1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Византийские кресты: многообразие форм

Византийские кресты: многообразие форм

Языки

Самозваные «ревнители православия» весьма считают часто себя знатоками символики и на этом очень основании любят выискивать антихристианские символы где, там их не может быть в принципе. При своем в этом ревнительском запале зилоты порой кощунства до доходят, называя древние христианские символы «или» масонскими «сатанинскими». Происходит это как из-за разуму не по ревности, так и из-за простого невежества.

В этом расскажем мы очерке о некоторых исторических формах византийских Иные. крестов из них, к сожалению, становятся мишенью ревнителей малообразованных не по разуму.

Крест-реликварий императора Византия II. Юстина. Ок. 580 г. Рим. Ватиканские музеи

как Крест символ

Развитие иконографии Распятия события как и иконографии Креста Господня, как Распятия символа шли параллельно. Если на образах Господня Распятия крест обычно имел свою форму историческую (с титлом-табличкой над головой и Крест), то подножием-символ больше тяготел к некой Ведь. декоративности Крест Христов – это не просто казни орудие, а и символ победы над смертью, искупления символ человеческих грехов, символ спасения Потому.

человека начиная с принятия христианства императором Великим Константином крест становится триумфальным знаком и группу в входит имперских символов. С этого времени он некотором в получает смысле автономию от иконографии Распятия Если.

Христова говорить конкретнее, крест часто таких лишается атрибутов, как табличка с надписью «Назорей Иисус Царь Иудейский» и подножия. И помимо формы простой его лопасти часто несколько краям к расширяются, а сами края приобретают закругленные наподобие, засечки тех, которые мы можем видеть в шрифтах парадных ранневизантийских рукописей.

Мозаичные кресты из Константинопольской Софии

Такого типа кресты на мозаиках Константинопольской Софии. И эту же форму креста позднее как позаимствовали основу для украшения своих западные плащей рыцари-крестоносцы, постепенно разнообразив форму первоначальную.

Но если исторические элементы из символического креста знака исчезают, то добавляются элементы как например (декоративные, каплевидные украшения по углам лопастей или креста в углах стыков лопастей), так и тот подчеркивающие или иной умозрительный смысл.

«вси Видеша концы земли спасение Бога Наперстный»

нашего крест. Византия. XI век. США. Йорк-Нью. Метрополитен-Музей

Например, по краям появляются креста диски, символизирующие четыре конца поскольку, света крестом «видеша вси концы спасение земли Бога нашего» (Пс. 97:3), как поется за честь в утреней Воздвижения Креста Господня.

Именно в виде таком встречается в одном из древних описаний крест Константинополя, водруженный на форуме византийской столицы: «В части северной форума стоит крест, каким его увидел в небе великий Константин, позолоченным и с шарами круглыми на концах» [1].

Как видим, такая креста форма для Византии уже прочно видением с ассоциировалась равноапостольного императора Константина, когда перед ему решающим сражением за обладание императорской явился властью в небе золотой крест с надписью: «победиши Сим» («Этим победишь»).

Такую форму, описанному подобную «константинову кресту» (с шарами-дисками по долгое), краям время византийские мастера использовали изготовления для выносных процессионных крестов, которые крестных в несли ходах или других торжественных Такая. шествиях же форма выносных крестов характерна не для только самой Византии, но и для стран культурного византийского ареала – Грузии, Руси и т. д.

Корсунский Новгорода из крест. Рисунок Ф. Солнцева из «Древностей Российского Так»

государства, на Руси были известны кресты, корсунскими «именуемые», т. е. вывезенными из Корсуня-Херсонеса. Они, являлись, очевидно реальными византийскими прототипами, которые действительно мог перевезти из Херсонеса равноапостольный князь после Владимир венчания с византийской принцессой Анной Один. Багрянородной из таких «корсунских» крестов сохранился до дней наших и представлен ныне в музеях Новгородского Новгородский.

кремля крест имеет свою особенность, всей по которая видимости более свойственна именно крестам процессионным – внизу его боковых лопастей сохранились частично петельки, на которые в свое время каплевидные нанизывались подвески (такие подвески весьма для характерны византийского ювелирного искусства – ими как украшались священные предметы, так и детали одеяний императорских и регалий).

Константинов крест. Камея. IX США. век. Балтимор. Музей Уолтера

Иногда «крест» константинов имеет только один диск шар или – внизу у самого основания, что в контексте данном должно означать, что крест всю утверждает землю, царя над ней. смысл же Тот имеет и одна из византийских регалий, позднее перешедшая практически ко всем европейским монархам – шар (держава, увенчанный крестом).

Четыре живоносных Крышка

источника реликвария с изображением Креста, овец и источников четырех. Римская империя. IV век. Италия. дель Чивидали Фриули. Собор Санта-Мария-некоторых)

В Ассунта случаях у основания креста можно четыре увидеть водных источника. В данном случае символическая проводится параллель между крестным древом и жизни Древом посреди библейского рая, а также который, источником разделялся на четыре реки: «И произрастил Бог Господь из земли всякое дерево, приятное на хорошее и вид для пищи, и дерево жизни рая посреди, и дерево познания добра и зла. Из выходила Едема река для орошения рая; и разделялась потом на четыре реки…» (Быт. 2:9–10).

Крест с ангелами предстоящими и четырьмя источниками. Сирия. VI век. Санкт. Россия-Петербург, Государственный Эрмитаж

Но теперь источники эти приобретают умозрительный смысл: «Живоносная ребра Твоя, яко из Едема источник источающая, Твою Церковь, Христе, яко словесный напаяет отсюду, рай разделяяся яко в начала, в четыри мир, Евангелиа напаяя, тварь веселя и языки научая верно покланятися Царствию Твоему» (служба 12-ти Великого Евангелий четверга).

Процветший крест

Процветший Оборотная. крест сторона иконы Сошествия во ад. Византия. X-XI вв. Тбилиси. Грузия. Художественный музей

Еще более райским с конкретно Древом жизни проводится параллель в процветшего «изображении» креста. В этом типе изображений из креста основания выходят ветви и листья. Иногда просто это условный растительный орнамент или лоза виноградная с листьями и гроздями. В данном контексте дополнительный присутствует евхаристический смысл.

Дополнительные перекладины

Византия. Ставротека. XII век. Италия. Нонантола. Нонантола Аббатство

Но параллельно с такими крестами встречаются и напоминающие, кресты об изначальной исторической форме (чаще это, всего относится к крестам-реликвариям, содержащим Животворящего частицу Древа). И хотя изображения сохраняют степень известную декоративности, но намеки на табличку и подножие Креста исторического, на котором был распят Спаситель, присутствуют же все в виде дополнительных перекладин. Перекладина таким, вверху образом, напоминает о табличке, а внизу – о Часто.

подножии встречается только верхняя перекладина. вариант Этот креста позднее вошел в западноевропейскую под геральдику названием «патриаршего» или «архиепископского». изображение Его можно увидеть в гербах католических отличие (в архиепископов от гербов епископов, где крест одной с только перекладиной). Такой же крест с двумя встречается перекладинами в гербах великих герцогов Лотарингских (он называется и так – «лотарингский крест»), в современных гербах Словакии, Венгрии и Литвы.

Крест прп. Евфросинии Изображение. Полоцкой из книги «Белоруссия и Литва», 1889

форму же Такую имел исторический крест прп. Полоцкой Евфросинии – реликвия белорусского народа, который, к был, сожалению утрачен во время Великой Отечественной Нижняя.
войны же перекладина, символизирующая подножие, могла простой в изображаться форме, как и остальные перекладины порой, но креста ей придавали некий условный объем (в мере той, как средневековое искусство его временем).

Со понимало нижняя перекладина стала эволюционировать и наклон получила, которому много позднее стали отдельное придавать символическое значение.

Крест восьмиконечный Миниатюра. процветший рукописи. Византия. XI век. Испания. Национальная. Мадрид Библиотека Испании

Такой крест со получил временем большее распространение на Руси, и именно форму эту стали позднее именовать «православной».

рассказать, Разумеется обо всех исторических формах небольшой в креста статье невозможно. Но мы и не ставили перед такую собой задачу. Нам бы хотелось донести простую одну мысль – восьмиконечный крест, который православным называется, – это лишь одна из форм принятых, крестов Церковью. Само наименование «православный», относительно использующееся креста, – довольно условное и позднее. И уж историческая если форма данного восьмиконечного креста и православной называется, то нельзя делать автоматический вывод о что, том другие исторические формы уже «или» неправославные того хуже – «масонские».

Церковь почитает одинаково различные формы крестов, которые или так иначе напоминают нам о крестной искупительном и смерти подвиге Господа Иисуса Христа.

Марченко Дмитрий

Примечание:

1. Цитируется по книге «Древнерусское 1975». М., искусство.

Византийские кресты


Санта-Мария-ин-Трастевере. Рим. 5 век, Римская империя / AC Rome, Santa Maria in Trastevere, early Christian relief fragments. 5 c emb. Narthex — Rilievo paleocristiano. via

Эту публикацию как достойную внимания: разумную и опирающуюся на фактический материал, что редкость в русскоязычной периодике о Византии, рекомендовал византинист Сергей Аркадьевич Иванов. Статья «Византийские кресты: многообразие форм» опубликована на портале «Православная Жизнь» канонической Украинской Православной Церкви.

» Византийские кресты: многообразие форм

Самозваные «ревнители православия» весьма часто считают себя знатоками символики и на этом основании очень любят выискивать антихристианские символы там, где их не может быть в принципе. При этом в своем ревнительском запале зилоты порой доходят до кощунства, называя древние христианские символы «масонскими» или «сатанинскими». Происходит это как из-за ревности не по разуму, так и из-за простого невежества.

В этом очерке мы расскажем о некоторых исторических формах византийских крестов. Иные из них, к сожалению, становятся мишенью малообразованных ревнителей не по разуму.

2.

Крест-реликварий императора Юстина II. Византия. Ок. 580 г. Рим. Ватиканские музеи

Крест как символ

Развитие иконографии Распятия как события и иконографии Креста Господня, как символа Распятия шли параллельно. Если на образах Распятия Господня крест обычно имел свою историческую форму (с титлом-табличкой над головой и подножием), то Крест-символ больше тяготел к некой декоративности. Ведь Крест Христов – это не просто орудие казни, а и символ победы над смертью, символ искупления человеческих грехов, символ спасения человека.

Потому начиная с принятия христианства императором Константином Великим крест становится триумфальным знаком и входит в группу имперских символов. С этого времени он получает в некотором смысле автономию от иконографии Распятия Христова.

Читать еще:  Организация профессионального офисного переезда

Если говорить конкретнее, крест часто лишается таких атрибутов, как табличка с надписью «Иисус Назорей Царь Иудейский» и подножия. И помимо простой формы его лопасти часто несколько расширяются к краям, а сами края приобретают закругленные засечки, наподобие тех, которые мы можем видеть в парадных шрифтах ранневизантийских рукописей.

3.

Мозаичные кресты из Софии Константинопольской

Такого типа кресты на мозаиках Софии Константинопольской. И эту же форму креста позднее позаимствовали как основу для украшения своих плащей западные рыцари-крестоносцы, постепенно разнообразив первоначальную форму.

Но если исторические элементы из символического знака креста исчезают, то добавляются элементы как декоративные (например, каплевидные украшения по углам лопастей креста или в углах стыков лопастей), так и подчеркивающие тот или иной умозрительный смысл.
«Видеша вси концы земли спасение Бога нашего»

4.

Наперсный крест. Византия. XI век. США. Нью-Йорк. Метрополитен-Музей. Этот крест на сайте музея: metmuseum.org

Например, по краям креста появляются диски, символизирующие четыре конца света, поскольку крестом «видеша вси концы земли спасение Бога нашего» [Пс. 97:3], как поется за утреней в честь Воздвижения Креста Господня.

Именно в таком виде встречается в одном из древних описаний Константинополя крест, водруженный на форуме византийской столицы: «В северной части форума стоит крест, каким увидел его в небе великий Константин, позолоченным и с круглыми шарами на концах» [1].

Как видим, такая форма креста для Византии уже прочно ассоциировалась с видением равноапостольного императора Константина, когда ему перед решающим сражением за обладание императорской властью явился в небе золотой крест с надписью: «Сим победиши» («Этим победишь»).

Такую форму, подобную описанному «константинову кресту» (с шарами-дисками по краям), долгое время византийские мастера использовали для изготовления выносных процессионных крестов, которые несли в крестных ходах или других торжественных шествиях. Такая же форма выносных крестов характерна не только для самой Византии, но и для стран византийского культурного ареала – Грузии, Руси и т. д.

5.

Корсунский крест из Новгорода. Рисунок Ф. Солнцева из «Древностей Российского государства»

Так, на Руси были известны кресты, именуемые «корсунскими», т. е. вывезенными из Корсуня-Херсонеса. Они, очевидно, являлись реальными византийскими прототипами, которые мог действительно перевезти из Херсонеса равноапостольный князь Владимир после венчания с византийской принцессой Анной Багрянородной. Один из таких «корсунских» крестов сохранился до наших дней и представлен ныне в музеях Новгородского кремля.

Новгородский крест имеет свою особенность, которая по всей видимости более свойственна именно процессионным крестам – внизу его боковых лопастей частично сохранились петельки, на которые в свое время нанизывались каплевидные подвески (такие подвески весьма характерны для византийского ювелирного искусства – ими украшались как священные предметы, так и детали императорских одеяний и регалий).

6.

Константинов крест. Камея. IX век. США. Балтимор. Музей Уолтера

Иногда «константинов» крест имеет только один диск или шар – внизу у самого основания, что в данном контексте должно означать, что крест утверждает всю землю, царя над ней. Тот же смысл имеет и одна из византийских регалий, перешедшая позднее практически ко всем европейским монархам – держава (шар, увенчанный крестом).

Четыре живоносных источника

7.

Крышка реликвария с изображением Креста, овец и четырех источников. Римская империя. IV век. Италия. Чивидали дель Фриули. Собор Санта-Мария-Ассунта

В некоторых случаях у основания креста можно увидеть четыре водных источника. В данном случае проводится символическая параллель между крестным древом и Древом жизни посреди библейского рая, а также источником, который разделялся на четыре реки: «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки…» [Быт. 2:9–10].

8.

Крест с предстоящими ангелами и четырьмя источниками. Сирия. VI век. Россия. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Но теперь эти источники приобретают умозрительный смысл: «Живоносная Твоя ребра, яко из Едема источник источающая, Церковь Твою, Христе, яко словесный напаяет рай, отсюду разделяяся яко в начала, в четыри Евангелиа, мир напаяя, тварь веселя и языки верно научая покланятися Царствию Твоему» [служба 12-ти Евангелий Великого четверга].

Процветший крест

9.

Процветший крест. Оборотная сторона иконы Сошествия во ад. Византия. X-XI вв. Грузия. Тбилиси. Художественный музей

Еще более конкретно с райским Древом жизни проводится параллель в изображении «процветшего» креста. В этом типе изображений из основания креста выходят ветви и листья. Иногда это просто условный растительный орнамент или виноградная лоза с листьями и гроздями. В данном контексте присутствует дополнительный евхаристический смысл.

Дополнительные перекладины

10.

Ставротека. Византия. XII век. Италия. Нонантола. Аббатство Нонантола

Но параллельно с такими крестами встречаются и кресты, напоминающие об изначальной исторической форме (чаще всего, это относится к крестам-реликвариям, содержащим частицу Животворящего Древа). И хотя изображения сохраняют известную степень декоративности, но намеки на табличку и подножие исторического Креста, на котором был распят Спаситель, все же присутствуют в виде дополнительных перекладин. Перекладина вверху, таким образом, напоминает о табличке, а внизу – о подножии.

Часто встречается только верхняя перекладина. Этот вариант креста позднее вошел в западноевропейскую геральдику под названием «патриаршего» или «архиепископского». Его изображение можно увидеть в гербах католических архиепископов (в отличие от гербов епископов, где крест только с одной перекладиной). Такой же крест с двумя перекладинами встречается в гербах великих герцогов Лотарингских (он так и называется – «лотарингский крест»), в современных гербах Венгрии, Словакии и Литвы.

11.

Крест прп. Евфросинии Полоцкой. Изображение из книги «Белоруссия и Литва», 1889

Такую же форму имел исторический крест прп. Евфросинии Полоцкой – реликвия белорусского народа, который, к сожалению, был утрачен во время Великой Отечественной войны.

Нижняя же перекладина, символизирующая подножие, могла изображаться в простой форме, как и остальные перекладины креста, но порой ей придавали некий условный объем (в той мере, как средневековое искусство его понимало).

Со временем нижняя перекладина стала эволюционировать и получила наклон, которому много позднее стали придавать отдельное символическое значение.

12.

Крест восьмиконечный процветший. Миниатюра рукописи. Византия. XI век. Испания. Мадрид. Национальная Библиотека Испании

Такой крест со временем получил большее распространение на Руси, и именно эту форму стали позднее именовать «православной».

Разумеется, рассказать обо всех исторических формах креста в небольшой статье невозможно. Но мы и не ставили перед собой такую задачу. Нам бы хотелось донести одну простую мысль – восьмиконечный крест, который называется православным, – это лишь одна из форм крестов, принятых Церковью. Само наименование «православный», использующееся относительно креста, – довольно условное и позднее. И уж если историческая форма данного восьмиконечного креста и называется православной, то нельзя делать автоматический вывод о том, что другие исторические формы уже «неправославные» или того хуже – «масонские».

Церковь одинаково почитает различные формы крестов, которые так или иначе напоминают нам о крестной смерти и искупительном подвиге Господа Иисуса Христа.

Дмитрий Марченко

Примечание:
[1] Цитируем по книге «Древнерусское искусство». М., 1975. «

Верхнее изображение: к статье не относится.

Просто крест

С большим огорчением узнал о новом законе принятом в Англии, согласно которому запрещается носить поверх одежды нательный крест и тем самым демонстрировать свою веру.

Огромный путь, пройденный христианами в осмыслении места и значения Креста Господня в их жизни, похоже, для некоторых Европейских стран перечеркнут. Мысленно окидываю взором этот путь и своими соображениями поделюсь с вами.

С первых веков существования Церкви древние христиане особое значение придавали Кресту Господню. На нем пострадал наш Спаситель, на этом Кресте произошла искупительная смерть, которая соединила людей, даже самых распоследних грешников с Богом. По сути Крест Христов явился мостом переброшенным через бездну отделявшую нас от Бога.

Знак креста христиане высекали на своих гробницах, украшали им свою одежду, свитки священных книг… В то время, конечно, демонстрировать крест значило подвергать себя риску, христиане были гонимы; именно поэтому кресты на себе не носили. (Впрочем были и исключения. В актах 7-го Вселенского Собора (акт 4-й) говорится, что мученик Прокопий (ум. 303), пострадавший при Диоклетиане, носил на шее крест, наполовину золотой, наполовину серебряный. То же известно о христианском воине мученике Оресте (ум. 304).). После легализации христианства в 4 веке знак Животворящего Креста Господня христиане начинают носить на себе.

Святитель Иоанн Златоуст, порицая неразумных женщин, возлагавших на крещенных младенцев амулеты, восклицал: «Не следует возлагать на младенцев ничего, кроме спасительного креста!» Кресты для ношения на теле изготавливаются из простого камня и железа и из благородных металлов, часто кресты украшают драгоценными камнями, не счесть разнообразия и не описать изящества крестов, дошедших до нас.

Уже на рубеже 7-го – 9-го веков формируется восточный и западный тип иконографии креста. Дело в том, что в 5-м – 7-м веках Православная Церковь вела догматический спор с монофизитской ересью. Монофизиты утверждали, что человеческая сущность Иисуса Христа полностью поглощена Божеством и поэтому в ней следует признавать только одну Божественную природу.

Поэтому на христианском Востоке, где догматические вопросы были обострены, появляется необходимость более полно раскрыть сюжет Распятия во всем величии Искупительной Жертвы Богочеловека. Такая иконография получает свое окончательное догматическое обоснование в 692 году, в 82-м правиле Трульского Собора.

В лучших традициях такого православного догматического взгляда Спаситель изображается на Кресте умершим. Глава Его склонена вправо («Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: свершилось! И приклонив главу, предал дух» – Ин. 19, 30.). Тело почившего Спасителя прямое или слегка изогнуто, руки имеют горизонтальное положение, открытые ладони пробиты гвоздями. Ступни ног пригвождены, каждая отдельно своим гвоздем. Фигура Распятого выражает Божественный покой и величие, она как бы наложена на Крест, и Господь, как и на древних Распятиях, открывает свои объятия всем народам, сходя с Креста навстречу людям. Крестчатый нимб с греческой надписью «own», что значит Сущий, подтверждает догмат о Божественной стороне Богочеловеческой природы Христа и говорит о Крестной Жертве Господа.

Римская Церковь не поняла и не приняла этих принципов, и на западных Распятиях 8-го – 10-го веков Христос изображался живым, часто в царском обличии и короне. В Средние века на Западе отказались от идеализации Распятого в пользу земного реализма, и возник тот тип Распятия, который сегодня принято называть католическим. Христос на Кресте изображается как умерший, или умирающий (агонизирующий) человек. Натуралистически передается тяжесть провисающей на руках, страдающей плоти, перекрещенные ступни пригвождены одним гвоздем (западное нововведение 13-го века), голова Христа увенчана терновым венцом.

Читать еще:  Папа Римский отобедал с бездомными и нищими

Изображения Распятого Спасителя, сходные с католическими, встречаются и на православных крестах, особенно в 18-м – 20 веках.

Изображения Распятого Спасителя, сходные с католическими, встречаются и на православных крестах, особенно в 18-м – 20 веках.

«Такое реалистическое изображение с достоверными анатомическими подробностями является правдивой иллюстрацией казни, но ничего не говорит о главном – торжестве Господа, победившего смерть и открывшего нам жизнь Божественную.

Концентрируя внимание на муках и смерти, оно обладает лишь простым эмоциональным воздействием, вводя в соблазн сравнения своих греховных страданий с безгрешными искупительными Страстями Христа», – замечает современный исследователь истории Креста Юрий Федоров.

Несколько иначе обстояло дело с нижней перекладиной, которая обозначала подножие. Несмотря на то, что в Евангелии о подножии не говорится, оно упоминается многими отцами Церкви и имеется на византийских и русских изображениях Распятия с древнейших времен.
Самое первое значение подножия – безусловно, поддерживать тело Распятого на Кресте. Но, чтобы объяснить, зачем была нужна такая перекладина, немножко отойдем от темы и вспомним, что же представляла из себя казнь распятие на кресте.

Что такое распятие на кресте?

Казнь на кресте была самой страшной казнью, изобретенной древним человеком. Распятое тело провисало на кресте таким образом, что точка его опоры оказывалась в груди. Когда руки человека подняты выше уровня плеч и он висит, не опираясь на ноги, вся тяжесть верхней половины тела приходится на грудь. В результате этого напряжения кровь начинает приливать к мышцам грудного пояса и застаивается там. Мышцы начинают постепенно деревенеть. Тогда наступает явление асфиксии: сведенные судорогой грудные мышцы сдавливают грудную клетку. Мышцы не дают расширяться диафрагме, человек не может набрать в легкие воздуха и начинает умирать от удушья. Такая казнь длится иногда несколько суток. У еще живых людей птицы выклевывают глаза, бродячие собаки объедают на ногах пальцы…

Кованые граненые гвозди вбивались между лучевыми костями руки, рядом с запястьем. На своем пути гвоздь встречал нервный узел, через который нервные окончания идут к руке и управляют ею. Гвоздь перебивает этот нервный узел. Само по себе прикосновение к оголенному нерву – страшная боль, а здесь все эти нервы оказываются перебиты. Но мало того, чтобы дышать в таком положении, остается только один выход – надо найти некую точку опоры в своем же теле для того, чтобы освободить грудь для дыхания. У прибитого человека такая возможная точка опоры только одна – это его ноги, которые также пробиты в плюсне. Гвоздь входит между маленькими косточками плюсны. Человек должен опереться на гвозди, которыми пробиты его ноги, выпрямить колени и приподнять свое тело, тем самым ослабляя давление на грудь. Тогда он может вздохнуть. Но, поскольку его руки пробиты гвоздями, они начинают вращаться вокруг гвоздя. Чтобы вздохнуть, человек должен повернуть свою руку вокруг гвоздя, отнюдь не круглого и гладкого, как сейчас, а сплошь покрытого острыми зазубринами и с острыми гранями. Такое движение сопровождается болевыми ощущениями на грани шока.

Евангелие говорит, что Спаситель страдал на Кресте около шести часов. Чтобы ускорить казнь, стража или палачи перебивали мечом голени распятому. Человек не мог подняться на ногах, чтобы вдохнуть, и быстро задыхался. Евангелие сообщает, что стражники перебили голени двум разбойникам, Христос же умер Сам, причем умер от разрыва сердца, что доказывается сообщением о истекших из пробитой груди крови и околосердечной лимфы. Христос умер от разрыва сердца, потому что кроме физических страданий Он претерпевал страшные душевные муки: Он нес на Себе грехи всего человечества.
Итак, напомню, мы говорили о том, зачем на кресте было нужно подножие, нижняя перекладина.
На ней стоял осужденный на смерть, на нее опирался пробитыми ногами, подтягиваясь, чтобы сделать живительный глоток воздуха.

…Именно такое значение перекладина имела на ранних изображениях Креста Христова, но постепенно возникают другие символичесие значения этой перекладины.
Согласно византийскому церемониалу, подножие означает величие изображаемого лица. Поэтому на древних изображениях креста подножие имело кубическую форму и было похоже на подножие, изображаемое на иконах у Престола Вседержителя, тем самым показывая Спасителя и на Кресте как Царя Славы.
Постепенно, с десятого века, объемное кубическое подножие в византийском и русском искусстве превратилось в широкую доску. В русских крестах с 15-го – 17-го веков оно начинает изображаться со скошенным кверху правым концом.

Появляется и особое толкование. Как мы помним, по обе стороны Креста Христова были распяты два разбойника. Один из них хулил умирающего Господа, другой просил: «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем». Перекладина концом вверх указывает на «благоразумного» разбойника (справа, поэтому вверх направлена правая сторона Креста), концом вниз – на разбойника, хулящего Господа.

Дополнительные изображения на кресте

Как совершенно понятно, на кресте, прежде всего, изображается Распятый Спаситель. Над головой Его также может быть табличка с буквами (I.н.ц.и.). Под ногами Богочеловека – подножие (прямое или скошенное).
Но человек, переживая Крест Христов как орудие нашего Спасения, всегда стремился тот маленький, но драгоценный для него знак, который он носил на груди, украсить разными символами нашей веры. Отсюда проникают на наш крест разные надписания, персонажи, детали и проч.
Укажу на наиболее популярные изображения, встречаемые на нагрудных и нательных крестах, и дам их краткое истолкование.

Копие и трость. Рядом со крестом изображаются копие и трость – орудия Страстей Христовых. Иногда рядом с Крестом изображаются фигурки воинов, держащих копие и трость. Если воин изображается один, это почти всегда указание на сотника Лонгина, при Кресте покаявшегося и уверовавшего во Христа.

Часто у Христа на Распятии – пронзенный бок, и рядом может изображаться Евхаристическая Чаша. Она напоминает, что из крови и воды, истекших из пронзенного бока Спасителя, по мысли святых отцов, родилась Церковь.

В любом случае Чаша указывает на Жизнь Вечную, даруемую в Евхаристии, которой мы становимся причастны через Смерть Христову.

Иногда за Крестом Христовым изображается стена или строение. Это изображение стен Иерусалима. Кроме чисто исторического указания на то, что Спаситель был распят вне города, это указание на Горний, Небесный Иерусалим, куда мы получили доступ благодаря Голгофской Жертве.

По правую и по левую стороны Креста могут стоять: Божия Матерь, Иоанн Богослов, кто-нибудь из Жен Мироносиц, сотник Лонгин, Иоанн Креститель, первоверховные апостолы Петр и Павел, святые и вселенские Учители: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.

На нижней части Креста обычно изображались камни Голгофской горы и Адамова глава, то есть череп похороненного, по преданию, на Голгофе Адама. Символически это указывает на то, что Смертью Второго Адама (Христа) была одержана победа на смертью, внесенной в мир первым Адамом.

На некоторых древних крестах (преимущественно византийских) внизу мог изображаться дракон (поверженный сатана) или просто одна разинутая пасть дракона.

На некоторых крестах внизу изображается восставший из гроба Адам или Ева. Существует даже целый сюжет нагрудного креста: Сошествие Христа Спасителя во ад.
Вверху Распятия может изображаться Вознесение Господне.

Существуют кресты, на которых на оборотной стороне изображаются Двунадесятые праздники, но оборотная сторона вообще дает большой творческий простор для иконописца.

Как отличать домонгольские кресты КР

Находка домонгольский крест, это круто по любому… Минимум копательский день удался. А бывает и весь сезон. Есть примеры, коллекционеры за древнерусские кресты отдавали по несколько тысяч долларов. С такой находкой главное не не продешевить, возможно другой такой уже не будет. Для начала определите, к какому типу относится ваш крест. Смотрим классификацию типичных домонгольских древнерусских крестов 9-13 веков.

Древнерусские кресты с распятием

Самую малочисленную группу представляют кресты с изображением, чаще всего это распятие. Исключение для двухсторонних медальонов, здесь изображаются святые. Для нательных икон и энколпионов, изображения могут быть разнообразные.

Домонгольские кресты с Распятием и Богоматерью

Двухсторонние древнерусские нательные кресты. На территории Византии, от Причерноморья до Ближнего Востока, кресты с изображением Распятия и Богоматери Оранты встречались гораздо реже, чем орнаментальные их аналоги. Историками отмечен факт, среди всех типов крестов конца XIV в. – начала XVII в. преобладают кресты с фигурными изображениями.

Кресты скандинавского и византийского типа

Большинство свинцовых крестов датированных началом XI века, украшались типичными скандинавскими и византийскими орнаментами. Особенностью византийского креста — вдавленные в поверхность окружности.

Одним из наиболее популярных объяснений узора считается схематическое изображение пяти ран Христовых или символика, защищающая своего носителя от сглаза. Что касается русских крестов, за исключением одной многочисленной группы, такой орнамент встречается редко. Однако этот узор встречается на поверхности славянских амулетов.

Древнерусские кресты с криновидными лучами

Основная масса орнаментальных украшений имеет исконно русское происхождение. Это кресты, ветви которых завершаются креновидными формами, схожие на окончания цветка лили.

Также встречаются кресты, у которых завершения тремя точками — расположенными треугольником, окружностью с тремя точками по внешней стороне, горошинами.

Древнерусские нательные крестовключенные подвески

Особую группу составляют крестовидные привески. В своей форме привески содержат элементы христианского креста и языческого амулета. Несмотря на свою обособленность, в классификации эти нательные украшения обычно относят к нательным крестам.

Древнерусские обереги лунницы

Уникальное сочетание двоеверия, языческое и христианское. На фото приведены древнерусские крестовключенные лунницы VII-XIII веков.

Древнерусские каменные кресты

Отдельной группой выделяются древнерусские нательные кресты. Их отличает простота формы, отсутствие резьбы. Лишь в некоторых случаях они обрамлены в серебряную оправу. В основном кресты изготовлены из глинистого сланца, реже встречаются кресты из мрамора. Мраморные кресты имеют византийское происхождение.

Домонгольские кресты с эмалью

Выемчатая эмаль, самый характерный признак домонгольского креста XI-XIII веков. Такой тип креста часто называют Киевский.

Древнерусские кресты с чернью

Достаточно распространенная группа крестов. Может включать в себя различные комбинации с выше перечисленными типами. Например, лунница с черню, или крест с эмалью и черню.

Примеры разных копанных крестов КР с ценами — здесь.

Больше тем связанных с меткой непонятная находка собраны здесь — определение находок. Просто смотрите фото и запоминайте как выглядят интересные артефакты. Всем удачного копа!

Новое поступление в МД магазине — Mars MD. Смотреть список с ценами (приятный сюрприз).

Читать еще:  Детей познакомят с основами ислама в пансионате

↓↓↓ А теперь переместимся в комментарии и узнаем мнение экспертов. Крутите страницу вниз ↓↓↓, там отзывы копателей, МД специалистов, дополнительная информация и уточнения от авторов блога ↓↓↓

КРЕСТЫ И ЛИЛИИ. ЧАСТЬ 5

Страстно,до одури,хочется похвастаться присланными фотоматериалами!
Но наступим на горло песне.Нацепим на нос очки,подпустим осени в глаза.
Придадим себе вид наукообразия.
Я не буду никого убеждать.Желающие могут попытаться опровергнуть меня и получить стандартную награду.Премию «Дорогая Баба Яга».
Но второй год премия остаётся невостребованной. Весна прошла и до осени ещё далече.

А вот моё расследование приходит к выводу неприятнешему.О том что история про 1000 летие православия на Руси просто развод лохов.
Потому — начнём сначала.С Византии.

Посмотрим,что нам даст и какие вопросы поставит смутное сомнение в 1000-летии православия на Руси.
Догма 1. Русь была крещена в конце 10 века по византийскому(греческому)православному обряду.

1. На каком языке происходило богослужение в Византии?
2. Какой был язык в применении в Византии?
3. Какова была форма нательного креста в Византии?
Тот же самый вопрос к наперсному или нагрудному кресту.

1. Богослужение в Византии происходило на византийском или среднегреческом языке,который к 8 веку вытеснил латынь из обиходного обращения.И из обихода богослужебного.

Оно и понятно — подавляющее большинство населения было неграмотным.И другими языками, окромя разговорных не владели.

Я уже отмечала,что церковь как армия.Всё по канону,по уставу и регламенту.
Византийское богослужение регламентировалось Студийским Синаксарём.К моменту предполагаемого крещения Руси — 1-й константинопольской редакцией Студийского Синаксаря http://www.pravenc.ru/text/158428.html.
Регламентировалось всё.
Никто не забыл как проходило крещение в католичество? Никто не забыл,каким был язык католического богослужения?
Таки латынь.
Если есть читатели,полагающие что между латынью и византийским разница не большая, чем между византийским и русским — обозначьте себя сразу!
Вы таки правы! Это три разных языка.Говорят,что они даже из разных групп.
Вот только римская и византийская церкви были на тот период весьма близки.Близки до такой степени,что небезъизвестные просветители Кирилл и Мефодий являлись церковными иерархами римской юрисдикции.Ну это те,кому приписывается кириллица.

. Не позднее кон. X в. Афоно-Cтудийский Синаксарь был перенесен в Юж. Италию, где на его основе были созданы различные группы южноитал. богослужебных Синаксарей: калабро-сицилианской группы (Мессинский, Милийский, Тригонский Типиконы), отрантской группы (Николо-Казолянский Типикон) и связанной с ней гроттаферратской группы (Типикон мон-ря Патирион и Гроттаферратский Типикон). http://www.pravenc.ru/text/158428.html

Логично предположить,что крещение Киевской Руси и богослужение происходило или на латыни или на византийском среднегреческом. Кто-нибудь поклянётся,что так оно и было?
Я вот не припомню,чтобы на Руси был другой язык богослужения кроме церковно-славянского.
Поправьте,если ошибаюсь.
Получается — прибыли в церковь-армию новобранцы.И чего-то там себе непонятного лопочут.
Не по латыни,как добрые католики.И не по-гречески.
Кому то там молятся на своём славянском.
Не кошерно получается.За что такие привилегии дикарям-русам?Или у них не только язык,но и вера своя?
Подозрительность номер 1.

Разбираем следующий вопрос :

3. Какова была форма креста в Византии?

Теретическая,так сказать, форма.
А вот образцы,взятые из жизни ?

Мне одной кажется,что между теорией и её практической реализацией есть некоторое расхождение?

Но не будем придираться.
Посмотрим,как у руських новобранцев обстояло со штатной,положенной по вновь обретённой вере,нательной символикой.

И тут я сделаю маленькое историческое отступление.
По официальной,традиционной версии истории снабжение Руси христианской символикой — исключительная прерогатива греческих мастеров.
Оно вроде как даже и логично. Кому как ещё и заниматься снабжением и обмундированием новобранцев,как не сертифицированным имперским предприятиям и мастерам.
А то,ить,лопочут чегой-то там по своему!Ещё,глядишь,обвешаются чем непотребным!
Неуставным,не каноническим и не регламентным.

Откроем книжку Станюковича «Тысячелетие креста».
Серьёзный труд.Каталог найденных археологами по России всяких нательных крестиков.
Книжка в формате pdf,поэтому картинки выдрать не удалось.Буду давать номера фоток.А уж вы решайте,за кого вас держат авторы каталога и гипотезы о 1000 летнем православии.
Удалось найти сетевую версию книжки.

Автор особо оговаривает,что производство крестов — исключительная монополия греческих мастеров,изделия которых находили сбыт вплоть до Великого Новгорода.
Как должны выглядеть кресты,смайстряченные греками-византийцамидля Руси?Соответствующими уставу,канону,регламенту.Дескать,слабо было выдать славянским мастерам качественный продукт.
Внимательно смотрим византийский крест из справочника и две его реальных реализации.Известно так же,что наибольшее хождение на Руси имели кресты «Корсунчики».По месту крещения князя Владимира в крымской Корсуни.
Примеры корсуньского,он же греческий,он же русский крестов.Из справочников :

Примеры физической реализации в металле :

В каталоге «Тысячелетие креста» имеется требуемое :

Но значительно большее место отведено крестам совершенно другой,чуждой корсуньскому канону и византийскому уставу ,формы :

Особый цимус — эти типично православные подвески 12 века из Москворецких курганов :

Можно обсудить картинки.Что мы видим :халтуру сертифицированных греческих мастеров или дешёвый контрафакт славянский подмастерьев.Этакое древнерусское импортозамещение.
Но. Я долго искала ,как выглядели синхронные византийские нательные крестики.
Нашла только это : » Обычай вручать при Крещении нательный крест в Византии. ОТСУТСТВОВАЛ » !
И что мы имеем в сумме?
Презабавнейший пердимонокль :
Толпу новобранцев- христиан.
Со своим языком богослужения,своим уставом,своей символикой и знаками различия.Своей формой.
В то время добрые католики в Европе за меньшие прегрешения предавали огню и мечу грешников.

А заметил ли кто одну небольшую деталь?
Я старательно обхожу в своём расследовании ссылок на так называемые документальные источники. Считайте это бабушкиным ноу-хау.
Ведь сколько можно альтернативе голосить на всех углах что история сфальсифицирована! Равно как сфальсифицированы документальные и текстовые источники!На основе которых сфальсифицирована обратно же история.
И после этого опираться в своих исследованиях на те же сфальсифицированные грабли.
Ситуация полностью аналогична,к примеру,такой :
У вас имеется мешок фальшивых банкнот.От грубых подделок,до весьма высокого качества исполнения.
Фальшивые банкноты это и есть сфальсифицированные документальные и текстовые источники.
Попробуйте запустить в оборот фальшивые деньги.
Вы сразу становитесь преступником,знаете вы или нет за банкноты.
А вот использование фальсифицированных документов в своих построениях авторами-альтернативщиками считается. более чем допустимым и оправданным.
«Других же документов нет!»
Прелесть здесь в том,что альтернатива становится точно такими же фальсификаторами,как и ТИ историки.Невзирая на личную безукоризненную честность и тех и других.

А вы говорите — «Историю пишут победители!»

Я же стараюсь оперировать вполне материальными находками археологов.
Безусловно,это не снимает проблему и их фальсификата!Как и неверной датировки и интерпретации самих археологических артефактов.
Примером может послужить количественное увеличение артефактов со свастикой в захоронениях 30-40-х годов 20-го века на территории Германии.
Свастика — древний символ славян.
Вывод : захоронения связаны с резким увеличением в регион потока миграции славян.Нашедших в германской земле своё последнее упокоение.
Ага. Ещё какой миграционный поток диких славяно-тюркских орд имел место на территории Германии в 1945 году !

Подведём промежуточный итог :

Если судить по археологическим артефактам — гипотеза о 1000-летии православия византийского образца мне представляется крайне сомнительной.Попросту — фальсификат.
Я не могу отрицать наличия христианства византийского образца как в Киевской Руси,так и в Московии.Кресты византийского образца редко,но имеют место быть.
О Новгороде пока стоит просто умолчать.Тем более о более тёмных субъектах типа Арты.

Подавляющее большинство находок нательных крестов на территории Киевской Руси и Московии — криновидные кресты.Или кресты с лилиевидными окончаниями.Приведу фото ещё раз :

Из пяти представленных образцов только ОДИН похож на эталонный образец Корсуньского креста,воплощённого в металл.Причём,эталонный образец — новодел. И резко отличается формой от предписанной ему теорией. Смотрите выше.
Поэтому,большой вопрос — имеет ли эталонный образец новодел отношение к Корсунскому кресту в принципе.Или мы имеем дело с подгонкой и подтасовкой материального обеспечения теории-фальсификата под сохранившиеся артефакты.
Подчеркну ещё раз :
1.Представленные криновиды не имеют ничего общего ни с византийским крестом,ни с крестом Корсунским.То есть,являются не привнесённым извне атрибутом-символом,а местным автохонтным.
2.Пункт спорный,но по проведённому расследованию,ношение нательного креста НЕ ЯВЛЯЛОСЬ обязательным для христиан — византийцев.В то же время нательный крест массовая принадлежность жителей Руси.
3.По ТИ примерно до 4-6 века крест отвергался христианами в качестве символа христианства и объекта поклонения. Крест и его различные варианты являлся объектом поклонения. ЯЗЫЧНИКОВ.
4.Использование в качестве языка богослужения ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКОГО.
Не византийского среднегреческого и не латыни.Заблаговременный перевод богослужебной литературы на церковнославянский указывает на ИСКЛЮЧИТЕЛЬНУЮ заинтересованность византийцев и римских католиков в проэкте крещения славян.не только Руси,но и в первую очередь болгар.
Причина возможна только одна — подавляющее военное преимущество славян и невозможность решить вопрос привычными для католиков силовыми методами.

На этом основании рискну предположить о наличие у славян не только подавляющего военного преимущества.ТИ убеждает о дикарях-славянах,только вынырнувших из землянок и спрыгнувших с веток деревьев.Особо отмечается сравнительная немногочисленность славян.Порядка 5 млн.человек против 15 млн. человек только в одной Франции.
Подавляющее военное преимущество при относительной немногочисленности возможно тоже только в одном случае.
И это более высокотехнологичное вооружение.Типа огнестрельное против каменных топоров. Любопытный вывод даёт нам маленький криновидный крестик.
А технология невозможна без соответствующей ей культуры общества.
И тут припоминается Ярославна,королева Франции.Оказавшаяся после культурного и просвещённого Киева в диком и нецивилизованном Задрищенске — Париже!
В жизни ведь с чудесами как-то напряжённо.
И логичнее предположить крещение Византии язычниками — русью,чем наоборот!
При всех перечисленных фактах.
Добавьте сюда широчайшее хождение по Руси всё тех же криновидных крестиков.Формально лилия -крина символ Богородицы и именно Богородицы.

А кто в пантеоне язычников славян Богородица? Или её аналог?
Я не буду отвечать на этот вопрос — оставляю его вам,читатели.

Но именно допущение версии о том,что криновидные и лилейные крестики это в основе своей языческие символы устраняет многочисленные парадоксы,обнаруженные мною.
И,в первую очередь,главный.
Почему лилейный крест,символизирующий Деву Марию,Богородицу и Иисуса Христа не является в христианстве самым почитаемым и распространённым.
Всё просто и на поверхности.Авторские права на крестик у весьма авторитетного на тот момент языческого вероисповедования славян.

И лепить его на просторах католической Европы так же кошерно,как лепить свастику на мавзолей Ленина и башни московского Кремля.

Сомнения всё ещё гложут вас?
1. Посмотрите выше ещё и ещё раз на то,как выглядят кресты византийский и корсунский.Теоретически по справочной литературе и их реализации в металле.
2.Посмотрите ещё раз на подборку самых распространённых по Руси крестов криновидов.
3.Забейте в гугл запрос «Корсунчик».Не «крест Корсунский», а именно так — корсунчик.
Название самого распространённого по Руси креста,якобы появившегося после крещения князя Владимира в Корсуни.
Забили? Наслаждайтесь результатом :

Перед вами 1. Корсунчик. 2. Ещё один Корсунчик.

Не переключайте канал,оставайтесь с нами.Продолжение обещает быть интересным!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector