0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Взгляд Церкви: Таинство Крещения

Православная Жизнь

Не так давно множество людей в нашей стране праздновало Крещение Господне.

Экраны телевизоров показывали картины погружения людей в проруби, на страницах газет можно было найти информацию о целебных свойствах крещенской воды. Однако за всем этим информационным сопровождением скрылось самое важное, а именно — понимание того, что на самом деле значит в нашей жизни Крещение.

Это не просто приятный атрибут нашего детства, итогом которого стали запись в церковной книге и нательный крестик. Это начало долгого и важного пути, ведущего к спасению души. Об этом однозначно и четко сказано в 3 главе Евангелия от Иоанна: «. истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (3, 5).

До Крещения человек живет словно в коконе. Его плотно опутывают житейские страсти и желания, полностью закрывая свет Божественной Любви. Таинство же разрывает оковы данного кокона, помогая душе словно бабочке легко устремиться ввысь, к воссоединению со своим Творцом.

В Крещении человек в буквальном смысле этого слова умирает для греха и обретает силы для новой, духовной жизни. И об этом никак нельзя забывать. Ведь православными христианами мы становимся только тогда, когда начинаем жить во Христе через участие в жизни Церкви, в ее таинствах. А Крещение и является как раз тем даром, который открывает нам путь ко всем церковным таинствам, без которых невозможно иметь Жизнь Вечную в Боге.

В первую очередь, речь идет о Причащении Тела и Крови Христовой, об обязательности которого для всех верующих в Него говорит Сам Господь: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. Ибо, Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6: 53–56).

Более того, крещение превращает каждого из нас в воинов. В рамках этого таинства все мы даем настоящую присягу солдата, клянущегося посвятить свою жизнь борьбе с дьяволом и грехом. И это символическое действие означает, что мы обретаем от Господа благодатную силу побеждать все козни лукавого духа. И если мы не дезертируем с духовного фронта, забыв о данных Богу обетах и обязательствах, все силы мировой тьмы будут бессильны помешать делу нашего спасения.

Митрополит Антоний, управляющий делами Украинской Православной Церкви

Взгляд церкви: Таинство Крещения

Киев, 25 января — АиФ-Украина.

Экраны телевизоров показывали картины погружения людей в проруби, на страницах газет можно было найти информацию о целебных свойствах крещенской воды. Однако за всем этим информационным сопровождением скрылось самое важное, а именно — понимание того, что на самом деле значит в нашей жизни Крещение.

Это не просто приятный атрибут нашего детства, итогом которого стали запись в церковной книге и нательный крестик. Это начало долгого и важного пути, ведущего к спасению души. Об этом однозначно и четко сказано в 3 главе Евангелия от Иоанна: «. истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (3, 5).

Читать еще:  Объявлены победители XV кинофестиваля «Покров»

До Крещения человек живет словно в коконе. Его плотно опутывают житейские страсти и желания, полностью закрывая свет Божественной Любви. Таинство же разрывает оковы данного кокона, помогая душе словно бабочке легко устремиться ввысь, к воссоединению со своим Творцом.

В Крещении человек в буквальном смысле этого слова умирает для греха и обретает силы для новой, духовной жизни. И об этом никак нельзя забывать. Ведь православными христианами мы становимся только тогда, когда начинаем жить во Христе через участие в жизни Церкви, в ее таинствах. А Крещение и является как раз тем даром, который открывает нам путь ко всем церковным таинствам, без которых невозможно иметь Жизнь Вечную в Боге.

В первую очередь, речь идет о Причащении Тела и Крови Христовой, об обязательности которого для всех верующих в Него говорит Сам Господь: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. Ибо, Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6: 53–56).

Более того, крещение превращает каждого из нас в воинов. В рамках этого таинства все мы даем настоящую присягу солдата, клянущегося посвятить свою жизнь борьбе с дьяволом и грехом. И это символическое действие означает, что мы обретаем от Господа благодатную силу побеждать все козни лукавого духа. И если мы не дезертируем с духовного фронта, забыв о данных Богу обетах и обязательствах, все силы мировой тьмы будут бессильны помешать делу нашего спасения.

Митрополит АНТОНИЙ, управляющий делами Украинской православной церкви

Державный храм

города Фрязино Московской области

В чем смысл крещения?

На первый взгляд, таинство Крещения имеет довольно странное определение: «Крещение — это таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Духом Святым в жизнь духовную, святую». Что происходит с человеком при выходе из крещальной купели и чем он отличается от своих некрещеных братьев?

Кратко можно сказать, что таинство Крещения — это таинство духовного рождения. Все мы когда-то родились от земных родителей. Христос же говорит, что нам надлежит родиться свыше (Ин. 3:3). Свыше — значит от Бога. Перед каждым крещающимся стоит наполненная водой купель — «утроба» Церкви, рождающая человека в новую, небесную жизнь. Само слово – таинство — указывает на тайну, то есть на то, что нам доступно понять лишь в самой малой мере. В момент крещения происходит нечто невыразимое, человек вступает в общение с Богом, приобщается к Нему. Крещение – это не формальное членство в каком-то обществе или партии, а вхождение в новый опыт жизни с Богом.

Многих людей тот факт, что они являются христианами, ни к чему не обязывает. Крестятся, чтобы меньше болеть, или «ну мы же русские, поэтому обязательно должны креститься», или чтобы жизнь удачнее сложилась… Но крещение не спасает человека от неприятностей земной жизни, не гарантирует здоровья, денежного и семейного благополучия, не увеличивает продолжительность жизни и, наконец, оно не спасает от физической смерти. Здоровье, бизнес и т.п. — категории жизни временной, земной.

Читать еще:  Ватикан выступает против смертной казни

Господь, в первую очередь, заботится не о том, чтобы у Его чада было все в изобилии, а о том, чтобы его душа не забывала о небесном Отечестве, чтобы Его сын или дочь были открыты вечному. Креститься может любой человек. И парадокс церковных таинств, в том числе и Крещения, состоит в том, что с каким бы намерением человек ни приступал к ним, если только он не принимает таинства насильно, они все равно совершаются и они действительны.

Но для самого человека крайне важно, с каким расположением души он подходит к таинству. Будет это для него красивым, но ничего в его жизни не меняющим обрядом, или событием духовного возрождения, Пасхой души. Первые христиане очень хорошо это понимали, и подготовка к таинству Крещения у них занимала порой несколько лет! Человек был некрещеным, но ему не запрещалось молиться, посещать некоторые богослужения, изучать основы веры (как не запрещается это и сейчас). Этим он показывал, что его намерения действительно серьезны, что для него Крещение — самое важное событие в жизни, желание начать новую жизнь, светлую, чистую, Божию.

В этом и маленькому ребенку, и взрослому человеку, готовящимся войти в Церковь, всегда помогали восприемники (крестные). В древности восприемники, выбранные из людей, известных своим благочестием и добродетельной жизнью, были поручителями за человека, желающего креститься. Восприемники приводили такого человека к епископу на беседу, наставляли в основах христианской жизни. В момент совершения Таинства помогали своему крестнику выйти из купели — воспринимали от купели, поэтому и назывались восприемниками. Стать крестным почетно и радостно, с другой стороны, — очень ответственно. Это означает, что каждый день до самой своей смерти крестный будет молиться за своего крестного сына или дочь, как за родного ребенка, стать спутником на пути к Богу, научить молитве и азам духовной жизни, будить телефонным звонком в воскресное утро: «Вставай, сегодня идем в храм!». Вот обязанности настоящего крестного. Стоит задуматься и о том, что крестный будет держать ответ перед Богом за каждого своего крестника: на него распространяются как духовные успехи крестника, так и его грехи, совершенные из-за того, что крестный не научил, не наставил, не предостерег. Чему же может научить восприемник далекий от религиозной жизни, равнодушный к вопросам веры. Пусть лучше он просто остается хорошим другом, но не берет на себя такую великую духовную ответственность.

Крещение — это только начало, а не единственное формальное условие для спасения. С праотцами Адамом и Евой произошла катастрофа – грехопадение. Так как все человечество — их потомки, то все мы нуждаемся в устранении последствий этой катастрофы. С грехопадением у человека прервалось живое, непосредственное общение с Богом, а с братьями по разуму установилось общение по формуле: «человек человеку волк». Изменился и сам способ существования человеческой природы: люди стали подвержены страданиям, болезням, смерти. Однако человек не несет личной ответственности за то, что рождается с такой природой: он получает ее как наследство от родителей. Но в грехопадении наших прародителей есть момент, за который каждый человек несет личную ответственность, и от которой, как раз, и избавляет таинство Крещения. Эту ответственность можно назвать властью дьявола.

Читать еще:  Кабельно-проводниковая продукция

Во-первых, власть дьявола означает, что после грехопадения не только Адам и Ева, но и все их потомки, все человечество, после смерти неизбежно, независимо от своих нравственных усилий, оказывались во власти дьявола. Когда человек крестится, эта неизбежность разрушается. После Крещения, окажется ли человек во власти дьявола после физической смерти, зависит от его личного выбора при жизни.

Во-вторых, власть дьявола над человеком очень ярко проявляется и во время земной жизни. Лучше всего о состоянии человека, находящегося в этой власти, сказал апостол Павел: «…желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божьем; но в членах моих вижу закон иной, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного…» (Рим.7:18-23). Такая раздвоенность присуща всем людям, и дело здесь вовсе не в психологии. Объясняется она той же властью дьявола. Неужели Крещение освобождает человека от этого раздвоения? Нет. Но в земном аспекте Крещение дает человеку способность преодолевать его. Происходит освобождение от власти дьявола и человек получает объективную возможность жить другой, духовной жизнью, бороться с грехами, то есть с тем, что отделяет человека от Бога. Этой возможности он не имеет, будучи некрещеным. Конечно, и некрещеный человек может бороться с греховными привычками. Но от власти дьявола он освободиться, не способен, и все изменения в его духовной жизни будут только количественные (более или менее добрый, правдивый, нравственный и т.д.), но не качественные.

Крещение — это не только освобождение, но и приобщение, ведь цель христианской жизни — это обожение, соединение с Богом. Но оно осуществляется не напрямую. Во время Крещения человек присоединяется к Церкви, которая является Телом Христовым. А поскольку Христос, став человеком, Своей Божественной силой преодолел в Самом Себе смерть и тление, то, приобщившись к Его Телу — Церкви, — все это можем сделать и мы.

Почему же тогда люди продолжают грешить после Крещения? Крещение — это не магический обряд. После этого Таинства человек имеет объективную потенциальную возможность обожения, но у него остаются все те же греховные привычки и склонности, которые были и до Крещения. Поэтому Крещение — это самое начало духовной жизни. Человек получает некий «аванс». И теперь надо пройти долгий и нелегкий путь, годы духовного труда и настоящей церковной жизни, постоянного участия в церковных таинствах. Нередко на этом пути совершается масса ошибок, сотни падений… Главное — подниматься и снова идти. Только так начинается постепенное преображение человека, когда в сердце не остается места для греха. Заканчивается же это преображение уже не здесь.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector