5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Еврейский квартал в Праге: пять синагог в одном месте и Голем

Содержание

Еврейский квартал в Праге: пять синагог в одном месте и Голем

Здравствуйте, друзья! Есть в Чехии такой уникальный комплекс достопримечательностей как Еврейский квартал в Праге. Ценность его заключается в том, что это наиболее сохранившийся в Европе ареал еврейских архитектурных и культурных памятников. Йозефов – так называют квартал, где расположена действующая Староновая синагога с молельным залом и множество постоянных экспозиций из истории пражской еврейской общины.

Еврейский квартал – это, своего рода, город в городе. Как в монастырях жизнь регулируется своим сводом правил, так и в еврейском квартале существовали строгие правила и ограничения. У него своя история, отражающая, как непросто проходил процесс интеграции еврейской общины с пражским обществом. В квартале сохранилось несколько архитектурных памятников, возраст которых насчитывает более пяти веков. Здесь несколько синагог, построенных в разные эпохи и соответствующих различным архитектурным стилям.

Мне интересно было осмотреть Еврейский квартал, заинтересовала его история. И тем, кто желает посетить Пражский еврейский город, возможно, пригодится следующая информация:

  1. Где находится Йозефов
  2. Как образовался Еврейский город в Праге
  3. Главные объекты квартала

Еврейский квартал в Праге

Он же – Йозефов квартал, или просто Йозефов, или Еврейский город. Небольшой участок Праги к северу от Карлова моста, где исторически расселяли пражских евреев.

Несмотря на то что еврейская община жила вместе с пражанами аж с XI века, уравнение в правах с христианами им даровали только в 1850 году, указом австрийского короля Иосифа II. До этого времени с молчаливого согласия городских властей у евреев была не самая лёгкая жизнь уже в те, далёкие времена.

Они не могли торговать и вести дела за пределами своего гетто, покупать дома или переселяться в другие районы. Они платили больше налогов, чем обычные горожане, регулярно терпели погромы и обязаны были носить на одежде знаки принадлежности к еврейской общине. Повторюсь: я сейчас не про годы Второй Мировой, если что.

С течением времени еврейская «окраина» стала занимать довольно дорогую землю в центре города. Поэтому между 1893 и 1913 годами значительная часть гетто была уничтожена. Трущобы зачищались, а взамен пришли магистрали, дорогие дома и престиж. Некогда самый бедный и грязный район Праги стал одним из самых дорогих и востребованных.

Со слов историков, оставшиеся исторические памятники из списка ниже, все эти синагоги и кладбище, пережили Вторую Мировую только потому, что нацисты не стали сравнивать всё с землей. Они рассчитывали открыть на базе этих достопримечательностей некий музей несуществующего народа.

Красный знак на доме – Еврейский квартал в Праге 1

Старое Еврейское кладбище в Праге

Одно из старейших среди сохранившихся еврейских захоронений не только в Чехии, но и в мире. Является наиболее важным и почитаемым местом в Еврейском квартале Праги. По версии National Geographic, это кладбище входит в ТОП-10 самых интересных исторических захоронений планеты.

Основано в начале XV века и использовалось для погребения исключительно членов еврейской общины. Когда кончалось место, сверху насыпался слой земли, а старые могильные плиты ставились выше, рядом со свежими. По разным источникам, тут упокоено до 100 000 душ, в десять слоёв. Самая ранняя плита датирована 1439 годом. Последняя – 348 лет спустя.

Оставляет после себя гнетущее и одновременно умиротворяющее впечатление. Место очень спокойное, солнечное, камерное. Но нагромождение плит везде, куда падает взгляд, заставляет внутренне съёжиться. Даже обладателю небогатой фантазии сложно оставаться беззаботным, когда у него под ногами лежит сто тысяч мертвецов.

Могильные плиты на старом Еврейском кладбище в Праге

Обрядный дом

Дом расположен в конце туристической тропы, которая начинается от Пинкасовой синагоги и проходит через кладбище. Обрядный дом построен в 1906–1908 годах на месте бывшего морга. Имеет ярко выраженные неороманские черты, узнаваемый издалека силуэт.

Очень нехарактерная внешность для еврейского культового здания. На первом этаже была комната для ритуала омовения перед похоронами, а на втором – место для сбора членов Пражского погребального общества. В целом – тесное, душное, мрачноватое место.

Сложно войти, но ещё сложнее выйти, особенно если начинает заходить группа студентов из Франции в количестве 50 человек (не шучу). Экспозиция музея (а с 1926 года это просто музей) состоит из предметов культа и обрядовых принадлежностей.

Обрядный дом на старом Еврейском кладбище

Пинкасова синагога

Пинкасова синагога является второй самой старой из всех сохранившихся в Праге (после Староновой синагоги). Была построена в 1535 году под меценатством видного члена еврейской общины и названа в честь его внука – раввина Пинкаса Горовица. Обладает чертами поздней готики. Изначально служила местом молитвы для членов семьи Горовиц.

Внутри синагоги создан мемориал жертвам Холокоста, который представляет собой стены с именами почти 80 тысяч человек, убитых и замученных нацистами. Имена жертв из Праги написаны на стенах главного нефа, имена жертв из других городов и общин Богемии, Моравии и Силезии указаны на других стенах синагоги.

Имена и даты взяты из картотек, которые были составлены вскоре после войны на основе существующих транспортных документов, регистрационных списков и счетов выживших. Поскольку точная дата смерти обычно неизвестна, она заменялась датой депортации в гетто и лагеря смерти – обычно это было последней информацией о человеке.

На сторонах Священного Ковчега в центре зала нанесены названия гетто и лагерей смерти, куда были перевезены богемские и моравские евреи и где большинство из них было уничтожено. Постоянной экспозицией являются рисунки детей из гетто. Невероятно тяжело. Чудовищно.

Обрабатывая фото с именами перед выгрузкой в блог, я невольно смотрел на даты «родился – умер». Очень хотелось вздохнуть, что все люди – пожилые или пожившие. Но там были 30-летние. 20-летние. А потом в центре снимка я увидел «Роберт 6.11.1933–11.3.1942». Девять лет мальчишке всего было…

Все комнаты синагоги исписаны мелким почерком именами погибших

Клаусова синагога

Синагога является самой большой в Йозефовом квартале Праги. Изначально – талмудическая школа в трёх прилегающих друг к другу зданиях XVI века. После пожара в гетто, который случился в 1689 году, вместо разрушенных домов тут построили Клаусову синагогу в стиле раннего барокко.

Это была вторая главная синагога Пражской еврейской общины, и здесь служили несколько её видных раввинов. Пражское погребальное общество использовало ее как место для молитв.

Внутри много света, есть экспонаты, представляющие обрядную одежду и предметы культа того времени. В целом – на пять минут осмотра, если вы не из еврейской общины и не историк.

Староновая синагога

Является старейшей синагогой в Европе. И более 700 лет это главная действующая синагога Пражской еврейской общины. Построена в XIII веке каменщиками из королевской мастерской, которые работали неподалёку над созданием монастыря Святой Агнесы. Естественно, что не сами, а с разрешения царственной особы.

Староновая синагога пользовалась огромным уважением в Еврейском квартале Праги и в еврейских общинах за рубежом. С этой синагогой связано несколько легенд, начиная с той, что камни фундамента синагоги были принесены ангелами из разрушенного Иерусалимского Храма.

Еще по одной легенде, синагога была защищена от пожара в гетто крыльями ангелов, превратившихся в голубей. По третьей — что чердак синагоги является убежищем для останков Голема. Искусственного существа из глины, которое было оживлено раввином Левом для защиты пражской общины и им же разбито после некоего инцидента.

Испанская синагога

Самая последняя синагога, построенная в еврейском квартале Праги. Возведена в 1868 году на месте самой старой синагоги, стоявшей там с XII века. Самую новую поставили поверх самой старой. Такая вот ирония времени.

Названа Испанской синагогой за впечатляющий мавританский дизайн, созданный под влиянием знаменитой Альгамбры. Внутрь я пока ещё не попал – здание закрыто на реконструкцию. Очень жалею, ибо синагога считается самой красивой среди прочих.

Еврейская ратуша

Еврейская ратуша в Праге была построена рядом со Староновой синагогой в 1586 году, в стиле ренессанс, при покровительстве тогдашнего главы общины Мордехая Майзеля. Здание было главным домом собраний местной еврейской общины, но в настоящее время закрыто для публики.

Читать еще:  Ватикан решил строже относиться к чудесам

Внешне ратуша выделяется своими двумя циферблатами: верхний с римскими цифрами, а нижний имеет еврейские цифры, которые совпадают с буквами в еврейском алфавите. Еврейские цифры начинаются с aleph и продолжаются против часовой стрелки вокруг часового циферблата.

Право на создание таких часов, как и право иметь свой флаг и носить шляпы – символ иудаизма, евреи заслужили героическими действиями при защите Карлова Моста во время осады Праги шведами в 1648 году.

Единственный в городе циферблат с такими цифрами

Еврейский музей в Праге

Все объекты из этой статьи являются частью Еврейского музея в Праге. У музея есть и своё отдельное здание, которое примыкает к Испанской синагоге. В 1906 году два неравнодушных человека: глава еврейской общины доктор Августин Штейн и историк доктор Соломон Хуго Либен – дали толчок к развитию того, что мы сейчас знаем как Еврейский музей в Праге.

От небольшой экспозиции с предметами быта и культуры их затея выросла в нечто более масштабное. Они жили во времена капитальной перестройки Йозефова квартала, когда в угоду планировке нового города сносились не только откровенно старые дома, но и синагоги.

Предметы из разрушенных синагог отдавали на хранение двум докторам. За несколько десятков лет была собрана коллекция в десятки тысяч экспонатов. С приходом нацистов идея музея была извращена в соответствии с их идеологией. Музей был сохранён от уничтожения как памятник исчезнувшему, мертвому народу низшей расы.

Сюда свозились личные предметы евреев со всей Чехии, конфискованные у людей, отправляемых в концлагеря. Когда после войны стало понятно, что вещи возвращать некому, все они стали экспонатами Еврейского музея в Праге.

«Освободясь из петли»

Кризис в отношениях венецианский властей и еврейской общины наступил во второй половине XVI века. Первой серьезной причиной стала война с турками. Евреев заподозрили в связи с врагом и подпольной помощи османам. Когда в 1569 году в Венеции сгорел Арсенал, в его поджоге обвинили евреев. После победы христианской армады над турками в битве при Лепанто в 1571 году один из влиятельных сенаторов Венеции предложил в благодарность Христу за военный успех изгнать всех иудеев из республики. Однако вместо этого евреев обложили дополнительными налогами, что было куда выгоднее.

В 1573 году Венеции пришлось признать свое поражение в противостоянии с турками и подписать с ними мирный договор. Евреи снова потребовались венецианской экономике и с тех пор уже никогда не изгонялись из города. В конце XVI века гетто стало процветать — христиане посещали еврейские концерты, а иудеи, как пишет Фредерик Лейн, могли послушать проповедь в церкви, посмотреть на регату или посетить театральное представление. Богатая культурная жизнь и развитая финансовая система привлекали в гетто новых жителей. К 1654 году иудейское население Венеции составило около 5 тысяч человек.

В 1797 году в ходе итальянской кампании войска Наполеона осадили Венецию. Еврейская община выделила Сенату деньги на оборону города, но ни эта поддержка, ни сопротивление венецианцев не помогли Республике справиться с французами. Верная идеалам революции, провозгласившей равенство между людьми, французская армия разрушила стены и ворота гетто и объявила евреев равноправными гражданами города.

16 мая 1797 года Венецианская республика перестала существовать. Вскоре Венецию отдадут Австрии, а затем включат в состав Италии. Вместе с этим заканчивалась история первого в мире гетто. Не заканчивалась только история притеснения евреев. Она лишь готовилась к новому витку, уже с иными реалиями и масштабами.

Рестораны еврейского гетто

Многие туристы стремятся попасть в еврейское гетто, чтобы посетить местные рестораны. Наиболее популярные из них:

  1. Su Ghetto. Здесь угощают рыбными блюдами, еврейскими десертами, местными винами. Можно заказать блюда европейской или итальянской кухни. Имеет террасу и внутренний декорированный зал.
  2. La Taverna del Ghetto. Находится в 200 м от Isola Tiberina. Готовят как еврейскую кошерную пищу, так и итальянские блюда. Есть бесплатный Wi-Fi. В летнее время можно сидеть за столиками, расположенными на улице у входа, в зимнее – во внутреннем зале.
  3. Nonna Betta. Работает со среды по понедельник с 11:00 до 23.00. Находится в 100 м от Ghetto Ebraico. В меню европейская, итальянская, кошерная еда, много рыбных блюд.
  4. Giggetto al Portico d’Ottavia e Sora Margherita. Находится в 200 м от Ghetto Ebraico. Предлагается итальянская, еврейская, европейская кухня. В ресторанчике есть столики на улице и под крышей. Имеется доступ для инвалидов на кресле-каталке. По вечерам играет живая музыка. Работает со вторника до воскресенья.
  5. BellaCarne Kosher Grill. Здесь готовят пасту по-итальянски и жареные артишоки. Ко всем блюдам предлагают вино.
  6. Fonzie The Burger’s House. Понравится любителем американского фастфуда. Здесь приготовят бургер по индивидуальному заказу и преподнесут его с мастерством. При этом все блюда кошерные.
  7. Renato Al Ghetto. В меню кошерные мясные и рыбные блюда, которые готовятся как на гриле, так и на пару. Также здесь можно попробовать традиционные еврейские блюда.

В меню местных кафе представлены блюда европейской, итальянской кухни. Но посетителей гетто могут порадовать и традиционными еврейскими блюдами:

  • жареными молодыми артишоками;
  • супом из морской рыбы;
  • филе трески;
  • фаршированной рыбой;
  • выпечкой и сладостями.

Также ко всем блюдам предлагается местное вино.

«Адат Исраэль», еврейская школа и гестапо: история здания синагоги на улице Октябрьская

Новая Либеральная синагога Кёнигсберга и Еврейский сиротский приют — Neue Liberale Synagoge Königsberg & Israelitisches Waisenhaus

Время строительства:

Новая Либеральная синагога: 1894—1896 годы

Еврейский сиротский приют: 1903—1904 годы

Адрес расположения: Königsberg, Lindenstraße, 12-15 / Lindenstraße, 7-10 — Калининград, ул. Октябрьская, 1 «а» / улица Октябрьская, 3

Архитекторы:

Новая Либеральная синагога: берлинское архитектурное бюро «Кремер и Вольффенштайн»

Еврейский сиротский приют: Фридрих Хайтманн

Сегодня мы перенесёмся с вами на остров Октябрьский, ранее носивший название Ломзе. Тут, на улице Октябрьская, до войны располагались Новая Либеральная синагога Кёнигсберга и Еврейский сиротский приют. Об их истории, трагической судьбе в годы войны и послевоенной жизни я сейчас вам расскажу.

Историческая справка

История евреев в Кёнигсберге началась в 1508 году, когда в город были допущены два еврейских врача: Исаак Май и Михель Абрахам. Еврейская община города тогда была малочисленной по сравнению с аналогичными общинами близлежащих польских и литовских городов. Перед Первой мировой войной в городе было примерно 5 000 евреев.

Еврейская община Кёнигсберга была активным объединением: ко времени прихода к власти нацистов в городе функционировало пять синагог, сиротский дом и дом престарелых, три еврейских кладбища, множество различных еврейских организаций — религиозных, благотворительных, культурных, сионистских.

Но основной поток евреев начал прибывать в 1671 году благодаря либеральной политике прусского великого курфюрста Фридриха Вильгельма I, милостиво пригласившего в Кёнигсберг евреев, угнетаемых в Вене (Австрия). Еврейская община жила довольно скромно, располагаясь на окраине Кёнигсберга, и в дела города особо не вмешивалась. К 1756 году она насчитывала 307 евреев. Первая синагога была построена в 1680 году в Трагхайме — в то время за пределами города.

В 1756 году по разрешению прусского короля Фридриха II в районе Vorstadt (западнее нынешнего Ленинского проспекта) было воздвигнуто здание синагоги, которое сгорело при пожаре 1811 года. Новое здание синагоги построили в 1815 году на этом же месте по адресу Synagogenstraße, 2 (ныне район улицы Краснооктябрьской).

Ортодоксальные иудеи выделились из отличавшейся либерализмом городской общины. Они создали свою общину — «Адат Исраэль» — и построили в 1893 году свою синагогу на Synagogenstraße, 14 (ныне район улицы Краснооктябрьской). Поводом стала установка в ней органа в 1870 году.

Основная община построила в 1894—1896 годах новую и самую большую синагогу города на улице Lindenstraße12—15 (ныне улица Октябрьская), напротив Кафедрального собора. Она получила красивое название — Новая Либеральная синагога Кёнигсберга. А синагога на Synagogenstraße, 2 получила название Старой Либеральной.

Еврейская община Кёнигсберга во времена нацизма

В 1933 году численность еврейского населения Кёнигсберга составляла 3 170 человек, ещё примерно тысяча евреев проживала в провинции. Назначение 30 января 1933 года Гитлера рейхсканцлером стало началом осуществления планов национал-социалистского движения в отношении евреев: ограничение в правах, исключение из общегерманской жизни, экономическое разорение, физическое уничтожение. Это делалось систематически, путём введения законов, распоряжений и предписаний и сопровождалось так называемыми спонтанными акциями, такими как «День бойкота» 1 апреля 1933 года и «Хрустальная ночь» в ноябре 1938-го.

Для значительной части еврейского населения Кёнигсберга этот поворот был неожиданностью, они не были готовы к новой ситуации и надеялись, что всё изменится к лучшему. Через несколько месяцев они осознали серьёзность положения. Большинство членов общины, которые были способны предвидеть ход событий, прежде всего сионисты, приняли правильные решения. Ещё в том же году многие кёнигсбергские евреи эмигрировали, большинство из них — в Палестину, где боролись за создание государства Израиль, были его первостроителями.

Читать еще:  Евреи готовятся к Новому Году

С приходом нацистов к власти начались убийства их политических противников в Кёнигсберге, среди них был Нойман, еврей, управляющий фирмой «Зоммерфельд». Всё, что публично напоминало о евреях, искоренялось: менялись названия улиц и площадей (например, Walter-Simon-Platz переименована в Erich Koch Platz, Synagogenstraße — в Zellerstraße), убирались бюсты и мемориальные доски.

Под давлением обстоятельств многие еврейские коммерсанты в убыток себе продавали товар или ликвидировали с 1933 года свои предприятия. В апреле того же года были уволены евреи-чиновники, евреи-адвокаты; получившие практику послу 1914 года и не участвовавшие в войне лишались её. Немногим позже больничные кассы перестали обращаться к евреям — врачам и дантистам.

В мае 1934 года был закрыт и продан общинный летний дом в Нойхаузер, в июне закрылась еврейская благотворительная столовая. К осени 1933 года большая часть еврейских семей пришла к согласию, что в Кёнигсберге необходимо организовать еврейскую школу. В общине подумывали о продаже здания синагоги «Адат Исраэль». В начале 1935 года общине пришлось прекратить богослужения в районе Хуфен, поскольку зал тамошней гимназии больше не разрешалось использовать для этих целей.

Число еврейских студентов высшей школы сокращалось. «Ариизация» высшей школы вела к увольнению доцентов и профессоров. В течение 1936 года были «ариизированы» магазины и универмаги, и многими из них завладели «партайгеноссен». Работа еврейских магазинов продолжалась и после 1936 года. В феврале 1938 года в Кёнигсберге была ещё 201 еврейская фирма, 38 врачей и 22 адвоката.

9 ноября 1938 года в городе имели место события печально знаменитой «Reichskristallnacht» («Хрустальная ночь»), когда были сожжены все синагоги Кёнигсберга, разгромлен еврейский сиротский приют, а на другой день — дом престарелых. Одновременно начался грабёж еврейской собственности путём так называемых еврейских податей, принудительного отчуждения производственных предприятий и земельных владений, обязательной сдачи предметов из золота, серебра, платины, драгоценных камней и жемчуга. Началось принудительное депонирование ценных бумаг, размещение наличных средств на закрытых счетах. Всё это вводилось с ноября 1938 по февраль 1939 года. Эмиграция, которая давно уже облагалась «имперским налогом с беженцев» и сопровождалась ограничениями на денежные переводы, усложнилась новыми инструкциями о вывозе имущества.

На основании закона от 30 апреля евреи были изгнаны из их жилищ и поселены в общих квартирах в особом квартале. Предписанием от 4 июня 1939 года все евреи Германии, их общины (которые уже с 31 марта 1938 года не являлись официальными учреждениями), а также все еврейские объединения, организации, фонды, растворённые прежде в «Имперском представительстве», были включены в принудительную организацию «Имперское объединение евреев Германии». Община и все еврейские организации Кёнигсберга были подчинены местному филиалу этой организации и поставлены под контроль гестапо.

Общее число жертв среди еврейского населения Кёнигсберга после «Хрустальной ночи» можно только оценить: точной статистики нет. В октябре 1935 года община насчитывала 2 086 человек. Несмотря на эмиграцию, можно с уверенностью утверждать, что не менее 1 000 евреев Кёнигсберга погибли после ноября 1938 года. По данным берлинской еврейской газеты «Der Weg», число депортированных из Кёнигсберга в Терезиенштадт составило 830, из них 40 выжили.

Архитектурное описание здания

Здание Новой синагоги Кёнигсберга было построено в 1894—1896 годах на улице Lindenstraße, 12-15 (ныне улица Октябрьская, 1 «а». Она была крупнейшей в городе и строилась по проекту берлинского архитектурного бюро «Кремер и Вольффенштайн» («Cremer & Wolffenstein»), став примером удачного синтеза готики с мавританскими формами и неоренессансом, достигала в высоту 46 метров и была одной из красивейших во всей Германии.

Проект был выбран в результате конкурса на строительство синагоги на острове Ломзе в 1893 году.

Здание было выстроено из красного клинкерного кирпича особого качества обжига.

По задумке авторов проекта, синагога имела один главный центральный портал с тремя входными воротами и примыкавшими к нему по бокам двумя порталами меньших размеров.

Центральная часть синагоги имела три входных портала и два — по бокам от главного, с отдельным входом в каждом из них.

Центральную часть здания венчала округлая куполообразная крыша со шпилем, на вершине которого располагалась звезда Давида.

По обеим сторонам от главной башни располагались две остроконечные башенки меньших размеров с конусообразной крышей. Лицевой фасад здания украшало большое витражное окно округлой формы, с выложенной внутри него мозаикой звездой Давида.

Внутри синагоги стоял большой орган, свод потолка венчали красивые колонны и ажурные люстры. Весь потолок был украшен лепниной и расписан ликами святых.

По центру зала и обеим его сторонам располагались деревянные скамейки для прихожан. В целом внутреннее убранство синагоги создавало впечатление богатства и роскоши, присущих всем зданиям Кёнигсберга того времени.

Послевоенный период здания

Во время ковровых бомбардировок Кёнигсберга английской авиацией в 1944 году и штурме города в 1945-м году, здание Новой Либеральной синагоги получило серьезные повреждения и в послевоенные годы разобрано на кирпич до основания. Зданию Еврейского сиротского приюта повезло больше — оно почти полностью сохранилось в первозданном виде. В нём долгое время находилось общежитие.

Еврейский сиротский приют

Здание еврейского сиротского приюта с вечерней школой построено в Кёнигсберге на Lindenstraße, 7-10 (ныне улица Октябрьская, 3) в 1903 — 1904 годы по проекту архитектора Фридриха Хайтманна.

В годы Второй мировой войны здание получило существенные повреждение, было восстановлено, от первоначального варианта остались только узнаваемые внешние черты его фасада.

Ныне в здесь находится общежитие.

17 октября 2011 года в Калининграде состоялась торжественная церемония закладки первого камня в фундамент новой синагоги, однако потом её возведение было заморожено из-за того, что на земельном участке был расположен калининградский цирк шапито.

В течение двух лет решались все юридические вопросы передачи земли под строительство.

В 2013 году наконец-то началось строительство на старом немецком фундаменте.

По замыслу архитекторов новая синагога должна стать одной из крупнейших в Российской Федерации и будет рассчитана на две тысячи человек.

Фасад здания в точности повторит свой довоенный облик.

По состоянию на октябрь 2018 года здание синагоги почти полностью готово, остались внутренние работы в самой синагоге и её освящение.

Черепаший фонтан

Черепаший фонтан — это фонтан времен позднего ренессанса в Рионе Сант-Анджело. Его, кстати, можно было назвать Фонтаном Дельфина, так как в нем когда-то были дельфины(как раз на том месте, где сейчас красуются черепахи). Причиной удаления дельфинов со строения этого фонтана послужило низкое давление воды, а черепахи были добавлены, чтобы фонтан казался более объемным. Первоначально построенный как питьевой фонтан, истоки воды которого были проведены одним из первых акведуков Рима (Acqua Vergine), являющегося крупнейшим сооружением римлян, живших в шестом веке!

Надеемся Вам понравилось наше небольшое путешествие в мир Римского гетто, мы будем рады следующей встрече с Вами!

История Еврейского квартала

Античность

В 135 г. н.э., когда римский император Адриан построил город Элия Капитолина на руинах древнего Иерусалима, Десятый легион обустроил свой лагерь на территории, которая сейчас является Еврейским кварталом. Поверх еврейских руин были построены новые сооружения, такие как римская баня.

Османская эпоха

Изначально еврейский квартал был расположен возле Марокканских ворот и Ворот Копония в юго-западной части Западной стены.

Еврейский квартал в начале XX века. Два больших купола на переднем плане — синагога «Хурва» и синагога Тиферет Исраэль, разрушенные в 1948 г. неизвестен, Public Domain

Население квартала не было полностью еврейским – такое правило не было ни желательным для еврейских жителей, ни установленным османскими правителями.

На протяжении османской эпохи большинство домов в квартале арендовались у мусульманских домовладельцев. Это одна из причин роста строительства к западу от города в течение последних лет Османской империи: земля вне городских стен находилась в безусловной собственности владельца (малк) и её было проще приобрести.

Похороны иудейского раввина в Еврейском квартале в 1903 году Graves, C. H. (Carleton H.), Public Domain

Хотя большинство жителей Иерусалима в XIX веке предпочитали проживать вблизи членов своего собственного сообщества, в числе населения Еврейского квартала были мусульмане, а Мусульманского квартала — евреи.

Евреи на развалинах своего дома в Еврейском квартале после землетрясения в 1927 году Ranbar, Public Domain

К концу века многие евреи переселились в Мусульманский квартал из-за чрезвычайной перенаселённости Еврейского квартала.

В 1857 г. обществом Батей Махсе — организацией нидерландских и немецких евреев — был построен одноимённый жилой комплекс.

Иорданский период

В 1948 г., во время Арабо-израильской войны, население Еврейского квартала, состоявшее из примерно 2 000 евреев, было осаждено и принуждено в массовом порядке покинуть квартал. Полковник Абдулла эль-Телль, местный командир иорданского Арабский легион, с которым Мордехай Вайнгартен вёл переговоры об условиях сдачи, описал разрушение Еврейского квартала в своих мемуарах (Каир, 1959 г.):

«. Механизмы планомерного разрушения были приведены в движение . Я знал, что Еврейский квартал был густо населён евреями, которые существенно вмешивались в действия своих бойцов и причиняли им трудности . Поэтому я приступил к обстрелу квартала из миномётов, причиняя беспокойство и разрушения . Уже через четыре дня после нашего входа в Иерусалим Еврейский квартал стал их кладбищем. Над ним царили смерть и разрушение . Когда забрезжил рассвет пятницы, 28 мая 1948 года, Еврейский квартал проступил, содрогаясь, в чёрном облаке – облаке смерти и агонии.»
Цитата из Абдуллы аль-Таля, приведённая Йосефом Текоа (Постоянным представителем Израиля в ООН).

Сообщается, что иорданский командир доложил своему руководству:

«Впервые за 1000 лет в Еврейском квартале не осталось ни одного еврея. Ни одно здание не осталось неповреждённым. Это делает возвращение сюда евреев невозможным.»

Синагога «Хурва», построенная в 1701 г., была взорвана иорданским Арабским легионом. В течение 19 лет иорданского правления была снесена треть зданий Еврейского квартала. Согласно жалобе, поданной Израилем в ООН, в Старом городе были разрушены 34 из 35 еврейских молельных домов. Синагоги были сровнены с землей или разграблены и опустошены, а их помещения использованы в качестве курятников или конюшен.

Читать еще:  Московские кришнаиты зажгут лампады, чтобы остановить экскаваторы

Вейнегартен во время переговоров о сдаче с солдатами Арабского легиона неизвестен, Public Domain

По завершении войны 1948 года, Красный крест разместил палестинских беженцев в обезлюдевшем и частично разрушенном Еврейском квартале. Так возник лагерь беженцев Муаска под управлением Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР), в котором были размещены беженцы из 48 пунктов, ныне на территории Израиля. Со временем в лагере поселились также многие бедные не из числа беженцев. Условия стали небезопасными для проживания, по причине низкого уровня коммунального обслуживания и санитарии.

Иордания планировала превращение квартала в парк, однако ни БАПОР, ни иорданское правительство не желали негативной международной реакции, которая последовала бы в случае, если бы они разрушили старые еврейские дома. В 1964 г. было принято решение перевести беженцев в новый лагерь, сооружённый возле Шуафата. Большинство беженцев отказались переезжать, поскольку это означало бы для них потерю средств к существованию – рынка и туристов – равно как и затруднение для них доступа к святым местам. В конце концов, многие из беженцев были переселены в Шуафат силой в течение 1965 и 1966 годов.

Государство Израиль

Еврейский квартал оставался под иорданской оккупацией вплоть до Шестидневной войны в июне 1967 г., в результате которой его захватил Израиль. В течение первой недели после взятия Старого города квартал Марокканский квартал вместе с 25 своими жилищами был сровнен с землёй, дабы создать площадь у подножия Стены Плача, чтобы обеспечить публичный доступ к ней. Жители квартала были насильно переселены.

В апреле 1968 г. правительство экспроприировало 12,9 газемли, составлявших квартал до 1948 г. В 1969 г. для восстановления разрушенного Еврейского квартала была основана Компания развития Еврейского квартала под покровительством Министерства строительства и жилья.

Мечеть Умара в Еврейском квартале Deror avi, GNU 1.2

Согласно статье Томаса Эбауда в Jerusalem Quarterly, численность арабского населения квартала достигала приблизительно 1000 человек, большинство из которых были беженцами, присвоившими еврейские дома, освободившиеся в 1949 г. Хотя вначале, в 1967 г., многие бежали из квартала, впоследствии они вернулись, после того как Леви Эшколь распорядился, чтобы арабских жителей не изгоняли с этой территории силой. Придя к власти в 1977 г., Менахем Бегин принял решение позволить остаться в еврейском квартале 25 арабским семьям, — в качестве жеста доброй воли, — в то время как остальным семьям, не бежавшим во время Шестидневной войны, была предложена компенсация в обмен на их переселение; однако, большинство отказались.

Улица в Еврейском квартале Иерусалима מיכאל יעקובסון, Green Copyright

В 1978 г. был создан юридический прецедент, когда Верховный суд принял по делу Мохаммеда Буркана решение, в котором постановил, что, хотя Буркан является собственником своего дома, он не может вернуться в него, поскольку территория имеет «особое историческое значение» для еврейского народа.

Квартал был восстановлен в соответствии с традиционными стандартами плотной урбанистической текстуры Старого города. Жители квартала имеют долгосрочные договоры аренды от Земельной администрации Израиля. На 2004 год население квартала составляло 2 348 человек;в нём расположились многие крупные учебные заведения.

Статья подготовлена по материалам: Владимир Цывкин: «Иерусалим и евреи», Pending.
Фото: Deror avi, Copyright.

Как в Петербург стали допускать еврейских купцов и ремесленников и в каких вузах училось много иудейской молодежи

Община, которая строила Большую хоральную синагогу, — это был круг богатых людей, евреев, которые приехали в Петербург во времена Александра II. Он либерализовал еврейское законодательство, хотя на протяжении всей царской истории оно оставалось ограничительным и до 1917 года ту пресловутую черту оседлости так и не отменили.

Если Петр I прорубил окно в Европу, то Александр II распахнул форточку в «черту оседлости». Царь и часть просвещенных чиновников решили интегрировать в социальную и культурную жизнь Российской Империи наиболее продвинутые слои еврейства. К ним относились четыре категории. Это богачи — купцы первой гильдии, которые платили большие налоги. Они получили право жить в Российской Империи повсеместно. Потом — люди с высшим образованием. Так еврейские юноши и девушки хлынули в университеты. Затем — искусные ремесленники. В России бурно развивался капитализм и их не хватало, а среди евреев было много мастеровых. Они стали прибывать в Петербург, который был городом офицеров и чиновников. Даже на уровне департамента Сената обсуждался, например, такой вопрос: кого можно допустить из черты оседлости в Петербург — мастера, который производит уксус, или мастера, который делает галоши? [Власти] боялись, что нахлынет много людей. А последняя, четвертая категория — это как раз еврейские солдаты. Это очень сильно изменило лицо общины в середине XIX века, потому что приехало много богатых и образованных людей: врачи, адвокаты, купцы, банковские деятели, а также представители творческих профессий, люди искусства.

В принципе, в середине XIX века и Невский проспект можно отчасти назвать еврейским. Там жили люди не религиозные, но предприимчивые и активные. На Невском, 15, в доме генерал-губернатора Чичерина, жил знаменитый Абрам Перетц — крупный общественный деятель, поставщик армии и флота. В Петербурге даже ходила такая поговорка: «Где соль, там и Перетц» — потому что он занимался торговлей солью, а кроме того был коммерции советником. Уже в 1920-е годы на Невском проспекте, 46 была еврейская столовая.

Была очень интересная еврейская община на Васильевском острове. Как и в центре Петербурга, там жили творческие люди. Васильевский находится рядом с синагогой и с Адмиралтейским районом, но, с другой стороны, там свой мир. Там было много художников. В Академии художеств в какой-то период была отменена процентная норма (предельно допустимое число обучающихся в вузе евреев — прим. «Бумаги»), которая жестко сдерживала наплыв молодежи в университеты с 1887 по 1917 год. Также не было ограничений на прием иудеев в Консерваторию. В поздние царские времена там училось много молодых людей из черты оседлости.

На Васильевском находился и первый еврейский музей, который открыли до Революции — в 1914 году. Этот музей задумал бывший революционер и один из основателей партии эсеров Семен Акимович Ан-ский, а открывал его еврейский писатель Шолом-Алейхем вместе со своей супругой. Музей появился в здании, спроектированном еврейским архитектором Яковом Гевирцем, а построено оно было богачом Моисеем Акимовичем Гинсбургом.

Под городом: Бейт-Катрос и музей Воль

Сожженный в эпоху разрушения Второго храма, дом семьи коэна Катроса и музей Воль — несколько домов того же времени — находятся на улице Тифэрет Исраэль, рядом с одноименной синагогой. Сходите в это место: вас ждут потрясающие археологические находки и любопытные мозаики. И так легко представить, что буквально вчера там жили люди. Сохранились сосуды с остатками благовоний. Не парфюм жены священнослужителя, а благовония для Храма!

Спитафидлс ( Spitalfields)

Неподалеку от бывшей оборонительной стены Лондона находится еще одна историческая достопримечательность — Синагога Сэндис-Роу, построенная французскими гугенотами-беженцами в 1766 году. Изначально это была общинная церковь L’Eglise de l’Artillerie, которая переходила то к баптистам, то к Салемской капелле, пока в середине XIX века здание не было куплено еврейским обществом «Хеврат Менахем Авалим Хесед ве-Эмет» (евр.: «Утешители доброты и истины для скорбящих»). Все его члены были ашкеназийскими евреями, которые занимались изготовлением сигар, огранкой алмазов и торговлей фруктами. Мирному быту мешали официальные лица уже существующих синагог, которые активно призывали рабочих-иммигрантов присоединиться к ним. Евреям лондонского Ист-Энда хватило смелости отказаться от щедрого предложения, по крупицам собрать нужную сумму и сделать ремонт в своей независимой синагоге. К 1881 году Сэндис-Роу гордилась самым большим собранием евреев, в котором насчитывалось более 460 семей и взрослых мужчин. Сегодня синагога Сэндис-Роу — последнее сохранившееся еврейское место поклонения в Спиталфилдс. С 2017 года здесь проводятся дневные молитвы в будние дни, субботние богослужения — каждые две недели, а также еврейские фестивали и экскурсии по историческому зданию.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите CTRL + ENTER

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector