0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Записки о Литургии. Часть 2

Содержание

Записки о Литургии и Церкви

Автор: Сергей Иосифович Фудель
Жанр: Православие
Год:1996

Сергей Иосифович Фудель родился в Москве 13 января 1900 года (31 декабря 1899 года по старому стилю). Отец его священник Иосиф Фудель через всю свою жизнь пронес горение истинно христианской души и сумел передать его своим детям. С детства и до самой смерти Сергей Иосифович был в Церкви, и его жизнь принадлежит ей.

Почти полная потеря, связи с прежней Россией во всех сферах жизни — это роковая черта сегодняшней русской действительности. И самым трагичным, конечно, является разрыв духовной преемственности. Уже и в Русской Церкви заметно исчезает ощущение непосредственной связи с ее недавним еще прошлым. Ни мучеников, ни их подвига большая часть сегодняшних христиан не понимает, так как не знает их духа и не способна по–настоящему оценить его. Знаменательно, что этого никто почти не замечает ни в России, ни на Западе.

Записки о Литургии и Церкви скачать fb2, epub бесплатно

В жизни каждого православного человека обязательно была книга, статья, выписка, конспект, глубоко повлиявшие на его жизненный выбор, на серьезный, решительный шаг идти по жизни за Христом, невзирая ни на человеческое мнение, ни на жизненные обстоятельства, ни на всю при трудность пути. Для многих такой путеводной звездочкой стала работа С.И. Фуделя «У стен Церкви», впервые опубликованная в самиздатовском сборнике «Надежда», издававшемся под редакцией З.А. Крахмальниковой. Мы публикуем ее с небольшими сокращениями в надежде на то, что эти теплые невыдуманные слова помогут многим нашим современникам обрести тот духовный свет, который так трудно разглядеть новоначальному христианину в современной церковной действительности.

Воспоминания

Фудель Сергей Иосифович

. В Церкви с каждым годом все страшнее стоять, но не говорит ли это только о том, что постепенно окончательно снимаются, казалось бы, несокрушимые стены какого-то церковно-византийского благополучия и христианство возвращается к своей первоначальной Голгофе, в Гефсиманский сад. Страшно? Да! Но в этом саду Христос сказал ученикам: «Побудьте здесь и бодрствуйте». И это должно обязать наше сердце, оно должно прислушаться к этому голосу.

В трехтомном собрании сочинений Сергея Иосифовича Фуделя ( 1900— 1977), религиозного писателя, испытавшего многолетние гонения в годы советской власти, наиболее полно представлены его завершенные произведения и материалы к биографии.

В третьем томе помещены работы, посвященные творчеству Ф.М. Достоевского, славянофилов (прежде всего A.C. Хомякова и И.В. Киреевского), о. Павла Флоренского: «Наследство Достоевского», «Славянофильство и Церковь», «Оптинское издание аскетической литературы и семейство Киреевских», «Начало познания Церкви», а также сопутствующие им приложения.

Эта глубокая и необыкновенно интересная книга Сергея Фуделя, построенная на Божественном учении святых отцов, поведет читателя по неведомому суетному миру «пути непрекращающегося христианства», «Тайной Вечери учеников Христовых».

Сергей Фудель (1900–1977), сын священника, прошедший путь сталинских лагерей, написал эту удивительную книгу для современного читателя, чтобы каждый мог применить святоотеческое учение о спасении к своей собственной жизни.

Те, кто достойней, Боже, Боже,

Да узрят Царствие Твое!

«Лучше поздно, чем никогда» — такое мое чувство при начале этих записей. Я слишком много видел, чтобы ничего не узнать. У меня большой долг перед моими детьми, и надо попытаться его начать отдавать. Есть у апостола одно особенное и, можно сказать, неожиданное указание: «Отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в… наставлении Господнем». Я не воспитывал, но раздражал, не передавал им «неисследимое богатство Христово», полученное мною от отцов.

Жизнь Церкви есть продолжение в истории жизни Иисуса Христа. В этом все объяснение Церкви. Христос — в Его Тайной Вечере, Голгофе и Воскресении, Христос — в Его святости продолжает Духом Святым жить в теле Церкви. Мы можем говорить только о такой, о действительно святой Церкви, так как только такая Церковь есть любовь и надежда человечества. Она есть свет, который «во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин 1: 5).

Ответы на вопросы (в беседе с художниками)

Вопрос: Что есть перевоплощение? Как Церковь относится к карме?

А. Мень: Христос шел по Земле как инкогнито, он никогда не провозглашал, что «я — мессия, я — царь, я — Сын Божий», а люди должны были это понять и узнать и сами найти ответ на этот вопрос. И когда был критический момент, он не сказал: «Я — мессия, я — Христос», а он сказал: «За кого меня почитают люди?» Апостол говорит: за пророка воскресшего, еще за кого-то. А вы за кого? И тогда Петр ответил за всех: «Ты — мессия, сын Бога живого». Так вот у них возникло сомнение: «А как же древнее предание утверждает, что прежде чем придет избавитель на Землю, его должен предварить пророк Илья и помазать его на царство, т. е. торжественно утвердить его на его служение?» И тогда Христос ответил, что этот Илья был и с ним поступили так, как хотели, это был Иоанн Креститель. Разумеется, он говорил в переносном смысле, а что касается учения о том, что Илья должен явиться еще раз, это не относится к перевоплощению. Согласно древней традиции, Илья не умер, а он был скрыт в таинственных мирах. Вы помните икону «Вознесение Илии»? Он был унесен, и не было его могилы, могилы не существовало, и должен был вернуться живой, он не умирал. Вот в чем смысл этого предсказания и сказания. А не то, что Илья умер, а потом перевоплотился в Иоанна Крестителя.

Каждый из вас, если зайдет в какой-нибудь из христианских православных храмов во время литургии, может отметить, что в какой-то момент службы хор перестает петь и поют все люди. Эта древняя традиция была возрождена сравнительно недавно, в первые годы революции, по инициативе патриарха Тихона. Инициатива эта была не случайной: поется Никео-Царьградский Символ веры — по мысли святителя, он должен был остаться в памяти людей на тот случай, если они будут лишены всего, даже писаного текста. А сам этот Символ для христианской Церкви исключительно важен; каждый христианин должен знать его наизусть и понимать его смысл. Поэтому для тех людей, которые готовятся к принятию таинства крещения, для тех людей, которые были крещены в детстве, но не были воцерковлены, для тех людей, которые хотят познакомиться с основами христианской веры, для тех людей, которые хотят знать основы мировой европейской и русской культуры, заключенные в христианстве, знание главных пунктов и сущности Никео-Царьградского Символа необходимо. Для историков, литературоведов, искусствоведов, писателей, поэтов, людей самых различных творческих специальностей, работающих в разных областях гуманитарного знания, также необходимо знание этого фундаментального Символа. Поэтому, кратко излагая вам его смысл, я буду ориентироваться на всех людей: и на готовящихся к крещению, и на тех, кто был крещен, и на тех, кто хочет посмотреть на это просто глазами культурного человека. Мы ничего не навязываем — Церкви чужда идея агитации, — мы просто свидетельствуем.

Православная Жизнь

Эти записки рождались на Литургии, ведь богослужение – это ещё и колоссальный ускоритель мысли, ведущий к высокому философскому осмыслению бытия. Перед вами не богословский трактат, а размышления поэта, стоящего на службе в храме…

Продолжение. Начало здесь.

Литургия являет Церковь тем, что она есть – единством бытия и человечества в Боге. Но каждый живёт этой тайной по мере своего труда, покаяния, радования других и смиренного, восторженного удивления перед всей красотой, которой Бог напоил эту землю.

Пытаться понять Церковь вне литургии, вне Духа Святого всё равно что рассуждать о человеке как о клубке жил, костей и органов, не беря в расчёт его душу, его любовь.

Где найти Церковь? В Духе Святом, в Литургии, в сердцах истинных христиан. Каждое такое касание откроет вселенную как Церковь, как Литургию. Всё бытие участвует в хвалении Бога: животные, рыбы, стихии, камни. И одни только люди не везде и не сразу становятся Церковью, но, лишь избрав Христа центром своей жизни, они живут Троицей через церковные Таинства, которые, по мысли святого Николая Кавасилы, и составляют нашу жизнь во Христе.

Вся вселенная участвует в Церкви, кроме человека, который должен сделать решительный шаг, чтобы быть Божьим.

Церковь есть ещё и жизнь Богом и в Боге, жизнь в Христовой любви, напоённой Духом Святым. Такой человек видит мир как целостность, в его устремлённости к богопричастию. Для такого человека нет случая, но во всём он замечает части грандиозного сюжета, в который Троица связует всё мироздание. Такое зрение даёт приобщённость к Богу, даёт Литургия, где весь мир предстаёт целиком – от первого дня творения до второго пришествия и сияния будущего века, где ни болезни, ни смерти не будет, а только любовь, мир и радость в Духе Святом. И эту тайну будущего века мы сполна теперь пьём со дна евхаристической чаши.

Облик человека тонок, через него просвечивается душа. Так и через молитвы, через слова Литургии в сердца и бытие льётся Дух Святой, льётся Троица.

Литургия открывает любую боль как этап возрастания, но не как вечный фон жизни. И, тем более, не как её завершение. Раз Бог есть, то конец всякой, даже малой истории всякого доброго человека никогда не может оказаться плохим. Посмотрите на Евангелие, и вы увидите торжество доброго человека. Бог и доныне таков и умеет вести людей к радости. Страдания, огорчения, смерть – всё отступает в сторону перед неожиданно приходящей радостью в совершающейся на самом деле сказке – Евангелии. А вход туда и есть Литургия.

Литургия как высокая христианская сказка открывает, что наш мир всегда хороший и добрый, что жить в нём светло и радостно. Каждая мелочь тут чудесна и достойна благодарности, каждый эпизод нашего пути значим, если, конечно, мы идём не дорогой зла. Господь через Литургию каждому даёт милость – быть положительным героем Его истории, быть продолжателем красоты.

Литургия открывает мир как повод для благодарности. Такими же предстают и все жизни наши.

Литургия даёт человеку детскую радость – любить бытие. Да и как его не любить, когда открываешь, что на всём, от ноутбука до цветка, почиет благодать Божья. А потому всё – и ноутбук и цветок – это дар небесный лично для тебя.

Что делает Литургия? Она дарит нам Господа и людей как главное содержание нашей жизни, как нашу вечную радость и вечный рай.

О самых близких, самых дорогих мы не можем говорить отстранённо: «она пошла туда», «он сделал то-то». Мы ощущаем их жизнь как общую со своей и, говоря о них, словно говорим о себе или о боге после Бога.

Христианство – единственная вера, которая через Литургию и молитву делает многих и многих такими единосердечными нам, что мы ощущаем их уже не как друзей или братьев, но как части своего тела. Это и есть общий духовный брак, в котором через Литургию могли бы участвовать всё человечество, вся Православная Церковь. Хотя в реальности единосердечными в Литургии становятся только те, кто понуждает себя жить правильной христианской жизнью, направленной на единение с Богом и всяким встречным человеком.

Литургия делает крепким то, чему тебя учит твой праведный наставник. Она вливает Евангелие в сердце, и человек начинает жить Божественной широтой жизни, видя, насколько невечно и временно зло, которое кажется всевластным непреображенному человеку.

Литургия, приобщая нашу жизнь к Богу, делает её сокровищем, которое радует сердце. Когда видишь, как благодать лучится из каждой клетки бытия, всё становится значимым, интересным и важным. Но, чтоб это видеть, нужно самому быть общником благодати. Именно это и приносит в нашу жизнь Литургия.

Враг-человек является для нас врагом до тех пор, пока мы не дышим воздухом Литургии. Но стоит только вдохнуть его, и обидчик начинает казаться нам симпатичным, мы чувствуем к нему нежность и жалость и желаем ему спасения. Такие изменения благодать производит в открывшемся Богу сердце.

Литургия вручает людей друг другу. В исторической перспективе редко бывает, чтобы в храме (да и вообще) люди были нужны один другому. Но сердце живущего Литургией включает в себя перспективу рая, где все, кому сейчас живущий Литургией не нужен, ощутят себя его братьями. Эта уверенность укрепляет любить людей.

Восхищение и благодарность – вот чувства, которыми наделяет участника Литургия. Восхищение миром и благодарность Небу и людям.

Литургия такова, что её участник не желает грешить. Прежние падения он омывает раскаянием, и Святой Дух делает его душу нежной, а сердце – милующим людей.

Через Литургию я касаюсь всех минувших эпох и стран. Все, кто дорог мне в прошлом: китайские поэты, греческие философы, кельтские воины, исландские хуторяне, – все они включены в любовь Божию, а значит, я могу дотянуться к ним через Литургию.

Когда-то они своими делами или словами способствовали расширению добра на земле. Их добро давало отзвуки в других поколениях (и будет давать до конца времён) и дошло до меня. Их добро стало частью моей души, моей жизни. А теперь я своей любовью послужу им. Моя жизнь станет для них ещё одним оправданием. Все они: Хенгист и Хорса, Вортигерн и Артур, несчастная юная королева, изгнанная супругом из дома, скитальцы Ду Фу и Ли Бо, принцы древней Ирландии, менестрели Прованса и скальды Олафа Толстого – все они находят на земле продолжение в моей жизни. Моё присутствие на Литургии будет причастно к их спасению, как и вообще всякое наше добро будет засчитано Богом тем, кто так сильно и трепетно любим нами.

Литургия даёт пережить бытие и людей как единство. Она соединяет всех, кого любишь, в сердце, в Боге. И пусть не все из них тебя любят, но и к ним протянуты нити единства, и они тоже едины в тебе и в Боге. И ты знаешь, что прямо из твоего сердца они в срок перейдут на Небо, где уже каждый из них будет любить тебя.

Литургическое, постоянное благодарение Бога есть жизнь для сердца. Ангелы на Небе по своей воле, свободно славят Троицу, вольно принося ей всю свою жизнь. Этой жизни как хвале приобщает нас Литургия.

Одна только благодать делает человека человеком. Посмотри на крест Христов – и ты увидишь цену её. Потому старец Софроний Сахаров и говорит: «Благодать приходит в душу, которая исстрадалась». Но «женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее, но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Ин. 16:21).

Читать еще:  Онлайн казино vulkan deluxe играть

Блаженство является постоянным спутником человека, живущего по Евангелию. Даже в те учительные моменты, когда Господь, чтобы воспитать подвижника, дозволяет боли коснуться его, блаженство подвижника всё равно глубже боли, ибо оно сама суть его жизни.

Блаженства, поющиеся на Литургии, утверждают сердце в двух простых истинах: блаженно жить и блаженно быть человеком, когда живёшь Богом.

Благодать такова, что её не хочется присваивать только себе, но просить Троицу, чтобы то счастье бытия, которое открылось тебе, сполна познали и все, кто любим тобой.

Литургия есть настоящая жизнь души. Она делает Господа фактом нашей личной жизни, нашей судьбы. Она открывает духовный мир как реальность, проницающую мир физической вселенной. Литургия соединяет восприятие бытия в одно целое, возвращая к райскому, Адамову взгляду на вещи. Дух Святой наставляет душу на Литургии, открывая правильное восприятие сущего, сути, Бога.

Литургия открывалась подвижникам как действо вселенской важности, в которую включено всё, кроме греха. Литургия есть непрерывный акт дарения Богом Себя бытию и каждому конкретному человеку. Но она есть и включение нас в вечносущую жизнь Каждого из Лиц Троицы для Других Лиц и вообще для каждой другой существующей личности.

Литургия учит ценить эту землю и благословлять всё, что ты только встретишь на ней.

На Литургии в сердце открывается вдохновение жить.

Жизнь на Литургии открывается как светлое место творчества, преображения и любви.

Литургия позволяет нам дышать сказкой. Дышать воздухом ненапрасности и неслучайности всего, что случается с нами. Как ощутить Божье водительство? Как принять мир как Божий узор, Божью книгу с хорошим концом для добрых? Просто придите на Литургию и дышите там Духом Святым. А Он уже подарит вам видеть всю жизнь как сказку Божию, в которой зло никогда не будет торжествовать.

На Литургии грех, прежде желанный, кажется душе чужим, то есть таким, каков он и должен быть. А благодать уже поможет сохранить это высокое душевное ощущение.

Чем чище, лучше, благодатней человек, тем больше он будет знать обид от людей мирского устроения, каких весьма много и в Церкви. И вынести все эти уколы, язвительность, унижения и оскорбления невозможно без Литургии. И не потому, что она утешает, но потому, что позволяет на всё это взглянуть через Бога, Библию, Промысл, ощутить себя героем великой сказки, которому естественно терпеть трудности на пути к счастливому концу.

Записки о Литургии. Часть 1

Эти записки рождались на Литургии, ведь богослужение — это ещё и колоссальный ускоритель мысли, ведущий к высокому философскому осмыслению бытия. Перед вами не богословский трактат, а размышления поэта, стоящего на службе в храме.

Литургия даёт жить всей историей земли, от сотворения до событий Ветхого Завета и дальше — к переселению народов, империям и новому времени, которое воспринимается в контексте Божьей истории нашего мира. Литургия позволяет быть соучастником всех прошедших эпох и соседом всех живших людей. Лев Великий, Женевьева Парижская, король Артур, Патрик Ирландский, Уильям Шекспир, Сёрен Кьеркегор и Данте Алигьери — они все такие же современники мне, как и те, кто стоят со мной в одном храме.

И, когда я говорю кому-то из дорогих мне людей «Я тебя люблю», в этих словах соприсутствуют все эпохи и все, кто жил доброй волей. Святые кельты и англосаксы, шотландцы и сирийцы — они век за веком умножали добро и свет, чтобы всё это жило теперь во мне, и я каждым своим словом и делом так же умножал красоту, в которой они все пребывают через связующую нас вселенскую Литургию.

Литургия каждый раз открывает нам, как остро мы нуждаемся в человеке. Дорогой человек ещё только стал рядом с тобой в храме, а ты уже чувствуешь к нему такую благодарность, что хочется плакать.

В раю каждый будет уметь прозреть и воспеть красоту братьев и сестёр, но на земле это могут лишь христиане, любящие и поэты.

Литургия, как и поэзия, помогает видеть неизреченную красоту в другом человеке.

Литургия даёт человеку почти утраченное современным миром чувство истории. Он — не одиночка перед Богом, но участник вселенской сказки, которую Господь сочинил для человечества. Всякий шаг его связан с Небом и имеет последствия для мироздания. Он ответственен и за своё добро, и за зло.
Больше всего человек красив, когда он молится Богу. Не только душа, но даже лицо у него тогда становится лицом Ангела, совпадением замысла с воплощением.

Чем больше укрепляешься в добром, чем больше создаёшь красоты, чем больше помогаешь и утешаешь других, тем яснее тебе, что всё светлое и хорошее в твоём сердце поддерживает, укрепляет и умножает лишь только Бог. Лишь литургия.

Литургия — всеохватное явление Царства Небесного на земле. Она землю сердца и землю мира делает небом.

Но, как и явление Христа 2000 лет назад, это совершенно незаметно.

Сколько тепла даёт Литургия сердцу того, кто вслушивается в её слова и живёт ею.

Литургия всем своим строем и причащением делает человека гражданином Неба. Мысль его становится христомыслью, чувства — христочувствами.
Страсти после причастия теряют свою тайную власть управлять волей и выбором поступка — и то и другое устремляется к Богу. И хотя борьба с искушениями ещё предстоит, но душе причастника начинает казаться невозможным прежнее служение греху. Так все силы души, духа и тела стремятся к Богу, и у воли теперь хватает сил поддерживать этот христоважный, благодатный порыв, светлое устремление причастника к Небу.

Какое это благодатное чудо — прийти в храм и встретить там хотя бы несколько человек, которые по-христиански любят тебя и единодушны с тобой.

Сердце сразу начинает гореть, и вся Литургия проходит в неслыханном свете, который на земле можно уподобить только пиру брачному.

А как будет в Царстве Небесном, где моё сердце будет гореть о каждом и сердца всех будут гореть обо мне? Это нельзя назвать иначе как блаженством.

Душа пребывает в молитве, но вместе с тем легко и богомудро решает творческие, научные и прочие задачи по умножению добра и красоты. Это говорит о том, что постоянное возношение души к Богу должно быть естественным состоянием для исцелённого (и исцеляющегося) человека.

Когда человек живёт Богом, то всякое событие его жизни, всякое впечатление и мысль приводят его к молитве.

Причастие даёт человеку силы жить тем, что Христово, что вечно, что имеет значение перед Небом и перед тем мной, каким я задуман Богом.

Не просто отходят на второй план, но и вовсе забываются все вопросы цен, политик, экономик, да и всё собственное материальное положение становится ничем в лучах причастия.

Причастие помогает нам воспринимать другого человека как нашу личную радость, наше сокровище и наш свет.

Жизнь приобретает эпический размах и величие, и в ней становится невозможно жить иначе как подвигом, как преображением, как умножением всяческой красоты. Жизнь Небом и есть настоящая жизнь. Всё остальное может иметь значение только в свете Неба.

Регулярно подавая записку о человеке на Литургию, мы начинаем ощущать к нему родство и жалость, вне зависимости от того, жив он или умер, как давно умер.

Через литургическое поминовение даже православные саксы, погибшие в битве при Гастингсе в 1066 году, становятся дорогими и близкими душе, как будто разрушается и исчезает преграда между мёртвыми и живыми.

Существует вселенское измерение бытия, когда человек хочет вместить в себя все эпохи, всю красоту, весь мир, ощутить близкими и значимыми в своей жизни и англосаксов VI века, и древних кельтов, и современных австралийцев, и вообще многих ступающих или ступавших по всей земле. Бывает так, что человек желает вобрать в себя всю красоту мироздания и пополнить её новым и прежде ещё невиданным. И у человека есть возможность всё это сделать благодаря участию в Литургии, которая через Бога дарит своему участнику всё бытие целиком во всём многообразии его чудес и оттенков.

Иоанн Златоуст говорит, что есть не только таинство Литургии, но и связанное с ней таинство брата. То есть, преломляя хлеб на Литургии, мы должны разделять его с нашими братьями и сёстрами по вере. И не просто разделять, но ввести их в свою жизнь, своё сердце и буквально жить для того, чтобы каждый из них пришел к радости. Единосущие с любимыми как продолжение Литургии и как таинство общей жизни, содержанием которой является Бог и другие. Это можно уподобить только счастливому браку, как будто ты одновременно женился на всех, ибо каждый стал тебе дорог и связь ваша отныне — как частей одного тела. Другой как твой брачный пир и твой праздник. Другой как твоё причастие. Другой как свет.

В той мере, в которой человек ощущает свою невозможность жить без Бога, он ощущает и невозможность жить без молитвы и храмовой службы. И уже не вслед за Иоанном Кронштадтским, но сам собой, из глубины естества, повторяет: «Я духовно умираю без молитвы и без постоянного частого причащения».

Молитва о многих людях начинается и утверждается Литургией. Её ектеньи и прошения охватывают вселенную и все нужды каждого. Тут вся Церковь присоединяется к нашему голосу-просьбе о больных, путешествующих и т. д. И потому мы можем на Литургии иметь дерзновение молиться о нуждах мира, «о всех страждущих и недужных» — и Господь принимает нашу молитву как молитву Церкви.

Литургия вдыхает в человека ликование о бытии и о людях, его окружающих. Каждый другой начинает восприниматься как неоценимый дар, и хочется тогда отдать все силы, применить все таланты, чтобы только воздать ближнему за великое счастье того, что он — есть.

Литургия без лишних слов сильна укрощать душевные бури и даровать творческие силы человеку.

Литургия направляет жизнь человека на праведный путь.

Даже если я расточил кого из друзей, не сумев правильно выстроить отношения, молитва о них и Литургия снова соберут их в моём сердце, чтоб потом Господь собрал всех нас и в раю.

Литургия утверждает необходимость ощущать других нужными и дорогими. И хотя в храмах люди редко нужны друг другу, но Бог и святые Литургией стучат в сердце каждого из стоящих: «Не дόлжно, братья мои, сему быть так».

Добро останется добром, даже если почти никто не понимает, для чего оно нужно в реальной жизни. И именно Литургия переносит высоту Духа Святого и заповедей в обыденность человека. Тогда жизнь расцветает всеми красками благодатной радуги рая, и этот рай благодати становится достоянием сердца каждого. Но только по мере его бытия для других. Поэтому Христос в Великий Четверг в нерасторжимую связь с постоянным причастием ставит столь же постоянные дела любви. Это благое соединение делает всю нашу жизнь любовью.

Литургия даёт увидеть весь мир хорошим, то есть таким, каков он на самом деле и есть.

После Литургии человеку становится светло жить. Даже своё одиночество, да и вообще любую боль, побывавший на Литургии начинает чувствовать как только эпизод на пути к вечному, истинному блаженству.

Литургия даже стилистически и формально совершенна. Она есть явление рая, первое блаженство которого — Бог, а второе — любимые и любящие тебя люди.
Литургия возвращает подвижнику человечество, которое всё целиком начинает жить в его расширяющемся сердце. Там нет больше места для ксенофобии, неприятия, отталкивания. Но этой тайной всеединства человек начинает жить постепенно.

Литургия насыщает жажду любящего сердца — хвалить Любимого и любимых и хвалить мир, который есть наше общее место встречи. Литургия делает священной историю всякого живущего ею человека. Она делает его участником жизни Господней, а потому открывает весь мир как совершающуюся сказку.
Нельзя назвать живущим Литургией человека, не старающегося относиться к другим родственно, ведь Литургия есть чаша родственности.

Даже когда в конкретном храме никто друг другу не нужен, Литургия говорит, что в раю эти люди всё же будут близки, как сейчас они близки в сердце каждого из подвижников. Но и подвижников таковыми делает открытость Литургии Царству Небесному на земле, где каждый живущий Богом ощущает других лучшими, чем он сам, и горит от радости служить им. Всё высокое в человеке сотворяет и поддерживает Литургия. И в конечном итоге она охватывает своими молитвами всех, даже и ничего не знавших о ней. И это была одна из причин, по которой Иоанн Златоуст не хотел быть священником — Моисей молился о сотнях тысяч израильского народа, а священник на Литургии просит о целой вселенной. Хотя, конечно, в равной мере в Литургии участвует и любой пришедший — его молитва вплетается в волю Божию, которая хочет, чтоб каждый отдельный человек спасся и научился любить Бога и человечество. Хотите узнать, чего желает миру Господь, посетите Литургию, вслушайтесь в её прошения и молитвы, а потом причаститесь — и вы будете с Богом, что и есть Его воля.

Литургия утишает сердце. Она отнимает желание мести по отношению к тем, кто тебя обидел, заменяет жажду мести на благословенное желание добра роду людскому, включая и тех, кто отравлял и продолжит отравлять жизнь пришедшего на Литургию.

Возношение, гордость чужды духу Литургии. Она вдыхает в сердце желание служить ближним, помогает видеть других лучшими, чем ты сам. Но она же и освобождает душу от комплексов неполноценности, утверждая в сердце боголикое достоинство человека, его грандиозную ценность в глазах Господних.
По слову Златоуста, причастник «одевается в Самого Царя». Он и сам становится царём, который никем и ничем не командует, но ответственен за всё и всем служит. И выражается это на Литургии в молитве сердца за мироздание, а за стенами храма в непрестанном служении всем, которое рождает любовь и жалость.

Участник Литургии вдруг понимает, что, как бы ему ни было плохо, через него в этот мир никогда не прибудет зло.

Евангельская свобода вливается в сердце участника Литургии. Рвутся в его душе путы страхов, подобострастия и угодничества, навсегда исчезает желание поудобнее устроиться в этом мире. Человек тогда, может, впервые говорит то, что думает и чувствует. Чего ему теперь бояться? У него ничего больше нельзя отнять, ведь его сокровище — только Бог. Даже сама смерть огорчит его только потому, что прервёт поток его доброделания на земле.

Такого человека всё ещё можно мучить, но его невозможно больше отвратить от постоянного бытия в Боге, жизни по воле Христовой. Его возможно убить, но победить его не удастся. Даже проиграв в конце боя, он торжествует в правде. Его достоинство — Бог.

Андрей Сегеда: Церковная записка — такая простая и… непонятная?

Сегодняшняя статья родилась из многочисленных вопросов знакомых новоначальных христиан, которым непонятно, зачем подаются церковные записки, как их правильно писать и в чём разница между заказной запиской, молебном и панихидой. Если вашу голову посещают схожие вопросы, эта статья для вас.

Порой, самыми сложными и непонятными в храме для нас оказываются самые простые вещи… Например, церковные записки. Для меня, как для человека проведшего в алтаре более 11 лет вопрос: «Чем отличается молебен от сорокоуста?» выглядел смешным. До тех пор, пока я не понял, что мои друзья и знакомые задают мне его слишком часто.

Тогда я решил провести небольшой опрос, чтобы понять, что именно в отношении церковных записок непонятно моим приятелям и коллегам и оказалось, что им непонятно буквально всё!

Читать еще:  Интернет… Как с ним жить?

Одни недоумевали зачем пишутся записки, куда их потом уносят и что происходит далее с ними и с теми людьми, за кого они подавались.

Другие сталкивались с проблемой заполнения записки: Можно ли вносить имена всех или только крещёных? Что делать, если не помнишь крещального имени человека? Как правильно распределять вписываемых по категориям: «беременная», «воин», «учащийся», «иеромонах», да и надо ли?

Третьи пытались понять, в чём смысл разделения записок на заказные и простые, сорокоусты, молебны и панихиды?

Наконец, четвёртых волновал денежный вопрос. Что будет, если записка стоит 10 рублей, а в кармане нашлось только 8? Откажутся принимать и молиться? Или почему в одном храме деньги берут за записку, а в другом за каждое имя? Если у меня много родственников я должен экономить на их поминовении и подавать записки не за всех? Постараюсь рассказать обо всём.

1. Зачем пишутся записки и что с ними происходит потом?

Сам Спаситель Христос сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф. 18:19-20 ).

Эти слова Господа говорят о том, что хотя домашняя молитва имеет огромную важность, но соборная молитва в храме всё же ценнее и сильнее, так что весьма правильно как можно чаще посещать его самим и молитвенно поминать своих близких именно там.

Когда записки написаны и отданы в церковную лавку, они ждут там прихода пономаря, который унесёт их в алтарь. Там они, если это так называемые «простые записки», будут поминаться дважды.

Вначале священник молитвенно помянет каждого из ваших близких во время проскомидии — особого священнодействия, когда просфоры и вино специальным образом подготавливаются к принесению за всех верующих Бескровной жертвы, во время которой Святой Дух таинственным образом прелагает их в Тело и Кровь Христовы.

На проскомидии священник особым ножом — «копием» вынет из малых просфор ровно такое количество частичек, сколько имён содержится в собранных к этой литургии записках, при этом помолившись за каждого из указанных людей. В больших соборах записок бывает очень много, поэтому поминовение на проскомидии может одновременно совершать несколько священников — каждый свою часть записок.

Второй раз ваши близкие будут помянуты по завершении Таинства Причащения, когда священник внесёт в алтарь Святую Чашу. Тогда он прочтёт молитву: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде, Кровию Твоею Честною, молитвами святых» и ссыпет в Чашу все частицы, вынутые за помянутых в этот день людей. Через соприкосновение с Телом и Кровью Христовыми все поминаемые получат особую божественную помощь к своему телесному и духовному выздоровлению и исправлению жизни.

Если же записки, которые вы будете подавать, будут «заказными», то за поминаемых вами дополнительно помолятся ещё три раза: диакон помянет их во время чтения им сугубой ектении, потом священник прочтёт молитву перед престолом, а потом, в зависимости от того «о здравии» эта записка или «об упокоении», её ещё раз с молитвой прочтут, соответственно, на молебне или на панихиде.

2. Кого можно и кого нельзя вносить в записки, когда их лучше подавать и как правильно оформить?

Подавать записки лучше всего на вечернем богослужении или в самом начале литургии, по крайней мере до чтения Евангелия, так как священник должен ещё успеть помянуть ваших близких, затем подготовить Святые Дары к переносу с жертвенника на престол и во время Великого входа переместить их туда, после чего частицы уже не вынимаются.

Церковь во время богослужения поминает всех людей в общих молитвословиях («…О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их Господу помолимся…» и т.д.), но поминовение священником в алтаре оставляет для верных чад Церкви — то есть людей крещёных. Также, если говорить об усопших, не поминаются люди, сознательно лишившие себя жизни. Обо всех остальных Церковь молится.

Рекомендуется писать имена поминаемых в родительном падеже (о здравии/упокоении кого? — Николая, Елены, Павла. ) и полностью (Николая, а не «Коли», Петра, а не «Пети»). Также стоит стараться писать имена, принятые в церковной традиции (Елены, а не Алёны, Сергия, а не Сергея, Георгия, а не Жоры, Геры, Егора или Юрия). При этом указывается крещальное имя человека (у Владлена, Артура или Октябрины совершенно точно есть второе имя, данное при Крещении).

Теперь о титулах. Если говорить о наиболее давней традиции, то никакие титулы, кроме священного сана в записках не указывались. Все имена писались друг под другом, в столбик, и только у духовных особ перед именем стоял какой-либо префикс: «митр.» — митрополита, «еп.» — епископа, «иером.» — иеромонаха, «диак.» — диакона, «мон.» — монаха.

Несколько позже стали добавлять префиксы к именам людей, требующих особого молитвенного поминовения — «в.» перед именем воина в силу тяжести его служения, «мл.» — перед именем младенца из-за его нежного возраста и «бол.» — перед именем болящего, потому что в данный момент он борется с недугом.

Сейчас же многие верующие пытаются как-то выделить практически каждого и священник вынужден тратить много времени на разбор разнообразных фантазий вроде «уч.», «плодон.», «бер.», «отр.» и прочих. Это не является особенно доброй традицией и подобным образом оформлять записки не стоит.

Если вы всё же не помните или не знаете имени человека в крещении, но точно знаете, что крещён он был, пишите как есть — священник помянет его, а Господь итак точно знает, какое имя ему было дано. Но попытаться выяснить церковное имя близкого всё же постарайтесь!

3. В чём смысл разделения записок и какие виды записок бывают?

Записки прежде всего делятся на два вида — о живых и об усопших. На простые и заказные они делятся потому, что в храмах, особенно в больших соборах, записок может быть очень и очень много и поминать все их как заказные бывает очень долго, что затягивает богослужение и бывает физически тяжело для молящихся в храме верующих, которые всю службу проводят на ногах.

Поминовения также делятся на богослужебные и внебогослужебные, одноразовые и многоразовые.

На богослужении читаются только записки о здравии и об упокоении (простые и заказные) и храмовые помянники, куда вписаны родственники священников, церковнослужители, благотворители и т.п.

После богослужения может дополнительно служиться молебен (с водосвятием или без оного, Господу, Богородице или святому, на ту или иную потребность) либо панихида. Молебен служится о живых, панихида — об усопших. На молебне читаются заказные записки о здравии и записки на молебен (с надписью «молебен»), на панихиде — заказные записки об упокоении и записки на панихиду (с надписью «панихида»).

Также существуют и многоразовые поминовения, так называемые «сорокоусты». Они также бывают за живых или за усопших и поминаются в те же моменты богослужения и внебогослужебных молитв, что и заказные записки. Различаются сорокоусты только сроком поминовения — их можно подать на 40 дней (отсюда и название «сорокоуст»), на полгода или сразу на год.

В некоторых храмах и, особенно, в монастырях можно заказать «вечное поминовение» или чтение «Неусыпаемой Псалтири». Как за живых, так и за усопших. Но поскольку такое встречается не везде, эти поминовения мы рассматривать не будем.

4. Денежный вопрос

Как и свеча, записка — это форма нашей жертвы Богу и нашего вклада в содержание храма. В древние времена люди приносили с собой всё нужное для богослужения — хлеб, ладан, воск, масло, вино, сами строили церковь в своём селе и отдавали на её содержание десятую часть доходов.

Нынешнему менеджеру довольно трудно изготовить вино, а заводскому рабочему — насобирать воска из ульев… Поэтому мы приносим в храм деньги и поэтому в церковных лавках существует такая, на первый взгляд иезуитская формулировка, как «рекомендуемая форма пожертвования».

Если вам не будет не хватать денег на крещение, или записку всё решается довольно просто — нужно всего лишь подойти к настоятелю храма, объяснить ситуацию и в абсолютном большинстве случаев он благословит вам подать столько, сколько можете и молитвенно помянет ваших родных так же, как и родных любого другого человека.

Наконец, по поводу записок и имён. Таким методом, как правило, пытаются регулировать количество записок в храмах, в которых очень мало священников и очень много прихожан. В храмах где всё сбалансировано сумму пожертвования обычно считают по количеству записок. Там же, где священник перегружен, устанавливают норму в именах. Тогда человек решает, кто для него действительно важен, а за кого он может помолиться и дома, а священник получает некоторое облегчение при поминовении тысяч и тысяч имён. О нём нам, верующим, тоже неплохо заботиться!

Послесловие

На этом ликбез, посвящённый церковным запискам считаю законченным. В случае, если вы считаете, что какой-либо важный вопрос обойдён вниманием и вы хотели бы разобрать и его, прошу писать в комментариях. В этом случае статья будет дополнена.

Дорогие братья и сёстры, надеюсь с ответом на часть ваших вопросов храм стал для вас чуточку понятнее и дружелюбнее! Приходите почаще в храм, чтобы молиться Господу в обществе единодушных вам православных христиан. Помните, что не только вы сами нуждаетесь в диалоге со Христом, но вашей молитвы также ждут ваши живые и усопшие близкие.

Дорогие друзья! Я открыл свой собственный блог! Если вам интересно читать мои статьи, поддержите подпиской и репостом, пожалуйста!

Церковная записка — такая простая и … непонятная?

Сегодняшняя статья родилась из многочисленных вопросов знакомых новоначальных христиан, которым непонятно, зачем подаются церковные записки, как их правильно писать и в чём разница между заказной запиской, молебном и панихидой. Если вашу голову посещают схожие вопросы, эта статья для вас.

Порой самыми сложными и непонятными в храме для нас оказываются самые простые вещи… Например, церковные записки. Для меня, как для человека проведшего в алтаре более 11 лет вопрос: «Чем отличается молебен от сорокоуста?» выглядел смешным. До тех пор, пока я не понял, что мои друзья и знакомые задают мне его слишком часто.

Тогда я решил провести небольшой опрос, чтобы понять, что именно в отношении церковных записок непонятно моим приятелям и коллегам и оказалось, что им непонятно буквально всё!

Одни недоумевали зачем пишутся записки, куда их потом уносят и что происходит далее с ними и с теми людьми, за кого они подавались.

Другие сталкивались с проблемой заполнения записки: Можно ли вносить имена всех или только крещёных? Что делать, если не помнишь крещального имени человека? Как правильно распределять вписываемых по категориям: «беременная», «воин», «учащийся», «иеромонах», да и надо ли?

Третьи пытались понять, в чём смысл разделения записок на заказные и простые, сорокоусты, молебны и панихиды?

Наконец, четвёртых волновал денежный вопрос. Что будет, если записка стоит 10 рублей, а в кармане нашлось только 8? Откажутся принимать и молиться? Или почему в одном храме деньги берут за записку, а в другом за каждое имя? Если у меня много родственников я должен экономить на их поминовении и подавать записки не за всех? Постараюсь рассказать обо всём.

1. Зачем пишутся записки и что с ними происходит потом?

Сам Спаситель Христос сказал:

«Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них»

Эти слова Господа говорят о том, что хотя домашняя молитва имеет огромную важность, но соборная молитва в храме всё же ценнее и сильнее, так что весьма правильно как можно чаще посещать его самим и молитвенно поминать своих близких именно там.

Когда записки написаны и отданы в церковную лавку, они ждут там прихода пономаря, который унесёт их в алтарь. Там они, если это так называемые «простые записки», будут поминаться дважды.

Вначале священник молитвенно помянет каждого из ваших близких во время проскомидии — особого священнодействия, когда просфоры и вино специальным образом подготавливаются к принесению за всех верующих Бескровной жертвы, во время которой Святой Дух таинственным образом прелагает их в Тело и Кровь Христовы.

На проскомидии священник особым ножом — «копием» вынет из малых просфор ровно такое количество частичек, сколько имён содержится в собранных к этой литургии записках, при этом помолившись за каждого из указанных людей. В больших соборах записок бывает очень много, поэтому поминовение на проскомидии может одновременно совершать несколько священников — каждый свою часть записок.

Второй раз ваши близкие будут помянуты по завершении Таинства Причащения, когда священник внесёт в алтарь Святую Чашу. Тогда он прочтёт молитву:

«Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде, Кровию Твоею Честною, молитвами святых»

и ссыпет в Чашу все частицы, вынутые за помянутых в этот день людей. Через соприкосновение с Телом и Кровью Христовыми все поминаемые получат особую божественную помощь к своему телесному и духовному выздоровлению и исправлению жизни.

Если же записки, которые вы будете подавать, будут «заказными», то за поминаемых вами дополнительно помолятся ещё три раза: диакон помянет их во время чтения им сугубой ектении, потом священник прочтёт молитву перед престолом, а потом, в зависимости от того «о здравии» эта записка или «об упокоении», её ещё раз с молитвой прочтут, соответственно, на молебне или на панихиде.

2. Кого можно и кого нельзя вносить в записки, когда их лучше подавать и как правильно оформить?

Подавать записки лучше всего на вечернем богослужении или в самом начале литургии, по крайней мере до чтения Евангелия, так как священник должен ещё успеть помянуть ваших близких, затем подготовить Святые Дары к переносу с жертвенника на престол и во время Великого входа переместить их туда, после чего частицы уже не вынимаются.

Церковь во время богослужения поминает всех людей в общих молитвословиях («…О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их Господу помолимся…» и т.д.), но поминовение священником в алтаре оставляет для верных чад Церкви — то есть людей крещёных. Также, если говорить об усопших, не поминаются люди, сознательно лишившие себя жизни. Обо всех остальных Церковь молится.

Рекомендуется писать имена поминаемых в родительном падеже (о здравии/упокоении кого? — Николая, Елены, Павла. ) и полностью (Николая, а не «Коли», Петра, а не «Пети»). Также стоит стараться писать имена, принятые в церковной традиции (Елены, а не Алёны, Сергия, а не Сергея, Георгия, а не Жоры, Геры, Егора или Юрия). При этом указывается крещальное имя человека (у Владлена, Артура или Октябрины совершенно точно есть второе имя, данное при Крещении).

Теперь о титулах. Если говорить о наиболее давней традиции, то никакие титулы, кроме священного сана в записках не указывались. Все имена писались друг под другом, в столбик, и только у духовных особ перед именем стоял какой-либо префикс: «митр.» — митрополита, «еп.» — епископа, «иером.» — иеромонаха, «диак.» — диакона, «мон.» — монаха.

Несколько позже стали добавлять префиксы к именам людей, требующих особого молитвенного поминовения:

  • «в.» перед именем воина в силу тяжести его служения,
  • «мл.» — перед именем младенца из-за его нежного возраста
  • и «бол.» — перед именем болящего, потому что в данный момент он борется с недугом.

Сейчас же многие верующие пытаются как-то выделить практически каждого и священник вынужден тратить много времени на разбор разнообразных фантазий вроде «уч.», «плодон.», «бер.», «отр.» и прочих. Это не является особенно доброй традицией и подобным образом оформлять записки не стоит.

Читать еще:  У Венесуелі планують узаконити одностатеві «шлюби»

Если вы всё же не помните или не знаете имени человека в крещении, но точно знаете, что крещён он был, пишите как есть — священник помянет его, а Господь итак точно знает, какое имя ему было дано. Но попытаться выяснить церковное имя близкого всё же постарайтесь!

3. В чём смысл разделения записок и какие виды записок бывают?

Записки прежде всего делятся на два вида — о живых и об усопших. На простые и заказные они делятся потому, что в храмах, особенно в больших соборах, записок может быть очень и очень много и поминать все их как заказные бывает очень долго, что затягивает богослужение и бывает физически тяжело для молящихся в храме верующих, которые всю службу проводят на ногах.

Поминовения также делятся на богослужебные и внебогослужебные, одноразовые и многоразовые.

На богослужении читаются только записки о здравии и об упокоении (простые и заказные) и храмовые помянники, куда вписаны родственники священников, церковнослужители, благотворители и т.п.

После богослужения может дополнительно служиться молебен (с водосвятием или без оного, Господу, Богородице или святому, на ту или иную потребность) либо панихида. Молебен служится о живых, панихида — об усопших. На молебне читаются заказные записки о здравии и записки на молебен (с надписью «молебен»), на панихиде — заказные записки об упокоении и записки на панихиду (с надписью «панихида»).

Также существуют и многоразовые поминовения, так называемые «сорокоусты». Они также бывают за живых или за усопших и поминаются в те же моменты богослужения и внебогослужебных молитв, что и заказные записки. Различаются сорокоусты только сроком поминовения — их можно подать на 40 дней (отсюда и название «сорокоуст»), на полгода или сразу на год.

В некоторых храмах и, особенно, в монастырях можно заказать «вечное поминовение» или чтение «Неусыпаемой Псалтири». Как за живых, так и за усопших. Но поскольку такое встречается не везде, эти поминовения мы рассматривать не будем.

4. Денежный вопрос

Как и свеча, записка — это форма нашей жертвы Богу и нашего вклада в содержание храма. В древние времена люди приносили с собой всё нужное для богослужения — хлеб, ладан, воск, масло, вино, сами строили церковь в своём селе и отдавали на её содержание десятую часть доходов.

Нынешнему менеджеру довольно трудно изготовить вино, а заводскому рабочему — насобирать воска из ульев… Поэтому мы приносим в храм деньги и поэтому в церковных лавках существует такая, на первый взгляд иезуитская формулировка, как «рекомендуемая форма пожертвования».

Если вам не будет не хватать денег на крещение, или записку всё решается довольно просто — нужно всего лишь подойти к настоятелю храма, объяснить ситуацию и в абсолютном большинстве случаев он благословит вам подать столько, сколько можете и молитвенно помянет ваших родных так же, как и родных любого другого человека.

Наконец, по поводу записок и имён. Таким методом, как правило, пытаются регулировать количество записок в храмах, в которых очень мало священников и очень много прихожан. В храмах где всё сбалансировано сумму пожертвования обычно считают по количеству записок. Там же, где священник перегружен, устанавливают норму в именах. Тогда человек решает, кто для него действительно важен, а за кого он может помолиться и дома, а священник получает некоторое облегчение при поминовении тысяч и тысяч имён. О нём нам, верующим, тоже неплохо заботиться!

Послесловие

На этом ликбез, посвящённый церковным запискам считаю законченным. В случае, если вы считаете, что какой-либо важный вопрос обойдён вниманием и вы хотели бы разобрать и его, прошу писать в комментариях. В этом случае статья будет дополнена.

Дорогие братья и сёстры, надеюсь с ответом на часть ваших вопросов храм стал для вас чуточку понятнее и дружелюбнее! Приходите почаще в храм, чтобы молиться Господу в обществе единодушных вам православных христиан. Помните, что не только вы сами нуждаетесь в диалоге со Христом, но вашей молитвы также ждут ваши живые и усопшие близкие.

28 апреля в храме Рождества Христова на Святой Земле состоится праздничное богослужение. Вы можете подать записку о здравии Ваших близких онлайн. Записки принимаются до 12-00 (мск) 26 апреля. Записки, поданные позже, будут прочитаны в храме за Литургией в другие дни.

Литургия и панихида – в чем разница: понятие и порядок проведения основных церковных треб, что общего и чем отличается молебен от сорокоуста, проскомидии, отпевания и записки о упокоении усопших

Церковная молитва, произнесенная в храме, имеет великую силу. Но и родные вносят свою лепту: обращаются к Богу, посещают службы. Существует несколько их типов, отличие заключается в порядке проведения, видах молитвенных текстов. Богослужения должны совершаться в определенной последовательности, причем молитвы могут читать за живых и умерших. Важно узнать особенности всех, включая литургию и панихиду: в чем разница, что нужно делать, как молиться.

Понятие и порядок проведения Литургии

Богослужение считается главным в церковных традициях. Полное название – Божественная литургия. Его важность обусловлена совершением таинства Евхаристии. Впервые такая служба была совершена в стародавние времена – еще на горе Синай, где ее провел Иисус Христос.

Также Иоанн Кронштадтский говорил, что «литургия – источник жизни, т. к. сам Сын Божий предает себя в пищу и питие всем верующим».

Существуют разные виды богослужения, они проводятся по определенным дням:

  • Литургия Иоанна Златоуста: совершается, когда не следует совершать другие литургии;
  • Василия Великого: насчитывается лишь 10 дней в году, когда проводится это богослужение (по воскресеньям, за исключением нескольких, а еще в четверг и субботу на Страстной неделе, а также 14 января);
  • Преждеосвященных даров – литургия проводится в некоторые дни Великого поста.

Богослужение разных видов имеет общую структуру:

  • Проскомидия;
  • часть оглашенных;
  • литургия верных.

Все 3 части служатся особым образом, наиболее продолжительной является литургия верных. Отдельная часть службы (начальная) называется обедней, т. к. совершается в первой половине дня.

Церковные записки о здравии и за упокой

Когда совершается богослужение, верующие могут принять в нем участие. Обычно для этого они посещают храм, находятся среди священнослужителей, их помощников, выполняющих основные ритуалы. Но есть еще одна возможность помолиться за усопших – подать записку с именем покойного. Это делают днем ранее или в тот же день, но утром – до начала службы. Подобные записки, только с пометкой «о здравии», могут содержать имена живых.

Чтение молебна

Как правильно заполнить и подать записку

Во время богослужения священник поминает многих умерших посредством ранее поданных церковных бланков, поэтому важно соблюдать правила, которые облегчат ему эту задачу. Кроме того, оформление записок особым образом дает возможность сохранить глубокий смысл, соблюсти религиозные традиции. Основные правила:

  • вверху бланка должно быть указано, для какой цели он подается: «о здравии», «за упокой»;
  • следует вписывать до 10 имен умерших;
  • покойные, о которых идет речь, должны быть верующими, крещеными при жизни, т. к. атеистов, самоубийц и непрошедших таинство крещения не отпевают;
  • часто при подаче бланка необходимо внести пожертвование (обычно это является главным условием не для простых, а для заказанных записок);
  • бланк оставляют в лавке, для чего предусмотрен поднос или корзина.

Чтение заупокойных молитв в монастыре

Желательно также присутствовать на богослужении, а не просто подать требу о упокоении, здравии человека.

Как подать записку об упокоении онлайн

Многие ресурсы предлагают возможность передать имена усопших для поминовения во храме через интернет. Существуют сайты-посредники, а еще у некоторых монастырей, церквей тоже есть свои порталы. Для подачи записки заполняется специальная форма. В ней нужно указать имя покойного, а также данные того, кто просит о поминовении родственника (имя, номер телефона, адрес электронной почты). Дополнительно предлагается внести пожертвование.

Стоимость подачи записки

При подаче бланка лично или через интернет разницы в ценах нет, т. к. отсутствует ставка – обязательная сумма, которую нужно внести. Человек сам решает, сколько он может пожертвовать. Эти деньги пойдут на нужды храма, т. к. при совершении богослужения священнослужители используют вино, просфору и расходные материалы.

Что такое панихида

В день похорон проводится богослужение, призванное помочь душе усопшего преодолеть переход между мирами. Его название – панихида. Введено отдельное определение полной службы – парастас. Она предполагает необходимость ходатайствования за души умерших перед Богом. Время проведения – Всенощное бдение перед Родительской субботой (с вечера пятницы).

Панихида

Суть панихиды та же, что и при совершении отпевания, когда отмаливают грехи усопшего, помогают провести его из мира земного к вечности. Но Чин погребения выполняется однократно – перед погребением, когда нетленная оболочка наиболее растеряна и требует помощи. Для сравнения панихида может совершаться намного чаще.

Структура такого богослужения:

  • начальные молитвы – произносятся, если ранее совершаются другие службы;
  • Псалом 90;
  • заупокойная ектенья;
  • восхваление Господа через произнесение слова «Аллилуйя» с тремя стихами;
  • тропарь 8 гласа;
  • 17 кафизма;
  • тропарь, глас 5;
  • заупокойная ектенья;
  • седален;
  • Псалом 50;
  • канон 6 гласа;
  • Отче наш;
  • Тропарь 4 гласа.

Кратким вариантом богослужения является лития. Она больше напоминает молитву – прошение.

Совершается в притворе храма, обязательным является каждение молящихся. Еще один вид службы (заупокойная лития) проводится не только во храме, но и дома у покойного.

Когда и где проводится панихида

Место совершения может быть любым: церковь, жилье умершего, погост, траурный зал. Но предпочтительным все же считается первый вариант, т. к. это святое место, содержит положительную энергию, а потому слова молитвы быстрее достигнут Господа. Однако если их произносит тот, кто назначен Богом для этого, то и в данном случае помощь будет более эффективной: через священнослужителя, как посредника, божественная благодать достигнет верующих живых, а также мертвых.

Панихиду могут проводить как в день похорон, так и в любое другое время после смерти человека

Проводить панихиду следует, когда наступают частные поминальные дни (9, 40 день 1 годовщина) Родительские субботы:

  • Мясопустная Вселенская;
  • 2, 3 и 4 седмица Великого поста;
  • Радоница;
  • Троицкая;
  • Димитриевская.

Калькулятор подсчёта дней поминок усопшего

Как часто можно заказывать панихиду

Молебен панихиды читается также без привязки к церковным праздникам. Совершают в день рождения усопшего, на именины и любую другую дату, когда родственники ощущают потребность в оказании помощи умершему. Но священнослужители считают, что не следует лишний раз тревожить душу покойного. Достаточно молиться о близком во время общих и частных поминальных дней.

Порядок проведения службы: в храме, на могиле

Порядок чтения молитв сохраняется, т. к. суть богослужения – обращение к Господу о покойных. При этом необязательно совершать службу над открытым гробом умершего (как при отпевании). Целью панихиды является прошение Господа о прощении грехов, а это можно делать в любом месте. Сопровождается действие каждением – символ вознесения духа умершего человека к небесам.

Кладбище

Парастас – великая панихида

Богослужение может быть полным или сокращенным. Лития – краткая версия панихиды. Для сравнения существует Великая служба. Она называется парастас, проводится в общие поминальные дни – Родительские субботы. Отличается схемой, а также характером. Причем богослужение на Троицкую и Мясопустную субботу считается более важным, чем в субботы 2, 3, 4 седмицы Великого поста.

Можно совершать парастас и на частные даты (совершается мирскими у себя дома).

Сегодняшний день в православном календаре

Другие церковные заупокойные требы для поминания

Чтобы помочь душам умерших упокоиться, проводят разные богослужения в определенной последовательности и при условии соблюдения некоторого порядка, частоты. Кроме литургии, панихиды, есть и другие службы. Различия между ними:

  • отпевание: богослужение совершается перед погребением умершего, целью является поддержка духовной оболочки, ее направление, наставление в ином мире, просьба о прощении грехов – все это необходимо для того, чтобы умерший легче перешел в вечность, предстал перед Господом с меньшим багажом греховных деяний, отпевание (Чин погребения) совершается в течение 1-2 часов, чаще в храме, но можно рассмотреть и другие варианты (на кладбище, дома);
  • сорокоуст – проводится ежедневно в течение 40 дней, рекомендуется заказать сразу после смерти близкого, сорокоуст состоит из многочисленных литургий, совершаемых подряд, можно совершать поминовение дома келейно или во храме, но последний вариант предпочтительнее, т. к. священнослужитель берет частицу просфоры, обращается к Господу с просьбой помянуть умершего;
  • лития по усопшему: краткая панихида, содержит совокупность священных текстов, среди которых Псалом 90, тропарь, кондак, икос – их можно читать дома, у могилы, текст несложно найти в Молитвослове;
  • молебен за упокой души: богослужение отличается от остальных тем, что представлено разными видами, каждый имеет определенную цель (поминовение, просьба, благодарность и т. д.), если совершается молебен за упокой, это означает, что главная треба при этом – помощь усопшим.

Свечи за упокой

Значение молитвы родственников для души усопшего

Когда человек умирает, его душа переходит в иной мир, где вынуждена проходить тяжкие испытания, целью которых является великое преображение. Но данный этап сложно пройти самостоятельно, не получив помощи, т. к. нетленная оболочка не имеет возможности покаяться, отмолить свои грехи. Это делают родственники.

Так проявляется главная помощь, которую оказывают близкие душе умершего.

Кроме того, молитва приятна Богу, ибо «Все, чего ни попросите с верою, исполню» (Мф. 21:22). Священные слова, обращенные к Господу искренне, имеют великую силу. По этой причине так важно молиться друг за друга. Тогда тот, о котором совершается молитва, будет спасен (получит исцеление, прощение и т. д.). Такой принцип лежит и при совершении богослужения в честь умерших. Это объясняет, почему произнесение священных слов – лучший способ помочь усопшему, что снижает важность поминок покойных прямо на могилах, совершать обряды, направленные на облегчение участи его телесной оболочки.

Молитва за усопшего

Таблица: стоимость заупокойных служб

После смерти человека проводят многие богослужения: сорокоуст заказывают сразу после же, как и панихиду. Их значение сходное, но есть и различия. Решая, что лучше выбрать: сорокоуст или панихиду, нужно придерживаться золотой середины – совершать сразу обе службы. Кроме того, проводят отпевание перед похоронами, а также литургию. Когда заказываются богослужения, прихожанам следует помнить и о важности благотворительности. Средняя цена/размер взносов служб разных видов:

Вид богослуженияСумма, руб.
Отпеваниеот 800
Панихида300-500
Литургия (подать записку)от 10
Сорокоуст300-1500 (разовое, на 1 год)

Для кого предусмотрены заупокойные службы

Всем умершим (кроме святых) необходима забота в виде молитвенного слова. Этот вид помощи оказывается умершим родственникам, коллегам, знакомым. Причем можно заказывать панихиду или сорокоуст не только за новопреставившихся, но и за тех, кто умер довольно давно.

Священнослужители совершают чин поминовения обо всех покойных, усопших в разные времена, начиная с Адама.

Заупокойные службы необходимы еще и тем душам, которые является родственникам во сне. О них также необходимо дополнительно помолиться, поставить свечу. Требуется участие родных и священника. Просить о упокоении близких можно, находясь дома, в храме. Не просят только за святых. Они уже на небесах, пребывают рядом с Отцом Всевышним. Люди могут молиться не только Богу, но также им. Значит, вписывать святых в записки, подаваемые на панихиду, не нужно.

Богослужение в храме

Присутствие на службе

Действия, совершенные автоматически, не принесут пользы усопшим и живым. Если родственники пришли, чтобы передать записку о здравии или упокоении, то должны думать о тех, за кого собираются просить, пока пишут их имена. Можно просто помнить о них, молиться, но главное – сохранить светлую память, чувство любви. Тогда записка обретет силу, которую увеличит священнослужитель, произнося священный текст во время панихиды.

Точно так же действует присутствие родственников человека, о котором молятся, на службе. Принято держать свечу, мысленно обращаться к Богу своими словами или просто сохранять чувство благодати, которое возникает на панихиде.

Если ранее уже доводилось читать Требник (книга, содержащая правила молитвы и совершения церковных обрядов во время богослужений), можно тихо повторять молитву со священником.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector