0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Встреча патриарха Кирилла и; папы римского Франциска: все об историческом событии

Встреча патриарха Кирилла и папы римского Франциска: все об историческом событии

Где будет проходить встреча патриарха Кирилла и папы римского Франциска?

Патриарх Кирилл и папа римский Франциск будут беседовать в международном аэропорту Гаваны (Куба). Главы крупнейших христианских церквей одновременно летят в Латинскую Америку с визитами.

Зачем им нужна такая встреча?

Патриарх Кирилл и папа римский Франциск видят необходимым обсудить сложившуюся сегодня непростую ситуацию на Ближнем Востоке, а также в Центральной и Северной Африке. Именно в этих регионах очень часто не только преследуют христиан, но и подвергают безжалостным гонениям, которые, подчас, принимают форму геноцида. Церкви хотят объединить усилия, чтобы спасти верующих.


Фото из агентства Reuters Marko Djurica

Почему это событие многие называют историческим?

Историческим это событие можно назвать потому, что встреча двух духовных лидеров станет первой после Великого раскола церквей в 1054 году.

Как развивались современные отношения РПЦ и Ватикана?

В начале 90-х годов отношения между двумя церквями нельзя было назвать дружескими. Это было связано с тем, что католическая церковь во что бы то ни стало желала расширить свое влияние на территории бывших стран СССР. РПЦ негативно относилась к таким действиям.

Относительное потепление началось в 2005 году, когда папой римским стал Бенедикт ХVI. Он приветствовал налаживание добрых отношений с Русской православной церковью. Важным событием стала встреча главы отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополита Кирилла (сейчас он является патриархом РПЦ) с папой римским и освящение храма святой великомученицы Екатерины — первого православного храма в Риме.

Эта встреча положила начало сближению РПЦ и Ватикана.

В 2013 году Бенедикт XVI по состоянию здоровья отрекся от престола. Новым главой Ватикана был избран Франциск. Он продолжил развивать и выводить на новый уровень отношения с Русской православной церковью.


Фото из агентства Associated Press Alessandra Tarantino

Сколько готовилась эта встреча?

Встречу главы РПЦ и понтифика готовили ровно 20 лет. Впервые о личном диалоге тогда еще Алексия II и Иоанна-Павла II заговорили в 1996 году, но встречу отменили из-за уний, то есть переподчинения нескольких православных епархий на Украине греко-католической церкви.

Чего ждут по окончании исторической встречи?

РПЦ не берется давать какие-либо прогнозы относительно возможного сближения церквей потому, что главная тема разногласий — экспансия католической церкви на традиционно православные территории — остается на повестке дня.

Обсудят ли главы церквей проблему уний, пока не известно, но в конце встречи патриарх Кирилл и папа римский Франциск собираются подписать совместную декларацию.

Кубинская революция, или зачем Патриарх Кирилл с Папой Римским целовался

Завершилась пасторская поездка Патриарха Московского и всея Руси по Латинской Америке. Начиналась она с беспрецедентной встречи Его Святейшества с главой католической церкви в аэропорту Гаваны. Мировое сообщество восприняло случившееся с ликованием. Однако прошло время — и у людей думающих появились вопросы. Что стоит за благими намерениями первоиерархов?

Сплотила общая угроза

Встречу в Гаване аналитики называют важным дипломатическим шагом. В условиях атаки на христианскую цивилизацию псевдоисламского терроризма разумно противостоять заразе вместе. Исход христиан из стран Ближнего Востока и Северной Африки — катастрофа для всего мира.

— Хотя многие проблемы между Русской православной церковью и Римско-католической церковью остаются неразрешенными, защита ближневосточных христиан от геноцида требует срочных совместных усилий, — позитивно оценивает встречу председатель Синодального отдела по связям с общественностью Владимир Легойда .

Возможно, уже на этой неделе станет известно, какие «совместные действия» обговорили главы церквей. И что станет платой за нее — признание нормой раскол православной церкви на Украине или, напротив, понтифик призовет членов Украинской грекокатолической церкви прекратить притеснять прихожан и священство Русской православной церкви. Или же первоиерархи согласуют план действий в странах своего влияния для предотвращения перевода экономических и политических войн в войну религиозную — самую страшную и нескончаемую.

Встреча Патриарха КИРИЛЛА и Папы Римского ФРАНЦИСКА получилась по-христиански тёплой. Фото: © Reuters

Что-то нам недоговаривают

По итогам встречи Патриарх Кирилл и Папа Римский Франциск подписали совместную декларацию. Однако доцент Института истории Санкт-Петербургского госуниверситета, член Синодальной богослужебной комиссии диакон Владимир Василик обращает внимание на недосказанность отдельных пунктов. В частности, ему кажется смутным пункт 26 документа: «Призываем все стороны конфликта к благоразумию, общественной солидарности и деятельному миротворчеству. Призываем наши Церкви на Украине трудиться для достижения общественного согласия, воздерживаться от участия в противоборстве и не поддерживать дальнейшее развитие конфликта».

— Все вроде бы верно, — говорит диакон. — Но возникает вопрос, что считать «участием в противоборстве». Если, допустим, православный батюшка окормляет донецкое ополчение и поддерживает людей, защищающих свои дома и семьи от убийц «Правого сектора», можно ли это считать поддержкой противоборства конфликта?

— Что касается Украины, то забыто все: забыта роль Ватикана в ходе событий на Украине, забыто все, что творили и до сих пор продолжают творить грекокатолики-униаты в отношении православных — и все это с благословения Папы Римского, — продолжает мысль доцент кафедры истории и политики стран Европы и Америки МГИМО, канд. ист. наук Ольга Четверикова .

Эксперт подчеркивает не менее важный момент: у нас на глазах понтифик создает единую «всемирную» церковь. Сам папа мнит себя ее начальником, поэтому веками домогается встречи с Патриархом Московским и всея Руси как со своим подчиненным. Согласившись на нее, мы, выходит, поддерживаем это устремление.

— Прошедшая встреча воспринимается многими представителями православия как предательский акт. Это радикальным образом меняет ситуацию и приведет к смуте в нашей церкви, — предупреждает историк.

Дочь лидера Кубы Рауля КАСТРО Мариэлла любит отрываться на гей-парадах

Развратная сторона медали

Отдельный вопрос, почему местом общения патриарха и папы выбрана именно Гавана. Ольге Четвериковой это кажется по меньшей мере странным.

— Что можно сказать о стране, бывший лидер которой, Фидель Кастро , — покровитель магов вуду? — задается она вопросом. — Где дочь нынешнего руководителя Рауля Кастро — один из лидеров ЛГБТ-сообщества Кубы, а сам он уже заявлял о возможной легализации однополых браков. Где с 2008 года делают бесплатные операции по смене пола. Сопоставляя подобные факты, легко прийти к выводу: духовный мир кубинцев далек от христианства.

Да и выбор Латинской Америки для исторического пересечения патриарха и Папы Римского очень показателен. Скажем, Аргентина, родина Франциска, — первая страна континента, которая в 2010 году легализовала однополые браки. Сегодня это процветающее направление гей-туризма.

— Католическая церковь фактически извратила догматические учения и таинства и сейчас приступила к завершающему этапу — размыванию христианской этики. Делается это очень тонко, по-иезуитски, постепенно идя на уступки содомитам, извращенцам. Таким же размытым должно быть учение православной церкви. Нас к этому подталкивают, — отмечает эксперт.

Средневековая инквизиция — позорная страница в истории католической церкви

Реакция

Представители религиозного сообщества по всему миру в целом благоприятно отнеслись к сообщениям о встрече патриарха и папы. Приветствовали встречу глав двух церквей, отмечая её важность и историческое значение, представители католической и православной церквей России [26] , Белоруссии [27] , Венгрии [28] , Канады [26] , Польши [29] , Сербии [30] , США [31] [32] , стран Ближнего Востока [33] [34] и других государств.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал встречу Кирилла и Франциска обоюдным шагом навстречу России и Запада [35] .

Роман Лункин, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН, считает, что встреча, происходящая на фоне ближневосточного конфликта, который сопровождается притеснением христиан, несёт задачу вернуть христианство в мировую политику [36] .

Раскритиковал текст декларации, принятой на встрече, предстоятель Украинской грекокатолической церкви верховный архиепископ Киево-Галицкий Святослав (Шевчук), заявив, что пункты, касающиеся Украины в целом и УГКЦ в частности, вызвали больше вопросов, чем ответов. Он подчеркнул, что «для документа, который должен быть не богословским, а, фактически, общественно-политическим, более слабой команды для его составления невозможно было себе представить», по его мнению, Папский Совет некомпетентен в вопросах международной политики и «деликатных вопросах российской агрессии в Украине», чем, по его мнению, и «воспользовался Отдел внешних церковных связей РПЦ» [37] . В РПЦ заявления Святослава назвали «непристойными», отметив, что в составлении декларации лично участвовали и патриарх, и папа [38] .

Встреча патриарха и папы, а также подписанная декларация подверглись критике со стороны ряда представителей РПЦ. 6 марта в Санкт-Петербурге под председательством заштатного клирика Новгородской епархии иерея Алексея Мороза (по информации епархии — запрещённого в служении) состоялся круглый стол «Русская православная церковь и Гаванская декларация — победа или поражение?», участники которого осудили любые встречи иерархов РПЦ с папой римским и призвали дезавуировать декларацию [39] . 31 марта в Москве прошли общественные слушания под названием «Гаванская декларация и „Всеправославный“ собор: за и против». В резолюцию слушаний вошло требование к иерархам РПЦ принести покаяние за нарушение церковных канонов. [ источник не указан 239 дней ] Параллельно с этим на интернет-телеканале «Царьград-ТВ» вышла авторская передача, где протоиерей Андрей Ткачёв цитировал письмо афонских монахов: «Задача лукавого — раскол Церкви изнутри». Монахи резко критиковали противников «гаванского процесса»: «Рога дьявола растут не из Ватикана, а из вашего кошелька», — заявили они [40] .

Читать еще:  Месяц Карттика - очень благоприятный месяц

Епископ Украинской православной церкви Московского патриархата Лонгин (Жар) заявил, что совместная декларация папы и патриарха носит еретический характер и отказался поминать патриарха Кирилла на литургиях [41] . С аналогичной критикой выступил иеросхимонах Рафаил (Берестов), а также несколько других священнослужителей.

Встречу и декларацию осудил Союз русского народа, который заявил, что патриарх Кирилл нарушил церковные каноны, встретившись с папой римским [42] . 22 мая в Липецке прихожане провели пикет против взаимоотношений РПЦ с папой римским и католиками [43] .

Архиепископ Марк (Головков) не видит ничего удивительного в том, что среди православных нашлись противники такой встречи: «Мы в России, действительно, традиционно настороженно относимся к Ватикану, и для этого, к сожалению, есть основания. Тысячу лет продолжается разделение, нередко переходящее в противостояние. И в какие противостояния! Людей можно понять. При том что мы ни в коем случае не собираемся быть изоляционистами, но невозможно сбросить со счетов собственную историю и забыть, что в XIII веке против Руси были объявлены настоящие крестовые походы или жесточайшую католическую экспансию в Смутное время в начале XVII века, в которой принимали участие в том числе и легаты Римского папы. Да и в последнее время поведение униатов на канонической территории Русской православной церкви продолжает создавать реальную и очень болезненную проблему» [44] .

Как написал журналист Сергей Чапнин через год после встречи в Гаване: «Патриарх показал своему епископату, что он готов пренебрегать церковным уставом (в подобных вопросах патриарх подчиняется Архиерейскому собору), а епископат в ответ промолчал. В частных разговорах звучало и раздражение в адрес патриарха, и критика, но публично никто высказаться не решился. В результате модель церковного управления в РПЦ стремительно мутирует в сторону архаичной версии папизма. Патриарх единолично принимает ключевые решения, а голос епископата (как Синода, так и собора) — это всего-навсего декоративное оформление патриаршей воли». В то же время Сергей Чапнин отмечает: «Волна жёсткой критики, которая обрушилась на патриарха с их стороны, оказалась большой неожиданностью. Тезисы были довольно простые: „встреча с папой — это предательство православия“, „встреча с еретиком — это измена Святой церкви“» [45] .

РПЦ вставила скрепные пять копеек в заявление Папы Римского о сексе

Многие были поражены мнением Папы Римского касательно интимных отношений. В свою очередь, РПЦ тоже решила высказаться по поводу этой темы, однако, добавив несколько поправок.

Так, представитель РПЦ рассказал о том, что он согласен с тем, что сексуальные отношения между мужчиной и женщиной это “дар божий”. Однако, это так лишь в том случае, если секс происходит в рамках супружеской пары или семьи.

Об этом стало известно после того, как председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства дал комментарий россСМИ.

Измученная Алла Мазур поделилась с украинками историей победы над раком: «Разговор – не только о беде и боли»

Красавица-жена Влада Ямы покорила стройной фигурой, настоящая пантера: «Одного недостаточно»

Онкобольная Заворотнюк собрала последние силы на звонок Баскову: «Поздравить тебя»

Владелица элитной школы раскрыла правду о детях Зеленского: «Постоянное давление»

«Всё устройство человека — это есть дар божий. Секс — это компонент любви. Но только любви в браке. Как обед, как сон, как душ, как купание в море. Секс как получение удовольствий вне брака — это блуд и прелюбодеяние. Это нарушение замысла божьего о человеке. Это есть грех, причём смертный”.

Стоит упомянуть о том, что 18 сентября Папа Римский Франциск сделал публичное заявление о том, что сексуальность — это не табу, а подарок от Бога.

При этом он упомянул о том, что человеку стоит быть внимательным к сексуальным контактам и делать правильный выбор.

«Сексуальность, секс — это дар Божий. Никаких табу. Это дар, который дает Господь. У него есть две цели — любить и порождать жизнь. Это страстная любовь, настоящая любовь всегда такая. Любовь между мужчиной и женщиной, когда она страстная, ведет тебя к вечной жизни», — сказал он во время аудиенции с молодыми христианами из Франции.

По словам Папы Римского, даже в Библии сказано, что Бог создал мужчину и женщину по своему образу и подобию, то есть не только Адама или только Еву, а их обоих вместе взятых. Также он заявил, что Иисус говорил, что мужчина и женщина ради любви оставят свою семью, объединятся и «станут одним человеком, единой личностью и плотью».

«Это величие сексуальности. И мы должны говорить о ней. Поэтому сексуальность должна жить в этом измерении: в любви между мужчиной и женщиной на протяжении всей жизни»,— добавил он.

При этом Франциск указал, что существует поддельная сексуальность, которая «оторвана от любви» и она ведет к греху и используется лишь ради развлечения. В частности, по его словам, примером подобного служит индустрия порнографии.

Поддельная сексуальность, по словам Папы Римского, ведет к деградации.

Напомним, во время визита на Сицилию Папа Римский Франциск обратился с речью к местной мафии. В своем выступлении понтифик рассказал, что есть много членов преступных организаций, которые демонстрируют свою религиозность и ходят в храмы.

Однако, такие люди не могут верить в Бога и одновременно быть мафиози. Об этом сообщает BBC.

«Мафиози не живет по-христиански, потому что своим образом жизни он идет против Бога и грешит», — отметил Папа

Напомним, в субботу, 25 августа, во время речи в Дублине в рамках своего визита в Ирландию Папа Римский Франциск признал провальными действия Римско-католической церкви в борьбе с проявлениями педофилии среди священников. Об этом сообщает DW.

Критика суда над мертвецом

Во время судебного заседания в Латеранской базилике в Риме произошло небольшое землетрясение. Здание базилики устояло, но всё-таки получило некоторые разрушения. Благочестивые римляне посчитали, что это знак свыше, и принялись осуждать решения Стефана VI. К тому же, среди народа пошли слухи, что тело Папы Формоза, выловленное из реки, совершает чудеса и исцеляет людей. Среди римлян начались сильные волнения, вылившиеся в то, что Папу Стефана VI заточили в темницу, где он был удавлен. А базилика, где состоялся суд, разрушилась окончательно, однако позднее её восстановили.

Сменивший Стефана Папа Теодор II все его решения отменил, а тело Папы Формоза велел перезахоронить со всеми почестями. Следующий Папа Римский Иоанн IX запретил проводить суды над покойными и формально осудил Трупный собор, повелев сжечь все документы о нём. Но о Формозе не забыли. После смерти Иоанна IX на папский престол выдвинули Сергия, принимавшего участие в Трупном синоде. Он повелел считать преемников Стефана VI антипапами.

С 872 по 965 год на папском престоле побывало 24 понтифика, и все они предавали друг друга анафеме. К тому же, некоторые папы умирали, не пробыв в должности и нескольких дней. В конце концов Папа Сергий III отменил решения всех своих предшественников и вновь подверг Папу Формоза порицанию. Трупный синод стал важной вехой в истории папства. С него начался раскол католической церкви и эпоха политических интриг среди пап и их покровителей, названная «правлением блудниц».

Размер состояния Патриарха Кирилла на 2020 год

По оценке экспертов, митрополит в 2004 руководил активами стоимостью 1,5 миллиарда долларов. В 2005 в результате работы РПЦ активы увеличились до 5 миллиардов долларов. На 2020 год состояние Кирилла оценивается в несколько десятков миллиардов долларов. Тем не менее, Патриарх не считает себя богатым, подчеркивая, что все это имущество является собственностью церкви, а не его личными активами.

Кроме того, основной доход РПЦ, а также Патриарх, получают благодаря пожертвованиям прихожан, а это миллионы долларов. Ведь некоторые из верующих числятся в списке Форбс)) Помимо этого, организации ежегодно выделяется помощь от государства в размере около 370 миллионов рублей на благотворительные цели — реставрация церквей, помощь нуждающимся, покупка необходимой утвари и имущества. Учитывая все эти источники, точное состояние главы Русской православной церкви определить практически невозможно, но, по приблизительным оценкам, оно достигает 10 миллиардов долларов.

Кесарю кесарево, а Божие Богу?

Первой весточкой нежелания подчиняться решениям светских властей стало заявление управляющего делами патриархии митрополита Дионисия (Порубая), распространившего циркулярное письмо со словами: «Вопрос об ограничении доступа в храмы для присутствия за богослужениями может быть рассмотрен в случае введения властями режима, ограничивающего пользование общественным транспортом, а также посещение публичных мест, таких как торговые учреждения, организации общественного питания и другие».

В ответ на запрет посещения храмов в Санкт-Петербурге правовое управление Московской патриархии сделало заявление о нарушении права на свободу совести, гарантированное Конституцией.

Что касается Москвы, то предписание главного санитарного врача Елены Андреевой от 11 апреля не было воспринято в штыки. Напротив, Московская патриархия выпустила за подписью митрополита Дионисия, выступавшего против закрытия церквей за две недели до этого, циркулярное письмо о необходимости соблюдения предписаний.

Соблюдение карантинных мер во время пасхальных богослужений было отдано под ответственность местных епархий. Фото: Пётр Ковалёв/ТАСС

Итогом недоговороспособности патриархии со светскими властями стали самоличные решения иерархов на местах. Ограничения на посещение пасхальных богослужений коснулись 43 епархий. В 42 епархиях эти решения были проигнорированы.

Читать еще:  Последний предновогодний молебен проходит в буддийских монастырях России

bigra

Идеалы миролюбивы, история жестока

  • Главное
  • Союзники
  • Генеральный штаб
  • Былые схватки
  • Пропаганда
  • Лучшее

Женщина — Папа Римский. Правда или вымысел?

Несмотря на то, что феминизм шагает семимильными шагами по планете, еще остаются места, куда женщинам, в силу принадлежности к женскому полу, путь заказан. Среди всего прочего — невозможность стать Папой Римским. Однако история Ватикана уже много веков хранит легенду о женщине, посмевшей занять Главный престол, — «Папессе Иоанне».

Действительное ее существование представляется сомнительным, да и официальные папские хроники решительно его отрицают. Но как же может быть иначе? Ведь это неслыханная дерзость!

Считается, что данная легенда возникла в Константинополе на почве вражды между православной и католической церковью. Многие историки назвали ее выдумкой. Однако не кажется ли вам, что если такая легенда появилась и жила в веках, то это неспроста, и, значит, история «разрешила» женщине присвоить высший ранг – быть духовным пастырем народов.

Предание гласит, что после смерти Льва IV в 855 году папский трон два года, пять месяцев и четыре дня занимала женщина, вошедшая в хроники как «папесса Иоанна» (Джованна, Жанна, Анна). Утверждают, что под этим именем скрывалась прекрасная англичанка благородных кровей и высокого ума. Впервые о папессе широко заговорили в 1276 году по очень странному случаю: после смерти Адриана V новый папа принял имя Иоанна XXI, а не XX, как ожидалось по хронологии. Высказывались предположения, что «исчезнувший папа» тотчас же по избрании был смещен противниками. По другим предположениям, — он оказался женщиной и о нем постарались забыть. Как бы там ни было, но Иоанн XXI по каким-то соображениям посчитал нужным восстановить истинную хронологию и ввести в список «недостающий номер».

До наших дней дошли многие факты биографии этой необычной женщины. В миру ее звали Агнесса. Предположительно, она родилась в 822 году в семье английских миссионеров в немецком городке Ингельхайм, что близ Майнца. Мать Агнессы вскоре умерла, и ребенок был вынужден путешествовать с отцом.

Профессия миссионера была не лишена опасностей. В один из дней проповеднику пробили камнем голову и сломали руку. Отцу на помощь пришла Агнесса. Чудо-ребенок уже тогда проявлял недюжинные способности к ораторскому искусству и к искусству удерживать внимание толпы. В свои неполные восемь лет она произносила дивные проповеди, стоя на столах в тавернах и постоялых дворах. Ее красноречие и детская непосредственность производили незабываемое впечатление на аудиторию. По всей вероятности, уже тогда Агнесса начала одеваться в мужской костюм.

Когда отец Агнессы отошел в мир иной, идея переодевания стала единственно спасительной для молодой девушки, которая одна странствовала по свету. Возможно, Агнесса выдала себя за мужчину, чтобы получить хорошее образование, недоступное в то время женщинам. Бродя по Европе, она попала в мужской монастырь под именем Иоанна Ланглуа. Там получила хорошее образование в области теологии и философии.

Новый послушник оказался работоспособным и образованным. Агнесса сразу стала выделяться среди братии своими познаниями и умом. Однако девушке уже исполнилось шестнадцать, и женская природа стала брать верх над благоразумием. Агнесса обратила свой взор на красивого монаха. Да и могло ли быть иначе, если ее постоянно окружало такое количество молодых мужчин? Девушка начала с того, что откровенно призналась, кто она есть на самом деле, познакомила юношу со своими прелестями и постаралась стать ему верной подругой. С тех пор молодые люди стали неразлучны. Вскоре их нежная дружба стала казаться подозрительной (никому и в голову не могло придти, что Иоанн не мужчина). Через некоторое время их тайную связь разоблачили.

Спасаясь от костра, пара сбежала из монастыря сначала в Англию, затем в Афины. Новый этап путешествий приносит Агнессе новые знания и популярность. Несмотря на близость любовника, девушка уже никогда не откажется от мужского костюма, справедливо полагая, что лишь так она сможет достичь успехов и реализоваться как личность. Агнесса участвует в публичных теологических спорах и вызывает восторг «сильных мира сего» — герцогинь, аббатов, ученых. В Афинах молодые люди посещали самые известные богословские и философские школы. Честолюбивый монах мечтал, набравшись знаний, поехать в Рим и стать кардиналом, а может, и самим папой. Но во время скитаний по Европе юноша заболел и умер от лихорадки. Романтическое предание гласит, что его спутница, оставаясь в мужском обличье, поклялась на могиле друга осуществить его дерзкую мечту. И отправилась покорять Рим.

В «вечном городе» Агнессе ничего не стоило завязать знакомства с представителями папского двора, тем более что в своем большинстве священные особы были не очень хорошо образованы. Ее приметили благодаря не только эрудиции и набожности, но и красивой внешности. Благодаря недюжинным способностям, ораторскому искусству и богатым знаниям чужеземке удалось получить кафедру в греческой школе. Вскоре слава о высокопросвещенном монахе распространилась по всему Риму. «Джованни Англико» — так назвалась авантюристка — стала своим человеком при папском дворе, завоевав доверие папы Льва IV. Она успешно занималась не только церковными, но и государственными делами. В частности, руководила работами по строительству высоких каменных стен, которые до сих пор окружают Ватикан. Агнесса стала нотариусом при папе. Красноречие, лесть, показная добродетель позволили Иоанне стать кардиналом.

В свете будущих выборов не лишним будет упомянуть о так называемой пиар-кампании Агнессы во время избрания папы. Папа Лев IV, благоволивший нотарию Иоанну, однажды возомнил себя подобным святому Петру и решил самостоятельно пройти по морю как по суше. Естественно, ничего хорошего из этой затеи не вышло, а папа, искупавшись в холодной воде, вскоре умер. В то время наследника его престола избирали прилюдно, на площади. Народ угощали вином, симпатичные женщины в обмен на голоса предлагали поцелуи. В этой атмосфере каждая группировка превозносила достоинства своего кандидата. Агнесса же предпочла действовать другими методами, отличными от остальных. Иоанна оказалась вне конкурса: ее ученики — братья по ордену — во всеуслышание пообещали: кардинал Иоанн не собирается заводить гарем, как это делали другие папы, и намерен разделить доходы между бедняками. В итоге Иоанна победила и водрузила на свое чело тройную тиару — символ Рима, Вселенной и Неба.

Средневековые хроники со страхом доносят до нас, что избранию папы Иоанна VIII предшествовали всевозможные знамения. В Италии города и селения разрушали землетрясения; во Франции саранча уничтожила нивы; в Испании тело св. Винченцо, украденное кощунственным монахом, желавшим распродать его по частям, явилось ночью на паперти церкви, громко умоляя о погребении на прежнем месте.

Царствование папессы Иоанны оказалось недолгим, хотя отмечено было всяческими достижениями и благоденствиями. Правление Агнессы было мягким и гуманным, без жестокости и пыток инквизиции. Она издала буллы, направленные против развращенного духовенства. В конце 855 года Агнессе даже удалось уговорить немецкого императора Лотара постричься в монахи, чтобы искупить свои грехи.

Таким образом, Иоанна достигла высшего своего предназначения и оказалась на своем месте. Обман, наверное, никогда бы не раскрылся, если бы не воспетый в веках зов природы. Иоанна не замедлила стать любовницей одного из высокопоставленных служителей Ватикана и через год после своего избрания обнаружила, что беременна. В это трудно поверить. Зачем женщине, достигшей такого положения и с таким трудом ведущей двойную жизнь, рисковать? Впрочем, есть версия, что папесса вступила в любовную связь под страхом разоблачения, так как молодой человек каким-то образом установил подлинный пол Иоанна VIII.

Широкие складки сутаны долгое время позволяли скрывать от людских глаз раздавшуюся фигуру папессы. Однако приближался момент родов, нужно было спрятаться. Помог любовник. Он объявил о болезни папы и пообещал Агнессе позаботиться о малютке. Однако судьба распорядилась иначе. Уже на девятом месяце, когда показаться на люди было невозможно, в Риме началась эпидемия. Народ требовал, чтобы папа совершил крестный ход. Бедная Агнесса металась в ужасе, не зная, что предпринять. Насколько было возможно, она пыталась оттянуть день молебна, надеясь со дня на день разрешиться от бремени. Однако папесса вынуждена была подчиниться обстоятельствам.

20 ноября 857 года стояла чудесная погода, жители Рима высыпали на улицы, чтобы принять участие в торжестве. Иоанн VIII, со всех сторон поддерживаемый кардиналами, едва передвигал ноги. У Агнессы начались предродовые боли. В проходе между Колизеем и церковью Святого Климентия она упала, начались родовые схватки. Разорвав одежды, женщина в страшных конвульсиях разрешилась от бремени. Рядом с распростертым на земле папой лежал окровавленный трупик ребенка. По другой из версий, ее и ребенка разъяренная толпа забила камнями. Убиенных похоронили в церкви святого Клемента. А по третьей версии, ребенок выжил, был отдан в монастырь, принял постриг и сделал церковную карьеру: стал епископом в городе Остия.

Какая ужасная кончина, страшное наказание женщине, посягнувшей на святая святых – папский престол. Долгое время на месте смерти папессы стояла часовня, простроенная благодарными римлянами за мудрое и спокойное правление Агнессы. Однако духовенство стремилось уничтожить саму память о самозванке, поэтому со временем часовня была разрушена, а могильная плита с места упокоения папессы исчезла.

Как бы там ни было, что бы ни говорил официальный Ватикан, опровергая существование папессы Иоанны, но тема узурпации папского престола женщиной вот уже многие века будоражит умы и сердца не только историков, поэтов, философов, но и находит свое отражение в народных мифах и поверьях. Легендарная Иоанна стала героиней лубка, куплетов и даже одним из важнейших персонажей гадальных карт «таро», популярных в средневековой Европе, на Ближнем Востоке, а сейчас добравшихся и до нас. В «таро» изображение папессы помещается среди 22 главных фигур рядом с папой, императором и императрицей.

Читать еще:  Клуб анонимных игроков предупреждает

Эта тема неоднократно находила свое отражение в творчестве А.С.Пушкина, в частности в черновике «Сказки о рыбаке и рыбке» была сцена, в которой старуха пожелала стать «Римскою Папой». В окончательном варианте Пушкин этот фрагмент опустил, а в черновиках сохранилось:

Отвечает золотая рыбка:

«Добро, будет она Римскою Папой».

Одним из косвенных доказательств существования папессы Иоанны стал странный обычай, продержавшийся с X до начала XVI века. Это был так называемый ритуал проверки половой принадлежности вновь избранного папы. Использовалось специальное кресло с отверстием в центре (сейчас хранится в одном из римских музеев). В него сажали новоиспеченного папу, под сиденье забирался дьякон, чтобы проверить у того наличие мужского естества. При слове «ovum», означавшем «яйцо», раздавались одобрительные возгласы высших сановников (отсюда, кстати, и происходит слово «овация»). Казалось, что Римская церковь не хотела допустить обмана еще раз. Значит, у нее были основания опасаться, как бы женщина не надела папскую тиару? Эпизод краткого присутствия дамы на троне Святого Петра остается одним из самых тщательно охраняемых секретов Ватикана.

filaretuos

Друзья и враги

Православная Польша

На территории, входящие в состав современной Польши, христианство проникало с разных сторон: с юго-запада — Великого Моравского княжества, с запада — германских земель и с востока — Киевской Руси. Вполне естественно, что польские земли как смежные с Великой Моравией подверглись воздействию миссии святых Кирилла и Мефодия. С расширением Моравского княжества Силезия, Краков и Малая Польша вошли в состав Велиградской епархии. В 966 году польский князь Мешко I принимает христианство , за чем последовало крещение народа. По преданию Мешко сначала принял христианство восточного греко-славянского обряда, но после его женитьбы на княгине Дубравке в Польше усилилось латинское влияние. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что ещё до крещения Мешко на территории Польши существовали храмы, построенные в византийском стиле.

Ещё в 1385 году Ягайло официально отрёкся от православия , а через год после брака в 1387 году он объявил римско-католическую веру господствующей в Литве. Вскоре начались притеснения православных. Крупнейшие насилия происходили в Галичине. В Перемышле католикам был передан православный собор. На Городельском сейме 1413 года, который подтвердил объединение Литвы с Польшей, был издан указ о недопущении православных к высшим государственным должностям .

До конца XVI век века большая часть Православного духовенства Польши во главе с Киевским митрополитом Михаилом (Рогозой) приняла провозглашённую на Брестском соборе 1596 года унию и признала над собой власть Римского Папы. Но православные верующие преимущественно не приняли и стали на защиту Православной церкви . Очень важную роль в защите православия от распространителей унии играли православные церковные братства. Необходимо особо упомянуть Львовское и Виленское православные братства, представлявшие собой сплочённые союзы городского населения. Согласно принятым уставам главным своим делом братства считали: открытие и содержание духовных училищ, подготовку образованной православной молодежи, создание типографий и издание необходимых книг. Однако силы в борьбе с наступающим католицизмом были неравны. Православные братства, лишившись поддержки со стороны шляхты, перешедшей в католичество, постепенно сокращали свою деятельность.

До конца XVI века большинство православного населения нынешних восточных областей Польши католики считали уже униатским. С второго десятилетия XVIII века для всего православного населения Западной Украины, которая входила в состав Польши, остался только один православный епископ — Белорусский. Не внёс существенных изменений в положение православных в Польше и Великий сейм 1788—1792 годов, провозгласивший среди прочего, религиозную свободу. В конце XVIII века в Польшу попадают греческие православные купцы, поселяются здесь и стремятся поддержать православие. Однако власть не позволяла им обустраивать храмы, поэтому богослужения проходили в молитвенных домах. Священники приглашались из Буковины, Венгрии, Болгарии, Греции.

Ситуация коренным образом изменилась после присоединения польских земель к Российской империи (1795 год — третий раздел Польши; 1814—1815 года — решение Венского конгресса). Положение православных на землях, вошедших в состав империи, сразу улучшилось без особых мероприятий. Прекратились гонения, насильственные обращения в унию, антиправославная пропаганда .

После Первой мировой войны, в 1918 году, была возрождено Польское государство . Согласно Рижскому договору 1921 года Западная Белоруссия и Западная Украина вошли в состав Польши. В связи с новым политическим положением Священный синод Московской патриархии в сентябре 1921 года назначил на Варшавскую кафедру бывшего Минского архиепископа Георгия (Ярошевского), который в январе следующего года был возведён в сан митрополита.

27 февраля того же года Собором православных епископов Польши он был избран Митрополитом Варшавским. Убийство усилило антироссийские и проавтокефальные настроения в Польской церкви, и иерархия начала полноценные переговоры с Вселенским Константинопольским патриархатом .

Опираясь на подписанный в 1927 году польским правительством и Римским папой конкордат, который признавал в Польше католичество господствующим вероисповеданием, римо-католики в 1930 году выступили с судебным иском о возвращении православных храмов , святынь, церковного имущества, которое когда-то принадлежало католической церкви. Был предъявлен иск в отношении 700 церковных объектов, среди них были такие православные святыни как Почаевская Лавра и многие другие монастыри, Кременецкий и Луцкий кафедральные соборы, старинные храмы. В это время был разрушен собор в честь святого Александра Невского в Варшаве, расписанный Виктором Васнецовым и другими русскими художниками (построен в 1892—1912 годах, вмещал до 3000 верующих) ..

В конце 1936 года появились тревожные симптомы нового наступления на Православную церковь. В этом году в связи с 300-летием со дня смерти униатского митрополита Вельямина Рутского в городе Львове собрался съезд униатского духовенства. Почётным председателем съезда был греко-католический митрополит Андрей Шептицкий (умер в 1944 году).

Решено было, что для украинского народа наилучшей формой церковности является его уния с Римом, поэтому галицкое униатское духовенство должно получить полную свободу для миссионерской деятельности среди украинцев, белорусов, русских, проживающих в Польши .

Сразу же после издания инструкции начались террор и насилие над православным населением с целью обращения его в католичество. В 1938 году в Холмщине и на Подляшье храмы стали не только закрывать, но и разрушать, а православное население подвергать преследованиям. Было разрушено около полутора сотен храмов и молитвенных домов. Более 200 священнослужителей и церковнослужителей оказались безработными , лишёнными средств к существованию. Православные храмы выставлялись как памятники рабства, поэтому нужно их разрушить. Никакие протесты православных, в том числе обращения митрополита Дионисия (Валединского) к высшим должностным лицам не помогли..

1 сентября 1939 началась Вторая мировая война. Меньше чем через месяц немецкие танки уже находились на улицах Варшавы. Восточные области Польши были заняты Советским Союзом. Польша, таким образом, была разделена между СССР и Германией . На территории бывшей Польши, которая была оккупирована Германией, было создано так называемое Генерал-губернаторство, в котором существовали три епархии: Варшавская, Холмская и Краковская. Земли, занятые советскими войсками в 1939—1941 годах, вошли в состав Минской епархии. Также в составе СССР оказалась Волынская епархия . Здесь, как повсюду в СССР, Православная церковь Польши терпела притеснения со стороны Советского государства. Вывозили в советские лагеря не только католиков, военных, но и верных православной церкви, а вместе с ними духовенство . В духовной жизни наступили изменения во время немецкой оккупации. Немцы же на своей территории стремились к уничтожению коммунистической идеологии и в этой связи позволяли открывать закрытые ранее храмы .

На территории Украины стали действовать украинские епископы Польской православной церкви во главе с митрополитом Поликарпом (Сикорским ). Эту структуру традиционно называют Украинской автокефальной православной церковью, хотя формального провозглашения автокефалии не было, епископат считал себя частью бывшей Польской православной церкви (которая после ликвидации государства Польша перестала использовать в своём названии слово «Польская»). Параллельно здесь оставались структуры Московского патриархата — Украинская автономная православная церкоь .

После Второй мировой войны автокефалия Польской православной церкви была признана определением Священного синода Русской православной церкви от 22 июня 1948 года.

В 1949 году были основаны три епархии: Варшавская, Белостоцкая-Гданьская и Лодзинское-Вроцлавская. К 1952 году в Польской православной церкви было четыре епархии: Варшавско-Бельская, Белостоцко-Гданьская, Лодзинско-Познаньская и Вроцлавско-Щецинская. В 1983 году была восстановлена Перемышльско-Новосонченская епархия , а в 1989 году — Люблинской-Холмская .

Ныне на территории Польши действуют 6 православных епархий с 11 епископами, 27 деканатами, 250 приходами и 10 монастырями. Польша насчитывает так же 410 церквей, 259 священнослужителей и ок. 600 000 верующих.

Православные епископы служат в городах: Варшава, Белосток, Гданьск, Лодзь, Пшемышл, Вроцлав, Люблин, а так же в местах: Супралы, Горлица, Семятычск.

В Польской Православной Церкви есть свои святые. Это уже упомянутый Святой мученик Младенец Гавриил Белостокский, мощи его находятся в Белостоке. Польская Церковь канонизировала так же своих священномучеников, мощи которых так же есть в других городах.

В Польше есть сильно почитаемые православные чудотворные иконы Богородицы.

Это Люблинская икона находящаяся в Кафедральном соборе Люблина.

Святыми местами является монастырь на Святой горе Грабарка, на которую совершается восхождения на коленях и при этом люди несут на себе кресты чтобы их там оставить и ночью при свечах помолиться.

Монастырь Зверки, на родине святого младенца Гавриила.

Конечно нельзя не упоминуть Ченстоховскую икону Богородицы, не смотря на то, что она в католическом монастыре, но она так же и Православная святыня для всех православных.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector