0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вознесение Господне, или Как теперь поцеловать ноги Христа?

Содержание

Православная Жизнь

Архиепископ Венский и Австрийский РПЦЗ Нафанаил (Львов) вспоминал как мечтал в детстве, чтоб Христос не Возносился, а остался на земле. Он думал, что тогда бы смог приходить к Нему, целовать Его ноги и слушать Его святые наставления.

Детское воображение, по своей наивности и искренности, открыто для подобного рода фантазий, но есть в них и нечто очень важное, а именно такой желанный и безответный поиск Бога. Мне не довелось побыть маленьким христианином, так как в Церковь я пришел уже в более сознательном возрасте. Мои детские мечты по большей части были связаны с игрушками, велосипедом, роликами и т. п. вещами – не скажу, что это плохо, но это все-таки не мечты о близости Христа. А может, где-то, в глубине каждого из нас, еще сохранился ребенок, и, отбросив повседневную суету, хотя бы в праздник Вознесения, мы можем искренне устремиться к ногам Христа, подумать о том, что Он никуда не делся, Он еще с нами.

Почему Господь не остался на земле дольше? Он ведь мог бы еще многих людей обратить к Себе? Конечно, мог, но в этом не было какой-то прямой необходимости. У Спасителя остались верные ученики, с дерзновением и твердой верой продолжившие Его дело. Сын Божий исполнил Свою миссию: Он воплотился и вочеловечился, взял на Себя грехи человечества и Искупил их Своей мукой, Он сокрушил адову твердыню, вывел оттуда праведников и нас освободил от власти диавола, Он умер и через Воскресение победил смерть, Он оставил нам Свое учение и утвердил апостолов в вере. Христу больше незачем было оставаться в этом порочном, еще не преображенном мире, неспособном соединиться с Ним, но предназначенном к такому соединению.

С одной стороны, мир устремлен к своей погибели, но с другой – к преображению. Конечно, главное место в нем, как и при творении, занимает человек. И вот теперь мы можем вернуться к нашим мечтам и понять, что теперь каждый христианин способен сидеть у ног Христа, каждый из нас способен слышать Его наставления. Встреча в условиях материального мира необходимо связана с положениями места и времени – тогда бы к Спасителю стояли огромные очереди, со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. Появилось бы большое количество «наемников», для которых важна не любовь, а выполнение определенных требований. А так, благодаря Вознесению, встреча с Христом для каждого верующего человека не зависит от внешних, часто случайных, обстоятельств.

Даже если бы к Спасителю приходили только искренне любящие Его люди, все равно это единение не было бы полноценным. Давайте вспомним слова гефсиманской молитвы, где Господь молится об апостолах и о всех, кто уверует в Него по слову их, т.е. о нас (Ин. 17, 20): «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены́ воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня […] И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них» (Ин. 17, 21-23 […] 26). Как видим, здесь идет речь о глубоком внутреннем единстве, которое невозможно при наличии пространственно-временных ограничений.

Я прекрасно понимаю, что для многих эти рассуждения покажутся просто красивыми словами, которые не раз слышал всякий православный христианин. Конечно, хочется каких-то более конкретных советов, практичных алгоритмов действий. Но все они нам и так хорошо известны, вопрос только в том, насколько мы хорошо выполняем то, что знаем как выполнять? Подумайте, что Христа невозможно обрести бездействуя, но Его также невозможно обрести зациклившись лишь на одних действиях. Нередко в духовной жизни бывает и так, что выполнение каких-либо правил становится самодовлеющей ценностью, а невыполнение – самым большим страхом. В таком случае можно найти бездушную аскезу, заработать себе невроз, лишить способности радоваться, но только Христа в этом всем не обретешь. Не для этого Сын Божий принял человеческую природу, вознесся и поставил ее в непосредственной близости от Отца. Любой духовных труд, любое доброе дело должны стать «внешней оболочкой» в центре которой будет Спаситель. Экзальтацию легко спутать с подлинной духовной жизнью, но в ней есть один существенный недостаток – отсутствие радости. Вспомните, как апостол Иоанн вырвался вперед, чтоб скорее прибежать в Гробу, как апостол Петр нагим бросился с лодки в воду, только бы быстрее приплыть к Христу, в конце концов, как изначально усомнившийся апостол Фома, припал к ногам Спасителя и первый из учеников исповедал Его Господом и Богом. Сейчас мы можем только представить какая радость, и какой трепет в эти моменты их переполняли, однако Христос вознесся, чтоб и мы, а возможно еще в большей мере, могли пережить то, что пережили Его ученики.

Нужно помнить, что встреча с Господом каждого из нас в отдельности – это еще и встреча всех нас вместе с Ним. Вознесение невозможно помыслить совершенно отдельно от Пятидесятницы, ведь мы Христа обретаем именно в Церкви. Я уже упомянул, что Спасителю незачем было оставаться в этом не преображенном мире, неспособном соединиться с Ним. Но теперь Промысел Божий и заботится о таком преображении. Нельзя ведь обрести Христа самому не преобразившись. Преображение это происходит именно в Церкви, и именно Церковь готовит Второе Пришествие, когда Господь вернется забрать в вечную жизнь тех, кто готов соединиться с Ним, и навсегда отвергнуть тех, кто сам Его отверг. «Когда же процесс преображения закончится, – говорит владыка Нафанаил, – когда весь мир пережжется на Божественном огне полного и окончательного испытания, когда плевелы будут полностью отделены от пшеницы и солома от золота, когда весь мир станет или Церковью, или чуждым и несродным Ей, тогда явится Господь наш снова и внешне в силе и славе». О чем, как не об этом нам напоминают слова ангелов, обращенные к апостолам после Вознесения: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1, 11).

Как видим, с Вознесением связан и весь Искупительный подвиг Христа, и личный подвиг каждого христианина, и все наши совместные усилия, и Пятидесятница, и Второе Пришествие. Для нас, христиан, крайне важно воспринимать все это максимально живо, чтоб реальность Спасителя и всех связанных с Ним событий стали такой же незыблемой реальностью, как находящийся рядом человек. Чтоб сверхчувственный опыт познания не только не уступал, но даже превосходил опыт чувственный. Чтоб нематериальный слой окружающего нас мира был явственней материального. Тогда мы действительно сможем и посидеть у ног Христа, и поцеловать их, и послушать Его святые наставления.

Протоиерей Владимир Долгих

Вознесение Господне, или Как теперь поцеловать ноги Христа?

Вознесение Господне — это один из двенадцати двунадесятых праздников, которые посвящены ключевым событиям евангельской истории. Это переходящий праздник: его дата зависит от даты празднования Пасхи. Он принадлежит к числу так называемых господских праздников, то есть относящихся к Господу Иисусу Христу.

В этот день мы вспоминаем события, произошедшие через сорок дней после того, как Иисус Христос был распят на кресте и воскрес. После Воскресения Спаситель не один раз являлся своим ученикам, укрепляя их веру и готовя к сошествию Святого Духа на них — к Пятидесятнице. В день Вознесения Господь собрал апостолов в Вифании, на горе Елеон. Христос благословил их и — как был, во плоти — вознесся на небо. Новый Завет так пишет об этом событии:

Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. (Деян 1:9-11) Когда празднуется Вознесение

Вознесение празднуется на сороковой день после Пасхи, Воскресения Христова, поэтому праздник всегда приходится на четверг.

Вознесение Господне описано в Евангелии от Луки, Деяниях святых апостолов и, кратко, в окончании Евангелия от Марка.

После событий Воскресения Иисус Христос несколько раз являлся апостолам и проповедовал Царствие Божие. Это было не видение, это был живой Учитель, из плоти и крови. Свидетельство того, что Спаситель действительно воскрес из мертвых и тем самым победил смерть. Явления Христа ученикам были своего рода подготовкой ко дню Пятидесятницы — когда Дух Святой сошел на них, чтобы они могли проповедовать Воскресшего Христа всему миру.

Но это произойдет позже — через несколько дней после Вознесения, а пока Господь зовет апостолов в пригород Иерусалима — Вифанию. Там, на горе Елеон, они в последний раз видят Христа во плоти. Подняв руки, Он благословляет учеников и возносится на небо.

В Деяниях святых апостолов написано, что во время Вознесения Спаситель был сокрыт облаком, после чего изумленным взорам явились «два мужа в белой одежде» — они возвестили грядущее Второе пришествие Христа:

Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. (Деян 1:9-11)

После этой удивительной — радостной — разлуки со Христом апостолы вернулись в столицу Израиля — Иерусалим. Именно там спустя несколько дней на них сошел Святой Дух.

История празднования Вознесения

До конца IV века Вознесение Господне и Пятидесятница были, по сути, единым праздником. Пятидесятницу отмечали не один день в году — это был целый период церковного календаря. Тертуллиан называл его «laetissimum spatium» — радостнейший период.

Когда Пятидесятница стала самостоятельным праздником, отдельно стали отмечать и Вознесение. Первые упоминания об этом можно встретить у святителя Григория Нисского и в антиохийских проповедях святителя Иоанна Златоуста.

Особенности богослужения праздника Вознесения Господня

Праздник продолжается десять дней: один день предпразднства, совпадающий с отданием Пасхи, и восемь дней попразднства. Отдание праздника бывает в следующую за праздником пятницу седьмой седмицы по Пасхе.

От первого дня Пасхи до отдания Вознесения Господня облачения священнослужителей — белого цвета.

Иконы Вознесения Господня

У икон, изображающих Вознесение Господне, есть четкаяиконография, которой придерживаются все иконописцы. На иконе праздника изображаются все двенадцать апостолов, между которым — в центре — стоит Богородица. Апостолы или стоят, или преклонили колени. Христос возносится в облаке, окруженный ангелами. На некоторых иконах есть интересная деталь — на Елеонской горе, откуда Спаситель взошел на небеса, запечатлен след от Его ноги.

Протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма Александра Невского при МГИМО, клирик собора иконы Казанской Божией Матери на Красной площади.

В день Вознесения наш Господь Иисус Христос наставляет все человечество — и каждого из нас. И делает это через своих учеников — апостолов. Именно они стали свидетелями того, как Спаситель вознесся на небо спустя сорок дней после своего Воскресения.

Когда Господь в течение сорока дней является своим ученикам после креста и Воскресения, он тем самым укрепляет их веру, дает им опору, надежду на грядущее Царствие Небесное. А Вознесением Господь как бы ставит точку в деле домостроительства нашего Спасения. Он как Человек, в своей человеческой телесности, возносится на Небо. Таким образом, Его подвиг искупления оканчивается – человек возврщен на Небо! Господь как бы ставит точку, но не оставляет апостолов, а значит и всех нас, одних. Христос говорит, что, если мы сердцем примем Вознесение, Он пошлет Духа Святого, который утешит нас. Это утешение — в празднике Пятидесятницы, который Церковь отмечает через несколько дней после Вознесения.

Молитвы Вознесению Господню

Каноны Вознесения написаны святым Иоанном Дамаскиным и святым Иосифом Песнопевцем. Кондак и икос принадлежат святому Роману Сладкопевцу.

Тропарь Вознесения Господня, глас 4

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Перевод на русский иеромонаха Амвросия (Тимрота):

Вознесся Ты во славе, Христе Боже наш, радости исполнив учеников обещанием Святого Духа, по утверждении их благословением в том, что Ты – Сын Божий, Искупитель мира.

Кондак Вознесения Господня, глас 6

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив Небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы.

Перевод на русский иеромонаха Амвросия (Тимрота):

Исполнив весь замысел о нашем спасении, и то что на земле соединив с небесным, вознесся Ты во славе, Христе, Боже наш, совсем не оставляя нас, но пребывая неразлучно и взывая любящим Тебя: «Я – с вами и никто – против вас!»

Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и почитаем еже на Небеса/ с пречистою Твоею Плотию// Божественное вознесение.

Перевод на русский иеромонаха Амвросия (Тимрота):

Прославляем Тебя, Податель жизни Христе, и почитаем на небеса с пречистою Твоею плотию Божественное вознесение.

Канон Вознесению Господню, Глас 5-й

Ирмос: Спасителю Богу в мори люди немокрыми ногами наставльшему, и фараона со всевоинством потопльшему, Тому Единому поим, яко прославися.
Припев: Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.
Воспоим вси людие, на рамех Херувимских вознесшуся со славою Христу и спосадившему нас одесную Отца, песнь победную: яко прославися.
Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.
Ходатая Богу и человеком Христа, лицы Ангельстии видевше с плотию в вышних, удивляхуся, согласно же воспеваху песнь победну: яко прославися.
Слава: Явльшемуся Богу на горе Синайстей и закон давшему Боговидцу Моисею, от горы Елеонстей вознесшемуся плотию, Тому вси воспоим: яко прославися.
И ныне: Пречистая Мати Божия, воплощеннаго от Тебе, и от недр Родителя не отступльшего Бога непрестанно моли, от всякаго обстояния спасти, яже созда.

Ирмос: Силою Креста Твоего Христе, утверди мое помышление, во еже пети и славити спасительное Твое Вознесение.
Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.
Возшел еси Жизнодавче Христе ко Отцу, и вознесл еси род наш Человеколюбче, неизреченным благоутробием Твоим.
Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.
Чини Ангельстии, Спасе, человеческое естество видевше совосходящее Тебе, непрестанно удивляеми воспеваху Тя.
Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.
Ужасахуся Ангельстии лицы, Христе, зряще Тя с телесем вознесшася, и воспеваху святое Твое Вознесение.
Слава: Естество человеческое, Христе, тлением падшее возставил еси, и восходом Твоим вознесл еси, и с Собою нас прославил еси.
И ныне: Моли непрестанно, Чистая, произшедшаго от ложесн Твоих, избавитися прелести диаволи, поющим Тя, Матерь Божию.

Читать еще:  В Италии исламского террориста собираются лишить гражданства

Седален, глас 8-й
Вслед на облаки небесныя, оставив мир сущим на земли, возшел и сел еси одесную Отца, яко Единосущен Сему Сый и Духу. Аще бо и во плоти явился еси, но непреложен пребыл еси: темже чаеши совершения конец, судити грядый на землю миру всему. Правосуде Господи, пощади души наша, прегрешений оставление даруя, яко Бог Милостив, рабом Твоим.

Ирмос: Услышах слух силы Креста, яко рай отверзеся им, и возопих: слава силе Твоей, Господи.
Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.
Вознеслся еси во славе, Ангелов Царю, Утешителя нам от Отца послав. Темже вопием: слава, Христе, Вознесению Твоему.
Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.
Яко взыде Спас ко Отцу с плотию, удивишася Ему Ангельская воинства, и возопиша: слава, Христе, Вознесению Твоему.
Слава: Ангельския силы горнейшим вопияху: врата возмите Христу нашему Царю, Егоже воспеваем вкупе со Отцем и Духом.
И ныне: Дева роди, и матерняя не позна: но Мати убо есть, Девою же пребысть, Юже воспевающе, радуйся Богородице, взываем.

Ирмос: Утренююще вопием Ти, Господи, спаси ны: Ты бо еси Бог наш, разве бо Тебе иного не знаем.
Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.
Исполнив веселия всяческая, Милостиве, к горним силам с плотию пришел еси.
Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.
Ангельския силы вземлема Тебе видевше, врата, взываху Царю нашему, возмите.
Слава: Апостоли видевше возвышаема Спаса, с трепетом взываху Царю нашему: слава Тебе.
И ныне: Деву по рождестве поем Тя, Богородице, Ты бо Бога Слова плотию мирови родила еси.

Ирмос: Обыде мя бездна, гроб мне кит бысть, аз же возопих к Тебе Человеколюбцу, и спасе мя десница Твоя, Господи.
Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.
Взыграшася апостоли, зряще на высоту днесь Зиждителя вземлема, упованием Духа, и страхом зовяху: слава восходу Твоему.
Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.
Предсташа Ангели, вопиюще Христе учеником Твоим: имже образом видесте Христа восходяща с плотию, паки приидет Праведный всех Судия.
Слава: Яко видеша Тя Спасе наш небесныя силы, на высоту вземлема с телом, взываху, глаголюще: велико Владыко, человеколюбие Твое.
И ныне: Купину Тя неопалимую, и гору, и лествицу одушевленную, и дверь небесную достойно славим, Марие славная, православных похвало.
Господи, помилуй. (Трижды.) Слава и ныне.
Кондак, глас 6-й
Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы.
Икос
Яже земли на земли оставившии, яже пепельныя персти уступающии, приидите воспрянем, и на высоту возведем очи и мысли, вперим виды, вкупе и чувства, на небесная врата, смертнии, непщуим быти в масличней горе, и взирати на Избавляющаго на облацех носима. Отонуду же бо Господь на небеса востече, и тамо даролюбезны дары раздая апостолом Своим, утешив я яко Отец, и утвердих я, наставив яко сынов, и рече к ним: не разлучаюся вас, Аз есмь с вами, и никтоже на вы.

Ирмос: В пещи огненней песнословцы спасый отроки, благословен Бог отец наших.
Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.
На облацех света вознесыйся, и спасый мир, благословен Бог отец наших.
Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.
На рамо Спасе, заблуждшее взем естество, вознесся, Богу и Отцу привел еси.
Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.
Возшедый во плоти к безплотному Отцу, благословен Бог отец наших.
Слава: Умерщвленное наше грехом естество взем, Твоему свойственному Отцу, Спасе, привел еси.
И ныне: От Девы рождся, Юже Богородицу соделал еси, благословен Бог отец наших.

Ирмос: Из Отца прежде век рожденнаго Сына, и Бога, и в последняя лета воплощеннаго от Девы Матере, священницы пойте, людие превозносите во вся веки.
Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.
Во двою существу возлетевшаго Жизнодавца Христа на небеса со славою, и Отцу соседящаго, священницы пойте, людие превозносите во вся веки (Дважды).
Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.
От работы идольския тварь избавившаго, и представившаго ту свободную Твоему Отцу, Тебе, Спасе, поем, и Тебе превозносим во вся веки.
Слава: Своим схождением низложившаго супостата, и Своим возшествием вознесшаго человеки, священницы пойте, людие превозносите во вся веки.
И ныне: Херувимов превысшая явилася еси, Богородице Чистая, во чреве Твоем сими Носимаго носившая: Егоже со безплотными, человецы славословим во вся веки.

Ирмос: Тя паче ума и словесе Матерь Божию, в лето Безлетнаго неизреченно рождшую, вернии единомудренно величаем.
Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.
Тебе, Избавителя мира Христа Бога, апостоли видяще Божественно возвышаема, со страхом играюще величаху.
Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.
Твою обожившуюся плоть зряще, Христе, на высоте Ангели друг ко другу глаголаху: воистинну Сей есть Бог наш.
Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.
Тебе безплотных чинове, Христе Боже, на облацех вземлема видяще, взываху: славы Царю, врата возмите.
Слава: Тебе сошедшаго даже до последних земли, и человека спасшаго, и восхождением Твоим возвысившего, Сего величаем.
И ныне: Радуйся, Богородице Мати Христа Бога: Егоже родила еси, днесь от земли возносима со апостолы зрящи, возвеличала еси.

5.3. Вознесение Господне

5.3. Вознесение Господне

Описание Вознесения есть в Евангелиях от Марка (16: 14–19) и Луки (24: 36–52), а также в книге Деяний святых апостолов (Деян. 1: 2–12). В последней дается наиболее подробное описание; в частности, именно там указывается место Вознесения – гора Елеонская и время – сороковой день по Воскресении. Евангелист Лука рассказом о Вознесении Христа и Его обетовании о сошествии Святого Духа на учеников («вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» – Лк. 24: 49) связывает Евангелие и Деяния, показывая тем самым, что история Церкви есть неразрывное продолжение евангельской истории – приобщение людей к тому, что сделал для них Христос, происходит в Церкви.

Поразительный факт отмечает евангелист Лука: новая разлука со Спасителем не только не ввергла апостолов в новые печали, наоборот – после Вознесения апостолы возвратились в Иерусалим «с великой радостью» (Лк. 24: 52). Свт. Иоанн Златоуст говорит, что «ученики вообще не перенесли бы (разлуки с Господом), если б им не было обещано, что Он придет в другой раз»[476]. Это обещал и Сам Господь, и во время Вознесения напомнили апостолам ангелы: «Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1: 11).

Вознесение Христово имеет уникальный характер, об этом Господь говорил Никодиму: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин. 3: 13). Ветхозаветные вознесения на небо – взятие от земли праведного Еноха, восхищение пророка Илии на колеснице – являются лишь некими прообразами Вознесения Иисуса Христа. Свт. Григорий Двоеслов показывает, что эти вознесения были несовершенны, в них нет и не могло быть совершенного преодоления смерти, а соответственно, остальное человечество поучаствовать в славе этих вознесений не может. «Илия вознесся на небо воздушное так, что внезапно был отведен в некоторую потаенную область Вселенной, в которой жил бы уже в великом спокойствии плоти и духа дотоле, доколе при кончине мира не возвратится назад и не заплатит долг смерти. Ибо он разорвал смерть, но не убежал (от нее). А Искупитель наш не разорвал, но победил, и Воскресением попрал ее, и славу Воскресения Своего проявил Вознесением»[477].

В Евангелии от Иоанна, не описывающем Вознесение как событие, приведены слова Спасителя о Вознесении в разных беседах, в том числе и после Воскресения. Кроме беседы с Никодимом Вознесение упоминается в конце беседы о Хлебе Небесном: «Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего [туда], где был прежде?» (Ин. 6: 62); в беседе с иудеями на празднике Кущей: «Опять сказал им Иисус: Я отхожу, и будете искать Меня, и умрете во грехе вашем. Куда Я иду, [туда] вы не можете прийти» (Ин. 8: 21), в Прощальной беседе Господь ссылается на эту беседу, но ученикам Он обещает возвращение и соединение с Ним: «Дети! недолго уже быть Мне с вами. Будете искать Меня, и, как сказал Я Иудеям, что, куда Я иду, вы не можете прийти, [так] и вам говорю теперь… И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин. 13: 33; 14: 3). Все эти тексты показывают, что Христос, как Богочеловек, идет туда, где всегда пребывает как Сын Божий. В беседе с Никодимом Господь делает акцент на Себе как Сыне Человеческом и этим показывает, что человеческая природа, человечество в Нем возносится одесную славы Божией, поэтому Вознесение Христа понимается как изображение и залог славы Царства Божия, которая уготована верующим.

Но обратим внимание, что члены Церкви не только в будущем, а уже сейчас, во время своей земной жизни, причастны к этой победе и славе. Это показывает ап. Павел в Послании к ефесянам, когда говорит: «Как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви» (Еф. 1: 19–22). Мы знаем, что Христос, как Истинный Бог, воскрес Собственной силой, но апостол как бы дистанцирует Сына от Отца, делает акцент на том, что это Отец действовал во Христе, воскресил Его и вознес одесную Себя, поставив выше всех чинов ангельских и всякой твари, как главу Церкви, чтобы показать, что человечество во Христе воскрешено, вознесено, прославлено, и если Христос, как Глава Церкви, прославлен, то в этой славе уже сейчас участвует и все Тело Церкви – мы. «О, и Церковь, куда Он возвел! Как бы некоторой машиной поднявши ее, Он возвел ее на высоту великую и посадил ее на том же престоле, потому что где глава, там и тело, нет никакого перерыва между главой и телом, и если бы (связь между ними) прерывалась, то не было бы ни тела, ни главы»[478]. В свете этого понятно, почему апостол Павел говорит, что истинное «наше же жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа» (Флп. 3: 20). Христиане уже сейчас жители небесного Иерусалима, и если слава будущего века, с одной стороны, еще только ожидается, то, с другой стороны, она уже присутствует в жизни верующих: «Жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол. 3: 2–3). В книге Откровения ап. Иоанна Богослова приводятся слова Спасителя о том, что следствием соучастия человека в победе Христа над грехом и смертью будет соучастие в славе Христа: «Побеждающему дам сесть со мною на престоле Моем, как и Я победил и сел со Отцем Моим на престоле Его» (Откр. 3: 21). Именно поэтому свт. Григорий Палама называет Воскресение праздником всех людей, а Вознесение праздником святых, подразумевая, что воскреснут все люди, а соучаствовать в славе Мессии могут и даже уже соучаствуют живущие свято члены Церкви[479].

В Прощальной беседе, предупреждая о скорой разлуке и в то же время утешая учеников, Христос сказал: «Вскоре вы не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня, ибо Я иду к Отцу» (Ин. 16: 16). Ближайшее исполнение обетования – явление Его ученикам по Воскресении, но этим смысл обетования не исчерпывается. Свт. Иоанн Златоуст говорит, что Господь показывает, «что возвратится, что разлука с ними будет кратковременная, а пребывание – постоянное»[480]. Но, спрашивается, где же постоянство, если на сороковой день по Воскресении Господь вознесся и вновь оставил учеников? Ответ во взаимосвязи событий: в словах Христа об отшествии и возвращении подразумевается многое – и Смерть, и временное возвращение к ученикам по Воскресении и последующее Вознесение, как завершение земного служения Христа, и возвращение Его к ученикам в Духе Святом, Которого Он пошлет от Отца (это пребывание Бога в Церкви будет иметь уже постоянный и непреложный характер), и, наконец, Второе Пришествие. Одним из опорных текстов этой мысли служат слова Христа, когда Он еще до Страданий говорит о Своем прославлении как уже совершившемся: «Ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем» (Ин. 13: 31). Удаленность по времени евангельских событий в свете этих слов имеет второстепенное значение, они вкупе представляют собой явление славы и «Дня Господня», о котором говорили пророки.

«Слушая об этом, вы, может быть, воспламенились и назвали блаженными тех, которые обращались с Ним, равно как и тех, которые будут в общении с Ним в день общего воскресения. Употребим же все меры к тому, чтобы узреть Его чудное лицо. Если теперь, когда только слышим об этом, мы так воспламеняемся и желали бы жить в те дни, когда и Он жил на земле, слышать Его голос, видеть лицо, приходить к Нему, касаться Его и служить Ему, то подумай, что значит – видеть Его, когда Он уже не в смертном теле и действует не по-человечески, но дориносится ангелами, когда и мы сами будем в бессмертном теле и, созерцая Его, будем наслаждаться и прочим блаженством, превосходящим всякое слово. Поэтому-то, умоляю вас, будем всячески стараться о том, чтобы не лишиться такой славы. И в этом нет ничего трудного, если только мы захотим, ничего тягостного, если будем внимательны: аще бо терпим, и воцаримся (2 Тим. 2: 12)»[481].

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Вознесение Господне

Вознесение Господне Поучение 1-е. Вознесение Господне (Назидательные уроки из евангельского повествования о вознесении Господнем: а) скорбный путь жизни ведет на небо; б) Иисус Христос благословляет всякого христианина; в) мы должны поклоняться Господу духом и истиной; г)

46. Вознесение Господне

46. Вознесение Господне Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!Для многих из нас Вознесение является только праздником на пути между Пасхой и Пятидесятницей, и как будто в нем нет такого внутреннего содержания, как в других праздниках святой Церкви. Кажется, что только и

47. Вознесение Господне

47. Вознесение Господне «Вси языцы восплещите руками, воскликнете Богу гласом радования».Сегодня св. Церковь призывает нас к веселию и радости: но в чем заключается эта радость и почему мы должны радоваться?Ныне мы празднуем Вознесение Господа нашего Иисуса Христа от

Вознесение Господне

Вознесение Господне <359>26 мая 1971 г. Мк 16:9-20Во имя Отца и Сына и Святого Духа.Раньше чем сказать вам несколько слов о сегодняшнем празднике, хочу передать вам привет, любовь, молитвы русских и нерусских людей, принадлежащих к Русской Православной Церкви за границей, в

Вознесение Господне

Вознесение Господне В течение сорока дней Воскресший Господь много раз являлся Своим ученикам, беседовал с ними, открывал тайны Царства Божия, напоминал им Свое учение и готовил их к всемирной проповеди.На сороковой день после Воскресения Христова все апостолы, по

Вознесение Господне

Вознесение Господне Вознесение Господа Иисуса Христа празднуется Православною Церковью на сороковой день после Пасхи.Установление праздника Вознесения Господня восходит к самой глубокой древности и относится к праздникам, которые, подобно Пасхе и Пятидесятнице,

12. ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ*

12. ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ* Литургия дает нам еще раз узреть последнюю тайну жизни Иисуса среди людей: Его Вознесение на Небо. Сколько событий произошло с момента Его Рождества в Вифлееме! Мы видели Его в яслях, когда Ему поклонялись пастухи и волхвы; мы созерцали долгие годы

Вознесение Господне

Вознесение Господне Праздник Вознесения Христова приходится на сороковой день после Пасхи. Сорок дней Спаситель по Воскресении Своем пребывал на земле. Отчего срок пребывания Спасителя на земле определяется сорока днями? Какой смысл в этом сроке? Сорок дней составляли

Читать еще:  Троицкий собор Русской духовной миссии в Иерусалиме

Вознесение Господне

Вознесение Господне Празднуется на 40-й день после ПасхиПосле Своего славного воскресения Господь еще сорок дней ходил по земле, но Он больше не пребывал вместе с учениками постоянно, как раньше. Вечером в день воскресения по дороге в Еммаус Лука и Клеопа встретили

Вознесение Господне

Вознесение Господне Тропарь, глас 4Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.Кондак, глас 6Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив

Вознесение Господне

Вознесение Господне Однажды воскресший Господь снова пришел к ученикам.– Есть ли у вас еда? – спросил Он.– Рыба и мед, – отвечали апостолы.И Христос ел перед ними. Затем Он сказал апостолам:– Я страдал на Кресте, умер и в третий день воскрес. Отныне мир станет другим.

Вознесение Господне

Вознесение Господне Литургическое повествование о Господнем вознесении имеет некоторые характерные подробности, сравнительно с Евангельской историей, и свои выводы.В сороковой день по воскресении из мертвых Господь Иисус Христос, — так замечает один из церковных

Вознесение Господне

Вознесение Господне Как выяснилось сегодня утром, некоторые не знают, что мы празднуем. Сегодняшний праздник называется Вознесение. Мы празднуем то событие, о котором сейчас читали в Евангелии от Луки: что Господь – после того как Он пребывал в течение сорока дней после

Вознесение Господне

Вознесение Господне Тропарь, глас 4Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.Кондак, глас 6Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив

Вознесение Господне

Вознесение Господне Вот весну торопит лето, В зелень яркую одето. Истекает срок весенний В день Господня Вознесенья. Был Спаситель сорок дней Вместе с Церковью Своей. Час настал: вознёсся Он Над горою

Вознесение Господне

Вознесение Господне В сороковой день по воскресении Господа Иисуса Христа апостолы были в Иерусалиме. Спаситель явился им и сказал, чтобы они не отлучались из Иерусалима и ждали сошествия Святого Духа, и прибавил:– Вы примите силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете

Отражение данного события в догматах церкви. Значение события Вознесения в деле Искупления.

Отражение данного события в догматах церкви. Значение события Вознесения в деле Искупления.

Вознесение, конечно, означает не телесное переселение Господа в какие-то сферы видимого неба, а возведение Спасителем человеческого естества в состояние непосредственной близости к Богу.

В Священном Писании не уточняется, что именно есть то небо, в которое вошел Христос (Евр. 9, 24), но скорее под небом следует понимать состояние бытия, в котором жизнь всецело наполнена Богом (1 Кор. 15, 28), нежели некоторое конкретное место во Вселенной.

Своим Вознесением Господь открывает путь на небеса всем уверовавшим в Него. Именно так учил о Вознесении Сам Господь:

“В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я” (Ин. 14, 2 – 3).

“… и где Я, там и слуга Мой будет” (Ин. 12, 26).

“И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе” (Ин. 12, 32).

Ап. Павел называет Иисуса Христа “ Предтечей ” (Евр. 6, 20), то есть тем, кто идет впереди, пролагая путь идущим следом. Таким образом, Вознесение Господа дает возможность всем верующим в Него быть там же, где пребывает по Вознесении Он Сам.

Иисус Христос вошел на небеса Своим человечеством, ибо Божеством Он всегда пребывал и пребывает на небесах. Господь вознесся во славе (1 Тим. 3, 16), вошел по Своему человечеству в ту славу, которую Он имел у Отца по Божеству прежде бытия мира.

Священное Писание говорит о Вознесении как о возвращении Сына туда, где Он был прежде (Ин. 6, 62), к Отцу (Ин. 14, 28; 20, 17; 24, 5–16), но это возвращение совершается уже с воспринятой на вечные времена плотью. Тем самым состояние единства Сына с Отцом — “ Я в Отце и Отец во Мне ” (Ин. 14, 11) — распространяется и на Его человеческую природу. Таким образом, достигается цель, для которой было предназначено Творцом человеческое естество. Человеческая плоть, прославленная и обоженная, взошла на небо и сделалась причастной вечной славе и силе Сына Божия. Достижение этого состояния совершенного единства с Богом теперь доступно и для всех верующих во Христа:

“Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино… И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им; да будут едино, как Мы едино” (Ин. 17, 21 – 22).

Вознесение Господа Иисуса Христа на небо с прославленною плотию, так же, как и воскресение Его, является высшим проявлением Его, царственной власти и могущества и имеет глубочайшее значение, как один из завершающих моментов дела спасения человеческого рода. Такое окончание видимого пребывания на земле Господа Иисуса является вполне понятным и естественно-необходимым при вере в Иисуса Христа, как Богочеловека и Искупителя мира.

Если Иисус Христос есть единородный Сын Божий, ради нашего спасения сшедший с небес и принявший человеческую природу во внутреннее и вечное единение с Своею Божественною природою, то по совершении искупительного дела Ему и естественно было возвратиться к той форме бытия, которая была свойственная ему от вечности по Божеству, тем более, что наша непрославленная, подтвержденная греху и смерти земля не могла быть соответственным местом пребывания Богочеловека с прославленною человеческою природою. Поэтому-то для прославленного человека было внутренне необходимо перейти по воскресении в иную область вечного бытия по человечеству, чуждую условий того пространственного и временного бытия, в котором Он, Сын Божий, Сам Себя добровольно поставил в воплощении — в область превыше всех небес, откуда Он снисшел и где опять, как Богочеловек, вступает в ближайшее и теснейшее взаимообщение с Отцом.

Завершающее земную жизнь Иисуса Христа славное вознесение на небо вполне удовлетворяет и наше нравственное чувство. Вся жизнь Иисуса Христа была проникнута послушанием воле Отца Небесного и все дела Его были прославлением Отца. «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое ты поручил Мне исполнить,-свидетельствовал Христос в молитве в Отцу небесному пред Своими страданиями (Ио. 17,4). Естественно, что прославляющий Бога Своею жизнью и деятельностью заслуживал и Сам прославления от Отца, что Он и выразил в Своей молитве к Отцу; «И Ныне прослави мя Ты, Отче у Тебя Самого славою, юже имех у Тебя прежде мир не бысть «(17, 5).

Вознесение Спасителя на небо с плотию, и было продолжением того заслуженного Спасителем прославления, которое началось в воскресении. Эту истину выражает ап. Павел, когда говорит, что за смирение и послушание, с какими Иисус Христос будучи Богом, пришел и совершил возложенное на Него служение. «И Бог Его превознес и дарова Ему имя, еже паче всякого имене» (Филипп. 2, 6-10).

Подобно тому, как воскресение Иисуса Христа есть начало победы над смертию всего искупленного человечества и «Христос восста от мертвых, начаток умершим быть» (I Кор. 15, 20) так славное вознесение Его на небо с прославленным и обоженным человеческим естеством есть открытие для всех верующих во Христа свободного пути на небо. «Аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе» (Ио. 12, 32), сказал Христос Спаситель.

Небо — это жилище Бога и блаженных духов — было закрыто для грешных потомков Адама, и даже праведники ветхозаветные, по смерти, сходил душами своими в ад. Своим славным вознесением явился на небо, как наш Предтеча, с Ним и в Нем взошла на небо искупленная и восстановленная природа человеческая и сделалась причастною вечной славы и величия Сына Божия. Чрез это Бог «сподоби нас на небесных во Христе Иисусе». (Мф. 2, 6).

Выясняя это значение вознесения Иисуса Христа, ап. Павел говорил, что «не в нерукотворенная святая вниде Христос, но в самое небо, ныне да явится Лицу Божию о нас» (Евр. 9, 24).

Вознесшийся Христос в Своем Лице представляет Отцу Небесному род человеческий, как предмет постоянной любви, являя в Себе и вечного Первосвященника, ходатайствующего за мир, Который входит в небесную скинию с Своею кровию. Это никогда не прекращается, с момента вознесения представительство Христа за верующих находит свое выражение в самом образе совершения события, в том именно, что Христос возносится на небо, благословляя апостолов. Какой чудный образ действия? Замечает по этому поводу м. Филарет в своем слове на Вознесение, Господь благословляет и еще не оканчивает благословения,а продолжает благословлять и между тем возносится на небо. Что это значит? То, что Он не хочет прекратить Своего благословения, но продолжает без конца благословлять Свою церковь и всех верующих в Него. В этом заключается глубочайший смысл факта вознесения в отношении его к судьбам Царства Божия на земле.

Царское служение Иисуса Христа после Вознесения на небо.

Царское служение Иисуса Христа после Вознесения на небо состоит в том, что

а) Господь, находясь по человечеству в теснейшем единстве с Пресвятой Троицей, является Ходатаем за нас пред Богом (Евр. 9, 15; 12, 24) и Первосвященником (Евр. 4, 14–15). Сами эти наименования указывают на посредническое служение, через Христа верующие в Него могут приходить к Богу. Еще во время Своей земной жизни Господь заповедал Своим последователям обращаться к Нему с молитвой после Его прославления:

“И если чего попросят у Отца во имя Мое, то сделаю” (Ин. 14, 13 – 14).

б) Господь, обещавший по Вознесении испросить у Отца и ниспослать Святого Духа (Ин. 16, 7), в силу сошествия Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы (Деян. 2, 1–4) является невидимым Главой созданной Им на земле Церкви (Еф. 1, 22–23), Возглавителем той части человечества, которая желает соединиться с Богом через усвоение плодов Его искупительного подвига. Будучи Главой Церкви, Христос ее членам “дарует все потребное для жизни и благочестия” (2 Пт. 1, 3).

в) Господь, сидя одесную Отца и имея в Своей власти все средства направлять события мировой истории, защищает и распространяет Свое царство, помогает всем верующим в борьбе с грехом и врагами спасения. Полученные по Вознесении сила и власть дадут Ему возможность преодолеть всех врагов:

“Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится — смерть” (1 Кор. 15, 25 – 26).

Вознесшийся на небо во славе Иисус Христос «седе одесную Бога Отца» (Мр. 16, 19).

Понятие десницы Отца служит для выражения могущества и власти Отца, участником Которой стал теперь Христос, так что «и седение одесную» в отношении к Вознесшемуся, означает тоже самое, что выражают и слова Спасителя: «дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли» (Мф. 28, 18).

Власть эта состоит том, чтобы чрез посредство Духа Святаго раскрывать во всей полноте Свое отношение к человеческому роду, как Воссоздателя человека, привлекать людей к Своему общению и чрез указанное посредство сообщить им в Своей Церкви все необходимые силы для возрождения в новую жизнь. Таким образом вознесение является необходимым для устроения и созидания Церкви, поскольку именно на нем основывается обетование о ниспослании духа Утешителя, имеющего пребывать в Церкви, в качестве Заместителя Христа. Вот почему Спаситель и говорит в прощальной беседе: «уне вам есть, ад Аз иду, Аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам: аще ли же иду, послю Его к вам» (И о. 1, 7).

Вот почему и апостол Петр в первой своей проповеди о Христе ставит событие вознесения в теснейшую связь с событием 50-ницы, говоря, что «Христос десницею Божиею вознесся и обетование Святаго Духа приемь от — Отца, излил сие, еже вы ныне видити и слышите» (Деян. 2, 33). Вот почему и Церковь, прославляя вознесение Господа поет: «Господь вознесся на небеса, да послет Утешителя Духа».

Но если пришествие Св. Духа и Его обитание в Церкви основывается на ходатайстве Христа, то событие вознесения является пред нами началом и основанием вечного представительства или вечного первосвященничества Христа за людей пред Отцем. Завершая собою земное — временное служение царствие Спасителя, событие вознесения Господня является торжественным переходом к Его вечному царскому служению продолжающемуся в непереходящем служении Первосвященническом, когда по слову апостола, Христос воссел навсегда одесную Бога, ожидая, доколе враги Его будут положены к подножию ног Его. Жизнь Христа с этого времени есть небесное ходатайство и благословение из святаго святых. Отныне Он господствует как Глава и Царь Своей Церкви на земле, равно как и на небе, и вместе над миром, с определенной целью — привлечь его к Своему общению и приобщить к области неизмеримого Своего Царства.

В Откровение Христос и изображается по вознесении Ходатаем нового завета за искупленное Им человечество, Первосвященником, который «не в рукотворении святая святилище, вниде. но в самое небо, ныне да явится Лицу Божию о нас» (Евр. 9, 24).

Христос — это «Архиерей великий, прошедший небеса, Архиерей Милостивый, который, был искушен по всяческим» (Ев. 4, 4-16), может Который спасти до конца приходящих через Него, к Богу, всегда жив сый, но еже ходатайствовати с них» (Евр. 7, 25). Это ходатайство состоит в представительстве Его пред Богом Отцем силою искупительных заслуг Своих. Принявши как Богочеловек, участие в господстве и мироуправлении Своего Отца, Христос Спаситель имеет в Своей божественной власти все средства направлять события мировой жизни к одной цели — распространению и утверждению Царства Божия. И царственная власть Его некогда должна преодолеть всех врагов Его Царства. «Подобает бо Ему царствовати, говорит Апостол, дондеже положит вси враги под ногами Своими.Последний же враг испразднища — смерть» (I Кор. 15, 25-26). После этого последует обновление неба и земли, суд над миром, после чего и «Сам Сын покорится Покоршему Ему всяческая» (I Кор. 15, 28) — и «будет Бог всяческая во всех», т.е. окончательно осуществлятся предначертания Божии о мире и человеке.

Вознесение Господне как прославление Сына Божия.

Вознесение Господне как одна из тайн домостроительства спасения превосходит чувственный опыт и не ограничивается только событием ухода воскресшего Христа на небо. В Новом Завете имеется целый ряд указаний на прославление воскресшего Иисуса Христа или Его превознесенное положение на небесах (одесную Бога), которое тесно связано или является следствием Его Воскресения и Вознесения:

· о «вхождении во славу» говорится в Лк 24.26; Деян 5.31; Еф 4.8-10; Флп 2.6-11; 1Тим 3.16; Евр 1.3,5;

· о «прославлении» после Воскресения – в 1Пет 1.21;

· о «седении одесную Отца» — Рим 8.34; Еф 1,20; 2.5-6; Кол 3.1;

Нередко эти указания представляют собой прямые цитаты из Ветхого Завета или аллюзии на ветхозаветные прообразы.

Так Сам спаситель еще прежде Крестных страданий, толкуя Пс 109, говорит о Своем «седении одесную Бога» (Мк 12. 35-37; 14.62). В Откровении 3.21 со-восседание с Отцом представлено как результат Его победы, а в послании к Евреям Вознесение, вхождение в небесное святилище и седение одесную входят в Первосвященническое служение Христа.

Предсказание о пришествии или возвращении с небес Сына Человеческого (Мф 16.27; 24.30; 26.64; Мк 8.38; 13.26; Лк 21.27) подразумевают предшествующее вознесение или восхождение на небеса. В Евангелии от Иоанна возвращение Христа к Отцу Небесному предстает в теснейшем единстве с Его пришествием в мир (Ин 3.17,31; 6.38; 8.23; 13.3; 16.28).

Уже в древнейших вероисповедных формулах 1-11 вв. о Вознесении Господа говорится как об одном из основных событий земного служения Иисуса Христа. После Своего Вознесения Христос не оставил мира, но пребывает в нем во Святом Духе, Которого Оп послал от Отца. Через действия Святого Духа Его невидимое присутствие сохраняется в таинствах Церкви (евхаристический аспект Вознесения Господня просматривается ужу в беседе «о хлебе небесном»(Ин 6.22-71)).

Читать еще:  Предстоятель возглавил канонизацию святых в Александрии

Об искупительном значении Вознесения Господа говорится в послании к Евреям (Евр 1.3; 9.12). Искупление завершилось после того, как Распятый и Воскресший Христос, вознесшись, вошел со Своей Кровию в небесное святилище (Евр 9. 12, 24-26). Видение первомучеником Стефаном Иисуса, стоящего одесную Бога, как Сына Человеческого (Деян 7. 55-56) говорит о том, что человеческая природа Христа не растворилась и не была поглащена Божественной. Приняв на Себя человеческую плоть, Господь Иисус не избежал смерти, а победил ее и сделал человеческую природу равночестной и сопрестольной Божеству. Он пребывает Богочеловеком вовеки и во второй раз придет на землю «таким же образом», каким взошел на небо (ср.: Деян 1.11), но уже «с силою и славою великою» (Мф 24.30; Лк 21.27).

Вознесение Господа имеет особое значение и как образ обожения каждого верующего во Христа. Как отмечал свт. Григорий Палама, Вознесение Господа принадлежит всем людям – все воскреснут в день Его Второго пришествия, однако вознесены («восхищены на облаках»; ср.: 1Фес 4.16-17) будут только те, кто «распяли грех через покаяние и жительство по Евангелию».

ВознесЕние ГоспОдне от апОстола ЛукИ

Библия » Православный Синодальный современный перевод
\ Евангелие от Луки // 24 глава
1
В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы,
пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие;
2
но нашли камень отваленным от гроба.
3
И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса.
4
Когда же недоумевали они о сём,
вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих.
5
И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им:
что вы ищете живого между мёртвыми?
6
Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам,
когда был ещё в Галилее,
7
сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки
человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть.
8
И вспомнили они слова Его;
9
и, возвратившись от гроба, возвестили всё это одиннадцати и всем прочим.
10
То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова,
и другие с ними, которые сказали о сём Апостолам.
11
И показались им слова их пустыми, и не поверили им.
12
Но Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены
лежащие, и пошёл назад, дивясь сам в себе происшедшему.
13
В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят
от Иерусалима, называемое Эммаус;
14
и разговаривали между собою о всех сих событиях.
15
И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус,
приблизившись, пошёл с ними.
16
Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его.
17
Он же сказал им: о чём это вы, идя, рассуждаете между собою,
и отчего вы печальны?
18
Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один
из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нём в эти дни?
19
И сказал им: о чём? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином,
Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом;
20
как предали Его первосвященники и начальники
наши для осуждения на смерть и распяли Его.
21
А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля;
но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло.
22
Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба
23
и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов,
которые говорят, что Он жив.
24
И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так,
как и женщины говорили, но Его не видели.
25
Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем,
чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!
26
Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?
27
И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им
сказанное о Нём во всем Писании.
28
И приблизились они к тому селению, в которое шли;
и Он показывал им вид, что хочет идти далее.
29
Но они удерживали Его, говоря: останься с нами,
потому что день ужЕ склонился к вечеру. И Он вошёл и остался с ними.
30
И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им.
31
Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них.
32
И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше,
когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?
33
И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим
и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними,
34
которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону.
35
И они рассказывали о происшедшем на пути,
и как Он был узнан ими в преломлении хлеба.
36
Когда они говорили о сём, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам.
37
Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа.
38
Но Он сказал им: что смущаетесь,
и для чего такие мысли входят в сердца ваши?
39
Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам;
осяжите Меня и рассмотрите;
ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня.
40
И, сказав это, показал им руки и ноги.
41
Когда же они от радости ещё не верили и дивились, Он сказал им:
есть ли у вас здесь какая пища?
42
Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда.
43
И, взяв, ел пред ними.
44
И сказал им: вот то, о чём Я вам говорил, ещё быв с вами,
что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом
и в пророках и псалмах.
45
Тогда отверз им ум к уразумению Писаний.
46
И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу,
и воскреснуть из мёртвых в третий день,
47
и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов
во всех народах, начиная с Иерусалима.
48
Вы же свидетели сему.
49
И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь
в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше.
50
И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их.
51
И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо.
52
Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью.
53
И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь.

Вознесение Господне: когда празднуется, смысл праздника, традиции

В честь какого события празднуют в праздник Вознесения Господня?

Полное название праздника — Вознесе́ние Го́спода Бо́га и Спаси́теля на́шего Иису́са Христа́.

Праздник Вознесения Господня установлен в память о событии, связанным с вознесением Иисуса Христа на 40-й день после Пасхи.

Вознесе́ние Госпо́дне описано в Библии и посвящено восшествию (вознесению) Иисуса Христа во плоти на небо и обещании Иисуса о своем втором пришествии.

Праздник Вознесения Господня трактуется как обо́жение человеческой природы Иисуса, которая после вознесения стала невидимой для телесного ока.

Когда празднуется праздник Вознесения Господня?

Праздник Вознесения Господня имеет 1 день предпразднества и 8 дней попразднества.

Дата празднования праздника Вознесения Господня является переходящей и зависит от даты Пасхи.

Вознесение Господне празднуется только в четверг 6-й недели на 40-й день после Пасхи.

История возникновения праздника Вознесения Господня

Вознесение Господне описано в книге Деяний святых апостолов.

По указанию Иисуса на 40-й день после Воскресения одиннадцать апостолов отправились из Галилеи на Елеонскую гору поблизости от Иерусалима.

Там, на горе Елеон, апостолы в последний раз видели Христа во плоти.

Иисус, подняв Свои руки, подал им Свое благословение и начал отдаляться от учеников и возноситься на небо.

Во время вознесения светлое облако скрыло Господа от учеников и апостолам явились «два мужа в белой одежде», которые пообещали ученикам, что Иисус вновь придет на Землю точно так же, как он взошел на небо.

«Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» .
(Деян. 1:9-11)

Предсказание о своем Вознесении было дано Иисусом Христом своим апостолам задолго до своей крестной смерти.

В Евангелии от Луки рассказывается о встрече воскресшего Иисуса со своими учениками и их разговоре:

«Так написано, и так надлежало пострадать Христу, воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. И Я пошлю обетование Отца моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше».
(Лк. 24: 46-49).

«И собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их».
(Деян. 1: 4–9).

Вот как это событие описывает Евангелист Матфей:

«…одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века».
(Мф. 28:16–20).

«… вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью».
(Лк. 24: 50–53).

Как в православии проходит служба в день праздника Вознесения Господня?

Праздник Вознесения Господня входит в число Двунадесятых праздников.

Богослужение в честь Вознесения Господня совершается по Цветной Триоди.

Накануне праздничного четверга, в среду вечером, служится всенощное бдение, на вечерне которого поются стихиры, посвященные Вознесению Господню. В это же время читаются три паремии, в которых, как считает Православная церковь, содержатся ветхозаветные пророчества о Вознесении Иисуса Христа.

На утрени читается Евангелие от Марка и два канона. Они составлены преподобными Иоанном Дамаскиным (VIII век) и Иосифом Песнопевцем (IX век). По преданию, кондак и икос празднику составлены преподобным Романом Сладкопевцем (V век).

На литургии поются праздничные антифоны, читается Апостол первое зачало (Деян. 1:1-12) и Евангелие от Луки, 114 зачало (Лк. 24:36-53).

В текстах церковных песнопений описывается восхождение Иисуса на небо и встреча Его ангелами, а также рассказывается символический смысл события праздника Вознесения Господа.

Го́споди, та́инство е́же о́т века сокрове́нное и от родо́в, испо́лнив я́ко Бла́г, прии́де со ученики́ свои́ми на́ гору Елео́нскую, име́я ро́ждьшую Тя́ Творца́ все́х и Соде́теля. И́же бо при Стра́сти Твое́й ма́терьски па́че все́х боле́зновавшей, подоба́ше бо и сла́вою пло́ти Твое́й, премно́гой наслади́тися ра́дости. Ея́же и мы́ причасти́вшеся, е́же на небеса́ восхо́да Твоего́ Влады́ко, вели́кую Твою́ ми́лость, ю́же на на́с бы́вшую сла́вим.

Се день грядет Господень, и станут нозе Его в день ин на горе Елеонстей, прямо Иерусалима, на восток солнца.

История возникновения праздника Вознесения Господня

До конца IV века праздник Вознесения Господня и Пятидесятница праздновались в один день и по сути были единым праздником. Позже праздник Пятидесятницы стали отмечать отдельно.

Впервые об этом упоминается в текстах святителя Григория Нисского и в антиохийских проповедях святителя Иоанна Златоуста.

Иконы Вознесения Господня

Иконы, изображающие Вознесение Господне, имеют четкую иконографию.

На этих иконах изображающих Вознесения Господня должны быть изображены все двенадцать апостолов и Богородица, стоящая между ними.

Ученики Христа на иконе изображаются или просто стоящими, или стоящими, преклонив колени.

Христос изображается возносящимся в облаке, окруженный ангелами.

Новый Завет о Вознесении Господнем

События, связанные с Вознесением Христа описаны в Евангелии от Луки (Лк.24:50-51) и Деяниях св. апостолов (Деян.1:9-11).

Краткое изложение этого события также приведено в окончании Евангелия от Марка (Мк.16:19).

Смысл праздника Вознесения Господня

Главным итогом для человечества Вознесения Иисуса стало то, что с этого момента человеческая природа получила полное участие в Божественной жизни и вечном блаженстве.

Видение первомучеником Стефаном Иисуса, стоящего одесную Бога, как Сына Человеческого (Деян.7:55-56), говорит о том, что человеческая природа Христа не растворилась и не была поглощена Божественной.

Бог отец приняв на себя человеческую плоть, как Господь Иисус не избежал смерти, а победил ее и сделал человеческую природу равночестной и сопрестольной Божеству, согласно чему он пребывает Богочеловеком вовеки и во второй раз придет на землю «таким же образом», каким взошел на небо (ср.: Деян.1:11), но уже «с силою и славою великою» (Мф.24:30; Лк.21:27).

Традиции празднования Вознесения Господня

В традициях празднования Вознесения Господня намешано много различных церковных, языческих и народных правил, но при этом существует четкий церковный устав правил празднования и проведения служб.

В день Вознесения Христа принято заниматься благотворительностью и помогать ближним, потому что в этот день Христос, облачившись бродягой, путешествовал и наблюдал, как к нему относятся люди.

Что нельзя делать в праздник Вознесения Господня

— в праздник Вознесения Господня нельзя произносить фразу «Христос Воскрес», поскольку в этот день из храмов выносят Плащаницу;

— в этот день нельзя делать уборку по дому и любую тяжелую работу;

— в этот день нельзя думать о плохом;

— в этот день запрещается плевать и бросать мусор на улице, так как «можно попасть в Христа, который приходит в дома под видом нищих».

Что можно и нужно делать в праздник Вознесения Господня

— этот день лучше провести в домашнем семейном кругу и в молитве;

— в день Вознесения рекомендуется соблюдать в душе мир и спокойствие и не ссориться с друзьями и близкими;

— в этот день советуют вспомнить умерших родственников, врсстановить с ними духовную связь;

— можно ходить в гости к родным и знакомым, в старину это называлось «ходить на перепутье»;

— накануне Вознесения Господня принято печь особые блины «Христу на дорожку», еще их называют «Божья окутка», «Онучки», «Христовы лапотки».

Приметы в день праздника Вознесения Господня

— если на Вознесение Господне хорошая погода, то она такой будет и до дня Святого Михаила (21 ноября).

— если в день Вознесения идет дождь, жди болезни и неурожай.

Гадания в день праздника Вознесения Господня

— в этот день девушки вплетают в косы несколько веточек березы, и если веточки не завянут за десять дней до Троицы, то в этом году будет свадьба;

— на рассвете собирают травы, так как этот день они считаются особо целебными и сохраняют свои лечебные свойства до наступления Ивана Купала (7 июля).

Фильмы о жизненном пути Иисуса Христа

— Фильм «Величайшая из когда-либо рассказанных историй» (1965)

— Фильм «Иисус из Назарета» (1977)

— Фильм «Иисус» (1979)

— Фильм «Страсти Христовы» (2004)

— Фильм «Сын Божий» (2014)

— Фильм «Убийство Иисуса» (2015)

— Фильм «Восставший» («Воскресение Христа») (2016)

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector