0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ефросинья Полоцкая: фото, описание, биография, деятельность, интересные факты из жизни

Это повествование следует начать с краткого описания жизни жителей Древней Руси, чтобы понять, в какое время родилась Ефросинья Полоцкая – одна из самых образованных женщин своего времени.

XII век был периодом, когда жители древней Руси начали активно принимать православную веру. Новая вера начала находить свое отображение в архитектуре, литературе и искусстве.

Православные храмы были украшены сюжетами из Библии; при многих монастырях открывались скриптории, где работали переводчики с греческого и переписчики книг; актуальными стали ювелирные мастерские.

Сам Полоцк на то время был одним из крупнейших центров по изготовлению книг, а также прекрасным местом для желающих получить образование. Здесь велось летописание, из которого сейчас мы можем почерпнуть знания о выдающихся личностях того времени.

Небесная заступница Беларуси: день памяти преподобной Евфросинии Полоцкой

В день памяти святой преподобной Евфросинии Полоцкой единственный раз в году проводятся богослужения в полоцком Софийском соборе.

Внучка князя Всеслава Чародея княжна Предслава тайно приняла монашеский постриг. Мы знаем ее под именем Евфросинии.

В память о преподобной Евфросинии Полоцкой специальный молебен совершается каждый год 5 июня. Около пяти тысячи паломников прибудут сегодня в Полоцк, чтобы пройти с крестным ходом в память о небесной заступнице белорусской земли.

Евфросиния Полоцкая — святая для всех

День памяти преподобной Евфросинии Полоцкой одинаково почитают как православные, так и католики. Сегодня основным местом торжеств станет Спасо-Евфросиниевский женский монастырь в Полоцке, который основала сама Евфросиния. В торжествах примет участие Митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси.

Евфросиния Полоцкая стала первой белорусской женщиной, причисленной к лику святых. О ее просветительской деятельности из книжек истории знают все белорусы. Евфросиния Полоцкая знала латынь и древнегреческий, писала и переписывала книги, строила храмы.

В 1161 году на средства Евфросинии Полоцкой в городе возвели Спасо-Преображенскую церковь. Она построила в городе женский и мужской монастыри, сделав Полоцк центром белорусской духовности, в который и сегодня съезжаются паломники со всего мира. Из Византии преподобная привезла в Полоцк икону Божией Матери, известную как Одигитрия Полоцкая.

Именем Евфросинии названы храмы и приходы не только в Беларуси. Они есть и в американском Саус-Ривере, в Вильнюсе, Лондоне и Торонто.

Драгоценный напрестольный Крест Евфросинии Полоцкой, изготовленный по ее заказу в 1161 году золотых дел мастером Лазарем Богшей, был утерян в начале Великой Отечественной войны. До сих пор крест не найден.

Копию креста изготовил брестский ювелир Николай Кузьмич. В интервью он рассказывал, что техника Богши, одного из лучших ювелиров Древней Руси, была утеряна и учить его было некому. Три года мастер изучал архивы и снимки креста, прежде чем приступить к работе. Мастер изготовил и раку для мощей преподобной.

Сейчас копия креста Евфросинии Полоцкой хранится в Спасо-Преображенской церкви в Полоцке.

Дорога домой

В конце жизни в 1173 году Евфросиния Полоцкая совершила паломничество в Иерусалим. В монастыре недалеко от Иерусалима она была похоронена. После того, как в 1187 году Иерусалим захватил египетский султан Салах-ад-Дин, ее мощи были перевезены в Киево-Печерскую лавру. В 1910 году вышел императорский указ о перенесении святых мощей в Полоцкий женский монастырь. Киев провожал святыню звоном колоколов и звуками военного оркестра.

Раку с мощами отправили по Днепру в Оршу. Чтобы больше людей могли поклониться святой, из Орши в Полоцк мощи несли окружным путем, порой проводя богослужения под открытым небом. Улицы украшались гирляндами, флагами, цветами, буквой «Е». В Полоцке верующие соединились в одну процессию, а по пути крестного хода в почетном карауле выстроились войска.

Единственное богослужение

День памяти преподобной, который отмечается 5 июня, единственный в году, когда проводится праздничное богослужение в Софийском соборе. Полоцкая София, построенная по тому же принципу, что и соборы в Константинополе, Киеве и Новгороде. Впервые собор упоминается как раз в житии Евфросинии Полоцкой и в Слове о полку Игореве. Собор возводился по настоянию деда святой князя Всеслава Чародея, и здесь некоторое время не только переписывала, но и переводила с греческого языка, и писала собственные наставления Евфросиния.

До наших дней дошла ее проповедь, обращенная к монахиням: «От собрала я вас, как наседка цыплят под крылья свои, и с веселым сердцем забочусь о вашем спасении, и поучаю вас, надеясь увидеть духовный плод вашего труда. Уже столько слов науки Божьей сеяла я на ниве ваших сердец, но нивы эти на месте не стоят, не цветут добродетелями и совершенством. Молю вас, сестры мои, станьте чистою пшеницей Христовой и смелитесь на жерновах молитвы, смирения и чистой любви, чтобы быть душистым табаком на празднике Христа».

Вопросы и ответы

Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?

— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, .

Читать еще:  Всемирный русский народный собор не верит в эффективность ювенальной юстиции

Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?

— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало .

Какой была подготовка к причастию у первых христиан?

— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, .

Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?

— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые .

© 1999-2020 Екатеринбургский епархиальный Информационно-издательский центр

Все материалы интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео)
могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам
при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»).
Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

Дорогие друзья

Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.

Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!

Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!

Утрата креста

Это чудо мастерства и красоты стало знаком Божественного покровительства над Беларусью, символом высокой духовности Полоцкой земли. История Креста в XX в. наполнена детективным содержанием.

В 1921 г. Крест реквизировала советская власть, какое-то время он находился в минском музее, но уже в 1929 г. его перевезли в Могилев. 21 ноября 1929 г. был составлен акт передачи творения Лазаря Боши из музея Минска в музей Могилева.

В Могилеве святыню поместили в музейную экспозицию, но посетители молились возле Креста. По этой причине он был передан в бывший земельный банк. По официальной версии, именно отсюда он и был выкраден гитлеровскими захватчиками в 1941 г.

Есть и другие версии. Будто бы Крест попал на восток и что его продали после войны на аукционе за океан. Не один раз велись поиски этого Креста, искали в Европе, Америке, в коллекциях Моргана и Рокфеллера, к поиску были подключены дипломатические службы, известные белорусские ученые, специалисты Интерпола. Но Крест пока не найден.

Как проходят богослужения

В храмовом комплексе ежедневно проходят богослужения. К сожалению, в маленькой древней церкви службы не ведутся из-за восстановительных реставрационных работ. Другие храмы открыты и с радостью встречают паломников. Все желающие могут поучаствовать в общей молитве и чтении акафиста.

Кроме ежедневных уставных богослужений в монастыре читаются:

  • акафист Иисусу Сладчайшему по воскресеньям;
  • акафист Божией Матери по пятницам;
  • молебны с акафистом у мощей преподобной Евфросинии ежедневно.

В дни земной жизни святая трудилась над созданием основ культуры и искусства своего народа, а также славилась способностью усмирять конфликты и интриги. Многие паломники, приезжающие в монастырь, просят ее о мире в семье и обществе, разрушении интриг, а также Божией помощи, необходимой во всех областях жизни.

Казарму купил на повторных аукционных торгах единственный заявитель. О планах нового собственника пока известно не много.

Подорожание услуг оператор объясняет развитием инфраструктуры и внедрением новых технологий.

Правила написания комментариев

Уважаемые читатели!

На сайте действует премодерация. Это значит, что ваш комментарий будет опубликован только после проверки его модератором. Ваше сообщение будет опубликовано, если оно не содержит:

  • ненормативной лексики
  • личных оскорблений или негативных высказываний в адрес других посетителей форума или иных лиц
  • ссылок на определенные страницы в интернете
  • рекламы товаров или услуг, адресов или телефонов и т.п.
  • призывы к насилию

Администрация сайта оставляет за собой право не публиковать комментарии без объяснения причин.

Администрация сайта не несет ответственности за содержание комментариев. Мнение автора комментария может не совпадать с мнением редакции.

Шестиконечный крест высотой 51,8 см, длина верхнего перекрестия — 14 см, нижнего — 21 см. Основа выполнена из кипариса. К его передней и обратной поверхностям прикреплена 21 золотая, а к боковым — 20 серебряных пластин. Крест был отделан драгоценными камнями, орнаментом; край передней стороны креста обрамлен ниткой жемчуга [3] .

Пластины передней стороны представляют собой иконописную композицию — великий, или расширенный деисус. На верхних концах креста размещены поясные изображение Иисуса Христа, Матери Божьей и Иоанна Предтечи; в центре нижнего перекрестия — четыре евангелиста; на концах — архангелы Гавриил и Михаил, в нижней части креста, после перекрестия — изображения святых Ефросинии Александрийской, Софии и великомученика Георгия (покровители заказчицы и её родителей) [3] .

В верхнем перекрестии прикреплен небольшой четырёхконечный, а в нижнем — шестиконечный крестики. На обратной стороне креста образы отцов церкви святых Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Назианзина, апостолов Петра и Павла, первомученика Стефана, великомучеников Димитрия Солунского и Пантелеимона. Над каждым образком частично греческими, частично славянскими буквами сделаны надписи [3] .

Читать еще:  В Казани определили лучших чтецов Корана среди девушек

В середине креста в пяти квадратных подписанных гнездах находились реликвии: фрагменты Креста Христова с каплями его крови, камень из гробницы Божией Матери, частица от Гроба Господня, частицы мощей святых Стефана и Пантелеимона, кровь святого Димитрия [3] .

В нижней части креста содержится авторская приписка: «Г(оспод)и, помози рабоу своему Лазорю, нареченомоу Богъши, съдѣлавшемоу крьстъ сии црькви С(вя)таго Спаса и Офросиньи». На боковых торцах креста по спирали в два ряда помещена следующая надпись:

Въ лѣ[то] 6000 и 669 покладаеть Офросинья чьстьныи кр(е)стъ въ манастыри своемь въ ц(е)ркви С(вя)т(о)го Сп(а)са. Чьстьное дрѣво бесцѣньно есть, а кованье его злото, и серебро, и камѣнье, и жьнчигъ въ 100 гривнъ, а др[ѣво] 40 гривнъ.
Да нѣ изнесѣться из манастыря никогда же, яко ни продати, ни отдаті, аще се кто прѣслоушаеть, изнесѣть и от манастыря, да не боуди емоу помощникъ чьстьныи кр(е)стъ ни въ сь вѣкъ, ни въ боудщии, и да боудеть проклятъ С(вя)тою Животворящею Троицею и с(вя)тыми отци 300 и 18 семию съборъ с(вя)тыхъ от(е)ць и боуди емоу часть съ Июдою, иже прѣда Х(ри)с(т)а. Кто же дрьзнеть сътвори с[ие], властелинъ или князь, или пискоупъ, или игоумѣнья, или инъ которыи любо ч(е)л(о)в(е)къ, а боуди емоу клятва си. Офросинья же раба Х(ри)с(то)ва, сътяжавъши кр(е)стъ сии, прииметь вѣчную жизнь съ всѣ[м]и с[вятыми] [4] .

Шестиконечный крест высотой 51,8 см, длина верхнего перекрестия — 14 см, нижнего — 21 см. Основа выполнена из кипариса. К его передней и обратной поверхностям прикреплена 21 золотая, а к боковым — 20 серебряных пластин. Крест был отделан драгоценными камнями, орнаментом; край передней стороны креста обрамлен ниткой жемчуга [3] .

Пластины передней стороны представляют собой иконописную композицию — великий, или расширенный деисус. На верхних концах креста размещены поясные изображение Иисуса Христа, Матери Божьей и Иоанна Предтечи; в центре нижнего перекрестия — четыре евангелиста; на концах — архангелы Гавриил и Михаил, в нижней части креста, после перекрестия — изображения святых Ефросинии Александрийской, Софии и великомученика Георгия (покровители заказчицы и её родителей) [3] .

В верхнем перекрестии прикреплен небольшой четырёхконечный, а в нижнем — шестиконечный крестики. На обратной стороне креста образы отцов церкви святых Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Назианзина, апостолов Петра и Павла, первомученика Стефана, великомучеников Димитрия Солунского и Пантелеимона. Над каждым образком частично греческими, частично славянскими буквами сделаны надписи [3] .

В середине креста в пяти квадратных подписанных гнездах находились реликвии: фрагменты Креста Христова с каплями его крови, камень из гробницы Божией Матери, частица от Гроба Господня, частицы мощей святых Стефана и Пантелеимона, кровь святого Димитрия [3] .

В нижней части креста содержится авторская приписка: «Г(оспод)и, помози рабоу своему Лазорю, нареченомоу Богъши, съдѣлавшемоу крьстъ сии црькви С(вя)таго Спаса и Офросиньи». На боковых торцах креста по спирали в два ряда помещена следующая надпись:

Въ лѣ[то] 6000 и 669 покладаеть Офросинья чьстьныи кр(е)стъ въ манастыри своемь въ ц(е)ркви С(вя)т(о)го Сп(а)са. Чьстьное дрѣво бесцѣньно есть, а кованье его злото, и серебро, и камѣнье, и жьнчигъ въ 100 гривнъ, а др[ѣво] 40 гривнъ.
Да нѣ изнесѣться из манастыря никогда же, яко ни продати, ни отдаті, аще се кто прѣслоушаеть, изнесѣть и от манастыря, да не боуди емоу помощникъ чьстьныи кр(е)стъ ни въ сь вѣкъ, ни въ боудщии, и да боудеть проклятъ С(вя)тою Животворящею Троицею и с(вя)тыми отци 300 и 18 семию съборъ с(вя)тыхъ от(е)ць и боуди емоу часть съ Июдою, иже прѣда Х(ри)с(т)а. Кто же дрьзнеть сътвори с[ие], властелинъ или князь, или пискоупъ, или игоумѣнья, или инъ которыи любо ч(е)л(о)в(е)къ, а боуди емоу клятва си. Офросинья же раба Х(ри)с(то)ва, сътяжавъши кр(е)стъ сии, прииметь вѣчную жизнь съ всѣ[м]и с[вятыми] [4] .

Шестиконечный крест высотой 51,8 см, длина верхнего перекрестия — 14 см, нижнего — 21 см. Основа выполнена из кипариса. К его передней и обратной поверхностям прикреплена 21 золотая, а к боковым — 20 серебряных пластин. Крест был отделан драгоценными камнями, орнаментом; край передней стороны креста обрамлен ниткой жемчуга [3] .

Пластины передней стороны представляют собой иконописную композицию — великий, или расширенный деисус. На верхних концах креста размещены поясные изображение Иисуса Христа, Матери Божьей и Иоанна Предтечи; в центре нижнего перекрестия — четыре евангелиста; на концах — архангелы Гавриил и Михаил, в нижней части креста, после перекрестия — изображения святых Ефросинии Александрийской, Софии и великомученика Георгия (покровители заказчицы и её родителей) [3] .

В верхнем перекрестии прикреплен небольшой четырёхконечный, а в нижнем — шестиконечный крестики. На обратной стороне креста образы отцов церкви святых Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Назианзина, апостолов Петра и Павла, первомученика Стефана, великомучеников Димитрия Солунского и Пантелеимона. Над каждым образком частично греческими, частично славянскими буквами сделаны надписи [3] .

В середине креста в пяти квадратных подписанных гнездах находились реликвии: фрагменты Креста Христова с каплями его крови, камень из гробницы Божией Матери, частица от Гроба Господня, частицы мощей святых Стефана и Пантелеимона, кровь святого Димитрия [3] .

В нижней части креста содержится авторская приписка: «Г(оспод)и, помози рабоу своему Лазорю, нареченомоу Богъши, съдѣлавшемоу крьстъ сии црькви С(вя)таго Спаса и Офросиньи». На боковых торцах креста по спирали в два ряда помещена следующая надпись:

Читать еще:  В Самаре открылся буддийский центр
Въ лѣ[то] 6000 и 669 покладаеть Офросинья чьстьныи кр(е)стъ въ манастыри своемь въ ц(е)ркви С(вя)т(о)го Сп(а)са. Чьстьное дрѣво бесцѣньно есть, а кованье его злото, и серебро, и камѣнье, и жьнчигъ въ 100 гривнъ, а др[ѣво] 40 гривнъ.
Да нѣ изнесѣться из манастыря никогда же, яко ни продати, ни отдаті, аще се кто прѣслоушаеть, изнесѣть и от манастыря, да не боуди емоу помощникъ чьстьныи кр(е)стъ ни въ сь вѣкъ, ни въ боудщии, и да боудеть проклятъ С(вя)тою Животворящею Троицею и с(вя)тыми отци 300 и 18 семию съборъ с(вя)тыхъ от(е)ць и боуди емоу часть съ Июдою, иже прѣда Х(ри)с(т)а. Кто же дрьзнеть сътвори с[ие], властелинъ или князь, или пискоупъ, или игоумѣнья, или инъ которыи любо ч(е)л(о)в(е)къ, а боуди емоу клятва си. Офросинья же раба Х(ри)с(то)ва, сътяжавъши кр(е)стъ сии, прииметь вѣчную жизнь съ всѣ[м]и с[вятыми] [4] .

Литература

Крест Евфросинии Полоцкой на Викискладе ?
  • Алексеев Л. В. Лазарь Богша — мастер-ювелир XII в. // Советская археология. — 1957, № 3.
  • Алексеев Л. В., Макарова Т. И., Кузьмич Н. П. Крест — хранитель всея вселенныя. — Мн. : Вестник Белорусского Экзархата, 1996.
  • Алексеев Л. В. По Западной Двине и Днепру в Белоруссии. — М .: Искусство, 1974.
  • Асветніцтва і гуманістычныя каштоўнасці Беларусі ў рэтраспектыве часу: да 900-годдзя з дня нараджэння Еўфрасінні Полацкай. — Мн. : Дэполіс, 2002. — Ч. 1.
  • Габрусь Т. Сілуэты Полацка // Роднае слова. — 2003, № 8. — С. 92-99.
  • Ефросиния Полоцкая. — Мн. : ФУАинформ, 2007. — С. 47—51. ISBN 978-985-6721-69-7.
  • Жыватворны сімвал Бацькаўшчыны: Гісторыя Крыжа святой Еўфрасінні Полацкай / Аўт.-уклад. У. А. Арлоў. — Мн. : Асар, 1998.
  • Крест Евфросинии Полоцкой // Вестник Юго-Западной и Западной России. — 1863. — Т. IV.
  • Кузнецов И. Таинственный крест // Репетитор. — 2006, № 8. — С. 68-70.
  • Ланеўская Г. Крыж Еўфрасіннi // Мастацтва. — 2003, № 2. — С. 49.
  • Петровский Н. Кто же похитил крест Ефросинии? // Эхо планеты. — 2000, № 1. — С. 22-26.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Матч за звание чемпиона мира по шахматам 1935
  • Чусовская

Смотреть что такое «Крест Евфросинии Полоцкой» в других словарях:

Крест Ефросинии Полоцкой — Крест Евфросинии Полоцкой (монета Банка Белоруссии, 2007 год Крест Евфросинии Полоцкой напрестольный крест, изготовленный для церкви Святого Спаса по заказу Ефросиньи полоцким мастером Лазарем Богшей в 1161 году. Выполнен в форме шестиконечного… … Википедия

Крест (преподобной) Евфросинии Полоцкой — бел.рел. Главная и самая значительная духовная святыня Беларуси. Изготовлен в 1161 году по заказу преподобной Евфросинии Полоцкий (Евфросиния Полоцкая) ювелиром Лазарем Богшей из кипарисового дерева. Крест покрыт золотом и серебром, украшен… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

Крест преп. Евфросинии Полоцкой — бел.рел. Главная и самая значительная духовная святыня Беларуси. Изготовлен в 1161 году по заказу преподобной Евфросинии Полоцкий (Евфросиния Полоцкая) ювелиром Лазарем Богшей из кипарисового дерева. Крест покрыт золотом и серебром, украшен… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

Крест (преподобной) Евфросинии Полоцкой — бел.рел. Главная и самая значительная духовная святыня Беларуси. Изготовлен в 1161 году по заказу преподобной Евфросинии Полоцкий (Евфросиния Полоцкая) ювелиром Лазарем Богшей из кипарисового дерева. Крест покрыт золотом и серебром, украшен… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

Крест св. Евфросинии Полоцкой — бел.рел. Главная и самая значительная духовная святыня Беларуси. Изготовлен в 1161 году по заказу преподобной Евфросинии Полоцкий (Евфросиния Полоцкая) ювелиром Лазарем Богшей из кипарисового дерева. Крест покрыт золотом и серебром, украшен… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

Крест святой Евфросинии Полоцкой — бел.рел. Главная и самая значительная духовная святыня Беларуси. Изготовлен в 1161 году по заказу преподобной Евфросинии Полоцкий (Евфросиния Полоцкая) ювелиром Лазарем Богшей из кипарисового дерева. Крест покрыт золотом и серебром, украшен… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

Крест наподобие Креста Евфросинии Полоцкой — бел.рел. В 1993 году было принято решение воссоздать Крест Евфросинии Полоцкой. В 1997 году брестский ювелир Николай Кузьмич завершил свой многолетний труд. Работа велась под патронатом митрополита Филарета, который привез из Иерусалима святые… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

Крест, созданный наподобие Креста Евфросинии Полоцкой — бел.рел. В 1993 году было принято решение воссоздать Крест Евфросинии Полоцкой. В 1997 году брестский ювелир Николай Кузьмич завершил свой многолетний труд. Работа велась под патронатом митрополита Филарета, который привез из Иерусалима святые… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

ЕВФРОСИНИИ ПОЛОЦКОЙ, ПРЕПОДОБНОЙ, КРЕСТ — создан в 1161 г. как ковчег для христ. святынь по благословению прп. Евфросинии Полоцкой золотых дел мастером Лазарем Богшей; вложен в Спасо Преображенский собор полоцкого Евфросиниева монастыря. Создание креста связано с такими деяниями прп.… … Православная энциклопедия

Житие преподобной Евфросинии Полоцкой — Повесть жития и представления святыя и блаженныя и преподобныя Еуфросинии, игуменьи манастыря Святаго Спаса и Пречистыя Его Матери, иже в Полотьсце граде … Википедия

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector