3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Десятки тысяч жертв и двухвековая изоляция — последствия восстания японцев-христиан

Десятки тысяч жертв и двухвековая изоляция — последствия восстания японцев-христиан

До середины XVI века Япония была государством абсолютно закрытым. Основной религией, исповедуемой и в те времена, и сейчас, являлся и является синтоизм. Синтоизм – религия, основанная на верованиях в многочисленных богов и духов умерших, претерпевшая в своем развитии значительное влияние буддизма.

Однако, как это не странно, в Японии есть и христиане. И хотя их число совсем невелико, они повлияли на ход истории Страны восходящего солнца.

Гонения буддизма во Вьетнаме в конце 1950х — начале 1960х годов

Социологические опросы, датированные первой половиной XX века, показывают, что от 70 до 90% населения Вьетнама составляли буддисты. Но католичество активно насаждалось сначала французским колониальным правительством, а затем и президентом-католиком Нго Динь Зьемом. Под видом борьбы с коммунизмом он устраивал террор против буддистов и подавлял любую оппозицию.

Католикам было проще продвигаться по военной и гражданской службе, для них существовали привилегии при распределении земель и налоговые послабления. Государство вело дискриминационную политику в отношении буддистов.

Некоторые католические священники управляли вооруженными формированиями, что позволяло им насильно обращать в свою веру буддистов и разрушать пагоды. Правительство закрывало глаза на их произвол.

Католиками становились военные для продвижения по службе и крестьяне для получения материальной помощи. Вскоре католическая церковь стала крупнейшим во Вьетнаме землевладельцем.

В мае 1963 года, в день празднования рождения Будды, власти запретили пронесение флага буддийской конфессии в городе Хюэ. Но буддисты проигнорировали запрет и отправились к правительственной радиостанции с флагом. В ответ власти открыли огонь и убили девять человек.

За это лето боевики убили 500 христиан в Эфиопии

Летом этого года боевики убили по меньшей мере 500 христиан в Эфиопии, среди них были беременные женщины и дети.

В результате множественных нападений, которые совершили боевики молодежного движения «Qeerroo» в штате Оромо, погибли сотни местных жителей. Скоординированные убийства христиан начались после убийства певца Хачаллу Хундессы, который был застрелен в конце июня.

При императоре Траяне (98117)

Траян составил юридическое основание для преследования христиан. Все началось с его наместника Плиния Младшего, который в своих письмах императору обвинял христиан просто в принадлежности к незнакомой религии: «Я не сомневался, что в чем бы они ни признались, их следовало наказать за непреклонную закостенелость и упрямство». Император одобрил действия наместника, но государство не искало христиан целенаправленно для наказания.

Среди пострадавших был священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский.

Защитить христиан мира

Примерно в 10% стран мира, где растут религиозная неприязнь и ограничения, пропагандируются националистические взгляды.

«Шестнадцать процентов стран, отмеченных в отчете, организовали социальные группы, которые использовали националистическую риторику против религиозных меньшинств в стране», – отметила исследователь центра Pew Катаянг Киши.

Глава ОВЦС Митрополит Иларион (Алфеев) считает, мир стоит перед необходимостью создания глобального и эффективного механизма защиты прав христиан в мире:

«Мы убеждены, что все государства призваны обеспечить людям гарантированную возможность свободно исповедовать свою религию, воспитывать детей в христианской вере и открыто представлять и защищать свою позицию в публичной сфере, не подвергаясь гонениям».

ГОНЕНИЯ НА ХРИСТИАН В МИРЕ С ПЕРВЫХ ВЕКОВ ДО НАЧАЛА ХХ ВЕКА

Римская империя (I-IV века)

«Факелы Нерона» г. Семирадский, 1882 г.

Гонения в Риме шли с разной интенсивностью. Первый пик связан с императором Нероном (64–68 гг.), когда, среди прочих, были казнены апп. Петр и Павел. Но и в «спокойное» время исповедание Христа могло стоить жизни. Не помог даже Миланский эдикт императора Константина — начавший утверждение христианства в качестве государственной религии. Уже после него приняли смерть, например, знаменитые 40 севастийских мучеников. А следующий император — Юлиан (361–363 гг.), получивший имя Отступник — попытался реставрировать язычество и вновь прибег к гонениям.

Европа (VIII-IX века)

Кельтский поклонный крест. Фото В. Ештокина

Утверждение христианства в варварских странах привелок к новой волне гонений. Особо сильными они были в Англии, где сторонники друидов убивали христиан, видя в них угрозу своей вере и образу жизни. Одновременно с этим началось завоевание арабами Испании, где также пролилась христианская кровь.

Европа и Ближний Восток (Х-XI века)

Сбитая мусульманами фреска, Каппадокия. Фото В. Ештокина

Читать еще:  Minfin. Com. Ua: Курс рубля будет в зависимости от темпов производства готовой продукции

Средние века ассоциируются у нас с безраздельным господством христианской Церкви. Но и тогда в Европе продолжались преследования верующих. Особенно сильны они были опять же в Англии, куда в этот период вторглись язычники-датчане.

На тоже время пришлись и одни из самых сильных гонений в истории Ближнего Востока, их в 1009 году провел халиф аль-Хаким.

Балканы (XIV-XVI век)

Христианские страны Балканского полуострова подверглись нашествию турок. Все это обернулось репрессиями против верующих.

Япония (XVII век)

На фоне колониальных претензий Европы японские правители закрыли страну для всех внешних влияний. Одновременно были приняты указы о запрете миссии и исповедания христианства. До 50-х годов ХIХ века христиане составляли в стране гонимое меньшинство.

Ближний Восток (XIX век)

Снова противостояние Востока и Запада привело к пролитию христианской крови. В 1870 году в Корее было казнено около 8000 христиан. В 1898-1901 годах в Китае случилось восстание «боксеров», входе которого националистами было убито около 30 тысяч христиан разных конфессий. В Русской Православной Церкви канонизировано 222 китайских мученика.

«Порывистый ветер»

Запад в общих чертах знал о том, что происходит в Сайгоне: в городе остались несколько десятков иностранных журналистов. Одним из них был голландец Хуберт Ван Эс, работавший на американское агентство «Юнайтед пресс интернешнл». В середине дня 29 апреля он оказался на территории посольства США рядом со зданием, где ранее проживали сотрудники американской резидентуры. Эс сделал полную драматизма фотографию: цепочка людей по шаткой лестнице поднимается на крышу, чтобы навсегда покинуть родину. Она стала символом поражения Запада во Вьетнаме.

Американского персонала в городе на тот момент почти не осталось, в вертолеты грузили вьетнамцев, которые опасались преследования со стороны новой власти. Их довозили до американских кораблей у вьетнамского побережья и возвращались за новыми беженцами. Эта операция вошла в историю под кодовым названием «Порывистый ветер».

«Ветер» стих за несколько часов до того, как армия ДРВ подошла к воротам посольства. На корабли 7-го флота эвакуировали 1737 американцев и более 5000 вьетнамцев. Чтобы разместить всех хотя бы на палубах, за борт приходилось сбрасывать вполне исправные вертолеты. Перед последним рейсом на крыше посольства оставались 11 морских пехотинцев. Последним на борт поднялся мастер-сержант Джон Вальдез.

Скольких вьетнамцев пришлось бросить на произвол победителей, так и осталось невыясненным. В списках посольства на эвакуацию числилось 17 тыс. человек. Всего за апрель 1975 г. удалось вывезти до 50 тыс. вьетнамцев, 138 тыс. получили американское гражданство.

Чем могут обернуться гонения на христиан в Китае

Власть Китая усиливает давление на общины христиан, не скрывая своей конечной цели – их закрыть. В нашей стране подобное уже было и привело к неожиданным результатам.

Руководство коммунистического Китая сейчас преследует христиан, стремясь полностью искоренить христианство в стране. Не так давно в СССР уже шли по такому пути. Запреты и гонения привели к противоположным результатам. Что происходит в Китае и как Киев может помочь тамошним христианам?

Историческая справка

Согласно преданию, первым христианским проповедником, который был в Китае, является святой апостол Фома. Он некоторое время проповедовал в этой стране, но тогдашние китайцы не горели желанием внимать его проповеди, и апостол Фома ушел из этих мест. Предание это довольно позднее, оно появись только в XIII веке и достоверность его под вопросом. Первые исторически достоверные свидетельства о появлении христианства в Китае датируются VII веком. В 635 г. в Китай пришли миссионеры, исповедовавшие несторианство. Их деятельность была довольно успешной, но в 845 г. в Китае начались религиозные гонения как на христиан, так и на последователей буддизма и даосизма. После этого вплоть до конца в XIII века о христианстве в Китае исторические источники не сообщают.

Примерно в 1293-1295 гг.. в Китае появились францисканцы и основали в Пекине католическую миссию. В 1579 г. к францисканцам присоединились иезуиты, которые кроме церковной проповеди стали продвигать в Китае достижения европейской науки и культуры. Результатом этого стало то, что в Китае до сих пор христианство ассоциируется с западной культурой и цивилизацией и воспринимается как нечто чужое, привнесенное извне. В 1784 г. деятельность иезуитов в Китае была запрещена.

Через Золотую Орду, во времена ее существования, в Китае оказались первые русские православные воины, которые несли там военную службу. В 1684 г. в Пекине появилась русская община во главе со священником Максимом Леонтьевым, состоявшая из пленного гарнизона крепости Албазин и членов их семей. А в 1712 на базе этой общины была основана Русская духовная миссия, которая выполняла также функцию неофициального дипломатического представительства России в Китае.

Вначале XX века деятельность Русской духовной миссии значительно активизировалась и было начато строительство нескольких соборов. Но в 1900 г. в Китае произошло восстание Ихэтуаней (Боксерское восстание), которое было направлено против иностранного вмешательства в китайскую экономику, культурную и религиозную жизнь. Восставшие разгромили здание Русской духовной миссии в Пекине и убили 222 православных китайца. Это был очень серьезный удар по православию в Китае.

Икона: Собор 222 Китайских мучеников

Читать еще:  Протесты евреев против фильма Гибсона "Страсти Христовы" неоправданны

После Октябрьской революции 1917 г. в Китае оказались сотни тысяч беженцев из России, которые дали новый толчок для развития Православия в этой стране. До середины XX века было построено более 100 храмов и основано около десяти монастырей. В 1956 г. Священный Синод РПЦ образовал автономную Китайскую Православную Церковь. Но в ходе так называемой «Культурной революции» в Китае (1966—1976 гг.) она была фактически уничтожена, как и другие религиозные организации. Все православные храмы и монастыри были закрыты и частично разрушены, священники арестованы, а некоторые убиты. Мощи, иконы и другие святыни подверглись поруганию.

В 1986 г. возобновилось совершение богослужений в Покровском храме в Харбине. Там служил священник-китаец – протоиерей Григорий Чжу. Он был единственным священником, кто смог тогда получить официальную государственную регистрацию.

В 2000-х годах в Китае были несколько расширены религиозные свободы. В 2013 г. впервые в истории Китай посетил с официальным визитом Патриарх Московский Кирилл. На этот визит возлагались большие надежды, которые большей частью остались нереализованными. Так Китайская Православная Церковь до сих пор не зарегистрирована в Китае официально. По приблизительным оценкам сегодня в Китае насчитывается 15 тысяч православных.

В 2008 г. несмотря на почти 300-летнее присутствие в Китае Русской духовной миссии, Константинопольский патриархат объявил Китай канонической территорией своей Гонконгской митрополии, что вызвало дополнительное напряжение между Фанаром и РПЦ.

Что касается католичества и протестантизма в современном Китае, то хотя они также сильно пострадали в годы «культурной революции», но их восстановление идет намного более быстрыми темпами. Священник РПЦ Дионисий Поздняев, который служит в Гонконге с 2012 года говорил: «За последнее 30-летие численность христиан в КНР, по самым консервативным оценкам, выросла многократно (католиков — в 4 раза с 1949 г., протестантов — в 20 раз за тот же период). Единственной христианской Церковью, численность прихожан и храмов которой в Китае не только не выросла, но и сократилась, остается Православная Церковь». Согласно данным ЦРУ США, на сегодняшний день в Китае проживают около 70 млн. христиан, что составляет 5,1 % всего населения.

Современные гонения

После относительно благополучных для христианства в Китае 2010-х годов, сегодня правительство этой страны стало снова проводить политику вытеснения христианской веры из жизни общества. За последние годы власти Китая закрыли множество нелегальных «домовых» церквей. Нередки случаи уголовного преследования христиан за совершение богослужений.

По сообщениям СМИ, в 2018 г. под нажимом властей множество китайских христиан были вынуждены опубликовать на своих страничках в соцсетях отречение от веры в официальной формулировке: «Принятие веры в христианство было слепым следованием за тенденциями. Теперь у меня есть более глубокое понимание этой религии и верований, и после дальнейшего изучения христианства я лучше понял свои духовные потребности. Я объявляю, что больше не буду участвовать в христианской религиозной деятельности и больше не верю в христианство».

В том же году по данным правозащитных организаций в Китае были арестованы более 10 000 человек за совершение христианских религиозных обрядов. В Гуанчжоу, третьем по величине городе Китая, Бюро этнических и религиозных дел назначило премию в 1500 долл. за информацию о нелегальных христианских собраниях. Одним из наиболее распространенных методов борьбы с христианством является лишение социальных пособий за посещение богослужений и участие в жизни христианских общин. Надо признать, что в условиях экономического спада в результате пандемии коронавируса эти методы являются довольно эффективными.

Объясняется нынешнее гонение на христиан в Китае двумя факторами.

Во-первых, это собственно атеистическая идеология правящей коммунистической партии (КПК). В 2018 г. директор Государственного управления по делам религий Китая Ван Цзаоань опубликовал программную статью, основные посылы которой заключаются в том, что члены КПК не могут иметь религиозных убеждений, им запрещено интересоваться религиозными учениями, они обязаны строго придерживаться марксизма и атеизма. Усилия китайских властей по пропаганде атеизма и отказа от религиозных убеждений приносят свой результат. По данным агентства Gallup International в 2018 г. самой атеистической страной в мире являлся Китай. 67 % жителей этой страны признали себя атеистами. Это более чем в два раза превышает показатель Японии, которая находится втором месте (29%).

Во-вторых, это сформировавшееся еще в XVI веке в результате деятельности иезуитов представление о том, что христианство — это религия чужой западной цивилизации, при помощи которой эта цивилизация хочет контролировать Китай или по меньшей мере вмешиваться в китайские внутренние дела. Поэтому рост националистических настроений в Китае всегда сопровождался противодействием всему западному, в том числе и религии. Сегодня в Китае наблюдается рост как раз таких настроений. Этому способствуют экономический кризис и нарастающее противостояние с США, в экономической, политической и даже военной сферах.

Аналогии с Киевской Русью

Читая новости о притеснениях христиан в Китае, невозможно отделаться от мысли, что нечто похожее происходило в Киевской Руси времен святого князя Владимира Великого. Как известно, в начале своего правления Владимир сделал ставку на язычество. Во главе языческой партии он сверг с Киевского престола своего брата Ярополка, который если и не был сам христианином, то относился к христианству весьма благосклонно. После воцарения в Киеве в 978 г. князь Владимир воздвиг жестокие гонения на христиан. Тогда приняли мученическую кончину варяги Федор и Иоанн за отказ участвовать в языческом жертвоприношении.

Читать еще:  Две иконы обретут сегодня кузбасские православные

Мученики Феодор и Иоанн. Икона

Сам же языческий культ переживал после воцарения Владимира в Киеве настоящий «ренессанс». На Киевских горах возводились идольские статуи, вокруг которых устраивались оргии и кровавые жертвоприношения.

Длилось это недолго. Вскоре святой Владимир был просвещен светом Христовой Истины и обратился к Богу настолько ревностно, что это удивляло даже греческих епископов, приведенных им на Русь. Он крестился сам и крестил свой народ. А страна, для которой он стал святым равноапостольным князем, через несколько столетий сама себя идентифицировала как Святая Русь.

Если мы задумаемся о причинах такой перемены в князе Владимире и том историческом выборе, который был им сделан для своего народа на веки вечные, то мы должны вспомнить о бессмертном утверждении раннехристианского философа Тертуллиана, что всякая душа по природе – христианка. В личном плане святой Владимир думал, что он в душе язычник, но он ошибался. Настало время, когда он понял, что в душе он христианин, что вера в Иисуса Христа – это его, родное, исконное. В политическом плане князь Владимир и политическая элита Руси того времени считали, что христианство – это чуждая религия враждебных им греков. Но настало время, когда они поняли, что христианство не может быть чуждой религией никому, по той причине, что Христос – это Бог и Спаситель не для греков или иудеев, не для какого-то одного народа, а для всех потомков Адама и Евы. И принятие христианства – это не есть прогиб под Византию, а исполнение воли Божией, опять-таки, принятие своего, исконно родного. И несмотря на все трудности и издержки можно утверждать, что наш народ принял Православие именно так. Он не поддался навязыванию извне чего-то чуждого, а узнал в Православии свою, присущую ему истинную веру.

И если (очень хочется написать: «когда») в Китае поймут, что душа каждого китайца, как и душа представителя другого народа, по природе своей – христианка, тогда они осознают, что принятие христианства – это не политическая уступка западной цивилизации и не отказ от своей китайской культуры, а возвращение к своим глубинным истокам. Поэтому вполне возможно, что нынешние гонения на христианство в Китае – это сумерки перед рассветом. Что вскоре китайская религиозная политика поменяется, и Господь, как и тысячу лет назад в Киеве, явит миру новое чудо просвещения великого народа светом Истины. А кровь 222 китайских мучеников, так же как и кровь мучеников Феодора и Иоанна, станет семенем для новых ростков веры на китайской земле.

Кроме того, если сравнивать Православие и католичество, то несложно увидеть преимущество Православия с точки зрения китайских властей. Если католичество без подчинения папе римскому, как единственно возможному центру, просто перестает быть католичеством, то Православие не имеет такого единого центра, а состоит из равноправных Поместных Церквей, которые зависят друг от друга только в духовном отношении, а не в административном или экономическом.

Наша лепта

Думается, что Украинская Православная Церковь может внести в эту священную миссию преображения Китая свою лепту. Несмотря на геополитическое противостояние США и Китая, которое негативно сказывается на многих странах, в том числе и Украине, наши отношения с Китаем развиваются и в экономической и в гуманитарной сферах. По итогам 2019 г. Китай стал самым крупным торговым партнером Украины, потеснив Россию на второе место. За прошлый год экспорт из Украины в Китай вырос на 63,3%, а импорт — почти на 21%. В Украине ведут свой бизнес более 60 китайских предприятий, а в украинских вузах обучается несколько тысяч студентов из Китая. Чем не аудитория для православной проповеди? А этнические украинцы, проживающие в Китае? Их сейчас насчитывается примерно 20 тысяч и в основном это студенты. Несколько десятилетий назад духовным окормлением украинской диаспоры занимались греко-католики. В первой половине XX века в Харбине существовал целый Апостольский экзархат, который относился к Российской греко-католической церкви. Сейчас он юридически остается зарегистрированным, но де-факто не существует.

А поскольку так называемая Православная церковь Украины, согласно своего устава, не имеет права окормлять кого-либо за пределами Украины, то УПЦ вполне может рассчитывать на то, чтобы заполнить образовавшийся духовный вакуум.


Какая религия во Вьетнаме есть еще? Их много: есть в стране и иудаизм, и конфуцианство, и новые течения, такие как Каодай и Хоахао. Два последних культа возникли из смеси разных религий: христианства, буддизма и прочих. Считается, что Каодай проповедует больше 2 млн.человек, но это неофициальная информация.

Кем бы вы ни являлись по вероисповеданию, побывав во Вьетнаме, обязательно посетите храмы со статуями Будды. Это – одна из главных достопримечательностей страны. И не отказывайтесь от экскурсии, ведь вы можете узнать много интересного об особенностях буддизма во Вьетнаме. Даже если вы совсем не интересуетесь религией, старинные пагоды с величественными статуями произведут на вас впечатление!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector