0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Звонница Спасо Евфимиева монастыря Колокольный звон

Суздаль, пожалуй, самый самобытный российский город с хорошо сохранившейся архитектурой прошлых веков, из которых я посещал. Здесь мало новостроя, нет толп туристов, все достаточно тихо и спокойно. Скорее всего, причина в том, что город не имеет прямого железнодорожного сообщения с крупными городами и добраться сюда можно на личном транспорте или от железнодорожной станции в городе Владимир.

Суздаль был заложен на излучине реки Каменки князем Владимиром после покорения польских земель. Об этом писал один из первых русских историков Василий Татищев в своем историческом труде «История Российская».

Город входит в состав Золотого кольца и содержит множество исторических архитектурных достопримечательностей.

Спасо-Евфимиев мужской монастырь (расположен на левом берегу реки Каменки в северной части Суздаля. Основан в 1352 году суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем как крепость для защиты города от внешних врагов. В настоящее время комплекс монастыря является музеем, в Спасо-Преображенском соборе проходят богослужения. Монастырь внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Спасо-Преображенский собор 1594 года постройки (на фото слева) и монастырская звонница XVI—XVII века постройки (на фото справа).

Благовещенская надвратная церковь XVI—XVII века постройки.

Росписи внутри Спасо-Преображенского собора.

Суздальский кремль древнейшая часть города. Был ориентировочно возведен в X веке, как крепость с земляными валами, протяженность которых составляла 1400 метров.

Внутри Собора Рождества Богородицы суздальского кремля.

Еще одна интересная постройка в кремле, памятник деревянного зодчества, Никольская церковь, была построенная в 1766 году и перевезёна из села Глотова Юрьев-Польского района в 1960 году, на место утраченной церкви Всех святых.

Свято-Александровский мужской монастырь (по преданию, был основан в 1240 году Александром Невским).

Покровский собор в женском Покровском монастыре (основан в 1364 году при князе Дмитрии Константиновиче).

Суздальский музей Деревянного зодчества, воссоздает целую улицу начала 19 века с множеством деревянных построек.

Церковь Параскевы Пятницы (или Пятницкая церковь). Построена в 1772 году.

Кресто-Никольская православная церковь в Суздале, расположена у северной части торговых рядов, построена в 1770 году.

Река Каменка с видом на церковь Илии Пророка и заповедный луг (на фото справа).

10. Maria Gloriosa (Эрфурт, Германия)

Красивейший средневековый колокол в Европе, сохранившийся в отличном состоянии . Шедевр создал мастер Герхардус Воу де Кампис в 1497 г. На протяжении нескольких веков Глориоса считался самым тяжелым в Западной Европе . Вес – почти 11,5 тонн , диаметр – 2,57 м, высота – 2,54 м.

Был отлит в честь Девы Марии . Верхняя часть украшена полосой из королевских лилий. По центру выгравирована готическая надпись, обрамленная цветочными полосами и орнаментом из виноградных листьев. По обеим сторонам расположены одинаковые фризы – Богоматерь с младенцем Христом. Maria Gloriosa впечатляет не только изысканной красотой, но и чудным звоном .

Видео: Звонит Maria Gloriosa

С колокольни собора Св. Марии горожане впервые услышали голос Gloriosa в 1499 г. Колокол звонил не только по торжественным случаям, но и во время чумы. Сейчас его можно услышать только 15 раз в году .

Жировичская икона

Мезенцев подчеркнул, что остается с нетерпением ждать, когда колокола будут освещены и будет окроплен святой водой семитонный камень, размещенный на месте возведения 57-метровой колокольни, на которой будут установлены эти колокола, заметив, что это стало возможным благодаря стараниям губернатора Свердловской области, представителей бизнеса этого региона. «Распевный звон колоколов в буквальном смысле слова можно будет слышать не только в Гродненской области, но и по всей Беларуси и в России», — отметил дипломат.

По его словам, две страны уделяют большое внимание духовной жизни граждан двух стран, гуманитарному сотрудничеству. «Отношения Беларуси и России — это, конечно, огромный масштаб экономического взаимодействия, которое характеризуется миллиардами долларов внешней торговли, совместными планами, работой над дорожными картами по реализации программы действий Союзного договора, — сказал Мезенцев. — Но это еще и особое взаимодействие, душевные братские связи, их не измеришь деньгами, и это, в том числе, подтверждает то событие, которое мы отмечаем сегодня».

Глава российской дипмиссии подчеркнул, что Жировичская икона Божией Матери, явление которой состоялось 550 лет назад, делает страны «сильнее, укрепляет православную веру, и веру в союз двух стран и его будущее».

Посол в среду поздравил митрополита Минского и Заславского, Патриаршего Экзарха всея Белоруссии Павла, митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Белоруссии и архиепископа Новогрудского и Слонимского Гурия со знаменательными датами.

Колокола Московского Свято-Данилова монастыря

Bo4kaMeda

В христианской традиции колокольный звон используют с IV века.
Это способ собрать верующих в храм, оповестить о начале богослужения, подчеркнуть и украсить его важные моменты.



Надвратная колокольня с церковью Симеона Столпника Данилова монастыря

Количество — 18 колоколов.

Общий вес — около 27 тонн.

Литье — с XVII по XX век. Самый старший колокол отлит Федором Моториным по заказу царя Федора Алексеевича в 1682 году. Интересно, что Федор Моторин — отец Ивана Моторина, который отливал знаменитый Царь-колокол.



Cамый большой благовестник — 722 пуда (12 т). Был отлит в 1890 году, после повреждения имеющегося 314-пудового колокола. О его создании гласит надпись: из стараго в 300 пудов, с прибавлением новаго высокаго качества металла, старанием о. Архимандрита Ионы, жертвою купчихи Анастасьи Сергеевны Захаровой о упокоении ея мужа раба Божия Иоанна. Москва. Завода Финляндскаго лил мастер Ксенофонт Веревкин.



Колокола Данилова монастыря.

К 1930-м годам многие старинные колокола бывшей Российской империи были уничто­жены в процессе борьбы с религией.

Набор из 18 колоколов Свято-Даниловского монастыря, который закрыли в 1930 году, сохранился чудом.

В том же году американский промышленник Чарльз Ричард Крейн выкупил их за 17 000 долларов и перевез в США. Набор колоколов установили на башне одного из общежитий университетского городка в Гарварде.



Чарльз Ричард Крейн (англ. Charles Richard Crane, 1858 — 1939) — промышленник, мультимиллионер, дипломат, ближайший советник по русским делам президента Вудро Вильсона.

В 1983 году Свято-Данилов монастырь вернули Русской Православной Церкви. Переговоры о возвращении монастырских колоколов начались в это же время, но затянулись более чем на 20 лет. В 2007 году из-за океана прибыл первый колокол, а в 2008-м — остальные. В обмен на древние колокола Гарвардскому университету отлили в Воронеже точные копии.



Гарвард. Вот он, красно-кирпичный университетский городок. Белая башня в правом верхнем углу это и есть колокольня Lowell House.


Колокольня в Гарварде


Пульт управления и малые колокола

17 марта 2009 года, на престольный праздник святого благоверного князя Даниила Московского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил в монастыре торжества в честь первого звона старинных колоколов обители.



Исторические колокола Свято-Данилова монастыря вернулись в знаменитую обитель после 80 лет пребывания в США.

Колокола прибыли на судне из Нью-Йорка в Санкт-Петербург, а оттуда отправились в Москву, побывав в Новгороде и Твери, где святыню встречали крестные ходы. В Москве автоколонна с колоколами прибыла на площадь Серпуховской заставы, где ее ждали насколько сотен верующих и братия Свято-Данилова монастыря с иконами и хоругвями. Возвращению русских святынь вместе с верующими радовались профессора и студенты Гарвардского университета, в котором ранее хранились колокола. Они много сделали для того, чтобы святыня вернулась на родину.

Благовестники: самые крупные колокола, управляются педалями и раскачкой языка.



Праздничный — используется во время двунадесятых праздников, на Пасху, при встрече епископа и в других торжественных случаях.

Воскресный — используется в воскресные дни и в дни великих праздников.

Полиелейный — используют в дни, когда по уставу совершается полиелейное богослужение.

Постовой — используется Великим постом.

Будничный — используется в будни.





Подзвонные
— колокола среднего веса, к языкам которых крепятся веревки, связанные между собой (связка). Звонарь управляет ими левой рукой. Используются во время трезвона.

Зазвонные
— самые маленькие колокола. Звонарь управляет ими правой рукой. Используются во время трезвона.

Интересные факты

► О красоте звона Свято-Даниловского монастыря упомянул писатель Иван Бунин в своем цикле «Странствия»:

…Недавно, в прекрасный сентябрьский вечер, шел в Данилов монастырь. Когда подходил, ударил большой колокол. Вот звук! Золотой, глухой, подземный… На могиле Гоголя таинственно и грустно светил огонек неугасимой лампады и лежали свежие цветы. Возле стояли, кланялись и крестились старичок и старушка, очень старомодные, милые и жалкие. Я спросил, кто это так хорошо содержит могилу? Старичок ответил: «Монахи. А вы думаете, что все погибло? Нет еще…» — затрясся и заплакал. Старушка взяла его под руку: «Пойдем, пойдем, ты совсем впал в детство», — и повела его, плачущего, по дорожкам к воротам.

► Перед тем как Даниловские колокола покинули Гарвард, в американский студенческий городок приезжали русские звонари и устроили прощальный концерт на древних колоколах.

► В монастыре работает колокольный центр. Он занимается научной деятельностью, популяризацией русских звонов, организацией фестивалей. Центр воссоздает утраченные колокола и дополняет существующие ансамбли. В монастыре действует одна из лучших школ звонарей в Москве.


*кликабельно

Виды колоколов:

Благовестники: самые крупные колокола, управляются педалями и раскачкой языка.

Праздничный — используется во время двунадесятых праздников, на Пасху, при встрече епископа и в других торжественных случаях.
Воскресный — используется в воскресные дни и в дни великих праздников.
Полиелейный — используют в дни, когда по уставу совершается полиелейное богослужение.
Постовой — используется Великим постом.
Будничный — используется в будни.

Подзвонные — колокола среднего веса, к языкам которых крепятся веревки, связанные между собой (связка). Звонарь управляет ими левой рукой. Используются во время трезвона.

Зазвонные — самые маленькие колокола. Звонарь управляет ими правой рукой. Используются во время трезвона.

Информация

Описание: Колокололитейный завод «ЛИТЭКС» специализируется на производстве колоколов для православных храмов и монастырей. Также мы отливаем эксклюзивные колокола с уникальным оформлением, рынды, бронзовые иконы и статуэтки. Показать полностью…

Все изделия отливаются из той же оловянистой колокольной бронзы, что и церковные колокола.

Наше предприятие следует старинным русским традициям отливки и украшения колоколов, используя при этом современные технологии литья металлов. Все колокола украшены православными иконами, орнаментами и узорами в уникальном исполнении. Сайт: http://litgift.ru/ Место: ул. Наркомвод, стр. 23, Жуковский

Другое

  • Участники 72
  • Фотографии 82
  • Товары 7
  • Ещё.
  • Файлы 1
  • Ссылки 8
  • Контакты 2
  • Действия

    • Уведомлять о записях
    • Сохранить в закладках
    • Поиск записей
    • Пожаловаться

    78 записей

    В городе Саров установлен памятный колокол трагически погибшим учёным ядерщикам

    27 июля на новой звоннице возле кладбищенского храма в честь святого Иова Многострадального подвесили 700-килограммовый колокол-благовестник и Показать полностью… установили крест на звонницу

    Освящение колокола планируется в годовщину трагических событий, 8 августа.

    Напомним, что колокол посвящен погибшим 8 августа 2019 года испытателям Ядерного центра: Алексею Вьюшину, Евгению Коратаеву, Вячеславу Липшеву, Сергею Пичугину и Владиславу Яновскому.
    Их имена прочеканены на нижнем ярусе юбки колокола.

    Верхнюю часть колокола обвивает надпись: «Господи, упокой души усопших рабов твоих всегда, ныне и присно, и во веки веков», поскольку каждый удар колокола это — молитва.

    Среднюю часть колокола украшают иконы Господа-Вседержителя, Божией Матери (Владимирской), вмч. Георгия Победоносца и прп. Серафима Саровского.

    Звонница была сооружена попечением РФЯЦ-ВНИИЭФ, а памятный колокол отлит на Московском колокололитейном заводе «ЛИТЭКС» на средства сотрудников Ядерного центра.

    700-килограммовый колокол стал самым тяжелым благовестником в имеющемся наборе, расширив диапазон звучания звонницы. Но он меньше, чем язык знаменитого благовестника Саровской пустыни «Тысящного», который некогда украшал колокольню Свято-Успенского монастыря и весил около 20 тонн, а его язык превышал 700 кг.

    В храме Всех Святых на Филевской пойме теперь в обеих колокольнях будут звонить колокола.

    В июле этого года, для храма Всех Святых на Филевской пойме при помощи благотворителей приобретен второй набор колоколов для Северной колокольни. Показать полностью… Ранее на нашем заводе для храма были отлиты колокола и для Южной колокольни.

    Набор отлит как и прежний, на Московском колокололитейном заводе «ЛИТЭКС» и состоит из 8 колоколов:
    Трех благовестных колоколов весом 2000, 850 и 375 кг,
    Двух дополнительных колоколов в подзвонную группу 140 и 28 кг,
    И трех зазвонных колоколов весом 8,6 и 4 кг.

    Храм Всех Святых возводится рядом с церковью Серафима Саровского на Филевской пойме, деревянным православным храмом на западе Москвы, в районе Филевский парк.
    Церковь Серафима Саровского является малым храмом прихода, а храм Всех Святых основной храм прихода.

    Ранее в храме были установлены колокола, отлитые в начале 2000-х годов на Воронежском колокольном заводе, а теперь для расширения звукоряда и улучшения акустических параметров был отлит дополнительный набор колоколов. Голос храма теперь будет звучать по-новому.

    Новый набор колоколов отлит для Северной колокольни храма.

    Чтобы получить консультацию по подбору колоколов, звоните по тел.:
    8 800 550-60-29
    +7 (495) 548-20-68

    Наш адрес: Московская область, г. Жуковский, ул. Наркомвод, строение 23

    litex-kolokol@mail.ru

    Пожалуйста, звоните нам заранее о посещении завода в двунадесятые церковные праздники

    —> Category: Современное состояние

    Ветхозаветные времена колоколов не знали. В первые века христианской Церкви колоколов также не было. В Западной Церкви они появились и зазвучали вскоре же после принятия христианства, но широко распр остранились с конца XVI в., а в XVII-XX вв. они так прочно вошли в церковный обиход, так слились с богослужением Русской Православной Церкви и с представлением о русском народном благочестии, что вопрос об их духовно-символическом значении заслуживает особого внимания.

    В молитвах на освящение “кампана, си есть колокола или звона” в части II Требника упоминаются семь серебряных труб, которые Господь повелел создать Моисею для созывания народа к жертвоприношению и молитве, для укрепления мужества войска во время войн. Эти серебряные трубы, в которые трубили израильские жрецы, потрясли стены враждебного Иерихона, так что не только “умными и одушевленными созданиями”, но и бездушными, как и Моисеевым жезлом и медною змеею в пустыне, Господь Бог властен творить преславные дела и чудеса “в спасение и пользу верных”. На этом основании освящаемому колоколу испрашивается Божие благословение и сила для того, чтобы слышащие его днем или ночью возбуждались к славословию имени Божия и собирались в церковь; чтобы самый звон колокола воздавал славу Богу; чтобы этим звоном освящался воздух и прогонялись из него все вредоносные силы (в т.ч. не только былые смертельные эпидемии холеры и проч., но и современные – радиация, свиной грипп, что засвидетельствовали ученые); чтобы этим звоном утишались и прекращались бури и грады, молнии и громы; чтобы, наконец, слыша его, верные рабы Божии укреплялись в благочестии и вере и мужественно противостояли “всем диавольским наветам”, побеждая их молитвой и славословием.

    Благодатный звон имеет еще одно необыкновенное свойство: он распространяется в воздухе крестообразно (!), т.е. звуковые волны расходятся крестом на четыре стороны.

    По сей день сохраняется практика в особо тяжких бедствиях благословлять звонить в колокола чуть не круглосуточно.

    Почему именно колокола? Господь Иисус Христос говорит, что при конце мира Он “пошлет ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их” (Мф. 24:31). Апостол Павел говорит о последней трубе, которая вострубит – и совершится изменение живущих людей в бессмертные существа и воскресение умерших (1 Кор. 15:52; 1 Фее. 4:16-17).

    Знаменательно, что в раннехристианские времена, в IV веке, в египетских и некоторых палестинских монастырях употреблялись именно трубы для тех же целей, для каких впоследствии стали употребляться колокола. В древние времена в монастырях для созыва братии на молитву и при богослужении для сугубого возбуждения внимания молящихся широко употреблялись деревянные, железные, медные, даже каменные била и клепала . Такие била и клепала перешли и в русские обители. Древние Уставы, которыми и ныне пользуется Церковь, составлялись до распространения колоколов. Поэтому все, что сказано в уставных текстах о биле, клепале, древе великом, следует относить к колокольному звону. Иногда даже происхождение слова “колокол” связывают с обычаем ударять кол о кол, создавая звук-сигнал. И в деревянном биле, и в колоколе из сложного сплава, и в серебряной трубе тем важнейшим общим, что их объединяет и уравнивает, является самый звук как сигнал, соответствующий таинственному воплю в полуночи: “Вот, Жених идет, выходите навстречу ему” (Мф. 25:6), которым прикровенно изображается второе пришествие Христово. Такой сигнал есть не что иное, как благовестие о пришествии Судии и Избавителя. Звук труб, бил, клепал и колоколов — это тоже благовестие о богослужении. Поэтому колокольный звон получил в России замечательно точное название — благовест. С этой точки зрения колокольный звон для храма и прихода или для братии монастыря подобен тому, чем является для всей Вселенной Евангелие, что в переводе — кальке на русский язык значит благовестие.

    В богослужебных книгах колокол называется кампан, что этимологически связано с названием римской провинции Кампания, где добывалась лучшая медь для колоколов, с греко-латинским названием поля — campi и с названием растущего на полях цветка колокольчик — campanula. Есть мнение, что название колокола (кампан) обусловлено тем, что, как по полю беспрепятственно может идти человек, так по воздуху свободно распространяется звук колокола.

    По своей внешней форме колокол — не что иное, как опрокинутая чаша, из которой как бы изливаются звуки, несущие в себе Божию благодать.

    В восточных православных странах в XI-XII вв. было немало противников колоколов, как принадлежности латинской Церкви, но в XII в. последовало официальное благословение на их употребление в Православной Церкви.

    Вначале колокола не имели постоянного места в храме: их подвешивали и в арках входных дверей, и внутри храмов, и в башнях куполов, и на отдельных звонницах близ храмов, и на воротах церковной ограды или монастырской стены. В Русской Церкви в древности для колоколов строились звонницы в виде стенки со сквозными проемами, в которых подвешивались колокола. С XIV в. на Руси появляются многоступенчатые башни с конусообразной или купольной кровлей, под которой находились колокола. Как и звонница, колокольни строились вначале отдельно от храмов. Но в московской архитектуре XVI-XVII вв., а затем повсеместно появились храмы, построенные вместе с колокольнями, которые входят в здание храма, составляя с ним целое. Такие колокольни ставятся с западной стороны храма так, что вход в храм осуществляется через нижний этаж колокольни, который может являться в таком случае притвором. Наряду с такими колокольнями продолжали сохранять и строить храмы с колоколами в куполах на кровле или в отдельно стоящих колокольнях. Возникновение колоколен было обусловлено стремлением и возможностью создавать большие и звучные колокола. Кроме того, чем выше поднят колокол, тем дальше его слышно, так что высокая колокольня как бы заложена в самой идее колокола. Колокольня духовно может означать и гору, с которой Господь благовествовал Евангелие, и мачту корабля, где находится наблюдатель, возвещающий об опасности или приближении долгожданной цели плавания, и вершину земной истории человечества, на которой прозвучит архангельская труба, благовествующая о Христе грядущем и начале вечной жизни.

    В соответствии с требованиями Устава и значением богослужений различают несколько видов звона. Благовест — это звон, при котором ритмично ударяют в один колокол. Удары в разные колокола поочередно называются перезвоном или перебором. Слово “звон” также имеет узкий смысл, означающий удары в несколько колоколов одновременно. Звон, при котором ударяют в разные колокола одновременно в три приема с паузами между ними, называется трезвоном. Благовест бывает три раза: к вечерне, утрени и литургии, точнее, к часам перед литургией. К самой литургии бывает трезвон. В особо торжественных случаях сначала бывает благовест, который переходит в перезвон (перебор), а за ним следует трезвон.

    Звон во время литургии и утрени призывает верующих, находящихся вне храма, соединить свои молитвы с молитвами присутствующих на богослужении. Особыми переборами и трезвонами сопровождаются торжественные молебны, водосвятия, крестные ходы.

    Звоны меняются в зависимости от характера служб. Одни звоны Великим постом, иные в прочие дни года, одни в праздники, другие в будни; особые звоны к заупокойным службам. Различают праздничный, воскресный, полиелейный, будничный, малый колокола. При этом может быть несколько небольших зазвонных колокольцев различной величины, которыми сопровождается звон в основные колокола. Названия колоколов показывают и случаи, в которых каждый из них участвует в благовесте, или звоне. Искусство русского церковного колокольного звона уникально и представляет собой не только великое духовное явление, но и подлинный шедевр мировой культуры.

    Сегодня в нашей обители есть своя колокольня, восстановлена она как точная копия прежней разрушенной. Она состоит из четырех ярусов и прекрасно вписывается в общий архитектурный ансамбль монастырского комплекса. Общая высота – 48 м, в т.ч. шпиль 10 м и трехметровый крест.

    А колокола появились в восстанавливающемся монастыре почти сразу. Сначала один подвесили прямо на улице, затем построили помост – звонницу. Все наши колокола– а их 9 штук – это дар благодетеля монастыря Владимира Ивановича Акатова, ныне почившего. Самый тяжелый колокол – «всенощный» – весит 1900 кг. Колокола были отлиты в Воронеже и оказались на редкость удачного звучания и подбора в гармонии, как говорят сами мастера-изготовители: «Проезжая мимо вас, специально задерживаемся послушать звон». Развешены колокола в порядке, подобранном настройщиком. Изначально, еще на звоннице, сестры-звонари пользовались веревками, подтянутыми к колокольным языкам. Со временем выработалась своя традиция, а нынешние устройства – педали ножные и ручные – позволяют не только усовершенствовать перезвон, но и звонить самым сложным праздничным звоном всего одному звонарю. Послушание звонить в колокола знакомо многим сестрам, но освоить сложные партии дается не всем. Сложность обучения состоит еще и в том, что отрабатывать на практике ритм ударов приходится сразу «в прямом эфире» — на всю окрестность, и как правило, непосредственно в уставное время. Иногда заучивать такт и даже придумывать нечто новое приходится «на кирпичиках», чтобы привыкли руки. Но в любом случае в основе сохраняется избранный изначально основной четверичный такт, который соответствует молитвенному выражению «Благо-дать Свя-таго-Духа». Так и читаем, чтобы не сбиться.

    Исполнять обязанности звонаря – это и телесный подвиг тоже, особенно зимой на ветру. Да и забираться приходится высоко и быстро, по несколько раз на день. В зимнее время утром и вечером звон затемно: верхние ярусы освещаются лампочками, точно пещерки горят высоко в очертаниях колокольни. И все же это одно из самых любимых послушаний, потому что благодатную радость от колоколов чувствуешь при первых же ударах, как бы тяжело только что не было – все как рукой снимается! Не удивительно, что паломники мечтают и просят иногда «попробовать», особенно подростки, однако это слишком ответственно, обычно разрешается постоять рядом и посмотреть.

    Но однажды в году звонить можно всем – на Христову Пас ху. Правда, приходится на колокольне непременно дежурить: потеряв голову от радости и мощности звука, буквально прыгают по педалям даже взрослые. Ну что ж, иногда приходится чинить оборванные тросы. Радость Воскресения Господня – действительно, ни с чем не сравнима. И радость пасхального колокольного звона помнится всем сердцем.

    Колокола звонницы


    Колокола звонницы.

    Еще в XIX столетии исследователи признавали, что лучшие по тону колокола в России находятся на звоннице Успенского собора в Ростове Великом. Звоны там названы по именам учредителей: Ионинский, по имени митрополита Ионы Сысоевича, который с 1652 года по 1691 год в течение 39-и лет правил Ростовской митрополией; Георгиевский, особенно хороший, как говорят знатоки, принадлежал архиепископу Георгию Дашкову, правившему Ростовом уже по уничтожении митрополии с 1718 года по 1731 год; Иоакимовский, по имени архиепископа Иоакима, 1731-1741 год. Известны и другие ростовские звоны, например, Ионафановский. Колокола висят в линию и различаются весом: первый в 2.000 пудов, второй в 1.000, третий в 500 и т.д. до 20 пудов и менее. Всех колоколов в то время было тринадцать. Сейчас на звоннице находятся пятнадцать колоколов. Многие из них уникальны по своей истории, технике литья, а главное — по своему звучанию.

    Колокол «Сысой».

    В 80-е годы XVII века стараниями мастеров ростовского митрополита Ионы Сысоевича (1652-1691) рядом с кафедральным Успенским собором была возведена звонница палатного типа с набором из двенадцати колоколов. Самый большой колокол весит две тысячи пудов (32 тонны), лил его в 1688 году московский мастер Флор Терентьев. Имя своё «Сысой» он получил в память об отце владыки Ионы, схимонахе Сысое. Язык этого колокола-гиганта весит около полутора тонн, раскачивают его два звонаря. Диаметр отверстия, или поперечник основания, сего колокола — 5 аршин и 3/4 вершка. Диаметр его вершины внутри 2 аршина 7 1/4 вершка. Высота колокола внутри от основания до верху, не считая ушей, 3 аршина 13 1/2 вершка. Толщина звуковой части, или вала, где ударяют языком, у сего колокола 7 вершков. Число простых колебаний, которые производит сей колокол в течение секунды, при 12° Реомюра, = 130,92. Колокол имеет скромное убранство. Около его главы и краев проходит рельефная надпись, выполненная вязью на церковно-славянском языке. Из текста надписи мы знаем, что отливал «Сысой» мастер Флор Терентьев.

    Вверху, вокруг главы написано: «Лета 7197 г. Ноемврия в 11 день. При державе Великих Государей, Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и Великия Государыни и Благоверныя Царевны и Великия Княжны Софии Алексиевны всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцев», а внизу, вокруг краев написано: «и при Благоверных Государынях Царицах и Великих Княгинях Наталии Кириловне, Параскеве Феодоровне, Марфе Матфеевне и при Великом господине Святейшем Кир Иоакиме Патриархе Московском и всея России, тщанием и радением Преосвященного Ионы митрополита Ростовского и Ярославского лит сей колокол в Ростове к соборной и апостольской церкви Успения Пресвятыя Богородицы и великих Ростовских Чудотворцев Леонтия, Исаиа, Игнатия епископов; а лил колокол мастер Флор Терентьев; а весу в сем колоколе две тысящи пудов». Помимо надписи колокол украшает довольно сложный орнамент. Над текстом расположен ряд изображений серафимов (благодаря искусству литейщика они составляют как бы волнообразную линию). Под надписью проходит узкая полоса цветочного орнамента и ряд из шестикрылых херувимов.

    Тон этого колокола соответствует ноте «До», находящейся на второй добавочной снизу линии нотной системы с басовым ключом и весьма близко подходит к малой терции нормального диапазона простых колебаний. Колокол этот имеет то особенное достоинство, что, кроме основного тона «До», дает еще верхний гармонический тон, составляющий чистую большую терцию, соответствующую ноте «Ми», находящейся между третьей и четвертой линиями нотной системы с ключом басовым. Этот верхний тон — большая терция «Ми» — становится особенно слышною тогда, когда мы удаляемся от сего колокола, во время благовеста в него. При совместном звучании с двумя менее крупными колоколами ростовской звонницы — «Лебедем» (500 пудов) и «Полиелейным» (1000 пудов), отлитыми знаменитым мастером Филиппом Андреевым соответственно в 1682 и 1683 годах, звон их образует до-мажорное трезвучие, и слаженность, необходимая для этого, поразительна. Низший обертон «Сысоя» совпадает с основным тоном «Полиелейного».

    Колокол «Полиелейный».

    Следующий по величине колокол — тысячепудовый «Полиелейный», отлитый шестью годами раньше «Сысоя», в 1682 году, московскими мастерами Филиппом Андреевым и его сыном Киприаном. «Полиелейный» в переводе с греческого означает «многомилостивый». Колокол украшен двумя широкими орнаментальными поясами, между которыми расположена надпись. Верхний пояс орнамента составляют изображения шестикрылых херувимов с восьмиконечными розетками между ними. Нижний пояс состоит из двух рядов орнамента. Один из них это сложный цветочный узор, близкий по рисунку такому же орнаменту на «Сысое». К сожалению, мы не можем оценить всей его красоты из-за не совсем качественного литья — часть рисунка скрыта под натеками металла. Под цветочным орнаментом расположен ряд из фигурок фантастических крылатых существ с кистью-ламбрекеном вместо хвоста. Вторую пару крыльев им заменяют завитки ввиде буквы С. Фигурки чередуются с такими же восьмикнечными розетками, что и херувимы в верхнем поясе орнамента. Такие мотивы орнамента (в виде цветочного узора и крылатых фигурок с ламбрекенами) Филипп Андреев позже будет использовать и в других своих работах. Например, они украшают колокола этого мастера на колокольне Иван Великий в Московском Кремле: «Ростовский» на первом ярусе, и два колокола 1687 года на втором и третьем ярусах.

    Колокол «Лебедь».

    Колокол «Лебедь» весом в пятьсот пудов был отлит Филиппом Андреевым одновременно с «Полиелейным» в 1682 году. «Лебедем» его прозвали за красивый полётный голос. Это третий по величине колокол ростовской звонницы. По характеру убранства он типичен для своего времени. Наиболее нарядно украшена верхняя часть колокола. Здесь в поясе с текстом изображен Галгофский крест, под надписью проходит растительный орнамент из восьмилепестковых розеток, вьющегося стебля с цветами, бутонами и плодами. Очень сходный по рисунку с этим орнаментом декор был использован мастерами Василием и Яковым Леонтьевыми для украшения колокола под названием «Широкий» 1677 года. Он сейчас находится возле звонницы собора Святой Софии в Новгороде. Под ним расположен ряд с изображениями четырехкрылых существ с хвостами-ламбрекенами. Оба этих мотива очень напоминают декор «Полиелейного» колокола. Литье также было выполнено с некоторыми изъянами: мелкие детали почти не проработаны.

    Рядом с «Лебедем», в третьем пролёте звонницы находятся ещё три колокола — «Красный» (30 пудов), «Козел» (20 пудов) и «Набатный». Другие четыре безымянных колокола расположены между третьим и четвёртым пролётами.

    Колокола «Красный», «Козел» и «Набатный».

    Колокол «Красный», вес которого составляет примерно 30 пудов, не имеет датировки, однако особенности его орнамента находят наиболее близкие аналоги среди колоколов конца XVII — начала XVIII века. Верхний фриз колокола разделен на три пояса. Первый состоит из тщательно проработанных ажурных трилистников, соединенных дугообразными стеблями. Под ним проходит гладкий пояс в обрамлении валиков. Наконец, внизу помещены изображения крылатых существ (ангелов?) с замысловатыми хвостами из плодов и листьев.

    Такой мотив известен нам на примере колоколов, отлитых мастерами из династи Моториных. Это колокола Федора Моторина: 1683 года на колокольне собора Покрова на Рву и 1685 года, отлитый для колокольни Никольского собора в Москве. Из колоколов работы Ивана Моторина это — «Семисотный» 1704 года на Успенской звоннице Московского Кремля, «Набатный» 1714 года, ныне находящийся в экспозиции Оружейной палаты Московского Кремля, и «Новгородский» 1730 года на первом ярусе колокольни Иван Великий. Стоит также отметить, что изображения ангелов на колоколе «Красный» по рисунку ближе аналогичным изображениям на колоколах Ивана Моторина (особенно «Семисотном»). Крылатые существа на колоколах Федора Моторины выглядят иначе, хотя точнее было бы охарактеризовать изображение крылатых существ на колоколе «Красный» как некий синтез особенностей подобного орнамента на разных колоколах.

    Колокол «Козел» (его вес -20 пудов) лишен какой-либо орнаментации. Он был отлит в конце XIX века на ярославском заводе Оловянишникова. По рекомендации о. Аристарха Израилева, согласно которой любой орнамент пагубно сказывается на звучании колокола, колокол «Козел» изготовили с совершенно гладкой поверхностью. Однако особенного благозвучия эта предосторожность колоколу не принесла. После того, как он был поврежден, колокол совсем перестали использовать в звонах.

    Колокол «Набатный» больше известен по другому своему названию — «Ионафановский». Его изготовили в 1894 году на заводе Оловянишникова, как и предыдущий колокол. Отливка «Иоанафановского» колокола была своеобразным подарком по случаю торжественного события — пятидесятилетнего служения в церкви архиепископа Ярославского и Ростовского Иоанафана. Об этом свидетельствует довольно пространная гравированная надпись в верхней части колокола. Поле с надписью ограничено валиками и обрамлено двумя широкими рядами орнамента. Верхний пояс выполнен в виде ромбовидного узора, а нижний в виде стилизованной плетенки. Благодаря высокому качеству литья, оба орнамента выполнены достаточно четко. Такое решение орнамента, лишенное какой-либо символики, было типично для этого времени.

    «Безымянные» колокола.

    Как уже было сказано выше, четыре безымянных колокола расположены между третьим и четвертым пролетами ростовской звонницы. С исторической точки зрения интерес представляют три из них. Орнамент одного из них представляет собой два пояса из ажурных трилистников, соединенных между собой дугообразными стеблями. Два ряда орнамента являются как бы зеркальным отображением друг друга. Между орнаментальными поясами проходит широкая гладкая полоса, обрамленная валиками. Судя по характеру рисунка трилистника, тщательности проработки орнамента и высокому качеству литья, колокол этот может быть датирован концом XVII века. Так же можно предположить, что он был отлит московским мастером. Некоторое время на звоннице находились еще два колокола с подобным орнаментом. В настоящее время похожий декор можно видеть на колоколе «Ясак».

    Еще два безымянных колокола имеют практически одинаковое оформление. Их декор представляет собой два пояса растительного орнамента, состоящего из вьющегося стебля с цветами, бутонами и плодами. По своему рисунку он очень напоминает растительный орнамент больших колоколов ростовской звонницы «Сысоя» и «Полиелейного» (особенно «Сысоя»).

    Из пяти колоколов, расположенных в четвертом пролете звонницы, сохранились три древних колокола: «Баран», отлитый московским мастером Емельяном Даниловым, и два зазвонных. Кроме них в этом пролете находится еще колокол «Голодарь» XIX века и небольшой колокол «Ясак», предназначенный для того, чтобы подавать сигнал к началу звона.

    Колокол «Голодарь».

    Колокол «Голодарь» весом 171 пуд изготовлен в 1856 году на заводе Ярославского купца Чарышникова. Когда-то на месте этого колокола висели «Голодарь» 1-й и «Голодарь» 2-й , которые были разбиты. Название свое колокол получил от того, что в него благовестили во время Великого Поста. Для декоративного убранства «Голодаря» характерно большое разнообразие элементов. Вверху и внизу на его поверхности воспроизведена надпись гражданским шрифтом о создании колокола, ограниченная валиками и жемчужником. В верхней части над надписью даны изображения шестикрылых херувимов, чередующиеся с картушами, внутри которых помещен орнамент из виноградных плодов и листьев. Ниже надписи проходит кайма растительного узора, состоящая из завивающихся стеблей и листьев аканта, рядов жемчужника и мелких пальметт. Эта кайма в четырех местах прерывается прямоугольными клеймами с рельефными изображениями иконы Владимирской Богоматери и святых Николая Чудотворца, Александра Невского и Леонтия Ростовского.

    Все изображения ограничены рамами из растительного орнамента, жемчужника и веревочки. По сторонам клейм расположены фигуры коленнопреклоненных ангелов на облаках. Между клеймами помещены лики ангелов с распущенными крыльями. Рельеф разнообразен по высоте и тщательно проработан. Возможно, поводом для отливки колокола послужило восшествие на престол императора Александра II. Подтверждением этому служат рельефные изображения патрональных святых государя и его отца: князя Александра Невского и святителя Николая Чудотворца.

    Колокол «Баран».

    Колокол «Баран» самый древний на Ростовской звоннице. Вес его 80 пудов. Отлил колокол в 1654 году известный московский мастер Емельян Данилов для звонницы-предшественницы нынешней. В его украшении использованы различные орнаментальные мотивы и довольно длинная надпись. В верхней части колокола размещена кайма из трилистников, соединенных дугообразными стеблями, под ней — текст надписи, выполненный такой нарядной вязью, что сам является украшением колокола. Под ним находится полоса орнамента, основной мотив которой — львинообразные маски в обрамлении побегов и листьев аканта. Этот мотив получил название «маскароны». На ветвях аканта изображены фантастические птицы. Завершается орнаментальный пояс узкой полосой из дугообразных стеблей и свисающих с них трилистников. Орнамент отличается тщательностью проработки и высоким качеством литья. Довольно похожий по рисунку, хотя и отличающийся некоторым своеобразием орнамент украшает колокол 1692 года, находящийся ныне на звоннице Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале.

    Зазвонные колокола.

    В четвертом пролете ростовской звонницы кроме двух упомянутых колоколов находятся два небольших зазвонных колокола и колокол «Ясак». Один из зазвонных колоколов практически лишен какого-либо декора. «Ясак» — не участвует в звонах, а только подает сигнал к их началу. Его орнамент весьма традиционен — это два пояса трилистников в зеркальном отображении. По стилю их рисунок очень схож с декором одного из «безымянных» колоколов третьего проема.

    Второй зазвонный колокол очень интересен с точки зрения своего декоративного оформления. Наряду с традиционной каймой из дугообразных стеблей и ажурных трилистников, на нем выполнен орнаментальный фриз, в рисунок которого входят изображения фантастических птиц в обрабрамлении вьющихся побегов с пышной листвой и плодами. Датировка этого коколола основана на близких аналогах. В музее Ростова Великого хранится колокол 1685 года из села Первитина Ростовского района. Его орнамент практически идентичен декору зазвонного колокола. На колокольне собора Покрова на Рву есть колокол 1692 года, работы Ивана Моторина, орнаментальные мотивы которого несколько схожи с ним, но имеют гораздо более сложный рисунок и тщательную проработку.

    Звоны на ростовской звонницы уникальны по своему звучанию и гармонии. Во время звона звонари становятся так, что могут видеть друг друга и соглашаться в такте, что является одним из условий гармоничного и слаженного звона. Митрополит Платон приезжал слушать эти звоны и хотел учредить у себя такие же в Вифании. Но ему сказали: «дайте такую же колокольню и такие же колокола».

    Митрополит Лев освятил колокола Софийской звонницы

    • | Печать |

    Подробности 22.04.2014 17:30 Просмотров: 2026

    22 апреля 2014 года, во вторник Светлой седмицы, Митрополит Новгородский и Старорусский Лев совершил чин освящения колоколов Софийской звонницы.

    В настоящее время два самых больших колокола расположены у подножия Софийской звонницы – «Праздничный», литый мастером Ермолаем Васильевым в середине XVII века (его масса составляет 25,6 тонн) и «Воскресный», литый валдайскими мастерами в 1839 году (его масса равна 9,6 тонн).

    С декабря 2013 г. осуществляется Проект исследования колоколов НГОМЗ. Исследования проводятся рабочей группой Санкт-Петербургской духовной академии и духовной семинарии (руководитель — преподаватель СПбДАиС, клирик церкви Иоанна Предтечи в деревне Юкки, иерей Павел Радин) и научными сотрудниками Новгородского музея-заповедника.

    Богослужение сопровождал пением хор Софийского кафедрального собора Великого Новгорода.

    Советы посетителям

    • Посещайте монастырь с экскурсией. Гид расскажет вам много интересного об этом месте.
    • Если решили добираться на автобусе, то вам нужен №7 или 7-а, который идет от вокзала. Остановка назначения – «Юрьево».
    • Если едете на автомобиле, то выезжайте из города по улице Троицкой, а затем следуйте по главной дороге до поворота на монастырь.
    • При осмотре не ограничивайтесь архитектурными памятниками, обойдите крепостную стену и спуститесь к реке. С берега открывается прекрасный вид.
    • Обязательно попробуйте местную еду. В трапезной подают вкусные обеды, а в монастырской лавке продают восхитительную выпечку. Кстати, по воскресениям тут кормят всех желающих бесплатно.
    • Послушайте хор.
    • Раз уж вы оказались здесь, то посетите музей зодчества Витославицы. Он находится в 10 минутах ходьбы от монастыря.
    • На территории ведутся раскопки и реставрации, будьте готовы к тому, что часть зданий может быть закрыта для посещения.
    • Для паломников и их детей экскурсии проводят послушники монастыря.
    • На противоположном берегу Волхова располагается Рюриково городище — торговый и военный центр Приильменя, резиденция новгородских князей. Можно посмотреть на него с помощью оптики у ворот.

    Юрьев монастырь считается первым православным монастырем Новгородской земли и внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это единственный уцелевший пример ансамблевой исторической застройки, сохранившийся в южных окрестностях города.

    Читать еще:  Осенью будущего года планируется завершение строительства православного храма в Пхеньяне
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector