4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вестник Рождества № 1. Формула поста

Содержание

Свет невечерний. Формула поста

Аудио

Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

Мы знаем, что в Православной Церкви есть такие периоды года, когда мы особенно ревностно предаемся духовным упражнениям. Это четыре больших поста: Великий, Петров, Успенский и Рождественский, который мы держим накануне праздника Рождества Христова. Всякий раз, когда наступает постное время, некоторые православные христиане впадают в невроз, который сопровождается тревожными состояниями и даже депрессией. Я даже не удивлюсь, если со временем появится диагноз «постная депрессия».

Для многих православных людей это реальность: как готовить, что кушать. Руководствоваться ли календарем, который говорит, что сегодня пища с маслом, завтра – без масла, а вот был полиелей, значит – можно готовить рыбные блюда; а здесь разрешение на рыбную икру. Как поститься строже: до дня святителя Николая или после; может быть, после дня Спиридона. Некоторые старушки говорят, что после дня Спиридона точно без рыбы. Как быть? В чем дело? Как к этому относиться? Как нам избежать этого неудобства, которое нам несет постная депрессия? Не сам пост, а именно постная депрессия и невроз, который с ним связан.

Я бы различал эти вещи. Пост – весьма полезное духовное упражнение. Он необходим. Он является общецерковным усилием. Он очень полезен. Но со всем тем, что сопровождает неправильное понимание поста (это уродства, которые выдаются за пощение), необходимо бороться. Это следует прояснять. А как бороться? Нужно выяснить, что же было на самом деле, имеется в виду, какая формула поста, как нам правильно поститься, чего держаться и придерживаться.

Откуда в нашем календаре взялись все эти надписания: без масла, разрешение на вино и елей, трапеза с рыбой? Откуда на наших православных телеканалах во время поста появляются бесконечные передачи о том, как приготовить какой-то особый постный пряник с соусом «Бешамель» или с креветками? Как будто во время поста мы не можем ни о чем другом говорить, как только о том, что можно, а что нельзя есть, как правильно приготовить. Не пошлость ли все это? Именно пошлость и недоразумение, связанные с тем, что мы не понимаем самой сути!

Все эти надписания, связанные с ограничениями постных блюд, вошли в наши календари из Типикона. Эта книга является богослужебным уставом, а точнее – уставом жизни общежительного мужского монастыря. Она в нашей Церкви появилась в конце XVII века, и наши богослужения ориентируются на этот текст. Среди прочего все ограничения в пище мы берем оттуда. Но эта книга – я подчеркну – написана для мужского монастыря, то есть это монашеские правила. Причем – это тоже очень важно понимать – в Церкви никогда не было единого устава пощения для всех. В каждом регионе, в каждой общине действовали свои правила. Отсюда и знаменитая фраза, которую мы часто слышим: в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Эта фраза взята из жизни, потому что в каждом монастыре был свой устав богослужения, поста и внутренней жизни. Это было совершенно нормально.

Но свой устав был не только в монастырях, он был связан еще и с приходской жизнью. Рождественский пост появляется из маленького однодневного поста накануне Рождества Христова. Дело в том, что в древности Рождество Христово и Богоявление, то есть Крещение Господне, праздновались в один день. При этом необязательно 25 декабря по старому стилю и 7 января по новому стилю. Всегда были разные даты, причем в разных регионах все было по-разному. Был один-единственный день строгого поста. А святитель Иоанн Златоуст сообщает о практике пощения, которая была в ходу в его время в Константинополе; ее придерживались и монахи, и миряне, она предусматривала пять дней поста накануне Рождества Христова. Таким образом, во времена Иоанна Златоуста Рождественский пост составлял пять дней.

Мы скажем, что это все-таки было давно, в конце IV и начале V века, и мы можем этого всего не придерживаться, потому что святые отцы нам другое завещали. Но мы можем вспомнить, например, Феодора Вальсамона. Это известный византийский канонист XII века, который, описывая ситуацию с Рождественским постом, говорит, что вообще-то в Константинополе постятся сорок дней перед Рождеством Христовым, но эти сорок дней держат константинопольские монахи, потому что это монашеский устав, а миряне постятся четыре дня накануне Рождества Христова. Это XII век! Он подчеркивает про мирян Константинополя, потому что в других регионах были другие уставы поста. А здесь четыре дня, что Вальсамон считает страшным безобразием и говорит, что мирянам надо поститься не четыре дня перед Рождеством Христовым, а семь дней.

В XV веке один из византийских иерархов пишет нечто подобное. В XV веке практика поста была такой же, что и во времена Иоанна Златоуста, она не сильно отличалась. Он пишет, что в его время миряне постились в Константинополе пять дней перед праздником, а монахи постились сорок дней. Таким образом, 40-дневный пост требовался только от монахов конкретного монастыря.

Сейчас в нашей Церкви нет мирянского устава поста. Поэтому люди, которые руководствуются уставом мужского монастыря, то есть нашим Типиконом, накладывают на себя бремена, которые от них никто не требует. Если вы не монах, если вы даже монахиня, вы можете искать другую форму поста. А как поститься? А в чем тогда суть поста?

Формула поста очень простая. Пост – это «2С»: скромность и сдержанность. Если на еду во время поста вы тратите денег и времени в несколько раз больше, чем в непостное время, то вы неправильно поститесь. Постная пища – это скромная пища; и, наоборот, непостная пища – это скоромная пища. Если вы пошли в ресторан и заказали себе какие-то особенные морепродукты, например, осьминогов, убитых взглядом Дональда Трампа, или же особенные макароны, привезенные из Японии, но совершенно постные, и заплатили в десять раз больше денег, то вы оскоромились, вы нарушили пост. Если вы сделали утром кашу на молоке и позавтракали как простой, обычный человек, то вы не нарушили пост.

На самом деле деление продуктов на пищу животного происхождения и растительного происхождения тоже в каком-то смысле является новшеством. Это пришло к нам скорее всего под эллинским влиянием. Хотя это большой вопрос и длинный разговор. Да и о продуктах мы сейчас знаем гораздо больше. Так, морепродукты или орехи, которые мы считаем страшно постными, могут волновать кровь гораздо сильнее, чем несчастная, убитая горем курица, которую вы приготовите в качестве бульона.

Пост, как и любые другие упражнения, является всего лишь вашим творческим усилием. Нужно самому определить, как ты можешь поститься, что можешь кушать, чего тебе нельзя, что вредит твоей работе, настроению. Нужно найти свою меру, руководствуясь этой простой формулой поста: скромность и сдержанность. Где нескромно и несдержанно, там не постно, а где есть скромность и сдержанность, там человек постится правильно.

Вестник Рождества № 1. Формула поста

Некоторые средневековые трактаты часто заканчиваются фразой «об этом довольно», то есть: «хватит уже об этом, достаточно», и мне бы тоже хотелось однажды написать такой текст про постное время, который бы заканчивался этими ободряющими словами.

Архимандрит Савва (Мажуко)

Не получается. Потому что с началом поста я слышу привычные вопросы:

  • по каким дням разрешается рыба?
  • а можно ли сегодня с маслом?
  • благословите, отче, кушать с молоком – у меня язва?

И прочая, и прочая, и прочая.

Но я снова и снова отвечаю на эти недоумения, и не перестану, потому что мне жалко людей, потому что тема поста погружает многих если не в болото лицемерия, то в вечное чувство вины и виноватости. Ведь ты не можешь соблюдать, как положено, даже если приложишь все возможные усилия, значит – грешник, несовершенный и сластолюбец! И живет церковный человек годами в глухой православной депрессии, разъедаемый ненасытным чувством вины.

А всё-таки, как положено? Кем положено? Кому положено? Как поститься, чтобы не согрешить, чтобы Бога не обидеть и святых Его?

Предрождественский пост в древности длился один день – это был канун Богоявления. Дело в том, что когда-то два наших чудесных праздника – Рождество и Крещение – приходились на один день, и однодневный пост был обращен именно на событие Богоявления как особая жертва духовной сосредоточенности, время, отделенное специально для осмысления этого величайшего события. Вот из этого зерна, из однодневного усилия позже и вырос наш сорокадневный пост.

Однако его продолжительность и устав трапезы никогда не имели значения всеобщего или абсолютного правила для всех. Общего устава для мирян никогда не существовало, а монастыри руководствовались каждый собственным уставом и волей игумена, так что один из византийских богословов XV века Георгий Протосингел, описывая традицию Рождественского поста, принятую в его время, писал, что в столице постятся сорок дней, в других регионах начинают говеть с 1 декабря, в третьих – с шестого, а где-то и с двадцатого – и всё это совершенно нормально уживалось внутри одной традиции, никому и в голову не приходило обвинять другого в ереси или модернистских тенденциях.

Читать еще:  Обязательно ли креститься, чтобы обрести вечное спасение?

Немного ранее, в XII веке известный канонист Федор Вальсамон сообщал, что в Константинополе постятся сорок дней предрождественского поста, но не все, а только монахи, однако большинство предпочитает только четыре дня поста перед праздником, что Вальсамон осуждает, настаивая на самом разумном: воздерживаться семь дней перед Рождеством.

Святитель Иоанн Златоуст в «Слове шестом против аномеев. О блаженном Филогонии» призывает своих слушателей соблюдать пост – пять дней воздержания перед праздником Рождества, подчеркивая, что не количество дней важно, а расположение души.

– Откуда же у нас в календарях эти предписания: сухоядение, без масла, разрешение на рыбу?

– Они взяты из Типикона – общего устава, регламентирующего жизнь типового мужского монастыря, то есть это правила для монахов , потому что поститься сорок дней перед Рождеством было обычной монашеской практикой, не мирянской, и если бы в нашем церковном обществе вдруг обнаружилось достаточно канонической воли, чтобы объяснить людям, что все эти правила не для вас, а для монахов, причем не всех, а только тех монастырей, где это принято, – сколько людей вздохнули бы с облегчением и смогли провести этот пост спокойно, без вечного чувства вины и ханжеской двусмысленности. К тому же, если бы мы решились возродить древнюю традицию пощения для мирян – пять дней перед Рождеством, – решился бы и вопрос с «новогодним неврозом», когда наши несчастные постники еще больше изводят себя чувством вины из-за невозможности законно пережить красивый семейный праздник.

Ведь дело вовсе не в пище. Если вам хватит усердия в изучении памятников церковной письменности, то вы обнаружите такую пестроту практик поста и воздержания, что просто закружится голова – как же правильно: так, как постились святые Студитского монастыря, или ирландские аскеты, или православные сирийские подвижники, которые вообще не знали привычных нам форм говения?

На самом деле формула у поста довольно простая, даже ребенок запомнит.

Пост – это два «эс»: сдержанность и скромность – вот и всё.

Постная пища – скромная пища. И наоборот, скоромно – это когда нескромно. Поэтому обед, который вам обошелся дороже и хлопотнее обычного – непостный.

Если вы по случаю поста отобедали убитыми горем лобстерами и модным японским супом с черной лапшой, заплатив за одобренное Типиконом удовольствие втрое больше обычного, вы оскоромились, вы нарушили пост.

Если вы позавтракали обычной овсяной кашей на молоке – вы правильно поститесь, потому что пост нарушает не многострадальное молоко или пролетарские пельмени, а роскошь и несдержанность, которая может себя проявить и с самыми невинными продуктами.

– А как определить: что скромно, а что нет?

– Это уже мера вашей воспитанности. Людям проще, когда за них кто-то всё решил, но христианская аскеза – это разновидность творческого усилия, а значит, личного, свободного поиска и напряжения. Если нет всеобщего устава, – да и не может быть! – вам самому надо найти свою меру поста, а для этого надо познакомиться с собой, своим телом, желаниями и эмоциями, а это большой многолетний труд.

Конечно, не только верующий, но и всякий воспитанный человек должен быть сдержанным и скромным каждый день своей жизни, но постное время должно быть временем простоты, чтобы человек мог освободить свое внимание для самого главного, того, ради чего, собственно, всё это и затевается – ради созерцания Христа, ради богомыслия.

Пусть вас не пугают эти высокие и благородные слова.

– Где я, а где богомыслие! Кто я такой, чтобы созерцать Христа!

– Ты – дитя Божие, и Господь пришел сюда ради тебя! Помнишь? – «нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес»!

Самое главное, что мы должны помнить о Рождественском посте: это время, когда следует забыть все наши обычные распри и церковные склоки, разговоры о юрисдикциях, скандалах, пикантных новостях, дискуссии о юбках и количестве маргарина в печенье – вся эта «скоромная пища», мутная пена религиозной суеты и пошлости должна уйти, освободить место для Христа, для созерцания Его светлого Лика.

Только Христос! – вот формула Рождественского поста.

Художник Герард Доу, «Старушка ест овсяную кашу» (фрагмент)

Как был установлен Рождественский пост

15 (28) ноября – 24 декабря (6 января)

Как был уста­нов­лен Рож­де­ствен­ский пост

Уста­нов­ле­ние Рож­де­ствен­ского поста, как и других мно­го­днев­ных постов, отно­сится к древним вре­ме­нам хри­сти­ан­ства. Уже с чет­вер­того века св. Амвро­сий Медио­лан­ский, Филаст­рий, бла­жен­ный Авгу­стин упо­ми­нают в своих тво­ре­ниях Рож­де­ствен­ский пост. В пятом веке о древ­но­сти Рож­де­ствен­ского поста писал Лев Вели­кий.

Пер­во­на­чально Рож­де­ствен­ский пост длился у одних хри­стиан семь дней, у других – несколько больше. На соборе 1166 года, бывшем при кон­стан­ти­но­поль­ском пат­ри­архе Луке и визан­тий­ском импе­ра­торе Ману­иле, всем хри­сти­а­нам было поло­жено хра­нить пост пред вели­ким празд­ни­ком Рож­де­ства Хри­стова сорок дней.

Антио­хий­ский пат­ри­арх Феодор IV Валь­са­мон писал, что «сам свя­тей­ший пат­ри­арх сказал, что, хотя дни этих постов (Успен­ского и Рож­де­ствен­ского. – Ред.) не опре­де­лены пра­ви­лом, понуж­да­емся, однако, после­до­вать непи­са­ному цер­ков­ному пре­да­нию и дол­жен­ствуем поститься… от 15 дня ноября».

Рож­де­ствен­ский пост – послед­ний мно­го­днев­ный пост в году. Он начи­на­ется 15 (28 – по новому стилю) ноября и про­дол­жа­ется до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому име­ну­ется в Цер­ков­ном уставе Четы­ре­де­сят­ни­цей, так же, как и Вели­кий пост. Так как заго­ве­нье на пост при­хо­дится в день памяти св. апо­стола Филиппа (14 ноября ста­рого стиля), то этот пост назы­вают Филип­по­вым.

Зачем уста­нов­лен Рож­де­ствен­ский пост

Рож­де­ствен­ский пост – зимний пост, он служит для нас к освя­ще­нию послед­ней части года таин­ствен­ным обнов­ле­нием духов­ного еди­не­ния с Богом и при­го­тов­ле­нием к празд­но­ва­нию Рож­де­ства Хри­стова.

Лев Вели­кий пишет: «Само хра­не­ние воз­дер­жа­ния запе­чат­лено четырьмя вре­ме­нами, чтобы в тече­ние года мы познали, что непре­станно нуж­да­емся в очи­ще­нии и что при рас­се­я­нии жизни всегда надо ста­раться нам постом и мило­сты­нею истреб­лять грех, кото­рый при­умно­жа­ется брен­но­стью плоти и нечи­сто­тою поже­ла­ний».

По словам Льва Вели­кого, Рож­де­ствен­ский пост есть жертва Богу за собран­ные плоды.

«Как Гос­подь ущед­рил нас пло­дами земли, – пишет свя­ти­тель, – так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным».

По словам Симеона Фес­са­ло­ни­кий­ского, «пост Рож­де­ствен­ской Четы­ре­де­сят­ницы изоб­ра­жает пост Моисея, кото­рый, постив­шись сорок дней и сорок ночей, полу­чил на камен­ных скри­жа­лях начер­та­ние словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созер­цаем и при­ем­лем живое слово от Девы, начер­тан­ное не на камнях, но вопло­тив­ше­еся и родив­ше­еся, и при­об­ща­емся Его Боже­ствен­ной плоти».

Рож­де­ствен­ский пост уста­нов­лен для того, чтобы мы ко дню Рож­де­ства Хри­стова очи­стили себя пока­я­нием, молит­вою и постом, чтобы с чистым серд­цем, душой и телом могли бла­го­го­вейно встре­тить явив­ше­гося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обыч­ных даров и жертв, при­не­сти Ему наше чистое сердце и жела­ние сле­до­вать Его учению.

Когда начали празд­но­вать Рож­де­ство Хри­стово

Начало этого празд­ника отно­сится к вре­ме­нам глу­бо­кой древ­но­сти. В Апо­столь­ских поста­нов­ле­ниях гово­рится: «Хра­ните, братия, дни празд­нич­ные, и, во-первых, день Рож­де­ства Хри­стова, кото­рое да празд­ну­ется вами в 25‑й день деся­того месяца» (desembri). Там же ска­зано: «День Рож­де­ства Хри­стова да празд­нуют, в он же неча­е­мая бла­го­дать дана чело­ве­кам рож­де­нием Божия Слова из Марии Девы на спа­се­ние миру».

Во втором сто­ле­тии на день Рож­де­ства Хри­стова, 25 декабря (юли­ан­ского кален­даря), ука­зы­вает Кли­мент Алек­сан­дрий­ский.

В тре­тьем веке о празд­нике Рож­де­ства Хри­стова упо­ми­нает св. Иппо­лит.

Во время гоне­ний хри­стиан Дио­кле­ти­а­ном, в начале чет­вер­того века, в 303 году, 20 000 нико­ди­мий­ских хри­стиан было сожжено в храме в самый празд­ник Рож­де­ства Хри­стова.

С того вре­мени, когда Цер­ковь полу­чает сво­боду и дела­ется гос­под­ству­ю­щей в Рим­ской импе­рии, празд­ник Рож­де­ства Хри­стова мы нахо­дим во всей Все­лен­ской Церкви, как это можно уви­деть из поуче­ний св. Ефрема Сирина, св. Васи­лия Вели­кого, Гри­го­рия Бого­слова, Гри­го­рия Нис­ского, св. Амвро­сия, Иоанна Зла­то­устого и других отцов Церкви чет­вер­того века на празд­ник Рож­де­ства Хри­стова.

Ники­фор Кал­лист, писа­тель четыр­на­дца­того века, в своей цер­ков­ной исто­рии пишет, что импе­ра­тор Юсти­ниан в шестом веке уста­но­вил празд­но­вать Рож­де­ство Хри­стово по всей земле.

В пятом веке Пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский Ана­то­лий, в седь­мом Софро­ний и Андрей Иеру­са­лим­ские, в вось­мом св. Иоанн Дамас­кин.Козьма Маи­ум­ский и Герман, Пат­ри­арх Царе­град­ский, в девя­том пре­по­доб­ная Кассия и другие, имена кото­рых нам неиз­вестны, напи­сали для празд­ника Рож­де­ства Хри­стова многие свя­щен­ные пес­но­пе­ния, кото­рые и ныне звучат в храмах для про­слав­ле­ния светло празд­ну­е­мого собы­тия.

Как питаться в Рож­де­ствен­ский пост

28 ноября (15 ноября ст. стиль) начи­на­ется Рож­де­ствен­ский (Филип­пов) пост, кото­рый уста­нов­лен Цер­ко­вью для достой­ного при­го­тов­ле­ния веру­ю­щих к празд­нику Рож­де­ства Хри­стова. Он длится 40 дней.

На тра­пезе раз­ре­ша­ется пища с рас­ти­тель­ным маслом (кроме среды и пят­ницы), в суб­бот­ние, вос­крес­ные и празд­нич­ные дни — рыба. Стро­гость поста уси­ли­ва­ется в послед­нюю неделю перед Рож­де­ством. В Сочель­ник пища не вку­ша­ется до первой звезды (сим­во­лом первой звезды явля­ется зажжен­ная свеча, кото­рая выно­сится на свещ­нике по отпу­сте литур­гии, совер­ша­е­мой в Наве­че­рие Рож­де­ства Хри­стова, и перед кото­рой кли­рики поют тро­парь и кондак празд­ника Рож­де­ства Хри­стова).

(Это пра­вило мона­стыр­ского устава. Миряне опре­де­ляют стро­гость поста, сове­ту­ясь с духов­ни­ком)

«Из дея­тель­но­сти святых, из жизни Спа­си­теля нашего и из правил жизни бла­го­чинно живу­щих видно, что пре­красно и полезно всегда быть гото­вым и нахо­диться в подвиге, труде и тер­пе­нии; однако не ослаб­лять себя чрез­мер­ным постом и не при­во­дить в без­де­я­тель­ность тела. Если плоть рас­па­ля­ется по моло­до­сти, то много должно воз­дер­жи­ваться; если же она немощна, то нужно довольно в сытость при­ни­мать пищу, не взирая на других подвиж­ни­ков, — много или мало кто поститься; смотри и рас­суж­дай по своей немощи, сколько можешь вме­стить: каж­дому мера и внут­рен­ний учи­тель — своя совесть… Уме­рен­ный и разум­ный пост — осно­ва­ние и глава всем доб­ро­де­те­лям. Если кто хочет иметь ум твер­дым от сквер­ных помыс­лов, да утон­чает плоть постом. Невоз­можно без поста и свя­щен­ство­вать; как дышать необ­хо­димо, так и поститься. Пост, войдя в душу, уби­вает во глу­бине ее лежа­щий грех» (Прп. Паисий).

из книги «Как про­ве­сти Рож­де­ствен­ский пост, Рож­де­ство и святки»

Читать еще:  Сегодня православные верующие отмечают Сретение Господне

Вестник Рождества № 1. Формула поста

  • Публикации
  • Люди
  • Храмы
  • Сообщества
  • Мероприятия
  • Наши проекты
  • Елицы.Записки
  • Вопросы юристу
  • Вопросы батюшке
  • Вопросы психологу
  • Православные святыни
  • Молитва по соглашению
  • Доброе утро
  • с о.Андреем Ткачевым
  • Добрый вечер
  • Словесная акварель
  • Крылатые притчи
  • Советы психолога
  • На трезвую голову
  • ПроСтранствия
  • Духовная музыка
  • Молебен о благотворителях
  • Ориентация
  • Видео

Заказать Молебен о духовном и телесном здравии, мире и благополучии к 5 Святым в Свято-Вознесенскую Давидову Пустынь за себя, родных и близких

О ПОСТЕ… Что «скоромнее» – лобстеры или каша на молоке? (Архимандрит Савва Мажуко)

«Постная пища – скромная пища. И наоборот, скоромно – это когда нескромно. Поэтому обед, который вам обошелся дороже и хлопотнее обычного – непостный.
Если вы по случаю поста отобедали убитыми горем лобстерами и модным японским супом с черной лапшой, заплатив за одобренное Типиконом удовольствие втрое больше обычного, вы оскоромились, вы нарушили пост.
Если вы позавтракали обычной овсяной кашей на молоке – вы правильно поститесь, потому что пост нарушает не многострадальное молоко или пролетарские пельмени, а роскошь и несдержанность, которая может себя проявить и с самыми невинными продуктами.

– А как определить: что скромно, а что нет?

– Это уже мера вашей воспитанности. Людям проще, когда за них кто-то всё решил, но христианская аскеза – это разновидность творческого усилия, а значит, личного, свободного поиска и напряжения. Если нет всеобщего устава, – да и не может быть! – вам самому надо найти свою меру поста, а для этого надо познакомиться с собой, своим телом, желаниями и эмоциями, а это большой многолетний труд.
Конечно, не только верующий, но и всякий воспитанный человек должен быть сдержанным и скромным каждый день своей жизни, но постное время должно быть временем простоты, чтобы человек мог освободить свое внимание для самого главного, того, ради чего, собственно, всё это и затевается – ради созерцания Христа, ради богомыслия».

Вестник Рождества № 1. Формула поста

Что «скоромнее» – лобстеры или каша на молоке?

Рождественский пост 2021

Рождественский пост — последний многодневный пост в году. Его целью является духовное очищение человека и подготовка к празднику Рождество Христово. Поскольку канун поста (27 ноября) приходится на день памяти апостола Филиппа, в народе он получил еще одно название – Филиппов.

Календарь Рождественского поста 2021

Какого числа Рождественский пост в 2021 году

Он ежегодно начинается 28 ноября и заканчивается 6 января. Длится 40 дней.

До 1166 года его продолжительность составляла всего 7 дней (с 30 декабря по 5 января). Данная традиция сохранилась до наших времен в Армянской апостольской церкви.

Суть Рождественского поста

Наиболее важные дни в церковном календаре предваряются постом. Суть Рождественского поста – покаянье через молитву, чтобы с чистым телом, сердцем и душой встретить явившегося в этот мир Иисуса Христа.

Рождественский пост – это не только телесное очищение, которое состоит в отказе от пищи животного происхождения, но и работа над своей духовностью. За сорокадневный период человек должен встать на путь добра, сострадания и гуманизма и отказаться от привычных земных потребностей. Только так праздник Рождества Христова можно прочувствовать всей своей сущностью.

История Рождественского поста

Рождественский пост возник на заре христианства. Впервые о нем упоминается в IV ст. в писаниях Августина Блаженного, Амвросия Медиоланского и Филастрия. Веком позже о нем говорится в трудах святителя Льва I Великого Римского.

Изначально продолжительность Рождественского поста составляла 7 дней. С 1166 года содействием патриарха Луки Хрисоверга продолжительность поста увеличилось до 40 дней. Эту реформу не приняла Армянская апостольская церковь – ее прихожане держат пост с 30 декабря по 5 января.

Что можно есть в Рождественский пост: правила питания

По своей строгости пост близок к Петрову. Основу постного стола в этот период составляет каша (гречневая, пшенная, овсяная и другие).

От его начала (с 28 ноября) до праздника святителя Николая (19 декабря включительно) по понедельникам разрешается горячая пища без масла, по вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям – рыба. По средам и пятницам предписывается сухоядение (хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед).

В период с 20 декабря по 1 января (включительно) по вторникам и четвергам уже нельзя есть рыбу – разрешается горячая пища с маслом. Правила питания в остальные дни недели не меняются.

2-6 января – период предпразднства Рождества Христова, наиболее строгая часть поста. В эти числа по понедельникам, средам и пятницам предписывается сухоядение, по вторникам и четвергам – горячая пища без масла, по субботам и воскресеньям – горячая пища с маслом.

В праздник Рождественский сочельник (6 января) запрещается принимать пищу до появления на небе первой звезды, после чего принято кушать сочиво (вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом).

В такие церковные праздники как Введение Богородицы во храм (4 декабря) и святителя Николая (19 декабря) по понедельникам, средам и пятницам можно кушать рыбу.

Согласно монастырскому Уставу вышеперечисленные правила обязательны для соблюдения среди монахов. Мирянам не обязательно придерживаться строгости поста. Прихожане согласовывают календарь питания с духовными наставниками, учитывая все жизненные обстоятельства, состояние здоровья и особенности организма. Традиционно миряне не практикуют сухоядение, за исключением дней строгого поста – со 2-го по 6-е января. Рыбу употребляют во все дни, кроме среды и пятницы.

В статье приведен календарь монастырского Устава, который дает представление о степени строгости поста по дням. Каждый человек в индивидуальном порядке вместе с духовником определяет меру строгости своего поста.

Календарь питания по дням

для 6 степеней строгости поста

Можно ли есть рыбу
Рыба разрешается:

  • 28 ноября – 19 декабря: по вторникам, четвергам, субботам и воскресениям;
  • 20 декабря – 1 января: по субботам и воскресениям;
  • 4 декабря (в праздник Введение Богородицы во храм);
  • 19 декабря (в день святителя Николая).

Можно ли пить вино
Употребление этого напитка допускается по субботам и воскресениям, а также в праздники Введение Богородицы во храм и святителя Николая.

Как подготовиться и плавно войти в пост

Чтобы пищевые ограничения воспринялись вашим организмом легче и не навредили самочувствию, следует:

  • готовиться к посту за несколько недель. Продукты животного происхождения стоит исключать плавно, чтобы не вызвать у организма стресс из-за внезапного голодания. Первые продукты, от которых следует отказаться: баранина, говядина, свинина. Затем запрет должен коснуться молока и яиц;
  • за день до входа в пост очистить кишечник, чтобы запустились механизмы внутриклеточного питания. Также это поможет избавиться от навязчивого чувства голода. Людям, которые пренебрегают очищением кишечника, будет сложнее подавлять свой аппетит, особенно в первые 2-3 дня;
  • перед заговением запрещается употребление жирной, тяжелой и трудноусваиваемой пищи;
  • входить в пост со слабыми ограничениями, которые необходимо постепенно устрожать;
  • сниженную калорийность пищи можно компенсировать увеличением размера порции за один прием;
  • в первые дни можно поэкспериментировать с режимом питания и есть чаще. Когда организм окончательно привыкнет к новой диете, можно вернуться к прежнему распорядку дня;
  • делать частые фруктовые и овощные перекусы между основными приемами пищи;
  • пить воду вместо других напитков: сока, компота.

Правила поведения и традиции Рождественского поста

Рождественский пост – не только пищевые ограничения, но и время, когда можно раскаяться в своих мыслях и поступках. Это означает, что человек должен отказаться от многих привычных вещей:

  • пищи животного происхождения – молока, масла, яиц, сыра, сметаны и частично рыбы;
  • употребления алкогольных напитков – они запрещены по церковному Уставу на протяжении всего периода поста (кроме вина);
  • безделья – излишний отдых может навредить как телу, так и душе;
  • развлечений – посещение увеселительных заведений, шумные гулянья с товарищами, отмечание юбилеев, чрезмерная увлеченность Интернетом недопустимы во время поста;
  • просмотра телевизора – сцены жестокости, насилия из телесериалов и новостей усложнят процесс поиска внутри себя Божественного начала;
  • путешествия – поездки, которые не связаны с посещением святынь или не содержат под собой духовную основу, лучше перенести на другое время;
  • супружеских отношений – плотские ограничения приветствуются только по обоюдному согласию обоих супругов.

Перемены должны коснуться и сферы взаимоотношений с людьми. Во время Рождественского поста необходимо стать добрее и терпимее к окружающим, отбросить все обиды и перестать нецензурно выражаться.

В дни поста желательно посещать храмы и богослужения, читать Евангелие, молиться, читать Псалтырь, совершать богоугодные дела и давать милостыню, причащаться.

Православная церковь не запрещает чтение во время Рождественского поста акафистов. Учитывая большое количество дней памяти в православном календаре на декабрь, делать это не только можно, но и полезно с духовной точки зрения.

Что можно и нельзя делать в Рождественский пост

Пост – период ограничений не только в питании, а и в образе жизни. Чтобы достичь духовного очищения, необходимо воздерживаться от повседневных грехов. Нельзя оставаться злыми, раздражительными, допускать плохих мыслей, ссориться с близкими людьми, осуждать других и сплетничать. Запрещается посещать развлекательные мероприятия, злоупотреблять просмотром телевизора и интернет ресурсами. Пренебрегание этими правилами считается нарушением поста.

Можно ли рукодельничать
В период Рождественского поста разрешается шить, вышивать бисером, вязать спицами и крючком. Ограничения для рукоделия возникают лишь тогда, когда оно заменяет произношение молитв и хождение в храм.

Можно ли крестить ребенка
Для крестин можно выбрать любой день Рождественского поста.

Можно ли поминать усопших
Разрешается поминать усопших в период с 28 ноября по 5 января. Лучше это делать молитвой – в церкви или у себя дома. Также можно заказывать панихиды и подавать записки на проскомидию. Если в этот период выпадет поминальная трапеза, ее рацион должен быть максимально простым и постным. Ослаблять постовые требования можно только с разрешения священника или личного духовного наставника.

Читать еще:  Раскрыто убийство священника УПЦ

Можно ли зачинать ребенка
По церковным традициям, зачинать ребенка во время поста нежелательно, хотя ограничения в интимной близости могут быть лишь по обоюдному согласию. Если зачатие все же случилось, не стоит мучить себя предрассудками и лишний раз тревожиться. Дата зачатия по церковному календарю не имеет отношения к здоровью и развитию будущего ребенка.

Можно ли венчаться
Таинство Венчания в дни поста не совершается.

Можно ли играть свадьбу
Скромный вариант росписи в загсе не выходит за рамки постовых ограничений. Веселое гулянье с изобилием мясных и рыбных блюд в 40 дней поста не приветствуется. Считается, что такая свадьба сулит молодоженам несчастья и лишения.

Можно ли ходить на охоту и рыбалку
Убийство животных и ловлю рыбы ради азарта и интересного времяпровождения Православная церковь не поддерживает. Поэтому от них лучше отказаться во время поста.

Поговорки и приметы

  • Если во время Рождественского поста погода крайне облачная или снежная, то май будет достаточно ненастным.
  • Если часто метут метели, следует ожидать раннюю весну.
  • Если в первые его дни стоят морозы, то урожай хлеба будет хорошим.
  • Если родные ссорятся в пост, то весь будущий год будет полон неприятностей.
  • Утеря какой-то вещи сулит убытки в будущем году, а любая находка – новые доходы.
  • Если на исходе луны дотронуться бородавкой до сухой ветки, проговорив при этом: «Как в пост на блюде мясо пусто, так чтобы и бородавке было негусто», то она засохнет и отпадет.

Рождественский пост у католиков

У католиков традиции Рождественского поста во многом похожие на православные. Главным отличием являются даты проведения. Католический Рождественский пост начинается 15 ноября и заканчивается 24 декабря. В этот период люди берут на себя индивидуальные обязательства, которые могут касаться различных сфер повседневной жизни: ограничение посещений развлекательных мероприятий, благотворительность, примирение с окружающими. Особых ограничений в питании католики не придерживаются.

Наиболее строгими днями поста у католиков являются четыре воскресенья, предшествующие Рождеству, которые называются Адвентами. Эти дни посвящают покаянью и молитвам. Атрибутом Адвента является венок с четырьмя свечами, который располагают на домашнем алтаре.

Рождественский пост: История и правила

Начавшийся Рождественский пост для всех православных христиан — время духовной подготовки к одному из главных церковных праздников — Рождеству Христову

Каждый год 28 ноября по новому стилю в Русской Православной Церкви начинается время Рождественского поста, практически такого же долгого, как и Великий пост, но не настолько строгого и скорбного. На протяжении 40 дней верующие духовно готовятся встретить Рождество нашего Господа и Спасителя — приход в наш мир Богомладенца. Главный смысл этой подготовки — встреча столь важного для христиан праздника не в обычной вседневной суете, а в особом состоянии духа — смиренном, но при этом торжественном.

Установление Рождественского поста как поста многодневного довольно позднее. В первом тысячелетии от Рождества Христова он продолжался всего неделю, и только в XII столетии Константинопольский Патриарх Лука Хрисоверг сделал этот пост более длительным и строгим. Патриарх Лука находился в близких отношениях с Русью, лично переписывался с великим князем Андреем Боголюбским, а потому эта благочестивая традиция была сразу же принята и русскими православными христианами, чья Церковь в те времена была частью Константинопольской.

Сегодня широко известно, что у римо-католиков также существует период подготовки к Рождеству, именуемый «адвентом». «Адвент-календари» на 24 предрождественских дня сегодня широко распространились и в России. В кармашки этих календарей вкладываются подарки или записки с пожеланиями, хотя у консервативных католиков ещё сохранилась традиция вкладывать в них святоотеческие поучительные изречения.

Всё это не противоречит традиции православной, но стоит помнить, что католики во многом отступили от истинного, православного христианства, а в данном случае — о том, что наш пост дольше и строже. Само же Рождество Христово для православных христиан — такой же радостный праздник, как и для католиков и протестантов, но нельзя забывать о том, что выше его «праздник праздников и торжество торжеств» — Светлое Христово Воскресение, Пасха Господня.

Почему Рождественский пост часто называют «Филипповским»?

У русских Рождественский пост нередко именуют «Филипповским», или даже «Филипповками». Объяснение этому довольно простое: канун поста, 27 ноября по новому стилю, приходится на день святого апостола Филиппа, одного из первых учеников Христа. Об этом великом святом известно то, что он, как и апостолы Андрей и Пётр, был родом из Вифсаиды и стал третьим, кого Спаситель призвал к апостольскому служению.

Именно апостол Филипп привёл к Спасителю Нафанаила и еллинов (греков), беседовал с Христом о хлебе для множества народа, а также просил Господа на Тайной вечере показать Отца. После Христова Воскресения и Вознесения, согласно церковному преданию, апостол Филипп проповедовал в Галилее и Сирии, Греции и Скифии, сопровождая свои проповеди многочисленными чудесами, в том числе неоднократно по молитвам ко Спасителю воскрешая умерших. Это вызывало гнев язычников, и около 80 года от Рождества Христова, по приказу проконсула Римской империи, апостола Филиппа распяли вниз головой.

На Руси этого святого всегда глубоко почитали, возводили в честь него многие храмы. А потому неслучайно Рождественский пост, заговение на который приходится на день апостола Филиппа, также именуют «Филипповским» или «Филипповками». Конечно, это неофициальное уставное церковное наименование, но оно давно прочно вошло в русскую православную традицию.

Каковы главные правила Рождественского поста?

Правила начавшегося поста мало отличаются от любого другого постного времени, в том числе и великопостного. Несмотря на то, что пищевые запреты (о которых будет сказано чуть позже) не столь строги, как во время Великого поста, а богослужебный строй фактически не меняется, верующие должны понимать, что это время ограничений, в первую очередь касающихся увеселений. Хотя, согласно Евангелию, постясь, мы не имеем право делать унылый вид, дабы выделиться из окружающих:

Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

Тем не менее это не значит, что пост ограничивается исключительно внутренней работой над собой. Конечно, в это время стоит чаще, чем обычно, бывать в храме, больше молиться, помогать ближним, но и, конечно, стараться поститься в плане уже упомянутых пищевых ограничений. Но понимая, что это не «жертва Богу» (Ему не нужны наши отказы от любимых сарделек или кефира), но, во-первых, церковная дисциплина, урок верности Церкви и её Священному Преданию, к которому относится и устав о посте, а во-вторых, очень важное подспорье в борьбе с собственными страстями.

Одно из лучших изречений на эту тему относится к подлинной сокровищнице святоотеческой мысли, принадлежащей перу Святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского.

Святитель Иоанн Златоуст. Фото: pravoslavie.ru

Святого, жившего и творившего в IV — начале V столетий, но чьи слова всегда настолько актуальны, что может показаться, будто бы они были произнесены в наше время:

Постящемуся более всего нужно обуздывать гнев, приучаться к кротости и снисходительности, иметь сокрушенное сердце, изгонять нечистые пожелания представлением того неусыпающего огня и нелицеприятного суда, быть выше денежных расчетов, в милостыне показывать великую щедрость, изгонять из души всякую злобу на ближнего. С великим усердием должен творить молитвы и исповедания перед Богом и, сколько возможно, помогать себе милостынею.

Конечно, ограничения в пище без духовной работы над собой являются всем, чем угодно — диетой, вегетарианством, веганством, — но только не православным постом. А потому каждому верующему необходима духовная поддержка и наставления, которые каждый из нас может получить в любом православном храме. Желательно, конечно, у личного духовника, но если такового пока нет, можно обратиться к любому православному священнику.

Прежде чем перейти непосредственно к уставным требованиям, надо оговориться, что в истории Церкви исключения из правил всегда допускались в отношении беременных и болящих, узников и военнослужащих, учащихся и путешествующих. Но все эти послабления должны быть не своевольными, а со священнического благословения.

Пищевые ограничения Рождественского поста

Фото: Юрий Машков / ТАСС

Для начала нужно сказать, что даже в монашеской практике предписания Устава отличны. На практике же принято поститься так. До дня Святителя Николы Чудотворца («Николы Зимнего» — 19 декабря по новому стилю): по вторникам, четвергам, субботам и воскресным дням — постная (растительного происхождения) пища с рыбой, по понедельникам, средам и пятницам — только с растительным маслом или даже без него (последнее соблюдается редко).

После дня Святителя Николы пост становится строже: по вторникам и четвергам разрешается только пища с растительным маслом. В канун же Рождества Христова пост ещё сильнее ужесточается, и даже в субботу и воскресенье пища с растительным маслом, но без рыбы. Самый же строгий пост — в Рождественский сочельник, 6 января по новому стилю. В этот день разрешается только пища без масла, причём только вечером (как говорится в народе, «после первой звезды»).

Именно поэтому столь излюбленные новогодние праздники верующим людям стоит проводить с христианским рассуждением. И если бокал шампанского не возбраняется даже по церковному Уставу (обычно выпить немного вина благословляется в те дни, когда разрешается постная пища с рыбой или маслом), то от разгульных увеселений стоит воздержаться. Впрочем, каждому христианину стоит беречь себя от разгульности и вне постов.

Ещё раз важно повторить, что эти правила не являются общеобязательными для всех, но если у вас есть желание соблюдать и пищевые ограничения в строгом соответствии с церковным Уставом, возьмите благословение у священника и внимательнее следите за православным календарём, который ежедневно публикуется на страницах нашего сайта.

С началом Рождественского поста! Подай нам, Господи, Поста благоприятного!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector