0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Западноевропейская архиепископия

Содержание

Архиепископ воссоединился с Патриархатом: почему это так важно?

Приблизительное время чтения: 5 мин.

Что вообще случилось и почему это событие настолько важно? Объясняем максимально коротко.

Святейший Патриарх Кирилл и архиепископ Иоанн в Париже в 2016 году. Фото: patriarchia.ru

Что такое Архиепископия православных русских церквей в Западной Европе?

Архиепископия сформировалась на базе приходов, образованных русскими беженцами в Западной Европе после революции 1917 года. В 1920 году Временное высшее церковное управление на Юго-Востоке России (создано на Ставрополье архиереями епархий, отрезанных от центральной России фронтами гражданской войны) назначило управляющим русскими приходами в Западной Европе эмигрировавшего архиепископа Житомирского и Волынского Евлогия (Георгиевского).

Это назначение застало его Сербии. Как вспоминает владыка Евлогий, «вдруг, среди вечера, появляется какая–то фигура в потрепанной шинели, в разбитых сапогах… — и я узнаю одного из секретарей Высшего Церковного управления Махараблидзе. Он заявил, что привез известие о моем назначении Управляющим русскими православными церквами Западной Европы. «Вам будет послано Высшим Церковным управлением подтверждение моего устного извещения», — сказал он. Оказалось, что назначение состоялось еще в Крыму, но официального уведомления, посланного мне из Крыма, я не получил. Новое назначение привело меня в некоторое замешательство: как наладить управление при отсутствии средств? куда ехать? где его организовать?»

В 1921 году назначение было подтверждено указом патриарха Московского и всея России Тихона — «временно, впредь до возобновления правильных и беспрепятственных сношений означенных церквей с Петроградом».

Как произошло разделение Архиепископии с Русской Православной Церковью?

Во многом здесь повторяется история с другим более крупным разделением: между Московским Патриархатом и Русской Православной Церковью Зарубежом. Причины примерно те же.

В 1930 году митрополит Евлогий принял участие в молении о страждущей Русской Церкви в Лондоне по приглашению архиепископа Кентерберийского. Как писал Владыка Евлогий в своих воспоминаниях, «торжественное богослужение, посвященное России, происходило в Вестминстерском аббатстве. Сонм духовенства во главе с архиепископом Кентерберийским. Несметные толпы народу… До слез было трогательно видеть, как вся Англия, по призыву своего духовного главы, архиепископа Кентерберийского, коленопреклоненно молилась о великой страдалице Русской Церкви…

Мое присутствие в те дни в Англии, общение с англиканами, мои речи были истолкованы в Москве, вероятно агентами большевиков, как политика, направленная против государственной власти. »

После этого митрополит Евлогий был отрешен от должности, однако отказался подчиниться этому решению, и вышел из подчинения Московской Патриархии, отметив, однако, что «мы… не колеблем нашего канонического единства с Матерью Русской Церковью и ее законной властью, мы лишь временно прерываем внешние административные сношения с этой властью».

Необходимость сохранить канонический строй Церкви побудила митрополита Евлогия присоединиться к Константинопольскому Патриархату, хотя он все так же подчеркивал, что «мы, конечно, не отрываемся, не откалываемся от Матери Русской Церкви».

В 1945 году сам митрополит Евлогий вернулся в Московский Патриархат, однако после его смерти, учитывая то, что в России продолжали править большевики, большинство клира и мирян приняли решение остаться в юрисдикции Константинополя.

Как жила Архиепископия дальше?

Лучше всего духовную жизнь Архиепископии характеризует тот факт, что за время ее существования к ней присоединились множество французов, англичан, немцев и итальянцев. Так, нынешний ее глава архиепископ Иоанн (Ренето) (Jean Renneteau) по происхождению француз.

Богослужения, которые сначала совершались исключительно по-церковнославянски, теперь совершаются также и на родных языках западноевропейской паствы. Хотя в Архиепископии бережно сохранялось русское богослужебное наследие, в ней сложились свои традиции церковного управления.

Что подтолкнуло процесс объединения?

Конечно, в Архиепископии всегда были сторонники воссоединения с Московским Патриархатом, и, после падения коммунистической власти, решение о таком воссоединении постепенно вызревало.

В 2007 году произошло воссоединение Московского Патриархата с Русской Православной Церкви Зарубежом. Однако в Архиепископии не спешили с аналогичным решением.

Развитие событий ускорили действия Константинопольского Патриархата — 27 ноября 2018 года он отменил особый статус Архиепископии, который сам же подтвердил за двадцать лет до этого. Этот статус гарантировал сохранение богослужебных и административных особенностей, теперь же Константинополь предлагал Архиепископии самораспуститься, войдя в состав существующих в Западной Европе греческих церковных структур.

Как произошло объединение с Московским патриархатом?

3 февраля 2019 года на чрезвычайном Общеем собрании Архиепископии абсолютное большинство делегатов (93 %) проголосовало против роспуска архиепископии и за сохранение ее как единой церковной структуры.

7 сентября в Париже на Общее собрании архиепископии собралось 186 делегатов. Из них за переход в Московский патриархат проголосовали 104 участника, против — 75. Ещё семь бюллетеней оказались испорченными. Однако для такого решения было необходимо не простое большинство, а две трети голосов.

Поэтому в Русской Православной Церкви заявили о готовности принимать общины, желающие воссоединиться с ней в индивидуальном порядке, а сам архиепископ Иоанн (Реннето) заявил: «После консультаций с настоятелями и множеством священников и в качестве главы ex officio нашей Архиепископии, я принял решение вверить себя, так же как и нашу Архиепископию, каноническому послушанию, предложенному Московским Патриархатом, чтобы ответить на нужды общин, составляющих Архиепископию».

Скорее всего, процесс воссоединения займет некоторое время, так как приходы будут самостоятельно принимать решения о воссоединении с Московским Патриархатом. В свою очередь в постановлении Священного Синода отмечается, что вопрос о дальнейшей их канонической организации будет решаться «исходя из исторически сложившихся особенностей епархиального и приходского управления, а также богослужебных и пастырских традиций».

Почему это событие так важно?

Произошло исцеление почти столетней раны на теле Церкви, было преодолено одно из тяжких последствий катастрофы 1917 года, показан пример уврачевания очень давних и болезненных разделений.

После воссоединения в 2007 году Московского Патриархата и Русской Православной Церкви Заграницей именно Архиепископия оставалась крупнейшим осколком русской традиции в Европе. За это время, с одной стороны, в ней сформировались свои особые традиции, с другой — накопились совместные претензии и непонимания, усугублявшие разделение с Москвой.

Сегодня можно говорить о том, что стремление Архиепископии преодолеть разделение, сохранив свою самобытность достигло успеха.

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ АРХИЕПИСКОПИЯ РУССКИХ ЦЕРКВЕЙ

Парижский Александро-Невский собор

Архиепископия Русских Православных Церквей в Западной Европе, Экзархат Московского Патриархата

Западноевропейский экзархат ведёт свою родословную от приходов сформированных беженцами из России в Западной Европе после революции 1917 года. Первый «управляющий русскими приходами в Западной Европе», эмигрировавший архиепископ Житомирский и Волынский Евлогий (Георгиевский) был назначен на эту должность 1 октября 1920 года указом Южно-Русского Высшего Церковного Управления, находившегося в то время в городе Симферополе, в стане генерала Деникина. Подтвердительный указ в январе 1921 года был издан этим же ВЦУ, уже из Константинополя.

Декретами 423 и 424 от 8 апреля 1921 года святитель Патриарх Тихон основал «Временную администрацию русских приходов в Западной Европе» и передал её управление архиепископу Евлогию с согласия святителя митрополита Петроградского Вениамина (Казанского) (см. письмо от 21 июня 1921 года), который до этого возглавлял юрисдикцию религиозных организаций Русской Православной Церкви в Западной Европе. Указом от 30 января 1922 года свт. Тихон возвел архиепископа Евлогия в сан митрополита.

Указ патриаршей канцелярии за № 348 от 5 мая 1922, написанный под сильнейшим нажимом безбожной власти, упразднял Высшее Церковное Управление Заграницей и передавал власть над всеми русскими беженцами митрополиту Евлогию, который, однако, не стал вступать в конфликт с прочими зарубежными русскими архипастырями. По его почину и по соборному решению зарубежных архиереев в согласии с указом патриарха совершается роспуск ВВЦУ, а затем организуется Архиерейский Синод Русской Православной Церкви заграницей в юрисдикции которого в 1923 году выделяется Западноевропейский митрополичий округ во главе с митрополитом Евлогием. Но уже в 1926 году митрополит Евлогий размежевался с Архиерейским Синодом и, в 1927 году, вошёл в подчинение Московскому Патриархату. Этим он отсёк группу приходов решивших сохранить верность Русской Зарубежной Церкви, во главе которых встал архиепископ Серафим (Лукьянов). Однако, общение с угнетённой Церковью оказалось невозможным – митрополит Евлогий указом митрополита Сергия (Страгородского) от 10 июня 1930 года был отрешён от должности и вскоре запрещен в священнослужении, а временное управление русскими церквами Московского Патриархата в Западной Европе поручено архиепископу Владимиру (Тихоницкому). При этом большинство приходов всё же остались под митрополитом Евлогием, по просьбе которого они, указом от 17 февраля 1931 года, были приняты Константинопольским Патриархом Фотием II как «Временный Экзархат Святого Апостольского и Патриаршего Трона Константинополя в Западной Европе». Этот переход совершился без отпускных грамот и в ряде писем митрополита Сергия (Страгородского) Патриарху Фотию был признан канонически неосновательным и незаконным. При этом, как Патриарх Фотий в письме митрополиту Сергию, так и митрополит Евлогий в обращениях к пастве и пастырям, подчеркивали временный характер создавшегося положения.

В конце Второй мировой войны, с 1944 года, восстанавливаются связи с митрополитом Евлогием, главой русских приходов в Константинопольской юрисдикции. В ответ на прошение митрополита и его викариев от 29 августа 1945 года определением Священного Синода Русской Церкви от 7 сентября 1945 года Западноевропейский Экзархат был принят в лоно Русской Церкви с сохранением границ. После уведомления об этом Константинопольского Патриарха Вениамина Патриархом Алексием I и митрополитом Евлогием возражений не последовало.

Однако по смерти митрополита Евлогия 8 августа 1946 года и назначения также вернувшегося в Московский Патриархат митрополита Серафима (Лукьянова) на должность Экзарха, собрание Экзархата в октябре 1946 года в силу ряда обстоятельств, обусловленных политическим положением в СССР, постановило обратиться к Константинопольскому Патриарху с ходатайством о продлении существования Экзархата под его юрисдикцией, которое было удовлетворено 6 марта 1947 года Патриархом Максимом V. Экзархат был возглавлен Владимиром (Тихоницким), также вышедшим из подчинения Русской Церкви. В то же время приходы оставшиеся верными Московскому Патриархату продолжили своё существование как Западноевропейский Экзархат Московского Патриархата.

Грамотой от 22 ноября 1965 года Патриарх Константинопольский Афинагор I упразднил Экзархат ввиду того что Русская Церковь, «избавившись от разделений и организовавшись внутренне, приобрела и внешнюю свободу» и нужда во временной организации отпала. Предложение Патриарха Афинагора о возвращении в лоно Матери-Церкви, однако, не было исполнено руководством Экзархата, совет которого 30 декабря 1965 года провозгласил бывший Экзархат «независимой и самостоятельной Архиепископией Православной Церкви Франции и Западной Европы», которая в феврале 1966 года была переименована в «Православную архиепископию Франции и Западной Европы и русских западноевропейских церквей рассеяния».

22 января 1971 года решением Патриарха Афинагора и Священного Синода Константинопольского Патриархата Экзархат был восстановлен в форме «Архиепископии русских православных приходов в Западной Европе» в составе Экзархата Константинопольского Патриархата в Западной Европе и подчинен митрополиту Еалльскому, чтобы, как говорилось в Синодальной грамоте, русские приходы в Западной Европе «не были совершенно лишены высшего церковного надзора и связи с административной системой Церкви». Правомочность этого действия не была признана Священноначалием Русской Православной Церкви.

19 июня 1999 года Патриарх Константинопольский Варфоломей издал «Патриарший и Синодальный Томос о восстановлении Патриаршего экзархата в Западной Европе», подчинив воссозданный экзархат Константинопольскому Патриаршему Престолу, с тем, что «организовывая церковную жизнь в Западной Европе, архиепископ — Патриарший экзарх согласуется с митрополитом Еалльским». Грамотой от 21 июня 1999 года Экзархату были даны права широкой автономии в областях административных, пастырских и материальных. Данное решение также было опротестовано Священноначалием Московского Патриархата.

В условиях свободы, обретенной Церковью в Отечестве, открылись новые возможности для ее общения с русской церковной диаспорой. С учетом результатов собеседований с представителями рассеяния, Патриарх Алексий II обратился 1 апреля 2003 года с посланием к архипастырям, окормляющим русское церковное рассеяние, а также ко всем православным приходам русской традиции в странах Западной Европы, призвав их к восстановлению церковного единства русской диаспоры путем создания самоуправляемого Митрополичьего округа как основания для грядущей многонациональной Поместной Православной Церкви в Западной Европе. В ответ на этот призыв, в заявлении Совета Архиепископии от 9 декабря 2004 года выражается готовность возглавляющего Экзархат архиепископа Гавриила (де Вильдера) «начать диалог о будущем Архиепископии и о ее связях с Московским Патриархатом», но признаются «неприемлемыми предложения, выдвигаемые Московской Патриархией» и сообщается что «отцы и учители в вере» Экзархата отвергали «всякую возможность возврата в Московский Патриархат».

На 2006 год приходы Архиепископии-Экзархата находились главным образом во Франции, но также и в Бельгии, Голландии, Германии, Норвегии, Швеции, Италии и Испании. Bо Франции Архиепископия насчитывала около 40 приходов, являясь наибольшей православной епархией. В её составе приходы русских эмигрантов, где службы идут на церковнославянском языке, сосуществуют с многонациональными приходами, наряду с чисто западными приходами, где службы ведутся на языках стран, в которых они находятся.

Воссоединение Архиепископии с Московским Патриархатом

27 ноября 2018 года Синод Константинопольской Церкви решил отменить патриарший Томос 1999 года, который патриарх Варфоломей предоставил Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе, этим решением упразднялся канонический статус Архиепископии. Константинопольский Патриархат призвал клир Архиепископии прекратить поминать своего собственного архиепископа и присоединиться к духовенству греческих митрополий. Согласно коммюнике Синода, «решение направлено на дальнейшее укрепление связи приходов русской традиции с материнской церковью Константинопольского Патриархата» [1]. Архиепископия православных русских церквей в Западной Европе отказалась выполнять решение Фанара о своем роспуске до общего собрания духовенства и делегатов от мирян.

23 февраля 2019 года на состоявшейся в Париже генеральной ассамблее Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе было принято решение о сохранении архиепископии как отдельной церковной структуры. Из 206 присутствующих за роспуск высказались всего 15, против – остальные 191.

7 сентября 2019 года состоялась очередная генеральная ассамблея Архиепископии, на которой рассматривался вопрос о присоединении Архиепископии к Московскому Патриархату. За вхождение в РПЦ проголосовали 104 человека, а 75 выступили против, однако по уставу структуры необходимо две трети голосов (117) генассамблеи.

14 сентября 2019 года Священный Синод Русской Православной Церкви рассмотрел обращение архиепископа Иоанна (Реннето), возглавляющего Архиепископию западноевропейских приходов русской традиции, в котором он сообщил о стремлении большинства клириков и приходов Архиепископии сохранить ее существование посредством вхождения в юрисдикцию Русской Православной Церкви и попросил о вступлении в каноническое общение и единство с Московским Патриархатом вместе с желающими последовать за ним клириками и приходами. Синод постановил принять архиепископа Иоанна (Реннето) в юрисдикцию Московского Патриархата с титулом «Дубнинский», а также всех желающих того клириков, находящихся под его руководством, и приходы, которые выразят такое волеизъявление.

На состоявшемся в Париже 28 сентября 2019 года собрании духовенства большинство клириков Архиепископии последовали примеру архиепископа Дубнинского Иоанна и присоединились к Русской Православной Церкви.

3 ноября 2019 года в храме Христа Спасителя патриарх Кирилл вручил архиепископу Иоанну (Реннето) грамоту о восстановлении единства архиепископии западноевропейских приходов русской традиции с Русской Православной Церковью. Как сообщил, архиеп. Иоанн, «На сегодняшний день мы сохранили 60 приходов, но есть ещё приходы, которые вернутся к нам. Что касается клириков, священников и диаконов — около 90 человек остались и утвердились в своём решении жить в архиепископии в общении с Московским Патриархатом. Около 10 общин остались в Константинопольском Патриархате, другие думают — кто в Румынский Патриархат уйти, кто в Русскую Православную Церковь Заграницей, но ещё не решились».

Исторические названия

  • Временный Экзархат Святого Апостольского и Патриаршего Трона Константинополя в Западной Европе (1931 — 1945; 1947 — 1965)
  • Архиепископия русских православных приходов в Западной Европе (1971 — 1999)
  • Архиепископия русских православных церквей в Западной Европе, Экзархат Вселенского Патриархата (1999 — 2018)

Статистика

  • 2003 — ок. 60 приходов, 4 монастыря, ок. 70 священников и диаконов
  • 2018 — 65 приходов, 11 действующих церквей, два монастыря и семь скитов во Франции, Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Германии, Норвегии, Швеции, Дании, Италии и Испании. Клир насчитывает более 100 священников и 30 диаконов

Архипастыри

  • Евлогий (Георгиевский) (17 февраля 1931 — 7 сентября 1945)
  • Владимир (Тихоницкий) (6 марта 1947 — 18 декабря 1959)
    • Георгий (Тарасов) (18 декабря 1959 — 12 июня 1960) в/у, еп. Сиракузский
  • Георгий (Тарасов) ((12 июня 1960) 18 октября 1960 — 22 марта 1981)
  • Георгий (Вагнер) (1 мая 1981 — 6 апреля 1993)
  • Сергий (Коновалов) (27 июня 1993 — 22 января 2003)
    • Гавриил (де Вильдер) (22 января — 3 мая 2003) в/у, еп. Команский
  • Гавриил (де Вильдер) (3 мая (1 июня) 2003 — 15 января 2013)
    • Еммануил (Адамакис) (15 января — 30 ноября 2013) в/у, митр. Французский
  • Иов (Геча) (30 ноября 2013 — 28 ноября 2015)
    • Иоанн (Реннето) (28 ноября 2015 — 20 апреля 2016) в/у, еп. Хариопольский
  • Иоанн (Реннето) (с 20 апреля 2016)

Викарные епархии

  • Брюссельская (недейств.)
  • Великобританская и Ирландская
  • Ниццкая (недейств.)
  • Пражская (недейств.)

Западноевропейская архиепископия

Архиепископия – православное церковное образование, объединяющее приходы русской традиции в Западной Европе. Архиепископия была основана в 1921 году святым патриархом Тихоном, вверившим ее митрополиту Евлогию. Архиепископия состоит в каноническом подчинении Московскому Патриархату под управлением высокопреосвященного митрополита Дубнинского Иоанна. Оставаясь верной русской духовной и литургической традиции, Архиепископия сохраняет особенности церковно-пастырского устройства, установленного решениями Московского Собора 1917-1918 годов, а также собственную церковную традицию. Административный центр расположен на улице Дарю д. 12 в 8-м округе Парижа при соборе св. Александра Невского. В юрисдикции Архиепископии находятся: Богословский институт святого Сергия в Париже, 5 монастырей и скитов, около 60 приходов, разбросанных по семи странам Европы. Пастырское окормление осуществляют около 75 священников и 30 дьяконов.

Новости

Вышел Православный русский календарь Архиепископии на 2022 год

Опубликован в 28/09/2021

О вакцинации

Опубликован в 17/07/2021

Сообщение Епархиального Управления от 7 июня 2021г.

Опубликован в 7/06/2021

Практический литургический семинар

Опубликован в 20/05/2021

Издание Памятки Архиепископии №2-2021.

Опубликован в 2/05/2021

Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви

Опубликован в 2/05/2021

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ 2021 Высокопреосвященнейшего Митрополита ИОАННА Дубнинского

Опубликован в 2/05/2021

Призыв к пожертвованиям на восстановление крипты русской церкви в Сен-Женевьев-де-Буа

Опубликован в 25/02/2021

Рождественские пожелания 2021 года от Его Высокопреосвященства монсеньора ЖАН де Дубна

Опубликован в 25/12/2020

Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Опубликован в 25/12/2020

Коммюнике канцелярии Архиепископа от 4 декабря 2020года

Опубликован в 4/12/2020

Православный русский календарь на 2021 год

Опубликован в 4/11/2020

© 2021 Archevêché des églises orthodoxes de tradition russe en Europe occidentale

В Западноевропейской Архиепископии больше не готовы находиться в юрисдикции Фанара

Париж, 3 сентября 2019 г.

Здание управления Архиепископии русских приходов в Западной Европе. Фото: orthodoxie

Чрезвычайное собрание Западноевропейского экзархата, анонсированное на 7 сентября этого года, состоится, как и планировалось, но с другой повесткой дня. Об этом говорится в официальном коммюнике, опубликованном управлением Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе 3 сентября 2019 года, передает «Союз православных журналистов».

В коммюнике отмечается, что изменение перечня вопросов, которые будут рассмотрены на собрании, вызвано решением Священного Синода Константинопольского патриархата от 31 августа 2019 года предоставить главе Западноевропейского экзархата архиепископу Хариупольскому Иоанну (Реннето) «канонический отпуск».

Архиепископ, который не ходатайствовал о таком освобождении, сообщил, что данное решение Фанара не повлияет на проведение общего собрания Архиепископии, которое 7 сентября должно принять решение о каноническом статусе экзархата.

«Но решение Священного Синода Константинопольского Патриархата привело к изменению перечня рассматриваемых решений, представленных на рассмотрение Собрания, – говорится в заявлении Архиепископии. – Таким образом, на Общем собрании 7 сентября будет приниматься прямое решение по «проекту присоединения к Московскому Патриархату», который в течение шести месяцев разрабатывался совместной комиссией «Архиепископия – Московский патриархат»».

Напомним, 27 ноября 2018 года Синод Константинопольской Церкви решил отменить патриарший Томос 1999 года, который патриарх Варфоломей предоставил Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе. Архиепископия отказалась выполнять решение Фанара о своем роспуске до общего собрания духовенства и делегатов от мирян.

В августе этого года, от имени Святейшего Патриарха Кирилла, руководитель управления по зарубежным учреждениям Московского Патриархата митрополит Антоний (Севрюк) обратился к Архиепископии русских приходов в Западной Европе с предлолжением войти в состав РПЦ. В ответ на это Фанар предложил Русской Архиепископии стать французским викариатством.

31 августа архиепископ Иоанн (Реннето) получил от Константинопольского патриархата каноническую отпускную грамоту с возможностью перехода в иную юрисдикцию. В обнародованном коммюнике Константинополя также косвенно сообщалось, что Фанар больше не признает существование Западноевропейской Архиепископии как отдельной административной единицы.

История Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе

ТАСС-ДОСЬЕ. 7 октября 2019 года Священный синод Русской православной церкви (РПЦ) принял решение о принятии в свою юрисдикцию приходов Архиепископии русских церквей в Западной Европе, которые ранее обратились с соответствующей просьбой к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу (Гундяеву).

ТАСС — об истории Архиепископии и ее современном состоянии.

Создание Архиепископии

Приход к власти в России большевиков в 1917 году вызвал массовую эмиграцию из страны. Русские беженцы, оказавшиеся в странах Западной Европы, основали в местах своего расселения множество православных приходов. Для руководства ими 1 октября 1920 года. Временное высшее церковное управление на Юго-Востоке России (образовано епископами Русской церкви на территории, подконтрольной Вооруженным силам Юга России генерала Антона Деникина) назначило архиепископа Житомирского и Волынского Евлогия (Георгиевского). 8 апреля 1921 года Патриарх Московский и всея Руси Тихон (Белавин) подтвердил это решение. Его указами была создана Временная администрация русских приходов в Западной Европе, ее главой назначен архиепископ (с 1922 года — митрополит) Евлогий. В течение 1920-х годов общины, бывшие под управлением митрополита Евлогия, оставались в юрисдикции Русской православной церкви Московского патриархата и именовались ее «Западноевропейской епархией» или «Западноевропейской митрополией». Приходы располагались на территории Франции, Германии, Великобритании, Бельгии, Нидерландов, Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии, Чехословакии, Австрии, Швейцарии, Италии, Болгарии, Румынии, Марокко. С конца 1922 года кафедральным храмом Западноевропейской митрополии является собор Святого князя Александра Невского в Париже (Франция). В 1926 году большинство русских приходов Западноевропейской епархии в Германии перешло в юрисдикцию Русской православной церкви за границей (РПЦЗ).

Отношения с Московской патриархией, РПЦЗ и переход в юрисдикцию Константинопольской церкви

В 1927 году под давлением советских властей заместитель патриаршего местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский), возглавлявший Московский патриархат после ареста других церковных иерархов, опубликовал декларацию о лояльности коммунистической власти. От заграничного духовенства он потребовал аналогичных заявлений. Архиерейский синод РПЦЗ, а также большинство находившихся в эмиграции иерархов разорвали отношения с Москвой. Однако митрополит Евлогий с оговорками подчинился распоряжению Сергия и сохранил формальное подчинение Московской патриархии. Такое решение привело к разрыву с РПЦЗ и переходу в эту юрисдикцию некоторой части русских приходов из Западноевропейской митрополии (отношения с РПЦЗ были восстановлены в 1934 году).

Несмотря на формальные заявления о лояльности советскому правительству, митрополит Евлогий в своих публичных выступлениях осуждал массовые репрессии против верующих в СССР. 21 марта 1930 года он заявил, что митрополит Сергий находится под давлением советского правительства, поэтому «наши пути расходятся, ибо все, что носит печать Советов, для нас неприемлемо». 10 июня 1930 года Сергий отстранил митрополита Евлогия от управления Западноевропейской митрополией. Однако тот отказался подчиниться и заявил о выходе из юрисдикции Московской патриархии. Глава митрополии обратился с ходатайством о переходе в Константинопольский (Вселенский) патриархат. 17 февраля 1931 года Константинопольский патриарх Фотий II (Маниатис) издал томос (указ) о принятии подчиненных митрополиту Евлогию приходов в Константинопольский патриархат в качестве самостоятельной русской православной церковной организации со статусом экзархата (самоуправляемой церковной области в составе поместной церкви). При этом как символ сохранения связи с Русской церковью в приходах экзархата на богослужениях поминалось «все епископство православное Церкви Российской».

В 1945 году митрополит Евлогий, обнадеженный сокращением репрессий в СССР и патриотической риторикой советских властей, принял решение вернуться в подчинение Московского патриархата. Однако большинство клириков и прихожан не разделяли его позицию. 7 сентября 1945 года в ответ на обращение митрополита Священный синод РПЦ вынес постановление о воссоединении Западноевропейского экзархата с РПЦ. При этом не был до конца урегулирован вопрос о выходе экзархата из юрисдикции Вселенского патриархата. 8 августа 1946 года митрополит Евлогий скончался, а 16-20 октября того же года съезд представителей клира и мирян принял резолюцию ходатайствовать перед Константинополем о сохранении экзархата в его юрисдикции. 6 марта 1947 года Вселенский патриарх Максим V (Вапордзис) утвердил это решение.

Архиепископия во второй половине ХХ — начале XXI веков

С 1950-х годов значительную часть паствы Западноевропейского экзархата составляли европейцы, перешедшие в православие из католичества и протестантизма. В связи с этим в храмах экзархата перешли на новоюлианский календарь, стали совершать службы на французском, голландском и др. европейских языках.

В 1965 году в связи с улучшением отношений между Константинополем и Москвой патриарх Афинагор I (Спиру) принял решение об упразднении Западноевропейского экзархата и рекомендовал его духовенству перейти под юрисдикцию РПЦ. В ответ 30 декабря 1965 года глава экзархата архиепископ Георгий (Тарасов) провозгласил его независимой и самостоятельной Архиепископией Православной церкви Франции и Западной Европы. Это решение было поддержано общим собранием клира и представителей мирян. Константинопольский патриархат, а также Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская церкви негласно признали провозглашение независимости. Московская патриархия расценила действия архиепископа Георгия как не каноничные.

В 1971 году в ответ на ходатайство архиепископа Георгия Константинопольский патриарх Афинагор I своим указом вновь включил Архиепископию русских приходов в Западной Европе в свою юрисдикцию. При этом Архиепископия, сохранив внутреннюю автономию, не получила статуса экзархата, а была подчинена митрополиту Константинопольской патриархии, управлявшему приходами во Франции. РПЦ не признала правомочность решения Константинополя.

В мае 1995 года состоялось восстановление общения между РПЦ и Архиепископией русских приходов в Западной Европе.

В 1999 году Константинопольский патриарх Варфоломей I (Архондонис) вернул Архиепископии статус экзархата.

Конфликт с Константинопольской патриархией в 2018-2019 годах, переход в юрисдикцию РПЦ

27 ноября 2018 года Священный синод Константинопольского патриархата без объяснения причин принял решение об упразднении экзархата Архиепископии русских православных церквей в Западной Европе. Было заявлено, что приходы экзархата в каждой из европейских стран передаются в ведение местных епископов Константинопольской церкви.

23 февраля 2019 года в Париже под председательством архиепископа Хариупольского Иоанна (Реннето) состоялась генеральная ассамблея Архиепископии, в которой участвовали практически все ее священнослужители, а также делегаты от мирян. Из 206 присутствовавших 191 человек проголосовал против роспуска и за сохранение Архиепископии как единой церковной структуры. Решение о переходе в юрисдикцию других поместных церквей было отложено.

В июне 2019 года архиепископ Иоанн (Реннето) встретился в Вене с представителями Московского патриархата, где провел переговоры об условиях перехода Архиепископии в юрисдикцию РПЦ. В августе эти условия были обнародованы в прессе. Согласно письму митрополита РПЦ Антония (Севрюка) архиепископу Иоанну, Архиепископии было предложено сохранить все ее «богослужебные и пастырские особенности, являющиеся частью ее традиций», а также «особенности епархиального и приходского управления», в том числе практику избрания епархиального и викарных епископов на общем собрании приходов. При этом список кандидатов в епископы должен «предоставляться на рассмотрение патриарха Московского и всея Руси, который вправе внести туда изменения». Кроме того, уже после избрания епископы будут утверждаться Синодом РПЦ. Полномочия главы Архиепископии по учреждению новых монастырей и приходов, рукоположению священнослужителей предлагалось сохранить без изменений. Заявлялось, что Архиепископия также полностью сохранит свою «финансовую автономию» и «будет управлять своим движимым и недвижимым имуществом в рамках действующей юридической формы существования и в соответствии с законодательством стран, в которых она действует».

Клирики и прихожане Архиепископии выдвигали иные проекты преодоления кризиса, в частности предлагалось продолжить переговоры со Вселенским патриархом или же сохранить Архиепископию в качестве автономной церковной единицы.

30 августа 2019 года Синод Константинопольской церкви освободил архиепископа Иоанна (Реннето) от управления приходами бывшего экзархата, а также от поста настоятеля собора Александра Невского в Париже. Однако архиепископ Иоанн отказался признать эти решения.

7 сентября 2019 года генеральная ассамблея Архиепископии рассмотрела вопрос о переходе в юрисдикцию Московского патриархата. Для принятия решения, согласно уставу, требовалось квалифицированное большинство в две трети голосов. Однако за присоединение к РПЦ проголосовали 104 (58,1%) делегата ассамблеи из 179, против — 75 (41,9%). Таким образом решение не было принято. Вскоре после собрания архиепископ Иоанн обратился к РПЦ с просьбой о принятии его вместе с пожелавшими того приходами «в каноническое общение и единство с Московским патриархатом для обеспечения непрерывности церковной, литургической и таинственной жизни Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции».

14 сентября 2019 года Священный синод РПЦ принял в свою юрисдикцию архиепископа Иоанна с титулом «Дубнинский». Кроме того, Синод выразил готовность принять всех клириков и приходы, которые выразят такое желание. Архиепископу Иоанну было поручено управление такими приходами.

28 сентября 2019 года большинство клириков Архиепископии (представители почти 60 приходов) на собрании в Париже поддержали обращение к Священному синоду РПЦ с просьбой принять их в юрисдикцию Московской патриархии.

Современное состояние

В настоящее время в составе Архиепископии русских православных церквей в Западной Европе — 65 приходов, 11 действующих церквей, два монастыря и семь скитов во Франции, Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Германии, Норвегии, Швеции, Дании, Италии и Испании. В Париже продолжает работу основанный в 1925 году. Православный Свято-Сергиевский богословский институт. В этом крупнейшем центре богословской науки и духовного образования русской эмиграции преподавали историки, философы и богословы Василий Зеньковский, Антон Карташев, Георгий Федотов, протоиерей Георгий Флоровский, протоиерей Сергий Булгаков, священник Александр Шмеман и др. В настоящее время преподавание ведется на французском языке, действует заочное отделение для русскоязычных студентов. Клир Архиепископии насчитывает более 100 священников и 30 диаконов. Богослужения кроме церковнославянского проводятся на французском, голландском, немецком и других европейских языках.

В основу устава Архиепископии положены решения Поместного собора Православной Российской церкви 1917-1918 годах. Основные решения, в том числе по утверждению кандидатур новых епископов, принимаются генеральной ассамблеей (общим собранием), в состав которой входят как священники и монахи, так и миряне.

С 29 марта 2016 года Архиепископию возглавляет архиепископ Иоанн (Реннето). По национальности он француз.

На русском и французском языках издается «Епархиальный вестник Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе».

Архиепископия западноевропейских приходов русской традиции

Из Википедии — свободной энциклопедии

Архиепископия западноевропейских приходов русской традиции [6] , или Архиепископия православных церквей русской традиции в Западной Европе (фр. Archevêché des Églises Orthodoxes de Tradition Russe en Europe Occidentale , англ. Archdiocese of Orthodox Russian Tradition Churches in Western Europe , нидерл. Aartsbisdom der Orthodoxe kerken in West-Europa van de Russische traditie ) — епархия с особым статусом в составе Московского патриархата (РПЦ) [7] , которая объединяет православные приходы русской богослужебной традиции в ряде стран Европы, главным образом во Франции. Центр находится в Париже.

Данное объединение образовано в начале 1920-х годов вокруг митрополита Евлогия (Георгиевского), который в 1931 году, не находя далее возможным пребывать в юрисдикции Московского патриархата с центром в СССР, а также не желая признавать над собой власть Заграничного синода в Сремских Карловцах (Югославия), вместе с поддержавшими его клириками и мирянами был принят в Константинопольский патриархат. Объединение под началом митрополита Евлогия получило статус временного экзархата Константинопольского патриархата, который был упразднён в 1965 году. После этого до 1971 года данное объединение существовало как «Православная архиепископия Франции и Западной Европы и русских западноевропейских церквей рассеяния». В 1971 году объединение вновь было принято в Константинопольский патриархат, а с 1999 года до 2018 года имело статус Экзархата приходов русской традиции в Западной Европе. В нынешнем виде существует с 7 октября 2019 года, когда была принята в Московский патриархат.

Ввиду того, что данное объединение неоднократно меняло название, статус и даже титул правящего архиерея (в 1920—1959 и с 2019-го — митрополит, в 1960—2019-м — архиепископ), его, чтобы подчеркнуть преемственность, неофициально именуют «церковным уделом митрополита Евлогия» [8] [9] [10] .

Если в начале экзархат объединял эмигрантов первой волны из России, проводил богослужения исключительно на церковнославянском языке и существовал в Европе наряду с епархиями Русской зарубежной церкви, то после Второй мировой войны (после 1945 года) его членами, как клириками, так и мирянами, становились православные христиане различного этнокультурного происхождения, а богослужение совершалось также и на местных языках. Со второй половины XX века неоднократно высказывалось мнение, что данное объединение должно стать основой для создания в Западной Европе поместной православной церкви.

Читать еще:  Игумен Дамаскин Орловский: Забывая новомучеников, мы лишаемся их поддержки
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector