0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ватикан не собирается вести в России миссионерскую деятельность

fanisovich

«И познаете истину, и истина сделает вас свободными». (Иоанн. 8:32)

Растущее влияние Ватикана

В декабре 2007 года в Москве было открыто представительство светского католического ордена «Опус Деи» («Дело Божье»). В ближайшее время Орден надеется обосноваться и в других городах России и, прежде всего, в Санкт-Петербурге, где Ватикан планирует создать более крупное отделение.

До сих пор Россия оставалась последней из крупных стран, где «Опус Деи» не был официально представлен. Тем не менее, как заявил представитель самой организации А.Хавард, сотрудники «Опус Деи» работают на территории России уже в течение 15 лет. Видимо, почва за это время оказалась настолько хорошо подготовленной, что руководство Ордена в лице главы епископа Хавьера Эчеварриа сочло возможным перевести организацию на «легальное» положение.

Сейчас российскую общественность пытаются успокоить, представляя «Опус Деи» как исключительно религиозно-просветительскую организацию, выполняющую якобы духовную миссию. В то же время хорошо известно, что «Опус Деи» — это организация с «двойным дном», осуществляющая не только миссионерскую деятельность (в реальности — религиозную экспансию), но и преследующая чисто политические цели. Аналитики называют ее неофициальным центром ватиканских спецслужб, или главной разведывательной службой Папы, выполняющей важнейшие политические миссии.

Для деятельности «Опус Деи» характерны, во-первых, закрытый характер и, во-вторых, «точечная» работа, то есть привлечение влиятельных фигур, которые становятся ядром «агентуры влияния» Ватикана. Не случайно руководитель российского отделения ордена, священник Хосе-Антонио Сеновилья, подчеркнул, что «Опус Деи» не собирается вести в России «активную пропаганду»: «это не наш метод, мы работаем с каждым человеком лично». Непосредственно в состав Ордена входит более 85 тыс. человек, но их официальных списков не существует, сами члены не должны афишировать своей принадлежности к организации и хранят в тайне все, что касается методов их работы. Не существует и официальных финансовых отчетов, а печатный орган Ордена «Хроника» доступен только штатным членам — нумерариям.

Сегодня роль «Опус Деи» чрезвычайно велика, это не просто один из орденов Ватикана. В отличие от Православия католицизм представляет собой мощную политическую организацию, а Ватикан — один из важнейших игроков на международной арене. Если на протяжении четырех веков ключевую роль в обеспечении контроля над сознанием элит и в проведении соответствующей папским интересам политики играл Орден иезуитов, то сегодня его полностью заменил «Опус Деи», который после обретения в 1982 году статуса личной прелатуры Папы превратился в «мозг и сердце» современного католицизма.

Созданный в 1928 г. испанским священником Хосе Мария Эскрива де Балагер «Опус Деи» представляет собой принципиально новый тип орденской организации: кроме духовенства он включает и мирян, которые могут «обрести святость» в своих будничных делах, выполняя указанные функции в определенной общественной сфере. Фактически это копия протестантской этики с ее сакрализацией мирской деятельности, в которой человек и призван себя полностью реализовать. Выполнение любого дела рассматривается тут как религиозное служение и неразрывно связано со стремлением к лидерству и установкой на принадлежность к элите. Этим обусловлены изначальный интерес Ордена к экономике, банковскому делу, к участию в государственных органах власти (при формально декларированном аполитизме), а также то особое внимание, которое он уделяет школам, университетам, центрам по подготовке менеджеров, экспертов по финансам и пр.

Другим важнейшим элементом специфики работы «Опус Деи» является то, что Орден создан по модели секты, сочетающей жесткую структуру управления, централизованное иерархическое устройство и железную внутреннюю дисциплину с абсолютным подчинением вышестоящим, с сетевым типом организации. Все члены общества подразделяются на три ступени: нумерарии (штатные члены организации, выполняющие руководящие функции, живущие в целибате, соблюдающие все обеты и правила, отдающие весь свой заработок в пользу Ордена), «аггрегати» (которые также холосты и отчисляют часть своего заработка) и «супернумерарии» (сверхштатные, состоящие в браке). В соответствии с этим строится вся деятельность Ордена, представляющая собой многоуровневую систему.

Главную роль играют официальные центры, представляющие духовную прелатуру. Затем идут организации, создаваемые правоверными мирянами — членами Ордена и сочувствующими. В названиях этих организаций не присутствует имя «Опус Деи», но они теснейшим образом связаны на религиозном уровне. К ним относятся университетские центры, центры профессионального обучения, различные образовательные учреждения, часто регистрируемые как фонды, культурные центры, где и происходит рекрутирование основной массы молодежи. И наконец, третий уровень включает в себя различные финансовые, политические и идеологические учреждения, не связанные с Орденом на религиозном уровне, но создаваемые людьми «Опус Деи». Эти учреждения настолько скрытно внедрены в структуру Ордена, что их очень трудно распознать. К ним относятся личные фонды, связанные с банками и промышленными предприятиями, политические клубы, семейные ассоциации. Эта система позволяет Ордену проникать в различные сферы и вовлекать в свою деятельность широкий круг людей, численность которых достигает несколько сот тысяч человек.

Уникальная дисциплина Ордена сделала его незаменимым именно тогда, когда католическая церковь оказалась в состоянии глубокого разложения, последовавшего за «либеральными» реформами П Ватиканского Собора. В 70-е годы позиции Ордена настолько укрепились, что им была поставлена задача осуществить глубинную «инфильтрацию» в «тело церкви». Важнейшую роль в этом сыграл Римский центр встреч служителей культа (CRIS), превратившийся в элитную организацию по обработке перспективных представителей духовенства, среди которых был и кардинал Кароль Войтыла.

Именно «Опус Деи» помог прийти к власти Иоанну Павлу П, который присвоил 28 ноября 1982 года Ордену статус «личной
прелатуры», выведя его из-под юрисдикции епархиального руководства (опусдеисты называют этот день «исторической датой»). С этого времени Орден стал играть доминирующую роль в Ватикане, превратившись по существу в «церковь внутри церкви».

В условиях развернутого тогда на Западе наступления неоконсерватизма и крайнего обострения холодной войны «Опус Деи» поставил перед собой задачу добиться восстановления международного политического веса Ватикана. Восточная Европа являлась в 80-х годах главной сферой геополитического противоборства, и стратегические интересы Ватикана и США здесь полностью сошлись. Это стало основой «священного союза» Ватикана, Вашингтона и ЦРУ, в оформлении которого «Опус Деи» сыграл важнейшую роль. Для этого Орден использовал свои связи с североамериканскими кланами итальянской мафии, а также близкие отношения личного секретаря Папы Станислава Дзивича с американскими членами Трехсторонней комиссии и в первую очередь с З.Бжезинским. Ключевыми фигурами «священного союза» стали также глава ЦРУ У.Кейси и госсекретарь США А.Хейг — оба католики и рыцари Мальтийского ордена, называемого «вооруженной рукой» Ватикана.

И еще один чрезвычайно знаменательный факт: в 1983 г. из католического юридического кодекса изымается действовавший 200 лет канон № 2335, который запрещал католикам под страхом отлучения от церкви пребывание в масонских ложах. Это означало официальное прекращение борьбы Ватикана с масонством и облегчало поддержание связей прелатов с мафиозными кругами. В том же 1983 году Папа принял у себя членов Трехсторонней комиссии в полном составе (около 200 человек), а в 1984 г. между Ватиканом и США устанавливаются дипломатические отношения. В Америке открывается не менее полусотни центров «Опус Деи», члены Ордена появляются в Белом доме, в средних и высших эшелонах Пентагона. С тех пор влияние Ордена здесь не перестает расширяться.

В этом стратегическом альянсе Святой Престол выступал в качестве главного эксперта и координатора действий западных спецслужб. Представители администрации Рейгана позднее признавались, что по уровню информированности и анализа ситуации в Польше представители Ватикана опережали американских разведчиков и дипломатов. Помощник Рейгана по национальной безопасности Уильям Кларк, в частности, утверждал: «Информация Ватикана абсолютно превосходила нашу по качеству и быстроте практически во всех отношениях». Одновременно участие Ватикана призвано было и «духовно» узаконить осуществлявшуюся в восточноевропейских странах смену власти, которая была представлена и Папой, и Вашингтоном как «священная война» против коммунизма.

Параллельно с этой внешнеполитической религиозной задачей «Опус Деи» решал и другую — внутреннюю идеологическую. Она заключалась в проведении такой перестройки сознания западноевропейских элит, которая позволила бы им принять англосаксонский неолиберальный проект. Идеологические установки Ордена, будучи своеобразным симбиозом неолиберализма и религиозного фундаментализма, явились фактически католическим аналогом теории экономической свободы Ф.Хайека, оправдывающей уход государства из социально-экономической жизни общества. Эти установки были положены в основу соответствующих учебных и исследовательских программ в контролируемых Орденом университетах, институтах и финансовых школах. Вдохновителем их стал американский Институт изучения религии и свободы им. Эктона (Мичиган), а главным центром распространения — Международная академия философии в Лихтенштейне. На базе этих установок формировалось уже новое поколение европейских политиков, финансистов, экономистов, пришедших на смену старым кадрам как раз в начале ХХI века.
Иоанн Павел П, вошедший в историю как «Папа «Опус Деи»», оставил после себя богатое наследие. Добившись восстановления позиций Ватикана на мировой арене, органично инкорпорировав его в новую систему глобального управления, он крепко связал политику католической церкви с американскими геополитическими интересами.

Показателем эффективности работы «Опус Деи» стали ее успехи во Франции — стране с традиционно светской культурой и глубоко антиклерикальными традициями. Интенсивная инфильтрация опусдеистов началась при Ж.Шираке, совершившего в 1996 г. визит в Ватикан, который французские лидеры не посещали с 1959 г. Членами или симпатизирующими Ордену является значительная часть французских функционеров, работающих сегодня с Н. Саркози. Большие симпатии к «Опус Деи» всегда проявлял и ультра-либерал, мондиалист М. Камдессю — бывший директор-распорядитель МВФ, пристроенный Орденом после своей отставки в понтификальную комиссию «Справедливость и Мир».

Сегодня двумя приоритетными направлениями деятельности Ватикана являются, во-первых, обеспечение культурно-религиозного фундамента для строящейся Единой Европы, рассматриваемой исключительно в рамках евро-атлантической солидарности, и, во-вторых, ослабление позиций Русской Православной Церкви — в самой России (через распространение криптокатолицизма) и на Украине (через объединение украинских раскольников с греко-католиками в подчиненном Папе «Украинском Патриархате»).
Преемственность этой политики и обеспечивает Бенедикт ХУI, достаточно тесно связанный с «Опус Деи», который способствовал его приходу к власти. В то же время, в отличие от Иоанна Павла П, привыкшего работать открыто и на массы, новый Папа проводит свою линию более скрытно, тихо, сдержанно, но и более жестко, что полностью соответствует предписаниям Эскрива де Балагера, учившего «быть внешне покладистым, но иметь стальной кулак в велюровой перчатке».

В последнее время влияние католической церкви в европейской политике заметно усилилось. Складывается консенсус правящих европейских элит и Ватикана, который должен превратиться в опору Единой Европы. Поскольку же число католических священников неудержимо сокращается (даже в Польше), растущее значение приобретает деятельность «святых мирян», которых и формирует «Опус Деи», все активнее внедряющийся в последнее время в международные организации и в первую очередь в институты ЕС.

Наиболее ярко поворот в сторону Ватикана проявился в деятельности самого проамериканского из всех европейских политиков Н.Саркози, который, будучи прагматиком, приспособил католицизм к своим политическим целям. В своей книге «Республика, религии, надежда» (написанной в соавторстве с Т.Колленом, членом Фонда социальной политики, близкого к «Опус Деи») Н. Саркози даже высказал идею о возможности изменить закон 1905 года, утверждающий отделение церкви от государства и являющийся опорой французской светскости (многие оценивают это как невиданное покушение на сами основы политической культуры Франции).

Читать еще:  Русская православная церковь отмечает праздник Казанской иконы Божией Матери

Растущее влияние Ватикана проявилось и в последних событиях в Италии, связанных с отставкой правительства Р. Проди, кампанию против которого католическая церковь вела с самого начала его деятельности, добиваясь возвращения к власти С. Берлускони. Отставка была ускорена тонкой игрой пожизненного сенатора Д. Андреотти, близкого к «Опус Деи», а также общей атмосферой, в которой доминирует намерение Ватикана восстановить свою культурную и моральную гегемонию в ее самой непримиримой версии.

Что же касается восточного направления деятельности Ватикана, то здесь он не менее настойчиво добивается расширения своего влияния, но использует другую тактику. Появление в России представительства главной ватиканской спецслужбы, занимающейся перестройкой сознания «незападных» народов, далеко не случайно. Действуя в духе заветов Эскрива де Балагера, Ватикан осуществляет свое «интеллектуальное проникновение» под прикрытием идей «межхристианского диалога» и «взаимного духовного обогащения».

Экуменическое движение мыслится Ватиканом исключительно в духе униатской модели и рассматривается как процесс объединения всех христиан под властью Папы.
Еще в 2000 г. кардинал Й. Ратцингер (будущий Бенедикт ХУI) подготовил папскую энциклику «Dominius Iesus», в которой истинной признается лишь католическая церковь, что поставило российских филокатоликов в трудное положение, и об энциклике предпочли забыть. Однако летом 2007 г. Бенедикт ХУI вновь напомнил о миссии католицизма, санкционировав документ, подготовленный Конгрегацией по вопросам вероучения Ватикана, в которой православие и протестантизм названы «неправомочными», а римское католичество — «единственной подлинной Церковью Христа», в присоединении к которой другие христиане только и могут обрести подлинную полноту. И наконец, в октябре 2007 года на заседании Смешанной комиссии по православно-католическому диалогу, которую представители РПЦ вынуждены были покинуть, был подписан некий секретный документ, призванный проложить путь к восстановлению единства католиков и православных.
Итальянская газета La Repubblica привела следующие цитаты из этого документа: Папа — «первый Патриарх», Рим — «первый престол», а Римская церковь «окончательно и безоговорочно устанавливает главенство римского понтифика». То есть признание папского главенства всеми христианами остается главным условием для восстановления общения с Римом.

И последнее. Характерна реакция Ватикана на провозглашение независимости Косова. Святой Престол, призвав «политиков Сербии и Косова к осторожности и умеренности», потребовал «принять меры против экстремистских реакций и скатыванию к насилию», но вопрос о том, чьи же действия расценивают в Ватикане как экстремистские, остался не проясненным. Можно догадаться, что эта проблема будет обсуждаться Бенедиктом ХУI в Белом Доме, который примет Папу во время его первого визита в США 15-20 апреля 2008 года. (с)

Ватикан отказался от миссионерства среди евреев. Мессианские евреи возмущены

В конце прошлой недели комиссия Ватикана по религиозным отношениям с иудеями обнародовалапрограммный документ, в котором католическая церковь впервые официально отказалась от миссионерской работы среди евреев. «Избранный народ» признан единственным на Земле, не нуждающимся для спасения души в «благой вести» христианства.

50 лет назад, на Втором Ватиканском соборе, католическая церковь отказалась от давней христианской догмы и признала, что «завет между Богом и евреями продолжает действовать», и осудила свои прошлые попытки насильственного крещения иудеев. Теперь католические теологи сделали следующий шаг, объявив ненужной и миссионерскую работу, направленную на добровольное приобщение евреев к христианской вере.

Большая часть документа посвящена объяснению «особой теологической важности» религиозного диалога с иудаизмом для христиан. «Невозможно понять учение Иисуса и его учеников вне еврейского горизонта и вне контекста живой традиции Израиля. Еще менее мы поймем его учение, если будем противопоставлять его иудаизму», — говорится в тексте.

Ватикан отвергает существование «двух параллельных путей спасения — через Тору и Христа», однако подчеркивает, что «из христианского убеждения в существовании единственного пути к спасению никоим образом не следует, что евреи лишены спасения, раз они не верят в Иисуса как мессию и сына Божия». Напротив — католические богословы признают спасение евреев «теологически бесспорным», хотя они и не исповедуют Христа, и объявляют этот вопиющий парадокс «неразрешимой божественной тайной».

Отсюда следует вывод: Бог обещал спасти евреев — и как-нибудь сам найдет способ сдержать свое обещание без помощи христианских миссионеров. «Церковь не ведет и не поддерживает никакой институциональной миссионерской работы среди евреев». Согласно документу, католикам следует свидетельствовать о своей вере перед лицом евреев «смиренно и деликатно», понимая, что имеют дело с «носителями слова Божьего» и помня о трагедии Шоа.

Признание ненужности миссионерской работы среди евреев разгневало лидера религиозной общины «Евреи за Христа», занимающейся активной проповедью христианства именно в среде верующих иудеев. Исполнительный директор этой организации Давид Брикнер не проникся тонкой диалектикой католических теологов:

«Как может Ватикан игнорировать тот факт, что великая миссия Иисуса Христа обязывает его последователей нести благую весть всем людям?» — возмущается Брикнер, полагая, что католическая церковь просто хочет угодить «некоторым лидерам еврейских общин», стремящимся скрыть истину от своей паствы. «В таком случае стоит напомнить, что они сами получили благую весть из уст евреев, которые были за Христа».

Лидер общины мессианских евреев полагает, что апостол Павел «был бы в ужасе» от того, как Ватикан передергивает его слова, и напоминает, что Павел нес благую весть «сначала евреям, потом язычникам».

В иллюстрации использованы фото theisraelimpact

Почему США против сближения Китая и Ватикана

В сентябре текущего года стало известно, что Ватикан и КНР готовы продлить действие подписанного в 2018-м соглашения о назначении епископов. Подробности новой договоренности не разглашаются, но само по себе то, что стороны сумели прийти к согласию по этому вопросу, говорит о том, что отношения Пекина и Святого престола заметно улучшились.

Это, казалось бы, благое обстоятельство по нраву далеко не всем. Так, госсекретарь США Майк Помпео разразился полемической статьей «Китайские католики и моральная позиция церкви». Обращаясь к папе, он демонстративно выбрал для своей филиппики не традиционное католическое издание, а весьма консервативное экуменическое First Things. Шеф американской дипломатии обвиняет Святой престол в потакании китайскому режиму, который «ужасно обращается с верующими». В статье Помпео упомянуты и христиане, и тибетские буддисты, и последователи запрещенной в КНР секты Фалуньгун (синкретический культ, представляющий собой смесь гимнастики цигун с элементами буддизма, традиционных китайских учений и народных верований). Не забыты и более миллиона уйгурских мусульман и этнических казахов «в застенках КПК». Госдеп, по словам Помпео, не намерен мириться с этим и собирается призвать к ответу всех, кто нарушает религиозные свободы. Об этом госсекретарь намерен серьезно поговорить с папой.

Госсекретарь Майк Помпео в Ватикане, 2019 год

Ron Przysucha/ZUMA Wire/TASS

В конце сентября госсекретарь посетил Рим, где убеждал тамошнее правительство отказаться от масштабных китайских инвестиций в местные порты. В прошлом году Италия отмечала 50-летие установления дипотношений с КНР и первой из стран «Большой семерки» выразила желание присоединиться к инициативе «Пояс и путь». А в августе этого года еще и подписала с Китаем крупные соглашения в области энергетики и торговли, которые должны помочь восстановлению экономики страны, сильно пострадавшей из-за коронавируса.

А вот встретиться с Понтификом в Риме Помпео не удалось. Святой престол отказался от запланированных ранее переговоров, прямо указав на то, что госсекретарь пытается втянуть его в американскую предвыборную гонку.

Чем же объясняется такая ажитация? Дело в том, что налаживание отношений Ватикана и КНР будет иметь последствия, выходящие далеко за рамки религиозной сферы. Без преувеличения можно сказать, что политические последствия этого сближения будут мирового масштаба.

«Безбожный коммунизм»

Так получилось, что в Китае есть две католические церкви. В 1949-м коммунисты победили в гражданской войне партию Гоминьдан. И уже на следующий год было создано Государственное управление по делам религий (ГУДР). Речь, однако, шла не об искоренении религии как таковой, но о подавлении реакционных элементов. В отношении китайской католической церкви был взят курс на «освобождение от империалистического влияния».

Официальный Ватикан всегда был антикоммунистическим. Уже через год после выхода «Манифеста Коммунистической партии» папа Пий IX откликнулся на него энцикликой «Nostis et nobiscum» (1849), в которой резко осудил попытки смущать умы верующих новыми доктринами и призвал к послушанию властям. В 1864-м он издал энциклику «Quanta cura», с приложением знаменитого «Списка важнейших заблуждений нашего времени», куда помимо социализма с коммунизмом попали также свобода совести и вопрос об отделении церкви от государства. Документ вообще был против либерализма, в первую очередь экономического. Его крайне негативно восприняли протестанты, особенно в Америке. Впрочем, в католической Франции энциклику тоже запрещали – ничего личного, просто бизнес. В 1891 году Лев XIII в своей «Rerum novarum» раскритиковал теорию классовой борьбы и обвинил коммунизм в стремлении разрушить основные человеческие права, в том числе право на частную собственность.

Sueddeutsche Zeitung Photo/Vostock Photo

В 1930-х Пий XI обличал большевиков и «безбожный коммунизм, чья цель – разрушение общественного порядка и подрыв самих основ христианской цивилизации».

Но особенно отличился его преемник Пий XII. На период его понтификата пришлось время Второй мировой войны. В 1941-м он прямо запретил католикам помогать коммунистам, в том числе оказывать военную помощь СССР. Для китайцев особенно важно, что в марте 1942 года Пий XII установил дипломатические отношения с Японской империей, а в июне – с гоминьдановским правительством (без дипломатической аккредитации апостольская миссия действовала в Китае с 1922-го).

В 1949-м, в том числе под впечатлением от победы красных в Китае, папа утвердил принятый Конгрегацией доктрины веры «Декрет против коммунизма». Коммунизм был объявлен антихристианским учением, чьи «действия являют враждебность по отношению к Богу, истинной религии и Церкви Христовой», а его последователи подлежат отлучению.

Одна страна, две церкви

Неудивительно, что китайские власти часть служителей католической церкви выслали из страны, а большинство из тех, кто остался в КНР, подверглись репрессиям, деятельность иностранных миссий была запрещена, а все связи с Ватиканом оборваны. Но скоро партия пришла к выводу, что с верующими допустили перегибы и правильнее будет размежеваться. В 1957–1958 годах ГУДР приступило к созданию официальных религиозных организаций: буддистской, даосской, исламской, протестантской. В том числе учредили Китайскую католическую патриотическую ассоциацию (ККПА), функционирующую на принципах церковной автономии и коллективного самоуправления. Согласно уставу, цель ККПА – поддержка политики партии, укрепление государства и национального единства, а также постепенная адаптация католической церкви к принципам социалистического общества. Собственно религиозным вопросам в уставе посвящен небольшой пассаж, гласящий, что надлежит «ободрять братьев по вере, которые являются ударниками труда, …быть светом миру и солью земли».

Пий XII тут же издал энциклику «Ad Apostolorum principis», в которой осудил создание ККПА, наложил запрет на ее деятельность, а тех, кто будет осуществлять рукоположение, постановил отлучать от церкви. ККПА, в свою очередь, не признает Ватикан. Это в том числе означает, что технически не признаются решения Второго Ватиканского собора. Этот собор, проходивший с 1962 по 1965 год, принял целый ряд основополагающих документов, изменивших и обновивших Римско-католическую церковь. При этом в КНР продолжают существовать нелегальная (она же «подпольная») римско-католическая церковь и диоцезы Гонконга и Макао. Сколько всего католиков в Китае, сказать трудно. Считается, что в стране около 50 миллионов христиан. Подавляющее большинство – представители различных протестантских конфессий. Католиков – примерно девять миллионов (в основном в провинции Хэбэй). Православных – не более 20 тысяч. Но эти цифры вызывают серьезные сомнения. Одни утверждают, что они завышены как минимум вдвое. Другие, напротив, рассказывают про 100 миллионов китайских христиан.

Верующие в Соборе святого Игнатия Лойолы, Шанхай

Johannes Eisele/AFP/East News

Ветер перемен

Отношения Пекина с Ватиканом оставались враждебными до 1980 года. Тогда Дэн Сяопин освободил Доминика Тана (Тан Имин). Во время войны Тан был апостольским администратором Кантонского диоцеза (Гуанчжоу). В 1958-м его арестовали. Официально обвинения так и не предъявили, ограничившись словами, что он «самый верный пёс Ватикана». Почти 30 лет Тан провел в исправительных лагерях, вышел по болезни (за него ходатайствовал в том числе президент Джимми Картер) и получил разрешение выехать в Гонконг на операцию. Иоанн Павел II тут же назначил его епископом Гуанчжоу, что вызвало резкий протест Пекина. Тем не менее папа решил, что пора налаживать отношения с Китаем. В феврале 1981-го в Гонконг отправился государственный секретарь Святого престола кардинал Агостино Казароли.

Читать еще:  Православные Южной Осетии обратились к Медведеву с просьбой защитить их от РПЦ

Начались долгие дипломатические маневры. Они шли до 1989 года, пока по брусчатке площади Тяньаньмэнь не загрохотали танки. Эти события сильно подпортили имидж КНР. Запад ввел санкции. Китайские власти заняли жесткую позицию по вопросу об иностранном влиянии. Были установлены новые требования к регистрации и деятельности религиозных общин. Попутно арестовали 12 подпольных католических епископов. Диалог с Ватиканом оказался заморожен.

Очередной импульс он получил в 1996 году, когда Китай подал олимпийскую заявку. Казалось, международная ситуация благоприятствует и можно решить с Ватиканом ключевой вопрос об «одном Китае». Святой престол остается единственным европейским государством (технически это государство-юрисдикция со статусом наблюдателя ГА ООН), которое имеет дипотношения с Тайванем. Китайскую Республику (так официально называется расположенное на острове Тайвань государство) признают еще 16 стран: Белиз, Гватемала, Гаити, Гондурас, Кирибати, Маршалловы Острова, Науру, Никарагуа, Палау, Парагвай, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Соломоновы Острова, Свазиленд и Тувалу. С остальными Тайвань работает через систему представительств. Сам Ватикан имеет дипотношения практически со всеми странами за исключением Королевства Бутан, Мальдивской Республики, КНДР и КНР. В 1998-м папу даже пригласили на будущие Олимпийские игры. Но при условии, что Святой престол разорвет дипотношения с Тайванем и установит их с КНР. Торговались. В 1999 году тогдашний госсекретарь Ватикана кардинал Анджело Содано честно признался журналистам, что Святой престол готов перенести посольство из Тайбэя в Пекин «хоть сегодня вечером, если позволят китайские власти».

А 1 октября 2000 года, аккурат в День образования КНР, Иоанн Павел II разом канонизировал 120 китайских мучеников – местных католиков и иностранных миссионеров, казненных во время восстания ихэтуаней в 1900 году. Дата, возможно, была выбрана не для провокации, а по ошибке. Ватикану всегда катастрофически не хватало экспертов по Китаю – здесь он сильно уступал оппоненту. Пекин отреагировал жестко, указав, что эти люди были преступниками, «нарушавшими китайские законы, в то время как страна подверглась вторжению колониалистов», а их канонизация «извращает историческую правду, оправдывает империализм и клевещет на миролюбивый китайский народ».

Торг шел до самой Олимпиады 2008 года. Папа Бенедикт XVI призывал китайских католиков к примирению. Государственный филармонический оркестр КНР исполнял в Ватикане реквием Моцарта. В самом Ватикане «голуби клевали ястребов»: в 2007-м учредили Китайскую комиссию, куда вошли люди, хорошо разбирающиеся в китайских делах. Теперь тянуть резину стало выгодно уже китайцам. Они даже завернули папские предложения о постепенном слиянии ККПА с подпольной католической церковью. Отметив положительные моменты, Пекин жестко указал, что документ неприемлем, поскольку в нем ничего не сказано насчет Тайваня. И в очередной раз отклонил предложение папы посетить КНР.

И вот в 2013 году папой стал Франциск, который предпринял энергичные шаги по нормализации отношений с Китаем. К 2016-му стороны смогли найти компромисс по болезненному вопросу о назначении епископов. На тот момент в стране было 110 епископов ККПА, около 30 епископов подпольной церкви (имена некоторых не разглашаются из-за опасений возможного преследования) и 97 свободных диоцезов. Китайские власти отстояли свое право назначать епископов. А Ватикан получил право отклонять кандидатуры, но при этом должен обосновывать свое решение. В 2018-м наконец заключили временное соглашение. То самое, которое теперь собираются продлевать.

Америка против

Очевидно, главным камнем преткновения продолжает оставаться тайваньский вопрос. И в Тайбэе не зря опасаются, что в ближайшем будущем признание суверенитета острова в очередной раз станет разменной монетой. Причем Ватикан даже ничего особо не потеряет, понизив свои отношения с Тайванем. А вот выигрывает очень много. Папа, конечно, глава вселенской церкви, но всемирное сообщество без Китая сегодня выглядит не вполне полноценно.

А вот у США подгорает. Американцам не привыкать использовать Тайвань как пешку в своих политических играх. Но сейчас ситуация к этому не располагает. Вот и бросается пресвитерианец Помпео на амбразуру. Сильно рискуя, ведь католики – традиционный электорат демократов. Хотя в марте избирательный штаб Трампа заявил о создании движения «Католики за Трампа». И за лето сумели подтянуть поддержку действующего президента на несколько процентов. Главный редактор католического портала EWTN News вообще считает, что без набожных католиков и евангелистов Трамп просто не сможет победить на предстоящих выборах. А вот проиграть из-за ватиканской рокировки вполне вероятно.

Лучше всех Пекину. Он тоже поспешает, но без цейтнота. Китайцы умеют играть вдолгую. Тем более когда на кону такой куш. И дело не только в моральном удовлетворении. Китаю очень нужна дополнительная легитимизация. Особенно в странах Африки и Латинской Америки, где он нацелился на активную экономическую и политическую экспансию. Да и хорошо понимают в Пекине, что чисто социалистическая платформа – слабая заявка на идеологическое лидерство в современном мире. При этом КНР отнюдь не собирается плясать под ватиканскую дудку. Весь китайский опыт – это опыт адаптации и синкретического слияния. Та же ККПА регулярно проводит конференции и теологические форумы по инкультурации и китаизации Китайской католической церкви. А с человеческим, организационным и материально-техническим ресурсом у китайцев всё в порядке. Так что в перспективе еще большой вопрос, кто там кардинал, а кто бакалейщик.

«Политический вопрос»

Роль папы Пия XII в холокосте интересует не только еврейскую общину, но и самих католиков. С 60-х годов в Ватикане обсуждается вопрос о беатификации понтифика — признании блаженным. Это, в свою очередь, открывает дорогу к его канонизации.

Беатификацию римского первоиерарха активно продвигал Бенедикт XVI. По одной из версий, из-за этого он препятствовал обнародованию архивов. Его наследник на Святом престоле — Франциск I — все же снял с документов гриф «засекречено до октября 2027 года».

«Беатификация — это признание личной святости человека. Но в случае с Пием есть очень мощный политический контекст. После войны отношение к нему было разным, несмотря на свидетельства, что он старался защитить евреев, например, в истории с уцелевшей общиной Рима. Кроме того, его предшественник — Пий XI — в 1937 году назвал национал-социализм «разновидностью злобного расового язычества, которого еще не было», — поясняет РИА Новости историк католической церкви Алексей Юдин.

Однако ответ на главный вопрос — почему Пий XII открыто не осудил нацистов, зная о массовых убийствах евреев, еще впереди. Ватикан, временно закрыв доступ к архивам из-за пандемии, так и не объявил, когда историки туда вернутся.

1. Банкиры

Банк Ватикана (Институт религиозных дел) в 1942 году основал папа Пий XII. Новая структура должна была объединить управление церковными активами по всему миру. Банк обязан был отчитываться только перед папой римским, наместником Христа на Земле. В мире 2,5 миллиарда христиан. Каждый третий из живущих родился под крестом и упокоится под крестом. Чуть больше половины всех христиан принадлежат к Римской католической церкви. Каждый католик в среднем жертвует церкви десять долларов в неделю, и этими деньгами ведает банк.

В годы Второй мировой войны Ватикан был наводнен агентами всех разведок. Святой престол успешно лавировал между лагерями. С одной стороны, Муссолини признал независимость Ватиканского государства и вернул ему земли в центре Рима (Римский дукат). С другой — церковь отчаянно не желала открыто поддерживать нацистов и фашистов и вела переговоры с союзниками. Банк был создан в том числе и для сохранения информации о финансовых потоках, сходящихся в Ватикане, — банковская тайна оказалась приравнена к тайне исповеди.

Банк Ватикана не давал деньги в рост, но принимал любые вклады — золотом, драгоценностями, произведениями искусства. Сколько и от кого — не знал никто, в том числе Министерство финансов Италии. Все работники банка были гражданами Ватикана — временными, так как постоянное ватиканское гражданство есть только у римских пап. Счета открывались просто: чтобы попасть из Рима в Ватикан, из одной юрисдикции в другую, достаточно было перейти через улицу. Скромный, хорошо одетый банковский служащий, посверкивая крестиком на лацкане, подсчитывал ценности, заносил их в банковские книги и запирал в хранилище. Над дверями хранилища был изображен герб Ватикана — два скрещенных ключа от рая.

В 1945 году по римским улицам проехали десять грузовиков. Их встречал католический священник, говоривший на хорватском. Все десять грузовиков были забиты ящиками с золотом, конфискованным хорватским диктатором Анте Павеличем у югославских сербов, евреев и цыган. Независимое государство Хорватия, созданное в 1941 году как нацистский протекторат, прекращало свое существование — а его казна меняла владельцев. Золото усташей уехало в Рим, а Павелич — в Южную Америку, где раскинулась сеть католических монастырей и университетов. Именно там нашли укрытие многие хорватские военные преступники и католические священники, благословлявшие убийства и насильное перекрещивание югославских сербов. Золото бесследно исчезает, а папа Пий XII ободряет истерзанный войной мир пастырским словом.

Послевоенный Ватикан переживает интересные времена. Власть старых итальянских родов, веками избиравших пап из своего числа, ослабевает, в Ватикане появляется все больше кардиналов-неитальянцев. Значительную часть новых высокопоставленных прелатов составляют американцы; американские диоцезии, не тронутые войной, богаты и влиятельны. Смена поколений происходит болезненно, в Италии многие католики (и обычные, и самые высокопоставленные) с тревогой следят за переменами. Патриоты требуют у Святого престола бороться за каждого итальянца в церкви, но американская экспансия продолжается. Победоносные американцы обустраиваются в Европе и не забывают об Италии: ЦРУ налаживает контакты с ультраправыми итальянскими партиями и спонсирует их, рассчитывая противопоставить итальянским коммунистам.

Папа обеспечил победу Путину

The National Interest 07.02.2016 в дехристианизированном западном мире».

Второй фронт касается конфликта православных и католиков со времен раскола в 1054 году. Путин хочет показать себя великим примирителем, тем, кто восстанавливает исторические связи». Наконец, в результате встречи на Кубе Кирилл приобрел статус привилегированного партнера папы в православном мире, оттеснив в тень патриарха Константинопольского Варфоломея. Накануне июньского православного собора подобное подтверждение главенствующей роли Московского патриархата играет ему на руку в борьбе за лидерство в православном мире.

В чем интерес Ватикана?

С окончания холодной войны Ватикан неизменно проявлял желание вести диалог с Москвой. «Россия становится одним из центров нового полицентричного мира, пишет специалист по Ватикану Констанс Колонна-Сезари (Canstance Colonna-Cesari). — Империя в процессе строительства, которой необходимо протянуть руку». Энергетическая и военная держава, которая восстанавливает мировой статус, все больше ориентируется на восток и придерживается православных ценностей — с Россией нужно поладить. Есть у сближения с Москвой и дипломатические причины: возможность действовать в Сирии благодаря привилегированным отношениям Владимира Путина с Дамаском. Россия с правом вето постоянного члена Совбеза ООН считается лучшим рычагом давления на сирийский кризис. Говоря о сближении по арабским конфликтам, Франциск подчеркнул в феврале 2016 года, что «Россия может многое сделать» для мира во всем мире. Как и Кремль, Ватикан поставил исход восточных христиан в число приоритетных проблем. В Риме и Москве считают, что баасистские режимы Хусейна и Асада всегда предоставляли политические гарантии христианским меньшинствам и являются меньшим злом по сравнению с исламистами, которые могут прийти им на смену. «Демократия значит меньше реальной политики с опорой на христианскую демографию», — полагает Констанс Колонна-Сезари.

Читать еще:  Модернизировать богослужебный язык и проводить календарную реформу РПЦ не будет

6 миллионов католиков на Украине или 100 миллионов православных в России? Ватикан сделал свой выбор. Франциск не только не осудил российскую агрессию, но и не стал защищать относящихся к Риму греко-католиков. «Мы видим возвращение восточной политики: с таким союзником, как Россия, Ватикан может расширить свое влияние до Японии», — полагает Антуан Аржаковский (Antoine Arjakovsky) из Коллеж де Бернарден. Для Рима сближение с Москвой нацелено и на укрепление альянса католиков и православных на фоне подъема исламизма на Ближнем Востоке в период, который Франциск называет «третьей мировой войной по кускам». Москва становится для Ватикана весомым союзником и в вопросах гендерной теории. Наконец, как и его предшественники, Франциск мечтает отправиться с официальным визитом в Москву. Иоанн-Павел II стремился к этому после распада СССР, но православное духовенство воспротивилось его инициативе. Как бы то ни было, такая поездка все еще в списке дипломатических проектов Святого престола.

Есть ли пределы у такого альянса?

Здесь все неоднозначно. Сближение Рима и Москвы подчиняется двум четко определенным логикам. Первая — это российская. Без давления Путина на православную церковь встреча патриарха Кирилла с папой Франциском попросту бы не состоялась. Синод был против. Беседу организовали, потому что это было нужно российским властям. Наталкивается сближение и на прискорбное нравственное и социальное состояние современной России. Суррогатное материнство там не просто законно, а является настоящим рынком и стоит 12 500 евро. «Ватикану свойственна определенная наивность, там сложился особый образ России, — отмечает один высокопоставленный представитель католической церкви. — Ее величие и сила внушают уважение. Причем иногда до такой степени, что бывает непросто сформировать объективное мнение об этой великой стране». Существует и риск манипуляций. Святой отец недавно убедился в этом на собственном опыте, когда один российский депутат-коммунист повесил ему на сутану георгиевскую ленточку. Она должна служить напоминанием о победе СССР над нацистами, однако превратилась и в символ пророссийских активистов на Украине. В Ватикане не скрывают: отношения с Москвой — чувствительный вопрос. В стремлении избежать ловушек там придерживаются двух линий. Первая носит религиозный характер: с 1965 года Католическая церковь стремится к примирению со всеми другими христианскими церквями, протестантами и православными. Отношения улучшились со всеми за исключением РПЦ, которая в отличие от Константинопольского патриархата относится к Ватикану с прежней холодностью. В частности из-за Украины: Московский патриархат обвиняет Рим в насаждении своей веры через греко-католиков. «В России католицизм считается не традиционной, а принесенной извне религией», — напоминает Мишель Эльчанинофф. По мнению Рима, настоящим подтверждением примирения было бы согласие на визит папы в Москву.

Вторая линия Ватикана касается нравственности и политики. После падения берлинской стены Россия и Ватикан быстро установили отношения. Заинтересованы в этом были обе стороны. Сближение началось при Иоанне-Павле II, было подхвачено Бенедиктом XVI и еще больше ускорилось при Франциске. Тем не менее никто, как в Риме, так и в Москве, не строит иллюзий насчет его масштабов. Кремль никогда не пожертвует поддержкой РПЦ. «В том, что Путин хочет выйти из изоляции, нет ничего странного, — объясняет французский дипломат. — Но я сомневаюсь, что Ватикан готов пойти дальше. Не будем забывать, что нынешний папа — наследник Иоанна-Павла II, который внес вклад в свержение коммунизма. По сути, Франциск и Путин — две противоположности. Ведь гуманизм — все еще антипод цинизма».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Визит Владимира Путина в Италию и посещение Ватикана говорит о стремлении Москвы к диалогу со Святым Престолом как возможным посредником в отношениях с Европой и миром.

Как сообщает корреспондент «Нового Региона», такое мнение, в числе прочих, высказывают некоторые влиятельные европейские издания, комментируя итоги поездки российского президента в Рим.

Итальянская газета La Stampa в статье «Царь посетил Папу, но приглашения в Москву не последовало» пишет о том, что Путин оказался в числе немногих глав государств, не присутствовавших на похоронах Иоанна Павла II.

Путин не был лично знаком с его преемником и пожелал начать знакомство, предусмотрев римский этап своего визита в Италию. Это решение, видимо, было принято неслучайно: в июне Ватикан собирается посетить Джордж Буш.

Путин не хотел оставлять монополию контактов с руководством Римско-католической церкви своему заокеанскому коллеге.

Святой Престол в прошлом всегда использовал соперничество между блоками, чтобы создать пространство для маневра на международной арене. В этом свете коммюнике, распространенное вчера, выглядит очень значимым.

Переговоры прошли в «очень позитивной атмосфере» и, помимо акцента на «сердечных отношениях между Святым Престолом и Российской Федерацией, а также взаимном стремлении развивать эти отношения и в дальнейшем», позволили обсудить «некоторые темы, представляющие взаимный интерес».

Отношения между Римско-католической и Православной Церквами были первым пунктом. Складывается впечатление, что Путин (который не привез приглашения Бенедикту XVI посетить Москву, так же, как это было во время двух его встреч с Иоанном Павлом II) не получил полномочий от Алексия II вести переговоры с Римом. Это подтверждает и отсутствие в составе делегации представителя высшего духовенства.

В отсутствие возможности говорить на религиозные темы, потому что Патриарх хочет удержать в своих руках руководство отношениями между Москвой и Римом, Путин и министр иностранных дел Лавров обсуждали внешнеполитические вопросы.

В коммюнике говорится, что «были проанализированы актуальные международные вопросы, в частности ситуация на Ближнем Востоке. Собеседники также уделили внимание проблемам экстремизма и нетерпимости, подчеркнув необходимость сохранения мира и поиска путем переговоров мирных решений конфликтов».

Австрийское издание Der Standard в статье «Трудная миссия Путина в Ватикане» замечает: если во время двух встреч с Папой Иоанном Павлом II президент России мог общаться по-русски, то в четверг, во время своей первой аудиенции у Бенедикта XVI он приветствовал понтифика на превосходном немецком. Однако знание языков до сих пор мало помогало преодолеть напряженность между Русской православной церковью (РПЦ) и Римско-католической.

Визит Папы в Россию до сих пор не мог состояться по той причине, что РПЦ накладывала на него вето.

Наблюдатели предполагают, что Путин до окончания своего второго срока хочет войти в историю как инициатор межрелигиозного диалога. РПЦ упрекает католиков в прозелитизме и переманивании православных верующих. Рим постоянно опровергает подобные упреки.

Если учесть, что в России проживает лишь около 600 тысяч католиков, подобные страхи выглядят скорее беспочвенными. Несмотря на предусмотренное конституцией равенство всех религий, РПЦ рассматривает Россию как свою территорию.

Если разрядка напряженности в отношениях с Римом была для РПЦ немыслима при Иоанне Павле II, то сегодня Москва по крайней мере не имеет ничего против самой личности Папы, помыслы которого она считает менее миссионерскими.

Кроме того, официальный статус приобретают регулярные консультации. Скорее всего, Путин не станет инициатором встречи Папы с главой РПЦ Алексием II, однако ходят слухи, что потенциальный преемник престарелого и больного Алексия II может вплотную заняться процессом примирения двух церквей.

Фаворитом считается влиятельный и прагматичный митрополит Смоленский Кирилл, указывает газета.

Испанская газета El Pais считает, что Путину нужна поддержка Ватикана, чтобы сделать Россию европейской державой.

Официальный визит Путина в Ватикан продемонстрировал волю обеих сторон к взаимному пониманию. Папе необходимо сотрудничество с Кремлем, чтобы, наконец, посетить Москву и наладить прямой диалог с Патриархией Русской православной церкви.

Путину же выгодно заручиться у Ватикана поддержкой его попыток превращения России в политически и экономически значимую державу в европейском окружении. Заинтересованность участников переговоров во взаимном согласии стала причиной того, что никто в Ватикане не говорил о правах человека или свободе слова в России, отмечает издание.

Между тем, еще до прибытия российского президента и сопровождающей его многочисленной делегации вчера утром в Италию приехал бывший министр здравоохранения Чечни, чтобы просить политического убежища.

Событие неудобное и несвоевременное с дипломатической точки зрения, но, тем не менее, очень значимое, считает итальянская газета La Repubblica.

Эпизод, создающий «неудобства» и приуроченный к официальному визиту Путина в Италию, был организован радикалами, которые навязали Романо Проди и Массимо Д’Алема полемику по правам человека, которые систематически нарушаются в Чечне. Они предлагают премьеру и министру иностранных дел задать гостю вопросы по этой тревожной теме.

«Недопустимо следовать линии гостя из Москвы, – говорит председатель комиссии по производственной деятельности палаты депутатов Даниэле Капеццоне. – Я надеюсь, что будут даны быстрые и своевременные ответы. Слова будут иметь значение, но еще большее значение будет иметь возможное молчание».

Москва – Рим, Всеволод Ягужинский

Глава III 1. Миссионерская деятельность
Статья 241. Содержание миссионерской деятельности

1. Миссионерской деятельностью в целях настоящего Федерального закона признается деятельность религиозного объединения, направленная на распространение информации о своем вероучении среди лиц, не являющихся участниками (членами, последователями) данного религиозного объединения, в целях вовлечения указанных лиц в состав участников (членов, последователей) религиозного объединения, осуществляемая непосредственно религиозными объединениями либо уполномоченными ими гражданами и (или) юридическими лицами публично, при помощи средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо другими законными способами.

2. Миссионерская деятельность религиозного объединения беспрепятственно осуществляется:

  • в культовых помещениях, зданиях и сооружениях, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения;
  • в зданиях и сооружениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения;
  • в помещениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности, а также на земельных участках, на которых расположены здания, имеющие соответствующие помещения, по согласованию с собственниками таких зданий;
  • в помещениях, зданиях, сооружениях и на земельных участках, принадлежащих на праве собственности или предоставленных на ином имущественном праве организациям, созданным религиозными организациями;
  • на земельных участках, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве;
  • в местах паломничества;
  • на кладбищах и в крематориях;
  • в помещениях образовательных организаций, исторически используемых для проведения религиозных обрядов.

3. Не допускается осуществление миссионерской деятельности в жилых помещениях, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.

4. Запрещается деятельность религиозного объединения по распространению информации о своем вероучении в принадлежащих другому религиозному объединению помещениях, зданиях и сооружениях, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения, без письменного согласия руководящего органа соответствующего религиозного объединения.

5. Принцип канонического основания миссии.

Каждому апостолу, по Преданию, был дан свой удел ( то, что в современном каноническом праве именуется «каноническая территория»). «А мы не без меры хвалиться будем, — говорит апостол Павел, — но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас» (2Кор.10:13). Имея свой удел они возделывали его по мере сил, стараясь проповедовать там, где еще не слышали спасительного имени Иисуса Христа. «Я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании, но как написано: не имевшие о Нем известия увидят, и не слышавшие узнают» (Рим.15:20-21). Эти апостольские слова необходимо помнить всякому миссионеру, дабы его Благовестие не выродилось в примитивный прозелитизм.

Перепечатка и цитирование находящейся на сайте текстовой и графической
информации допускается только при наличии прямой ссылки.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector