Вестник Рождества № 1. Формула поста
Содержание
- 1 Вестник Рождества № 1. Формула поста
- 1.1 Свет невечерний. Формула поста
- 1.2 Вестник Рождества № 1. Формула поста
- 1.3 Как был установлен Рождественский пост
- 1.4 Как был установлен Рождественский пост
- 1.5 Зачем установлен Рождественский пост
- 1.6 Когда начали праздновать Рождество Христово
- 1.7 Как питаться в Рождественский пост
- 1.8 Вестник Рождества № 1. Формула поста
- 1.9 Рождественский пост 2021
- 1.10 Календарь Рождественского поста 2021
- 1.11 Какого числа Рождественский пост в 2021 году
- 1.12 Суть Рождественского поста
- 1.13 История Рождественского поста
- 1.14 Что можно есть в Рождественский пост: правила питания
- 1.15 Календарь питания по дням
- 1.16 Как подготовиться и плавно войти в пост
- 1.17 Правила поведения и традиции Рождественского поста
- 1.18 Что можно и нельзя делать в Рождественский пост
- 1.19 Поговорки и приметы
- 1.20 Рождественский пост у католиков
- 1.21 Рождественский пост: История и правила
Свет невечерний. Формула поста
Аудио
Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.
Мы знаем, что в Православной Церкви есть такие периоды года, когда мы особенно ревностно предаемся духовным упражнениям. Это четыре больших поста: Великий, Петров, Успенский и Рождественский, который мы держим накануне праздника Рождества Христова. Всякий раз, когда наступает постное время, некоторые православные христиане впадают в невроз, который сопровождается тревожными состояниями и даже депрессией. Я даже не удивлюсь, если со временем появится диагноз «постная депрессия».
Для многих православных людей это реальность: как готовить, что кушать. Руководствоваться ли календарем, который говорит, что сегодня пища с маслом, завтра – без масла, а вот был полиелей, значит – можно готовить рыбные блюда; а здесь разрешение на рыбную икру. Как поститься строже: до дня святителя Николая или после; может быть, после дня Спиридона. Некоторые старушки говорят, что после дня Спиридона точно без рыбы. Как быть? В чем дело? Как к этому относиться? Как нам избежать этого неудобства, которое нам несет постная депрессия? Не сам пост, а именно постная депрессия и невроз, который с ним связан.
Я бы различал эти вещи. Пост – весьма полезное духовное упражнение. Он необходим. Он является общецерковным усилием. Он очень полезен. Но со всем тем, что сопровождает неправильное понимание поста (это уродства, которые выдаются за пощение), необходимо бороться. Это следует прояснять. А как бороться? Нужно выяснить, что же было на самом деле, имеется в виду, какая формула поста, как нам правильно поститься, чего держаться и придерживаться.
Откуда в нашем календаре взялись все эти надписания: без масла, разрешение на вино и елей, трапеза с рыбой? Откуда на наших православных телеканалах во время поста появляются бесконечные передачи о том, как приготовить какой-то особый постный пряник с соусом «Бешамель» или с креветками? Как будто во время поста мы не можем ни о чем другом говорить, как только о том, что можно, а что нельзя есть, как правильно приготовить. Не пошлость ли все это? Именно пошлость и недоразумение, связанные с тем, что мы не понимаем самой сути!
Все эти надписания, связанные с ограничениями постных блюд, вошли в наши календари из Типикона. Эта книга является богослужебным уставом, а точнее – уставом жизни общежительного мужского монастыря. Она в нашей Церкви появилась в конце XVII века, и наши богослужения ориентируются на этот текст. Среди прочего все ограничения в пище мы берем оттуда. Но эта книга – я подчеркну – написана для мужского монастыря, то есть это монашеские правила. Причем – это тоже очень важно понимать – в Церкви никогда не было единого устава пощения для всех. В каждом регионе, в каждой общине действовали свои правила. Отсюда и знаменитая фраза, которую мы часто слышим: в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Эта фраза взята из жизни, потому что в каждом монастыре был свой устав богослужения, поста и внутренней жизни. Это было совершенно нормально.
Но свой устав был не только в монастырях, он был связан еще и с приходской жизнью. Рождественский пост появляется из маленького однодневного поста накануне Рождества Христова. Дело в том, что в древности Рождество Христово и Богоявление, то есть Крещение Господне, праздновались в один день. При этом необязательно 25 декабря по старому стилю и 7 января по новому стилю. Всегда были разные даты, причем в разных регионах все было по-разному. Был один-единственный день строгого поста. А святитель Иоанн Златоуст сообщает о практике пощения, которая была в ходу в его время в Константинополе; ее придерживались и монахи, и миряне, она предусматривала пять дней поста накануне Рождества Христова. Таким образом, во времена Иоанна Златоуста Рождественский пост составлял пять дней.
Мы скажем, что это все-таки было давно, в конце IV и начале V века, и мы можем этого всего не придерживаться, потому что святые отцы нам другое завещали. Но мы можем вспомнить, например, Феодора Вальсамона. Это известный византийский канонист XII века, который, описывая ситуацию с Рождественским постом, говорит, что вообще-то в Константинополе постятся сорок дней перед Рождеством Христовым, но эти сорок дней держат константинопольские монахи, потому что это монашеский устав, а миряне постятся четыре дня накануне Рождества Христова. Это XII век! Он подчеркивает про мирян Константинополя, потому что в других регионах были другие уставы поста. А здесь четыре дня, что Вальсамон считает страшным безобразием и говорит, что мирянам надо поститься не четыре дня перед Рождеством Христовым, а семь дней.
В XV веке один из византийских иерархов пишет нечто подобное. В XV веке практика поста была такой же, что и во времена Иоанна Златоуста, она не сильно отличалась. Он пишет, что в его время миряне постились в Константинополе пять дней перед праздником, а монахи постились сорок дней. Таким образом, 40-дневный пост требовался только от монахов конкретного монастыря.
Сейчас в нашей Церкви нет мирянского устава поста. Поэтому люди, которые руководствуются уставом мужского монастыря, то есть нашим Типиконом, накладывают на себя бремена, которые от них никто не требует. Если вы не монах, если вы даже монахиня, вы можете искать другую форму поста. А как поститься? А в чем тогда суть поста?
Формула поста очень простая. Пост – это «2С»: скромность и сдержанность. Если на еду во время поста вы тратите денег и времени в несколько раз больше, чем в непостное время, то вы неправильно поститесь. Постная пища – это скромная пища; и, наоборот, непостная пища – это скоромная пища. Если вы пошли в ресторан и заказали себе какие-то особенные морепродукты, например, осьминогов, убитых взглядом Дональда Трампа, или же особенные макароны, привезенные из Японии, но совершенно постные, и заплатили в десять раз больше денег, то вы оскоромились, вы нарушили пост. Если вы сделали утром кашу на молоке и позавтракали как простой, обычный человек, то вы не нарушили пост.
На самом деле деление продуктов на пищу животного происхождения и растительного происхождения тоже в каком-то смысле является новшеством. Это пришло к нам скорее всего под эллинским влиянием. Хотя это большой вопрос и длинный разговор. Да и о продуктах мы сейчас знаем гораздо больше. Так, морепродукты или орехи, которые мы считаем страшно постными, могут волновать кровь гораздо сильнее, чем несчастная, убитая горем курица, которую вы приготовите в качестве бульона.
Пост, как и любые другие упражнения, является всего лишь вашим творческим усилием. Нужно самому определить, как ты можешь поститься, что можешь кушать, чего тебе нельзя, что вредит твоей работе, настроению. Нужно найти свою меру, руководствуясь этой простой формулой поста: скромность и сдержанность. Где нескромно и несдержанно, там не постно, а где есть скромность и сдержанность, там человек постится правильно.
Вестник Рождества № 1. Формула поста
Некоторые средневековые трактаты часто заканчиваются фразой «об этом довольно», то есть: «хватит уже об этом, достаточно», и мне бы тоже хотелось однажды написать такой текст про постное время, который бы заканчивался этими ободряющими словами.
Архимандрит Савва (Мажуко)
Не получается. Потому что с началом поста я слышу привычные вопросы:
- по каким дням разрешается рыба?
- а можно ли сегодня с маслом?
- благословите, отче, кушать с молоком – у меня язва?
И прочая, и прочая, и прочая.
Но я снова и снова отвечаю на эти недоумения, и не перестану, потому что мне жалко людей, потому что тема поста погружает многих если не в болото лицемерия, то в вечное чувство вины и виноватости. Ведь ты не можешь соблюдать, как положено, даже если приложишь все возможные усилия, значит – грешник, несовершенный и сластолюбец! И живет церковный человек годами в глухой православной депрессии, разъедаемый ненасытным чувством вины.
А всё-таки, как положено? Кем положено? Кому положено? Как поститься, чтобы не согрешить, чтобы Бога не обидеть и святых Его?
Предрождественский пост в древности длился один день – это был канун Богоявления. Дело в том, что когда-то два наших чудесных праздника – Рождество и Крещение – приходились на один день, и однодневный пост был обращен именно на событие Богоявления как особая жертва духовной сосредоточенности, время, отделенное специально для осмысления этого величайшего события. Вот из этого зерна, из однодневного усилия позже и вырос наш сорокадневный пост.
Однако его продолжительность и устав трапезы никогда не имели значения всеобщего или абсолютного правила для всех. Общего устава для мирян никогда не существовало, а монастыри руководствовались каждый собственным уставом и волей игумена, так что один из византийских богословов XV века Георгий Протосингел, описывая традицию Рождественского поста, принятую в его время, писал, что в столице постятся сорок дней, в других регионах начинают говеть с 1 декабря, в третьих – с шестого, а где-то и с двадцатого – и всё это совершенно нормально уживалось внутри одной традиции, никому и в голову не приходило обвинять другого в ереси или модернистских тенденциях.
Немного ранее, в XII веке известный канонист Федор Вальсамон сообщал, что в Константинополе постятся сорок дней предрождественского поста, но не все, а только монахи, однако большинство предпочитает только четыре дня поста перед праздником, что Вальсамон осуждает, настаивая на самом разумном: воздерживаться семь дней перед Рождеством.
Святитель Иоанн Златоуст в «Слове шестом против аномеев. О блаженном Филогонии» призывает своих слушателей соблюдать пост – пять дней воздержания перед праздником Рождества, подчеркивая, что не количество дней важно, а расположение души.
– Откуда же у нас в календарях эти предписания: сухоядение, без масла, разрешение на рыбу?
– Они взяты из Типикона – общего устава, регламентирующего жизнь типового мужского монастыря, то есть это правила для монахов , потому что поститься сорок дней перед Рождеством было обычной монашеской практикой, не мирянской, и если бы в нашем церковном обществе вдруг обнаружилось достаточно канонической воли, чтобы объяснить людям, что все эти правила не для вас, а для монахов, причем не всех, а только тех монастырей, где это принято, – сколько людей вздохнули бы с облегчением и смогли провести этот пост спокойно, без вечного чувства вины и ханжеской двусмысленности. К тому же, если бы мы решились возродить древнюю традицию пощения для мирян – пять дней перед Рождеством, – решился бы и вопрос с «новогодним неврозом», когда наши несчастные постники еще больше изводят себя чувством вины из-за невозможности законно пережить красивый семейный праздник.
Ведь дело вовсе не в пище. Если вам хватит усердия в изучении памятников церковной письменности, то вы обнаружите такую пестроту практик поста и воздержания, что просто закружится голова – как же правильно: так, как постились святые Студитского монастыря, или ирландские аскеты, или православные сирийские подвижники, которые вообще не знали привычных нам форм говения?
На самом деле формула у поста довольно простая, даже ребенок запомнит.
Пост – это два «эс»: сдержанность и скромность – вот и всё.
Постная пища – скромная пища. И наоборот, скоромно – это когда нескромно. Поэтому обед, который вам обошелся дороже и хлопотнее обычного – непостный.
Если вы по случаю поста отобедали убитыми горем лобстерами и модным японским супом с черной лапшой, заплатив за одобренное Типиконом удовольствие втрое больше обычного, вы оскоромились, вы нарушили пост.
Если вы позавтракали обычной овсяной кашей на молоке – вы правильно поститесь, потому что пост нарушает не многострадальное молоко или пролетарские пельмени, а роскошь и несдержанность, которая может себя проявить и с самыми невинными продуктами.
– А как определить: что скромно, а что нет?
– Это уже мера вашей воспитанности. Людям проще, когда за них кто-то всё решил, но христианская аскеза – это разновидность творческого усилия, а значит, личного, свободного поиска и напряжения. Если нет всеобщего устава, – да и не может быть! – вам самому надо найти свою меру поста, а для этого надо познакомиться с собой, своим телом, желаниями и эмоциями, а это большой многолетний труд.
Конечно, не только верующий, но и всякий воспитанный человек должен быть сдержанным и скромным каждый день своей жизни, но постное время должно быть временем простоты, чтобы человек мог освободить свое внимание для самого главного, того, ради чего, собственно, всё это и затевается – ради созерцания Христа, ради богомыслия.
Пусть вас не пугают эти высокие и благородные слова.
– Где я, а где богомыслие! Кто я такой, чтобы созерцать Христа!
– Ты – дитя Божие, и Господь пришел сюда ради тебя! Помнишь? – «нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес»!
Самое главное, что мы должны помнить о Рождественском посте: это время, когда следует забыть все наши обычные распри и церковные склоки, разговоры о юрисдикциях, скандалах, пикантных новостях, дискуссии о юбках и количестве маргарина в печенье – вся эта «скоромная пища», мутная пена религиозной суеты и пошлости должна уйти, освободить место для Христа, для созерцания Его светлого Лика.
Только Христос! – вот формула Рождественского поста.
Художник Герард Доу, «Старушка ест овсяную кашу» (фрагмент)
Как был установлен Рождественский пост
15 (28) ноября – 24 декабря (6 января)
Как был установлен Рождественский пост
Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиоланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий.
Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других – несколько больше. На соборе 1166 года, бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле, всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней.
Антиохийский патриарх Феодор IV Вальсамон писал, что «сам святейший патриарх сказал, что, хотя дни этих постов (Успенского и Рождественского. – Ред.) не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься… от 15 дня ноября».
Рождественский пост – последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28 – по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (14 ноября старого стиля), то этот пост называют Филипповым.
Зачем установлен Рождественский пост
Рождественский пост – зимний пост, он служит для нас к освящению последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова.
Лев Великий пишет: «Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий».
По словам Льва Великого, Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды.
«Как Господь ущедрил нас плодами земли, – пишет святитель, – так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным».
По словам Симеона Фессалоникийского, «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».
Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.
Когда начали праздновать Рождество Христово
Начало этого праздника относится к временам глубокой древности. В Апостольских постановлениях говорится: «Храните, братия, дни праздничные, и, во-первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25‑й день десятого месяца» (desembri). Там же сказано: «День Рождества Христова да празднуют, в он же нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру».
Во втором столетии на день Рождества Христова, 25 декабря (юлианского календаря), указывает Климент Александрийский.
В третьем веке о празднике Рождества Христова упоминает св. Ипполит.
Во время гонений христиан Диоклетианом, в начале четвертого века, в 303 году, 20 000 никодимийских христиан было сожжено в храме в самый праздник Рождества Христова.
С того времени, когда Церковь получает свободу и делается господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова мы находим во всей Вселенской Церкви, как это можно увидеть из поучений св. Ефрема Сирина, св. Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, св. Амвросия, Иоанна Златоустого и других отцов Церкви четвертого века на праздник Рождества Христова.
Никифор Каллист, писатель четырнадцатого века, в своей церковной истории пишет, что император Юстиниан в шестом веке установил праздновать Рождество Христово по всей земле.
В пятом веке Патриарх Константинопольский Анатолий, в седьмом Софроний и Андрей Иерусалимские, в восьмом св. Иоанн Дамаскин.Козьма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в девятом преподобная Кассия и другие, имена которых нам неизвестны, написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, которые и ныне звучат в храмах для прославления светло празднуемого события.
Как питаться в Рождественский пост
28 ноября (15 ноября ст. стиль) начинается Рождественский (Филиппов) пост, который установлен Церковью для достойного приготовления верующих к празднику Рождества Христова. Он длится 40 дней.
На трапезе разрешается пища с растительным маслом (кроме среды и пятницы), в субботние, воскресные и праздничные дни — рыба. Строгость поста усиливается в последнюю неделю перед Рождеством. В Сочельник пища не вкушается до первой звезды (символом первой звезды является зажженная свеча, которая выносится на свещнике по отпусте литургии, совершаемой в Навечерие Рождества Христова, и перед которой клирики поют тропарь и кондак праздника Рождества Христова).
(Это правило монастырского устава. Миряне определяют строгость поста, советуясь с духовником)
«Из деятельности святых, из жизни Спасителя нашего и из правил жизни благочинно живущих видно, что прекрасно и полезно всегда быть готовым и находиться в подвиге, труде и терпении; однако не ослаблять себя чрезмерным постом и не приводить в бездеятельность тела. Если плоть распаляется по молодости, то много должно воздерживаться; если же она немощна, то нужно довольно в сытость принимать пищу, не взирая на других подвижников, — много или мало кто поститься; смотри и рассуждай по своей немощи, сколько можешь вместить: каждому мера и внутренний учитель — своя совесть… Умеренный и разумный пост — основание и глава всем добродетелям. Если кто хочет иметь ум твердым от скверных помыслов, да утончает плоть постом. Невозможно без поста и священствовать; как дышать необходимо, так и поститься. Пост, войдя в душу, убивает во глубине ее лежащий грех» (Прп. Паисий).
из книги «Как провести Рождественский пост, Рождество и святки»
Вестник Рождества № 1. Формула поста
- Публикации
- Люди
- Храмы
- Сообщества
- Мероприятия
- Наши проекты
- Елицы.Записки
- Вопросы юристу
- Вопросы батюшке
- Вопросы психологу
- Православные святыни
- Молитва по соглашению
- Доброе утро
- с о.Андреем Ткачевым
- Добрый вечер
- Словесная акварель
- Крылатые притчи
- Советы психолога
- На трезвую голову
- ПроСтранствия
- Духовная музыка
- Молебен о благотворителях
- Ориентация
- Видео
Заказать Молебен о духовном и телесном здравии, мире и благополучии к 5 Святым в Свято-Вознесенскую Давидову Пустынь за себя, родных и близких
О ПОСТЕ… Что «скоромнее» – лобстеры или каша на молоке? (Архимандрит Савва Мажуко)
«Постная пища – скромная пища. И наоборот, скоромно – это когда нескромно. Поэтому обед, который вам обошелся дороже и хлопотнее обычного – непостный.
Если вы по случаю поста отобедали убитыми горем лобстерами и модным японским супом с черной лапшой, заплатив за одобренное Типиконом удовольствие втрое больше обычного, вы оскоромились, вы нарушили пост.
Если вы позавтракали обычной овсяной кашей на молоке – вы правильно поститесь, потому что пост нарушает не многострадальное молоко или пролетарские пельмени, а роскошь и несдержанность, которая может себя проявить и с самыми невинными продуктами.
– А как определить: что скромно, а что нет?
– Это уже мера вашей воспитанности. Людям проще, когда за них кто-то всё решил, но христианская аскеза – это разновидность творческого усилия, а значит, личного, свободного поиска и напряжения. Если нет всеобщего устава, – да и не может быть! – вам самому надо найти свою меру поста, а для этого надо познакомиться с собой, своим телом, желаниями и эмоциями, а это большой многолетний труд.
Конечно, не только верующий, но и всякий воспитанный человек должен быть сдержанным и скромным каждый день своей жизни, но постное время должно быть временем простоты, чтобы человек мог освободить свое внимание для самого главного, того, ради чего, собственно, всё это и затевается – ради созерцания Христа, ради богомыслия».
Вестник Рождества № 1. Формула поста
Что «скоромнее» – лобстеры или каша на молоке?
Рождественский пост 2021
Рождественский пост — последний многодневный пост в году. Его целью является духовное очищение человека и подготовка к празднику Рождество Христово. Поскольку канун поста (27 ноября) приходится на день памяти апостола Филиппа, в народе он получил еще одно название – Филиппов.
Календарь Рождественского поста 2021
Какого числа Рождественский пост в 2021 году
Он ежегодно начинается 28 ноября и заканчивается 6 января. Длится 40 дней.
До 1166 года его продолжительность составляла всего 7 дней (с 30 декабря по 5 января). Данная традиция сохранилась до наших времен в Армянской апостольской церкви.
Суть Рождественского поста
Наиболее важные дни в церковном календаре предваряются постом. Суть Рождественского поста – покаянье через молитву, чтобы с чистым телом, сердцем и душой встретить явившегося в этот мир Иисуса Христа.
Рождественский пост – это не только телесное очищение, которое состоит в отказе от пищи животного происхождения, но и работа над своей духовностью. За сорокадневный период человек должен встать на путь добра, сострадания и гуманизма и отказаться от привычных земных потребностей. Только так праздник Рождества Христова можно прочувствовать всей своей сущностью.
История Рождественского поста
Рождественский пост возник на заре христианства. Впервые о нем упоминается в IV ст. в писаниях Августина Блаженного, Амвросия Медиоланского и Филастрия. Веком позже о нем говорится в трудах святителя Льва I Великого Римского.
Изначально продолжительность Рождественского поста составляла 7 дней. С 1166 года содействием патриарха Луки Хрисоверга продолжительность поста увеличилось до 40 дней. Эту реформу не приняла Армянская апостольская церковь – ее прихожане держат пост с 30 декабря по 5 января.
Что можно есть в Рождественский пост: правила питания
По своей строгости пост близок к Петрову. Основу постного стола в этот период составляет каша (гречневая, пшенная, овсяная и другие).
От его начала (с 28 ноября) до праздника святителя Николая (19 декабря включительно) по понедельникам разрешается горячая пища без масла, по вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям – рыба. По средам и пятницам предписывается сухоядение (хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед).
В период с 20 декабря по 1 января (включительно) по вторникам и четвергам уже нельзя есть рыбу – разрешается горячая пища с маслом. Правила питания в остальные дни недели не меняются.
2-6 января – период предпразднства Рождества Христова, наиболее строгая часть поста. В эти числа по понедельникам, средам и пятницам предписывается сухоядение, по вторникам и четвергам – горячая пища без масла, по субботам и воскресеньям – горячая пища с маслом.
В праздник Рождественский сочельник (6 января) запрещается принимать пищу до появления на небе первой звезды, после чего принято кушать сочиво (вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом).
В такие церковные праздники как Введение Богородицы во храм (4 декабря) и святителя Николая (19 декабря) по понедельникам, средам и пятницам можно кушать рыбу.
Согласно монастырскому Уставу вышеперечисленные правила обязательны для соблюдения среди монахов. Мирянам не обязательно придерживаться строгости поста. Прихожане согласовывают календарь питания с духовными наставниками, учитывая все жизненные обстоятельства, состояние здоровья и особенности организма. Традиционно миряне не практикуют сухоядение, за исключением дней строгого поста – со 2-го по 6-е января. Рыбу употребляют во все дни, кроме среды и пятницы.
В статье приведен календарь монастырского Устава, который дает представление о степени строгости поста по дням. Каждый человек в индивидуальном порядке вместе с духовником определяет меру строгости своего поста.
Календарь питания по дням
для 6 степеней строгости поста
Можно ли есть рыбу
Рыба разрешается:
- 28 ноября – 19 декабря: по вторникам, четвергам, субботам и воскресениям;
- 20 декабря – 1 января: по субботам и воскресениям;
- 4 декабря (в праздник Введение Богородицы во храм);
- 19 декабря (в день святителя Николая).
Можно ли пить вино
Употребление этого напитка допускается по субботам и воскресениям, а также в праздники Введение Богородицы во храм и святителя Николая.
Как подготовиться и плавно войти в пост
Чтобы пищевые ограничения воспринялись вашим организмом легче и не навредили самочувствию, следует:
- готовиться к посту за несколько недель. Продукты животного происхождения стоит исключать плавно, чтобы не вызвать у организма стресс из-за внезапного голодания. Первые продукты, от которых следует отказаться: баранина, говядина, свинина. Затем запрет должен коснуться молока и яиц;
- за день до входа в пост очистить кишечник, чтобы запустились механизмы внутриклеточного питания. Также это поможет избавиться от навязчивого чувства голода. Людям, которые пренебрегают очищением кишечника, будет сложнее подавлять свой аппетит, особенно в первые 2-3 дня;
- перед заговением запрещается употребление жирной, тяжелой и трудноусваиваемой пищи;
- входить в пост со слабыми ограничениями, которые необходимо постепенно устрожать;
- сниженную калорийность пищи можно компенсировать увеличением размера порции за один прием;
- в первые дни можно поэкспериментировать с режимом питания и есть чаще. Когда организм окончательно привыкнет к новой диете, можно вернуться к прежнему распорядку дня;
- делать частые фруктовые и овощные перекусы между основными приемами пищи;
- пить воду вместо других напитков: сока, компота.
Правила поведения и традиции Рождественского поста
Рождественский пост – не только пищевые ограничения, но и время, когда можно раскаяться в своих мыслях и поступках. Это означает, что человек должен отказаться от многих привычных вещей:
- пищи животного происхождения – молока, масла, яиц, сыра, сметаны и частично рыбы;
- употребления алкогольных напитков – они запрещены по церковному Уставу на протяжении всего периода поста (кроме вина);
- безделья – излишний отдых может навредить как телу, так и душе;
- развлечений – посещение увеселительных заведений, шумные гулянья с товарищами, отмечание юбилеев, чрезмерная увлеченность Интернетом недопустимы во время поста;
- просмотра телевизора – сцены жестокости, насилия из телесериалов и новостей усложнят процесс поиска внутри себя Божественного начала;
- путешествия – поездки, которые не связаны с посещением святынь или не содержат под собой духовную основу, лучше перенести на другое время;
- супружеских отношений – плотские ограничения приветствуются только по обоюдному согласию обоих супругов.
Перемены должны коснуться и сферы взаимоотношений с людьми. Во время Рождественского поста необходимо стать добрее и терпимее к окружающим, отбросить все обиды и перестать нецензурно выражаться.
В дни поста желательно посещать храмы и богослужения, читать Евангелие, молиться, читать Псалтырь, совершать богоугодные дела и давать милостыню, причащаться.
Православная церковь не запрещает чтение во время Рождественского поста акафистов. Учитывая большое количество дней памяти в православном календаре на декабрь, делать это не только можно, но и полезно с духовной точки зрения.
Что можно и нельзя делать в Рождественский пост
Пост – период ограничений не только в питании, а и в образе жизни. Чтобы достичь духовного очищения, необходимо воздерживаться от повседневных грехов. Нельзя оставаться злыми, раздражительными, допускать плохих мыслей, ссориться с близкими людьми, осуждать других и сплетничать. Запрещается посещать развлекательные мероприятия, злоупотреблять просмотром телевизора и интернет ресурсами. Пренебрегание этими правилами считается нарушением поста.
Можно ли рукодельничать
В период Рождественского поста разрешается шить, вышивать бисером, вязать спицами и крючком. Ограничения для рукоделия возникают лишь тогда, когда оно заменяет произношение молитв и хождение в храм.
Можно ли крестить ребенка
Для крестин можно выбрать любой день Рождественского поста.
Можно ли поминать усопших
Разрешается поминать усопших в период с 28 ноября по 5 января. Лучше это делать молитвой – в церкви или у себя дома. Также можно заказывать панихиды и подавать записки на проскомидию. Если в этот период выпадет поминальная трапеза, ее рацион должен быть максимально простым и постным. Ослаблять постовые требования можно только с разрешения священника или личного духовного наставника.
Можно ли зачинать ребенка
По церковным традициям, зачинать ребенка во время поста нежелательно, хотя ограничения в интимной близости могут быть лишь по обоюдному согласию. Если зачатие все же случилось, не стоит мучить себя предрассудками и лишний раз тревожиться. Дата зачатия по церковному календарю не имеет отношения к здоровью и развитию будущего ребенка.
Можно ли венчаться
Таинство Венчания в дни поста не совершается.
Можно ли играть свадьбу
Скромный вариант росписи в загсе не выходит за рамки постовых ограничений. Веселое гулянье с изобилием мясных и рыбных блюд в 40 дней поста не приветствуется. Считается, что такая свадьба сулит молодоженам несчастья и лишения.
Можно ли ходить на охоту и рыбалку
Убийство животных и ловлю рыбы ради азарта и интересного времяпровождения Православная церковь не поддерживает. Поэтому от них лучше отказаться во время поста.
Поговорки и приметы
- Если во время Рождественского поста погода крайне облачная или снежная, то май будет достаточно ненастным.
- Если часто метут метели, следует ожидать раннюю весну.
- Если в первые его дни стоят морозы, то урожай хлеба будет хорошим.
- Если родные ссорятся в пост, то весь будущий год будет полон неприятностей.
- Утеря какой-то вещи сулит убытки в будущем году, а любая находка – новые доходы.
- Если на исходе луны дотронуться бородавкой до сухой ветки, проговорив при этом: «Как в пост на блюде мясо пусто, так чтобы и бородавке было негусто», то она засохнет и отпадет.
Рождественский пост у католиков
У католиков традиции Рождественского поста во многом похожие на православные. Главным отличием являются даты проведения. Католический Рождественский пост начинается 15 ноября и заканчивается 24 декабря. В этот период люди берут на себя индивидуальные обязательства, которые могут касаться различных сфер повседневной жизни: ограничение посещений развлекательных мероприятий, благотворительность, примирение с окружающими. Особых ограничений в питании католики не придерживаются.
Наиболее строгими днями поста у католиков являются четыре воскресенья, предшествующие Рождеству, которые называются Адвентами. Эти дни посвящают покаянью и молитвам. Атрибутом Адвента является венок с четырьмя свечами, который располагают на домашнем алтаре.
Рождественский пост: История и правила
Начавшийся Рождественский пост для всех православных христиан — время духовной подготовки к одному из главных церковных праздников — Рождеству Христову
Каждый год 28 ноября по новому стилю в Русской Православной Церкви начинается время Рождественского поста, практически такого же долгого, как и Великий пост, но не настолько строгого и скорбного. На протяжении 40 дней верующие духовно готовятся встретить Рождество нашего Господа и Спасителя — приход в наш мир Богомладенца. Главный смысл этой подготовки — встреча столь важного для христиан праздника не в обычной вседневной суете, а в особом состоянии духа — смиренном, но при этом торжественном.
Установление Рождественского поста как поста многодневного довольно позднее. В первом тысячелетии от Рождества Христова он продолжался всего неделю, и только в XII столетии Константинопольский Патриарх Лука Хрисоверг сделал этот пост более длительным и строгим. Патриарх Лука находился в близких отношениях с Русью, лично переписывался с великим князем Андреем Боголюбским, а потому эта благочестивая традиция была сразу же принята и русскими православными христианами, чья Церковь в те времена была частью Константинопольской.
Сегодня широко известно, что у римо-католиков также существует период подготовки к Рождеству, именуемый «адвентом». «Адвент-календари» на 24 предрождественских дня сегодня широко распространились и в России. В кармашки этих календарей вкладываются подарки или записки с пожеланиями, хотя у консервативных католиков ещё сохранилась традиция вкладывать в них святоотеческие поучительные изречения.
Всё это не противоречит традиции православной, но стоит помнить, что католики во многом отступили от истинного, православного христианства, а в данном случае — о том, что наш пост дольше и строже. Само же Рождество Христово для православных христиан — такой же радостный праздник, как и для католиков и протестантов, но нельзя забывать о том, что выше его «праздник праздников и торжество торжеств» — Светлое Христово Воскресение, Пасха Господня.
Почему Рождественский пост часто называют «Филипповским»?
У русских Рождественский пост нередко именуют «Филипповским», или даже «Филипповками». Объяснение этому довольно простое: канун поста, 27 ноября по новому стилю, приходится на день святого апостола Филиппа, одного из первых учеников Христа. Об этом великом святом известно то, что он, как и апостолы Андрей и Пётр, был родом из Вифсаиды и стал третьим, кого Спаситель призвал к апостольскому служению.
Именно апостол Филипп привёл к Спасителю Нафанаила и еллинов (греков), беседовал с Христом о хлебе для множества народа, а также просил Господа на Тайной вечере показать Отца. После Христова Воскресения и Вознесения, согласно церковному преданию, апостол Филипп проповедовал в Галилее и Сирии, Греции и Скифии, сопровождая свои проповеди многочисленными чудесами, в том числе неоднократно по молитвам ко Спасителю воскрешая умерших. Это вызывало гнев язычников, и около 80 года от Рождества Христова, по приказу проконсула Римской империи, апостола Филиппа распяли вниз головой.
На Руси этого святого всегда глубоко почитали, возводили в честь него многие храмы. А потому неслучайно Рождественский пост, заговение на который приходится на день апостола Филиппа, также именуют «Филипповским» или «Филипповками». Конечно, это неофициальное уставное церковное наименование, но оно давно прочно вошло в русскую православную традицию.
Каковы главные правила Рождественского поста?
Правила начавшегося поста мало отличаются от любого другого постного времени, в том числе и великопостного. Несмотря на то, что пищевые запреты (о которых будет сказано чуть позже) не столь строги, как во время Великого поста, а богослужебный строй фактически не меняется, верующие должны понимать, что это время ограничений, в первую очередь касающихся увеселений. Хотя, согласно Евангелию, постясь, мы не имеем право делать унылый вид, дабы выделиться из окружающих:
Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
Тем не менее это не значит, что пост ограничивается исключительно внутренней работой над собой. Конечно, в это время стоит чаще, чем обычно, бывать в храме, больше молиться, помогать ближним, но и, конечно, стараться поститься в плане уже упомянутых пищевых ограничений. Но понимая, что это не «жертва Богу» (Ему не нужны наши отказы от любимых сарделек или кефира), но, во-первых, церковная дисциплина, урок верности Церкви и её Священному Преданию, к которому относится и устав о посте, а во-вторых, очень важное подспорье в борьбе с собственными страстями.
Одно из лучших изречений на эту тему относится к подлинной сокровищнице святоотеческой мысли, принадлежащей перу Святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского.
Святитель Иоанн Златоуст. Фото: pravoslavie.ru
Святого, жившего и творившего в IV — начале V столетий, но чьи слова всегда настолько актуальны, что может показаться, будто бы они были произнесены в наше время:
Постящемуся более всего нужно обуздывать гнев, приучаться к кротости и снисходительности, иметь сокрушенное сердце, изгонять нечистые пожелания представлением того неусыпающего огня и нелицеприятного суда, быть выше денежных расчетов, в милостыне показывать великую щедрость, изгонять из души всякую злобу на ближнего. С великим усердием должен творить молитвы и исповедания перед Богом и, сколько возможно, помогать себе милостынею.
Конечно, ограничения в пище без духовной работы над собой являются всем, чем угодно — диетой, вегетарианством, веганством, — но только не православным постом. А потому каждому верующему необходима духовная поддержка и наставления, которые каждый из нас может получить в любом православном храме. Желательно, конечно, у личного духовника, но если такового пока нет, можно обратиться к любому православному священнику.
Прежде чем перейти непосредственно к уставным требованиям, надо оговориться, что в истории Церкви исключения из правил всегда допускались в отношении беременных и болящих, узников и военнослужащих, учащихся и путешествующих. Но все эти послабления должны быть не своевольными, а со священнического благословения.
Пищевые ограничения Рождественского поста
Фото: Юрий Машков / ТАСС
Для начала нужно сказать, что даже в монашеской практике предписания Устава отличны. На практике же принято поститься так. До дня Святителя Николы Чудотворца («Николы Зимнего» — 19 декабря по новому стилю): по вторникам, четвергам, субботам и воскресным дням — постная (растительного происхождения) пища с рыбой, по понедельникам, средам и пятницам — только с растительным маслом или даже без него (последнее соблюдается редко).
После дня Святителя Николы пост становится строже: по вторникам и четвергам разрешается только пища с растительным маслом. В канун же Рождества Христова пост ещё сильнее ужесточается, и даже в субботу и воскресенье пища с растительным маслом, но без рыбы. Самый же строгий пост — в Рождественский сочельник, 6 января по новому стилю. В этот день разрешается только пища без масла, причём только вечером (как говорится в народе, «после первой звезды»).
Именно поэтому столь излюбленные новогодние праздники верующим людям стоит проводить с христианским рассуждением. И если бокал шампанского не возбраняется даже по церковному Уставу (обычно выпить немного вина благословляется в те дни, когда разрешается постная пища с рыбой или маслом), то от разгульных увеселений стоит воздержаться. Впрочем, каждому христианину стоит беречь себя от разгульности и вне постов.
Ещё раз важно повторить, что эти правила не являются общеобязательными для всех, но если у вас есть желание соблюдать и пищевые ограничения в строгом соответствии с церковным Уставом, возьмите благословение у священника и внимательнее следите за православным календарём, который ежедневно публикуется на страницах нашего сайта.
С началом Рождественского поста! Подай нам, Господи, Поста благоприятного!