0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Записки о Литургии. Часть 8

Содержание

Православная Жизнь

Эти записки рождались на Литургии, ведь богослужение – это ещё и колоссальный ускоритель мысли, ведущий к высокому философскому осмыслению бытия. Перед вами не богословский трактат, а размышления поэта, стоящего на службе в храме.

Продолжение. Начало здесь.

Литургия есть исполнение самой важной мечты людей этого мира – всегда жить только высотой и красотой бытия.

Причаститься и сделать доброе дело – это ввести новый день в высший смысл.

«Обретохом веру истинную», – поётся на Литургии после причастия. «Вера, живущая в христианине, есть Христос», – пишет Феофилакт Болгарский. Вера как встреча и присутствие благодати в человеке.

Литургия даёт столько творческих сил, что ты чувствуешь сам о себе, будто в старенькую машину залили чистейший авиационный бензин. Хотя физическая усталость и остаётся, но машина видит, что внутри она превращается в самолёт…

Причастие делает меня смыслом. Но выражается этот смысл только через то добро, которое я другим принесу.

Те, кто слышал Евхаристический канон, знают: Литургия ведёт всякое место мира и всех людей, чтоб везде открылось Царство Небесное.

В мире Господнем существуют вещи, которые в полноте может выразить только поэзия, а богословие их выражает лишь тогда, когда оно тоже поэзия, как бывает у святых отцов и на Литургии.
Если коротко сказать о том, что делает Литургия с нами, то важно заметить, что она открывает нам мир вокруг как сказку, легенду, поэзию.
В Литургии добрый человек в полноте обретает жизнь как чудесную сказку на самом деле.
Литургией мы входим в сказку этого мира, открываем всё вокруг как пронизанное благодатью и Промыслом, а оттого – прекрасное и высокое.
Литургия ставит зло на то место, которое оно и должно занимать – как неспособное извратить хорошесть мира и счастье жить. Все усилия зла в таком видении вне воли зла пропадают впустую: оно только готовит почву, чтобы из него всегда неожиданно проросло добро.

Дмитрий Лихачёв пишет: «Чем больше входишь в эпоху, изучая её, тем меньше она кажется прошлым». Мудрому всегда драгоценна история. Будь то любовь к древнему Китаю и Японии, саксонской Англии, кельтской Ирландии или Франкской империи, она приближает к нам тех людей, кто отдалён от нас многими веками времени. И как бы хотелось сделать своими современниками Шекспира и Данте, Эдварда Лира и Альфреда Хаусмена, Гилберта Честертона и Клайва Льюиса, но, как говорил Ду Фу, «в разные века мы рождены». И только Литургия имеет силу перенести людей из истории в наше сердце, сделать так, чтобы мы вступили в общение с Альфредом Великим, Гомером, Платоном и Сократом. Сафо и Кюневульф через Литургию становятся участниками нашей жизни и нашей реальности, а не просто памяти сердца. И в этом – счастье нашей любви к ним.

Пока мы отдаём, мы живём. И чем больше мы отдаём, тем больше видим, что мир вокруг нас – это сказка.

Родственники говорят: «Делай, делай, делай. Зарабатывай, готовь, убирай».
А сердце отвечает: «Я хочу жить одной только настоящестью и высотой. Я хочу служить Богу».
Литургия же даёт нам, когда нас мучают родственники за наше служение Богу, ощутить себя сказочной Золушкой. Мачеха в своём доме деспотична и сильна, сводные сёстры грубы и злы. Но торжество счастливого конца и ликования о жизни достаётся одной только Золушке.

Литургия превращает жизнь человека в праздник и ожившую сказку.

Литургия открывает повседневность как время совершения ожившей сказки.

Литургия питает все творческие силы человека.
Она и есть тот способ, чтобы благодать вошла в наши дела и слова и так приобщила всё это к вечности и бессмертию.

Литургия помогает пережить каждый новый день как чудо. И ты уже не торопишься, потому что перестаёшь искать своего, а только радости тех, кто дорог сердцу.

Частое причастие открывает двери в святоотеческое восприятие мира: видеть мир красивым и добрым, ликовать о всяком своём труде и познании, обратить всякое свое дело в служение и творчество, в каждой истории своих близких предвкушать хороший конец

Жизнь для других есть ключ к Литургии. Нужно самому жить добром, чтоб понимать и расти необыкновенной добротой и мудростью Святого Духа.

В Литургии расцветает душа, потому что мы все были созданы дышать только Духом Святым.

Нужно прийти на Литургию, чтоб убедиться: наш мир есть сказка со счастливым концом.

Литургия есть возвращение моего родства с человечеством.

Молитвой и Литургией в нашу жизнь входит измерение чуда. Всё не просто оборачивается к лучшему, но открывается как повод для постоянного удивления и ликования.

Литургия даёт пришедшим важную силу не отвечать злом на зло и ругательством на ругательство.

Литургия насыщает в человеке жажду Святого Духа.

Литургия даёт колоссальные силы всегда с благодарностью переживать жизнь как ликование и блаженство.

Литургия открывает жизнь как праздник Святого Духа.

Литургия и есть тот мастер, который настраивает музыкальный инструмент моей души на небесный лад.

Литургия есть самый короткий путь в сказку.

Литургия есть переживание жизни как совершающейся со всеми сказки.

На Литургии мы обретаем эльфийское благородство духа.

Добрая душа ощущает Литургию как настоящую жизнь, потому что мы созданы всегда и всецело дышать Духом Святым.

Литургия разукрашивает жизнь и сердце в радугу Духа.

Литургия даёт даже самому серому и дождливому дню внутреннее ликование, которое душа ощущает как свет и радость одновременно.

Литургия, как и общение со старцем, даёт пережить важнейшим и всеохватным законом бытия ту истину, что Бог делает всё хорошим.

Где есть искренняя молитва о ком-то, туда, без сомнения, последует и любовь.

Литургия делает человека чутким к тому, как Дух Святой касается его совести.

В конце концов каждый, отдавший сердце Богу, произносит эти слова Иоанна Кронштадтского: «Если я не причащаюсь, я не живу».

Сердце следующего святым отцам каждый день желает причащаться на Литургии.

Литургия открывает мне, что всё бытие и история мира существуют только, чтобы я всегда был с Тобой. И уже Тобой обрёл всех любимых и всё любимое на земле: и то и другое имеет смысл, когда мы, держа в руках Твой подарок, смотрим, прежде всего, на Тебя, дарящего нам целый мир.

Литургия явно открывает сердцу бесполезность и нелепость любой прежде вожделенной страсти.

Литургия делает меня настоящим, то есть живущим одним только тем, что вечно.

Все грани жизни и творчества, вся красота бытия и весь свет обретаются нами в Литургии, и нами, нашим творчеством и делами, Литургия приносится в мир, даря блаженство всем добрым сердцам.

Литургия ставит всё в мире на нужное место.

Литургия как поэзия и как сказка возвышает человека над бытом, делая его тем, кто на земле живёт только для Неба. И она же позволяет нести свет во все дела человека, приобщать их к истине, делать их подлинными и глубокими, бытийно наполненными, потому что человек тогда совершает их не для себя, а Литургия сообщает им внутренний свет.

Литургия открывает жизнь как блаженство нести радость каждому любимому человеку.

Андрей Сегеда: Церковная записка — такая простая и… непонятная?

Сегодняшняя статья родилась из многочисленных вопросов знакомых новоначальных христиан, которым непонятно, зачем подаются церковные записки, как их правильно писать и в чём разница между заказной запиской, молебном и панихидой. Если вашу голову посещают схожие вопросы, эта статья для вас.

Порой, самыми сложными и непонятными в храме для нас оказываются самые простые вещи… Например, церковные записки. Для меня, как для человека проведшего в алтаре более 11 лет вопрос: «Чем отличается молебен от сорокоуста?» выглядел смешным. До тех пор, пока я не понял, что мои друзья и знакомые задают мне его слишком часто.

Тогда я решил провести небольшой опрос, чтобы понять, что именно в отношении церковных записок непонятно моим приятелям и коллегам и оказалось, что им непонятно буквально всё!

Одни недоумевали зачем пишутся записки, куда их потом уносят и что происходит далее с ними и с теми людьми, за кого они подавались.

Другие сталкивались с проблемой заполнения записки: Можно ли вносить имена всех или только крещёных? Что делать, если не помнишь крещального имени человека? Как правильно распределять вписываемых по категориям: «беременная», «воин», «учащийся», «иеромонах», да и надо ли?

Третьи пытались понять, в чём смысл разделения записок на заказные и простые, сорокоусты, молебны и панихиды?

Наконец, четвёртых волновал денежный вопрос. Что будет, если записка стоит 10 рублей, а в кармане нашлось только 8? Откажутся принимать и молиться? Или почему в одном храме деньги берут за записку, а в другом за каждое имя? Если у меня много родственников я должен экономить на их поминовении и подавать записки не за всех? Постараюсь рассказать обо всём.

1. Зачем пишутся записки и что с ними происходит потом?

Сам Спаситель Христос сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф. 18:19-20 ).

Эти слова Господа говорят о том, что хотя домашняя молитва имеет огромную важность, но соборная молитва в храме всё же ценнее и сильнее, так что весьма правильно как можно чаще посещать его самим и молитвенно поминать своих близких именно там.

Когда записки написаны и отданы в церковную лавку, они ждут там прихода пономаря, который унесёт их в алтарь. Там они, если это так называемые «простые записки», будут поминаться дважды.

Вначале священник молитвенно помянет каждого из ваших близких во время проскомидии — особого священнодействия, когда просфоры и вино специальным образом подготавливаются к принесению за всех верующих Бескровной жертвы, во время которой Святой Дух таинственным образом прелагает их в Тело и Кровь Христовы.

На проскомидии священник особым ножом — «копием» вынет из малых просфор ровно такое количество частичек, сколько имён содержится в собранных к этой литургии записках, при этом помолившись за каждого из указанных людей. В больших соборах записок бывает очень много, поэтому поминовение на проскомидии может одновременно совершать несколько священников — каждый свою часть записок.

Второй раз ваши близкие будут помянуты по завершении Таинства Причащения, когда священник внесёт в алтарь Святую Чашу. Тогда он прочтёт молитву: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде, Кровию Твоею Честною, молитвами святых» и ссыпет в Чашу все частицы, вынутые за помянутых в этот день людей. Через соприкосновение с Телом и Кровью Христовыми все поминаемые получат особую божественную помощь к своему телесному и духовному выздоровлению и исправлению жизни.

Если же записки, которые вы будете подавать, будут «заказными», то за поминаемых вами дополнительно помолятся ещё три раза: диакон помянет их во время чтения им сугубой ектении, потом священник прочтёт молитву перед престолом, а потом, в зависимости от того «о здравии» эта записка или «об упокоении», её ещё раз с молитвой прочтут, соответственно, на молебне или на панихиде.

2. Кого можно и кого нельзя вносить в записки, когда их лучше подавать и как правильно оформить?

Подавать записки лучше всего на вечернем богослужении или в самом начале литургии, по крайней мере до чтения Евангелия, так как священник должен ещё успеть помянуть ваших близких, затем подготовить Святые Дары к переносу с жертвенника на престол и во время Великого входа переместить их туда, после чего частицы уже не вынимаются.

Церковь во время богослужения поминает всех людей в общих молитвословиях («…О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их Господу помолимся…» и т.д.), но поминовение священником в алтаре оставляет для верных чад Церкви — то есть людей крещёных. Также, если говорить об усопших, не поминаются люди, сознательно лишившие себя жизни. Обо всех остальных Церковь молится.

Читать еще:  Епископальная церковь в США впервые посвятила в духовный сан женщину-лесбиянку

Рекомендуется писать имена поминаемых в родительном падеже (о здравии/упокоении кого? — Николая, Елены, Павла. ) и полностью (Николая, а не «Коли», Петра, а не «Пети»). Также стоит стараться писать имена, принятые в церковной традиции (Елены, а не Алёны, Сергия, а не Сергея, Георгия, а не Жоры, Геры, Егора или Юрия). При этом указывается крещальное имя человека (у Владлена, Артура или Октябрины совершенно точно есть второе имя, данное при Крещении).

Теперь о титулах. Если говорить о наиболее давней традиции, то никакие титулы, кроме священного сана в записках не указывались. Все имена писались друг под другом, в столбик, и только у духовных особ перед именем стоял какой-либо префикс: «митр.» — митрополита, «еп.» — епископа, «иером.» — иеромонаха, «диак.» — диакона, «мон.» — монаха.

Несколько позже стали добавлять префиксы к именам людей, требующих особого молитвенного поминовения — «в.» перед именем воина в силу тяжести его служения, «мл.» — перед именем младенца из-за его нежного возраста и «бол.» — перед именем болящего, потому что в данный момент он борется с недугом.

Сейчас же многие верующие пытаются как-то выделить практически каждого и священник вынужден тратить много времени на разбор разнообразных фантазий вроде «уч.», «плодон.», «бер.», «отр.» и прочих. Это не является особенно доброй традицией и подобным образом оформлять записки не стоит.

Если вы всё же не помните или не знаете имени человека в крещении, но точно знаете, что крещён он был, пишите как есть — священник помянет его, а Господь итак точно знает, какое имя ему было дано. Но попытаться выяснить церковное имя близкого всё же постарайтесь!

3. В чём смысл разделения записок и какие виды записок бывают?

Записки прежде всего делятся на два вида — о живых и об усопших. На простые и заказные они делятся потому, что в храмах, особенно в больших соборах, записок может быть очень и очень много и поминать все их как заказные бывает очень долго, что затягивает богослужение и бывает физически тяжело для молящихся в храме верующих, которые всю службу проводят на ногах.

Поминовения также делятся на богослужебные и внебогослужебные, одноразовые и многоразовые.

На богослужении читаются только записки о здравии и об упокоении (простые и заказные) и храмовые помянники, куда вписаны родственники священников, церковнослужители, благотворители и т.п.

После богослужения может дополнительно служиться молебен (с водосвятием или без оного, Господу, Богородице или святому, на ту или иную потребность) либо панихида. Молебен служится о живых, панихида — об усопших. На молебне читаются заказные записки о здравии и записки на молебен (с надписью «молебен»), на панихиде — заказные записки об упокоении и записки на панихиду (с надписью «панихида»).

Также существуют и многоразовые поминовения, так называемые «сорокоусты». Они также бывают за живых или за усопших и поминаются в те же моменты богослужения и внебогослужебных молитв, что и заказные записки. Различаются сорокоусты только сроком поминовения — их можно подать на 40 дней (отсюда и название «сорокоуст»), на полгода или сразу на год.

В некоторых храмах и, особенно, в монастырях можно заказать «вечное поминовение» или чтение «Неусыпаемой Псалтири». Как за живых, так и за усопших. Но поскольку такое встречается не везде, эти поминовения мы рассматривать не будем.

4. Денежный вопрос

Как и свеча, записка — это форма нашей жертвы Богу и нашего вклада в содержание храма. В древние времена люди приносили с собой всё нужное для богослужения — хлеб, ладан, воск, масло, вино, сами строили церковь в своём селе и отдавали на её содержание десятую часть доходов.

Нынешнему менеджеру довольно трудно изготовить вино, а заводскому рабочему — насобирать воска из ульев… Поэтому мы приносим в храм деньги и поэтому в церковных лавках существует такая, на первый взгляд иезуитская формулировка, как «рекомендуемая форма пожертвования».

Если вам не будет не хватать денег на крещение, или записку всё решается довольно просто — нужно всего лишь подойти к настоятелю храма, объяснить ситуацию и в абсолютном большинстве случаев он благословит вам подать столько, сколько можете и молитвенно помянет ваших родных так же, как и родных любого другого человека.

Наконец, по поводу записок и имён. Таким методом, как правило, пытаются регулировать количество записок в храмах, в которых очень мало священников и очень много прихожан. В храмах где всё сбалансировано сумму пожертвования обычно считают по количеству записок. Там же, где священник перегружен, устанавливают норму в именах. Тогда человек решает, кто для него действительно важен, а за кого он может помолиться и дома, а священник получает некоторое облегчение при поминовении тысяч и тысяч имён. О нём нам, верующим, тоже неплохо заботиться!

Послесловие

На этом ликбез, посвящённый церковным запискам считаю законченным. В случае, если вы считаете, что какой-либо важный вопрос обойдён вниманием и вы хотели бы разобрать и его, прошу писать в комментариях. В этом случае статья будет дополнена.

Дорогие братья и сёстры, надеюсь с ответом на часть ваших вопросов храм стал для вас чуточку понятнее и дружелюбнее! Приходите почаще в храм, чтобы молиться Господу в обществе единодушных вам православных христиан. Помните, что не только вы сами нуждаетесь в диалоге со Христом, но вашей молитвы также ждут ваши живые и усопшие близкие.

Дорогие друзья! Я открыл свой собственный блог! Если вам интересно читать мои статьи, поддержите подпиской и репостом, пожалуйста!

СВЯТО-ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ СОБОР

  • Наш приход
  • ГАЛЕРЕЯ
  • КАЛЕНДАРЬ
  • О ПРАВОСЛАВИИ
  • Иосиф Муньос-Кортес
  • БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ
  • КОНТАКТЫ

СВЯТО-ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ СОБОР

  • Наш приход
  • ГАЛЕРЕЯ
  • КАЛЕНДАРЬ
  • О ПРАВОСЛАВИИ
  • Иосиф Муньос-Кортес
  • БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ
  • КОНТАКТЫ

Вы здесь

Записки о литургии и церкви.

Глава 10

После чтения Евангелия и следующих за ним ектений (одна из них называется «сугубой», с тройным «Господи помилуй») начинается моление об «оглашенных». Эта часть литургии в наше время может быть воспринята только как обрядовый знак, говорящий о когда-то бывшей здесь живой жизни. Златоуст так говорит о духовной насыщенности первохристианства по сравнению с его временем (конец IV века): «Церковь тогда была небом; Дух устроял все в народе, руководил и вдохновлял каждого из предстоятелей. А теперь у нас одни только знаки тогдашних дарований».

В древней Церкви крещение обычно совершалось над взрослыми, которые перед крещением подготавливались — «оглашались», т. е. внимали голосу («гласу») или устному слову христианских учителей — «катехизаторов», или «огласителей». Эти «оглашаемые» словом учения могли стоять на литургии только до начала «литургии верных», почему та часть литургии, на которой они имели право стоять, называлась «литургией оглашенных». «Вернии об оглашенных помолимся, да Господь помилует их, — возглашает и в наше время диакон. — Открыет им Евангелие правды. Соединит их святей Своей, соборней и апостольстей Церкви. » Чтобы понять, что в древности эти «оглашаемые», эти люди, которые были обязаны покинуть храм на виду у всех, как недостойные еще в нем находиться во время дальнейшего священнодействия, — были люди уже высоко христиански просвещенные, достаточно прочесть некоторые строки из литургической молитвы об оглашенных эпохи Златоуста (IV век): «Помолимся прилежно об оглашенных, чтобы премилосердый Бог услышал молитву их, отверз их сердца к разумению того, что око не виде и ухо не слыша и на сердце человеку не взыде. Да научит их учению истины. Ангела мира просите, оглашенные. Просите о том, чтобы все предлежащее вам было мирно, мирен настоящий день и все дни жизни вашей. О христианской кончине молитесь.

Предадите себя самих живому Богу и Христу Его». В древности на литургию верных не могли оставаться не только оглашенные, но и те христиане, которые за свои грехи находились под церковным запрещением участвовать в принятии Таинства — иногда на очень длительный срок. Апостол Павел запретил «сообщаться с тем, кто, называясь братом (верующим. — С.Ф.), остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником, с таким даже и не есть вместе. Извергните развращенного из среды вас» (1 Кор. 5: 11, 13). «Какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» (2 Кор. 6: 14). В христианстве вера неотделима от нравственности, от исполнения заповедей. Исполнение заповедей есть действование любви. «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди», — сказал Христос. Вера не может быть не действующей, не любящей. «Все. прекрасно, если веруете с любовию», — писал в начале II века св. Игнатий Богоносец. «Старайтесь. благоуспевать плотью и духом, верою и любовию». «Вера есть Плоть Господа, любовь — Кровь Иисуса Христа». Как в литургии мы принимаем и Плоть, и Кровь Господню, так и в своей христианской жизни мы должны осуществить не одну веру, но и любовь, или, по слову апостола, «веру, действующую любовью» (Гал. 5: 6).

Действование любви и есть христианский подвиг. Вне его, вне любви обескровленная плоть веры умирает. Нераскаянный грешник сам отлучает себя от Тела Христова, от Его Церкви, и тем самым не может участвовать в ее таинствах. «. Будем жительствовать достойно Главы нашей. — пишет преп. Феодор Студит, — как сотелесники и соучастники и сонаследники Христовы. Оскверняющий тело уже не член Тела Христова, то же злопамятствующий или другой какою-либо страстью обладаемый, и потому недостоин причащаться Святых Тайн». едопускаемые к причастию грешники выходили из храма перед началом главной части литургии. Так было в древней Церкви. Но еще в ее средние века, в XI веке, преп. Симеон Новый Богослов советовал людям грешным, хоть уже принесшим покаяние и не находящимся под церковным запрещением, но еще недостаточно себя освятившим новой, чистой жизнью, воздерживаться от причастия, пока, — пишет преп. Симеон — «помысел твой и расположение твое не отложатся от злых дел греховных, пока не стяжешь твердаго намерения никогда уже не оставлять добрых дел и. (пока. — С. Ф.) совершенно не возненавидишь грех». Пока же этого нет, «когда совершается Божественная литургия и священник или диакон скажет: «Елицы оглашеннии, изыдите», выходи из церкви, и становись в преддверии храма, и, вспоминай о грехах своих, и плачь. Потом, когда кончится Божественная литургия, можешь опять входить в церковь». «. Тебе следует стоять за дверьми церкви, как оглашенному. Ибо оглашенным следует называть не только невернаго (еще не крещенного. — С.Ф.), но и всякого, кто не зрит славы Господа откровенным лицем ума своего».

Другой учитель Церкви — Симеон, архиеп. Солунский (XIV-XV века), это правило о несмешении в общении Таинства членов Церкви с теми, кто сами себя из нее вывели своими нераскаянными грехами, относит и к выниманию частиц из просфор. «Будучи внесена в чашу, — пишет он, — (частица. — С. Ф.) соединяется с Кровию. Поэтому душе, за которую была принесена эта частица, ниспосылается благодать: общение духовное. Если душа благочестива или и согрешивши покаялась, невидимо приемлет (она. — С. Ф.) общение Духа, часто же и телесную обретает пользу. Но если кто совершает грех и от него не отступает, делая себя негодным для общения (в Таинстве. — С. Ф.), в осуждение тому будет и принесенная о нем жертва. Посему иерей должен внимать и не принимать приношения от такового и не возносить жертв за таких, которые грех бесстыдно совершают, чтобы и самому с ними не осудиться. От сего искушения и скорби происходят. «Сего ради, — говорит Павел, — многие из вас немощны и больны, и не мало умирает» (1 Кор. 11: З0)». При том духовном невежестве, которым отличается наша церковная эпоха, трудно предположить возможность соблюдения этого указания. Но надо хотя бы знать о нем и о всей той тревоге, которую проявили руководители Церкви в древности, начиная с апостолов, о том, чтобы святыня Церкви была в святых руках, чтобы в общении этого Таинства не оказалось среди учеников снова Иуды. На Тайной вечери он был попущен — «да сбудутся Писания». Но это попущение есть страшное предупреждение на будущее и призыв к бдительности Церкви. Это надо знать и для себя лично, «да не в суд или во осуждение будет мне причащение пречистых Тайн». Апостольским предупреждением об опасности недостойного причащения полны наши молитвы перед причастием и после него: «Да не опалиши мене, Содетелю мой!»

Древнее отношение к причастию созидается как бы из двух противоборствующих сторон: стремления как можно чаще соединяться с Господом и страха причаститься в осуждение себе, «в опаление себя». Первое — устремление к еженедельному, ежедневному причащению, второе удерживает от него иногда на долгое время. Чтобы понять правду божественного страха перед бременем Таинства, приведу рассказ о преп. Филимоне. «Удостоен будучи пресвитерства, давно-давно, и так преискренно коснувшись небесного и жизнию и разумом, он всячески избегал Божественных священнодействий, как бремени. И Божественных Тайн причащаться, несмотря на такую постоянно опасливую жизнь, не причащался, когда случалось ему входить в общение и беседовать с людьми. А когда намеревался причаститься Божественных Тайн, то пред этим долго докучал Богу, умилостивляя Его молитвами, псалмопениями и исповеданиями. Ужасался он гласа иереева, который возглашает при сем, говоря: «Святая — святым». Ибо в это время, говорил он, вся Церковь полна бывает святых ангелов и сам Царь сил, таинственно священнодействовав и хлеб и вино претворив в Свое Тело и Кровь, чрез святое причащение вселяется в сердца наши.

Читать еще:  Сотни юных украинцев посетили Митрополичью елку в Киеве

Почему, присовокуплял он, надлежит нам лишь непорочно и чисто и как бы вне плоти бывая без всякого сомнения и колебания дерзать на святое причастие пречистых Христовых Тайн». У многих в наше время нет никакого страха перед Таинством. Поэтому, может быть, будет полезно знать, как святые убеждали не каких-нибудь мирян, а священников воздерживаться от Таинства и удаляться от священства во избежаниe осуждения за недостоинство. «Без очищения себя не дерзай прикасаться святых Тайн, чтобы не пожжену быть, как сено, Божественным огнем, — пишет преп. Феогност. — Сподобившись Божественного и честного священства, прежде всего себя самого обязан ты всегда иметь принесенным в жертву умерщвлением страстей. если не имеешь извещения от Духа Святого, что ты благоприятный посредник между Богом и человеками, то на пагубу себе не дерзай на всесвятое и страшное священнодействие Божественных Таин, перед коим ангелы благоговеют и от коего «благоговейно воздерживались многие из святых…

Всеконечно лучше по сознанию своей немощи и отказаться от высокого чина священства, нежели с сознанием своей нечистоты принять его и носить. Не осилив отстать и очиститься от страстного расположения, как дерзаешь ты, окаянный, касаться того, что и для ангелов неприкосновенно. Или достойно и чисто — чтобы не сказать равноангельно — пользуйся властью божественного Священства, или отступи от сего страшного служения». Евхаристия, пишет св. Димитрий Ростовский, «приносится. не только за всех. верующих, но и (за. — С. Ф.) неверных, чтобы они обратились». Это приношение за весь мир во второй части литургии — литургии верных — делается еще более дерзновенным, еще более могущественным, но именно для этого дерзновения нужно, чтобы теперь вокруг таинственного Приношения за мир оставались только посвященные в него, только те, кто и сами себя готовы принести Христу. «Нет иного способа моления, — пишет митр. Николай Кавасила, — столь многомогущественого и подавающего нам столь крепкие надежды, как сей образ страшного сего жертвоприношения», где Христос, как говорит другой учитель Церкви, — «Сам Священник, Сам и Алтарь (жертвенник. -С.Ф.), Сам Бог, Сам человек, Сам Царь, Сам и архиерей, Сам Овча, Сам и Агнец. » (св. Епифаний). Или, как в молитве, читаемой священником во время пения Херувимской: «Ты бо еси приносящий и приносимый, приемлющий и раздаваемый, Христе Боже наш».

Литургия и панихида – в чем разница: понятие и порядок проведения основных церковных треб, что общего и чем отличается молебен от сорокоуста, проскомидии, отпевания и записки о упокоении усопших

Церковная молитва, произнесенная в храме, имеет великую силу. Но и родные вносят свою лепту: обращаются к Богу, посещают службы. Существует несколько их типов, отличие заключается в порядке проведения, видах молитвенных текстов. Богослужения должны совершаться в определенной последовательности, причем молитвы могут читать за живых и умерших. Важно узнать особенности всех, включая литургию и панихиду: в чем разница, что нужно делать, как молиться.

Понятие и порядок проведения Литургии

Богослужение считается главным в церковных традициях. Полное название – Божественная литургия. Его важность обусловлена совершением таинства Евхаристии. Впервые такая служба была совершена в стародавние времена – еще на горе Синай, где ее провел Иисус Христос.

Также Иоанн Кронштадтский говорил, что «литургия – источник жизни, т. к. сам Сын Божий предает себя в пищу и питие всем верующим».

Существуют разные виды богослужения, они проводятся по определенным дням:

  • Литургия Иоанна Златоуста: совершается, когда не следует совершать другие литургии;
  • Василия Великого: насчитывается лишь 10 дней в году, когда проводится это богослужение (по воскресеньям, за исключением нескольких, а еще в четверг и субботу на Страстной неделе, а также 14 января);
  • Преждеосвященных даров – литургия проводится в некоторые дни Великого поста.

Богослужение разных видов имеет общую структуру:

  • Проскомидия;
  • часть оглашенных;
  • литургия верных.

Все 3 части служатся особым образом, наиболее продолжительной является литургия верных. Отдельная часть службы (начальная) называется обедней, т. к. совершается в первой половине дня.

Церковные записки о здравии и за упокой

Когда совершается богослужение, верующие могут принять в нем участие. Обычно для этого они посещают храм, находятся среди священнослужителей, их помощников, выполняющих основные ритуалы. Но есть еще одна возможность помолиться за усопших – подать записку с именем покойного. Это делают днем ранее или в тот же день, но утром – до начала службы. Подобные записки, только с пометкой «о здравии», могут содержать имена живых.

Чтение молебна

Как правильно заполнить и подать записку

Во время богослужения священник поминает многих умерших посредством ранее поданных церковных бланков, поэтому важно соблюдать правила, которые облегчат ему эту задачу. Кроме того, оформление записок особым образом дает возможность сохранить глубокий смысл, соблюсти религиозные традиции. Основные правила:

  • вверху бланка должно быть указано, для какой цели он подается: «о здравии», «за упокой»;
  • следует вписывать до 10 имен умерших;
  • покойные, о которых идет речь, должны быть верующими, крещеными при жизни, т. к. атеистов, самоубийц и непрошедших таинство крещения не отпевают;
  • часто при подаче бланка необходимо внести пожертвование (обычно это является главным условием не для простых, а для заказанных записок);
  • бланк оставляют в лавке, для чего предусмотрен поднос или корзина.

Чтение заупокойных молитв в монастыре

Желательно также присутствовать на богослужении, а не просто подать требу о упокоении, здравии человека.

Как подать записку об упокоении онлайн

Многие ресурсы предлагают возможность передать имена усопших для поминовения во храме через интернет. Существуют сайты-посредники, а еще у некоторых монастырей, церквей тоже есть свои порталы. Для подачи записки заполняется специальная форма. В ней нужно указать имя покойного, а также данные того, кто просит о поминовении родственника (имя, номер телефона, адрес электронной почты). Дополнительно предлагается внести пожертвование.

Стоимость подачи записки

При подаче бланка лично или через интернет разницы в ценах нет, т. к. отсутствует ставка – обязательная сумма, которую нужно внести. Человек сам решает, сколько он может пожертвовать. Эти деньги пойдут на нужды храма, т. к. при совершении богослужения священнослужители используют вино, просфору и расходные материалы.

Что такое панихида

В день похорон проводится богослужение, призванное помочь душе усопшего преодолеть переход между мирами. Его название – панихида. Введено отдельное определение полной службы – парастас. Она предполагает необходимость ходатайствования за души умерших перед Богом. Время проведения – Всенощное бдение перед Родительской субботой (с вечера пятницы).

Панихида

Суть панихиды та же, что и при совершении отпевания, когда отмаливают грехи усопшего, помогают провести его из мира земного к вечности. Но Чин погребения выполняется однократно – перед погребением, когда нетленная оболочка наиболее растеряна и требует помощи. Для сравнения панихида может совершаться намного чаще.

Структура такого богослужения:

  • начальные молитвы – произносятся, если ранее совершаются другие службы;
  • Псалом 90;
  • заупокойная ектенья;
  • восхваление Господа через произнесение слова «Аллилуйя» с тремя стихами;
  • тропарь 8 гласа;
  • 17 кафизма;
  • тропарь, глас 5;
  • заупокойная ектенья;
  • седален;
  • Псалом 50;
  • канон 6 гласа;
  • Отче наш;
  • Тропарь 4 гласа.

Кратким вариантом богослужения является лития. Она больше напоминает молитву – прошение.

Совершается в притворе храма, обязательным является каждение молящихся. Еще один вид службы (заупокойная лития) проводится не только во храме, но и дома у покойного.

Когда и где проводится панихида

Место совершения может быть любым: церковь, жилье умершего, погост, траурный зал. Но предпочтительным все же считается первый вариант, т. к. это святое место, содержит положительную энергию, а потому слова молитвы быстрее достигнут Господа. Однако если их произносит тот, кто назначен Богом для этого, то и в данном случае помощь будет более эффективной: через священнослужителя, как посредника, божественная благодать достигнет верующих живых, а также мертвых.

Панихиду могут проводить как в день похорон, так и в любое другое время после смерти человека

Проводить панихиду следует, когда наступают частные поминальные дни (9, 40 день 1 годовщина) Родительские субботы:

  • Мясопустная Вселенская;
  • 2, 3 и 4 седмица Великого поста;
  • Радоница;
  • Троицкая;
  • Димитриевская.

Калькулятор подсчёта дней поминок усопшего

Как часто можно заказывать панихиду

Молебен панихиды читается также без привязки к церковным праздникам. Совершают в день рождения усопшего, на именины и любую другую дату, когда родственники ощущают потребность в оказании помощи умершему. Но священнослужители считают, что не следует лишний раз тревожить душу покойного. Достаточно молиться о близком во время общих и частных поминальных дней.

Порядок проведения службы: в храме, на могиле

Порядок чтения молитв сохраняется, т. к. суть богослужения – обращение к Господу о покойных. При этом необязательно совершать службу над открытым гробом умершего (как при отпевании). Целью панихиды является прошение Господа о прощении грехов, а это можно делать в любом месте. Сопровождается действие каждением – символ вознесения духа умершего человека к небесам.

Кладбище

Парастас – великая панихида

Богослужение может быть полным или сокращенным. Лития – краткая версия панихиды. Для сравнения существует Великая служба. Она называется парастас, проводится в общие поминальные дни – Родительские субботы. Отличается схемой, а также характером. Причем богослужение на Троицкую и Мясопустную субботу считается более важным, чем в субботы 2, 3, 4 седмицы Великого поста.

Можно совершать парастас и на частные даты (совершается мирскими у себя дома).

Сегодняшний день в православном календаре

Другие церковные заупокойные требы для поминания

Чтобы помочь душам умерших упокоиться, проводят разные богослужения в определенной последовательности и при условии соблюдения некоторого порядка, частоты. Кроме литургии, панихиды, есть и другие службы. Различия между ними:

  • отпевание: богослужение совершается перед погребением умершего, целью является поддержка духовной оболочки, ее направление, наставление в ином мире, просьба о прощении грехов – все это необходимо для того, чтобы умерший легче перешел в вечность, предстал перед Господом с меньшим багажом греховных деяний, отпевание (Чин погребения) совершается в течение 1-2 часов, чаще в храме, но можно рассмотреть и другие варианты (на кладбище, дома);
  • сорокоуст – проводится ежедневно в течение 40 дней, рекомендуется заказать сразу после смерти близкого, сорокоуст состоит из многочисленных литургий, совершаемых подряд, можно совершать поминовение дома келейно или во храме, но последний вариант предпочтительнее, т. к. священнослужитель берет частицу просфоры, обращается к Господу с просьбой помянуть умершего;
  • лития по усопшему: краткая панихида, содержит совокупность священных текстов, среди которых Псалом 90, тропарь, кондак, икос – их можно читать дома, у могилы, текст несложно найти в Молитвослове;
  • молебен за упокой души: богослужение отличается от остальных тем, что представлено разными видами, каждый имеет определенную цель (поминовение, просьба, благодарность и т. д.), если совершается молебен за упокой, это означает, что главная треба при этом – помощь усопшим.

Свечи за упокой

Значение молитвы родственников для души усопшего

Когда человек умирает, его душа переходит в иной мир, где вынуждена проходить тяжкие испытания, целью которых является великое преображение. Но данный этап сложно пройти самостоятельно, не получив помощи, т. к. нетленная оболочка не имеет возможности покаяться, отмолить свои грехи. Это делают родственники.

Так проявляется главная помощь, которую оказывают близкие душе умершего.

Кроме того, молитва приятна Богу, ибо «Все, чего ни попросите с верою, исполню» (Мф. 21:22). Священные слова, обращенные к Господу искренне, имеют великую силу. По этой причине так важно молиться друг за друга. Тогда тот, о котором совершается молитва, будет спасен (получит исцеление, прощение и т. д.). Такой принцип лежит и при совершении богослужения в честь умерших. Это объясняет, почему произнесение священных слов – лучший способ помочь усопшему, что снижает важность поминок покойных прямо на могилах, совершать обряды, направленные на облегчение участи его телесной оболочки.

Молитва за усопшего

Таблица: стоимость заупокойных служб

После смерти человека проводят многие богослужения: сорокоуст заказывают сразу после же, как и панихиду. Их значение сходное, но есть и различия. Решая, что лучше выбрать: сорокоуст или панихиду, нужно придерживаться золотой середины – совершать сразу обе службы. Кроме того, проводят отпевание перед похоронами, а также литургию. Когда заказываются богослужения, прихожанам следует помнить и о важности благотворительности. Средняя цена/размер взносов служб разных видов:

Вид богослуженияСумма, руб.
Отпеваниеот 800
Панихида300-500
Литургия (подать записку)от 10
Сорокоуст300-1500 (разовое, на 1 год)

Для кого предусмотрены заупокойные службы

Всем умершим (кроме святых) необходима забота в виде молитвенного слова. Этот вид помощи оказывается умершим родственникам, коллегам, знакомым. Причем можно заказывать панихиду или сорокоуст не только за новопреставившихся, но и за тех, кто умер довольно давно.

Священнослужители совершают чин поминовения обо всех покойных, усопших в разные времена, начиная с Адама.

Заупокойные службы необходимы еще и тем душам, которые является родственникам во сне. О них также необходимо дополнительно помолиться, поставить свечу. Требуется участие родных и священника. Просить о упокоении близких можно, находясь дома, в храме. Не просят только за святых. Они уже на небесах, пребывают рядом с Отцом Всевышним. Люди могут молиться не только Богу, но также им. Значит, вписывать святых в записки, подаваемые на панихиду, не нужно.

Богослужение в храме

Присутствие на службе

Действия, совершенные автоматически, не принесут пользы усопшим и живым. Если родственники пришли, чтобы передать записку о здравии или упокоении, то должны думать о тех, за кого собираются просить, пока пишут их имена. Можно просто помнить о них, молиться, но главное – сохранить светлую память, чувство любви. Тогда записка обретет силу, которую увеличит священнослужитель, произнося священный текст во время панихиды.

Точно так же действует присутствие родственников человека, о котором молятся, на службе. Принято держать свечу, мысленно обращаться к Богу своими словами или просто сохранять чувство благодати, которое возникает на панихиде.

Если ранее уже доводилось читать Требник (книга, содержащая правила молитвы и совершения церковных обрядов во время богослужений), можно тихо повторять молитву со священником.

КАКИЕ СЛУЖБЫ НУЖНО ЗАКАЗАТЬ В ЦЕРКВИ ДЛЯ СНЯТИЯ НЕГАТИВА.

Церковь должна стать одним из важных помощником для человека, который имеет цель избавиться от негатива либо избавить своих близких от наведенных проблем.

Если человек имеет подозрение на наличие негатива (Подробнее…порча- взгляд биоэнергетика) либо его выявил у человека грамотный специалист, то более чем желательно обратиться в храм, заказав ряд служб и посетив ряд служб. При наличии порчи, приворота у человека, следует заказать в храме для этого человека следующие службы:
-Сорокауст о здравии,
-Молебен Пантелеймону-Целителю,
-Молебен Киприану и Иустинье,
-Молебен Николаю-Чудотворцу.
Если присутствует приворот либо порча на разрыв пары-семьи, то этой семейной паре следует заказать дополнительно Молебен Пресвятой Богородице о благополучии семьи.
В некоторых храмах читаются акафисты и молебны Священномученику Киприану и Мученице Иустине. Службы этим Святым мученикам как раз и направлены на избавление человека от колдовства.
Существует также ряд других церковных служб, которые используются в других, специализированных случаях. К примеру, Молебен перед иконой Богородицы «Семистрельная» — для защиты от злых людей и недоброжелателей. Молебен перед иконой Богородицы «Неупиваемая чаша» — для избавления от алкоголизма.

КАК ПРАВИЛЬНО ПОДАВАТЬ ЗАПИСКИ » О ЗДРАВИИ » И » ОБ УПОКОЕНИИ «

Казалось бы, как просто подать записку. Возьми листок и напиши имена своих близких. Но зачастую на этом шаге возникают вопросы. А как? Как написать правильно? Эти вопросы задают достаточно часто. И не только кто впервые пришел в храм, но к счастью и те, кто наконец-то задумался о смысле этого привычного действия.

Господь наделил апостолов не только правами, но и возложил на них обязанности и полномочия. Апостолы передали поставленным ими преемникам: епископам и пресвитерам, завещав им и власть, и право, и непременный долг прежде всего.

« совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков» (1 Тим. 2,1).

Святой апостол Иаков говорит всем христианам: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним» (Иак. 5, 14).

Конечно же помолиться можно и нужно дома, но домашняя молитва, не имеет такой благодатной силы как молитва общественная, общая, то есть молитва Церкви. Церковная молитва — эта такая молитва, о которой сам Господь сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 19-20). В храме для молитвы собираются верующие христиане. В храме таинственно пребывает Сам Бог. Храм – это дом Бога. В храме священники приносят Святейшую Бескровную Жертву.

И мы с Вами хотим что бы о наших близких так же помолились священники, которым дано на это право и власть, самим Господом. Мы подаем поминальные записки на поминовение за Божественной Литургией. Можно сделать вывод, что записка, написанная неряшливым, неразборчивым почерком свидетельствует о непонимании священной важности и высокого назначения записей имен живых и усопших для их поминовения. Будьте внимательны и старайтесь избегать суетливости и небрежности там, где она недопустима.

Как подать записку

1. Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы.

2. Количество имён не ограничено, но лучше, если их будет не более десяти в одной записке. Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких — подайте несколько записок.

3. Имена должны быть написаны разборчиво (лучше печатными буквами), в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?» ).

4. Первыми указываются имена архиереев и иереев, причем четко указывается их сан. Например, «о Здравии» архиепископа Пантелеимона, игумена Макария, протоиерея Валерия, иерея Александра, затем пишите свое имя, своих родных и близких. Сокращение «арх.» воспринимается в Церкви как «архиепископ» , а «архим.» как «архимандрит» .Неправильно в записках именовать священников или монашествующих «отцами» и «старцами» .

5. Все имена должны быть в церковном написании и полностью (например, Александра, Николая, но не Саши, Коли) с которым он был крещен в Православной Церкви.

6. В записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы, степени родства.

7. Ребенок до 7 лет в записке упоминается как младенец , до 14 лет – как отрок(отроковица) .

8. В записках о здравии перед именем можно упомянуть «болящего» , «воина» , «путешествующего» , «заключенного» . Не пишут в записках – «блаженного» , «страждущего» , «озлобленного» , «нуждающегося» , «заблудшего» . В записках «об Упокоении» усопший в течение 40 дней после смерти именуется «новопреставленный» . Допускается в записках «об Упокоении» перед именем писать «убиенный» , «воин» .

9. Не следует в записку об упокоении вносить имена канонизированных, то есть прославленных Церковью святых.

10. Все записки, поданные в Церковь, прочитываются служителями Храма, при этом часть имен произносится ими вполголоса. Записки подаются на следующие Богослужения: Литургию (Обедню), Молебен, Панихиду, а также Сорокоуст, Годовое или Полугодовое поминовение.

На Литургию можно подать следующие записки (только о членах Православной Церкви) — на проскомидию — первую часть Литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из просфор (особые хлебцы) вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов поминаемых — на обедню — так в народе называют Литургию. Обычно такие записки после поминовения на проскомидии священнослужители прочитывают на Литургии перед Святым Престолом.

Молебен — церковное богослужение, заключающее благодарственное или просительное моление, обращенное к Богу, Богородице или Святым. На молебен подаются записки о здравии. Панихида — заупокойное богослужение, на котором совершается поминовение умерших православных христиан. На панихиду подаются записки об упокоении.

Сорокоуст — молитва, на которой совершается поминовение православных христиан в течение сорока дней. На сорокоуст подают записки как о здравии, так и об упокоении.

О поминовении самоубийц и некрещенных
Посмертную участь самоубийц Церковь предоставляет Суду Божию. Поэтому за лишивших себя жизни можно молиться только частным образом, а не общецерковно( нельзя совершать отпевание и подавать записки на Литургию или панихиду ).
Если самоубийство совершил человек, имевший доказанное умственное расстройство, в этом случае необходимо подать прошение на имя архиерея о разрешении общецерковного поминовения.
Преподобный Лев Оптинский, не допуская церковной молитвы за скончавшихся вне Церкви ( самоубийц , некрещеных , еретиков ), завещал молиться за них келейно так: «Взыщи, Господи, погибшую душу (имя): аще возможно есть, помилуй. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя» .
Точно также о некрещеных живых молиться нужно лишь частным образом, прося Господа привести их к вере и спасению.

ВЕЛИКАЯ СИЛА МОЛИТВЫ.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Ответы на частые вопросы относительно поминовений, совершаемых в монастыре

Дорогие братья и сестры!

На сайте Валаамского монастыря valaam.ru уже несколько лет работает электронная форма подачи записок. В этой статье мы постарались ответить на самые частые вопросы, которые регулярно поступают на электронный адрес монастыря – rites@valaam.ru.

Как подать записку?

Для заказа поминовения о здравии или об упокоении нужно воспользоваться формой на сайте ПОДАТЬ ЗАПИСКУ.

На форме необходимо:

  • выбрать тип поминовения;
  • указать имена (только крещёных в Православной Церкви). При необходимости ввести пометку к имени (протоиерея, воина, младенца и т.д.) в соответствующем поле рядом с полем «Имя»;
  • выбрать способ пожертвования;
  • указать адрес электронной почты, на который придут уведомления о статусах записки.

Просим вас быть очень внимательными при заполнении!

Каков размер пожертвования за поминовение?

Рекомендуемое пожертвование за одно имя:

  • Молебен, панихида, проскомидия (1 день) — 5 рублей.
  • Проскомидия, сорокоуст (40 дней) — 300 рублей.
  • Проскомидия (1 год) — 1000 рублей.
  • Неусыпаемая Псалтирь (1 год) — 1000 рублей.

При заполнении имен на форме автоматически рассчитывается рекомендуемое пожертвование, размер которого Вы можете изменить как в большую, так и в меньшую сторону.

Что такое проскомидия?

Проскомидия – подготовительная часть Божественной литургии. На проскомидии заготавливаются хлеб и вино для будущего Таинства Причащения – преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, а также поминаются живые и усопшие православные христиане.

За Матерь Божию, святых и нас, простых верующих, вынимаются частички из просфорок. В конце Литургии все вынутые частички погружаются в чашу с Кровью Христовой. Священник в эту минуту читает молитву «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною молитвами святых Твоих».

По согласному учению святых отцов поминовение за проскомидией самое действенное. Например, святитель Афанасий Ковровский пишет: «‎‎Поминовение живых и усопших на проскомидии, хотя и негласное, по своему значению, силе и действенности не может быть сравниваемо ни с какими другими молитвенными поминовениями. Это самое важное, самое сильное, самое действенное поминовение».

Что значит «Неусыпаемая Псалтирь»?

Неусыпаемая Псалтирь – это особый род молитвы, которая совершается непрерывно, за исключением воскресных и праздничных дней, в которые поминовение не положено по древней монастырской традиции.

Днем Псалтирь читается на Центральной усадьбе в Успенском храме и на Всехсвятском скиту, а ночью – на Никольском скиту. Сама книга Псалтирь состоит из 20 кафизм, а каждая кафизма разделена на 3 «Славы». На каждой «Славе» поминаются живые и усопшие. Чтецы сменяют друг друга каждые 1-2 часа.

Подробнее о поминовении за чтением Неусыпаемой Псалтири.

Чем проскомидия отличается от Неусыпаемой Псалтири?

Когда начнется поминовение?

Разовые (однодневные) поминовения (молебен, панихида, проскомидия) начинают поминаться через день после подачи на сайте. Сорокоусты (проскомидия — 40 дней) и Неусыпаемая Псалтирь (1 год) начинаются поминаться через 2 дня после подачи.

Годовые поминовения за проскомидией начинают поминаться через неделю после подачи.

Точный срок поминовения вам придет в письмах по электронной почте.

Можно ли заказать вечное поминовение?

В Валаамском монастыре записки о здравии или об упокоении на вечное поминовение не принимаются. Максимальный срок поминовения – 1 год.

Можно ли подавать записки за некрещенных или инославных?

Для поминовения у нас принимаются только имена людей, крещённых в Православной Церкви. Католики, протестанты и вовсе некрещёные люди не могут поминаться в храме. Это значит, что их имена не будут вписаны в монастырские синодики и не будут прочитаны во время совершения треб и поминовений.

Пожалуйста, обратите внимание на имена, которые вы вносите в записки на поминовение. Нередко встречаются имена, которые не значатся в святцах христианских святых, либо имеют явно нехристианские корни. Если такой человек все же крещён (например, по обряду поместных Православных Церквей), укажите в поле «Пометка» около его имени «Крещенный/Крещенная».

Записка подана о здравии, а нужно об упокоении. Мы допустили ошибку.

Пожалуйста, будьте внимательны при подаче записки. Если имена уже были внесены в синодики, найти и исправить их не представляется возможным. Напишите нам на rites@valaam.ru или позвоните 8 800 550-34-43 (звонок бесплатный) и укажите номер записки. Мы начнем поминать об упокоении указанных в ней христиан.

Что мне делать, если я подал записку о здравии, а через некоторое время человек умер (почил)?

Как подать записку банковским переводом?

Для подачи записок из дальнего зарубежья, если по каким-то причинам не удается пожертвовать другими способами, есть возможность пожертвовать с помощью банковского перевода. Для этого нужно на форме ПОДАТЬ ЗАПИСКУ выбрать способ пожертвования «Валютный банковский перевод», распечатать сформированный бланк для перевода или сфотографировать его и взять его с собой в отделение банка.

После оформления перевода пришлите, пожалуйста, нам в ответном письме на rites@valaam.ru номер записки (указан на бланке) и номер перевода.

Как подать записку почтовым переводом?

Если нет возможности пожертвовать электронными способами, можно воспользоваться почтовым переводом. Для этого на форме ПОДАТЬ ЗАПИСКУ выбрать способ пожертвования «Почтовый перевод», распечатать сформированный бланк для перевода или сфотографировать его и взять его с собой в почтовое отделение. Не забудьте взять паспорт!

После оформления перевода пришлите, пожалуйста, нам в ответном письме на rites@valaam.ru номер записки (указан на бланке) и номер перевода.

В дополнение к статье рекомендуем также ознакомиться с особенностями совершения монастырских треб и поминовений.

Как моему родственнику подать записку, если у него нет возможности сделать это через Интернет?

Позвоните нам 8 800 550-34-43 (звонки с городских и мобильных номеров по России бесплатно) и сообщите имена и требу для поминовения. Пожертвовать в этом случае можно прямо с баланса телефона.

Также в любом почтовом отделении можно отправить почтовый перевод для «Федеральный клиент «Валаамский монастырь (пожертвования)»», в комментарии указав имена и требу.

Вынимают ли частицы за каждое имя на проскомидии?

В нашем монастыре поминовение за проскомидией осуществляется без вынимания частиц за каждое имя. На утреннем богослужении в Спасо-Преображенском соборе монастырская братия прочитывает синодики о здравии и об упокоении. А в это время в алтаре совершается проскомидия. По будням Великого поста поминовение также совершается, но без проскомидии, которая в это время года не положена по Уставу.

Как совершается поминовение за проскомидией Великим постом?

В будни Великого поста не положено совершения проскомидии. Однако записки все равно прочитываются в этот период во время утреннего богослужения, оставить людей вовсе без поминовений мы не можем. Также все поданные записки обязательно будут прочитаны по субботам и воскресеньям в момент совершения проскомидии.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector