1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Собор святой великомученицы Екатерины в Пушкине: знакомим с вопросом

В 1835 году началось строительство собора Святой Великомученицы Екатерины в Царском Селе по проекту Константина Тона, утвержденному самим императором Николаем I. Средства были выделены лично императором. Три самых больших колокола для нового храма отливались в Ярославле по личному распоряжению императора.

Роспись собора была поручена живописцам Федору Брюллову, Федору Бруни и Алексею Егорову. В частности, именно Брюллов написал двенадцать пророков, Бруни — образ Святой Екатерины, «Тайную вечерю» и образ Святого Благоверного Князя Александра Невского. Иконостас для храма был выполнен пятиярусным, кроме того он был позолочен и украшен искусной резьбой.

Через пять лет, в 1840 году, собор встал перед прихожанами во всей своей красе, и уже 24 ноября (по старому стилю) духовник императора протопресвитер Николай Музовский освящал его в присутствии императора, наследника престола цесаревича Александра и всего двора. После открытия собора прилегающая к нему площадь Царского Села стала называться Соборной.

Весь 1842 год был посвящен украшению территории перед новым храмом. Этими работами руководил садовый мастер Федор Федорович Лямин. Были высажены тополя, привезенные из Голландии, устроены дорожки, ведущие к собору.

Изначально собор Святой Екатерины был однопрестольным. В 1851-1852 годах появились еще два придела: правый — во имя святого благоверного князя Александра Невского и левый, освященный во имя святых Константина и Елены.

Собор святой великомученицы Екатерины в Царском Селе

В рамках предстоящего 26-27 июня 2010 года Первосвятительского визита в Санкт-Петербургскую митрополию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит освящение возрожденного Екатерининского собора в Царском Селе и Божественную литургию в новоосвященном соборе.

Возвышавшийся в центре Царского Села величественный пятиглавый храм святой великомученицы Екатерины, возведенный в стиле суздальских соборов по проекту и под наблюдением архитектора К.А. Тона, был заложен в 1835 году по повелению императора Николая I.

Освящение собора состоялось 24 ноября 1840 года, в день памяти святой великомученицы, в присутствии императора Николая I и цесаревича Александра Николаевича. В 1851-1852 годах были устроены боковые приделы: правый — во имя святого благоверного великого князя Александра Невского и левый — во имя святых равноапостольных Константина и Елены.

Собор был высотной доминантой города. Его золоченые купола были видны при подъезде к Царскому Селу по железной дороге (собор строился одновременно с Царскосельской железной дорогой — первой железной дорогой в России). Центральная ось Царскосельского железнодорожного вокзала была направлена на городской собор, парадная Широкая улица вела к храму.

Среди внутреннего убранства собора особой красотой и благолепием выделялся резной золоченый пятиярусный иконостас, иконы которого были написаны известными художниками. Кисти Ф.А. Бруни принадлежали иконы святой великомученицы Екатерины и Тайной Вечери, А.Е. Егорова — запрестольная икона Воскресения Христова и образа архангелов Гавриила и Михаила на боковых вратах, Ф.П. Брюллова — евангелисты в куполе, образ Аарона и трех святителей и другие иконы. В алтаре одного из приделов находились два замечательных живописных образа великих мастеров — Распятие работы Ван-Дейка и Слава Богородицы Паоло Веронезе.

Из других святынь, находившихся в храме, следует назвать Владимирскую икону Божией Матери в сребропозлащенной ризе, украшенную драгоценными камнями, — в память коронования императора Александра II и императрицы Марии Александровны, и образ святителей Московских, присланный в 1867 году святителем Филаретом, митрополитом Московским.

Читать еще:  Ватикан решил строже относиться к чудесам

В 1917 году в склепе собора был погребен первый по времени новомученик Русской Церкви протоиерей Иоанн Кочуров, убитый большевиками 31 октября 1917 года — через пять дней после штурма Зимнего дворца.

В 1922 году храм был разграблен в ходе так называемого изъятия церковных ценностей. Помимо церковной утвари были отобраны и несколько наиболее ценных в художественном отношении икон.

В 1938 году Екатерининский собор был закрыт, а спустя год, в июне 1939 года, взорван. На месте храма планировалось устроить сквер поэтов, но в итоге был установлен памятник Ленину, который простоял на останках собора более 40 лет.

В 1995 году приходом Софийского собора рядом с памятником был установлен поклонный крест и начали совершаться регулярные молебны.

В 2006 году экспедицией РАН были проведены масштабные археологические раскопки фундамента собора. Был поднят вопрос о возможном восстановлении храма. В 2007 году Совет по сохранению культурного наследия правительства Петербурга единогласно принял концепцию воссоздания собора святой великомученицы Екатерины в Царском Селе. В последние годы шло активное восстановление собора, которое осуществлялось при поддержке благотворительного фонда «Воссоздание собора святой Екатерины в Царском Селе». В настоящее время проводится также комплексная реконструкция всей Соборной площади.

В мае 2009 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время визита в Санкт-Петербургскую митрополию посетил Царское Село и вознес молитву в стенах воссоздаваемого Екатерининского собора.

Возрожденный храм архитектурно тождественен своему предшественнику: высота собора составит 53 метра, общая площадь строения — 1 145 квадратных метров. В подвальной части, где сохранился фундамент ХIХ века, расположится православный музей истории собора святой Екатерины.

История Екатерининского собора Пушкина

В целом XIX век прошел для собора Святой Великомученицы Екатерины почти спокойно. Он постоянно находился под покровительством царствующего дома. Возможно, именно это способствовало его гибели в советские годы.

В 1862 году собор, который не простоял еще и четверти века, пострадал от пожара. От жара (горел Гостиный двор) на его куполах сошла позолота. Но ущерб довольно скоро восполнили, а в 1865 году покрыли главы специальным составом, защищающим от ржавчины.

В год празднования трехсотлетнего юбилея дома Романовых в Екатерининском соборе была отслужена панихида по царям и императорам России.

От мызы к резиденции

Скромный двухэтажный дом, принадлежавший матери, возможно, вызывал у императрицы сентиментальные чувства. Но он никак не мог отвечать ее тяге к роскоши, которую она, будучи по сути опальной представительницей правящей династии, никак не могла утолить, пока не получила императорскую корону. По велению царицы здание по проекту Браунштейна снесли и построили новое, которое все годы ее правления расширяли и перестраивали. В память о Екатерине I императрица назвала новую по сути резиденцию Екатерининским дворцом.

Всего было четыре капитальных перестройки за 15 лет. Друг друга сменяли российские зодчие Земцов, Квасов, Чевакинский — они делали дворец все больше и великолепнее, а императрице он казался все-таки недостаточно роскошным. Последним «перестройщиком» стал весьма популярный в России Франческо Бартоломео Растрелли, итальянец по происхождению, обер-архитектор императорского двора. Ему принадлежат проекты Зимнего дворца и Смольного монастыря в Санкт-Петербурге.

Растрелли придал дворцу в Царском Селе тот вид, который мы знаем сейчас. Причем работы под его руководством начались в 1748-м и закончились в 1756 году. Бело-голубой, как небо, воздушный благодаря огромным по тем временам окнам, украшенный лепниной и статуями по моделям скульптора Дункера дворец в своей роскоши соперничал с самим Версалем. На покрытие сусальным золотом куполов дворцовой церкви, а также статуй на фасаде ушло около ста килограммов драгоценного металла. В более позднее время таких растрат уже не допускали, Екатерина II считала это ужасным разбазариванием казенных средств. Статуи просто покрывали краской.

Читать еще:  В Санте-Кларите открылась армянская церковь

Фасад Екатерининского дворца

Растрелли был порождением и воплощением стиля барокко в его русском изводе: пышном порой до тягостности, но однозначно впечатляющем. Екатерининский дворец стал идеально стилистически цельным памятником барокко. Следуя вкусам своей обожавшей роскошь заказчицы, Растрелли спланировал для нее Парадную анфиладу, декорированную золоченой резьбой. Обилие золота подарило анфиладе второе имя — Золотая. Она тянулась вдоль всего фасада дворца — и была единственным подобным проектом Растрелли.

Апофеозом этой эстетики в отдельно взятом Екатерининском дворце стал гигантский, площадью около тысячи квадратных метров, двусветный Большой зал. В нем так много золоченой резьбы, что буквально болят глаза: мало того, покрытые сусальным золотом, вырезанные из липового дерева ангелочки-путти, цветы, волюты и арабески еще и множатся в громадных зеркалах в простенках между окнами. Живописный плафон — гигантская картина на потолке — был написан итальянскими художниками Валериани и Перезинотти.

Настоящей жемчужиной царскосельских интерьеров была Янтарная комната. Ее стенные панели представляли собой панно с мозаикой из кусочков балтийского янтаря разных оттенков — от белого до темно-коричневого. На панелях имелись медальоны-рельефы с пейзажными сюжетами, тоже выложенные из янтаря.

Панели изготовили в Пруссии в начале XVIII века. В 1716 году король Фридрих Вильгельм I преподнес их в качестве дипломатического дара Петру I. Долгое время панели лежали без дела, но уже при Елизавете Петровне, в 1746 году, их дополнили подходящими по декору фризами и смонтировали в Зимнем дворце, откуда в 1755-м перевезли в Царское Село.

5. Екатерининская пустынь

Видное, район Расторгуево, Петровский пр., вл. 21

Фото sobory.ru

Монастырь был основан во второй половине XVII века по приказу царя Алексея Михайловича. Предание гласит: после охоты на землях Ермолинских рощ царь не поехал в Москву, а решил переночевать в шатре на том же месте. Во сне ему явилась святая великомученица Екатерина и возвестила о том, что жена его в эту ночь родит девочку. Когда он вернулся домой и увидел подтверждение ночному известию, то решил назвать дочь в честь святой, а на том месте, где произошло чудесное видение, приказал основать монастырь. Строительство монастыря продолжалось на протяжении почти десяти лет и все время полностью спонсировалось государем.

В советский период монастырь потерпел огромные лишения. К 1938 году его передают Главному управлению местами заключения: стены обители становятся тюрьмой для бывших высокопоставленных госслужащих. Жилые корпусы переоборудовали в камеры, и, по некоторым данным, в Екатерининском соборе действовал крематорий для умерших заключенных.

В 1991 году монастырь был передан Церкви и несколько лет восстанавливался. Сейчас это действующий мужской монастырь, на территории которого работает приходская школа и музей.

История создания

Дворцовую церковь Воскресения Христова заложили 8 августа 1746 года. Спустя десять лет, в июле 1756 года, шедевр Растрелли был возведен. На торжественном освящении присутствовала императрица Елизавета Петровна. Первоначальный проект разработали архитекторы Андрей Квасов и Савва Чевакинский, но окончательный вариант был сделан по чертежам Франческо Растрелли. С тех пор вот уже несколько веков золоченые купола церкви возвышаются над массивом дворца. А ее фасад стал визитной карточкой и символом музея.

Внутреннее убранство храма не уступало его внешней красоте. Помещение разделили на четыре части: алтарь, неф, хоры и места под хорами. Специально для церкви было написано 114 икон, живописный плафон с изображением Вознесения Господня. Стены выкрашены в цвет берлинской лазури так пожелала Елизавета Петровна. Насыщенный синий гармонично контрастировал с позолоченными фигурками ангелов, цветами и колоннами, обвитыми резными гирляндами.

Читать еще:  В Архангельске станет меньше пазиков

Этот храм связан с важнейшими событиями в жизни венценосных особ. Здесь проходило венчание членов императорской семьи, крещение младенцев императорского дома, родившихся в Царском Селе, среди них были будущие императоры Николай I и Николай II.

Адрес

Кадетская линия, дом 27 А

Метро

  • Спортивная
  • Василеостровская

Как добраться

  • От станции метро Спортивная нужно пройти по Тучкову переулку, выйти на набережную Макарова, к входу в метро
  • От станции Василеостровская можно доехать на трамвае 406 до остановки Кадетская линия, затем пройти около 100 метров налево, до храма
  • Пешком от станции метро Василеостровская направо по Среднему проспекту до Кадетской линии, затем налево до церкви. Дорога займет около 8-10 минут.

ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ДВОРЕЦ

РЕЖИМ РАБОТЫ

Со 2 июня по 31 августа:

Продажа билетов с 12:00 до 19:00.

В понедельник и среду продажа билетов с 12:00 до 20:00.

Выходной день: вторник

Продажа билетов с 12:00 до 18:00

Выходной день: вторник

С ноября по март:

Продажа билетов с 10:00 до 16:45 (вход на экспозицию до 17:00).

Выходные дни: вторник и последний понедельник месяца.

В период осенних, зимних и весенних школьных каникул продажа билетов с 12:00 до 16:45 (вход на экспозицию до 17:00).

СТОИМОСТЬ БИЛЕТОВ

Взрослые (базовый тариф) – 1 000 руб.

Взрослые (льготный тариф для налоговых резидентов РФ и граждан стран ЕАЭС * ) – 700 руб.

Пенсионеры (льготный тариф для налоговых резидентов РФ и граждан стран ЕАЭС * ) – 350 руб.

Курсанты, военнослужащие срочной службы – 350 руб.

Члены союзов художников, архитекторов, дизайнеров (льготный тариф для налоговых резидентов РФ и граждан стран ЕАЭС * ) – 350 руб.

Учащиеся (с 16 лет), студенты – 350 руб.

Лица, не достигшие 16 лет – бесплатно

* В Евразийский Экономический Союз (ЕАЭС) входят: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Российская Федерация.

Дополнительная информация

В Екатерининском дворце предоставляется услуга «Аудиогид» на английском, немецком, французском и китайском языках. Стоимость услуги – 200 рублей. Залог: 1000 рублей или документ, удостоверяющий личность. Выдача аудиогидов производится администратором в вестибюле дворца.

Большой зал

Большой зал – это первое помещение, в которое попадают гости. Он оставляет самые восторженные впечатления. Его еще величают Светлой галереей. В свое время помещение было создано для официальных приемов. Но им сегодня он поражает богатством и золотым убранством. Зеркала в окружении позолоты создают неповторимое впечатление. Растрелли сумел создать эффект бесконечности помещения. Любой звук в этом помещении повторяется 32 раза, благодаря чему голос императрицы казался властным и сильным. Однако акустический эффект был утерян после реставрации. Но через несколько лет он самостоятельно восстановился.

Завершает богатый интерьер зала паркет из высветленного мореного дуба. Во время балов во дворце гости с трепетом ожидали появления императрицы. В самый торжественный момент распахивались двери в зал и взгляд поражала парадная золотая анфилада дворца, которая протянулась вдоль всего здания. Императрица шла сквозь анфиладу в окружении золота.

Это гениальное творение Растрелли просто поражает воображение. Пышное убранство зала очень впечатляет иностранных гостей. Известно, что Елизавета Петровна была большой модницей. Она не разрешала появляться в одном и том же наряде дважды на балах. В ее гардеробе насчитывалось 15 тысяч платьев. Балы во дворце проходили с большим размахом. Придворным тоже приходилось соответствовать обстановке и своей императрице.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector