4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мама, на меня Бог рассердился! »: в Псковских школах первоклашек обязали изучать «Основы православной культуры»

Содержание

«Мама, на меня Бог рассердился!»: в Псковских школах первоклашек обязали изучать «Основы православной культуры»

В сентябре родители учеников псковских школ узнали, что их детям непременно нужно изучать «Основы православной культуры». Церковную дисциплину ввели в учебное расписание как обязательный факультатив для начальных классов. Возмутившимся мамам и папам руководство объяснило, что в Пскове незачем изучать другие религии, потому что православные церкви здесь на каждом шагу, и пригрозило неаттестацией в случае непосещения. А в региональном управлении образования в ответ на жалобы заявили, что православие — это гуманистическая и миролюбивая вера.

««Оглянитесь, кругом православие!»

Борис Кирюхин узнал о существовании предмета «Основы православной культуры» из расписания уроков сына Светлояра — увидел аббревиатуру и полез гуглить. Осознав, что это такое, рассердился: предмет ребенку предлагали изучать раз в неделю, причем по документам он проходил как обязательная внеурочная (читай, факультативная) деятельность.

Словосочетание «обязательный факультатив» Бориса удивило еще больше. Многодетный отец добросовестно изучил образовательные нормативные акты и выяснил, что Минобрнауки в 2014 году утвердило Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (сокращенно ФГОС), согласно которому внеурочная деятельность считается обязательной частью основной образовательной программы школы. Правда, пункт 19.10 того самого ФГОСа гласил, что внеурочные занятия должны проходить на добровольной основе, в соответствии с выбором участников образовательных отношений и с учетом интересов обучающихся. Сын Кирюхина особого интереса к православию не испытывал, и Борис пошел к классному руководителю Светлояра Екатерине Игнатьевой. «Почему вы этому учите моего ребенка?» — поинтересовался родитель. «Я не знаю, учебная часть нам дает расписание», — призналась учительница.

Директор псковской школы № 3 Александр Дедов был более откровенен, но менее терпим к настойчивому отцу.

— Это нам администрация план дала, так во всей области сейчас, — сообщил он Кирюхину.

— Вы мне выбор предоставьте, на это мой ребенок ходить не будет, — стоял на своем Борис.

— Как это так? Оглянитесь, кругом православие! Вы в Пскове живете! Тут везде храмы, пройдитесь по городу! — объяснял директор, и, видя, что родитель соглашаться не собирается, перешел к угрозам. — У нас система зачет-незачет, в конце года без аттестации можете остаться!

ОО грозе и психике

В этот же день родителей учеников 2 класса позвали на специальное собрание. Там им раздали заготовленные заявления и попросили расписаться. На бланках, по словам Кирюхина, значилось: «Я, (ФИО), согласен на посещение моим ребенком, (ФИО), модуля „Основы православной культуры“». Борис Константинович снова возмутился, зачеркнул слово «согласен», а внизу написал, что не хочет, чтобы его ребенок ходил на православный факультатив, и попросил предоставить на выбор другие модули. Учителя предпочли «бунт» не замечать. В закрытой группе класса Борис попытался найти союзников, но наткнулся лишь на робкие: «Я бы выбрала этику и экологию», «Предмет мне не нравится, но, если его будут преподавать как историю…». Дальше комментариев родители идти не захотели: отношение учителей к ребенку и оценки оказались важнее свободы выбора факультатива. «Как можно не понимать, что в этом возрасте психика ребенка еще не сформировалась до конца, он подвержен воздействию и часто не может воспринимать информацию критически! А ему такое впаривают!» — недоумевает Кирюхин.

Обложка учебника. Источник: zyorna.ru

«Я не против того, чтобы мой ребенок что-то знал об основах православия, но детям в семилетнем-восьмилетнем возрасте начинают впихивать то, что им в этом момент не надо, это просто неправильно!» — соглашается с ним мама первоклассницы Варвары из псковской школы № 20 Екатерина Матюшкова. Она узнала о трех обязательных кружках 30 августа на учебном сборе. Первые два касались русского и математики, третий был православным. «Я сразу встала и сказала, что ходить на это мы не горим желанием и не будем, — рассказывает Екатерина. — Все так пошептались, мол, надо узнать, кто вести будет и так далее. Но я твердо заявила, что ни смотреть, ни подписывать согласие на ОПК не буду. А через месяц выяснилось, что еще пять человек как-то по-тихому смогли от этих православных основ отказаться».

Сейчас ОПК в расписании ее Вари стоит пятым уроком, поэтому она спокойно забирает девочку домой. Борису сложнее: православие одноклассникам его сына пытаются привить на третьем уроке, соответственно, Светлояр в это учебное время также должен быть под присмотром педагога. Екатерина советует ему в этом случае идти в библиотеку или в спортзал.

Сестра Екатерины Евгения оценила эффективность православного факультатива на собственной дочери. Они вдвоем шли по улице, когда началась гроза. «Мама, на меня, наверно, Бог рассердился из-за того, что я сегодня плохо себя вела», — испугалась девочка. Евгения после этого не пускала на ОПК ни одного из своих троих детей.

««Чиновникам стоит помолиться о прибавлении ума»

Владимир Жилинский, воспитывающий маленького сына, узнал об обязательном православии для первоклашек от друзей и немедленно обратился в городское управление образования. Он сообщил чиновникам, что ОПК насаждаются в школах без учета интересов детей и их законных представителей.

В управлении образования ответили, что включили «Основы православной культуры» в перечень курсов внеурочной деятельности в 1−3 классах с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей России. «Православие — важная часть мировой культуры. Его отличают гуманизм, веротерпимость и миролюбие. «Основы православной культуры преподаются как светский учебный предмет», — значилось в документе. Отдельно глава городского управления образования Анна Кузыченко подчеркнула, что в четвертом классе дети смогут выбрать основы других конфессий или светской этики. Также она указала, что ребенок может заняться дополнительным образованием в другом учебном заведении и при наличии результатов школа может их зачесть как внеурочную деятельность.

Сыну Владимира Жилинского в школу только через пять лет, но мириться с возрастающей экспансией РПЦ в образовании он не намерен. «Если молча наблюдать, как сейчас церковники лезут в школы и вузы, то за эти 5 лет всё может очень измениться в худшую сторону. В этом глобальном конфликте нужно просто занять сторону: либо ты гуманист, либо ты фундаменталист. Я себя отношу к первым, и тем смешнее ответ чиновника, в котором он пишет, что „православие отличается гуманизмом“. Ему бы стоило помолиться об увеличении ума», — считает гражданский активист.

Псковских первоклашек и второклашек сегодня учат по учебному пособию Анны Бородиной. В предисловии она объясняет необходимость изучения православия социокультурными и политическими условиями. «Системный кризис и все негативные явления в жизни россиян, включая низкую творческую культуру СМИ, пропаганду насилия и жестокости, наркоманию, алкоголизм, вседозволенность и распущенность, экстремизм, разжигание национальной и религиозной розни, случаи оскорбления чувств верующих, культурной и исторической памяти русского народа — все это является результатом прежде всего недостаточного духовно-нравственного воспитания, а также в немалой степени — низкого качества историко-культурологического образования и религиозного просвещения», — пишет Бородина. В ее «светском» пособии для второго класса детям в числе прочего предлагается запомнить некоторые определения. Согласно им, «Бог — это «вселичностная и всесовершенная Сущность, абсолютно превосходящая все существующее. Он создал весь мир, видимый и невидимый, который способен существовать только благодаря непрестанному Божественному промыслу о нем». Характеризуя ангелов, Бородина отмечает: «Их ум совершеннее ума человеческого».

Расплавленный воск и надзорные органы

Для повышения квалификации учителей и педагогов воскресных школ 26 сентября кафедра теологии Псковского государственного университета провела семинар на тему «Актуальные вопросы преподавания «Основ православной культуры»». Главным спикером был бывший иподиакон патриарха Алексия II, миссионер, кандидат богословия, диакон Илья Кокин. «Цель курса — подвести детей к церковному порогу и приотворить дверь, -говорил он. — Информация должна быть эмоционально насыщенной. Эмоция, которой мы заряжаем, становится таким расплавленным воском, который помогает этой информации проникнуть внутрь души ребенка». Он также уточнил, что разница между информацией и знанием в том, что последнее люди пропускают через себя, и понадеялся, что педагоги будут давать детям именно его.

Бориса Кирюхина, впрочем, ни ответ чиновников, ни содержание курса и методика его преподавания не впечатлили. Он уже написал заявление в прокуратуру и намерен дойти до Верховного суда. «Дело не в самом православии, а в том, что нагло нарушаются базовые конституционные принципы и положения. Точно так же они могут постепенно ввести фашизм, например», — объясняет Кирюхин.

Комментарии

О православной миссии в новейший период
Вот уже почти десять лет я внимательно наблюдаю за различными медиаресурсами православных миссионерских организаций. Некоторое время я сам состоял в одной из них и принимал активное участие в её деятельности. В этой связи я хотел бы поделиться своим взглядом на эволюцию православной миссионерской деятельности и её нынешнее состояние. Читать дальше

Курс «Основы православной культуры» обкатывается в белгородских школах

Общеобразовательная школа или церковно-приходская? Первые итоги преподавания «Основ православной культуры» (ОПК) в школе убеждают: культурологический статус дисциплины — формальность для отвода глаз. Эксперты и наблюдатели единодушны: настоящая цель курса — приобщение школьников к церковной жизни лишь одной, но все более приобретающей статус государственной, конфессии.

Курс «Основ православной культуры»1 вводится в российских школах при активной поддержке местных властей. Опыт Белгородской области — пионера освоения ОПК — особенно интересен, поскольку показывает логику внедрения и дальнейшую эволюцию предмета, породившего яростную дискуссию в обществе.

Православную культуру преподают в Белгороде уже три года. Первоначально курс считался факультативным, хотя, утверждают родители, ученики должны были посещать эти занятия почти в обязательном порядке. Сначала он был рассчитан главным образом на учащихся младших классов: время продленных занятий отдавали священникам, которые рассказывали детям о Боге и православии. Потом уроки стали вести учителя — как правило, преподаватели истории или педагоги с недостаточной учебной нагрузкой, прошедшие переподготовку при епархии. Предмет по-прежнему считался факультативом, но занятия ставили в расписании вторым или третьим уроком: с последних дети обычно уходили. В ряде школ города еще за год до того, как предмет приобрел обязательный статус, ОПК стали читать с первого по одиннадцатый класс.

— Кому можно смотреть на небо —

Содержание курса — это рассказ в основном о Русской православной церкви и ее многовековом союзе с государственной властью. В каждой школе на видном месте (иногда рядом с гербом и гимном страны) теперь висит стенд с правилами поведения в храме. Когда ОПК вводился, его целью объявлялось сплочение семьи и возрождение традиционных ценностей. Но, как показывает практика, сплотились лишь те семьи, которые стали подавать иски в прокуратуру против введения такого предмета. Ни один из этих исков не был удовлетворен.

Николай, православный учащийся одной из белгородских школ, в личном разговоре признается: «Большинство старшеклассников категорически не верят в Бога и поднимают на смех все, что им говорят на этом уроке. Учитель истории, который читает нам ОПК, тоже неверующий». По свидетельству Николая, ни евангельские заповеди любви, ни историю жизни Христа они пока не проходили и обо всем этом ему приходится читать самостоятельно.

Читать еще:  На Вятке начинается Великорецкий крестный ход

ОПК всеми силами стараются придать вид школьной дисциплины: учителя не заставляют учеников признаваться в вере в Бога или исполнении обрядов. Однако сама специфика курса и методика его изложения неизбежно ставит перед детьми вопрос о личной религиозной идентификации. Педагог дополнительного образования Наталья Щеглова рассказывала, как у ее брата-старшеклассника не приняли сочинение на областной конкурс Рождественских чтений по теме «Что я чувствую, когда смотрю на небо». Учительнице текст понравился, но она прямо сказала, что в нем нет личной религиозности и поэтому он не пройдет.

В Белгородской области с полуторамиллионным населением проживают люди разных конфессий. Мусульмане, протестанты, свидетели Иеговы относятся к ОПК крайне отрицательно. В ответ на его обязательное введение мусульманская община города стала добиваться разрешения на строительство мечети, в которой дети-мусульмане могли бы изучать свою религиозную культуру. Эта просьба была отклонена.

— «Он не такой, как мы» —

Белгородские учителя признаются, что раскол в отношения между школьниками курс ОПК вносил, еще когда был факультативом: о детях, которые уходили с уроков, одноклассники говорили: «Ему не разрешают слушать про церковь, он не такой, как мы». После включения курса в обязательную программу ОПК начали преподавать даже в школах, в которых учится до 80% мусульман. Чтобы предотвратить разлад, педагоги получили указание не ставить по этому предмету плохих оценок. Однако уже есть случаи, когда родителям, не желающим, чтобы их дети посещали ОПК, руководство школ предлагало на свои деньги нанимать учителей для параллельного чтения другого предмета, ссылаясь на то, что прогул обязательного предмета недопустим.

Эксперты и свидетели преподавания ОПК единодушно признают, что единственная цель курса — приобщение школьников к церковной жизни. Культурологический статус дисциплины — формальность для отвода глаз. Внеклассная работа ведется в тесном союзе с Церковью: детей водят в храмы, возят в православные лагеря — те же пионерские лагеря с семинаристами в роли вожатых. Жизнь в них подчинена единому принципу и включает в себя общение со священником, походы в церковь, помощь по храму. Избежать такого «отдыха» ученику практически невозможно: если лагерь пришкольный, да еще в селе, то поездка в него обязательна, в других случаях родителям просто некуда деть ребенка летом.

Власть поддерживает Церковь,
— Церковь —
поддерживает власть

Местные власти уделяют «Основам православия» грандиозное внимание. По телевидению в выступлениях духовенства и администрации постоянно подчеркивается его исключительная значимость. Сторонниками курс воспринимается просто как главный предмет школьной программы. На сегодня это наиболее обеспеченная методическим материалом дисциплина. Сельская учительница Светлана Перова жалуется: «По математике у нас учебники старые, рваные, методичек нет, а по ОПК есть и учебники, и методички, и учебные диски, и епархиальные журналы. Все это распространяется, выставляется на образовательных выставках».

Сегодня ОПК является, по сути, центральной частью вовсе не образовательной, а глобальной агитационной программы, выходящей за рамки школы. В каждом военкомате Белгорода присутствует священник, который наставляет и провожает всех призывников (в ряде военкоматов под это оборудованы отдельные комнаты). В роддомах и загсах при регистрации ребенка всем матерям выдаются благодарственные грамоты от епископа и епархии, поздравляющие их с выполнением гражданского долга. По местному телевидению постоянно показывают сюжеты об успешной совместной деятельности Церкви и властей.

— Бытие окормляет ОПК —

Конечно, далеко не все учителя, даже из тех, кто преподает ОПК, являются его активными сторонниками. Но до открытого протеста дело не доходит: недовольные предпочитают возмущаться и высмеивать курс в личных разговорах. Многим педагогам от ОПК есть выгода: дополнительные часы — прибавка к зарплате. Курс безоговорочно поддерживают директора школ: им от управления образования также ежемесячно приходит надбавка к зарплате в размере оклада «за хорошую работу».

Московскую патриархию подобное положение дел, несомненно, устраивает: церковные издательства получают государственные заказы на многотысячные тиражи учебной литературы, роль епископата в общественной жизни растет. А это остро необходимо Церкви, реальное состояние которой значительно отличается от образа в официальных документах. Последнее время и светские, и православные аналитики все чаще признают, что внутреннее состояние РПЦ достаточно плачевно и не сегодня завтра она может встать перед проблемой раскола.

Подражая Марксу,
— или Учение всесильно, —
потому что оно верно

Является ли внедрение православия в общеобразовательную школу панацеей от бед Церкви — большой вопрос. Евгений Ихлов, руководитель информационно-аналитической службы общероссийского движения «За права человека», считает: «Курс ОПК при всем желании церковных властей не прививает и не может привить опыт веры. Единственное, что он дает ученикам, — чувство превосходства над теми, кто «верит неправильно»… Никакой реальной истории Церкви в курсе ОПК нет. Нет никакой полемики, проблем и борьбы. Есть Церковь, идущая от победы к победе, всегда поддерживающая власть и усиление ее централизации. Это фальсификация церковной истории в кремлевских, а не собственно церковных интересах».

Это мнение подтверждают события последнего времени. Прокремлевские молодежные движения «Наши» и «Георгиевцы», которые действуют весьма активно, объявили повсеместное распространение ОПК одной из своих целей. При этом любое несогласие с внедрением православия в школы используется ими для давления на политических оппонентов и собственной раскрутки.

«Основы православной культуры» и другие конфессионально ориентированные предметы преподаются факультативно более чем в 30 регионах России. В Белгородской, Брянской, Калужской и Смоленской областях этот предмет с 1 сентября 2006 года является обязательным. С 1 сентября 2007 года он станет обязательным и в Воронежской области.
В Москве с нового учебного года в старших классах вводится факультативный курс «Религии мира». Его рассматривают как альтернативу ОПК.
Профессор кафедры государственно-конфессиональных отношений Академии государственной службы при президенте РФ, председатель исследовательского комитета социологии религии Российского общества социологов Ремир Лопаткин:
«Сторонники введения ОПК ссылаются на наличие образовательного запроса в обществе именно на этот предмет. Однако этот запрос неоднозначен. Гораздо большее число учащихся, родителей и учителей высказывается за преподавание не конфессионального предмета типа ОПК, а знаний о религии в историко-культурологическом аспекте. Интернет-опрос в Белгородской области показал, что за ОПК высказываются 29% респондентов, решительно против — 45%, а 23% не видят в этом предмете необходимости. Опрос старшеклассников Екатеринбурга: за ОПК — 24%, против — 76%. Московские учителя: за введение предмета, обучающего религии (включая ОПК), — 12%, за предметы, дающие знания о религии и других формах мировоззрения (например, история религий, религиоведение), — 41%, против преподавания таких предметов в средней школе — 46%».

Статья опубликована на сайте издания «The New Times»

1991 год

Отдел начал работу в помещениях Высоко-Петровского монастыря, тогда еще занятого светскими организациями, и в прилегающих к нему зданиях в условиях финансовой необеспеченности, недостатка образованных педагогов из священников и мирян, отсутствия самой концепции развития православного образования.

Одним из первых сотрудников Отдела стал протоиерей Глеб Каледа, прослуживший здесь до своей кончины 1 ноября 1994 года.

1992 год

Впервые было заключено соглашение о сотрудничестве между Русской Православной Церковью в лице ОРОиК и Министерством образования Российской Федерации.

Состоялась первая педагогическая конференция, организованная Отделом.

Был издан первый сборник примерных программ для воскресных школ «Закон и заповеди Божии».

Учрежден Российский православный институт святого Иоанна Богослова, ректором которого стал игумен Иоанн (Экономцев), бывший тогда председателем Отдела.

1993 год

Патриархом Алексием II издан указ о создании при епархиальных управлениях отделов по религиозному образованию и катехизации.

Заключено соглашение о сотрудничестве между Синодальным отделом и Департаментом образования г. Москвы.

Организованы I Международные Рождественские образовательные чтения.

При отделе создан Центр сщмч. Иринея Лионского по противодействию тоталитарным сектам.

Издана Концепция православного дошкольного образования.

1994 год

Священным Синодом принято решение о создании при епархиальных управлениях отделов по религиозному образованию и катехизации.

Епархии начинают заключать соглашения о сотрудничестве с местными органами образования и с областными администрациями.

Международные Рождественские образовательные чтения впервые возглавил Предстоятель Русской Православной Церкви.

При Отделе создан методический кабинет для оказания методической помощи и курирования деятельности православных гимназий.

К Архиерейскому Собору организована Межъeпархиальная образовательная выставка с целью обмена опытом в деле религиозного просвещения.

Совместно с Министерством образования РФ в стенах Московской духовной академии проведено первое совещание ректоров трех московских высших учебных православных заведений с ректорами педагогических вузов России.

В Москве действуют 80 воскресных школ, 21 православная гимназия.

Архиерейским Собором в его определении «О задачах Русской Православной Церкви в сфере религиозного образования» сформулирована стратегия развития религиозного образования Церкви на ближайшие десятилетия.

1995 год

При Отделе функционируют семинары для законоучителей и преподавателей по различным предметам (русского и церковнославянского языков, истории, естественнонаучных дисциплин).

1996 год

При методической поддержке ОРОиК в государственных школах Курской области распоряжением губернатора введено преподавание предмета «Основы православной культуры».

Для консолидации православных педагогов при поддержке Отдела во многих епархиях Русской Православной Церкви прошли научно-практические конференции и образовательные чтения, организованные епархиальными управлениями совместно с местными областными администрациями и образовательными учреждениями.

1997 год

Архиерейский Собор в своих итоговых документах одобрил деятельность Отдела религиозного образования и катехизации, отметив важность православного образования и воспитания в государственных школах, высших учебных заведениях, техникумах и детских садах в рамках соблюдения принципа добровольности.

Создан Совет директоров православных образовательных учреждений общего и дополнительного образования.

Начали работу катехизаторские курсы во имя сщмч. Фаддея Тверского для подготовки и переподготовки церковных педагогов и учителей Закона Божия для воскресных школ Москвы и Московской области, а также преподавателей по предмету «Основы православной культуры». Среди преподавателей курсов — протоиерей Александр Геронимус, протоиерей Лев Шихляров, протоиерей Владислав Свешников, профессор В.Л. Махнач и другие известные ученые и богословы.

В Нижнем Новгороде состоялся I Всероссийский съезд катехизаторов.

По благословению Святейшего Патриарха Алексия II Российским детским фондом при участии сотрудников ОРОиК начато издание православного журнала для детей и юношества «Божий мир».

1998 год

Начало издания Информационного вестника ОРОиК.

1999 год

Заключение договора о сотрудничестве между Министерством образования РФ и Русской Православной Церковью.

Создание Координационного совета по взаимодействию Министерства образования РФ и Московского Патриархата.

Священным Синодом утверждено разработанное Отделом Положение о епархиальном отделе религиозного образования и катехизации.

Указом патриарха Алексия II утверждены разработанные ОРОиК Положения о церковно-приходской воскресной школе и об аттестации учителей закона Божия для епархии г. Москвы.

Проведена первая ежегодная Московская конференция «Проблемы воскресных школ».

2000 год

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял ряд документов, в которых уделено большое внимание религиозному образованию. Отмечена важность создания при каждом монастыре и приходе различных образовательных структур, прежде всего воскресных школ. В определениях Собора подчеркивается необходимость утверждения права верующих детей и их родителей на получение общедоступного религиозного образования, воспитания, получаемого в православной семье.

На Соборе приняты Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, где подчеркнуто, что Церковь полагает полезным и необходимым проведение уроков христианского вероучения в светских школах по желанию детей или их родителей, а также в высших учебных заведениях. В этих целях Церковь также создает православные общеобразовательные учебные заведения.

При Отделе создана Аттестационная комиссия работников православного образования.

2001 год

Синодальным отделом издан первый номер журнала «Православное образование».

2002 год

Координационным советом по взаимодействию Министерства образования РФ и Московского Патриархата принят Обязательный минимум по учебному предмету «Основы православной культуры».

Издано письмо Министерства образования РФ органам управления образованием субъектов РФ «Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура».

2003 год

При Отделе создан Научно-методический экспертный совет по православному образованию, целью которого является рецензирование учебно-методической литературы по Закону Божию и Православной культуре.

Совместно с Московской епархиальной комиссией по церковному просвещению и воскресным школам проведен пастырский семинар «Проблемы воскресных школ».

2004 год

В Рождественских чтениях 2004 года, посвященных подвигу новомучеников и исповедников Российских, приняло участие около 12 тысяч человек.

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в своих определениях отметил необходимость улучшения работы в области религиозного образования.

Создан сайт Отдела — www.prokimen.ru.

Впервые организован и проведен Международный конкурс детского творчества «Красота Божьего мира».

2006 год

С 1 сентября 2006 года предмет «Основы православной культуры» преподавался в 15 регионах России в рамках регионального компонента образования (в 11 184 общеобразовательных школах России).

В Центральном федеральном округе впервые проводится конкурс «За нравственный подвиг учителя».

2007 год

При содействии Отдела Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки РФ подготовлено и направлено в регионы «Примерное соглашение о сотрудничестве органа управления образованием субъекта РФ и централизованной религиозной организации епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)».

Читать еще:  В храме Константина и Елены установлен первый ряд иконостаса

На общероссийской конференции «Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся» принята разработанная при участии Отдела Концепция включения в новое поколение государственных стандартов общего среднего образования учебного предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура».

Конкурс «За нравственный подвиг учителя» становится Всероссийским.

На XV юбилейных Международных Рождественских образовательных чтениях многим сотрудникам Отдела вручены награды Русской Православной Церкви.

Концепция курса «Духовно-нравственная культура» (в дальнейшем — «Основы религиозных культур и светской этики») направлена в Российскую академию образования для использования при разработке новых стандартов.

2009 год

Определением Священного Синода от 31 марта 2009 года председателем Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви назначен епископ Зарайский Меркурий (Иванов) (журнал № 18).

При Отделе организована Комиссия по вопросам духовно-нравственного воспитания в общеобразовательной школе.

Распоряжением патриарха Кирилла епископ Меркурий введен в состав редакционного совета по написанию учебника «Основы православной культуры» для средней школы.

Епископ Меркурий введен в состав Совета Министерства образования и науки РФ по федеральным государственным образовательным стандартам.

2 августа Президент России направил поручение Правительству РФ о подготовке введения (в 2010 году в 18 субъектах РФ, а с 2012 года — во всех субъектах РФ) в общеобразовательных учреждениях предмета «Основы религиозных культур и светской этики».

29 октября распоряжением Правительства России создан Межведомственный координационный совет по реализации плана мероприятий по апробации в 2009-2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики».

Отдел принимает участие в организации и проведении II Всероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры.

Начал работу новый официальный сайт Отдела: http://www.otdelro.ru .

2010 год

31 марта в школах 19 субъектов Российской Федерации начинается апробация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», одним из компонентов которого является предмет «Основы православной культуры». К концу 2010 года в апробации участвует уже 21 регион.

На Рождественских чтениях впервые в отдельное направление выделена тема «Катехизация и Таинства Церкви».

По благословению патриарха Кирилла начата работа по созданию полного реестра православных образовательных учреждений для мирян.

При Отделе создана Комиссия по церковным приютам и вопросам церковного попечительства о детях.

Начинается выпуск телевизионной программы «Православное образование» (транслируется на канале «СОЮЗ» и местных телекомпаниях; с декабря 2010 года — на официальном видеоканале Русской Православной Церкви на видеохостинге Youtube).

Разработан проект документа «Об организации катехизической деятельности Русской Православной Церкви».

В Комиссию Межсоборного присутствия по вопросам духовного образования и религиозного просвещения переданы разработанные в Отделе проекты Положения и Стандарта программы подготовки работников сферы катехизации.

2011 год

Международные Рождественские образовательные чтения впервые состоялись в новом формате. Их позитивное значение и важность поднятых тем отмечены на заседании Священного Синода.

На прошедших в 2011 году XIX Международных Рождественских образовательных чтениях патриарх Московский и всея Руси Кирилл определил основной вектор работы Отдела на предстоящий год. Этот год станет «годом стандартизации» — будет продолжаться работа по разработке стандартов не только для детских садов и школ, но и для воскресных школ, катехизаторских курсов.

2015 год

22 октября 2015 года была утверждена новая редакция устава отдела [1]

«Зажги в огонек в своей душе..» Урок / скачать

«Дружба-чудесное слово!» Урок скачать

«Добро и Зло в христианстве» Урок итоговый по модулю «Основы православной культуры» скачать

«День православной книги» ( скачать )

«Православные традиции Светлой Пасхи. Урок скачать

«Православные традиции Светлой Пасхи» Урок скачать

«Рождество Христово. Традиции праздника» Урок скачать

«Рождественская мастерская» Урок скачать

Программа праздничных епархиальных мероприятий по проведению Дня православной книги в Тамбовской епархии 2015 г. ( скачать )

Презентация свт. Питирим (скачать)

Презентация Праздничный урок преподобного Сергия (скачать)

Презентация Викторина 100-летие прославления св. Питирима, 700-летие со дня рождения св. преподобного Сергия Радонежского (скачать)

Уроки «День Православной книги» /сост. Р.Х. Лубянкина, А.В. Серегина (скачать)

За нравственный подвиг учителя. Материалы участников Всероссийского конкурса работ в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью./ сост. И.В. Аверина, протоиерей И.Груданов, Ю.Г. Дерябина, Н.Я. Рыбина (скачать)

Инновационная и проектная деятельность в сфере духовно-нравственного воспитания детей и молодежи регионов Центрального федерального округа. Сборник материалов победителей III Межрегионального конкурса «Лучшее образовательное учреждение по формированию системы духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи «Вифлеемская звезда» / сост. Т.Н. Глазкова, С.В. Кондратюк, Н.Я. Рыбина (скачать)

Аксиологические основы духовно-нравственного воспитания в условиях реализации ФГОС. Сборник материалов участников межрегиональной конференции/ сост. Г.А. Шешерина, И.В. Аверина, Ю.Г. Дерябина, Н.Я. Рыбина (скачать)

Сборник материалов победителей II Межрегионального конкурса «Лучшее образовательное учреждение по формированию системы духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи «Вифлеемская звезда» » Организационно-методическое обеспечение деятельности в сфере духовно-нравственного воспитания детей и молодежи регионов Центрального федерального округа» / сост.: Глазкова Т.Н., Кондратюк С.В., Рыбина Н.Я (скачать)

Сборник материалов победителей II Межрегионального конкурса «Лучшее образовательное учреждение по формированию системы духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи «Вифлеемская звезда» » Инновационная и проектная деятельность в сфере духовно-нравственного воспитания детей и молодежи регионов Центрального федерального округа» / сост.: Глазкова Т.Н., Кондратюк С.В., Рыбина Н.Я.(скачать)

Пособие «Методические рекомендации по проведению уроков и внеклассных мероприятий, посвященных Дню православной книги»

Творческое содружество школы-интерната и краеведческого музея в духовно-нравственном воспитании школьников ( из опыта работы ТОГБОУ «Моршанской общеобразовательной школы-интернат основного образования»)

Использование возможностей историко-краеведческого музея в воспитании духовности подрастающего поколения (из опыта работы ТОГБОУ «Моршанской общеобразовательной школы-интернат основного образования»)

Сборник материалов «Лучший опыт работы по духовно-нравственному воспитанию интернатных учреждений» (сост.: Глазкова Т.Н., Кондратюк С.В., ТОГБУ «Межрегиональный центр возрождения духовно-нравственного наследия «Преображение») ссылка для скачивания

Формирование системы духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи в образовательных учреждениях интернатного типа: методические рекомендации (авт.-сост. С.В. Кондратюк,ТОГБУ «Межрегиональный центр возрождения духовно-нравственного наследия «Преображение») ссылка для скачивания

Методические рекомендации по формированию системы духовно-нравственного развития и воспитания детей в образовательных учреждениях, учитывая положительный опыт учреждений-победителей межрегионального конкурса «Лучшее образовательное учреждение по формированию системы духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи «Вифлеемская звезда» ссылка для скачивания

Сборники материалов «Духовно-нравственное воспитание в образовательных учреждениях регионов Центрального федерального округа» ссылка для скачивания

Презентация «Святые места Иерусалима» Автор: Г.В. Графская, Знаменский район. Скачать презентацию

Презентация «Храмы города Мичуринска» Скачать презентацию

«Презентация «Как устроен храм внутри?» Авторы: Г.В. Старых, С.Н. Ерошкина, Т.П. Ногтикова, О.А. Коньшина, И.Д. Дорсягаева, О.В. Чивилёва, Т.А. Касторова, Н.И. Филатова, М.А. Уварова. Скачать презентацию

Урок-презентация «Православный храм» Автор: Л.Н. Кумицкая, учитель начальных классов МОУ «Никифоровская СОШ». Скачать презентацию

Программа «Мироведение» для 5 класса

Автор: Л.Н. Тарасова

МОУ Жердевская ООШ

Методические рекомендации по разработке педагогического проекта

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России

Автор: Татьяна Сергеевна Дюкова, зав. лабораторией развития сети образовательных учреждений кафедры управления развитием образовательных систем ТОИПКРО

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Автор: Татьяна Сергеевна Дюкова, зав. лабораторией развития сети образовательных учреждений кафедры управления развитием образовательных систем ТОИПКРО

Методическая разработка воспитательного мероприятия для детей разновозрастной группы семейного типа «Праздник «Масленица»

Авторы: воспитатели Г.Н.Кузнецова, М.В.Родионова

Вебинар по математике

Уважаемые коллеги! 18 сентября 2020 года работниками кафедры математического образования ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО совместно с Центром непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, по заданию Министерства образования Новосибирской области, был проведен вебинар, посвященный результатам проведения второго этапа мониторинга качества общего образования по предмету «Математика» в 7 и 9 классах общеобразовательных организаций Новосибирской области в 2019 году. Запись вебинара доступна по ссылке https://edu54.ru/videocast/view/244178 на сайте Интерактивного министерства Новосибирской области. В ходе вебинара был проведен анализ выполнения представленных в работах заданий, рекомендована методика подготовки обучающихся к подобным оценочным процедурам .

Просмотров: 105

ПРОВОДИТСЯ НАБОР УЧАЩИХСЯ НА РЕГЕНТСКО-ПЕВЧЕСКИЕ КУРСЫ ПРИ ТАВРИЧЕСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ.

Целью обучения на курсах является подготовка регентов и певчих церковных хоров, псаломщиков со знанием церковного устава. Срок обучения – 1 год. В процессе обучения учащимися осваивается учебная программа, включающая специальные музыкальные, а также церковно- исторические и литургическо-богословские дисциплины. Учебная программа рассчитана на лиц с музыкальным и без музыкального образования. В процессе обучения учащимся предоставляется богослужебная практика в храмах Симферопольской и Крымской епархии. По окончании обучения учащиеся получают свидетельство об окончании курсов.

Обучение платное (рекомендуемое пожертвование)

Правила приема: Принимаются лица мужского и женского пола православного вероисповедания. Поступающие проходят собеседование и проверку музыкальных данных.

В канцелярию Таврической духовной семинарии сдаются следующие документы:

Прошение (заполняется по прибытии)

Анкета (заполняется по прибытии)

Фотографии 3 x 4 – 2 шт.,

Копии: паспорта, документа об образовании, свидетельства о крещении.

Медицинская справка по форме 086-У

Рекомендация от настоятеля храма (желательно)

При себе необходимо иметь оригиналы документов.

Начало занятий 2020-2021 учебного года – 3 октября. Прием документов до 30 сентября. Приглашаем поступающих приехать в ТАВРИЧЕСКУЮ ДУХОВНУЮ СЕМИНАРИЮ в течение сентября для подачи документов и подготовки к поступлению.

Проезд: маршрутные такси № 3, 4, 7, 25, 99, 52, 57.

Троллейбусы: № 5, 7, 9, 11 (остановка парк им.Тренева)

Телефон для справок: +7 978 973-48-71 (протоиерей Андрей Черноризов)

По благословению
Высокопреосвященнейшего
Лазаря Митрополита Симферопольского и Крымского

ТАВРИЧЕСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ

ПРОВОДИТ ПРАВОСЛАВНЫЕ БОГОСЛОВСКИЕ КУРСЫ

И ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ УЧЕБНЫЕ КУРСЫ

«ПРАВОСЛАВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И СЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ»

Программа ориентирована на подготовку профессионалов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности для работы на приходах православных храмов, в Воскресных школах, в социально-психологических центрах,
реабилитационных центрах, родильных домах, центрах планирования семьи, учреждениях культурно-психологического развития, центрах по подготовке к родительству для оказания духовно-психологической помощи и поддержки
.

Полный курс обучения
– 2 года.

Занятия проходят один раз в неделю (суббота).

Обучение платное.

Программа Православных богословских курсов нацелена на формирование у слушателей целостного православного мировоззрения и комплекса знаний в области православного богословия. Особое внимание уделяется умению применять полученные знания, организуя просветительскую деятельность на приходах, в благочиниях, епархиях.

Обучающий проект «Православная психология и семейное консультирование» ориентирован на приобретение практических навыков в предметных сферах:

— семейного консультирования и психотерапии семейных отношений;

— психологии и психотерапии детей и подростков;

— геронтопсихологии и духовно-психологической поддержки пожилым людям;

— психологии отцовства, материнства и родительства, как интегративных сфер, объединяющих богословские, психологические и педагогические знания.

В курсе используются интерактивные методы обучения, авторские мультимедийные учебные пособия.

Перечень необходимых документов:

— ксерокопия диплома об образовании;

— 2 фотографии (3х4);

— заявление (пишется на месте приема документов).

Преподаватели — доктора и кандидаты богословских,
педагогических,
психологических и философских наук, имеющие длительный опыт практической работы в области психологического консультирования, психологи-практики и психотерапевты Крыма.

При успешном освоении программы выпускники получают ПРИОРИТЕТНОЕ ПРАВО РАБОТАТЬ КАТЕХИЗАТОРОМ,
ПСИХОЛОГОМ-КОНСУЛЬТАНТОМ НА ПРИХОДАХ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ.

ТЕЛЕФОН Ы ДЛЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ:

+7978 856 37 49 заведующий заочным Отделом и православными богословскими курсами ТДС протоиерей Владимир Кашлюк

+7978 746 99 28 Игорь Григорьевич Тимощук.

Целью обучения на курсах является подготовка регентов и певчих церковных хоров, псаломщиков со знанием церковного устава. Срок обучения – 1 год. В процессе обучения учащимися осваивается учебная программа, включающая специальные музыкальные, а также церковно- исторические и литургическо-богословские дисциплины. Учебная программа рассчитана на лиц с музыкальным и без музыкального образования. В процессе обучения учащимся предоставляется богослужебная практика в храмах Симферопольской и Крымской епархии. По окончании обучения учащиеся получают свидетельство об окончании курсов.

Обучение платное (рекомендуемое пожертвование)

Правила приема: Принимаются лица мужского и женского пола православного вероисповедания. Поступающие проходят собеседование и проверку музыкальных данных.

В канцелярию Таврической духовной семинарии сдаются следующие документы:

  • Прошение (заполняется по прибытии)
  • Анкета (заполняется по прибытии)
  • Фотографии 3 x 4 – 2 шт.,
  • Копии: паспорта, документа об образовании, свидетельства о крещении.
  • Медицинская справка по форме 086-У
  • Рекомендация от настоятеля храма (желательно)

При себе необходимо иметь оригиналы документов.

Начало занятий 2020-2021 учебного года – 3 октября. Прием документов до 30 сентября. Приглашаем поступающих приехать в ТАВРИЧЕСКУЮ ДУХОВНУЮ СЕМИНАРИЮ в течение сентября для подачи документов и подготовки к поступлению.

Адрес: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Героев Аджимушкая, 9/11 .

Проезд: маршрутные такси № 3, 4, 7, 25, 99, 52, 57. Троллейбусы: № 5, 7, 9, 11 (остановка парк им.Тренева)

Телефоны для справок: +7 978 973-48-71 (протоиерей Андрей Черноризов)

По благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря, Таврическая духовная семинария проводит вечерние курсы ПРАКТИЧЕСКОГО БОГОСЛОВИЯ.

Читать еще:  Гарегин Второй поблагодарил посла за признание Словакией Геноцида армян

Священное Писание Нового Завета;

Богослужения, порядок, указания;

Основы соц. концепции и другие нормативно-правовые акты РПЦ;

Социальная работа Церкви: миссионерское, молодежное и семейное служение

ГРАФИК РАБОТЫ КУРСОВ ПРАКТИЧЕСКОГО БОГОСЛОВИЯ:

занятия проходят один раз в неделю (понедельник) в 18:00.

КОНТАКТНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ:

+7(978)881-68-54 диакон Евгений Полютов

На основании принятых документов Священным Синодом и Архиерейским Собором Русской Православной Церкви «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви», «Об организации миссионерской работы в РПЦ» и «Об организации молодежной работы в РПЦ», «О принципах организации социальной работы в РПЦ», работа по профильным направлениям церковной деятельности, в том числе на уровне благочиний и приходов, должна осуществляться сотрудниками, прошедшими специальную подготовку.

По благословению

Высокопреосвященнейшего Лазаря

Митрополита Симферопольского и Крымского

ТАВРИЧЕСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ

Проводят занятия

ПО НАПРАВЛЕНИЮ: ПРАВОСЛАВНЫЕ БОГОСЛОВСКИЕ КУРСЫ

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ УЧЕБНЫЕ КУРСЫ

«ПРАВОСЛАВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И СЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ»

Программа ориентирована на подготовку профессионалов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности для работы на приходах православных храмов, в Воскресных школах, в социально-психологических и реабилитационных центрах, родильных домах, центрах планирования семьи, учреждениях культурно-психологического развития, центрах по подготовке к родительству для оказания духовно-психологической помощи и поддержки

Полный курс обучения – 2 года

Занятия проходят один раз в неделю (суббота)

Обучение платное

Программа Православных богословских курсов нацелена на формирование у слушателей целостного православного мировоззрения и комплекса знаний в области православного богословия. Особое внимание уделяется умению применять полученные знания, организуя просветительскую деятельность на приходах, в благочиниях, епархиях.

Обучающий проект «Православная психология и семейное консультирование» ориентирован на приобретение практических навыков в предметных сферах:

— семейного консультирования и психотерапии семейных отношений;

— психологии и психотерапии детей и подростков;

— геронтопсихологии и духовно-психологической поддержки пожилым людям;

— психологии отцовства, материнства и родительства, как интегративных сфер, объединяющих богословские, психологические и педагогические знания.

В курсе используются интерактивные методы обучения, авторские мультимедийные учебные пособия.

Документы принимаются с понедельника по пятницу с 10.00-15.00 по адресу: г. Симферополь, ул. Героев Аджимушкая 9/11, 2-й этаж, Таврическая духовная семинария.

ПЕРЕД ПОДАЧЕЙ ДОКУМЕНТОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНО ЗВОНИТЬ ПО ТЕЛЕФОНУ

+7(978) 881 68 54 диакон Евгений Полютов,

+7(978) 746 99 28 Игорь Григорьевич Тимощук.

Перечень необходимых документов:

— ксерокопия диплома об образовании;

— заявление (пишется на месте приема документов).

ПРЕПОДАВАТЕЛИ ТАВРИЧЕСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ

Доктора и кандидаты богословских, педагогических, философских и психологических наук, имеющие длительный опыт практической работы в области психологического консультирования, психологи-практики и психотерапевты Крыма.

При успешном освоении программы выпускники получают:

ПРИОРИТЕТНОЕ ПРАВО РАБОТАТЬ КАТЕХИЗАТОРОМ,

НА ПРИХОДАХ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ.

КОНТАКТНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ:

+7 (978) 856 37 49 заведующий заочным Отделом и православными богословскими курсами ТДС протоиерей Владимир Кашлюк

+7 (978) 741 39 55 начальник учебно-методического Отдела ТДС Анна Анатольевна Коренькова

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ПО ЗАКОНУ БОЖИЕМУ И ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Бородина А.В. «Основы православной культуры»

Бородина А.В. Основы православной культуры: Учебное-методическое пособие. — М: Православная педагогика, 2004. — 256 с.

Данное пособие предназначено для учителей общеобразовательных школ, гимназий, ведущих преподавание по программе А.В. Бородиной «История религиозной культуры». Пособие соответствует пятому разделу указанной программы (для 6 класса), но на первом году введения курса рекомендуется и в более старших классах.
Пособие может быть полезно учителям истории, словестности, мировой художественной культуры, москвоведения, учителям начальных классов, преподающим историю религиозной культурыпо указанной программе, а также учителям факультативных школьных курсов предмета «Основы православной культуры», «Православная культура» и т.п.
Книга окажет помощь и студентам педагогических и богословских институтов в подготовке к преподаванию историко-культурологических школьных курсов религоведческого содержания.

Бородина А.В. «Основы православной культуры: Мир вокруг нас и внутри нас»

Бородина А.В. Основы православной культуры: Мир вокруг нас и внутри нас: Учебное пособие для 2 (1-3) или 2 (1-4)классов общеобразовательных школ, люцеев, гимназий. — М: Православная педагогика, 2003. — 224 с.: ил.

Учебное пособие «Основы православной культуры: Мир вокруг нас и внутри нас» предназначено для общеобращовательных школ, лицеев, гимназий, организующих обучение детей по программе А.В. Бородиной «История религиозной культуры», и рекомендуется для детей первого класса, если обучение ведется по трехлетней программе начальной школы, либо для детей второго класса по четырехлетней программе. В соответствии с указанной авторской программой изданны еще два учебных пособия для начальной школы, а также методические пособия для учителя.
Учебное пособие может быть использовано в качестве основного или дополнительного пособия по другим близким по содержанию курсам: «История православной культуры», «Религоведение», «Православная культура» и т.д.

Священник Богдан Огульчанский «Божий мир и я»

Священник Богдан Огульчанский
Божий мир и я. Основы христианской культуры.: пособие для начальных классов общеобразовательных школ. — Киев: Изд. дом «АДЕФ-Украина», 2003. — 62 с.

Читателю предлагается программа для просветительской и воспитательной работы с детьми с целью их приобщения к национальным традициям христианской культуры и нравственного воспитания. Программа создана в соответствии с общими требованиями к школьным программам: носит носит неконфессиональный характер, заботится о соблюдении свободы совести и религиозных беждений. Представленные материалы могут быть использованы как школьными учителями, так и учителями и воспитателями воскресных школ, родителями.

Тарасар К.С. «Наша жизнь с Богом»

Тарасар К.С. Наша жизнь с Богом: пособие по катехизации джля детей младшего школьного возраста. — Спб.: Санкт-Петербургское христианское просветительское общество «Кредо», 1998. — 110 с.

Тарасар К.С. «С нами Бог»

Тарасар К.С. С нами Бог. — Спб.: Санкт-Петербургское христианское просветительское общество «Кредо», 2000. — 96 с.

Тарасар К. С нами Бог. Руководство для преподавателя. — Спб.: Санкт-Петербургское христианское просветительское общество «Кредо», 1999. — 48 с.

Пособие рекомендовано Отделом религиозного образования и катеизации Московского Патриархата для церковно-приходских воскресных школ православных учебных заведений и факультативных занятий в общеобразовательных школах по «Основам православной культуры».

«…Каждый урок этой книги занимает пять страниц, содержащих повествования из Священного Писания, задания и упражнения, а также рассказ о нашей жизни в Церкви, ее богослужении, праздниках и предании. Каждое занятие включает:
— Вводную страницу с иллюстрацией на тему урока с текстами ниже картинки и в левой колонке, которые поясняют основную тему урока.
-Повествования из Свщенного Писания или библейский рассказ о самых выдающихся людях Священной истории.
-Задания и упражнения, которые должны быть сделаны в классе или дома, включая работу с картой, короткие вопросы или упражнения, которые помогут вам лучше понять слово Божие.
-Материалы, относящиеся к церковному календарю и праздникам, жития святых, молитвам и песнопениям, событиям церковной истории.
-Раздел, озаглавленный «Дела нашей веры», должен быть выполнен дома с родителями, вместе с семьей. Он поможет вам приложить ваши познания в Священном Писании к повседневной жизни дома, в школе, в обществе, которое вас окружает. Он поможет лучше понять важность богослужения в нашей жизни и подумать, как мы можем помочь другим, чтобы жить христианской жизнью в любви и послушании воле Божией.

Сурова Л.В. Мироведение

Сурова Л.В. Мироведение: Комплекс методических разработок. — Клин: Христианская жизнь, 2004 — 384 с.

Книга Л.В. Суровой «Мироведение» представляет собой комплекс авторских методических разработок по духовному воспитанию и образованию детей и юношества. Данные разработки могут быть непосредственно использованы в педагогической практике как методический и дидактический материал. Автор, бакалавр богословия, член союза писателей России, известен в педагогической среде своими книгами «Православная школа сегодня»,»Церковный год» и др.
Издание адресовано преподавателям «Основ православной культуры», учителям воскресных школ, студентам педагогических специальностей, родителям и всем, кто интересуется проблемами современного христианского образования.

Сурова Л.В. Методика православной педагогики

Сурова Л.В. Методика православной педагогики: Часть 1. Педагогика. Школа. Человек. — Клин: «Христианская жизнь, 2000. — 64 с.

Предлагаемая брошюра представляет собой три вводные лекции курса «Методика православной педагогики», прочитанные автором на Курсах подготовки православных педагогов при Отделе катехизации и религиозного образования Московского Патриархата.
Брошюра будет интересна преподавателям православных учебных зеведений и всем, интересующимся проблемами христианского воспитания и образования детей.

Священник Е.Ф. Сосунцов.Уроки Закона Божия

Священник Е.Ф. Сосунцов.Уроки Закона Божия. — М.:Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002. — 412 с.

Методические указания и конспекты уроков по Закону Божию: Курс младшего отделения начальной школы, Казань, 1909.
Конспекты уроков по Закону Божию: Курс старшего отделения начальной школы, Казань, 1909

Священник Сергий Коротких. «Мир Божий: Основы православной культуры и нравственности»

Священник Сергий Коротких. Мир Божий: Основы православной культуры и нравственности. Материалы для школьных уроков. Часть 1. М.: , 2003. — 152 с., ил.

Методическое пособие предназначено педагогам дополнительного образования, ведушим занятия по основам православной культуры и нравственности с детьми младшего и среднего школьного возраста. Оно включает оригинальные разработки занятий в форме эвристической беседы. Может быть использовано также в качестве дополнительного пособия учителями истории, литературы и мировой художественной культуры.

Янушкявичус Р.В., Янушкявичус О.Л. «Основы нравственности»

Янушкявичус Р.В., Янушкявичус О.Л. Основы нравственности: Учебное пособие для школьников и студентов. — М.: ПРО-ПРЕСС, 2000. — 456 с.

Яркая, интересная и, несомненно, полезная книга включает в себя художественные тексты мировой классической литературы, размышления философов, ученых, священнослужителей о жизни и смерти, душе и теле, монашестве и семье, религии и философии, о новизне и традиционности искусства. Книга предлагает читателю задуматься над вопросами смысла жизнии нравственного выбора, встать на путь укрепления и развития в себе истинных добродетелей.

Шевченко Л.Л. «Православная культура»

Шевченко Л.Л. Православная культура: Методическое пособие для учителей: 1-й год обучения. — М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004. — 120 с

Шевченко Л.Л. Православная культура: Наглядное пособие «Иллюстрации»: 1-й год обучения. — М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004. — 112 с.: ил.

Экспериментальный учебно-методическмй комплект «Православная культура включает в себя учебное пособие для первого года обучения по данному предмету в общеобразвательной школе, методическое пособие для учителя, ногладное пособие «Иллюстрации» содержит иллюстративное сопровождение уроков.
Экспериментальный учебно-методический комплект разработан на основе опыта преподавания предмета «Православная культура» в разных регионах страны и предназначен учителям начальных классов, преподающим православную культуру в общеобразовательных школах.
Комплект может быть использован как в рамках базового учебного плана, так и в системе дополнительного образования.

Православная культура в школе

Православная культура в школе. Сентябрь. Учебно-методическое пособие. — М.: Изд. дом «Покров», 2003. — 320 с.

Серия сборников учебно-методических материалов включает разработки уроков, дидактические материалы в помощь учителю, а также праздничные сценарии для детей разного возраста. Серия составлена по календарному принципу.
Эта книга верный помощник преподавателям основ православной куцльтуры в государственных общеобразовательных школах. Она также будет полезна учителям гуманитарных дисциплин, воспитателям дошкольных детских учреждений и детских домов, а также всем, желающим приобщиться к Православию и воспитывать детей в духе православного благочестия.

Здравствуй, мир!

Здравствуй, мир! Рабочая тетрадь-раскраска по предмету «Основы православной культуры». Приложение к учебнику «Основы православной культуры для детей дошкольного возраста»./Сост. О.К. Харитонова под ред. прот. Виктора Дорофеева. — М.: Изд.дом «Покров», 2002. — 56 с.: ил.

Афанасьева С. «Основы христианской культуры»

Афанасьева С. Основы христианской культуры: Уроки для младшего возраста (5-7лет).87 с.

Куломзина С.С. «Две тысячи лет. История православной христианской церкви»

Куломзина С.С. Две тысячи лет. История православной христианской церкви: Рассказы для детей школьного возраста. — М.: Паломник, 2000. — 336 с.

«…Настоящая книга не является обстоятельным курсом церковной истории, подобно тем, что изучаются в духовных семинариях и академиях. Это живые рассказы из истории Православной Христианской Церкви, рассчитанные на подростков 11-13 лет и имеющие своей целью познакомить их на уроках в воскресной школе с ее основными вехами, а также рассказать о некоторых чтимых святых, в чьей жизни и подвиге эта история нашла свое яркое отражение. Пусть эта книга послужит первому знакомству наших детей с церковной историей и привьет им любовь к Матери-Церкви….
(игумен Иннокентий)»

Свет Истины

Свет Истины. — Выпуск 8. Завоевание обетованной земли.: Книга для учителя. Спб.: Христианское общество «Библия для всех», 2000. — 160 с. (+32 с. прил.)

Методическое пособие по преподаванию Библиии в детских садах, общеобразовательных и воскресных школах. Уроки данного выпуска повествуют о завоевании израильтянами под руководством Иисуса Навина Ханаанской земли и разделении ее между двенадцатью коленами Израилевыми. Прелагается дополнительный материал. Проводится дифференциация на четыре возрастные группы. Прилагается комплект наглядных пособий.

Уроки русской литературы

Уроки русской литературы: Православная культура в школе. — М.: «Духовные истоки», 2004. — 224 с.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector