0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Королевство Бутан

Королевство Бутан. Территория двух королей

В 2017 году клуб ОUM.RU организовал уникальное путешествие в Бутан. Эта загадочная страна была окутана тайной мистических легенд. Мы часто встречали упоминание мест силы Бутана в жизнеописаниях великих йогов. Однако то, что мы увидели и узнали, посетив эту страну, превзошло все наши ожидания. Поэтому теперь мы собрали много интересных и полезных фактов об этой стране и хотим с вами ими поделиться.

В Южной Азии, высоко в горах Восточных Гималаев, расположилось государство, которое европейцы называют Бутаном. А сами его жители именуют его совсем по-другому — Друк-Юл, то есть «Страна Дракона». Ведь даже флаг Бутана на своём полотнище имеет изображение дракона. Одни называют эту территорию государством, а другие — королевством.

Материалы по теме

Мы знаем, что находится за пределами нашей планеты, Солнечной системы и галактики. Но то, что происходит когда мы видим сны, остается для ученых загадкой. Впервые записать мозговую активность спящего человека удалось ученым из Чикагского университета в 1952 году. Именно тогда, в ходе наблюдений за электрической мозговой активностью спящих испытуемых, состоялось открытие фазы быстрого движения глаз (rapid eye movement, REM), во время которой мы видим сны.

Поначалу исследователи думали, что полученные данные – поломка оборудования, раз показывает, что посреди ночи человек начинает быстро вращать глазами. Не обнаружив в оборудовании неполадок ученые зашли в комнату, посветили фонариком на глаза спящего и увидели, что глаза действительно двигались под веками туда и обратно, в то время как тело лежало неподвижно. Благодаря этому открытию мы знаем, сегодня что существует несколько стадий сна.

Примечательно, что когда испытуемых будили посреди фазы быстрого сна, чаще всего они помнили что им снилось. Но можно ли записывать сны?

Александр Теймуразов запись закреплена

Александр Карпов запись закреплена
Zena Zzzzzzzra запись закреплена
Алина Никитюк запись закреплена

11 мая 2019 года на платформе Международного общественного движения «АЛЛАТРА» состоялось уникальное событие глобального масштаба – международный телемост «ОБЩЕСТВО. ПОСЛЕДНИЙ ШАНС». Стартовало это грандиозное событие в г. Атланта, штат Джорджия (США).
Показать полностью…

«ОБЩЕСТВО. ПОСЛЕДНИЙ ШАНС» — это первая в истории человечества глобальная конференция, объединившая в живом формате людей из множества стран мира. Люди собрались в многочисленных конференц-залах в разных точках планеты и одновременно вышли на связь друг с другом через Интернет, чтобы открыто и честно обсудить важные и реально назревшие вопросы общества.

Среди стран были такие как США, Украина, Россия, Белоруссия, Швейцария, Чехия, Испания, Словакия, ОАЭ, Казахстан, Германия, Узбекистан, Великобритания, Молдова, Италия, Латвия, Канада, Новая Зеландия и другие. Люди независимо от их национальности, вероисповедания, профессии, социального статуса впервые в мире объединились и озвучили правду открытым текстом, главный вопрос, волнующий всю цивилизацию: “Как нам, человечеству изменить вектор развития общества с потребительского в созидательный?”.

Присутствующие (общественные деятели, консулы, представители разных организаций, заслуженные деятели, разные приглашенные люди) озвучивали свою позицию согласия и реальную готовность содействовать и участвовать в повсеместном распространении данной информации и подготовке к всемирному масштабному мероприятию нового формата «ОБЩЕСТВО. ПОСЛЕДНИЙ ШАНС. 2020».

Каждый говорящий выражал мнение тысяч, а каждый присутствующий был представителем разных сообществ. «Это действительно то, что наболело всем! Мы счастливы, что наконец прозвучала настоящая правда, без игры слов СМИ и политических приукрас. Это показывает, что мы, люди, сильны в объединении и добро ещё живо в разных странах!» — отмечали присутствующие.

Среди вопросов были следующие:

Как потребительский формат общества стал тупиком развития нашей цивилизации? Что делать, чтобы всем вместе мирным путем перейти в формат созидательного общества, без ущерба для стран и народов, без ущерба для каждого?

Почему в XXI веке у нас есть такие мировые проблемы, как войны, международные конфликты, расовая и религиозная дискриминация, если люди из разных стран мира в большинстве своем хотят одного — мира и счастливой жизни?

Люди четко отмечают, что войны организуются, чтобы на них зарабатывать миллионы, но разве мы не можем зарабатывать на чем-то другом, а не на смерти? Вступать в соревнование с друг другом человека стимулирует неограниченная капитализация, и попав в ловушку упоения властью, человек стремится заработать больше и больше. Но такой потребительский уклад приводит к краху всего мирового общества.

Какими должны быть СМИ в созидательном обществе? Почему так много религий в мире, но нет человечности в обществе?

Кто установил для человечества так называемую «стрелку часов «Судного дня»» без 2-х минут 12, и распиарил её в мировых СМИ как «фактор напряжённости международной обстановки и гонки ядерного вооружения», почему обозначил 12 как «апокалипсис и полное уничтожение человечества»?

Как объединить всех людей доброй воли? Выход есть! Вместе люди могут многое!

На этом масштабном мероприятии людьми из разных стран мира было предложено всем вместе через год во вторую субботу мая организовать ещё более масштабную международную онлайн-конференцию «ОБЩЕСТВО. ПОСЛЕДНИЙ ШАНС 2020» #allatraunites, где собраться всем миром и пригласить представителей и лидеров всех стран и всем вместе выбрать новый курс развития человечества, а также обсудить важнейшие вопросы, которые с этим связаны.

Сейчас каждый может сделать действительно многое! Будущее зависит от личного выбора каждого!

Королевская династия

Ташичо-дзонг. Здесь работает король Джигме Кхесар Намгьял Вангчук. Титул короля — Друк Гьялпо — переводится как «король-дракон». Его величество пятый драконовый король в династии Вангчук.

Король учился в нескольких колледжах США и Великобритании, защитил диссертацию по политологии в Оксфорде. Он вступил на трон в 2006 году, после отречения своего отца, и стал самым молодым монархом в мире — Джигме Кхесару тогда было всего 26 лет.

Бутанцы очень любят своего короля и относятся к нему с большим уважением.
Основатель нынешней династии Угьен Вангчук не только объединил страну, но и заключил с Англией мир, в котором признал сюзеренные отношения в обмен на полную автономию и невмешательство Англии во внутренние дела Бутана.

Аресты и высылки

«Вся страна поддерживает своих учителей. Террористам не расколоть Францию, мракобесие не победит», — объявил президент Франции, посетивший место убийства. На 21 октября намечена национальная церемония прощания с Самуэлем Пати, которая, согласно задумке организаторов, еще раз должна продемонстрировать единство французского общества и верность его идеалам.

Одновременно полиция и спецслужбы заняты проверкой окружения Анзорова. Силовики пытаются выявить тех, кто мог подтолкнуть 18-летнего юношу на преступление, а также тех, кто потенциально способен на аналогичные действия. К настоящему времени задержаны около десятка человек.

Читать еще:  В Москве в Крещение будут организованы дежурства МЧС

Впрочем, одними близкими и знакомыми Анзорова дело не ограничивается. Как сообщает радиостанция Europe 1, глава МВД Франции Жеральд Дарманен на встрече с префектами 18 октября заявил о намерении оперативно выслать из страны около 230 человек, которые числятся в списках полиции как лица, связанные с экстремистами.

Содержание

  • 1 История
  • 2 География
    • 2.1 Топография
    • 2.2 Климат
    • 2.3 Речные системы
    • 2.4 Ледники
  • 3 Экономика
    • 3.1 Транспорт и коммуникации
    • 3.2 Туризм
  • 4 Политика
    • 4.1 Государственное устройство
    • 4.2 Коронация короля
    • 4.3 Правительство
    • 4.4 Первые выборы в Бутане
    • 4.5 Внешняя политика
  • 5 Вооружённые силы
  • 6 Административное деление
  • 7 Население
  • 8 Язык
  • 9 Религия
  • 10 Культура
    • 10.1 Искусство
    • 10.2 Одежда
    • 10.3 Кухня
    • 10.4 Праздники
    • 10.5 Образование
    • 10.6 Архитектура
    • 10.7 СМИ
    • 10.8 Интересные факты
  • 11 См. также
  • 12 Примечания
  • 13 Литература
  • 14 Ссылки
    • 14.1 Бутанские источники на английском
    • 14.2 На русском языке

История

Хотя по археологическим данным Бутан был населён ещё во II тысячелетии до нашей эры, письменных свидетельств о древних временах почти нет. История страны известна преимущественно эпизодами, по причине того, что в 1827 году сгорела крупнейшая библиотека в тогдашней столице Бутана Пунакха. Исторические события теперь уже неотделимы от легенд. Судя по всему, буддизм проник в Бутан ещё во II веке. Также, король Тибета Сонгцен Гампо (627—649), по легендам, построил на территории Бутана два монастыря (Кийчу Лакханг в Паро и Джамбей Лакханг в Бумтанге), которые сохранились до сих пор и являются важнейшими местами паломничества.

Хроники подробно описывают несколько визитов легендарного буддийского йогина Падмасамбхавы в Бутан в VIII веке.

Позднее в Тибете начал править царь Ландарма (836—842), запретивший буддизм и жестоко преследовавший буддийских монахов. Спасаясь от преследований, многие монахи и учёные нашли прибежище в Бутане.

Бутанский буддизм Друкпа Кагью берёт начало от ламы Цангпа Гьяре Еше Дордже, основавшего на Тибете монастырь Друк («дракон») в городе Ралунг. Эта школа укрепилась на окраинах Тибета, в Ладаке и в Бутане. Большую роль в развитии бутанского буддизма сыграл также Пема Лингпа, представляющий школу Ньингма.

Тибетский монах и художник Нгаванг Намгьял (Шабдрунг) (1594—1651) стал королём в 1616; он смог объединить Бутан и организовал повсеместно строительство укреплённых крепостей (дзонгов), уступающих в обороноспособности разве что дворцу Потала в Лхасе. После смерти Шабдрунга Бутан погрузился в гражданскую войну, которая почти не прерывалась в течение двухсот лет.

В процессе экспансии Бутан занял подходы к реке Брахмапутре в Ассаме и Бенгалии (дуары или «двери»).

Во внутрибутанские конфликты активно вмешивались англичане. Отношения Бутана с Англией были сложными, с переменными периодами союзов и конфликтов. В результате Бутан утратил дуары и значительную территорию на юге (так называемый Британский Бутан в штате Ассам в современной Индии со столицей в городе Калимпонг).

Снова объединить и укрепить Бутан смог король Угьен Вангчук, основавший в 1907 году новую династию (которая правит до сих пор). В прошлом Угьен Вангчук участвовал в совместных с англичанами операциях, а в 1910 году Первый Король новой династии заключил с Англией мир, признав сюзеренные отношения в обмен на полную автономию и невмешательство Англии во внутренние дела Бутана. С этого времени начинается период изоляции Бутана, в течение которого Бутану удалось избежать участия в двух мировых войнах.

После объявления независимости Индии в 1949 году, Бутан тоже стал независимым. Однако, из-за изоляции, Бутан не был представлен в ООН и международных организациях и ошибочно рассматривался мировым сообществом как индийский доминион. Позже Бутану пришлось бороться за вступление в ООН и доказывать свою юридическую независимость.

Третий король новой династии Джигме Дорджи Вангчук, вступивший на трон в 1952 году, начал политику постепенной модернизации. Китайское вторжение в Тибет заставило Бутан заключить пакт с Индией по защите Бутана от китайского вторжения, и до сих пор безопасность Бутана гарантируется индийскими войсками. Джигме Дорджи ввёл торговлю [ уточнить ] и активизировал денежное обращение в стране. Только в 1971 году Бутан вступил в ООН.

Четвёртый король династии Джигме Сингье Вангчук вступил на трон в 1972 году и провёл ряд реформ. В Бутан стали допускаться в ограниченном количестве зарубежные журналисты и туристы. Король постарался обеспечить страну инфраструктурой (электричеством, телефонной и радиосвязью, дорогами), минимально затрагивая окружающую среду. В 1998 году король передал исполнительную власть кабинету министров, обеспечив сменяемость и ротацию высших чиновников. В 2002 году в Бутане было создано национальное телевидение (до этого телевидение было запрещено). Благосостояние страны постепенно повышается, совершенствуется и модернизируется инфраструктура. Тем не менее, Бутан крепко держится традиций.

14 декабря 2006 года четвёртый король Бутана Джигме Сингье Вангчук (р. 1955) отрёкся от престола в пользу своего сына, Джигме Кхесар Намгьяла (р. 1980) [7] .

Почему может возникнуть запрет на религию

Если изучать историю, то можно заметить интересную тенденцию – если раньше с помощью религий объединяли ранее враждующие народы, хоть и не всегда гуманным методом, то сейчас религия служит «яблоком раздора».

Таких стран, где на законодательном уровне запрещена любая религия, как это было в свое время в Албании, нет. Есть государства, где есть различные ограничения или просто большинство жителей не придерживаются никаких религиозных взглядов. В 1967 руководитель Албании Э. Ходжа на государственном уровне впервые официально полностью запретил любые проявления религиозных учений, в начале 1980-х годов это постановление было отменено.

Албания является единственной страной, где в одно время была запрещена официально любая религия. Сейчас таких государств больше нет.

На данный момент, в КНДР (Северной Корее) еще с 1950-х годов провозглашен атеизм, но религия официально не запрещена. Несмотря на ограничения некоторые граждане являются последователями конфуцианства, буддизма и христианства. Эта ситуация напоминает СССР, официально религия вроде бы не запрещена, но находится под пристальным присмотром и жестким контролем со стороны государства.

В 2020 году в 53% процентах стран нет официальной государственной религии. Их жители сами вольны поклонятся или нет каким-либо религиозным учениям.

Например, среди многих граждан в постсоветском пространстве на территории стран СНГ атеизм считается дурным тоном, поэтому многие лица подозрительно относятся к неверующим в христианство. Яркие примеры – Украина. В этом регионе христианское верование развито очень сильно. По этой причине могут возникать разногласия и конфликты между людьми.

Распространение атеизма по странам (по результатам опросов 2006 года)

По этой причине многие страны относятся к религии снисходительно, прививая индифферентное отношение к индивидуальным религиозным предпочтениям каждого человека.

В странах, где привито подобное отношение к вероисповеданию, как правило, царит мультирелигиозность – в таких государствах проживает множество представителей различных религиозных представителей. В этом нет ничего плохого, главное, чтобы верования одних людей не мешали вере других.

Есть страны, которые запрещают своим жителям исповедовать другие религии. Например, последователям ислама грозит смертная казнь, если они решат изменить резко свои религиозные взгляды. А также подобное нарушение и других законов ведёт к жестокому наказанию.

Вообще мусульманская религия является довольно жёсткой по отношению к своему народу, что и отражается на поведении людей. Правила патриархата накладывают сильный отпечаток на самосознании людей.

Например, в США находятся представители многих религиозных течений, от христианских церквей различных ответвлений до сатанинских течений, не запрещённых законодательством. В этом плане это свободная и мультирелигиозная страна. С более подробными официальными данными можно ознакомиться, перейдя по ссылке – https://www.pewforum.org/religious-landscape-study/.

Читать еще:  Какая религия самая лучшая?

С более подробными официальными данными можно ознакомиться, перейдя по ссылке выше

Вестготы: гибель короля и королевства

Окончание цикла статей про королевство вестготов. Предыдущие две части можно прочесть здесь и здесь.

Разъединённые смутами, последние вестготские короли оказались беспомощны перед лицом нашествия, и после поражения 711 года вестготское королевство в Испании фактически прекратило своё существование. Практически все популярные статьи на эту тему сходятся на том, что в 711 году был убит Родерих, последний христианский король Испании, после чего власть вестготов сразу же пала. Но факты говорят о том, что процесс завоевания полуострова арабами оказался более сложным, чем принято считать.

Опасность надвигается

В своей замечательной книге «История мусульманских династий в Испании» историк Ахмед ибн Мохаммед аль-Маккари (1578–1632) приводит три причины, почему произошло завоевание Испании: воля Аллаха, бесчестье, нанесённое королём Родерихом дочери владыки Сеуты Юлиана («Илиана»), и, наконец, разрушение магической силы некоего волшебного талисмана, созданного ещё «греками» для того, чтобы охранять страну от захватчиков.

Впрочем, сам историк в качестве основной причины называет не одну из перечисленных трёх, а ту, которая ему представляется наиболее реальной: то обстоятельство, что правителем Африки и дальних земель был назначен Муса ибн Носсейр.

В Африке этот арабский завоеватель подчинил берберов, обратил их в ислам и захватил Танжер – главный опорный пункт края, где посадил своего ставленника по имени Тарик ибн Зейад, которого одни считали вольноотпущенником Мусы, другие свободным человеком из берберского племени.

Когда эти славные деяния были окончены, Муса не без огорчения «не увидел более противников, на которых можно напасть». Ахмед ибн Мохаммед аль-Маккари сообщает: «Когда он обнаружил, что основные города [африканского] побережья уже взяты, он написал своему вольноотпущеннику Тарику… и приказал его войску приготовиться к вторжению в землю Андалусии».

Согласно другой версии, на Андалусию натравливал арабов правитель Сеуты Юлиан. Своим новым друзьям Юлиан описывал вестготов «ослабленными внутренними беспорядками, испорченными привычкой к роскоши и длительным миром».

Традиционно передают историю о дочери Юлиана по имени Флоринда (или Ла Кава), которая прибыла к королевскому двору в Толедо. Там король Родерих влюбился в неё без памяти (согласно поздним романсам – он подсмотрел, как она моет в ручье волосы, «это чудо золотое», и потерял голову). По каким-то причинам взять её в жены Родерих не смог или не захотел. Юлиан жаждал отомстить вестготскому королю за бесчестье дочери и поэтому-то и заключил союз с мусульманами.

Другая, менее поэтическая, но куда более вероятная причина заключается в том, что Юлиан, очевидно, был сторонником Витицы. Как помним, после смерти короля Витицы власть перешла не к его сыну, а к герцогу Бетики Родериху, избранному знатью. Соответственно, сторонники Витицы и его наследника (или наследников) перешли в стан оппозиции и начали искать себе союзников среди внешних врагов Испании. В пользу этой версии говорит тот факт, что, пока жив был Витица, Юлиан стойко оборонял от войск Мусы доверенную ему Сеуту (крепость во владениях вестготов на северном побережье Африки), а вот после коронации Родериха Юлиан почти сразу сдал крепость арабам и сделался их лучшим другом.

В 709 году арабы высадились в районе порта Альхесирас, причём действовали они совместно с Юлианом. Но тогда ничего больше не произошло – вылазка оказалась простой рекогносцировкой.

События получили развитие через год, когда в Испанию «заглянул» отряд из четырёхсот пехотинцев и ста конников под командой Тарика, который «жаждал испытать воинское счастье». Эти пять сотен разграбили плодородную местность в районе Альхесираса, но ни одну крепость не взяли. Они лишь установили, что в стране имеется много богатств и что захваченные рабы красивы. Попробовав Испанию «на зуб», захватчики опять удалились.

Вторжение

В 711 году в Испании высадилось гораздо более значительное войско. Арабский историк перечисляет все данные, какие ему удалось собрать касательно этой высадки. Называют цифру в семь тысяч человек, и в десять, и в двенадцать. Все источники сходятся в одном: подавляющее большинство «армии вторжения» Тарика составляли берберы, а «истинных арабов» среди них насчитывались единицы: на двенадцать тысяч берберов – всего шестнадцать арабов, или на десять тысяч берберов триста арабов.

Кораблей тоже было не много: говорят, Юлиан сумел найти только четыре купеческих судна. Они-то и перевозили через пролив войско, совершив несколько рейсов.

Высадка произошла 19 или 20 июня 711 года. На берегу Тарика остановила некая женщина, вдова гадателя, и сообщила ему, что Испанию, согласно предсказанию, завоюет человек, у которого на левом плече есть родинка с чёрным волосом. Тарик тотчас обнаружил у себя такой знак. Предсказание оказалось правдивым. Войско под командованием Тарика и Юлиана овладело Альхесирасом.

Далее захватчики двинулись к Кордове. Там их встретил племянник короля – одни источники называют его «Венций», другие – Теодомир (у арабов – Тудмир), которому поручено было охранять приграничье. Ценой поражения он сумел задержать продвижение противника, а к Родериху (у арабов – Лудхерику) был направлен вестник с сообщением о вторжении. Арабский историк приписывает вестнику такие выражения: «В нашу землю вторгся народ, чьи имя, страна и происхождение неизвестны мне. Я не могу даже сказать тебе, когда они прибыли – пали ли они с небес или вылезли из-под земли».

Родерих в это время находился в Памплоне – воевал с франками и с упрямыми непокорными басками. Пришлось ему оставить этого врага и обратить внимание на гораздо более серьёзную угрозу. Король отправился в Кордову и оттуда разослал письма всем вестготским властителям, призывая их забыть распри и объединиться перед лицом нашествия.

Не лишено основания предположение арабского историка о причинах, по которым некоторые политические противники Родериха замыслили предательство. Они судили о вторжении Тарика по предыдущим арабским набегам и считали, что Тарик наверняка желает лишь «наполнить руки добычей», а затем уйдёт. Так пусть же чужестранцы «разберутся» с Родерихом и таким образом избавят сыновей Витицы от узурпатора! А уж когда враги уйдут, оппозиционная вестготская знать посадит на трон того, кто будет ей угоден.

Битва на Гвадалете

Решающая битва произошла в воскресенье 19 июля 711 года в провинции Кадис. Её называют обычно «сражение на реке Гвадалете». Некоторые историки полагают, что у Родериха, несмотря ни на что, имелся шанс победить. Роковую роль для короля сыграло предательство: часть его войск оказалась подкуплена друзьями и родственниками сыновей Витицы.

Читать еще:  Молитвы о здравии будут приходить на мобильник

При описании этой битвы пользуются, как правило, красочным рассказом аль-Маккари, забывая о том, что этот добросовестный автор обычно перечисляет все версии события, не пытаясь согласовать их между собой, и прибавляет, что как обстояли дела на самом деле – ведает лишь Аллах.

Согласно его повествованию, похожему на восточную сказку, вестготский король прибыл на поле боя в корзине с шёлковым навесом, которая была прикреплена между двух мулов. Изнеженный и слабый, он в ужасе смотрел на войско Тарика. Дело в том, что король был потрясён неким сбывшимся предсказанием. Родерих, если верить аль-Маккари, заранее знал, как должно выглядеть войско, которому покорится Испания («Андалус»).

Некогда – неторопливо повествует арабский автор – этой землёй владели мудрые «греки». Они «обратились к звёздам» и узнали, что лишь два народа могут нарушить их спокойную комфортную жизнь: арабы и берберы. Мудрая и прекрасная дочь властителя Кадиса, однако, обещала свою руку мудрецу, который создаст талисман, способный предохранить страну от нашествия берберов. Наиболее любознательных отсылаем к длинному и витиеватому рассказу арабского историка, а для краткости сообщим, что такой талисман был создан и хранился в королевском дворце в Толедо в особой «запретной» комнате. Каждый новый правитель вешал на дверь этой комнаты новый замок. Один только безрассудный Родерих сломал все замки и вошёл в комнату. Там и обнаружилось заклинание, помещённое внутри урны, а на стенах висели изображения вооружённых всадников, «выглядевших как арабы, одетые в шкуры животных и имеющие вместо тюрбанов локоны грязных волос». Надпись гласила: «Когда будет разбито заклинание из урны, нарисованные здесь люди вторгнутся в Андалус». …Поэтому понятен великий ужас, объявший короля Родериха, когда вражеские воины оказались точь-в-точь такими, как на картине!

Родерих, согласно аль-Маккари, командовал центром своей армии, а начальство над правым и левым крылом он поручил двум сыновьям Витицы (имена не названы), в чём и заключалась роковая ошибка короля: эти двое возглавляли заговор «в надежде приобрести трон своего отца». Они-то как будто отправили к Тарику гонца с сообщением, что готовы перейти на сторону берберов со всеми войсками – при условии, если тот, подчинив Андалусию, сохранит за ними владения их отца. Тарик предложение принял.

Далее аль-Маккари передаёт, что армия Родериха исчислялась сотней тысяч всадников. Именно эту цифру любят приводить в популярных статьях: мол, маленькая берберская армия запросто разгромила сто тысяч вестготов! При этом почему-то игнорируется другая цифра – сорок тысяч, приводимая тем же скрупулёзным аль-Маккари, не отвергающим ни один из вариантов. И если отнять от сорока тысяч неизвестное нам число предателей (если верить тому же аль-Маккари, это почти две трети армии Родериха), то соотношение сил видится несколько иным.

Впрочем, следует признать, что численность армий в древности и средневековье вообще всегда довольно условна. Примем за данность, что вестготское войско было несколько больше, чем берберское; что берберы были гораздо более пассионарны, нежели вестготы, и что Родериха ослабило предательство сторонников Витицы.

Рассказ арабского историка строится на контрасте: мужественные, одетые в удобные кольчуги воины Тарика против изнеженных «варваров» в роскошных доспехах. Если прибавить к этому «погубленный талисман», то получится яркая, красивая, но вряд ли достоверная сказка.

Тот же историк сообщает, что Родерих в сражении был убит. Якобы Родерих просто сидел на троне под шёлковым балдахином, а Тарик нанёс ему смертельный удар в голову. Кстати, именно такую смерть приписывают Родериху популярные источники информации: очевидно, авторы этих заметок безоглядно поверили аль-Маккари.

Однако этот честный историк тут же прибавляет, что тело короля не нашли: обнаружили только любимого королевского коня, молочно-белого и под золотым седлом, а также сандалию, украшенную изумрудами и рубинами, которая застряла в речном иле. Возможно, Родерих утонул? Если Тарик зарубил короля, то как зарубленный король ухитрился бежать к реке? И если король ездил в корзине, то откуда берберам известен верховой конь Родериха?

Аль-Маккари не пытается примирить эти противоречия и не ищет им разумных объяснений, спокойно признавая, что докопаться до истины спустя столько лет практически невозможно.

Гибель королевства

Преданный в решающий момент сторонниками Витицы, Родерих действительно был разбит и с горстью воинов бежал. Преследуя отступающих, захватчики направились к Кордове. На равнинах близ Севильи произошло ещё одно сражение, и вестготы опять потерпели поражение.

Зато в Кордове Тарику оказали сильное сопротивление. Гарнизон крепости не позволял ему перейти Гвадалквивир. Поэтому Тарик часть войск оставил под стенами Кордовы, а сам совершил обходной манёвр, переправился через реку в другом месте и пошёл прямиком на Толедо, который пал. Через два месяца осады захвачена была и Кордова.

«Утонувший» Родерих в это время находился в Мериде, где собирал новые войска, намереваясь отбить у Тарика Толедо.

Тарик, в свою очередь, обратился за помощью к Мусе. В следующем, 712 году тот прибыл в Испанию с сильным войском, состоящим в основном из арабов, и повёл его к Мериде. По пути он взял Севилью и несколько других крепостей.

Осада Мериды продолжалась в течение года, но, несмотря на мужество защитников, крепость пала. Этот момент оказался переломным в психологическом отношении. Раньше сопротивление арабам было не слишком значительным, а часть гражданского населения вообще относилась к ним с симпатией: случалось, жители открывали арабам ворота городов, и захватчики, оставив незначительные гарнизоны, спокойно уходили.

Теперь же в Севилье вспыхнуло общее восстание христиан, которое распространилось по завоёванным территориям. Муса оставил в городе своего сына Абд-аль-Азиза, чтобы тот подавил мятеж, а сам направился в провинцию Саламанка, преследуя короля Родериха. Вместе с присоединившимся к нему Тариком, явившимся из Толедо, он настиг короля вестготов возле Сегоюэлы.

В сентябре 713 года там же произошло последнее сражение арабов с христианами, в котором последний вестготский король Испании Родерих действительно был убит. Арабское завоевание Испании завершилось.

Предатели, сражавшиеся на стороне арабов, не получили от этой победы желаемых выгод. Ни Тарик, ни Муса не склонны были оказывать покровительство этим «союзникам» и дальше, коль скоро надобность в подобном «союзе» отпала. Впрочем, известен некий граф Фортуний Тараконский, который был в первую очередь озабочен сохранением своего имущества: он охотно отрёкся от христианской религии и получил от новых господ некоторые привилегии.

Но были и другие вестготы, которые не покорились так просто: в Толедо вспыхнуло, на сей раз последнее, восстание против арабов. Муса вернулся в бывшую вестготскую столицу, принудил её к покорности и провозгласил халифа Валида I из династии Омейядов государем испанских земель. Владычество вестготов в Испании закончилось.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector