3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Их нравы»: как Мустафа Кемаль стал Ататюрком по рекомендации армянина

С подписанием Лозаннского мирного договора были определены современные границы Турецкого государства. Когда внешние волнения более-менее улеглись, настала пора обратить пристальное внимание на внутреннее устройство новообразованной Турции. Споры о форме устройства продолжались параллельно с национально-освободительной войной и велись между сторонниками конституционной монархии и республики. Хотя из речей самого Мустафы Кемаля и следовало, что между этими двумя формами особой разницы нет, сам он больше склонялся к республиканской модели.

Не исключено, что эти речи произносились для того, чтобы как-то подготовить национальное собрание к объявлению республики. После всех внутрипарламентских перипетий, споров, изменения конституции 1921 года и окончания подготовительных процессов 29 октября 1923 года в 20:30 по местному времени депутатами Великого национального собрания (ВНСТ) была объявлена Турецкая Республика. С тех пор эта дата отмечается как День республики.

Ататюрк выходит из здания парламента. Фото wikipedia.org

Затем Мустафа Кемаль паша, который на тот момент был депутатом от провинции Бала, что находится в 73 километрах от Анкары, единогласно избирается президентом новой республики. На этот пост он переизбирался еще три раза подряд. Став президентом, Мустафа Кемаль паша проводит целый комплекс коренных преобразований и реформ, которые впоследствии получат название «революций», а сам инициатор этих изменений именовал их «доведением Турции до уровня современных цивилизаций». Самыми революционными среди нововведений оказались следующие законы:

  1. Закон о всеобщем народном образовании. В его рамках были закрыты абсолютно все медресе, а все школы были собраны под крылом Министерства народного образования. Каждый получал доступ к обязательному и бесплатному светскому начальному образованию.
  2. Закон о переходе на европейскую систему мер и весов заметно облегчил ведение международной торговли.
  3. Изменение календаря с мусульманского лунного на григорианский, а также введение 24 часов в сутках тоже способствовало облегчению международных контактов и было нацелено на интеграцию в европейское цивилизационное поле.
  4. Принятие нового Гражданского кодекса по образцу швейцарского фактически отменяло действие законов шариата. Был оформлен некий переход с религиозных норм на светские. Согласно новому кодексу, позволялось иметь всего одну жену, обеспечивалось равноправие в вопросах наследования и многое другое.
  5. Предоставление женщинам избирательного права на муниципальных и парламентских выборах способствовало дальнейшей эмансипации женщин. Однако здесь стоит отметить, что несмотря на то, что практически все приверженцы кемализма являются ярыми и истинными сторонниками феминизма, положение женщин в Османской империи, а также в республиканской Турции выгодно отличалось от того, что на тот момент происходило в Европе. То есть в Турции не было движения суфражисток — для этого не было никаких оснований, а самыми ярыми феминистами были мужчины.
  6. Переход на латиницу оформил окончательные цивилизационные предпочтения новообразованного государства.
  7. Принятие закона о фамилиях, согласно которому Мустафа Кемаль получил фамилию Ататюрк. Существует несколько версий того, кто придумал эту фамилию. По одной из них, это дело рук известного османского лингвиста армянского происхождения Агопа Мартаяна — первого председателя Турецкого лингвистического общества (основанного Ататюрком в 1932 году), который, кстати говоря, по новому закону сменил свою фамилию на поэтическую Дильачар, что можно перевести как «открывающий язык».

Переход на латиницу оформил окончательные цивилизационные предпочтения новообразованного государства. Фото tccb.gov.tr

История медресе

Медресе имеют долгую и богатую историю. После рождения ислама в седьмом веке мусульмане, которые хотели получить религиозное образование, вступали в кружки обучения в мечетях, где преподаватели давали инструкции.

В течение следующих 400 лет в государственных и частных библиотеках встречались дополнительные учебные центры, основанные и наделенные правителями, высокопоставленными чиновниками и состоятельными членами общества. Это были ранние формы медресе.

К 11-му веку медресе были устоявшимися независимыми учебными центрами с некоторыми характеристиками, которые они сохраняют сегодня. У них были постоянные здания, оплачиваемый персонал и резиденты с жилыми помещениями и стипендиями. Студентам предоставили комнату и питание, и они получили бесплатное образование.

Медресе обычно преподавали вычисления, грамматику, поэзию, историю и, прежде всего, Коран и священный закон. На более высоком уровне они преподавали литературные предметы и арифметику. Несмотря на то, что особое внимание уделялось запоминанию текстов, личное обучение, лекции и подражание учителю учащимися также считались решающими для минимизации ошибок в религиозном понимании.

Эти школы быстро распространяются. В средние века, когда менее 5 процентов жителей Запада учились читать и писать, тысячи медресе распространяли грамотность на Россию, Монголию, Китайские равнины, Индию и Малайский архипелаг.

В течение 19 и 20 веков христианские миссионеры и колониальные правители, такие как британцы, открывали школы, основанные на западной модели образования, и предлагали курсы английского языка, науки и техники.

По мере модернизации экономики мусульмане, которые продолжали выбирать медресе среди других школ, обнаружили, что им не хватает подготовки, необходимой для хорошо оплачиваемой работы. Их социально-экономическая мобильность пострадала. Тем не менее, многие медресе отказались включать нерелигиозные предметы в свои учебные планы. В результате двойная система обучения стала нормой: одна исламоцентричная, другая западная.

Что происходит в Пакистане?

Экономика Пакистана находится в упадке, и самой большой проблемой правительства стал бюджет, столкнувшийся с серьезным кризисом платежного баланса. В течение первых восьми месяцев 2020 года Имран Хан нанес визиты давним союзникам Карачи — Китаю, Саудовской Аравии, Объединенным Арабским Эмиратам и Катару, получив 9 млрд долларов кредитов для поддержки экономики страны. Но экономические проблемы остаются — экономический рост продолжает замедляться, рупия резко падает, а инфляция выросла выше 10%.

К тому же в последнее время появились слухи о появлении внутри всемогущей пакистанской армии некой группировки, которая не прочь отодвинуть премьер-министра в сторону. Встреча главнокомандующего армии Пакистана генерала Камара Джаведа Баджвы с крупными бизнесменами без участия Хана, а также неподтвержденные сообщения об отмене отпуска для печально известной 111-й пехотной бригады (с 1977 года лояльность 111-й бригады имела решающее значение для последующих военных режимов), подстегнули слухи о том, что в Пакистане готовится очередной переворот.

Нормативная база по вопросам образования

Действующее национальное законодательство в области образования представлено следующими документами: Конституцией страны (1973), Указом о создании и функционировании частных институтов (1984г.), Законом о начальном образовании (2001г.), Законом об обязательном образовании (2008г.), а также различными законодательными и нормативными актами, разработанными в целях реализации положений конституции и основных законов.

Полномочные органы управления образованием

Полномочным органом управления образованием в Пакистане является Федеральное министерство образования. Полномочиями управления и контроля в среднем образовании наделены Федеральное ведомство среднего и промежуточного образования ( Federal Board of Intermediate and Secondary Education ), Внутриведомственный совет председателей ( Inter Board Committee of Chairmen ). Высшее образование находится под юрисдикцией Министерства образования, подготовки и стандартов высшего образования ( Ministry of Education , Trainings & Standards in Higher Education ), которое в 2013г. было преобразовано из Министерства профессиональной и технической подготовки, созданного в 2011г. Вопросы контроля качества и аккредитации образовательных программ и учреждений относятся к полномочиям Высшей комиссии образования (Higher Education Commission), созданной в 2002 году. Информация об аккредитованных государственных и частных высших учебных заведениях доступна на сайте этой организации.

Система образования

Среднее образование в Пакистане включает следующие ступени:

начальное образование нормативной продолжительностью 5 лет (1-5 классы, нормативно установленный возраст доступа к программе 5 лет);

— первый цикл (младшая средняя школа) нормативной продолжительностью 3 года (6-8 классы);

Читать еще:  Белый цветок: праздник прошел успешно несмотря на погоду

— второй цикл (профильная средняя школа) нормативной продолжительностью 2 года (9-10 классы) ;

— третий цикл («промежуточные» колледжи), являющийся заключительным этапом (циклом) профильного среднего образования, нормативной продолжительностью 2 года (11-12 классы).

При завершении программы второго цикла среднего образования выпускники при наличии результатов экзаменов по девяти дисциплинам получают SECONDARY SCHOOL C ERTIFICATE ( SSC ).

Выпускники третьего цикла среднего образования (11-12 классы) сдают выпускные экзамены для получения HIGHER SENIOR SECONDARY C ERTIFICATE ( HSSC ), который дает доступ к программам высшего образования Пакистана.

Программы профессионального образования, как правило, продолжительностью от 1 до 2 лет реализуются в различных профессиональных институтах и колледжах технической подготовки и открыты для лиц, завершивших первый цикл среднего образования (8 класс), Эти учебные заведения выдают свидетельства, дающие доступ к профессиональной деятельности по полученной профессии. Программы с трехлетней нормативной продолжительностью в политехниках, принимающих на обучение обладателей SECONDARY SCHOOL C ERTIFICATE ( SSC ), завершаются выдачей дипломов, которые по уровню приравниваются к HIGHER SENIOR SECONDARY C ERTIFICATE ( HSSC ) и дают доступ к бакалаврским программам по техническим специальностям.

Высшее образование имеет ярко выраженную дуальную структуру: программы университетского сектора высшего образования реализуется в университетах; профессионально ориентированные программы — в колледжах технологии.

Колледжи технологии предлагают профессионально ориентированные программы: программы с 2-летней нормативной продолжительностью завершаются присвоением обычной степени бакалавра технологии, при 4-летней нормативной продолжительности – почетные степени бакалавра технологии. Последняя сопоставима по уровню с бакалаврской степенью университетского сектора высшего образования – BACHELOR OF SCIENCE (HONOURS) IN ENGINEERING .

В университетском секторе высшего образования реализуются программы следующих уровней: программы, ведущие к получению степени бакалавра, степени магистра и доктора.

После 2 лет обучения по программам первого уровня университетского сектора высшего образования в области естественных и гуманитарных наук и коммерции присваивается обычная Степень бакалавра (BACHELOR (PASS) DEGREE), после 3 лет – почетная Степень бакалавра (BACHELOR (HONOURS) DEGREE). По инженерным специальностям, в стоматологии и ветеринарии после 4 лет, в архитектуре и медицине – после 5 лет обучения присваивается первая профессиональная степень бакалаврского уровня.

Последующий уровень университетского сектора высшего образования в области естественных и гуманитарных наук и коммерции при нормативной продолжительности от 1 год до 2 лет после получения первой степени завершается присвоением Степени мастера (магистра) ( MASTER ’ S DEGREE ). Доступ к программам магистерской подготовки имеют все обладатели степени бакалавра: для обладателей обычной степени бакалавра нормативная продолжительность магистерской программы соответствует двум годам, для обладателей почетной степени бакалавра – одному году. Такая программа не требует выполнения и защиты квалификационной работы (магистерской диссертации). Существует также магистерская программа другого типа, имеющая нормативную продолжительность 2 года, которая завершается подготовкой и защитой итоговой работы. Выпускникам таких программ присваивается Степень мастера (магистра) философии (MASTER OF PHILOSOPHY).

К программам докторской подготовки имеют доступ обладатели степени магистра. Нормативная продолжительность докторских программ составляет 3 года для обладателей Master ’ s Degree и 2 года — для обладателей Master of Philosophy. После успешного обучения, включающего обязательное проведение самостоятельного исследования, присваивается степень Доктора философии ( DOCTOR OF PHILOSOPHY – Ph . D .).

Система оценок

В системе образовании Пакистана применяются следующие шкалы оценок.

Система образования. Печать в Туркестане в конце XIX — начале XX в.

Традиционные образовательные учреждения

Во второй половине XIX — начале XX в. в Туркестанском крае существовала система образования, сформировавшаяся на протяжении длительного исторического времени. В результате захватнических действий колониального правительства с середины XIX в. традиционная система образования местного населения Туркестана стала подвергаться изменениям. Как и в других сферах жизни края, в системе образования стала проводиться в жизнь политика, отвечающая интересам колониальной власти. Это отразилось прежде всего, в открытии и стремительном увеличении числа русско-туземных школ, преследовавших цель русификации коренного населения.

В до колониальный период традиционная система образования формировалась на базе ислама, в школах и медресе наряду с религиозным учением преподавались также и светские науки. В начальной школе образование длилось 5—6 лет, преподавались основы арабского языка — алфавит, чтение и дикция. Следующий этап состоял из изучения книги «Хафтьяк» (то есть, седьмая часть Священного Корана), состоявшей из Коранических сур и аятов. Затем изучалась книга «Чор китоб» (четверо- книжие), в которой были отражены мусульманские традиции, после чего — книги Суфи Аллаяра «Рисолаи азиза» — «Саботул оджизин». Эти книги учениками преимущественно заучивались наизусть. Произведение Суфи Аллаяра в стихотворной форме приводило сведения о жизни чудотворцев и пророков. Ученики изучали труды не только на узбекском языке, но и познавали фарси путем изучения дивана персидского поэта Хафиза «Ходжа Хафиз».

Высшее образование давалось в медресе, которые готовили специалистов богословов. Выпускники медресе должны были полностью усвоить все положения ислама, установления шариата, знать толкования аятов и сур Священного Корана. Заучивание Священного Корана осуществлялось в особых заведениях — корихаиа. Женщины обучались отдельно от мужчин, они заучивали и познавали Священный Коран, вопросы семьи, основы учтивости, приличия и воспитания. Преподавание вели атын-айи, обладавшие широкими познаниями в исламе и пользовавшиеся большим авторитетом. В колониальный период традиционная система образования сохранилась. Однако государство обходило ее своим вниманием, не выделяя необходимых средств.

Русско-туземные школы

По обучению детей переселенцев из различных губерний Российской империи ставилась цель подготовки переводчиков между представителями администрации и местным населением. Эти шаги были направлены на русификацию местного населения и создание системы образования, призваной широко распространить в крае русскую культуру. К осуществлению этой задачи с энтузиазмом приступил генерал-губернатор Туркестана Г. Розенбах (1884—1889). Он разработал проект создания сети начальных и русско-туземных школ. Первая русско-туземная школа была открыта в 1884 году в доме Саидгани Саидазимбая. Другие преуспевающие люди тоже стали открывать у себя подобные школы. Сначала в этих школах обучались дети местных торговцев и предпринимателей.

К 1911 году количество таких школ приблизилось к 89. Однако методы и уровень преподавания в них по сравнению с российскими школами, был на порядок ниже. Учебный день в русско-туземной школе состоял из двух частей: первые уроки вел русский преподаватель (чтение, письмо, счет), а вторую половину — местный учитель. В 1896 году в Ташкенте открылась первая гимназия, в которой преподавались современные языки, а также давались знания, необходимые в повседневной жизни.

Запомните!
Г. Розенбах разработал проект создания сети начальных и русско- туземных школ. Таким образом, первая русско-туземная школа была открыта в 1884 году в доме Саидгани Саидазимбая.

Новометодные школы

Вэто же время местная интеллигенция и представители джадидского движения открывали в крае школы на основе национальной культуры, веры, местных обычаев и традиций. В подобных новометодных школах преподавались также, такие предметы, как история, математика, география и родной язык. Еще одно отличие новометодных школ от религиозных школ и медресе состояло в том, что в новых школах преподавались не только ислам и его история, но и история тюркских народов. Первые джадидские школы в крае открылись в Бухаре, Ташкенте, Коканде, Андижане и Хиве.

Новометодные школы служили для укрепления джадидского движения, освещали деятельность лидеров движения, а также обеспечивали единение общенациональной идеи и национальной духовности узбекского народа. В их образовательной системе основное внимание было уделено воспитанию у учеников любви к Родине, развивались идейные основы для формирования чувства национальной государственности и культуры, ответственности перед народом, взращивались ростки сознания, призывающие к труду во имя благополучия Родины и борьбе за ее независимость.

В новометодных джадидских школах получили свое образование знаменитые ученые, литературоведы, художники, поэты, деятели искусства и культуры своего времени, а также специалисты сферы просвещения и государственные деятели, среди которых можно указать академика Гафура Гуляма, поэта и драматурга Уйгуна и деятеля культуры Айбека.

Противодействие колониального правительства новометодным школам

Образование, основанное на национальной идеологии, которое давали джадидские новометодные школы, находилось под неусыпным контролем колониальной власти. Администрация осознала потенциальную угрозу своему существованию, исходившую от джадидского движения, поняла, что система образования в новометодных школах представляет собой серьезную движущую силу, способную противостоять колониальным интересам, и начала открытую борьбу с деятельностью этих школ.

Читать еще:  Делегация Европейского еврейского конгресса провела в Москве встречи на высшем уровне

Деятельность джадидов стала жестко контролироваться. Администрация края под любым предлогом старалась нанести удар по новометодным школам. На страницах прессы подконтрольной колониальной администрации в адрес новометодных школ печатались открытая критика и различные статьи о «разрушительной» деятельности школ. В джадидских школах ввели запрет на использование турецкой и персидской литератур.

Учебная литература стала подвергаться цензуре. В борьбе против джадидов колониальному правительству оказывали помощь консервативно настроенные представители духовенства. Особое рвение при этом проявляли представители администрации и недальновидные представители духовенства. В частности, открытое недовольство высказывали члены администрации и некоторые религиозные деятели.

В результате подобной политики, проводимой царским правительством в отношении новометодных школ, в 1911 году около 50 джадидских школ были закрыты. Инициаторы таких школ были под неусыпным надзором. К 1913 году в Бухарском эмирате закрылись все джадидские школы.

Печать и журналистика

Начиная с 1870 года регулярно стало выходить официальное издание Туркестанского генерал-губернаторства — «Туркестанские ведомости» и его приложение на узбекском языке — «Туркистон вилоятининг газети» («Газета Туркестанской области»). Редактором издания был пропагандист и сторонник колониального строя Н. Остроумов.

День выхода в свет первого номера узбекской национальной газеты «Тараккий» («Прогресс») в 1906 году под редакцией Исмаила Абидова — 27 июня — ныне в Узбекистане официально отмечается как День работников печати и средств массовой информации.

Представители джадидского движения наряду с большими реформами в образовательной системе, проделали работу и в сфере печати. В результате стали выходить множество газет. В 1906 году издается «Тараккий» под редакцией Исмаила Абидова, в том же году стала печататься газета «Хуршид», редактором которой был Мунавар-Кары. В 1907-1908 гг. выходили издания «Шухрат» под руководством и редакцией Абдуллы Авлони и газета «Осиё» («Азия»), редактором ее был Ахмаджон Бектемиров. На новой волне просвещения в 1913—1915 гг. стали издаваться такие газеты, как «Самарканд», «Садои Туркистон» («Голос Туркестана») и «Садои Фаргона» («Голос Ферганы»), а также «Эл байроги» («Знамя Отчизны»), «Кенгаш» («Совет»), «Улуг Туркистон» («Великий Туркестан»), «Турон» («Туран»), журнал «Ойна» («Зеркало»), ас 1917 года — «Хуррият» («Свобода»), «Фаргона сахифаси» («Страницы Ферганы»), Среди изданий данного периода наиболее большого эффекта в повышении национального самосознания народа смогли добиться газеты «Садои Туркистон» и «Садои Фаргона». На протяжении двух лет (1914— 1915) на их страницах было опубликовано много статей патриотической прослойки национальной интеллигенции, воспевающих национальную свободу и развитие и боровшихся с религиозными предрассудками.

Толкование терминов
Туземный — местный (о нроде).
Пучать — издания, коплекс газет, журналов и книг.
Гимназия — учебное заведение, специалирующееся на предовании определенных предметов.

Образование в исламском мире

Арабский халифат ведет свое начало от пророка Мухаммада, вернее, от созданной им в Хиджазе в начале VII века общины. Когда после переселения мусульмане утвердились в Медине, пророк Мухаммад велел им обучать своих детей чтению и письму при мечетях. Постепенно появились отдельные помещения, аналоги начальной школы.

В исламском мире возникли и первые высшие мусульманские школы — Низамийя. Притом обучение даже в древности было бесплатным, и учиться могли все — дети вельмож и купцов сидели рядом с детьми крестьян и ремесленников. Учили, кроме Корана, литературе, математике, медицине, химии, истории, языкознанию и другим наукам. Во многом древняя структура образования сохранилась в исламских странах до сего дня.

«Английские школы»

Это, прежде всего, школы для достаточно состоятельной части населения, которая желает отправить своего ребенка на обучение куда-нибудь заграницу. Чаще всего «английские учреждения» являются частными, но по окончании ученикам выдаются дипломы государственного образца, что считается более престижным, чем обычное традиционное образование.

Совершенно естественно, что образование в подобных школах ведется преимущественно на английском языке. Существуют специальные предметы, то есть с английским уклоном, но присутствуют и обычные, а также государственные, например, такие как исламиат (изучение религии ислам, культуры и Корана).

Поскольку ученикам чаще всего становится очень трудно обучаться на чужом языке, при «английских школах» существуют подготовительные курсы, на которые можно устроить ребенка с 3-4 лет. Это своеобразная подготовка перед поступлением в это заведения для облегчения учащимся всего учебного процесса.

Если ребенок не обучался на подкурсах, то для его поступления в «английскую школу» необходимо сдать три государственных экзамена: английский, математика и урду.

После окончания данного заведения, ученикам открыты практически все двери государственных университетов Пакистана. Помимо этого, им предоставляется возможность обучения зарубежом. Однако в последнем случае могут возникнуть проблемы с визой в страну, где ваш ребенок хочет учиться. Но если университет поможет вам с этим, то все же возможно.

В Турции есть популярная присказка: «У нашей системы образования есть две проблемы: первая — система, вторая — образование». Если посмотреть в масштабе последнего столетия, изменения поражают воображение. В Турции огромное количество школ, колледжей и лицеев, почти две сотни университетов, где учатся 4,5 миллиона студентов. По различным рейтингам как минимум семь турецких университетов входят в мировую сотню лучших. Откуда жалобы? Разбиралась — Анастасия Лаукканен.

Обязательных учебных лет в турецкой школе постепенно становилось все больше и больше (пять лет — до 1997 года, восемь — до 2012), пока, наконец, не пришли к стандартным в Европе 12 годам. Пять лет назад в стране прошла большая реформа образования, которая в том числе установила новую систему «4+4+4»: четыре года в начальной школе, четыре — в средней школе, и столько же — в старшей. После первой пары четырехлеток можно уйти в религиозные семинарии и закончить образования уже там (религиозные школы «Имам Хатип» — история отдельная). Школьный год немного «сдвинут». Он начинается не 1 сентября, а 15-го и заканчивается в середине июня.

«Мамины» подготовительные школы

У подготовительных детских садов, куда можно пойти уже с трех лет, есть два названия — «okul öncesi» — «до школы», и «ana okulu» — «базовая школа». Но здесь есть трогательный скрытый смысл. Слово «Ana» означает еще и «мама». Поэтому эти подготовительные курсы для самых маленьких постепенно заменяют детям маму — об этом говорят турецкие родители.

В подготовительной школе учат турецкому и английскому языкам, математике, музыке. Программа зависит от того, частный ли это детский сад или же он прикреплен к государственной школе. Частных — гораздо больше и они дорогие. Поэтому первое, что выпадает в поисковиках, когда ищешь что-нибудь про «анаокулу», — это «цены».

«Неспортивные» начальные школы

«Ilkokulu» — школа «первая», начальная. Они бывают государственные — относительно бесплатные, и частные, за которые придется платить и довольно много. В государственных школах, правда, тоже придется платить: за учебники, форму, шкафы, проекторы, компьютеры и даже уборщицу. Еще придется мириться с огромным количеством учеников в классе — их может быть около 50-ти. Многие жалуются на количество школ вообще и на их состояние в частности. В небольших городах школьные здания часто — печальное зрелище.

«В школе моих детей столовой нет. Есть только буфет, где можно купить сэндвичи. Еще некоторые учителя выдают меню того, что можно принести в школу ребенку на ланч. Столовая — это слишком дорого, — рассказывает Светлана, чьи дети учатся в начальной и средней школе в Анкаре. — Государство вообще денег практически не выделяет. Только на отопление и зарплату учителей регулярно, а на все остальное не дают. Если повезет, выделяют на ремонт. Если нет, собирают родители».

Еще один поразительный момент государственных школ — это отсутствие в здании спортзала. В начальной школе не бывает урока физкультуры. Детей просто выводят поиграть во дворе. Спорт в рамках школы появляется только в средней школе.

Читать еще:  Религиозно-благотворительные фонды остались в Эр-Рияде без ящиков

Можно пойти и в частную школу — «kolej». Таких школ много: есть дорогие и именитые, есть новые с учителями-иностранцами. Есть оставшиеся еще со времен Османской Империи школы для местных «меньшинств» — греческих, армянских и еврейских. Есть не менее старинные колледжи, которые основали французы, итальянцы, немцы и американцы еще в начале XX века (когда их в Стамбуле было много и они чувствовали себя здесь хозяевами). Здесь весь учебный процесс идет на языке основателей.

Объединяет все школы — и государственные, и частные — система «сервисов». Мини-автобусы собирают детей по районам до начала занятий и отвозят их по домам вечером. Этой системой турки могут пользоваться чуть ли не до пенсии: большинство офисов предлагает тот же сервис для своих сотрудников. Дело в том, что в Стамбуле нет единой системы транспорта. Чтобы добраться куда-либо, придется сменить паром на автобус, метро на трамвай, везде опоздать и потратить много денег (платить приходится, даже если делаешь пересадку в метро). Поэтому почти все, без сомнения, платят за услуги сервисов. Вывел ребенка на угол своей улицы, его забрали и довезли до школы под присмотром — что может быть удобнее?

Средние баллы в средних школах

Чтобы перейти в среднюю школы — «Ortaokul», — нужно сдать экзамен. Экзамены необходимо сдавать после каждой четырехлетки. «Теоретически, мы работаем с программой „Ориентация на ученика“. Но все сосредоточены только на будущих экзаменах в среднюю школу. Это рождает потрясающее чувство соперничества между учениками и даже их семьями. По мне, таким образом, мы выпускаем из школ нечувствительных и довольно эгоистичных индивидуумов», — говорит Шуле Кандыр, учитель в государственной начальной школе в Стамбуле.

С шестого класса для каждого ученика начинают считать средний балл за год. Следующий шаг в системе во многом будет зависеть от него. Средний балл считается и суммируется, потом к нему прибавляют результаты экзаменов. Чем выше балл, тем лучше «lise» — «высшую школу» — можно будет выбрать. Есть специальные рейтинги всех лицеев, где указано, с какими баллами туда можно поступить.

Лицеи и специализация

Лицеи, даже государственные, в Турции платные. В Стамбуле есть знаменитые частные лицеи, красивейшие здания на берегу Босфора или в богатых районах на азиатской стороне. Учиться там — дорого, но очень престижно. После первого года можно выбрать специализацию: наука, литература или социология. Хотя это зависит не только от личных предпочтений, но и от оценок.

Главная задача лицеев — подготовить учеников к вступительным экзаменам в университет. Точнее, к двум — первый (общий) — в марте, второй (основной) — в июне. Мало кто полагается только на школу, почти все идут и на подготовительные курсы.

Вступительные экзамены

Вступительные экзамены в университет — чуть ли не самый главный день в жизни каждого турка. Высшее образование здесь — все еще довольно элитная вещь. Его могут позволить себе далеко не все. К тому же мест в университетах здесь не хватает на всех желающих. Попасть сюда сможет только треть всех молодых людей в стране. Пропасть между людьми с высшим образованием и без него настолько велика, что у многих студентов в день экзаменов случаются нервные срывы.

Запутанная система распределения не сильно облегчает дело. Ученики выбирают по 18 факультетов в разных университетах. Каждый факультет заявляет количество баллов, с которым можно пройти. Далее система начинает автоматически «раскидывать» учеников по факультетам. Автоматически — это значит, что она берет первого ученика по результатам (и по алфавиту) и определяет его на лучший факультет. Места на факультете ограничены. Поэтому, где ты в итоге будешь учиться, зависит не только оттого, насколько ты умный или хорошо подготовленный. Тебе должна улыбнуться удача.

Религия

Обучение религии в Турции — сложный и на удивление запутанный вопрос. И здесь кроются главные проблемы всей системы. После реформ Ататюрка исторические «медресе» — семинарии для подготовки религиозных работников — заменили религиозные школы «Имам Хатип». Ученики, правда, не стремились изучать религию в новой секулярной системе, и школы еле выживали. В течение следующих лет их постоянно пытались закрыть, а выпускников — допускать или не допускать к университетским экзаменам. С приходом к власти исламистской Партии справедливости и развития во главе с Реджепом Таип Эрдоганом, количество студентов в школах «Имам Хатип» увеличилось на 90%. Сегодня в религиозную школу можно поступить после восьми лет общего обучения, а потом — сдать экзамены в университет. Для многих небогатых семей, которые не могу себе позволить дорогие лицеи, такие школы — часто единственный выход.

Религию изучают и в государственных школах, и начальной, и средней. Изучают главные мировые религии, по большей части — ислам. Такие уроки — тема для постоянных дебатов, особенно среди современных, нерелигиозных турецких семей. Родители, которые не хотят, чтобы их ребенка учили молиться, отдают детей в частные школы. Но там есть свой культ — перед статуей Ататюрка отдают честь, поют гимны и клянутся вырасти «хорошими турками».

«Исламисты „воюют“ с последователями Ататюрка, и наоборот. Никто не учит детей пониманию и толерантности. А это так нужно в этой стране, с ее сложным прошлым и настоящим», — рассказывает Ирина, мама ученицы частной средней школы в Стамбуле.

Реформы

К сожалению, горячие эмоциональные обсуждения религии отвлекают внимание от всех других проблем в системе образования, таких, как уровень учителей, количество учеников в школах, система предметов. Каждые несколько лет в стране объявляют о различных изменениях в образовательной сфере, которые долго путают всех участников. Сколько лет придется учиться в каждой из школ? Что нужно будет сдавать на экзаменах? Как решаются специализации? Какие будут предметы? Новые правила не успевают прижиться, заработать и оправдать себя, а новые мини-реформы не заставляют себя ждать. Тем временем Турция — самая молодая страна Европы. Около половины населения — молодые люди до 18 лет. Это самое образованное поколение за всю историю Турции и образование играет огромную роль в их будущем и будущем страны.

Будущее образовательной реформы

Что же касается изменений в законе «О высшем образовании», то реформы должны учитывать состояние предметов в школах, о чем говорят обе стороны. Поэтому оптимальным вариантом кажется параллельное продвижение реформ в вузах и школах. Как школьная программа, так и преподавательский состав нуждаются в пересмотре, о чем свидетельствует необходимость дополнительных занятий для сдачи экзаменов при поступлении в вузы.

Кроме перечисленных факторов, изменения, скорее всего, проблематичны также и для высшего преподавательского состава филологов и историков. Есть основания полагать, что в случае изменения закона по многим специальностям, особенно техническим, преподавание языка и истории будет ограничено или вовсе прекратится, что приведет к сокращению потребности специалистов по этим направлениям. Неудивительно, что на забастовку вышли студенты именно этих факультетов ЕГУ.

В этом отношении беспокойство специалистов понятно, но образовательные реформы, нацеленные на оптимизацию всего высшего образовательного процесса, не должны учитывать субъективные интересы групп специалистов. В конце концов, прошли те времена, когда цензура не позволяла получать знания о целых областях науки и литературы. Сегодняшние информационно-коммуникативные возможности почти безграничны, чем могут воспользоваться как студенты, так и преподавательский состав.

Это же может решить вопрос трудоустройства. Правительство Армении проводит ряд мероприятий, нацеленных на поднятие уровня знаний в области информационных технологий, а сама сфера ИТ уже несколько лет объявлена в Армении приоритетной. Так что специалистам стоит больше думать о саморазвитии, условия для которого в Армении имеются в достатке.

Роберт Гевондян, кандидат политических наук

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector