1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Города в Евангелии: по каким улицам и переулкам ходил Христос

Города в Евангелии: по каким улицам и переулкам ходил Христос

С незапамятных времен люди научились строить города и давать им названия. Некоторые города совсем молодые, им всего несколько десятков лет. Другие города — древние. Их возраст исчисляется веками и даже тысячелетиями. Есть на Ближнем Востоке три города с такой тысячелетней историей — Вифлеем, Назарет и Иерусалим. Все они упоминаются в Библии — главной священной книге христиан. Вообще, там упомянуто великое множество других городов. Но эти три — особенные. Все они связаны с земной жизнью Иисуса Христа — воплотившегося Бога, пришедшего на землю, чтобы открыть людям путь в Царство Небесное.

В Вифлееме Иисус родился.
В Назарете вырос и жил до тридцати трех лет.
В Иерусалиме отдал Себя на смерть, был погребен и воскрес на третий день.
О каждом из этих городов — наш небольшой рассказ.

Базилика Рождества Христова: история строительства храма

Лишь спустя более 300 лет после рождения Иисуса над знаменитой пещерой была построена небольшая базилика. Ее строительство окончилось в 339 году. Вдохновительницей и инициатором строительства выступила мать византийского императора Константина Елена. Женщина побывала в Вифлееме во время своего паломничества.

Осмотрев пещеру, она приняла решение о том, что здесь должна быть построена базилика Рождества Христова. Первоначально над входом в пещеру располагалось небольшое строение. Крыша имела коническую форму. В строении был предусмотрен маленький проем – через него паломники могли попасть внутрь и осмотреть место рождения Иисуса.

Исторический экскурс

Базилика Рождества Христова в Вифлееме фото которой представлено в этой статье, имеет интересную, хотя порой и весьма печальную историю. Например, самаритяне нанесли строению повреждения во время своего восстания. Реконструкция базилики была проведена только в 550 году. Нею опекался Юлиан, правивший в то время. Во время восстановительных работ базилику сделали большей. Кроме того, соорудили специальный спуск в саму пещеру, который получил название Святой Вертеп.

Еще одно знаковое событие произошло в 1717 году. Место рождения Спасителя пометили звездой с 14-ю лучами, которую впоследствии стала символом Вифлеемской звезды. Сверху расположена надпись «Здесь Дева Мария родила Христа». Сегодня именно там ежедневно проводят богослужения. Для проведения службы соорудили своеобразный престол из мраморного камня. Там же – построили удобный спуск к месту, где и были ясли, в которые сразу после рождения положили младенца.

Базилика Рождества Христова в Вифлееме фото которой представлены на этой странице – древнее, культовое сооружение, к которому ежедневно приходят сотни и тысячи паломников. История у храма действительно глубокая и интересная. Так, в соответствии с преданиями, когда персидские войска в 12 веке атаковали эти земли, не разрушенным остался только описываемый храм. А защитили строения изображения волхвов, нарисованных на стенах здания. Воины-персы приняли волхвов за жрецов, поклоняющихся богу солнца зороастрийцев.

Обратите внимание! Столь невероятное спасение базилики от разрушения принято считать одним из божественных чудес.

Благодаря своему спасению храм стал самым старейшим культовым строением на территории Палестины.

Не только религиозная, но и историческая ценность

Базилика Рождества Христова, Вифлеем несет в себе не только культовую, религиозную, но и историческую ценность. В частности, следует отметить наличие фрагментов мозаики, которой выложен пол. Историческую ценность представляют и колонны, на которых держится потолок – они были возведены во времена правления Юстиниана.

Обратите внимание! Для строительства колонн использовали обычный песчаник. Его отполировали так, что он выглядит мрамором.

Прекрасно сохранились великолепные мозаики, росписи. Ними внутреннюю часть храма оформляли почти 50-ти лет – с 1143 по 1180 годы. Среди прочих отдельных элементов, имеющих не только религиозную и культурную, но историческую и архитектурную ценность следует выделить:

  • фрагменты 11 Вселенских соборов;
  • иконостас, созданный греческими мастерами в 18 веке;
  • колокола.

Базилика Рождества Христова, Вифлеем – место паломничества. Сюда прибывают верующие из всех стран мира. Они очаровываются прекрасным строением и проникаются его невероятной божественной атмосферой.

Город Рождества

Самое главное событие в истории Вифлеема — рождение в нем Господа Иисуса Христа.

Город не был родным ни для Божией Матери, родившейся, по одной версии — в Назарете, по другой — в Иерусалиме, ни для Ее обручника Иосифа, жившего в Назарете. В Вифлеем, как в город своего предка Давида, они пришли, согласно евангелисту Луке, чтобы участвовать в переписи населения Римской империи, в которую в те времена входила провинция Иудея.

Поскольку масштаб переписи был колоссален даже по нынешим временам (Империя включала в себя все Средиземноморье, а в Западной Европе ее границы проходили по Рейну и Дунаю, и даже в Британии стояли римские легионы), для облегчения работы переписчиков жители приходили записываться в город, откуда происходил их род.

Рождение Мессии в Вифлееме было предсказано пророком Михеем более, чем за семь веков до самого события: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих.2:5).

Читать еще:  Митрополит Варсонофий: в Приамурье не хватает священников и храмов

Об этом пророчестве напоминает евангелист Матфей. Царь Ирод, взволнованный сообщением волхвов о рождении Царя Иудейского, требует знатоков Писания указать город, в котором Он должен родиться. В ответ ему приводят неточную цитату из Михея: «так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля» (Мф.2:5-6).

Вифлеемское Средневековье

Начиная с VII века нашей эры Вифлеем долгое время находился под властью мусульманских правителей, переходил от одного халифа другому, оказывался под властью крестоносцев и наместников германского императора.

Долгое время город служил яблоком раздора между европейскими правителями и исламскими султанами. Именно для его освобождения в Европе организовывались крестовые походы, которые должны были вернуть в руки христиан важные святыни и церкви.

Тяжелые условия, вызванные иноземным гнетом, вынудили местных христиан искать пути примирения и разделять контроль над различными святынями между христианскими общинами. Так, было установлено, что доступ к гробу Господню будут иметь как западные, так и восточные христиане, а также армянские священнослужители.

История рождения Христа

Пророчества о Боговоплощении появились еще в ветхозаветные времена, задолго до рождения Младенца:

Рождество как свершившееся событие описывается уже в Новом Завете, повествующем о земной жизни Христа.

Иконография: Рождество Христово Датировки: XVI в. Вторая половина XVI в. Иконописная школа или художественный центр: Сольвычегодск.Происхождение: поступила из Сольвычегодского историко-художественного музея (Благовещенский собор)Материал: Дерево, ковчег, левкас, темпераРазмеры иконы: высота 100 см, ширина 79 см Икона относится к развернутому изводу «Рождества Христова», и помимо традиционных изображений вифлеемской пещеры с Младенцем Христом в яслях, Богоматерью и поклоняющимися ангелами, благовестия пастухам, сомнений Иосифа и омовения Младенца Христа, включает в себя дополнительные сцены: «Путешествие в Вифлеем», Путешествие волхвов», «Сон волхвов», «Возвращение волхвов», «Ирод отдает приказ об избиении младенцев», «Избиение младенцев», «Спасение Елизаветы и Иоанна Предтечи в горе», «Спасение младенца Нафанаила» и «Бегство в Египет». Инв. №ДРЖ-819. © Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» Литература: Иконы Русского Севера. Шедевры древнерусской живописи Архангельского музея изобразительных искусств. М., 2007. Т. 1. № 77. С. 370.

Об этом упоминают два евангелиста – Матфей и Лука. Но только у последнего есть указание на причины, побудившие Богоматерь отправиться в далекий путь накануне рождения Младенца и вынужденно остановиться на ночлег в Вифлееме – месте появления Мессии, указанном в пророчестве задолго до рождения Её Сына:

По мнению исследователей, с документальной точностью упомянутая в Евангелие от Луки перепись населения включает Иисуса в контекст подлинных исторических событий, позволяет придать Ему осязаемые черты смертного человека, а не мифического героя.

Это напрямую связывает Богочеловека с пророчеством о том месте, где он должен воплотиться.

Полезные материалы

Дева Мария и ее названный муж Иосиф происходили из рода Давидова, поэтому и отправились в город Давида — Вифлеем. Дева Мария, ожидавшая скорого появления Сына, взяла в дорогу и пелена для Него.

Неблизким оказался путь из Назарета для уставших путников. Иосиф взял с собой в дорогу вола, чтобы продать его и так расплатиться с данью кесарю. Осел же был взят для беременной Девы Марии, чтобы облегчить Ей дальнюю дорогу.

Но, достигнув, наконец, цели, названные супруги нигде не смогли найти приюта: город наводнило огромное количество паломников. Вынужденным пристанищем для супругов стала пещера, расположенная недалеко от Вифлеема – место, пригодное скорее для скота, нежели человека.

На какое-то время Иосиф оставил жену, чтобы привести старицу Саломию для услужения Ей. За время, что понадобилось Иосифу, чтобы добраться до своей родственницы, случилось великое таинство – появление на свет Богомладенца.

Пресвятая Дева без какой-либо помощи повивальной бабки произвела его на свет. Роды прошли безболезненно, поскольку и зачат Он был не во грехе. Она сама спеленала Его чистыми¸ приготовленными заранее льняными пеленами, и положила в ясли.

Иосиф и Саломия, придя в пещеру, увидели, что всё уже свершилось; Младенец, укутанный в чистые пелена, лежал в яслях, а привязанные к ним вол и осел согревали Его своим дыханием.

Первыми, кто узнал о рождении Иисуса и пришел Ему поклониться, были пастухи, которые оберегали своё стадо недалеко от пещеры. Благую весть о рождении Богомладенца принес им ангел. Он поведал напуганным неожиданным видением пастырям о рождении Богочеловека:

До рождения Иисуса Бог никогда прежде не воплощался в земной жизни. Пастухам, невольно оказавшимся рядом, была дана возможность первыми поклониться пришедшему в мир Спасителю.

В этих строках заключен особый смысл: пастухи в евангельской трактовке – люди с добрым сердцем, очищенные от греховных помыслов. Они становятся и первыми проповедниками Христа.

Согласно Евангелию от Матфея, знамение о рождении Спасителя получили и волхвы, сопоставив свои астрологические познания с древними пророчествами.

На появление Мессии им указала звезда, которая и привела их из Вавилона в Иерусалим. Узнав, что восточные мудрецы ищут Царя Иудейского, Ирод, царь Иерусалима, насторожился. Он опасался лишиться власти, полагая, что новорожденный Спаситель может лишить его трона.

Не выказывая внешней заинтересованности, он просил волхвов сказать ему, где находится Младенец, чтобы и он смог поклониться Ему. На самом же деле он желал лишь избавиться от возможного соперника.

Вскоре волхвы нашли дом, где к тому времени обитало святое семейство. Поклонившись Господу, они вручили ему свои дары – золото, ладан и смирну.

Читать еще:  В Киеве состоялось первое заседание богословского клуба `София`

Каждый из даров глубоко символичен. Золото означает царское достоинство, ладан – Его Божественную природу, смирна символизировала будущее погребение.

Волхвы не стали возвращаться к Ироду и направились в свою страну, минуя его дворец: им явился Ангел и поведал об истинных намерениях царя.

В западной традиции волхвов соотносят с магами. Есть и иной перевод — вавилонские жрецы-астрологи. Принадлежность к этой касте также выводит евангельское повествование в плоскость реальных исторических событий, поскольку Вавилон в тот период являлся центром астрологии.

В пользу достоверности событий, описанных в Евангелии от Матфея, говорит и то, что поведение восточных жрецов согласуется с существующими на тот момент религиозными верованиями и политической обстановкой.

Дары волхвов — Библия

Кто такие волхвы и их дары? В библейских сказаниях они еще упоминаются, как три царя других стран, которые пришли признать власть нового правителя Иудеи. Святые дары волхвов насчитывают три предмета, поэтому в сказания вошли три просителя. Хотя в трудах Блаженного Августина и Иоанна Златоуста упоминается, что волхвов было двенадцать, другие легенды называют большее число.

В некоторых европейских странах день, когда властители пришли поклониться Иисусу, именуется праздником трех царей, в Испании даже устраивают 5 января пышные кавалькады. По поводу даты, когда волхвы прибыли в Вифлеем, существует несколько версий:

  1. По традициям православия – спустя двенадцать дней от Рождества.
  2. По легендам восточной церкви — минули месяцы после Рождества.
  3. В Евангелии от Псевдо-Матфея – свыше двух лет от дня Рождения Богомладенца.

Что принесли волхвы в дар Иисусу?

Ученик Христа Матфей описывает, что волхвы правили далеко на восточных землях. Когда увидели в небе Вифлеемскую звезду, сочли ее знамением и пошли за ней. Придя в Иерусалим, решили обратиться к царствующему правителю Ироду, чтобы узнать, как отыскать нового Царя Иудейского. Тот ответа дать не мог, и сам просил магов, чтобы известили, где такой есть, якобы для того, чтобы поприветствовать. Правители следовали далее за ночным светилом до Вифлеема, где и нашли Деву Марию с маленьким Иисусом.

Что принесли волхвы в дар Богомладенцу? Всем предметам сказания приписывают особое значение:

  • золото – олицетворение власти;
  • ладан – подарок Сыну Божьему;
  • смирна – признание, что Христос еще и смертен.

Что значили дары волхвов?

Дары волхвов Христу – почитаемая всеми верующими святыня, уникальное произведение искусства древних мастеров. Это 28 пластиночек из золотых нитей, спаянных в оригинальный узор, ученые определяют его, как древнюю технику филиграни с зернью. Зернь – маленькие золотые шарики, которые выступают над пластинкой и делают ее богаче. Узор любой из них – уникален, а все формы – трех и четырехугольные. К геометрическим фигурам крепятся нити из серебра с шестьюдесятью бусинками из ладана и смирны.

То, какие дары принесли волхвы Иисусу, свидетельствует, что древние маги сразу признали факт: на свет появился настоящий Царь Иудеи. Потому и выбрали дорогие подарки еще до того, как увидели Богомладенца. В символе даров современники видят напоминание от Бога людям, что пророки, предсказывающие рождение Сына Божьего, излагали правду. Есть версия, якобы дары волхвов зародили традицию обмениваться подарками на Рождество, а позднее – вручать их новорожденным.

Как звали волхвов, принесших дары?

Имена волхвов, которые явились к маленькому Христу, выложены на мозаике итальянской церкви Сан-Аполинар: Каспар, Мельхиор и Валтасар. В одном из преданий упоминается также четвертый волхв – Артабон. Ученые считают, что три царя получили эти имена только во времена Средневековья. Потому что у других народов первых, поклонившихся Иисусу, властителей называли иначе:

  1. Авимелех, Охозат, Фикол – у ранних христиан;
  2. Гормизд, Язгерд, Пероз – у сирийцев;
  3. Апелликон, Америн и Дамаскон – у греков;
  4. Магалах, Галгалах и Серакин – у евреев

Где хранятся дары волхвов?

Легенды говорят, якобы дары волхвов Иисусу Дева Мария отдала иерусалимской общине христиан, а позднее пластины из золота переправили в храм Святой Софии в Константинополе. Как только в 15 столетии город захватили турки, княжна Сербии Мария Бранкович сумела вывезти святыню на Афон, там пять столетий сберегается в монастыре святого Павла. Для реликвии сделали особенные ковчеги, иногда дары волхвов привозят в известные храмы мира, чтобы им могли поклониться верующие.

Рождественские традиции

Канун Рождества — сочельник — в России отмечали скромно и в императорских дворцах, и в крестьянских избах. За стол садились только вечером — после восхода первой звезды, символа Вифлеемской, знаменующей рождение Христа.

В Рождество начинались Святки, которые длились до Крещения. В народе их называли святым временем: считалось, что в эти дни можно увидеть вещие сны или каким-либо другим образом получить предсказания будущего. Потому их и связывают с гаданиями (в другое время подобного рода развлечения христиане не приветствуют, а в Святки это не возбраняется).

В святочные дни плохой приметой считался пустой стол, поэтому в каждом доме на нем лежал обрядовый калач, которым угощали приходивших колядовать. Колядки — традиция дохристианская, когда люди верили, что при помощи откупа можно отогнать от дома злых духов. Зимой славяне отмечали праздник Коляды, связанный с зимним солнцестоянием, но позднее он был приурочен к Рождеству и началу Святок. Языческие колядки сопровождались карнавальными элементами — переодеваниями с использованием шкур, масок и рогов, песнями, плясками, ярмарочными представлениями и играми.

Особенно весело праздник отмечали в селах. Роль нечисти исполняли девушки и юноши, распевавшие песни-колядки, устраивавшие танцы и игрища под окнами соседей и выпрашивавшие угощения. Этот языческий обычай, некоторыми деталями схожий со славлением, долгое время прочно ассоциировался с Рождеством.

Читать еще:  Чудотворную икону `Знамение` доставят в Тобольск

Славление же традиция полностью христианская, зародившаяся в IV веке, при римском правителе Константине Великом. В России с первыми звуками благовеста процессия, возглавляемая патриархом, следовала во дворец славить Христа и поздравлять государя и членов царской семьи с Рождеством. В селах церковнослужители ходили по домам с молитвами и пением. Часто в обряде славления участвовали и простые люди, их называли славильщиками.

В XVII веке к традиционному обряду славления добавилось новшество — вертеп (от старославянского «вертепъ» — пещера). Он представлял собой переносной ящик, украшенный вертящимися плоскими куклами и звездами, в котором воспроизводились рождественские события.

Позже вертеп мог быть кукольным, мог быть и живым, с участием актеров, а мог быть и статичной композицией с использованием фигурок из разных материалов. Последние появлялись, например, на улицах и площадях. Закон жанра запрещал изображать Богородицу и Христа в виде кукол, их могли заменить иконой, а вот в роли волхвов, пастухов и иных персонажей могли выступать и куклы, и актеры.

Благословение Валаама

Попробуем мысленно перенестись на двенадцать веков раньше, к событиям Исхода.

В конце странствия по пустыне израильтяне достигли Моавитских владений и подошли к стенам Иерихона. Царь моавитян послал своих людей к знаменитому тогда прорицателю Валааму с просьбой прийти и проклясть Израиль, чтобы моавитяне смогли одолеть его. Валаам описывается как “муж с открытым оком”, слышащий слова Божии и видящий видения Всемогущего (Чис 24:3–4). Он мог бы стать величайшим пророком Ветхого Завета, но корысть, побуждавшая Валаама торговать своим даром, помешала ему в этом. Вот и сейчас он идет, поначалу желая обогатиться, но Бог вмешивается и принуждает его благословить Израиль:

2 Был на Валааме Дух Божий.
3 И произнес он притчу свою и сказал:
5 как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль!
6 расстилаются они как долины, как сады при реке, как алойные дерева, насажденные Господом, как кедры при водах;
7 польется вода из ведр его, и семя его будет как великие воды, превзойдет Агага царь его и возвысится царство его.
8 Бог вывел его из Египта, быстрота единорога у него, пожирает народы, враждебные ему, раздробляет кости их и стрелами своими разит [врага].
9 Преклонился, лежит как лев и как львица, кто поднимет его? Благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят!

Валаам видит Израиль как оазис в пустыне, как райский сад. И вместе с тем он видит и грозную силу, сокрытую в этом народе. Он чувствует среди Израиля присутствие Господа. Прекрасен Израиль как избранный народ Божий. Прекрасен и благословен. Опасно проклинать его!

Но вот взгляд Валаама переносится вдаль, и он видит даже большее:

17 Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых.
18 Едом будет под владением, Сеир будет под владением врагов своих, а Израиль явит силу свою.

Что же он видит? В народе, особо отмеченном Богом, через довольно длительный промежуток времени должен появиться Некто, кто славой Своей будет подобен звезде, и кто при этом будет владеть жезлом, властью. Он должен победить врагов Израиля: моавитян, едомитян.

Отчасти это пророчество осуществилось в фигуре Давида. Но его победы не прошли проверку временем, довольно скоро подчиненные им моавитяне вновь обрели независимость, а ко времени Евангельской истории Израилем даже стал править потомок Едома — идумеянин Ирод.

Так кого же видел Валаам? Сам Господь открывает евангелисту Иоанну: «Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя» (Откр 22:16).

Звезда от Иакова — это прообраз Самого Христа, соединившего в Себе сияние славы Отчей и духовной власти над миром. Воплотившийся Сын Божий будет путеводной звездой для ищущих Царства Небесного, которая в ночи освещает нашу жизнь.Это поняли волхвы, и потому в церковных песнопениях они называются учениками Валаама.

Где правильно вешать икону

В домашних условиях для иконы Рождество Христово нужно отводить самое почетное место. Согласно древней традиции лучше всего поместить иконостас в восточной стороне самой просторной и светлой комнаты. Оптимальный вариант – это зал или гостиная комната.

Рис 6 Священники утверждают, что особых требований по этому поводу не существует и разместить «красны угол» (полки с иконами) можно в любом помещении дома.

Важно, чтобы комната была чистой и уютной, без нагромождения лишних вещей. Нельзя располагать икону Рождество вблизи:

  • произведений художественной живописи;
  • фото погибших родных;
  • теле или аудиоаппаратуры;
  • сувениров или атрибутики других религиозных направлений.

Важно! Располагать икону Рождество Христово рекомендуется в свободном доступе для совершения крестного знамения и молитвенного обращения. Можно приобретать несколько святых образов и по желанию располагать их в одном месте или развесить по разным комнатам.

Нельзя умышленно портить предметы церковной живописи или выбрасывать их в мусор. Если икона вдруг стала не нужной, то лучше отнести ее в ближайший храм или подарить кому-нибудь из знакомых.

Приобрести икону Рождество Христово можно в церковной лавке, в специализированном магазине при храме или монастыре. В больших городах сейчас функционируют дома икон, где продаются тысячи экземпляров церковной атрибутики и живописи, и все они благословляются священнослужителями и окропляются святой водой.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector