0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В Североморске погибли 14 моряков-подводников

В Североморске погибли 14 моряков-подводников. Что известно на данный момент

2 июля Минобороны сообщило о гибели 14 моряков-подводников ВМФ России при пожаре на научно-исследовательском глубоководном аппарате. Трагедия произошла за день до этого — 1 июля, о точном ее месте не сообщалось. Ведомство ограничилось формулировкой “в российских территориальных водах”.

«На научно-исследовательском глубоководном аппарате, предназначенном для изучения придонного пространства и дна Мирового океана в интересах Военно-Морского Флота России, в ходе проведения батиметрических измерений [оценка глубин водных объектов с помощью специального оборудования] возник пожар. 14 моряков-подводников погибли в результате отравления продуктами горения», — заявило Минобороны.

В ведомстве отметили, что очаг возгорания был ликвидирован благодаря самоотверженным действиям команды.

В Североморске информация об инциденте появилась до заявления Минобороны. Ее сообщили местные источники.

— Никто не знал, что именно случилось, но прошла новость, что была серьезная авария в Баренцевом море, на границе территориальных вод с Норвегией. В понедельник никто подробно об этом не писал, потому что не было подтверждения, — заявил “Правмиру” анонимный источник в Североморске. — В тот же день в военный госпиталь в Североморске доставили “необычных” пациентов. Но еще никто не связывал эти случаи. Просто была информация, что после несчастного случая, непонятно какого, привезли людей. На данный момент в госпитале пять пострадавших: у них контузия и отравление угарным газом.

Информацию о контузии подтверждают источники “Коммерсанта”. По данным издания, это может означать, что помимо пожара на подводной лодке мог произойти и взрыв.

10.jpg

Программа «Память Российской Арктики – 2019» существует с 1989 года. На протяжении 30 лет она реализуется в рамках работ Морской арктической комплексной экспедиции (МАКЭ) Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачёва, которую бессменно возглавляет профессор Пётр Боярский. Программа заключается в создании единой системы увековечения памяти отечественных и зарубежных полярных первооткрывателей, первопроходцев, исследователей, а также путешественников и моряков, погибших в Арктике. С момента старта программы по инициативе и при участии МАКЭ на островах, архипелагах и побережье Российской Арктики было установлено более 20 крестов и памятных знаков.

«Главное в нашей работе – донести информацию о тех событиях людям, чтобы установить историческую справедливость и увековечить память тех, чья жизнь трагически оборывалась не только в военное, но и в мирное время,» — отметил руководитель и автор идеи экспедиции, историк флота и Арктики Никита Кузнецов.

Экспедиция 2019 года проходила при поддержке Военно-морского флота России, правительства Архангельской области, Северного флота, Центра Русского географического общества на Северном флоте, Кронштадтского морского музея, благодаря помощи которого изготовили крест и памятный знак, Североморской, Нарьян-Марской и Мезенской епархий РПЦ, научно-исследовательского центра «Открытый регион». Главной задачей путешествия стала установка креста на месте, где располагалась часовня, освященная в честь Архангела Гавриила. Кроме того, участники экспедиции провели мониторинг объектов культурного наследия в районе проведения работ и по маршруту следования.

На севере дальнем…

За Полярным кругом, на Кольском полуострове находится самый старинный монастырь русского Севера.

За Полярным кругом, на Кольском полуострове находится самый старинный монастырь русского Севера.

Надпись над одним из стендов выставки «Благословенная Самара» так и притянула взгляд: «Православная Арктика»! Арктика — с ее северными сияниями и лютыми морозами; отважные полярники… Но еще интереснее стало, когда узнала, что Светлана Ивановна Левашова представляет на Православной выставке в Самаре Кольский монастырь, что в Мурманской митрополии.

— В Мурманске Правящий Архиерей — Митрополит Симон — наш, самарский, — со значением произнесла покупательница, приценивающаяся к лежащим на прилавке книгам. — Его и теперь еще помнят старые прихожане Петропавловской церкви, где он служил…

— А ведь Владыка Симон уже двадцать лет на Мурманской кафедре! — ответила Светлана Ивановна. — Владыка Симон был назначен на только что созданную епархию, а теперь это уже Митрополия. Двадцать лет назад в Мурманске был всего один храм. Всё было порушено. И видите, сколько за это время создано храмов по благословению Владыки! Не знаю, когда он вообще отдыхает. Утром Митрополит может служить вот здесь (она показала на прикрепленной к стене карте отдаленный уголок Кольского полуострова), а вечером уже приезжает на службу за пятьсот километров, в Мурманский кафедральный собор.

Непростая судьба обители

— Свято-Троицкий Трифонов Печенгский мужской монастырь — самая старинная обитель русского Севера, он находится на границе с Норвегией, — продолжает Левашова. — Почти пятьсот лет назад, в 1533 году, выходец из Рязани Трифон, которого потом назвали Печенгским, основал монастырь на реке Печенге, в десяти верстах от границы с Норвегией.

Монастырь этот после запустения начал основательно возрождаться ближе к 2004 году. В финских архивах разыскали записи, документы монастырские, и даже какую-то утварь из обители. И благодаря этим документам, благодаря старым фотографиям, где храмы стоят на фоне сопок, а еще по снимкам из космоса были найдены фундаменты зданий. По ним и определили, где стоял монастырь.

— То есть сам монастырь был снесен с лица земли?

Свято-Троицкий Трифонов Печенгский мужской монастырь.

— И не один раз. Его еще финны в XVI веке сожгли дотла вместе со ста шестнадцатью монахами. Настоятель за трапезой читал молитву, и вдруг у него в молитвослове выступили капли крови. И он понял, что монахам предстоит мученичество. А вскоре предатель-саам привел отряд финнов, и монахов сожгли вместе с обителью.

После революции территория, где монастырь находится, отошла к Финляндии. И до «сороковых роковых» в Кольском монастыре шла молитвенная тихая жизнь. А в конце Великой Отечественной войны, когда наступали наши войска, монастырь бомбили с самолетов. Монахи успели убежать на финскую землю, захватив с собой всё, что смогли унести. И после этого здесь было запустение. С 1997 года пытались восстановить монастырь, ставили Поклонные кресты. Но лишь в начале третьего тысячелетия монастырь стал по-настоящему возрождаться.

Очень тяжело монастырю. Уже за эти последние годы он несколько раз горел. Судьба у монастыря непростая…

В Мурманске создано подворье Трифонова Печенгского монастыря, у наместника подворья иеромонаха Геронтия (Чудневича) настоящий строительский талант, и дело пошло быстрее. Сам он прошел суровую жизненную школу и при подворье создал мужской приют для бездомных, освободившихся из заключения. Кормит их, одевает, дает прописку, но и сами они трудятся, безделье там не в чести.

А в монастыре наместником сейчас игумен Давид (Дубинин), и с ним четверо священнослужителей и монах. Приезжают трудники, без их помощи, конечно, не восстановить бы такими малыми силами монастырь. Вот он какой красивый — бревенчатый, построенный, как встарь, без единого гвоздя. Рядом находится могилочка преподобного Трифона Печенгского.

— Мощи преподобного не обретены?

— Говорят, пока время не пришло. Но преподобный Трифон все равно приходит на помощь. Мне вот всегда в трудных случаях помогает, откликается на молитву. Да даже сюда, на выставку, я ехала одна с тяжеленными сумками. И всю дорогу мне помогали добрые люди. В поезд усадили, из вагона вынести сумки помогли, такси мне вызвали, отправили… — это ли не помощь, это ли не чудо? Он всегда рядом с нами, незримо. Мы и не ощущаем даже, что это чудо, а оно каждый день с нами.

Исчезнувшая икона

Если уж заговорили о чудесах, вот еще одно. При Никольском кафедральном соборе есть часовенка в честь иконы Пресвятой Богородицы «Спорительница хлебов». Так вот эта икона мироточит. То одно небольшое пятнышко появится, то другое…

— Тихое чудо…

— Да! При мне приезжали даже с Украины к этой иконе. А одна женщина из Владивостока прислала деньги, чтобы отслужили акафист пред иконой, купили иконочки «Спорительница хлебов» и освятили их на мироточивой иконе, а потом прислали ей.

А в поселке на Терском берегу я узнала о других, грозных чудесах.

Читать еще:  Освященный Собор РПСЦ избрал нового старообрядческого митрополита Московского и всея Руси

В мурманской епархиальной просфорне работала кладовщицей Раечка. И как-то она говорит: «Еду в Кашкаранцы помогать восстанавливать церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери». Но для меня, хоть я сорок лет в Мурманске живу, само это слово было незнакомо, я и выговорить не могла: Кашкаранцы. А это сельцо в Терском районе Мурманской области.

Поехала и я туда, ведь Тихвинская икона покровительница моей семьи, у моей мамочки есть такая икона… И вот трудники восстанавливают кровлю на церкви, а я кашеварю. Рядом с этой беленькой церковью — берег Белого моря.

Примерно двести лет назад был сильный пожар, до сих пор еще видны следы того большого пожара на некоторых домах. Но главное, осталось село без церкви! А в это время местные рыбаки спасли на море купца-поляка, судно которого потерпело кораблекрушение. Он благодарит своих спасителей, а потом и спрашивает в удивлении: «Почему вы все такие унылые?» — «Беда у нас, — отвечают. — Сгорела наша церковь, остались мы без храма Божьего!» И он в благодарность пожертвовал деньги, на которые была восстановлена церковь.

В крещенский сочельник 1888 года здесь произошла удивительная история. Кашкаранцы были очень большим поселком — это сейчас в нем и ста жителей не насчитывается. В то утро жители проснулись от страшного грохота. В ужасе выскочили из своих изб и увидели, что с моря прямо на поселок надвигается огромная глыба льда! Уже снесены стоящие на берегу свинарники, рыбацкие карбасы подмяло льдом.

Отправили гонца за священником в Варзугу, за сорок километров оттуда. Отец Михаил приехал, и все стали в церкви молиться перед иконой. Кашкаранская Тихвинская икона Божией Матери — так она называется — отличается от других Тихвинских икон тем, что Пресвятая Богородица на ней написана в полный рост. Отслужили молебен и Крестным ходом с иконой вышли на берег моря. Стоял ужасающий несмолкаемый грохот, и вдруг — жители даже не сразу поняли, что происходит, — вдруг тишина! Всё словно бы замерло. И льды отступили. Все со слезами благодарили Божию Матушку за спасение.

Но всего лишь через полвека, в безбожном 1932 году церковь в Кашкаранцах разорили, обезглавили. Один местный житель подскочил к сброшенному наземь кресту и давай приплясывать на нем: «Ну что — где, где ваш Бог?!» Через три дня он умер от страшных гнойников в горле! Осталась вдова с двумя детьми, пришлось ей выйти в море на рыбный лов. Мать в море, а дети на берегу. Было очень жаркое лето. Дети пили из бочки дождевую воду. А к этой бочке, оказывается, прибегали попить и полевые мыши. Много зверушек сорвалось в воду и погибло. Дети отравились, и род кощунника пресекся. Господь поругаем не бывает!

И вот разорили храм, а чудотворную икону нигде не могут найти. Унести ее из храма никто не мог: она большая, как дверь. Икона исчезла! И отыскалась только в 1964 году.

Бегали мальчишки, играли. В церкви давно уже был клуб. На стене его висела большая доска объявлений, покрашенная зеленой краской. И вдруг эта доска падает прямо на мальчика Андрюшу, небольно стукнув его по голове. Посмотрели — да это же икона Пресвятой Богородицы! Кто-то ночью окрасил зеленым цветом обратную сторону иконы и прибил ее к стене. Так что была она у всех на виду — и никто ее не видел.

Неутомимый труженик

— …А вы знаете, что сам Александр Невский окрестил в этих северных краях местных жителей — коми-ижемцев, норгов, финнов, саамов-лопарей? Мы вот и не знали об этом, из истории святой князь был для нас защитником Отечества. Но Владыка Митрофан нашел и такие сведения о жизни благоверного князя. Креститель северных народов… Был XIII век, и норги, финны и лопари платили Руси дань мехами.

Много книг по истории Православного Русского Севера написано игуменом Митрофаном (Баданиным), ныне он Епископ Североморский и Умбский. Наверное, не случайно именно отец Митрофан стал Епископом Североморским. Владыка Митрофан — бывший моряк, потомственный морской офицер. Еще его прадед служил на Императорском флоте, под началом адмирала Макарова прошел два кругосветных похода. Его отец, капитан 1-го ранга, участник войны, служил на подводных лодках. Другой прадед Владыки Митрофана, Степан Никитич Пименов, был управляющим дворцом Великого Князя Михаила Александровича Романова.

Будущий Епископ вспоминал о своем многолетнем трудном служении в Варзуге: «До меня в Варзуге сменилось четыре священника. Когда Владыка Симон сказал, что отправляет меня в Варзугу, я не ожидал этого. Страшно, когда сюда отправляли четырех человек, и они переставали быть священниками. Было тяжело. Жить негде, дом не достроен. Наступила зима — нет ни воды, ни дров, печку пришлось переделывать несколько раз. Не всегда был свет. В храме холодно. Надо готовиться к причащению. Хлеб от холода становится жестким, как камень, его не разрезать, вино льдом покрывается. Прикоснуться к металлическим предметам невозможно. Через всё это надо было пройти. Потом Господь послал помощников…»

И мне Господь сподобил потрудиться в Варзуге, как раз когда там подвизался игумен Митрофан. Бывало, глубокой ночью глянешь — в окне его кельи горит свет, батюшка работает над книгами, молится после долгих трудов… Владыка Митрофан и теперь такой же неутомимый труженик!

Чтобы не пустели колыбели…

— Светлана Ивановна, а чем еще вы занимаетесь, кроме помощи монастырю?

— Я раньше работала при Никольском кафедральном соборе в Мурманске. Потом была в Умбе — там служил отец Давид. Как-то вот так и привел Бог помогать монастырю.

В Мурманске при социальном отделе епархии есть Центр защиты материнства «Колыбель». Помогаем многодетным семьям и беременным женщинам, которые встают перед выбором: родить ли данное Богом дитя или «избавиться» от него. Психологи Центра убеждают их не совершать греха. А я на складе принимаю вещи, которые приносят доброхоты, и выдаю нуждающимся. Женщина, уже решившаяся на аборт, оправдывается: нет у меня ничего для ребенка. Что ж — приди в «Колыбель» и возьми! Мы находим благотворителей, которые какую-то копеечку дают, продукты привозят.

— Много женщин приходят к вам в трудных обстоятельствах?

— Приходят. У нас при родильных домах и женских консультациях открыты кабинеты психологов, иногда и батюшки приходят на помощь. Слава Богу, благодаря этой работе много деток, которые уже были обречены, рождается на свет.

Но чаще всего с каменными лицами уходят, не слыша никаких уговоров, как раз женщины из обезпеченных семей. У них есть всё — кроме материнской любви и страха Божия.

Сама я большая грешница… Слава Богу, у меня трое деток, все выросли, выучились; есть уже и внуки. Но горько думать, что сделанное зло не исправить. Вот он, локоток, а не укусишь! В 1990-е годы был такой голод, дети до сих пор помнят, как на столе лежала одна корочка черного хлеба — на всех… Когда я родила третью девочку, меня еще и сократили на работе. И родные возмущались: куда тебе еще четвертый рот? Этих бы прокормить! Может быть, сейчас, работая в Центре, хоть что-то искуплю, пусть в малой мере.

К стенду «Православная Арктика» подошли сразу несколько посетительниц выставки, заинтересовались иконочкой преподобного Варлаама Керетского. И Светлана Ивановна стала увлеченно рассказывать им то, что не вошло в журнальный вариант необычного жития этого святого, с которым они не так давно познакомились в нашей «Лампаде».

И далекий русский Север стал для них чуточку ближе.

Житие

Прп. Варлаам Керетский

Преподобный Варлаам, в миру Василий, родился «в лета бе царя и великаго князя Иоанна Васильевича всея России самодержца», то есть во времена царствования Иоанна Грозного, примерно в 1505 году. Семья его проживала в селе Кереть, что у Кандалакшского залива в Карелии. Издревле местные жители кормились тем, что ловили рыбу, добывали соль да слюду, из которой потом выливали тончайшие пластины для окон, славившиеся на всю округу.

Однако Василий стал не рыбарем, а священником. Он рано женился, получил приход в городе Кола на Кольском полуострове и уехал из родной деревни. Служил пресвитером в храме Николая Чудотворца и был, как говорит житие, ревнивым пастырем, «ходатаем Богу и человеком». Очень печалило отца Василия, что многие лопарские семьи – коренное население этих мест, пребывают во мраке язычества и поклоняются идолам.

Однажды, на Абрам-мысе стали твориться нехорошие дела: жертвоприношения. Рыбаки жаловались, что того требует поселившийся на мысе бес, а иначе ни мирного житья, ни жирной рыбы в сетях не будет. Предание гласит, что отец Василий изгнал нечистого духа, но разгневанный бес, покидая «насиженное место», пообещал отомстить пастырю. Неизвестно сколько еще времени пробыл священник в Коле, но случилось так, что по долгу службы он вернулся в родное село, где подвизался в Георгиевской церкви.

Читать еще:  В Москве пройдут мероприятия, посвященные Международному дню аль-Кудс

Убийство жены

Отец Василий всегда отличался суровым и крутым нравом. Обмороченный лукавым, он совершил поступок, о котором сожалел до конца своих дней. Священник Василий убил свою жену. Достоверных фактов о причине, сподвигшей его на это, нет. Житие говорит, что он лишил жизни попадью в припадке ревности, уличив ее в супружеской измене.

Однако в молебном каноне святому Варлааму, который был написан настоятелем Соловецкого монастыря Сергеем Шелониным, утверждается, что матушка сама стала бесноватой, вела себя вызывающе, обольщала прихожан. Еще по одной версии, супружница Василия была смертельно ранена во время отчитки, когда священнослужитель пытался изгнать беса. Как бы там ни было, женщина умерла.

Епитимья

Оплакав и похоронив жену, отец Василий отправился в Троицкий Усть-Кольский монастырь к своему духовнику игумену Феодориту (тому самому, который будет прославлен Православной Церковью в лике преподобных). Двух просветителей и борцов с идолопоклонничеством связывали давешние отношения: юные лета Василий провел в скиту близ Шуи, где обучался грамоте под началом проживавшего там Феодорита.

Любопытно, что в 1548 году братия Троицкого монастыря изгонит своего игумена из-за «слишком жёсткого» устава. Возможно, именно суровым нравом Феодорита и объясняется та необычайно строгая епитимья, которую он наложил на своего бывшего ученика. В наказание за содеянный грех отец Василий должен был выкопать тело жены из могилы и плавать с ним на лодке по морю «дондеже изгниет тело умершее».

Прп. Варлаам Керетский

Погрузив окоченевший, завернутый в парусину труп на дно судна, священник вывел лодку в море. Покаянный маршрут отца Василия пролегал вдоль Кольского полуострова, от Крети до Колы, туда и обратно. Ходить по тамошним морям опасно: они подвержены штормам в любую погоду, особенно зимой. Высота волн во время бурь достигает шести метров, а по водам несутся плавучие льдины, толщиной до полутора метров.

Не одна поморская лодка разбилась о коварные скалы, была затерта во льдах или потоплена ледяной волной, когда на море падал сырой густой туман, и моряки сбивались с курса. Поморы, отправляясь на рыбный промысел, по обычаю прихватывали с собой белые рубахи – на смерть. У отца Василия судно было парусным, но толку от этого было чуть: куда бы ни поворачивал поп, всюду его встречал шквалистый ветер, так что священнику все время приходилось идти на веслах. Три года ходил отец Василий по морям, а у его ног, лежал соленый от морских брызг и холодный труп жены…

Знамение о прощении греха

Господь не посылал погибели своему рабу. В то же время от бренных останков супруги остался лишь скелет, завернутый в парусиновый саван. Тогда отец Василий решил испытать судьбу. Он направил свое судно в сторону Святого Носа – района, хорошо знакомого всем местным мореходам. В этих водах сталкивались два течения и образовывались «морские сувои», то есть сильное волнение, в результате которого возникали огромные волны.

А еще в этих водах водились опасные «морские сверлила» — моллюски с необычайно острыми краями раковин, которыми они разрезали днища кораблей, и суда тонули. Поморы никогда не рисковали проходить этот участок по морю, но всегда тащили свои лодки по суше, волоком.

Вот туда-то и направился отец Василий. Он думал, если Господь простил, то ни стихия морская, ни моллюски не причинят ему вреда. Вознеся молитву Всевышнему, подвижник миновал мыс благополучно. И удивительный факт: с тех пор морские черви исчезли из залива бесследно.

Приняв чудо избавления от смерти в коварных водах у Святого Носа за знак Божиего прощения, отец Василий повернул свою лодку обратно к Керети, и, спустя три года, впервые пристал к берегу. От этого покаянного путешествия остался у отца Василия горб на спине да мозоли на руках.

Иноческий постриг и отшельничество

В Керети, вторично похоронив жену, отец Василий принимает монашеский постриг с именем Варлаам. Поскольку в алтарь он больше допущен быть не может, то оставляет священническое служение и уходит к игумену Трифону в Печенгский монастырь. Известно, что судьба Трифона до боли схожа с судьбой Варлаама. Аскет и подвижник, посвятивший полжизни миссионерской деятельности, он когда-то в ярости и ревности убил свою возлюбленную.

Каялся будущий святой «в пустыне средь диких зверей», пока во время скитаний не встретился с Феодоритом. Благодаря влиянию нового знакомого, Тихон устремился на реку Печенгу, проповедовать Евангелие среди диких языческих племен лопарей. Там он и основал монастырь, в который притек Варлаам.

Через некоторое время в Печенгский монастырь явилась часть насельников из Кольского монастыря, окормляемого некогда Феодоритом. Голодная и буйная монашеская братия вынудила Трифона покинуть обитель и вкупе с Варлаамом совершить плавание по Кандалакшскому заливу.

Подвижники направлялись в Богородице-Рождественский монастырь, где настоятелем теперь был их духовный наставник и соратник Феодорит Кольский. Вот уж поистине историческая встреча! Пути трех кольских святых соединились, чтобы тотчас же разойдись и на этот раз уже навсегда. Феодорит по высочайшему указу назначается архимандритом Спас-Ефимьева монастыря, Трифон уходить странствовать на восемь лет, а Варлаам возвращается в Кереть.

Захотев жить отшельником, Варлаам поселился в пустынной местности на Чупской Губе. Здесь, согласно преданию, подвижник построил часовню и жил «в пещере со зверями». Как это обычно бывает, его подвиги не остались не замеченными. За духовной помощью и исцелением к отшельнику потянулись финны и угорцы, лопари и чудь. Житие преподобного гласит, что прожил Варлаам около ста лет и скончался в конце XVI века.

Какие тайны хранит «Храм моряков» в Кронштадте, и Почему он так похож на Собор святой Софии в Константинополе

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Собор для моряков

Вопрос о том, чтобы в Кронштадте появился величественный «храм для моряков» поднимался в России еще с 1830-х. Высочайшее разрешение на сбор средств для возведения собора было принято только к концу XIX века, когда ходатайство подал вице-адмирал Николай Казнаков.

В качестве места для возведения храма выбрали Якорную площадь. Купол было решено делать настолько высоким, чтобы на него и венчающий его крест могли ориентироваться приближавшиеся к Кронштадту морские суда.

Первоначальный проект, выполненный архитектором А.Томишко, морякам не понравился, хотя его и одобрил император. Тогда проект было поручено сделать Василию Косякову, работавшему над созданием храма совместно с инженером Александром Викселем. Именно по этому проекту и возведен собор.

Было решено, что храм будет построен по образу и подобию собора св. Софии в Константинополе. Перед проектированием Косяков специально ездил в Турцию делать замеры Софийского храма.

Перед постройкой Морского собора был отслужен молебен, который совершил лично Иоанн Кронштадтский. На состоявшейся в мае 1903-го торжественной закладке собора присутствовала царская семья. После молебна прогремел салют. Затем император Николай II вместе со своим окружением высадил вокруг будущего храма молоденькие дубы.

О важности возведения этого собора для моряков говорят суммы, которые люди давали на его постройку. Так, 280 тысяч рублей пожертвовали моряки разных чинов (от матросов до адмиралов) со всех российских флотов, 2 тысячи собрал экипаж канонерской лодки «Храбрый» на запрестольный крест, 2800 тысяч – портные портовой швальни на мозаичную икону, 700 рублей пожертвовал Иоанн Кронштадтский. Офицерские жены на свои деньги купили и вручную вышили для ступеней храма серебром и жемчугом ковры. Из госказны было выделено 1, 7 млн. рублей и еще 1450 рублей поступило из бюджета Кронштадта на хоругви.

Символичность собора

Собор спроектирован в неовизантийском стиле, и он действительно повторяет общую структуру храма св. Софии в Константинополе. Хотя он немного уже и выше своей «старшей сестры» Софии, во всех основных элементах (центральный купол с многочисленными окнами, внутренние арки, столбы и пилоны, боковые полукупола) два этих здания очень схожи. Как и в соборе св. Софии, в кронштадтском храме росписи и мозаики выполнены в византийском стиле.

По задумке Василия Косякова, в этом соборе все символично. Посетитель может одновременно познакомиться и с историей христианства, и с историей морского флота, да и вообще, здесь все пропитано морским духом.

Читать еще:  Молитвы на все случаи жизни

Интерьер представляет собой сочетание неба и моря. Поэтому купол расписан звездами на небесно-синем фоне, где также изображен лик Спасителя, а мраморный пол украшен фигурами обитателей моря. Вход «охраняют» рыбы, которые можно видеть на массивных дверях и на полу. А на фризах большого купола храма – 12 лепных якорей и спасательные круги.

Главные образы при оформлении собора выбраны тоже неслучайно. Святитель Николай, именем которого назван храм – как известно, покровитель моряков. Апостолы Петр и Павел напоминали об отце русского флота Петре. Святой Иоанн Рыльский считался святым покровителем Иоанна Кронштадтского. Ну а южный фасад собора украшает мозаика с изображением святителя Митрофания Воронежского, который в свое время поддержал Петра I в его начинаниях.

Собор при большевиках

После Революции, а октябре 1929 года, собор закрыли, и он был разорен. Алтарь Господень большевики осквернили, кресты и колокола храма были сброшены.

Один из колоколов, вес которого составляет 4840 кг, святотатцам сбросить так и не удалось, и его так и оставили висеть на звоннице. Во время Великой Отечественной, когда в куполе собора располагался наблюдательный пункт, этот колокол очень пригодился – его звон предупреждал местных жителей об авианалетах.

При реставрации храма героический колокол был восстановлен, сейчас он действует. Увы, остальные были утрачены навсегда.

У собора была и еще одна очень досадная утрата – черные и белые памятные мраморные доски. На черных были высечены имена погибших в боях моряков, а на белых – погибших флотских священников. После Революции эти доски сняли и разбили. Их пустили на изготовление ступенек, надгробий. В частности, из черных плит была сделана дорожка к Летнему саду Кронштадта.

А между тем имена моряков, павших смертью храбрых с 1696 по 1913 годы, выдающийся историк, генерал-майор Аполлон Кротков собирал в течение пяти лет. В наше время, при восстановлении табличек, оказалось, что рукописи историка утеряны, так что пришлось собирать эти имена с нуля.

В годы Великой Отечественной войны на куполе храма были установлены зенитки. Сам храм неоднократно подвергался вражеским обстрелам, и хотя в него попало несколько немецких снарядов, он остался цел.

В сравнении с другими храмами, большая часть которых после Революции была разрушена, собору в Кронштадте еще «повезло». После войны в нем размещался Дом культуры, затем его использовали как Дом офицеров, в нем устраивали кинопоказы, концерты. А с 1980-х здесь сделали музей.

Сейчас уникальный храм-памятник отреставрирован и действует. Увы, несмотря на все старания военных моряков и историков, удалось восстановить лишь малую часть первоначального внутреннего убранства.

Текст: Анна Белова

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Штрихи к портрету города

Я уже писала неоднократно, что незнакомые места у меня открываются через какие-то детали. Ты идешь по улице – и вдруг словно что-то перещелкивает. Внутренний голос беззвучно шепчет: «Посмотри налево». Ты переводишь взгляд, и видишь то, на что рядовой турист даже не обращает внимания. Вот парочка фотографий.

Проспект защитников Заполярья (фото слева). Лично меня впечатлило: в таком крохотном городе – и проспект! А вот стена дома на этом самом проспекте. Облупившаяся краска. Покосившаяся надпись. Зато подсветка номера дома и реклама в полстены.

Вглядитесь в фотографию повнимательнее. Видно, что сначала номер был прикручен по углам. Потом что-то произошло и его прикрутили уже внизу и вверху, просверлив дополнительные отверстия. Уже не до красоты, лишь бы держался.

А вот совершенно другой пример: на торце «хрущевки» выложены барельефы в честь 400-летия основания города (фото справа). Здесь и прежний герб, и дата основания, и даже указание на годовщину – видите между ветвями дерева надпись «400 лет»? Вроде бы ничего особенного. Но мне эта стена прямо запала в душу и стала своеобразным «якорем» моих воспоминаний о Коле.

Мне просто интересно: а есть ли в ваших городах подобные дома, посвященные какой-нибудь круглой дате со дня основания города? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях.

Вот так в Коле выглядят клумбы. Понятно, что климат не совсем подходящий для роз и тюльпанов. А незатейливые и нежные маргаритки придают этому суровому северному городу какое-то неуловимое очарование.

Если вы когда-нибудь окажетесь в Мурманске – по работе, в гостях или в качестве туриста – съездите в Колу. Времени эта поездка займет немного, а вот удовольствие от посещения уютного северного городка вы точно получите!

© Татьяна Трунова, февраль 2018

Что ещё можно почитать о Мурманске

  • Ледокол «Ленин» – очерк о легендарном атомном ледоколе времен СССР
  • Памятники Мурманска – обзор самых интересных памятников и скульптур современного Мурманска

Достопримечательности Русского Севера

  • Изборск – очерк об одном из первых русских городов
  • Архипелаг Кузова – интересные факты и красивые пейзажи архипелага в Белом море

Описание собора

Храм состоит из двух церквей: верхней, освященной в честь Богоявления Господня, и нижней, освященной в честь Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских. С высоты можно увидеть, что собор имеет форму равноконечного креста.

Краткие сведения

Описание собора в кратких цифрах и фактах:

  • автор архитектурного проекта – Савва Чевакинский
  • архитектурный стиль – барокко
  • год основания – 1753
  • завершение строительства и освящение – 1762
  • вместимость собора – около 5000 человек
  • количество куполов — пять

Собор представляет собой ярчайший образец барокко в русской церковной архитектуре.

Наружное убранство

Яркий голубой фасад храма имеет праздничный вид даже в хмурую погоду:

  • белоснежные коринфские колонны с капителями, украшенными резными листьями аканта и ангельскими ликами
  • лепные наличники в виде цветочных гирлянд
  • балконы с коваными узорными решетками
  • золотые купола

Изображение собора можно часто встретить на картинах питерских художников.

Колокольня

Рядом с храмом к 1758 году выстроили четырехъярусную колокольню:

  • в нижнем ярусе в 2000 году освятили часовню
  • средние ярусы – это звонница с 13-ю колоколами
  • на башенке установлены часы – куранты
  • верхний купол увенчан тонким шпилем

Колокольня собора – одно из самых узнаваемых и романтичных сооружений Петербурга.

Экспедиции 1998 и 2007 года

Последней официальной экспедицией была «Гиперборея-98». В ее составе были историки, археологи, геологи, уфологии, этнографы и даже философы. Организаторы экспедиции – журналисты, создающие документальные фильмы из цикла «ГипоТэза» (телеканал «Культура»).

Археологами на склоне горы Нинчурта были обнаружены остатки каменной кладки стены. У Святого озера они обнаружили древний сейд, представляющий собой огромный камень правильной формы. В полости внутри него, на его дне, сохранились угольки. Скорее всего, это следы какого-то магического ритуала. Еще одна важная находка – остатки древней обсерватории, представляющей собой рукотворные пирамиды и желоб (15 метров) с двумя визирами.

Третья экспедиция в гиперборейский край была осуществлена в 2007 году. Это путешествие было совершено по следам предыдущих двух экспедиций под руководством А. Барченко и В. Демина. В процессе путешествия удалось обнаружить оборонительные и культовые сооружения, развалины той самой древней обсерватории (пирамиды Кольского полуострова) и плиты с загадочными знаками.

Кронштадтский Морской Никольский собор главный храм морского флота России

В 1975 году кронштадтский Морской Никольский собор был официально признан памятником архитектуры местного значения, эту дату можно считать «нижней точкой» истории храма. Теперь за дальнейшую его сохранность можно было не переживать. В то время собор исполнял роль театрального зала, и о возвращении его Церкви никто даже не мечтал.

1990-е годы, когда русские храмы в массовом порядке принялись отдавать верующим, показали, что «невозможное» вполне «возможно». Но пока не для Морского собора. Он оставался светским учреждением, чему способствовала, в частности, и «закрытость» Кронштадта — в закрытые города перемены приходят с опозданием. Тем не менее, архитектурный статус собора в 1995 году повысили — до памятника архитектуры федерального значения. Художественная и историческая ценность псевдовизантийской архитектуры рубежа веков уже не вызывала никаких сомнений. Тогда же заговорили о реставрации храма.

В 2002 году на центральный купол установили новый крест, а вскоре храм наконец передали Санкт-Петербургской епархии. В 2005 году его освятили, и в соборе была отслужена первая после десятилетий забвения литургия.

Восстановительные работы начались в 2011 году и спустя два года были завершены. Единственный сохранившийся колокол, ставший главным, дополнили ансамблем новых колоколов. Обновленный собор засиял новыми красками снаружи, а внутри просто преобразился. Были очищены и восстановлены все дореволюционные росписи и мозаики, а там, где это оказалось невозможно, созданы новые.

28 мая 2013 года состоялось великое освящение храма, сопровождавшееся торжественным военным парадом на Якорной площади. Собор вновь стал главным храмом российского Военно-морского флота.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector