2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

История отношений между Русской православной и Римско-католической церквями

Содержание

Крещение Руси состоялось в 988 г. по Византийскому обряду. Русская церковь стала новой митрополией Константинопольской патриархии, к тому времени уже не подчинявшейся западной церкви, возглавляемой папой римским.

Догматической конфликт между католической и русской православной церковью возник сразу после раскола западной и восточной христианских церквей в 1054 г. Политический же конфликт начался в XIII-XIV веках, когда католицизм начал распространять свое влияние на славянские, в том числе русские земли.

В 1438-1439 гг. состоялся Ферраро-Флорентийский собор, на котором православному духовенству было предложено признать главенство папы римского в обмен на военную помощь Византии перед угрозой наступления турок. Несмотря на то, что Византия согласилась на это предложение, тем не менее помощи она не получила. Уния по ряду причин так и не состоялась, в том числе из-за сопротивления византийского духовенства и нежелания европейских монархов оказывать помощь Константинополю. Русская и грузинская церкви подписывать унию отказались, причем русская церковь объявила в 1448 г. о своей автокефалии (самостоятельности) от Константинопольского патриархата.

«У греко-католиков зреет идея уйти от Ватикана к Варфоломею». Как нарастающий конфликт между Папой Римским и УГКЦ может привести к новому церковному расколу в Украине

Накануне встречи «нормандской четверки» важное заявление по Украине сделал папа римский Франциск I.

Глава католической церкви одобрил попытки Киева и Москвы примириться и дать особый статус Донбассу.

Отвечая на вопросы журналистов на тему восстановления мира на Земле на борту самолета по пути в Рим из Японии, где он побывал с апостольским визитом, Франциск поставил в пример переговоры между Россией и Украиной.

«Все, что можно сделать, чтобы остановить производство оружия, остановить войны, стимулировать переговоры, с помощью посредников, всегда нужно делать, и это дает результаты. Например, в случае Украины и России речь шла не об оружии, а об обмене пленными, и переговоры оказались результативными. На Донбассе планируется особый государственный режим. Начались и ведутся переговоры. Это положительный шаг», — заявил папа, которого цитирует официальное издание Ватикана Vatican News.

Эти заявления уже вызвали резкую реакцию в Украине среди националистов и сторонников «партии войны». Впрочем, и у тех и у других уже давние счеты к Франциску, в поведении которого они все больше видят «зраду» и «сговор с Москвой».

Как это скажется на отношениях с Папой Римским Украинской греко-католической церковью (она подчиняется Ватикану) — выясняла «Страна».

Встретился с Путиным, отказал Порошенко

Прежде всего, нужно сказать, что это уже далеко не первые примирительные заявления Франциска о конфликте на Донбассе.

В начале июля 2019 года, Франциск принял у себя в Ватикане Владимира Путина. О чем они говорили, подробностей не сообщили. Известно лишь, что главными темами переговоров стали конфликты в Сирии и в Украине.

На следующий день после рандеву с Путиным папа встречался с высшим руководством Украинской греко-католической церкви, которая добивается от Ватикана статуса патриархата. Такой порядок приема — сначала Путин, потом лидеры УГКЦ — эксперты считают сам по себе красноречивым.

Папа Франциск со времен Майдана трижды принимал Путина. Фото: пресс-служба Ватикана

При этом Франциск, по информации «Страны», недавно отказал в аудиенции Петру Порошенко. Экс-гарант, по данным наших источников в религиозных кругах, приезжал в Рим в сентябре и хотел обговорить с понтификом вопросы поддержки слияния УГКЦ и ПЦУ.

Но папский престол отказал Порошенко в личном общении с Франциском, заявив, что он уже не является главой государства и поэтому не имеет преимуществ для визитов к главе Ватикана.

«На ситуацию не смог повлиять и Святослав Шевчук, глава УГКЦ, который лично просил за Порошенко», — говорит источник.

«Ватикан не хочет вмешиваться в тему церковного раскола в Украине, который явно не способствует миру между Украиной и Россией и завершению войны на Донбассе. Наоборот, Ватикан пытается найти понимание с Русской православной церковью», — добавляет источник.

«Униатство — не путь к миру»

Четыре года назад Франциск встретился с главой РПЦ Кириллом на Кубе — тогда главы двух крупнейших христианских церквей встретились впервые за несколько веков.

Переговоры Ватикана и Москвы о начале диалога духовных лидеров начались около двадцати лет назад. Впервые встретившись, Папа Римский Франциск и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл троекратно расцеловались. «Наконец-то», — сказал папа по-испански. «Приветствую вас как истинного собрата моего», — ответил патриарх.

После двухчасового общения с глазу на глаз Франциск и Кирилл подписали совместную резолюцию, в которой говорилось и об Украине.

Об украинском конфликте в итоговом документе говорилось обтекаемо, как о «противостоянии, унесшем уже множество жизней, причинившем бесчисленные страдания мирным жителям, ввергнувшем общество в глубокий экономический и гуманитарный кризис». Два религиозных лидера призвали к миру «все стороны конфликта».

Также говорилось о необходимости преодоления раскола среди православных верующих Украины «на основе существующих канонических норм» и о примирении там, где существуют трения между греко-католиками и православными, но униатство (униаты — еще одно название греко-католиков — Ред.), сказано в документе, не путь к восстановлению единства церкви.

Шевчук тогда разочарованно заявил: «Многие чувствуют себя преданными Ватиканом, и я, конечно, понимаю эти чувства».

По сути уже тогда было осуждено создание ПЦУ, которая родилась в этом году перед выборами под эгидой Порошенко и после получения томоса от Константинопольского патриарха Варфоломея.

Религиовед Остап Федышин считает, что христианские лидеры двух крупнейших церквей будут пытаться если не сблизиться, то не ссориться на фоне угроз исламского терроризма и войны в Сирии и Ираке, чтобы защитить свою паству от гонений на Ближнем Востоке.

«Конечно, Ватикан будет сдержан в вопросе поддержке «раскольнической» ПЦУ, чтобы не обострять отношения Запада с Москвой», — говорит эксперт.

«За сколько Путин купил Папу?»

Естественно, что и посление заявления Папы Римского по Донбассу были восприняты в контексте все той же «зрады».

«Когда люди вмешиваются в дела, в которых мало что смыслят, получается стихийное бедствие. Папа римский Франциск, чтобы уйти от вопросы о создании энциклики о ненасилии, рассказал, что вся проблема Украины и России — в обмене пленными, а на Донбассе уже формируется новый режим. Воистину, некоторым лучше молиться, чем вещать. Надеюсь, МИД Украины составит по этому поводу свою энциклику — в виде ноты протеста», — написала Соколовская.

В среде же греко-католиков на Западной Украине, Франциска многие уже окончательно записали в «агенты Кремля».

«Когда Путин, перед Майданом, о чем-то доверительно беседовал с Папой, а Папа промолчал весь Майдан — меня уже тогда это насторожило», — делится львовский блогер Юрий Сытник.

«Не совсем понимаю логику Святого престола. Одно дело, когда на сторону Путина становятся купленные им же европолитики. Другое дело, когда якобы ради экуменизма папа встречается с Путиным, делает заявления о мире между Украиной и Россией и особом статусе Донбаса, или поддерживает контакты с Кириллом. Неужели в Ватикане не понимают, что это только легитимизирует московский режим? И это все после преследования греко-католиков в Крыму», — негодует Роман Скаврон, прихожанин церкви УГКЦ во Львове.

«Вместо того, чтобы осудить Путина за войну в Украине и тысячи невинных жертв, папа Франциск по сути призвал Украину к капитуляции. За сколько Путин его купил, чтобы он сдал Украину? А ведь мы, греко-католики, всегда считали его духовным лидером и защитником Украины», — возмущается Галина Федун, которая также является греко-католичкой.

Бунт греко-католиков

Однако это недовольство лишь вершина айсберга все более сложных отношений Папы Франциска с подчиненной ему Украинской греко-католической церковью.

Греко-католики уже давно добиваются от Папы получения статуса патриархии, который имеют ряд восточнокатолических церквей (например, маронитская католическая церковь в Ливане или же коптская католическая церковь в Египте). Это увеличит их вес и самостоятельность.

Так, кандидатов в епископы будут избирать и утверждать без согласия Ватикана. Также главу церкви будут выбирать украинские епискомы и он будет сразу вступать в свои полномочия, без утверждения Папой.

Однако, переговорный процесс по этому поводу в последнее время фактически заморожен.

«Среди греко-католиков распространено мнение, что Франциск слишком тесно сошелся с Путиным и РПЦ на почве общей нелюбви к американцам и потому не хочет делать каких-то шагов, которые будут раздражать Россию, — сказал «Стране» источник в УГКЦ. — Поэтому и тормозится вопрос с патриархией и даже вопрос о беатификации (причисление к лику блаженных, что является этапом, предваряющем канонизацию — Ред.) митрополита Шептицкого также не решается. Не говоря уже о более сложных вещах вроде объединения с ПЦУ».

По словам источника, в УГКЦ растет недовольство политикой Франциска.

«Наиболее горячие головы вообще предлагают самовольно объединиться с ПЦУ и уйти от Рима к Вселенскому патриарху Варфоломею, если Франциск будет продолжать свою политику. Но это такой крайний вариант, который даже обсуждать боятся. Ведь понятно, что тогда будет новый раскол. На этот раз — уже внутри греко-католиков. Но то, что отношения между УГКЦ и Ватиканом сейчас стали напряженными — это факт», — говорит греко-католик.

Чрезвычайный и полномочный посол РФ при Святом престоле Александр Авдеев — об отношениях России с Ватиканом

В преддверии визита Владимира Путина в Ватикан там побывал «Огонек».

Елена Пушкарская, Ватикан

На этой неделе Владимир Путин отправляется с визитом в Рим. Первой запланирована его встреча с папой Франциском в Апостольском дворце Ватикана, куда президент РФ поедет прямо из аэропорта. Путин посетит Святой престол уже в пятый раз, и это будет его третья встреча с папой Франциском.

Приоткрыть завесу этих встреч, которые, как известно, происходят с глазу на глаз, а также заглянуть в закулисье российско-ватиканских отношений «Огонек» попросил чрезвычайного и полномочного посла РФ при Святом престоле Александра Авдеева.

— В городе-государстве Ватикан вы представляете Россию, крупнейшую мировую державу. Объясните, пожалуйста, Александр Алексеевич, почему взаимоотношения с этим крошечным государством для нашей страны столь важны?

Александр Авдеев, чрезвычайный и полномочный посол РФ в Ватикане

— Известен исторический анекдот, когда Сталин спрашивал: сколько у Ватикана дивизий? Мне и сейчас часто приходится объяснять, что дивизий у Святого престола нет, но за папой стоит миллиард триста миллионов верующих христиан-католиков. Для этих людей мнение, авторитет и позиция понтифика порой важнее, чем позиции политических руководителей стран, в которых они живут. Так что, хотя территория Ватикана и мала, духовное воздействие на мир огромно.

— Вероятно, поэтому главы государств всегда включают посещение Ватикана в программы своих визитов в Италию. Владимир Путин посетит Апостольский дворец уже в пятый раз, причем с нынешним папой Франциском это будет уже третья встреча. Вы знаете, о чем они будут говорить?

— Я лишь могу предположить: Путин и папа будут говорить о самых важных проблемах современности — дестабилизация международных отношений и мировой торговли, кризис на Ближнем Востоке, судьба Сирии, судьба разоружения, иранский кризис. Это то, что сейчас на устах всех мировых лидеров.

— Как по-вашему, такая повестка — это скорее протокол, дань традициям или все же личные встречи действительно важны для обоих лидеров, а то, что они обсуждают наедине столь масштабные вещи, впоследствии сказывается на развитии мировых процессов?

— Беседы Франциска с нашим президентом всегда интересны и политически насыщенны. Я бы назвал это обменом философскими и политическими взглядами на мир между лидером России и лидером христианского католицизма. Подчеркну, что личные отношения президента РФ и понтифика очень хорошие, они с большой симпатией относятся друг к другу.

— Во всяком случае, один из плодов личных договоренностей между Владимиром Путиным и папой Франциском был, что называется, на виду. Я говорю о выставке шедевров из Ватиканской пинакотеки в Третьяковке в 2016-м и об ответной выставке русской живописи в Ватикане прошлой зимой.

— Да, это были выдающиеся выставки, равных которым по художественному уровню не было за всю историю отношений России со Святым престолом.

— Владимир Путин встречался и с предшественниками Франциска. Как вы полагаете, почему именно с нынешним понтификом установились доверительные отношения?

— Личность Франциска необычная, интересная, и, безусловно, он является решительным сторонником развития отношений с Россией. Вдобавок к этому скажу так: время пришло. Время, когда католики не могут решать многие задачи и проблемы, не учитывая логику российской внешней политики, а также опыт и роль русского православия.

— Как бы вы охарактеризовали нынешнее состояние отношений России и Святого престола? Представляется, что они лучше, нежели со многими европейскими странами.

— Политический диалог и в целом отношения России с Ватиканом развиваются весьма успешно. Они базируются на близком или общем понимании сути многих международных процессов, сложившихся в последние годы.

— В межгосударственных делах больших разногласий нет. Очень важно, что Ватикан заинтересован в стабильности и безопасности во всех регионах мира, где проживают католики. А они есть везде.

Имеются особые темы, по которым наши позиции совпадают. В первую очередь это защита христиан в мире. У нас почти идентичные позиции по ближневосточному урегулированию, борьбе с религиозным экстремизмом и терроризмом, по проблеме мигрантов и беженцев. Ватикан — активный сторонник укрепления международного авторитета и статуса самостоятельности Палестинского государства. Помните, как был выстроен визит папы на Ближний Восток в 2014 году? Он сначала посетил с государственным визитом Палестину и уже оттуда отправился в Израиль. И — что очень важно — выступил за сохранение статус-кво Иерусалима как центра трех мировых религий. Это имеет особое значение сегодня, когда американцы такой статус разрушают.

Как прошла первая встреча Владимира Путина и папы римского

Ватикан энергично выступает за сохранение территориальной целостности Сирии, за скорейшее принятие новой Конституции, которая отвечала бы чаяниям всего сирийского народа, в том числе и нацменьшинств. Ватикан всегда подчеркивает заслугу России в разгроме терроризма.

Наконец, Ватикан выступает за укрепление режимов нераспространения оружия массового уничтожения. Здесь не приветствуют решение Трампа о выходе из договора по ракетам малой и средней дальности. Ватикан осудил и решение США о расторжении ядерной сделки с Ираном. Причем об этом тут говорят не шепотом, а громко и авторитетно.

Близки наши позиции по урегулированию в Венесуэле. Святой престол выступает за свободные выборы в реалистичные сроки. Он считает, что спорящие стороны могут сделать шаги навстречу друг другу вплоть до создания «правительства национального согласия». И конечно, Святой престол категорически против иностранного вмешательства в дела Венесуэлы.

— А по Украине у нас тоже близкие позиции?

— Ватикан поддерживает минские договоренности. Здесь дистанцируются от вмешательства во внутренние дела мирового православия и, подчеркну, постоянно высказываются за укрепление единства православных церквей. Каких-либо контактов с украинскими раскольниками или с «новой» псевдоцерковью у Ватикана не было.

Особая внутренняя проблема католической церкви, доставляющая, на мой взгляд, немало хлопот Ватикану, это отношения с украинскими униатами (действующая на Украине греко-католическая церковь византийского обряда.— «О» ). Формально эта церковь подчиняется Ватикану, но имеет большую степень собственной автономии. Руководство униатов нарушает призывы Ватикана о недопустимости политизации веры и идеологизации ее паствы. Лидеры униатов фактически превращают церковь в политическую партию. Поэтому напряженность между ними и Ватиканом нарастает. Униаты захватили и не возвращают не только православные, но и католические храмы. К примеру, папа римский давно и безуспешно просит вернуть захваченный ими католический собор во Львове. Здесь вызвал недоумение и проведенный униатами во Львове митинг с рукоплесканиями в честь проигравшего президентские выборы Порошенко.

Читать еще:  Марокканские власти усиливают контроль за деятельностью мечетей

— Как удалось достичь взаимопонимания? Ведь в 1990-е отношения приходилось выстраивать даже не с нуля, а, я бы сказала, с минуса?

— Думаю, что важнейшую роль здесь сыграла решительная позиция Московской патриархии против имевшей место в 1990-е годы политики католического прозелитизма. И это почувствовал весь христианский мир.

Показательно, что при двух последних понтификах — Бенедикте XVI и Франциске — католическая церковь стала отходить от прозелитизма, а два года назад Франциск вообще назвал прозелитизм грехом. Это был жест в пользу укрепления отношений с православием на базе равенства, при том что каждая из церквей должна оставаться сама собой, сохраняя собственные традиции, обряды, историю. На основе такого равенства и принципа невмешательства в дела друг друга и строятся сегодня отношения Ватикана и с Московской патриархией, и с другими православными церквями.

— Прошло больше двух лет с исторической встречи папы и патриарха Кирилла на Кубе. Есть ли с тех пор подвижки, примеры сближения, конкретного сотрудничества?

— Это скорее вопрос к представителям РПЦ. Я представляю здесь российское государство. Диалог между двумя церквями независимый и самоценный. Мы же помогаем ему. Разумеется, в той мере, в какой это отвечает интересам Московской патриархии. В качестве примера хотел бы выделить уникальную мультимедийную выставку «Новомученики и исповедники Церкви Русской», проведенную силами Патриаршего совета по культуре и развернутую в папском Латеранском дворце летом 2018 года. Это был год столетия расстрела царя Николая II и начала гонений на Русскую православную церковь.

Эта выставка, первая в своем роде за пределами России, показала исторический путь России и Церкви. Огромное число духовенства и мирян, почти весь епископат прошли через тюрьмы, ГУЛАГ и ссылки. Более 80 тысяч монахов и священников были расстреляны и замучены. Эта же участь постигла и всех российских католических священников и монахов. Жизненный подвиг этих людей и показала наша выставка. Ее посетили тысячи римлян, студенты католических университетов, служащие Ватикана. Люди крестились и молились прямо перед фотографиями жертв репрессий.

Как прошла вторая встреча Владимира Путина и папы римского

Хочу также отметить, что между Ватиканом и РПЦ подписан специальный протокол о совместном восстановлении разрушенных православных и католических храмов в Сирии. Их более 30. Это должно послужить сигналом для возвращения в страну покинувших ее христиан. Ведь в Сирии до начала военных действий было 18 процентов христиан, сейчас остался всего лишь 1 процент. Поток гуманитарной помощи в Сирию идет и по линии РПЦ, и по линии Святого престола, причем и теми, и другими она раздается независимо от конфессиональной принадлежности.

Ватикан оказывает Сирии существенную медицинскую помощь. В Дамаске развернуто два католических госпиталя, один — в Алеппо. Причем эти медучреждения сотрудничают с госпиталями, в которых работают российские врачи. Сейчас знаменитая ватиканская клиника Bambinо Gesu открывает в Сирии свое отделение. Причем параллельно с оказанием помощи детям там будут учить сирийских врачей тем методикам, которые разработаны в этой ватиканской клинике, являющейся одной из лучших в мире. Попутно отмечу, что в Bambinо Gesu ежегодно проводятся операции 25–30 детям из России. Здесь делают уникальные операции, в том числе по пересадке органов, которые у нас не везде можно сделать.

— Давайте вернемся к визиту. Нас, журналистов, как правило, пропускают лишь во внутренний двор Апостольского дворца, куда прибывает президентский кортеж. Можете рассказать поподробнее, что происходит потом?

— Из внутреннего дворика делегация поднимается на третий этаж Апостольского дворца и направляется к кабинету понтифика. Здесь перед входом висит большое полотно Эль Греко. Наш президент (в сопровождении переводчика) проходит в кабинет, а делегация остается в приемной, где идут параллельные беседы с членами правительства Ватикана. Встреча глав государств длится, как правило, около часа. Она, как я уже говорил, представляет собой обстоятельный разговор о мировых делах. Когда беседа завершается, всю делегацию приглашают в кабинет и представляют папе. Он здоровается с каждым за руку, все это фотографируют.

— Кто кроме глав государств и правительств может претендовать на личную аудиенцию папы?

— Раньше предшественники Франциска принимали много политиков, артистов, музыкантов, представителей общественности. А сейчас на личную встречу с понтификом кроме глав государств могут рассчитывать только католические паломники, направляющиеся со всего мира. Это простые верующие, священники, причем самого разного ранга, бывают просто беженцы из Сирии либо люди, пострадавшие в других конфликтных регионах. Франциск концентрирует свое время на контактах именно с такими людьми. На культурные и светские мероприятия у него просто нет времени.

— Каждый раз, когда российский президент наносит визит в Ватикан, католики ждут приглашения папы в Москву. Как вы думаете, она когда-нибудь состоится?

— Знаете, очень хорошо сказал по этому поводу глава ОВЦС (Отдела внешних церковных связей Московского патриархата.— «О» ) митрополит Иларион: каждый прожитый день приближает нас к этому событию.

Сегодня на Западе, многие католики уходят в оппозицию к официальному Ватикану. Редакция “Духовного Сопротивления” постаралась разобраться в этой ситуации. Что вызывает разочарование у правоверных католиков в политике Ватикана? Какие идеи ими движут? Что по их мнению не так с Римским Папой?

С этой целью мы обратились к представителям Украинскаой Правоверной Греко-католической Церкви известной так же как Византийский Католический Патриархат

Епископы-секретари Византийского Католического Патриархата — Мефодий и Тимофей, любезно согласились дать интервью, специально для портала “Духовное Сопротивление”

Расскажите немного о себе.

Патриарх Илия родился вблизи центра Кирилло-Мефодиевской миссии (Велеград), где потом был похоронен и св. Мефодий. В молодости он был рукоположен в сан римско-католического священника (1972). В восточный монашеский орден вступил в 1991 году. Степень доктора богословия получил в Праге, преподавал догматику на Богословском факультете в Словакии. Мы двое были рукоположены на священников уже как монахи восточного обряда (греко-католики). Один из нас изучал богословие в Чехии и затем в Варшаве, а докторантуру окончил в Праге. Второй учился в Словакии, потом в Праге, а в Риме получил лиценциат по каноническому праву. Как монахи, мы обновили монастырь в историческом месте, в Сазаве, где жил пустыннической жизнью св. Прокоп (XI век). Святой Прокоп, как преемник восточной Кирилло-Мефодиевской традиции, основал здесь монастырь. Когда в Чехии наступила сильная латинизация, его ученики в 1096 году были изгнаны на восток. За короткое время мы также отошли из Сазавы на восток – в Украину.

Как Вы пришли к вере?

Мы родились в бывшей Чехословакии, где большинство населения было католиками. Католическую веру мы унаследовали от своих родителей. Но эта унаследованная вера в детстве была формальной, имперсональной.

Почему именно католическая вера стала Вашим мировоззрением?

Как мы уже сказали, мы выросли в католической среде. Но вера в Христа стала для нас чем-то большим, чем просто мировоззрением – она означает для нас личное отношение к Богу. Наша жизненная программа – это подражание Христу. Мы такие католики, какими были святые Кирилл и Мефодий.

Почему Вы отделились от Ватикана?

Это была борьба против ересей. Сперва мы указали на ереси кардинала Гузара. Чтобы мочь эффективно бороться с ересями, мы, будучи монахами, приняли епископское рукоположение. Официально мы отделились от отступнической структуры Ватикана только 1.05.2011г. Непосредственная причина заключалась в том, что папа Бенедикт XVI провозгласил папу-еретика Иоанна Павла II блаженным. Этой незаконной беатификацией он официально перевел католиков под власть ересей и наметил им новую программу – противоречащую Писанию и Священному Преданию.

Ватикан – отделился от правоверного учения

Является ли Ваш разрыв с Ватиканом расколом?

Расколом есть то, что сделал Ватикан – отделился от правоверного учения, которое существовало почти 2000 лет. Мы остались верны Кирилло-Мефодиевской вере. Мы не следовали за Ватиканом на новой широкой дороге ересей и синкретизма с язычеством. Итак, если говорить о расколе, его совершил Ватикан.

Как Ваше отделение от Ватикана согласуется с догматом «о непогрешимости Римского Папы»?

Когда папа упадет в ересь, то он отлучен от Церкви. Тогда свою должность занимает незаконно и уже не является действительным папой. Это правило применяется также в Православной Церкви. Еретик уже не является действительным патриархом. В Православной Церкви не было дано догмата о непогрешимости патриарха, но фактически обычные люди считают его непогрешимым еще больше, чем католики папу.

Если Римский Папа может ошибаться, то тогда, может быть, правы православные, которые еще 1000 лет назад разорвали отношения с Римской Церковью?

Отделение Восточной Церкви от Рима состоялось в 1054 г. Догмат о папской непогрешимости был провозглашен только в 1871г. Но однозначно можем утверждать: попытка объединить Православную Церковь с отступническим Ватиканом сегодня стала бы духовным самоубийством Православной Церкви.

Православная Церковь находится под властью еретика Кирилла

Почему ваша организация называется «Византийский Патриархат»? Не проще ли Вам было присоединиться к Православию?

Что касается нашего названия «Патриархат», то речь не идет о Патриархате с точки зрения юрисдикционных полномочий над епископами, священниками и верующими. Патриархат является пророческим «гласом вопиющего в пустыне».

Что касается названия «Византийский», оно указывает на связь с византийской миссией, которую первыми среди славян провели св. Кирилл и Мефодий.

Византийский Патриархат служит не только Западной, но и Православной Церкви. Он указывает на здоровые корни веры, которые защищали святые. С другой стороны, указывает на ереси , в которые впали наивысшие церковные иерархи. Также призывает их к обращению, а если они остаются в ереси, провозглашает на них анафемы . Спрашиваем: Кто сегодня должен проводить это пророческое служение в Церкви? Это болезненная операция, без которой организм не может быть излечен.

Патриархат также провозгласил анафему на II Ватиканский Собор за то, что он продвинул ереси синкретизма с язычеством. В то же время он посмертно экскомуниковал папу Иоанна XXIII, который под девизом аджорнаменто (приспособление к миру) дал на Соборе еретическим теологам возможность начать саморазрушающий процесс в Западной Церкви.

На вопрос, не проще ли нам было присоединиться к Православию, отвечаем: Какой бы это имело смысл? Православная Церковь находится под властью еретика Кирилла. Сегодня это означало б для нас перейти вместе с Кириллом под отступнический Ватикан. А это было бы дорогой назад и предательством!

Какова роль современного Ватикана в процессе глобализации и нео-империалистической экспансии Запада (агрессия в отношении Ирака, Сербии, Ливии, Сирии и т.д.)?

У нас нет конкретной информации о том, как Ватикан сотрудничал в этой экспансии в указанных странах. Но знаем одно: нынешний Ватикан поддерживает глобализацию Нового Мирового Порядка ! Все видят, как папа Франциск продвигает исламизацию Европы. Это полностью соответствует линии «глобализации и нео-империалистической экспансии Запада».

Как Вы считаете, навязчивая пропаганда порока, насаждаемая на Западе, является следствием того социально-политического строя, который известен под названием «капитализм»?

Во главе этого строя, который сегодня называется НМП, стоят мировые банкиры, которые, по сути, сосредоточили капитал в своих руках и через финансы манипулируют правительствами государств и руководителями церковных организаций. Их не интересует экономика, но моральное разложение человечества путем продвижения гомосексуализма, гендера, ювенальной юстиции, наркомании, сект, псевдокультуры – декадентской музыки, которая вымывает мозги. В конечном итоге они стремятся к редукции (холокосту) человечества к одному т.н. золотому миллиарду. За этой идеологией стоит сатана – лжец и убийца (Ин. 8,44). Россия должна иметь более сильную идеологию, за которой будет стоять Христос, Который есть Истина и Жизнь (Ин. 14,6).

Ватикан поддерживает глобализацию Нового Мирового Порядка

Римский Папа и его предшественники стояли на страже капитализма, известно, что католик не имеет права быть членом компартии, а как Вы смотрите на вопрос социальной справедливости? Имеет ли, на Ваш взгляд, католик право бороться с несправедливостью этого мира, не только молитвой, но и на политическом поприще?

Что касается коммунистической партии, в настоящее время она имеет более моральные принципы, чем папа Франциск. Коммунисты точно не целовали б ноги транссексуалам. В прошлом, из-за того, что коммунизм продвигал атеизм, папство, а также Православная Церковь, были к нему в оппозиции. Сегодня настала другая ситуация.

Что касается социальной справедливости, то в настоящее время ею злоупотребляют к совершению величайших преступлений – похищению детей у любящих родителей (ювенальная юстиция), реализация исламизации Европы.

Католик и православный должен бороться на политическом поприще, но одновременно и в молитвах, чтобы получить свет и вдохновение от Бога, потому что на самом деле речь идет о духовной борьбе, которая проникает в политику, культуру, средства массовой информации, систему образования. Сегодня России нужны, прежде всего, святые . Ими должны быть не только монахи или священники, но и политические лидеры – такие, как св. Владимир .

За что на Западе так не любят Россию?

Западные глобалисты, которые распространяют негативное общественное мнение, не любят Россию, в частности, президента Путина, потому что он (пожалуй, как единственный политик) открыто выступил против НМП. Но люди, которые знают подлую политику НМП, наоборот, любят Россию и президента Путина. Примером может служить президент Чехии, чешские альтернативные масс-медиа и патриотические круги, которые борются против западной деструкции и добиваются выхода из НАТО и ЕС.

Каковы цели недавней встречи папы и патриарха Кирилла, на Ваш взгляд?


По сути, в этой встрече мы видим начало глобализации Церкви и постепенный переход к антихристовой религии Нью Эйдж.

Эта встреча имеет и свой позитив в том, что Кирилл разоблачил себя. Сегодня каждому православному должно уже быть ясно, что Кирилл имеет того же духа апостасии, что и Ватикан.

Епископ Лонгин вместе со своей епархией отделился от патриарха Кирилла именно из-за совместной декларации из 30 пунктов. Он назвал ее 30 иудиными сребрениками.

Как Вы относитесь к недавнему высказыванию Патриарха Кирилла о «ереси человекопоклонства»?

Он выразил истину, этим введет в замешательство противников и получит симпатии, но на самом деле скрыто реализует то, против чего на словах выступает.

В чем, по Вашему, заключается «грех экуменизма»? Разве это плохо, когда христиане разных конфессий ищут пути взаимопонимания в вопросах веры?


Сегодня через экуменизм христиане не ищут взаимопонимания в вопросах веры. Речь идет о взаимопонимании и единстве в ересях . Проводить экуменизм с отступническим Ватиканом означает попасть под власть ереси, потерять спасительную веру и предать Христа.

Какова, по вашему мнению, может быть роль России в контексте современных мировых процессов?

Самым большим современным мировым процессом является глобализация, продвигаемая США. За ней стоит идеология НМП. Россия является надеждой всемирной альтернативы, которая избежит этой системы саморазрушения. Но для этого она должна вернуться к своим здоровым духовным корням, которые укрепляют моральные ценности человека, семьи и общества. По сути, речь идет о внутреннем обновлении христианства. Обновление христианства связано с обновлением патриотизма и через внутреннюю миссию оно должно отразиться в политике, образовании, культуре и средствах массовой информации по всей России.

Кто, на Ваш взгляд, виноват в братоубийственной войне, которая сейчас идет на Украине?

Главным виновником является дух смерти, который согласно американским технологиям инициирует государственные перевороты и братоубийственные войны. В Украине он воспользовался церковным авторитетом еретического кардинала Гузара и епископа Гудзяка (оба являются гражданами США). Гузар основал масонскую инициативную группу «1 декабря» (2011) с программой т.н. изменения правил игры в государстве. Это т.н. изменение было «успешно» реализовано через Майдан. Епископ Гудзяк, президент и основатель Украинского Католического Университета (УКУ), был главным оратором Майдана и его организатором в социальных сетях. УКУ является секретным центром надгосударственной организации масонов. Без этих двух церковных иерархов Майдан бы не удался. Вероятно, этим двум «украинским героям» Ватикан поставит памятник и провозгласит их святыми.

Этими днями Гузар утверждает, что нынешнее правительство недостаточно быстро проводит изменения, запрограммированные Америкой, а потому косвенно побуждает к свержению этого правительства и президента . Гузар сказал: «Россию не победим военным путем, но идеологически». Средством достижения этого, как и в Украине, должна стать официальная церковная структура (в России – православная), которая сегодня уже также находится в единстве с Ватиканом.

Кирилл имеет того же духа апостасии, что и Ватикан

Чего лично Вы ждете от России? Какова ее историческая миссия, на Ваш взгляд?

Прежде всего, мы ожидаем духовного обращения. Мы сами готовы внести свой вклад в это, проводя недельные курсы, которые ведут к личному отношению ко Христу, к Пресвятой Богородице, к Святому Духу и предоставляют образовательную информацию о лживом язычестве, оккультизме и нынешнем тренде НМП. В этих недельных курсах мы также даем указания, как внести новый образ жизни в христианскую семью. Мы готовы провести этот курс для групп искренних священников. Но патриарх Кирилл, конечно же, этого им не позволит. Возможно, мы могли бы начать проводить эти недельные курсы для политических лидеров, сотрудников СМИ, преподавателей университетов, студентов, сотрудников министерств, ключевых должностных лиц в системе правосудия и для других лиц, влияющих на общественную жизнь. Без этого курса, плодом которого есть личное обращение, христианская идеология России вряд ли сможет быть сильной оппозицией НМП.

Снова напоминаем, что России сегодня больше всего нужны святые – во всех сферах общественной жизни.

Чего бы Вы пожелали читателям нашего портала?

Не сдавайтесь в борьбе за поиск истины и ее распространение, даже ценой пожертвования собственной жизни. Сегодня от каждого русского гражданина зависит то, чтобы истина, после упорной борьбы, наконец победила . Тогда через Россию может прийти спасение человечества от катастрофы, которую готовит НМП.

Современное положение

В ходе гонений на католиков в СССР русский экзархат фактически был уничтожен, оставшиеся общины прекратили существование, а после легализации Римско-католической церкви в России несколько общин украинских грекокатоликов, депортированных после Великой отечественной войны в Кузбасс, были легализованы и административно подчинены латинской Апостольской администратуре в Новосибирске. В официальных документах Святого Престола грекокатолики до 2004 года не упоминались. Согласно данным «Папского ежегодника», на территории Российской Федерации вообще нет католиков византийского обряда.

Читать еще:  Представители России и Украины участвовали в открытии храма на Киевском вокзале Москвы

В 1991 году в Украинскую греко-католическую церковь был принят бывший священник РПЦ Андрей Удовенко, который основал общину, собиравшуюся в одной из школ Москвы. Постепенно он был признан римско-католической властью в Москве.

В начале 1990-х годы несколько кандидатов из украинских общин Кузбасса отправились на обучение в монастыри и семинарии Украинской грекокатолической церкви в Галицию.

В 1989 г. в Москве действовал священник-биритуалист Стефано Каприо, у которого было несколько последователей.

В 1994 г. по приглашению римско-католического декана Иосифа Свидницкого в Омскую область приехал русский грекокатолический миссионер Сергий Голованов, который в 1997 г. был легализован в качестве викария римско-католического прихода. На базе римско-католического прихода в пос. Саргатское был создан придел византийского обряда, духовная библиотека и иконописная мастерская.

В 1997—2003 г. русские католики византийского обряда посылали петиции в Ватикан с просьбой назначить экзарха.

В июле 2003 года в Москве состоялась встреча настоятеля русского прихода в Нью-Йорке о. Хуана Солеса со священниками и активистами с целью подачи коллективной петиции в Ватикан.

В 2004 году началось движение российских грекокатоликов за возрождение полноценной церковной жизни. В августе состоялось собрание части духовенства в Саргатском Омской области, получившее название «Саргатского собора». Однако его решения — в частности, принятие, согласно церковному праву, протопресвитером Сергием Головановым временного управления экзархатом на себя — не были признаны ни латинской иерархией в России, ни Римской курией. В то же время официальных санкций против участников собрания применено не было, то есть нарушения церковного канонического права им не инкриминировалось.

В ноябре 2004 года благодаря помощи Иосифа-Марии де Вольф (1933—2005), главы Братства Кирилла и Мефодия (Кёльн), под Санкт-Петербургом состоялась трёхдневная встреча духовенства и мирян Российской грекокатолической церкви — первый съезд католических мирян византийского обряда России с 1917 года. Временно управляющий экзархатом протопресвитер Сергий Голованов направил участникам встречи мирян приветственное послание, призывая верующих усиленно молиться и свидетельствовать о возможности единства христиан.

Откликаясь на активизацию церковной жизни и крепнущее осознание российскими грекокатоликами себя как единой общности, 20 декабря 2004 года Конгрегацией по делам восточных церквей по благословению папы Иоанна Павла II ординарием для общин католиков византийского обряда на территории Российской Федерации был назначен епископ Иосиф Верт, принявший в феврале 2005 года дела от о. Сергия Голованова.

На 2009 год насчитывается более 30 общин, рассеянных во всём мире, из них в Российской Федерации — 18 (в Москве — 4, по одной в Обнинске Калужской области, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Томске, Челябинске, Копейске Челябинской области, Омске, Саргатском Омской области, Мегионе Тюменской области, Сургуте и Нижневартовске ХМАО, Прокопьевске и Новокузнецке Кемеровской области) [5] .

Богослужения в общинах католиков византийского обряда на территории Российской Федерации в настоящее время ведутся на церковнославянском, русском и украинском языках, используется юлианский календарь.

Структура

Существуют два экзархата Российской грекокатолической церкви:

Украинские греко-католики против Ватикана: угроза нового церковного раскола (ФОТО)

Накануне встречи «нормандской четверки» важное заявление по Украине сделал Папа Римский Франциск I.

Глава католической церкви одобрил попытки Киева и Москвы примириться и дать особый статус Донбассу.

Отвечая на вопросы журналистов на тему восстановления мира на Земле на борту самолета по пути в Рим из Японии, где он побывал с апостольским визитом, Франциск поставил в пример переговоры между Россией и Украиной.

«Все, что можно сделать, чтобы остановить производство оружия, остановить войны, стимулировать переговоры, с помощью посредников, всегда нужно делать, и это дает результаты.

Например, в случае Украины и России речь шла не об оружии, а об обмене пленными, и переговоры оказались результативными. На Донбассе планируется особый государственный режим. Начались и ведутся переговоры. Это положительный шаг», — заявил папа, которого цитирует официальное издание Ватикана Vatican News.

Эти заявления уже вызвали резкую реакцию на Украине среди нацистов и сторонников «партии войны». Впрочем, и у тех и у других уже давние счеты к Франциску, в поведении которого они все больше видят «зраду» и «сговор с Москвой».

Как это скажется на отношениях с Папой Римским с Украинской греко-католической церковью (она подчиняется Ватикану) — выясняло издание «Страна».

Встретился с Путиным, отказал Порошенко

Прежде всего, нужно сказать, что это уже далеко не первые примирительные заявления Франциска о конфликте на Донбассе.

В начале июля 2019 года Франциск принял у себя в Ватикане Владимира Путина. О чем они говорили, подробностей не сообщили. Известно лишь, что главными темами переговоров стали конфликты в Сирии и на Украине.

На следующий день после рандеву с Путиным папа встречался с высшим руководством Украинской греко-католической церкви, которая добивается от Ватикана статуса патриархата. Такой порядок приема — сначала Путин, потом лидеры УГКЦ — эксперты считают сам по себе красноречивым.

Папа Франциск со времен Майдана трижды принимал Путина. Фото: пресс-служба Ватикана

При этом Франциск, по информации «Страны», недавно отказал в аудиенции Петру Порошенко. Экс-гарант, по данным источников в религиозных кругах, приезжал в Рим в сентябре и хотел обговорить с понтификом вопросы поддержки слияния УГКЦ и ПЦУ.

Но папский престол отказал Порошенко в личном общении с Франциском, заявив, что он уже не является главой государства и поэтому не имеет преимуществ для визитов к главе Ватикана.

«На ситуацию не смог повлиять и Святослав Шевчук, глава УГКЦ, который лично просил за Порошенко», — говорит источник.

«Ватикан не хочет вмешиваться в тему церковного раскола в Украине, который явно не способствует миру между Украиной и Россией и завершению войны на Донбассе. Наоборот, Ватикан пытается найти понимание с Русской православной церковью», — добавляет источник.

«Униатство — не путь к миру»

Четыре года назад Франциск встретился с главой РПЦ Кириллом на Кубе — тогда главы двух крупнейших христианских церквей встретились впервые за несколько веков.

Переговоры Ватикана и Москвы о начале диалога духовных лидеров начались около двадцати лет назад. Впервые встретившись, Папа Римский Франциск и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл троекратно расцеловались.

«Наконец-то», — сказал папа по-испански.

«Приветствую вас как истинного собрата моего», — ответил патриарх.

После двухчасового общения с глазу на глаз Франциск и Кирилл подписали совместную резолюцию, в которой говорилось и об Украине.

Об украинском конфликте в итоговом документе говорилось обтекаемо как о «противостоянии, унесшем уже множество жизней, причинившем бесчисленные страдания мирным жителям, ввергнувшем общество в глубокий экономический и гуманитарный кризис». Два религиозных лидера призвали к миру «все стороны конфликта».

Также говорилось о необходимости преодоления раскола среди православных верующих Украины «на основе существующих канонических норм» и о примирении там, где существуют трения между греко-католиками и православными, но униатство (униаты — еще одно название греко-католиков — прим. ред.), сказано в документе, не путь к восстановлению единства церкви.

Шевчук тогда разочарованно заявил: «Многие чувствуют себя преданными Ватиканом, и я, конечно, понимаю эти чувства».

По сути, уже тогда было осуждено создание ПЦУ, которая родилась в этом году перед выборами под эгидой Порошенко и после получения томоса от Константинопольского патриарха Варфоломея.

Религиовед Остап Федышин считает, что христианские лидеры двух крупнейших церквей будут пытаться если не сблизиться, то не ссориться на фоне угроз исламского терроризма и войны в Сирии и Ираке, чтобы защитить свою паству от гонений на Ближнем Востоке.

«Конечно, Ватикан будет сдержан в вопросе поддержки „раскольнической“ ПЦУ, чтобы не обострять отношения Запада с Москвой», — говорит эксперт.

«За сколько Путин купил Папу?»

Естественно, что и последние заявления Папы Римского по Донбассу были восприняты в контексте все той же «зрады».

В среду, 27 ноября, на странице в Facebook украинской журналистки Янины Соколовской появилась запись с советом римскому понтифику Франциску I «молиться, а не вещать».

«Когда люди вмешиваются в дела, в которых мало что смыслят, получается стихийное бедствие. Папа римский Франциск, чтобы уйти от вопроса о создании энциклики о ненасилии, рассказал, что вся проблема Украины и России — в обмене пленными, а на Донбассе уже формируется новый режим. Воистину, некоторым лучше молиться, чем вещать. Надеюсь, МИД Украины составит по этому поводу свою энциклику — в виде ноты протеста», — написала Соколовская.

В среде же греко-католиков на Западной Украине Франциска многие уже окончательно записали в «агенты Кремля».

«Когда Путин, перед Майданом, о чем-то доверительно беседовал с Папой, а Папа промолчал весь Майдан — меня уже тогда это насторожило», — делится львовский блогер Юрий Сытник.

«Не совсем понимаю логику Святого престола. Одно дело, когда на сторону Путина становятся купленные им же европолитики. Другое дело, когда якобы ради экуменизма папа встречается с Путиным, делает заявления о мире между Украиной и Россией и особом статусе Донбасса или поддерживает контакты с Кириллом. Неужели в Ватикане не понимают, что это только легитимизирует московский режим? И это все после преследования греко-католиков в Крыму», — негодует Роман Скаврон, прихожанин церкви УГКЦ во Львове.

«Вместо того, чтобы осудить Путина за войну в Украине и тысячи невинных жертв, папа Франциск по сути призвал Украину к капитуляции. За сколько Путин его купил, чтобы он сдал Украину? А ведь мы, греко-католики, всегда считали его духовным лидером и защитником Украины», — возмущается Галина Федун, которая также является греко-католичкой.

Бунт греко-католиков

Однако это недовольство лишь вершина айсберга все более сложных отношений Папы Франциска с подчиненной ему Украинской греко-католической церковью.

Греко-католики уже давно добиваются от Папы получения статуса патриархии, который имеют ряд восточнокатолических церквей (например, маронитская католическая церковь в Ливане или же коптская католическая церковь в Египте). Это увеличит их вес и самостоятельность.

Так, кандидатов в епископы будут избирать и утверждать без согласия Ватикана. Также главу церкви будут выбирать украинские епископы и он будет сразу вступать в свои полномочия, без утверждения Папой.

Однако, переговорный процесс по этому поводу в последнее время фактически заморожен.

«Среди греко-католиков распространено мнение, что Франциск слишком тесно сошелся с Путиным и РПЦ на почве общей нелюбви к американцам и потому не хочет делать каких-то шагов, которые будут раздражать Россию, — сказал „Стране“ источник в УГКЦ. — Поэтому и тормозится вопрос с патриархией и даже вопрос о беатификации (причисление к лику блаженных, что является этапом, предваряющим канонизацию — прим. ред.) митрополита Шептицкого также не решается. Не говоря уже о более сложных вещах вроде объединения с ПЦУ».

По словам источника, в УГКЦ растет недовольство политикой Франциска.

«Наиболее горячие головы вообще предлагают самовольно объединиться с ПЦУ и уйти от Рима к Вселенскому патриарху Варфоломею, если Франциск будет продолжать свою политику.

Но это такой крайний вариант, который даже обсуждать боятся. Ведь понятно, что тогда будет новый раскол. На этот раз — уже внутри греко-католиков. Но то, что отношения между УГКЦ и Ватиканом сейчас стали напряженными — это факт», — говорит греко-католик.

Александра Харченко

После издания указа Николая II о веротерпимости от 17 апреля 1905 года [2] православные подданные Российской империи получили право менять вероисповедание. К этому времени в Петербурге уже существовала небольшая община из бывших православных, нелегально перешедших в католицизм. Её возглавляла Наталья Ушакова, племянница Петра Столыпина. В неё также входили князь Белосельский, княжна Елена Долгорукая, Гончарова, Яновская, Потемкина и Фёдорова, мать будущего экзарха русских католиков Леонида Федорова. Благодаря стараниям Ушаковой после издания указа о веротерпимости 57-летний священник Алексей Зерчанинов, бывший благочинный Нижегородской епархии, был освобождён из ссылки, где он находился за переход в католичество, и стал священником католической общины. Было также направлено прошение об утверждении общины и разрешении на открытие церкви. До открытия церкви литургии служились в комнате отца Алексея Зерчанинова.

В мае 1908 года кардинал Гаспари именем Папы Римского назначил о. Алексея главой миссии русских католиков восточного обряда. В документе, датированном 22 мая 1908 года и написанном на латинском языке, Папа Пий X предписывал общине «со всякой строгостью соблюдать греко-славянский обряд в его чистоте, не допуская ни малейшего смешения с латинским или любым другим обрядом». Под церковь было решено отдать мансарду по адресу Полозова улица, дом 12, принадлежавшую одной из прихожанок.

27 июля 1909 года миссия русских католиков была доверена отцу Жану Буа, а в марте 1911 года русские католики были переведены под юрисдикцию Могилёвского архиепископа Ключинского. После этого Департамент духовных дел иностранных вероисповеданий Министерства внутренних дел в июле 1912 года через архиепископа Ключинского передал отцу Иоанну Дейбнеру бумагу, допускающую существование Русской Католической Церкви и назначающую отца Дейбнера её настоятелем. Ему разрешалось заводить метрические книги для записи рождений, крещений, венчаний, отпеваний.

Было решено искать новое помещение для церкви, так как в старом становилось тесно, да к тому же стала протекать крыша. В сентябре 1912 г. нашли несколько комнат с отдельным входом на втором этаже дома 48/2 по Бармалеевой улице. Церковь Святого Духа открыли в этом помещении 30 сентября 1912 г. В 1913 году о. Иоанн начал издавать журнал «Слово Истины», где публиковались статьи и католиков, и православных, который выходил до 1918 г.

10 (23) февраля 1913 года в церковь Святого Духа вместе с нарядом полиции вошёл викарный епископ Санкт-Петербургской православной епархии Никандр. Он прервал службу, сказал собравшимся, что их обманывают, и провозгласил анафему тем, кто не выйдет вместе с ним. Но никто не вышел, и о. Иоанн Дейбнер спокойно продолжил службу.

21 февраля (6 марта) 1913 года церковь Святого Духа закрыли и опечатали. Отец Алексей перебрался служить в часовню при соборе св. Екатерины на Невском проспекте. Тем не менее, службы в церкви Святого Духа продолжали тайно совершаться, так как кроме опечатанного входа в неё имелся также вход из соседней квартиры, где жил о. Иоанн. Обычно дверь была заставлена шкафом, поэтому полиция её не заметила. На Пасху 1914 года службы были совершены в опечатанной квартире с завешенными коврами окнами и дверьми [3] .

Влияние греко-католиков в Украине

Греко-католическая церковь появилась еще в шестнадцатом веке – когда земли Западной Руси (территории нынешней Белоруссии, центральной и западной Украины) находились под польским владычеством. Поляки вели агрессивное окатоличивание местного православного населения, которое, как могло, этому сопротивлялось.

Чтобы побороть это сопротивление, католики навязали «восточной Польше» Брестскую унию – по сути новую церковь, которая внешне, по всем обрядам, выглядела как православная. Но подчинялась Папе римскому и следовала католическим догматам.

В унию священников и верующих загоняли силой. По сути это был тот же католицизм, только, как говорилось – «восточного обряда».

Со временем униатская церковь утвердилась на западных украинских и белорусских землях, теряя влияние, когда они подпадали под власть русского царя или позже – большевиков. При СССР греко-католики ушли в подполье, из которого вышли уже в независимой Украине.

Отметим, что униатство при этом оставалось основной религией для украинской диаспоры в США и Канаде (второй по величине зарубежной украинской церковью была никем не признанная УАПЦ). Поэтому за рубежом греко-католики чувствовали себя вольготно, получая к тому же поддержку от Запада в рамках «холодной войны» с Советским Союзом.

В общем, к независимости УГКЦ подошла с весьма солидным бэкграундом, который имеет более чем трехсотлетнюю историю – а главное, с международным признанием. В отличие от Киевского патриархата, который меньше месяца назад сменил вывеску и превратился в Православную церковь Украины.

О том, что греко-католики и ПЦУ – практически равные игроки, говорит и церковная арифметика.

У греко-католиков почти четыре тысячи приходов, а если считать с римо-католиками – это 4810 религиозных общин. У ПЦУ на данный момент 6334 приходов, унаследованных от Киевского патриархата и автокефалов.

При этом нужно понимать, что количественная разница для униатов не фатальна. В УГКЦ почти пять миллионов прихожан, которые сосредоточены в самых религиозных регионах страны – западных. Они более традиционны, чем верующие ПЦУ — которые часто дизориентированы и не всегда понимают разницу между разнообразием православных патриархатов, посещая и тот, и другой.

Скажут, что и греко-католики имеют своих «перетекающих» верующих – римо-католиков. Но они никакой путаницы не вносят – ведь и у тех, и у других один первоиерарх. И одна церковь по сути дополняет другую. При этом разницу сами прихожане знают, поскольку могут отличить службу на латыни от литургии на украинском языке. То есть — они ходят в разные храмы, но составляют единый организм.

О том, что верующие УГКЦ более мотивированы, говорит и число монахов. У греко-католиков оно выше в пять раз – 1169 (вместе с римо-католиками – 1810) против 231 у ПЦУ. Соответственно, больше монастырей имеют униаты – 123 (с «чистыми» католиками – 232) против 74 у церкви Епифания.

Сравнить количество верующих УГКЦ и ПЦУ не представляется возможным. До недавнего времени последняя носила название Украинской православной церкви Киевского патриархата. Учитывая, что почти так же звучит название канонической УПЦ, то многие верующие относят себя к обеим церквям.

При этом скорее всего церковь митрополита Онуфрия более многочисленна: у нее более 12 тысяч приходов, втрое больше священников, чем в ПЦУ, и почти пять тысяч монахов. Уже эти цифры говорят о том, что и прихожан в УПЦ МП – больше.

Читать еще:  Великой княгине Марии Владимировне вручена высокая церковная награда

Источник данных: Религиозно-информационная служба Украины

Но вернемся к греко-католикам. Сложно себе представить, что при сопоставимых «мощностях» она согласится на поглощение со стороны ПЦУ. Не в пользу последней играет и фактор «полупризнания». Томос патриарха Варфоломея не гарантирует полноценного вхождения в православный мир, где многие уже заявили о неприятии церковных событий в Украине.

Так кто кого планирует поглощать?

После издания указа Николая II о веротерпимости от 17 апреля 1905 года [2] православные подданные Российской империи получили право менять вероисповедание. К этому времени в Петербурге уже существовала небольшая община из бывших православных, нелегально перешедших в католицизм. Её возглавляла Наталья Ушакова, племянница Петра Столыпина. В неё также входили князь Белосельский, княжна Елена Долгорукая, Гончарова, Яновская, Потемкина и Фёдорова, мать будущего экзарха русских католиков Леонида Федорова. Благодаря стараниям Ушаковой после издания указа о веротерпимости 57-летний священник Алексей Зерчанинов, бывший благочинный Нижегородской епархии, был освобождён из ссылки, где он находился за переход в католичество, и стал священником католической общины. Было также направлено прошение об утверждении общины и разрешении на открытие церкви. До открытия церкви литургии служились в комнате отца Алексея Зерчанинова.

В мае 1908 года кардинал Гаспари именем Папы Римского назначил о. Алексея главой миссии русских католиков восточного обряда. В документе, датированном 22 мая 1908 года и написанном на латинском языке, Папа Пий X предписывал общине «со всякой строгостью соблюдать греко-славянский обряд в его чистоте, не допуская ни малейшего смешения с латинским или любым другим обрядом». Под церковь было решено отдать мансарду по адресу Полозова улица, дом 12, принадлежавшую одной из прихожанок.

27 июля 1909 года миссия русских католиков была доверена отцу Жану Буа, а в марте 1911 года русские католики были переведены под юрисдикцию Могилёвского архиепископа Ключинского. После этого Департамент духовных дел иностранных вероисповеданий Министерства внутренних дел в июле 1912 года через архиепископа Ключинского передал отцу Иоанну Дейбнеру бумагу, допускающую существование Русской Католической Церкви и назначающую отца Дейбнера её настоятелем. Ему разрешалось заводить метрические книги для записи рождений, крещений, венчаний, отпеваний.

Было решено искать новое помещение для церкви, так как в старом становилось тесно, да к тому же стала протекать крыша. В сентябре 1912 г. нашли несколько комнат с отдельным входом на втором этаже дома 48/2 по Бармалеевой улице. Церковь Святого Духа открыли в этом помещении 30 сентября 1912 г. В 1913 году о. Иоанн начал издавать журнал «Слово Истины», где публиковались статьи и католиков, и православных, который выходил до 1918 г.

10 (23) февраля 1913 года в церковь Святого Духа вместе с нарядом полиции вошёл викарный епископ Санкт-Петербургской православной епархии Никандр. Он прервал службу, сказал собравшимся, что их обманывают, и провозгласил анафему тем, кто не выйдет вместе с ним. Но никто не вышел, и о. Иоанн Дейбнер спокойно продолжил службу.

21 февраля (6 марта) 1913 года церковь Святого Духа закрыли и опечатали. Отец Алексей перебрался служить в часовню при соборе св. Екатерины на Невском проспекте. Тем не менее, службы в церкви Святого Духа продолжали тайно совершаться, так как кроме опечатанного входа в неё имелся также вход из соседней квартиры, где жил о. Иоанн. Обычно дверь была заставлена шкафом, поэтому полиция её не заметила. На Пасху 1914 года службы были совершены в опечатанной квартире с завешенными коврами окнами и дверьми [3] .

Ватикан категорически против создания греко-католических структур в России

P.S. Мне могут возразить, мол епархии РКЦ на Украине созданы, чтобы окормлять духовно поляков, чехов, словаков, венгров и др., проживающих здесь. На это я задам такой вопрос: почему же упорно РКЦ насаждает мессу на украинском и русском языках, иногда даже вопреки желанию большинства общины?

Шановний пане Олександре! Ми добре знаємо, що таке єдність по латинській схемі. Ватикан ніколи не згодиться вести з православними діалог на рівних, бо своїм віровченням грішить проти святої Єдності. Для Риму Православна Церква – це зібрання єретиків або схизматиків, які не мають прямого доступу до повноцінного благодатного церковного життя. Шлях до єдності згідно екуменічної доктрини РКЦ – є уніатство! Хіба я помиляюсь.

Емельян, дивиться уважніше тему. Людина ж, православна.

Претендуючи на братерство, і навіть на суцільну спорідненість, варто розуміти мову ближнього народу. А для тих хто не може зрозуміти є звичайний комп’ютерний транслятор. http://www.uaportal.com/Translator/

Якщо Вам насправдi «Дуже цікаво було довідатися про думки усіх учасників «, то доцiльнiше було б писати москальською мовою — хоч як це не прикро, але бiльшiсть учасникiв не володiють українською.

Как я себе, чисто теоретически, это вижу. Никаких изменений не произойдет, возможно (но необязательно) Киевский Митрополит примет титул Патриарха (я, кстати, против. Титул Митрополита Киевского освящен веками). Раскольникам будет дана очередная возможность присоединиться к УПЦ, насчет «в сущем сане» это вряд ли, т.к. на всех кафедрах УПЦ — канонические архиереи.
Относительно Митрополита Константина, то, смею Вас заверить, никто не спорит с тем, что _на сегодняшний день_ он является архиереем под омофором Вселенского Патриарха. американским епископом. Только не надо потрясать «древностью», его присоединение к Вселенской Церкви — акт недавнего времени и пример глубочайшей икономии. До этого данная организация «окормлялась» женатыми «патриархами». К УПЦ это вообще не имеет касательства. То что, например, у нас имеется «епископ січеславський». Это наш город так обозвали :), так ему придется основать город «Січеслав» в районе Миссисипи и епископствовать там :). Посмотрел бы я на вас, киевлян, если бы в древний Киев какой-нибудь «суперпатриарх» поставил бы «бискупа гупалівського», предполагая, что Вы согласны: да, мол, наш город таки не Киев, а Гупалівка, а «ыссьный Киев» уже в Гарлеме.

//Вы тем самым четко обозначаете свою позицию, Россия . русское, и там украинскому места уже нет, разве что в декорациях.//
Вы человек крайностей. И-и, а не «или-или». А вот отказываться от сопричастности к наследию Святой Руси не станет ни автономная, ни автокефальная УПЦ. Именно поэтому автокефалия ничего не решит. Ну, допустим, зная Вашу позицию, я поверю, что Вы скрепя сердце присоединитесь к автокефальной УПЦ. Но. личности типа Сергійка Малого только углубят и умножат раскол. Знаете, их мало, как и в России, даже меньше, но шуму от них. Вон, Ивашку Буйного и Гришку Распутина уже прославляют.
Доедем до. «. иже во «святых» «отец наш» Иуда Искариотский. » (покровитель торговли) :))

//Размышления о новых расколах в корне неверны, да и греховны сами по себе.//
Неверны. Греховны. Это, извините, надо предвидеть. И не разрывать Хитон Христов по всякому поводу. Вы же разумный человек, сами понимаете что я прав. Не изменит ничего автокефалия. Не изменит. Ибо ни на один вопрос раскольников она не даст ответа. Или Вы полагаете что автокефальная УПЦ начнет общаться в вере с колдунами? . благословлять колядки. Нет? А этим всем занимается организация «КП». Нет, я таки за статус-кво.

//Относительно Вашего смеха по поводу канонической наследственности УАПЦ в диаспоре
. Киевской митрополии.//
Все. Киевская Митрополия на Брайтон-бич. Ради крышеня-вышеня-перуна-сварога и прочей всякой пакости. хоть на Луне. Никто никому не может помешать считать себя хоть Автократором Вселенной, хоть Императором Ориона.

Да. Божья роса. О чем спорить? Вы утверждаете, что несуществующая автономия УПЦ МП все же существует. Официально в РПЦ есть одна автономия – японская. Хотя и по поводу оной, действуя против правил, МП не смог договориться с Вселенским Православием.

(((Впрочем, Андрей, боюсь что у нас разные цели.

Согласен, я осознаю, что автокефалия единственный шанс решить те проблемы, что накопились за последние десять лет (а точнее за столетия), а Вы любой ценой хотите отстоять статус-кво. Последнее предложение в Вашем постинге является ключом к такому пониманию.
Отмахиваясь как черт от ладана будто бы от галицкого (на самом деле читай украинского) Вы тем самым четко обозначаете свою позицию, Россия – русское, и там украинскому места уже нет, разве что в декорациях.
Посему мириться будет сложно. Но я, как христианин, лично готов к этому. И для меня не стоят преградой прославленные РПЦ святые в т.ч. новомученики. На небе всем места хватит, как и в душах людей.
Размышления о новых расколах в корне неверны, да и греховны сами по себе.

Относительно Вашего смеха по поводу канонической наследственности УАПЦ в диаспоре – Киевской митрополии. Согласно Томоса 1924 года, и последующих канонических действий, изгнанная диаспорная иерархия, по сути, является законной ее наследницей. Тут напрашивается аналогия с Эстонским синодом. Но думаю, Вы и это отвергните. Что ж остается уповать на рассудительность высших иерархов РПЦ. Если же они будут не очень расторопливы, Костантинополь разрубит этот гордеев узел, а заодно внесет ясность и в сущность нынешнего нашего спора.

22 октября 2020 в 10:23 — Андрей Рыбак
+ протоиерей Дмитрий Смирнов Слабеющим голосом он сказал очень важные слова. До слёз. Одно из последних выступлений протоиерея Димитрия Смирнова. читать далее »

21 октября 2020 в 14:58 — Андрей Бузик
9 октября по старому стилю / 22 октября по новому стилю четверг Ап. Иакова Алфеева (I). Прпп. Андроника и жены его Афанасии (V). Прав. Авраама праотца и племянника его Лота (2000 г. до Р. Х.). . читать далее »

20 октября 2020 в 21:57 — Андрей Рыбак
Сергий Алиев В Конжаковской пропаже Сергия Алиева виноват — коронавирус! 19 октября Сергий Алиев дал полное интервью «Дайли шторм», где неожиданно сообщил, что его пропажа на горе Конжак ответ . читать далее »

19 октября 2020 в 15:43 — Андрей Бузик
Красная рябина На Руси рябина почиталось за то, что способно стойко переносить осеннюю непогоду и зимние морозы, а значит и передавать свою выносливость людям. Осенью женщины собирали зрелые ягоды, . читать далее »

18 октября 2020 в 19:54 — Андрей Рыбак
Преподобный Феодор Студит «Разжженные стрелы демонские одни за другими падают на дом души нашей, но роса Духа, погашая их, направляет на нас воду, текущую в живот вечный». Преподобный Феодор Студит читать далее »

17 октября 2020 в 10:50 — Андрей Рыбак
Сергий Алиев провел в горах две ночи 18.10.2020 Сергий нашелся Сергий Алиев Братия и сестры Только что позвонила супруга Сергия Алиева, Елена. Вчера около 16 часов Сергий Алиев потерял из виду . читать далее »

16 октября 2020 в 13:38 — Вацлав
Остробрамская икона и Оранта из мрамора Для тех, кто предпочитает текст, вместо видео, ниже прилагаю текстовую версию. Не смотря на существенную разницу . читать далее »

14 октября 2020 в 16:14 — Андрей Бузик
Морской медведь: адмирал Ушаков и его победы. 24 февраля 1745 года вдали от морей и океанов, в русской глубинке, родился Федор Федорович Ушаков — непобедимый адмирал, заложивший победные традиции . читать далее »

13 октября 2020 в 15:30 — Андрей Бузик
В гостях у Дуняши. Выпуск от 13 октября. Покров Пресвятой Богородицы Дуняша рассказывает ребятам про праздник Покрова Пресвятой Богородицы. читать далее »

13 октября 2020 в 14:44 — Андрей Рыбак
Сергий Алиев на могиле старца Иосифа Исихаста Сергий Алиев: Правда о зависимости от виртуального мира читать далее »

Альпинизм

В Севастополе продолжается Чемпионат России по альпинизму, класс-скальный. Во второй день совершали восхождения женские двойки. На старт вышли семь команд из трех российских регионов. По итогам . читать далее »

Скалолазание

14 октября в Воронеже завершился чемпионат России по скалолазанию. Спортсмены разыграли шесть комплектов наград в трех дисциплинах скорость, трудность и боулдеринг. Следующим крупным стартом для них . читать далее »

22 октября 2020 в 10:08 — Андрей Рыбак
Федор Конюхов Вирус закрыл границы не только для туристов, но и для известных путешественников. Фёдор Конюхов, за судьбой и проектами которого наблюдают тысячи человек, внезапно пропал из . читать далее »

21 октября 2020 в 12:33 — Владимир Лучит
*** На поверку, не найдётся ничего ещё такого среди всех известных язв существования, что могло бы по зловонию и мерзости сравниться с разложением сознания. *** Какой бы враг ни угрожал, какие б . читать далее »

20 октября 2020 в 16:19 — Андрей Бузик
Преподобная Пелагия Антиохийская, Елеонская. Современная икона. Подарена о. Иоакиму иконописцами Донецкой епархии В пещере преподобной Пелагии Греческий архимандрит Иоаким (Cтрогилу) надел свою . читать далее »

19 октября 2020 в 09:26 — Андрей Рыбак
иеромонах Симон (Безкровный) или Симеон Афонский Аудиокнига: Практическое руководство к стяжанию Иисусовой молитвы. Иеромонах Симон (Безкровный). читать далее »

18 октября 2020 в 15:35 — Андрей Бузик
Пьяные матросы вышли в царский сад и увидели перед собой царского сына; злорадно оскалившись, они заорали: — «Ну что, Царь несостоявшийся?! Эх, заживём теперь без вас!» — и засмеялись, так им хотелось . читать далее »

16 октября 2020 в 15:56 — Андрей Бузик
Музыка на Валааме. Исполняет Монах Авель. Лунная соната Л. Бетховена в исполнении Монаха Авеля. Слушая эту музыку, задумываешься о вечном, о высших смыслах жизни, она оставляет след в душе, но каждый . читать далее »

16 октября 2020 в 08:56 — Андрей Рыбак
Окно пещеры невидимых старцев Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! С Праздником Сщмч. Дионисия Ареопагита Все Святые Апостолы: Андрее, Иоанне, Матфее, Марко, Луко, Павле; святители: Василие, . читать далее »

14 октября 2020 в 12:20 — Леночка Борисовна
В 2020-м году исполняется 1159-летие начала миссионерской деятельности святых Кирилла и Мефодия в Крыму и в так называемых «землях Хазарии», начавшейся в 861-м году, то есть за два года до их . читать далее »

13 октября 2020 в 15:10 — Андрей Бузик
Покров Пресвятой БогородицыВо имя Отца и Сына и Святаго Духа! Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим Покров Твой честный. Духовное покровительство, ходатай­ство и заступление перед Богом, которое мы . читать далее »

13 октября 2020 в 08:24 — Леночка Борисовна
/проект Люка Бессона и Яна Артюс-Бертрана/ две фотографии из космоса Фильм запрещен к показу в 36-ти странах мира — В состав планеты входит много воды +++ +++ +++ читать далее »

Скалолазание

Семнадцатилетняя Дарья Мезенцева (Новосибирская область) преподнесла российскому скалолазному сообществу сюрприз на минувшем Чемпионате России в Воронеже. В лазании на трудность она взяла серебряную . читать далее »

Рафтинг

Спортивная сборная команда страны по рафтингу с 12 по 21 октября плодотворно поработала на реке Белая. Итоги: спортсменами и тренерами было продумано и реализовано много тактик в отношении спортивной . читать далее »

21 октября 2020 в 15:39 — Андрей Бузик
заповедник «Кузнецкий Алатау» Хотите отправиться в глухую тайгу и научиться выживать в диких условиях? Тогда добро пожаловать в заповедник «Кузнецкий Алатау», расположенный на территории Кемеровской . читать далее »

20 октября 2020 в 22:03 — Андрей Рыбак
схиигумен Сергий Романов Схиигумен Сергий Романов о покаянии читать далее »

19 октября 2020 в 15:53 — Андрей Бузик
Семь Братьев в золотую осень Всё-таки золотая осень – самое красивое время года. В очередной раз в этом убедились! В этом видео любуемся завораживающими осенними красотами скал Семь Братьев и Три . читать далее »

18 октября 2020 в 19:58 — Андрей Рыбак
благодать Божия Были два брата в киновии, – и КАЖДЫЙ из них УДОСТОИЛСЯ ВИДЕТЬ БЛАГОДАТЬ Божию на брате своем. Однажды случилось, что один из них в пяток вышел из киновии, и увидел кого-то, едящего . читать далее »

17 октября 2020 в 15:47 — Андрей Бузик
Святитель Николай Сербский. «Миссионерские письма». Рабочий и профессор, монах и журналист, солдат и пенсионерка — количество адресатов владыки Николая Сербского поражает — как и охват тем: от смысла . читать далее »

16 октября 2020 в 15:32 — Андрей Бузик
Рисунки семьи государя Николая Второго В cемье последнего русского Императора Николая II любили искусство. Царские дети рисовали акварелью и масляными красками. Учил их живописи архитектор Н. П. . читать далее »

15 октября 2020 в 17:17 — Андрей Рыбак
Протодиакон Андрей Кураев Диакон Андрей Кураев. Ситуация заказа схиигумена Сергия Романова слишком очевидна. читать далее »

14 октября 2020 в 09:21 — Андрей Рыбак
Идя на Гору, мы жертвуем своим комфортом ради достижения Вершины Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! С Праздником Покрова Богородицы! Все Святые Апостолы: Андрее, Иоанне, Матфее, Марко, Луко, . читать далее »

13 октября 2020 в 15:07 — В. Чалкин
31 июля 2020 года Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон №258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере инноваций РФ», который вступает в силу с 28 января 2021 года. Этим . читать далее »

12 октября 2020 в 17:20 — Андрей Рыбак
Сергей Рыжиков (Роскосмос), Сергей Кудь-Сверчков (Роскосмос) и Кэтлин Рубинс (NASA). Запуск и полет корабля «Союз МС-17» В соответствии с программой полета Международной космической станции на 14 . читать далее »

Альпинизм

Французские альпинисты Саймон Уэлфрингер и Пьеррик Файн новым маршрутом поднялись на вершину Сани Пакуш высотой в 6951 метр в Пакистане. Это второе успешное восхождение на эту вершину и первое с . читать далее »

Альпинизм

Первые иностранные альпинистские экспедиции в Непале: в планах восхождение на Ама-Даблам и Химлунг Химал. Противоречивая, запутанная и ограниченная информация — вот то, с чем придется столкнуться . читать далее »

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector