0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему и через 100 лет не рассекретили битву «Варяга» и «Корейца» с японской эскадрой

Содержание

Почему и через 100 лет не рассекретили битву «Варяга» и «Корейца» с японской эскадрой

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

С какой целью крейсер «Варяг» и канонерка «Кореец» прибыли в корейский порт Чемульпо?

Крейсер «Варяг» прибыл вместе с канонеркой «Кореец» в порт г. Чемульпо, выполняя традиционную для всех государств дипмиссию. Кроме них, на причале в это время стояли крейсера из Италии, Франции, Великобритании, Японии, США и Кореи; был здесь и российский пароход «Сунгари», а также несколько грузовых судов. Большая часть кораблей находилась в порту для обеспечения защиты своих диппредставительств в Сеуле – при возникновении угрозы они должны были способствовать высадке десанта.

Присутствие же крейсера «Чиода» обуславливалось наблюдением за активностью русских. В случае прибытия их эскадры, японцы планировали высадиться на берег и с помощью огневой силы сдерживать высадку войск неприятеля до прибытия подкрепления. Подобные планы являлись следствием напряжённых отношений между странами – 6 февраля 1904 года, после провальных переговоров о разграничении сфер влияния в Маньчжурии и Корее японские власти разорвали дипломатические отношения с Россией.

Почему японская эскадра атаковала русские корабли?

Командование «Варяга», так же, как и российский представитель в Корее, не были в курсе обострившихся разногласий между державами: с 4 февраля японцы, контролировавшие корейские телеграфы, держали русских в информационной блокаде. Получив запоздалые данные о разрыве дипотношений, Всеволод Руднев – командир «Варяга» – стал подготавливаться к отплытию в Порт-Артур.

Восьмого февраля в половине девятого вечера, командир Четвёртого боевого отряда Сотокити Уриу получил разрешение своих властей на проведение боевых действий в акватории корейского государства. Так как русские корабли явно не были расположены нападать первыми, Уриу решил вынудить их на бой или в порту, или за его пределами. Утром 9 февраля Руднев получил ультиматум: сдаться или до 12 часов дня покинуть порт во избежание военного столкновения в нейтральных водах.

На спешно созданном военном совете, в котором принимало участие и командование иностранных судов, Всеволод Фёдорович Руднев объявил об отказе сдаваться. Иностранцы же подписали и передали японцам свой протест, однако в реальной помощи – командир «Варяга» просил их о сопровождении до границ корейских территориальных вод – отказали.

При выходе из Чемульпо, экипажи «Варяга» и «Корейца» провожали английские и французские офицеры с моряками: под звуки гимна они стояли на палубах в парадной форме и приветствовали русских матросов криками «Ура!». В 11 часов 45 минут начался неравный бой: два суда российского флота противостояли восьми миноносцам и шести крейсерам японской эскадры.

Какие потери понесли русская и японская стороны?

Практически с первых минут «Варягу» удалось отправить на дно один из миноносцев противника, затем, в течение часа нанести повреждения трём японским крейсерам. Однако и русский корабль получил множественные пробоины, в том числе и подводные, вызвавшие потерю устойчивости из-за крена на левый борт. Огонь превосходящего числом неприятеля разбил большую часть палубного орудия, вывел из строя рулевое управление и вызвал ощутимые человеческие потери.

В начале сражения погибли дальномерщик Горбунов Ефим и дальномерный офицер – мичман граф Нирод, затем пали почти все матросы-артиллеристы, которых заменили моряки из машинного отделения. В вахтенном журнале были зафиксированы попадания, вызвавшие пожары пороховых зарядов, вельбота, части кают офицеров и провизионного отсека. Разлетевшиеся осколки от снаряда убили штаб-горниста и барабанщика, ранили рулевого и ординарца командира. Сам Руднев получил ранение головы и контузию, но нашёл силы, чтобы выйти из рубки и продолжать отдавать распоряжения воюющим матросам.

В результате боя команда крейсера потеряла одного офицера и 22 матроса. Тяжёлые ранения получил один офицер и 26 матросов; менее серьёзно были ранены пять офицеров (в том числе командир корабля) и более 150 нижних чинов. Канонерской лодке удалось избежать крупных повреждений – она получила только одну осколочную пробоину в таранном отсеке, в то время, как среди членов экипажа не было ни одного пострадавшего.

Японцы из-за быстрого выхода из строя дальномерной станции «Варяга» и разрушения системы управляющей огнём, не понесли значительных потерь, кроме одного затонувшего миноносца. О количестве убитых и раненых самураев, нет точной информации – японское правительство до сих пор не рассекретила архивы о сражении, в котором им так и не удалось потопить два русских корабля.

Как уцелевшим русским морякам удалось добраться в Санкт-Петербург и как их встречали в Зимнем дворце?

Лишившись возможности управлять крейсером, Руднев решил возвратиться в порт, чтобы подорвать «Варяг», высадив экипаж на нейтральные судна. Ему удалось выполнить намеченное, после чего японцы прекратили обстрел, опасаясь попасть в корабли, непричастные к конфликту.
Матросов с «Варяга» и «Корейца» приняли на свой борт итальянский, французский и британский крейсеры – американцы отказались от участия, ссылаясь на отсутствие разрешения из Вашингтона. Тяжелораненых в количестве 24 человек доставили на берег, передав их представителям Красного Креста.

После подрыва канонерской лодки и затопления крейсера, члены команды отправились на родину – кто через Сайгон, кто через Гонконг. Очутившимся, в конце концов, в Петербурге матросам, устроили торжественную встречу с последующим обедом в Зимнем дворце. Там, по воспоминаниям одного из матросов «Варяга», им прислуживали сами царские дочки, поднося героям «яства всякие ручками своими нежными».

Все выжившие участники сражения получили награды: офицерам вручили ордена Святого Великомученика Георгия, нижним чинам – специально учреждённую медаль «За бой «Варяга» и «Корейца», а также Знак Отличия Военного Ордена, переименованный чуть позже в Георгиевский крест.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Добавить комментарий

Владимир Путин заявил, что у властей нет планов вводить жесткий карантин

Правительство РФ не планирует вводить тотальные ограничительные меры из-за коронавируса, заявил президент РФ Владимир Путин.

Святейший Патриарх Кирилл поздравил С.С. Собянина с 10-летием трудов на посту мэра Москвы

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил С.С. Собянина с 10-летием трудов на посту мэра Москвы.

Мэру Москвы С.С. Собянину

Уважаемый Сергей Семенович!

В МДА прошла Всероссийская Покровская научно-богословская конференция «Столетие “Русского исхода” (Крымской эвакуации): 1920–2020»

16 октября в Московской духовной академии прошло пленарное заседание научно-практической конференции «Столетие “Русского исхода” (Крымской эвакуации): 1920–2020», сообщает Седмица.ru.

Папа Франциск высказался в поддержку однополых браков

Папа Римский Франциск выступил за то, чтобы однополые пары получили возможность регистрировать гражданские союзы, сообщает «Интерфакс-Религия» со ссылкой на газету «Репубблика».

Святейший Патриарх Кирилл выразил соболезнования в связи с кончиной протоиерея Димитрия Смирнова

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил соболезнования в связи с кончиной почетного председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства протоиерея Димитрия Смирнова.

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

Врагу не сдается наш гордый. Рюрик: 7 кораблей, которые вступали в неравный бой

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Канонерская лодка «Кореец»

«Кореец» стал своего рода коллегой «Варяга» по подвигу, ведь находился рядом с крейсером в порту Чемульпо. 26 января 1904 года канонерская лодка, направляясь в Порт-Артур, столкнулась с вражеской эскадрой и повернула обратно.

На следующий день «Кореец» вступил в бой с противником. Пытаясь сбить с толку врага, экипаж корабля ранее пошел на хитрость: были сняты верхушки у мачт, чтобы японцы не могли правильно рассчитать расстояние до цели. И это помогло: из боя 27 января лодка выходила без повреждений. Однако битва была неравная, и команда приняла решение взорвать канонерку на рейде Чемульпо.

Броненосный крейсер «Рюрик»

Этот корабль стоял на вооружении Владивостокского отряда крейсеров и принимал участие в Русско-японской войне. И если на начальном этапе боевых действий деятельность крейсера была успешной, то 1 августа 1904 года это везение закончилось. Во время боя в Корейском проливе «Рюрик» подвергся обстрелу со стороны вражеских броненосных и бронепалубных крейсеров.

Повреждения корабля были серьезными, однако экипаж продолжал вести уже неравный бой с японской эскадрой. Лишь после того, как была потеряна большая часть вооружения, было принято решение крейсер затопить.
Интересный факт: в историю «Рюрик» вошел не только подвигом своей команды – этот корабль был единственным, который применял во время Русско-японской войны торпедные орудия.

Крейсер 2-го ранга «Новик»

Корабль «Новик» входил в состав Первой Тихоокеанской эскадры. Его служба была отмечена рядом успешно выполненных боевых заданий. Причиной этому послужили хорошие технические характеристики самого крейсера, а также слаженная работа экипажа и капитана. Так было и во время боя в Желтом море, однако корабль не отправился в Порт-Артур вместе с остальными, а повернул вокруг Японии, намереваясь прорваться во Владивосток. Там он столкнулся с английским сухогрузом, а тот, в свою очередь, сообщил японцам о русском крейсере.

Читать еще:  Современные окна Schuco

По пути следования «Новик» прибыл на Сахалин, в порт Корсаков для пополнения запасов угля. Там его «зажали» вражеские корабли. Машины судна находились не в лучшем состоянии, и корабль вступил в бой. По ту сторону был японский крейсер «Цусима», который превосходил «Новик» по мощности, однако русские все же принудили его к отступлению. Но на подмогу врагу пришел еще один корабль, а сильно поврежденный корабль Первой Тихоокеанской эскадры уже был не в состоянии продолжать бой. Русский крейсер разоружили, сняв с него артиллерийские орудия, и затопили, не желая сдавать врагу.

Миноносец «Безупречный»

История гибели этого судна, в отличие от других, стала известна не сразу. Но даже сейчас о том событии довольно мало информации, большинство из которой – данный японской стороны. Доподлинно известно одно: миноносец «Безупречный» состоял на вооружении Второй Тихоокеанской эскадры и принимал участие в печально известном Цусимском бою 14 мая 1905 года, в котором погибло немало славных кораблей российского флота.

Поздней ночью 14 мая серьезно пострадавший в бою миноносец был нагнан двумя вражескими кораблями – миноносцем «Ариаке» и крейсером «Читосе». В результате вооруженного столкновения между суднами «Безупречный» стал тонуть, но флаг Российской империи так и не спустил. А японские моряки отказались спасать экипаж корабля.

Крейсер «Светлана»

Судьба крейсера «Светлана» настолько же необычна, насколько героичной была его гибель. Первоначально судно строилось как оснащенная оружием яхта лично для Великого князя Алексея Александровича. Однако затем на корабль установили дополнительное вооружение, и уже в качестве крейсера ввели в состав Второй Тихоокеанской эскадры.

Во время Цусимского сражения «Светлана» получает серьезные повреждения носовой части. А 15 мая, уже имея крен на борт и большинство выведенного из строя оружия, вступила в бой с двумя вражескими крейсерами «Отова» и «Нийтака». Вскоре на русском судне и без того немногочисленные боеприпасы закончились, и экипаж принял решение корабль затопить.

Крейсер «Дмитрий Донской»

Этот корабль до момента своей гибели успел прослужить довольно долго, будучи броненосного фрегата. К началу Русско-японской войны, уже как крейсер, был введен в состав Второй Тихоокеанской эскадры. Примечательно, что «Дмитрий Донской» был одним из тех немногих кораблей, которые непосредственно в Цусимском сражении серьезных повреждений не получил, и после боя взял курс на Владивосток.

Однако уже 15 мая 1905 года судно нагнали целой японской эскадрой в количестве шести кораблей. Несмотря на откровенно отчаянное положение, экипаж русского крейсера на предложение противника капитулировать ответил отказом и открыл огонь. Обстрел с «Дмитрия Донского» велся с обоих бортов, и команда таки вынудила японцев прекратить преследование. Однако полученные в бою повреждения оказались слишком серьезными: не дойдя до пункта назначения всего 300 миль, экипаж затопил корабль.

Броненосец береговой обороны «Адмирал Ушаков»

Броненосец «Адмирал Ушаков» был еще одним судном, принявшим участие в Цусимском бою. 14 мая 1905 года корабль, имея серьезные повреждения, не смог догнать остальные корабли эскадры. Зато на следующий день его догнали японские броненосные крейсеры «Якумо» и «Ивате».

Единственные функционирующие на русском корабле орудия могли работать лишь на близких расстояниях, и если вначале они нанесли повреждения вражеским кораблям, то довольно скоро те стали держаться на удалении. Бой длился сорок минут, после чего экипаж «Адмирала Ушакова» принял решение судно затопить. По информации Novate.ru, среди погибших был и капитан корабля Владимир Николаевич Миклуха — брат знаменитого исследователя Н. Н. Миклухо-Маклая.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

mikhaelkatz

Кац предлагает драться

Во время неудачной для Российской империи русско-японской войны 1-я Тихоокеанская эскадра Российского императорского флота, базировавшаяся в Порт-Артуре, была полностью уничтожена японцами. При этом значительная часть погибших русских кораблей была впоследствии поднята японцами, восстановлена и служила в их флоте.

Корабли, затопленные в Порт-Артуре перед сдачей крепости: 1 — минный транспорт «Амур»; 2 — крейсер «Баян»; 3 — крейсер «Паллада»; 4 — броненосец «Победа»; 5 — броненосец «Ретвизан»; 6 — броненосец «Полтава»; 7— броненосец «Пересвет»; 8— канонерская лодка «Гиляк»; 9 — канонерская лодка «Бобр»; 10 — транспорт «Зея»; 11 — транспорт «Гирин»; 12 — транспорт «Цицикар»; 13 — транспорт «Бурея»; 14 — транспорт «Нингута»; 15— госпитальное судно «Маньчжурия»; 16 — транспорт «Амур»; 17— транспорт «Казань»; 18— госпитальное судно (вспомогательный крейсер) «Ангара»; 19 — крейсер (клипер) «Забияка»; 20 — транспорт «Европа»; 21 — крейсер (клипер) «Джигит»; 22 — миноносец «Боевой»; 23 — минный крейсер «Всадник»; 24 — минный крейсер «Гайдамак»; 25—миноносец «Разящий»; 26 — миноносец «Сторожевой»; 27 — плавкарн; 28 — малые подводные лодки; 29 — крейсер (клипер) «Разбойник»; 30 — шхуна «Ермак»; 31 — транспорт «Новик»; 32 — миноносец «Сильный»; 33 — миноносец «Бдительный»

1. Крейсер «Варяг»

Первым погиб бронепалубный крейсер «Варяг» (построен в США), затопленный своей командой после неравного боя в «Чемульпо», в первый же день войны, 9 февраля 1904 года.

Крейсер «Варяг» в Чемульпо

Крейсер «Варяг» затоплен своей командой в Чемульпо

В 1905 году японцы подняли «Варяг»

Корабль был капитально отремонтирован и включен в состав Японского флота под названием «Сойя». Из уважения к подвигу русских моряков японцы оставили на борту и название «Варяг».

Японский учебный крейсер «Сойя»

В 1916 году корабль был выкуплен у Японии царским правительством, переведён на Север и под прежним именем «Варяг» включен во Флотилию Северно-Ледовитого океана. В феврале 1917 крейсер ушёл в Британию на ремонт, где позже был конфискован, отправлен на слом, и затонул во время шторма в Ирландском море.

Памятник в Шотландии, неподалёку от того места, где затонул «Варяг»

2. Крейсер 2-го ранга «Новик»

Крейсер 2-го ранга «Новик»

Затопленный крейсер «Новик» на камнях у Корсаковского поста

11 июля 1908 года крейсер вошёл в состав японского флоте под названием «Судзуя».

Японский крейсер «Судзуя» в Куре, ноябрь 1908 года

В 1913 году исключен из списков флота и разобран на металл.

3. Броненосец «Полтава»

После захвата горы Высокой в декабре 1904 года, японцы начали прицельный обстрел русских кораблей в гавани Порт-Артура . Первым 5 декабря 1904 года был потоплен броненосец «Полтава» (построен в России).

Эскадренный броненосец «Полтава»

Броненосец Полтава, затонувший в Порт-Артуре

В июле 1905 года японцы подняли «Полтаву» и зачислили её в свой флот под названием «Танго». В 1909 году «Танго» вошёл в строй как броненосец береговой обороны 1 класса, одновременно служа учебным кораблём для строевых матросов и комендоров.

Японский броненосец береговой обороны 1 класса «Танго»

В 1916 году броненосец был выкуплен у Японии царским правительством, переведён на Север и под новым именем «Чесма» включен во Флотилию Северно-Ледовитого океана (имя «Полтава» уже было присвоено новому балтийскому дредноуту). В марте 1918-го корабль захватили английские интервенты, два года использовавшие его в качестве плавучей тюрьмы.При эвакуации из Архангельска в марте 1920 года «Чесма» была ими брошена. В 1924 году броненосец был отправлен для разделки на металл.

4. Броненосец «Ретвизан»

6 декабря 1904 года был потоплен броненосец «Ретвизан» (построен в США), после попадания 13-14 японских снарядов калибра 280-мм.

Эскадренный броненосей «Ретвизан»

Броненосец был поднят 22 сентября 1905 года и переименован в «Хидзэн». В конце 1908 года «Хидзэн» вошёл в состав флота как линкор 1 класса. В начале 1918 года «Хидзэн» вместе с кораблями других стран Антанты вошёл во Владивосток, и в последующие три года неоднократно возвращался сюда, участвуя в японской интервенции на Дальнем Востоке.

В сентябре 1923 года «Хидзэн» официально исключили из боевого состава флота и переоборудовали в плавучую мишень, а в июле 1924-го — потопили в ходе учений новых японских дредноутов.

5. Эскадренный броненосец «Пересвет»

7 декабря 1904 года был потоплен броненосец «Пересвет» (построен в России), в который попало 23 японских снаряда калибра 280-мм.

Эскадренный броненосец «Пересвет»

Затопленный «Пересвет» в Порт-Артуре

В июне 1905 года «Пересвет» был поднят японцами, переименован в «Сагами» и торжественно включён в состав японского флота. Ремонт продолжался до 1909 года, после чего «Сагами» был переклассифицирован в броненосец береговой обороны 1 класса.

В 1916 году броненосец был выкуплен у Японии царским правительством, переклассифицирован в броненосный крейсер под прежним именем «Пересвет» и отправлися в европейские воды. 4 января 1917 года «Пересвет» подорвался на двух минах, выставленных немецкой подлодкой U-73, и затонул в Средиземном море, в 10 милях от Порт-Саида.

6. Эскадренный броненосец «Победа»

7 декабря 1904 года был потоплен броненосец «Победа» (построен в России), после попадания 21 японского снаряда калибра 280-мм.

Эскадренный броненосец «Победа»

В октябре 1905 года японцы подняли «Победу» и торжественно переименовали её в «Суво». С 1909 года «Суво» числился броненосцем береговой обороны 1 класса и выполнял функции учебного судна. В апреле 1922 года «Суво» был разоружён.

Японский броненосец береговой обороны 1 класса «Суво»

7. Бронепалубный крейсер «Паллада»

7 декабря 1904 года был потоплен крейсер «Паллада» (построен в России), после попадания 10 японских снарядов калибра 280-мм.

Бронепалубный крейсер «Паллада»

Затонувшие в Порт-Артуре крейсер «Паллада» (слева) и броненосец «Победа»

В сентябре 1905 крейчсер был поднят японцами и после ремонта и переоборудования введён в состав Императорского японского флота под названием «Цугару». В 1920 бвл переоборудован в минный заградитель.

27 мая 1924 потоплен японской морской авиацией при показательной бомбардировке в честь годовщины Цусимского сражения.

8. Броненосный крейсер «Баян»

К вечеру 9 декабря 1904 года, после многочисленных попаданий и пожара, бушевавшего 30 часов, затонул броненосный крейсер «Баян» (построен во Франции).

Читать еще:  В казанской синагоге открыли новый Синагогальный Ковчег

Броненосный крейсер «Баян»

Затопленный броненосный крейсер «Баян» после капитуляции крепости Порт-Артур

В августе 1905 года крейсер был поднят и включен в состав японского флота под именем «Асо». В 1921—1922 годах его переоборудовали в минный заградитель, а в 1930 году исключили из списков флота. В августе 1932 года корпус крейсера был расстрелян в качестве мишени.

Японский минный заградитель «Асо» в Йокосуке, 1924 год

9. Эскадренный миноносец «Сильный»

13 ноября 1904 года, находясь в дозоре, миноносец «Сильный» подорвался на японской мине, и был на буксире отведён на внутренний рейд Порт-Артура. О ремонте не было и речи в условиях блокады, поэтому миноносец разоружили и его орудия были переданы на сухопутный фронт. Перед сдачей крепости корабль был взорван.

Эскадренный миноносец «Сильный»

Захватив Порт Артур японцы смогли восстановить корабль и он был включён в состав японского флота в 1906 году под именем «Фумицуки». В 1913 году был сдан на слом.

Эсминец 3 ранга «Фумицуки» в Курэ, 1908 год

10. Эскадренный миноносец «Решительный»

После неудачного сражения в Жёлтом море, миноносец «Решительный» 11 августа 1904 года прорвался в китайский порт Чифу и разоружился, но в нарушение принятых правил, был захвачен японцами на следующий день после рукопашной .

Эскадренный миноносец «Решительный»

Миноносец переименован в «Акацуки» (второй), после чего вошел в состав 1-го отряда эскадренных миноносцев. Участвовал в Цусимском сражении, в ходе которого протаранил и потопил японский же миноносец № 69. В 19 октября 1905 года переименован в «Ямабико» , а в 1918 году сдан на слом.

Японский миноносец «Акацуки» в Цусимском сражении

11. Минный крейсер «Всадник»

15 декабря японцы потопили снарядами калибра 280 мм укрывавшийся в одном из портовых бассейнов минный крейсер «Всадник» (построен в России).

Затопленный минный крейсер «Всадник»

После окончания русско-японской войны «Всадник» был поднят, восстановлен, переклассифицирован в миноносец и в 1906 году введен в состав Японского императорского флота под названием «Макигумо». Сдан на слом в 1914 году.

12. Минный крейсер «Гайдамак»

Перед капитуляцией Порт-Артура, в ночь на 2 января 1905 года, минный крейсер «Гайдамак» (построен в России) был взорван в гавани.

Минный крейсер «Гайдамак» в Порт-Артуре 1901 год

Затопленный минный крейсер «Гайдамак»

После окончания русско-японской войны «Гайдамак» был поднят, восстановлен, переклассифицирован в миноносец, и в 1906 году введен в состав Японского императорского флота под названием «Шикинами». Сдан на слом в 1914 году.

Японский миноносец «Шикинами»

13. Госпитальное судно «Москва»

30 октября 280-мм снарядами японцев в гавани Порт-Артура было потоплено госпитальное судно «Москва», бывший транспорт (вспомогательный крейсер) «Ангара» (построен в Англии).

«Москва», затонувшая на мелководье Порт-Артура

«Москва» была поднята в мае 1905 г., и в том же году в качестве вспомогательного крейсера «Анегава» вошла в строй японского флота.
До августа 1911 года использовался как посыльное судно, затем исключен из списков и подарен японским правительством русскому царю. Разобран в конце 20-х гг

Таким образом, из состава 1-й Тихоокеанской эскадры под японским флагом воскресли 4 броненосца, 4 крейсера, 2 миноносца, 2 минных крейсера и 1 вспомогательный крейсер. Это была дополнительная оплеуха от победившей огромную Российскую империю маленькой, но гордой и целеустремлённой азиатской страны.

Последствия этого тяжёлого поражения наша страна смогла преодолеть лишь 40 лет спустя. Это сделали потомки тех солдат и моряков.

Вечная память им всем!

Советские моряки в освобождённом Порт-Артуре, август 1945

Информация об этом журнале

  • Цена размещения 100 жетонов
  • Социальный капитал71
  • В друзьях у
  • Длительность 24 часа
  • Минимальная ставка 100 жетонов
  • Посмотреть все предложения по Промо
  • 1
  • Reply
  • Thread
  • Reply
  • Parent
  • Thread
  • Reply
  • Thread

«Получается, что почти половина серьёзных военных судов была построена не в России ?»
Если не больше половины. Вы учтите, что многие лучшие русские корабли были копиями иностранных.

Броненосцы типа «Бородино» — копии «Цесаревича», сделанного во Франции.
Скоростные легкие «Изумруд» и «Жемчуг» — копии «Новика» немецкого производства.
В серии крейсеров типа «Баян» 1-го ранга головной корабль серии сделан французами, остальные — наши копии; крейсер 1-го ранга «Богатырь» — немецкой постройки, а с него было у нас сделано 4 копии: «Олег», «Кагул», «Очаков» и сгоревший во время строительства «Витязь», и так далее со всеми остановками.

Но существеннее то, что русские корабли русской постройки по русскому проекту оказывались гораздо хуже «русских» аналогов иностранной постройки либо по иностранным проектам. Сравните ТТХ и биографию «русского» немца «Аскольда» с чистокровно-русской «Авророй» — это небо и земля.

  • Reply
  • Parent
  • Thread

Рудневу, капитану «Варяга» в бое у Чемульпо, фантастически повезло, что из него решили делать не козла отпущения за неудачное начало войны, а героя и образец для подражания.

До сих пор у нас цитируют, как абсолютно достоверную, информацию из его рапорта, а ведь там очень много вранья. Количество выпущенных им снарядов он с перепугу завысил раза в три, доведя его до полного неправдоподобия; тем более наврал про результат своей стрельбы — притом что в реальности не добился ни единого результативного попадания, как и «Кореец», а приписанные им себе результаты для понимающих людей стали притчей во языцех.

  • Reply
  • Thread
  • Reply
  • Parent
  • Thread
  • Reply
  • Parent
  • Thread
  • Reply
  • Parent
  • Thread
  • Reply
  • Parent
  • Thread
  • Reply
  • Thread
  • Reply
  • Thread
  • Reply
  • Thread

ну как же в такой теме без патридиотЪов

«Доверять японцам нельзя, они скрывали свои потери»
:-))))))

1. В русских рапортах времен РЯВ и ПМВ вранья несравненно больше, чем у японцев или немцев.
По той простой причине, что в этих войнах наши противники были гораздо успешнее нас, и врать им было в общем-то незачем.
А царские вояки, и на суше и на море, умели воевать и побеждать в основном на бумаге.

2. Идиоты вроде вас не догадываются о разнице между газетами или мемуарами, и служебными рапортами.
А она есть, и значительная: в рапорте необходимо точно указать свои потери и повреждения, чтобы получить необходимые подкрепления и средства на ремонт. Да и отчитаться по ним.

3. Победа в бою способна оправдать даже весьма тяжелые потери.
В РЯВ побед с русской стороны не было, а вот японских хватало, и это могло бы оправдать их потери даже в разы больше реальных.

4. Вам известны случаи японского вранья в рапортах? Конкретно, с цифрами-фактами-ссылками?
Ой, сомневаюсь!
Мне — известны. Но это мне, а не вам.
И исключительно в плане преувеличения наших потерь, но гораздо менее фееричные, чем аналоги с нашей стороны.

За вами — факты сокрытия их потерь, о которых любят трындеть хрустобулочники-пустобрехи, и делают это постоянно — но всегда голословно и абстрактно ;-)))))

«Надо изучать мемуары нейтральных наблюдателей.»
А вы с ними знакомы? Откуда?
А, по пересказам Руднева в его феерично брехливых рапортах?
:-)))))

Если когда-нибудь вашего «интеллекта» хватит на хотя бы элементарное гугление, найдите и почитайте чемульпинский отчет Трубриджа.
Там подтверждаются японские заявления об отсутствии потерь и повреждений у японцев в бою у Чемульпо.
Трубридж — англичанин, наблюдал бой, находясь на мирном судне.

2. Последний бой «Стерегущего»

Когда на рассвете 10 марта 1904 года два российских эскадренных миноносца «Решительный» и «Стерегущий» возвращались в Порт-Артур после разведывательной миссии, путь к берегу им внезапно преградила японская эскадра из четырех миноносцев и двух крейсеров.

«Решительный» сумел прорваться к базе, но «Стерегущему» пришлось принять бой. Корабль был буквально засыпан снарядами. Один из них, повредив котельное оборудование, обездвижил эсминец и тем самым лишил его последнего шанса пробиться к своим.

Несмотря на то, что на «Стерегущем», которого расстреливали как на учениях, не осталось живого места, команда не собиралась сдаваться. Лишь когда все орудия русского корабля замолчали, перестали стрелять и японцы, отправив к нему шлюпки. Бой не прошел для них легко: один только миноносец «Акибоно» получил около 30 попаданий, были убитые и раненые.

Поднявшись на борт, японские моряки увидели жуткую картину. Из 49 человек экипажа в живых остались лишь четверо. «Фок-мачта упала на правый борт», — вспоминал мичман Хитара Ямазаки: «Мостик разбит в куски. Вся передняя половина судна в полном разрушении с разбросанными осколками предметов. В пространстве до передней трубы валялось около двадцати трупов, обезображенных, частью туловища без конечностей, частью оторванные ноги и руки — картина ужасная, в том числе один, видимо, офицер, на шее у него был надет бинокль…»

Японцы думали захватить «Стерегущий» в качества трофея, но буксировать полузатопленный корабль представлялось трудным делом. К тому же к месту сражения спешил вызванный «Решительным» русский флот. В конце концов, брошенный эскадренный миноносец затонул через полчаса после ухода японской эскадры.

Подвиг «Варяга»

Крейсер 1-го ранга «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» находились на рейде корейского города Чемульпо. 26 января 1904 года командир «Варяга» капитан 1-го ранга В. Ф. Руднев, обеспокоенный перерывом связи с царским наместником на Дальнем Востоке и слухами о разрыве дипломатических отношений с Японией, послал «Кореец» с донесением в Порт-Артур.

По выходе с рейда у острова Иодольми канонерская лодка подверглась атаке японских миноносцев. В условиях, когда численно превосходящий противник атаковал канонерскую лодку, командир «Корейца» капитан 2-го ранга Г. П. Беляев вынужден был вернуться назад.

С кораблей микадо высадился трехтысячный десант и на следующее утро командир отряда контр-адмирал С. Уриу, выведя шесть своих крейсеров и восемь миноносцев в узкий пролив и заняв выгодное положение, передал Рудневу ультиматум. Русским кораблям предлагалось до полудня покинуть Чемульпо, в противном случае японцы собирались атаковать их в порту. Командир крейсера «Варяг» в полном согласии со своими морскими офицерами поступил в лучших традициях российского военного флота и вывел корабль, чтобы принять бой.

«Никаких вопросов о сдаче не может быть; мы не сдадим ни крейсера, ни самих себя, сражаясь до последней возможности и капли крови. Исполняйте ваши обязанности точно, спокойно, не торопясь, особенно комендоры, помня, что каждый снаряд должен нанести вред неприятелю. В случае пожара тушите его без огласки, давая мне знать, — командовал Руднев. — Помолимся Богу перед походом и с твердой уверенностью на милосердие Божие пойдем смело в бой за Веру, Царя и Отечество. Ура».

Один из шести японских крейсеров «Асама» по размерам, бронированию и артиллерийскому вооружению превосходил оба русских корабля. Третьим выстрелом «Асама» снес дальномерную площадку крейсера «Варяг», лишив его возможности вести прицельную стрельбу. За час боя в «Варяг» попало 11 снарядов, которые вывели из строя десять из дюжины 152-мм орудий крейсера и электрический привод управления рулем, через четыре подводные пробоины в корпус судна поступала вода, 33 моряка были убиты. Убедившись в невозможности продолжать бой, Руднев приказал взорвать «Кореец» и затопить «Варяг».

Весть о героизме русских моряков облетела всю планету. Слишком много иностранных моряков оказались свидетелями их подвига в порту Чемульпо да и репортеры постарались. Вскоре среди откликнувшихся оказался и австрийский поэт Рудольф Грайнц. Прошел месяц после появления его творения, как в апрельском номере санкт-петербургского «Нового журнала литературы, искусства и науки» с подписью «Геройская гибель русского крейсера «Варяг» после боя его с японской эскадрой у Чемульпо 27-го января 1904 г.» рядом с оригиналом Грейнца появился русский перевод, выполненный Евгенией Михайловной Студенской.

Читайте также:

Задачи «Варяга» в Корее

Крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» вошли в бухту Чемульпо (ныне Чосон, Южная Корея) в декабре 1903 года. их главнейшей целью было обеспечение безопасности русской дипломатической миссии в соседнем Сеуле. Экипаж «Варяга» насчитывал около 500 человек. Часть команды была готова покинуть борт корабля в случае, если в Сеуле возникнут волнения, угрожающие жизни русских дипломатов. Одновременно в Чемульпо находились корабли Японии, Великобритании, Франции, Италии и США, имевшие сходные цели. Кроме общеизвестного задания, моряки «Варяга» имели секретные предписания. Десант с «Варяга» должен был сойти на берег не только в случае волнений в корейской столице, но и в случае, если в Корее появится японская армия. Фактически экипажи «Варяга» и японского «Чиода» следили друг за другом. 21 января правительство Кореи уведомило Токио и крупнейшие европейские столицы о соблюдении нейтралитета в назревающем русско-японском конфликте. Международное право обязывало обе стороны воздерживаться от агрессивных действий в нейтральной бухте. Тем не менее русские и японские моряки внимательно следили друг за другом, ожидая провокации. После объявления о разрыве дипотношений командир «Варяга» Всеволод Руднев начал разрабатывать план эвакуации русского посольства из Сеула.

«Варяг» и канонерская лодка «Кореец»: функционал и особенности

Данные боевые корабли были одними из наиболее универсальных во время боевых действий. Конструкция была довольно грамотной, что обеспечивало высокую степень плавучести даже при повреждениях корпуса. Функционал крейсера и канонерки был весьма обширен, но чаще всего они применялись:

  • для обороны берегов и портов;
  • поддержки сухопутных войск;
  • высадки десанта;
  • борьбы с вражеской пехотой и военным флотом;
  • выполнения транспортных функций.

Можно смело говорить о том, что это были уникальные суда.

Такого плана корабли могли реконструироваться в зависимости от цели использования. Так, встречаются небронированные варианты, лодки с бронепалубой и броненосцы. Вполне логично, что использовались они для различных целей. Наибольшее распространение получили бронепалубные канонерки. При небольшой массе они обладали достаточной защитой. «Варяг» (крейсер) и канонерская лодка «Кореец» существенно отличались друг от друга. Вторая была более маневренной и подвижной, обеспечивала оперативную переброску войск при необходимости. Второй же оснащался серьезным вооружением и защитой, что позволяло входить в бой даже с несколькими противниками.

3 подвига, прославившие русский военно-морской флот

Sputnik; Общественное достояние

1. Бой брига «Меркурий»

Иван Айвазовский. Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями.

Иван Айвазовский/Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского

Мало кто из моряков отважился бы вступить в бой, имея на корабле всего лишь 20 пушек против 184 у неприятеля. Однако команда русского брига «Меркурий» решила попытать удачу.

Столь неравное сражение произошло 26 мая 1829 года в районе Босфора в ходе очередной русско-турецкой войны. Три корабля русского военного флота, выполнявшие разведывательную миссию, были внезапно атакованы турецким флотом из четырнадцати судов.

Фрегату «Штандарт» и бригу «Орфей» удалось уйти, однако бригу «Меркурий» повезло меньше — его нагнали два турецких линейных корабля: 110-пушечный «Селиме» и 74-пушечный «Реал-бей».

«Меркурий» не был предназначен для активных боевых действий. Небольшой бриг с 20 пушками на борту в основном вел разведывательную и конвойную деятельность. Тем не менее, как позже капитан-лейтенант Александр Казарский докладывал адмиралу Алексею Грейгу: «Мы единодушно решили драться до последней крайности». А крайностью этой предполагался самоподрыв самого корабля.

Несмотря на подавляющее превосходство в огневой мощи, туркам не удалось справиться с «Меркурием». Маневрируя, он использовал орудия на обоих бортах, в то время как «Селиме» и «Реал-бей» могли вести огонь только с одного.

Русские моряки целенаправленно били по рангоуту и такелажу кораблей противника и в итоге им удалось лишить их хода. Через несколько часов тяжелого боя, потеряв четырех человек убитыми и шесть ранеными, получив 22 пробоины в корпусе и 133 в парусах, «Меркурий» оторвался от преследователей и ушел в сторону Болгарии.

Храбрость русских моряков оценил и противник. «Ежели в великих деяниях древних и наших времен находятся подвиги храбрости, то сей поступок должен все оные помрачить, и имя сего героя достойно быть начертано золотыми литерами на храме Славы: он называется капитан-лейтенант Казарский, а бриг — “Меркурий”», — писал позже штурман линейного корабля «Реал-бей».

2. Подвиг «Варяга»

Крейсер «Варяг» после боя.

Русско-японская война стала для России катастрофой, но и в ней нашлось место проявлению героизма русских моряков.

В самом начале конфликта, 9 февраля 1904 года, японская эскадра из 14 крейсеров и миноносцев блокировала нейтральный корейский порт Чемульпо (современный Инчхон), в котором в тот момент находились бронепалубный крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец».

Когда командующий эскадрой адмирал Уриу Сотокити выдвинул капитану «Варяга» Всеволоду Рудневу ультиматум о сдаче ввиду начала боевых действий между двумя странами, то последний принял решение прорываться в военно-морскую базу российского флота в Порт-Артуре (на территории современного Далянь в Китае), а в случае неудачи взорвать оба судна.

Команды кораблей нейтральных государств, находившихся в бухте Чемульпо, выстроились на палубах, чтобы криками «Ура!» отдать дань уважения уходящим сражаться русским морякам. «Мы салютуем этим героям, шедшим так гордо на верную смерть», — сказал тогда французский капитан Сэнес.

Неравный бой против японцев продолжался три часа. После того, как «Варяг» получил серьезные повреждения и потерял около 40 человек убитыми, было принято решение эвакуироваться на нейтральные суда, а свои корабли затопить.

Несмотря на то, что капитан Руднев докладывал позже в своем рапорте о потерях у японцев нескольких кораблей, ни нейтральные наблюдатели, ни сами японцы их не подтвердили. Тем не менее, противник высоко оценил отчаянный подвиг «Варяга». После войны, в 1907 году император Муцухито в знак признания героизма русских моряков направил Рудневу орден Восходящего солнца II степени. Капитан орден принял, но никогда его не надевал.

История «Варяга» не закончилась с потоплением у Чемульпо. В августе 1905 года он был поднят со дна, отремонтирован и вошел в состав Императорского флота Японии как крейсер 2-ого класса «Соя». Россия выкупила корабль в период Первой мировой войны и вернула его в строй под прежним знаменитым именем. После нескольких лет службы в 1925 году «Варяг» сел на скалы Ирландском море, был частично демонтирован и взорван.

3. Помощь пострадавшим Мессины

Моряки с броненосца «Слава» на развалинах Мессины.

Подвиги моряков военно-морского флота России совершались не только в морских сражениях, но и во вполне мирное время. Как, например, это случилось после землетрясения в итальянской Мессине.

Сильнейшее землетрясение в новейшей истории Европы магнитудой 7,5 произошло 28 декабря 1908 года в Мессинском проливе между Сицилией и Апеннинским полуостровом. В результате было разрушено около 20 населенных пунктов и погибло от 90 до 120 тысяч человек.

На призыв о помощи откликнулись несколько стран, и первыми к месту катастрофы в Мессине прибыли корабли русского Балтийского флота, находившиеся в Средиземноморье на учениях. Перед моряками открылась страшная картина: город был почти полностью разрушен, под завалами находились тысячи людей.

Спасательные работы велись и днем, и ночью под прожекторами военных судов. Местные жители утверждали, что русские моряки даже отказывались от сна, еды и отдыха. Несколько моряков, пытавшихся вытащить уцелевших из под обломков, сами погибли под обвалившимися конструкциями.

Русские военные медики оказывали необходимую помощь пострадавшим в организованных здесь же полевых госпиталях. Тяжелораненых срочно отправляли на военных кораблях в Неаполь и Сиракузы.

Еще одной проблемой стали мародеры из-за которых местным властям пришлось ввести военное положение. «Уверенные в своей силе, бандиты не боялись каких-то неизвестных людей и на их глазах громили и поджигали. Без соответствующих приказаний, матросы стали хватать громил и очищать от них улицы. матросы стали расстреливать их на месте», — сообщала санкт-петербургская газета «Речь» 30 декабря 1908 года.

В течение пяти дней, пока русские моряки находились в Мессине, они спасли более 1300 местных жителей. Все они были представлены итальянским правительством к различным наградам, а несколько улиц в городе были названы в их честь. Кроме этого, планировалась установка памятника, которая в силу разных причин тогда не состоялось и произошла лишь более века спустя, в 2012 году.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector