1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Армянская церковь в Адлере

Армянская церковь в Адлере

Координаты: N 43° 25’ 12,7142″; E 39° 55’ 18,9646″

Недалеко от живописного, уютного сквера имени декабриста Александра Александровича Бестужева-Мерлинского, погибшего здесь в июне 1837, во время штурма мыса Адлер, расположился Собор Святого Саркиса (арм. Սուրբ Սարգիս, Сурб Саркис) — это армянская церковь.

Кафедральный собор Северо-Кавказской епархии Армянской апостольской церкви (армянская церковь в Адлере) находится на одноименной улице А.А.Бестужева дом номер 22 в нескольких шагах от администрации, площади Воинской славы, исторического музея.

История армянской церкви в Адлере

Главой Ново — Нахичеванской и Российской Епархии Архиепископом Тираном Курегяном был заложен первый камень в мае 1993 года. Армянская церковь построена по проекту архитектора Ованеса Мнацакановича Задикяна.

Собор строился в 1993 — 1998 годы. 10 мая 1998 году прошло первое богослужение.

Люди собирали деньги, добровольно вносили взносы и жертвовали на возведение Собора в трудные девяностые годы. В 1993 году во время войны (1992 — 1993) из Абхазии бежали тысячи армян. В Собор приходила и распределялась гуманитарная помощь, Сочинские армяне содействовали в подборе временного жилья беженцам. Медицинские работники, оказывали первую медпомощь. В 2003 году на одиннадцатом Международном фестивале «Зодчество-2003″ проект О. М. Задикяна Сурб Саркис награжден почетным знаком.

Архитектурные особенности

Здание армянской церкви желто песочного цвета, состоит из нескольких блоков, в аскетично кубической формы. Треугольные окна и конусообразная крыша, подчеркивает четкость линий. Снаружи крестно-купольное строение, включает детали православия. Непривычная архитектура, самобытная красота завораживает внимание прохожих. Здание построено из шлакоблоков в неоармянском стиле культовых сооружений. Внутренняя часть храма выполнена с особой строгостью, четкость линий, убранство лаконично делают собор еще привлекательнее. Отделка помещения выполнена красно-коричневых тонах — смотрится очень парадно, при этом отдельные детали в соборе создают атмосферу уюта. Вечерняя подсветка церкви Святого Саркиса делают его более величественным и светлым. Дворик церкви просторный, ухоженный с зелеными лужайками.

На территории армянской церкви в Адлере находится:

  • две Хачкары — каменные стелы с резным изображением креста;
  • мемориальная плита, памяти погибших в авиакатастрофе в 2006-м году.
Современность

Ныне утреннее и вечернее богослужение сопровождается звоном колоколов. Звон колоколов несет с собой радость и спокойствие. Храм популярен для посещения семьями, российскими и иностранными туристами. Здесь часто проводят армянские свадьбы с южным колоритом. Ярко и самобытно проходят в Соборе канонические торжественные праздники.

Собор Святого Саркиса


Координаты Собора Святого Саркиса в Адлере

Адрес: г.Сочи, Адлерский район, ул. Бестужева, 22; тел.+7(862)240-11-86

Часы работы:

Понедельник-воскресенье с 8:00 до 18:00, вход-свободный.

Святыни Иерусалима

Всегда Армянская церковь в Иерусалиме активно участвовала в главных мероприятиях, которые устраивала Иерусалимская церковь. Даже когда некоторые привилегии и права после процесса разделения патриархатов были утрачены, Армянская патриархия имеет право на собственность некоторых основных Святынь на Святой Земле. К ним относятся Храм Рождества в Вифлееме и Храм Воскресения Христова в Иерусалиме.

Храм Воскресения был основан в IV веке Константином — Римским императором. В строительстве Храма участвовала Римская католическая церковь, Армянская Апостольская церковь и греческая православная. Причем Армянская церковь занималась строительством с момента основания Храма, когда Константин собственноручно пожаловал Трдату III Великому — царю Армении (287-330 гг.) — часть Голгофы. По этой причине Храм делится на три, практически равные, части между тремя конфессиями.

Долгое время между 3-мя церквями существовали конфликты, возникающие на почве имущественных и статусных притязаний на свою часть Храма, так как каждая из конфессий считала себя законным его владельцем и пыталась ограничить права своих «соперников». Чтобы завершить конфликты между конфессиями, в 1852 году было принято правовое положение Статус-кво, в котором были зафиксированы имущественные и богослужебные права всех Иерусалимских патриархатов.

Армения считается первым государством, которое приняло христианство. Это произошло в 301 году, когда Трдат III принял крещение, а затем приказал окрестить и своих подданных. Вскоре Армянская церковь создала свою колонию на Сионской горе святого города. Через три столетия в Иерусалиме образовался целый квартал.

filaretuos

Друзья и враги

Почему Армянскую Церковь именуют Апостольской и Григорианской?

Армянская Апостольская Церковь является одной из древнейших христианских Церквей.

Христианство появилось в Армении во II-III в. , став в начале IV в. (301 г. ) государственной религией.

Армянская Церковь именуется Апостольской потому, что два апостола из 12 учеников Христовых принесли в Армению Христову веру. По преданию, еще в I в. Апостолы Фаддей и Варфоломей прибыли в Армению и проповедовали там христианство. Тогда же в Армении зародились и первые христианские общины, которые распространились во II-III вв.

Апостола Варфоломея распяли вниз головой, но он продолжал свою проповедь, тогда его сняли с креста, сняли кожу, а затем обезглавили. Это произошло на территории нынешней столицы Азербайджана, город Баку, на месте Девичей Башни. Ранее на месте Башни стояла христианская Церковь.

Сейчас небольшой ковчег с мощами апостола Варфоломея находится в Кафедральном Православном соборе Святых жён Мироносец в Баку . Но оснавная часть мощей покоится в Итальянском городе Беневенто.
Мощи святого апостола Фаддея покоятся в главном соборе Армении в Армянской Церкви.

Христиане часто подвергались гонениям, так как армяне в те времена исповедовали преимущественно многобожие, тяготеющее в какой-то степени к эллино-римскому политеизму.

Григорианской Церковь называется благодаря проповедям святителя Григория Просветителя (302-326) — по имени которого Армянская Апостольская Церковь часто именуется Армяно-Григорианской v армянский царь Тиридат III (287-330) принимает со своей семьей крещение. В 301 г. христианство провозглашается официальной государственной религией.

Григорий Просветитель армянами признаётся за первого Патриарха Армении.

Предание повествует о том, что св. Григорию было видение: Христос в нимбе нисходит с небес и золотым молотом указывает место, где должна быть воздвигнута первая армянская церковь .

Именно поэтому построенный здесь храм, ставший кафедральным, был назван Эчмиадзином, что на армянском языке означает «Сошел Единородный«, то есть Иисус Христос .

На этом же месте, где построен собор, Григорий Просветитель несколько лет находился хаключённым пленником в яме.

Честно говоря в Армении три Эчмиадзина: уже знакомый нам город, кафедральный собор и сложившийся вокруг него монастырь. На территории последнего находится резиденция Католикоса — главы Армянской церкви . Для армян Эчмиадзин — центр притяжения, если не мироздания. Побывать здесь обязан каждый армянин, как бы далеко от родины он ни жил, где бы ни родился. Католикос Всех Армян Гарегин II: » Святой Эчмиадзин не только армянская, но и всемирная святыня. Мы рады отметить, что главы братских церквей регулярно посещают святой Эчмиадзин, и совместно мы возносим молитву Господу нашему, прося мир для мира и братства для народов. Чада других Церквей посещают первопрестольный град для того, чтобы приобщиться к нашей истории, церкви и традициям «.

Читать еще:  Многим намерениям Папы не суждено осуществиться

Впечатление паломника: —
Очень красивое, просто потрясающее место. Такое тихое, умиротворенное. Стоит попасть на службу — там очень красивое мужское хоровое пение. Внутри достаточно интересный музей — реликвии, кусочек нового ковчега, копье. Много хачкаров. Территория с какой-то потрясающей атмосферой. Ехать, кстати, не очень далеко от Еревана

Армянская церковь — близка к православной, но влияние католицизма в ней очень заметно . Например, стены в армянских храмах украшают не иконы, а картины. Службу сопровождает орган. Заимствованы у католиков и некоторые элементы церковного облачения. Одежду для священников шьют в мастерской при Эчмиадзине. Конические клобуки характерны только Армянской Церкви.

Женщины как правило в храмах могут пребывать голой головой. Крестятся армяне слева направо, как католики, но тремя перстами, как православные. Потом прикладывают руку к груди — так больше не делает никто. Армянская церковь наряду с коптской, эфиопской и сирийской относится к числу древневосточных ортодоксальных церквей. Поэтому порядок служения в них ближе к православному.

Католикос Всех Армян, Гарегин II: » С 1962 г. Армянская Церковь состоит во Всемирном Совете Церквей и поддерживает связи с другими братскими церквями. Однако более близкие отношения у нас с Русской Православной церковью. Отношения эти отражают теплые отношения между нашими народами и государствами. В смысле богословия наша Церковь, как восточная ортодоксальная, гораздо ближе к семье православных церквей «.

При всей схожести между Армянской апостольской и Русской Православной церквями имеются существенные отличия. Они касаются догматики, особенностей богослужения и обрядов. Армяне, например, по большим праздникам приносят в жертву бычка, барана или петуха . Многие таинства в этих двух церквях совершаются по-разному.

Обряд Крещения младенца совершается троекратным погружением в освященную воду, а когда холодно, омовением лица и частей тела. Все это сопровождается словами: » Сей раб Божий , пришедший от младенчества к крещению, крестится во имя Отца и Сына и Святого Духа… » У армян есть только крестные отцы, крестных матерей нет. Одновременно с крещением совершается миропомазание, по-армянски «дрошм», «печать». Для каждой части тела — своя молитва. К примеру, помазание ног сопровождается такими словами: » Печать сия Божественная да исправит шествие твое в Жизнь Вечную «. В Армянской Церкви Крещение всегда совершается только над одним ребёнком, а не массово и каждому крещаемому уделяется примерно час время.

В Армянской церкви еще со времен Георгия Просветителя практикуются жертвоприношения , матах. Обычно в жертву приносят животных. Родился ребенок — обязательно сходи в церковь и попроси священника провести обряд. Если кто-либо из родственников умирает, то матах совершают за упокой души. В Эчмиадзине при церкви Святой Гаянэ имеется специальное помещение, где мясник закалывает жертвенных баранов и бычков. Другие христианские церкви считают матах пережитком язычества. Армяне с этим не согласны. Ведь мясо достается бедным, а кто как не Христос заповедовал любить ближнего.

Участие в обряде священнослужителя ограничено исключительно освящением соли, с которой приготовляется матах. Животное приводить в церковь запрещено, а потому оно режется жертвователем дома ..

Венчаться по армянским законам можно, если невесте исполнилось 16, а жениху -18 .

Армения не раз теряла государственность. Поэтому церковь для армян — символ единения. Причем не только духовного. В храм приходят чтобы помолиться, поставить свечку, а заодно пообщаться с друзьями . В позапрошлом году в Эчмиадзин съехались тысячи людей со всей страны, сотни представителей армянской диаспоры.

Раз в семь лет тут проводится обряд мироосвящения . Миро — особенный состав из благовонных веществ для священного помазания. В Армении его делают из оливкового масла, к которому добавляют специальный бальзам и 40 видов различных ароматических смесей. Компоненты варят отдельно, затем смешивают и освящают. В церемонии кроме Католикоса участвуют 12 армянских епископов. Приезжают представители Апостольской церкви из Константинополя, Иерусалима и Бейрута. Они по очереди заливают в котел ингредиенты и обязательно старое миро, оставшееся от прошлой церемонии. Считается, что в нем осталось немного масла, освященного еще самим Христом. Затем Католикос погружает в котел копье, якобы то самое, которым римский сотник Лонгин пронзил грудь Спасителя и прекратил Его страдания. Мешают миро Дланью Георгия Просветителя. Так называют раку, в которой хранятся мощи (рука) первого Католикоса Армении .

В 2001 г. Папа Римский Иоанн Павел II привез в Армению мощи первого армянского Католикоса. Пятьсот лет мощи Святого Григория Просветителя хранились в Неаполе, а сейчас находятся в кафедральном соборе Эчмиадзина . Помимо Святого копья и мощей в Эчмиадзине хранится много других святынь, почитаемых во всем христианском мире. Многие из них вывезены из Турции после резни 1915 г.

Самые драгоценные: фрагмент Ноева Ковчега — коленная чашечка Иоанна Крестителя, частица Древа Креста, на котором был распят Иисус, наконец, фрагмент тернового венца Спасителя .

В домашней молитве чаще использовался Крест. Это связано с тем, что икона должна быть непременно освящена рукою епископа святым миром , а потому она является скорее храмовой святыней, нежели непременным атрибутом домашней молитвы.

Трисвятое в Армянской Церкви каждый праздник разное. Так по воскресным дням поют: « Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, Воскрес из мертвых, помилуй нас », в Вознесения вместо «Воскрес из мертвых» добавляют «. Что вознёсся во славе ко Отцу, Помилуй нас «.

Проскомидию разрешено делать как на квасном, так и на пресном хлебе. В вино воду не добавляют . Освящённый евхаристический хлеб (Тело) погружается священником в Чашу с освящённым вином (Кровью) и, преломлённый пальцами на части, подаётся причащающимся .

Описание

Собор расположен в центре города, находящегося на вершине плато. По архитектуре Казанчецоц напоминает Кафедральный собор Эчмиадзина. [1]

Церковь

Церковь представляет собой залу размерами 34,7×23×35 м. Фасадные части ее облицованы отесанными плитами из местного известняка светло-кремового оттенка.

В центре сооружения расположен купол, опирающийся на четыре пилона. В зале имеются окна размером 1×5 м.

Читать еще:  Власти королевства Бутан притесняют христиан

Имеет три одинаковых входа с красивыми трехарочными полукруглыми в плане портиками: с запада, юга и севера. Над серединными арками портиков открывается по одному крестообразному окну. Парадные входы завершаются круглыми вставками-монолитами, покрытыми рельефами.

В церкви имеется множество надписей в память о горожанах, жертвовавших на ее постройку. [1]

Колокольня

Колокольня расположена в нескольких метрах к западу от церкви, представляет собой трехэтажное сооружение. В верхних углах первого этажа были установлены четыре скульптуры, изображающие людей, «. которые с грозным видом дуют в трубы». Однако, эти статуи были разрушены во время Карабахской войны, когда город находился под контролем азербайджанцев, и в настоящее время на их месте находятся воссозданные копии. Одна из этих скульптур изображена на гербе Шуши.

Прекрасным образцом каменной резьбы является орнаментированный пояс колокольни.

Чем интересна Церковь Святой Рипсиме?

Сейчас отреставрированная церковь, как и 100 лет назад, снова блещет новизной, как только после постройки, и неповторимой, ни с чем несравнимой красотой. Особое очарование этой достопримечательности Ялты придает традиционный армянский стиль архитектуры, остающийся неизменным на протяжении полутора тысяч лет. Благодаря же архитектору Тер-Микеляну, спроектировавшему ее по эскизам собора, разрушенного в XII веке и сумевшего удивительным образом передать дух той далекой эпохи, впитавшая черты средневековой постройки, она и сама кажется настолько древней.

Каждая деталь богатой отделки выполнена с особой тщательностью и мастерством, благодаря чему выдержан тот несравненный стиль, строгий и вместе с тем изящный и одухотворенный, придающий храму особый колорит. Все это стало возможным благодаря вулканическому туфу, послужившему строительным материалом, мягкому и легко поддающемуся обработке, во многом облегчившему задачу зодчим, украсившими святыню дивными элементами декора. Данное обстоятельство позволило добиться такой симметричности и четкости линий, получившихся идеальными, представляя то, к чему так стремился щедрый магнат.

Внутренне убранство столь же прекрасно и роскошно, как и внешнее, главным образом благодаря купольным и настенным росписям великого армянского художника Вардгеса Суренянца. Он занимался оформлением и отделкой с момента возведения, посвятив ему последние годы своей жизни. Прекрасные фрески, полные жизни и энергии, наполненные невыразимым смыслом, очаровывают красой, это как раз тот случай, когда говорят – человек вложил в них всю душу. И неудивительно, что армянская церковь в Ялте имеет сейчас статус важной памятки, собирая настолько однозначные отзывы.

Как геноцид отразился на армянской культуре

Геноцид начался в Стамбуле, центре армянской культуры того времени, где одновременно были арестованы более 600 представителей армянской интеллигенции и духовенства — писатели, ученые, чиновники, спортсмены, входившие в элиту империи.

На протяжении всего XX века уничтожались памятники армянской архитектуры, в том числе монастыри со скрипториями. Благодаря переводам армянских монахов до нас дошли многие произведения не только средневековых, но и античных авторов, греческие оригиналы сочинений которых были утрачены. Армянские переводы Аристотеля и Платона считаются одними из самых близких к оригиналу. Дошедшие до нас памятники — малая часть того, что хранилось в уничтоженных монастырях.

В ходе геноцида принадлежавшие армянской общине здания, произведения искусства и манускрипты конфисковывались и уничтожались. Согласно опубликованному Иерусалимским патриархатом Армянской апостольской церкви в 1914 году реестру, в Османской империи насчитывалось более 2549 армянских храмов. К 1923 году их осталось 913. В 1974 году ЮНЕСКО констатировало, что от 464 из них не осталось и следа, 252 находятся в руинах и лишь 197 возможно реставрировать. На 2011 год в Турции функционировали 34 армянские церкви.

Борьба с армянской топонимикой на востоке Турции началась еще в 1880 году, когда название области Армения было запрещено и заменено на Анатолию или Курдистан. Изменение географических названий продолжалось весь XX век. Лингвист Севан Нисаян, автор фундаментального этимологического словаря современного турецкого языка, насчитал до 3,6 тысячи измененных армянских топонимов. В 2005 году указом турецкого Министерства окружающей среды и лесного хозяйства были изменены латинские название нескольких видов животных, например, косуля Capreolus capreolus armenius стала называться Capreolus capreolus capreolus. В 1934-м в Турции был издан закон о фамилиях, согласно которому регистрация документов на фамилии с окончаниями -ян и рядом других окончаний запрещалась, они должны были быть заменены на окончания -оглу.

Армянские беженцы. Место съемки не установлено

«Символично, что условной датой начала геноцида считается 24 апреля 1915 года, когда в Константинополе были арестованы более 600 представителей армянской интеллигенции и духовенства. Уничтожение началось именно с цвета нации. Но если, как и холокост, геноцид как физическое уничтожение имел начало и конец, его результатом стало истребление армян на территориях исторической Армении, то уничтожение духовных ценностей продолжается до сих пор. На опустевших землях, в опустошенных кварталах Трапезунда, Муша, Вана, Смирны и Севастии продолжалось уничтожение памяти, культурный геноцид. Имела место чудовищная попытка истребить меморативные следы целого народа, начиная с топонимики и заканчивая, так сказать, архитектоникой. Уничтожены были фантастические культурные ценности, в том числе храмы, монастыри, скриптории и рукописи. имеющие значимость на уровне всей человеческой цивилизации. На протяжении XX века те армянские храмы, которые не были сразу уничтожены, использовались как мечети, как склады и как учебные цели для турецкой артиллерии. Я бы называл это войной против человечества как такового— уничтожаются следы присутствия человека на земле, упраздняется память.

Некоторые исследователи ставят этот культурный геноцид в один ряд, начинающийся с уничтожения конкистадорами Кортеса культуры ацтеков до ковровых бомбардировок Дрездена, но если Фраэункирхе в Дрездене была восстановлена, то в Турции на уровне государства все не просто отрицается, а продолжается. Представитель Венской школы искусствознания Йозеф Стржиговский в работе «Архитектура армян и Европа», изданной в 1918 году после экспедиции по исторической Армении, выводил готику из армянской архитектуры. И чисто хронологически некоторые элементы готики, например, стрельчатая арка, впервые прослеживаются именно в армянской храмовой архитектуре. На исторической территории Армении, бывшей пограничной, самой восточной провинцией Римской и затем Византийской империи, всегда проходил цивилизационный рубеж христианского, европейского мира. Ранняя работа того же Стржиговского называется «Orient oder Rom?» («Восток или Рим?»). Он еще мог задаваться этим вопросом, как мог и изучать памятники древнеармянской культуры, от которых до наших дней почти ничего не дошло, да и от Востока не осталось — христианского, ближайшего для Европы Востока не осталось. И вопрос или — или уже не стоит. Хорошо, что это понимает Рим, в том числе в лице папы Франциска. Следует твердо верить, что память невозможно уничтожить».

Читать еще:  Почему 'Ника строй' лучше других строительных магазинов.

Армянские беженцы. Место съемки не установлено

Скрытая церковь Армении # 2 Каптаванк

Это одна из неизвестных армянских церквей. Каптаванк — церковь 11-12 века в провинции Тавуш, расположенная к юго-западу от деревни Чинчин. Церковь находится в самом сердце Тавушских лесов на открытой местности.

Это куполообразное здание, которое имеет прямоугольную форму снаружи, в то время как оно имеет крестообразный стиль изнутри. Каптаванк сделан из сырого камня, который имеет синий оттенок. И вот отсюда происходит название церкви. Слово «Каптаванк» в переводе с армянского означает «голубой монастырь».

Церковь Святых апостолов

Церковь Святых апостолов, возведенная в Х веке, стоит у подножья Карской крепости. Это единственная сохранившаяся в Карсе армянская церковь.

Собор был построен предположительно в 932-937 гг. Это был Кафедральный собор для царя Аббаса I из династии Багратидов, в связи с тем, что он перенес свою столицу в Карс. Однако в 1579 году турки преобразовали храм в мечеть и дали название Кюмбет-Джами. После завоевания Карса русской армией с 1877 по 1919 год сооружение использовалось как храм Русской православной церкви. С приходом в город турок здание долгое время использовалось в качестве склада для хранения бензина. В 1970 году здесь открыли музей, а с 1998 года — снова мечеть.

Снаружи превращение церкви в мечеть заключалось в замене креста на полумесяц и установке громкоговорителя у основания купола. Всё остальное – как и было: и ажурные кресты, вырезанные в стенах, и фигуры двенадцати апостолов на куполе, но нигде не видны армянские письмена, характерные для армянских соборов эпохи Багратидов – они, скорее всего, были уничтожены турками.

Степанакерт (Ханкенди)

Столица Карабаха выглядит опрятнее Еревана — сразу видно, куда вкладываются армянские деньги

Столица Нагорного Карабаха — Степанакерт. Село на месте современного города появилось в V веке нашей эры. За свою историю оно поменяло немало названий: Вараракн, Ханабах, Ханкенди. Вскоре после образования СССР в составе Азербайджанской ССР была создана Нагорно-Карабахская автономная область — село Ханкенди было объявлено ее столицей, преобразовано в город и переименовано в Степанакерт — в честь Степана Шаумяна, главы кавказских большевиков.

Сердце Степанакерта — площадь Возрождения. В советские времена она, как можно догадаться, носила имя Ленина. В аккуратном здании с башенкой, стилизованной под купол типичного армянского храма, заседает парламент. Карабахцы всеми силами пытаются создать атмосферу мирной жизни. Большие пространства, отреставрированные здания, вымытые до блеска тротуары — в центре Степанакерта думать про войну совсем не хочется. От площади Возрождения вниз тянется Аллея влюбленных. За ней — стадион на 15 тысяч зрителей. К слову, население Степанакерта — немногим более 50 тысяч человек. Степанакерт — аккуратен и опрятен. Он выглядит даже опрятнее Еревана, сразу видно, куда в основном вкладываются в настоящее время армянские деньги.

На улице к нам подходит местная женщина и предлагает ночлег. Мы принимаем приглашение. Наш кров на сегодня — уютная комната на втором этаже в потрепанном частном особняке неподалеку от центра. Добрая половина ночи проходит за душевными разговорами с хозяевами. Говорим про войну, про политику, про текущую ситуацию в стране. Пьем чай с домашним вареньем и медом.

В соседнем доме живет бывший президент Нагорного Карабаха — там все как полагается: высокий забор, тонированные джипы у ворот, куча охраны. У нас в комнате — скрипучие полы, старый телевизор и ковер на стене. Все очень душевно.

Один из символов Нагорного Карабаха — монумент «Мы, наши горы». Карабахцы называют его «Дедушка с бабушкой».

Миллионер Айрапетян решил устроить здесь небольшой рай.

В пятидесяти километрах к северу от Степанакерта расположено небольшое село Ванк — оазис благополучия посреди небогатого Нагорного Карабаха.

Это село не похоже ни на одно другое ни в Арцахе, ни в Армении: в Ванк из Степанакерта ведет прекрасная дорога, здесь есть современная школа с бассейном, новый детский сад, больница, хорошая гостиница и даже мини-зоопарк, восстановлено несколько предприятий, так что местные жители обеспечены работой.

Секрет благополучия прост: Ванк — родина армянского миллионера и мецената Левона Айрапетяна, который решил устроить здесь небольшой рай и взял село на содержание. Он даже платит из своих средств пенсии местным старикам и семьям карабахцев, потерявшим кормильцев во время войны с Азербайджаном.

На его же средства был восстановлен расположенный неподалеку от села монастырь Гандазасар, сильно пострадавший во время карабахской войны. Теперь это — одна из главных официальных достопримечательностей Нагорного Карабаха. Кстати, в Нагорный Карабах приезжает более 15 тысяч туристов в год.

Монастырь был построен в XIII веке на месте более древней обители. Согласно легенде, в местной усыпальнице захоронена отрубленная Иродом голова Иоанна Крестителя, привезенная сюда после одного из крестовых походов.

Гандзасар переводится с армянского как «гора с сокровищами»: когда-то неподалеку располагались серебряные рудники. Сегодня здесь проживает несколько монахов. Коньяк «Гандзасар» — тоже родом отсюда.

Монастырь Дадиванк назван в честь проповедника Святого Дади, могила которого, согласно преданию, находится на этом месте. Второе название монастыря — Хутаванк. Дословный перевод с армянского — «монастырь на холме».

Так же, как и Гандзасар, Дадиванк в современном виде появился в XIII веке. Согласно некоторым предположениям, первая церковь на этом месте была построена еще в IV веке, сразу после того как Армения объявила христианство государственной религией.

Только в отличие от Гандзасара посетителей в Дадиванке практически не бывает. Монастырь находится на самой окраине Нагорного Карабаха, дороги здесь исключительно грунтовые, причем далеко не самого лучшего качества.

Дадиванк красив и интересен. Особо хороша царящая в нем атмосфера легкой запущенности — есть в ней что-то таинственное и умиротворяющее. Впечатляет гораздо сильнее Гандзасара.

Неподалеку от Дадиванка начинается подъем на Зодский перевал — через него ведет альтернативная «неофициальная» дорога, соединяющая Нагорный Карабах с Арменией. Неофициальная — потому что используется военными, а они очень не любят, когда по ней ездят иностранные туристы. Если договориться на посту не удастся — придется возвращаться более ста километров в Степанакерт.

Дорога непроста — извилистый глинистый серпантин, взбирающийся на высоту в 2366 метров. Случись дождь или снег — дорога превращается в экстремальный аттракцион. Здесь постоянно кто-нибудь гибнет, срываясь в пропасть, поэтому местные рекомендуют проходить перевал летом в светлое время суток в хорошую погоду.

Карабахские боги — на нашей стороне: мы беспрепятственно покидаем Нагорный Карабах.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector