0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Взять крест — значит принять Христа

«Возьми крест свой, и следуй за Мною.» (Мф. 16, 24)

«Возьми крест свой, и следуй за Мною.» (Мф. 16, 24)

Господь сказал ученикам своим: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за мною» (Мф. 16, 24)
Что означает фраза «нести крест свой»? Почему нужно отвергнуться себя перед тем, как начать нести свой крест, и какой смысл заключается в повелении Господнем «следуй за мною»?

Многие люди находятся в заблуждении по поводу несения своего креста по жизни. Кто-то скажет: мой крест – это муж алкоголик, с которым я мучаюсь всю жизнь. Другой считает крестом своим мучавшую его физическую болезнь, а кто-то — вечную нехватку денег, постоянные долги, заботу о престарелом больном родителе. Если во всем этом нет отвержения себя и следования за Христом, то несение такого креста бессмысленно и не приводит человека ко спасению его души. Здесь царит ропот, жалость к самому себе, недовольство жизнью, претензии к Богу, типа такого: «за что меня Бог наказывает?» Здесь проявляется, в основном, ветхая натура не преображенного светом Христовым человека.

Крест человека является продолжением креста Христова, на котором Спаситель все уже совершил для нашего с вами спасения. Он заплатил Своей жизнью за наши грехи. Он понес наши болезни и немощи на Себе, забрал все наши проклятия.

Он обнищал ради нас, чтобы мы обогатились Его нищетою.

Личный крест является инструментом для достижения царства небесного, универсальным орудием умерщвления ветхой греховной природы человека, унаследованной от Адама, и облачением в новые одежды небесного человека, во всем подобного Христу. Без этого никто не сможет достичь царства небесного.
Основные этапы достижения царства небесного.

Отвергнуться себя

Что это значит? Человек по натуре эгоцентричен, т.е. свое «я» ставит на первое место. К примеру: «я специалист в области юриспруденции». Другими словами: «я окончил юридический факультет, обладаю знаниями и опытом в этой области. Это мое достижение в жизни. Я неплохо зарабатываю, обеспечиваю свою семью, у меня надежные связи. Не делаю никому зла. Бог доволен мною…» Видно из этого, что человек гордится собой, считает, что он своими силами достиг своего положения, и он достоин уважения со стороны других людей. Знакомая картина, не правда ли? И это нормально с человеческой точки зрения, но это не приводит человека в царство небесное. Почему? Да потому, что человек остался прежним со своей Адамовой природой, грешной и обреченной на уничтожение. Он не отверг себя, свое «Я». Да и не в состоянии совершить это своими человеческими усилиями, сколько не применял бы усилий к этому. Человеку надобно родиться свыше посредством веры в искупительную жертву Христа. Для этого необходимо умереть для своего «я», чтобы воскреснуть для новой жизни во Христе. Здесь нужен крест, т.е. распятие всех своих амбиций, гордости, человеческих желаний, помыслов. Необходимо полностью отрешиться от своего накопленного опыта, знаний, природных дарований, но все подчинить Христу, поставив Христа на первое место. Другими словами, свергнуть идола, самого себя. Это процесс всей жизни.

Взять крест свой.

Что это значит?

Это значит — со смиренным сердцем принять в свою жизнь все преходящие испытания, скорби, болезни, удачи и неудачи, взлеты и падения, принять, как ниспосланное Богом для совершения дела спасения души человеческой. Принять без ропота и сомнения, с верою, что Бог делает все во благо человеку.

Крест свой – это полное послушание Слову Божьему, Его святым заповедям, послушанию, даже до смерти, при необходимости.

Крест свой – это готовность умереть за ближнего своего.

Крест свой – это сделаться слугой для других людей, делая это как для Господа.

Крест свой – это молитвенное бдение, постоянное смирение плоти в угоду духу, благочестивая жизнь в обществе.

Несение креста своего без полного отречения от себя (отвержения) не имеет смысла, так как одно с другим неразрывно и взаимосвязано.

На своем кресте в течение всей жизни мы распинаем свою плоть со страстями и похотями, чтобы умертвить тело греха и дать место новому человеку во Христе Иисусе.

Наглядная иллюстрация. Зерно, брошенное в землю должно умереть, чтобы принести плод. Если оно не умрет, то плода не будет. Зерно – это то, что мы сеем – свою греховную, тленную натуру, чтобы умерев для греха, возродиться в новом человеке, подобном Христу.

Еще пример: метаморфоза превращения гусеницы в прекрасное новое творение – бабочку. Гусеница – образ нашей ветхой природы. Бабочка – прообраз нашего духовного нетленного человека во Христе.

Нести свой крест – это определенный труд, производимый человеком по вере в Иисуса Христа. Любой труд всегда предопределяет конкретные усилия по достижению результатов, тем паче – несение креста своего требует принесения себя на жертвенный алтарь для Бога, потому что «царство небесное силою берется, и применяющий усилие восхищает его». (Матф.11:12)
Следуй за мною

Что значит фраза «следуй за мною»?

Совершенно бесполезно нести крест свой без следования за Христом. Попробую прокомментировать свою мысль.

Есть немало так называемых подвижников, которые думают, что честно несут свой крест, но фактически они только обманывают самих себя. Многие занимаются самосовершенствованием, чтобы улучшить свой характер, привести себя в смиренное состояние духа, искоренить в себе дурные привычки, истязают себя несением определенных служений в поместной церкви, тем самым пытаясь заслужить у Бога одобрение добрыми делами. Это есть глубочайшее заблуждение и тупиковый путь. Богу не нужны наши дела, совершаемые нами в целях задобрить Его и заслужить спасение. Это дела самоправедности, а не веры. Человек как бы говорит Богу: «вот я много тружусь для Тебя, делаю добро людям, постоянно работаю над своим характером, запиши, Господи, мне в актив это…» В глубине души такой человек надеется, что угождает Богу. Фактически, он пытается собственными усилиями достичь царства небесного, игнорируя тот факт, что Сын Божий претерпел за него на кресте и все уже совершил для его спасения. Не требуется больше человеку зарабатывать свое спасение, ему надо просто верить в искупительную жертву Христа и позволить Христу быть главным во всей его жизни, а дела, лишь следствие посвящения Христу. Такой человек все еще руководствуется своим «я», он еще не до конца умер для своей плоти. Он все еще в суете. Все его дела — есть лишь скрытое тщеславие и самообольщение.

Следовать за Христом – значит жить по закону Христа, действовать в соответствии с требованиями Христа, служить в церкви в соответствии с повелением Святого Духа, данного каждому верующему. Следование за Христом – это полная капитуляция своего «я» и предоставление всех своих органов чувств, помышлений и самого тела в послушание Христу.

Вспомните двух разбойников, распятых вместе со Христом. Оба они приняли свой крест, но не оба последовали за Христом. Один из них, вися на кресте, поносил и хулил Сына Божьего, а другой, увещевая приятеля, покаялся, уверовав в Сына Божьего. Из Библии видно, что второй разбойник получил обещание Спасителя: «И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.» (От Луки 23:43) Он просто уверовал и последовал за Христом.

Следование за Христом – это полное отречение от воли своей. Это полное повиновение Богу.

Крест кажется нелегким до тех пор, пока пребывает крестом своим. Когда же личный крест преобразится в крест Христов, то становится легким. «Иго Мое благо, и бремя Мое легко есть, сказал Господь» (Мф.11, 30).

Крест свой изменяется в крест Христов в следующих случаях:

1. Ученик Христа проносит его с полным осознанием греховности себя, нуждающейся в искоренении.

2. Несет его с благодарностью и славословием Христа.

В итоге ученик получает великое утешение, которое делается источником непостижимой радости и мира, благодатно наполняющих его дух, разум, чувства и само тело.

Терпеливое несение своего креста есть истинное покаяние.

Благодаря Кресту Христову ученик возносится от земли, помышляя о горнем, сердцем и умом пребывая на небе и созерцая красоту царства Божия.

Спасибо Господу за Его Отцовскую неизреченную любовь и долготерпение ко всем чадам Своим. Аминь.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Игумен Силуан (Туманов): «О каком кресте говорил Христос до распятия?»

Очень много толкований существует того, что значит взять свой крест. Вы наверняка их часто слышите. Они не являются чем-то секретным и необычным. Это, в первую очередь, означает добросовестное несение своих жизненных послушаний. Необязательно трудностей, но и крест радости тоже существует. Легко вспоминать о Боге тогда, когда тебе плохо, когда ты болеешь, а вот вспомнить о Боге, когда тебе радостно и когда у тебя все хорошо… в таких ситуациях мы о Боге редко вспоминаем.

Существует множество шутливых сказаний и анекдотов на эту тему, которые я сейчас рассказывать не буду, но я думаю, вы их все прекрасно знаете. И не раз слышали о том, как человек о чем-то просит у Бога, и вдруг оно сбывается, и он говорит: «Да-да, Господи, прости, я тебе что-то обещал, но Ты не обращай внимание, тут без Тебя уже все произошло». И часто мы считаем, что все происходит само собой, поэтому нам не надо быть настолько благодарными богу, чтобы брать его крест и нести с собой.

Хотелось бы понять, что значит взять свой крест? Ведь мы понимаем, что Христос произносит эти слова задолго до распятия. О каком же кресте Он тогда говорит? Тут два наиболее правдоподобных объяснений, одно историческое, другое иное. Историческое это то, что Христос тем самым мог напоминать своим слушателям о том, что совсем незадолго до Его проповеди было крупное восстание в Иудее, которое подавили римские войска, и в устрашении всем иудеям поставили кресты и распяли на них зачинщиков восстания, а жителей небольшого городка вообще продали в рабство. В общем, там была очень печальная история. Христос, таким образом, мог напоминать, что вот эти кресты могли быть устрашениями, нам надо вот также брать эти кресты на себя. Честно говоря, для меня эта версия кажется не очень убедительной, потому, что учитель иудеев не будет в пример приводить им римские обычаи, от оккупантов каких-то.

Вторая версия довольно интересная. Она редко встречается, совершенно случайно я ее сам для себя нашел и удивился. Это иудейская версия, которая до сих пор бытует в иудаизме. Чем же она может быть для нас интересна? Во-первых, тем, что естественно, когда Христос говорил о кресте, Он подразумевал что-то Свое, еврейское. Что Он мог подразумевать? В самом начале Священного Писания повествуется о том, как Каин убил Авеля. И вот сказано в Писании: «И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отомститься всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.»

Что это за знамение? Интересный вопрос, на который не так просто найти ответ. В другом месте Священного Писания в 38 главе книги Бытия, читается о Фамари, которая сблудила. «Прошло около трех месяцев, и сказали Иуде, говоря: Фамарь, невестка твоя, впала в блуд, и вот, она беременна от блуда. Иуда сказал: выведите ее, и пусть она будет сожжена». Разные комментаторы пытаются ответить на вопрос, почему приговор Иуды столь жесток. Но некоторые комментаторы говорят, что на самом деле Иуда вовсе не собирался сжигать Фамарь. Он повелел сделать ей на лбу знак, которым долгие века и арабы и евреи помечали неверных жен, чтобы все сразу видели, что был у этой женщины нехороший проступок в ее жизни. Что же это за клеймо?

Читать еще:  Верховную Раду призывают к диалогу с религиозным сообществом

Опять вопрос. Удивительно, что многие толкователи видят в этом клейме отголосок слова «Эмет». Эмет — это либо поставить знание, либо дословно это переводится как «печать Всевышнего». Эта печать, согласно древним толкованиям, имеет форму буквы «Т». И вот если еврейская буква «Т» сейчас совершенно не похожа на крест, то в древнем алфавите, который использовался во времена Христа, буква «Т» полностью повторяла современные начертания креста. И таким образом, мы видим, что с точки зрения Христа, жившего и воспитанного в иудейской традиции, поставить знак, значит начертать крест. Соответственно, крест был начертан, с точки зрения иудейских толкователей, и на лбу Каина, и на лбу Фамарь. Более того, этот знак ставится и в других ситуациях. Этот же знак ставился миром при помазании ветхозаветных священников. Этот знак напоминает Исаака, который взял и понес дрова для жертвенника, точно так же как Христос понес Крест Свой. Этот знак символизирует, что священник, помазанный таким крестом, умирает ради этого креста и проливает кровь свою, и я еще раз подчеркиваю, это все говорилось до распятия Христово, то есть это было живое сознание иудейского народа, и это все было впитано Господом с молоком Матери, и Он рассуждал в этих же категориях.

Интересно, что когда в книге пророка Иезекииля говорится: «пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак», буквально пишется: «начерти «Т»». То есть вот эту букву «Т», еще раз напомню, в древнем алфавите она абсолютно повторяет форму креста нашего. «А тем сказал в слух мой: идите за ним по городу и поражайте;» тех, кто участвует в этих мерзостях, «но не троньте ни одного человека, на котором знак». Таким образом, мы видим, что пророк Иезекииль повелевает начертить крест чернилами на лбу тех, кто не участвует в мерзостях Иерусалима, а кровью этот крест чертится тем, кого убивают, тех, кто участвовал в этих мерзостях. Мы видим, что этот знак становится очень многогранным символом. Это и символ избранности Божией, это и символ гнева Божиего. Это и символ святости, это и символ порока. Поэтому когда Христос говорит: «Возьми свой крест и иди за Мной», Он подчеркивает тем самым, что человек, в первую очередь, принимает Его благословение и Господь несет вместе с ним его жизненный крест, проходит вместе с ним его путь. Таким образом, мы понимаем, что Христос, говоря эти слова, имел в виду не римское орудие казни. Это было пророчество о том, что Он будет распят на кресте.

Но в сознании Его слушателей крест уже существовал как свое, глубинное предание. Как напоминание о жертве Исаака. Как напоминание о знаке, который еще вначале времен был положен для того, чтобы исправить этот мир, об этом отдельное толкование существует на первую книгу Бытия, но сейчас не будем углубляться. Этот образ становится и орудием и благословением в том случае, если мы следуем за Христом. И этот образ становится для нас орудием, знаком гнева Божиего, если мы отказываемся следовать за Ним, приняв на себя знак Христа, приняв на себя имя христиан. И необходимо очень ответственно относится к своим словам и к своему жизненному пути. Если мы выбрали следование за Христом, то мы приняли на себя крест Его, то есть знак помазания Его, то есть тот знак, который мы постоянно чертим на лбу. Этот знак напоминает нам о крестной смерти Христа Спасителя, и этот знак напоминает нам о том, что Господь выбирает Себе людей от сотворения мира, и мы звенья той самой золотой цепи, которое избрано для спасения. И, раз мы вошли в это число спасаемых, нам надо ответственно к этому относится, стараться не посрамить выбор Христов, стараться не обмануть Его надежд и добросовестно принять на себя это благословенное помазание. Не только напоминание о страшной смерти, но и напоминание о том, что мы благословлены Богом и призваны к вечной жизни в Царствии Небесном, аминь.

Проповедь нашего настоятеля о.Силуана на сегодняшней праздничной литургии

Что значит взять свой крест?

Сказал Господь: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною . Господь не гонит людей на крест вперед Себя, но призывает их следовать за Собою, Крестоносцем. Ибо, прежде нежели произнести призыв сей, Он предсказал Свои страдания, а именно: И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть (Мк. 8:31). Он и пришел для того, чтобы быть Путем. Он пришел для того, чтобы быть Первенцем в страданиях и Первенцем во славе. Он пришел, да покажет, что возможно — и да сделает возможным — всё то, что люди считали невозможным.

Он не заставляет людей и не принуждает их, но предлагает и советует. Кто хочет . По своей свободной воле люди впали в болезнь греховную, и по своей свободной воле люди должны лечиться и выздороветь от греха. Он не скрывает: горько-прегорько лекарство; но Он облегчает людям принятие его тем, что Сам первым принимает его, хотя и здрав, и являет его блистательное действие.

Отвергнись себя . И первый человек, Адам, отвергся себя, когда впал в грех, но он отвергся себя настоящего и истинного. Требуя ныне от людей, чтобы они отверглись себя, Господь требует отвергнуться себя ложного. Проще говоря: Адам отвергся Истины и прилепился ко лжи; ныне Господь требует от потомков Адама, да отвергнутся лжи и снова да прилепятся к Истине, от коей отпали. Отсюда, отвергнуться себя означает: отвергнуться иллюзорного не-существа, навязавшегося тебе вместо твоего существа, кое от Бога. Отвергнуться плотяности, вытеснившей в тебе духовность, и страсти, вытеснившей в тебе добродетель; и рабского страха, помрачившего в тебе образ богосыновства; и богохульного ропота, умертвившего в тебе дух послушания Богу. Отвергнись злых мыслей, злых желаний и злых дел. Отвергнись языческого поклонения природе и своему телу. Одним словом, отвергнись всего, что, как ты считаешь, является тобой, на самом же деле это не ты, а диавол, и грех, и тлен, и обман, и смерть. О, отвергнись злых навыков, ставших для тебя вторым естеством; именно: отвергнись этого второго естества; ибо сие не естество, сотворенное Богом, но нагроможденный и окаменевший в тебе обман и самообман — олицетворенная ложь, коя живет под твоим именем, как и ты — под ее именем.

Что значит, и возьми крест свой ? Значит — добровольно прими из рук Провидения всякую цельбоносную горечь, тебе предлагаемую. Произойдут ли великие катастрофы — будь послушен воле Божией, как Ной. Требуется ли от тебя жертва — принеси ее с тою же верой в Бога, с какою Авраам хотел принести в жертву своего сына. Пропадет ли имение, умрут ли неожиданно твои дети, найдет ли лютая болезнь — всё переноси с терпением, как Иов, не удаляя своего сердца от Бога. Оставят ли тебя друзья, будут ли тебя окружать одни враги — переноси всё без ропота, с упованием на скорую помощь Божию, как поступали апостолы. Поведут ли тебя на казнь за Христа — будь благодарен Богу за такую честь, подобно тысячам христианских мучеников и мучениц. От тебя не требуют делать то, что до тебя никто никогда не делал; но требуется последовать многочисленным примерам других, исполнивших волю Христову: апостолов, святителей, исповедников и мучеников. Следует также знать, что, требуя нашего распятия на кресте, Господь требует только распятия ветхого человека, то есть человека, состоящего из злых навыков и служения греху. Ибо распятием сим умерщвляется в нас этот ветхий, скотоподобный человек и оживает новый, богоподобный, бессмертный. Как и апостол говорит: ветхий наш человек распят с Ним, — и тут же объясняет, почему распят: — чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху (Рим. 6:6). Крест тяжек для ветхого, плотского человека, тяжек для плоти со страстями и похотями (Гал. 5:24), но не тяжек для человека духовного. Крест для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия (1 Кор. 1:18). Посему мы хвалимся Крестом Христовым; и хвалимся крестом своим ради Христа. Господь требует от нас не того, чтобы мы взяли Крест Его, но крест свой. Его Крест — тягчайший. Он распялся на Кресте не за Свои грехи, а за наши; потому Его Крест — тягчайший. Мы распинаемся за свои собственные грехи; потому крест наш легче. И когда мы наиболее страдаем, мы не должны говорить, что наши страдания слишком велики и чрезмерны. Жив Господь, и ведает Он меру страданий наших, и не попускает нам страдать свыше сил. Мера наших страданий определена и исчислена не в меньшей степени, нежели мера между днем и ночью и мера движения звезд. Усиливаются ли наши страдания, отягощается ли наш крест — растет и сила Божия, как и апостол говорит: Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше (2 Кор. 1:5).

Прежде всего, великое наше утешение — в том, что Господь призывает нас следовать за Ним. И следуй за Мною , — глаголет Господь. Почему Он призывает к сему взявших на себя крест свой? Во-первых, для того, чтобы они не пали и не сломились под тяжестью креста. Такова достойная жалости слабость человеческого естества: и для самого сильного человека слишком тяжек даже самый легкий крест, если нести его без небесной помощи. Посмотрите, в какое отчаяние впадают неверующие при наималейшем ударе! Как они бунтуют против неба и земли от одного игольного укола! Как беспомощно гнутся из стороны в сторону, ища опоры и защиты в пустоте мира сего, хотя и считают весь мир одной отчаянной пустотой, не могущей дать им ни опоры, ни защиты! Потому Господь призывает нас идти за Ним. Ибо, только идя за Ним, мы сможем понести крест свой. В Нем найдем мы силы, храбрость и утешение. Он будет для нас светом на темном пути, здравием в болезни, другом в одиночестве, радостью в скорби и богатством в нищете. Болящему телесно оставляют горящий свет на всю ночь. И в ночи жизни сей нам необходим негасимый свет Христов, который будет умягчать нашу боль и поддерживать надежду на рассвет.

Другая причина, по коей Господь требует, чтобы мы шли за Ним, точно так же важна, как и первая, и касается цели добровольного отвержения себя и несения креста своего. И многие наружно отвергались себя, дабы еще более возвыситься в мире сем. Многие налагали на себя бесчисленные труды и подвиги только для того, чтобы люди восхищались ими и прославляли их. Многие так поступали и поныне поступают, главным образом в языческих народах, для приобретения чрез то некоей колдовской, магической силы, чтобы с ее помощью властвовать над людьми, вредить одним и приносить пользу другим; и всё сие — из пустого личного славолюбия и корыстолюбия. Такое самоотвержение — никакое не самоотвержение, а самопревозношение; и такой крест ведет не к воскресению и спасению, а к полной погибели и преданию себя в руки диавола. Тот же, кто со крестом своим следует за Христом, свободен от всякой гордости, от всякого превозношения над другими людьми и от всякого стремления к мирской славе и выгоде. Как больной принимает горькое лекарство не с целью показать, что он может такое горькое лекарство проглотить, но да исцелится; так и истинный христианин отвергается себя, то есть гнушается своего больного естества, берет крест свой на себя как горькое, но спасительное лекарство и идет за Христом, своим Врачом и Спасителем, не ради человеческих похвал и славы, но да спасет душу свою от смертоносного безумия в мире сем и от червя и огня в мире ином.

Читать еще:  Монастырь Святой Екатерины

Из книги святителя Николая Сербского “Беседы на Евангелие”

«Возьми крест свой, и следуй за Мною.» (Мф. 16, 24)

«Возьми крест свой, и следуй за Мною.» (Мф. 16, 24)

Господь сказал ученикам своим: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за мною» (Мф. 16, 24)
Что означает фраза «нести крест свой»? Почему нужно отвергнуться себя перед тем, как начать нести свой крест, и какой смысл заключается в повелении Господнем «следуй за мною»?

Многие люди находятся в заблуждении по поводу несения своего креста по жизни. Кто-то скажет: мой крест – это муж алкоголик, с которым я мучаюсь всю жизнь. Другой считает крестом своим мучавшую его физическую болезнь, а кто-то — вечную нехватку денег, постоянные долги, заботу о престарелом больном родителе. Если во всем этом нет отвержения себя и следования за Христом, то несение такого креста бессмысленно и не приводит человека ко спасению его души. Здесь царит ропот, жалость к самому себе, недовольство жизнью, претензии к Богу, типа такого: «за что меня Бог наказывает?» Здесь проявляется, в основном, ветхая натура не преображенного светом Христовым человека.

Крест человека является продолжением креста Христова, на котором Спаситель все уже совершил для нашего с вами спасения. Он заплатил Своей жизнью за наши грехи. Он понес наши болезни и немощи на Себе, забрал все наши проклятия.

Он обнищал ради нас, чтобы мы обогатились Его нищетою.

Личный крест является инструментом для достижения царства небесного, универсальным орудием умерщвления ветхой греховной природы человека, унаследованной от Адама, и облачением в новые одежды небесного человека, во всем подобного Христу. Без этого никто не сможет достичь царства небесного.
Основные этапы достижения царства небесного.

Отвергнуться себя

Что это значит? Человек по натуре эгоцентричен, т.е. свое «я» ставит на первое место. К примеру: «я специалист в области юриспруденции». Другими словами: «я окончил юридический факультет, обладаю знаниями и опытом в этой области. Это мое достижение в жизни. Я неплохо зарабатываю, обеспечиваю свою семью, у меня надежные связи. Не делаю никому зла. Бог доволен мною…» Видно из этого, что человек гордится собой, считает, что он своими силами достиг своего положения, и он достоин уважения со стороны других людей. Знакомая картина, не правда ли? И это нормально с человеческой точки зрения, но это не приводит человека в царство небесное. Почему? Да потому, что человек остался прежним со своей Адамовой природой, грешной и обреченной на уничтожение. Он не отверг себя, свое «Я». Да и не в состоянии совершить это своими человеческими усилиями, сколько не применял бы усилий к этому. Человеку надобно родиться свыше посредством веры в искупительную жертву Христа. Для этого необходимо умереть для своего «я», чтобы воскреснуть для новой жизни во Христе. Здесь нужен крест, т.е. распятие всех своих амбиций, гордости, человеческих желаний, помыслов. Необходимо полностью отрешиться от своего накопленного опыта, знаний, природных дарований, но все подчинить Христу, поставив Христа на первое место. Другими словами, свергнуть идола, самого себя. Это процесс всей жизни.

Взять крест свой.

Что это значит?

Это значит — со смиренным сердцем принять в свою жизнь все преходящие испытания, скорби, болезни, удачи и неудачи, взлеты и падения, принять, как ниспосланное Богом для совершения дела спасения души человеческой. Принять без ропота и сомнения, с верою, что Бог делает все во благо человеку.

Крест свой – это полное послушание Слову Божьему, Его святым заповедям, послушанию, даже до смерти, при необходимости.

Крест свой – это готовность умереть за ближнего своего.

Крест свой – это сделаться слугой для других людей, делая это как для Господа.

Крест свой – это молитвенное бдение, постоянное смирение плоти в угоду духу, благочестивая жизнь в обществе.

Несение креста своего без полного отречения от себя (отвержения) не имеет смысла, так как одно с другим неразрывно и взаимосвязано.

На своем кресте в течение всей жизни мы распинаем свою плоть со страстями и похотями, чтобы умертвить тело греха и дать место новому человеку во Христе Иисусе.

Наглядная иллюстрация. Зерно, брошенное в землю должно умереть, чтобы принести плод. Если оно не умрет, то плода не будет. Зерно – это то, что мы сеем – свою греховную, тленную натуру, чтобы умерев для греха, возродиться в новом человеке, подобном Христу.

Еще пример: метаморфоза превращения гусеницы в прекрасное новое творение – бабочку. Гусеница – образ нашей ветхой природы. Бабочка – прообраз нашего духовного нетленного человека во Христе.

Нести свой крест – это определенный труд, производимый человеком по вере в Иисуса Христа. Любой труд всегда предопределяет конкретные усилия по достижению результатов, тем паче – несение креста своего требует принесения себя на жертвенный алтарь для Бога, потому что «царство небесное силою берется, и применяющий усилие восхищает его». (Матф.11:12)
Следуй за мною

Что значит фраза «следуй за мною»?

Совершенно бесполезно нести крест свой без следования за Христом. Попробую прокомментировать свою мысль.

Есть немало так называемых подвижников, которые думают, что честно несут свой крест, но фактически они только обманывают самих себя. Многие занимаются самосовершенствованием, чтобы улучшить свой характер, привести себя в смиренное состояние духа, искоренить в себе дурные привычки, истязают себя несением определенных служений в поместной церкви, тем самым пытаясь заслужить у Бога одобрение добрыми делами. Это есть глубочайшее заблуждение и тупиковый путь. Богу не нужны наши дела, совершаемые нами в целях задобрить Его и заслужить спасение. Это дела самоправедности, а не веры. Человек как бы говорит Богу: «вот я много тружусь для Тебя, делаю добро людям, постоянно работаю над своим характером, запиши, Господи, мне в актив это…» В глубине души такой человек надеется, что угождает Богу. Фактически, он пытается собственными усилиями достичь царства небесного, игнорируя тот факт, что Сын Божий претерпел за него на кресте и все уже совершил для его спасения. Не требуется больше человеку зарабатывать свое спасение, ему надо просто верить в искупительную жертву Христа и позволить Христу быть главным во всей его жизни, а дела, лишь следствие посвящения Христу. Такой человек все еще руководствуется своим «я», он еще не до конца умер для своей плоти. Он все еще в суете. Все его дела — есть лишь скрытое тщеславие и самообольщение.

Следовать за Христом – значит жить по закону Христа, действовать в соответствии с требованиями Христа, служить в церкви в соответствии с повелением Святого Духа, данного каждому верующему. Следование за Христом – это полная капитуляция своего «я» и предоставление всех своих органов чувств, помышлений и самого тела в послушание Христу.

Вспомните двух разбойников, распятых вместе со Христом. Оба они приняли свой крест, но не оба последовали за Христом. Один из них, вися на кресте, поносил и хулил Сына Божьего, а другой, увещевая приятеля, покаялся, уверовав в Сына Божьего. Из Библии видно, что второй разбойник получил обещание Спасителя: «И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.» (От Луки 23:43) Он просто уверовал и последовал за Христом.

Следование за Христом – это полное отречение от воли своей. Это полное повиновение Богу.

Крест кажется нелегким до тех пор, пока пребывает крестом своим. Когда же личный крест преобразится в крест Христов, то становится легким. «Иго Мое благо, и бремя Мое легко есть, сказал Господь» (Мф.11, 30).

Крест свой изменяется в крест Христов в следующих случаях:

1. Ученик Христа проносит его с полным осознанием греховности себя, нуждающейся в искоренении.

2. Несет его с благодарностью и славословием Христа.

В итоге ученик получает великое утешение, которое делается источником непостижимой радости и мира, благодатно наполняющих его дух, разум, чувства и само тело.

Терпеливое несение своего креста есть истинное покаяние.

Благодаря Кресту Христову ученик возносится от земли, помышляя о горнем, сердцем и умом пребывая на небе и созерцая красоту царства Божия.

Спасибо Господу за Его Отцовскую неизреченную любовь и долготерпение ко всем чадам Своим. Аминь.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Что значит взять крест свой и нести его?

Мир Вам, брат Николай!

Вы имеете в виду слова Иисуса Христа:
«Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его.»
(От Матфея 16:24-27)

Мне нравится следующее объяснение этого отрывка:

«Иисус объяснил Своим ученикам, что Его жизнь в самоотречении является примером того, какой должна быть и их жизнь. И, созвав к Себе находившийся поблизости народ, сказал: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною». Крест напоминал о власти Рима; он был орудием наиболее жестокой и унизительной смерти. Самые презренные преступники должны были нести свой крест на место казни, и часто, когда его возлагали на их плечи, они отчаянно сопротивлялись, пока их насильно не привязывали к нему. Но Иисус повелел Своим последователям взять свой крест и следовать за Ним. Его слова, смутно понимаемые учениками, призывали к смирению с самым горьким унижением и покорности вплоть до смерти во имя Христа. Невозможно выразить полное самоотречение лучше, чем этими словами Спасителя. Все это Он принял на Себя ради людей. До тех пор пока мы были потеряны, для Иисуса не было радости на небе. Он покинул небесную обитель, чтобы претерпеть поношения, и оскорбления, и постыдную смерть. Он, обладающий бесценными сокровищами неба, стал нищим ради нас, чтобы мы обогатились Его нищетою. Мы должны идти тем путем, которым шел Он. Любить людей, за которых умер Христос, означает распять свое «я». Тот, кто является чадом Божьим, должен смотреть на себя как на звено в цепи, спущенной для спасения мира. Он должен быть един со Христом в Его плане спасения и идти вместе с Ним искать и спасать погибших. Христианину всегда надлежит помнить, что он посвятил себя Богу и должен своим характером открыть Христа миру. Самопожертвование, сострадание, любовь, явленная в жизни Христа, должны стать очевидными в жизни соработников Бога. «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее». Себялюбие — это смерть. Ни один орган нашего тела не мог бы существовать, если бы его деятельность ограничивалась собою только. Если бы сердце не посылало живоносную кровь руке и голове, они бы быстро ослабли. Так и любовь Христа, подобно крови в организме, проникает в каждую часть Его таинственного тела. Мы все зависим друг от друга, и та душа, которая отказывается давать, должна погибнуть. «Какая польза человеку, — сказал Иисус, — если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?»
(с) Елена Уайт «Христос — Надежда мира»

Читать еще:  Старицкому Свято-Успенскому монастырю исполняется 900 лет

О несении креста и следовании за Христом

Иерей Николай Булгаков, настоятель храма Иконы Божией Матери Державная:

Нести крест свой – это значит выбирать не то, что получается, не то, что легче, а то, что лучше. То, что Богу угодно, то, что по совести, то, что приносит пользу ближнему.

Несение креста – это дело прежде всего внутреннее. Господь больше всего обличал внешнее, показное благочестие, фарисейство. Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21). Разбойников было два со Спасителем на Голгофе, физически они страдали одинаково, а главное – вера, смирение, покаяние – то есть спасение – было внутри.

Можно нести свой крест в мыслях, в чувствах. Это очень важная часть нашей духовной жизни – борьба с помыслами. Не осуждать никого даже в мыслях, а молиться. Не распускаться, не капризничать, не раздражаться, а терпеть. Не ругать даже погоду, не сердиться даже на неодушевленные предметы, на узелки, например, которые приходится иногда развязывать на ботинках, а они почему-то не развязываются, а ты, как всегда, опаздываешь: «Ну что ж, вот и слава Богу, это мне упражнение на терпение, для души это лучше, полезнее, чем когда всё идет без сучка без задоринки».

Не обижаться, а принимать укоры и каяться. Не говорить лишнего, а молчать. Не упрямиться, а уступать. Не унывать, а радоваться. Выбирать все время, постоянно благую часть, которая не отымется (Лк. 10, 42), уйдет с нами в будущую жизнь.

Когда мы не злимся, не даем сдачи, не огрызаемся, не надуваемся, даже не думаем ничего в свою защиту, не осуждаем про себя никого, когда мы страдаем, терпим – пусть даже самое малое, — это очень много. Мы не оставляем своего креста. Мы живем. Каждый миг этого страданья – это как чистое золото души, как драгоценные крупицы святости — жизни христианской, евангельской, небесной – уже на земле.

Жаль, что мы помолчим-помолчим – а потом всё и выскажем. Потерпим-потерпим, — а потом сорвемся. Вроде не думаем, не осуждаем, изо всех сил стараемся во всем видеть хотя бы долю своей вины, — а потом опять накатывают старые и новые обиды, и жалко себя, и так очевидны немощи ближнего… И – бросили терпеть, и не думать, не говорить, и все труды насмарку, все одним махом разрушено, креста уже нет.

Возгордился – и сошел со креста. Осудил – и сошел со креста. Бросил терпеть – и сошел со креста. Можно очень долго терпеть, а потом сойти со креста мгновенно.

Дьявол, конечно, все время хочет сделать так, чтобы мы сошли со креста. Так и Спасителю говорили: Сниди со Креста (Мф. 27, 40). Всё для этого делает: лишь бы только раздражились, осудили, ослабили, оставили пост, молитву, хранение ума, сердца, языка…

Кайся – и снова бери крест. Другого пути нет.

Несение креста – как сама жизнь – может быть только постоянным. Поэтому апостол Павел заповедовал нам: Всегда радуйтеся. Непрестанно молитеся. О всем благодарите (1 Сол. 5, 16-18).

Крест можно нести только с Божией помощью.

Потому Батюшка Николай Гурьянов просил:

Господи, помилуй, Господи, прости,

Помоги мне, Боже, крест мой донести.

Крест нужно донести до конца. Претерпевый до конца, той спасен будет (Мф. 10, 22).

Верный в мале, и во мнозе верен есть (Лк. 16, 10). Жизнь протекает в мелочах вроде бы, но сам выбор – это главное в течении нашей жизни. Из этого выбора она вся и составляется – как из минут составляются годы и вся жизнь, это и определяет ее качество.

Благой выбор – это путь жизни. Когда мы несем свой крест, мы действительно живем, мы идем путем Жизни Вечной. Крест – это путь на Небо. Крест – Животворящий.

Быть верным своему кресту бывает очень трудно. Даже когда требуется малое наше страдание – например, промолчать на какую-то напраслину, на недоверие, на холодность, равнодушие, раздражение, или ответить спокойно, доброжелательно, – бывает трудно. Проглотить, потерпеть. Не физическое страдание – а всего лишь вот такое страдание души – оно может быть очень велико, даже если речь не идет о чем-то важном: какая-то обидная, может быть очень обидная (для нас) мелочь (если смотреть на нее со стороны). Это незлобие – это несение креста.

Но даже если и «клевета ядовитая» (по Лермонтову), даже если явная несправедливость: тебе, допустим, приписали какие-то низкие намерения, которых у тебя не было, у тебя были даже какие-то высокие соображения – и это можно стерпеть, понести как крест, как страдание, остаться яко нем не отверзаяй уст своих (Пс. 37, 14). Смириться, сказать себе: а разве не было такого, что ты думал нечто дурное, а никто об этом и не догадался? Да сколько угодно! Но эта несправедливость тебя устраивала? Понеси и другую. Разве не было такого, что ты когда-то думал, говорил о ком-то, воспринимал кого-то хуже, чем они есть? Наверняка это было, теперь ты можешь почувствовать, каково им это было.

Даже предательство, любой чужой грех можно понести по-христиански, обратив на себя: вот какую боль причинял я, делая так, и еще хуже, ближнему.

Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов (Гал. 6, 2).

Ни один человек не относится к тебе хуже, чем ты есть, потому что ни один человек не заглядывал, не мерил твою бездну греховную – один Господь о ней знает. Какая же любовь Божия: знать это всё про нас, до дна – и все таки любить нас куда больше, чем мы любим друг друга, терпеть, прощать без конца… Страдать за нас! И прежде всего – страдать от нашей нелюбви: к Богу, друг к другу, от нашей безграничной неблагодарности.

Крест – это правда, это мудрость. Грех, гордость – это принятие дьявольской лжи, это глупость.

Крест – это то, что выше всех земных соображений, земной справедливости. Он поднимается и нас поднимает над землей. До него тянуться надо. Крест – это чудо, это неземное на земле, в самых простых обстоятельствах, в посте. Это небесные плоды земных усилий.

Страсти невозможно уговорить, убедить, ущипнуть – можно только плоть распять со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24).

Страсть чревоугодия распинается постом. Гордость – смирением, терпением. Это мучительно для гордости. Но иначе с ней не справиться. Только несением креста.

Без поста, без креста нет истинной веры.

«Русский народ – один из тех немногих народов, которые любят сущность христианства, крест, — писал французский историк Леруа-Волье, — он не разучился ценить страдание; он воспринимает его положительную силу, чувствует действенность искупления и умеет вкушать его терпкую сладость».

Радости, удовольствия, комфорт, которые в наше время возведены в ранг высших ценностей жизни, — они ведь на самом деле ничего не стоят, они ничего не создают, они потребляются – и всё. А создает, строит жизнь несение креста, препятствует распространению зла, именно оно не дает ему хода – тем, что не дает сдачи, не передает зло дальше, не умножает его, а гасит в себе, страдая.

Отвергнуться себя, взять крест свой (Мк. 8, 34) – этот евангельский призыв – это важнейшая тайна жизни, открытая нам Господом. Господь, Творец жизни, открыл нам, как она Им устроена. Истина эта не очевидна для нас, грешных людей, она противоположна тому, что видится снаружи, тому, что видит плотское мудрование, так называемый «здравый смысл».

Об этом знает Господь, ее Создатель. И Он говорит нам, что когда человек заботится о приобретении благ, душа его, то есть он сам, беднеет, пустеет, остается ни с чем. Но вот когда мы отвергаемся себя, преодолеваем, отдаем что-то, забывая о себе, не считаем, что «имеем право на свой кусочек счастья», не думаем о человеческой «справедливости» (недостижимой для нас в силу нашего неведения – несравнимости для нас людей), — то тогда с душой происходит чудо, открытое нам Господом: душа обогащается, наполняется, оживает, крепнет, светлеет, приближается к Богу. Мы несем свой крест – и потому уподобляемся Спасителю, наш малый крест соединяется с непобедимым Крестом Господним, таинственно берет его силу.

То есть всё происходит наоборот по отношению к тому, как видит жизнь мiр сей, прелюбодейный и грешный (Мк. 8, 38). Он страдает от эгоизма – и на него-то и надеется, за него-то и держится, никак не хочет, не решается от него отвергнуться. Боится, что потеряет себя. И теряет все больше и больше. Бояться не нужно, раз Сам Господь призывает нас к этому. Он – податель всякого блага. Он поможет. Будь что будет. Великое дело – решимость. Не бойся потерять – найдешь.

Отвержение себя – это тайна любви. Любовь – это тайна. Настоящая любовь – это самопожертвование: другой для тебя важнее, чем ты сам. И тогда-то и начинаешь по-настоящему быть. Без любви тебя нет в этом мiре, ты замкнут на себе, ты потребитель. Без любви нет человека, нет семьи, нет Церкви, нет страны. Любовь – это жизнь, без любви ее нет, жизнь не имеет никакого смысла.

Пост учит нас отвергаться себя, не делать всё только для себя, для своего удовольствия, по-своему, не потакать себе даже по мелочам, начиная с выбора блюд. Не отвлекаться на всякие ненужности – например, посмотреть, кто идет за окном (какая разница? Ну, допустим, Павел Иванович Чичиков – тебе какое дело?)

Пост вроде бы отнимает у нас что-то: этого не ешь, того не делай… А на самом деле он куда больше нам дает – причем, самое главное: укрепляет душу, учит ее отвергаться себя. И мы потом опытно открываем для себя, как много дает это святое время. Как говорил мудрый Гоголь, еще в Петербурге воспевший Великий пост: «Я своих скорбных минут ни за какие счастливые не отдам».

Это можно даже детям объяснять: когда ты сам съел яблоко или конфету, – порадовался твой рот, твое тело. Но когда ты отдал, подарил яблоко или конфету другому, даже если тебе самому хотелось бы это съесть, – порадовалась твоя душа. А душа наша важнее, чем тело, и радости ее выше, радостнее. Душа – главное в нас.

Пост – Великий не только по продолжительности, но и по своему духовному содержанию, по своей духовной глубине. Крест открывает нам суть поста: это очень малое, совсем посильное для нас лишение, но по сути – участие в великом: в страданиях Спасителя.

Высшее страдание, драгоценнее всех человеческих страданий, и самых острых, как страдание оскорбляемой любви (например, любви матери, оскорбляемой детьми), – это страдание Спасителя, несоизмеримое ни с каким нашим, человеческим страданием, даже самым сильным.

Страдания ребенка за родителей. Страдание невиновного за виноватого. Страдание чистого за грехи грешника. Страдание родителей, видящих, как их дети делают глупости, от которых потом будут страдать… Таковы наши отношения с Богом постоянно, только неизмеримо сильнее.

Как же нам нужно благоговейно лобызать Крест Господень – Крест Его страдания за нас, страдания чистейшего, непостижимого, не смешанного ни с чем греховным, ни с какой нашей человеческой слабостью души.

Крест выносится нам на поклонение посреди поста – напоминая и о том, что пост – это подвиг, и о том, что впереди – Воскресение

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector