного дома, жарить шашлык на балконе, носить инонациональную одежду и говорить не по-русски. «Власть» напоминает некоторые московские традиции, которые в разное время поразили понаехавших в нее мемуаристов. Часть из них вполне может быть использована при составлении кодекса москвича. Предлагаемые редакцией формулировки выделены курсивом.

Поделиться2Пн, 28 Июн 2010 06:58:28

  • Автор: Maquis
  • Научный руководитель
  • Сообщений: 35658
  • Уважение: +2344
  • Последний визит:
    Сегодня 01:31:32

Вводная часть

«Почти все или, по крайней мере, большинство населения Москвы не принадлежало к коренным москвичам, население составилось из пришлых людей; и вот эти пришельцы в Москву, умирая в ней, имели обыкновение завещать похоронить себя на кладбищах у тех застав, от которых дороги ведут на их родину, по которым они пришли в Москву» (Иван Белоусов. Ушедшая Москва, 1929).

При попытке закрепиться в Москве понаехавшим не следует особо волноваться: никаких «коренных москвичей» в ней уже давно нет.

О внешнем виде на жительство

«Когда еще не было железных дорог, ребятишек привозили в Москву с попутчиками, на лошадях. Какой-нибудь родственник, живущий в Москве, также с попутчиком приезжал на побывку в деревню, одетый в чуйку, картуз с лаковым козырьком, сапоги с калошами, и на жилете — часы с шейной цепочкой.

Все его деревенские родные и знакомые восхищались, завидовали, слушая его рассказы о хорошей службе, о житье в Москве. Отец, имеющий сына десяти-двенадцати лет, упрашивал довезти его до Москвы к родственникам, в бани.

Снаряжают мальчонку чуть грамотного, дают ему две пары лаптей, казинетовую поддевку, две перемены домотканого белья и выхлопатывают паспорт, в котором приходилось прибавлять года, что стоило денег.

В Москве мальчика доставляли к родственникам и землякам, служившим в какой-нибудь бане. Здесь его сперва стригут, моют, придают городской вид.

Учение начинается с «географии». Первым делом показывают, где кабак и как в него проникать через задний ход, потом — где трактир, куда бегать за кипятком, где булочная. И вот будущий москвич вступает в свои права и обязанности» (Владимир Гиляровский. Москва и москвичи, 1934).

Чтобы органично вписаться в московский быт, понаехавший должен пройти через баню, парикмахерскую и ознакомиться с главными достопримечательностями столицы.

О бескорыстии

«. Приказным людям не дают соответствующей платы. Бедный подьячий должен сидеть весь год в приказе целыми днями, не пропуская ни единого дня, а часто сидит и целыми ночами, а из казны ему идет алтын в день, или 12 рублей в год» (Юрий Крижанич. Политика, 1666).

Москвичи не алчны и неприхотливы. Чтобы не оскорблять их, не пытайтесь заработать больше, чем они. Следует предпочитать низкооплачиваемую работу высокооплачиваемой.

Поделиться3Пн, 28 Июн 2010 07:01:14

  • Автор: Maquis
  • Научный руководитель
  • Сообщений: 35658
  • Уважение: +2344
  • Последний визит:
    Сегодня 01:31:32

О ненавязчивости

«В Москве иностранцу довольно нескольких рекомендательных писем, чтобы свести знакомство с множеством особ, замечательных либо огромным богатством, либо высоким положением, либо острым умом. Путешественники, побывавшие в России прежде меня, уже отмечали, что чем меньше знаешь русского, тем любезнее его находишь: им отвечали, что. охлаждение, на которое они жалуются, доказывает не что иное, как их собственную незначительность. «Мы приняли вас учтиво,— говорили русские,— потому что от природы гостеприимны; переменились же к вам лишь потому, что вначале были о вас более высокого мнения, чем вы заслуживаете»» (Астольф де Кюстин. Россия в 1839 году, 1839).

Как и сама Москва, гостеприимство москвичей не резиновое. Не следует испытывать его на упругость.

О языке

«В Русской земле не знают и не употребляют ни латинского, ни еврейского, ни греческого языков ни митрополит, епископы, монахи или священники, ни князья или бояре, ни дьяки или подьячие. Все они пользуются только своим собственным языком» (Генрих Штаден. Записки немца-опричника, 1578).

Не следует разговаривать на иностранном языке не только с москвичами, но и при москвичах. Это их нервирует.

О культуре

«Русские вовсе не любят свободных искусств и высоких наук и не имеют никакой охоты заниматься ими. Большинство русских дают грубые и невежественные отзывы о высоких, им неизвестных натуральных науках и искусствах в тех случаях, когда они встречают иностранцев, имеющих подобные познания» (Адам Олеарий. Описание путешествия голштинского посольства в Московию и Персию, 1656).

Не пытайтесь обогатить москвичей вашей культурой. У них своей выше крыши.

О женщинах

«Женщин и жен своих они держат не в таком почете, как другие народы: напротив, они обращаются с ними немного лучше, чем с рабынями. Знатные москвитяне очень ревнивы: они не пускают своих жен ни на пиры, ни на праздники, ни в дальние церкви и едва позволяют им выходить из дома. Другие же женщины совращаются за дешевую цену, чрезвычайно расположены к иноземцам, охотно ложатся с ними и отдаются, лишь бы только попросили их» (Марко Фоскарино. Донесение о Московии, 1557).

Понаехавший обязан в кратчайшие сроки научиться отличать первую категорию москвичек от второй.

Поделиться4Пн, 28 Июн 2010 07:02:56

  • Автор: Maquis
  • Научный руководитель
  • Сообщений: 35658
  • Уважение: +2344
  • Последний визит:
    Сегодня 01:31:32

Об обычаях

«Число бедных здесь очень велико, и живут они самым нищенским образом: я видел, как они едят соленые сельди и другие вонючие рыбы — нельзя найти более вонючей и гнилой рыбы, а они с удовольствием едят ее, похваливая, что она здоровее всякой другой рыбы и свежего кушанья» (Ричард Ченслер. Книга о великом и могущественном Царе Русском, 1553).

Не следует жарить на балконе шашлык, поскольку баранина издает непривычный москвичам запах.

«Если русский имеет хоть какие-нибудь средства, он никогда не выходит из дому пешком, но зимой выезжает на санях, а летом верхом; в санях он сидит на ковре или на шкуре белого медведя. Сани везет богато убранная лошадь со множеством лисьих и волчьих хвостов вокруг шеи; ею правит мальчик, сидящий на лошади; слуги стоят на запятках» (Антоний Дженкинсон. Путешествие из Лондона в Москву, 1558).

При первой возможности следует приобрести подержанный автомобиль и внести посильный вклад в московские пробки. Время, проведенное в пробках, будет засчитано в стаж москвича.

О деловом этикете

«Вероломство губительно во всем, в особенности же в делах торговых; меж тем в этой стране оно простирается так далеко, что даже распутники, заключающие между собою тайные сделки, не могут быть уверены в добросовестности сообщников. Постоянные изменения денежного курса благоприятствуют множеству обманов; из уст русского вы не услышите точного слова, ясного и четкого обещания, причем неопределенность его речей всегда идет на пользу его кошельку.

Читать еще:  В Уфу привезли икону Бугабашской Божьей Матери

. Воровство укоренилось в их нравах; а потому воры живут с совершенно чистою совестью, и физиономия их до конца дней выражает безмятежный покой, способный обмануть даже ангелов. На память мне то и дело приходит наивно-характерная поговорка, непрестанно звучащая у них в устах: «И Христос бы крал, кабы за руки не прибили»» (Астольф де Кюстин. Россия в 1839 году, 1839).

Освоение московского делового этикета вызовет наименьшие трудности. Навыков, уже приобретенных вами в домосковский период, вполне достаточно для безболезненной адаптации.

Заключительные положения

«. Склонность русской нации к обману вполне может быть названа заразной болезнью, так как я замечал, что люди иных и благонравных наций, долго живя в России, постепенно приобретают тот же порок и наконец утрачивают свою прежнюю честность и неподкупность» (Ларс Юхан Эренмальм. Россия при Петре, 1714).

Соблюдайте настоящий кодекс, и через некоторое время вы с неизбежностью станете настоящим москвичом.

Безумный век

XX век коренным образом преобразовал демографическое лицо столицы. Это было время, когда активный рост населения чередовался с не менее активным его сокращением.

Заметно уменьшилось количество жителей Москвы во время Гражданской войны – многие погибли, умерли от голода или уехали в деревню, чтобы как-то прокормиться. Это время – первая большая волна эмиграции за рубеж, когда столицу покинуло значительное количество населения, не принявшего Советскую власть.

Жизни около 375 тыс. москвичей унесла Великая Отечественная война. Вскоре после страшной войны началась самая длительная волна эмиграции, которая продлилась, по мнению социологов, вплоть до распада СССР.

Особенно активно москвичи выезжали за рубеж в перестроечный период. Жители Белокаменной составили более 20% общероссийской численности населения, покинувшего страну.

Тем не менее, весь послевоенный период Москвы отмечен демографическим подъемом. К примеру, если в 1956 году количество жителей столицы составляло 4 839 000 человек, то к 1991 году эта цифра увеличилась почти вдвое – 9 017 415 жителей. Такие показатели объясняются не только естественным приростом населения, но и постоянной миграцией.

Целый ряд отраслей экономики, в частности, строительство, легкая промышленность, транспорт не могли обеспечиваться рабочей силой за счет москвичей или жителей пригородов. Для проблемных отраслей устанавливались квоты (лимиты), по которым из различных регионов страны в столицу привлекалась дополнительная рабочая сила. Например, на некоторых строительных объектах москвичами были только прорабы. За рабочими мигрантами с тех времен закрепилось пренебрежительное название – «лимита».

Безумный век

XX век коренным образом преобразовал демографическое лицо столицы. Это было время, когда активный рост населения чередовался с не менее активным его сокращением.

Заметно уменьшилось количество жителей Москвы во время Гражданской войны – многие погибли, умерли от голода или уехали в деревню, чтобы как-то прокормиться. Это время – первая большая волна эмиграции за рубеж, когда столицу покинуло значительное количество населения, не принявшего Советскую власть.

Жизни около 375 тыс. москвичей унесла Великая Отечественная война. Вскоре после страшной войны началась самая длительная волна эмиграции, которая продлилась, по мнению социологов, вплоть до распада СССР.

Особенно активно москвичи выезжали за рубеж в перестроечный период. Жители Белокаменной составили более 20% общероссийской численности населения, покинувшего страну.

Тем не менее, весь послевоенный период Москвы отмечен демографическим подъемом. К примеру, если в 1956 году количество жителей столицы составляло 4 839 000 человек, то к 1991 году эта цифра увеличилась почти вдвое – 9 017 415 жителей. Такие показатели объясняются не только естественным приростом населения, но и постоянной миграцией.

Целый ряд отраслей экономики, в частности, строительство, легкая промышленность, транспорт не могли обеспечиваться рабочей силой за счет москвичей или жителей пригородов. Для проблемных отраслей устанавливались квоты (лимиты), по которым из различных регионов страны в столицу привлекалась дополнительная рабочая сила. Например, на некоторых строительных объектах москвичами были только прорабы. За рабочими мигрантами с тех времен закрепилось пренебрежительное название – «лимита».

20 век

20 век характеризует демографию столицы как неустойчивую. Именно в этот период активный прирост населения легко мог смениться активным спадом. Очень сильно сократилось население в Гражданскую войну. Много людей легло на полях сражений, умирали и от голода. Большая часть жителей перебралась в деревню, чтобы не умереть голодной смертью.

С началом Гражданской войны очень много жителей эмигрировали за границу. Уезжали люди, которые были не согласны с Советской властью.

Ещё одна страшная война Великая Отечественная унесла жизни порядка 375 тысяч жителей Москвы. После завершения войны наступил самый длительный период эмиграции. Как утверждают социологи, эта волна продлилась до краха Советского союза.

Много москвичей уехало за границу во времена перестройки. Если посмотреть на процент эмиграции со всей страны, то московский показатель составит 20% от общего потока. Какой бы ни была большой волна эмиграции, всё же весь послевоенный период в столице наблюдается демографический подъём. Например, если просмотреть статистику с 1956 года по 1991, то можно заметить, как с 4 839 000 население выросло до 9 017 415 человек, увеличившись почти в два раза.

Чиновники вздумали на бумаге разъяснить приезжим, что резать барана на улице и ходить в национальной одежде не принято в русском городе Москве. Но зная о том, что москвичи порой сами далеки от идеала, мы попросили известных людей, так или иначе связанных с Москвой, внести свою лепту в свод правил, которые не помешало бы знать каждому жителю столицы.

Каждый житель Москвы обязан…

Егор Кончаловский, режиссер

«Соблюдать законы»
— Москвичу необходимо научиться уважать и соблюдать правила и законы, которые они сами, между прочим, изобретают. Это касается не в последнюю очередь того, как люди ездят за рулем, из-за чего мы все так сильно страдаем, из-за чего лично мне пришлось поменять свой режим.

Теперь я живу так, чтобы миновать пробки, и это одна из первых моих мыслей, с которой я просыпаюсь, и мне не нравится эта мысль.

Елена Воробей, пародистка

«Пользоваться мусорками»
— Я бы попросила всех столичных жителей не проходить мимо помоек, стараться кидать мусор в них, а не на улиц

у. Пусть таким образом помогают таджикам. Город станет намного чище.

Саша «Чача» Иванов, лидер панк-группы

«Перестать считать свои поколения»
— Я бы основным правилом кодекса москвича ввел бы запрет подсчитывать свои поколения. Очень прискорбно выглядит, когда на детской площадке слышишь такие слова: «А вот я москвич уже в третьем поколении, а ты вообще приехал непонятно откуда».

Я очень часто с этим сталкиваюсь, когда гуляю с ребенком. Ведь дети не сами до этого доходят, им, скорее всего, сообщают об этом родители.

Маргарита Митрофанова, радио- и телеведущая

«Наказывать хулиганов»
— Я бы предложила быть безжалостным к тем, кто портит лифты, гадит в подъездах, распивает пиво на детских площадках.

А еще бы я посоветовала, как Булгаков, победить разруху внутри собственной головы.

Борис Немцов, политик

«Ходить на выборы мэра»
— Все, что я могу посоветовать москвичам, — это быть более сознательными в политическом плане. Это позволит избавиться от маразматики столичных властей, и тогда не нужно будет придумывать какие-то кодексы.

Виктор Логинов, актер

«Улыбаться»
— На самом деле, я бы сделал единый свод правил — и для приезжих, и для москвичей. Ведь практически любой гость столицы рано или поздно сам становится москвичом.

А в кодексе я бы прописал, чтобы каждый москвич никогда не забывал улыбаться. Я считаю, что это должно быть основным пунктом.

Дмитрий Янин, юрист

«Меньше пить и курить на улицах»
— Существуют одинаковые проблемы вообще российского городского общества. И прежде всего в глаза бросается то, что на улицах городов встречается очень много курящих и пьющих людей.

Именно об этом в первую очередь говорят иностранцы, которые приезжают в страну. Вредные привычки — бич российского общества, у нас они приобретают массовый характер в общественных местах.

Дина Корзун, актриса

«Каждый выходной проводить в парке»
— В Москве очень тяжело с атмосферой, просто невыносимо. Поэтому я ввела бы в кодекс предложение — каждый выходной проводить в парке, среди зелени, и гулять со своей семьей, чтобы снимать стрессы. А столичным властям — позаботиться о том, чтобы было побольше парков, скверов, зеленых насаждений.

Например, как в Лондоне, где у людей есть возможность выйти на улицу и оказаться среди зеленых парков с цветами, прудами, лебедями, пеликанами.

Сергей Митрохин. политик

«Не лезть в драки»
— Если кто-то будет приставать на улице, необходимо проявить максимум выдержки и не лезть в драку, а позвать милицию.

Дмитрий Харин, тренер

«Спокойно водить»
— Я бы ввел в кодекс для москвича пункт о культуре вождения, если уж ГАИ с этой проблемой справиться не может. Громадные пробки на дорогах. В Лондоне, где я сейчас живу, машин больше, чем в Москве, и движение не менее напряженное.

Но там, ожидая в пробках, отдыхаешь. Зазеваешься — пропустят. Полоса сужается — справа и слева проезжают по очереди. В Москве же — у кого круче тачка, кто наглее, тот и едет. Я чувствую себя в Лондоне за рулем гораздо лучше, чем в Москве.

Гейдар Джемаль, председатель Исламского комитета

«Скромнее одеваться женщинам»
— Нужно быть скромнее, подтянутее, воздерживаться от публичного проявления либидо и эйфории. Стоит ограничить откровенные наряды у московских девушек и женщин.

Читать еще:  РПЦ ждет от Ватикана конкретных решений

Особенно сильно это проявляется в местах скопления молодежных субкультур — скажем, на Чистых прудах возле памятника Грибоедову можно наблюдать характерный облик современного молодого москвича.

Марат Гельман, искусствовед

«Ходить в театр и изучать языки»

— Москвич должен быть космополитичным, активным, любопытным потребителем культуры в самых разнообразных ее проявлениях. В городе, где есть Большой театр, его житель должен хоть раз в жизни туда сходить. Открытость и космополитизм подразумевают также знание языков — желательно трех.

Ведь в Москву стекаются все контакты. И еще москвичу очень желательны крылья. Звучит фантастически, но когда ты часами простаиваешь в пробках, а перемещаться по городу приходится очень много, то такая мысль приходит в голову все настойчивее.

Александр Михайлин, борец

«Знать дату основания своего города»
— Когда я приезжал в Петербург, то всегда замечал, что в Северной столице люди лучше знают историю своего города.

А когда ближе знакомишься с человеком, коренной петербуржец оказывается в среднем более эрудированным, чем москвич, который порой даже не знает даты основания своего города.

Мне как коренному москвичу это неприятно.

Николай Сванидзе, тележурналист

«Спокойно воспринимать чужую речь»
— Москвич обязательно должен быть толерантным. Ведь Москва — очень многонациональный и многонаселенный город.
Почему-то если москвич слышит узбекскую речь на улицах города, то это его возмущает, а вот английская речь на тех же улицах, наоборот, вызовет у него уважение к носителям этого языка.

Этих двойных стандартов быть не должно. К тому же от российских туристов в Париже никто не требует изъясняться только на французском, почему же москвичи хотят заставить всех приезжих говорить только по-русски?!

Игорь Скляр, актер

«Шутить с юмором»
— Юмор никуда не годится. Так, по-московски пытается шутить Ксения Собчак, хотя родом из Питера. Убого и на одну тему…

А после, когда Собчак заполонила все центральные каналы, спрашивают: за что вы не любите Москву, что вам не нравится в москвичах?

Видимо, это столичный стиль, от которого изжога и икота. Скучно и бездарно. Шутите, москвичи, более остроумно, изящно и иронично, вот что я бы предложил.

Александр Лебедев, банкир

«Почаще уезжать из Москвы»
— Москвич должен прежде всего обладать отменным здоровьем, потому что из-за экологической ситуации город становится непригодным для жизни. У москвича должны быть стальные нервы, потому что проводить по 3–5 часов в день в пробках — занятие не для слабонервных.

Москвич должен иметь неисчерпаемый источник денег, так как из-за уровня коррупции ни один, даже мелкий бытовой вопрос без взятки решить невозможно, а цены на элементарные продукты питания обогнали все мегаполисы мира. В общем и целом настоящий москвич, чтобы выжить, должен как можно больше времени проводить вне своего родного города.

Яна Чурикова, телеведущая

«Отвечать на вопросы прохожих»
— Москвич должен быть готов к общению с приезжими. У нас, например, если спросят на улице кого-нибудь, как пройти на Красную площадь, этого человека в лучшем случае не пошлют. А в худшем — просто не смогут ничего объяснить.

Ощущение, что каждый зациклен на своих проблемах. Эта мысль посетила меня после Олимпиады в Ванкувере, где в любом кафе официанту не только катастрофически важно, чтобы тебе было вкусно и уютно. Еще он обязательно спросит: «А вы там-то были? Как, не дошли до Стенли-парка? Обязательно сходите».

Где у нас это? Нет. А ведь в Москве много такого, о чем стоит рассказать приезжающим из других стран и городов.

Дима Билан, певец

«Пропускать пешеходов и велосипедистов»
— Москвичи должны уважительно относиться к пешеходам и людям на велосипедах. Пока же Москва менее пешеходна, чем автомобилизирована. Совсем немного специальных дорожек, которые могу использовать люди для пеших или велосипедных прогулок.

Водители машин редко пропускают пешеходов. Если бы они это делали чаще, в нас стало бы больше той самой общечеловеческой терпимости, о необходимости которой мы так много говорим.

Олег Смолин, депутат

«Не ставить другие национальности ниже своей»
— Помните знаменитую фразу Михаила Светлова: «Водки плохой не бывает. Водка бывает только хорошая и очень хорошая!»

Перефразируя это высказывание, хотелось бы в кодекс поведения для москвичей добавить такой пункт: «Плохих народов не бывает. Народности бывают только хорошие и очень хорошие».

«Больше работать»
— Москвичи, которые находятся в активном возрасте, должны и работать с соответствующей активностью. Пока у меня ощущение, что они работают очень мало. И в метро, и на улицах я замечаю, что встречаю в основном приезжих.

Тех, которые отважно начали какое-то дело, вбрасывая в жизнь что-то новое, свое. А москвичи спокойненько пользуются тем, что делают другие. Ну и понятно, чего им дергаться, если жилье уже есть, они находятся в самом центре России, рядом мама и папа. В моей родной Казани, как и в любом другом городе, народ работает более интенсивно.

Потому что молодые люди в большинстве своем хотят заработать побольше денег и уехать в Москву. Чтобы через какое-то время самим ничего не делать.

Тутта Ларсен, ведущая

«Бережно относиться к старым зданиям»
— Каждый рядовой москвич должен выстроить хотя бы линию бережного отношения к городу. Сохранять историческое лицо города, его уникальные особенности и достопримечательности.

Прекратить превращать Москву в главную стройку страны, истории. И зелени в городе остается все меньше, и это гораздо страшнее, чем человек в чадре на улице.

Александр Васильев, вокалист группы «Сплин»

«Перестать вести себя как торгаши»
— Москва напоминает мне огромный рынок, маркет. Мне в этом городе неуютно потому, что нет ощущения города, а есть ощущение торговой палатки. И люди часто ведут себя как торгаши: нужно купить сигарет в ларьке, а тебе пытаются втюхать что-то другое по дороге в этот ларек, попутно еще толкнут и обругают. Мне кажется, надо как-то интеллигентнее быть, перестать все и вся превращать в торговые отношения.

  • Версия для печати

БЕЗУМНЫЙ ВЕК


XX век коренным образом преобразовал демографическое лицо столицы. Это было время, когда активный рост населения чередовался с не менее активным его сокращением.

Заметно уменьшилось количество жителей Москвы во время Гражданской войны – многие погибли, умерли от голода или уехали в деревню, чтобы как-то прокормиться. Это время – первая большая волна эмиграции за рубеж, когда столицу покинуло значительное количество населения, не принявшего Советскую власть.

Жизни около 375 тыс. москвичей унесла Великая Отечественная война. Вскоре после страшной войны началась самая длительная волна эмиграции, которая продлилась, по мнению социологов, вплоть до распада СССР.

Особенно активно москвичи выезжали за рубеж в перестроечный период. Жители Белокаменной составили более 20% общероссийской численности населения, покинувшего страну.

Тем не менее, весь послевоенный период Москвы отмечен демографическим подъемом. К примеру, если в 1956 году количество жителей столицы составляло 4 839 000 человек, то к 1991 году эта цифра увеличилась почти вдвое – 9 017 415 жителей. Такие показатели объясняются не только естественным приростом населения, но и постоянной миграцией.

Целый ряд отраслей экономики, в частности, строительство, легкая промышленность, транспорт не могли обеспечиваться рабочей силой за счет москвичей или жителей пригородов. Для проблемных отраслей устанавливались квоты (лимиты), по которым из различных регионов страны в столицу привлекалась дополнительная рабочая сила. Например, на некоторых строительных объектах москвичами были только прорабы. За рабочими мигрантами с тех времен закрепилось пренебрежительное название – «лимита».

«КОДЕКС МОСКВИЧА»


В 1990-е и 2000-е годы Москву захлестнула очередная волна миграции – самая мощная в истории города. В столицу России в поисках лучшей жизни потянулись выходцы из бывших Союзных республик, но особенно активно из Средней Азии и Закавказья. Так, между двумя переписями населения столицы 1989 и 2002 годов количество азербайджанцев выросло в 5 раз, чеченцев – в 7 раз, таджиков – в 12! Также отмечен резкий прирост вьетнамцев и китайцев. В некоторых районах Москвы доля «нерусского» населения превышает отметку в 30%.

Все это порождает не только рост уровня преступности, но и соответствующее отношение к мигрантам у тех, кто считает себя коренными москвичами. Озабоченные этой проблемой власти столицы пытаются найти пути ее решения, но пока безуспешно. Последнее время к сотрудничеству они активно привлекают представителей национальных диаспор. В их совместных планах создание документа – «кодекса москвича», который бы разъяснял приезжим правила и нормы поведения в мегаполисе.

Глава Комитета межрегиональных связей и национальной политики Москвы Михаил Соломенцев объясняет, что «Москва – город, жизненный уклад которого базируется на русских культуре и традициях, сложившихся веками, и все, кто приезжает сюда жить, должны с этим считаться».

Впрочем, представители диаспор хоть и соглашаются с этим, все же замечают, что от некоторых традиций нельзя отказаться. Представитель белорусской общины Екатерина Юркевич считает, что такой свод норм не должен ущемлять права национальных меньшинств. «Если разрешена одежда субкультур, то одежду культур национальных тем более нельзя запрещать», – замечает она.

В дискуссиях властей и представителей диаспор снова всплывает ключевой вопрос: «А кто такой москвич?». Сегодня московское правительство делает акцент на толерантности и уважительном отношении к национальным и религиозным традициям, настаивая на том, что Москва всегда была и будет многонациональным городом. Понятие «коренной москвич» теперь не несет в себе принципиального значения. Полноправным москвичом может считаться любой, кто приехал в столицу России на постоянное место жительства.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector