4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Зачем нужны акафисты? Кто их придумал?

Зачем нужны акафисты? Кто их придумал?

Наверное, в Русской Церкви нельзя встретить храм, в котором бы не совершались акафисты. Любят православные богомольцы этот жанр церковной гимнографии: читают акафисты дома и в храмах, поют во время многодневных крестных ходов. Однако употребление акафистов в общественном богослужении до сих пор не имеет уставной регламентации. Ведь согласно действующему богослужебному уставу – Типикону – акафист совершается только один раз в году: на утрене субботы пятой седмицы Великого поста. Совсем недавно, 30 мая, Священный Синод утвердил подготовленное Синодальной богослужебной комиссией чинопоследование молебного пения с акафистом. Что такое акафист, и откуда появился такой жанр гимнотворчества? Какова их история? Почему нашим людям так полюбились акафисты? И как получилось, что некоторые предпочитают чтение акафистов молитве за литургией, принятию Таинств?

Первоначально – единственный

Слово «акафист» на русский язык переводится как «неседален», то есть акафист – это песнопение, во время исполнения которого не сидят. Изначально акафистом называлось только одно уникальное произведение, посвященное Божией Матери. Оно появляется в Византии на рубеже V–VI веков. Именно оно читается на службе Похвалы Пресвятой Богородице. Этот Акафист состоит из двенадцати больших и двенадцати малых строф. Все они в греческой традиции называются икосами.

В славянской традиции короткие икосы принято называть кондаками – они заканчиваются восклицанием «аллилуйя», а большие икосы так и называются – «икосы». Большие икосы делятся на две части: первая метрически одинакова с коротким икосом, а вторая содержит двенадцать приветствий, обращенных к Богоматери, которые выражаются словом «Радуйся». Именно так во время Благовещения ангел приветствовал Пресвятую Деву.

«Возрадования» – это отличительная черта акафистного произведения. Акафист Богородице состоит из двух частей: первая рассказывает о земной жизни Пречистой Девы, а вторая посвящена учению о Боговоплощении и спасении человеческого рода. Текст «Взбранной Воеводе победительная», помещенный в начале акафиста, был добавлен позднее, после избавления Константинополя летом 626 года от осады авар и славян, когда Константинопольский Патриарх Сергий I обошел городские стены с иконой Пресвятой Богородицы.

Интересно, что в грекоязычных Церквах до сих пор термин «акафист» применяют только к этому первоначальному акафисту в честь Богородицы.

Икосы подобные

Позднее появляется жанр акафиста. В XIV веке, приблизительно за сто лет до конца Византийской империи, начинают создаваться произведения, подражающие акафисту Богородице, которые назывались «икосы, подобные Акафисту». Известны икосы архангелу Михаилу, Иоанну Предтече, святителю Николаю Чудотворцу, Успению Божией Матери, Кресту Господню, апостолам Петру и Павлу, Двенадцати апостолам, Всем святым, Живоносному Гробу (Воскресению Господню). Последний акафист византийской эпохи – это акафист апостолу Иоанну Богослову.

Далее появляются акафисты в честь различных списков икон Пресвятой Богородицы. Произведения переводятся и становятся известны в Русской Церкви. У нас начинают создаваться акафисты русским святым.

К середине XVIII века число новых акафистов сильно возросло, поэтому была введена практика утверждения текстов Святейшим Синодом Русской Церкви. Если текст не был утвержден, то его нельзя было печатать и распространять.

Показательно, что к 1901 году на 158 разрешенных приходится 291 (или более) неразрешенный акафист. Причины запрета были различны: несоответствие требованиям духовной цензуры, богословская или литературная безграмотность текста, наличие уже разрешенного акафиста с тем же посвящением.

Излишество или необходимость?

В XIX веке об акафистах высказывали свои мнения различные авторитетные богословы. Святитель Филарет Московский настороженно относился к неуемной ревности составлять новые акафисты: «Мы недовольно ревнуем установленное Церковью богослужение исполнять так, чтобы ничто не было опущено и все было пропето и прочтено неспешно и внятно. Не нужнее ли, не полезнее ли поревновать о сем, нежели расширять богослужение множеством акафистов, произвольно вновь составляемых из множества неопределенных, изысканных хвалебных выражений, мало способных вразумлять и назидать читающего или слышащего? Каждый, кому вздумается, каждому святому, к которому почувствует усердие, не затрудняется написать акафист и дать его в правило Церкви. В порядке ли это? Сообразно ли с тем, что такое множество древних великих святых, апостолов, пророков, мучеников, святителей, преподобных остаются без акафистов? Но не должно ли благоприятствовать проявлению благочестивого усердия? Правда, но со многим рассуждением и осмотрительностью, чтобы принести Церкви Божией дар истинно для нее полезный».

Критику и неприятие большинства русских акафистов находим у архимандрита Киприана (Керна), по мнению которого, стихиры и псалмы превосходят акафисты по красоте и глубине мысли.

Святитель Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский, видел в акафистах средство к пробуждению религиозного настроения в пастве: «Народ, как показал опыт в Харькове, весьма любит подобные вещи и услаждается ими. Не все же проповедовать; можно подавать духовную пищу и таким образом».

Святитель Феофан, затворник Вышенской обители, в своей переписке поощрял и ободрял составителей новых акафистов, давал указания и советы.

Акафисты в наши дни

В современной русской практике, в отличие от Типикона, употребляется множество акафистов. Они посвящены Господу, Пресвятой Богородице, прославляемой в Ее чудотворных иконах, святым и праздникам. Акафисты служатся круглый год, а не один раз. Кроме этого, обычаи при совершении акафистов до сих пор разнились от епархии к епархии.

В последнее десятилетие появилось много новых акафистных текстов, которые, к сожалению, далеко не всегда содержат идеи, соответствующие духу церковного Предания. Опасность состоит в том, что люди, читающие акафисты, которые не прошли богословскую проверку, усваивают нецерковные идеи, суеверия. Также следует учесть, что акафист – это самый популярный в народе жанр, наиболее доступный и понятный, поэтому нужно заботиться о корректности текстов.

В первые постсоветские годы Церковь слабо контролировала процесс появления новых акафистов и их распространение, но теперь эта сфера постепенно упорядочивается. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла с 29 апреля 2011 года при Издательском совете Русской Православной Церкви действует рабочая группа по кодификации акафистов и выработке норм акафистного творчества.

Межсоборным Присутствием был подготовлен проект документа «Акафист в молитвенной жизни Церкви», который в начале 2017 года направили на отзыв в духовные школы и епархии Русской Православной Церкви.

14 мая 2018 года документ и результаты его обсуждения рассмотрел Священный Синод. Как было отмечено в постановлениях Синода, уставное суточное богослужение стои́т несравнимо выше акафистов, в связи с этим «тексты акафистов следует использовать преимущественно вне богослужебных последований, входящих в состав суточного круга, к примеру в ходе паломничеств, крестных ходов или в соединении с беседами, проводимыми священнослужителями».

Другое постановление говорит о недопустимости использования текстов акафистов, не утвержденных Священным Синодом или не входящих в состав официальных изданий. Издательскому совету Русской Православной Церкви было поручено разместить на своем сайте список утвержденных Священным Синодом акафистов и их тексты с последующим регулярным обновлением перечня.

Акафист

Что такое Акафист?

Обращаться ко Господу через молитву , торжественную хвалебную песню — древняя православная традиция . Акафист — это один из многих различных видов церковных гимнов . Дошедшее к нам из Греции слово « Ο Ακάθιστος Ύμνος » происходит от местного слова « akathistos «, где а – это отрицание , а kathizo – сидеть . Его также называют « неседальным гимном «, потому что исполнять его принято стоя .

История Акафиста: происхождение, история развития

В греческой литературе средних веков мы часто можем встретить упоминание акафиста . Этот жанр известен с ранних Византийских времен . Позднее из Греции традиция пения этой молитвы перешла в страны Восточной Европы . Это отразилось и в литературе, и в исторических трудах . Самым первым гимном , дошедшим до современности , стал великий акафист Пресвятой Богородице , он был написан после чудесного освобождения Константинополя от нападения врагов . Этот великий акафист предположительно относится к 626 году ( времена правления императора Ираклия ). Многие гимнографы называют и более ранние сроки . Считается, что над молитвой работали сразу несколько гимнографов . В те дни Патриарх Сергий , проносил на руках икону Пресвятой Богородицы вдоль городских стен , и умолял Бога о защите от войск персов и скифов , которые осаждали Константинополь . Люди просили Господа о заступничестве в храмах , умоляя спасти их дома и родной город .

Читать еще:  Мон. Симеон Афонский: Слово к тем, кто убивает время

Император считал Богородицу Покровительницей и заступницей столицы после чудесного спасения города . Первое время праздник акафиста совершали в Константинополе именно в том храме ( Влахернский храм ), где хранились святыни : чудотворная икона Богородицы и Ее риза , а также пояс. П озднее праздник стала отмечать вся Восточная Церковь .

Христианские поэты составили подражания этому акафисту , а в российской традиции Православия такие гимны принято писать каждому святому , которого Церковь начинает прославлять . В рассказе А . П . Чехова « Святою ночью » можно встретить художественный рассказ о том , как люди сочиняли акафист Богородице . Подобные молитвы продолжили традицию жанра .

Великий акафист Богородице стал образцом хвалебной песни . Обычно хвалебную песню пишет акафистограф – православный поэт — христианин . Сейчас есть не только классические акафисты , которые мы могли встретить в древности , поэтому акафист стал отдельным особым жанром хвалебной песни Иисусу Христу , Богородице , святому , а иногда и церковному празднику .

В России акафист , особый вид молитвы , появился около 916 — го года . Первый русский гимн посвящался святому Сергию Радонежскому.

Во времена гонений на Церковь жанр торжественной молитвы был в расцвете. Именно в это время было написано много новых акафистов, потому что в пении акафиста не участвовал церковный хор, он читался келейно, без священника. Верующие могли молиться дома. Новые акафисты пишутся и сейчас. Существует около 1800 хвалебных песен на разных языках мира. Зачастую остаются неизвестными авторы музыки акафиста, так как многие распевы рождались в народе.

Акафист Пресвятой Богородице

Хвалебная песня Пресвятой Богородице , который называют « великим акафистом » и считают образцом хвалебной песни, состоит из 25 строф . Это — 13 кондаков и 12 икосов . Икосы принято начинать с греческих букв . Этот акафист поют в богослужебное последование Утрени . Текст акафиста содержится в нескольких книгах , но считается , что изначально он появился в Триоди Постной . Его поют только один раз в году . Субботу пятой седмицы Великого Поста именно поэтому называют « Похвала Богородице » или « Суббота акафиста «.

Существует около 30 различных редакций акафиста . В нашей стране широко известен не афонский вариант акафиста начала XIV столетия ( старца по имени Иоанн ), а киевская версия 1627 года . Эту версию молитвы составил архимандрит Плетенецкий ( Елисей ), автор перевода « Триоди постной » О том , что греческие гимны были известны еще отечественным монахам XV века , говорит книга « Канонник » Кирилла Белозерского , которая вышла в 1407 году .

В синксаре субботы 5 — ой седмицы Великого Поста отмечается , что праздник установлен в честь отступления захватчиков от Констинополя , которое свершилось по молитвам Пресвятой Богородицы . Жители Константинополя считали Богородицу своей заступницей . Но содержание и структура торжественного богослужения не привязано к тем или иным победам на военном поприще . Лейтмотив акафиста — это важные для верующих праздники Благовещение Пресвятой Богородицы и Воплощение Сына Божия .

Православная Церковь читает этот акафист для утверждения кающихся в надежде на Заступницу Небесную . Богородица избавляла людей от видимых врагов во времена императора Ираклия и верующие уповают на помощь в избавлении от врага невидимого , поэтому противоречия в истории создания акафиста Пресвятой Богородице и его современном понимании нет .

Структура Акафиста: Кондаки и икосы

Акафист обязательно состоит из кондаков и икосов . Это 25 песен , они соответствуют порядку букв греческого алфавита . Молитва состоит из тринадцати хвалебных песен , кондаков и двенадцати пространных песней , которые называют « икос «. Каждая группа произведений объясняет смысл праздника , которому посвящен акафист .

Икосы принято заканчивать на слове “ радуйся ” а кондаки на воспевании “ Аллилуйя ”, которое означает « хвалите Бога «. Икос , который читают после кондака обычно делят на две части . Читать икосы без кондаков не принято .

Акафист напоминает классический кондак по своему составу . Такие кондаки обязательно имеют двадцать строфы : двенадцать из них более краткие , с восхвалением « аллилуйя » и двенадцать длинных , которые соответствуют первому припеву кондака . Но , в отличие от кондака классического типа , акафист ставит перед собой, как первостепенную, задачу восхваления . От древних кондаков акафисты также отличают хайретизмы . Хайертизмы — это восхваления которые , начинаются со слова « Радуйся!» . Первое слово в краткой вводной фразе икоса — тоже « Радуйся «. Тринадцатый кондак читается три раза с обращением к тому , кому он посвящен , после него обязательно повторяется первый икос , затем опять читается первый кондак .

Акафист можно читать сразу после утреннего или вечернего правила . В этом случае начальные молитвы обычно не читают , можно читать акафист уже после чтения молитв до конечной молитвы « Достойно есть «. Чаще всего акафист читают келейно, когда человек остается наедине с Богом. И келейная и соборная молитва упоминаются в Библии. Но и при домашней молитве важно соблюдать богослужебный устав. Хвалебная песнь имеет четкую структуру, потому что даже в келейной молитве верующему, особенно тому, кто недавно пришел в Церковь, бывает тяжело сформулировать обращение к Господу. Многие обращаются к Богу и святым Его в житейских нуждах, но не каждое прошение угодно Богу и не каждая житейская просьба способствует спасению души. Поэтому существуют акафисты, посвященные житейским проблемам, с которыми сталкиваются верующие люди.

Какие акафисты читать в житейских нуждах

О защите в трудных ситуациях просят Пресвятую Богородицу. Читать акафист Пресвятой Богородице принято в субботу, на пятой неделе Великого поста.

Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы «Всецарица» читают родители за своих чад, находящихся в плену греховных страстей. По вере родителей, Господь помогает и чадам.

Акафист Архангелу Михаилу читают во всех житейских нуждах, но чаще всего христиане обращаются к Архангелу Михаилу при входе в новый дом.

Акафист Матроне Московской читают с молитвой об исцелении. Вера в чудесна святой Матроны Московской подтверждается многочисленными свидетельствами помощи по молитве.

Для исцеления больных и помощи страждущим читают акафист Святителю Спиридону, епископу Тримифунтскому

Акафист Иисусу Сладчайшему читается в воспоминание Страстей Спасителя и память Пресвятой Богородицы.

Акафист святой Великомученице Екатерине читают девушки, желающие вступить в брак.

Акафист святым Первоверховным Апостолам Петру и Павлу читают с просьбой об умножении веры.

Акафист Святителю Митрофану, Воронежскому Чудотворцу читают о жизненном устройстве детей.

Акафист святой Великомученице Анастасии Узорешительнице читают для освобождения от зависимостей и плена.

Акафист святому чудотворцу Иоанну Воину читают в поиске защиты от обидчиков.

Примечания:

Читать акафист советуют утром, до принятия пищи. Обычно это делается вслух, слова хвалебного пения верующий пропускает через свое сердце. Текст молитвы лучше запомнится, если читать его каждый день. Обращаться к Господу можно не только после утренней или вечерней молитвы, акафисты читают в любой момент, когда этого требует душа (Непрестанно молитесь — 1Фесс.5:17). По молитвам Богородице и святым не раз случались чудеса, а Господь посылал утешение страждущим. Пишется много новых акафистов, не все из них успели получить церковное благословение и являются каноническими текстами. Их рассматривает специально созданная богослужебная комиссия. Если такой акафист верующий хочет читать в домашней молитве, можно обратиться за благословением к своему духовнику.

Читать еще:  Почему так много конфликтов на религиозной почве?

Торжественные хвалебные песни читают и в благодарность Господу и святым, нашим заступникам на Небесах. Мы также собрали для вас небольшую видео-коллекцию акафистов и наши лучшие материалы о церковных гимнах.

Слушать акафисты:

Протоиерей Андрей Николаиди: Жанр православной церковной гимнографии – акафист

№26 (875)

Окончание. Начало в № 25 (874)

На сегодня есть какой-то орган в Церкви, отвечающий за качество публикуемых акафистов?

– В настоящее время существует рабочая группа по редактуре акафистов, по отбору их текстов для богослужебного употребления, которые могут быть использованы. Каждый текст, проходящий через заседание рабочей группы, попадает в Священный Синод, который рассматривает его, и только тексты, утвержденные Священным Синодом, могут быть использованы за общественным богослужением.

Вы можете привести примеры неудачных акафистов, которые лучше было бы не публиковать?

– К сожалению, их, наверное, больше, чем удачных. Пришлось столкнуться с акафистом, который немножечко смутил меня – это акафист иконе Божией Матери «Семистрельная». Текст посвящен размышлениям о переживаниях Пресвятой Богородицы о Христе, но каждый икос заканчивается хайретизмами – и получается некая несусветица: «Радуйся, Сына Своего на Кресте зревшая. Радуйся, прободеннаго ребра его созерцавшая». Нельзя радоваться, созерцая смерть и распятие Своего Сына Бога. Происходит… немножечко глупость. Авторы акафиста не задумываются, как соединяется припев «Радуйся…» с последующим текстом.

Святитель Афанасий (Сахаров) указывал, что многие акафисты у нас пишутся как: берется житие и разбавляется словами «Радуйся». На самом деле акафист – это не пересказ, не рассказ святому, какие подвиги он совершил и какие труды написал. Это молитвенное прославление и богословское осмысление его подвигов. Поэтому составители акафистов должны быть внимательны, чтобы не получались подобные ляпы.

А если уже опубликованы неудачные акафисты, есть ли у Церкви механизмы их изъятия?

– К сожалению, изъятия не существует: не существует такого понятия как «церковная цензура», и здесь мы должны основываться только на послушании чад Церкви установлениям Матери Церкви.

Верующие, которые используют акафисты в молитвенном правиле дома, и священнослужители, которые совершают акафисты в храмах, должны быть послушны Матери Церкви и не полагаться на свой рассудок и разум, а молиться только теми текстами, которые утверждены Священным Синодом.

Опять-таки, как пример возьмем удивительный акафист митрополита Трифона (Туркестанова) – Благодарственный акафист или акафист «Слава Богу за все». Он мыслился и создавался как произведение для келейного использования, и вносить его в общественное богослужение, то есть совершать его в храмах какими-то молитвами и за молебнами, – это потеря литургического вкуса.

Отец Андрей, есть еще один очень неоднозначный вопрос: насколько уместно чтение акафистов в течение Великого поста?

– Уместно, допустимо. Более того, Устав только один раз разрешает чтение акафиста в период Великого поста. Современная богослужебная практика Русской Церкви подразумевает его чтение на пятой седмице, в день Похвалы Пресвятой Богородицы, греческая практика разделяет его на четыре части поэтому Великий пост и акафисты – вещи не только совместимые, но практически равнозначные.

Кого из святых отцов Вы считаете величайшим творцом акафистов?

– Акафисты представляют собой достаточно сложный гомографический жанр, и многие из древних отцов жили в эпоху, когда их еще не было. А многие святые, прославленные в наше время, составляли акафисты либо редактировали акафисты, которые существовали до них (в частности, мы можем упомянуть имя святителя Иннокентия (Борисова), епископа Херсонского и Таврического, нашего одесского святителя, который составил более шести акафистов).

Перед написанием образа раньше было принято готовиться специальным образом – говеть, поститься, молиться, а как готовить себя перед написанием акафиста?

– Наверное, невозможно подготовить себя к написанию образа и написанию акафиста – это творческий процесс, и самое главное творчество происходит не в душе песнопевца, который изливает свои молитвенные переживания и в икону, и в гимнографический текст, а внутри самой Церкви, которая воспринимает и перерабатывает, опять-таки редактирует в практике тексты, которые были написаны.

Акафист, как и любое молитвенно произведение – это образ мысли Церкви, поэтому чтобы стать устами Церкви надо жить жизнью Церкви. Здесь самое главное, конечно, Евхаристическая подготовка, пребывание внутри церковной Полноты и ощущения влияния, попытка уловить действие Святого Духа, которое оживляет любой текст поэтический.

С этим невозможно не согласиться. Отец Андрей, Вы говорили о творческой анонимности в этой области, но имена некоторых наиболее заметных гимнографов церковной общественности известны. Кого бы Вы среди них выделили как наиболее выдающегося?

– Сложно сказать: каждый акафист воспринимается именно как молитва, и поэтому когда ты стоишь в храме, беседуешь с Богом, возносишь молитву тому или иному святому сложно обращать внимание на какие-то огрехи акафиста, если они не вопиющие, или на какие-то положительные черты.

Каждый акафист уникален, поэтому трудно выделить кого-то. Можно говорить о митрополите Трифоне (Туркестанове), но его творчество – это результат, наверное, свыше церковной полнотою поэтических исканий и бурь Серебряного века в поэзии. Можно говорить о митрополите Сергии (Страгородском), впоследствии Патриархе, который написал замечательный и удивительнейший акафист Воскресению Христову. Можно говорить о практически нашем современнике архиепископе Никоне (Петине), который составил не похожие ни на что молитвенные произведения… Но, как мы видим, они теряют автора, потому что воспринимаются церковной Полнотою именно как молитва всей Церкви, выражение молитвенного опыта Церкви.

Что бы Вы хотели пожелать человеку, который хотел бы сам написать акафист?

– Когда-то мне пришлось столкнуться с подобным вопросом – «что нужно знать и какие существуют правила написания акафистов?».

Наверное, перед написанием акафиста необходимо как можно глубже изучить историю формирования этого гимнографического жанра и понять саму структуру гимнографии, ведь попытка механического повторения уже заданных лекал приводит к пародированию, к механистичности, отсутствию жизни в акафисте. Необходимо проникнуться значимостью богословской поэзии и поэтики, почитать не только предыдущие акафисты, чтобы видеть перед собой пример: почитать гимнографические поэмы и преподобного Иоанна Дамаскина, и переведенные частью на русский язык поэмы Романа Сладкопевца (которые потерялись в богослужебном пространстве, но существуют в рукописях и сейчас они уже переведены), почитать акафисты, которые были составлены совершенно недавно и заняться историей формирования этого гимнографического жанра… Да, может получиться что-то оригинальное, интересное, но в то же время находящееся в рамках традиции.

Позвольте Вас поблагодарить, отец Андрей, за очень интересную и содержательную беседу и пожелать Вам помощи Божией в пастырском служении и в гимнографическом творчестве.

На этом, дорогие мои братья и сестры, мы с вами прощаемся. Желаем помощи Божией и ангела – хранителя.

Зачем нужны акафисты? Кто их придумал?

Что такое акафист? Зачем их читают? Какие бывают акафисты и как понять, какой из них лучше читать? Ответы на эти вопросы вы найдёте в этой заметке.

Акафист – это хвалебное песнопение в адрес Господа, Богородицы или святых. Состоят акафисты из 25 частей, которые называют песнями. Число 25 выбрано не случайно, а по аналогии с греческим алфавитом, в котором 25 букв. 25 частей включают в себя 13 кондаков (хвалебные песни) и 12 икосов (пространные песни, объясняющие суть события).

Акафист – это молитва. Как и любая другая молитва, акафист является диалогом молящегося и Господа (Богородицы или святых, смотря кому адресован акафист).

Зачем читают акафисты?

Обычно верующие читают акафисты в двух случаях:

Особая радость и благодарность Господу.

Прошение помощи в трудных обстоятельствах.

Также нередко верующие договариваются читать акафисты в одно и то же время, несмотря на то, что территориально они находятся не рядом. Это называется молитвой по соглашению. Опыт миллионов верующих – лучшее доказательство удивительной силы такой молитвы!
Присоединиться к молитве

Читать еще:  Спин Сити казино отзывы читать и играть в игровые автоматы


Как читать акафист?

Слово «акафист» переводится с греческого языка как «неседящий». Поэтому акафисты читают исключительно стоя (исключение – больные или паломники в автобусе).

Акафисты можно (и нужно) читать дома, т.к. эта молитва является келейной. Читать их можно в любое время суток, главное каждый раз прочитывать акафист полностью, не «растягивать» чтение.

На чтение акафистов желательно попросить благословение у духовника, т.к. чтение акафистов – тяжёлый духовный труд.

Какие бывают акафисты?

Существует множество акафистов, адресуемых Господу, Богородице и святым. Традиционно те или иные акафисты читаются при определенной потребности.

Ознакомиться со списком существующих акафистов и узнать, какой акафист читать в какой нужде, а также получить больше информации о молитве по соглашению можно здесь.

Например, перед иконой Пресвятой Богородицы «Всецарица» православные христиане молятся об исцелении от онкологических заболеваний.

Чудесная история помощи Господней после чтения Акафиста перед иконой Божией Матери «Всецарица», рассказанная Еленой из Украины

Здравствуйте! Мой отец с 2013 года болел онкологией. Жизнь он прожил бурно, попробовал, что называется, все в этой жизни. И наркоманил, и водку пил, меры не знал, и ни в чем себе не отказывал. Но свою семью никогда не обделял, старался, хотя и не всегда получалось… В январе 2016 года мама начала читать акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Всецарица».

Мы все молились и надеялись до последнего на выздоровление отца, но Господь рассудил иначе. 26 отца не стало… Но польза в этой молитве огромнейшая. Все врачи, и даже патологоанатом, удивлялись тому, что мой отец не испытывал физических мучений при такой пораженности метастазами всего организма. Он полностью поменял свой образ жизни в последние полгода, и раскаялся во всех своих грехах, рассчитался со всеми кредитами и долгами, отбыл условное наказание, и сплотил всю нашу семью.

Похороны, в основном, оплатили его друзья и товарищи. Пришли и протянули руку помощи даже те, о ком мы и забыли уже! Вот так, с Божией помощью, мой отец ушел от нас без мучений и с улыбкой на лице, рассчитался со всеми своими земными долгами перед семьей и людьми, а также очистил свою душу перед Господом нашим! Молитесь, братья и сестры дорогие! Молитесь и Господь наш никогда нас не оставит в беде. Мира, добра и доброго здоровья всем нам.

Прочитать больше отзывов о чудесной помощи Господа по молитве по соглашению можно здесь.

На нашем сайте вы можете присоединиться к молитве по соглашению и получить помощь Господа!

Акафист

Ака́фист, у старообрядцев ака́фисто (греч. Ο Ακάθιστος Ύμνος , также неседален, неседальная песнь, то есть «песнь, которую поют, не садясь, стоя») — жанр православной церковной гимнографии, родственный кондаку в первоначальном значении термина.

Содержание

История

Первоначально и долгое время термин применялся только к тексту, обозначаемому в русском обиходе как Акафист Пресвятей Богородице или Великий акафист, который дал формальную схему всем позднейшим акафистам, написанным в подражание ему.

Приписывается различным авторам, в том числе Роману Сладкопевцу, что, однако, не имеет достоверного подтверждения.

Возник, вероятнее всего, в VI (согласно некоторым предположениям, между 3-м и 4-м Вселенскими соборами); точно не позднее 626 года, когда для него заново был сочинён зачин Взбранной Воеводе — так называемый проимий (греч. προοίμιον ; 1-й кондак в русской традиции), или кукулий (греч. κουκούλιον — капюшон) .

Проимий Акафиста не связан с содержанием остальной части Акафиста и имеет иную метрическую структуру; он, несомненно, представляет собой позднейшее добавление к тексту. Его появление обычно связывают с осадой Константинополя летом 626 года аварами и славянами; представляет собою победную благодарственную песнь, обращённую к Богородице от лица «Ея града», то есть Константинополя, избавленного от «злых». В современном (по крайней мере, с XV века) церковнославянском переводе слова «град Твой» заменены на «раби Твои».

Структура

После кукулия следует 12 больших строф (икосов) и 12 меньших строф (кондаков). В Великом акафисте икосы окончиваются рефреном Χαῖρε, Νύμφη ἀνύμφευτε (Радуйся, Невесто Неневестная!); а кондаки — рефреном аллилуиа (этот же рефрен характерен и для подавляющего большинства более поздних акафистов).

Характерная черта акафиста — так наз. хайретизмы — от греческого Χαῖρε (церк.-слав. Ра́дуйся ; в современном греческом произношении — хэрэ), что является формой приветствия в греческом языке. Хайретизмы следуют за вводной частью икоса и составляют основной объём текста. В каждом икосе — 12 хайретизмов, объединённых в греческом оригинале попарно изосиллабизмом, а также тождеством метрического рисунка.

Литургическое использование

Устав говорит только о Великом акафисте, который читается на утрене праздника Похвалы Пресвятой Богородицы (суббота 5-й седмицы Великого поста).

Акафисты могут читаться также в составе молебна и некоторых других богослужений.

Акафист Пресвятей Богородице в славянской рукописной и старопечатной традиции может помещаться в различных типах богослужебных книг: Триоди Постной (подавляющее большинство случаев), Псалтири следованной, Часослове, Кондакаре, Акафистнике (с XV века), Богородичнике (с начала XIV века). Первоначально с Акафистом Пресвятей Богородице славяне познакомились, очевидно, в составе Постной Триоди, перевод которой, по косвенному свидетельству жития святого Климента Охридского, написанного Феофилактом, Архиепископом Охридским (Болгарским), был завершён не позднее 916 года.

Появление позднейших акафистов

Появление гимнов, построенных по формальной модели Акафиста Пресвятей Богородице, имело место лишь на исходе византийской эпохи.

Старший список Акафиста Иисусу Сладчайшему датируется XIII веком; славянский перевод осуществлён в XIV веке, автор гимна неизвестен. Атрибуция иноку Феоктисту Студиту (IX век) — автору канона при этом Акафисте — или митрополиту Евхаитскому Иоанну Мавроподу (XI век) сомнительна. Существует гипотеза, что создание Акафиста Иисусу Сладчайшему связано с афонским монашеством конца XIII — начала XIV века, практикой исихазма и трудами преподобных Никифора Афонского (Исихаста) и Григория Синаита. Подтверждением служат древнейшие рукописи греческого подлинника и славянского перевода этого акафиста, найденные в библиотеках афонских монастырей.

Дальнейшее развитие жанра акафиста связано с именами Константинопольских Патриархов Исидора I Вухираса (1341—1349) и Филофея Коккина (1353—1354, 1364—1376). На славянской почве известно семь гимнов Патриарха Исидора, озаглавленных как «Икоси, подобны акафисту, творение Святейшаго Патриарха Новаго Рима, Константина града Кир Исидора». Это акафисты

Патриарху Филофею усвояют два акафиста: Всем святым, в составе одноимённой службы (греческий оригинал и церковнославянский перевод), и Живоносному Гробу и Воскресению Господню (церковнославянский перевод, с припевом: «Радуйся, Живоносный Гробе, из негоже Христос воскресе тридневен»). Кроме того, ему принадлежат молитвы, читаемые после Акафиста Иисусу Сладчайшему, («Согреших, беззаконновах, неправдовах пред Тобою») и Пресвятой Богородице («Нескверная, Неблазная, Нетленная, Пречистая, Пренепорочная»).

В XIV веке был написан акафист, никогда не имевший литургического применения, — переложение Акафиста Пресвятой Богородице ямбическим триметром, сделанное придворным поэтом Мануилом Филом. Последний из известных акафистов византийской эпохи принадлежит Иоанну Евгенику (1-я половина XV века). Это Акафист апостолу Иоанну Богослову.

В греческой Церкви продолжают слагаться новые акафисты; большое число текстов было написано гимнографом Герасимом Микраяннанитом.

Жанр акафиста получил широкое распространение в Российской Церкви в XIX и начале XX веков. По данным А. В. Попова («Православные русские акафисты…») к 1901 году цензорами духовного ведомства было одобрено к печати 158 акафистов, около 300 было отвергнуто.

Новый всплеск акафистографии наблюдается в конце XX — начале XXI века. Ежегодно появляется до 40-50 новых церковнославянских акафистов. Последние обновления на сайте «Акафист» датированы серединой августа 2012 года. Среди наиболее плодовитых авторов — Евгений Храповицкий и Александр Трофимов.

Помимо церковнославянских акафистов, имеется также несколько сотен акафистов на других языках: греческом, румынском, сербском, английском, французском, болгарском, украинском, польском, грузинском, русском, чешском. Общее число оригинальных акафистов на разных языках превысило, по данным свящ. Максима Плякина, 1500.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector