0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Зачем Господь попускает беды? Главная цель

Православная Жизнь

Чему хочет научить людей Спаситель, объясняет митрополит Антоний (Паканич).

Над всем в этом мире находится Бог. Без Его воли ничего не происходит. Он попускает страдания для изменения наших сердец, врачует скорби, благословляет нас, наполняет Своей любовью.

Весь мир в Божьих руках. Жизнь каждого из нас принадлежит Господу, и Он решает, какой ей быть, предлагая человеку единственно правильный путь. Если же мы отказываемся от благословенного Богом предложения, не слушаемся, противоречим, то происходит необходимая корректировка – в нашу жизнь приходят скорби.

Господь может сохранить человека от любого несчастия, но для нашего же спасения Бог попускает испытания. «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены» (Мф. 10:29).

Спаситель желает научить нас презирать беды, игнорировать их, потому что в этом и состоит избавление от бед. «Итак, если Бог и знает все происходящее, и может сохранить вас, и хочет, то каким бы вы ни подвергались страданиям, не думайте, что страдаете потому, что Бог оставил вас. Он не хочет избавить вас от бед, но хочет заставить вас презирать беды, потому что в этом-то и состоит настоящее избавление от бед» (свт. Иоанн Златоуст).

И вот когда мы научимся не обращать внимания на бури и несчастья, все беды в жизни закончатся, они просто перестанут нас волновать и брать над нами верх. Над всем будет стоять Живой Бог. Превыше всего будет добровольное послушание Его воле.

Беспрекословное следование воле Божией позволяет жить в гармонии с собой, Творцом, людьми, а следовательно, быть счастливым. Никакие ненастья не смогут сбить с пути, потому что наши дни щедро наполнены милостями Божьими, Его заботой.

Человека, живущего Богом, ничего не может смутить, сильно расстроить. Все его чаяния и надежды – в Боге, смысл жизни – в Нем, упование на Его силу и помощь, все мысли наполнены Божественными словами и отражают Небо. Бога у нас никто не может отнять. Мы можем только сами от Него отказаться.

Человек, любящий Бога, не борется с миром, не живет им, он видит все вокруг через призму Божественной красоты, которая усиливает красоту земную и преображает все дурное.

Зрение любящего Бога иное, нежели у человека, отключенного от Источника Жизни.
Бог наполняет пространство вокруг любящих Его сердец Своим особенным светом, и такой человек постоянно находится как бы в ином измерении, сотканном из нежнейшего света, красок, чистейших звуков и запахов. Он купается в Божией любви и благости, радуется каждому дню, потому что наполнен Богом и Его светом.

Любящие Бога блаженны. Они питаются Небесным Хлебом и живут, постоянно обращая свой духовный взор и ум к Богу.

Жизнь с Богом прекрасна и удивительна. Все напасти не властны над любящим Бога. Любящим Бога все содействует ко благу.

Спасение наше в Божьих руках. Пришло время осознать это и впустить Бога в свою жизнь. Не следует зацикливаться на проблемах и бедах, они не должны захватить нас, у нас Один Господин – Господь наш Иисус Христос.

Жизнь жительствует! Христос Воскресе!

Записала Наталья Горошкова

Нисхождение во ад. Почему Бог попускает страдание и смерть?

Из «Записок московского священника». Впервые опубликовано в газете «Русская мысль».

За последний день я навестил трех больных: Клару (Марию), Андрюшу и Валентину. Все трое погибают — тяжело и мучительно. Клара уже почти бабушка, крестилась недавно, но можно подумать, что всю жизнь прожила в Церкви — так светла, мудра и прозрачна. Андрюше — 25 лет, а сыну его всего лишь год. За него молятся десятки, даже, наверное, сотни людей, достают лекарства, возят на машине в больницу и домой, собирают деньги на лечение — а метастазы повсюду. И этот день не какой-то особенный, так каждый день.

Прошло полдня. Умерла Клара. Умерла Валентина. В Чечне погибло шесть российских солдат — а сколько чеченцев, не сообщают… Умерла Катя (из отделения онкологии) — девочка с огромными голубыми глазами. Об этом мне сказали прямо во время службы.

Легко верить в Бога, когда идешь летом через поле. Сияет солнце, и цветы благоухают, и воздух дрожит, напоенный их ароматом. «И в небесах я вижу Бога» — как у Лермонтова. А тут? Бог? Где Он? Если Он благ, всеведущ и всемогущ, то почему молчит? Если же Он так наказывает их за их грехи или за грехи их пап и мам, как считают многие, то Он уж никак не «долготерпелив и многомилостив», тогда Он безжалостен.

Бог попускает зло для нашей же пользы либо когда учит нас, либо когда хочет, чтобы с нами не случилось чего-либо еще худшего — так учили еще со времен средневековья и Византии богословы прошлого, и мы так утверждаем следом за ними. Мертвые дети — школа Бога? Или попущение меньшего зла, чтобы избежать большего?

Если Бог все это устроил, хотя бы для нашего вразумления, то это не Бог, это злой демон, зачем ему поклоняться, его надо просто изгнать из жизни. Если Богу, для того чтобы мы образумились, надо было умертвить Антошу, Сашу, Женю, Алешу, Катю и т.д., я не хочу верить в такого Бога. Напоминаю, что слово «верить» не значит «признавать, что Он есть», «верить» — это «доверять, вверяться, вверять или отдавать себя». Тогда выходит, что были правы те, кто в 30-е годы разрушал храмы и жег на кострах иконы, те, кто храмы превращал в дворцы культуры. Грустно. Хуже, чем грустно. Страшно.

Может быть, не думать об этом, а просто утешать? Давать тем, кому совсем плохо, этот «опиум для народа», и им все-таки хотя бы не так, но будет легче. Утешать, успокаивать, жалеть. Но опиум не лечит, а лишь на время усыпляет, снимает боль на три или четыре часа, а потом его нужно давать снова и снова. И вообще страшно говорить неправду — особенно о Боге. Не могу.

Господи, что же делать? Я смотрю на твой крест и вижу, как мучительно Ты на нем умираешь. Смотрю на Твои язвы и вижу Тебя мертва, нага, непогребенна… Ты в этом мире разделил с нами нашу боль. Ты как один из нас восклицаешь, умирая на своем кресте: «Боже, Боже мой, почему Ты меня оставил?» Ты как один из нас, как Женя, как Антон, как Алеша, как, в конце концов, каждый из нас, задал Богу страшный это вопрос и «испустил дух».

Если апостолы утверждают, что Иисус умер на кресте за наши грехи и искупил их Своею кровию, то мы выкуплены (см. 1Кор 6,20; а также 1Петр 1,18-19), значит, мы страдаем не за что-то, не за грехи — свои, родительские, чьи-то. За них уже пострадал Христос — так учат апостолы, и на этом зиждется основа всего их богословия. Тогда выходит, что неизвестно, за что страдаем мы.

Тем временем Христос, искупивший нас от клятвы законныя честнОю Своею кровию, идет по земле не как победитель, а именно как побежденный. Он будет схвачен, распят и умрет мучительной смертью со словами: «Боже, Боже мой, почему Ты меня оставил?». Его бросят все, даже ближайшие ученики. Его свидетелей тоже будут хватать и убивать, сажать в тюрьмы и лагеря. Со времен апостолов и вплоть до Дитриха Бонхоффера, матери Марии и Максимилиана Кольбе, вплоть до тысяч мучеников советского ГУЛАГа.

Зачем все это? Не знаю. Но знаю, что Христос соединяется с нами в беде, в боли, в богооставленности — у гроба умершего ребенка я чувствую его присутствие. Христос входит в нашу жизнь, чтобы соединить нас перед лицом боли и беды в одно целое, собрать нас вместе, чтобы мы не остались в момент беды один на один с этой бедой, как некогда остался Он.

Соединяя нас в единое целое перед лицом беды, Он делает то, что никто другой сделать не в силах. Так рождается Церковь.

Что мы знаем о Боге? Лишь то, что явил нам Христос (Ин 1,18). А он явил нам, кроме всего прочего, и свою оставленность Богом и людьми — именно в этой оставленности Он более всего соединяется с нами.

Грекам, а вслед за ними и римлянам всегда хотелось все знать. На этом основана вся античная цивилизация. Именно на этой неуемной, бурлящей и неутомимой жажде знания. И о Боге, когда они стали христианами, им тоже захотелось знать — может Он все или нет. Отсюда слово «Всемогущий» или Omniрotents, один из эпитетов Юпитера в римской поэзии, которым очень любит пользоваться в своей «Энеиде» Вергилий. А Бог «неизречен, недоведом, невидим, непостижим» (это мы знаем не из богословия, нередко попадавшего под влияние античной философии, а из молитвенного опыта Церкви, из опыта Евхаристии — не случайно же каждый священник непременно повторяет эти слова во время каждой литургии), поэтому мы просто не в состоянии на вопрос «Может ли Бог все?» — ответить ни «да», ни «нет». Поэтому, кто виноват в боли, я не знаю, но знаю, кто страдает вместе с нами — Иисус.

Как же понять тогда творящееся в мире зло? Да не надо его понимать — с ним надо бороться. Побеждать зло добром, как зовет нас апостол Павел: больных лечить, нищих одевать и кормить, войну останавливать и т.д. Неустанно. А если не получается, если сил не хватает, тогда склоняться перед Твоим крестом, тогда хвататься за его подножие как за единственную надежду.

«Бога не видел никто никогда». И только одна нить соединяет нас с Ним — человек по имени Иисус, в Котором вся полнота Божия пребывает телесно. И только одна нить соединяет нас с Иисусом — имя этой нити любовь.

Он умер на кресте как преступник. Мучительно. Туринская плащаница со страшными следами кровоподтеков, со следами от язв, по которым современные патологоанатомы в деталях восстанавливают клиническую картину последних часов жизни Иисуса — вот действительно подлинная святыня для ХХ века. Весь ужас смерти, никем и никак не прикрытый! Посмотрев на картину Гольбейна «Мертвый Христос», герой Достоевского воскликнул, что от такой картины можно веру потерять. А что бы он сказал, если бы увидел Туринскую плащаницу, или гитлеровские концлагеря, или сталинщину, или просто морг в детской больнице в 1995 году?

Что было дальше? В начале 20-й главы Евангелия от Иоанна мы видим Марию Магдалину, потом апостолов Петра и Иоанна и чувствуем пронзительную боль, которой пронизано все в весеннее утро Пасхи. Боль, тоску, отчаяние, усталость и снова боль. Но эту же пронзительную боль, эту же пронзительную безнадежность, о которых так ярко рассказывает Евангелие от Иоанна, я ощущаю всякий раз у гроба ребенка… Ощущаю и с болью, сквозь слезы и отчаяние, верю — Ты воистину воскрес, мой Господь.

Пока писался этот очерк, умерла Клара, затем Валентина Ивановна, последним умер Андрюша — еще три гроба. Один мальчик признался мне на днях, что не верит в загробную жизнь и поэтому боится, что он плохой христианин. Я возразил ему на это, что трудности с восприятием того, что касается жизни за гробом, свидетельствуют как раз об обратном — о честности его веры.

И вот почему. Один, причем не очень молодой, священник как-то сказал мне, что ему очень трудно судить о смерти и учить своих прихожан не бояться ее, поскольку он сам никого из людей по-настоящему близких никогда не терял. Честно. Очень честно. И очень верно. Мне всегда страшно смотреть на вчерашнего семинариста, который важно и мягко, но чуть-чуть свысока втолковывает матери, потерявшей ребенка, что на самом деле это хорошо, что Бог так благословил, и поэтому слишком уж убиваться не надо.

«Бог не есть Бог мертвых, но живых. Ибо у Него все живы»,- да, об этом говорит нам Христос в своем Евангелии (Лк 20,38). Но для того, чтобы эта весть вошла в сердце, каждому из нас необходим личный опыт бед, горя и потерь, опыт, ввергающий нас в бездну настоящего отчаяния, тоски и слез, нужны не дни или недели, а годы пронзительной боли. Эта весть входит в наше сердце — только без наркоза и только через собственные потери. Как школьный урок ее не усвоишь. Смею утверждать: тот, кто думает, что верит, не пережив этого опыта боли, ошибается. Это еще не вера, это прикосновение к вере других, кому бы нам хотелось подражать в жизни. И более: тот, кто утверждает, что верит в бессмертие и ссылается при этом на соответствующую страницу катехизиса, вообще верит не в Бога, а в идола, имя которому — его собственный эгоизм.

Вера в то, что у Бога все живы, дается нам, только если мы делаем все возможное для спасения жизни тех, кто нас окружает, только если мы не прикрываем этою верой в чисто эгоистических целях, чтобы не слишком огорчаться, чтобы сражаться за чью-то жизнь или просто чтобы не было больно.

Но откуда все-таки в мире зло? Почему болеют и умирают дети? Попробую высказать одну догадку. Бог вручил нам мир («Вот я дал вам» — Быт 1,29). Мы сами все вместе, испоганив его, виноваты если не во всех, то в очень многих бедах. Если говорить о войне, то наша вина здесь видна всегда, о болезнях — она видна не всегда, но часто (экология, отравленная среда и т.п.). Мир в библейском смысле этого слова, мир, который лежит во зле, т.е. общество или мы все вместе, вот кто виноват.

В наших храмах среди святых икон довольно заметное место занимает «Нисхождение во ад» — Иисус на этой иконе изображен спускающимся куда-то в глубины земли, а вместе с тем и в глубины человеческого горя, отчаяния и безнадежности. В Новом Завете об этом событии вообще не говорится, только в Апостольском символе веры есть об это два слова — descendit ad inferos («спустился во ад»), и довольно много в наших церковных песнопениях.

Читать еще:  Для чего нужны священники?

Иисус не только страдает сам, но и спускается во ад, чтобы там разделить боль других. Он всегда зовет нас с собою, говоря нам: «По мне гряди». Часто мы стараемся, действительно, идти вслед за ним. Но тут…

Тут мы стараемся не видеть чужой боли, зажмуриваем глаза, затыкаем уши. В советское время мы прятали инвалидов в резервациях (как, например, на Валааме), чтобы никто их не видел, как бы жалея психику своих соотечественников. Морги в больницах часто прятали на заднем дворе, чтобы никто никогда не догадался, что здесь иногда умирают. И проч., и проч. Мы и теперь, если считаем себя неверующими, пытаемся играть со смертью в «кошки-мышки», делать вид, будто ее нет, как учил Эпикур, отгораживаться от нее и т.д. Иными словами, чтобы не бояться смерти, используем что-то вроде анальгетика.

Если же мы считаем себя верующими, то поступаем не лучше: говорим, что она не страшна, что на то воля Божия, что не надо горевать по усопшему, потому что тем самым мы ропщем на Бога и проч. Так или иначе, но подобно неверующим также отгораживаемся от боли, заслоняем себя от нее инстинктивно, словно от удара занесенной над нами руки, то есть тоже используем если не наркотик, то во всяком случае анальгетик.

Это для себя. А для других мы поступаем еще хуже. Человеку, которому больно, пытаемся внушить, что это ему только кажется, причем кажется, ибо он Бога не любит и т.д. и т.п. А в результате человека, которому плохо, тяжело и больно, мы оставляем наедине с его болью, бросаем одного на самом трудном месте жизненной дороги.

А надо бы просто спуститься с ним вместе в ад вслед за Иисусом — почувствовать боль того, кто рядом, во всей ее полноте, неприкрытости и подлинности, разделить ее, пережить ее вместе.

Когда у моей восьмидесятилетней родственницы умерла сестра, с которой они вместе в одной комнате прожили всю жизнь, примерно через год она мне сказала: «Спасибо вам, что вы меня не утешали, а просто все время были рядом». Думаю, что в этом и заключается христианство, чтобы быть рядом, вместе, ибо утешать можно человека, который потерял деньги или посадил жирное пятно на новый костюм, или сломал ногу. Утешать — это значит показывать, что то, что с кем-то случилось, не такая уж большая беда. К смерти близкого такое утешение отношения не имеет. Здесь оно больше чем безнравственно.

Мы — люди Страстной Субботы. Иисус уже снят с креста. Он уже, наверное, воскрес, ибо об этом повествует прочитанное во время обедни Евангелие, но никто еще не знает об этом. Ангел еще не сказал: «Его здесь нет. Он воскрес», об этом не знает никто, пока это только чувствуется, и только теми, кто не разучился чувствовать…

Зачем Бог попускает совершаться ужасным страданиям людей?

Однако мы знаем, что в истории человечества происходили и продолжают происходить разные трагические события, такие как холокост, войны, стихийные бедствия, эпидемии, смертельные болезни, ужаснейшие преступления, авиа- и автокатастрофы, которые уносят миллионы человеческих жизней. Причем люди нередко умирали в страшных мучениях. Часто гибнут абсолютно безвинные люди. Их страдания и смерть приносят много горя близким людям.

Зачем (почему) Бог это попускает, особенно — что касается безвинных детей и младенцев?

Проблема несправедливого страдания не нова. Над её разрешением бились философы разных эпох. С этой проблемой сталкивается каждый человек, переживший горе потери близкого человека. Вот именно на это личное горе и стоит обратить внимание. Как бы ни увлекательна была философская проблема «теодицеи» (оправдания Бога), когда душа рвётся на части и жизнь теряет всякий смысл, стройные логические аргументы даже для сугубо рационального человека не лучшее лекарство.

Когда страдание и смерть другого человека становятся для нас проблемой? Тогда, когда мы сами испытываем от этого неподдельную боль. Когда из-за смерти близкого человека рушится наш привычный мир, когда кажущаяся нам вопиющей несправедливость разрушает ценностную основу нашей жизни – веру или этические убеждения. Далеко не каждая несправедливость в мире вызывает у нас такую реакцию. Можно сидя в кафе за чашкой капучино «воздохнуть» об умирающих в это время от голода африканских детях, но, допив кофе, мы вернёмся к своей привычной жизни. Но если вдруг кто-то узнает, что его ребёнка насмерть сбил на тротуаре пьяный водитель, его мир перевернётся. И христианину прожить такой личный апокалипсис порой труднее, чем откровенному атеисту. Христианин хорошо знает, что Бог всемогущий, что Его милосердие безгранично, что Его имя Любовь. Но как применить это знание, когда от душевной боли не хочется ни молиться, ни жить?!

Положение верующего в этой ситуации доходчиво описал западный богослов: «Вы никогда не знаете, насколько сильно вы верите во что бы то ни было, пока истинность вашей веры не станет вопросом жизни или смерти. Легко утверждать, что данная веревка достаточно крепкая, если вы собираетесь обвязать ею коробку. Но, предположим, на этой же веревке вам предстоит повиснуть над пропастью. Вот тут-то вы и поймете, насколько вы уверены в крепости вашей веревки». Слишком часто крепости нашей верёвки – веры во Христа – оказывается недостаточно для того, чтобы понять и принять попущенное нам испытание.

Это касается любой беды. Но особенно нам больно, когда дорогой нам человек погибает без видимой нам причины, т.е. безвинно. Одно дело, когда родители скорбят о смерти сына-террориста, и совсем другое, когда отец или мать узнают о смерти своей маленькой дочки от рук маньяка-насильника. Ненависть к убийце, жажда мести доставляют некое душевное удовлетворения, но не помогают ответить на главный вопрос: «За что?».

Первое, что нам необходимо сделать в поисках ответа, это честно признаться себе – мы больше скорбим о себе, а не о погибшем, особенно когда речь идёт о погибшем невинно. Это нам больно, это наш мир опустел, и наша жизнь потеряла краски. И даже если мы тревожимся о посмертной участи погибшего, то эта тревога не является главной составляющей нашего горя. Незаслуженность этой личной боли делает её поистине невыносимой. В нашем сознании очень крепко «сидит» ветхозаветный принцип талиона – «око за око, зуб за зуб», на котором основана вся правовая система. И если я никого не убивал, то по какому праву убивают моего ребёнка?

Один из ярких примеров осознанного бунта – судьба Ивана Карамазова, одного из главных героев последнего романа Достоевского «Братья Карамазовы». Никто из его близких не погиб невинно. Вырос он в православной стране, возле стен известного монастыря. Вырос лишенным родительской любви и, став взрослым, очень озаботился проблемой невинного страдания детей. В то время человечество ещё не познало «чуда» ювенальной юстиции, и дети даже в православном государстве были людьми второго сорта. Родитель был полностью властен в судьбе своего ребёнка, и в случае его насильственной смерти подлежал уголовному наказанию, как за гибель скота!

Анализ документальных фактов страданий и гибели невинных детей поколебало умозрительную, внешне воспринятую веру Ивана. Он добровольно отказался от общения с Богом, попускающим такие невинные страдания, вернул Богу «билет в рай». Бунт кончился тем, что с его ведома его брат убил их отца, после чего Иван сошёл с ума.

Два противоположных примера проживания трагических жизненных обстоятельства мы находим в лице ветхозаветных праведников Авраама и Иова.

История Авраама великого ветхозаветного патриарха, родоначальника богоизбранного народа начинается с его личной встречи с Богом, в результате которой он начинает Богу доверять во всём, даже в том, что полностью противоречит всякой логике, рассудку и любым преставлениям о справедливости. Сначала Авраам, следуя призыву Бога, оставляет место своего комфортного обитания и отправляется в полную неизвестность с одной лишь надеждой на то, что там Бог не только устроит его жизнь, но и подарит ему, престарелому мужу престарелой жены, наследника, от которого произойдёт многочисленный народ. В скором времени после рождения у столетнего Авраама сына Исаака, Бог повелевает именно этот плод обетования принести в жертву.

Зачем? За что? Ведь я всё делал по Твоему повелению? Как же исполнится обетование о многочисленных потомках, если сейчас Исаак умрёт? Мы не знаем, задавал ли себе Авраам эти вопросы, пока вместе с Исааком и слугами в молчании ехал к месту жертвоприношения. И если задавал, то как сам себе на них ответил. Но мы знаем, что его рука с жертвенным ножом не дрогнула, ибо таково было доверие Авраама Живому Богу, с Которым он лично неоднократно встречался. Но Богу не нужна была смерть Исаака – в последний момент ангел отвёл руку Авраама. Богу нужно было, чтобы Авраам свободно сделал мучительный выбор между своими представлениями о справедливости и безграничным доверием Ему.

Здесь мы можем сказать, что Аврааму было легче, чем нам в подобной ситуации. Его – великого праведника – Бог почтил непосредственным общением с Собой. Не даёт нам Писание и никакой информации о внутренней борьбе Авраама перед закланием Исаака. Мы видим человека, безраздельно доверяющего Богу, но не понимаем, как он к этому пришёл. Обрести такое понимание нам поможет библейский рассказ о другом ветхозаветном праведнике – Иове.

Этот ответ вызывает восхищение, но не помогает нам решить проблему боли от несправедливой утраты, ведь нас в горе переполняет, как минимум, уныние, а то и откровенный ропот на Бога. Ответ мы находим в основной части Книги Иова. Дальнейшее поведение Иова после поражения его проказой может со стороны показаться откровенным бунтом против Бога. Он проклинает день своего рождения, не признаёт за собой никакой вины, за которую его можно было бы так наказать. И самое главное – он требует суда с Богом, требует встречи с Ним лицом к лицу. И Бог открывает ему Себя, не отвечая при этом ни на один из поставленных Иовом вопросов о справедливости его страданий.

Но Иову уже и не нужны эти логические ответы! Он встретился с Богом лицом к лицу и больше ему ничего не надо – ни объяснения причин страданий, ни каких-либо за них компенсаций: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов.42:5,6).

В истории Иова и заключается ответ на поставленный вопрос. Нет на него логического ответа. Тайну страдания применительно к делу спасения каждого человека знает только Бог. Только Он видит сердце того, кто погибает без видимой вины, равно как и сердце того, кто остаётся жить, мучаясь болью утраты. Богу можно только довериться во всём, как это сделал Авраам. Но путь к истинному доверию лежит только через личную встречу с Богом в своём сердце. За эту встречу надо дерзновенно бороться на пределе своих сил. Человек, боясь потерять свой жизненный комфорт, часто уклоняется от этой встречи, памятуя, что «страшно впасть в руки Бога живаго!» (Евр.10:31). И только когда вся земная жизнь рушится, неимоверная боль помогает человеку вступить в борьбу. Не с Богом, а за Него, за живое общение с Ним.

Мог бы Бог выбрать другой, не столь экстремальный способ нашего духовного лечения? Мог бы. Богу подвластно всё, но не всегда Он хочет проявлять Свою безграничную власть. Бог захотел и создал человека по своему образу, наделив его богоподобной свободой, свободой служить Богу и уподобляться Ему во всём и свободой творить зло, уподобляясь дьяволу. Нельзя принудительно сделать человека добрым, поскольку тогда он перестанет быть человеком. Нельзя уничтожить только плохих людей в надежде, что хорошие после этого заживут хорошо. Способность творить зло заключена в каждом человеке, даже в невинном новорожденном младенце. И только Бог знает, как она в дальнейшем проявится.

Поэтому уничтожить зло, порождающее страдание, означает стереть человечество с лица земли либо превратить его в стадо совершенно послушных, а потому безгрешных животных. Не Бог источник зла. Человек вслед за Адамом сам распоряжается своей богоподобной свободой во вред всей вселенной. И все люди связаны друг с другом, как в деле спасения, так и в гибельном падении. Великий праведник помогает своей молитвой множеству людей сделать выбор в пользу Бога, а отъявленный злодей своим примером тянет их вслед за собой в ад, который они, опять же, выбирают вполне добровольно.

Непосредственная встреча с Христом снимает все логические вопросы о несправедливом страдании, потому что Он Сам испытал на себе таковые, причём в степени, неизмеримо большей, чем страдания любого внешне невинного человека, поскольку даже новорожденный младенец не лишён общей повреждённости человеческой природы «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Екл.7:20).

Почему Господь посылает трудности?

Сталкиваться с различного рода проблемами приходится каждому из нас. Однако каждый относится к ним по-разному. Одних возникающие проблемы ввергают в состояние подавленности, другие, преодолевая трудности, лишь становятся сильнее, открывая для себя новые возможности. Нередко столкнувшись с жизненными сложностями, мы акцентируем свое внимание на негативных сторонах проблем, не задумываясь, что ее решение может нести благо человеку. Следует помнить, что наша жизнь – испытание, пройти которое должен каждый.

Почему Всевышний посылает нам испытания?

Часто проблема, кажущаяся нам неимоверно сложной в результате ее разрешения открывает нам новую перспективу: хорошую работу, боле благоприятные условия жизни. Преодолевая трудности, мы получаем возможность изменить ситуацию к лучшему, а сама проблема превращается в своеобразный указатель, направляющий нас в нужную сторону.

«Так радуйтесь этому, даже если теперь и приходится, совсем ненадолго, погоревать от разных испытаний. Ведь и золото испытывают огнем, хотя огонь может его и разрушить, а ваша вера драгоценнее золота, и истинность ее должна быть испытана и доказана, чтобы получить похвалу, славу и честь в День, когда явит себя Иисус Христос» Петра 1:6-7

  • Всевышний испытывает нас, посылая трудности

Наш мир далек от совершенства и нашей целью в нем является вовсе не лишенное забот существование. Посылая нам испытания, Господь дает нам возможность стать сильнее. Не познав трудностей, человек не сможет в полной мере оценить дарованные ему блага.

  • Бог посылает нам трудности, дабы уберечь от совершения ошибок
Читать еще:  Человек у перевала. Тинторетто

Зачастую самыми памятными и приносящими пользу являются уроки, извлекаемые нами из испытаний, неудач и боли. Нам дано видеть только саму проблему и испытывать чувства с нею связанные. Господь же видит большее и лучше знает, что именно является для человека лучшим. Посылая нам очередное испытание, Бог не дает нам совершить ошибки, давая возможность обрести бесценный опыт.

«Господь не допустит испытаний, которые были бы вам не по силам, и к тому же во всяком испытании Он даст и выход из него, и силы для его преодоления» (1 Коринфянам 10:13)

Заставляя нас пройти через трудности, Господь открывает нам и пути выхода из сложной ситуации.

Фото: Pixabay.com

  • Посылаемые Господом трудности защищают нас

Порой трудности могут обернуться истинным благом, не дав свершиться опасным для человека событиям. Нередко, чтобы спасти человека от несчастья, Бог посылает ему меньшие невзгоды. Поэтому столкнувшись с проблемой, задумайтесь. Возможно, Господь, таким образом, оградил вас от большей беды. Принятие испытания, преодоление трудностей принесет вам награду и сделает ближе к Богу.

  • Трудности, посланные Богом, делают нас лучше

Как и наш мир, мы тоже несовершенны. Но являясь творением Господа, человек должен стараться стать лучше. Именно различные трудности, встречаемые нами на жизненном пути, заставляют нас оценить добро и воспитывают в нас лучшие качества. Господь желает видеть человека совершенным и испытывает его трудностями. В итоге, каждая последующая проблема закаляет нас, делает более выносливыми, дает опыт и мудрость.

«Братья мои, когда на вашу долю выпадают различные испытания, считайте это великой радостью. Ведь вы знаете, что испытания, которым подвергается ваша вера, вырабатывают у вас стойкость. А стойкость должна привести к достижению цели, к тому, чтобы вы стали зрелыми и совершенными и чтобы не было у вас никаких недостатков… Счастлив человек, который стойко переносит испытания, потому что он, выдержав их, получит венок жизни, обещанный Богом тем, кто Его любит» (Иакова 1:2-4, 12).

Как вытерпеть эти испытания?

Очень сложно искать в себе смирение, когда испытания сыпятся на голову одно за другим. Бороться с этим легче всего, если регулярно посещать церковь и исповедоваться. Также можно найти поддержки у батюшки. И помните о том, что близкие тоже могут оказать вам посильную поддержку.

опять одни красивые слова! те трудности, которые мне послал бог я не выдерживаю, и ухожу из жизни. пусть бог подавится моей жизнью, моей отвратительной судьбой!

Света, не Бог посылает трудности, а социум и люди вокруг нас. Иногда, чтобы Он Вас услышал нужно «докричаться» до Него. Но необходимо делать это по правилам. Мы все и сами не без грехов.

Временные трудности бывают у каждого человека. Надо бороться и жить.

Светлана, почему Вы решили, что только у Вас тяжелая жизнь? Очень много людей с тяжелой судьбой и не кричат, что жизнь несправедлива…. Трудности надо преодолевать….а не рыдать….и не проклинать….

Родительское воспитание абсолютно не при чём! Всё зависит от того какой силой характера бог с первых дней жизни наградит. Одни по этой причине с самого раннего детства и всю свою жизнь волевые, целеустремлённые, храбрые, другие же опять же с самого раннего детства и всю свою жизнь — ТрУсы, нытики, паникёры, хлюпики, абсолютно безвольные, никчемные, невероятно до чего нервные, психованные. И тех и других такими создал бог. Только один создал такими как надо, а над другими решил поиздеваться.

Светлана, уйти это самое легкое. Живи пожалуйста, мы должны жить.

Света, если Вам очень плохо, позвоните мне 8 905 704 98 ноль три, поговорим. Или оставьте свои контакты.

Света, не делайте себе зла. Как бы не было трудно, держитесь. Скорее всего Вам действительно сейчас очень плохо, но и это надо пережить. С такими не хорошими мыслями уходить из жизни нельзя, это будет не конец, а только начало чего-то очень ужасного и причём вечного. Будьте благоразумны. Потерпите, а ещё лучше помолитесь тому Богу, на которого Вы сейчас обижены и Он обязательно Вас услышит и поможет. Всего Вам доброго.

Весьма интересный вопрос. У меня есть предельно лаконичный ответ на этот ответ являющийся единой истинной. Но боюсь что отсутсвие у меня времени, а у множества людей логического мышления не позволит сознанию понять правду.

Мне тоже сейчас очень плохо. Я постоянно работаю над собой. Заставляю себя не ныть, чем то заниматься. Лечилась у психиатра. Пью сейчас антидепрессанты. Очень хочу жить и не огорчать родных и близких. Но с каждым днем это становится все труднее.
Подскажите, как справиться с этой ситуацией? Зашла в какой то тупик, но надежды на выздоровления не теряю. Спасибо, что делитесь советами.

Лена, находилась пол года в вашей ситуации, я так понимаю вы находитесь в депрессии и не можете справиться со своими эмоциями и неврозом. Если так, то мой вам совет немедленно берите себя в руки, а не то приведёт к последствиям, которые в результате стрессов заработала я. У меня на фоне множественный проблем и неприятностей, которые продолжались пол года , развился невроз, постоянно присутствовала тревога и плаксивость. И я всегда думала, что надо взять себя в руки, надо успокоиться, надо продолжать жить и брать только позитивные моменты от жизни. В результате эти неврозы и стрессы привели к онкологии. И довольно таки всё серьёзно. Так что, смотрите на моём примере к чему это всё может привести. Спасает вера в Бога, молитвы. Это успокаивает и умиротворяет. Здоровья вам, не болейте.

Леночка, самое простое, что можно сделать в сложившейся ситуации, когда совсем хреново, нужно на время отрешиться от данной ситуации путем уехать на какое-то время в другое место (к друзьям, в путешествие, ну и т.д.). Взять отпуск и уехать. Если ОН вас предал, то знайте — надо такого забыть. Единожды предав — предаст и далее. Единожды солгав, будет врать и далее. Все пройдет, т.к. время лечит. Это правда жизни. Но это будет для вас опытом

Меня тоже иногда одолевают мысли про уход, когда теряешь всех близких, рядом никого нет, находишься я в другой стране без работы и документов, переносишь несколько операций… Вот уж где реально сложно найти выход

Наташа, здравствуйте! Вы в какой стране? Хотите я буду дружить с вами и поддерживать вас как смогу.

Не пытайтесь найти ответ на этот вопрос, его не существует. Невозможно объяснить почему страдают и уходят из жизни онкобольные дети и очень многое другое.

Света ведь и сам сын божий страдал за наши людские грехи, за ложь, за искушение, и поверь он прошел и не оставил нас, а как ему было тяжело на распятом кресту. Ты даже себе не представляешь какую боль он вынес!

Есть люди не самые хорошие совестливые и порядочные, которые живут как «свиньи в лохани» всю жизнь или почти всю жизнь. И им почему-то никаких трудностей не посылается. А насчёт родни я не согласна, её помощи. У меня мать умерла, когда мне мне 18 лет было. Было очень больно, страшно и тяжело. И поддерживала меня морально и помощью только старшая сестра и батюшка в Храме поддерживал и утешал и помогал чем мог. А все остальные родственнички в том числе и крёстные, которые в своё время на себе волосы рвали, когда всё хорошо было, говорили, что «мы тебе если что и мать и отец». Когда пришло несчастье, ни чем не помогли, не интересовались даже как дела и насмехались ещё. И ничего! Живут — жрут! Никаких им нет испытаний! Правда крёстный умер не лёгкой смертью. Вот так.

Вопрос, который чаще других приводит человека в Церковь – страдание. Болезни, неустроенная жизнь, отсутствие детей, семьи, проблемы с работой – неважна причина. В глубине, человек приходит спросить Бога, почему Тот, такой добрый, не уничтожит зло в жизни отдельной личности и целом мире. В особой степени возмущает: неверующие живут-не тужат, бедные христиане мучаются. По идее Бог должен к своим расположиться, бесконечно одаривать благами избранников, поощрять их веру. Что-то не так с Создателем? Или нашим отношением к Нему?
Не задумывал Бог наш мир местом страданий
Первые люди жили в чудесном Эдеме, в бесконечной гармонии с природой, напрямую общались с Богом. Только неблагодарность разрушила их мир, как разрушает и наш. Адам и Ева добровольно впустили зло в свои сердца. Предки, как и современники возжелали больше, чем даровано Богом.
Первые люди нарушили заповедь любви, не выполнили единственную просьбу Творца. Поверили искусителю, вместо доверия Богу, обменяли бессмертие на болезни и скорби. Страницы Ветхого завета продолжают тему страданий за грехи: Всемирный Потоп, гибель Содома и Гоморры, египетское рабство.
Крест с Богом
Новый Завет изменяет мир. Страдание безвинного Христа добровольно, происходит по любви, за других. Христианские мученики соучаствуют в искупительной Жертве.
«Возьми крест свой и следуй за Мной» (Мф. 16, 24), предлагает Бог человеку. И в Таинстве Крещения верный добровольно «сочетовается Христу». Апостол говорит «во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал.3, 27).
Стали церковью — телом Христовым, людьми что разделяют Крестоношение распятого Бога. Только разделяют Крест с Богом больше праведники. Мы избавляемся в крещении только от первородного греха.
Склонность к падениям, которую годами растили в своих душах поколения предков, остается. Скорби и страдания приходят уже по личным грехам. А при знании науки спасения, грех умножается. Одно дело, когда человек грешит неосознанно, другое, если понимает и не останавливается.
Меньше ли скорбей у неверующих
Со стороны, кажется, меньше. Успешные политики, на бедах других едут к верхушкам власти. Богатые бизнесмены изощряются в низменных удовольствиях.
Только христианину, что стремится в Небесные Чертоги, безразлично больше или меньше грехов у его неверующего собрата. Тот сам будет с Богом общаться на эту тему. Важно успеть принести собственное покаяния, очистить сердце, пока не призвал Господь к ответу!

потому что бог любит людей и поэтому и посылает испытания

Бог не посылает трудности, ведь Он — любящий. Он их допускает, но допускать и делать самому — это две разные вещи. Важно знать, что все трудности — от злого правителя этого мира, сатаны. В древности первые люди отказались жить по руководству Бога — вот результат. Несчастья, страдания, боль, смерть, болезни, старость и множество других последствий непослушания. С того момента не Бог правит миром, а сатана, бывший сын Бога, ангел, захотевший себе власти над человечеством и над другими ангелами. Ограждать людей от несчастий — значит помогать сатане и потворствовать ложному мнению, что без Бога жизнь лучше, чем с Ним. Бог не будет этому потворствовать и не будет помогать сатане, поэтому вынужден допускать страдания людей … ДО назначенного сатане времени. И это время близко как никогда.

А если ничего не помогает, а испытания бьют как из брандспойта, остаётся мыло и верёвка?

«ПОЧЕМУ БОГ ПОПУСКАЕТ ЗЛО»

Вопрос, который часто задают люди нецерковные, и те, кто стоит на пороге храма. У них такая бывает как бы претензия к Творцу: почему Господь попускает так много зла в этом мире? В этом номере мы публикуем ответ на этот вопрос протоиерея Ильи Шапиро.

Это совершенно естественный вопрос. При внешнем взгляде на то, что происходит вокруг нас, видно, что зло побеждает, и если раньше оно прикрывалось какой-то личиной добра, то теперь все чаще и чаще привлекает людей именно в своем собственном обличии, проявляет себя в самых открытых формах. И, видя, как свободно, вольготно чувствует себя зло в окружающем нас мире, действительно многие задаются вопросом: где же Бог, как Он это может допустить?

Итак, сама фраза: Бог допускает зло. Разберемся, как говорят в науке, с терминологией. Бог – это любовь. Как любовь может попускать, допускать зло? Она создает этот мир, создает свободные существа, которые ставятся в центр этого мира. Человек наделен величайшим даром – свободой. Свобода – это то, без чего не может быть любви и без чего, конечно же, не может быть ненависти. Достаточно ясно это видно при сравнении человека с животным. Вот представим себе тигра рядом с только что задранным им ягненком. Тигр голоден, и совершенно ясно, что он этого ягненка съест.

Изначальный замысел Божий состоял в том, чтобы сотворенный мир возвысился, приблизился к Богу и жил в этом движении, приближении к Богу, то есть пребывал в Божественной любви. И человек был поставлен как бы между двумя мирами, духовным и вещественным. Кажется, преподобный Максим Исповедник замечательно сформулировал, что цель Божия заключалась в том, чтобы материальный мир был освящен, приведен к Богу посредством человека, находящегося на границе этих двух миров. И поэтому есть колоссальный риск: и сам человек отпадает, и в результате все творение начинает мучиться. В Ветхом Завете есть такие замечательные слова, они читаются на Страстной неделе: «До каких пор будет плакать земля, и вся трава полевая будет высыхать от злобы живущих на ней?»

Ясно и понятно, что все негативные явления в животном и растительном мире так или иначе связаны с человеческим грехопадением. Боюсь ошибиться, я не специалист в области биологии, но мне рассказывал священник-врач, который достаточно разбирается в теме, что и у домашних, и у диких животных, у всех абсолютно есть ген преданности. У домашних он разблокирован, поэтому они не воюют с человеком, а у диких он заблокирован – есть, но заблокирован! Вот результат грехопадения: изначально все животные были как бы домашними. Человеческая свобода является полем риска и полем сознательного выбора между жизнью с Богом и жизнью без Него. Что может любое творение противопоставить жизни с Богом? Рассуждая логически до конца – абсолютно ничего; но возникают некие мечты, и первая – это «я сам», начиная с Люцифера и затем то же повторяется и в самом человеке, и он хочет жить сам по себе. Он удовлетворяется тем, что Бог ему дал, он уже считает, что все исполнено.

В этом беда большинства людей: достигнув чего-то в этой жизни, они думают, что уже достигли всего, и забывают, что человек, по природе имея духовную составляющую в своем естестве, никогда не удовлетворится ничем тварным. Он – венец творения, все остальное творение подчинено ему по определению, поэтому он может удовлетвориться только жизнью с Богом, и все эти мечты чем-то Бога заменить, что-то противопоставить — это такие маленькие или большие, но все же идолы. А Божия любовь в силу своего совершенства ищет совершенного ответа от творения и дает человеку все силы, чтобы он ответил любовью.

Читать еще:  В ряде городов Италии взяты под охрану все синагоги и еврейские кварталы

Вот Бог говорит Адаму, что со всякого дерева он может есть, а с одного не надо. Посмотреть с человеческой точки зрения, какая мелочь: одно дерево, с которого запретили есть. А почему потянуло? Потому что в душе пустота. А пустота откуда? От отсутствия благодарности. Как только душа теряет благодарность и через нее живую связь с Творцом, она опустошается. Она может или эту пустоту заполнить, вспомнив, что надо благодарить, или утвердиться в этой пустоте и искать, чем бы ее заполнить вне Бога. И все человеческие грехи как в капле воды отражаются именно в этом. Отсутствие благодарности привело Еву туда, где находилось запретное дерево. То есть она оказалась поблизости и стала на него смотреть, а ведь заповедь была дана духовным, совершенным существам, и она гласила «не прикасайся» даже взглядом, и уже этим была нарушена.

Первое послушание от Бога Адам выполнил, он дал имена животным, совершил очень серьезное духовное деяние, определил сущность вещей. Тем самым показывается, что направление, которое было дано Богом душе Адама, реализовывалось, уже все шло как надо – и, несмотря на это, совершилось грехопадение, именно вопреки тому многому и великому, чем Господь Адама одарил. Но здесь хотелось бы обратить внимание на то, что, попустив зло, Бог не отрекается от Своего творения. Он делает все, абсолютно все, и показывает на будущее всем людям идеальный пример любви. Ни один человек не может Бога ни в чем упрекнуть именно потому, что Бог для него сделал абсолютно все. Вот представим себе эту ситуацию: сначала неблагодарность, опустошение души, затем беседа со змеем, что само по себе очень странно и уже признак крайнего расслабления души. Ну кто такой змей? Животное, которое должно покоряться, а оно советы дает, объясняет какие-то вещи, которые его никак не касаются.

Недоверие возникает в результате опустошения души, когда она ищет, кому довериться вне Бога. Хотя все условия были для того, чтобы довериться именно Богу. В конце концов, что для тебя сделал змей? Ничего. А Бог? Вот посмотри вокруг – все это прекрасное. Но твое сердце перестало так этим наслаждаться, оно потеряло не только чувство живой связи с Самим Богом, но и ощущение красоты творения – все помрачается в сознании. И тогда возникает недоверие Богу, но не сразу, а сначала шоковая терапия, которую попытался применить змей: правду ли сказал Бог? И Ева как бы начинает оправдываться. Все же Бог остается для нее авторитетом в этот момент, но сам факт, что она вступила в диалог и что она раскрывает тайны Царевы, будем говорить так, кому попало, лишают покрова ее душу. Она становится беззащитной, и следующий ее шаг уже убийственный – недоверие Богу. Самое ядовитое во всем, что говорит змей: «Но знает Бог», то есть Бог что-то от вас скрывает – вот это недоверие Ему.

Как исцелиться от этого, как решить этот вопрос раз и навсегда и больше к нему не возвращаться? В жизни человеческого сообщества возникает ситуация, когда люди убивают друг друга, совершают подлые, низкие поступки, и это имеет даже некий успех в этом падшем мире, и так далее, и так далее. Как с этим примириться?

По этому поводу у меня есть замечательный пример. В шестидесятые годы, когда была развернута кампания против Церкви в правление Хрущева, начались настоящие гонения, очередная волна, появились отступники. Один бывший католический священник, которого лишили сана за то, что он женился, выступает с атеистическими лекциями и говорит следующее: «Я перестал верить в Бога, когда узнал, что фашисты бросают детей в газовые камеры; и я подумал: как Бог терпит таких людей?» Последовал вопрос из зала:

«А вы не задумывались, как Бог терпит вас?» Мне кажется, это изумительный вопрос, и он дает ответ практически во всех случаях, когда любой грешный человек серьезно задумается о том, как Бог кого-то терпит, как Бог вот это допускает. Задумайся сначала, как Бог терпит тебя, и прочие подобные вопросы отпадут сами собой.

Вот есть ты с твоими грехами, с тем, что ты сделал Богу, то есть чем ты ответил на Его любовь. И теперь подумай, что Он сделал для тебя: Он дал тебе жизнь, Он вдохнул в тебя любовь, дыхание жизни, Он вдохнул в тебя все, чтобы твоя душа развивалась, приближалась к Нему, чтобы в ней жила благодарность, чтобы твоя душа радовалась, пребывая в этой благодарности Богу, чтобы ты, можно сказать, сверкал, сиял всеми добродетелями, – все это дано. Чем ответил ты? Неблагодарностью, обвинением Бога и обвинением людей. Кстати сказать, обвинение людей практически всегда так или иначе связано с обвинением Бога. Ну, помимо того, что Господь сказал: «Что сделали ближнему, то сделали Мне»,– вспомним, как Адам ответил на Божии обличения. Жена, которую Ты мне дал, вот она виновата. Это обвинение жены и обвинение, прежде всего, Бога. Бог надеялся, что Ева станет помощницей – эта Его надежда оправдалась, но не в этой Еве, а в другой, Пресвятой Деве Марии. А Ева свалила вину на змея, как наши братья православные иногда тоже говорят: лукавый попутал. Не сваливать вину, а честно поставить себя перед Богом. Перед чашей каждый христианин называет себя первым из грешников. Подумай о том, почему Бог терпит тебя, как это возможно. Он терпит, потому что любит. Почему ты отказываешь Ему в праве любить и тех людей?
Проблема в том, как человек воспринимает заповеди Божии. Тот, кто говорит, что я, мол, никого не убил, он что, хочет, чтобы Бог к нему относился как к преступнику? Заповеди «не убей, не укради» и так далее имеют отношение к преступникам. Это есть ограничение зла в его крайнем проявлении, и человек должен отдавать себе отчет, что Бог не для того его создавал, чтобы он был не хуже соседа-пьяницы, а чтобы он насладился великими духовными дарованиями, которые приготовил Бог любящим Его. Если эта мысль не войдет в человека, если он не захочет немножко приподняться над собой и не задумается, как ему стать лучше, к сожалению, тут никакие логические доводы не помогут. Потому что даже поставленный перед фактом того, что Бог допустил то или иное зло по любви, человек не хочет с этим соглашаться, он не хочет жить с Богом, он не хочет того порядка, который установил Сам Бог. И в этом повторение трагедии сатаны: с Богом жить не хочет, потому что противится порядку вещей, установленному Творцом, и без Бога не может, потому что все от Бога, все милости, все дары, от высоких до самых низких, материальных. Вот говорят, не сравнивайте Божий дар с яичницей – но яичница тоже Божий дар, все Божий дар, все, чем мы питаемся, развиваемся, живем, дышим в этом мире,– это Божий дар. И если так поставить вопрос, тогда уже человек становится безответным, особенно от того, что за его грехи – а какие-то грехи все-таки в нем есть, и он не может это не признать – была пролита кровь Единородного Сына Божия. И если человек забывает о своей ответственности и об этом величайшем даре, величайшей жертве, благодаря которой мир существует и имеет надежду на спасение, тогда никакая логика, наверное, не поможет. Мы с этим часто сталкиваемся, это трагедия, это беда.

Бог премудр, Он чудесно называется в одном их церковных песнопений Всехитрецом; и если Он самого дьявола перехитрил, приняв человеческую плоть и допустив Свое видимое совершенное поражение, за которым стояла совершенная победа – над грехом, над смертью, над самим дьяволом,– то есть надежда, что у Бога найдется способ спасти и смертного, ограниченного, обычного человека. Ведь на сегодняшний день человек вроде бы определился в своем негативном отношении к Богу, но завтра все может измениться, может что-то коснуться той самой последней глубины его сердца, которую видит Бог, но которую обычно не видим мы сами.

Но есть и риск, что ожесточение человека может достигнуть крайней степени. Это видно на примере двух разбойников: один от страданий просвещается, другой от тех же самых страданий ожесточается. И один благословляет Христа, другой хулит.

Знаете, некоторые пришли к вере, прочитав Фридриха Ницше. Это самый последовательный богоборец, он куда честнее Маркса и всех остальных, потому что идет до конца с немецкой последовательностью. И к чему приходит? К сумасшедшему дому, к полному безумию; и во всех этих его крылатых фразах вроде того, что угрызения совести — это зубы собаки, направленные на камень, или обезьяна для человека – это насмешка или мучительный стыд, а человек для сверхчеловека тоже будет насмешкой или мучительным стыдом,– в них парадоксальным образом звучит проповедь христианства, потому что совершенно ясно, что так рассуждать невозможно. Совершенно ясно, что страшнее ничего нет, как если к этому прийти в конце жизни. Именно отторжение такого финала призывает человека к тому, с чем Ницше борется. Льюис в своих книгах замечательно написал, что зло всегда борется на чужой территории, оно паразитирует на добре, ничего своего не создало, не создает и создать не может. Оно изначально проявляет свою ущербность, свое рабское состояние.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Почему в нашей жизни Бог допускает страдания

Каждый человек, верно служащий Богу или человеку, проходит в своей жизни школу страданий. Чем больше доверие и чем ответственнее служение, тем труднее испытания и тем суровее воспитание. Недавно попал под пресс страданий, и чья — то невидимая рука, все туже и туже подкручивала винт. Когда давление стало невыносимым, и страдания достигли своего предела, взмолился к Богу: «Господи, у меня больше нет никаких сил, переносить эти скорби и страдания, Ты говорил, что не дашь испытаний больше, чем человек может вынести, говори к сердцу моему и избавь от затруднений, в которые я попал». И Господь начал говорить…

На молитвы, которые ты возносил в твоем одиночестве, усталости и испытании, Бог дал ответ по твоим силам. Но в своем провидении Бог ответил на молитвы, которые ты возносил в страдании, таким путем, чтобы спасти тебя и прославить Свое имя. Не зная себя, ты просил о том, что не было лучшим для тебя. Бог слышит твои искренние молитвы, но дарованное Им благоволение отличается от того, что ожидаешь ты. В своем провидении Бог решил связать тебя с Его Церковью более прямым путем, чтобы ты меньше доверял себе и больше другим, кого Он привлекает, чтобы расширить Свое дело…
Именно Бог вел тебя напрямик. У Него была цель, чтобы скорбь твоя произвела терпение, терпение – опытность, а опытность – надежду. Он допустил в твоей жизни испытания, чтобы через них ты обрел мирный плод праведности…

Бог пожелал вести тебя через скорби и испытания, чтобы ты больше доверял Ему, был уверен в Нем и меньше полагался на свое собственное суждение. Ты лучше переносишь беды, чем преуспевание. Всевидящее око Божье различило в тебе много примеси, которую ты считаешь золотом и очень ценным, чтобы с ней расстаться (Этот день с Богом. 24октября).

Я был очень тронут Божьим откровением, потому что каждое слово касалось меня, и относилось ко мне непосредственно. Оказывается; — трудности, испытания и страдания являются тем инструментом, с помощью которого в человеке достигается совершенство.

Христос стремится возвысить всех, желающих общения с Ним, чтобы они были едины с Ним, как Он един с Отцом. Он допускает, чтобы нас постигли бедствия и страдания, дабы освободить нас от эгоизма. Он старается развивать в нас собственные черты характера – сострадание, нежность и любовь… Страдания и трудности, лишения вернули им здравомыслие; импульсивные, нерассудительные люди стали рассудительными и действовали с осмотрительностью и мудростью. (Маранафа. Господь грядет. Сентябрь).

Пример Давида: живя на протяжении нескольких лет в тревожном ожидании и постоянно подвергаясь опасности, Давид учился находить утешение, поддержку и надежду только в Боге. Он понял, что только по Божьему провидению он воссядет на царском престоле, что только с Его мудростью он сможет править разумно. И пройдя такую школу трудностей и переживаний, на собственном опыте познав лишения и страдания, он мог писать, что творил суд и правду над всем народом своим (2Царств 8:15).

Страдание детей Божьих велики, пламя раскаленной печи готово пожрать их, но Великий плавильщик избавит их, как золото, испытанное огнем. Божья любовь к своим детям во время самых суровых испытаний остается такой же сильной и нежной, как во дни их наивысшего благополучия, но им необходимо пройти через огненную печь: все земное должен уничтожить огонь, чтобы они могли уподобиться Христу (Маранафа. Господь грядет. Сентябрь).

Христос не желает ничего так сильно, как освобождения Своего наследия из плена сатаны. Но прежде, чем мы будем освобождены от власти сатаны, действующего извне, мы должны быть освобождены от его власти внутри нас. Господь допускает испытания для того, чтобы мы могли быть очищены от мирского духа, от себялюбия, от грубых нехристианских черт нашего характера. Он допускает, чтобы глубокие воды состраданий прошли над нашими душами, ибо только так мы можем познать Его и посланного Им Иисуса Христа. Мы сталкиваемся в своей жизни со страданиями, благодаря которым, мы можем, в конце концов, осознать свою глубокую сердечную потребность и очиститься от порока и сможем выйти из испытаний преображенными, освященными и счастливыми. Нередко мы вступаем в пламя испытаний с душой, омраченной себялюбием; но если мы с терпением пройдем грозное испытание, мы выйдем из него, отображая черты Божественного характера. Когда цель, ради которой Он провел нас через страдания, будет достигнута, Он « выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень» (Пс.36:6). НУХ. Бог, не защитит ли избранных своих.

Валерий Журавский по материалам трудов Елены Уайт

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector