0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Зачем соблюдать заповеди?

Содержание

Заповеди в православии: зачем они нужны сейчас?

Нам пришло письмо: «Зачем нужны заповеди? Все и так понято: что хорошо, а что плохо. К тому же заповеди ничего не имеют общего с сегодняшним днем. Может быть, можно быть хорошим человеком и христианином, ничего не зная о них?»

Что такое Заповедь?

Обыденный взгляд на заповеди такой: это правила, которые нужно соблюдать. То есть некий свод законов, который что-то дает для духовной жизни. Например, соблюдая их, человек будет «хорошим христианином».

В принципе, так и есть. Хотя в Церковном понимании суть заповедей гораздо глубже. В рамках интернет-статьи эту полноту не передашь, но если свести суть заповедей к нескольким тезисами, то они могут быть такие:

  • Заповеди — это Откровение, которое было дано человеку в какой-то момент истории.
  • Сами по себе Заповеди — не самоценны и не делают человека святым или счастливым «автоматически».
  • Заповеди — это не религиозный регламент, а Путь, который по силу пройти человеку.
  • И этот путь — поистине Царский, потому что помогает сделать жизнь человека созвучной тому Замыслу, который был заложен в него Богом.

Как понять, что Заповеди — это откровение?

В наше время воспринимать заповеди, как откровение достаточно тяжело, потому что вся современная мораль и этика основана как раз на христианских заповедях. Родители с детства учат детей не обманывать и не брать чужого. То, что изменять жене — это плохо, так же очевидно, как и то, что Земля круглая и вращается вокруг солнца. Заповеди проникли в нашу жизнь и давно стали основой «правильной» жизни.

Но когда-то и факт, что Земля это шар, было ошеломляющим открытием. Таким же, как в XX веке стала правда о том, что время в разных местах вселенной идет по-разному. Или открытие квантовой физики, которая вообще по сути своей противоречит привычной нам логике.

Заповеди в свое время стали точно таким же Духовным открытием. Десять Заповедей Моисея (а говорить мы будем о них, хотя строго говоря, в Ветхом Завете в общей сложности 613 заповедей) — это целая система, которая фундаментально и конкретно сообщила о том, что такое хорошо, а что такое плохо.

Иудейский народ получил эти заповеди первым (19-я глава книги Исход) и до этого как-то разделял поступки на правильные и не правильные, но все они базировались на представлениях, которые перетекали из рода в род. При этом не было однозначного ответа, какое же поведение на самом деле помогает быть безотрывно с Богом.

В общем, десять Заповедей, которые Моисей получил во время долгого пребывания на горе Синай, стали откровением — то есть, святыней. А к святыне еще более трепетное отношение, нежели к правилам. Они — основа основ.

Зачем нужны заповеди?

С одной стороны, спустя тысячи лет после обретения Заповедей человек как никогда интуитивно понимает и знает, что такое хорошо, а что такое плохо. То есть и правда может показаться, что ничего нового в отношении морали в них не сказано. В крайнем случае, — если нас плохо воспитали родители или молчит голос «совести», — есть государственные законы, которые максимально подробно прописывают, что можно, а что нельзя практически во всех социальных сферах.

Но с другой стороны, — в реальной жизни — понятия о добре и зле неожиданно оказываются расплывчатыми. Жизнь — не лабораторный кабинет, в ней масса ситуаций: изощренных и разнообразных.

  • И вот нам уже привычно такое понятие, как праведный гнев. То есть чувство злости, которое чем-то оправдывается.
  • Или ложь во благо — то есть неправда ради какой-то благородной цели. Или лукавство на работе.
  • Измена супругу — тоже иногда бывает понята, если отношения в браке тяжелые, а кто-то вдруг нашел искреннее счастье на стороне.
  • Даже убийство может быть оправдано — например, если это «понятная сердцу» месть злодею. В фильмах мы сопереживаем герою, который гонится за преступником и не чувствуем никакого дискомфорта от того, что злодей в итоге погибает — он же это «заслужил».
  • Не говоря про аборт — тему, в которой общество поделено на две части, одна из которых убийство неродившегося ребенка оправдывает и находит этому доводы.

Джеймс Бонд — положительный герой в фильмах, который на самом деле все время убивает.

По сути, мы живем в мире, где провести границу между добром и злом все сложнее. Все перемешалось.

И с этой точки зрения Заповеди не только не устарели, а наоборот — актуальны. Они — как компас в любой сложной этической ситуации. Они просты и жизнь человека могут сделать гораздо проще — потому что в них вещи названы своими именами.

«Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых. Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи».
(Псалом 18)

Заповеди — это опора и помощник.

Заповеди — выкристализованное понятие о добре и зле. Они — прямое отражение христианской мысли о том, что любой поступок в конце концов — это либо шаг к Богу, либо шаг от Него.

Это не означает, что вся жизнь становится схемой. Именно поэтому в Библии возник образ фарисея — человека, который формально выполняет все 613 ветхозаветных заповедей, но при этом так же далек от святости, как последний грешник.

Главная цель христианина — стяжать Благодать Духа Святого и обрести после смерти Жизнь Вечную. Соблюдая заповеди, можно стать святым, а можно им не стать. Но стяжать Благодать, не соблюдая Заповеди, невозможно.

Заповеди помогают хранить в сердце память о том, что есть добро, а что зло — вне зависимости от обстоятельств. А то, что Заповеди Моисея ничуть не устарели, мы попробуем показать в тексте ниже.

Заповеди Моисея: о чем они на самом деле

Первая заповедь: «Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим».
Вторая заповедь: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли».

Возможно, это наиболее актуальные заповеди для нашего времени. Мы окружены вещами и слишком привязаны к ним. Компании создают целые бренды, чтобы в человеке было стремление: соединить свою жизнь и сердце с продуктами компании.

Продукция Apple и гаджеты вообще; бренды одежды; образы из фильмов, которыми хочется вдохновиться; спортивные кумиры.
Душа растрачивается на стремления, которые не имеют никакого отношения к Вечности, и на Вечность у нее не остается сил. Человек оказывается заперт в мире земных условностей и на деле становится менее свободным и более несчастным.

Эти две Заповеди про то, чтобы хранить сердце от чрезмерного восхищения вещами и кумирами. Вещи — это просто вещи, а кумиры — это просто люди. Человек становится целостен и по-настоящему счастлив только тогда, когда все его сердце и силы духа его устремлены к Вечной жизни и Христу. И тогда вся система ценностей меняется, и жизнь — казалось бы, такая сложная и запутанная, — в чем-то становится проще.

Третья заповедь: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, всуе».

Формально, текст заповеди про то, что нельзя клясться именем Бога. Но по сути она про то, чтобы человек был правдив и целостен во всем. И чтобы все мысли в человеке были бесхитростны и являлись правдой. Достаточно попробовать прожить так хотя бы один день, чтобы понять: соблюдать эту заповедь — настоящее искусство.

Четвертая заповедь: «Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему».

Это заповедь не про «выходной». Она — помощник не потеряться среди мирской суеты. Отрекаться от работы — неправильно. Но забыть за работой и бытовой суетой то, что ты человек с Царствием Божием внутри — легче простого.

Эта заповедь и про то, что надо работать, и про то — что у человека обязательно должно быть время, когда он остается наедине с Богом и мыслями о Вечной жизни. То есть эта заповедь про гармонично выстроенную жизнь — чего в суете мирской нам так не хватает.

Пятая заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле».

Эта заповедь, при кажущейся «старомодности» и простоте, — одна из самых трудновыполнимых. Как тяжело нам бывает находить общий язык с родителями! Чаще всего мы конфликтуем или избегаем их.

Но вообще в этой заповеди речь не только про родителей, как таковых, но и про трепетное отношение к устоям, которые возникают в обществе. Да, что-то из семейных или общественных традиций является пережитком времени, и на фоне этого легко отрицать полезный опыт предков. Но еще легче при этом «потеряться» окончательно.

Опыт предыдущих поколений — это не «клеть», а помощник в том, чтобы не взваливать на себя непосильную ответственность вообще за все решения.

Шестая заповедь: «Не убивай».

Это заповедь не просто про убийство. Она призывает вообще не разграничивать убийства на «плохие» и те, к которым можно отнестись с пониманием (например, благородная месть). Убийство само по себе в чудовищных масштабах разлучает человека с Божием замыслом. В том числе, аборт.

Единственное исключение — военная служба в военное время.

Седьмая заповедь: «Не прелюбодействуй».

Не прелюбодействуй — значит, не изменяй даже в мыслях. Любой поступок — это следствие мысли. Даже простое восхищение другим мужчиной или женщиной, когда ты в браке, наносит невидимый урон семье.

Монашеская традиция — следить не только за мыслями, но и за помыслами. В миру не нужно быть монахом. Но в отношении с противоположным полом эта практика следить за помыслами — наиболее актуальна.

Восьмая заповедь: «Не кради»

Родители учат своих детей не воровать. Но воровать можно не только вещи, но время и силы у другого человека. Это заповедь не только про воровство, но и про внимание к другому.

Девятая заповедь: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего».

Это заповедь про осуждение. Мы писали подробно про эту заповедь. Осуждение — это не только не говорить плохо о человеке, а не оценивать жизнь другого вообще.

Десятая заповедь: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего».

Зависть бывает открытой, бывает — скрытой и не очевидной даже для самого человека. По большому счету, мы все живем, сравнивая нашу жизнь с окружающими. Зависть не только вредит миру человека, но она в конечном итоге бесполезна, потому что человек может погнаться за тем, в чем не его призвание, и оказаться в ситуации куда худшей, чем был изначально.

Вот так — в десяти Заповедях сформулирован нравственный «атлас», который должен помочь человеку.

Святые говорили, что заповеди — это не попытка каким-то жестким образом ограничить человека, а наоборот — открыть ему новый Мир, в котором легче чувствовать Бога и саму жизнь.

Новозаветные заповеди блаженств

Мы не будем говорить об остальных 603 ветхозаветных заповедях. Их можно посмотреть в Законе Моисея — первых пяти книгах Библии. В сущности — они либо более подробно раскладывают десять Заповедей Моисея, либо включают в себя определенные ритуальные правила, которые были актуальны для ветхозаветных времен.

А вот о новозаветных заповедях не сказать нельзя.

Их дал Иисус Христос во время Нагорной проповеди (5–7 главы Евангелия от Матфея) — это одно из центральных событий всей Библии. Во время этой проповеди Христос открыл перед человеком новую реальность, которая, скажем, не так ощущалась в Заповедях Ветхого Завета. («Не для нарушения древнего закона, но для большего сохранения его Христос дал закон новый», — сказал о них святитель Иоанн Златоуст).

Вся проповедь и Заповеди Иисуса Христа — про новую жизнь, в которой мерой становятся Любовь и кротость.

В следующем тексте мы подробно рассказали про новозаветные заповеди, а пока просто проглядите их. Они — как и вся нагорная проповедь — отражают суть учения Иисуса Христа.

  • Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
  • Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
  • Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
  • Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
  • Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
  • Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
  • Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
  • Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
  • Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
Читать еще:  Хамид Карзай попросил пакистанских улемов пожалеть Афганистан

Изречения святых отцов о Заповедях

«Душа, преступая заповеди, утрачивает свой образ» (преподобный Макарий Египетский).

«Если возлюбишь путь правды [Заповеди] — обретешь Вечную Жизнь» (преподобный Ефрем Сирин).

«Заповеди Божии — есть Жизнь Вечная» (преподобный Авва Исаия).

«Послушай Бога в заповедях, чтобы и Он услышал тебя в молитвах» (святитель Иоанн Златоуст).

«Исполнение Евангельских заповедей вводит человека в истинное богопознание и самопознание, в истинную любовь к себе, к ближнему, к Богу и в общение с Богом» (святитель Игнатий Брянчанинов).

«Кто соблюдает заповеди, тот любит себя, а кто пренебрегает ими, тот вредит душе своей» (преподобный Ефремя Сирин).

«Кто стяжал заповеди, тот внутри себя обретает Бога» (преподобный Ефрем Сирин).

Икона Воскресения Христова

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!

Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте

Православная Жизнь

Соблюдать заповеди трудно, а порой и больно. Может быть, есть возможность обойтись без этого? Просто жить спокойно и плыть по течению… Протоиерей Николай Марковский, настоятель Покровского храма в Зайцево, уверен, что в таком случае погибнут не только человеческие души, но и вся наша цивилизация.

Человеческое общество живёт по определённым правилам. В нравственном плане заповеди регулируют нормальные, цивилизованные отношения в этом обществе. Если бы таких заповедей не было и люди их никогда не соблюдали, во что превратилось бы наше общество? — в племя, где нет ничего святого, никаких ограничений. Думаю, в этом случае человечество не достигло бы тех высот цивилизации, плодами которых мы пользуемся каждый день.

Духовная составляющая заповедей ещё важнее. Наша земная жизнь очень скоротечна и временна. После кончины мы все придём на суд Божий, где дадим ответ за все свои деяния. Заповеди — это дорожная карта, которая ведёт человека в Царствие Божие. Только через соблюдение их православный христианин может наследовать его.

Представим автомобиль, который двигается из пункта А в пункт Б. Чтобы добраться до места назначения благополучно и без аварий, водитель должен смотреть на знаки и соблюдать правила дорожного движения. Если он это сделает, то доберётся до пункта назначения. Если проигнорирует — попадёт в аварию и погубит себя, а может быть, и других. Так же и с заповедями: если человек стремится их соблюдать, то наследует Царствие Божие, в противном случае — о каком Царствии Божием мы можем говорить? Потому на вопрос «зачем соблюдать заповеди» отвечу просто: для наследования Царствия Небесного.

Отдельный вопрос — как мы соблюдаем заповеди. Часто люди просто не понимают, о чём идёт речь, когда говорят об этом. Например, возьмём заповедь «возлюби ближнего своего как самого себя». Христос не говорит: «не будь равнодушен», «не проходи мимо», но — «возлюби ближнего своего». Это очень трудно.

Некоторым кажется, что исполнить эту заповедь легко: я ведь никого не убил, не ограбил, не оскорблял — значит, вполне возлюбил. Нет, это поверхностный взгляд и, по сути, — равнодушие. Равнодушие не имеет ничего общего с любовью. Любовь — это когда в каждом человеке ты видишь искру Божью, создание Творца. Когда можешь так любить — это высшая добродетель.

Возьмём заповедь «не укради». Большинство людей скажут: это не имеет ко мне отношения, я не ворую. Однако дело в том, что многие не воруют потому, что боятся наказания. Неизвестно, сколько из них взяли бы чужое, не угрожай им расплата. Заповедь «не укради» значит «даже не помысли об этом»! Понимаете? Нельзя заповеди рассматривать только как удерживающий, контролирующий фактор. Любовь должна быть любовью, добро — добром. Тот, кто любит, не пнёт, не обидит — даже если можно, если никто не видит, если не накажут.

Для человека важна глубина восприятия заповедей. Это значит, что каждую из них нужно рассматривать отдельно и очень внимательно. Если человек может искренне соблюдать все заповеди, идёт по тем указателям, которые оставил ему Христос, — он наследует Царствие Небесное.

Есть люди, которые говорят: «Зачем мне соблюдать заповеди? Я не хочу в Царствие Небесное!» Так может говорить только человек крайне неразумный и однозначно невоцерковлённый. У такого хочется спросить: а ты желаешь зла своим детям? Хочешь, чтобы они были голодные, холодные, немытые, лишённые материнского тепла? Мало какой человек скажет — да, желаю. Так же и с душой. Хотим ли мы ей вечной муки?

В качестве примера я часто привожу судьбу известного сатирика Михаила Задорнова. Он всегда смеялся над Церковью, священнослужителями, верующими людьми, пропагандировал так называемое разноверие, но на смертном одре внезапно принял крещение. Казалось бы — зачем? Думаю, когда он стоял на пороге жизни вечной, то испугался, принял Бога — и в итоге крестился. Это ответ всем, кто говорит, что не хочет в Царствие Небесное. Так может говорить человек, который мало прожил и мало видел.

Возьмём представителей опасных профессий: они, как правило, все верующие. Один врач-реаниматолог рассказывал мне, что среди его коллег неверующих нет. Так же на фронте, в шахте. Конечно, тот, кто живёт спокойно, сыто и благополучно, не имеет проблем со здоровьем, может говорить, что ему не нужно Царствие Небесное. Но пусть пройдёт время. Посмотрим, что с ним будет дальше.

Записала Екатерина Щербакова

ХРАМ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА

Зачем соблюдать заповеди (Десять заповедей)

Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай

Наш век несправедлив к великому благословению, которое дал нам Бог.

К благословению заповедей. Наш век считает, что соблюдение заповедей — это механическая, поверхностная этика, а разговор о соблюдении заповедей — морализаторство, ведущее к ханжеству.

Однако на самом деле всё не так. Если мы будем внимательны, то обнаружим, что и Евангелие, и отеческая письменность, и опыт Церкви исполнены побуждений к соблюдению заповедей и определяют святость — среди прочего — и как выражение их соблюдения. «Если любите Меня, то и заповеди Мои соблюдаете», — говорит Сам Господь. Попытка соблюдать заповеди переносит нас от сомнения и опасных акробатических «опытов» к реальной действительности наших немощей.

Часто мы читаем ту или иную книгу, ведём красивую беседу, говорим о широте сердца, о восторжении ума, о духовных восхождениях, а немного погодя, дома, нас перебивает муж или жена, — и мы возражаем с напором и раздражением. В чем же тогда смысл всех этих бесед?

Мы держим чётки в руке, возможно, соблюдаем посты (потому что мы так привыкли), но не можем соблюсти заповеди любви и терпения. И взаимной уступчивости, прощения. Мы ведём себя по-монашески традиционно и при этом остаёмся очень жестокосердными людьми. И именно заповеди и наше усердие размягчают душу, как отбойный молоток. Заповеди существуют ради двух причин: чтобы смирять нас и чтобы указывать нам путь.

Сколько усердия нужно для того, чтобы исполнить любую из заповедей! Сколько старания! Легче прочесть отрывок из «Добротолюбия» или «Аскетики» аввы Исаака и считать, что мы всё поняли и ощутили, что достигли некоего якобы «духовного состояния», чем попытаться не сказать хотя бы одной неправды из тех, что мы называем «повседневной ложью», или принять нашего ребёнка таким, какой он есть, или потерпеть наших родителей, или взаимно потерпеть друг друга. Мы видим, что когда мы пытаемся соблюсти заповеди, это оказывается очень трудным для нас. И таким образом мы смиряемся перед ними.

Заповеди не только смиряют нас, но и служат своего рода «дорожными знаками» на нашем пути. Вы часто видите на горных серпантинах справа и слева от асфальта столбы, покрытые фосфоресцирующим веществом: они показывают дорогу, когда она запорошена снегом. То же самое делают и заповеди: они показывают, куда мы идём.

Поэтому очень важно каждому христианину с помощью духовника определить те из заповедей, в которых именно ему необходимо подвизаться в своей жизни. Таким способом человек непрестанно научается, усердствуя в конкретной заповеди. Он не оправдывает себя с лёгкостью, когда не справляется, не остается равнодушным, но честно стоит на стороне истины. Человек не обманывается, не обольщается относительно себя, но смотрит, какие из заповедей и в какой мере может исполнить. Так, он различает путь и маршрут, и затем с молитвой просит содействия Божия и Его благословения, чтобы если какая-то из заповедей могла быть преобразована в его личный опыт, то это произошло бы только по благодати Божией.

В духовной жизни стяжание добродетели — не наше достижение или успех, но дар Божий и плод Святого Духа. Наши же — согласие и доверие к Его благодати.

Десять заповедей закона Божиего:

  1. Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.
  4. Помни день субботний, чтобы святить его; Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему.
  5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Зачем соблюдать заповеди?

Какая заповедь из всех наибольшая? Сколько заповедей всего? Какой была первая заповедь людям? И нужно ли соблюдать заповеди все, или можно ограничиться лишь несколькими? Поговорим об этом сегодня.

«Господь сокровен в заповедях Своих, — и обретается ищущими Его по мере исполнения ими заповедей Его».

Что такое «заповедь»?

Заповедями в христианстве называются религиозно-нравственные предписания, исполнение которых необходимо для достижения единства с Богом в этой и следующей, вечной, жизни.

Сколько всего заповедей?

В раю Адам получил от Бога 4 заповеди, Моисей на горе Синай – 10, а с пришествием в мир Христа человечество получило 9 заповедей блаженства. При этом Господь подчеркнул, что все заповеди стоят на двух постулатах любви к Богу и ближнему.

В широком смысле заповедями можно называть все слова и наказы Создателя, обращенные к человеку для сохранения души и наследования вечной жизни.

Четыре заповеди Эдемские

До грехопадения Господь сказал первым людям, какими законами они должны были руководствоваться, чтобы продолжать свою счастливую жизнь в райском саду.

  1. «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт 1:28). Бог создал людей по образу Своему и подобию, и причиной этому стала безграничная Любовь. Люди, как подобие Бога, тем самым призваны создавать новых людей – являть акт любви мужчины и женщины друг к другу.
  2. Возделывание рая (Быт 2:15). Заповедь созидательного труда Бог дал человеку. Что такое рай? Это душа, свободная, за которой стоит выбор – быть с Господом или нет. Возделывание рая, то есть души, и есть необходимое условие для спасения. Иначе душа зарастает сорняками грехов.
  3. Познания мира (наречение имен — Быт 2:19). Через созданный Богом мир человек познает и Творца, видя во всем созданном Господа, Его Промысел и Волю.
  4. Не вкушай от древа познания добра и зла (Быт. 2:17). Данную заповедь первого поста первые люди нарушили и были изгнаны из рая.

Десять заповедей Синайских

  1. Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим (Исх.20:2-3). Других богов просто нет. Создатель Вселенной Один, и перестав верить в Него подобно смерти, потому что это не дает вечной жизни.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им (Исх.20:4-5). Вторая заповедь усиливает первую, говоря о том, что душой человека не должно владеть ничего из временного, будь то модная философия или же дорогое имущество. Идол – это ложная ценность, ради которой может жить заблуждающийся человек.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно (Исх.20:7). Имя Бога священно, поэтому и произносить его стоит с рассуждением и по делу, а не как междометие и уж тем более, ни как кощунство. Оскорбление Бога таким образом наносит вред душе человека, потому что Господь источник жизни людей.
  4. Помни день субботний, чтобы святить его; Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему (Исх.20:8-10). Этой заповедью Бог напоминает, что человеку, заботящемуся о собственном существовании, необходимо уделять время и ежедневно, и особо в воскресный день. Этот день нужен людям, чтобы восполнить свои духовные силы, укрепить связь с Богом, встретиться с Ним в Таинствах Церкви и сделать очередной рывок в деле духовного самосовершенствования.
  5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле (Исх.20:12). Бог сотворил первых людей, а они стали родителями следующих поколений. Воздавая дань уважения родителям, даже если они и неверующие, мы воздаем уважение Господу, как Первому Отцу всего человечества.
  6. Не убивай (Исх.20:13). Убийство противоестественно человеческой природе, потому что насилие одного человека над другим противоречит принципу любви. Эта та заповедь, смысла которой большинству людей не требуется объяснять.
  7. Не прелюбодействуй (Исх.20:14). В браке люди соединяются друг с другом по Божественному установлению. А вот связи до брака или во время него на стороне разрушают душу человека.
  8. Не кради (Исх.20:15). Бог предостерегает человека брать то, что ему не принадлежит. Каждому Господь в жизни дает ровно то, что ему требуется.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего (Исх.20:16). Всякая ложь противоположна правде. Ложь в отношении другого человека омрачает душу лжеца. И противоречит принципу любви.
  10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего (Исх.20:17). Этой заповедью Господь предостерегает людей от зависти. Это чувство, появившееся в душе, приносит боль и может стать причиной ненависти, вражды и даже убийства по отношению к ближнему только потому, что грешник посчитал для себя возможным претендовать на чужое имущество.
Читать еще:  Афонские монахи о роли науки в жизни человека

Девять заповедей блаженства

  1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф. 5:3). Нищим духом называется здесь смиренный человек. Святые люди, несмотря на общественное признание при жизни, совершаемые ими чудеса, вплоть до воскрешения мертвых, считали себя ничтожными в духовном смысле. Они понимали, что источником их сил является Бог. Обратное мнение и самоуверенность лишает человека духовной силы.
  2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся (Мф. 5:4). Плачущими называются те, кто борется со своими грехами. Чем больше христианин погружается в духовную жизнь и самоанализ, тем глубже он видит свое духовное несовершенство. Исцелить его может только Бог, Который откликается всем, сокрушающим себя покаянным плачем.
  3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф. 5:5). Носители мирного и спокойного духа переживают войны и катастрофы. Христиане, которых жестоко гнали и во времена Римской империи, и в годы СССР, проносили свою веру сквозь все преграды. Государств-гонителей давно нет, а Христианство распространилось по всему миру.
  4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся (Мф. 5:6). Желать правды означает стремиться к изучению Бога во всех смыслах. Истинная правда заключена в Господе, она выше всех сиюминутных исканий и разоблачений, которыми сегодня полон мир людей. Ищущие Бога обязательно найдут Его, то есть насытятся и соединятся с Ним.
  5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5:7). Господь говорил, что в день Страшного Суда в Царство Небесное войдут те, кто жил делами милосердия. Любая помощь ближнему в наше жестокое время выступает проявлением любви. Тех, кто милостиво относится к людям вокруг, помилует и Господь.
  6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5:8). Грех начинается в сердце человека и может даже не выходить за его пределы. Но мысли, живущие в душе, будут разъедать душу и создавать внутри духовную реальность, называемую адом. Люди, сумевшие победить дурные мысли и желания, становятся чистыми. Они способны увидеть свет, исходящий от Господа, в своем сердце.
  7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими (Мф. 5:9). Иисус Христос примирил через Свою Жертву человечество с Богом. А нам следует искать не «доброй войны», а крепкого мира с людьми вокруг. Вражда порождает ненависть и убивает любовь. Миротворцы пытаются всех помирить, потому что любят людей вокруг.
  8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное (Мф. 5:10). Во все времена находились люди, не принимавшие учение Христа. Гордыня не позволяла им слышать учение, обличавшее их совесть. Поэтому всегда находились правители или рядовые ненавистники, гнавшие верующих за их религиозные убеждения. Бывает, что приходится пострадать за Христа и на бытовом уровне, когда ближние отказываются слышать о Боге и духовной жизни, отрицая нравственные принципы нашей веры.
  9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас (Мф. 5:11). Эта заповедь усиливает предыдущую. Церковь стоит на крови мучеников. Иисус Христос, многие из апостолов, раннехристианские и позднехристианские мученики ценой своей жизни свидетельствовали о вере. К этому должны быть готовы и мы.

Две главные заповеди Любви

  1. Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь (Мф.22:37-38). Когда мы любим, то обращаем все наши усилия на объект любви. Наши чувства и мысли заняты им. Здесь то же самое: чтобы любить Бога, нужно посвящать себя Ему целиком и полностью.
  2. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22:39). В нашем ближнем заложен образ Бога. И мы призваны любить этот образ Господа в каждом человеке. Любя ближних, мы любим Бога.

Если главная заповедь – любовь, для чего соблюдать все остальные?

Тогда зачем нам такое количество заповедей и еще больше, если покопаться в Священном Писании? Дело в том, что любовь к Богу – это жертва. Господь создал людей, имея все. Бог дал людям свободу, лишив Себя права вторгаться в их жизнь насильно. Чтобы люди вернулись в райские обители, Бог спустился в мир людей и пожертвовал Собой.

Жертва Христа показала, что Он готов на все ради людей. В этом и заключается принцип любви, который существует как данность. И если мы любим Бога, значит, мы пожертвуем своим исключительно умным мнением ради соблюдения Его заповедей. Да и заповеди эти не формальны для исполнения любви. Они берегут нашу душу от самоуничтожения. Наше тело подвержено смерти. А наша личность – нет. Если мы хотим быть здоровыми, мы выполняем определенные правила питания, физических нагрузок, отдыха. Также и духовное здоровье требует исполнения заповедей. Главное, чтобы в основе их лежала любовь к Богу и окружающим нас людям. Всем без исключения.

Епархиальный мужской монастырь во имя св. Иоанна Предтечи. г. Новосибирск

Кто-то из нас уже переступил порог Церкви, а кто-то еще только присматривается, стоит возле церковной ограды, не решаясь ступить внутрь. И у тех и у других, как правило, есть совершенно верное представление о том, что человек, сознательно назвавший себя христианином, должен изменить свою жизнь, приведя ее в соответствие с законом Христа.

Нередко даже далекие от Церкви люди догадываются, что жизнь христианина не исчерпывается хождением в храм и зажжением свечек — есть в этой жизни что-то еще, делающее настоящих христиан непохожими на других. Люди, близкие к Церкви, могут подсказать, что жизнь христианская делается такой благодаря исполнению заповедей. Но вот о смысле исполнения заповедей рассказать могут далеко не все.

Некоторые говорят, что их нужно исполнять потому, что это традиция нашего народа и наших предков, или потому, что исполнение заповедей служит оздоровлению жизни общества, или же просто говорят: «Это нужно делать, потому что Бог так сказал», не пытаясь понять смысл того, чтó нам заповедано и почему Бог это нам предписал.

Но такие ответы ничего не объясняют по существу. А ведь смысл жизни по заповедям есть, и он очень глубокий.

Способ соединиться с Богом

С тех пор как Бог подарил людям свободу воли, у каждого человека есть два пути: быть с Богом или быть против Бога. Выбор стоит именно так: Кто не со Мною, тот против Меня (Мф 12:30), третьего не дано. Бог любит каждое Свое творение и хочет, чтобы все люди были с Ним, но никого не принуждает. Смысл нашей земной жизни — определиться и сделать выбор. Пока жив человек, еще не поздно самому выбирать, но после смерти — всё, он уже ничего ни изменить, ни исправить не может. Как говорил святой Варсонофий Великий, «касательно знания о будущем — не заблуждайся: что здесь посеешь, то там и пожнешь. По исходе отсюда никому нельзя уже преуспеть… здесь делание — там воздаяние, здесь подвиг — там венцы»*.

И для тех, кто отвечает Богу «да», исполнение заповедей обретает глубочайший смысл — оно и становится этим ответом и способом соединения с Богом.

Ведь мы, если разобраться, почти ничего не можем принести Богу, почти ничем не можем ответить Ему «да» — мы созданы Им, и все, что у нас есть, получили от Него: таланты, имущество, семью и даже само наше бытие, ибо мы Им живем и движемся и существуем (Деян 17:28).

Единственное, что мы можем дать Богу сами от себя, — это добровольное исполнение Его заповедей, совершаемое не из страха и не ради корысти, а по любви к Нему. Сам Господь свидетельствует об этом: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин 14:15).

Так что каждый раз, когда мы добровольно и сознательно соблюдаем заповедь Божию, даже самую маленькую, мы тем самым свидетельствуем о нашей любви к Богу; мы отвечаем Ему «да».

Исполнение заповедей — это всегда только то, что происходит между человеком и Богом. Если человек не крадет и не убивает из-за того, что боится попасть в тюрьму, он не может сказать, что исполняет Божии заповеди «не убивай» и «не укради», ибо то, «что делается по страху человеческому — не угодно Богу»**. Заповедь дана Богом, и исполнение заповеди есть то, что добровольно и непринужденно делается человеком ради Бога.

Свобода любви

Исполнение заповедей — не вынужденное удовлетворение какой-то внешней необходимости, а проистекающее из внутреннего волевого решения дело любви к Богу. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем (1 Ин 4:16); если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей (Ин 15:10).

Когда сын старается не шуметь, чтобы не разбудить уставшего после работы отца, или когда отец в голодное время отдает свой ужин сыну, или когда юноша покупает цветы, чтобы подарить их любимой девушке, — они делают так не потому, что их к этому понуждает общественная необходимость, или долг следования традиции предков, или даже какой-нибудь свод воспринятых ими правил, а просто по любви.

И поступая так, они совершенно свободны, поскольку действуют не по принуждению; все такие поступки суть вольные проявления любви.

Так и тот, кто соединяется с Богом в любви, становится подлинно свободным, и творить заповеди для него так же естественно, как дышать.

Именно непониманием этого во многом объясняется расхожий стереотип в сознании неверующих и нецерковных людей: якобы «жить по заповедям — это жить несвободно, а жить во грехах — это свобода».

Тогда как на самом деле все наоборот.

В этом способен убедиться всякий, заглянув в себя. Как может зло приносить свободу, если после него так тяжело на душе? Как может ложь приносить свободу, если она не успокаивает сердце, которое жаждет истины?

Сказано: познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин 8:32). Я есмь… истина — свидетельствует Господь Иисус Христос (см. Ин 14:6). Познание Христа и соединение с Ним в любви дает подлинную свободу славы детей Божиих (Рим 8:21). Как говорит апостол Павел, все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1 Кор 6:12).

А тот, кем что-то обладает, и кто не в силах отказаться от того, что ему неполезно, разве может быть назван свободным? Сколько людей испортило себе жизнь из-за того, что они не могли отказаться от нездоровой пищи, хотя знали, что она не полезна для них, либо пытались отказаться, но проиграли в битве с чревоугодием.

Разве это свобода?

Нет, это настоящее рабство! Именно так, потому что всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин 8:34), ибо, кто кем побежден, тот тому и раб (2 Пет 2:19). Вся «свобода» грешников ограничивается возможностью выбора между разными видами греха, и это не идет ни в какое сравнение со свободой от греха.

Неподъемно?

По нашим временам даже ветхозаветные заповеди «не убивай», «не прелюбодействуй» для иных кажутся неподъемными, что же говорить о заповедях Христовых, которые, по всеобщему мнению, задают гораздо более высокую планку требований: Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду… Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем… Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую (Мф 6:21-22, 27-28, 38-39).

Читать еще:  Молитвенное помещение московских кришнаитов должно быть скромным, считают в Москве

И вот человек, соразмеряя эти заповеди со своими силами, приходит к выводу, что такие правила совершенно неосуществимы. Поэтому многие люди думают, что Евангельские заповеди неисполнимы в принципе и что будто бы Бог дал их людям не для того, чтобы они их исполняли, а как некий идеал, к которому можно стремиться, но которого никогда нельзя достигнуть, чтобы, осознавая невозможность достижения этого идеала, люди осознавали и свое ничтожество и таким образом стяжали смирение***.

Между тем, Евангелие означает в переводе «благая весть», или, если совсем по-современному, «хорошая новость», — но что же может быть хорошего в новости о том, что люди ничтожны и не годны ни на что, кроме осознания своей ничтожности? И разве можно назвать добрым господина, отдающего приказы, которые заведомо невозможно выполнить, но при этом выполнение их ставится условием для спасения?

Думающие так уподобляют Бога фашистскому офицеру из фильма «Лабиринт Фавна», который перед допросом говорит арестованному партизану-заике: если ты сможешь сосчитать до трех, ни разу не заикнувшись, мы тебя отпустим, а если не сможешь, — будем пытать. И партизан старается, выговаривает «один», «два», а на «три» заикается. И офицер разводит руками, мол, видишь, сам виноват…

Нет, истинный Бог, повелевающий солнцу Своему восходить над злыми и добрыми (Мф 5:45) и дающий всем просто и без упреков (Иак 1:5), Бог, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим 2:4), — совсем не таков.

Тут уместнее другое сравнение — отец, который увидел, что сын свалился в глубокую яму, сбрасывает ему веревку и дает заповедь: встань, возьмись за нижний конец веревки, и я тебя вытащу. Как видим, спасает все равно отец, но если сын не исполнит полученной заповеди, то не спасется.

Инструкции по борьбе с грехом

И по-настоящему добрая весть Евангелия состоит в том, что из ямы греха, проклятия и смерти действительно можно выбраться, что больше нет преграды между человеком и Богом, что во Христе Иисусе нам стало возможно быть неукоризненными и чистыми чадами Божиими (Флп 2:15). И чтобы верующему, крестившемуся человеку стать чадом Божиим, ему нужно удалить из себя единственное — личные грехи и порождающие их страсти, что как раз и достигается соблюдением заповедей. Это все равно что встать и взяться за конец сброшенной веревки. И это тоже стало возможным для каждого, и в этом тоже состоит добрая весть Евангелия.

Благодаря тому что совершил на Кресте две тысячи лет назад вочеловечившийся Бог, теперь абсолютно каждый человек может исполнить все заповеди и тем уподобиться Тому, Кто призвал: будьте святы, ибо Я Господь, Бог ваш, свят (Лев 20:7). Каждый может стать святым. И заповеди — это не мираж, которым можно любоваться лишь издали, а конкретные инструкции по достижению подлинной святости.

И если относиться к ним как к практическим инструкциям, то легко увидеть, что Христовы заповеди даны вовсе не для усложнения, а для облегчения борьбы с грехом, поскольку объясняют, как добиться совершенного исполнения заповедей, данных в древнем законе.

Своими заповедями Господь Иисус Христос открыл, что грех зарождается в нашем сердце, и потому надо начинать борьбу с грехом с очищения сердца от дурных желаний и мыслей, так как из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления (Мф 15:19-20).

И что самое важное, Он не только объяснил, как это делать, но и дает на это силы. Даже Апостолы, услышав впервые Христовы заповеди, удивились их кажущейся «неподъемности», но им было сказано: человекам это невозможно, Богу же всё возможно (Мф 19:26). И для того, кто соединяется с Богом, уже не остается ничего невозможного. Все могу в укрепляющем меня Христе, — свидетельствует апостол Павел (Фил 4:13).

Это важнейшее отличие христианской нравственности от всякой другой, потому что в Церкви человеку дается не только совет «делай», но и силы к тому, чтобы сделать. И дается абсолютно каждому человеку, который захочет такую силу взять.

Необходимо еще подчеркнуть, что сами заповеди, данные Богом, не случайны и не произвольны. Хотя заповеди даны в определенное время, они открывают путь к добродетелям, которые вечны. Именно потому их исполнение позволяет стать человеку святым, что эти заповеди указывают на вечные свойства Божии.

Например, если человек соблюдает заповедь «не прелюбодействуй» (Исх 20:14), сохраняя верность супруге, то он тем самым уподобляется Богу, ибо «Бог верен» (Рим 3:4), если человек соблюдает заповедь «не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исх 20:16), то он тем самым уподобляется Богу, ибо «Бог истинен» (Ин 3:33), и так всякая заповедь восходит к тому или иному свойству святого Бога.

Поэтому чем более человек укрепляется в их добровольном исполнении, тем более становится святым, и соединяется с Богом.

Поэтому на вопрос, почему именно такие заповеди дал людям Бог, существует единственный ответ — потому что именно таков Он Сам, и эти заповеди даны для тех, кто желает уподобиться Богу и через то стать «богом по благодати».

Скучно быть хорошим?

Стоит сказать о еще одном заблуждении. К сожалению, у многих людей представление о христианской нравственности сводится исключительно к списку отрицаний — не делай того и этого; нельзя то и это. Видя такой список, человек нецерковный мысленно применяет его к своей жизни, вычитает из нее все поименованное в списке и задается вопросом: а что же, собственно, тогда от моей жизни останется и чем заполнить образовавшиеся в ней пустоты?

Отсюда, кстати, во многом проистекает такой общественный стереотип, что будто бы жизнь нравственного человека непременно скучна и пресна.

В действительности же скучна и тосклива как раз жизнь человека безнравственного. Грех — как наркотик, лишь временно помогает забыться и отвлечься от этой тоски. Неудивительно, что грешник, мысленно представивший собственную жизнь без этого наркотика, понимает, что столкнется тогда с зияющей пустотой и бессмыслицей, которую эта его жизнь и представляет собой на самом деле, и страшится этого, и снова бежит ко греху, как пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи (1 Пет 2:22).

Но Господь в Священном Писании предлагает гораздо большее — уклонись от зла и сотвори благо (1 Пет 3:11). Это вещи взаимосвязанные — творение добра помогает уклоняться от зла, а уклонение от зла оставляет больше возможностей творить добро. Заповедь «сотвори благо» показывает, что у Бога есть для каждого человека перспектива изобильной, насыщенной, интересной и благодатной жизни. Совершаемое ради Бога добро делает жизнь осмысленной.

Как человеку, погрязшему в грехах, почти некогда заниматься доброделанием, так и человеку, ради Бога и с Богом творящему благо, становится уже не до греха, — и не потому что он каждую минуту сидит и трясется: «Ох, как бы не согрешить, как бы не сделать того, как бы не впасть в это», а потому что чем больше добродетель и благодать Божия вливается в его сердце, тем меньше места в нем остается для греха.

Конечно, и христианин, серьезно вступивший на духовный путь, и даже опытный подвижник может впасть в грех. Однако, как замечал святитель Игнатий (Брянчанинов), «величайшая разница — согрешить намеренно, по расположению к греху, и согрешить по увлечению и немощи при расположении благоугождать Богу»****. Разумеется, грязен и живущий на помойке бездомный человек, и тот, кто вышел из дома в новом костюме, но споткнулся и упал в лужу, но разница между тем и другим велика, поскольку для одного быть грязным — обычное состояние и образ жизни, а для другого — досадная оплошность, которую он хочет и может немедленно исправить.

Таким образом, смысл и радость христианской жизни — реальная возможность стать лучше, чище, совершеннее и даже — стать святым. Это достигается исполнением заповедей Божиих. Без этого одно лишь словесное именование себя христианином и само признание Христа Господом не спасают, как Он Сам сказал: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф 7:21).

Воля же Отца Небесного не сокрыта от нас, она выражена в данных Им заповедях. Если мы творим их, то ни смерть, ни жизнь…, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим 8:38-39).

Зачем соблюдать Закон Божий?

Для чего человеку нужны Десять Заповедей? Сегодня многие говорят, что они были даны для евреев, а для людей, живущих в современном обществе, Божьи заповеди потеряли актуальность. Так ли это на самом деле?

Десять Заповедей — это краткое изложение обязанностей человека перед Богом. Они лежат в основании человеческой морали и нравственности. Божий Закон — это достояние всего человечества. Он столь же важен для людей сегодня, как и для евреев во времена Моисея. Этот Закон непреложен. Именно он проводит черту между добром и злом.

«Закон Господа совершен, укрепляет душу» (Псалом 18:8). Ни один законодатель не смог бы издать такой закон, каким является Десятисловие. Это — совершенные правила. Все самые справедливые человеческие законы можно разглядеть между строк этого немногословного свода нравственности, добра и совершенства, в котором выражено всё, чем должны определяться отношения человека с Богом и человека с его ближними.

Десять Заповедей не только олицетворяют вечные основы добра, но открывают человеку сущность греха. «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие», — пишет апостол Иоанн (1 Иоанна 3:4). Нарушая Закон, человек нуждается в том, чтобы его простили. Вот почему Христос спустился с небес и умер за людские грехи, которые являются нарушением Закона. Если бы этого не произошло, наш мир был бы обречён на погибель, ибо Закон говорит, что «возмездие за грех — смерть» (Римлянам 8:23). Подобно тому, как нарушение естественных законов природы в нашем мире приносит неизбежные последствия, нарушение нравственного Закона неизменно отражается на духовной и интеллектуальной жизни человека. Сам Христос, подчёркивая важность соблюдения Закона, говорил: «Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречётся в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречётся в Царстве Небесном» (Матфея 5:19). «Если же хочешь войти в жизнь [вечную], соблюди заповеди», — сказано в другом месте Священного Писания (Матфея 19:17).

Изменил ли Христос, живя на земле, требования Закона? Нет, но Своей жертвой Он уничтожил проклятие смерти, довлевшее над человеческим родом, взяв на себя грехи каждого человека, но Десять Заповедей остались незыблемыми, поскольку они являются основанием Его престола. Он не только раскрыл истинное значение нравственного Закона, но и Сам исполнял его. Он больше, чем кто бы то ни было, возвеличивал этот Закон.

Что даёт человеку соблюдение Закона? Соблюдая его повеления, человек обретает благосостояние, счастье и блаженство. Это не просто свод запретов и правил. В основе Божьего Закона лежит любовь, а не принуждение. Я хочу исполнять Закон, потому что люблю Бога и своего ближнего. Только послушные Его Закону станут гражданами Его царства.

Но зачастую можно услышать: «Я живу спокойно, закон не нарушаю, никого не убиваю, не краду. В чём я согрешил? У меня всё прекрасно!»

Разъясняя в Нагорной проповеди смысл шестой и седьмой заповедей («Не убивай», «Не прелюбодействуй»), Христос раскрыл духовную природу Божьего Закона, объяснив, что он касается не только внешней стороны наших поступков, но также и мыслей, и сердечных намерений. Десятая заповедь говорит: «Не пожелай», запрещая человеку иметь нездоровые желания. Следовательно, повиновение этой заповеди требует не просто внешней порядочности, но прежде всего чистоты сердечных побуждений.

Еще один очень важный момент: необходимо соблюдать не только какую-то часть Закона, а все заповеди. Например, если человек соблюдает заповедь «Не убивай», но не принимает во внимание заповедь «Помни день субботний», то он всё равно будет считаться нарушителем Закона.

Как жить так, чтобы соблюдение Закона стало частью нашей жизни? Может ли человек исполнять Закон, полагаясь только на свои силы? Нет, лишь в возрождённом и обновлённом благодатью Божьей сердце будет жить естественное стремление повиноваться заповедям Божьим. Бог обещает Свою милость тем, кто соблюдает Его Закон и делает так, чтобы повиновение заповедям стало естественным желанием нашего сердца.

Закон требует послушания, но сам он не может сделать нас послушными. Он как зеркало, благодаря которому человек видит свои грехи и свою испорченность. Заповеди ведут грешника к Христу. Верующий в Иисуса Христа признаётся праведным, и его грехи прощаются. Закон — это не путь к спасению, а путь спасённых. Христос наделяет верующего человека силой Своей благодати, спасает и освящает нас. Бог не оставил человека запутавшимся в своём непослушании — Он дал людям возможность начать новую жизнь.

Верующий во Христа избавляется от наказания за нарушение Закона, Господь дарит ему новое сердце, которое наполнено любовью к Богу и послушанием Его заповедям.

Статья подготовлена по книгам «Библейские чтения в кругу семьи» «Вероучение Священного Писания» (Ханс и Даниэль Хайнц).

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector