1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Впервые на Соловках пройдет возведение в сан епископа

Соловки

Продолжительность 8 дней. Стоимость: от18800руб.+дорога. Программа:Соловки

Справки по телефону 8 905 344 25 25 – Надежда
___________________________________________________

Внимательно ознакомьтесь с памяткой паломника:Памятка-паломника.Соловки

Что такое паломничество
Зачем в паломничество
Памятка паломника
Пост+молитва+исповедь

Круизы по святым местам

Краткая история Соловецкого монастыря укладывается в пятичасовую экскурсию. Столько длится обзорный рассказ гида туристам.

В 1429 году на островах поселились монахи-отшельники Герман и Савватий. Тогда ни о каком монастыре не шло и речи. Они жили у озера рядом с Секирной горой. Но через некоторое время Герман решил покинуть эти места. Савватий прожил без него на Соловках два года и потом вернулся в Карелию, откуда приехал.

Спустя семь лет после того, как на островах образовалось первое монашеское поселение, Герман вернулся сюда, но уже с другим своим духовным братом — Зосимой. Монахи построили келью, а через некоторое время к Зосиме начали приезжать ученики. Они и решили построить тут первый храм — церковь Преображения Господня. Но случилось несчастье. Известно, что на Соловецких островах очень много комаров, и во время их выкуривания в храме произошел пожар. После это начали возводить новую обитель.

Савватий, Герман и Зосима впоследствии были канонизированы, их мощи сейчас хранятся на территории Соловецкого мужского монастыря. Паломники едут к ним круглый год, чтобы попросить о помощи.

В мягком свете незаходящего летом солнца монастырь выглядит величественно и загадочно.
Фото: Влад СОКОЛОВСКИЙ, commons.wikimedia.org

Лучшие годы обители, практически расцвет, относят к 16 веку когда здесь жил игумен Филипп. Он много сделал для того, чтобы благоустроить территорию. Появились хозяйственные постройки, мельницы и каналы, которые снабжали Большой Соловецкий остров пресной водой. При Филиппе построили две церкви. Игумен сделал так много, что о нем узнал Иван Грозный и предложил занять место митрополита Московского.

С 1718 по 1903 год на Соловках была монастырская тюрьма. Только вдумайтесь: почти 200 лет! В камеры отправляли еретиков и сектантов, а также “политически неблагонадежных”. Когда, казалось бы, трагический период наконец закончился, началась другая страшная история Соловецкого мужского монастыря, она пришлась на 1920-1930-е годы. Здесь устроили трудовой лагерь СЛОН, самый большой в СССР. Именно он описан в романе “Обитель” Захара Прилепина. К 1933 году в лагере содержалось 19287 заключенных. Большая их часть — по политическим мотивам. Многие не вернулись отсюда. Одни не выдерживали пыток, других расстреляли на Секирной горе. Их тела сбрасывали в общую яму, которую обнаружили только в 2005 году. Тогда же в лесу сделали кладбище, сейчас здесь стоит табличка, чтобы туристы в этом месте не шумели.

В 1990-е на Соловки вернулась монашеская жизнь. Тогда же монастырь получил статус “ставропигиальный”, то есть подчиняющийся напрямую патриарху. Сейчас он включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Второе перенесение мощей прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких

8/21 августа Русская Православная Церковь празднует перенесение мощей прпп. Зосимы и Савватия Соловецких (1566) и второе перенесение мощей прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1992).

Святые мощи первоначальников Соловецких, преподобных Зосимы и Савватия ко времени церковного прославления угодников Божиих на Московском Соборе 1547 года находились в монастыре.
В Соловецкую обитель в 1465 году, при игумене Зосиме, были перенесены из селения Сорока мощи преподобного Савватия. Мощи были положены за алтарем храма Успения Пресвятой Богородицы.

Преподобный Зосима, почивший в 1478 году, был похоронен за алтарем деревянного Спасо-Преображенского собора.

Через несколько десятилетий Церковный Собор при митрополите Московском Макарии 26 февраля 1547 года определил совершать всецерковную память Соловецким преподобным каждому в день его кончины: Савватию – 27 сентября, Зосиме – 17 апреля. Существуют сведения, согласно которым первое обретение мощей преподобных отцов было 2 сентября 1545 года. Вероятно, это связано с подготовкой к канонизации этих подвижников на Соборе 1547 года.

Торжество перенесения мощей преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, состоялось на третий день престольного праздника Соловецкой обители Преображения Господня, после освящения Преображенского собора 8/21 августа 1566 года. Мощи святых были перенесены в придел Преображенского собора, устроенный в их честь. Перенесение честных мощей было подготовлено и вдохновлено святителем Филиппом, будущим митрополитом Московским.

Мощи преподобного Германа были перенесены в обитель в 1484 году из веси Ховроньиной на Свири и положены рядом с мощами преподобного Савватия.

Церковное почитание преподобного Германа установлено в 1692 году.

Святые мощи угодника Божия с 1860 года почивали под спудом в церкви, освященной во имя его.

В 1862 году, по завершении строительства Свято-Троицкого собора, святые мощи преподобных Зосимы и Савватия были поставлены в серебряных раках в Зосимо-Савватиевском приделе и находились там до закрытия монастыря в 1920 году.

В 1925 году мощи святых были вскрыты, но до 1939 года оставались на территории монастыря и помещались в антирелигиозном музее. После закрытия на Соловках лагеря и тюрьмы мощи основателей обители были вывезены на материк и переданы на хранение в Центральный антирелигиозный музей в Москве, а затем в ленинградский Музей истории религии и атеизма.

С 1989 г. в Государственном музее истории религии ведется отбор и передача предметов богослужебного назначения по просьбам различных религиозных объединений и общин. К настоящему времени, прежде всего, во вновь открытые храмы и монастыри Санкт-Петербургской епархии, музеем передано более 3000 икон и богослужебных предметов.

В 1946 году в Музей истории религии была передана большая часть фондов упраздненного так называемого Центрального антирелигиозгного музея в Москве (ЦАМ). Оттуда поступили и святые мощи прпп. Зосимы, Савватия и Германа. В инвентарных книгах ЦАМа, хранящихся в Музее истории религии, отмечено, что мощи происходят из Соловецкого монастыря (акт № 401 от 19.01.1940 г. Ст. 27581, 27582, 27583). Где они были до поступления в ЦАМ, правда, не указано; видимо, в органах ОГПУ-НКВД. Мощи были упакованы в три больших бумажных свертка, где находились также кожаные туфли прп. Зосимы, остатки суконной одежды и кожа от туфель прп. Германа. Мощи прп. Германа, кроме бумаги, были завернуты в воздух и кусок голубой парчи.

В апреле 1989 года мощи святого Александра Невского и мощи прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких были одновременно предъявлены церковной комиссии во главе с митрополитом Алексием (ныне почившим Патриархом Московским и всея Руси). В комиссию также входили также представители духовенства Ленинградской епархии.

Комиссия осмотрела мощи прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. У мощей святых угодников был совершен молебен. В июне 1989 года состоялась торжественная передача Русской Православной Церкви мощей святого благоверного Александра Невского, а в июне 1990 года – мощей святых прпп. Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев.

Определением Священного Синода Русской Православной Церкви 25 октября 1990 года совершилось долгожданное открытие Соловецкого монастыря. Знаменательным для обители стал 1992 год. 9 февраля наместником Соловецкого монастыря был назначен игумен (ныне, находящийся на покое, архимандрит) Иосиф (Братищев). Главной заботой соловецкого наместника стало возвращение святых мощей первоначальников обители.

19 августа 1992 года, в праздник Преображения Господня, когда на Соловках совершалась первая после открытия монастыря Божественная литургия в Спасо-Преображенском соборе, Патриарх Алексий II молился в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры.

«Множество петербуржцев пришли проститься с преподобными Соловецкими чудотворцами, покидавшими град Святого Петра и возвращавшимися в родную обитель. Весь день не иссякал поток молящихся у гробницы преподобных Зосимы, Савватия и Германа.

В 16 часов, после торжественного молебна, Святейший Патриарх Алексий, митрополит Санкт-Петербургский Иоанн, епископ Истринский Арсений (ныне митрополит) и духовенство Санкт-Петербургской епархии крестным ходом при огромном стечении молящихся перенесли мощи преподобных ко Святым вратам лавры» .

Святые мощи были препровождены в аэропорт «Пулково» и в сопровождении Святейшего Патриарха прибыли в Архангельск. Из аэропорта «Талаги» мощи преподобных были доставлены улицами Архангельска к берегам Северной Двины. Вечером тысячи православных горожан собрались на главной пристани Архангельска, чтобы поклониться святым угодникам Соловецким.

После краткого приветствия Патриарха Алексия и молебна перед дальним путешествием раки с мощами преподобных были перенесены на теплоход «Борис Пастернак».

И снова, как много веков назад, водами Белого, Студеного, моря возвращались преподобные Зосима, Савватий и Герман в родную обитель. Из Архангельска святые мощи сопровождали Святейший Патриарх Алексий, епископы Архангельский и Мурманский Пантелеимон, Истринский Арсений, Владимирский и Суздальский Евлогий, а также многочисленное священство и приглашенные участники торжеств.

Утром 20 августа морские суда «Борис Пастернак» и «Алушта» встали на рейд у Большого Соловецкого острова. Сотни паломников и жителей Соловков ожидали на монастырской пристани возвращения мощей преподобных. Во время морского путешествия не стихали молитвы и песнопения у мощей преподобных угодников Божиих, всю ночь духовенство читало акафист Соловецким чудотворцам.

С иконами и хоругвями встречали своего священноархимандрита Святейшего Патриарха Алексия II насельники обители во главе с наместником Соловецкого ставропигиального монастыря игуменом Иосифом.

В полдень катер «Беломорец» доставил раки с мощами Соловецких чудотворцев на берег. Впервые в истории Спасо-Преображенского монастыря Патриарх Московский и всея Руси прибыл на Соловецкие острова.

Крестным ходом, с молитвенными песнопениями мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа были торжественно внесены через Святые врата основанной ими обители и установлены в Спасо-Преображенском соборе, где они почивали прежде.

Святейший Патриарх в сослужении сопутствовавших архипастырей, наместника монастыря и паломников в священном сане совершил молебен, предварив его вступительным словом, и выслушав обращение игумена Иосифа, ответил на его приветствие. После этого была отслужена малая вечерня с акафистом, и в тот же вечер – всенощное бдение.

Три дня совершались праздничные богослужения у мощей преподобных в древнем Преображенском соборе, который сильно пострадал в период лихолетья. Теперь он преобразился: сиял огнями свечей, блистал красотою священнических облачений, согревался теплотою молитв сердец человеческих, ликовал благолепным торжественным пением.

После службы Предстоятель Русской церкви обратился к собравшимся со словом, и выслушав ответ настоятеля монастыря, завершил свое обращение.

22 августа Святейший Патриарх освятил надвратную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, куда были перенесены мощи Соловецких чудотворцев. Здесь была совершена Божественная литургия, за которой прозвучала проповедь монастырского благочинного игумена Германа и состоялась первая хиротония в стенах возрожденной обители. В заключение прозвучало обращение Святейшего Патриарха к собравшимся.

В тот же день паломники посетили Свято-Вознесенский скит на Секирной горе, где у подножия по благословению Святейшего Патриарха был воздвигнут многометровый Поклонный крест в честь Новомучеников и исповедников Соловецких.

Подводя итог пребывания на Соловках, Предстоятель РПЦ совершил молебен о путешествующих и произнес напутственные слова.

На следующий день, 23 августа глава Русской Православной Церкви посетил Свято-Троицкий скит на острове Анзер.

В интервью для Соловецкого радио Патриарх подчеркнул: «Для меня это первое посещение Соловецкого архипелага и возрождающегося Соловецкого монастыря. Поразила меня удивительная северная природа, и в то же самое время я как-то соприкоснулся с историей монастыря, с его славным прошлым и трагическим недавним прошлым, когда здесь был Соловецкий лагерь особого назначения.

Посещая Секирную гору и Анзерский скит сегодня, мы видели остатки лагерной обстановки, в которой погибли многие десятки тысяч наших соотечественников, в том числе архипастыри и пастыри, монашествующие и верующие Русской Православной Церкви.

Сегодня происходит во всей нашей жизни духовное обновление, возрождается и обитель Соловецкая. И дай Бог, чтобы она возродилась бы скорее и несла бы людям то, что она раньше несла: духовное просвещение, умиротворение, чтобы люди черпали здесь духовные силы для своих трудов, чтобы это был бы пример доброго хозяйствования на земле.

Жителям, с которыми мне приходилось здесь встречаться, видеть их молящимися в церкви, проезжая через поселок, я желаю мира, благополучия. Пусть Господь хранит в этой суровой северной природе людей, которые здесь живут и трудятся, в любви Христовой, в мире и благополучии. Храни вас Господь!»

В настоящее время мощи Соловецких первооснователей покоятся в церкви Святителя Филиппа, а в летние месяцы переносятся в Спасо-Преображенский собор, где и пребывают до возвращения обратно в зимний храм.

Тропарь преподобным Зосиме и Савватию Соловецким, глас 4

Постническое и равноангельское житие ваше, / преподобнии отцы Зосимо и Савватие, / вселенней познаны сотвори вас чудодеянии различными богоноснии, / просвещайте верою призывающия вы / и чтущия честную память вашу.

Кондак преподобным Зосиме и Савватию Соловецким, глас 2

Христовою любовию уязвившеся, преподобнии,/ и Того крест, на рамо вземше, понесли есте,/ божественне вооружившеся на невидимыя враги/ и непрестанный молитвы, яко копие в руках, имуще,/ крепко победили есте бесовская ополчения;/ благодать Господню приемше целити недуги душ и телес/ притекающих к ракам честных мощей ваших,/ чудес лучи испущаете всюду./ Тем зовем вам:/ радуйтеся, преподобнии отцы Зосимо и Савватие,/ монахов удобрение.

Тропарь преподобного Германа Соловецкого, глас 8

Желанием духовным от юности распаляемь, преподобне Германе,/ Христу тесным жития путем последовал еси/ и, в морский пустынный остров, аки в тихое пристанище, вселився,/ в нем многа лета постнически пожил еси,/ идеже блаженным отцем Зосиме и Савватию сожитель был еси,/ с ними же моли Христа Бога о нас,/ любовию чтущих святую память твою.

Кондак преподобного Германа Соловецкого, глас 4

Вышних желая,/ вся долу влекущая возненавидел еси/ и, отечество свое оставль,/ в поморие пустынное отшел еси,/ таже в морский остров удалився,/ в нем многа лета Господеви поработал еси./ Темже, память твою празднующе,/ любовию вопием ти:/ радуйся, Германе Богомудре, отче наш.

filaretuos

Друзья и враги

Святые Соловки. День памяти Зосимы и Савватия Соловецких

Родился в Новгородской республике, в селе Толвуя, на берегу Онежского озера. Спасаясь на поморье, на устье реки Сумы , встретился с иноком Германом, который до того жил с преподобным Савватием на Соловецком острове. Прибыв на этот остров в 1436 году, они построили себе келью. Вскоре к Зосиме стали стекаться ученики, которые построили храм и обитель и избрали Зосиму своим игуменом.

В 1465 году преподобный Зосима перенёс мощи преподобного Савватия с реки Выги в свою обитель. По делам обители Зосиме приходилось ходатайствовать в Новгороде , в том числе и перед знаменитой Марфой-посадницей . Она принимала его в своём доме и дала монастырю грамоту о правах на тони (места для рыбной ловли). Впоследствии появилось мнение, что данный документ не мог быть выдан Марфой, а является поздней подделкой соловецких монахов.

Зосима умер в 1478 году; канонизован церковным собором 1547 года.

Житие не сообщает о происхождении и годе рождения Савватия. Также неизвестна дата принятия им монашества. Согласно житию, во времена митрополита Фотия Саватий уже подвизался в Кирилло-Белозерском монастыре. Узнав, что на острове Валааме есть монастырь, где иноки ведут жизнь более строгую, Савватий перебрался туда. Удивляя братию своим терпением и смирением, он искал место для совершенного уединения и безмолвной молитвы. Савватий узнал, что в двух днях плавания от берега в Белом море стоит большой остров, никем не населённый, и ушёл из Валаамского монастыря.

Читать еще:  Адвокат помогает разрешить споры при бракоразводном процессе

Сначала он поселился у часовни на реке Выг, где встретил инока Германа, одиноко жившего в лесу. Герман согласился сопровождать Савватия на остров и остаться с ним там. Оба старца в 1429 году благополучно прибыли на остров и, не доходя 13 км до места современного монастыря, они близ озера водрузили крест и поставили келью. Постепенно, уже после смерти Савватия, на острове поселились другие отшельники и возник монастырь, получивший название Соловецкого.

Мощи преподобного Савватия были перенесены в Соловецкий монастырь в 1465 году при игумене Зосиме, и положены в землю за алтарём Успенского собора, где находились до 1566 года. В этом году, 8 августа, они, вместе с мощами преподобного Зосимы, были перенесены в придел Спасо-Преображенского собора, устроенный во имя этих соловецких святых.

На московском соборе, бывшем при митрополите Макарии, в 1547 году, установлено наряду с другими отечественными святыми совершать память преподобного Савватия 27 сентября (по юлианскому календарю).

В 1861—1925 годах мощи находились в Свято-Троицком соборе монастыря. С 1992 года его мощи покоились в Благовещенском храме Соловецкого монастыря, в богато украшенной раке.

В настоящее время мощи Савватия, Зосимы и Германа Соловецких покоятся в Филипповском храме монастыря. Летом переносятся в Спасо-Преображенский собор.

Зосима и Савватий сильно почитаются старообрядцами.

Соловецкий монастырь основан в 1436 году в землях Новгородской республики монахами Зосимой и Германом. Первое монашеское поселение на островах появилось несколько раньше — в 1429 году. Основатели — Герман и Савватий. До марта 1682 года, когда была учреждена Архангельская епархия (Холмогорская), монастырь находился в пределах Новгородской епархии .

Расцвет обители в XVI веке связан с деятельностью игумена Филиппа (Колычёва) будущего Филиппа святителя Московского , избранного в 1548 году монастырским собором и возведённым в сан игумена Новгородским архиепископом Феодосием.

Игумен Филипп положил много труда по внутреннему и внешнему благоустройству обители. Большие денежные вклады от царя и других благотворителей дали возможность выстроить два больших храма: в честь Успения Пресвятой Богородицы и Преображения Господня. В последний были перенесены мощи основателей монастыря — святых Зосимы и Савватия. Благодаря образцовой хозяйственной деятельности игумена Филиппа, монастырь сделался богатейшим промышленным и культурным центром северного Поморья. Филипп устроил сеть каналов между многочисленными озёрами на Соловецком острове, поставил на них мельницы, соорудил ряд новых хозяйственных построек, увеличил хозяйственный инвентарь; на поморских землях увеличилось число соляных варниц и впервые был заведён железный промысел.

Своей праведной жизнью соловецкий игумен стяжал себе всеобщее уважение, и слава о нём и о его жизни распространилась так далеко, что достигла царя Ивана Грозного, который вызвал Филиппа из Соловецкой обители и предложил занять кафедру митрополита Московского.

Церковную реформу патриарха Никона монастырь осудил как ересь. Противостояние приняло форму осады (т. н. Соловецкое сидение ), которая продлилась с 1668 по 1676 год. В 1676 крепость была взята в результате предательства одного из монахов. Почти все мятежные монахи были убиты.

К XVII веку в монастыре было порядка 350 монахов, 600—700 послушников и крестьян. Монастырь посещал император Пётр Первый, так как Соловецкий монастырь представлял собой важную приграничную крепость, с гарнизоном и артиллерией.

17 августа 1902 года Соловецкий монастырь торжественно праздновал 200-летие посещения монастыря Петром Великим. В торжестве участвовали местные власти, военные суда, два монастырских и четыре частных парохода. Суда были украшены флагами и ночью иллюминированы.

В XVI —XVII веках монастырь выдержал несколько нападений шведов (в 1571 , 1582 и 1611 годах). Позднее, в 1854 году, монастырь был обстрелян английскими паровыми 60-пушечными фрегатами «Бриск» и «Миранда» . После девятичасовой канонады, не приведшей ни к каким сколько-нибудь серьёзным разрушениям (что отчасти объясняется прочностью стен и дальностью, с которой приходилось вести обстрел — бухта Благополучия имеет сложный и опасный рельеф дна), англичане вынуждены были оставить монастырь в покое.

С XVI и до начала XX века монастырь также служил политической и церковной тюрьмой. Камеры в монастырских башнях и стенах этого монастыря имели форму усечённого конуса длиной около трёх метров, шириной и высотой по два метра, в узком конце — один метр. По разным подсчётам, со времён Иоанна Грозного до 1883 г. через тюрьму Соловецкого монастыря прошли от 500 до 550 узников, среди которых такие заметные личности, как П. А. Толстой, В. Л. Долгоруков, П. И. Калнышевский, Ф. П. Шаховской.

Соловецкая тюрьма существовала до 1883 г., когда из неё были выведены последние узники, но караульные солдаты содержались в ней до 1886 г. После официального закрытия тюрьмы Соловецкий монастырь продолжал служить местом ссылки для провинившихся служителей церкви, что подтверждает газета «Правда» от 1912 года: Лишенный игуменского сана за распутную жизнь, настоятель Сковородского монастыря новгородской епархии Нафанаил, сослан в Соловецкий монастырь. Настоятелем назначен игумен Митрофан. Сковородский монастырь почти разорен его бывшим настоятелем. .

В январе 1908 года газета «Русь» писала: Соловецкий монастырь, бывший долгое время местом ссылки, в настоящее время вновь будет служить этим целям. В виду того, что архангельская губернская тюрьма переполнена, монастырь предоставил свое подворье для помещения пересыльной тюрьмы. («Русь»)

Для всех желающих приехать в святое место паломникам, Соловки были открыты, но монахи при входе в монастырь обыскивали каждого прибывающего.

В октябре 1910 года в газете «Русское слово» находим интересную статью под заголовком «Женщина монах». : АРХАНГЕЛЬСК, 13,Х. Экстренно выехал в Соловецкий монастырь судебный следователь Коровьин для производства дознания по делу арестованной неизвестной женщины, проживавшей в монастыре в течении 18 лет под видом монаха Арсения. Одновременно в Соловецкий монастырь следственной властью отправлена в сопровождении стражников и неизвестная женщина, которая будет предъявлена братии монастыря с целью опознания и установления личности.

Вместе с тем в 1912 году можно найти такую запись : Соловецкий монастырь открываете мореходную школу и сельскохозяйственные курсы. Хороший пример для других наших богатых монастырей, застывших в бездеятельности.

В 1920 году монастырь был окончательно ликвидирован: приказ о ликвидации отдал М. С. Кедров, который в 1941 году сам был ложно обвинён своими однопартийцами и расстрелян по приказу Берии. Культурные ценности монастыря и большие запасы продовольствия были по приказу Кедрова реквизированы.

Гробницы с мощами святых Зосимы и некоторых других были поставлены в Преображенском соборе… Чтобы не оскорблять религиозных чувств читателей описанием гнусного фарса… ограничусь одним моментом. Когда вскрывали мощи св. Зосимы, то отделили голову от туловища… Будто бы Коган спросил архипастырей: „Это ваш главный святой? Вот ему…“ — и с силой ударил носком по черепу, который, отлетев, ударился о стену .

В 1920 году на территории монастыря располагается лагерь принудительных работ, который вместе с конвоем насчитывал 350 человек . В 1923 был учреждён Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), преобразованный позднее в 1937 году в Соловецкую тюрьму особого назначения — СТОН, расформированную в 1939. Значительную часть заключённых составляли т. н. «политические» — духовенство, офицеры белого движения, эсеры , интеллигенция.

Про ужасы и зверства над заключёнными Сталинского лагеря на Соловках писал в «Архипелаге ГУЛЛАГ» Солженицин.

Здесь в монастыре, а вернее в Сталинском лагере с 1924 по лето 1928 года, арестованному духовенству ещё разрешали сохранять рясы, бороды, длинные волосы, какой-нибудь требник, псалтырь или евангелие, но ни иконы, ни лампады не допускались.

В ноябре 1925 года в Соловках содержалось более ста двадцати церковных людей, включая сюда 24 епископа и архиепископа, белое и черное духовенство (священники, игумены, архимандриты и др.), а также мирян, осужденных за участие в церковных делах. В 1926 и в 1927 годах на Соловки продолжали посылать дополнительные партии осужденного духовенства, но все же численность этой группы соловчан никогда не превышала двух-трех процентов от общего числа заключенных на острове: одни убывали окончив срок, или шли в ссылку, других привозили им на смену.

Летописцы упоминают о пяти умерших на Соловках заключённых священниках:

Петра Зверева, архиепископа Воронежского (умер 25 января 1929 г),

Петр, епископ Тамбовский ( в конце 1925 г., ) и отец Никодим — . А так же ещё два замерзших священника.

На Соловках заключение отбывали :

Архиепископ (Иларион (Троицкий), викарий Московский и бывший профессор Московской Духовной Академии и один из ближайших помощников патриарха Тихона;
«… и в часы, когда Ленина хоронили в Москве — передает отец Польский, соузник архиепископа — мы должны были здесь, в лагере, простоять пять минут в молчании. Владыка Иларион и я лежали рядом на нарах, когда против нас посреди барака стоял строй наших отцов и братии разного ранга… „Встаньте, все-таки великий человек, да и влетит вам, если заметят“ — убеждали нас. Глядя на владыку, и я не вставал. Так благополучно и отлежались. А владыка говорил: — Подумайте, отцы, что ныне делается в аду: сам Ленин туда явился, бесам какое торжество! ..»

Архиепископ Евгений (Зернов) Приамурский и Благовещенский, признанный всеми епископами на Соловках за первого среди них . Позже в 1937 году был расстрелян.

Профессор Московской Духовной Академии Иван Васильевич Попов, также из ближайших сотрудников Патриарха Тихона. Профессор Попов отличался строгим образом жизни, почти монашеским: воздерживался в пище, безропотно трудился и оставался безбрачным. В Соловецком кремле доктор богословия и профессор академии и университета обучал грамоте уголовников.

Оставшиеся на службе лагеря монахи-инструктора молились в кладбищенской церкви после работы: вечером по субботам и в воскресные дни. Доступ в церковь до 1925 года был запрещен всем заключенным, даже высшему духовенству..

С 1942 года по октябрь 1945 года в монастыре в течение 3 лет базировалась часть Соловецкой школы юнг, при учебном отряде Северного Флота, готовившихся к боевым действиям, открыта 25 мая 1942 года по приказу наркома ВМФ СССР Кузнецова Н. Г..

В 1967 году создан Соловецкий музей-заповедник, реорганизованный в 1974 году в Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник, продолжающий существовать и по возобновлении монашеской общины.

Газета «Раннее утро» 1913 год: В Соловецком монастыре на днях состоится торжество по случаю возвращения из Англии колокола, который был снят и увезен англичанами во время Крымской войны.
Московская синодальная контора, в ведении которой состоит Соловецкий монастырь, по указу Св. Синода распорядилась, чтобы рядом с памятной доской, свидетельствующей о пленении колокола, во время торжества была помещена новая доска с надписью:
«1913 года, августа 4 дня, через 58 лет после осады Соловецкой обители англичанами, бывшей во время Крымской войны 1854 года, взятый тогда и увезенный в Англию монастырский колокол от церкви св. апостола Андрея Первозваннаго на Заяцком острове, возвращен в Соловецкий монастырь в знак проявления великобританским правительством дружественных отношений, существующих ныне между обеими державами. Событие это совершилось в царствование в Англии короля Георга V, в России же Императора Николая II»

Что касается новейшей истории монастыря, то в декабре 1988 года был создан церковный приход, куда был назначен иеромонах Герман (Чеботарь). 4 июля 1989 года он освятил находящуюся за монастырской оградой часовню святителя Филиппа — первый возрожденный храм Соловков.

Как сказал паломник Илья, побывавший на Соловках в 2006 году : —
Соловки — это такое место, что ради посмотреть на него не жаль не только проехать несчастные полторы тысячи километров, но даже и пройти их пешком. Я бы пошёл.

Яко светильницы явистеся всесветлии / во отоце окияна моря, / преподобнии отцы Зосимо и Савватие, / вы бо, крест Христов на рамо вземше, / усердно Тому последовасте / и, чистотою Богови приближившеся, / отонуду силами чудес обогатистеся. / Темже и мы любезно притекаем к ракам честных мощей ваших и умильно глаголем: / о, преподобнии, молите Христа Бога спастися душам нашим.

«Здесь власть не советская, а соловецкая». Соловки — зазеркалье, искренность и тот самый монастырь

На Соловки летают самолеты только из Мурманска. Дорога до них от Москвы — это два поезда и паром. Добавьте к этому пересадку между вокзалами в Питере и такси из Кеми до порта Рабочеостровска. Положив сумки на гравий через полтора дня дороги, вы не узнаете мир вокруг.

Вокруг вас окажется не город, не деревня и не северный порт. Это будет не Россия, не Советский Союз, не (само собой) Скандинавия, а какое-то дурацкое зазеркалье. Вокруг, между покосившихся деревянных домов с белоснежными спутниковыми тарелками, стоят блестящие уазики, «Нивы» и дорогие квадроциклы. Мимо курящей на свале досок девушки в спортивном костюме проходит мужчина, который будто только что свернул с Нового Арбата. За остовами деревянных лодок виднеются гостиницы с новым сайдингом и пластиковыми окнами.

Не отпускает человека это зазеркалье при помощи довольно простого приема: на Соловецких островах почти не работает интернет.

За несколько прошлых столетий Соловки стали культурным мемом. На них ссылали политзаключенных, сюда со всей империи съезжались паломники, здесь терпели кровавое поражение последние старообрядцы. Нежно укрытый в объятиях Кольского полуострова, этот архипелаг посещали еще за несколько тысяч лет до нашей эры. Саамы и карелы жгли здесь костры и оставляли каменные топоры, но нынешняя история Соловков началась в XV веке с монастыря. Вокруг него она и строилась.

Всё, что происходило далее — громадный монастырь-крепость, первые тюрьмы, кровавый ГУЛАГ, оборона острова от шведов, — не нужно вычитывать в учебниках истории. Каждый квадратный метр Соловков рассказывает об этом сам.

Все дороги (единственная асфальтовая и миллион песчаных) и все гиды на Большом Соловецком острове ведут к подножью огромной каменной стены монастыря. Не подозревая об этом, его видел каждый, кто хоть раз держал в руках купюру в 500 рублей. Но чтобы увидеть его с того же угла, что на банкноте, нужно подходить с тыла и стоять почти по колено в Святом озере.

Местные продавцы сувениров берегут как особый товар старую 500-рублевку: на ней по Святому озеру плывет парусник. Сейчас так уже нельзя.

Всё, что когда-либо происходило на Соловках, нанизывалось на существование монастыря. Рыболовство, теперь известное далеко за границами архипелага, создавалось, чтобы кормить священников. Во время всех иностранных набегов оборону держали в крепости (в бойницы до сих пор смотрят декоративные пушки). Первых заключенных содержали в темницах внутри стен.

В специальной соловецкой детской азбуке на букву «С» идет Савватий, а на букву «З» — Зосима. Это имена основателей монастыря.

Он больше, чем кажется по фотографиям, но при этом теснее. Толпы туристов по одному протискиваются через узкие дверцы, а потолки даже в огромных залах довольно низкие. При этом одни комнаты напоминают наскоро заштукатуренные лестничные клетки новостроек, а другие сохранились со старых времен настолько хорошо, что гипнотизируют. Если второе — это магия вековых деревянных сводов, старинных икон и запаха въевшегося воска, то первое — скучный привет из двухтысячных. Большевики жгли костры, курили и мусорили в стенах монастыря; о бережном обращении с православными артефактами речи и не шло. Одну из ценных икон нашли в качестве двери: ее замазали краской и грубо обрубили, чтобы входила в проем. Поэтому реставрацию выполняют до сих пор. Иногда — наспех.

Читать еще:  Последний предновогодний молебен проходит в буддийских монастырях России

С одной стороны от монастыря в двух минутах ходьбы находится «Дом гостеприимства» — здание с экскурсионным бюро. Опять же, трудно определить, относит такое название к советскому застою, дореволюционной рекламе или просто нынешней моде называть вещи по-русски. Всё, что можно увидеть на Соловках, начинается отсюда, если у туриста не хватает энтузиазма арендовать лодку или велосипед. Соседние острова и архипелаги, вековые деревянные церкви, места кровавых расправ большевиков — за 500–700 рублей пазик или катер доставит туда, куда гость пожелает.

Заходить в экскурсионные бюро в больших городах считается моветоном (максимум можно нанять частного гида через интернет), но здесь — это здравый смысл. Соловецкие острова больше и загадочнее, чем кажутся, и сам видеть историю под ногами учишься, только если знаешь, куда смотреть.

Чуть выше монастыря, буквально в полукилометре, проходит улица Заозёрная. Это первая и последняя улица, которую вы посетите, приехав на Соловки. Здесь несколько сувенирных лавок, магазин с продуктами, пара гостиниц и чудесное кафе «Кают-компания».

«Кают-компанию» порекомендуют туристу местные жители, гиды, хозяин съемной квартиры и работник ресепшена в гостинице. Ей не поют дифирамбы, но ничего плохого про нее местные не скажут. Это столовая, куда толпами заводят тургруппы китайцев и европейцев (да, на Соловки приезжают европейцы; я встречал людей из США и Австралии), куда приходят работники местных портов и музеев. Здесь в среднем за 400 рублей с человека вам подадут салат, мясное блюдо, алкоголь и, возможно, десерт. И это будет удивительно вкусно для столовой.

«Кают-компания» звезд с неба не хватает, но если вы хотите вкусно поесть на Большом Соловецком острове — заходите туда. Немного иным образом обстоят дела с расположившимся рядом рестораном «Пинагор» — почти единственным местом на Соловках, где есть Wi-Fi.

«Пинагор» советуют тем, кому хочется местной кухни. Там можно отведать блюда подороже и поизысканнее. Их любезно принесет к столу одетая в уличный спортивный костюм официантка. Впрочем, это не единственные места, где можно поесть, но самые близкие к монастырю.

Селедка, треска — всё это на Соловках действительно очень вкусное. Но если вы не хотите давиться мелкими костями и полчаса выщипывать рыбу со скелета, ищите мигрирующих по острову бабушек, которые продают пирожки с этой рыбой. Вот у них вы попробуете самую вкусную селедку в своей жизни. Где-то за 30 рублей.

Несмотря на изолированность Соловков, продуктов здесь вдоволь. На материке затовариваться консервами и лапшой нет необходимости. В продуктовых обычно очередь, но на полках есть почти все типы продуктов, которые можно купить в том же «Магните» или «Перекрестке». Цены процентов на пять выше московских, а алкоголь продают до 9 часов вечера.

На Заозерной же улице находится музей ГУЛАГа. Уже из него мы узнаем, что и «Кают-компания», и сувенирные лавки, и продуктовый магазин расположены в бывших лагерных бараках. С экспозиции в этом музее начинается понимание Соловков, умение их по-настоящему видеть.

Половина жилых зданий вокруг монастыря стоит на безымянных, неоткрытых захоронениях заключенных. При строительстве до сих пор находят черепа с пулевыми отверстиями. В августе 2018 года было произведено еще одно захоронение таких останков.

В самом музее душно и довольно темно: в бараках вентиляция предусмотрена не была. Пройдя через музей, человек начинает замечать больше мемориальных табличек вокруг, бережнее ступает по узкоколейке, идущей через тайгу, и по-другому смотрит на соловецкие кроваво-рубиновые рассветы.

Интересно, как в условиях сегодняшней тенденции помнить свое прошлое не целиком на Соловках смотрят на него честно. Куда бы ни повели туриста экскурсоводы — ни один не молчит о бесчеловечных приговорах и шокирующих числах невинных жертв. Половина мест на Соловецких островах святые, половина — скорбные. И взгляд здесь на это искренний и трезвый. Каждый слышал страшные байки, каждый знает страшные цифры.

Пожалуй, ничто так не пробуждает в человеке Человека, как стоящий под елями погост с воткнутым крестом, на котором написано «12 человек».

Но Соловецкие острова — это не только слезы. Это и пропитывающая душу невероятная красота. За нее принято ценить местные церкви, но больше всего ее — в местной природе. Она чистая, но при этом насыщенная, пряная. Болота, ели, цветы — здесь всё дышит полной грудью.

Исследование соловецкой природы начинается с простого шага: аренды велосипедов. За час на самом простом велосипеде вы заплатите 60 рублей, а за сутки — 600. Чем больше на велосипеде скоростей, тем дороже. В залог придется отдать какой-нибудь документ. По узкоколейке, начинающейся недалеко от монастыря, можно заехать далеко в тайгу, увидеть заброшенные захоронения заключенных, камень-стенограмму переговоров монаха и английского капитана и озера, которые многие видели только на картинках.

Двадцать минут на катере приведут туриста из тайги в тундру, на Заяцкий остров. На нем среди 20-сантиметровых кустов и метровых деревьев можно увидеть культурное явление, не объясненное до сих пор: лабиринты . Это что-то, напоминающее современному человеку круги на полях: невысокие каменные насыпи, сложенные в огромные узоры лабиринтов — еще до нашей эры. Никто до сих пор не знает, привет ли это усопшим предкам, механизм для ловли рыб или место бракосочетания.

Отплыв чуть дальше, уже за границу Архангельской области (сорок минут на катере), можно увидеть Кузова. Тоже острова, но более скалистые и почти необитаемые — с маленькими палаточными лагерями у кромки воды. Туристы спускаются на остров с катера по дощечке, один край которой опирается на борт, а второй — на скалу. И это первое из испытаний, которые дарят посетителю Кузова. За этим следует час ходьбы на двух и четырех конечностях вверх по скалам. Подниматься безопасно только по выверенным экскурсоводом тропам. По пути туристы срывают с кустов чернику и шукшу (почти безвкусную, но освежающую ягоду), чтобы утолить жажду. Подъем идет примерно на 150 метров над уровнем моря. Там легко дышится и лучше ловит телефон.

На самой вершине открывается вид, который многие жители больших городов не увидят, прожив всю жизнь. Дикие, покрытые елями, первозданные острова, окруженные Белым морем и собственным величием.

Соловецкие острова меняют человека. Показывают совершенно новый спектр красивого. Нагружают душу очень тяжелыми, скорбными мыслями и при этом очищают, как вода в Святом озере. Это не один из российских must-go, и их не стыдно не посетить. Но иногда каждому из нас нужно оказаться там, где со всех сторон не будет лететь пыль в глаза. В этот момент можно вспомнить о Соловках.

Упование на непреоборимую мощь

«Памятная записка» и «Послание» Соловецких епископов

В трудное для нашей Церкви время епископы, заточенные на Соловках, явили пример свободы духа. После кончины Патриарха Тихона Церковь утрачивала единство. Тогда и появилась «Памятная записка» Соловецких епископов, этого малого Собора многих епархий России, невольно собранного на Соловках. Записка отражала исповеднический дух гонимой, но внутренне свободной Церкви Христовой.

Профессор Иван Попов

«…Местоблюститель Патриаршего престола и около половины православных епископов томятся в тюрьмах, в ссылках или на принудительных работах… – говорится в записке. – Подписавшие настоящее заявление отдают себе полный отчет в том, насколько затруднительно установление взаимных благожелательных отношений между Церковью и государством в условиях текущей действительности и не считают возможным об этом умолчать. Было бы неправдой, не отвечающей достоинству Церкви и притом бесцельной и ни для кого не убедительной, если бы они стали утверждать, что между Православной Церковью и государственной властью Советских республик нет никаких расхождений».

Архиепископ Иларион (Троицкий) в Соловецком лагере

Далее разъясняется суть разногласий: «Церковь верит в незыблемость начал нравственности, справедливости и права, коммунизм считает их условным результатом классовой борьбы и оценивает явления нравственного порядка исключительно с точки зрения целесообразности… Церковь видит в религии животворящую силу …коммунизм смотрит на религию, как на опиум. Церковь хочет процветания религии, коммунизм – ее уничтожения. При таком глубоком расхождении в самих основах миросозерцания между Церковью и государством не может быть никакого сближения или примирения…»

Протоиерей Петр Белавский

Обличая ложность обновленческих настроений, в записке утверждается: «Православная Церковь никогда не станет на этот недостойный путь и никогда не откажется ни в целом, ни в частях от обвеянного святыней прошлых веков вероучения в угоду одному из вечно сменяющихся общественных настроений».

Среди путей вывода церковного корабля из исторического шторма Соловецкие епископы, завершая документ, предлагают: «Если предложения Церкви будут признаны приемлемыми, она возрадуется о правде тех, от кого это будет зависеть. Если ее ходатайство будет отклонено, она готова на материальные лишения, которым подвергается, встретит это спокойно, памятуя, что не в целости внешней организации заключается ее сила, а в единении веры и любви преданных ей чад ее, наипаче же возлагая свое упование на непреоборимую мощь ее Божественного Основателя и на Его обетование о неодолимости Его Создания».

Соловецкий лагерь Кадр из кинофильма 1928 года

Эта «Записка» была составлена в 1926 г. в день Отдания Пасхи 27 мая / 9 июня на продуктовом складе, которым заведовал заключенный игумен Питирим (Крылов) из Казани. Там собрались, по возможности, все заключенные епископы для заслушивания доклада профессора Московской духовной академии Ивана Васильевича Попова (на Соловки он был сослан в 1925 г. за то, что был близок с Патриархом Тихоном; расстрелян 8 февраля 1938 г.). Текст «Записки» был составлен Иваном Васильевичем при благословении и под руководством старшего среди архиереев на Соловках архиепископа Евгения (Зернова). «Если бы, отцы и братия, все наши с вами знания сложить вместе, то это будет ничто перед знаниями Ивана Васильевича», – говорил о нем своим архипастырям-собратьям во Христе архиепископ Иларион (Троицкий). Сам владыка Иларион второй раз был сослан на Соловки в 1926 г., когда документ был уже составлен, но он к нему присоединился.

Поклонный крест на Соловках

«Памятная записка» – не единственный отклик Соловецких епископов на текущие события. В июле 1927 г. опубликована известная декларация митрополита Сергия, а 14/27 сентября того же года последовало «Послание» Соловецких архиереев к православным, в котором они по пунктам разбирают декларацию и по четырем из них выражают несогласие, основной же посыл: «Мы не можем принять и одобрить послания в его целом по следующим соображениям: …мысль о подчинении Церкви гражданским установлениям выражена в такой категорической и безоговорочной форме, которая легко может быть понята в смысле полного сплетения Церкви и государства…» Именно в заточении свобода буквально осязаемая ценность, и за нее – главная борьба.

Свидетельства жертв

«Зло нередко прячется в красивые одежды, тем самым стремясь быть неузнанным. Чтобы понять его гибельную суть, его надо увидеть обнаженным и безобразным. Именно таким оно предстает в воспоминаниях людей, прошедших «красные Соловки» и другие большевистские лагеря и тюрьмы. Авторы этих воспоминаний — люди разные по возрасту, жизненному опыту, образованию, национальности, религиозности. И пишут они о своем времени по-разному. Но в их воспоминаниях открывается целостная картина добра и зла, подвига и предательства, жизни и смерти», — написал наместник Соловецкого монастыря в приветственном слове к читателям книги.

Инженер Владимир Рубинштейн описал повседневную жизнь заключенных на Соловках — организацию курсов, занятия и спектакли, споры и дискуссии, что, как отмечают монастырские исследователи, дает представление о наличии в тот период в лагере некоей политической культуры.

Писатель Олег Волков оставил много сведений о лагерной жизни на Соловках. «То был период, когда духовных лиц обряжали в лагерные бушлаты, насильно стригли и брили. За отправление любых треб их расстреливали. Для мирян, прибегнувших к помощи религии, введено было удлинение срока — пятилетний «довесок», — писал он в своих воспоминаниях «Погружение во тьму».

По свидетельству писателя, для тех, кто сидел на острове, не было страшнее слов, чем «Секирная гора». «Именно там, в церкви на Секирной горе, достойные выученики Дзержинского изобретательно применяли целую гамму пыток и изощренных мучительств, начиная от «жердочки» — тоненькой перекладины, на которой надо было сидеть сутками, удерживая равновесие, без сна и без пищи, под страхом зверского избиения, до спуска связанного истязуемого по обледенелым каменным ступеням стометровой лестницы: внизу подбирали искалеченные тела, с перебитыми костями и проломленной головой», — вспоминал Волков.

Соловки

Северный Афон

Первые следы человека
Первые поселения на Соловецком архипелаге возникли в III тысячелетии до н. э. Это были стоянки древних рыболовов и охотников на о. Анзер, возможно, принадлежавшие представителям археологической культуры Комса. Во II и I тысячелетии до н. э. на Соловецких островах племенами саамов, населявших южное и западное побережье Белого моря, были сооружены языческие капища, а также некоторые мегалитические постройки. В XII и XIII вв. на Соловки впервые приезжают славянские колонисты[источник не указан 429 дней], а в XV в. Соловки вошли в состав промысловых угодий представительницы корельского рода Ховры Тойвутовой. О присутствии саамов на Соловках напоминают сейды, например, на Заячьем острове.

В 1430-х годах на Соловки приезжает монах Савватий, который здесь встречает преподобного Германа. Датой основания монашеского поселения считают 1436 год — время появления на Соловках преподобного Зосимы. В 1460-х годах на островах были построены три деревянные церкви (Преображенская, Никольская и Успенская), а также трапезная. Была получена жалованная грамота от Господина Великого Новгорода, которая была подтверждена в 1479 году Иваном III.

В 1534—1548 годах в число братии был принят святой Филипп (в миру Фёдор Колычев), будущий игумен монастыря, сделавший очень многое для экономического развития монастыря, а также для признания авторитета Соловецкого монастыря. В первой половине XVI в. монастырь получил несколько жалованных грамот от Ивана IV. Эти документы содержали многочисленные льготы и пожалования для монастыря.

В середине XVI в. под руководством Фёдора Колычева в монастыре бурно развивается каменное строительство. В 1582 году началось возведение каменной стены на Большой Соловецком острове. Соловецкий монастырь как место для ссылки был впервые использован в 1554 году (сюда был сослан игумен Артемий, бывший настоятель Троице-Сергиева монастыря), а первый острог был сооружен в 1579 году.

В XVII в. Соловецкий монастырь участвовал в военных действиях, а также использовался как место ссылки заключённых, главным образом, по политическим мотивам. В 1637 году приказом царя Михаила Фёдоровича с Соловков был отозван воевода, а его функции были переданы настоятелю монастыря. Таким образом, настоятель обители возглавил оборону Западного Беломорья.

В 1668 году на Соловки были посланы отряды стрельцов, которые призваны были изгнать из монастыря монахов, отказавшихся признать реформы патриарха Никона, сторонники «мирного стояния за веру» были изгнаны из монастыря в 1669 году В 1675 году стрельцами был произведён неудавшийся штурм, но 22 января 1676 года Словецкий монастырь был взят, а руководители его были казнены.

какой позор так писать! — www.isihazm.ru.

В XVIII в. монастырь неоднократно посещался Петром I, в том числе с эскадрой новопостроенных кораблей. В отношении монастыря производился ряд секуляризационных мероприятий. В конце XVIII в. издается первый печатный труд по истории Соловецкого монастыря — «Летописец Соловецкий».

Бомбардирование Соловецкого монастыря двумя английскими пароходами в 1854 году.
В 1814 году монастырь теряет свои военные функции, происходит так называемое «разоружение Соловков». В 1854 году Соловецкий монастырь обстреливается с английских кораблей «Бриск» и «Миранда». С 1861 года из Архангельска на Соловки устанавливается регулярное пароходное сообщение. В 1873 году состоялось первое издание «Соловецкого патерика». В 1898 году открыта Соловецкая биостанция. В 1899 году была издана «История ставропигиального Соловецкого монастыря» — наиболее полный труд по истории обители.

В 1918 году на Соловках впервые появились отряды красногвардейцев, произошла конфискация части продовольственных запасов монастыря. В 1920 году состоялось прибытие на Соловки комиссии М. С. Кедрова, произошла ликвидация Соловецкого монастыря и ссылка его руководства. Архимандрит Вениамин (Кононов), последний настоятель Соловецкой обители, и его келейник иеромонах Никифор (Кучин) были убиты (сожжены заживо) в лесной избушке близ реки Лодьма в районе Волкоозера на Пасху 1928 года. (15 января 2004 года в Северодвинске совершено освящение деревянного Храма в честь преподобномучеников Вениамина и Никифора).

На месте монастыря были организованы совхоз «Соловки» и лагерь принудительных работ. С 1923 года на Соловках располагался один из первых концлагерей для противников советской власти — Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). В 1937 году СЛОН был реорганизован в тюрьму. В 1939 году произошла ликвидация тюрьмы на Соловках, архипелаг был передан Северному флоту, на островах был организован учебный отряд Северного флота.

В 1942—1945 годах на островах функционировала школа юнг. В 1944 году был организован островной совет, который в 1971 году был переименован в сельский совет.

В 1987 году на Соловках был создан районный Совет, а населённый пункт на архипелаге получил официальное название «посёлок Соловецкий». В 1990 году была возобновлена религиозная деятельность на Соловецких островах.

В 1992 году произошло включение Соловецкого историко-культурного комплекса в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 1995 году — в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Соловки

Соловецкий монастырь расположен на перешейке между Святым озером и бухтой Благополучия на Большом Соловецком острове. Датой основания монастыря принято считать 1436 год — время появления на Соловках преподобного Зосимы. До того, как был построен современный каменный монастырь, существовали деревянные постройки XV — начала XVI вв. Архитектурный ансамбль монастыря включает в себя: Соловецкий Спасо-Преображенский собор, Благовещенскую Надвратную церковь, монастырскую крепость, сооружения монастырского поселка и скитов, уникальную систему гидротехнических сооружений и некоторые другие постройки.

Территория монастыря окружена массивными стенами (высота — от 8 до 11 метров, толщина — от 4 до 6 метров) с 7 воротами и 8 башнями, построенными в 1584—1594 годах под руководством архитектора Трифона. Стены сооружены из огромных камней размером до 5 метров. На территории монастыря расположены религиозные сооружения, соединённые крытыми переходами, окружённые жилыми и хозяйственными помещениями.

Соловецкий монастырь перестал функционировать в качестве религиозного сооружения с появлением на Соловках Советской власти и лагеря особого назначения (в 1920 году), однако с 25 октября 1990 года возобновил свою деятельность.

Монастырь как тюрьма
Первым заключённым на Соловках (чьё заключение было официально задокументировано) был игумен Артемий, выступавший против церковной знати и церковного землевладения. Игумен был осужден Церковным сбором в 1553 году и сослан в Соловецкий монастырь с предписанием «пребывать ему внутри монастыря с великой крепостью, в келье молчательной».

В одной из башен Соловецкого монастыря были организованы специальные тюремные кельи. Это были маленькие и тёмные помещения с небольшими отверстиями вместо двери, через которые заключённые проникали внутрь. В XIX в. местные жители рассказывали о суровом режиме в этой тюрьме — заключенных морили дымом, замуровывали, пытали. Монастырская тюрьма постоянно расширялась. В 1798 году под тюрьму было приспособлено выстроенное ранее здание, а в 1842 году для заключённых построили специальное трёхэтажное здание и особые казармы для тюремной охраны. В новой тюрьме в полуподземном нижнем этаже были небольшие чуланы, без лавок и окон, куда помещали особо важных преступников.

В 1835 году была проведена жандармская ревизия Соловецкой тюрьмы, ревизия признала, что заключённые Соловецкой тюрьмы несли наказания, значительно превышавшие их вину. В результате проверки несколько из заключённых были освобождены, а некоторые были переведены в обычные монастырские кельи. После ревизии был издан указ, который был призван запретить сажать в монастырские тюрьмы без особого разрешения императора. Последние заключённые Соловецкой монастырской тюрьмы были выведены в 1883 году, но караульные солдаты содержались при ней до 1886 года.

Соловецкий лагерь особого назначения

Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН) — крупнейший исправительно-трудовой лагерь 1920-х годов. Он находился на территории Соловецких островов.

Соловецкий лагерь был организован 2 ноября 1923 года постановлением СНК от 13 октября 1923 года[19] на основе Пертоминского лагеря принудительных работ. Лагерю было передано в пользование все имущество Соловецкого монастыря. СЛОН был закрыт 16 ноября 1931 года, вновь организован 1 января 1932 года и окончательно закрыт 4 декабря 1933 года. Заключённые, аппарат и имущество Соловецкого лагеря были переданы Беломоро-Балтийскому исправительно-трудовому лагерю

В Соловецкий лагерь особого назначения изначально ссылались, в основном, политические заключённые. 10 июня 1925 года принимается «Постановление О прекращении содержания в СЛОН политзаключенных». Летом 1925 года политические заключенные были вывезены на материк.

7 фактов о Соловках

1. География

Соловецкий архипелаг расположен в Онежском заливе, между Карельским Поморьем и Летним берегом Белого моря, в 164 км от Полярного круга.

Соловецкие острова – самый крупный архипелаг Белого моря. Он состоит из шести крупных и приблизительно 70-ти небольших островов. Площадь Большого Соловецкого острова – 248 км². Помимо него туристы посещают острова: Анзер (47 км²), Большая Муксалма (17,6 км²), Малая Муксалма (0,57 км²), Большой Заяцкий (1,25 км²), Малый Заяцкий (1,02 км²). Общая площадь архипелага превышает 320 км². Высшая точка – г. Вербокольская (88,2 м, о. Анзер).

2. Природа

Важную роль в формировании рельефа архипелага сыграл ледник. Благодаря географическому расположению на архипелаге сформировался собственный микроклимат.

Здесь цветут вишни, шиповник, растут кедры, клёны, орешник, калина, рябина – более 500 видов растительности. Большая часть Соловецкого архипелага покрыта лесами. Здесь можно полюбоваться на рощи «танцующих» берез. На закате может показаться, что это силуэты танцоров. Дело в том, что тонкие северные деревья принимают причудливые формы под воздействием постоянных ветров и снега.

Соловки окружает самое соленое из внутренних морей России – Белое. При этом здесь насчитывают 639 пресных озер. В море водится сельдь, навага, треска, камбала, зубатка, пинагор. В озёрах – окунь, плотва, щука, налим, форель, ёрш. Животный мир островов небогат, здесь водятся полевки, белки, зайцы, лисы, северный олень. Среди морских животных – нерпа, белуха, морской заяц, гренландский тюлень. В прибрежной полосе растут плантации водорослей: ламинария, фукус, анфельция.

Символ островов – соловецкие чайки. Они обитают на территории всего архипелага и считаются здесь вестниками весны.

3. История

История архипелага насчитывает около 7 тыс. лет. Здесь находятся 1 200 памятников археологии (стоянки, курганы, сейды, лабиринты, символические выкладки) и более 250 историко-архитектурных памятников, связанных с историей Соловецкого монастыря. Самые загадочные среди них — святилища III-II тысячелетия до нашей эры со знаменитыми лабиринтами, которые находятся в центре языческих капищ.

Лабиринты – это выложенные из камня по определенной схеме спиралевидные круги. Их диаметр составляет от 90 см до 25,4 м. Из 50-ти каменных лабиринтов, найденных в России, 35 находятся на территории Соловецких островов. Самые древние и хорошо сохранившиеся лабиринты находятся на Заяцком острове.

Академик Н.Н. Виноградов предположил, что лабиринты или, как их называют местные, «вавилоны», связаны с культом умерших. Запертая в центре лабиринта душа уже не может выйти наружу.

4. Соловецкий монастырь

Первые монахи поселились на Соловках в 1429 году. Это были преподобные Герман и Савватий. Они воздвигли крест и келью примерно за 13 км от будущего монастыря. Датой основания монашеского поселения считается 1436 год — время появления на Соловках преподобного Зосимы.

Соловецкий монастырь был одним из самых богатых и сильных , к XVII веку здесь проживало более 350 монахов, 600—700 послушников и крестьян.

Архитектурный ансамбль Спасо-Преображенского монастыря формировался на протяжении ХVI-ХIХ веков. В конце ХVI века территорию монастыря обнесли мощными стенами и башнями. При строительстве монахи использовали дикий камень и кирпичи. Их скрепляли известковым раствором. Так появилась Соловецкая крепость.

Постепенно на территории монастыря появлялись все новые скиты. Во многом их специфику определяла хозяйственная деятельность, такая как сбор ягод, огородничество, заготовка рыбы и сена.

На Большом Соловецком были основаны: Савватиевский, Исаковский скиты, скит на Секирной горе. На о.Большой Заяцкий — Андреевский скит, выполнявший роль «морских ворот» архипелага. На о.Большая Муксалма основали Сергиево-Радонежский скит. Скиты на о.Анзер: Троицкий и Голгофо-Распятский были пустынножительскими, они занимали особое место в традициях монастыря.

5. Хозяйственное освоение

Мощное хозяйственное освоение начинается на островах в период управления монастырем игумена Филиппа (1507 -1569, впоследствии он стал Митрополитом Московским и всея Руси). В XVI веке территории монастыря установили механизмы подачи воды. Появилась необходимость регулировать ее уровень.

Для этого 52 озера были соединены каналами, которые позволили поднять уровень воды в Святом озере. С течением времени в систему каналов монахи добавляли все новые озера, расширяли каналы. Это позволило использовать систему для мелкого судоходства, она связала скиты на севере острова с его центральной частью.

Большой и малый круги озерно-канальной системы сохранились до наших дней и используются для лодочных прогулок. Чтобы совершить путешествие по большому кругу необходимо минимум 10 часов.

Также при игумене Филиппе на Соловках появились садки для хранения живой рыбы. Одним из основных в обители был именно рыбный промысел. Ловили неводами треску и сельдь, солили, продавали в Архангельске. Соловецкую селёдку даже отправляли в Москву к царскому столу. Однако шторма и непогода часто не позволяли монахам выходить на промысел. В ХVI системой дамб от моря отделили один из заливов в 1,5 км от монастыря. Его превратили в хранилище рыбы, оно стало называться Филипповские садки.

Еще одно уникальное инженерное сооружение – валунная дамба, соединяющая острова Большой Соловецкий и Большая Муксалма. Она считается одной из наиболее интересных достопримечательностей островов. На Муксалме с давних лет основали скотный двор, этому располагали обширные пастбища с прекрасной травой. Здесь содержались до 120 коров и телят, около 120 лошадей.

Острова разделяет пролив Железные Ворота, его ширина – около километра, средняя глубина (в малую воду) – 2,7 м. В середине XIX века началось строительство дамбы-моста. Ее кладка состоит из огромных валунных блоков, засыпанных песком. Трасса дамбы проходит по наименьшим глубинам пролива и имеет пять изгибов. Ширина дамбы в основании – 7-8 м.

6. СЛОН — ГУЛАГ

С 1923 по 1937 г.г. на Соловках располагался первый в СССР лагерь Особого Назначения (С.Л.О.Н.), положивший начало ГУЛАГу. Через Соловецкие лагеря и их филиалы на материке прошло более миллиона человек. Среди заключенных Соловецких лагерей были академик РАН Дмитрий Сергеевич Лихачёв, этнограф Николай Николаевич Виноградов, священномученик Илларион (Троицкий), Иван Никифорович Лысенко (в будущем – старший сержант разведки, герой Советского Союза).

Сталинские репрессии – это самая страшная страница истории страны XX века, и здесь она ощущается по-особенному. Разоренные храмы, безлюдный север, беспощадная природа, бесконечная жестокость по отношению к собственному народу…

7. Соловки сегодня

Территория архипелага и прилегающая акватория признаны заповедником. В 1994 году памятники Соловков и музея-заповедника были признаны особо ценными объектами природного и исторического наследия России. Их включили в «Список Всемирного наследия» ЮНЕСКО.

Ежегодно Соловки посещает более 20 тыс. туристов. В монастыре хранятся православные реликвии, которым приезжают поклониться паломники. Среди них: белокаменный крест Савватия Соловецкого, Боголюбская икона Пресвятой Богородицы, с предстоящими святыми Зосимой и Савватием и братией монастыря. Также фелонь преподобного Зосимы, часть деревянной раки преподобного Савватия и многие другие реликвии.

Для туристов

1. Происхождение названия «Соловки» до сих пор вызывает ожесточенные споры. В работах по топонимике Белого моря указывается происхождение названия «Соловки» от финского слова «suol» — «остров». Английские путешественники XVI в. Т. Соутем и Дж. Спарк называют Соловецкий остров «Абдоном». Историки считают, что это или искажение слова «аидони» — соловей, или «абдон» — удаленный, скрытый. Существует еще одна версия, по которой Соловецские острова зовутся так, потому что здесь вместе ловили рыбу, со-ловили.

2. Соловки любят режиссеры за колорит и красоту северной природы. Здесь проводились съемки таких фильмов, как «Остров» Павла Лунгина или «Раскол» Николая Досталя.

3. По Соловкам можно прокатиться на машине. Но небыстро – булыжная мостовая в поселке и отсутствие нормальной дороги за его пределами способна разбить подвеску почти любого автомобиля. Поэтому наиболее популярным транспортом на Соловках являются внедорожники, велосипеды и вездеходы, от заводских до самодельных.

4. На Соловках есть Морской музей, в доке которого с 2003 года велись работы по реконструкции знаменитой государевой яхты «Святой Петр». Летом 2015 года яхта была спущена на воду.

5. Попасть на Соловки можно двумя способами: по морю и по воздуху. На территории Большого Соловецкого острова есть аэропорт, в неделю он принимает по три рейса из Архангельска. Морское сообщение с островами регулярное, есть даже рейсы из Москвы.

6. Из тридцати маяков, расположенных в Онежском заливе, функционируют только четыре. Один из них – соловецкий, расположенный на Секирной горе. Это не просто маяк, а маяк-колокольня, построенный на вершине Вознесенской церкви. Храм возвели в 1862 году.

7. Соловки изображены на 500-рублевой купюре. Первоначально, до 2010 года, на банкнотах изображался монастырь со стороны Святого озера и небольшое судно, которое шло по нему. В 2011 году купюру изменили, убрали корабль и немного сдвинули ракурс, взяв за основу современный вид монастыря.

8. У мыса Белужьего можно наблюдать игры, как ни странно, белух. Около Соловков обитает самый мелкий (всего 3 метра длиной) вид белухи – беломорский. В летний сезон животные подходят довольно близко к берегу, где их можно рассмотреть и сфотографировать без особого труда. Другое дело, добраться до мыса непросто – дорога очень болотистая, ее часть проходит по топкому пляжу, который затапливает в прилив. Но предприимчивые местные жители могут довезти вас до места на своем вездеходе, не бесплатно, конечно, зато скрасив дорогу рассказом о повадках белух.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector