0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

встреча Патриарха и Папы

О возможности Гаваны-2

Встреча Патриарха Кирилла с Папой Франциском нежелательна по многим причинам

Шестого октября сего года председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион огласил сенсационную новость, повергшую в шок многих чад Русской Православной Церкви. Оказывается, в обстановке секретности подготавливается встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси с папой Римским Франциском I , которого, отметим, даже многие верующие католики по причине его деяний предпочитают называть просто Бергольо. Место и время встречи не разглашаются, возможно, они еще не определены. Коль скоро Святейший Патриарх Кирилл еще не выразил своего окончательного решения, ничто не препятствует нам, разумеется, в рамках лояльности и корректности, обсуждать идею этой встречи. Тем паче, что объявлено во всеуслышание, что встреча с Римским папой с достаточно большой вероятностью может касаться вопросов веры, а вера, как написано в Послании Восточных Патриархов 1848 г., является достоянием не только патриархов и митрополитов, но всего народа Божия.

На наш скромный взгляд, встреча Святейшего Патриарха Кирилла с иезуитом Бергольо крайне нежелательна в силу целого ряда причин.

1. Для Святейшего Патриарха отсутствует достойная персоналия для встречи. Католический мир так и не отрёкся от своих ересей, через которые сам отлучил себя от Вселенской Церкви. «Вы никогда не будете в Церкви, доколе будете учить, что Святой Дух исходит от Сына», – говорит в своем сочинении «Против Латинян» святитель Григорий Палама, чью память мы торжественно празднуем каждое второе воскресенье Великого поста. К тому же слишком известны лукавые высказывания Бергольо в поддержку гомосексуализма и гомосексуалистов. Святейшему патриарху Кириллу и Русской Православной Церкви и так достаточно навредили некоторые двусмысленные пункты Гаванского соглашения. А внесение идола богини Пачамамы в Ватикан, и соответственные высказывания в поддержку язычества и неоязычества ставят иезуита Бергольо и единомысленных с ним лиц вне христианства, как такового. Встреча с подобной личностью была бы недостойна Патриарха Московского и всея Руси и как предстоятеля Русской Православной Церкви, и как человека.

2. Отсутствует достойная повестка для встречи. Сирийский вопрос и проблемы христофобии уже обсуждались на Гаванской встрече, и простое повторение их не имеет смысла, поскольку свидетельствовало бы о беспомощности в их решении. Единственная возможная повестка – украинский вопрос. Но если он будет ставиться в плоскости разбойных действий Константинопольского Патриархата, то Русская Православная Церковь окажется в унизительном и ложном положении: в качестве арбитра православных споров призывается… инославный папа Римский, с которым у нас нет канонического общения . Как говорит апостол Павел в Послании к Коринфянам: «Как смеет кто-либо из вас судиться, и притом – у неверных?» (1 Кор. 6: 1). Бергольо своим поклонением богине Пачамаме поставил себя на одну доску с языческими властями Рима, если не ниже. Среди канонистов до сих пор бушуют дискуссии по поводу того, обладал ли Римский папа в I тысячелетии правом апелляции к нему со стороны Вселенской Церкви. На наш взгляд, он обладал ею только в рамках Западного патриархата. Однако, этот спор потерял всякий смысл после 1054 г., после отпадения Римского патриархата от Вселенской Церкви. В силу своей ереси Римский папа не обладает никакими полномочиями во Вселенской Церкви. В случае, если мы прибегнем к его помощи, мы распишемся в своей неспособности самим решить наши внутриправославные вопросы и подтвердим мнение наших недоброжелателей, считающих, что будто бы суть украинского вопроса – гонка Константинопольского и Московского патриарха за право стать особой, приближенной к императору, простите – папе Римскому.

3. Обсуждение вопроса сосуществования православных и католиков на Украине также лишено смысла. Этот вопрос уже затрагивался на Гаванской встрече. На ней было торжественно провозглашено: « Православные и католики объединены не только общим Преданием Церкви первого тысячелетия, но и миссией проповеди Евангелия Христова в современном мире. Эта миссия… исключает любые формы прозелитизма. Мы не соперники, а братья ». И что же? «А Васька слушает, да ест». Католический прозелитизм продолжается до сих пор, вплоть до того, что 10 мая 2021 года папа Франциск возвёл киевский костёл в ранг кафедрального храма Киевско-Житомирской диоцезии Римо-католической церкви (РКЦ). Иными словами, православный Киев, Мать городов русских, стала католической митрополией, чего не было даже в самый разгар Унии в XVII веке. Тем самым Ватикан показал, какие мы на самом деле братья – в духе известных слов «Слова о полку Игореве»: «Сказал брат брату: «То мое и то мое же»». Папа Римский расписался в том, что он – хозяин своему слову: хочет – даёт, хочет – берёт назад, а, проще говоря, для него ничего не значит слово, данное «схизматикам» (а именно таковыми мы для них являемся с точки зрения классической католической экклесиологии, от которой никто в Ватикане и не думал отказываться). Не говорю уже о том, как подобные встречи в нынешнем контексте воспринимают миллионы православных, принадлежащих к Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, которые пострадали от агрессивных действий католиков и униатов.

Читать еще:  В Сенегале растет количество ритуальных убийств детей

4. Первая поездка Святейшего патриарха Кирилла в Гавану, к сожалению, вызвала нестроения, расколы и определенный отток верующих из Русской Православной Церкви. Говорю об этом со скорбью, ибо среди ушедших были мои друзья и в свое время я прикладывал известные усилия, чтобы предотвратить их уход в раскол, к сожалению, не очень результативные. Существуют серьёзные опасения, что подобные деструктивные процессы могут только увеличиться в силу повторения провоцирующих их поводов. К сожалению, год от года наблюдается падение числа верующих, приходящих в храмы. Если до 2009 года число православных, приходивших на Пасхальное богослужение, насчитывало около 10% от населения Российской Федерации, то в 2019 оно достигало 2-3%, а в 2020 г. – 1%. Гавана-2 может привести к ещё большему падению.

5. Исторический опыт показывает, что за встречами высших руководителей, светских или духовных с римскими папами и заключение с ними соглашений всегда следовали беды для России и Русской Православной Церкви. За примерами ходить далеко не надо: в 1847 году император Николай I после встречи с папой Пием IX заключает с Ватиканом конкордат. Через шесть лет разразилась печальная для нас Крымская война, в разжигании которой папа Пий и его клевреты приняли самое активное участие. В 1978 году митрополит Ленинградский Никодим встречается с папой Иоанном-Павлом Ι и безвременно умирает на приеме. В 1988 году М.С. Горбачев встречается с папой Римским Иоанном Павлом II . Русская Православная Церковь лишается около 3000 приходов на Украине, захваченных униатами при помощи республиканских властей, а в 1991 году распадается Советский Союз, к чему Ватикан приложил свою руку. Да и после Гаванской встречи в 2018 году выходит позорной памяти Томос Константинопольского патриарха Варфоломея и создаётся раскольничья структура ПЦУ, что приводит к расколу в мировом Православии, а затем нас накрывает эпидемия COVID -19, в результате которой в 2020 году многие верующие были вынуждены встречать Пасху перед закрытыми дверями храмов. Предоставляю читателям самим решать – post hoc , aut propter hoc (после ли этого или из-за этого).

Все это показывает, что встреча Святейшего Патриарха Кирилла с папой Франциском является в высшей степени нежелательной. Подчеркиваю, что пишу это, исходя из сыновнего долга по отношению к Святейшему Патриарху Кириллу, всемерно радея о его чести и благе, а еще более – о благе и чести Русской Православной Церкви.

Протодиакон Владимир Василик , доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор, член Синодальной богослужебной комиссии

В Гаване завершилась встреча Патриарха Кирилла и Папы Франциска (подробная хроника)

Запись прямого эфира телеканала «Россия 24»

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Папа Римский Франциск начали переговоры в Гаване. Встретившись, они пожали друг другу руки и троекратно облобызались. Патриарх поинтересовался, как долетел Папа, и получил ответ, что хорошо.

Его Святейшество заметил, что сегодня длинные расстояния — не преграды для организации таких встреч, можно быстро прилететь в любое место.

«Меня не покидает чувство, что мы встречаемся с вами в правильное время в правильном месте», — сказал Патриарх Кирилл.

«Я благодарю Святую Троицу, что такая возможность состоялась», — сказал Папа Франциск и подчеркнул большое ожидание этой встречи.

«В нашем сердце очень большие ожидания, что состоялась встреча», — сказал понтифик.

«Я тоже хотел встретиться. Мне казалось, что это можно было сделать раньше, но многие события последних лет создали определенные трудности, — сказал Патриарх Кирилл». — Но, не смотря на трудные обстоятельства нашей жизни, у нас есть сегодня возможность с Вами поговорить».

Папа поблагодарил Патриарха за возможность встречи.

«Еще раз хочу подчеркнуть, что это произошло по воле Божией», — добавил Предстоятель Русской Церкви.

По его словам, у сторон нет преград для организации новой встречи.

Встреча продолжается за закрытыми дверями.

Как заявил журналистам пресс-секретарь Патриарха священник Александр Волков, встреча проходит в дружелюбной атмосфере.

Фото: РИА Новости. Сергей Пятаков

Патриарх находится на Кубе в рамках своего визита в Латинскую Америку, а Папа Франциск совершил здесь остановку перед посещением Мексики.

Тема гонений на христиан станет на этой встрече центральной. Помимо основной темы — положения христиан на Ближнем Востоке и в других регионах, где они подвергаются гонениям, будут также затронуты актуальные вопросы двусторонних отношений и международной политики.

Встреча завершится подписанием совместной декларации. Пресс-секретарь Патриарха священник Александр Волков сообщил, что ее подписание пройдет под образом Казанской иконы Божией Матери.

Читать еще:  «Ученик»: как рождается религиозный фанатизм?

Фото: РИА Новости. Сергей Пятаков

Фото: Священник Игорь Палкин

По итогам встречи Патриарх Кирилл и Папа Франциск подписали совместную декларацию. Текст декларации будет обнародован в ближайшее время.

Выступление Патриарха Кирилла по завершении встречи:

Ваше Святейшество, Ваше Высокопреосвященство, Ваше Превосходительство господин президент республики Кубы, дорогие братья и сестры, дамы и господа, мы провели два часа в открытых братских дискуссиях с полным пониманием ответственности за свои Церкви, за свой верующий народ, за будущее христианства и за будущее человеческой цивилизации. Это была очень содержательная беседа, которая дала нам возможность понять и почувствовать позиции друг друга.

И результаты этой беседы дают мне возможность сказать, что сегодня две Церкви могут активно и совместно работать, защищая христиан по всему миру, и с полной ответственностью совместно работать, чтобы не было войны, чтобы повсюду уважалась человеческая жизнь, чтобы укреплялись основы семейной личной и общественной нравственности. И чтобы через участие Церкви в жизни современного общества прославлялось Пресвятое и Преблагословенное имя Отца и Сына и Святого Духа.

Выступление Папы Франциска по завершении встречи:

Ваше Святейшество, Ваше Превосходительство, дорогие братья епископы!
Мы говорили как братья, потому что мы епископы, мы имеем ту же самую веру, и мы искали того же самого пути. Мы говорили очень откровенно.Я вас уверяю, что в этом диалоге я чувствовал присутствие Духа Святого. Я благодарю Его Святейшество за его смирение, за его усилия, которые он показал, чтобы мы вместе стали единением, и мы вместе обсудили целый ряд инициатив, который, я думаю, можно будет со временем осуществлять. И поэтому еще раз сердечно благодарю Его Святейшество и его помощников, митрополита Илариона и его помощников и также кардинала Коха за усилия, которые они привнесли в подготовку этой встречи. Я также сердечно хочу поблагодарить Кубу, ее правительство и президента здесь присутствующего. Я благодарю правительство Кубы за усилие, за приемлемость. Если такие усилия будут продолжаться и дальше Куба может стать столицей диалога. И, чтобы все это пошло в хвалу Бога Отца и Сына и Духа Святого и для всего верующего народа под красотой Богородицы нашей Марии.

Факты о встрече Папы Франциска и Патриарха Кирилла

  1. Встреча проходит в аэропорту Гаваны, вне какого-либо культового пространства.
  2. Патриарх и Понтифик вошли в зал встречи из двух расположенных друг напротив друга дверей.
  3. Молиться вместе Первоиерархи не будут.
  4. Переговоры ведутся на русском и испанском языках с последовательным переводом.
  5. Транслируют происходящее три телеканала – Russia Today, “Россия 24” и Euronews.
  6. Первые 15 минут встреча будет проходить в присутствии журналистов, а затем продолжится в закрытом режиме.
  7. Рядом с Предстоятелями располагается Распятие.
  8. На встрече присутствуют председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион и руководитель Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Курт Кох.
  9. Во время обмена подарками к Патриарху и Понтифику присоединится председатель Госсовета Кубы Рауль Кастро.
  10. На время визита Патриарха Кирилла и его переговоров с Понтификом вылеты и прилеты самолетов из 1-го терминала Гаваны перенесли в аэропорт Вахай в окрестностях кубинской столицы. Работа воздушной гавани вернется в обычное русло с 12 часов ночи 14 февраля (8.00 мск 15 февраля).

5 главных итогов встречи Патриарха и Папы

Приблизительное время чтения: 5 мин.

12 февраля на Кубе состоялась первая в истории встреча Патриарха Московского и Папы Римского. Что стало главным итогом этой встречи?

1. Тема защиты христиан впервые за долгие годы поставлена в глобальную повестку дня

Не считаться с ней теперь невозможно

Гонения на верующих во Христа на самом деле не прекращаются все две тысячи лет — меняется лишь их интенсивность. Сегодня же в отношении положения христиан все чаще стало звучать слово «геноцид». Достаточно привести цифры: десять лет назад в Ираке, например, проживало 1,5 миллиона христиан — сегодня осталось лишь 150 тысяч. Однако об этом почти никто не говорит и не пишет. Благодаря встрече Патриарха и Папы, тема гонений, наконец, попала в мировые СМИ.

«Наш взор устремлен, прежде всего, к тем регионам мира, где христиане подвергаются гонениям. Во многих странах Ближнего Востока и Северной Африки наши братья и сестры во Христе истребляются целыми семьями, деревнями и городами. Их храмы подвергаются варварскому разрушению и разграблению, святыни — осквернению, памятники — уничтожению. В Сирии, Ираке и других странах Ближнего Востока мы с болью наблюдаем массовый исход христиан из той земли, где началось распространение нашей веры и где они жили с апостольских времен вместе с другими религиозными общинами».

Патриарх и Папа потребовали от мирового сообщества незамедлительно отреагировать на эту проблему: не только сплотиться в борьбе с терроризмом, но и уделить особое внимание преодолению гуманитарной катастрофы, вслед за беженцами выходящей далеко за пределы ближневосточного региона. При этом православные и католики призваны помнить не только о своих единоверцах, но и обо всех нуждающихся.

Читать еще:  Савин день в традиции Сербской Церкви

«Возвышая свой голос в защиту преследуемых христиан, мы сопереживаем и страданиям приверженцев иных религиозных традиций, становящихся жертвами гражданской войны, хаоса и террористического насилия».

И в тоже время, несмотря на весь ужас происходящего, и православные, и католики не могут не восхищаться мужеством новых мучеников, помня о том, какая награда обещана им в Евангелии.

«Мы преклоняемся перед мужеством тех, кто ценой собственной жизни свидетельствуют об истине Евангелия, предпочитая смерть отречению от Христа. Верим, что мученики нашего времени, происходящие из различных Церквей, но объединенные общим страданием, являются залогом единства христиан»

2. Униатизм признан ошибкой

Уния как метод не получила поддержки Ватикана.

Принуждать верующих переходить из одной Церкви в другую, пренебрегая их свободой, — недопустимо. Особо это касается так называемого метода «униатизма», широко практиковавшегося католиками в Восточной Европе.

Результатом унии в свое время стало появление в ряде стран греко-католических общин, придерживающихся православного (восточного) обряда в богослужениях, но признающих главенство Папы. Предполагалось, что они станут мостом между христианским Западом и Востоком, но они стали лишь поводом к новому разделению. А попытки силой обратить в унию православных верующих Польши, Литвы и Украины породили только насилие и многовековой конфликт, не затихший и по сию пору.

Отметив, что церковные общины, которые появились в результате исторических обстоятельств, имеют право на существование, Патриарх и Папа особо отметили, что все стороны обязаны стремиться к миру с соседями.

Сегодня очевидно, что метод «униатизма» прежних веков, предполагающий приведение одной общины в единство с другой путем ее отрыва от своей Церкви, не является путем к восстановлению единства. В то же время, церковные общины, которые появились в результате исторических обстоятельств, имеют право существовать и предпринимать все необходимое для удовлетворения духовных нужд своих верных, стремясь к миру с соседями. Православные и греко-католики нуждаются в примирении и нахождении взаимоприемлемых форм сосуществования.

Разумеется, тема унии и межхристианских противостояний особо актуальна в связи с украинскими событиями, о которых было сказано отдельно.

«Мы скорбим о противостоянии на Украине, унесшем уже множество жизней, причинившем бесчисленные страдания мирным жителям, ввергнувшем общество в глубокий экономический и гуманитарный кризис. Призываем все стороны конфликта к благоразумию, общественной солидарности и деятельному миротворчеству. Призываем наши Церкви на Украине трудиться для достижения общественного согласия, воздерживаться от участия в противоборстве и не поддерживать дальнейшее развитие конфликта».

3. Христиане объединяют усилия

Происходит осознание общности проблем и целей перед лицом актуальных цивилизационных вызовов

Что бы ни разделяло верующих людей во всем мире, все они сталкиваются с вызовами современной цивилизации. Отвечать на эти вызовы нужно сообща, объединяя усилия в свидетельстве о Христе и защите основопологающих ценностей человечества.

«Православные и католики должны научиться нести согласное свидетельство истины в тех областях, в которых это возможно и необходимо. Человеческая цивилизация вступила в период эпохальных перемен. Христианская совесть и пастырская ответственность не позволяют нам оставаться безучастными к вызовам, требующим совместного ответа».

К таким вызовам можно отнести проблемы насилия и военных конфликтов, вопросы бедности и, конечно, современной светской морали.

4. Семейные ценности получили дополнительную поддержку

Даны недвусмысленые и ясные определения по ключевым дискутируемым вопросам семьи и биоэтики

Ограничение религиозной свободы христиан сегодня — проблема не только стран третьего мира. Все чаще с подобным приходится сталкиваться и в развитых, традиционно христианских государствах.

Аборты, эвтаназия и спорные с точки зрения этики биомедицинские технологии — с этими вызовами православные и католики должны и готовы бороться вместе. Особое беспокойство вызывают покушения на институт традиционной семьи.

«Семья основана на браке как акте свободной и верной любви между мужчиной и женщиной. Любовь скрепляет их союз, учит их принимать друг друга как дар. Брак — это школа любви и верности. Мы сожалеем, что иные формы сожительства ныне уравниваются с этим союзом, а освященные библейской традицией представления об отцовстве и материнстве как особом призвании мужчины и женщины в браке вытесняются из общественного сознания».

5. Богатым странам напомнили про их ответственность

Вопрос о социальной справедливости поднят в мировом масштабе.

Социальное расслоение в современном обществе и все больший разрыв между развитыми странами и теми, кого принято считать «периферией мира» сегодня вызывают у христиан особое беспокойство.

«Наш взгляд обращен к людям, находящимся в тяжелом положении, живущим в условиях крайней нужды и бедности в то время, когда материальные богатства человечества растут. Мы не можем оставаться безразличными к судьбе миллионов мигрантов и беженцев, стучащихся в двери богатых стран. Безудержное потребление, характерное для некоторых наиболее развитых государств, стремительно истощает ресурсы нашей планеты. Растущее неравенство в распределении земных благ увеличивает чувство несправедливости насаждаемой системы международных отношений».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector