0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Хроники «Львовской резни»

Хроники «Львовской резни». Как убивали во славу Украины

Пять церквей, созданных без единого гвоздя.

Фото: Konstantin Mikhailov/Global Look Press

Русское деревянное зодчество известно во всем мире. Некоторые шедевры, созданные русскими мастерами, сохранились до наших дней. Построенные из дерева, эти сооружения создавались без единого гвоздя, с использованием лишь одного топора.

Церковь Спаса Преображения

Церковь Спаса Преображения была построена в 1628 году. Она находится в селе Спас-Вежи и принадлежит Костромскому музею деревянного зодчества. Считается, что зодчими, построившими эту церковь, были братья Мулиевы, плотники, прибывшие из Ярославля.

Церковь состоит из сруба сосновых бревен и построена без использования гвоздей, лишь топором. С течением времени церковь Спаса Преображения подвергалась ремонту — так, в 1876 году она была обшита тесом.

В XX веке, а точнее в 1956 году эту церковь перевезли в Музей деревянного зодчества города Костромы. Церковь была украшена многочисленными резными элементами из дерева — городками, полотенцами, знаками, характерными для народной архитектуры Руси. Церковь стояла на 24 дубовых сваях.

Однако в 2002 году произошел пожар и церковь частично сгорела. Но для того чтобы этот памятник архитектуры не был утерян, было принято решение восстановить церковь, при этом точно соблюдая все особенности ее прошлого устройства и также без использования гвоздей. Церковь сейчас восстанавливается и принадлежит территории Ипатьевского монастыря Костромской области.

Георгиевская деревянная церковь

Георгиевская деревянная церковь была построена в 1718 году и находится на территории Юрьев-Польского архитектурного и художественного музея. Раньше на территории музея располагался Михайло-Архангельский монастырь , который был основан еще в XIII веке по приказу князя Святослава Всеволодовича. Музей также окружен древними земляными валами.

Георгиевская церковь — уникальный памятник архитектуры, так как она тоже построена без каких-либо специальных крепежных инструментов, и лишь с помощью топора. Архитекторы отмечают и необычную форму церкви : её основание довольно приземистое и широкое, а вот верхняя часть, напротив, возвышенная и вытянутая. Построена она из сруба сосновых бревен, которые положены друг на друга с использованием прокладки из мха. Бревна положены в «обло», то есть основной сруб бревен выступает наружу.

Состоит церковь из нескольких помещений: трапезной палаты и клети-избы, где располагается алтарь. Крест, который находится на куполе византийского типа (форма луковица), также выполнен из дерева. Крыша Георгиевской церкви двухскатная. Эта церковь является одним из самых ценных экспонатов Юрьев-Польского музея.

Церковь Преображения в Янидоре

В музее под открытым небом села Хохловка, стоит Янидорская Преображенская церковь, она находится на территории Пермского края. Построена эта церковь была еще в 1702 году. Стоит она на большом возвышении, от чего церковь Преображения видна издалека. Считается, что на месте этой церкви, в Древней Руси находилось языческое капище, но с приходом христианства, был построен храм.

В 1965 году эта церковь была отреставрирована известным в то время архитектором Б. В. Гнедовским. Он старался сохранить при реставрации все особенности постройки Церкви Преображения. Стены церкви сложены из крупных сосновых бревен, срубом наружу. При этом бревна уложены настолько ровно, что между ними даже не пришлось укладывать мох. Многие элементы кровли сделаны из лемеха. Лемех — кровельный материал, который представляет собой сложенные деревянные пластины, которые прибиваются внахлест ряд за рядом. Из-за чего создается эффект чешуи.

Также необычен и интерьер Преображенской церкви, потолок сделан из довольно толстых бревен, а вдоль стен храма поставлены широкие скамьи.

Фото: Валентин Кудрявцев/temples.ru

Успенская церковь села Варзуга

Церковь Успения, вероятно, была построена в XVII веке. Она располагается в селе Варзуга, в Мурманской области. Эта церковь действующая и, являясь памятником архитектуры русского зодчества, занесена в список объектов, занесенных в список культурного наследия РФ. Точная дата постройки церкви неизвестна, так, в 1674 году в ведомостях Архангельской губернии была сделана запись, согласно которой церковь Успения была построена в 1674 году на пожертвования жителей села. На деревянном кресте церкви также сделана надпись, которая подтверждает дату строительства, и участие местных жителей в постройке храма.

Интересно, что несмотря на проводимую в то время церковную реформу патриарха Никона, храм построен в традиционном для того времени шатровом стиле, хотя такой тип постройки и был запрещен. Успенская церковь состоит из четырех срубов, и в поперечном основании имеет форму креста. Эта форма говорит о том, что она построена по принципу «золотого сечения». Иконостас, который установлен в церкви Успения, был написан специально для этого храма в 1677 году, мастерами-иконописцами Антониево-Сийского монастыря.

Всего в этом иконостасе восемьдесят четыре иконы. Капитальный ремонт церкви состоялся в XIX веке, тогда она была обшита тесом и вообще полностью обновлена. Была также освежена роспись иконостаса.

Фото: Krytsyn Vlad/Wikimedia Commons

Кижи или Кижский погост — это уникальный архитектурный ансамбль, который расположен в республике Карелия. Постройки находятся на острове Кижи Онежского озера. В состав архитектурного ансамбля входят такие образцы деревянного зодчества как колокольня и две церкви. Они были построены еще в XVIII веке.

Церковь Преображения Господня, одна из церквей Кижского погоста, была построена в 1714 году. Она увенчана 22 куполами, размещёнными на разных ярусах. А иконостас церкви состоит из 102 икон. Вторая церковь — Покровская. Это храм, который отапливается и используется для проведения церковных служб в зимнее время. Считается, что он дополняет собой Преображенскую Церковь, являясь как бы её архитектурным продолжением. Всего на Покровской церкви девять глав, восемь из которых окружают девятую, которая находится на возвышении. И в отличие от Преображенской церкви, церковь Покровская не изобилует резными украшениями. Купола церквей покрыты чешуей-лемехом.

Третья постройка Кижского Погоста — это Шитровая колокольня, которая была создана в 1863 году. Она составлена из сруба и со всех сторон обшита деревянными досками. По легенде, все церкви были построены одним топором, который после постройки мастер выбросил в Онежское озеро. Сейчас Кижи — это музей под открытым небом. Архитектурный ансамбль внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а также в Государственный список особо ценных объектов культурного наследия РФ.

Воссоздание Покровской церкви

Храм был восстановлен во Всеволожском районе Ленинградской области в Невском лесопарке при благословении Светлейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II. 16 октября 2003 года на месте будущего храма был установлен поклонный крест, а 26 октября 2004 года был отслужен молебен в честь начала строительства храма и была забита первая свая.

Все основные работы по заготовке леса и вырубке стен, изготовлению куполов и лемехов проводились в пригороде Петрозаводска. По достижению 18-го венца в апреле 2005 года храм был перевезен в Невский лесопарк и здесь были закончены работы по закладке фундамента. В его основание были заложены камни сгоревшего Покровского храма Вытегородского погоста. 26 июля 2006 года был установлен крест на центральной главке, а 14 октября этого же года храм был освящен полным чином митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром.

В своей основе храм имеет форму креста, его высота — 19 метров, длина — 32 метра и ширина — 30 метров, количество глав — 25.

Покровский храм — это доминанта комплекса под названием Погост Церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В его состав входят также колокольня, Святые врата и ограда. Колокольня — это воссозданная колокольня Нижне-Уфтюгского погоста Вологодской губернии 1670-х годов. Святые врата и ограда созданы путем реконструкции оград Лядинского и Спасского погостов Каргопольского уезда Олонецкой губернии конца XVIII века. Рядом расположена небольшая часовенка. В Погост войдут также копия дома Манькина деревни Каскесручей в Карелии 1889 года и музей храма — отреставрированный Дом Костина 1871 года в деревне Верховье в Заонежье.

В свою очередь Погост Церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы станет частью масштабного комплекса под названием «Усадьба Богословка», где будут воссозданы Спасская церковь и Воеводский дом деревянной Каргопольской крепости 1664–1665 годов, сгоревшей в 1731 году. Здесь будет построен Паломнический центр с трапезной и гостиницей на 60 мест, Русский этнографический парк и причал для круизных теплоходов.

Архитектурные особенности

Покровская церковь появилась за 6 лет до знаменитого Преображенского храма в Кижах, на который приезжают полюбоваться туристы из разных стран мира. Считается что обе церкви строила одна и та же артель ремесленников.

Храм Покрова имеет форму креста, длину 32 м и ширину 30 м. Церковь поднимается от земли на 19 м, то есть она в два раза ниже Преображенского храма.

Покровская церковь многоярусная. Основной объем выполнен в виде восьмерика, к которому с четырех сторон добавлены прирубы. На нижнем восьмерике стоят два восьмигранных сруба поменьше. Небольшие луковичные главки расположены в первом, втором и третьем ярусах, на самом верху и над алтарным выступом на востоке здания.

Восточный прируб для алтаря имеет форму пятигранника. К прирубам с юга и севера пристроены два предельных алтаря, а с западной стороны к основному объему примыкают невысокая трапезная и шатровое крыльцо. Каждый прируб венчают поставленные друг на друга бочки, а над основным восьмериком установлено восемь бочек.

В Покровской церкви более 20 окон, они небольшие и расположены в два ряда. В храм можно попасть через пять дверей. Для основного входа и выхода используется западное крыльцо.

Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы

ID — UKRAINE

Всемирным наследием ЮНЕСКО в нашей стране признаны 7 объектов, среди которых есть церкви, университет, памятные плиты и даже леса.

Для того, чтобы беречь, восстанавливать и продвигать самые ценные культурные, исторические и природные объекты на Земле, одна из самых авторитетных международных организаций UNESCO с 1978 года ведет так называемый Список объектов всемирного наследия. На сейчас в нем уже более 1000 наименований, еще больше — кандидатов, которые подают правительства стран, на территории которых находятся ценные объекты.

В Украине таких объектов — семь. Еще 15 числятся кандидатами. Коротко пройдемся по ним.

1. София Киевская и Киево-Печерская лавра

Единым объектом с 1990 года значится киевская гордость — Софийский собор и связанные с ним монастырские строения + Киево-печерская лавра. Важно отметить, что ему присвоен критерий «шедевр человеческого гения». Все строения, включенные в наследие, относятся к 11-12 векам, к периоду рассвета Киевской Руси.

София Киевская (вид со стороны колокольни) Колокольня 18-го века, которая встречает посетителей на входе в Софийский собор

Читать еще:  Пора бронировать тур!

В комплекс входят:

Собой святой Софии с прилегающими к нему монастырскими постройками. Сама София была возведена Великим князем Киевским Ярославом Мудрым в 30-е годы 11-го века. Кроме величественной истории и остатков аутентичной кладки самого здания собор славится древними фресками и мозаикой, прежде всего, образом Богоматери Оранты.

Соседние постройки 18-го века — колокольня, бурса, дом митрополита, трапезная, хлебня, въездная башня, ворота Заборовского — тоже часть наследия.

Не менее ценным объектом для Киева и мира является Киево-печерская лавра. С 1051 года (времена правления Ярослава Мудрого) сюда начали прибывать монахи, которые селились в пещерах в поисках покоя от мирской и даже монастырской суеты. За Иларионом, Антонием и Феодосием приходили все новые и новые отшельники, и в 1062 году Великий князь Изяслав Ярославич разрешил им заселить всю гору над пещерами. Именно тогда был основан Печерский монастырь и открылась церковь на месте нынешнего главного собора.

Успенский собор в Лавре находится под охраной ЮНЕСКО в Украине

Частью лаврского комплекса считается и Церковь Спаса на Берестове, несмотря на то, что она находится за пределами Лавры. Считается, что собор был отстроен во время правления Великого князя Киевского Владимира Мономаха (1113-1125 гг.) на месте бывшей церкви святых Апостолов в Берестове, рядом с которой находился княжеский дворец — загородная резиденция Ярослава Мудрого и его сыновей Всеволода и Святослава. Возведенный Мономахом храм простоял до вторжения Батыя (1240 год) и играл роль усыпальницы князей рода Мономаховичей. В частности, здесь были похоронены Юрий Долгорукий и его сын Глеб Юрьевич. Сегодня мы видим уже ту церковь, которая была отстроена митрополитом киевским Петром Могилой в 1640-43 гг.

Первый объект Всемирного наследия ЮНЕСКО в Украине может быть расширен за счет Андреевской и Кирилловской церквей. В 2009 году наше правительство подало их в качестве кандидатов. Но пока решение не принято, поэтому в этом посте на этих несомненно интересных храмах останавливаться не будем.

2. Исторический центр Львова

От столицы перемещаемся на запад. Самый европейский город Украины — Львов, а вернее его исторический центр тоже является объектом под защитой ЮНЕСКО (с 1998 года). В ареал комплекса входит около 120 гектаров земли центральной части города, а также находящийся поодаль Собор Святого Юра. Сердцевиной города и объекта ЮНЕСКО является площадь Рынок, которая была основана в середине 13-го века Великим князем Данилом Галицким на месте уже существовавшего на тот момент древнерусского поселения. Город, названный по имени сына Данила — Льва, активно расстраивался уже в средние века, являясь по сути одной из столиц Речи Посполитой.

Потолок в часовне Боимов — знатного мещанского рода. Данный объект находится под охраной ЮНЕСКО уже с 1978 года

При выборе Львова эксперты ЮНЕСКО обозначили такие основные критерии: «по своей городской застройке и архитектуре Львов является выдающимся примером синтеза архитектурных и художественных традиций Восточной Европы с такими же традициями Италии и Германии», а также «политическая и торговая роль Львова всегда притягивала определенное количество этнических групп с различными культурными и религиозными традициями…». Собственно притягивает «місто Лева» и сейчас — потоки туристов растут каждый год, а география гостей только расширяется.

3. Дуга Струве

На первый взгляд не совсем понятно, почему какие-то памятные доски и монументы, разбросанные по территории Северной и Восточной Европы, имеют такое значение для человечества, что были удостоены попадания во Всемирное наследие ЮНЕСКО. На самом деле в этих обычных местах в землю был заложены каменные кубы, через которые проходила так называемая Дуга Струве — сеть из 265 пунктов длинной 2820 километров.

С 1816 по 1855 годы команда геодезистов под руководством астронома Фридриха Струве измерили дугу меридиана от северного мыса в Норвегии до устья Дуная в Украине, пометив точки дуги каменными кубами. Кроме Старой Некрасовки (Одесская область) на нашей территории сохранились также пункты «Катериновка», «Фельштин» и «Барановка» в Хмельницкой области. Все они и 30 подобных пунктов в других странах (Норвегия, Финляндия, Россия, Швеция, Эстония, Латвия, Литва, Молдова, Беларусь) в 2005 году были объединены в один Памятник Весмирного наследия «Геодезическая дуга Струве» в память о достижениях человеческой мысли 19-го века.

Самый южный пункт дуги — «Старо-Некрасовка» (источник — Википедия, автор фото — Assedo)

4. Буковые леса.

Еще одним межнациональным объектом ЮНЕСКО в Украине, являются девственные буковые леса Карпат и древние буковые леса Германии. Кроме нас и немцев «совладельцем» этого объекта является Словакия, на территории которой продолжается карпатская горная гряда. Украино-словацкая часть состоит из 10 заповедников, 6 из которых находятся у нас. Это лесные массивы Карпатского биосферного заповедника, которые начинаются от наших Раховских гор и Черногорского хребта и тянутся до словацкого Полонинского хребта и Пряшовщины. Объект вошел в Список в 2007 году благодаря своей абсолютно уникальной флоре и фауне. Здесь сохраняются условия для глубоких исследований всех процессов жизнедеятельности европейского бука, его эволюции после ледникового периода и до наших дней. В 2011 году к объекту добавили древние леса Германии.

5. Резиденция митрополитов Буковины и Далмации

В 2011 году наша страна пополнилась еще одним объектом ЮНЕСКО. Почетный статус получило здание нынешнего Черновицкого национального университета, в котором ранее располагалась официальная резиденция митрополитов. Величественный архитектурный комплекс из красного кирпича был построен в 1864-1882 годах по решению австрийского императора Франца Иосифа I. Именно в этой резиденции по задумке ее главного идеолога епископа Евгения Гакмана должна была разместиться православная митрополия Буковины. В качестве архитектора над проектом работал знаменитый чех — Йозеф Главка, а финансирование строительства взяли на себя правительство Австро-Венгрии и православная община Черновцов. Примечательно, что в умеренном ко всем конфессиям городе поддержку православному начинанию оказали местные католики и иудеи. Несмотря на пожар во время Второй мировой войны, основные постройки и торжественные залы резиденции уцелели и после современной реставрации радуют глаз посетителей и сейчас.

Резиденция мирополитов Буковины и Далмации, ныне — Черновицкий национальный университет.

6. Деревянные церкви Карпат.

Наш совместный с Польшей объект наследия ЮНЕСКО включает в себя 8 уникальных церквей украинских Карпат. Решение о включении в Список этих жемчужин деревянного зодчества 16-го — 19-го веков было принято в 2013 году. Самой древней из них является Церковь Святого Духа 1502 года в селе Потелич на Львовщине. По некоторым сведениям, этот уникальный храм даже посещал лично Богдан Хмельницкий. Компанию ей составляют:

Церковь Святого Юра в Дрогобыче (Львовская область), которую относят к 17-му веку (по некоторым данным, тогда ее не построили с нуля, а достроили уже существующую церковь 16-го или даже 15-го века).

Церковь сошествия Святого Духа в Рогатине Ивано-Франковской области, которая датируется 1598 годом, славится, прежде всего, аутентичным иконостасом 1650 года, а также старинными иконами и деревянными скульптурами 16-го века.

Также к 16-му столетию относят Церковь Вознесения Господня в Ясине Закарпатской области (второе название — Струковская церковь). По другим данным, она относится к началу 19-го века. Является наиболее ярким примером деревянного зодчества Подкарпатской Руси.

Церковь Святой Троицы в городке Жовква на Львовщине относится к 1720 году. Она была возведена на месте старой сгоревшей церкви на средства местной паствы и польского королевича Константина Владислава (сына Яна III Собесского). С самого начала и по сей день является храмом Украинской греко-католической церкви.

Еще одна закарпатская церковь 1745 года расположена в селе УжокЦерковь Святого Михаила. Считается визиткой Закарпатья и ярким примером так называемого бойковского стиля в зодчестве (бойки — этническая общность подкарпатского края)

Завершают список две церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Первая — в селе Нижний Вербиж Ивано-Франковской области Львовской области (1808 года), а вторая — в селе Матков Львовской области (1838 года). Первая из них интересна тем, что построил ее якобы некий Григорий Мельник, который прожил 114 лет. Якобы он даже получил золотую медаль за строительство церкви от самого императора австрийского. В комплекс самой «юной» матковской церкви кроме собственно храма также входит небольшая оригинальная колокольня 1924 года.

7. Древний город Херсонес.

Последний объект Всемирного наследия ЮНЕСКО в Украине заслуживает отдельного обстоятельного разговора. В этом посте лишь коротко обозначим основные сведения. Под охраной ЮНЕСКО руины древнего Херсонеса находятся с 2013 года.

Купюра номиналом 1 гривна с изображением Руин Херсонеса, которые несмотря на аннексию Крыма по-прежнему являются объектом всемирного наследия ЮНЕСКО в Украине

Греческий город-государство был основан в 5-м веке до нашей эры и до 10-го века н.э. оставался одним из главных культурных и торговых центров сначала Греции, а затем Византии на Черном море. В 988 году Херсонес был захвачен киевским князем Владимиром Великим (после чего якобы князь был здесь и крещен) и стал главным форпостом Руси на юге страны. Из-за раздробленности Киевской Руси, а затем татаро-монгольского нашествия и роста конкуренции со стороны соседних генуэзских портов славные времена Херсонеса Таврического завершились. В 13-м — 14-м веках его по очереди разрушали татарские орды и литовские князья. Сегодня на месте бывшего метрополиса можно увидеть лишь руины.

Красота уходящая: 15 деревянных храмов русского Севера

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Работая без молотков и гвоздей, русские зодчие возводили такие невероятные строения, как 24-купольная Покровская церковь в Вытегре (построена в 1708 году и сгорела в 1963 году) и 22-купольная Преображенская церковь на острове Кижи (построена в 1714 году).

Ни одна из первых деревянных церквей не сохранилась, но некоторые соборы, построенные в начале XVIII века сумели пережить как множество суровых зим и преследование церкви коммунистами, когда в течение почти ста лет великолепные церкви сжигали или оскверняли. Большинство чудом сохранившихся церквей ныне пребывают в состоянии ветхости и запустения.

Когда в конце XIX века известный художник и иллюстратор русских народных сказок Иван Яковлевич Билибин побывал в северной части России, он своими глазами увидел эти уникальные деревянные церкви и буквально влюбился в них. Своими фотографиями, сделанными во время путешествия по северу, Билибин сумел обратил внимание людей на плачевное состояние деревянных церквей. Именно благодаря его усилиям и продаже открыток, были собраны деньги на восстановление 300-летних церквей. Но с тех пор прошло уже почти полтора столетия, и многим деревянным церквям русского Севера снова нужна реставрация.

1. Кижский погост

Кижи или Кижский погост расположен на одном из многочисленных островов Онежского озера в Карелии. Этот архитектурный ансамбль включает в себя две красивые деревянные церкви XVIII века и восьмиугольную колокольню (также из дерева), которая была построена в 1862 году. Настоящей жемчужиной архитектуры Кижей является 22-купольная Преображенская церковь с большим иконостасом — деревянной алтарной перегородкой, покрытой религиозными портретами и иконами.

Крыша Преображенской церкви в Кижах была сделана из еловых досок, а ее купола покрыты осиной. Конструкция этих сложных надстроек также обеспечила эффективную систему вентиляции, в итоге сохранившую структуру церкви от распада.

Читать еще:  Что любопытно в пылесосах-роботах и почему их можно назвать чудом техники

Эта массивная церковь высотой около 37 метров была сделана полностью из дерева, что делает ее одним из самых высоких бревенчатых сооружений в мире. В процессе строительства не было использовано ни одного гвоздя.

В течение 1950-х годов в целях сохранения на остров были перенесены десятки других церквей из различных частей Карелии, и сегодня 80 исторических деревянных конструкций образуют национальный музей под открытым небом.

2. Церковь в Суздали

В Суздали (Владимирская область) можно найти, по крайней мере, 4 интереснейших деревянных храма, построенных между XIII и XVIII веками.

Некоторые из них являются экспонатами Музея деревянного зодчества, созданного в Суздали.

3. Церковь Всех Святых в Сургуте

Храм во имя всех святых в земле Сибирской просиявших, построенный в Сургуте, был восстановлен в 2002 году по всем канонам православной архитектуры — деревянная конструкция без единого гвоздя. И собирали его на том самом месте, где казаки основали город и построили первую церковь.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы была построена в 1531 году в селе Передки. Впоследствии ее перенесли в музей под открытым небом Витославлицы.

4. Церковь Елисея Угодника на Сидозере

Церковь Св. прор. Елисея Угодника находится в Подпорожском районе Ленинградской области на берегу озера Сидозеро, недалеко от дачного поселка Яковлевская. Раньше недалеко от поселка и в непосредственной близости от церкви находилась село Яковлевское (с. Сидозеро). Сейчас жилых домов рядом с церковью не осталось — только на другом берегу.

Церковь православная, построена в 1899 году. Здание деревянное, на каменном фундаменте, но при этом имеет формы русского эклектичного стиля, характерного для каменного зодчества. Закрыта в конце 1930-х.
Судьба церкви печальна: видимо, ценность её померкла, по сравнению с роскошными и древними соседями — храмами в Согиницах, Щелейках. Важинах и Гимреке, удостоенных даже статуса объектов культурного наследия (памятников архитектуры) федерального значения и комплексной реставрации в 1970-х годах, и, в целом, неплохо себя чувствующих.

Церковь же Елисея на Сидозере не вошла ни в какие высокие списки (и путеводители) в середине прошлого века, — видимо, из-за своего возраста и стиля, а сейчас полностью заброшена и запущена, пришла в аварийное состояние — ей осталось, вероятно, лет 5-10, пока она не превратится в руину. Но то, что не привлекало должного внимания специалистов в 20-м веке, — стильная красота церкви — спустя полвека является её неоспоримым и крайне привлекательным достоинством

5. Церковь Воскресения Христова, Суздаль

Воскресенская церковь из села Потакино была перевезена в Суздаль. Эта церковь была создана в 1776 году. Особо в ней выделяется колокольня, которая встроена в саму церковь.

6. Церковь Святого Георгия Победоносца в Малых Корелах

Изначально Церковь во имя святого Георгия Победоносца была построена в селе Вершины в 1672 году. Во время реконструкции она была перевезена в Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы».

7. Храм Иконы Божьей Матери в Верхней Санарке

Верхняя Санарка – это маленькое село в Пластовском районе Челябинской области. Когда-то здесь жили казаки. Сегодня побывать в этом селе стремятся многие, чтобы увидеть уникальную достопримечательность – деревянную церковь иконы Божьей Матери «Скоропослушница». Эту удивительную церковь строили три года – с 2002 до 2005.

Уникальность церкви в том, что строили её по древнерусской технологии деревянного зодчества. Строители специально ездили в Кижи учиться этому мастерству. Сложно поверить, но храм построен без единого гвоздя.

Деревянные конструкции пропитали специальными веществами, защищающими от огня и гниения. Теперь главная напасть, от которой страдали все русские деревянные храмы – пожар – этой церкви не страшна.

В храме есть верхнее и нижнее помещение, а одновременно здесь могут поместиться 300 верующих. Высота церкви – 37 метров.

Васильевская церковь в Овруче

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЦЕРКВИ СВЯТОГО ВАСИЛИЯ В ОВРУЧЕ

Древнейшим архитектурным сооружением Овруча и в целом Житомирщины является Церковь Святого Василия. Ее история началась чуть ли не с введения христианства князем Владимиром Великим на украинских землях. По преданию, в 997 г. на соседнем с Замковой горой холме над рекой Норин появился первый христианский храм древлян Полесья. Первая церковь была деревянной, названная в честь святого Василия Великого (само имя Василий получил Владимир Великий при святом крещении в Византии), а при ней еще при жизни князя-крестителя была основана школа для боярских и поповских потомков.

Впоследствии, почти два века спустя, в 1190-х годах, тогдашний обладатель древлянской земли князь Рюрик Ростиславич, который при крещении также принял имя Василий, поставил на месте Владимирова храма каменную дворцовую церковь. Она имела прекрасную акустику (благодаря встроенным в стены динамикам), а интерьеры украшали великолепные фрески на золотом фоне. Исследователи обычно называют ее архитектором княжеского придворного зодчего Петра Милонега, известного своими сооружениями в Киеве, Чернигове, Белгороде. Со времен начала работы храма его единственный купол был позолочен, поэтому к названию культового сооружения добавилось уточнение — златоверхая.

ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОЕ НАШЕСТВИЕ НА ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО ВАСИЛИЯ

Неоднократно грабили и вредили храму татарские нашествия (в 1240 и 1299), а в 1321 г. разъяренный неуступчивостью защитников Овруча литовский князь Гедимин разрушил святыню. На протяжении веков среди руин пролежали в земле обломки плинфы, на которых сохранились даже фрески. В XVI в. здесь появилась деревянная церковь, которая впоследствии сгорела. Следующую, деревянную, на том же месте смогли восстановить только в 1734 г., но со временем и ее разобрали. После разрушения уцелевших каменных сводов храма в 1842 г. от первоначальной постройки осталось три апсиды и часть северной стены с аркой.

ВОЗРОЖДЕНИЕ ЦЕРКВИ СВЯТОГО ВАСИЛИЯ

В начале XX в. возрождением храма занимался тогдашний епископ Волынский и Житомирский Антоний (Храповицкий), по инициативе которого и при поддержке синода Русской православной церкви по всей территории империи собирались средства «на восстановление святыни православия на Руси в городе Овруче Волынской губернии».

Исследования археолога Петра Покрышкина позволили архитектору Алексею Щусеву разработать оригинальный проект возрождения храма. Во время реставрационно — строительных работ все надежные первичные фрагменты руин без изменений использовали в восстановленной кладке. Росписи интерьеров выполнили художники Александр Блазнов, Корней Савенок и Кузьма Петров-Водкин.
Торжественное открытие восстановленной церкви Святого Василия в начале сентября 1911 г. состоялось при участии российского императора Николая II (на личные пожертвы царя приобрели иконостас, паникадило и лампады для храма), а также премьер-министра Петра Столыпина и церковного руководства. Сейчас на попечительстве собора находится расположенный рядом Свято-Васильевский женский монастырь Овруцкой епархии Украинской православной церкви.

КАК ДОБРАТЬСЯ ДО ЦЕРКВИ СВЯТОГО ВАСИЛИЯ В ОВРУЧЕ

Из автовокзала Житомира (ул. Пролетарская, 2) до Овруча ходит прямая регулярная маршрутка (№ 1357 и № 1367). Стоимость проезда составит 73 гривны. Так же до Овруча Вы можете добраться и на собственном авто. Расчитать маршрут на автомобиле вы можете здесь

Дорогие посетители наш онлайн путеводитель по Украине желает Вам приятного отдыха.

filaretuos

Друзья и враги

Древние православные храмы Киева

Софийский собор был заложен в 1037 году князем Ярославом Мудрым. По преданию храм был возведен именно на том месте, где князь одержал победу над язычниками печенегами. Во XI-XIII веках собор неоднократно разорялся — половцами, печенегами, а особенно сокрушительному разрушению собор подвергся при захвате Киева в 1240 году татаро-монголами под предводительством хана Батыя. Храм был разрушен, но все же не уничтожен. В 1385 — 90 гг. митрополит Киприан воссоздал его из руин, после чего более трех с половиной веков храм находился в запустении. В 1630-е годы киевский митрополит Петр Могила отреставрировал собор и основал при нём мужской монастырь. Работы по обновлению храма продолжались до 1740 года, когда он окончательно приобрёл нынешний облик.

Колокольня Софийского собора была построена по заказу гетмана Мазепы. До сегодняшнего дня сохранился колокол, отлитый также по его заказу, который находится на втором этаже колокольни и носит название «Мазепа».

Угроза разрушения нависла над древним храмовым комплексом в XX столетии. В начале 1930-х годов советская власть приняла решение об уничтожении Софии, лишь вмешательство Франции, которая помнила о том, что королева Анна (жена Генриха I) была дочерью основателя храма Ярослава Мудрого, не позволило уничтожить эту реликвию.

Владимирский собор был построен в честь великого князя Владимира, который в 998 году ввел христианство на Руси. Идея строительства собора принадлежит митрополиту Филарету Амфитеатрову. В 1852 году после официального утверждения проекта царем Николаем I и Синодом начался сбор средств. Первый камень Владимирского собора был заложен в день святого Владимира 15 июля 1862 г, но строительство растянулось почти на тридцать лет — до 1896 года.

Впервые Михайловский Златоверхий собор упоминается документально в летописи, где рассказывается о том, что князем Святополком Изяславичем, внуком Ярослава Мудрого, 11 июля 1108 года неподалеку от Дмитриевского монастыря и церкви святого Петра был заложен новый храм в честь Св. Архистратига Михаила. Михайловский собор получил название Златоверхий потому, что тогда в Киеве это была единственная церковь, имеющая золоченый купол. Внутри Михайловский Златоверхий был отделан мозаикой, мрамором, здесь были драгоценные образа. В 1103 г. из Константинополя в Михайловский монастырь были отданы мощи Св. великомученицы Варвары, ставшие впоследствии главной святыней Михайловского собора. После смерти, Святополка похоронили в храме, построенном им. В 1240 г. во время татаро-монгольского нашествия Михайловский собор был разграблен и отчасти разрушен.

На протяжении столетий территория монастыря расширялась. Большую лепту в развитие и усовершенствование Михайловского монастыря в разные периоды привнесли украинские гетманы. В 1718 году Б. Хмельницкий на личные средства обновил на центральном куполе церкви позолоту, гетман Скоропадский провел обустройство нового иконостаса, а И. Мазепа принес пожертвование монастырю в виде паникадила и серебряного ларца для мощей Св. Варвары.

Андреевская церковь расположена на крутом правом берегу Днепра, над исторической частью города — Подолом. Она видна издалека и является благодаря своему нарядному и красочному облику одним из наиболее заметных архитектурных произведений Киева. От Андреевской церкви идёт вниз живописный Андреевский спуск, где родился и жил Михаил Булгаков.

По легенде, некогда на месте Днепра было море, но когда в Киев пришел святой Андрей и поставил на горе, где сейчас стоит Андреевская церковь, крест, то море ушло вниз и спряталось под горой. В Андреевской церкви нет колоколов, так как, по легенде, при первом же ударе колоколов вода проснется и зальет весь Киев.

Проект Андреевской церкви создал знаменитый архитектор Растрелли, а первый камень постройки заложила сама императрица всея Руси Елизавета Петровна в 1744 году. Строительство храма под руководством московского архитектора И.Ф. Мичурина шло очень медленно в связи с тем, что не были отведены источники, находившиеся в горе под церковью, и долгие годы вода просачивалась сквозь стены фундамента и разрушала его.

Ильинская церковь — имеет долгую историю. Этот храм является наследником, пожалуй, самой древней церкви на территории всей Киевской Руси. По крайней мере, в летописях утверждается, что именно так назывался храм, который построили легендарные князья Аскольд и Дир, во всяком случае, совпадает не только название, но и место расположения, указанное в “Повести временных лет”. Также существует вполне логичная версия о том, что именно возле Ильинской церкви происходило крещение киевлян в 988 году.

Читать еще:  В РПЦ призвали блоггеров к корректности и ответственности

Теперешний свой вид церковь святого Ильи получила благодаря стараниям мещанина Петра Гудимы, который на свои средства построил каменное здание храма.

Кирилловскую церковь построили в середине XII века на окраине древнего Киева — Дорогожичах. Церковь была названа в честь святого Кирилла, одного из славянских просветителей. Начал строительство черниговский князь Всеволод Ольгович, а после его смерти завершила постройку его вдова, Мария Мстиславовна. Для представителей династии Ольговичей храм стал фамильной усыпальницей. В 1194 г. здесь был погребен киевский князь Святослав — герой древнерусской поэмы «Слово о полку Игореве».

Покровская церковь имеет насыщенную историю и не менее бурную судьбу. На месте, где расположилась эта церковь, ранее уже располагалось несколько храмов. Так, один из них был возведён в 1685 году возле остатков сгоревшей в 1651 году армянской церкви Рождества Богородицы. В XVIII веке деревянную церковь разобрали и на её месте построили новую, из камня. Проект храма был разработан архитектором И.Григоровичем-Барским. Точная дата строительства неизвестна – одни исследователи отдают предпочтение 1772 году, другие – 1766, причём обе даты, как это ни удивительно, обоснованы документально. Храм сильно пострадал от большого пожара 1811 года, поэтому при реставрации его купол, выполненный в стиле украинского барокко, был заменён куполом в стиле классицизма. Также храм перестал делиться на верхний и нижний, были убраны лестницы у крылец. Декор храма удалось восстановить лишь частично. В 1824 была проведена очередная реконструкция, в рамках которой была возведена с западного фасада новая тёплая церковь/

Успенская церковь Богородицы Пирогощей является православным каменным храмом, построенным в ХІІ веке сыновьями Владимира Мономаха Мстиславом Великим и Ярополком. Этот храм даже был упомянут в летописи “Повесть временных лет”. Невзирая на такую древность, церковь разрушили большевики в 1935 году, и только в 1998 году тут возвели новую церковь.

Специалисты до сих пор не сходятся во мнении, откуда у храма такое название. Одни склоняются к тому, что оно происходит от византийского слова, которым обозначали иконы, размещаемые в башнях крепостей и монастырей, другие считают, что слово “Пирогоща” происходит от двух славянских слов, связанных с купцами, торговавших хлебом (возможно, они вложили немалые средства в постройку храма).

Церковь, являвшая собой увенчанный куполом небольшой трёхнефный храм, сильно пострадала во времена монгольского нашествия, однако его восстановили и освятили в XV веке. Позднее храм приходилось неоднократно реставрировать, поскольку он часто страдал от походов крымских татар и пожаров. При этом в реставрации церкви брали участие не только местные жители, но и зарубежные архитекторы (например, реконструкция 1611 года проводилось под руководством итальянца Себастьяно Брачи).

Трудно переоценить значение храма в жизни киевлян, для них он являлся главным центром города/

Церковь Спаса на Берестове является одним из древнейших памятников Украины, возведённом ещё в домонгольские времена. Благодаря таким сооружениям становятся понятнее те приёмы и технологии, которые применялись для строительства храмов в древней Руси. Кроме того, проведённая позднее реконструкция позволяет проследить, каким образом формировался стиль украинского барокко.

Собор был сооружён на рубеже ХІ-ХІІ веков как центральный храм Спасо-Преображенского монастыря, располагавшегося в селе Берестово, являвшегося резиденцией князя Владимира Мономаха и его потомков. Своё название храм получил благодаря тому, что главный престол собора строители посвятили одному из главнейших символов христианства – Преображению Господню. На протяжении всего ХІІ века храм, помимо выполнения своих основных функций был ещё и родовой усыпальницей княжеского рода Мономаховичей, включая и Юрия Долгорукого.

Храм Рождества Христова построен в 1809-1814 годах в стиле классицизма. Церковь возвели на месте разобранного старого деревянного храма, только на этот раз её сориентировали в юго-восточном направлении. Размещён храм был на главной улице Подола, ведущей к Лавре. Однако, из-за пожара 1811 года и вызванной им перепланировки Подола, расположение храма коренным образом изменилось, поэтому он на сегодняшний день выглядит несколько необычно, особенно при сравнении с другими постройками подобного типа.

Возведённый по проекту архитектора Меленского храм представлял собой восьмигранное сооружение, с восточной стороны к которому примыкала апсида, и колокольня – с западной. С северной и южной стороны строение было украшено четырёхколонными портиками с колоннами, выполненными в ионическом стиле. Главное помещение храма перекрывалось восьмиугольным перекрытием, в центре абсиды также было восьмиугольное пространство с возвышающимся над ним четырёхугольным куполом с окнами. Колокольня храма была двухъярусной, причём второй ярус был ротондой, составленной восемью колоннами ионического ордера, прикрытой сверху куполом и высоким шпилем.

Особой популярности храму Рождества Христова придал тот факт, что именно тут стоял гроб с телом Тараса Шевченко, когда его перевозили из Санкт-Петербурга к месту окончательного захоронения в Каневе. Тут же настоятелем храма Ж.Желтоножским и архиепископом П.Лебединцевым был отслужен молебен по поэту. По этой причине церковь Рождества Христова среди киевлян нередко именуется шевченковской.

Церковь Николая Набережного — одна из церквей киевского Подола, посвящённых Николаю Чудотворцу.

Храм известен ещё с ХІ века, однако первые точные упоминания о нём датируются 1543 годом. В XVII веке храм сгорел и на его месте возвели новую церковь, тоже деревянную. В современном виде церковь Николая Набережного появилась в 1775 году. Как раз возле того места, где некогда стояла её предшественница. Образцом для новостройки стала церковь Трёх святителей из селя Лемеши, кроме того, храм был расписан оригинальными росписями. Однако, во время киевского пожара 1811 года храм сильно пострадал от огня, и живопись XVIII века была уничтожена. Главным шедевром церкви Николая Набережного считается икона Святого Николая Мирликийского, написанная в первой половине XVII века. До 60-х годов ХХ века этот храм был единственным действующим на Подоле, однако во время очередных гонений закрыли и его. В 1992 году его снова передали верующим. На сегодняшний день церковь принадлежит Украинской автокефальной православной церкви.

Церковь Николая Притиска является одной из многих, возведённых на Подоле в честь этого святого. Происхождение названия храма на сегодняшний день вызывает различные толки. Так, одна из версий гласит, что название происходит от причала (притыка), ранее существовавшего здесь. Другая ссылается на древнюю легенду, согласно которой пробравшийся в храм вор был придавлен (притиснут) иконой Николая Чудотворца большого размера.

Современный храм Николая Притиска являет собой синтез украинского барокко и более ранних традиций. Строился храм в 1695-1707 годах на том же месте, где ранее стояла деревянная церковь 1631 года.

Храм Николы Доброго стоял на Подоле ещё в домонгольские времена, однако больше упоминаний о нём встречается уже в XVI веке. Именно тогда на средства легендарного казака Самийла Кошки был восстановлен храм Николая Чудотворца вместо старого, ранее сгоревшего.

Точных ведомостей о том, почему храм носит такое название – Николы Доброго, не осталось. Возможно это из-за того, что при храме работала богадельня для бедных и больных, а возможно потому, что немало средств на одну из её предшественников потратил купец Добрик, получивший выкуп от пленного половца.

Именно здесь, после проведённой в начале ХХ века реставрации, венчался известный писатель Михаил Булгаков, там же позже отпевали его мать .

Покровская церковь на Соломенке (его ещё нередко называют Свято-Покровским храмом) является одной из наиболее ценных святынь Киева и архитектурным памятником. Здание храма было возведено в 1897 году по проекту известного архитектора того времени И.Николаева. Заказчиком постройки храма выступил киевский городской совет, желающий таким образом почтить память митрополита Киевского и Галицкого Платона (Городецкого). Сами киевляне данный храм привыкли называть «Платоновской церковью на Стадионной». Также этот храм вошёл в историю тем, что в 1905-1919 годах его настоятелем был Василий Липковский, позднее создавший и возглавивший Украинскую Автокефальную Православную церковь. При храме, с самого момента его основания, была устроена церковно-приходская школа, славившаяся уровнем образования, которое она давала. Именно благодаря этой церковно-приходской школе многие прихожане, не имевшие возможности учиться в гимназиях (в которых обучение было платным), смогли получить элементарные основы грамоты и арифметики.

Этот храм, известный как Николаевская церковь на воде (хотя его официальным названием является «храм Николая Чудотворца»), является первым и единственным храмом на территории Украины, расположенным в акватории. Общая высота храма составляет приблизительно 23 метра. Количество людей, которых может вместить Церковь на воде- 50, ещё столько же может разместиться на площадке возле храма. С берегом храм соединяется пятнадцатиметровым мостиком.

Невзирая на чрезвычайно молодой возраст храма, у Церкви на воде есть своя предыстория. Ещё в начале ХХ века на речной пристани Киева располагалась часовня святого Николая, выполненная в псевдорусском стиле. Часовня была построена на средства, выделенные городским обществом спасения на водах, и простояла там до 30-х годов, то есть, до расцвета борьбы с религией.

Современный храм Николая Чудотворца как бы продолжил историю часовни. Возводиться он начал в декабре 2003 года.

Наш милый город всё же рядом с нами,
Я за него сегодня помолюсь,
Очищена его колоколами
Несчастная,но всё ж Святая Русь.

История Николаевской церкви

Приходъ этой церкви состоитъ изъ городскихъ обывателей и жителей деревень: Коломенской, Заломовъ, Курмышковъ и Кузьминки; всехъ прихожанъ числится 958 мужского пола и 1077 женского пола.

Когда возникъ приходъ Николаевской церкви, сведенiй не имеется. Приходскiй каменный храмъ, съ такою же колокольнею, начатъ постройкою въ 1801 г.; придельные алтари его были устроены и освящены въ 1817 г. – один во имя пророка Илiи, другой во имя св. Апостола и Евангелиста Матфея.

Особенное участiе своимъ усердiемъ по сбору пожертвованiй оказали ц. староста купецъ Яковъ Максимовичъ Бородинъ и бывшiй прихожанинъ этой церкви, крестьянинъ Коломенской слободы Матвей Ярцевъ, сделавшiйся впоследствiи въ Москве именитымъ купцомъ и капиталистомъ. Эти лица своими средствами содействовали строенiю и украшенiю храма.

Но только въ 1848 г. настоящая церковь была окончена и освящена. Въ 1834 г. во время пожара, сильно пострадала колокольня храма: въ ней сгорели деревянныя ея части – лестница и шпиль. Около 25 летъ колокольня стояла без шпиля и креста, изображая собою какъ-бы вавилонскую башню, и только въ 1860 г. ц. староста М. Гладушевъ привелъ колокольню в настоящiй видъ.

По грандiозности своей архитектуры, Николаевская церковь занимаетъ самое видно место между церквами во всей епархiи.

Вот видите, даже Малицкий утверждает, что архитектура грандиозная, колонны, карнизы, чудесная кладка…красота!

Вот, пожалуй, и все, с некоторыми достопримечательностями Венева мы разобрались. Что еще хочу отметить в оканцовке. К приходу Николаевской церкви в Веневе относились еще две – это Богоявленская и Покровская церкви (последняя есть на видео) но о них уже в следующих статьях.

Теперь буду с вами прощаться, всего доброго.

P. S. Часть фото принадлежит Сергею Рубцову (копирайт оставила), часть фото взяты из Гугл картинок (подписала источник).

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector