0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вознесение Господне: пять изречений свт. Григория Паламы

Беседа на Вознесение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Святого Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского

Видите ли вы общее нам торжество, которое Господь Иисус Христос даровал верующим в Него Своим вознесением на небо? Это торжество явилось чрез печаль. Видите ли вы жизнь или, лучше, бессмертие? Оно возблистало для нас чрез смерть. Видите ли вы небесную высоту, на которую восшел Христос, и высокую славу, которой Он был прославлен? Он получил ее чрез уничижение и бесславие. И Апостол сказал о Христе, что Он смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя. Темже и Бог Его превознесе, и дарова Ему имя, еже паче всякого имене: да о имени Иисусове всяко колено поклонится, небесных и земных и преисподних: и всяк язык исповесть , яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца ( Флп. 2:8 ). Итак, если Бог превознес Христа Своего потому, что Он смирил Себя, что Он претерпел бесславие, что Он был искушаем, что ради нас Он подъял крест: то как Он прославит нас, если мы не возлюбим смирения, если мы не будем оказывать любви к братьям, если мы не будем стяжать себе души наши терпением в искушениях, если мы не последуем за нашим Вождем, вводящим в вечную жизнь чрез тесные врата и путь? Мы к этому призваны: на сие бо, – говорит верховный апостол Петр, – и звани бысте, зане и Христос пострада по нас, нам оставил образ, да последуем стопам Его ( 1Пет. 2:21 ). .

Почему же Христос Божий прошел чрез столь великие страдания? Почему Бог ради этого превознес Его и призывает нас в союз страданий Сына Своего? Сам Бог–один и тот же, всегда и во веки остающейся без перемены, – Сам все пременяющий на лучшее, как восхощет, – Сам попускающий изменяться на худшее всему тому, что желает сего. Итак, создание видимое и невидимое, обладающее свободой, может изменяться на лучшее или худшее, – или, примыкая к воле Божественной, получает от нее потребное для того, чтобы совершать восхождение к лучшему, – или, противясь Божественной воле, справедливо оставляется Богом и падает в худшее состояние. Быв созданы Богом, две разумных природы, природа духовных ангелов и людей, причастных плоти, они не сохранили повиновения Создателю и Господу природы; но старейший из всех духовных ангелов, первозданный первым отпал от Бога. Те из духовных ангелов, кои остались выше сего падения, суть свет и исполнены света и всегда блистают светлейшим светом, ликуют в первом свете, и, как начальники света, посылают светоносную благодать тем, которые освещаются низшим светом. А непрестанно воюющий сатана, оставив повиновение Богу, ушедши от света, был осужден на вечный мрак, и соделался сосудом мрака, изобретателем и служителем его, сначала для себя, потом для союзных ангелов преступления, а затем (о несчастие!) и для нас, которые, не доверяясь Богу, поверили ему (диаволу). Но все ангелы позора суть самый мрак, суть начало и полнота неверия, горький корень и источник всякого греха, служат виновниками греха для нас, и потому недостойны никакого прощения. А нам подается от Бога по милосердию наказание; хотя мы осуждены на смерть, но не должны подчиняться ей (разве только после того, как не будет дано времени для покаяния). Этим мудро указывается, что наше спасение не безнадежно, и что у нас нет никакой причины для отчаяния: ибо вся наша жизнь есть время покаяния, так как Бог не хощет смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему ( Иез. 18:23 ). В самом деле, почему не тотчас за падением последовала смерть (человека)? Или каким образом мы, грешники, заслужили бы жизнь, если бы не было надежды на обращение (покаяние)? Напротив, сын Адама, Авель, тотчас получил свидетельство от Бога, что он явился приятным и угодным Ему ( Быт. 4:4 ); чрез непродолжительное время после падения Енох начал с верою призывать (имя) Господа ( Быт. 4:26 ), а Енох не только угодил, но даже переселен был Богом ( Быт. 5:24 ) и, таким образом, явился очевидным доказательством милосердия Божия к грешникам. Снова возрос грех, и снова произошло отпадение нашего рода от Бога: праведно мы были преданы всеобщему потопу, и снова – не один гнев, не одно осуждение без милосердия. Но, как бы второй корень нашего рода, Бог чудесно сохранил Ноя, нашедши его праведным в роде Своем, как бы отрезая его от мира, погруженного в страсти, но не уничтожая до основания род человеческий. После него стал верным и угодным в очах Божьих (получив от Него Самого свидетельство) Авраам, затем Исаак, Иаков и проиcшедшие от него патриархи, которым было дано обетование, что со святых небес придет Сам великий Пастырь, чтобы возвратить жизнь погибшему стаду. Ныне же явился Христос, Само вечное Слово Божие, Которое создало нас, чтобы обновить и восстановить пораженных. Воистинну, Он мудро и милостиво совершил наше обновление в образе человека, укрепивши нас соединением с нами для обращения к Нему, открыв нам даже путь на небо чрез обращение к Нему, чрез Свое учение, данное нам. Но так как противное излечивается противным, – так как мы умерли по злому намерению лукавого: то мы снова ожили по доброму намерению Благого; и так как замысливший о смерти открыл удовольствия, похоти, которыми род наш ниспровергается в бездну: то Замысливший об истинной жизни открыл нам узкий и тесный путь, ведущий к жизни.

Внидите узкими враты, – говорит Господь, – яко пространная врата и широкий путь вводят в пагубу. Узкая врата и тесный путь вводяй в живот ( Мф. 7:12,14 ). В другом месте, отвращая от сего пути погибельного, Он говорит: горе вам богатым! горе вам насыщеннии ныне! горе, егда добре рекут вам вси человецы ( Лк. 6:24, 25, 26 )! еще: не скрывайте себе сокровищ на земли ( Мф. 6:19 ). Внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством и печальми житейскими ( Лк. 21:34 ). Како вы можете веровати, славу друг от друга приемлюще, и славы, яже от единаго Бога, не ищете ( Ин. 5:44 )? Этими словами Господь отвращает от пути, который ведет к смерти; а путь жизни в ином месте Он указывает, говоря так: блажени нищии духом, блажени милостивии, блажени изгнани правды ради ( Мф. 5:3, 10 )! Продажд имение твое, и даждь нищим: и имети имаши сокровище на небеси ( Мф. 19:21 ). И всяк, иже оставит дом, или братию. или чада, или села, или что-либо другое земное, имене Моего ради и Евангелия, сторицею приимет и живот вечный наследит (Mф. 19:29). Господь провозглашает даже гнев напрасный равным человекоубйству и, осуждая на то же самое наказание того, кто во гневе с жестокостью нападает на ближнего; Он сказал, что таковой достоин геенны огненной (Μф. 5:22). Кротость же Господь не только назвал блаженной ( Мф. 5:5 ), но и одарил величайшими наградами. Невоздержание Он так осуждал, что одно воззренье на женщину с вожделением назвал прелюбодеянием ( Мф. 5: 28 ). А называя возлюбившего чистоту (сердца) блаженным, Он прибавляет, что такой узрит Бога ( Мф. 5:8 ). Он настолько был далек от того, чтобы порицать клятвопреступление, что даже говорит: все сверх «да, да» и «нет, нет» – от лукавого: буди слово ваше ей, ей, ни, ни: лишше же сею, от неприязни есть ( Мф. 5:37 ). Но для чего это удвоение? – для того, чтобы согласие того, о чем мы говорим, или «да» или «нет», утверждалось на деле: ибо в таком случае, действительно, «да» будет «да» (утверждение утвержденьем) и «нет» – «нет»; иначе же «да» будет «нет» и «нет» будет «да»: это, очевидно, будет от лукавого, ибо он когда говорит ложь, то говорит свое и в истине не стоит ( Ин. 8:44 ). Так, все наши слова и действия, всю нашу жизнь Господь облек в истину, в справедливость, кротость, целомудрие. Что же по отношению к тем, которые, разгневавшись против нас, притесняют нас, или словами или делами, и нападают на нас, как в отношении к ним мы должны вести себя? Побеждай, – говорит Он, – благим злое ( Рим. 12:21 ): не воздавай злом за зло ( 1Пет. 3:9 ) или за бесчестие бесчестием; но любите враги ваша, благословите кленущия вы, добро творите ненавидящим вас и молитеся за творящих вам напасть, и изгонящия вы ( Мф. 5:44 ). Какая же цель этой угнетенной жизни? Яко да будете, – говорит Он, – сынове Отца вашего, иже есть на небесех (Mф. 5:45), – наследницы Богу, сонаследницы же Христу ( Рим. 8:17 ), живя и царствуя с Богом в вечные веки. Видите ли, какая тесная и тернистая стезя – зачем она требуется от нас?! видите ли, к какой славе и радости, к какому приобретению она ведет тех, кои стремятся ходить по ней?! Если кто обещает тебе временную жизнь с тем, чтобы ты повиновался ему, ужели ты не окажешь повиновения (за исключением, конечно, того случая, когда он потребует чего-либо свыше сил)? Если, сверх того, он пообещает тебе уврачевание, славу, удовольствия в дополнение к временной жизни, то чего ты не снесешь за это? А если он присоединит царство и царство без войны, без обид, с жизнью продолжительной безболезненной, то ужели ты не обратишь внимания на это и не почтешь легким то время, которое приведет тебя к этому царству, питаясь надеждой и радуясь обещанному царству, как бы настоящему (если мы думаем, что то царство – истинное)? Что же – мы желаем временной жизни, а вечную ставим ни во что? Царства (правда, великого, но) имеющего конец, – славы и радости (правда, великой, однако) преходящей, – богатств соединенных с сей жизнью мы сильно желаем и трудимся ради них, а благ гораздо превосходнейших, нетленных, бесконечных мы не ищем и даже не употребляем малого усилия, дабы достигнуть их. Напрасно мы предполагали бы царство без войны, которое не находится на земле, или жизнь без труда, которой не обрящешь нигде, кроме неба. Но если кто желает этого (царства), пусть устремляется на небо и, будет ли легок или тернист путь, ведущий к нему, – пусть пролагает по нему стезю, радуясь надеждой, перенося труд.

Читать еще:  Блаженнейший Митрополит Онуфрий освятил храм в Одессе

Вы знаете, ради чего люди обыкновенно отдают самих себя на труды и на смерть. Не за малую ли награду воины представляют себя опасностям и даже поражению? Не для малейшего ли увеличения богатств купец пренебрегает бурями, ветрами и жестокими людьми, которые делают и море, и землю опасными? Не из–за малого ли куска хлеба часто многие из сильных бывают слугами господ? Ужели же мы не будем служить человеколюбивому Богу? Ужели мы не удалимся от обилия богатств, чтобы достигнуть небесных богатств? Ужели мы не перенесем поношения и позора со стороны людей, чтобы достигнуть божественной славы, меняя смертное на бессмертное? Ужели мы не будем алкать и жаждать немного, чтобы есть хлеб жизни, сходящий с неба, и пить воды истинно живые, которые кто бы не нашел достойным есть и пить, – тот уже не будет алкать и не возжаждет во веки? Ужели мы не очистим душевные очи, воздерживаясь от всякой душевной и телесной нечистоты, – чтобы узреть свет более светлый, чем солнце, или лучше, чтобы быть чадами высшего света? Да не будет, молю вас, братие, чтобы мы предпочитали свету мрак, божественной и вечной радости – удовольствие смерти и служение геенне, богатящей любви – роскошь тления, вещество огня, которым вовеки будут жегомы те, которые домогались зла, как показал нам Господь в притче о богаче и Лазаре ( Лк. 16:19–31 ). Но будем жить, как жил Он Сам, как Сам научил нас, уподобившись нам и понесши крест, – будем следовать Ему, распиная плоть со страстьми и похотьми, чтобы спрославиться с Ним, и по воскресении быть взятыми к Нему, как Он ныне был взят к Отцу. Став посреди учеников Своих, Он (Спаситель) дал им заповедь о проповеди и обетование Духа, присовокупляя, что Он пребудет с ними до скончания века ( Мф. 28:20 ); сказавши это и поднявши руки Свои, Он благословил их и на виду их поднялся, указывая, что, кто будет повиноваться Ему, тот по воскресении вознесется к Богу Отцу. Итак, Господь ушел от них – апостолов телом: ибо по Божеству Он присущ был им, и, как сказал им, возвеличенный сел одесную Отца с нашим образом. Посему, как Он воскрес и вознесся: так и мы воскреснем все; вознесения же не все достигнем, но только те, у которых еже жити Христос: и еже умрети (ради Него) приобретение ( Флп. 1:21 ). Те, которые прежде смерти распяли грех чрез раскаяние и Евангельское обращение, – те одни только после воскресения восхищены будут на облаках в сретение Господне на воздусе. Апостолы после того, как Господь вознесся, созерцали Его очами душевными и вместе поклонились. И мы, восходя на высшую ступень нашей души, очистим себя от порочных и земных помышлений. Ибо так мы получим и пришествие Утешителя, и поклонимся в духе и истине Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков. Аминь. 100

В Сокращении. Curs. Compl. Patrolog. Migne, tom. CLI, col. 285–296; 65 бесед. и др. статей Григория, архиепископа Фессалоникийского, Паламы – рукоп., XV в., Москов. Синодальн. Библиот. (69/LXX), л.л. 80–83.

Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники. Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Часть Первая / Протоиерей Пётр Смирнов. Лито-Типография И.И. Чоколова, Киев, 1904 г. От Киевского духовного цензурного Комитета печ. разр. Киев 11 февраля 1904 г. Свящ. Ф. Титов

Вознесение Господне: пять изречений святителя Григория Паламы

Праздник Вознесения — это праздник Неба, открытия человеку Неба, как нового и вечного дома, Неба как подлинной родины, Царствия Божия, неземного царства вечной жизни.

Предлагаем нашим читателям изречения афонского подвижника свт. Григория Паламы о смысле и значении Вознесения Господня.

1. После же того, как Господь возвестил Своим Ученикам спасительные основы веры, Он вывел их из дома и повел до Вифании и, благословив их, отступил от них и вознесся на небо и, как бы на колеснице, обладая облаком света, взошел во славе, и вошел в нерукотворенное Святое Святых и воссел одесную Величества на небесах, сотворив наш состав (т.е. нашу человеческую природу) участником как Божества, так и Престола.

2. Каждый из нас, если пожелает, является участником и Воскресения и Вознесения Господа, и наследником Божиим, сонаследником же Христа. Поэтому мы радуемся, празднуя нашего естества Воскресение и Вознесение и возведение, и начало воскресения и вознесения каждого из верующих

3. Видите ли это общее для нас торжество и радование, которое Господь наш Иисус Христос в Воскресении и Вознесении даровал верующим в Него? – Через скорбь оно пришло. – Видите ли Жизнь, или лучше – это Бессмертие? – Чрез смерть оно явилось нам. – Видите ли небесную высь, в которую, вознесшись, восшел Христос, и преславную славу, которой по плоти Он был прославлен? – Чрез смирение Его и бесславие она явилась. Итак, если Бог Христа Своего за то, что Он смирился, что подвергся бесчестию, что был искушен, что крест и смерть бесчестную перенес, за это превознес Его, то как нас спасет и прославит и вознесет, если и мы не восприимем смирение? Если не покажем любовь к братьям? Если не стяжем душ наших чрез претерпение искушений? Если чрез узкие врата и путь ведущий в вечную жизнь спасительно не последуем к ней за Вождем? – Потому что к этому мы призваны.

4. Как Христос жил и умер, и воскрес и вознесся, так и мы живем и умрем, и все воскреснем; вознесение же не для всех нас будет, но для тех, кого жизнь – Христос, и смерть ради Него – приобретение, которые до смерти распяли грех чрез покаяние и жительство по Евангелию: ибо только эти после общего воскресения будут вознесены на облаках в сретение Господне.

5. Мы уже не от земли – земные, как первый человек, но – таковы, как Второй Человек – Воскресший и Вознесшийся Господь; каков земной – таковы и земные, каков небесный – таковы и небесные. Как мы носили образ земного, так будем носить образ и Небесного, и сердце имея горе к Нему, будем созерцать это великое чудо: наше естество со-вечнующее духовному пламени Божества; и отбросив обычай кожаных риз, в которые мы облеклись вследствие преступления, станем в Земле Святой; святую землю каждый сам в себе являя путем добродетели и твердого устремления к Богу, так – чтобы нам возыметь уверенность, когда Бог явится в огне, и притекши к Нему – воссиять, и вечно сопребывать сияющими, во славу Его высочайшего Света.

5 поучений свт. Григория Паламы о тайне и силе Креста.

14/27 сентября Православная Церковь празднует Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня — один из 12 главных, или двунадесятых праздников.

В день Крестовоздвижения вспоминают, как равноапостольная царица Елена нашла Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос. Крест был обретен в 326 году около горы Голгофы в Иерусалиме. C VII века с этим днём стали соединять память о возвращении Животворящего Креста из Персии греческим императором Ираклием (629).

Праздник называется Воздвижением Креста, потому что и при обретении, и при возвращении Креста предстоятель поднимал (Воздвигал) крест три раза, чтобы все могли его видеть.

Царица Елена часть найденного Креста Господня принесла своему сыну, Царю Константину, а другую часть оставила в Иерусалиме. Этот драгоценный остаток Креста Христова и до настоящего времени хранится в храме Воскресения Христова. В Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре издревле хранится частица Животворящего Креста Христова.

«Крест – хранитель всей вселенной, крест – красота церкви, крест – царей держава, крест – укрепление верующих, крест – ангелов слава и демонов язва», — так объясняет одно из церковных песнопений значение креста для всего мира. «Тростию креста, обмакнув ее в красные чернила Твоей крови, Ты, Господи, по-царски подписал нам прощение грехов», – говорится в одной из стихир праздника.

По слову приснопоминаемого схиархимандрита Иеремии (Алехина), вынесение креста на поклонение совершается для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста, ибо без крестоношения и внутреннего самораспятия невозможно человеку побороть страсти и достичь восстановления завета с Богом.

Редакция портала «Русский Афон» собрала 15 изречений афонского подвижника и теоретика исихазма свт. Григория Паламы о тайне и силе Креста Господня, с которыми предлагаем познакомиться нашим читателям.

1. С древних времен Крест Христов был предвозвещен и представлен в виде образов; и если бы не было силы Креста, никто никогда не возмог бы примириться с Богом. Потому что после прародительского оного в раю Божием преступления чрез древо, грех ожил, мы же умерли, и прежде смерти тела, подверглись смерти души, которая заключается в удалении души от Бога.

2. Крест Христов именно и есть упразднение греха. Посему и некто из наших богоносных Отцев, будучи вопрошен одним из неверных: неужели он верит в Распятого? – ответил: «Да, – в Распявшего грех».

3. Крест Господень является возвещающим все домостроительство Его Пришествия во плоти и – заключающим в себе всю тайну относительно сего, и – простирающимся во все концы, и – все объемлющим: то, что – вверху, то, что – внизу, то, что – вокруг, то, что – между.

4. Распять плоть со страстьми и похотьми означает следующее: чтобы человек стал бездействен на все не угодное Богу: если же тело тянет вниз и настаивает на своем, то каждому долженствует стараться поднять его на высоту креста.

5. Созерцание в Боге есть тайна Креста, и оно-то проистекает из второй тайны (т.е. – из распятия себя миру), которая больше – первой (т.е. самого удаления от мира).

6. Первая тайна Креста заключается в бежании от мира и удалении от близких по плоти, если они препятствуют благочестию и отвечающему сему образу жизни, и в телесном аскетизме, что само по себе, мало полезно, как говорит Павел (1Тим.4:8). Таким образом, согласно сей первой тайне Креста, нам мир и грех распяты, когда мы бежим от сего.

Читать еще:  Произошел пожар на месте явления Христа в Демидове

7. Вторая же тайна Креста заключается в распятии себя для мира и страстей, когда они бегут от нас. Но не могут, конечно, они убежать от нас, ни мы не возможем разумно действовать, если только не будем в созерцании Бога: ибо когда упражнением в добродетели мы взойдем к созерцанию и когда украсим и очистим нашего внутреннего человека, изыскивая скрытое в нас самих божественное сокровище и вновь рассматривая находящееся внутри нас Царство Божие, тогда мы распинаем себя миру и страстям.

8. Итак, поскольку дурные страсти и мир греха не могут совершенно быть далекими от нас, ни разумное действие производиться в наших душах, если только мы не будем в созерцании Бога, то посему и сие созерцание, распинающее миру удостоенных его, также является тайной Креста. Так и при Моисее оное созерцание горящей купины, являло тайну Креста, большую и более совершенную, чем та, которая была в призвании Авраама.

9. Созерцание в Боге и божественная тайна Креста не только отгоняет от души дурные страсти и производящих их демонов, но и опровергает ложные мнения и их проводителей и изгоняет их из оград Священной Христовой Церкви, в недрах которой находясь, нам отрадно ныне праздновать и разъяснять божественную благодать и действие Креста, совершаемый на Праотцах еще до явления Креста в мир.

10. Не живи более по плоти и в грехе, но да будет упразднена и умерщвлена противная Богу жизнь и рассуждение плоти и закон в членах, противящийся закону духа и пленяющий законом греха; пусть он более не одерживает верх и не имеет действия, будучи умерщвлен силою боговидения. Разве это не есть Крест? – Ибо Крест, опять же согласно божественному Павлу, означает: «распять плоть со страстьми и похотьми».

11. Необходимо взойти на высоту креста, чтобы не случилось самому, себя низринув, отделиться от распятого на нем Христа.

12. Но как начать ему восходить на высоту креста? – Имея надежду на Христа, Снабдителя и Кормильца каждого, пусть он откажется от всякого дохода неправедно приходящего; а что касается тех средств, которые получаются праведным способом, то и к сему будучи не слишком привержен, пусть он употребляет это благородным образом: по силе делая нуждающихся участниками сего. Ибо хотя заповедь и предписывает отречься тела и воспринять крест свой, однако, те, которые – Божии и по Богу живут, имеют в своем обладании имущество: не слишком прилепляяся к нему, они пользуются им по потребе, как бы сотрудником, готовы, если бы призвало время, и отвергнуть его. Итак, тот кто поступает таким образом в отношении материальных приобретений и нужд, когда не в силах – на что-нибудь большее, все же он обладает благочестиво и богоугодно.

13. Видит ли кто в себе жестоко борющий блудный помысл, да познает он, что он еще не распял себя. Как же ему распять? – Пусть избегает любопытных взглядов на женщин и неподобающей близости с ними, а также и неуместных бесед; пусть убавит материал, питающий вожделение; пусть не допускает чрезмерного употребления вина, опьянения, обжорства, многоспания; и с этим удалением от зла, пусть он присоединит и смиренномудрие, в сокрушении сердца призывая Бога в помощь против страстей.

14. Беспокоит ли тщеславный помысл? – А ты наедине и пред судом своей совести приведи себе на память Господень совет о сем в Евангелии, говорящий: не ищи показывать себя превосходящим других; добродетели, насколько имеешь, совершай втайне, имея в виду только Бога и будучи видим только Им одним, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Если же и после того, как ты нанес решительный удар возбудителям каждой из страстей, тебя снова обеспокоит внутренней помысл, – не бойся; пусть он будет для тебя поводом для получения венцев; ибо он уже не склоняет и не оказывает действия, но является лишь бессильным движением, как побежденный в твоей борьбе о Бозе. Вот, это и есть: «Слово Крестное»; будучи же такого рода, оно не только у Пророков прежде своего совершения, но и ныне после совершения, воистину является великой и божественной тайной.

15. Итак, как нам не почитать и не пользоваться сим (крестным) Божественным Победительным Знамением общего освобождения людского рода, которого и самый вид только приводит в бегство началозлобного змия и побеждает и посрамляет, возвещает поражение и сокрушение его, прославляет же и величает Христа, возвещая являет миру победу Его?!

Святитель Григорий Палама о Вознесении Господнем

Автор: Редактор · Опубликовано 06.06.2019 · Обновлено 17.08.2021

1. После же того, как Господь возвестил Своим Ученикам спасительные основы веры, Он вывел их из дома и повел до Вифании и, благословив их, отступил от них и вознесся на небо и, как бы на колеснице, обладая облаком света, взошел во славе, и вошел в нерукотворенное Святое Святых и воссел одесную Величества на небесах, сотворив наш состав (т.е. нашу человеческую природу) участником как Божества, так и Престола.

2. Каждый из нас, если пожелает, является участником и Воскресения и Вознесения Господа, и наследником Божиим, сонаследником же Христа. Поэтому мы радуемся, празднуя нашего естества Воскресение и Вознесение и возведение, и начало воскресения и вознесения каждого из верующих

3. Видите ли это общее для нас торжество и радование, которое Господь наш Иисус Христос в Воскресении и Вознесении даровал верующим в Него? – Через скорбь оно пришло. – Видите ли Жизнь, или лучше – это Бессмертие? – Чрез смерть оно явилось нам. – Видите ли небесную высь, в которую, вознесшись, восшел Христос, и преславную славу, которой по плоти Он был прославлен? – Чрез смирение Его и бесславие она явилась. Итак, если Бог Христа Своего за то, что Он смирился, что подвергся бесчестию, что был искушен, что крест и смерть бесчестную перенес, за это превознес Его, то как нас спасет и прославит и вознесет, если и мы не восприимем смирение? Если не покажем любовь к братьям? Если не стяжем душ наших чрез претерпение искушений? Если чрез узкие врата и путь ведущий в вечную жизнь спасительно не последуем к ней за Вождем? – Потому что к этому мы призваны.

4. Как Христос жил и умер, и воскрес и вознесся, так и мы живем и умрем, и все воскреснем; вознесение же не для всех нас будет, но для тех, кого жизнь – Христос, и смерть ради Него – приобретение, которые до смерти распяли грех чрез покаяние и жительство по Евангелию: ибо только эти после общего воскресения будут вознесены на облаках в сретение Господне.

5. Мы уже не от земли – земные, как первый человек, но – таковы, как Второй Человек – Воскресший и Вознесшийся Господь; каков земной – таковы и земные, каков небесный – таковы и небесные. Как мы носили образ земного, так будем носить образ и Небесного, и сердце имея горе к Нему, будем созерцать это великое чудо: наше естество со-вечнующее духовному пламени Божества; и отбросив обычай кожаных риз, в которые мы облеклись вследствие преступления, станем в Земле Святой; святую землю каждый сам в себе являя путем добродетели и твердого устремления к Богу, так – чтобы нам возыметь уверенность, когда Бог явится в огне, и притекши к Нему – воссиять, и вечно сопребывать сияющими, во славу Его высочайшего Света.
Источник

Вознесение Господне: пять изречений свт. Григория Паламы

В 40-й день после Пасхи Православная Церковь отмечает один из 12 главных (двунадесятых) праздников — Вознесение Господне. Название праздника отражает суть события — это Вознесение на Небо Господа Иисуса Христа, завершение Его земного служения.

После Вознесения видимое земное присутствие Христа уступает место Его невидимому пребыванию в Церкви.

Праздник Вознесения — это праздник Неба, открытия человеку Неба, как нового и вечного дома, Неба как подлинной родины, Царствия Божия, неземного царства вечной жизни.

5 изречений афонского подвижника свт. Григория Паламы о смысле и значении Вознесения Господня, с которыми предлагаем познакомиться нашим читателям.

1. После же того, как Господь возвестил Своим Ученикам спасительные основы веры, Он вывел их из дома и повел до Вифании и, благословив их, отступил от них и вознесся на небо и, как бы на колеснице, обладая облаком света, взошел во славе, и вошел в нерукотворенное Святое Святых и воссел одесную Величества на небесах, сотворив наш состав (т.е. нашу человеческую природу) участником как Божества, так и Престола.

2. Каждый из нас, если пожелает, является участником и Воскресения и Вознесения Господа, и наследником Божиим, сонаследником же Христа. Поэтому мы радуемся, празднуя нашего естества Воскресение и Вознесение и возведение, и начало воскресения и вознесения каждого из верующих

3. Видите ли это общее для нас торжество и радование, которое Господь наш Иисус Христос в Воскресении и Вознесении даровал верующим в Него? – Через скорбь оно пришло. – Видите ли Жизнь, или лучше – это Бессмертие? – Чрез смерть оно явилось нам. – Видите ли небесную высь, в которую, вознесшись, восшел Христос, и преславную славу, которой по плоти Он был прославлен? – Чрез смирение Его и бесславие она явилась. Итак, если Бог Христа Своего за то, что Он смирился, что подвергся бесчестию, что был искушен, что крест и смерть бесчестную перенес, за это превознес Его, то как нас спасет и прославит и вознесет, если и мы не восприимем смирение? Если не покажем любовь к братьям? Если не стяжем душ наших чрез претерпение искушений? Если чрез узкие врата и путь ведущий в вечную жизнь спасительно не последуем к ней за Вождем? – Потому что к этому мы призваны.

4. Как Христос жил и умер, и воскрес и вознесся, так и мы живем и умрем, и все воскреснем; вознесение же не для всех нас будет, но для тех, кого жизнь – Христос, и смерть ради Него – приобретение, которые до смерти распяли грех чрез покаяние и жительство по Евангелию: ибо только эти после общего воскресения будут вознесены на облаках в сретение Господне.

Читать еще:  Святогорская и Почаевская лавры оказали помощь больницам

5. Мы уже не от земли – земные, как первый человек, но – таковы, как Второй Человек – Воскресший и Вознесшийся Господь; каков земной – таковы и земные, каков небесный – таковы и небесные. Как мы носили образ земного, так будем носить образ и Небесного, и сердце имея горе к Нему, будем созерцать это великое чудо: наше естество со-вечнующее духовному пламени Божества; и отбросив обычай кожаных риз, в которые мы облеклись вследствие преступления, станем в Земле Святой; святую землю каждый сам в себе являя путем добродетели и твердого устремления к Богу, так – чтобы нам возыметь уверенность, когда Бог явится в огне, и притекши к Нему – воссиять, и вечно сопребывать сияющими, во славу Его высочайшего Света.

Вознесение Господне: пять изречений свт. Григория Паламы

Иудеи праздновали законную Пасху: перехождение из Египта к земле Палестинской; празднуем и мы Евангельскую Пасху: перехождение нашего естества во Христе от смерти к жизни, от тления в нетление. Какое слово могло бы выразить то внутреннее различие, уясняющее насколько лучше праздников того Ветхого Законоположения – предметы наших торжеств? Но так как человеческое слово не может достойно выразить такое превосходство, то высочайшая единосущная Премудрость Отчая, предвечное и предсущное Божие Слово, человеколюбиво соединившееся и обитавшее с нами, ныне делами явило предмет праздника и отчетливо обозначило высоту этого превосходства. Ибо ныне мы празднуем преведение в Нем нашего естества, не из подземных сфер на землю, но – от земли на небо небес, и затем – к Престолу Того, Кто владычествует над всем. Потому что сегодня Господь не только был посреди Учеников Своих, но и отошел от них в то время, как они смотрели. Он вознесся на небо и вошел в самое Святое Святых, и воссел одесную Отца, выше всякого начала и власти, всякого имени и чести, как в нынешнем, так и в будущем веке известной и называемой. Как имели место многие воскрешения прежде Воскресения Господа,

*) Homilia XXI: colonna 276-285. In Ascensionem Domini Dei et Salvatoris nostri Iesu Christi in qua monstratur quomodo impletum sit Legale Sabbatum. P. Gr: t: 151, col. 276-285:

Поэтому из всех бывших воскресений и вознесений, ни одно мы не празднуем так, как – Воскресение и Вознесение Господа, ибо тех других (воскресений и вознесений) мы и не являемся и не будем участниками. И от них мы получаем не большую пользу, как только ту, что они приводят к вере в Воскресение и Вознесение нашего Спасителя, которых мы и являемся и все будем участниками. Потому что они являются Воскресением и Вознесением человеческого естества (воспринятого в Воплощении Господом нашим Иисусом Христом), и не только человеческого естества (как такового), но – и верующих во Христа и каждого обнаруживающего, чрез дела, веру. Ибо то, что было сделано, – ради нас сделал Господь нерожденный и несотворенный по Своему Божеству. И ту земную жизнь, которую прожил, Он прожил ради нас, показывая нам путь, ведущий в самую жизнь; и то, что пострадал во плоти – пострадал ради нас, исцеляя наши страсти; и ради нас воскрес и вознесся, уготовляя нам Воскресение в нескончаемом веке: ибо все участники этой жизни подражают, насколько

Видите ли: как каждый из нас, если пожелает, является участником и Воскресения и Вознесения Господа, и наследником Божиим, сонаследником же Христа? Поэтому мы радуемся, празднуя нашего естества Воскресение и Вознесение и возведение, и начало воскресения и вознесения каждого из верующих, приводя сегодня имеющие быть прочитанными евангельские слова: «Воскрес Господь ста посреде учеников Своих». Почему же Он стал посреде их, и сшествовал с ними? – «Извед их вон до Вифании», говорит Евангелист, и – «воздвиг руце благослови их» (Лк. 24, 50). – Для того, чтобы показать Себя совершенно здравым и невредимым; чтобы представить Свои стопы сильными и совершенно крепкими; и, тут же, раны, оставшиеся от гвоздей, руки – совершенно такие, какие были пригвождены ко Кресту, само прободенное ребро, а, может быть, и следы от ударов – представляя в удостоверение Спасительной Страсти. Мне кажется, что словами: «Ста посреде Учеников», Евангелист являет, что Он утвердил их в вере в Него самым Своим явлением и благословением. Ибо не только Он стал посреди их всех, но и посреди сердца каждого из них, и утвердил в вере, так что о каждом сердце

*) Т. е. воскресшей плоти Господней.

Его тело имело нетление после Воскресения и не нуждалось в пище, но Он сделал это, чтобы и этим было удостоверено Его Воскресение и чтобы показать, что Его нынешнее тело есть то же самое, которое вкушало с ними пишу прежде Страстей *). Потребило же пищу оно не по естеству смертных тел, но – божественным действием, и как бы сказал кто: как огонь потребляет воск, но только с той разницей, что огонь, чтобы существовать, должен быть поддерживаем топливом, а бессмертные тела не нуждаются

*) Латинский текст: «Прежде Воскресения».

После же того, как Господь возвестил Своим Ученикам спасительные догматы, Он вывел их из дома и повел до Вифании и, благословив их, отступил от них и вознесся на небо и, как бы на колеснице, обладая облаком света, взошел во славе, и вошел в нерукотворенное Святое Святых и воссел одесную Величества на небесах, сотворив наш состав (т.е. нашу человеческую природу) участником как Божества, так и Престола. Так как Апостолы не переставали взирать на небо, то Ангелы, явившись, возвестили, что Он снова приидет с неба таким же образом, как они Его видели (возносящегося). Ибо и Сам Господь (это) предрек, и Даниил впервые предсказал: «Видех», говорит, – «яко Сын Человеч идый бяше на облацех небесных» (Дан. 7, 13). Господь же (сказал): «Узрят Сына Человеческого, грядуща на облацех небесных» (Мф. 24, 30). Тогда Ученики, поклонившись пренебесному Владыке, сюда снисшедшему и онебесившему землю, и вознесшемуся с того места, куда Он (снова) приидет, и соединившему находящееся долу с находящимся горе, и составившему Единую Церковь во славу Своего человеколюбия – небесную и в то же время земную, – радуясь возвратились в Иерусалим, и были всегда в Церкви, имея ум на небе, радуясь и благословя Бога, и приготовливая самих себя к приятию пришествия Божественного Духа. Это же, братие, как бы кратко суммированное, является состоянием (всех) призванных Христом, именно: пребывать в молениях и молитвах, и иметь душевное око, подобно Ангелам, устремленным к Пренебесному Владыке; радоваться и благословлять Его непорочным образом жизни, и таким образом ожидать Тайну Его Пришествия, согласно (псалмопевцу), говорящему Ему: «Пою и разумею в пути непорочне, когда приидеши ко мне» (Пс. 100, 2). Это же возвещая, и великий Павел сказал: «Наше житие на небесех есть, идеже предтеча о нас вниде Иисус» (Фил. 3, 20; Евр. 6, 20). Этому убеждает и Корифей Апостолов – Петр: «Препоясавши чресла помышления вашего», говорит, «трезвящеся, совершенне уповайте на приносимую вам благодать откровением Иисус Христовым» (1 Пет. 1, 13). «Егоже не видевше любите. » (ст. 8). Это же и Господь говорит: «Да будут чресла ваша препоясана, и светильницы горящии, и вы подобии человеком

В Ветхом Завете Суббота была единственным таковым днем седмицы, почему неразумным иудеям и казалось, что Господь нарушил законную Субботу; Он же говорит: «Не приидох разорити Закон, но исполнити» (Мф. 5, 17). Как же Он не разорил эту Субботу, но исполнил согласно этому Закону? – Дух Святый обещан дароваться тем, кто просят Его днем и ночью, и Он заповедал всегда бодрствовать и бдеть, говоря: «Будете готови: яко воньже час не мните, Сын Человеческий приидет» (Мф. 24, 44). Для желающих всецело Ему покориться, Он сотворил все дни благословенными Субботами и, таким образом, Он не разорил, но исполнил этим и Закон **). Вы же, опутанные житейскими делами, если отстранитесь от алчности и от ненависти друг к другу, – и будете стараться истинствовать ***) и быть целомудренными, – то и вы сделаете каждый свой день Субботой, тем, что не будете делать зла ****). Когда же наступит день более спасительный *****), чем другие дни, подобает быть свободными и от безупречных дел и слов, и выдержанно пребывать в храме Божием, и отдать слух и разумение тому, что читается и поучению, и с сокрушением предаться молению и песнопениям Богу, ибо таким образом вы исполняете Субботу, живя согласно Евангелию Божественной Благодати, и простирая духовное око к сидящему превыше небесных кругов со Отцем и Духом – Христу, Который сотворил нас сынами Божиими, усыновленными не одним наименованием,

*) Возможно, что здесь некоторая часть текста затеряна.

**) Греч. текст дает основание для перефразы, которую находим в латинском переводе: «Не разорил, но исполнил Субботу, и через Субботу – Закон».

***) Слово обозначает не только говорить истину, но и вести всю жизнь согласно истине.

****) Оригинал: «в неделании злых вещей».

Итак, сохраним, чрез неразрушимую любовь, это единение в отношении друг друга; будем всегда взирать на Родителя горе: ибо мы уже не от земли – земные, как первый человек, но – таковы, как Второй Человек – Господь с небес; каков земной – таковы и земные, каков небесный – таковы и небесные. Как мы носили образ земного, так будем носить образ и Небесного, и сердце имея горе к Нему, будем созерцать это великое чудо: наше естество со-вечнующее духовному пламени Божества; и отбросив обычай кожаных риз, в которые мы облеклись вследствие преступления, станем в Земле Святой; святую землю каждый сам в себе являя путем добродетели и твердого устремления к Богу, так – чтобы нам возыметь уверенность, когда Бог явится в огне, и притекши к Нему – воссиять, и вечно сопребывать сияющими, во славу Его высочайшего Света, трисолнечного и единоначальнейшего Сияния, Которому всякая слава, держава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

/Григорий Палама/. Беседы (омилии) святителя Григория Паламы. Часть 1. Перевел с греч. архим. Амвросий (Погодин). – М.: Паломник, 1993 (репр. переизд.: Монреаль: Изд. Братства преп. Иова Почаевского, 1965).

Номера страниц идут после текста.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector