1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Валаамскому монастырю вернут исторически принадлежавшие обители сооружения

Жителей Валаама выселяют

Редакция Yle побывала на острове, где стоит VIP-дача Путина и обосновались олигархи

В прошлом году на Первое мая Валаамский монастырь был окутан дымом. Горело здание отеля, которым владеет монастырь, и столбы дыма поднимались в небо.

Это здание было не только отелем, но и домом для десятков обычных жителей острова. Кирилл Смышников — один из них.

«Я смог вывести свою беременную жену из горящего здания в последний момент».

Теперь Смышников — один из бездомных жителей Валаама.

Представители монастыря откровенно заявили, что людей, утративших свое жилье, на острове больше не приветствуют. Сгоревший отель сразу объявили непригодным для проживания, и монастырь хочет переселить жителей с острова в Сортавалу.

В июле прошлого года в России нарастала тревога. Президент Владимир Путин неделю не появлялся на публике. Бразды правления сосредоточены в руках одного человека, и его отсутствие создает чувство неуверенности.

Путин выбрал Валаамский монастырь как место, в котором можно снова появиться на публике. В финских новостях тоже сообщалось, что президент принимал участие в богослужении с главой Русской Православной церкви, Патриархом Кириллом.

Путин поблагодарил патриарха и «представителей традиционных религий» за то, что они укрепляют духовные основы России. Он также почтил память российских пилотов, которые погибли в сирийской войне, «служа Отечеству», сообщил Кремль.

Уединенный Валаам стал центральной сценой для тандема политической власти и православной церкви в России.

По мнению критиков, Валаам — благодатная почва для богачей, там пренебрегают значением природы и правами человека.

У Путина на Валааме есть дача и сауна, которые расположены далеко от туристических маршрутов. Постройки можно увидеть только с берега небольшой реки, которая протекает в центральной части острова.

Путин часто приезжает на Валаам.

Постройки расположены на территории Свято-Владимирского скита. Строительство завершилось в 2008 году, и кроме дачи здесь есть большой собор.

Выбор имени не случаен: местные называют его «скитом святого Путина». Скит — это уединенная обитель или община монахов, которые живут отдельно от главного монастыря.

Туристов в собор, который находится на территории скита, пускают только маленькими группами. Дачу Путина во время экскурсии увидеть не удается.

Российский патриарх Кирилл, в свою очередь, построил на соседнем острове свою новую резиденцию.

Земляные работы начались и на острове Оборонный, который находится к югу от главного острова. Это заповедная зона, на которой остались финские фортификационные сооружения 1930-х годов.

Недалеко от старых орудийных позиций и огневой башни монастырь возводит новый скит. Раньше на остров пускали туристов, но теперь он закрыт для посещения.

Ладожский природный парк (вероятно, имеется в виду парк «Валаамский архипелаг», созданный в 1999 году — прим. пер.) — важная заповедная территория в России, которая по статусу соответствует национальным паркам Финляндии. Его представители, тем не менее, никак не могут повлиять на ход строительных работ.

По оценке природоохранной организации Greenpeace, строительство на острове Оборонный незаконно.

«Одно из интереснейших туристических мест становится VIP-объектом, закрытым для туристов», — описывает бизнес на Валааме, а также конфликт монастыря и жителей журналист Глеб Яровой.

Присутствие политических меценатов заметно по всему Валааму. Во время рождественского богослужения воздавали хвалу олигарху Геннадию Тимченко, другу Путина, у которого также есть финское гражданство.

Благодаря его фонду были отреставрированы большие объекты, например, главный собор и Свято-Владимирский скит, на территории которого расположены дача и сауна Путина.

На острове есть и много других свидетельств заинтересованности важных персон.

На историческом кладбище возвышается новый памятник из кирпича. Рядом с почившими игуменами, то есть настоятелями монастыря, захоронены другие благодетели: украинец Виктор Клименко и его сын Антон Клименко.

Брат Антона, Александр Клименко — украинский бизнесмен, который был министром, отвечающим за налоги и доходы в составе правительства Виктора Януковича. На Украине его подозревают в злоупотреблении властью и уклонении от уплаты налогов. Клименко сбежал в Россию после падения правительства Януковича и был включен в санкционный список ЕС.

Как стало известно, Клименко финансировали строительство на Валааме Казанского скита, и у семьи тесные связи с духовенством монастыря.

Главный собор монастыря и окружающие его постройки практически все отреставрированы, системы водоснабжения и канализации обновлены. Десять лет назад по дну Ладоги провели электрокабель, что обошлось примерно в 70 миллионов евро.

У монастыря есть свое рыбоводческое хозяйство. Сюда также было завезено итальянское оборудование и рецепты, по которым здесь готовят валаамскую рикотту и долго созревающий сыр. Производство сыра широко освещалось в СМИ в связи с продовольственными санкциями, введенными Россией.

Путин использует Православную церковь как средство, при помощи которого он может управлять Россией в соответствии с консервативными ценностями.

Православная церковь, подвергавшаяся притеснению в советское время, получила в годы правления Путина различные права, например, право вернуть утраченную ранее собственность. Церковь богатеет, но в рамках, продиктованных Кремлем.

Путешествие в прошлое

Академик Д.С.Лихачёв необыкновенно точно подметил и выразил сущность Валаама как явления в нашей культуре:

История, природа и искусство — три самые мощные воспитательные силы в нашем обществе. На Валааме они соединены с необычайной прочностью. И три вместе они не утроены в своей действенности, а удесятерены.

Действительно, невозможно понять особенности формирования Валаамского архитектурно-ландшафтного комплекса без знания его прошлого. Пытаться дать верную оценку существующим на Валааме ансамблям, не имея представления об истории монастыря, как далекой, так и близкой — занятие бесперспективное.

Листая страницы минувших событий, начнем путешествие в прошлое, в котором нас прежде всего будет интересовать история строительства на Валааме.

Интересные факты

  • В 1999 году икона преподобных Сергия и Германа в Спасо-Преображенском соборе замироточила. Сотни паломников видели это чудо, произошедшее в год десятилетия возобновления монашеской жизни на острове, своими глазами.
  • 13 декабря 2005 года над Валаамом разнесся уникальный колокольный звон. Колокол весом в 12 тонн — благовестник «Андрей Первозванный» — занял свое место. Это самый большой благовестный колокол на звоннице, один из крупнейших в России, точная копия прежнего, утраченного в годы войны.
Читать еще:  Не убий, не укради, заплати налоги...

Возрождение скита не помешает работе предприятий

С краеведом согласен председатель местного отделения общественной организации «Ветераны Афганистана» Александр Пупков. Он сам занимается восстановлением памяти – отвечает за одну из экспозиций местного музея, посвященную войне в Афганистане. Экспонаты, многие из которых уникальны в масштабах республики, Пупков долгие годы собирал самостоятельно.

Александр Пупков. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

По словам общественника, сейчас на полуострове работают одно горнодобывающее и несколько обрабатывающих предприятий. Первое принадлежит московскому правительству, руководство остальных, более мелких, тоже в основном находится за пределами Карелии. Работают на них, впрочем, местные жители – несколько десятков человек.

Часть местных жителей, говорит Александр Пупков, опасается, что после возвращения монастыря на полуостров оттуда придется уйти предпринимателям, занимающимся обработкой камня. Однако поводов для таких опасений Валаам пока не давал.

Возрождение скита и работа горняков на Сюскюянсаари друг друга не исключают, подтверждает руководитель расположенного вблизи храма обрабатывающего предприятия, представившийся Юрием. По словам бизнесмена, несколько дней назад он разговаривал с представителями монастыря, и те заверили его, что не возражают против ведущихся рядом работ.

Рабочие, устанавливающие на полуразрушенное здание храма строительные леса, добавляют, что в планах Валаама – замостить его окрестности брусчаткой. Продать ее могли бы как раз расположенные невдалеке предприятия.

Депутаты передали монастырю небольшой участок площадью 100 на 50 метров, окружающий храм. По обе стороны от него — камнеобрабатывающие предприятия. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

Что касается крупного горнодобывающего предприятия, принадлежащего московскому правительству, то его мощности – два карьера на полуострове – в ближайшее время передадут Карелии. По словам главы Минприроды Алексея Щепина, карьеры продолжат работать.

— Руководство Валаамского монастыря выразило заинтересованность в работе двух карьеров на острове Сюскюянсаари. Камень, который там добывают, будет использоваться в том числе и для восстановления церкви Александра Невского в бывшем Германовском скиту Валаамского Спасо-Преображенского монастыря, — говорил накануне министр.

Спасо-Преображенский монастырь и его судьба

Точной даты основания Валаамского монастыря никто не знает. По одной из летописных историй место для обители было обозначено апостолом Андреем Первозванным в I веке. Ученик Христа проповедовал православную веру и, преодолев территорию Руси от юга до севера, оказался в водах Ладоги. Зайдя на горы Валаама, он водрузил там крест. Через 9 столетий паломники из Греции Сергий и Герман добрались до архипелага и основали там братство монахов.

Другая история связана с жизнью Авраамия Ростовского и датируется X-XI в. В жизнеописании упоминается посещение преподобным Валаамской обители в X в. В некоторых летописных историях существует информация, что в XII в. святые мощи преподобных перенесли в Великий Новгород.

История основания монастыря

Первые документальные сведения о Валаамском монастыре в истории Руси датируются XVI в. Он упоминается в летописях о житии Савватия Соловецкого. По документальным источникам основание монастыря произошло в 1407 г. Об этом написано в истории Валаамского монастыря. Если же верить Софийскому свитку, то годом создания можно считать 1329 г. Письменный источник гласит, что в XIV в. на архипелаг явились паломники во главе с Германом и Сергием. Они решили отречься от житейских благ и стали жить на Валаамском острове. Там иноки проповедовали христианскую религию среди местного населения и заложили обитель с общежитием для монахов.

Обитель и ее расцвет

Основатель Спасо-Преображенской обители был мудрым и сильным духом человеком, и поэтому она изначально процветала и привлекала к себе множество паломников не только Руси, но и всех стран мира. Особый расцвет приходится на XV-XVI века. В те времена число монахов в обители достигало 600 человек. Они трудились на благо монастыря и усердно молились в своих кельях и скитах.

Многократные войны России со Шведами не прошли даром для Валаамского монастыря. Много раз он подвергался набегам шведов. Некоторые монахи мужественно защищали обитель и приняли мученическую смерть. Но многие спасались бегством, бросив монастырь на произвол судьбы.

В начале XVII века Валаамский архипелаг стал территорией Швеции, и монастырь был полностью разорен. Возрождение обители началось после Северной войны, когда остров вновь вернулся России. По указанию Петра Великого в 1715 году началось восстановление монастыря, и произошла закладка Успенского собора.

К 1730 г. были готовы деревянный храм и ограда вокруг обители. Но им не суждено было долго простоять. В 1754 году случился пожар, и все постройки сгорели. Государыня Елизавета всячески содействовала и помогала в воссоздании обители, но, несмотря на это в 1765 г. здесь жили только 11 монахов.

К 1774 г. количество построек в монастыре увеличилось. Возвели и освятили собор Преображения Господня, построили большие помещения для келий и две отапливаемые церкви: Никольскую и Успенскую.

В 1781 году началось строительство зданий из камня. Это произошло после принятия управления монастырем игуменом Назарием. В 1805 году закончилось строительство церкви при местной больничке, построенной в северной части обители, а также надвратного храма во имя Петра и Павла в южной части. В то же время в монастыре возвели свою колокольню, высота которой равна 72 метрам. Вес большого колокола достигал 1000 пудов. Его отливали немного позже, чем построили здание колокольни.

Судьба монастыря в XIX веке

С 1811 года местность, на которой располагался монастырь, перешла в подчинение Финляндского Княжества. Губерния стала называться не Финляндской, а Выборгской. Но до 1892 года обитель оставалась под началом Петербургской епархии, а затем отошла к митрополитам Финляндии.

К XIX столетию Валаамская обитель вновь расцвела. Многие архитектурные строения были построены именно в это время. Они дошли до наших дней и считаются памятниками архитектуры. В 1839 г. сменился игумен монастыря. Церковная Епархия назначили на эту должность Дамаскина. За 42 года пребывания во главе монастыря он построил много зданий, проектами которых занимались только известные опытные архитекторы. Академик Алексей Горностаев первым был приглашен из Петербурга.

Читать еще:  Кровь для жертв землетрясения в Иране разрешили сдавать не только мусульманам

При игумене Дамаскине монахи жили в особой строгости, и была возвращена традиция старчества. Молодые монахи находились на попечении опытных старцев, совершая многочасовое послушание путем благотворного труда и беспрекословного посещения богослужений. За благословением и советом от мудрых старцев многие паломники приезжали издалека. Члены царской семьи были частыми гостями в Валаамской обители, приезжая сюда отдохнуть от житейских проблем и суеты и постигнуть сущность бытия. Многие известные писатели, художники, композиторы также любили посещать святое заповедное место.

При игумене Дамаскине было запланировано возведение огромного Спасо-Преображенского храма вместительностью на 3 тыс. человек. Но Дамаскин не успел воплотить в жизнь свои начинания. После его кончины монастырь возглавил игумен Ионафан II, при котором величественный собор был достроен.

По задумкам подвижников Валаама монастырь должен был стать вторым Иерусалимом. В связи с этим к началу XX века в обители и ее окрестностях стали встречаться названия из Нового завета. К началу XX века количество монахов в обители достигало тысячи человек.

Советские годы и их влияние

В советские годы Валаамскому монастырю удалось избежать закрытия и разрушения, чему подверглось большинство церквей России, так как территория принадлежала Финляндии. Но действия новой власти значительно изменили жизнь обители. В Финляндии православная вера была в меньшинстве, основная религия страны была лютеранская. В связи с этим власти негативно и предвзято относились к монастырю и его обитателям.

По приказанию финских чиновников архиепископ Серафим (Лукьянов) должен был читать богослужения на финском языке. Для заучивания ему дали три месяца. На экзаменационные испытания священнослужитель не пришел. За это его наказали, отправив в ссылку на остров Коневец.

Скоординировав свои действия с эстонскими властями, которые также была противником православия, финские чиновники решили дерусифицировать Валаамский монастырь. Для этого из Эстонии был приглашен священник Герман Аав. С ноября 1923 года он был назначен епископом Карельским. При Германе Ааве для монастыря наступили тяжелые времена. Финляндия оборудовала Валаамские остров оборонительными укреплениями на случай войны с СССР. Службы в храмах обители стали проводить строго на языке финнов.

Епархия Православной церкви в Финляндии по принуждению власти приняла западную Пасхалию. Обитель Валаама тоже была вынуждена перейти на григорианский календарь. Это стало причиной нарушения спокойного хода жизни в монастыре. «Старостильные» монахи противились нововведениям и отказывались подчиняться новому архиепископу. Десятилетнее противостояние закончилось появлением в обители финского спецназа. Многие монахи были вынуждены тайно покинуть монастырь, бежав в европейские страны.

В 30-е годы обитель переживала тяжелые времена. Денег катастрофически не хватало, служители жили в нищете и голоде. Всего в монастыре проживало около 400 человек: 300 монахов и 100 наемных рабочих и трудников.

В ходе Советско-финской войны монастырь был в эпицентре военных событий. Многие жители обители были подданными Финляндии и в начале 1940 г. бежали в свою страну. С собой они унесли из обители много ценных вещей. 18 марта с колокольни Спасо-Преображенского собора раздались двенадцать прощальных ударов благовеста, возвещавших о закрытии обители. Впоследствии бежавшие монахи основали на территории Финляндии новый монастырь, в котором соблюдались прежние правила и уставы.

Осенью 1940 года в монастырских корпусах создали военно-морское училище, выпускающее юнг и боцманов. Первый выпуск молодых специалистов в 1941 г. был отправлен на защиту блокадного Ленинграда. В конце войны на острове был построен Питкярантский целлюлозный завод, возобновили работу метеостанция, было организовано лесничество.

После Советско-Финских военных действий Валаамский архипелаг снова перешел во владение России. Здания обители советские власти стали использовать для гражданских потребностей. В 1950 году его отдали под дом инвалидов, который просуществовал до 1984 года. Сюда принудительно привозили людей с ограниченными способностями. В 60-х годах власти стали организовывать экскурсионные туры для туристов, желающих увидеть Валаам. Музей-заповедник начал работать с 1979 года, позднее начались первые работы по реставрации памятников.

Восстановление монастыря

Прежняя жизнь в обители стала возрождаться с 1989 г. 18 сентября основные здания монастыря были возвращены Ленинградской епархии. Первые монахи пришли на Валаамский остров 13 декабря. Их было 6 человек. Они поселились в здании, где был изолятор дома инвалидов. Монахи старались придерживаться прежних обычаев обители, проводили службы строго по Уставу, возрождали знаменитый распев. Службы во имя преподобных проводились постоянно.

В 1991 г. обители присвоили статус старопигиальной. В январе 1993 г. архимандрит Панкратий по указу главного патриарха страны становится во главу монастыря. Часовня была возвращена монастырю 27 февраля 1994 г., и в тот же день прошло ее освящение. Первый колокольный звон тысячепудового колокола местные жители услышали 13 декабря 2005 года.

Значимое событие произошло в монастыре в 2007 году: в сентябре здесь в течение трех дней гостил патриарх Алексий II. В рамках визита он провёл торжественное освящение храма в честь иконы Божьей Матери и провел там первую литургию. Наместник Панкратий в честь двадцатилетнего срока службы был удостоен ордена II степени.

10 июля 2009 года монастырь отпраздновал 20-летие со дня возрождения. В ознаменование этого события в одном из помещений Свято-Владимирского скита был создан музей.

Современное состояние

В настоящее время на территории Валаамского монастыря восстановлены все архитектурные сооружения. Плохое воздействие на целостность зданий оказывают особые климатические условия. В связи с этим реставрационные работы приходится проводить постоянно. С марта 2018 года ведутся восстановительные работы в Авраамиевском ските. Одиннадцать из тринадцати скитов уже полностью восстановлены.

Ежегодно 22 мая открывается сезон массового посещения обители паломниками. Если погодные условия на Ладожском озере позволяют, то открытие происходит раньше. Переправа паломников осуществляется водным путем.

На территории монастыря работает пекарня, где выпекается хлеб для жителей монастыря. В 6 км от обители находится молочная ферма и рыборазводный завод. При монастыре для православных гостей есть гостиница «Игуменская».

По данным на 2011 г. количество обитателей в монастыре насчитывало 217 монахов. Кроме того, в обители постоянно задействовано около полусотни трудников.

Вехи развития монастыря

Скалистый остров, на котором расположен монастырь, высоко поднимается над уровнем моря. Здесь несколько внутренних озер, соединенных сетью каналов. На островах растут сосны. Место для обители обозначено в I веке апостолом Андреем Первозванным, проповедовавшим православную веру. Преодолев Русь с юга до севера, ученик Христа оказался в водах Ладоги. Зайдя на горы Валаама, он водрузил там каменный крест. Через 9 столетий паломники из Греции добрались до архипелага и образовали там монашеское братство.

Читать еще:  В Москве отпраздновали Пурим

Монастырь основан в 1407 году, когда на архипелаге появились иноки из Средиземноморья Герман и Сергий. Решив отречься от житейских благ, монахи проповедовали христианскую религию и заложили первую обитель.

Война России со Швецией больно отразилась на жизни монастыря: в 1611 году архипелаг стал территорией Швеции, монастырь завоеватели разорили. После окончания Северной войны по указанию Петра I в 1715 году началось восстановление монастыря и строительство на его территории храмов, но деревянные строения и ограда сгорели. В 1781 году вокруг обители появились здания из камня. Активно строили на Валааме при настоятеле Иоанне Дамаскине. В новых соборах настоятель вводил строгий устав и возродил традицию старчества.

После революции 1917 года территория Валаама оказалась под властью Финляндии, где православных верующих притесняли. В 1923 году монастырь дерусифицировали: службы велись на финском языке, было введено григорианское летоисчисление. Много монахов в это время ушло из монастыря, остальные терпели нищету и голод.

В 1940 году после возвращения во владение СССР монастырь закрыли и разместили здесь военно-морское училище. На острове работал целлюлозный завод, метеостанция и рыбокомбинат, дом инвалидов и музей-заповедник.

В 1989 году обитель получила монастырские здания, ранее принадлежавшие ей. На острове появились 6 монахов, старавшиеся возродить обычаи Валаама. В 1991 году обители присвоили статус старопигиальной. В 2007 году освящение храма и первую Литургию провел Патриарх Алексий II.

Чудо о червях

Кило лучших яблок на рынке сейчас стоит где-то 150. «И скажите, разве вот это не тянет на такие деньги?» — владыка Алексий улыбается, держа на ладони крепкое, желтое, с красным бочком. Сласть валаамская — так, кажется, называется сорт.

В монастырский сад надо заходить в разгар лета, вот прямо сейчас, что мы с епископом Галичским Алексием, когда-то главным агрономом монастыря, и сделали. Розы в полном цвету, яблони зелеными шеренгами уходят в сторону собора: Верхние сады располагаются в нескольких сотнях метров от внешнего каре (так тут называют келейные корпуса вокруг Преображенского собора. — Авт.), чуть в стороне груша, слива. Владыка идет по саду, как Мичурин в одноименном фильме — это ведь он, выпускник Мичуринского аграрного института, в 96-м принимал от здешнего лесхоза то, что осталось от легендарных валаамских садов и огородов.

— За два месяца мы вывезли около двадцати тракторов мусора из Нижнего сада и пятнадцать из Верхнего! — вспоминает епископ. — Деревья были сплошь поломанные, больные, в сорняках и дуплах.

В 96-м он привлек сюда целую агрономическую службу из Мичуринской сельхозакадемии, специалисты взялись лечить старые деревья, не сохранившиеся на материке, но выжившие на каменистом Валааме, восстанавливать высаженные еще на довоенном Валааме и пережившие советскую власть сорта ягод. В скитах организовал огороды, выстроил теплицы, разбил даже аптекарский участок с лечебными травами.

А вот и колумбийские ярко-желтые ананасы, которые появились в теплицах уже при нынешнем «хозяине» садов, иеромонахе Григории, как и пудовые тыквы и арбузы. «Но вот этот сладкий виноград высаживал еще я», — говорит владыка и не может понять, почему у многих вызывает изумление, что ягода прижилась в северных широтах безо всяких теплиц. «Ее тут высаживали и высаживают под скалой, которая закрывает лозу от ветра, а согреваясь на солнце, «парит» и отдает ей тепло».

— Не ищите чудес. Жизнь реальна. За семь лет служения в Иерусалиме я ни разу не побывал на схождении Благодатного огня, всякий раз было некогда, — говорит владыка Алексий. — А лучше объясните, почему в 90-х, обследуя корни заброшенных яблонь, наши агрономы обнаружили в шурфах почву не высохшую, а полную червей, пористую, дышащую, живую?

Валаам хочет возродить самый северный из своих скитов

Еще раньше, до 1917 года, на Сюскюянсаари находился самый северный из валаамских скитов – Германовский. На острове вели хозяйство и добывали ценный гранит, который использовался не только для возведения монастырских часовен и храмов, но и для строительства зданий и мостов в Санкт-Петербурге.

После революции Валаамский монастырь достался независимой Финляндии. Новые власти давили на монахов, заставили их перейти с юлианского на григорианский календарь, поставили во главу обители нового человека. Во время Зимней войны 1939-1940 годов насельники покинули Ладожское озеро и отправились на территорию современной Финляндии, где основали Ново-Валаамский монастырь.

На самом Валааме и других островах Ладожского озера, где располагались его скиты, при советской власти религиозной жизни не было. Возрождение монастыря началось лишь в конце восьмидесятых.

Возвращение храма на острове Сюскюянсаари, утверждают в пресс-службе Валаама, — тоже часть возрождения обители. В июле об этом говорил и настоятель монастыря епископ Панкратий, призвавший верующих помочь в расчистке храма и его окрестностей от мусора и завалов.

Возрождение Валаамского монастыря

Возрождение Валаамского монастыря началось в 1989 году. Сначала одни скиты были переданы Ленинградской епархии, потом другие. Ныне все скиты принадлежат православной церкви, а миряне выехали с острова Валаам. Но, видимо, времена намоленных скитов Валаама, с паломниками-монахами, спасающимися от суеты и соблазнов мирской жизни, навсегда канули в прошлое. Менее чем за полвека были разорены и сгорели многие уникальные деревянные постройки. Теперь многочисленные турфирмы привозят на архипелаг всех желающих.

Погуляв по острову, они оставляют за собой объедки и прочий мусор. Порой на фоне природных красот и черной рясы священника блеснет и отполированный бок иномарки, и золото массивного креста. Сможет ли Валаамский монастырь восстановить свое былое величие духовной обители? Это во многом зависит не только от монахов, но и от чувств, с которыми люди направляются на архипелаг.

Каждый год Валаамский монастырь посещает несколько десятков тысяч человек. Большинство из них туристы, только десятая часть из приезжих — паломники. Одно из чудес Валаама это лик старца Назария, в 1782-1804 годах бывшего игуменом Валаамского монастыря, проявившийся в 1997 году после удара молнии на старом дубе около развалин его каменной пустыньки, до основания разобранной в 1960-х годах.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector