Всматриваясь в бездну. Михаил Врубель
Содержание
- 1 Всматриваясь в бездну. Михаил Врубель
- 1.1 «Демоны» Михаила Врубеля
- 1.2 Всматриваясь в бездну. Михаил Врубель
- 1.3 Во власти демонов: знаменитые картины Михаила Врубеля, созданные за шаг от безумия
- 1.4 От Демона к Пророку: история болезни Врубеля
- 1.5 Предрасположенность к болезни
- 1.6 Предвестники болезни
- 1.7 «Демоны» Врубеля и манифестация болезни
- 1.8 Развитие болезни
- 1.9 Клинический анализ заболевания
- 1.10 Врубель в зеркале
«Демоны» Михаила Врубеля
«Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всём этом дух властный, величавый…» *
Серия картин «Демон» Михаила Александровича Врубеля создана в период с 1890 по 1903 год и вдохновлена поэзией Михаила Лермонтова. Автору удалось точно передать настроение героя и его переживания. Каждое полотно серии по-своему уникально и может быть рассмотрено обособленно от других.
Однако, если изучить все произведения сразу, можно проследить не только эволюцию литературного героя, но и изменения в творчестве самого Врубеля, от Демона, тревожно сидящего на фоне алого заката, до Демона, безвольно стремящегося в бездну во тьме.
Михаил Александрович Врубель один из самых многогранных отечественных живописцев начала XX века, который прославился не только как художник, но и как скульптор. Его биография и творчество крайне интенсивны. Жизнь живописца можно разделить на два этапа. Первый — это обучение в академии искусств и переезд в Киев, где Врубель увлёкся церковными мотивами. Второй этап — московский, когда были созданы самые известные работы и когда творец начал страдать от физических и душевных недугов, что его и обессилило.
Мы рассмотрим московский период творчества, начатый «Демоном сидящим» в 1890 году и законченный «Демоном поверженным» в 1902 году, а также закат жизни маэстро живописи.
Михаил Врубель за работой. 1898 год
«Демон сидящий»
Картина — иллюстрация к поэме, поэтому сюжет полотна во многом вторит ей. Автор не стремился сделать Демона миловидным, хотел показать задумчивую, сомневающуюся личность, пребывающую в смятении.
Герой сидит в окружении непропорционально больших цветов в зажатой позе, что подчёркивает его неловкость и стеснение, ему будто не хватает места и он пытается сжаться. На втором плане мы видим тёплый алый закат, надвигающийся на горы. Можно предположить, что это Кавказ, учитывая особую связь Лермонтова с этим краем.
Первая картина с Демоном, созданная Врубелем. 1890 год
Лицо Демона — отдельный смысловой элемент произведения. Врубель придал ему как мужские, так и женские черты, чтобы ещё глубже раскрыть тему борьбы внутри героя.
Картина выполнена в фирменном стиле Врубеля, а именно на ней присутствует эффект кристаллических граней, что роднит полотно с витражом или панно. Такие мазки художник делал с помощью специального инструмента — мастихина.
Фрагмент картины «Демон сидящий»
«Демон и Тамара»
В 1891 году Врубель по заказу издателя Петра Кончаловского выполнил ряд иллюстраций к поэме Лермонтова «Демон». Мы рассмотрим одну из них.
Выполнена картина в отличном от предыдущей стиле, однако история её создания кажется достойной рассмотрения, ибо понимание эмоций творца позволяют лучше интерпретировать само произведение. Врубель настолько проникся поэзией Лермонтова, что не мог никак отобразить эпизод поэмы на бумаге.
Для написания художник использовал акварель. Иллюстрация посвящена свиданию Демона с возлюбленной Тамарой в монастырской келье. Задачей художника было передать на холсте строчки:
«Я опущусь на дно морское,
Я полечу за облака,
Я дам тебе всё, всё земное —
Люби меня. »
Композиция картины дважды изменялась. На первоначальном варианте Тамара сидела слева от Демона у стены, а рядом с ней, прислонённый к стене, стоял грузинский музыкальный инструмент чонгури. Но Врубель оказался настолько недоволен работой, что в ярости порвал её.
Вторая версия претерпела незначительные изменения. Так Врубель убрал из композиции стену, а Тамару пересадил ближе к окну. Сам же Демон возвысился над ней. Но и это не устроило автора.
Художник приступил к третьей попытке, и она стала триумфальной. На ней акварелью выполнено звёздное небо, которое заиграло новыми красками, а Демон, склонившийся над Тамарой, замер в позе, предвосхищающей их духовное соединение.
Третья версия сюжета, которая удовлетворила Врубеля
«Демон летящий»
Эту картину можно назвать одной из самых таинственных работ Врубеля. Окончательный замысел до конца не установлен во многом из-за незаконченности полотна.
«Демон летящий». 1899 год. Незавершённая картина
Восемь лет спустя после «Демона и Тамары» Врубель взялся за нового Демона — «Демона Летящего». Герой пролетает над горами Кавказа, отчего картина становится более интригующей и захватывающей:
«…И над вершинами Кавказа
Изгнанник рая пролетал:
Под ним Казбек, как грань алмаза,
Снегами вечными сиял…»
Автор использовал преимущественно тёмные мрачные цвета, на полотне превалируют тяжёлые коричневые тона, а сам демон облачён в коричневое одеяние.
Фрагмент картины «Демон летящий»
К сожалению, по неизвестной причине Врубель не закончил работу. Финальный замысел остался нераскрытым. Однако видно, что эта картина отличается абстрактностью, которая ещё более удаляет от реальности как автора, так и зрителя. Вероятно, художника постепенно начала терзать душевная болезнь, которая в полной мере настигнет его через несколько лет.
«Демон поверженный»
Это полотно является, наверное, самым сложным по смыслу произведением автора. «Поверженный» во многом служит продолжением «Демона сидящего», поскольку написан в схожей кристаллической технике и композиционно синонимичен.
Последний Демон Врубеля. 1902 год
Картина насыщена любимыми оттенками Врубеля — разными тонами синего и золотого. Сам герой выглядит проигравшим, поверженным в мысленной схватке с самим собой. Внутренняя борьба убила всяческие надежды, лишила полёта мысли. Теперь Демону остаётся лишь кануть вниз, предавая себя в руки судьбы.
Мы видим падающего в ущелье Демона на фоне заснеженных Кавказских гор. Он показан вновь замкнутым и стеснённым в движениях, и вновь ему не хватает места как на картине, как уже серьёзно больному автору в этом мире. Художник писал произведение, страдая от психологического расстройства, которое прогрессировало с каждым днём.
Фрагмент картины «Демон поверженный»
Жена Врубеля, Надежда Ивановна, отмечала, что с супругом происходило что-то странное, но тяга к творчеству лишь усиливалась, пока однажды после приступа он не попал в лечебницу. На этом холсте прослеживается портрет не столько героя лермонтовской поэмы, сколько самого Врубеля. Для него это был почти автопортрет, возможность отобразить свои страдания на холсте и взглянуть на демона как в зеркало души.
Личный «демон» Врубеля
С 1902 году у Врубеля прогрессирует сифилис, сопровождавшийся приступами сумасшествия. Его пытались вылечить множество врачей, художник лежал в разных клиниках.
В 1903 году умирает двухгодовалый сын Михаила Александровича, что ещё сильнее усугубляет его состояние. Врачи пытаются найти спасение в творчестве, и художник снова начинает писать картины. Врубель, чередуя припадки с творческими порывами, пишет успешные полотна, но к демонической теме больше не возвращается.
Один из последних шедевров Врубеля, картина «Жемчужная раковина». 1904 год
В 1904 году он создаёт картину «Жемчужная раковина», про которую рассказывал:
«Ведь я совсем не собирался писать „морских царевен“ в своей „Жемчужине“. Я хотел со всей реальностью передать рисунок, из которого слагается игра перламутровой раковины, и только после того, как сделал несколько рисунков углём и карандашом, увидел этих царевен, когда начал писать красками».
В 1906 году художник постепенно теряет зрение, но снова пытается найти лечение в творчестве. Поэт Брюсов, портрет которого Врубель писал в этом году, говорил о нём так:
«Творческая сила пережила в нём всё. Человек умирал, разрушался, мастер — продолжал жить».
Зрение покинуло художника к концу 1906 года, и он стал всё больше бредить. До 1910 года, до своей смерти, он подавляющую часть времени проводил в припадках. На похоронах мастера Александр Блок сказал:
«Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим».
Читайте также наш материал «10 шедевров Николая Ге».
Всматриваясь в бездну. Михаил Врубель
Сегодня исполняется 160 лет со дня рождения гениального художника Михаила Александровича Врубеля.
Его творчество вызывало наибольшие толки среди современников. Отношение к нему сменялось от неприкрытой прижизненной хулы, до неимоверного превозношения в конце жизни.
Одни считали его за бездарность, за шарлатана, прячущего свое неумение за ловкими приемами. Другие, напротив, превозносили его как гения, которому все доступно.
Для большинства людей, даже очень внимательно следящих за миром живописи, Врубель до сих пор остается загадкой.
Идея построить в Киеве Владимирский собор, посвященный 900-летию Крещения Руси, очень понравилась императору Николаю I. Началось строительство в 1862 году, уже при Александре II, и растянулось на долгих тридцать лет. Расписывать Владимирский собор и Кирилловскую церковь предложили многим художникам — Васнецову, Сурикову, Поленову, Репину, Врубелю. Не все из них согласились. Чтобы писать настоящие иконы, нужна подлинность веры.
Ангел с кадилом и свечой. 1887 г.
Михаил Врубель приехал в Киев, но его отношение к храмовой живописи было иным. Христа по-настоящему Врубель не знал, не чувствовал. «Искусство — вот наша религия», — как-то заметил Михаил Александрович, работая над одной из захвативших его картин. «Впрочем, — добавил, — кто знает, может, еще придется умилиться».
Храм для него был прежде всего храмом искусства. Его влекло не религиозное чувство, а масштабность и монументальность церквей. Художник Ковальский, в то время ученик киевской рисовальной школы, рассказывал, как он впервые встретился с Врубелем вскоре после прибытия того в Киев. Ковальский расположился писать этюд на высоком холме с видом на Днепр и дальние луга.
«Тишина вечера, полное отсутствие кого бы то ни было, только кроме ласточек, которые кружились и щебетали в воздухе. Я в спокойствии созерцания изображал, как умел, свой 30-верстный пейзаж, но тихие шаги, а потом устремленный взгляд заставил меня повернуться. Зрелище было более чем необыкновенное: на фоне примитивных холмов Кирилловского за моей спиной стоял белокурый, почти белый блондин, молодой, с очень характерной головой, маленькие усики тоже почти белые. Невысокого роста, очень пропорционального сложения, одет. вот это-то в то время и могло меня более всего поразить. весь в черный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах.
Богоматерь с Младенцем. 1885 г.
Так в Киеве никто не одевался, и это-то и произвело на меня должное впечатление. В общем, это был молодой венецианец с картины Тинторетто или Тициана, но это я узнал много лет спустя, когда был в Венеции. Теперь же на фоне кирилловских холмов и колоссального купола синевы киевского неба появление этой контрастной, с светлыми волосами, одетой в черный бархат фигуры было более чем непонятным анахронизмом».
Врубель в Киеве должен был руководить реставрацией византийских фресок XII века в Кирилловской церкви, кроме того, написать на стенах ее несколько новых фигур и композиций взамен утраченных и еще написать образа для иконостаса. Так Кирилловский храм вошел в историю не только своими древними фресками, но еще и как памятник, запечатленный гением Врубеля.
Пророк Моисей. Фреска в Кирилловской церкви в Киеве
Художник написал на стенах несколько фигур ангелов, Христа, Моисея и, наконец, две самостоятельные композиции — огромное «Сошествие Святого Духа» на хорах и «Оплакивание» в притворе. В работе над ними Михаил Александрович уже не копировал старинные образцы. У него было внутреннее право не следовать букве древнего стиля — он проник в его дух. При этом, работая в Кирилловской церкви, Врубель признавался в письме к сестре: «Рисую и пишу изо всех сил Христа, а между тем вся религиозная обрядность, включая Христово Воскресенье, мне даже досадны, до того чужды».
Воскресение. Триптих. 1887 г.
Похоже, трудно смотреть одним глазом в землю, другим в небо. Может быть, поэтому слишком зыбкой становится черта между добром и злом в киевских работах Врубеля, слишком двоятся образы земного и небесного в его иконах. Так в образе Богоматери Врубеля откровенно проглядывают черты земной женщины — Эмилии Праховой. В нее Врубель в киевскую пору был влюблен болезненно и безответно.
Из четырех иконостасных образов Богоматерь удалась художнику особенно. Это один из его несомненных шедевров. Написана она на золотом фоне, в одеянии глубоких, бархатистых темно-красных тонов, подушка на престоле шита жемчугом, у подножия — нежные белые розы. Богоматерь держит Младенца на коленях, но не склоняется к нему, а сидит выпрямившись и смотрит перед собой печальным вещим взором.
Сошествие Святого Духа на апостолов. 1885 г.
В «Сошествии Святого Духа», написанном на коробовом своде Кирилловской церкви Врубель следует иконописной схеме довольно близко, пользуясь, по-видимому, миниатюрами старинных евангелий. Но в трактовке фигур и лиц он проявил себя как художник современный, как психолог. У его апостолов были живые прототипы. Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это не так: современники узнавали в его «Сошествии» киевских ученых, священников, археологов.
Другая композиция Врубеля в Кирилловской церкви — «Оплакивание», — написанная в нише притвора, следует ближе старинной традиции. Но это не просто стилизация под старину. В ней есть неповторимый врубелевский лиризм, выражение скорби в сочетании с торжественным покоем; она предвещает эскизы «Надгробного плача» для Владимирского собора, сделанные тремя годами позже, уже после поездки художника в Венецию.
Надгробный плач. 1887 г. Второй вариант
Врубель написал иконы для «византийского иконостаса» Кирилловской церкви. Но его эскизы к Владимирскому собору не были приняты. Слишком отличались они от традиционной иконописи. Среди работ Врубеля во Владимирском соборе присутствуют лишь орнаменты в боковых нефах. Это было крушение. Врубель мечтал писать монументальные полотна. Не случилось. Он не написал Христа, но напишет своего знаменитого теперь Демона.
Для Врубеля творец, художник — всегда над толпой. Он избран «будить душу от мелочей будничного». А мелочами, чепухой и обыденностью и наполнена большей частью человеческая жизнь. Оттого обреченность на непонимание и бесконечное одиночество: «Я художник, но я никому не нужен. Никто не понимает, что я делаю, но я так хочу», — жаловался Врубель.
Последние четыре года Михаил Александрович Врубель, слепой и безумный, доживал в петербургских психиатрических клиниках. Поэт Брюсов писал об этом периоде: «Очень мучила Врубеля мысль о том, что он дурно, грешно прожил свою жизнь, и что в наказание за то, против его воли, в его картинах оказываются непристойные сцены. „Это дьявол делает с моими картинами. Ему дана власть, за то, что я будучи не достоин, писал Богоматерь и Христа. Он все мои картины исказил“».
Голова Иоанна Предтечи. 1905 г.
Врубель — тревожная, зрячая душа. Он пленился демоном, но демон оказался лжепророком. За всеми его соблазнами на деле лежала пустота, бездна. Врубель душой коснулся этой страшной пустоты и заплатил за это знание слишком дорогой ценой — разрушением души. На его похоронах Блок скажет: «Врубель оставил нам своих демонов как заклинателей против лилового зла, против ночи». Вряд ли как заклинателей. Это не химеры Нотр-Дам-де-Пари. Это образы тьмы, которые преследовали художника всю его жизнь.
Возможно, и в нашем сегодняшнем мире стоит задуматься над его завещанием. О том, чего стоит творческая свобода без нравственных ограничений, о том, что самовозвеличивание рано или поздно оборачивается падением, и о том, что, перестав искать свет, человек не только не находит счастья, но наполняет мир разочарованием и отчаянием.
При подготовке материала использованы архивные публикации журнала «ФОМА в Украине».
Во власти демонов: знаменитые картины Михаила Врубеля, созданные за шаг от безумия
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Картины Михаила Врубеля , первого русского художника-символиста конца ХІХ в., сложно не узнать: его творческая манера настолько самобытна, что его работы невозможно перепутать с другими. Центральный образ, к которому он обращался на протяжении почти всей жизни, – это образ лермонтовского Демона . Еще при жизни о художнике ходило много слухов – о том, например, что он продал душу дьяволу, и тот открыл ему свое истинное лицо. Увиденное привело к слепоте и помешательству, и последние годы жизни художник провел в клинике для душевнобольных. Что же тут правда, а что – вымысел?
Образ Демона действительно не давал художнику покоя. Впервые он обратился к этой теме в 1890 г., когда ему довелось работать над иллюстрациями к юбилейному изданию произведений М. Лермонтова. Часть рисунков так и не попала в книгу – современники не смогли оценить по заслугам талант художника. Его обвиняли в безграмотности и неумении рисовать, в непонимании Лермонтова, а творческую манеру презрительно называли «гениальничаньем». Только спустя десятилетия после смерти Врубеля искусствоведы сошлись во мнении, что это лучшие иллюстрации к лермонтовской поэме, тонко передающие саму суть персонажа.
Врубель посвятил Демону несколько картин, и у всех персонажей – огромные, переполненные тоской, глаза. Увидев их, невозможно представить лермонтовского Демона другим. Врубель писал: «Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том властный и величавый». Именно таким мы видим его на картине «Демон (сидящий)». Скрытой силы и мощи в нем столько же, сколько скорби и обреченности.
В понимании Врубеля, Демон – это не черт и не дьявол, так как «черт» по-гречески означает просто «рогатый», «дьявол» – «клеветник», а «демон» означает «душа». Это очень роднит его с лермонтовской трактовкой: «Он был похож на вечер ясный: ни день, ни ночь – ни мрак, ни свет!».
«Демон (сидящий)» – самая известная работа Врубеля. Однако кроме нее, есть еще несколько полотен на ту же тему. И написаны они были в то время, когда художника начала одолевать болезнь. Первые признаки психического расстройства проявились в то время, когда Врубель работал над «Демоном поверженным», в 1902 г. А в 1903 г. случилась трагедия – умер его сын, что окончательно подорвало душевное здоровье художника.
С тех пор и до самой смерти в 1910 г. Врубель живет в клиниках, а в краткие моменты просветлений создает выдающиеся произведения, от которых веет чем-то потусторонним. Возможно, это и дало повод современникам утверждать, что художник продал душу дьяволу и поплатился за это собственным здоровьем.
Никто не знает, какие видения посещали Врубеля в конце жизни, и было ли это на самом деле мистическим откровением потусторонних сил – но это действительно свело его с ума. А в глазах демонов на его картинах написано больше, чем можно объяснить словами.
Гениальность на грани безумия – так говорили и о Винсенте Ван Гоге, который также много лет провел в клинике для душевнобольных. Приступ спровоцировал инцидент с Полем Гогеном: дружба, которая закончилась отрезанным ухом
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
От Демона к Пророку: история болезни Врубеля
Предрасположенность к болезни
Наследственность Михаила Врубеля была отягощена: дед по отцу страдал алкоголизмом , дед по матери был подвержен маниакальным приступам , сестра перенесла острое депрессивное состояние и временный паралич.
Михаил рос слабым , болезненным ребенком , ходить начал только в три года. В детстве мальчик был кротким и молчаливым , эмоционально подавленным , с аутистическими наклонностями. «Потребность творчества проявилась в 5−6-летнем возрасте» , — писала в своих воспоминаниях его сестра Анна. Миша постоянно делал зарисовки семейного быта. Близкие , а затем и соученики нередко замечали замкнутость и отрешенность Врубеля , его погруженность в размышления , и лишь отчасти в шутку называли молчуном и философом. С годами нрав его становится более оживленным. Красота , веселость и изобретательность юноши привлекала сверстников , было в нем «много мягкости и нежности , что-то женственное» .
Учеба давалась легко , увлекали литература , философия ( особенно Канта), история и музыка. Еще с ранних лет будущий художник отличался способностью к языкам и богатой фантазией.
Предвестники болезни
Из истории болезни известно , что в 1892 году Врубель заразился сифилисом. Однако в течение 1892−1895 годов он был полностью поглощен работой , а после женитьбы на молодой оперной певице Надежде Забеле наступила недолгая счастливая пора в его жизни.
Первые изменения в состоянии Михаила Александровича становятся заметны летом 1898 года. Обнаружилась раздражительность , совсем не замечавшаяся раньше. Особенно Врубеля донимала мигрень , с которой он боролся , принимая фенацетин ( болеутоляющее) в огромных дозах и нося черную шелковую шапочку.
Екатерина Ивановна Ге , сестра жены ( и супруга сына художника Николая Ге), так вспоминала об этом: «Все близкие и знакомые замечали , что с Михаилом Александровичем происходит что-то неладное , но и сомневались постоянно все-таки , так как в речах его никогда не было бессмыслицы , он узнавал всех , все помнил. Он сделался лишь гораздо самоувереннее , перестал стесняться с людьми и говорил без умолку».
Нарастающие слабость , раздражительность , повышенная психическая утомляемость , нарушения сна — всё это предвестники начавшегося нейросифилиса; то , что происходило с Михаилом между 1900 и 1902 годами.
Тем не менее , Врубель продолжал много работать. В это время создается ряд произведений из так называемого « Сказочного цикла»: «Сирень», «К ночи», «Пан», «Царевна-Лебедь» и «Лебедь».
Искусствовед Петр Суздалев указывал , что все это , в том числе и «Демон», — примеры здорового творчества , но уже отразившие изменения в душевном состоянии художника. Вероятным доказательством этого может служить выбор цветовой палитры. «Врубель создал свою симфонию траурных лиловых , звучно-синих и мрачно-красных тонов» — говорит Бенуа. «В лиловом цвете нет улыбки» — Гёте. Метерлинк также отметил выразительность этих цветов для душевных переживаний.
Сильное влияние на душевное состояние художника оказало рождение сына Саввы с «заячьей губой», что тогда считалось признаком « вырождения». По мнению его сестры Анны , в «Портрете сына» начала 1902 года Врубель выразил то состояние тревоги , которое , очевидно , переживал и сам.
«Демоны» Врубеля и манифестация болезни
Развитие болезни
До помещения Михаила в психиатрическую больницу никто не замечал ни в поведении художника , ни в его искусстве , никакой религиозности. «К религии его отношение было таково , что , указывая на работу , которая поглощала его в данный момент , он сказал как-то: „Искусство — вот наша религия; а впрочем , кто знает , может , ещё придется умилиться“».
Однако в клинике Врубеля томило чувство какой-то вины , причем вины всей жизни , которую надо искупить. Снова появилась тема , которая вошла в его искусство еще в 1899 году , а теперь настойчиво им владела, — тема Пророка , почерпнутая в стихотворении Пушкина. Следует учесть , что это могло быть результатом духовных исканий Врубеля в 1899—1901 годы — времени необыкновенной творческой активности , поисков , и перевозбуждения его психики.
Михаил создал работы религиозной тематики: рисунки « Голова Пророка» ( почти автопортрет), «Шествие в Эммаус», картины « Голова Иоанна Предтечи», «Видение пророка Иезекииля». И если раньше он говорил , что Демон — это « мятущийся человеческий дух», то теперь стал считать его злом , «исказившим» его картины.
На обороте портрета Усольцева с иконой Врубель сделал надпись на французском языке , примерный перевод которой таков: «В течение моих 48 лет я полностью утратил ( особенно в портретах) образ честной личности , а приобрел образ злого духа; теперь я должен подчиниться суровой обязанности видеть других людей и полноту образа моего бога».
О своей болезни Врубель не любил говорить , только иронизировал: «я с Кирилловского начал — Кирилловским и окончу». Имея в виду , что Кирилловская церковь в Киеве , где художник начинал свой творческий путь , находилась на территории лечебницы для душевнобольных.
Во время госпитализации в марте 1905-го , когда вновь возникло маниакальное состояние , Врубель утверждал , что жил во все века , видел , как в Киеве в конце первого тысячелетия закладывали Десятинную церковь. Рассказывал , что участвовал в постройке готического собора , а вместе с великими мастерами Ренессанса расписывал стены Ватикана.
В феврале 1906 года появились слабость
в руках и ногах , наступила потеря зрения.
Впечатление Брюсова о встрече с Врубелем:
«Правду сказать , я ужаснулся , увидев Врубеля. Это был хилый , больной человек , в грязной измятой рубахе. У него было красноватое лицо , глаза — как у хищной птицы , торчащие волосы вместо бороды. Первое впечатление: сумасшедший! Он вошел неверной , тяжелой походкой , как бы волоча ноги , и после обычных приветствий спросил: „Это вас я должен писать?“ И стал рассматривать меня по-особенному , по-художнически , пристально , почти проникновенно. Сразу выражение его лица изменилось. Сквозь безумие проглянул гений».
Художник умер 1 ( 14) апреля 1910 года , заболев пневмонией. По предположению его сестры , он умышленно простудился,
стоя под форточкой.
Клинический анализ заболевания
Врубель в зеркале
Сведения о личности Врубеля складывается из воспоминаний и писем родных , друзей , заказчиков , критиков разных лет , и общая картина остается во многом расплывчатой и неясной. Причинами разноречия в описаниях характера художника была , прежде всего , духовная сложность самого Врубеля , а затем и субъективизм людей , принадлежавших к тем или иным общественным кругам , по-разному относившимся к Михаилу Александровичу. Поэтому трудно наверняка говорить о типе личности Врубеля или о каких-то особых нарушениях психики. Проявлялась гротескная демонстративность в поступках и одновременно монотонность , своеобразие в эмоциональной сфере , отсутствовали прочные социальные связи. Но также в характере художника отмечались и эгоцентрические , нарциссические черты.
Чередование фаз болезни ( цикличность), преодоление их без потери художественных способностей делали течение болезни художника нетипичным. Вместе с тем подтверждали догадки о сочетании патологий.
Окончательный диагноз болезни Врубеля стал причиной для дискуссий именитых психиатров , лечивших художника. Основным заболеванием считался прогрессивный паралич , а сопутствующим — биполярное расстройство. При этом доктор Ф. Усольцев полагал именно форму позднего нейросифилиса ( Tabes dorsalis) и маниакально-депрессивный психоз , а профессор Ф. Рыбаков — циркулярную форму прогрессивного паралича , при котором и наступает ранняя слепота.
Доктор Усольцев , длительно наблюдавший Врубеля в разные стадии болезни , утверждал , что «его творчество не только вполне нормально , но так могуче и прочно , что даже ужасная болезнь не могла его разрушить… Он умер тяжко больным человеком , но , как художник , он был здоров и глубоко здоров».
Всё же болезнь вполне могла отразиться на тематике и цветовой гамме произведений , но мастерство художника не подверглось ее влиянию , на чем , в основном , сходятся мнения исследователей этой темы.