0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Воздушные мытарства. Мытарство десятое: «Я тоже хочу!»

Воздушные мытарства. Мытарство десятое: «Я тоже хочу!»

Цикл «Путь всей земли». Беседа 12-я

Почему святые отцы называли зависть «поруганием человеческой природы»? Как связаны зависть и теплохладность веры? Что бывает, когда начинают завидовать… грехам другого? Рассказывает протоиерей Олег Стеняев.

«Также благополучно прошли мы и следующее мытарство, называемое мытарством зависти. У меня вовсе не оказалось грехов этого рода, потому что я никогда не завидовала. И хотя испытывались здесь и другие грехи: нелюбовь, братоненавидение, вражда, ненависть, но, по милосердию Божию, во всех этих грехах я оказалась невинна и видела, как яростно скрежетали зубами бесы, но не убоялась их, и, радуясь, мы пошли выше», – продолжает свое свидетельство блаженная Феодора.

В Писании сказано: «Кроткое сердце – жизнь для тела, а зависть – гниль для костей» (Притч. 14: 30).

Я знал одного человека, у которого был рак костей, – этот человек не был завистливым. Но когда я вместе с другими православными христианами дежурил у его больничной койки, а это было совершенно необходимо, я понял, что такое боль. Этот молодой человек молился, чтобы ему умереть, и дважды пытался выброситься в окно, прямо из больничной палаты. Боль была постоянной и нарастающей… Когда я его спросил о характере боли, он ответил: «Вот когда сильно-сильно болит зуб – это локально и только с одной стороны челюсти. А рак костей – это когда так же нестерпимо ноют все кости, и ты буквально задыхаешься от боли».

Я рассказал об этом печальном случае, чтобы нам было понятнее, что такое «гниль для костей»: это чувство, которое не затихает и причиняет испытывающему его нестерпимое страдание. Вот так и живут завистники. Не позавидуешь…

Как-то один из лидеров современной России сказал: «Национальная идея – это когда все конкурируют друг с другом!» Услышав это, я вспомнил слова из Писания – Екклесиаста: «Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между людьми зависть. И это – суета и томление духа!» (Еккл. 4: 4). То есть зависть – это всегда взаимное чувство.

Увы, стремление к обогащению, культ «золотого тельца» давно превратились для многих и многих русских людей в некую национальную идею. Но чему или кому завидуют все эти россияне – мужчины и женщины, дети и старики?

Однажды я проводил в храме в Сокольниках, где служу, беседу о 10 заповедях, мы рассматривали заповедь: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего» (Исх. 20: 17). И мы с прихожанами задались вопросом: почему иногда христиане испытывают чувство зависти по отношению к другим людям? Было высказано несколько предположений, но я, зная о сложных социальных условиях большей части наших прихожан, остановился на зависти по отношению к богатым. Это было связано с тем, что я часто слышал и мне об этом рассказывали, как жены-христианки часто ставят на вид своим верующим мужам домашнюю бедность. И действительно, рассуждал я, так называемые богатые не испытывают подобных трудностей. Но почему мы должны завидовать им или хотя бы стремиться быть похожими на них? Ведь никто не хочет быть похожим на Гитлера или Чикатило… Разница есть, и в то же время ее и нет. Я прямо обратился к нашим прихожанкам со словами:

– Вы знаете, почему ваши мужья бедны? Это потому, что они не умеют воровать, обманывать, подставлять других людей, и предавать ближних, и присваивать себе то, что по праву должно в равной мере принадлежать многим. Представьте себе, – продолжал я, – сколько друзей надо предать, через сколько людей перешагнуть, чтобы стать, например, хозяином крупного банка или крупной нефтяной компании. Ведь внутренним двигателем такого человека должна быть зависть и желание дома ближнего, жены ближнего, рабов и волов ближнего и всего того, что есть у ближнего его, а все это вместе означает – и самой жизни ближнего своего. И чем выше человек поднимается, разбрасывая и расшвыривая других, убивая и заставляя убивать, тем он – или правильнее сказать: «оно» – уже меньше похоже на человека, созданного по образу и подобию Бога. И вы хотите, чтобы ваши мужья…

Я не успел окончательно сформулировать вопрос, когда услышал решительное и даже раздраженное:

Сказано: «Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская» (Иак. 3: 14–15).

Святые отцы с древности учили нас, что есть три типа людей: человек плотской, человек душевный и человек духовный.

Человек плотской – это такой редкий тип людей, которые наслаждаются через страдания других (таких, слава Богу, меньше всего).

Такими были «нефилимы» (ивр. ‏ נפילים ‏‎ – падшие), их также называют «сильными людьми», «героями». Сказано: «В то время были на земле исполины («нефилимы»), особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди. И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле» (Быт. 6: 4–5). Эти исполины наполнили всю землю злодеяниями. Древнееврейский корень этого слова – нафлу – означает «падать», они-то и опрокинули (хипилу) мир, так что «всякая плоть извратила путь свой на земле» (Быт. 6: 12). На древнееврейском языке они еще называются анаким («гиганты»). Некоторые древние отцы считали, что это были бесы, воплощенные на земле, или нечестивые потомки Каина (каиниты). Похоже на то, что мир так и не очистился от их «бесовской крови».

Такие «гиганты» в наше время, как правило, небольшого роста и тщедушного телосложения, но они обладают сильным воздействием на массы. Ради своих внутренних амбиций они готовы буквально опрокинуть мир, развязать самую кровопролитную бойню, будучи снедаемы завистью и ненавистью ко всему праведному и святому (Наполеон, Гитлер, Ленин).

Многие из современных нам «анаким» совершают преступления из зависти по отношению к другим согрешающим, чтобы самоутвердиться в их глазах, а чаще для самоутверждения в своих собственных. Блаженный Августин с горечью свидетельствовал о себе в «Исповеди»: «Мать моя хотела, чтобы я не распутничал, и особенно боялась связи с замужней женщиной, – я помню, с каким беспокойством уговаривала она меня наедине. Это казалось мне женскими уговорами; мне стыдно было их слушаться. А на самом деле они были Твоими, но я не знал этого и думал, что Ты молчишь, а говорит моя мать. Ты через нее обращался ко мне, и в ней презрел я Тебя, я, ее сын, “сын служанки Твоей, раб Твой”. Я не знал этого и стремглав катился вниз, ослепленный настолько, что мне стыдно было перед сверстниками своей малой порочности. Я слушал их хвастовство своими преступлениями; чем они были мерзее, тем больше они хвастались собой. Мне и распутничать нравилось не только из любви к распутству, но и из тщеславия. Не порок ли заслуживает порицания? А я, боясь порицания, становился порочнее, и если не было проступка, в котором мог бы я сравниваться с другими негодяями, то я сочинял, что мною сделано то, чего я в действительности не делал, лишь бы меня не презирали за мою невинность и не ставили бы ни в грош за мое целомудрие» (Исповедь. 2. 7).

Читать еще:  Победителей конкурса проповедей определили в КДАиС

Человек душевный – таких подавляющее большинство; подобный человек хочет, чтобы и ему было хорошо, и окружающим его. Такому было бы очень неуютно, если бы он узнал, что сосед заболел раком или что старый школьный приятель разорился, развелся с женой и спился. Но при всем этом человек душевный – это опасное колебание между душевностью и плотяностью, мораль такого человека «земная, душевная».

Такой тип человека называется «лаодикийским» (это будет последний период в жизни исторического христианства, период «Лаодикийской церкви»). Сказано в Книге Откровения Иоанна Богослова: «И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: “я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды”; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр. 3: 14–17).

Это будет церковь людей, не пребывающих в сомнении о самих себе. Их стиль жизни будет очень походить на американское «Ноу проблем!» Но именно тогда, когда в своем тепленьком благополучии они «будут говорить: “мир и безопасность”, тогда внезапно постигнет их пагуба» (1 Фес. 5: 3).

Почему о лаодикийских христианах сказано: «О, если бы ты был холоден, или горяч»? Ответ очевиден.

Холодное – в грехах оледенелое, застывшее – может инстинктивно начать искать тепло спасающей благодати Духа Святого.

Горячее – пламенеющее Духом Святым, святое само – несет теплоту оледеневшему во грехах, как в «вечной мерзлоте», миру.

И только теплое, теплохладное христианство застыло в реликтовом благополучии духовной смерти.

Но вернемся к типам людей.

Человек духовный – это самая малочисленная на земле группа людей, это те, которые готовы сами испытывать страдание, чтобы другим было лучше. Их жертвенный дух уподобляет их Христу и делает некоторой противоположностью миру, погрязшему в зависти и эгоизме.

Лаодикийский хлад подводит нас к 11-му мытарству – гордыни и тщеславия.

А что же о зависти говорят святые отцы?

«Зависть – это порча жизни, поругание природы, вражда против того, что дано нам от Бога, противление Богу»

Святитель Василий Великий учил: «Зависть – это порча жизни, поругание природы, вражда против того, что дано нам от Бога, противление Богу» [1] .

Но почему зависть к другому человеку (едва ли кто-то может испытать зависть к Богу) святитель называет «порча жизни», «поругание природы» и «противление Богу»? Вспомним, прежде всего, о природе первозданного человека: «Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его» (Быт. 5: 1); «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2: 18). Человек сотворен общественным существом, то есть для семейной соборности – как первой ячейки соборности церковной. Апостол Павел называл семью домашней Церковью, в его обычае было приветствовать некоторых семейных христиан словами: «сподвижнику нашему и домашней твоей Церкви» – так Павел направлял приветствие женщине «Апфии, (сестре) возлюбленной, и Архиппу» (Флм. 1: 2), ее мужу.

Мир и был создан Триединым Богом, чтобы ввести род человеческий в союз любви Лиц Святой Троицы. Христос призывает разобщенное человечество к божественному единству словами: «Да будут все едино, как Ты, отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17: 21). Единство любви Лиц Святой Троицы – это единство Отца и Сына в Духе Святом, ибо сказано: «потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5: 5). То есть в тот же союз соборной любви в Духе Святом вошло в день святой Пятидесятницы и человечество, до грехопадения в лице наших прародителей естественно пребывавшее в этом божественном единстве. Поэтому зависть и есть вызов и поругание человеческой природы, «вражда против того, что дано нам от Бога» и «противление Богу».

Три путешественника нашли однажды на дороге нечто драгоценное. Надлежало разделить это поровну между всеми. Находка была так велика, что часть каждого была бы весьма значительна, но тотчас явился диавол со своими спутниками – духами зависти, коварства и жадности. Полюбовавшись своей находкой, путешественники сели отдохнуть, чтобы подкрепить себя пищей, но каждый думал не о пище, а о том, как бы одному завладеть сокровищем. Нужно было кому-нибудь из них сходить в ближайший город, чтобы купить припасов. Один отправился. Двое оставшихся на месте договорились убить третьего, когда тот вернется, чтобы разделить между собой его часть. Между тем отправившийся за припасами решил отравить их ядом, чтобы по смерти обоих товарищей богатство осталось ему одному. Когда он вернулся, то немедленно был убит своими спутниками, а они, в свою очередь, поев принесенную им пищу, оба умерли. Драгоценная находка осталась на месте ждать или других безумцев, или более достойных людей [2] .

Святитель Иоанн Златоуст посему и пишет: «Нет ничего хуже зависти и злобы. Через них смерть вошла в мир. Когда диавол увидел человека в чести, то не вынес его благоденствия и сделал все, чтобы погубить его» [3] . Словами «диавол увидел человека в чести» Златоуст как бы говорит: он увидел, что потерял, – и «не вынес его благоденствия и сделал все, чтобы погубить его (человека. – прот. О.С.)» – то есть из зависти.

Воздушные мытарства. Мытарство десятое: «Я тоже хочу!»

Родился отец Олег в 1961 году в городе Орехово-Зуево в верующей семье. Часто и с большой любовью, рассказывая о себе и своем детстве, он вспоминает свою бабушку, Матрену Журавлеву. Никто в их семье не вступал в комсомол, дедушка трудился всю жизнь на негосударственных работах.

Бабушка сыграла важную роль в жизни внука, посоветовав ему поступать в семинарию. Молодой человек сначала стал прислуживать в алтаре, потом в 1982 году успешно сдал экзамены в духовное учебное заведение. Однако по личным причинам отец Олег тогда закончить ее не смог. Получив сан диакона, он тут же приступил к служению в качестве миссионера: его стараниями в Москве стал выпускаться журнал «Амвон: Православный журнал в помощь катехизатору, миссионеру и православной семье». Все в тот момент предвещало успешное возрастание, но в 1990 году, смутившись публикацией в одной из ведущих московских газет, где говорилось о молитве первосвятителя за единство КПСС, молодой диакон уходит из Церкви к одному из ответвлений, связанных на тот момент с РПЦЗ.

Вернулся в лоно Православной церкви только три года спустя. Вскоре отца Олега рукоположили в иерея, служить батюшку направили в Скорбященскую церковь. В 2000 году отец Олег пытался восстановить Никольскую церковь в Котельниках, однако попытки вернуть здание церкви в ведение епархии не увенчались успехом. С 2005 года, сдав экстерном экзамены в семинарии, отец Олег Стеняев был переведен в церковь Рождества Иоанна Крестителя, которая находится в Сокольниках. Два года спустя священник получил сан протоиерея, получив в духовной академии степень бакалавра богословия.

Читать еще:  «Моби Дик»: фильм о разрушительной силе одержимости

С участием отца Олега Стеняева сегодня выходит много передач как для верующих, так и для только ищущих смысл жизни, есть и записи диспутов с иноверцами. Его трудами издается множество книг, из которых черпают пользу духовную не только братья по вере, но и представители других конфессий. После того, как фанатик расстрелял в храме св. ап. Фомы иерея Даниила Сысоева, отец Олег принял от своего почившего друга духовную эстафету, продолжив вести там евангельские беседы раз в неделю.

Отец Олег Стеняев сегодня по праву считается одним из наиболее талантливых и ярких проповедников и миссионеров русского Православия. К своим 56 годам он успел сделать очень много. Среди плодов его творчества и трудов можно отдельно отметить издание журналов миссионерской направленности, книг, в которых рассказываются иногда малоизвестные, тонкие моменты, касающиеся православной веры. Последние могут не знать даже те, кто старается читать Священное Писание постоянно. Поражает эрудированность священника, его живой и пытливый ум. Отцу Олегу все интересно, вплоть до мелочей. В своих книгах, беседах и публикациях священник рассматривает различные проблемы современного общества через призму Священного Писания, что делает его служение Богу и людям особенно ценным в наше столь непростое время.

Воздушные мытарства, или Экзамен, которого нельзя избежать

Слово «мытарство» происходит от слова «мытарь» (греч. τελώνης; лат. publicanus) — сборщик податей. В каком-то смысле бесы выступают в роли неких духовных кредиторов. В той части нашей жизни, где мы согрешаем, мы — добровольно или нет — отождествили себя с ними, и они видят в нас некую свою часть, считают, что мы как будто задолжали им. Когда грешник пытается пройти мимо мытарств, бесы стараются удержать то, что считают своим. Ибо Бог есть Источник святости, в Нем нет никакого греха, а грешник, который не очистился для святости, имеет в своей жизни некую часть, которая точно принадлежит бесу, диаволу, демонам всех мастей. И они требуют свое.

В наше время происходит отход от основ классической христианской теологии, особенно в США и Западной Европе: некоторые богословы-новаторы проповедуют мнения, которые никогда не были известны православному богословию, или — хуже того — повторяют древние ереси, осужденные святыми отцами и на церковных Соборах.

Сторонникам апокатастасиса (от греч. ἀποκα­ τάστασις — «восстановление»; это учение о всеобщем спасении) протоиерей Олег рекомендует чаще вспоминать слова святителя Иоанна Златоуста: «Диавол для того убеждает некоторых думать, что нет геенны, чтобы ввергнуть в нее. Напротив, Бог угрожает геенной и ее приготовил, чтобы мы, зная о ней, так жили, чтобы не впасть в геенну». Поэтому для нас очень важно вернуться именно в русло классического христианского православного богословия.

Когда для человека наступает точка невозврата? Дойдя до какого порога, он уже не может вернуться к Богу? Этот порог — физическая смерть. Пока человек жив, есть надежда на покаяние. Святые отцы учат, что человек рожден для того, чтобы примириться с Богом, что только в этой, временной жизни можно обрести мир с Богом и в Боге. Мы должны запомнить эту истину.

Возникает такой вопрос: если человек грешник, почему по смерти он не стремится к тому, что ему естественно? Если он в грехах, значит имеет частью жизни зло, как нечто спаянное с его природой. Почему же все-таки душа рвется к Богу? Потому что Бог — Творец, каждая душа инстинктивно ощущает Его — неважно, православный ли человек, неправославный, верующий ли он или абсолютный безбожник. Душа алчет и жаждет Бога.

«Здесь жизнь теряется или сберегается»

  • О ценности земной жизни
  • Смерть
  • По смерти

Библия и отцы Церкви о воздушных мытарствах

  • Библейское свидетельство о мытарствах
  • Лестница Иакова
  • Святоотеческие свидетельства о мытарствах
  • Причина ненависти к нам со стороны диавола и бесов
  • Свидетельства восточных отцов Церкви о мытарствах
  • Свидетельства западных отцов Церкви о мытарствах
  • Свидетельства о мытарствах из житий святых
  • Почему некоторые святые отцы веровали в апокатастасис и другие ложные представления о загробной жизни?

Мытарство первое — празднословия

Мытарство второе — лжи

Мытарство третье — осуждения и клеветы

Мытарство четвертое — чревоугодия

Мытарство пятое — лености

Мытарство шестое — кражи

Мытарство седьмое — сребролюбия и скупости

Мытарство восьмое — лихоимства

Мытарство девятое: «А судьи кто?»

Мытарство десятое: «Я тоже хочу!»

Мытарство одиннадцатое: «Я — это звучит гордо!»

Мытарство двенадцатое: «Проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа»

Мытарство тринадцатое: сокровище незлобия

Мытарство четырнадцатое: «Не убий»

Мытарство пятнадцатое: «Не ворожите»

Мытарство шестнадцатое: «Бегайте блуда»

Мытарство семнадцатое: «Не прелюбодействуй»

Мытарство восемнадцатое: «Не вноси… платы пса в дом Господа»

Мытарство девятнадцатое: «Наш ли ты или из неприятелей наших?»

Мытарство двадцатое: «Суд без милости не оказавшему милости»

Последовательность событий после прохождения по ступеням мытарств

  • О частном суде
  • О загробной жизни
  • О воскресении
  • Страшный Суд

Книгу можно приобрести:

  • в отделе оптовых продаж Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Самокатная, д. 3/8, стр. 15. Тел.: +7 (495) 628-82-10, +7 (495) 621-86-40)
  • в магазине Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Большая Лубянка д.17.
    Тел.: +7 (495) 150-19-09)
  • в интернет-магазине «Сретение» с доставкой по России и странам ЕАЭС.

Воздушные мытарства, или Экзамен, которого нельзя избежать. Протоиерей Олег Стеняев

Основу книги известного проповедника, миссионера, богослова, публициста протоиерея Олега Стеняева «Воздушные мытарства, или Экзамен, которого нельзя избежать» составили лекции, прочитанные им в разное время в Троице-Сергиевой лавре, в других монастырях и приходских храмах. На страницах издания речь идет о ценности земной жизни, о смерти, освещается библейское и святоотеческое обоснование учения о мытарствах — своего рода экзамене, который проходит человеческая душа после смерти. Подробный рассказ о каждом из двадцати мытарств завершается повествованием о том, что ожидает душу каждого из нас впоследствии: о частном суде, о загробной участи человека, о воскресении мертвых и о последнем Суде.

«Земная жизнь – самое важное и ответственное время в деле нашего спасения, потому что здесь решается наша судьба, то, где мы будем находиться в вечности. Ошибка многих людей состоит в том, что они откладывают момент покаяния до смерти, хотя, конечно, не знают, когда пробьет их последний час. Они считают себя здоровыми и сильными и не очень задумываются о том, что и здоровье, и силы могут исчезнуть в одно мгновение», – пишет автор книги.

Дополнительная информация о книге

Содержание

«ЗДЕСЬ ЖИЗНЬ ТЕРЯЕТСЯ ИЛИ СБЕРЕГАЕТСЯ» – 6

О ценности земной жизни – 6

БИБЛИЯ И ОТЦЫ ЦЕРКВИ О ВОЗДУШНЫХ МЫТАРСТВАХ – 32

Библейское свидетельство о мытарствах – 32

Лестница Иакова – 35

Святоотеческие свидетельства о мытарствах – 39

Причина ненависти к нам со стороны диавола и бесов – 41

Свидетельства восточных отцов Церкви о мытарствах – 44

Свидетельства западных отцов Церкви о мытарствах – 48

Свидетельства о мытарствах из житий святых – 55

Почему некоторые святые отцы веровали в апокатастасис и другие ложные представления о загробной жизни? – 68

Мытарство первое – празднословия – 76

Мытарство второе – лжи – 89

Мытарство третье – осуждения и клеветы – 105

Мытарство четвертое – чревоугодия – 114

Мытарство пятое – лености – 127

Мытарство шестое – кражи – 137

Мытарство седьмое – сребролюбия и скупости – 146

Мытарство восьмое – лихоимства – 155

Мытарство девятое: «А судьи кто?» – 164

Мытарство десятое: «Я тоже хочу!» – 174

Мытарство одиннадцатое: «Я – это звучит гордо!» – 182

Мытарство двенадцатое: «Проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа» – 198

Мытарство тринадцатое: сокровище незлобия – 212

Мытарство четырнадцатое: «Не убий» – 221

Читать еще:  В Индии надеются, что индуистский храм в Москве станет символом дружбы народов двух стран

Мытарство пятнадцатое: «Не ворожите» – 232

Мытарство шестнадцатое: «Бегайте блуда» – 245

Мытарство семнадцатое: «Не прелюбодействуй» – 259

Мытарство восемнадцатое: «Не вноси. платы пса в дом Господа» – 275

Мытарство девятнадцатое: «Наш ли ты или из неприятелей наших?» – 287

Мытарство двадцатое: «Суд без милости не оказавшему милости» – 298

Последовательность событий после прохождения по ступеням мытарств – 305

▪ О частном суде – 305

▪ О загробной жизни – 307

▪ О воскресении мертвых – 308

▪ Страшный Суд – 313

Отзывы (1)

Пушкина Светлана Леонидовна 08.12.2020 14:47

Очень качественно изложено классическое учение РПЦ о мытарствах, приведены и объяснены примеры из современной жизни, ясно, понятно, легко запоминается. Кроме того, по этой книге можно выбирать себе «места страдания» или узнать чем придется платить за тот или иной грех. «За все приходится платить, блажен, кто здесь свое оплатит» (иеромонах Роман (Матюшин). Например, работаешь в банке (или собираешься работать в банке), смотри мытарство 8 и думай. Если нет духовного отца (духовника) думай и принимай решение сама исходя из внешних обстоятельств. И потом уже не сможешь сказать, что не знала (ибо незнающий будет бит меньше).

Воздушные мытарства. Мытарство десятое: «Я тоже хочу!»

Артикул: 3236-274

Основу книги известного проповедника, миссионера, богослова, публициста протоиерея Олега Стеняева «Воздушные мытарства, или Экзамен, которого нельзя избежать» составили лекции, прочитанные им в разное время в Троице-Сергиевой лавре, в других монастырях и приходских храмах. На страницах издания речь идет о ценности земной жизни, о смерти, освещается библейское и святоотеческое обоснование учения о мытарствах — своего рода экзамене, который проходит человеческая душа после смерти. Подробный рассказ о каждом из двадцати мытарств завершается повествованием о том, что ожидает душу каждого из нас впоследствии: о частном суде, о загробной участи человека, о воскресении мертвых и о последнем Суде.

«Земная жизнь – самое важное и ответственное время в деле нашего спасения, потому что здесь решается наша судьба, то, где мы будем находиться в вечности. Ошибка многих людей состоит в том, что они откладывают момент покаяния до смерти, хотя, конечно, не знают, когда пробьет их последний час. Они считают себя здоровыми и сильными и не очень задумываются о том, что и здоровье, и силы могут исчезнуть в одно мгновение», – пишет автор книги.

Содержание книги: Воздушные мытарства или экзамен, которого нельзя избежать.

«ЗДЕСЬ ЖИЗНЬ ТЕРЯЕТСЯ ИЛИ СБЕРЕГАЕТСЯ»

О ценности земной жизни
Смерть
По смерти

БИБЛИЯ И ОТЦЫ ЦЕРКВИ О ВОЗДУШНЫХ МЫТАРСТВАХ

Библейское свидетельство о мытарствах
Лестница Иакова
Святоотеческие свидетельства о мытарствах
Причина ненависти к нам со стороны диавола и бесов
Свидетельства восточных отцов Церкви о мытарствах
Свидетельства западных отцов Церкви о мытарствах
Свидетельства о мытарствах из житий святых
Почему некоторые святые отцы веровали в апокатастасис и другие ложные представления о загробной жизни?
Мытарство первое – празднословия
Мытарство второе – лжи
Мытарство третье – осуждения и клеветы
Мытарство четвертое – чревоугодия
Мытарство пятое – лености
Мытарство шестое – кражи
Мытарство седьмое – сребролюбия и скупости
Мытарство восьмое – лихоимства
Мытарство девятое: «А судьи кто?»
Мытарство десятое: «Я тоже хочу!»
Мытарство одиннадцатое: «Я – это звучит гордо!»
Мытарство двенадцатое: «Проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа» 8
Мытарство тринадцатое: сокровище незлобия
Мытарство четырнадцатое: «Не убий»
Мытарство пятнадцатое: «Не ворожите»
Мытарство шестнадцатое: «Бегайте блуда»
Мытарство семнадцатое: «Не прелюбодействуй»
Мытарство восемнадцатое: «Не вноси. платы пса в дом Господа»
Мытарство девятнадцатое: «Наш ли ты или из неприятелей наших?»
Мытарство двадцатое: «Суд без милости не оказавшему милости»
Последовательность событий после прохождения по ступеням мытарств
О частном суде
О загробной жизни
О воскресении мертвых
Страшный Суд

Параметры книги: Воздушные мытарства

Размер книги: 13,0 см * 21,0 см * 2,0 см
Количество страниц: 686
Переплет: твердый
Бумага: офсетная
Шрифт: русский
Вес книги: 400 гр.
Год издания: 2019 год.
Издательство: Сретенский монастырь
ISBN: 978-5-7533-1539-7

Предлагаем купить книгу » Воздушные мытарства» в православном интерент магазине Псалом.ру

Похожие товары:


Из области таинственного. Книга в двух томах. Протоиерей Григорий Дьяченко
Цена: 1 870.00 руб


Что играет мной? Беседы о страстях. (Ответы на трудные вопросы). Галина Калинина.
Цена: 285.00 руб


Переход. Последняя болезнь, смерть и после. Петр Калиновский.
Цена: 275.00 руб

Отдел оптовых продаж издательства Сретенского монастыря

Отдел оптовых продаж издательства Сретенского монастыря

Воздушные мытарства, или Экзамен, которого нельзя избежать

Основу книги известного проповедника, миссионера, богослова, публициста протоиерея Олега Стеняева «Воздушные мытарства, или Экзамен, которого нельзя избежать» составили лекции, прочитанные им в разное время в Троице-Сергиевой Лавре, в других монастырях и приходских храмах.

Цена: 380 руб.
ID товара: 147590 ISBN: 978-5-7533-1539-7
Переплёт: Твёрдый
Страниц: 3528 (Офсетная)

На страницах издания речь идет о ценности земной жизни, о смерти, освещается библейское и святоотеческое обоснование учения о мытарствах – своего рода экзамене, который проходит человеческая душа после смерти. Подробный рассказ о каждом из двадцати мытарств завершается повествованием о том, что ожидает душу каждого из нас впоследствии: о частном суде, о загробной участи человека, о воскресении мертвых и о последнем Суде.

«Земная жизнь – самое важное и ответственное время в деле нашего спасения, потому что здесь решается наша судьба, то, где мы будем находиться в вечности. Ошибка многих людей состоит в том, что они откладывают момент покаяния до смерти, хотя, конечно, не знают, когда пробьет их последний час. Они считают себя здоровыми и сильными и не очень задумываются о том, что и здоровье, и силы могут исчезнуть в одно мгновение», – пишет автор книги.

«ЗДЕСЬ ЖИЗНЬ ТЕРЯЕТСЯ ИЛИ СБЕРЕГАЕТСЯ» – 6
О ценности земной жизни – 6
Смерть – 15
По смерти – 24

БИБЛИЯ И ОТЦЫ ЦЕРКВИ О ВОЗДУШНЫХ МЫТАРСТВАХ – 32
Библейское свидетельство о мытарствах – 32
Лестница Иакова – 35
Святоотеческие свидетельства о мытарствах – 39
Причина ненависти к нам со стороны диавола и бесов – 41
Свидетельства восточных отцов Церкви о мытарствах – 44
Свидетельства западных отцов Церкви о мытарствах – 48
Свидетельства о мытарствах из житий святых – 55
Почему некоторые святые отцы веровали в апокатастасис и другие ложные представления о загробной жизни? – 68
Мытарство первое – празднословия – 76
Мытарство второе – лжи – 89
Мытарство третье – осуждения и клеветы – 105
Мытарство четвертое – чревоугодия – 114
Мытарство пятое – лености – 127
Мытарство шестое – кражи – 137
Мытарство седьмое – сребролюбия и скупости – 146
Мытарство восьмое – лихоимства – 155
Мытарство девятое: «А судьи кто?» – 164
Мытарство десятое: «Я тоже хочу!» – 174
Мытарство одиннадцатое: «Я – это звучит гордо!» – 182
Мытарство двенадцатое: «Проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа» – 198
Мытарство тринадцатое: сокровище незлобия – 212
Мытарство четырнадцатое: «Не убий» – 221
Мытарство пятнадцатое: «Не ворожите» – 232
Мытарство шестнадцатое: «Бегайте блуда» – 245
Мытарство семнадцатое: «Не прелюбодействуй» – 259
Мытарство восемнадцатое: «Не вноси… платы пса в дом Господа» – 275
Мытарство девятнадцатое: «Наш ли ты или из неприятелей наших?» – 287
Мытарство двадцатое: «Суд без милости не оказавшему милости» – 298
Последовательность событий после прохождения по ступеням мытарств – 305
▪ О частном суде – 305
▪ О загробной жизни – 307
▪ О воскресении мертвых – 308
▪ Страшный Суд – 313

Режим работы

Будни: с 9-00 до 18-00
Выходные: суббота, воскресенье и двунадесятые праздники.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector