3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Встреча с Богом

На 40-й день после рождения Исуса Христа праведный Иосиф и Пресвятая Мария принесли новорожденного младенца в Иерусалимский храм. Ветхозаветная традиция предписывала посвящать первенца Богу и давать за него символический выкуп. Иосиф и Мария пожертвовали в храм двух голубей.

Встречал младенца-Богочеловека и Его семью праведный и благочестивый Симеон. Согласно Преданию, во время перевода Священного Писания с древнееврейского на греческий язык, старец в книге пророка Исаии встретил слова:

«Се Дева во чреве приимет и родит Сына»

Праведный Симеон решил исправить «Деву» на «жену», посчитав такую формулировку ошибкой. Но старец был остановлен ангелом, который уверил его, что он не умрет, пока не убедится в истинности пророчества.

Встретив родителей Богомладенца, Симеон взял на руки маленького Исуса и произнес знаменитые слова:

«Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля».

Они стали называться Песнью Симеона Богоприимца и вошли в состав православного богослужения, неизменно оканчивая каждую Вечерню.

В храме, помимо древнего старца, была и праведная Анна, служившая Богу постом и молитвой. Она также узнала Спасителя и рассказывала об этом людям, ждавшим пришествия Мессии.

А Симеон Богоприимец умер после судьбоносной встречи на 360 году жизни.

Воскресенье, 27 сентября 2020 года, Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня

Воздвижение Креста Господня — это один из двенадцати (двунадесятых) важнейших праздников церковного года. Его называют Господским, поскольку он посвящен Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу. И неподвижным, потому что он всегда отмечается 27 сентября по новому стилю.

В начале недели Церковь вспоминала Рождество Богоматери, которое стало преддверием Воплощения Спасителя. Праздник Воздвижения Креста напоминает о будущей Жертве, которую приносит Христос за всех нас. Именно поэтому Крестовоздвижение также стоит в начале годового круга богослужений.

Происхождение праздника связано с завершением четырех веков гонений на христиан. Первый уверовавший во Христа император Константин Великий приказал начать раскопки на месте Гроба Господня. Для этого пришлось снести капище Венеры, в начале II века сооруженное императором Адрианом. Предание связывает обретение Креста именно с равноапостольной Еленой, матерью императора Константина. Обретенный Крест перед народом воздвгли, то есть подняли.

13 сентября 335 года в Иерусалиме освятили храм Воскресения Христова, построенный на средства Константина Великого на месте обретения Животворящего Креста. В честь этого события праздник Воздвижения перенесли с предпасхальных дней на 14 сентября — 27 сентября по новому стилю. Второе историческое событие, лежащее в основе праздника, — возвращение Креста из Персии в VII веке греческим императором Ираклием.

Крестовоздвижение — всегда день постный.

Подробнее о Воздвижении Креста Господня читайте в наших материалах:

Тропарь Воздвижения Креста Господня:

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Перевод: Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твое, победы верным над неприятелями даруя и Крестом Твоим сохраняя народ Твой.

Кондак Воздвижения Креста Господня:

Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству, щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели силою Твоею верныя люди Твоя, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу.

Перевод: Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая нам победы над врагами, в помощь имеющим от Тебя, оружие мира, непобедимую победу.

День памяти святых 27 сентября

Преставление Святителя Иоанна Златоуста (407)

ИКОНА

Собор Алтайских святых

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в 2015 году был утвержден Собор Алтайских святых с днем празднования в первое воскресение после 20 сентября. Среди них святые, по рождению, место служения или мучинеческой кончины связанные с землей Алтая. Церковь чтит память в соборе алтайских святых святителя Макария (Невского), митрополита Московского, Алтайского (1847) и новомучников, пострадавших во время советских гонений на Церковь. Среди них священномученики епископ Барнаульский Иаков (Маскаев), епископ Белевский Никита (Прибытков), протоиерей Петр Гаврилов и священники Иоанн Можирин, Мирон Ржепик. Преподобномученики (то есть монахи) Киприан (Нелидов) и Феодор (Никитин).

Икона Божией Матери Леснинская (1683)

В праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в 1683 году произошло чудесное обретение иконы. Пастух Александр Стельмашук из села Лесны Гродненской губернии, отыскивая заблудившихся коров в чаще леса, увидел в ветвях грушевого дерева образ Божией Матери, излучавший яркий свет. Икону принесли в ближайшую православную церковь недалеко от села Лесны.

Католическое духовенство решило использовать икону и силой отняли чудотворный образ у жителей Буковичей в 1686 году и поставили его в Леснинском костеле. Через полтора века после участия монахов в польском восстании, монастырь по распоряжению русского правительства был закрыт и обращен в православный приход. В 1886 году здесь была учреждена женская монашеская община, а чудотворная икона помещена в алтарь. От Леснинского образа Пресвятой Богородицы совершалось множество чудотворений. Описания многочисленных исцелений и даже воскрешение младенца впервые опубликованы в 1900 году прот. Николаем Страшевичем.

Леснинская женская обитель была довольно известной в России, ее дважды посещала царская семья. Благотворителем и покровителем монастыря был и святой праведный Иоанн Кронштадтский.

До недавнего времени икона находилась в специально устроенном деревянном резном киоте. Сохранился убор конца XIX века: серебряный с позолотой и украшенный камнями чеканный оклад закрывает фигуры Богородицы и Христа по контуру, оставляя открытыми лики.

Особенности православного богослужения

Как никогда важно прийти в храм вечером в субботу на всенощную под Крестовоздвижение. Она значительно отличается от обычной воскресной вечерней службы – во время Утрени Священное Писание читают не в центре храма, а в алтаре. И помазание елеем происходит не сразу по завершении Евангельского чтения, а после выноса Креста. Полный чин Воздвижения на всенощной совершают в основном в соборных храмах. В приходских выносят Крест, полагают его на аналое в центре храма с пением тропаря праздника трижды, а после сразу начинается поклонение, и поются стихиры на целование Креста.

Многие верующие семьи стараются привести детей на эту службу, хотя бы и не к самому началу. Удивительным и проникновенным переживанием христианского сердца является завершение всенощной Крестовозвдижения — вынос Креста. В это время в храме звучит тропарь «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим», а все служащии священники, дьяконы, алтарники торжественно выходят из алтаря, чтобы положить Крест в центр храма на самое почетное место — украшенный цветами аналой. Возглавляющий богослужение священник или епископ выносит Крест из алтаря, держа над непокрытой головой. В это время многие в храме становятся на колени.

На Литургии в день праздника перед чтением отрывка из апостольских посланий поется не Трисвятое («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас»), а тропарь Воздвижения Креста («Кресту Твоему покланяемся, Владыко…». После Литургии обычно все священнослужители выходят на середину храма и трижды кланяются Кресту до земли. Прихожане одновременно с ними или перед Крестом также совершают три земных поклона. Это единственный случай, когда церковный устав благословляет земные поклоны в Господский двунадесятый праздник, в воскресный день, и тем более после причастия Святых Христовых Таин.

Праздник Крестовоздвижения имеет предпразднство и попразднство, он начинается 26 сентября и продолжается до 4 октября. В последний день — отдание праздника — священник уносит Крест с середины храма в алтарь.

Традиции праздника

Чтение Евангелия:

Евангелие от Иоанна, глава 19, стихи 6-11, 13-20, 25-28, 30-35

06 Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: || распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины.

07 Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим.

08 Пилат, услышав это слово, больше убоялся.

09 И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа.

10 Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?

11 Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.

13 Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон * , а по-еврейски Гаввафа.

14 Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш!

15 Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.

16 Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.

17 И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа;

18 там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса.

19 Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский.

20 Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски.

25 При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.

26 Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой.

27 Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.

Читать еще:  Верховный муфтий Египта разрешил деятельность в стране брачных агентств

28 После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду.

30 Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух.

31 Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу,- ибо та суббота была день великий,- просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.

32 Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним.

33 Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней,

34 но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.

35 И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.

Апостольское чтение:

Первое Послание Апостола Павла к коринфянам, глава 1, стих 18 — 24

18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых,- сила Божия.

19 Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну.

20 Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?

21 Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.

22 Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; 23 а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, 24 для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость.

Значительно ближе нас ко времени обретения Животворящего Креста и установления праздника его Воздвижения жил знаменитый автор Великого покаянного канона святитель Андрей Критский. До нас дошли десятки других его сочинений, среди которых «Слово на день Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста»:
«. Вышел крест, как невинный из темницы, дабы призвать виновных, – неудержимый узами, дабы освободить связанных, – из темных мест светильник света, дабы (разгнав тьму неведения) разлить свет познания. Итак, по справедливости Церковь, радуясь о кресте Христовом, облекается в свой хитон и, являясь подобно невесте, чествует наступление настоящего дня. По справедливости сие множество людей собралось ныне, дабы узреть явленный ныне крест и поклониться Христу, которого видит возносимым вместе с ним (крестом): ибо он явился, чтобы быть воздвигнутым, и воздвигается, чтобы его видели. Какой-же это крест? Недавно сокрытый на Голгофе, теперь везде почитаемый. Ему мы празднуем сегодня, ради него собираемся. Он – причина настоящего праздника. »

Редакция «Фомы» желает вам доброго воскресного дня в храме!

Переходящие праздники

  • 24 февраля-1 марта – Масленица

Дата празднования Масленицы – мигрирующая, поскольку зависит от Пасхи. Масленицу часто называют Сырная седмица, Мясопустная неделя, поскольку в этот период не рекомендуется есть мясо. А вот молочные и мучные продукты – можно. Блины с разными начинками, вареники, сыр, масло, яйца, сметана, икра, рыба – все это обязательные атрибуты праздничного стола. Кроме того, у каждого дня Масленицы есть свое название и предназначение.

  • 12 апреля – Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)

Переходящий двунадесятый праздник отмечают всегда в воскресенье, предшествующее Пасхе. Среди главных традиций – ночное бдение в храме. С собой нужно принести веточку вербы и освятить ее. Вербное воскресенье — это последний день, когда христианин может немного отдохнуть душой и телом и набраться сил перед главным испытанием — Страстной неделей.

  • 19-25 апреля – Пасха

Праздник Светлого Христова Воскресения — главное событие года для православных христиан. Этот праздничный день предназначен для того, чтобы провести его с семьей и друзьями, разделяя трапезу за празднично накрытым столом с благими мыслями и намерениями.

  • 28 мая – Вознесение Господне

Православные христиане по традиции должны посетить храм, где будет проходить особая литургия. В этот праздничный день разрешается поминать усопших, поэтому в церкви можно поставить свечку и прочитать поминальную молитву.

  • 7 июня – День Святой Троицы. Пятидесятница

В основе праздника лежит библейское повествование о сошествии Святого Духа на апостолов и раскрытии истины существования Триединого Бога – Святой Троицы. Празднуют Троицу три дня. В православных храмах совершается одна из наиболее торжественных и красивых служб в году. Все три дня в церквях читают молебны и поминают умерших предков.

Поминание святых

В другие же дни православная церковь традиционно поминает своих святых и проводит празднование икон:

1 февраля — день памяти святого Макария Великого; день памяти преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского.

2 февраля – день памяти преподобного Евфимия Великого.

3 февраля – день памяти преподобного Максима Грека; празднование иконы Божией Матери «Отрада» или » Утешение».

4 февраля – день памяти апостола Тимофея.

6 февраля – день памяти блаженной Ксении Петербургской.

7 февраля – день памяти святителя Григория Богослова; день памяти священномученика Владимира, митрополита Киевского; празднование иконы Божией Матери «Утоли моя печали».

9 февраля – перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста.

10 февраля – день памяти преподобного Ефрема Сирина.

12 февраля – Собор трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

13 февраля – день памяти мучеников и чудотворцев Кира и Иоанна.

14 февраля – день памяти мученика Трифона.

16 февраля – день памяти Праведных Симеонa Богоприимца и Анны пророчицы.

18 февраля – день памяти мученицы Агафьи; празднование иконы Божией Матери «Взыскание погибших».

20 февраля – день памяти святителя Парфения.

25 февраля – празднование Иверской иконы Божией Матери.

28 февраля – празднование Виленской иконы Божией Матери.

Игумен Никон (Воробьев): «Сретение» в летнюю ночь

В 1931 году Николай Воробьев (1894–1963) принял монашеский постриг и получил новое имя — Никон, став исповедником в тяжелую эпоху советских гонений, духовником для многих верующих людей и глубоким христианским писателем. Но перед этим ему пришлось преодолеть тяжелый путь поисков и разочарований.

Летом 1915 года Николая настиг глубочайший кризис. Утратив в юности доверие к православию, он бросился на поиски нового смысла жизни. Однако многолетнее ночное изучение философских и научных работ его духовную жажду не утолили, а только еще больше усилили. Однажды доведенный до предела душевными муками, Николай выбежал за город в поле. Его сознание агонизировало отчаянными вспышками, сквозь которые, наконец, прорвался один-единственный осмысленный крик: «Господи, если Ты есть, то откройся мне! Я ищу Тебя не для каких-нибудь земных, корыстных целей. Мне одно только надо: есть Ты или нет Тебя?»

И желанный, столь необходимый теперь ответ пришел.

«Невозможно передать, — вспоминал Николай впоследствии — то действие благодати, которое убеждает в существовании Бога с силой и очевидностью, не оставляющей ни малейшего сомнения у человека. Господь открывается так, как, скажем, после мрачной тучи вдруг просияет солнышко: ты уже не сомневаешься, солнце это или фонарь кто-нибудь зажег. Так Господь открылся мне, что я припал к земле со словами: «Господи, слава Тебе, благодарю Тебя! Даруй мне всю жизнь служить Тебе! Пусть все скорби, все страдания, какие есть на земле, сойдут на меня, даруй мне все пережить, только не отпасть от Тебя, не лишиться Тебя!».

Как долго продолжалась эта таинственная встреча Николая с Богом, неизвестно. Но, когда он наконец встал на ноги, было уже далеко за полночь. Все спали.

Каково же было его удивление, когда вдруг до него стал ясно доноситься торжественный колокольный звон! Допустить, что кто-то решил устроить праздничный перезвон в столь позднее время, было едва ли возможно. Но тогда – откуда он взялся.

Сретение Господне — праздник встречи Бога с человеком

Святая Церковь в этот праздник хвалебно прославляет в первую очередь Богомладенца Иисуса и Его Пречистую Матерь — Деву, принесшую в храм сорокадневного Первенца – Сына для представления Богу Отцу. Всё, что происходило в жизни Спасителя, кроме видимого, всегда имело ещё и особый смысл, сакраментальный.

Всё, что происходило в жизни Спасителя, кроме видимого, всегда имело еще и особый смысл, сакраментальный. В храме Божием встречается человек с Богом. Так было прежде, так будет продолжаться и во всю историю человечества. Но в храм человек войдет не ранее, чем почувствует рождение Бога в колыбели своего сердца. А Господь пришедый спасти погибшее, стучится в наши души Сам, встречая нас на жизненном пути. И как важно нам не только встретить, но и узнать Его, чтобы открыть свое сердце «Владыке всяческих».

В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа (Лк. 2, 22 — 40). В 40-й день по рождении Богомладенец был принесён в Иерусалимский храм — центр религиозной жизни богоизбранного народа.

По закону Моисееву (Лев. 12) женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона.

В то время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон, давно имевший откровение, что он не умрёт, пока не увидит Христа Спасителя. По внушению свыше, благочестивый старец пришёл в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса, чтобы исполнить законный обряд.

Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки, и благословив Бога, изрек пророчество о Спасителе мира: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2, 29 — 32). Пресвятой Деве праведный Симеон сказал: «Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2, 35).

В храме была также 84-летняя вдовица Анна пророчица, дочь Фануилова,«которая не отходила от храма, постом и молитвой служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем (Богомладенце) всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2, 37 — 38).

Читать еще:  Русская церковь уважает западную традицию встречи Рождества 25 декабря

До Рождества Христова все праведные мужи и жены жили верой в Грядущего Мессию Спасителя мира и ожидали Его пришествия. Последние праведники уходящего Ветхого Завета — праведный Симеон и Анна пророчица удостоились встретить в храме Носителя Нового Завета, в Лице Которого уже встретились Божество и человечество.

В Сретении Господа окружают, с одной стороны, праведность, чающая спасение не в себе, — Симеон, и строгая в посте и молитвах жизнь, оживляемая верою, — Анна; с другой — чистота существенная, всесторонняя и непоколебимая — Дева Богоматерь, и смиренная, молчаливая покорность и преданность воле Божией — Иосиф Обручник. Перенеси все эти духовные настроения в сердце свое и встретишь Господа не приносимого, а Самого грядущего к тебе, восприимешь Его в объятия сердца, и воспоешь песнь, которая пройдет небеса и возвеселит всех ангелов и святых. (Святитель Феофан Затворник)

Праздник Сретения Господня относится к древнейшим праздникам христианской Церкви. Известно, что в день этого торжества произносили проповеди святители: Мефодий Патарский (+ 312), Кирилл Иерусалимский (+ 360), Григорий Богослов (+ 389), Амфилохий Иконийский (+ 394), Григорий Нисский (+ 400), Иоанн Златоуст (+ 407).

Несмотря на раннее происхождение, этот праздник до VI века совершался не так торжественно. В 528 году, при императоре Юстиниане (527 — 565), Антиохию постигло бедствие — землетрясение, от которого погибло много народа. За этим несчастьем последовало другое. В 544 году появилась моровая язва, уносившая ежедневно по несколько тысяч человек. В эти дни всенародного бедствия одному из благочестивых христиан было открыто, чтобы празднование Сретения Господня совершать торжественнее.

И когда в день Сретения Господня было совершено всенощное бдение и крестный ход, бедствия в Византии прекратились. В благодарность Богу, Церковь в 544 году установила праздновать Сретение Господне торжественнее.

«Придите и вы, Христолюбцы и Боголюбцы, во сретение Господа и Владыки, с радостию и в чистоте изыдем: не законным обрядом, но духовно: не чрева сладостям работая, но духом играя: не вином упивающеся, но духом горяще (Рим. 12, 11). Тако днесь будучи светлыми, украсим светильники светло: тако, якоже сынове света (Ин. 12, 36): свещи истинному Свету Христу принесем: понеже свет во откровение языком (Лк. 2, 32) миру явился.

Почему яко светове от света, паче снега очистимся, паче млека просветимся, паче камене сапфира возблистаем (Плач. 4, 7): паче голубиц чистых (Ис. 60) взлетев на небеса, таким образом во сретение Господне изыдем. Все ныне, и всегда празднственные возопием песни: со Ангелами возликуем (Лк. 2, 13) с Пастырями светом озаримся (Лк. 2, 9): с Волхвами поклонимся (Мф. 2, 2): с Вифлеемом да празднуем: с Cиoном сретим (Песн. 3, 11): со храмом освятимся: с Девою величая, возрадуемся (Лк. 1, 46, 47): с Иосифом принесем, аки два горличища (Лк. 2, 24), душу и тело: с Симеоном Христа в объятия приимем, и со Анною исповедуем (Лк. 2, 28, 38): да тако в наслаждение небесных благ внидем, благодатию, щедротами, и человеколюбием Господа, и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа: Коему слава и держава, со Отцем и Святым Духом, во веки веков. Аминь» (Святитель Кирилл Иерусалимский)

Многими песнопениями украсили праздник церковные песнотворцы: в VII веке — святитель Андрей, архиепископ Критский, и в VIII веке — святитель Косма, епископ Маиумский, преподобный Иоанн Дамаскин, святитель Герман, Патриарх Константинопольский, в IX веке — святитель Иосиф Студит, архиепископ Солунский.

С событием Сретения Господня связана икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Умягчение злых сердец», или «Симеоново проречение», которую необходимо отличать от иконы «Семистрельная».

Икона «Симеоново проречение» символизирует исполнение пророчества праведного старца Симеона: «Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк. 2, 35).

«Братия! Чтобы встретить нам всем радостно Господа во второе, славное Его пришествие, научимся встречать Его здесь — ежегодно в праздник Сретения и во все праздничные и воскресные дни, и особенно во св. Христовых Тайнах, т.е. будем с великой верой и сердцем сокрушенным и смиренным приступать ко святой Чаше. Для тех, которые привыкли достойно встречать Его здесь, в нынешнем веке, не страшно будет и Сретение Его во второе и славное Его пришествие.» — святой праведный Иоанн Кронштадский.

Проповедь архимандрита Рафаила (Карелин)

Слово «сретение» значит встреча. На сороковой день после Рождества Христова Дева Мария в сопровождении Иосифа Обручника принесла Своего Сына в Иерусалимский храм, чтобы исполнить закон Моисея. В притворе храма два ветхозаветных праведника – Симеон, названный Богоприимцем, и Анна встретили Святое Семейство.

Симеон происходил из священнического рода. В молодости он участвовал в переводе Библии на греческий язык. Анна, которую народ почитал как пророчицу, всю жизнь неотлучно находилась при храме. В символическом плане праздника Симеон олицетворяет Священное Писание, Анна устное предание храма.

Храм – место таинственной встречи. Душа, очистившись в пламени покаяния, как руда в горниле, встречается с Богом. Она ощущает Божественную благодать, как новую жизнь, как незримый свет, как присутствие Божие, как истину и небесный покой. Теперь Симеон и Анна не только верой сердца, но и очами своими видят Бога.

Храм – мистический центр мира, где сходятся все меридианы и сферы земли и неба. Храм – преддверие вечности. Там пространство теряет свою протяженность, а время – одномерность и необратимость. В пространстве храма заключается вся Вселенная. Время в храме свернуто, как пергаментный свиток, на котором записана история мира от первого дня творения до Страшного Суда. Его можно раскрыть и прочесть в ритмах богослужения. В храме время циклично: сутки, неделя, месяц, год подобны вращающимся кругам, вложенным друг в друга. Святая Святых храма – это неподвижная точка в движущемся космосе. В храме вместе с людьми ангелы составляют единый хор, где каждое слово превращается в небесный луч. Храм – это океан незримого духовного света. В храме Небесная Церковь встречается с Церковью земной.

По закону Моисея, мать на сороковой день после рождения ребенка должна была принести его в храм. Если это был первенец, то за него полагался символический выкуп. По закону Моисея, первенца мужского пола посвящали Богу. Старший сын должен был исполнять какие-либо работы для храма. Когда с течением времени потребность в таких работах исчезала, то, установился обычай приносить жертву как выкуп за первенца. Для бедных это была покупка двух голубей при храме, которых затем выпускали на волю. Только после очистительной молитвы в притворе храма мать могла посещать храм.

В течение сорока дней после Рождества Христова Дева Мария жила в Вифлееме, в доме Саломии, Своей родственницы, дочери Иосифа Обручника от его первого брака. Так как Евангелие еще не было возвещено миру, то Дева Мария строго исполняла все законы и предписания Ветхого Завета. Иоанн Богослов назвал Бога любовью, другое имя Бога – смирение. Смирение – это печать Христа на челе святых.

Дева Мария с Младенцем на руках в сопровождении праведного Иосифа идет в Иерусалим. Матерь Божия, святостью Своей превосходящая Серафимов, Нерукотворный храм Божий, повинуясь закону, идет в Иерусалимский храм, чтобы принять обряд очищения. Та, перед которой склоняются ангелы, склоняет голову Свою под благословение священника. Мария и Иосиф приносят искупительную жертву за Того, Кто присутствием Своим освящает храм и Святая Святых, кто станет Жертвой за грехи всего мира. Как царь, переодевшись нищим, осматривает свои владения, так Владыка храма в образе сорокадневного Младенца, входит в Свой Дом. Эту тайну знают только ангелы-хранители и двое святых – Симеон и Анна. Также посвящен в эту тайну первосвященник (старший священник чреды) Захария, отец Иоанна Предтечи.

Старец Иосиф держит в своих руках клетку с двумя горлицами – жертву за Иисуса, которых затем выпустили на волю. Это пророчество о том, что Иисус Своей Голгофской жертвой освободит души людей из темницы ада, даст им свободу и Свой вечный небесный покой.

В Иерусалимском храме Ветхий Завет в лице Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы встретился с Новым Заветом, Младенцем Иисусом, лежащим на руках Пречистой Девы.

Святой Симеон Богоприимец во время перевода книги пророка Исаии решил вместо слов: «Дева родит Сына» написать: «молодая женщина родит сына», но был остановлен ангелом, который возвестил ему, что тот не умрет, пока не увидит воочию исполнение пророчества. Прошли годы и десятилетия. Три раза Старец встретил рубеж веков, но смерть как будто забыла о нем. Жители Иерусалима рассказывали своим внукам, что их отцы и деды видели в детстве своем праведного Симеона, который неизменно каждую субботу приходил на молитву в храм. Старец был живой летописью Израиля.

Встретив Марию в Иерусалимском храме, Симеон взял на руки Иисуса и благословил Бога. Пророчество исполнилось. Время отшествия Старца из этой жизни приблизилось. Он произнес слова вдохновенной молитвы: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром: ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Эту молитву Церковь поет ежедневно на вечернем Богослужении. Затем Симеон, обратившись к Божией Матери, пророчески сказал, что Ее сердце пронзит меч скорби. Кто больше любит, тот больше страдает. В

Иерусалимском храме Она впервые пережила Свою Голгофу. В словах пророка Она увидела то, что ожидает Её Сына. Уже в то время Ирод подозревал, что его обман раскрыт, и волхвы не вернутся в Иерусалим. В царском дворце обсуждались планы, как найти и умертвить Новорожденного Царя Иисуса.

Престарелый и больной Ирод решил приготовить себе погребальную тризну – умертвить всех Вифлеемских младенцев. По преданию Симеон Богоприимец был убит у стен храма воинами Ирода, которые допрашивали его, где находится Иисус.

В день Сретения Бог, невидимо пребывающий в храме Своей благодатью, видимо вошел в него. Закрываются последние пророческие книги. Ветхий Завет уступает место Новому Завету. Так бледнеют и меркнут алмазные звезды – краса ночного небосвода – в лучах восходящего солнца. Скоро будет разрушен Иерусалимский храм, но от его основания, как молодые побеги от корня, раскинутся по всей земле христианские общины.

Читать еще:  Раввины из России и Израиля проверили кошерность пишевых производств Азербайджана

После принесения жертвы Святое Семейство возвратилось в Вифлеем. У южных ворот Иерусалима, за городской стеной, высился, как мрачная каменная глыба, дворец Ирода. Узкие, как щели, окна башни были похожи на глаза змея, который неподвижным пристальным взглядом смотрел на дорогу. Дева Мария хранила глубокое молчание, прижав Младенца к Своей груди. Так при виде зловещей черной тучи спешат одинокие путники, чтобы скорее достигнуть пристанища и найти себе кров от надвигающейся грозы…

Смотрите также:

  • Святые Симеон Богоприимец и Анна Пророчица »
  • Духовный смысл праздника Сретение Господне »
  • Радость и трагедия Праздника Сретения Господнего »

СРЕТЕНИЮ ГОСПОДНЮ

Тропарь, глас 1

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, / из Тебе бо возсия Солнце Правды — Христос, Бог наш, / просвещаяй сущия во тьме. / Веселися и ты, старче праведный, / приемый во объятия Свободителя душ наших, / дарующаго нам воскресение.

Кондак, глас 1

Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим / и руце Симеоне благословивый, / якоже подобаше, предварив, / и ныне спасл еси нас, Христе Боже, / но умири во бранех жительство, / и укрепи люди, ихже возлюбил еси, Едине Человеколюбче.

Приобрёл опыт – поделись с другими

Одна моя хорошая подруга по имени Ольга рассказывала, как придя в храм долгое время ничего не ощущала, а на богослужении совсем не понимала происходящего. Понимание пришло к ней через чтение книг по литургическому богословию, а чувство Бога через частое (несколько раз в неделю) посещение храмовой службы.

Самое удивительное в православии – «живое богообщение с Живым Богом». Не выдуманные переживания, а живое общение, которое наполняет душу миром и радостью. И в добрых делах мы встречаемся с Богом, и в церковных таинствах, и в молитве. У меня было четыре способа приобщения духовному миру: общение с людьми живой веры, которые ощущают реальность духовного мира, а в некоторых случаях и видят его; постоянное посещение Литургии; личная молитва и добрые дела, которые помогают ощутить Бога.

Страдание проходит, а его опыт навсегда остаётся. Леон Блуа.

Блаженны те души, которые ищут пережить «реальность Бога». Бог для них – сокровище сердца. Страдание так же есть место встречи человека и Бога. Это опыт встречи с Небом, так как испытанная боль делает душу чуткой к истине.

Вера – это присутствие Бога в человеке, а не только доверие историческим фактам, касающимся религии. Насколько Дух Святой наполняет сердце, настолько человек ощущает реальность существования духовного мира.

Иеромонах Серафим Роуз: «ты дома, поиски окончены»

Серафим Роуз (1914–1982), знаменитый христианский мыслитель, иеромонах и подвижник, до своего обращения к православию категорически отрицал возможность встречи с Богом. Утонченный и начитанный интеллектуал, знаток восточных религий и западной философии к вере из отчаяния своего нигилизма прорвался будто бы случайно — просто попав на православное богослужение. В тот день он не понимал ни о чем поют, ни о чем читают в храме, но ощущение того, что здесь его дом, оказалось настолько сильным, что все сомнения страдающего мыслителя отпали. «Сретение» состоялось.

«Долгие годы своих занятий я удовлетворялся тем, что был выше традиций, оставаясь каким-то образом верным им… Я пошел в православную церковь, чтобы посмотреть на еще одну “традицию”. Однако когда я вошел туда — это была русская церковь в Сан-Франциско, — со мной случилось нечто, чего я никогда не испытывал раньше ни в буддистском, ни в каком другом восточном храме, что-то в моем сердце сказало: ты дома, поиски окончены. Я не знал, что это значило, служба была мне абсолютно незнакома и шла на иностранном языке. Я стал посещать православные богослужения, постепенно изучая язык и традиции… Когда я раскрылся для Православия и православных, я начал осознавать, что истина — не просто абстрактная идея, искомая и познаваемая умом, но нечто личностное, даже больше, некая Личность, Которую ищет и любит сердце. Так я встретил Христа».

Как помочь близким обрести Бога?

Часто так случается, что среди всех членов семьи и друзей ты приходишь к вере один. Начинаешь интересоваться православными праздниками, читаешь Библию и жития святых, посещаешь службы, исповедуешься и причащаешься — открываешь для себя другой мир. И, несомненно, этим миром и невероятными по полноте открытиями хочется делиться с близкими людьми. Но когда ты приглашаешь ещё далекого от православия человека на службу или в паломническую поездку, в ответ зачастую можно услышать отказ, да ещё и вопрос: «А зачем это нужно?» Становится грустно оттого, что родные не разделяют твои интересы и душевные порывы. Хочется поделиться тем богатством, которое ты приобрел, но в ответ встречаешься со стеной непонимания. В такие моменты стоит вспомнить о том, что Бог даровал нам свободу, а свободой каждый из нас распоряжается по-своему.

Личный пример

Безусловно, чтобы открыть полноту всей красоты православия, необходимо быть в какой-то степени примером для своих близких. Христос сказал: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца Небесного» (Мф. 5:16). Но для этого необходима большая внутренняя работа и рефлексия. Быть православным — значит постоянно менять себя и приближаться к Истине. Менять себя и жертвовать собой, в том числе и для родных. Недавно настоятель одного из подмосковных храмов поделился с прихожанами своим опытом общения с невоцерковленными людьми. У него спросили: «А почему после службы прихожане выходят такие угрюмые и печальные, а иногда даже и злые?» К сожалению, и такое бывает в церковной среде. В этом можно убедиться лично, просмотрев тематические комментарии и форумы в интернете. А ведь после службы люди с таким настроением идут домой к своей семье. Домочадцы не понимают, почему же их близкий человек после богообщения возвращается в таком мрачном состоянии. Да, это действительно вопрос, который требует решения и, как уже говорилось выше, работы над собой, ведь «вера без дел мертва» (Иак. 2:26). То ли дело приходить домой после богослужения в хорошем настроении, с благодарностью в сердце и стремлением помочь окружающим, с любовью и вниманием. Такое изменение и пример вряд ли останутся незамеченными, и у домашних появится интерес к тому, что тебя делает таким наполненным и радостным.

источник www.tatmitropolia.ru

Верующими не рождаются

Однако история знает случаи, когда «великие мужи» были прекрасным примером благочестия и любви к Богу, но их родные не последовали ему. Так было в семье ветхозаветного пророка и последнего из судей израильских Самуила. Сам он отличался мудростью, горячо любил Истинного Господа. Пророк был примером для тысяч евреев того времени, имел большой авторитет среди них. Но его сыновья избрали себе другой путь — брали взятки, выносили несправедливые приговоры, были жадными и не соблюдали Закон Божий (1Цар. 8:3). Почему это произошло? У сыновей Самуила не случилось личной встречи с Богом. Встречи, которая постепенно меняет мировоззрение, которая как солнце выходит в пасмурный день и озаряет своим светом все вокруг и которая дает стимул работать над собой. Без таинственной встречи и личного опыта человек не приходит к Богу. Вся красота мира открывается тогда, когда человек готов к этому чуду и способен на изменения. А мы, православные, своей жизнью должны отражать свет и жизнь с Богом, как изрек Иисус Христос: «И, зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме (Мф 5:15)». Но без свободной воли и дерзновения самого человека обращение к Богу невозможно. У человека должно быть желание впустить Бога в свой мир, и только тогда случится переворот в сердце, уме, душе, который сподвигнет его уверовать и начать жить христианской жизнью. Сыновья Самуила не стремились и не были готовы к этому. Как сказал в одном из интервью митрополит Иларион (Алфеев): «Верующими не рождаются. Вера дается, но дается усилиями и подвигом того, кто взыскал её».

Быть просвещенными

Однако каждый из нас может уловить момент, когда близкий человек интересуется вопросами веры, и помочь ему найти ответы. Помимо личного опыта встречи и богообщения, для этого необходимо иметь знания и уметь разъяснить основы православного вероучения. Ведь у сомневающегося человека так много «почему», «зачем», «где» и «куда». Мы должны быть открыты и тверды в вопросах веры, иметь достоверные знания не только чтобы самим жить во Христе, но и для того, чтобы помогать родным находить ответы на их вопросы о Боге, Библии, Таинствах Церкви и о многом другом. Для этого нам самим необходимо быть любознательными, изучать Священное Писание и Священное Предание, обращаться к опыту святых, общаться со знающими людьми о сложных вопросах веры. Нам нужно быть просвещенными. И тогда мы сможем делиться своими знаниями и убеждениями, опытом, сумеем объяснить людям то, на чем зиждется наша жизнь и любовь к Богу. «Познай, где находится мудрость, где сила, где знание, чтобы вместе с тем узнать, где находится долгоденствие и жизнь, где находится свет очей и мир», — написано в Ветхом Завете (Вар.3:14). Так мы сможем свободно рассказать о Святой Троице и святых, во время богослужения сможем разъяснить непонятные моменты и помочь подготовиться к Таинствам Церкви, объяснить значение праздников и многое другое, что интересует ещё не знакомых с церковной жизнью людей. Ведь иногда именно она и пугает людей. Ко мне периодически обращаются мои родные, друзья, знакомые, которым не всегда понятно, Кто такой Иисус Христос, куда ставить свечку и как исповедоваться. Я с радостью отвечаю им, а если и не знаю, что ответить, обращаюсь к справочникам, интернету, катехизисам. А недавно поступила на курс по «Основам православия» в Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Я продолжаю учиться и познавать Бога вместе с теми, кто обращается ко мне с вопросами.

Каждый человек познает Бога и находит его своим неповторимым путем. Этот путь полон чудес, ошибок, радости, печали и личного опыта. Ну а мы можем быть лишь проводниками и помощниками в познании Истинного Бога и Любви.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector