Неделя о Страшном суде
Содержание
- 1 Неделя о Страшном суде
- 1.1 Неделя о Страшном суде
- 1.2 Какие ограничения могут ввести в скором времени
- 1.3 На какой день после смерти хоронят православных
- 1.4 Можно ли делать поминки в воскресенье
- 1.5 Празднование русской православной Масленицы: кулачные бои
- 1.6 Сергей Зимний на Руси: приметы
- 1.7 Народные приметы 20 октября. Что можно и нельзя делать на Сергея Зимнего
- 1.8 Мясопустная седмица: подготовка к Великому посту ^
Неделя о Страшном суде
Третье воскресенье подготовительного периода к Великому посту именуется в Православном календаре Неделей о Страшном суде, или Неделей мясопустной. Первое название продиктовано темой евангельского чтения за Литургией – о будущем Страшном суде живых и мёртвых; второе – предписанием Церковного устава: не употреблять после этого воскресенья мяса.
Что значит «мясопуст»?
Славянский термин «мясопуст» (греч. апокрэос, лат. carnis privium – лишение мяса) означает прекращение вкушения мяса. Неделя мясопустная – это воскресенье за 56 дней до Пасхи. За ним следует ещё одна – последняя перед Великим постом седмица – «сырная», или, в просторечии, – «масленица» (в народном календаре она включает в себя ещё и Прощёное воскресенье в качестве завершающего аккорда лихих народных гуляний). Строго соблюдающие диетическую сторону поста отказываются на этой неделе от мяса и едят только яйца и молочные продукты (откуда и название этой недели). В этом – последняя ступень подготовительного воздержания.
Масленица – христианский праздник?
Образованный христианин (да и каждый человек) должен знать, что масленица в своей основе – праздник совсем не христианский! Напротив – это древний языческий праздник проводов зимы и встречи весны, согласно пословице: «Масленицу провожаем, света солнца ожидаем». Это – своеобразный «северный карнавал», вакханалия, сопровождающаяся необузданным весельем, зубодробительными драками, играми и хмельными пирами (это то, что у нас всегда хорошо получается). В дохристианские времена подобные гуляния с «умилостивлением» языческих богов сопровождались даже человеческими жертвоприношениями: вспомним о наших христианских первомучениках – киевских варягах Феодоре и сыне его Иоанне (983 г.). (Представим, что они воскресли, оказались на нашей масленице и увидели странные наряды хмельных гуляк, прыгающих вокруг костра с языческим идолом старухи-зимы и блинами в руках. Мученики решили бы, что на Руси всё ещё торжествует язычество, которое ревностно насаждал князь Владимир в начале своего правления, а крещение нашей многострадальной страны так и не состоялось!) Поэтому суровый голос Святой Православной Церкви, возвещая о Страшном Суде, зовёт к покаянию и предостерегает от языческой ментальности, до сих пор живущей в нашем сознании.
После крещения Руси «отменить» масленицу (как и некоторые другие языческие игрища, например, «Иванов день») так и не смогли: наш народ готов отказаться от многого, но только не от бесшабашных гулянок и застолий с традиционным вопросом: «Ты меня уважаешь?» Поэтому Церковь вынужденно совместила эту неделю вакханалий с последней подготовительной седмицей перед Великим постом, чтобы хоть как-то контролировать происходящее и не допускать продолжения кощунственного разгула во время Великого поста. При этом обычай поминать на хмельной тризне предков блинами (это астрологический солярный знак) был переосмыслен как заговенье – праздничную трапезу накануне поста. Греки и другие христиане не могут понять, почему наш богослужебный (!) – а не только «народный» – календарь обзывает православную сырную седмицу, имеющую полупостный по рациону, но вполне покаянный по своему назначению характер, языческим термином «масленица» (хотя бы и в скобках). Тем самым, в глазах простого народа, именующего себя «православным», санкционируется как сам «карнавал», так и связанные с ним языческие обряды и злоупотребления. В храмах звучит покаянная молитва преподобного Ефрема Сирина, а на улицах – языческие ритуальные заклинания и визгливые частушки, оскверняющие слух церковного человека.
Сырная седмица или масленица?
«Сырная седмица – преддверие и начало поста»
Православный Церковный календарь именует последнюю седмицу (неделю) перед Великим постом сыропустной (а народ – масленицей). Смысл этой седмицы – в постепенном переходе от обыденной жизни к великопостным «подвигам», которые, конечно же, у каждого христианина свои – и определяются его полом, возрастом, состоянием здоровья и профессией. В среду и пятницу даже не совершается Божественная Литургия (это в знак покаянной скорби), а службы суточного цикла, содержащие и покаянную молитву преподобного Ефрема Сирина, почти соответствуют великопостным. Всё это, согласно замечательному выражению свт. Тихона Задонского, – «светлые предпутия поста»!
Но народ – не только «простой» и «необразованный» (эта отговорка ныне смешна) – проводит это «начало умиления и покаяния» вполне по-язычески – в шумных гуляньях и сомнительных забавах.
Один из иностранных путешественников, посетивших Россию в XVII веке, мосье Одербон, с удовольствием носителя западной цивилизации констатировал (подобных свидетельств много): «В это время у русских почти беспрерывно продолжается обжорство и пьянство; они пекут паштеты, то есть оладьи и блины из масла и яиц, зазывают к себе гостей и упиваются мёдом, пивом и водкой до упаду и до беспамятства. В течение всей масленицы только и слышно, что того-то убили, того-то бросили в воду…».
«Взятие снежного городка»
В. Суриков, 1891 г.
Со временем мало что изменилось. Вспомним картину Василия Сурикова «Взятие снежного городка» или хрестоматийное изображение боя «стенка на стенку» в фильме «Сибирский цирюльник». Многие простодушные люди относятся к этим лубочным картинкам прошлого с ностальгическим придыханием и всерьёз считают, что всё это – «сугубо по-православному»; что так и следует «готовиться» к Великому посту: напиться до безобразия, слопать (простите за откровенный глагол!) как можно больше блинов, стараясь не умереть от заворота кишок (что действительно случалось), умело разбить ближнему нос или вывихнуть челюсть, а потом «покаяться» – попариться в Чистый понедельник в баньке, дабы смыть с себя масленичные излишества, и с чувством хорошо исполненного «православного долга» бухать земные поклоны.
Конечно же, это языческая разгульная обрядность, во многом искусственно возрождаемая сейчас под видом возвращения к «народным традициям». Очевидно, многим, желающим кощунственно смыть с Руси воды днепровской купели, хочется вернуться непременно к дохристианским «национальным истокам». Неудивительно, что нашу страну, в которой за девять столетий не смогли утвердиться хотя бы элементарные нормы христианской морали и поведения, постигли столь тяжкие наказания в XX столетии. Это и был «Страшный суд», к счастью, ещё не окончательный; но разумно ли испытывать Божие долготерпение? Ещё один «Страшный суд» для нашего общества, сидящего на «пороховой (ядерной и термоядерной) бочке» может стать в прямом смысле Страшным (уже без кавычек) и последним. Всё зависит от способности покаяться (то есть на библейском языке – «переменить сознание») и хотя бы попытаться жить по-христиански. К сожалению, вместо того, чтобы «на себя оборотиться» – вспомнить слова Спасителя о том, что Отец Небесный знает о каждом из нас всё (даже волосы на наших головах сосчитаны!) и что без Его попущения ничего не происходит, – многие наши «ревнители» отмахиваются от промысла Божия и винят во всех наших бедах разных внешних супостатов (их имена хорошо известны). Здесь есть над чем задуматься, особенно в преддверии Великого поста.
Юрий Рубан,
канд. ист. наук, канд. богословия
Святитель Тихон Задонский (†1783) о масленице
«Сырная седмица есть преддверие и начало поста. А потому истинным чадам Церкви следует в Сырную седмицу поступать во всём гораздо воздержаннее. Слушают ли, однако, христиане сладостных песней любвеобильной Матери своей? Она завещает в эти дни более благоговеть – а они ещё больше бесчинствуют. Она заповедует воздерживаться – а они ещё больше предаются невоздержанию. Она повелевает очищать тело и душу – а они ещё больше оскверняют их. Она велит сетовать о содеянных грехах – а они прибавляют новые беззакония. Она внушает умилостивлять Бога – а они ещё больше прогневляют Всевышнего. Она назначает пост – а они ещё больше объедаются и упиваются. Самое празднование масленицы – есть дело языческое. У язычников был ложный бог Вакх (изобретатель хмельного питья), которому они учредили особенные в году праздники (так называемые вакханалии) и проводили эти празднества во всяких непотребствах и мерзостях. Смотрите, не так ли христиане проводят масленицу, а равно и многие празднества? А я ещё раз скажу, что, кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина» (цит. по: Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. М., 1993. Т. 1. С. 543–544).
Какие ограничения могут ввести в скором времени
Точного перечня нововведений, которыми будут дополнены ограничения, пока нет. В столичной мэрии еще не делают никаких прогнозов. Тем не менее, как утверждает Сергей Собянин, текущая неделя должна показать, как в сложившейся ситуации городу действовать далее. Таким образом, 18 октября может появиться больше подробностей.
Тем временем мэр Москвы уже анонсировал изменения в правилах работы ночных клубов, баров и прочих развлекательных заведений в период пандемии коронавируса. Теперь их посетителей будут регистрировать по номеру телефона.
«Входя в заведение, посетители должны будут сканировать QR-код либо отправить СМС на специальный короткий номер 7377», — сообщил Сергей Собянин.
Как подчеркнул мэр столицы, данный метод, безусловно, не сможет предотвратить распространение коронавируса, однако это позволит оперативно информировать прочих посетителей заведения в случае их возможного контакта с зараженным лицом. По словам градоначальника, решение о проведении такого эксперимента было принято после консультаций с представителями развлекательных заведений.
На какой день после смерти хоронят православных
Традиция в православии хоронить на 3 день связана с особым значением, которую придают этому числу. В Евангелии описано много ситуаций, где цифра 3 играет немаловажную роль. Вот самые значимые из них:
- Три подарка, преподнесенных Христу в честь его рождения волхвами;
- Три распятья на горе Голгофе;
- Третий день после смерти Иисуса, когда произошло его воскрешение.
Сакральный смысл заложен и в термине Святая Троица, отражающая Триединство Бога. Воскрешение же Христа еще больше укрепило веру в то, что хоронить следует человека на третьи сутки.
Православные христине считают, что душа покидать тело должна постепенно. Происходит этот момент на Третину – ровно на третьи сутки с момента кончины. После высвобождения, нематериальная сущность следует за ангелом-хранителем в Царствие Небесное, где еще трое суток может созерцать красоту райской обители. Считается, что если похоронить человека раньше, то его душа это увидит и переход в другой мир для нее будет происходить мучительнее либо она и вовсе останется неупокоенной.
Можно ли делать поминки в воскресенье
Священники считают мнение о том, что устраивать поминки нельзя в воскресенье, безосновательным и не соответствующим действительности. Поминать в воскресенье не запрещается ни единым церковным православным каноном. Запрет на поминки в воскресенье является пережитком прошлого. В любой выходной день можно устраивать их, при этом выбирать удобное для всей семьи время.
Единственное исключение — это празднование Пасхи. Это воскресенье считается одним из самых радостных и чистых дней, устраивать поминальные мероприятия нежелательно.
В воскресенье проводится молитва за упокой умершего человека, подаются записки в храме на Сорокоуст, проводятся панихиды. Этим всем занимаются православные родственники покойного. При этом допустимо проводить обряды в любой день, главное — это временной промежуток, на который выпадает траур по человеку.
После посещения церкви устраивается поминальная трапеза. Она проводится как в домашних условиях, так и заказывая столики в специализированном заведении. Панихида делается на третьи, девятые и сороковые сутки после смерти родного человека. После проведения похорон проводят заказ молитвы — так называемого Сорокоуста.
Во время поминок сначала произносится молитва всеми присутствующими. Благодаря ей удается помянуть душу умершего человека. Пользуются купленными ранее церковными свечами. При этом подготовленную еду разделяют между присутствующими, а также отдают малоимущим. Спиртное употреблять на поминках можно, но в самых минимальных количествах, по отзывам священнослужителей. Но вопреки распространенному мнению, употребление вина и прочих горячительных напитков в день похорон строго запрещено православными канонами.
Понятно, что церковь не запрещает проводить похороны в воскресенье, если это третий день после смерти человека. Исключение лишь составляют крупные религиозные светлые праздники. Если выпали они, то ритуал переносится на следующий день — это никак не скажется на самом процессе и нюансах его проведения.
Празднование русской православной Масленицы: кулачные бои
Кулачные бои славились на всю страну! В шутку люди говорили, что кулачные бои «вышибают блины».
Не стоит путать кулачные бои с обычной дракой. Существовали строгие правила, которые люди обязаны были соблюдать:
Кулачные бои проводились в перчатках под веселую музыку
Сергей Зимний на Руси: приметы
В народе считалось, что с Сергея Зимнего начинается зима, в прежние времена в это время уже, как правило, выпадал первый снег, который не таял, и начинал устанавливаться санный путь.
Согласно приметам, если листья с деревьев к этому времени еще не облетели, осень может задержаться, но зато зима будет морозной и суровой.
Настоящую зиму ждали на Матрену Зимнюю (22 ноября), когда даже следа осени уже не оставалось. На Руси говорили:
«Сергей зиму начинает — инеем траву бьет, а Матрена зиме вспять повернуть не дает».
Согласно церковным правилам, любой верующий может трудиться шесть дней в неделю, но седьмой он должен посвятить Богу. Однако если рабочий день совпал с церковным праздником, исполнение трудовых обязанностей в это время все же не станет грехом, ведь сложившиеся обстоятельства никак не зависят от самого человека. Однако в процессе исполнения работы нужно следить за тем, чтобы все мысли были направлены к Богу, а не на способы достижения выгоды и получения материальных ценностей.
Но некоторые виды трудовой деятельности в праздничные дни все же находятся под запретом.
Народные приметы 20 октября. Что можно и нельзя делать на Сергея Зимнего
Народно-христианский праздник – Сергей Зимний – отмечают 20 октября. На Руси считали, что в этот день можно обрести здоровье и красоту, а также навлечь финансовые проблемы. Кто такой Сергей Зимний, чем занимались в этот день наши предки и что старались не делать – читайте в материале amic.ru.
Так совпало, что в православном календаре 20 октября почитают двух преподобных Сергиев – Печерского и Нуромского, а также двух мучеников – Сергия и Вакха.
Чудотворец и святой Сергий Нуромский жил в XIV веке. Он приехал на Русь из Греции и был учеником Сергия Радонежского. В обители он прожил несколько лет, а после поселился в уединенном месте на реке Нурма, где много времени проводил в молитвах. На него даже нападали разбойники, однако каждый раз Сергию удавалось оставаться в живых. Позже к святому присоединились около 40 паломников, которые тоже стали ввести отшельнический образ жизни. Вскоре вместе они воздвигли храм и построили несколько келий.
О жизни преподобного Сергия Печерского практически ничего неизвестно. Предполагается, что он жил в XII-XIII веках. Его прозвали Послушливым за то, что отрекся от собственной воли и совершил послушание настоятелю.
Мученики Сергий и Вакх были военачальниками и служили при императоре Максимиане (III-IV века). Однажды на друзей донесли за то, что они не поклоняются языческим богам, а исповедуют христианство. В то время это считалось преступлением. Мучеников схватили и истязали. Но они не отреклись от веры. Тогда их приказали убить. Сергий и Вакх приняли мученическую смерть за веру в Христа.
Утро 20 октября крестьяне начинали не с завтрака, а с кормления домашнего скота. По традиции печь давали растопить самому младшему члену семьи. По поверью, это должно было сохранить тепло в избе на всю зиму.
На Сергея Зимнего уже заметно становилось холоднее. Но водоемы еще не покрывались льдом. Поэтому народ шел на озеро и опускал в омуты бочки с засоленными огурцами. А когда весной лед таял, то бочки доставали, а соленья подавали на стол. Считалось, что после такого хранения они становились еще вкуснее.
Девушки, которые хотели сохранить красоту и молодость, на Сергиев день умывались кислым молоком. По народной традиции, если при умывании произнести особый заговор, то можно было обрести крепкое здоровье на целый год.
Мужчины в этот день дарили своим женам новые платки. Считалось, что если женщина его наденет 20 октября, то он защитит ее от головных болей.
В Сергиев день не стоит готовить тесто и печь из него пироги. По народному поверью, это могло принести финансовые трудности семье.
Также 20 октября нельзя принимать подарки от людей, которых плохо знали. На Руси считали, что переданные вещи могли принести в дом неудачи тому, кто их подарил.
- Если 20 октября ляжет снег, то зима вступит в свои права на Матренин день (22 ноября).
- Если на Сергея Зимнего снег уже лежит, а на деревьях все еще есть листья, значит, снег скоро растает.
- 20 октября стоит хорошая погода – такая будет в течение следующих трех недель.
- Мутная луна – предвестник морозов и снежной погоды.
Текст с ошибкой:
Комментарии
перепостю своё недавнешнее высказывание:
РПЦ уже давно нет, точнее осталась одна аббревиатура. В одно время главных церковников тогда ещё Руси заменили «украинские». А на тех в своё время много раньше сильно повлияли польские попЫ. А на польских всегда влиял, если не сказать руководил ими Ватикан. Поэтому при советах люди то и не сильно защищали церкви, приходы когда их рушили и под склады и клубы отдавали. Люди ещё помнили, и до сих пор помнят разборки по смене обрядовых русских традиций, и большинство не приняли ни три перста ни против солнца на Пасху, и т.д. Поэтому не поддерживали церковь, и сегодня не поддерживают на генетическом уровне, чувствуя какой-то обман. Да ещё в мае 2007 РПЦ объединилась с заморской ПЦ, а те вообще РПЦ ни во что не ставят, утверждают что только они сами настоящие потому что за границу убежали и их настоящие апостолы мазали, а в СССР апостолы из КГБ были. Забывая что сами давно под Ватиканом.
+ политические заявления от РПЦ, + магазины если не сказать торговые сети от РПЦ — все это их не красит, это я ещё мягко сказал.
Так что это давно не российская да и не православная ни какая, да и не церковь!
Если дать ей определение какое то, то наверное: ватиканская религиозная торговая сеть российской федерации. При чем дважды ватиканская.
Мясопустная седмица: подготовка к Великому посту ^
3 марта, когда вы проснетесь, попробуйте проанализировать свою жизнь и все свои поступки. Попросите прощения у Бога, который точно услышит ваши молитвы. Этот день — особенный, потому что он не пугает тем, что будет Божественный суд над людьми. Суть этого дня в том, чтобы напомнить о том, что праведная жизнь — это спасение.
Бог простит всех, кто пытался быть хорошими людьми, причем вне зависимости от того, где человек жил, кого любил, кем работал, какова была его вера. Добро может поселиться даже в сердце человека, отвергающего Бога, поэтому каждый заслуживает того, чтобы быть выслушанным, понятым.
Все последующие дни в церквях будут проводиться службы, посвященные неделе о Страшном суде. На проповедях священники будут рассказывать о том, куда может завести грех и каковы последствия духовной слабости и пустоты.