0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Храм Александра Невского в; Челябинске

Содержание

Храм Александра Невского в Челябинске

Челябинск и окрестности • Челябинск • Координаты: 55°9′44″N 61°23′26″E

За свою более чем вековую историю Храм Александра Невского повидал многое.

Историческая справка

Долгие годы на месте будущей церкви был пустырь, на котором располагался городской выгон. Затем здесь выросла часовня. Инициатива ее постройки принадлежала челябинскому мещанину Кутыреву. Надо отметить, что на строительство часовни средства собирались очень долго. Часовня была воздвигнута в память об убитом народовольцами царе Александре II. А Александр Невский — это святой покровитель царя.

После строительства Самаро-Златоустовской железной дороги город бурно развивался, население его стремительно росло. Решено было перестроить часовню в церковь. Но опять возникла проблема нехватки средств. Между тем был решен вопрос об архитектурном облике здания. Проект церкви выполнил академик А. Н. Померанцев, в то время уже признанный мастер (его авторству, например, принадлежит проект Верхних торговых рядов в Москве — ныне ГУМ).

Хотя средств на постройку еще было недостаточно, 22 июня 1907 года храм все-таки был заложен.

Деньги на постройку жертвовали многие организации и частные лица, в том числе Николай II. Самое крупное пожертвование сделал челябинский мукомол М. П. Архипов.

Главный престол был освящён 4 декабря 1911 года, а из 2-х алтарных приделов до революции был достроен и освящён только один — правый, во имя Святого Николая Чудотворца. Дело в том, что странным образом средств на устройство придела опять не хватило.

13-тиглавая церковь построена из красного кирпича. Имеет один этаж с подвалом. Росписи внутри храма были выполнены мастерской В. И. Ощепкова.

В 1922 году из церкви были изъяты все ценности, сняты купола, кресты и шатер колокольни. В 1930 году церковь закрыли.

В дальнейшем здесь располагались: газетный цех типографии «Челябинский рабочий», картинная галерея, планетарий, шахматный клуб.

Зал камерной и органной музыки

В начале 1980-х годов здание было передано Челябинской филармонии.

К 250-летию Челябинска храм был отреставрирован, для этого специально были найдены чертежи Померанцева. Работа по реставрации, проведенная архитектором К. Гусаровым, — тонкая и кропотливая. Полностью обновлен фасад. Заново был открыт секрет цепной и крестовой кладки кирпича. Восстановлены шатер, купола, а впоследствии, к 1000-летней годовщины Крещения Руси, были установлены и кресты. Золочённые кресты церкви Александра Невского были первыми крестами, установленными в Челябинской области после долгого периода разрушения церквей и выглядели в глазах южноуральцев настоящей диковинкой. Ведь в то время, на Троицком храме не то что крестов — куполов не было!

Преобразился интерьер здания — изящная в позолоте лепка, стены украшены панно из мрамора, яшмы, змеевика, лабрадорита. Панели и полы изготовлены из цельных пород дерева. Заново сделаны оригинальные оконные рамы, двери.

Важно, что здание было перестроено с учетом всех условий, необходимых для установки органа, включая даже специально разработанную систему кондиционирования воздуха.

В 1987 году орган был установлен. Изготовили его мастера немецкой фирмы «Германн Ойле». Инструмент насчитывает 2504 трубы, 37 регистров, три мануала и педальную клавиатуру. Очень скоро орган получил высокую оценку музыкального сообщества. Многие исполнители считают его одним из лучших в России и Европе.

Органный зал, вмещающий 300 зрителей, играл заметную роль в музыкальной жизни города.

Возвращение здания Православной Церкви

Еще с 1990-х годов велись дискуссии по поводу возвращения здания верующим. В августе 2011 года, несмотря на протесты музыкального сообщества и многих горожан, здание было передано в собственность Русской Православной Церкви. Последний концерт в Органном зале состоялся 27 ноября 2013 года. Решено было перенести орган в здание бывшего кинотеатра «Родина».

С 2014 года храм действует, в нем проходят богослужения, одновременно ведутся ремонтные работы — восстанавилвается внутреннее убранство и первоначальная планировка.

Реликвии церкви Александра Невского

В апреле 2015 года произошло важное событие в жизни храма Александра Невского и всего православного Челябинска — здесь был выставлен прибывший из московского Данилова монастыря ковчег с мощами святителя Спиридона Тримифунтского. С 23 апреля по 7 мая 2015 года верующие могли ежедневно поклониться этому почитаемому на Руси святому.

История строительства

В 1881 году на окраине горда была основана Александровская площадь в честь императора Александра II. Купец Кутырев заложил на площади часовню в честь Александра Невского – великого полководца и небесного покровителя императора. Средства для часовни выделил сам купец, жертвовали и жители города. Архитектурного проекта часовни не было изначально, и строительство, ведшееся без должного надзора, вскоре было остановлено, а все постройки снесены.

В 1884 г. Оренбургская консерватория выступила с предложением к купцу Кутыреву перестроить начатую часовню в церковь. Снова начался сбор средств, поиск архитектора и прочие подготовительные работы. Затянувшееся еще на долгие годы строительство было начато лишь в 1907 г. По сохранившимся ведомостям, на храм было собрано 60 тысяч рублей, часть которых пожертвовал лично император Николай II.

Автором нового храма стал именитый зодчий А. Н. Померанцев. Он предложил возводить церковь в новом русско-византийском стиле. Четыре года длилось строительство, были возведены стены, закончено внутреннее убранство. Собранных средств катастрофически не хватало, поэтому решили отказаться от задуманных архитектором мозаики над входом и постаментов для горельефов.

Иконостас для нового храма делал мастер–деревщик из Верхнеуральска. Алтарные иконы и купольную роспись создавали в мастерской художника В. М. Ощепкова. Художественные работы велись вплоть до 1916 года. В итоге со стен храма взирали образы русских православных святых Александра Невского, митрополита Иоанна, святых князей Бориса, Глеба, Ярослава Мудрого и Мономаха.

В 1916 г. храм Александра Невского (Челябинск) был открыт для прихожан, и в нем начались богослужения. Службы велись чуть более десяти лет.

В честь юбилейного крестного хода в селе Мостовском впервые за 80 лет прошло богослужение

Екатеринбург, 16 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Накануне предпразднства перенесения мощей благоверного князя Александра Невского в храме села Мостовское Верхне-Пышминского района прошло богослужение. Это событие стало знаковым, ведь молитвы в этом сельском храме вознесли впервые за прошедшие 80 лет.

Храм во имя святого князя Александра Невского решением советских властей был закрыт, осквернен и перестроен в 1930 году. Ныне здесь расположен клуб.

Участники юбилейного крестного хода из Екатеринбурга в Верхотурье зашли в село Мостовское по пути следования. Местные власти разрешили им разместиться в храме на ночлег и организовали питание. В помещении установили иконы, а иерей Виталий Агошков в присутствии паломников совершил молебен. Так впервые через 80 лет в этом святом месте были вознесены соборные молитвы.

К сожалению, храм пока не удастся вернуть Церкви. Но людская память сохранила святость этого места — 9 сентября здесь установили Поклонный крест. Сельчане надеются, что со временем Божиим Промыслом и все остальное вернется на круги своя.

ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

  • Епархия
    • Митрополит
    • Новости
    • Структура
    • Храмы
    • Святые
    • История
  • Телеканал
    • Эфир
    • Новости
    • Программы
    • О телеканале
    • Контакты
    • Форум
  • Радио
    • Программа передач
    • Аудиоархив
    • О радиостанции
    • Частоты
    • Контакты
  • Газета
    • Новости
    • Номера
    • Фоторепортажи
    • О газете
    • Контакты
  • Журнал
    • Номера
    • Фоторепортажи
    • О журнале
    • Контакты
  • Типография
    • Продукция и услуги
    • О типографии
    • Контакты
  • Семинария
    • Учебный процесс
    • Абитуриентам
    • Контакты
    • Библиотека

  • Все записи
  • Записи сообщества
  • Поиск

Храм святого Александра Невского в Челябинске запись закреплена

МЕСТА ЕЩЕ ЕСТЬ.
Александровский просветительский центр
приглашает всех желающих:

ПАСТЫРСКИЕ БЕСЕДЫ (для взрослых)
Показать полностью…
— с настоятелем протоиереем Борисом Кривоноговым
— каждое воскресенье в 11:00

ДЕТСКАЯ ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА
— Закон Божий
— Основы христианской нравственности
Запись по тел: +7-922-7475795 отец Вячеслав Дьяков

ГРУППА ЦЕРКОВНО-СЛАВЯНСКОГО ЯЗЫКА
Запись по тел: +7-967-862-31-76 Алексей Мунтян

ГРУППА КОЛОКОЛЬНОГО ЗВОНА
Запись по тел: 8 (904) 818-67-97 Андрей Васильевич Курбатов

ДЕТСКАЯ ХОРОВАЯ СТУДИЯ
— Если ваш ребёнок хочет научиться петь в хоре, то приходите к нам в Хоровую студию!
— Хор класс
— Сольфеджио
— Воскресная школа
— Набор детей от 5 до 16 лет
Запись по тел: 8-951-467-71-09 — Худ. Рук. — Варвара Зайченко

СТУДИЯ РУКОДЕЛИЯ (для детей и взрослых)
— Вышивание, вязание крючком, плетение
Запись по тел: 8-909-744-68-02 Надежда Туржанова

Храм святого Александра Невского в Челябинске запись закреплена

Расписание Богослужений
на текущую седмицу
19-25 октября
19 окт. — Апостола Фомы
22 окт. — Апостола Иакова Алфеева
23 окт. — прп. Амвросия Оптинского

Храм святого Александра Невского в Челябинске запись закреплена

Дорогие братья и сестры,
благодарим Вас за очередную состоявшуюся беседу,
да благословит Господь всем на пользу, во спасение!

Ждём всех желающих, через неделю, в Воскресенье, в 11:00.

*Как Вам новый просторный класс?

Храм святого Александра Невского в Челябинске запись закреплена
Преподобный Паисий Святогорец

Господи, благослови врагов моих

Благослови врагов моих, Господи. И я их благословляю и не кляну.
Враги решительнее друзей толкают меня в объятия Твои. Друзья тянули меня к земле, враги разрушали все надежды мои на земное. Они сделали меня странником в царствах земных и ненужным жителем земли. Как преследуемый зверь быстрее находит себе убежище, чем непреследуемый, так и я, гонимый врагами, укрылся под покровом Твоим, где ни друзья, ни враги не могут погубить душу мою.
Показать полностью…

Благослови врагов моих, Господи. И я их благословляю и не кляну.
Они вместо меня исповедали перед миром грехи мои.
Они бичевали меня, когда я сам жалел бичевать себя.
Они мучили меня, когда я от мук бегал.
Они поносили меня, когда я льстил себе.
Они плевали в меня, когда я был горд собой.

Благослови врагов моих, Господи. И я их благословляю и не кляну.
Когда я считал себя мудрым, они называли меня безумцем.
Когда я считал себя сильным, они смеялись надо мной, как над карликом.
Когда я стремился быть первым, они теснили меня к последним.
Когда стремился к богатству, они били меня по рукам наотмашь.
Когда я собирался спать мирно, они будили меня ото сна.
Когда я строил дом для долгой и тихой жизни, они разрушали его и изгоняли меня.
Воистину, враги отлучили меня от мира и помогли рукам моим дотянуться до края одежд Твоих.

Благослови врагов моих, Господи. И я их благословляю и не кляну.
Благослови их и умножи, умножи и сильнее ожесточи на меня.

Да будет бегство мое к Тебе безвозвратным.
Да истают надежды мои на земное, как паутина.
Да воцарится смирение в душе моей.
Да станет сердце мое могилой близнецам злобным — гневу и гордости.
Да соберу на небесах все сокровища свои.
Да освобожусь навсегда от самообольщения, запутавшего меня в страшную сеть жизни призрачной.

Враги открыли мне то, что немногим ведомо: нет у человека врагов, кроме него самого.

Тот лишь ненавидит врагов, кто не познал, что враги не враги, но друзья взыскательные.

Воистину, трудно сказать мне, кто сделал мне больше добра и кто причинил больше зла — враги или друзья.

Посему благослови, Господи, и друзей, и врагов моих!

Раб клянет врагов, ибо не ведает. Сын их благословляет, ибо ведает.
Ибо ведает сын, что враги не властны над жизнью его. Потому ходит он среди них свободно и молится о них ко Господу.

Благослови врагов моих, Господи. И я их благословляю и не кляну.

Святитель Николай Сербский
«Молитвы на озере»

Храм святого Александра Невского в Челябинске запись закреплена

Расписание Богослужений
на текущую седмицу
12 — 18 октября
14 окт. — Покров Пресвятой Богородицы

Храм святого Александра Невского в Челябинске запись закреплена

ПАСТЫРСКИЕ БЕСЕДЫ ВОЗОБНОВЛЯЮТСЯ
Настоятель храма — протоиерей Борис Кривоногов вернулся из срочной командировки и уже завтра (11 октября) планируется очередная встреча с прихожанами и гостями Храма.
Приглашаем всех продолжить душеполезные беседы с настоятелем!
По Воскресеньям, в 11.00, Свердловский пр. 59 А

Храм святого Александра Невского в Челябинске запись закреплена
Челябинская митрополия

ПОСЛАНИЕ МИТРОПОЛИТА ЧЕЛЯБИНСКОГО И МИАССКОГО ГРИГОРИЯ
по случаю первого празднования Собора святых Челябинской митрополии (11 октября 2020 года)

Возлюбленные о Господе всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! Сегодня Южный Урал торжествует и радуется, ведь мы прославляем угодников Божиих, просиявших в пределах нашего богоспасаемого края.
Показать полностью…

Празднование Собора челябинских святых мы отмечаем впервые. Оно установлено по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и теперь будет отмечаться ежегодно в один из воскресных дней октября.

Чествуя Собор святых Челябинской митрополии, мы вспоминаем церковное прошлое нашего края. Южный Урал был заселен православными христианами позже, чем регионы центральной России. Местные традиции православного благочестия начали складываться и укореняться в 18-19 веках. Зерна Евангельского благовестия не пропали даром, они упали на добрую почву и принесли «плод сторичный».

Череда революционных переворотов, потрясения кровавой и братоубийственной гражданской войны, а затем и годы репрессий стали для православных христиан тяжелым временем. Но обрушившиеся испытания позволили чадам Христовым явить свою веру и верность.

С Южным Уралом так или иначе связаны многие праведники, ныне канонизированные нашей Церковью. В Собор святых Челябинской митрополии были включены только те, кто принял здесь мученическую кончину либо прожил длительное время.

В годы гражданской войны мученическую кончину приняли четверо наших земляков. Протоиерей Александр Миропольский, священники Петр Беляев и Петр Смородинцев были убиты недалеко от города Касли и похоронены за алтарем городского Успенского храма. Священник Павел Соколов, 11 лет прослуживший в Нязепетровске, был расстрелян в городе Кунгуре. Это случилось в 1918 году. Не было никаких судебных процессов, никто не предъявлял священникам официальных обвинений, не дал возможности защититься. В сущности, единственной «виной» расстрелянных пастырей была их принадлежность к духовному сословию.

В условиях жесточайших гонений на веру священнослужители продолжали служить Христу, духовно окормлять своих пасомых. Но даже решительное удаление от вопросов политики и самые искренние изъявления лояльности гражданским властям не способны были оградить священнослужителей и верующих от дальнейших репрессий. Так, священномученик Петр, митрополит Крутицкий, никогда не являлся врагом советской власти. Он был арестован в 1925 году. В свой церковной деятельности владыка Петр был готов всецело соблюдать гражданские законы, которые действовали на тот момент в Советском Союзе, но решительно отказался от негласного сотрудничества, предложенного органами НКВД. Ценой этого отказа стали 12 лет ссылок и тюрем, в том числе длительное заключение в одиночной камере Верхнеуральского политического изолятора. 10 октября 1937 года 75-летнего святителя расстреляли.

Единственная женщина в Соборе святых Челябинской митрополии, мученица Параскева Кочнева, была арестована в страшном 1937-м. Пытаясь предотвратить закрытие Александро-Невского храма в городе Миассе, она отправилась в Москву, добивалась назначения на свой приход штатного священника. Затем, пытаясь уехать домой, мученица Параскева пришла на Казанский вокзал, где и была арестована. Осуждена на 10 лет лагерей, в 1939 году получила тяжёлую травму и скончалась.

Все святые земли Челябинской – новомученики Церкви Русской, и все они жили в 20 веке. Подвиг святых Южного Урала свидетельствует о том, что верность Христу можно сохранить даже при самых неблагоприятных внешних условиях. Наши святые земляки проходили через ссылки и лагеря, мужественно претерпевали гонения, притеснения, унижения и даже смерть. Сегодняшнее празднование в честь всех челябинских святых побуждает нас быть верными православной вере наших предков, укреплять свою душу примерами жизненного подвига мучеников, неустанно трудиться ко спасению души, проповедовать словом и своей жизнью Евангелие Христово.

Ныне эти святые предстоят у престола Божия и усердно молятся за нас. Верю, что молитвами святых земли Челябинской в нашем регионе будет возрождаться духовная жизнь во всей ее полноте.

Сердечно поздравляю вас с днем памяти святых Челябинской митрополии. Их молитвами Милосердный Господь да укрепит и умножит ваши духовные и телесные силы и ниспошлет всем православным южноуральцам Свою всесильную помощь.

ГРИГОРИЙ,
митрополит Челябинский и Миасский,
глава Челябинской митрополии

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на совещании по подготовке и проведению юбилейных мероприятий, посвященных 800-летию со дня рождения князя Александра Невского

16 сентября 2020 года в Сергиевском зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в совещании по подготовке и проведению юбилейных мероприятий, посвященных 800-летию со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского. Предстоятель Русской Православной Церкви, являющийся председателем церковного Оргкомитета по подготовке к празднованию этой даты, обратился к участникам заседания со вступительным словом.

Уважаемый Дмитрий Николаевич! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие братья и сестры, дамы и господа!

Хотел бы сердечно приветствовать вас на заседании, посвященном подготовке к замечательному юбилею — 800-летию со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского.

Александр Невский — это удивительный пример государственного мужа, патриота, человека, беззаветно любившего свой народ и свою страну, жизнь свою положившего за Родину. Ведь никто до конца не знает, как и почему он скончался в расцвете сил, возвращаясь из Орды. Сильный и здоровый человек, рыцарь, вождь, воин неожиданно умирает — это, конечно, дает почву для размышлений; в любом случае, Александр Невский умер на боевом посту.

Имя святого стало одним из символов не только России, но и всей нашей русской цивилизации. Православные храмы во множестве посвящены святому благоверному великому князю Александру Невскому — и не только у нас, но и в Болгарии, Грузии, Дании, Словакии, Франции, Эстонии и других странах.

Считаю, что организовать празднования на самом высоком уровне — это наш долг, наша обязанность, это то, чем мы, люди XXI века, можем сегодня почтить великого государственного деятеля, воина, дипломата, святого подвижника — человека, действительно отдавшего свою жизнь во имя Отечества и веры.

Мне очень близок святой благоверный Александр Невский — не только потому что я родился и значительную часть жизни прожил в Санкт-Петербурге, но и еще потому, что открытие в 1957 году Александро-Невской лавры стало знаком огромной надежды для православных верующих людей. Это был первый случай открытия храма в Петербурге в советское время, причем не какой-то незаметной церкви, а лавры в центре города, поэтому открытие храма сопровождалось очень большим духовным энтузиазмом.

Вспоминаю, как жители Ленинграда приходили в полуопустошенный обезображенный Троицкий собор Александро-Невской лавры. На полу мусор, грязь, производственные отходы, и помню, с каким энтузиазмом верующие, и мужчины, и женщины, включились в огромную работу по очистке собора. Но еще же нужно было собрать деньги на восстановление! Тогдашние партийные руководители поговаривали: «Вот мы им отдали храм — будут теперь лет 20-30 восстанавливать». А я помню, как собирались деньги на реставрацию собора. Настоятели во всех храмах давали благословение, и к верующим выходил диакон или чаще священник, в епитрахили, с большим блюдом; а сзади шел служитель с мешком, потому что блюдо наполнялось деньгами моментально — и это через десять лет после войны, после блокады, когда у людей не было никаких материальных излишков! Женщины снимали с себя украшения, часы — потрясающая картина, как народ наш откликнулся на возможность восстановить эту святыню! И набирались мешки денег, на которые и была произведена в кратчайшие сроки грандиозная реставрация Троицкого собора Александро-Невской лавры.

К сожалению, храм приходилось именовать так: Троицкий собор бывшей Александро-Невской лавры. Но по милости Божией дожили и до того времени, когда слово «бывший» ушло в небытие. В 2008 году, когда мне довелось участвовать в телепроекте «Имя России», я избрал Александра Невского в качестве своего героя, посчитав, что именно он должен стать именем России. И я очень благодарен телезрителям, которые откликнулись на мои слова и на мой призыв проголосовать за то, чтобы именем России стал Александр Невский. А один из аргументов был такой. Много было в истории нашего Отечества выдающихся государственных деятелей, царей, полководцев, чья деятельность которых была направлена на спасение Отечества, на защиту страны, ее границ. Но Александр Невский, вступив в борьбу с ливонскими рыцарями, осознавал, что эта борьба — не просто за материальные ценности. Ведь в тоже самое время было татаро-монгольская иго, и Александр Невский ездил в Орду, отвозил дань, но не вступал в открытый военный конфликт с татарами. А почему? Потому что он ясно понимал: татарам был нужен наш кошелек, а ливонским воинам, которые выступали с Запада, нужна была наша душа. И он вступил в борьбу с иноземными захватчиками на западном фронте — с полным пониманием того, что борется не только за землю, не только за свое княжество, но и за душу русского народа.

В январе 2019 года Патриарший совет по культуре в соответствии с поручениями Оргкомитета направил обращения правящим архиереям, руководителям Синодальных учреждений, ректорам духовных учебных заведений с просьбой прислать перечень предлагаемых в рамках торжеств мероприятий. Как следует из полученных ответов, на юбилейный год запланировано более 780 мероприятий, в числе которых:

  • научно-богословские конференции и семинары в 34 епархиях;
  • открытые уроки в образовательных учреждениях в 38 епархиях;
  • образовательные чтения в 51 епархии;
  • спортивные соревнования и турниры в 22 епархиях;
  • многочисленные концерты в домах творчества, воскресных школах, больницах и домах престарелых в 50 епархиях;
  • выставки книг и фотографий в 52 епархиях;
  • конкурсы детских рисунков более чем в 100 епархиях;
  • фестивали колокольных звонов, хоровых коллективов военно-патриотической песни в 35 (тридцати пяти) епархиях;
  • праздничные богослужения и крестные ходы в храмах и монастырях во всех епархиях Русской Православной Церкви.

Надеюсь, что, несмотря на нынешнюю непростую ситуацию, связанную с распространением инфекции, наши масштабные проекты будут, Богу содействующу, претворены в жизнь.

На сегодняшней встрече присутствует заместитель Председателя Правительства России, глава государственного Оргкомитета по подготовке и проведению празднования юбилея святого Александра Невского Дмитрий Николаевич Чернышенко. Сердечно Вас приветствую и благодарю за то, что Вы согласились принять участие в этой важной работе. Также здесь руководители и представители ведомств, курирующих различные направления церковно-общественных празднований, посвященных благоверному князю, представители культурных и общественных учреждений.

Русская Православная Церковь утвердила обновленный состав Оргкомитета. Ввиду особой значимости грядущего юбилея, посвященного благоверному князю Александру Невскому, я принял решение возложить на себя председательство в этом Оргкомитете. Заместителем председателя назначен митрополит Псковский и Порховский Тихон, глава Патриаршего совета по культуре. Предполагается, что главные празднования пройдут 12 сентября 2021 года в Санкт-Петербурге, в Александро-Невской лавре, в день, посвященный воспоминанию перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского в Санкт-Петербург. А 6 декабря празднуется кончина святого благоверного князя Александра Невского. Поэтому эти две даты — 12 сентября и 6 декабря — мне кажется, следует отметить как главные дни празднования юбилея святого благоверного князя Александра Невского. Благодарю за внимание.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Александро-Невская церковь (Челябинск)

Достопримечательность
Александро-Невская церковь

Храм Александра Невского
55°09′45″ с. ш. 61°23′27″ в. д. H G Я O L
Страна Россия
МестоположениеЧелябинск, Алое Поле, 1
КонфессияПравославие
ЕпархияЧелябинская и Златоустовская епархия
Автор проектаА. Н. Померанцев
Дата основания1911 год
Статус Объект культурного наследия народов РФ регионального значения. Рег. № 741710898120005 (ЕГРОКН ). Объект № 7430044001 (БД Викигида)
Состояниереставрирован
Медиафайлы на Викискладе

Церковь Александра Невского — православный храм Челябинска, освящённый в память Святого благоверного князя Александра Невского. Построен по проекту Александра Померанцева. До 2013 года в храме размещался зал камерной и органной музыки. Последний музыкальный концерт в здании Александро-Невской церкви состоялся 27 ноября 2013 года [1] . В декабре 2013 года орган был демонтирован [2] . Здание церкви Александра Невского является объектом культурного наследия Челябинской области [3] .

Дореволюционный период

На бывшей окраине города в 1881 году была разбита Александровская площадь. Название было дано в память об императоре Александре II. На собранные челябинцами и свои личные средства купец Кутырев заложил здесь часовню, названную по имени выдающегося русского полководца князя Александра Невского, за ратные подвиги возведенного в ранг святого. Строительство велось без участия архитектора и вскоре было приостановлено, все постройки сломаны; в таком виде площадь просуществовала около 10 лет. Только 3 октября 1884 года Оренбургская консистория предлагает Кутыреву «начатую им часовню обратить в церковь».

Строительство в конце XIX—начале XX века в Челябинске церкви Александра Невского не было единичным явлением. Открытие в 1892 году железнодорожной станции за 10 лет удвоило население захолустного городка, а в первом десятилетии XX века оно составило более 60 тысяч. Церковь, заботясь о нравственном воспитании паствы, настоятельно требовала появления новых культовых зданий. Одним из них стал храм во имя Святого благоверного князя Александра Невского.

В 1907 году по требованию местных купцов и мещан было возобновлено строительство церкви по новому проекту, автором которого стал зодчий с мировым именем Александр Никанорович Померанцев, в то время бывший руководителем мастерских высшего училища при Академии художеств. По его проектам были построены знаменитые Московские торговые ряды (1889—1893), соборы Александра Невского в Москве (разрушен в 1952 году), Софии и других городах. В конце XIX века Померанцев с группой русских архитекторов, в которую входили К. Тон, А. Щусев, выработали новый стиль в архитектуре — «русско-византийский». Этот стиль был использован и при сооружении храма в Челябинске. Четыре года понадобилось, чтобы закончить наружные работы. На строительство было потрачено 60 тысяч рублей, пожертвованных челябинцами, городской думой и Николаем II. Средств хватило только на возведение стен. Заложенные в проект мозаика над входами, постаменты для горельефов в шатровой части здания не были воплощены в жизнь. Созданный при церкви строительный комитет церковно-приходского попечительства стремился завершить на оставшиеся средства внутренние работы по освещению здания, покраске стен, росписи купольной части и т. д.

К работе над иконостасом и монументальной живописью были привлечены местные мастера: иконостас делал мастер-деревщик из Верхнеуральска, а иконы для иконостаса и росписи купольной части создавались в мастерской, принадлежавшей художнику В. М. Ощепкову. Художественные работы проводились с конца 1914 года до мая 1915 года, и в 1916 годах. Темы сюжетов — канонизированные русские святые: Александр Невский, митрополит Иона, Борис и Глеб, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах.

Богослужения в церкви Александра Невского проводились более 10 лет, начиная с 1916 года. Вскоре после Октябрьской революции органы Советской власти г. Челябинска в память о событиях 1905 года присвоили Александровской площади новое название — Алое поле. В 1924 году приходский совет церкви открыто вступил на платформу автокефальной церкви, признав правящую Советскую власть единственным законным управлением. Свои позиции в отношении к Советской власти подтвердил съезд Челябинской епархии, проходивший в здании храма Александра Невского 29 июня 1926 года.

В годы Советской власти

13 апреля 1922 г. здание храма в соответствии с действующим законодательством было передано в «бесплатное, бессрочное пользование» группе верующих. В этом же году из храма были изъяты все ценности, на средства от продажи которых большевики планировали вести борьбу с голодом.

4 марта 1930 г. церковь закрыли. Президиум окружкома предписал использовать освободившееся помещение «для государственных служебных надобностей».

С конца 20-х — начала 30-х годов в Челябинске началось разрушение церковных сооружений на площадях города, снятие глав с церквей. Не избежал подобной участи и храм на Алом поле: были сняты главы с крестами и шатер колокольни, росписи на стенах были замазаны краской, впоследствии в средней части храма были сооружены перекрытия и перегородки.

Здание первоначально было отдано под газетный цех типографии «Челябинский рабочий», затем в нём размещался склад военного имущества, а также планетарий. С 1940 года и в годы Великой Отечественной войны здесь располагались коллекции Челябинской областной картинной галереи, с 1944 года — хранилища Государственного архива Челябинской области (также в некоторых помещениях жили сотрудники архива [4] ), с 1956 по 1981 год работал планетарий, затем — шахматная школа и кружки Дворца пионеров.

Реставрация. Органный зал

В начале 1980-х годов было принято решение о передаче здания Челябинской филармонии. Подготовка к реставрации здания началась в 1983 году. В Центральном государственном архиве древних актов в Ленинграде были найдены 30 листов переписки с изложением строительства и выполненные Александром Померанцевым чертежи: два фасада здания, его план и разрез без указания размеров. Архитекторы имели на руках чертежи без размеров и две фотографии 1916 и 1956 годов. Была проведена не имевшая аналогов работа по реставрации здания. [ источник не указан 191 день ] Полностью обновлён фасад. Заново был открыт секрет цепной и крестовой кладки кирпича. [ источник не указан 191 день ] Стены здания с кладкой кирпича разного цвета были покрыты материалом, придавшем зданию однородный красный цвет.

Заново были установлены 13 куполов на высоте 30 м. Самые крупные луковицы главок — в диаметре 2 м, по высоте — 5 м; диаметр самых маленьких — 1,2 м. Каждая луковица завершалась шпилем в 2,5 м.

Преобразился интерьер здания — лепнина в позолоте, стены украшены панно из мрамора, яшмы, змеевика, лабрадорита; панели и полы изготовлены из ценных пород древесины; заново сделаны оконные рамы, двери и т. д. [5] Была разработана система кондиционирования воздуха для органа.

В 1990-х годах шпили на луковицах были заменены на позолоченные православные кресты.

Передача здания РПЦ

В 1990 году был впервые поставлен вопрос о передаче здания органного зала Челябинской епархии Русской православной церкви. Музыканты заявляли, что перенос органа сопряжён с риском потери звучания органа, поскольку каждый инструмент создаётся с учётом акустики конкретного помещения [6] [7] . Создатели челябинского органа в 1992 году заявляли, что «перенос органа в другое помещение с художественной точки зрения и с точки зрения органостроителей недопустим» [8] , связан с громадным риском повреждения инструмента и неизбежно приведёт к потере его акустических свойств. Органист Владимир Хомяков в 1997 году сообщал, что фирма «Hermann Eule» официально отказалась участвовать в переносе органа [9] . В официальном письме специалисты компании Hermann Eule предупредили, что перенос органа в другое здание связан с большим риском его повреждения.

Александр Щипков в своей книге «Во что верит Россия» (1998) писал: «Работники Загса благословляют жениха и невесту, имитируя таинство венчания. Церковные стены, фата, орган, шампанское, шаферы — всего этого вполне достаточно для удовлетворения религиозных потребностей молодых людей. Когда Челябинская епархия попыталась вернуть собор, работники Комитета по культуре вышли на паперть в пикет и вывесили плакат: „Не хлебом единым!“. Органную духовность отстояли, епархия была посрамлена в глазах общественности» [10] .

19 апреля 2010 года во время визита патриарха Кирилла в Челябинск будущий губернатор Челябинской области Михаил Юревич (на тот момент — мэр Челябинска) сообщил, что принято решение «в короткий срок освободить храм Александра Невского в центре города» [11] . Будет создана комиссия при Законодательном собрании Челябинской области, которая должна выработать решение, устраивающее все заинтересованные стороны [12] . Некоторые эксперты дали свою оценку возможности переноса инструмента в другое помещение с сохранением прежних условий его использования [13] [14] . Другие указывали на вероятное нарушение звучания инструмента в новом помещении [15] [16] . Иржи Коцоурек, директор органостроительной фирмы «Германн Ойле» в интервью телеканалу «Культура» заявил: «У нас был неоднократный опыт переноса и установки инструментов на новом месте. Но мы пришли к мнению, что при переносе орган теряет своё звучание» [17] [18] . Местная пресса, ссылаясь на это интервью, опубликовала ряд сообщений о том, что специалисты признают перенос органа «принципиально возможным» [19] [20] , не упоминая о рисках [18] , которым при этом подвергается инструмент. Подобное расхождение среди специалистов доказывает, что даже среди них не было единого мнения.

В июне 2010 года директор фирмы «Германн Ойле» осмотрел орган, отметил его хорошую сохранность [21] и назвал существующее помещение «акустически превосходным» [22] . Все три предложенные администрацией города помещения для переноса органа после осмотра были названы абсолютно неподходящими, было рекомендовано построить новое помещение для органного зала [22] . Помещение бывшего кинотеатра «Родина» (обследовано специалистами Eule по чертежам) также названо неподходящим, однако не исключалось, что после всеобъемлющей реконструкции кинотеатра можно получить подходящий для органа зал [23] . На реконструкцию здания бывшего кинотеатра «Родина» в связи с переносом органа в бюджете Челябинской области на 2011 год было предусмотрено 200 млн рублей [24] . Перенос инструмента планировалось осуществить в 2012 году [25] .

8 июля 2010 года в здании церкви прошло первое за 80 лет богослужение [26] . 3 декабря 2010 года была установлена звонница из девяти колоколов общим весом 2,5 т (самый крупный колокол — 1140 кг) [27] [28] .

Передача здания органного зала РПЦ вызвала широкое обсуждение в обществе, прошли митинги и пикеты против переноса органа и установки колоколов [29] [30] . 27 ноября 2013 года было объявлено о передаче здания храма на Алом поле Русской православной церкви.

Дореволюционный период [ | ]

На бывшей окраине города в 1881 году была разбита Александровская площадь. Название было дано в память об императоре Александре II. На собранные челябинцами и свои личные средства купец Кутырев заложил здесь часовню, названную по имени выдающегося русского полководца князя Александра Невского, за ратные подвиги возведенного в ранг святого. Строительство велось без участия архитектора и вскоре было приостановлено, все постройки сломаны; в таком виде площадь просуществовала около 10 лет. Только 3 октября 1884 года Оренбургская консистория предлагает Кутыреву «начатую им часовню обратить в церковь».

Строительство в конце XIX—начале XX века в Челябинске церкви Александра Невского не было единичным явлением. Открытие в 1892 году железнодорожной станции за 10 лет удвоило население захолустного городка, а в первом десятилетии XX века оно составило более 60 тысяч. Церковь, заботясь о нравственном воспитании паствы, настоятельно требовала появления новых культовых зданий. Одним из них стал храм во имя Святого благоверного князя Александра Невского.

В 1907 году по требованию местных купцов и мещан было возобновлено строительство церкви по новому проекту, автором которого стал зодчий с мировым именем Александр Никанорович Померанцев, в то время бывший руководителем мастерских высшего училища при Академии художеств. По его проектам были построены знаменитые Московские торговые ряды (1889—1893), соборы Александра Невского в Москве (разрушен в 1952 году), Софии и других городах. В конце XIX века Померанцев с группой русских архитекторов, в которую входили К. Тон, А. Щусев, выработали новый стиль в архитектуре — «русско-византийский». Этот стиль был использован и при сооружении храма в Челябинске. Четыре года понадобилось, чтобы закончить наружные работы. На строительство было потрачено 60 тысяч рублей, пожертвованных челябинцами, городской думой и Николаем II. Средств хватило только на возведение стен. Заложенные в проект мозаика над входами, постаменты для горельефов в шатровой части здания не были воплощены в жизнь. Созданный при церкви строительный комитет церковно-приходского попечительства стремился завершить на оставшиеся средства внутренние работы по освещению здания, покраске стен, росписи купольной части и т. д.

К работе над иконостасом и монументальной живописью были привлечены местные мастера: иконостас делал мастер-деревщик из Верхнеуральска, а иконы для иконостаса и росписи купольной части создавались в мастерской, принадлежавшей художнику В. М. Ощепкову. Художественные работы проводились с конца 1914 года до мая 1915 года, и в 1916 годах. Темы сюжетов — канонизированные русские святые: Александр Невский, митрополит Иона, Борис и Глеб, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах.

Богослужения в церкви Александра Невского проводились более 10 лет, начиная с 1916 года. Вскоре после Октябрьской революции органы Советской власти г. Челябинска в память о событиях 1905 года присвоили Александровской площади новое название — Алое поле. В 1924 году приходский совет церкви открыто вступил на платформу автокефальной церкви, признав правящую Советскую власть единственным законным управлением. Свои позиции в отношении к Советской власти подтвердил съезд Челябинской епархии, проходивший в здании храма Александра Невского 29 июня 1926 года.

В годы Советской власти [ | ]

13 апреля 1922 г. здание храма в соответствии с действующим законодательством было передано в «бесплатное, бессрочное пользование» группе верующих. В этом же году из храма были изъяты все ценности, на средства от продажи которых большевики планировали вести борьбу с голодом.

4 марта 1930 г. церковь закрыли. Президиум окружкома предписал использовать освободившееся помещение «для государственных служебных надобностей».

С конца 20-х — начала 30-х годов в Челябинске началось разрушение церковных сооружений на площадях города, снятие глав с церквей. Не избежал подобной участи и храм на Алом поле: были сняты главы с крестами и шатер колокольни, росписи на стенах были замазаны краской, впоследствии в средней части храма были сооружены перекрытия и перегородки.

Здание первоначально было отдано под газетный цех типографии «Челябинский рабочий», затем в нём размещался склад военного имущества, а также планетарий. С 1940 года и в годы Великой Отечественной войны здесь располагались коллекции Челябинской областной картинной галереи, с 1944 года — хранилища Государственного архива Челябинской области (также в некоторых помещениях жили сотрудники архива [4] ), с 1956 по 1981 год работал планетарий, затем — шахматная школа и кружки Дворца пионеров.

Реставрация. Органный зал [ | ]

В начале 1980-х годов было принято решение о передаче здания Челябинской филармонии. Подготовка к реставрации здания началась в 1983 году. В Центральном государственном архиве древних актов в Ленинграде были найдены 30 листов переписки с изложением строительства и выполненные Александром Померанцевым чертежи: два фасада здания, его план и разрез без указания размеров. Архитекторы имели на руках чертежи без размеров и две фотографии 1916 и 1956 годов. Была проведена не имевшая аналогов работа по реставрации здания. [ источник не указан 191 день ] Полностью обновлён фасад. Заново был открыт секрет цепной и крестовой кладки кирпича. [ источник не указан 191 день ] Стены здания с кладкой кирпича разного цвета были покрыты материалом, придавшем зданию однородный красный цвет.

Заново были установлены 13 куполов на высоте 30 м. Самые крупные луковицы главок — в диаметре 2 м, по высоте — 5 м; диаметр самых маленьких — 1,2 м. Каждая луковица завершалась шпилем в 2,5 м.

Преобразился интерьер здания — лепнина в позолоте, стены украшены панно из мрамора, яшмы, змеевика, лабрадорита; панели и полы изготовлены из ценных пород древесины; заново сделаны оконные рамы, двери и т. д. [5] Была разработана система кондиционирования воздуха для органа.

В 1990-х годах шпили на луковицах были заменены на позолоченные православные кресты.

Передача здания РПЦ [ | ]

В 1990 году был впервые поставлен вопрос о передаче здания органного зала Челябинской епархии Русской православной церкви. Музыканты заявляли, что перенос органа сопряжён с риском потери звучания органа, поскольку каждый инструмент создаётся с учётом акустики конкретного помещения [6] [7] . Создатели челябинского органа в 1992 году заявляли, что «перенос органа в другое помещение с художественной точки зрения и с точки зрения органостроителей недопустим» [8] , связан с громадным риском повреждения инструмента и неизбежно приведёт к потере его акустических свойств. Органист Владимир Хомяков в 1997 году сообщал, что фирма «Hermann Eule» официально отказалась участвовать в переносе органа [9] . В официальном письме специалисты компании Hermann Eule предупредили, что перенос органа в другое здание связан с большим риском его повреждения.

Александр Щипков в своей книге «Во что верит Россия» (1998) писал: «Работники Загса благословляют жениха и невесту, имитируя таинство венчания. Церковные стены, фата, орган, шампанское, шаферы — всего этого вполне достаточно для удовлетворения религиозных потребностей молодых людей. Когда Челябинская епархия попыталась вернуть собор, работники Комитета по культуре вышли на паперть в пикет и вывесили плакат: „Не хлебом единым!“. Органную духовность отстояли, епархия была посрамлена в глазах общественности» [10] .

19 апреля 2010 года во время визита патриарха Кирилла в Челябинск будущий губернатор Челябинской области Михаил Юревич (на тот момент — мэр Челябинска) сообщил, что принято решение «в короткий срок освободить храм Александра Невского в центре города» [11] . Будет создана комиссия при Законодательном собрании Челябинской области, которая должна выработать решение, устраивающее все заинтересованные стороны [12] . Некоторые эксперты дали свою оценку возможности переноса инструмента в другое помещение с сохранением прежних условий его использования [13] [14] . Другие указывали на вероятное нарушение звучания инструмента в новом помещении [15] [16] . Иржи Коцоурек, директор органостроительной фирмы «Германн Ойле» в интервью телеканалу «Культура» заявил: «У нас был неоднократный опыт переноса и установки инструментов на новом месте. Но мы пришли к мнению, что при переносе орган теряет своё звучание» [17] [18] . Местная пресса, ссылаясь на это интервью, опубликовала ряд сообщений о том, что специалисты признают перенос органа «принципиально возможным» [19] [20] , не упоминая о рисках [18] , которым при этом подвергается инструмент. Подобное расхождение среди специалистов доказывает, что даже среди них не было единого мнения.

В июне 2010 года директор фирмы «Германн Ойле» осмотрел орган, отметил его хорошую сохранность [21] и назвал существующее помещение «акустически превосходным» [22] . Все три предложенные администрацией города помещения для переноса органа после осмотра были названы абсолютно неподходящими, было рекомендовано построить новое помещение для органного зала [22] . Помещение бывшего кинотеатра «Родина» (обследовано специалистами Eule по чертежам) также названо неподходящим, однако не исключалось, что после всеобъемлющей реконструкции кинотеатра можно получить подходящий для органа зал [23] . На реконструкцию здания бывшего кинотеатра «Родина» в связи с переносом органа в бюджете Челябинской области на 2011 год было предусмотрено 200 млн рублей [24] . Перенос инструмента планировалось осуществить в 2012 году [25] .

8 июля 2010 года в здании церкви прошло первое за 80 лет богослужение [26] . 3 декабря 2010 года была установлена звонница из девяти колоколов общим весом 2,5 т (самый крупный колокол — 1140 кг) [27] [28] .

Передача здания органного зала РПЦ вызвала широкое обсуждение в обществе, прошли митинги и пикеты против переноса органа и установки колоколов [29] [30] . 27 ноября 2013 года было объявлено о передаче здания храма на Алом поле Русской православной церкви.

История

Храм, стоящий на Алом Поле, обладает богатой и интересной историей. С момента основания здание повидало множество событий, побывало при царе, в СССР и процветает в наши дни.

Дореволюционный период

В момент основания храма, это была окраина города, где располагалась Александровская площадь. Название площади произошло при царе Александре II. В 1881 г купцом Кутыревым здесь была выстроена небольшая часовня. Деньги на строительство собирали горожане по собственной инициативе. Спустя 3 года консерватория Оренбурга предложила купцу перестроить небольшую часовню имени Александра Невского в большую церковь.

Благодаря развитой ж/д сети в Челябинске на тот момент проживало более 60 тыс. человек и православная церковь понимала необходимость увеличить количество церквей для паствы. Лишь в 1907 г началось строительство нового здания. Проект готовил архитектор Померанцев, работавший над десятками зданий по всей стране.

Архитектура церкви Александра Невского получилась в «русско-византийском» стиле, характерном для России того периода. Челябинцы пожертвовали на строительство около 60 тыс. руб. На эти деньги практически полностью был завершен экстерьер, частично оборудованы помещения.

С 1905 г название площади изменилось на Алое поле. Богослужения в храме Александра Невского велись с 1916 г.

В годы советской власти

При СССР храм имени Александра Невского пережил цепочку событий:

  • В 1920 г здание было передано группе верующих на безвозмездной основе. Богослужения велись вплоть до 1926 г.
  • В этот же период ценности и иконостас для продажи и борьбы с голодом среди советского населения. Внутри помещений были выстроены перегородки. Расписные стены покрыли однотонной краской, чтобы скрыть изображения святых.
  • В 1930 г помещения начали использовать для государственных нужд. Здание перестало быть церковью.
  • До 1940 г в здании действовала типография «Челябинский рабочий», планетарий.
  • С началом ВОВ помещения использовали для хранения военного инвентаря.
  • С 1944 в церкви Александра работала картинная галерея, планетарий, государственные архивы.

До 1981 г помещения также использовались для пионерских кружков и шахматной школы.

Реставрация. Органный зал

В начале 1980-х было принято решение отреставрировать церковь и оборудовать в ней городскую филармонию. В 1983 г началась подготовительная работа. Для этого были использованы чертежи и личные переписки Померанцева. В ходе реставрации были проведены сложные, уникальные работы.

Церковь, воздвигнутая в память Александру Невскому, практически полностью восстановила внешний вид:

  • Рабочие восстановили фасад, цепную и крестовую кирпичную кладку;
  • Были установлены 13 куполов на высоте свыше 30 м, самые крупные достигали в диаметре 2,5 м;
  • Интерьер здания также преобразился, в помещениях добавили позолоченную лепнину, панно, панели;
  • Оконные и дверные рамы создавались с полным копированием оригинальных;
  • Была добавлена система вентиляции, необходимая для сохранности органа.

До 1990-х на куполах храма Александра стояли шпили. После распада СССР их заменили на классические кресты.

Передача здания РПЦ

Органный зал стал ценным приобретением для Челябинска. В зале была превосходная акустика и сам инструмент сохранился в идеальном состоянии. Несмотря на этот факт, русская православная церковь настаивала на перемещении органа, чтобы в храме Александра можно было полноценно вести службы.

С 2010 по 2013 годы велось активное обсуждение этой темы. Тогда же, в 2010 г, провели первое богослужение за 80 лет. Наконец, в ноябре 2013 г здание было передано РПЦ, церкви вернули прежнее название.

Александро-Невская церковь (Челябинск)

Достопримечательность
Александро-Невская церковь

Храм Александра Невского
55°09′45″ с. ш. 61°23′27″ в. д. H G Я O L
Страна Россия
МестоположениеЧелябинск, Алое Поле, 1
КонфессияПравославие
ЕпархияЧелябинская и Златоустовская епархия
Автор проектаА. Н. Померанцев
Дата основания1911 год
Статус Объект культурного наследия народов РФ регионального значения. Рег. № 741710898120005 (ЕГРОКН ). Объект № 7430044001 (БД Викигида)
Состояниереставрирован
Медиафайлы на Викискладе

Церковь Александра Невского — православный храм Челябинска, освящённый в память Святого благоверного князя Александра Невского. Построен по проекту Александра Померанцева. До 2013 года в храме размещался зал камерной и органной музыки. Последний музыкальный концерт в здании Александро-Невской церкви состоялся 27 ноября 2013 года [1] . В декабре 2013 года орган был демонтирован [2] . Здание церкви Александра Невского является объектом культурного наследия Челябинской области [3] .

Дореволюционный период

На бывшей окраине города в 1881 году была разбита Александровская площадь. Название было дано в память об императоре Александре II. На собранные челябинцами и свои личные средства купец Кутырев заложил здесь часовню, названную по имени выдающегося русского полководца князя Александра Невского, за ратные подвиги возведенного в ранг святого. Строительство велось без участия архитектора и вскоре было приостановлено, все постройки сломаны; в таком виде площадь просуществовала около 10 лет. Только 3 октября 1884 года Оренбургская консистория предлагает Кутыреву «начатую им часовню обратить в церковь».

Строительство в конце XIX—начале XX века в Челябинске церкви Александра Невского не было единичным явлением. Открытие в 1892 году железнодорожной станции за 10 лет удвоило население захолустного городка, а в первом десятилетии XX века оно составило более 60 тысяч. Церковь, заботясь о нравственном воспитании паствы, настоятельно требовала появления новых культовых зданий. Одним из них стал храм во имя Святого благоверного князя Александра Невского.

В 1907 году по требованию местных купцов и мещан было возобновлено строительство церкви по новому проекту, автором которого стал зодчий с мировым именем Александр Никанорович Померанцев, в то время бывший руководителем мастерских высшего училища при Академии художеств. По его проектам были построены знаменитые Московские торговые ряды (1889—1893), соборы Александра Невского в Москве (разрушен в 1952 году), Софии и других городах. В конце XIX века Померанцев с группой русских архитекторов, в которую входили К. Тон, А. Щусев, выработали новый стиль в архитектуре — «русско-византийский». Этот стиль был использован и при сооружении храма в Челябинске. Четыре года понадобилось, чтобы закончить наружные работы. На строительство было потрачено 60 тысяч рублей, пожертвованных челябинцами, городской думой и Николаем II. Средств хватило только на возведение стен. Заложенные в проект мозаика над входами, постаменты для горельефов в шатровой части здания не были воплощены в жизнь. Созданный при церкви строительный комитет церковно-приходского попечительства стремился завершить на оставшиеся средства внутренние работы по освещению здания, покраске стен, росписи купольной части и т. д.

К работе над иконостасом и монументальной живописью были привлечены местные мастера: иконостас делал мастер-деревщик из Верхнеуральска, а иконы для иконостаса и росписи купольной части создавались в мастерской, принадлежавшей художнику В. М. Ощепкову. Художественные работы проводились с конца 1914 года до мая 1915 года, и в 1916 годах. Темы сюжетов — канонизированные русские святые: Александр Невский, митрополит Иона, Борис и Глеб, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах.

Богослужения в церкви Александра Невского проводились более 10 лет, начиная с 1916 года. Вскоре после Октябрьской революции органы Советской власти г. Челябинска в память о событиях 1905 года присвоили Александровской площади новое название — Алое поле. В 1924 году приходский совет церкви открыто вступил на платформу автокефальной церкви, признав правящую Советскую власть единственным законным управлением. Свои позиции в отношении к Советской власти подтвердил съезд Челябинской епархии, проходивший в здании храма Александра Невского 29 июня 1926 года.

В годы Советской власти

13 апреля 1922 г. здание храма в соответствии с действующим законодательством было передано в «бесплатное, бессрочное пользование» группе верующих. В этом же году из храма были изъяты все ценности, на средства от продажи которых большевики планировали вести борьбу с голодом.

4 марта 1930 г. церковь закрыли. Президиум окружкома предписал использовать освободившееся помещение «для государственных служебных надобностей».

С конца 20-х — начала 30-х годов в Челябинске началось разрушение церковных сооружений на площадях города, снятие глав с церквей. Не избежал подобной участи и храм на Алом поле: были сняты главы с крестами и шатер колокольни, росписи на стенах были замазаны краской, впоследствии в средней части храма были сооружены перекрытия и перегородки.

Здание первоначально было отдано под газетный цех типографии «Челябинский рабочий», затем в нём размещался склад военного имущества, а также планетарий. С 1940 года и в годы Великой Отечественной войны здесь располагались коллекции Челябинской областной картинной галереи, с 1944 года — хранилища Государственного архива Челябинской области (также в некоторых помещениях жили сотрудники архива [4] ), с 1956 по 1981 год работал планетарий, затем — шахматная школа и кружки Дворца пионеров.

Реставрация. Органный зал

В начале 1980-х годов было принято решение о передаче здания Челябинской филармонии. Подготовка к реставрации здания началась в 1983 году. В Центральном государственном архиве древних актов в Ленинграде были найдены 30 листов переписки с изложением строительства и выполненные Александром Померанцевым чертежи: два фасада здания, его план и разрез без указания размеров. Архитекторы имели на руках чертежи без размеров и две фотографии 1916 и 1956 годов. Была проведена не имевшая аналогов работа по реставрации здания. [ источник не указан 191 день ] Полностью обновлён фасад. Заново был открыт секрет цепной и крестовой кладки кирпича. [ источник не указан 191 день ] Стены здания с кладкой кирпича разного цвета были покрыты материалом, придавшем зданию однородный красный цвет.

Заново были установлены 13 куполов на высоте 30 м. Самые крупные луковицы главок — в диаметре 2 м, по высоте — 5 м; диаметр самых маленьких — 1,2 м. Каждая луковица завершалась шпилем в 2,5 м.

Преобразился интерьер здания — лепнина в позолоте, стены украшены панно из мрамора, яшмы, змеевика, лабрадорита; панели и полы изготовлены из ценных пород древесины; заново сделаны оконные рамы, двери и т. д. [5] Была разработана система кондиционирования воздуха для органа.

В 1990-х годах шпили на луковицах были заменены на позолоченные православные кресты.

Передача здания РПЦ

В 1990 году был впервые поставлен вопрос о передаче здания органного зала Челябинской епархии Русской православной церкви. Музыканты заявляли, что перенос органа сопряжён с риском потери звучания органа, поскольку каждый инструмент создаётся с учётом акустики конкретного помещения [6] [7] . Создатели челябинского органа в 1992 году заявляли, что «перенос органа в другое помещение с художественной точки зрения и с точки зрения органостроителей недопустим» [8] , связан с громадным риском повреждения инструмента и неизбежно приведёт к потере его акустических свойств. Органист Владимир Хомяков в 1997 году сообщал, что фирма «Hermann Eule» официально отказалась участвовать в переносе органа [9] . В официальном письме специалисты компании Hermann Eule предупредили, что перенос органа в другое здание связан с большим риском его повреждения.

Александр Щипков в своей книге «Во что верит Россия» (1998) писал: «Работники Загса благословляют жениха и невесту, имитируя таинство венчания. Церковные стены, фата, орган, шампанское, шаферы — всего этого вполне достаточно для удовлетворения религиозных потребностей молодых людей. Когда Челябинская епархия попыталась вернуть собор, работники Комитета по культуре вышли на паперть в пикет и вывесили плакат: „Не хлебом единым!“. Органную духовность отстояли, епархия была посрамлена в глазах общественности» [10] .

19 апреля 2010 года во время визита патриарха Кирилла в Челябинск будущий губернатор Челябинской области Михаил Юревич (на тот момент — мэр Челябинска) сообщил, что принято решение «в короткий срок освободить храм Александра Невского в центре города» [11] . Будет создана комиссия при Законодательном собрании Челябинской области, которая должна выработать решение, устраивающее все заинтересованные стороны [12] . Некоторые эксперты дали свою оценку возможности переноса инструмента в другое помещение с сохранением прежних условий его использования [13] [14] . Другие указывали на вероятное нарушение звучания инструмента в новом помещении [15] [16] . Иржи Коцоурек, директор органостроительной фирмы «Германн Ойле» в интервью телеканалу «Культура» заявил: «У нас был неоднократный опыт переноса и установки инструментов на новом месте. Но мы пришли к мнению, что при переносе орган теряет своё звучание» [17] [18] . Местная пресса, ссылаясь на это интервью, опубликовала ряд сообщений о том, что специалисты признают перенос органа «принципиально возможным» [19] [20] , не упоминая о рисках [18] , которым при этом подвергается инструмент. Подобное расхождение среди специалистов доказывает, что даже среди них не было единого мнения.

В июне 2010 года директор фирмы «Германн Ойле» осмотрел орган, отметил его хорошую сохранность [21] и назвал существующее помещение «акустически превосходным» [22] . Все три предложенные администрацией города помещения для переноса органа после осмотра были названы абсолютно неподходящими, было рекомендовано построить новое помещение для органного зала [22] . Помещение бывшего кинотеатра «Родина» (обследовано специалистами Eule по чертежам) также названо неподходящим, однако не исключалось, что после всеобъемлющей реконструкции кинотеатра можно получить подходящий для органа зал [23] . На реконструкцию здания бывшего кинотеатра «Родина» в связи с переносом органа в бюджете Челябинской области на 2011 год было предусмотрено 200 млн рублей [24] . Перенос инструмента планировалось осуществить в 2012 году [25] .

8 июля 2010 года в здании церкви прошло первое за 80 лет богослужение [26] . 3 декабря 2010 года была установлена звонница из девяти колоколов общим весом 2,5 т (самый крупный колокол — 1140 кг) [27] [28] .

Передача здания органного зала РПЦ вызвала широкое обсуждение в обществе, прошли митинги и пикеты против переноса органа и установки колоколов [29] [30] . 27 ноября 2013 года было объявлено о передаче здания храма на Алом поле Русской православной церкви.

Читать еще:  Церковь благословила машины Оренбургской ГИББД
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector