0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нулевая Мировая

Нулевая Мировая. Как борьба католиков с протестантами изменила Европу

24 октября 1648 года подписанием Вестфальского мира завершилась Тридцатилетняя война.

Термин «Мировая война» обычно ассоциируется с XX веком, когда человечество пережило два глобальных конфликта, в которые были вовлечены десятки стран, а счет жертв исчислялся десятками миллионов человек.

Но масштабные войны случались в истории и раньше. Разразившуюся в XVII веке Тридцатилетнюю войну иногда называют «нулевой мировой», потому что по разрушительным последствиям она действительно напоминала конфликты XX века.

Комментарии

О православной миссии в новейший период
Вот уже почти десять лет я внимательно наблюдаю за различными медиаресурсами православных миссионерских организаций. Некоторое время я сам состоял в одной из них и принимал активное участие в её деятельности. В этой связи я хотел бы поделиться своим взглядом на эволюцию православной миссионерской деятельности и её нынешнее состояние. Читать дальше

Как работала схема епископа Худала

После того как беглец оказывался в Италии, он связывался с епископом. На поддельное имя оформлялись бумаги, выдаваемые ватиканской организацией помощи беженцам. С полученным документом без особого труда «беженец» получал паспорт перемещенного лица от Международного комитета Красного Креста (МККК), с которым легко было получить документы на выезд.

Для бегства в Аргентину в паспорт Красного Креста ставилась туристическая виза (справка о состоянии здоровья и обратный билет был не нужен). За прием беглеца в Буэнос-Айресе отвечал кардинал Антонио Карджиано, действующий под покровительством президента Хуана Перона. Руководство стран Южной Америки рассчитывало использовать опыт и финансы европейских беглецов для собственного развития.

В мемуарах епископ писал, что считал войну союзников с Германией борьбой экономических групп, которая эксплуатировала понятие демократия и свобода. Монах признавался, что после 1945 года чувствовал себя обязанным посвятить всю свою благотворительную работу бывшим национал-социалистам и фашистам.

Среди значимых фигур, сбежавших из Европы нацистов числятся: Адольф Эйхман (ответственный за убийство 4 миллионов евреев), Йозеф Менгеле (врач концлагеря Освенцим, в котором он проводил опыты на людях), Вальтер Рауфф (изобретатель «душегубок») и многие другие.

Православно-католические отношения: 20 лет после падения Берлинской стены. Выступление митрополита Волоколамского Илариона на IV Международном конгрессе «Место встречи ― Вселенская Церковь»

19 марта 2011 года в городе Вюрцбург (Германия) председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион принял участие в IV Международном конгрессе «Место встречи ― Вселенская Церковь».

За последние 20 лет отношения между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью прошли серьезные испытания, обусловленные новой политической ситуацией. Падение Берлинской стены в 1989 году символизировало конец противостояния двух социально-политических систем и начало формирования единого европейского пространства. Новые процессы не могли не отразиться на жизни Церквей, обнажив давние противоречия между православием и католичеством и одновременно поставив новые задачи, потребовавшие совместного поиска их решения.

Богословский диалог между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью, начатый в рамках Смешанной международной комиссии в 1979 году, согласно его программе, должен был «отправляться от элементов, которые объединяют Православную и Римско-Католическую Церкви» с тем, чтобы развиваться в положительном ключе. Как отмечали составители программы диалога, «можно надеяться, что таким образом станет возможно последовательно и преемственно устранить определенные препятствия, которые противостоят возобновлению совместной жизни двух наших Церквей». В период с 1980 по 1988 годы работа Смешанной комиссии была действительно посвящена последовательному разбору вопросов таинств и сакраментальной природы Церкви. Хотя изучение данных вопросов проходило еще в достаточно спокойной атмосфере и напоминало скорее академическое исследование, уже на первых этапах диалога вскрылось противоречие между православной «евхаристической экклезиологией», сосредоточенной на понятии Поместной Церкви, и католической экклезиологией, носящей универсалистский характер.

Начавшиеся в конце 80-х годов в Восточной Европе бурные политические процессы перевели православно-католический диалог в плоскость реальной жизни. Возрождение структур греко-католических Церквей на Украине и странах Восточной Европы (например, Румынии), которое сопровождалось открытым конфликтом с православными, силовым захватом храмов, насилием против священников, вновь со всей очевидностью поставило вопрос об исторической проблеме в православно-католических отношениях ― униатизме. Тесно была связана с ней и вторая основная проблема в наших отношениях ― проблема прозелитизма. С провозглашением в бывшем Советском Союзе свободы совести и религии со стороны некоторых католических структур, движений, монашеских орденов наблюдалась тенденция воспринимать Россию как свободное миссионерское поле для проповеди и обращения в католичество.

Таким образом, новая политическая ситуация со всей очевидностью и остротой проявила те различия в понимании природы Вселенской и Поместной Церкви и церковной миссии, которые до тех пор лишь теоретически затрагивались в православно-католическом диалоге. Не получилось того «последовательного и преемственного» рассмотрения богословских вопросов, которого хотели составители программы Смешанной комиссии. Новая ситуация заставила говорить не о том, что объединяет Православную Церковь и Римско-Католическую Церковь, а скорее о том, что их разъединяет.

Вместе с тем, обсуждение наших различий проходило и проходит на качественно ином уровне, нежели это было ранее, то есть до Второго Ватиканского собора. С обеих сторон есть стремление к конструктивному диалогу и совместному поиску решений проблем, по сути являющихся наследием веков разделения и взаимной вражды между Востоком и Западом. Новым достижением на пути к взаимопониманию стал документ Смешанной богословской комиссии «Униатство как способ объединения в прошлом и поиски полного единства в настоящем» (Баламанд, 1993), в котором представители Православной Церкви и, что еще более важно, Римско-Католической Церкви согласились, что уния не может рассматриваться в качестве способа достижения единства, поскольку в течение истории способствовала только еще большему разделению между Церквами. И хотя сам документ не положил конец продолжающемуся, например, на Украине конфликту между верующими Московского Патриархата и греко-католиками, он, тем не менее, свидетельствует о существенном изменении отношения Римско-Католической Церкви к Православию, а кроме того, осуждает любые формы прозелитизма и предлагает практические рекомендации по преодолению конфликта.

Читать еще:  Медведев обещал не вмешиваться в деятельность РПЦ

В Юбилейном 2000 году, когда Католической Церковью была опубликована декларация Dominus Iesus, Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял документ, озаглавленный «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию». Между двумя документами можно провести содержательную параллель: как Католическая Церковь в Dominus Iesus, так и Православная Церковь в «Основных принципах» рассматривают себя в качестве истинной Церкви Христовой, обладающей полнотой Божественной благодати и средств спасения. В то же время, ни Католическая Церковь, ни Русская Православная Церковь не отрицают присутствия элементов спасительной благодати в христианских некатолических или неправославных общинах. В «Основных принципах» содержится важнейшее с этой точки зрения положение: «Диалог с Римско-Католической Церковью строился и должен строиться в будущем с учетом того основополагающего факта, что она является Церковью, в которой сохраняется апостольское преемство рукоположений». Признание наличия апостольского преемства предполагает и определенный поведенческий стандарт в отношении католиков со стороны православных, и, естественно, в отношении православных со стороны католиков.

Наличие доброй воли с обеих сторон помогло достичь реальных позитивных результатов в нормализации православно-католических отношений в последние годы. Особенно значительные сдвиги в этом направлении наметились после избрания в 2005 году Папы Бенедикта XVI, хорошо знакомого с Православной Церковью. Сегодня, например, мы уже не наблюдаем той агрессивной прозелитической деятельности католиков на нашей территории, что имела место в начале 90-х. О стремлении к сотрудничеству с Православной Церковью в Римско-Католической Церкви говорят и представители высшего руководства, и рядовые приходы, движения и монашеские общины. Это имеет важное практическое измерение.

После довольно продолжительного перерыва нам удалось вернуться к богословскому диалогу и приступить к рассмотрению, может быть, центрального для двух Церквей вопроса ― роли Римского епископа в церковном общении первого тысячелетия. После двух пленарных встреч на эту тему стало ясно, что ее непредвзятое и детальное изучение потребует еще длительного времени.

Между тем, православные и католики встречаются с одними и теми же вызовами, которые современная эпоха бросает традиционному жизненному укладу. В данном случае речь идет не о богословских вопросах, а о настоящем и будущем человеческого сообщества. Это именно та сфера, в которой православные и католики могут взаимодействовать без какого-либо ущерба для своей церковной идентичности. Иными словами, структурно не являясь единой Церковью, при всех богословских и экклезиологических разногласиях, мы можем найти такие формы взаимодействия, которые позволяли бы нам совместно ответить на вызовы современности.

Я называю эту форму взаимодействия «стратегическим альянсом» между Православной Церковью и Католической Церковью. Речь идет о том, что мы вместе можем способствовать утверждению в общественном сознании традиционных христианских представлений о семье, нерасторжимости брака, воспитании детей, ценности человеческой жизни от зачатия до смерти. В современном секулярном мире эти понятия подвергаются радикальному переосмыслению, сегодня только православные и католики защищают традиционный семейный уклад.

Если вы сравните, например, «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» (2000), где говорится об очень многих нравственных и социальных вопросах, с Катехизисом Католической Церкви, то практически везде вы увидите совпадение позиций. Это говорит о том, что мы можем объединить свои усилия, чтобы вместе защищать традиционные ценности. Рад, что в этом направлении уже осуществляется конкретная совместная работа. Так, с 2008 года по инициативе Русской Церкви и в сотрудничестве с Советом епископских конференций Европы проводятся православно-католические форумы, представляющие единую позицию наших Церквей по актуальным вопросам современности.

Другим важнейшим, приобретающим все большую актуальность направлением нашего возможного взаимодействия является защита христиан от дискриминации. Как справедливо отметил в своем новогоднем послании Папа Бенедикт XVI, в настоящее время христиане являются религиозной группой, которая подвергается наибольшим гонениям из-за своей веры. К сожалению, речь уже идет не только о странах, где христиане составляют меньшинство, но зачастую и о странах с древними и глубокими христианскими традициями. Некоторые государства Западной Европы пытаются ограничить проявления христианской веры в общественной жизни, аргументируя это стремлением соблюдать права приверженцев других религий или атеистов. В подобной ситуации от православных и католиков требуются солидарные действия по защите христианской идентичности Европы и отстаиванию христианской традиции европейской культуры. В случае с решением Европейского суда по делу «Лаутси против Италии» о недопустимости присутствия распятий в итальянских школах (ноябрь 2009 года) такая солидарность была проявлена и привела к конкретным результатам. Московский Патриархат поддержал протест Римско-Католической Церкви против данного решения. Российская Федерация выступила в поддержку апелляции, которую правительство Итальянской Республики подало в Большую палату Европейского суда. Апелляцию поддержал и ряд других европейских государств, в том числе благодаря активной позиции, занятой христианами этих стран по данному вопросу.

В европейских странах католической традиции верующие все чаще занимают активную гражданскую позицию, отстаивая свои права. Так, манифестации против дискриминации христиан прошли 7 марта в Загребе, а 12 марта во Франкфурте. Полагаю, что ситуация в Европе будет во многом определять степень эффективности, с которой Церкви смогут влиять на положение христиан в странах, где они составляют меньшинство. Европейские государства традиционно защищали интересы христиан, например, на Ближнем Востоке или в дальневосточной Азии. Самыми неблагополучными регионами являются Ирак ― страну уже покинула половина христианского населения, Египет, Индия, Пакистан, Индонезия. Средства массовой информации сообщают о том, что в конце 2010 ― начале 2011 года в Иране с целью запугивания и репрессий в отношении христианской общины прокатилась волна арестов и десятки невинных людей до сих пор находятся в тюрьмах. Поступают тревожные сигналы из Эфиопии, где 7 марта были разрушены 59 христианских церквей и 28 домов мирных жителей.

Читать еще:  В Татарстане вышел фильм о мусульманских обрядах

В данных обстоятельствах нельзя не поддержать резолюцию, принятую Европейским Парламентом 20 января 2011 года «О положении христиан в контексте религиозной свободы», а также заявление Комитета министров иностранных дел ЕС от 22 февраля, выражающее «беспокойство возрастающим числом проявлений нетерпимости и дискриминации по отношению к религиозным меньшинствам, которые проявляются, в частности, в насилии и нападении на христиан». Во многом решения Европарламента и Комитета министров иностранных дел ЕС стали результатом активной деятельности христианских Церквей в этом направлении. Большое значение имел также призыв объединенного комитета Конференции европейских Церквей (КЕЦ), включающей представителей Православных Церквей и протестантских деноминаций, и католического Совета епископских конференций Европы (СЕКЕ) от 20 февраля, обращенный к руководству Евросоюза с требованием осудить дискриминацию христиан в различных странах мира.

Православным и католикам сегодня необходимо воспринимать друг друга не как соперников, а как союзников в деле защиты прав христиан. У нас общее поле миссионерской деятельности ― современная Европа, утратившая свои религиозные, нравственные и культурные корни. От наших совместных усилий зависит будущее христианства в третьем тысячелетии.

Кто такой Кастусь Калиновский

Кастусь Калиновский – один из лидеров национально-освободительного восстания 1863-1864 годов. Он стал национальным героем белорусов, литовцев и поляков.

Калиновский закончил юридический факультет Петербургского университета с ученой степенью кандидата права. Во время учебы участвовал в деятельности нелегальных студенческих кружков, а в 1862 году вошел в состав Литовского провинциального комитета и через несколько месяцев возглавил его – это центральный орган подготовки восстания на территориях современных Беларуси и Литвы.

Повстанческие отряды, возглавляемые Калиновским, действовали в основном на территории нынешней Беларуси и вели вооруженную борьбу с царскими войсками Российской империи. Целью повстанцев, опиравшихся в основном на польскоязычную шляхту, но пытавшихся найти поддержку среди белорусского крестьянства, было восстановление Речи Посполитой, окончательно разделенной в 1795 году между Российской империей, Австрией и Пруссией (Речь Посполитая – федеративная монархическая республика, образованная в 1569 году в результате объединения Великого княжества Литовского, Русского и Жамойтского и Польского королевства – НВ).

Известно, что паролем повстанцев Калиновского были слова «Кого любишь? – Люблю Беларусь».

Восстание Калиновского было разгромлено. В январе 1864 года Калиновского схватили царские жандармы в Вильне (современный Вильнюс). Царский военно-полевой суд приговорил его к расстрелу. Однако поставленный для подавления восстания российский генерал-губернатор Михаил Муравьев высказался за повешение. Калиновского повесили 22 марта 1864 года на Лукишской площади в Вильне. Ему было 26 лет.

На белорусских землях начались репрессии.

Еврейская община в Литве малочисленна

Последователи иудаизма появились в Литве, начиная с 997 года. Одно время еврейская община страны процветала и была достаточно многочисленна. Позже, во времена господства в стране нацистов она значительно сократилась.

В наши дни насчитывается около 5 000 литовских евреев, большинство из которых проживает в столице страны Вильнюсе.

Старая синагога в Вильнюсе. В результате гонений с событий Холокоста еврейская община Литвы в наши дни стала малочисленной. Фото: upload.wikimedia.org

В Литве открыты памятники и мемориалы в местах уничтожения еврейского населения. Большинство литовских евреев являются потомками коренного населения, так называемых «литваков». Основной организацией евреев Литвы считается Литовская еврейская община.

Функционирует Ассоциация еврейских религиозных общин, в которую входят общины Вильнюса, Каунаса, Клайпеды и Паланги.

В Вильнюсе есть еврейская школа, детский сад, ясли, центр социальной помощи под руководством хасидов Хабада. Многие евреи Литвы не религиозны.

Выброшенные из окна

В июне 1617 года бездетный император Священной Римской империи Матвей (король Чехии под именем Матиаш II) провёл через генеральный сейм решение об объявлении наследником чешского престола своего племянника эрцгерцога Фердинанда Штирийского. Наследник был воспитан иезуитами и считался фанатичным католиком. Это напугало чехов, в большинстве своем протестантов. В марте 1618 года бюргеры и оппозиционные протестантские дворяне собрались в Праге и обратились к императору с требованием прекратить нарушение религиозных прав протестантов. В мае было назначено проведение еще более представительного съезда протестантов, но он был запрещен императором.

В Праге 23 мая 1618 года протестантские дворяне во главе с графом Турном выбросили имперских наместников Вилема Славату и Ярослава из Мартиниц и их писца Филиппа Фабрициуса в ров из высокого крепостного окна в Пражском граде. Удивительным образом все трое избежали гибели. В историю это событие вошло под названием «Вторая пражская дефенестрация» — по аналогии с событиями 1419 года, положившим начало так называемым гуситским войнам.

События мая 1618 года обернулись карательным походом имперской армии в Чехию, с которого и началась Тридцатилетняя война.

Главный алтарь гродненской Базилики

Доминирующее место в декоративно-художественном ансамбле интерьера занимает главный алтарь, выполненный полностью из дерева. Это единый и исключительный в своем роде памятник барокко европейского уровня – творение мастера Яна Смита из города Решаль (Польша). Средства на изготовление алтаря пожертвовали мстиславский каштелян Самуил Лозовый и его жена Констанция. Композиция выполнена в виде трех ярусной сложной группировки колон и пилястр коринфского ордена. В центре первого яруса на постаменте установлена фигура св. Франциска Ксаверия, между колонами на консолях – десять апостолов: святые Петр, Павел, Иаков (Заведеев), Андрей, Иаков (Алфеев), Варфоломей, Филип, Фадей, Симон; на боковых консолях фигуры меценатов Самуила и Констанции Лозовых.

В центре второго яруса установлена фигура Иисуса Христа, слева и справа – фигуры четырех евангелистов: святых Иоанна, Марка, Матвея, Луки и четырех докторов католической церкви: Григория, Иеронима, Августина, Амвросия. Венчает композицию «Глория», символизирующая победу добра над злом, и обрамляет витражное окно, над которым представлен Святой Дух. С двух сторон в окружении ангелов преклоняют колени женщины, олицетворяющие четыре континента мира.

Читать еще:  3 февраля день преподобного Максима Грека

В 2006 г. из-за неисправной электропроводки произошло возгорание главного алтаря. Четвертая часть деревянного шедевра оказалась поврежденной. Благодаря стараниям настоятеля прихода ксендза Яна Кучинского, спонсорской помощи прихожан и городских властей, усилиям скульпторов и реставраторов из Беларуси и Польши удалось восстановить недостающую часть алтаря, используя уцелевшие фрагменты скульптур. После реставрации алтарь окрасили в более светлые тона под мрамор, филигранную резьбу на элементах колон и пилястр, декорировали сусальным золотом. Так что случившийся пожар стал толчком к обновлению главного алтаря, за которым на сегодняшний день отреставрировано еще два: в часовне Святого Михаила Архангела и алтарь Святой Троицы.

Помимо главного в храме установлено 12 алтарей:

  • Матери Божьей Конгрегатской;
  • Матери Божьей Розария;
  • Святого королевича Казимира;
  • Бичевание Христа;
  • Святого Иосафата Кунцевича;
  • Святого Иосифа;
  • Матери Божьей Шкаплерной;
  • Матери Божьей Неустанной Помощи;
  • Святого Иуды Фадея;
  • Святого Станислава Костко;
  • Святой Троицы;
  • Святого Михаила Архангела.

Это великолепие стоит увидеть в живую, послушать многоголосье органа, окунувшись в Божье присутствие. Двери костела гостеприимно открыты для всех гостей города Гродно.

Храм по праву входит в тройку ценнейших католических историко-архитектурных памятников Беларуси. В 1990 г. костелу св. Франциска Ксаверия Святой отец Иоанн Павел II присвоил титул малой базилики. Этим титулом удостаивают католические святыни, представляющие большое историческое и религиозное значение. В Беларуси три малых базилики – в Будславе, Пинске и Гродно. Таким храмам передается ряд полномочий и разрешается использование специального облачения служителей церкви, намета герба и других символов.

filaretuos

Друзья и враги

Католические Церкви в Польше

Когда мы говорим о религии в Польше, то все подразумеваем Католическую Церковь.

Католической Церкви в Польше уже более 1000 лет. Количество верующих 33,4 миллиона, но богослужения в воскресные дни посещает 40%.

В Польше 135 католических епископов, 30.481 священник и 10.201 приход.

Примасом Католической Церкви в Польше является Войцех Третий, (он же Войцех Поляк).

Здесь требуется пояснить, кто такой ПРИМАС.
Примас — титул архиепископа Гнезненского , имеющий почётное верховенство относительно других польских архиепископов. Титул введен в 1417 году решением Констанцского собора. В 1821 —1946 годах резиденцией польского примаса был город Познань, а в 1946 —1992 годах — Варшава. В 2009 года с избранием примасом Генрика Мушинского резиденцией польского примаса снова стал город Гнезно. Так как именно город Гнезно был первой столицей Польши и сегодня остаётся духовной столицей Польши.

Примас Войцех Поляк принадлежит Римско-Католической Церкви, родом он из города Иновроцлав и 19 декабря отметил своё 51 летие. В 25 лет был рукоположен в сан священника, в 39 лет уже был епископом, а с мая 2014 года стал 85м примасом Польши.

Второй духовный человек католической Польши, это Председатель Конференции Епископов. Им является Римско-Католический 66 летний епископ Станислав Гандецкий.

Доктор богословия из местечка Стшельно. Рукоположен во священники в 24 года. Исследователь Библии. Учился в Риме, служил и жил в одно время в Иерусалиме. В 43 года рукоположен во Вспомогательного епископа города Гнезно. В 2002 году был назначен архиепископом, а потом и митрополитом города Познань. Консультант Папской комиссии по религиозным отношениям с евреями.


Здание Секретариата Польских католических Епископов в Познани

Однако не все мы знаем, что в Польше несколько католических направлений. В частности, католическая Церковь в Польше вовсе не едина, а представлена шестью различными ветвями и при этом две ветви польских католиков не признают верховную власть Ватикана и самого Папу Римского .

Римско-Католическая Церковь Польши .

Это конечно крупнейшая из всех католических Церквей Польши и представляет основу всего Католицизма в Польше.

Католическая Церковь Польши Византийско-Славянского Обряда .

Эту Церковь ещё называют НЕОУНИАТСКАЯ .

Численность верующих составляет несколько тысяч человек. Имеется 11 приходов и монастырь на Юге Польши с духовным центром в городе Пшемысль . Церковь имеет своё правление и признаёт главенство Папы Римского.

Украинская Греко-Католическая Церковь Польши .

Духовный польский центр, город Пшемысль. Возглавляет Церковь архиепископы Ян Мартыняк и Владимир Ющак.

Крупные центры «униатов» в Польше, это Краков, Пшемысль, Санок, Венгожево, Ольштын, Эльблонг, Вроцлав, Зелена-Гура, Кошалин и Слупск.

Богослужения проходят по Византийскому обряду. Находятся в подчинении Ватикану и Папе римскому.

Армянская Католическая Церковь Польши .

Очень незначительная Католическая Церковь в Польше, которую посещают армяне-католики признающие верховное главенство Ватикана и Папы Римского. Всего в мире насчитывается у этой Церкви 566 тысяч человек в 100 приходах, 15 епископов, 92 священника.

Польская Католическая Церковь .
Она же Старокатолическая Церковь Польши .

У Старокатолической Церкви Польши имеются среди прихожан 21.000 приверженцев. Существует в Польше Церковь с 1951 года.

Внешне месса и обряды ни чем не отличаются от Римско-Католической Церкви за исключением того, что у старокатоликов имеются два вида исповеди, личная и общая.

Польская Старокатолическая Церковь НЕ ПРИЗНАЁТ Ватикан и Папу Римского.

В Польше насчитывается таковых 81 приход и 111 священников, а так же три епископа. Главные центры Варшава, Вроцлав, Краков и Ченстохова.

С 1995 года главой Старокатолической Польской Церковью является 76 летний епископ Варшавский, Виктор Высочанский. Рукоположенный в священство в 24 года, а в 56 лет рукоположен во епископа Варшавского.
Награждён двумя государственными орденами президента Польши, за Возраждение духовности в Польше.

Польская Национальная Католическая Церковь.

В Польской национальной католической церкви действует пять епархий и 126 приходов. Численность верующих составляет около 25 тысяч человек по всему миру.

Католические священники этой церкви не соблюдают безбрачие и имеют семьи. Не подчиняются Ватикану и не признают Папу Римского. Главные Центры Польша и США.

С 2010 года Церковь возглавляет епископ Aнтоний Миковский.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector