0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Распространение христианства в Европе

Распространение христианства в Европе

Аббатство Клюни. Реконструкция

После того как в 380 г. император Феодосий запретил на терри­тории Римской империи все языческие культы, деятельность хри­стианских миссионеров в германских землях заметно активизиро­валась. Установлено, что между V и X вв. большинство населения Европы приняло христианство. Чаще всего обращение какого-либо варварского народа в христианство начиналось с крещения короля, примеру которого следовала его дружина, а затем и всё племя. Ино­гда христианство насаждалось очень жестокими методами. Так, Карл Великий, воюя с германским племенем саксов, после одного из сражений на р. Везер приказал казнить 4,5 тыс. язычников. Од­нако сам обряд крещения ещё не делал германцев христианами в полном смысле этого слова, поскольку гораздо сложнее было хри­стианизировать сознание.

Ранняя история

Историки полагают, что Билл Бур написал свое первое послание к христианам Салоников (фессалоникийцам) около 52 г. н. Э. Его Послание к Галатам было, возможно, написано еще раньше, между 48 и 50 г. н.э. Другие послания, написанные Павлом, были адресованы христианам, живущим в Греции. ( 1 Коринфянам , 2 Коринфянам , Филимону , Филиппийцам , 2 Фессалоникийцам ) и Рим ( Римлянам ) между 50-ми и 70-ми годами первого века.

Запись святого Дорофея, епископа Тира, гласит, что церковь в Тире послала святого Аристобула (из семидесяти) в Британию в качестве епископа в 37 г. н.э. Похоже, что Церковь была основана им в районе Бристольского пролива, и 150 лет спустя мы видим записаны имена епископов. К 550 году нашей эры зарегистрировано 120 епископов на Британских островах.

Армения была первым государством в мире, принявшим христианство в качестве государственной религии в 301 году нашей эры. Самая старая построенная государством церковь в мире, Эчмиадзинский собор , была построена между 301–303 годами нашей эры. Это резиденция Армянской Апостольской церкви . Римская империя официально приняла христианство в 380. н.э. Во время раннего средневековья , большая часть Европы подверглась христианизации , процесс по существу в комплекте с Балтийским христианизации в 15 — м веке. Возникновение понятия «Европа» или « Западный мир » тесно связано с идеей « христианского мира », особенно с тех пор, как христианство на Ближнем Востоке было вытеснено подъемом ислама с 7-го века, созвездия, которое привело к в крестовых походах , которые , хотя и безуспешных в военном отношении были важным шагом в становлении религиозной идентичности Европы. Во все времена традиции народной религии существовали в значительной степени независимо от официальных деноминаций или догматического богословия.

Начиная со Средневековья , когда централизованная римская власть в южной и центральной Европе ослабевала, господство католической церкви было единственной устойчивой силой в Западной Европе.

Движения в искусстве и философии , такие как Гуманистическое движение Возрождения и Схоластическое движение Высокого Средневековья , были мотивированы стремлением связать католицизм с греческой мыслью, привезенной христианскими паломниками.

Раскол между Востоком и Западом и протестантская реформация

Восток-Запад Раскол 11 — го века и протестантская Реформация в 16 оторвали «христианство» на враждебные группировки. После эпохи Просвещения 18 века атеизм и агностицизм получили широкое распространение в Западной Европе. Ориентализм 19-го века способствовал определенной популярности буддизма , а 20-й век принес для многих европейцев рост синкретизма , нью-эйдж и различных новых религиозных движений, отделяющих духовность от унаследованных традиций. Новейшая история принесла усиление секуляризации и религиозного плюрализма .

Читать еще:  Папа Римский Бенедикт XVI: Интернет открывает `новую эпоху` в проповедовании веры

Духовенство и миряне

Распространение христианства внесло свои коррективы в обустройство общественного строя. Верующие разделились на две большие группы: духовенство и миряне.

Руководство духовной жизнью прихожан осуществляли представители духовенства. В храмах они организовывали богослужения, проводили проповеди, наставляли христиан на путь веры.

Остальные верующие жили «в миру», то есть вели обычный образ жизни, не посвящая себя служению Богу. Они являлись прихожанами церквей. Золотым правилом мирянина являлось регулярное посещение храма, чтение молитв и соблюдение поста.

Помимо служения в церкви, духовенство храма было наделено рядом привилегий:

  • освобождение от уплаты налогов;
  • освобождение от воинской службы;
  • подчинение только церковному суду.

Духовенство в Средние века являлось самым грамотным сословием. Чтобы вести богослужения, изучать Библию, необходимо было знать латынь и уметь читать. Благодаря грамотности, церковное духовенство пользовалось особым уважением среди мирян. В те времена были безграмотны не только ремесленники и крестьяне, но и многие знатные люди.

Благодаря материальной обеспеченности, грамотности, содействию правителей, служители церкви имели существенную власть над верующими. Церковь и духовенство, заручившись поддержкой наиболее активных мирян, становились центром городских и сельских поселений.

ВЫВОД: рост количества верующих христиан приводит к появлению новых социальных слоев — духовенства и мирян, к увеличению власти и росту материальных благ духовенства.

Деяния Мессии

Подрастая, Иисус перенял опыт отца, стал каменщиком и плотником, после смерти Иосифа кормил и заботился о семье. Когда Иисусу исполнилось 30 лет, он повстречался с Иоанном Крестителем и крестился в реке Иордан. В дальнейшем он собрал 12 учеников-апостолов («посланников») и, обходя вместе с ними в течение 3,5 лет города и села Палестины, проповедовал совершенно новую, миролюбивую религию.

В Нагорной проповеди Иисус обосновал моральные принципы, которые стали основой мировоззрения новой эры. При этом он творил разные чудеса: ходил по воде, прикосновением руки воскрешал умерших (в Евангелиях зафиксировано три таких случая), исцелял больных. Также мог унять бурю, обратить воду в вино, «пятью хлебами и двумя рыбами» накормить досыта 5000 человек. Однако для Иисуса наступало тяжелое время. Возникновение христианства связано не только с чудесами, но и страданиями, которые он испытал позже.

Ближний Восток и Африка

В конституции Ливана (от 1926 года с поправками) статья 9 гласит, что «в отношении почитания Всевышнего Бога государство уважает все религии и вероисповедания».

Конституция Ирака (от 2005 года) начинается словами: «Признавая над собой власть Бога…».

В статье 4 конституции Марокко (от 2011 года) определен девиз королевства — «Бог, родина, король».

В Основном низаме Саудовской Аравии (третий по юридической силе закон страны) говорится: «Королевство Саудовская Аравия — суверенное арабское исламское государство. Его религия — ислам, Конституция — Книга Всевышнего Аллаха и сунна Его Пророка, да благословит его Аллах».

Конституции Кувейта, Бахрейна и Туниса начинаются словами «Во имя Аллаха, благодетельного и милосердного». Упоминание Бога встречается также в преамбулах конституций ОАЭ и Мавритании. В первой — «Аллах — податель успеха, наш покровитель и защитник», во второй — «Веруя во всемогущего Аллаха. «.

Читать еще:  Участники телемоста Москва-Киев обсудили тему единства православия на Украине

Упоминание Бога содержится, согласно конституции стран, в присягах должностных лиц в Алжире, Тунисе, Египте, Иордании, Сирии, Ливане, Ираке, Иране, Кувейте, Катаре, Бахрейне, Саудовской Аравии, ОАЭ, Омане, Йемене.

В преамбуле Конституции Нигерии (от 1999 года с поправками) говорится, что «народ Федеральной Республики Нигерия твердо и торжественно обязуется жить в единстве и гармонии под Богом как одна неделимая суверенная нация».

Когда и где была принята первая конституция?

С появлением первых человеческих цивилизаций появились и первые своды законов. В 1877 г. археологи в развалинах древнего города Гирсу в Месопотамии нашли тексты древних законов, установленных царём Лагаша Уруинимгиной в III тыс. до н. э. Прообразами конституции стали вавилонский кодекс царя Хаммурапи, законы Солона и Клисфена в Афинах, английская «Великая хартия вольностей».

Но первой конституцией в современном юридическом понимании этого слова стала американская, вступившая в силу 4 марта 1789 года. В ней впервые были письменно отражены новые идеи необходимости разделения властей, прав человека и собственности, а также права на восстание против тиранов.

Вслед за США конституции в 1791 году приняли Польша (Речь Посполита) и Франция. Однако они просуществовали недолго. Польша потеряла независимость, а во Франции бушевала революция.

Предпосылки принятия Христианства

Принятию христианства на Руси в Х веке предшествовал целый ряд объективных причин. В первую очередь этого требовали интересы государства, раздираемого междоусобными распрями под угрозой набегов многочисленных внешних врагов. Требовалась единая идеология, способная объединить народ в противовес языческому многобожию с его племенными идолами по принципу: один Бог на небе, один помазанник божий на земле — Великий князь.

Во-вторых, все европейские государства к тому времени уже находились в лоне единой христианской церкви (раскол на православную и католическую ветви был ещё впереди), и Русь со своим язычеством рисковала остаться в их глазах «варварской» страной.

В-третьих, христианское учение с его нравственными нормами провозглашало гуманное отношение ко всему живому и давало четкие представления о рамках дозволенного, что должно было послужить оздоровлению общества во всех сферах деятельности.

В-четвертых, вхождение с новой верой в европейскую культуру могло отразиться на развитии образования, письменности и духовной жизни.

В-пятых, развитие экономических отношений всегда ведет к углублению неравенства среди людей. Требовалась новая идеология, способная объяснить это неравенство как богоустановленный порядок и примирить бедных и богатых. «Всё от Бога, Бог дал — Бог взял, все под Богом ходим, для Создателя мы все едины» — снимало в какой-то мере социальную напряженность и примиряло людей с действительностью. Во главу угла ставились не власть, богатство и успех, а добродетель, терпимость, способность придти на помощь ближнему. Христианство могло утешить человека, простить ему грехи, очистить душу и подарить надежду на вечную жизнь. Всё это, вместе взятое, служило нравственному очищению общества, поднимало его на новую ступень развития.

Наконец, в-шестых, молодая княжеская власть нуждалась в легитимации самой себя. Надо было как-то убедить народ поклоняться не своим местным князьям и волхвам, а киевскому князу, и , как следствие ему платить дань.

Читать еще:  В Алжире депутаты-исламисты добились запрета на импорт алкоголя

Обобщая вышесказанное, основной предпосылкой принятия христианства на Руси кратко можно назвать назревшую на фоне политических и социальных факторов необходимость укрепления и идейного единения молодого государства.

Вклад христианства

Вкладом христианства в культуру Византии стало развитие храмового строительства и иконописи. Монументальные церкви, сооружавшиеся в городах с V—VI в., сочетали духовную символику первых, ещё скромных храмовых зданий христиан с богатыми традициями греческой архитектуры. Самое величественное творение византийских зодчих — храм Святой Софии в Константинополе. Его создатели Исидор Милетский и Анфимий Тралльский по повелению Юстиниана воздвигли, как тогда говорили, новое чудо света. Константинопольская София стала непревзойдённым образцом для позднейших храмостроителей. Она и подобные ей храмы в других городах империи возводились для пышных массовых богослужений. Самым своим видом они подчёркивали величие и торжество новой веры.

Итоги Реформации в Европе

Реформация представляла собой величайший переворот в духовной жизни европейцев, которая в ту эпоху почти полностью определялась религией. Она произвела настоящую революцию в сфере сознания, привела к полному перевороту в мыслях, убеждениях и религиозной практике миллионов людей.

Главным следствием Реформации стало возвращение к авторитету Священного Писания, прямое обращение верующих к Божественному откровению без посредников в виде многочисленной церковной иерархии. Принципиальные изменения произошли в отношении к человеческому труду. В противовес прежним взглядам на него, как на наказание, мирской профессиональный труд получил моральное оправдание и обрёл высокий религиозный смысл.

По признанию историков, «самый лучший плод, принесённый Реформацией, — это улучшение и размножение школ».

На развитии изобразительных искусств Реформация в целом отразилась отрицательно. В то же время она дала толчок развитию ряда новых направлений. В живописи это были пейзаж, натюрморт, изображение бытовых сцен. Появились также новые архитектурные формы, новые виды художественных ремёсел.

В результате Реформации произошло колоссальное, невиданное ранее в Европе перераспределение собственности, прежде всего земельной. Возникли целые категории новых собственников.

В эпоху Реформации в европейских странах создавались и укреплялись национальные церкви, происходило усиление светской власти и становление централизованных государств современного типа.

Важнейшим следствием Реформации стал раскол Европы по религиозному принципу. Это предопределило многие трагические события в её последующей истории. Религиозные войны, вызванные Реформацией, происходили во многих странах, а религиозные противоречия между ними сыграли важнейшую роль в происхождении крупнейшего общеевропейского конфликта — Тридцатилетней войны.

Из книги Игнатия Лойолы «Духовные упражнения»

«Если церковь утверждает, что то, что нам кажется белым, есть чёрное — мы должны немедленно признать это!»

«Хотя весьма похвально служить Богу из чистой любви, тем не менее нужно усердно рекомендовать также и страх перед божественным величеством, и не только тот страх, который мы зовём сыновним, но и тот страх, который называется рабским».

«Кто хочет посвятить себя Богу, тот должен отдать ему, кроме своей воли, свой разум; в этом заключается третья и самая возвышенная степень повиновения: нужно не только хотеть так, как хочет начальник, нужно чувствовать так же, как он, нужно подчинить ему своё суждение настолько, чтобы благочестивая воля могла покорить разум».

Использованная литература:
В.В. Носков, Т.П. Андреевская / История с конца XV до конца XVIII века

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector