0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Женский монастырь Великой Панагии

Греция, о. Крит, Монастырь Богородицы Пальяни — Moni Palianis — отзыв

Панагия Пальяни — древнейший женский монастырь с интересной историей. Священное миртовое дерево, исцеляющее недуги.

Всем большой привет!

Мой отзыв про интересный, древний монастырь.

Его мы посетили, благодаря экскурсии на южное побережье Крита.

Эту экскурсию взяли у своего туроператора Пегас-туристик со скидкой, отдали по 50 евро с чел., вместо 67 евро. В нее входило посещние двух монастырей Панагия Пальяни и Панагия Каливьяни, руин древнего города Гортины и знаменитого пляжа Матала с пещерами.

Женский монастырь Пальяни (или Палиани) был первой нашей остановкой, сюда мы приехали на большом автобусе около десяти утра. У нашей группы была гид-гречанка, которая хорошо говорила по-русски и прекрасно владела всей информацией, касающейся этой экскурсии, было интересно слушать её рассказы.

На этом месте чудом была явлена икона Пресвятой Богородицы. Во время пожара в окрестном непроходимом лесу местные жители слышали голос, взывающий о помощи. И когда потушили пожар, в зарослях обгоревших колючих деревьев обрели чудотворную икону. Через некоторое время молящиеся заметили, что изображенное на иконе дерево стало прорастать. Поначалу икона просматривалась сквозь ветви, а потом окончательно скрылась. Пока икона не исчезла внутри дерева, ее перемещали в храм и закрывали там на замок, но невидимой силой она возвращалась обратно в лоно дерева.

Пока была видна икона, с нее сделали копию и сейчас она хранится в главном Храме монастыря.

Первым делом гид нас подвела к дереву — Священному мирту. Оно и правда очень старое и снизу кажется, что все сухое, его ветви переплетены между собой и запутаны, но крона дерева пышная и вся зеленая. Гид нам разрешила отщепнуть малюсенькие веточки. Она сказала, что это дерево хорошо растет и не страшно, что все отщипывают понемногу.

Во время турецкого владычества в 1821 году турки разграбили и подожгли монастырь, а всех монахинь угнали в плен. Поэтому их в монастыре почитают как новомучениц. Удалось спастись лишь одной единственной — Парфении. И именно она через несколько лет обходит весь Крит, собирая пожертвования на восстановление обители и начинает заново отстраивать разрушенный монастырь. Он был возведен на развалинах старого храма.

Через несколько лет Парфения становится игуменией монастыря.

В этом монастыре много икон, церковной утвари и есть главные святыни — икона Божией Матери «Пальяни»(внутри миртового дерева, которое чудесно проросло из иконы) и камень от Святого Гроба Богородицы.

Говорят, что молитва перед миртовым деревом исцеляет женщин от бесплодия. Чтобы молитва скорей дошла до Богородицы, можно зажечь и поставить свечу прямо под кроной священного мирта.

Монастырский двор уютный, множество цветов и растений в горшках. Все очень как-то просто, красиво и мило.

Посещение этого монастыря было интересным и познавательным! Рекомендую.

Совет. Найти его не сложно, если вы едете на арендованном авто, везде есть указатели, от Ираклиона — это чуть больше 20 км на юг острова, недалеко от деревни Венерато.

Большая парковка расположена внизу, а к монастырю нужно будет еще подняться в гору.

Но туристические автобусы поднимаются прямо на парковку к монастырю.

Монастырь открыт ежедневно в светлое время суток, ворота закрыаются только после захода солнца.

Неизвестный Иерусалим

Путешествие в середину ХIХ века

«И бывает тогда радость великая у всякого христианина, увидевшего святой город Иерусалим, и тут слезы льются у верных людей»

Шумит восточный базар, яркими тряпками и безделушками скрывая от праздных людей святыни древнего града

Монастырь Иоанна Предтечи

Фреска Сайданайского монастыря

Епископ Ейский и Тимашевский Герман помазывает паломников в монастыре св. Анны

Монастырь святых Константина и Елены примыкает к храму Гроба Господня

Иеромонах Леонид (Кавелин)

На неприметных улочках Святого града есть немало древних монастырей, о которых редко рассказывают паломникам – они лежат вне привычных маршрутов. Сегодня мы не только посетим скрытые от глаз святыни, но и совершим увлекательное путешествие в середину ХIХ века.

Записки инока

В 1857 году на Святую Землю из России прибыл иеромонах Леонид (Кавелин) и, прожив здесь шестнадцать месяцев, оставил нам подробные описания святых мест.

В своем труде «Старый Иерусалим и его окрестности. Из записок инока-паломника» он сообщает, что в Иерусалиме середины XIX века находятся девять мужских монастырей: патриарший святых Константина и Елены, Авраамиев, Михаила Архангела, Иоанна Предтечи, Георгиевский, Николаевский, Дмитриевский, Харлампиев и Гефсиманское подворье.

Кроме того, он указывает на шесть женских обителей: Малой Панагии (Сретенский монастырь), Большой Панагии, Феодоровскую, Васильевскую, Екатерининскую и монастырь Святого Евфимия Великого.

Сохранились ли они до наших дней, смогли ли пережить бурный XX век с его войнами и разделами Иерусалима?

Ответ на этот вопрос мы будем искать вместе.

За массивной дверью

Большинство паломников, как и в ранние века, попадают в Иерусалим через Яффские ворота. Проследуем через них и мы. Но давайте на минуту остановимся, чтобы осознать слова игумена Даниила, который первым из русских монахов ступил на эту землю: «И бывает тогда радость великая у всякого христианина, увидевшего святой город Иерусалим, и тут слезы льются у верных людей».

…Шумит восточный базар, яркими тряпками и безделушками скрывая от праздных людей святыни древнего града. Так было всегда: и во времена первых христиан, и при иеромонахе Леониде, и в наши неспокойные дни. Но мы точно знаем, что ищем. Наш путь лежит к монастырю Святого Иоанна Предтечи – по-видимому, самой древней обители, возведенной еще святой императрицей Евдокией в V веке.

Массивная, окованная железными полосами дверь ведет нас в монастырский дворик. Оглядываемся по сторонам и… видим жилые квартиры. Архимандрит Леонид пишет: «В Иерусалиме монастырями называются дома, по внешнему виду ничем не отличающиеся от прочих городских зданий, а некоторые и даже большую часть по самому назначению своему следовало бы называть не монастырями, а странноприимницами, ибо они исключительно служат для помещения богомольцев».

В XIX веке этот монастырь принимал в основном поклонников из Болгар, а сегодня в кельях живут православные семьи. Лишь одна из квартир не вписывается в общий ансамбль – из нее громко, на весь квартал звучит арабская музыка. Местные жители рассказывают, как недавно через подставных лиц мусульмане выкупили эту квартиру. Эта зримая и незримая борьба в Святом граде ведется уже не одно тысячелетие.

Уникальные святыни

Во дворе мы встречаем настоятеля архимандрита Варфоломея, который с кроткой улыбкой благословляет нас зайти внутрь. Сразу при входе, с левой стороны, мы подходим к древнему чудотворному образу святого Иоанна Предтечи в серебряном окладе (его, к слову сказать, пожертвовали обители верующие из Ростова-на-Дону).

Нынешний храм был возрожден в 1836 году. Архимандрит Леонид пишет о нем так: «Церковь обширна, иконостас нового письма; в ней главная святыня – часть лобной кости святого Иоанна Предтечи Господня, вделанная в круглую золотую оправу. Она была подарена восточным императором грузинским царям, откуда перешла в Валахию; а Патриарх Досифей добыл часть этой святыни для своего патриаршего монастыря, о чем значится в его истории».

И сегодня мощи святого Иоанна Предтечи находятся справа от царских врат. В иконостасе мы видим особо почитаемые образы Божьей Матери «Неупиваемая Чаша» и святого Харлампия.

Отец Варфоломей рассказал нам, что в 1890 году архимандрит Ефимиос обнаружил под нынешней церковью древний храм с хорошо сохранившимся престолом. Под ним оказался мощевик с фрагментом Животворящего Креста и святых мощей Иоанна Крестителя, апостола Петра и других ближайших учеников Христа.

Архимандрит Варфоломей, вооружившись ключами, ведет нас в подземную церковь. Мы спускаемся несколько метров под землю и оказываемся в древнем крестообразном храме. По мнению ученых, это строение было возведено до V века. Сейчас здесь ведутся раскопки, которые подарят нам еще немало открытий.

«Место на пригорке»

Мы возвращаемся на улицу Христианского квартала и, пройдя несколько шагов, с левой стороны видим небольшую улочку Святой Елены, ведущую к Храму Гроба Господня. Правая сторона улицы значительно выше левой – видно, как дома карабкаются по холму вверх. Нам туда, где на холме во время распятия стояла Богородица.

Как точно описал это место игумен Даниил: «И тут есть место на пригорке – на то место быстро прибежала святая Богородица, ибо она торопилась вслед за Христом и говорила в болезни сердца своего сквозь слезы: “Куда идешь, чадо мое? Чего ради движешься быстро? Или снова брак в Кане Галилейской, и Ты туда торопишься, Сын и Бог мой? Не молча уходи от меня, родившей Тебя, промолви мне слово, рабе Твоей”. И придя на то место, святая Богородица увидела с горы той Сына Своего, распинаемого на Кресте, и, видев, ужаснулась, и согнулась, и села, одержимая печалью и рыданием. И здесь сбылось пророчество Симеона, как он прежде сказал святой Богородице: “Этот лежит на восстание и на падение многим в Израиле. И Тебе же самой оружие душу пронзит, когда увидишь Сына Своего, убиваемого”».

Большая Панагия

Сейчас здесь находится монастырь Большой Панагии. Отец Леонид пишет, что «нынешнее его название происходит от древней Богородичной иконы сего имени, обретенной в пепле храма Святого Воскресения (после пожара 1808 года), нимало не поврежденной с лицевой стороны; икона большого размера; на ней риза сребро-позлащенная. Икона помещена в церковном притворе на стене противу входа в церковь. Кроме сего есть часть мощей святой Иулиты и кости бывшего турчанина Омара, умученного своими за исповедание Христовой веры при виде чуда. Они хранятся в ковчежцах и выставляются для поклонения. По преданию, в этом самом монастыре подвизалась в лике дев знаменитая своими добродетелями и милостынею Мелания Римляныня. Из церкви есть подземный ход в пещеру, где она проводила свою подвижническую жизнь; пещера небольшая, продолговатая; каменное ложе – место седалища и отдохновения после труда и молитвы. В церкви указывают место ее гроба, но мощи увезены крестоносцами в Венецию».

Читать еще:  Быть или казаться: опасный выбор

В XIX веке в обители подвизались еще тридцать сестер, сегодня же здесь остались всего несколько насельниц. Сейчас в монастыре идет большой ремонт, и у нас нет возможности зайти внутрь, поэтому мы двигаемся дальше по Христианскому кварталу.

Иорданская икона Божией Матери

Патриарший монастырь святых Константина и Елены мы находим без труда, получив у привратника разрешение зайти в Патриархию Иерусалимской Православной Церкви. Мы проходим рядом с церковью святой Феклы, которая хранит в себе камень с отпечатком стопы Спасителя. Переходя из дворика в дворик, оказываемся рядом с куполом Храма Гроба Господня. К нему и примыкает монастырь равноапостольных святых Константина и Елены.

Отец Леонид в своих «Записках» уточняет, что церковь «возобновлена Патриархом Софронием (1579), для вечной памяти своих родителей; иконостас и царские врата того времени ныне находятся в лавре Св. Саввы, в пещерной церкви Св. Николая».

Здесь можно поклониться Иорданскому образу Божией Матери, который, как сообщает автор «Записок», был перенесен из упраздненного Иорданского монастыря аввы Герасима. Изображение этого святого находится на обратной стороне иконы.

Об этом чудотворном образе упоминал еще игумен Даниил, который поклонялся ему в Иорданском монастыре святого Герасима.

В монастырь святых Константина и Елены попасть несложно – сегодня каждый может прийти сюда на воскресную службу.

Трудами царицы Елены

Выйдя из Патриархии на одноименную улицу, мы через несколько шагов оказываемся напротив монастыря Святителя Николая. Иеромонах Леонид пишет, что монастырь построен «кахетскою царицей Еленою, в иночестве Елисаветою». Фреска времени крестоносцев и метки средневековых каменотесов говорят о том, что это произошло в XII веке.

Настоятель монастыря отец Аристобулос рассказал нам о православном предании, согласно которому на этом месте находился дом, где останавливался Святитель Николай во время своего паломничества на Святую Землю.

Сегодняшний храм легко узнается по описанию инока Леонида: «Монастырская церковь трехпрестольная с приделами во имя преподобного Антония Великого и святой великомученицы Варвары. В главном иконостасе местные образа российского иконного письма, пожертвованные Иерофеем, архиепископом Фаворским (ныне Антиохийский Патриарх), бывшим за сбором в Москве в 1851 году. В левом приделе обращает на себя внимание другая древняя икона великомученицы Варвары».

Подворье Синайской обители

В нескольких сотнях метров, в небольшом переулке за массивной францисканской постройкой прячется в глубине двора монастырь Святой Екатерины, который изначально был подворьем Синайской обители.

Здесь нас гостеприимно встречает отец Стефан-святогробец, прекрасно говорящий по-русски. Он рассказал нам о давних связях Синайской обители с Россией, о русской помощи, благодаря которой выжили и сама обитель, и этот монастырь. Прекрасной иллюстрацией к этому разговору стал великолепный иконостас, изготовленный русскими мастерами.

Слева от него мы замечаем удивительно красивую икону русского письма. Перед нами образ святой великомученицы Екатерины. Из «Записок» иеромонаха Леонида мы знаем, что в XIX веке этот монастырь был женским.

Мы сердечно прощаемся с настоятелем и через несколько метров оказываемся во дворике монастыря Малой Панагии.

У сестры Серафимы

С патриаршей кухни к нам спешит настоятельница монастыря – сестра Серафима. Ее глаза лучатся теплом, всех паломников она встречает с поистине христианской любовью. И ты сразу чувствуешь, что место это совершенно особое.

По преданию, здесь когда-то находился дом бабушки Пресвятой Богородицы, которую также звали Мария. У отца Леонида находим: «Монастырь Малой Панагии, Сретенский или Сайданая так называется от иконы Матери Божией; эта икона по преданию будто бы пришла в Святой Град из дамасской женской обители Сайданая и, отнесенная туда обратно, снова чудесным образом явилась в этой обители, где и остается доселе. В последствии времени икона эта была украдена из церкви, но так же чудесно исчезла от похитителя и явилась паки в церкви на своем обычном месте; похититель же впал в расслабление и, покаявшись, получил молитвами Богоматери исцеление и в знак признательности украсил чудодейственную икону серебряною ризою. Теперь она стоит в особой нише за проволочною решеткой в приделе Всех Святых…»

Далее, подробно описав чудотворную икону, иеромонах Леонид сообщает: «Главный престол во имя Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Местные иконы хорошего русского письма. На правой стороне церкви в особом отделении в симметрии с левым приделом стоит русская икона, так называемой Елецкой Божией Матери… Игуменья – гречанка, девяностолетняя старица, уважаемая за свое благочестие; под ее окормлением проживает 20-ть сестер и обитель повидимому благоустроена».

И чудо напоследок

Приложиться к Елецкому образу Божией Матери, как, вероятно, это сделал иеромонах Леонид, мы не можем – образ покинул стены обители. Сейчас он хранится в Иерусалимской Патриархии. Но, к счастью, и в наши дни есть возможность поклониться другой святыне – чудотворной Сайданайской иконе.

Я захотел ее сфотографировать и попросил на это благословения у игуменьи Серафимы, но попросить открыть решетку, за которой стоит икона, постеснялся. А дома, просматривая снимки, я не увидел этой преграды перед иконой!

Монах с военной выправкой

Лев Александрович Кавелин происходил из дворян Калужской губернии. Его мать, урожденная Нахимова, была двоюродной сестрой знаменитого русского адмирала.

В молодые годы и Лев Александрович выбирает для себя военную стезю. При этом активно сотрудничает с московскими литературными журналами, публикуя в них свои стихи и очерки. В 1847 году выходит в свет его книга об Оптиной Пустыни, которая выдержала несколько изданий.

Прослужив двенадцать лет в лейб-гусарском полку, Лев Александрович задумывается об ином для себя призвании. В 1852 году он становится послушником Оптиной Пустыни, а еще через пять лет принимает монашеский постриг с именем Леонид.

Став иеромонахом, совершает паломничество в Палестину и подробно описывает святыни Иерусалима. В 1863 году, уже в сане архимандрита, он вновь приезжает на Святую Землю, чтобы возглавить Русскую Духовную Миссию.

Именно при нем 28 июня 1864 году была освящена домовая церковь Русской Духовной Миссии во имя святой царицы Александры. В том же году его трудами были открыты женский и мужской приюты для паломников. Но уже в 1865 году владыка покидает Иерусалим и становится настоятелем храма при русском посольстве в Константинополе.

Дальнейшее служение архимандрита Леонида связано с Россией. В 1869 году он возглавляет монашескую братию Ново-Иерусалимского монастыря и отдает много сил на строительство и благоукрашение Вознесенского храма, добиваясь максимального подобия Храму Гроба Господня.

В 1877 году владыка назначен наместником Троице-Сергиевской Лавры. В этой святой обители прошли последние годы его жизни. В историю Русской Православной Церкви архимандрит Леонид вошел как русский богослов, историк, переводчик и знаток Палестины.

Фото автора и из архива «Паломнического центра»

Монастырь Трикуккя. Троодос. Кипр

Женский монастырь Панагии (Богородицы) Трикукиотиссы (ударение на «о») расположен в горном массиве Троодос. На подступах к нему открываются настолько живописные пейзажи, что мы всегда при разработке маршрутов поездок советуем там останавливаться, перевести дух и запечатлеть окружающую красоту глазами и фотоаппаратами. Да и сами так всегда делаем. Давайте с нескольких подобных фотографий и начнём.

Этот небольшой монастырь находится неподалёку от более известного на сегодня мужского монастыря Троодитисса, ближе к горной деревне Продромос. О том, как сюда добраться мы подробно расскажем ниже, а пока приблизимся, наконец, к воротам монастыря Трикуккя. Сюда мы подъезжали не один раз − и в погожие деньки, и в хмурые. Поэтому на фотографиях будет встречаться небо разных цветов − голубое и серо-белое. Оба варианта неба неудачные, кстати. Для красивой фотографии на голубом небе должны быть живописные облачка, которые делают её более интересной. Впрочем, опять нас понесло в сторону.

На первой фотографии посмотрим на монастырь с точки, расположенной за сотню метров до поворота к нему с дороги, а на второй − уже на выезжающую из его ворот нашу прокатную машину на фоне большого указателя, ради которого это фото и было сделано.

Монастырь Трикуккя

История монастыря уходит на много веков назад, примерно в Xi-XII века − точную дату его основания никто не знает. О происхождении названия Трикуккя (ударение на «у») существует несколько гипотез. По одной из них оно произошло благодаря растению (предположительно одному из видов боярышника), растущего когда-то в этих местах. Его плоды содержали в себе три «косточки», что звучало на греческом как «триа коккия» (τρία κόκκια). Хотя некоторые «британские учёные» ещё спорят о виде растения и отдают предпочтение мушмуле, произрастающей на Кипре повсеместно. Возможно, в этом районе росла когда-то совсем особенная мушмула, поскольку в обычной мы насчитали только две косточки в каждом из плодов. А может и совсем про другое растение речь шла − уже не столь важно, поскольку есть и другая гипотеза, по которой название Трикуккя происходит от «денежных» отношений во времена османского правления. Этот монастырь имел тогда право тратить на себя треть доходов, получаемых с деревни Куклия, что звучало в те времена похоже (τρία κουκκιά).

В своё время территория монастыря была большой, и сам он был богат и известен не меньше, чем монастырь Киккос. Да и их главные иконы порой «соперничали» друг с другом.

Наибольшего расцвета монастырь Трикуккя приобрёл в годы франкского правления, а потом, во времена османов, его былая стать постепенно стала сходить на нет. Русский монах Григорович-Барский, посетивший монастырь в 1735 году, оставил о нём такие строки.

Монастырь оный … убог, ветх и едва не подвижется к падению, и не имеет никого могущего его обновить или помочь ему в уплате нестерпимых даней турецких. Церковь, находящаяся на подворье мала зданием и обнесена с четырех сторон кельями. Все постройки перекрыты черепицею или плинфами жжеными.

Последние документальные упоминания о монастыре относятся к 1784 году. Позднее вся церковная утварь и книги были перевезены в митрополию Керинии. Земли и строения стали сдаваться в аренду. При англичанах земельные угодья монастыря преобразовали в лесопитомник, а монастырские постройки использовались как офисы и жильё для рабочих. Главную церковь не трогали, но она уже не использовалась по назначению.

Читать еще:  Марк Цукербег потерял 600 млн. долларов за один день

Прервём ненадолго рассказ и посмотрим на сегодняшний вид монастырской церкви и внутреннее пространство монастыря Трикуккя.

Считается, что эта церковь был построена в XIII веке на месте предыдущей. Именно тогда она приобрела двухскатную деревянную крышу, характерную для многих старых церквей в Троодосе. Впоследствии масштабные восстановительные работы проводились в храме в 1761 году. А теперь перейдём к главной «достопримечательности» монастыря − иконе Панагии Трикукиотиссы.

Икона Богородицы Трикукиотиссы

Предание гласит, что апостол Лука написал несколько икон Богородицы ещё при её жизни. Две из них оказались со временем на Кипре. Это икона Богородицы Трикукиотиссы, получившей имя от названия монастыря Трикуккя, и икона Киккской Богоматери, которая находится сейчас в монастыре Киккос. К сожалению, мы сейчас не сможем их увидеть «во всей красе». Киккская икона закрыта от глаз, и если вы спросите почему, то ответ найдёте здесь. А вот икона Панагия Трикукиотисса была утеряна во времена османского правления. Лишь в XVI веке искусный мастер, оставшийся неизвестным, сотворил чудесным образом копию исчезнувшей иконы, которую и сейчас можно видеть в монастырском храме.

В какие-то годы икона Трикукиотиссы даже больше почиталась на Кипре, чем Киккская. Она считалась чудотворной, и в засушливые годы икону торжественно выносили из храма и крестным ходом сопровождали в Никосию, где прямо у главных ворот её встречали православные киприоты и латиняне, ищущие помощи и заступничества Богородицы. По преданию Киккскую икону, привезённую на Кипр из Византии, впервые продемонстрировали именно здесь, в монастыре Трикуккя.

Обе иконы принадлежат к иконографическому типу Елеуса (Умиление). Кроме того, их объединяет то, что на обеих иконах Богородица держит младенца в правой руке, в то время как на других − в левой. Доходило до того, что некоторые думали, что это одна и та же икона. Давайте взглянем на изображения копий с них, чтобы самим убедиться в некоторой схожести.

Монастырь Панагии Трикукиотиссы сегодня

Рассказ о монастыре мы закончили на том, что тот пришёл в упадок. На грустной ноте, в общем. Но, начиная с 1997 года, открывается новая страница в его истории. Из монастыря Агиа Мони сюда приезжают три монахини, которые и занялись восстановлением древней обители. В настоящее время территория вокруг монастыря занята в основном фруктовыми садами. Яблоки, которыми монахини угощали нас при посещении обители, были очень вкусными.

Монахини очень приветливы и улыбчивы. Узнав, что вы тоже православные, обязательно пригласят пройти внутрь церкви. Только фотографировать внутри неё совсем не разрешают. Не удалось выяснить почему. Вроде и фресок старинных там нет, которые надо оберегать от «вредоносных» лучей фотовспышек, а может как раз и поэтому, чтобы не сравнивали интерьер храма с другими «расписными», коих много на Кипре. В итоге, мы пошли напролом − сказали монахине, что нам просто необходимо для сайта сделать хотя бы одну фотографию внутри церкви.

Монахиня немного подумала и сказала, что на это надо получить разрешение настоятельницы, к которой все вместе и пошли. На греко-английском диалекте мы рассказали ей о цели нашей просьбы − о нашем сайте, где мы потом разместим фотографию, который читают наши соотечественники, желающие поехать на Кипр и поближе познакомиться с историей и культурой острова, им будет это очень интересно и, в итоге, число туристов паломников в монастырь только возрастёт.

Выслушав нашу просьбу, настоятельница, к счастью, разрешила сделать. только одну фотографию внутри церкви. Этот единственный легальный снимок церковного иконостаса сейчас и покажем.

После посещения храма непременно надо заглянуть в церковную лавку, где представлена как духовная, так и «мирская» продукция, произведённая из урожая подсобных хозяйств монастыря. Вы сами выберете, что больше по вкусу. Скорее всего, как и мы, с пустыми руками не уйдёте.

Настала пора прощаться с уютным и гостеприимным монастырём. Ещё одно видовое фото, сделанное в этом районе, которое мы назвали «Планета Кипр». Вот такая ассоциация тогда возникла.

Ну и напоследок покажем вид на деревню Продромос и одну из его «достопримечательностей» − заброшенный отель Беренгария.

Фотоальбом

Время для посещения

Ежедневно: 09:00 — 13:00, 15:00 — 18:00 (в летнее время), 09:00 — 13:00, 15:00 — 17:00 (в зимнее время)

Монастырь Панагии Амасгу, Кипр

На живописном горном склоне рядом с селением Монагри, что в 18 км от Лимассола, расположен небольшой женский монастырь. Эта обитель действующая, в ней на сегодняшний день проживают и трудятся несколько монахинь. Свое настоящее имя, Панагии Амасгу, монастырь получил с самого первого дня своего существования, когда в него была привезена икона Богородицы. Ранее эта икона была в городе Дамаск (Сирия), название которого на Кипре стало звучать как «Амасгу». Так и сформировалось имя обители, которое можно перевести как монастырь Богородицы из Дамаска.

История обители

Чередование периодов расцвета и упадка, возрождения и запустения характерно практически для всех православных монастырей Кипра. То же самое случилось и с монастырем Панагии Амасгу. Основанный на рубеже XI-XII веков, когда на острове наблюдался расцвет монашества, он был сначала мужским. На протяжении нескольких столетий в нем совершали духовный подвиг множество монахов, пользующихся любовью и уважением местных жителей. Вокруг обители возделывались сады и виноградники, содержались пасеки, выращивался хлеб. Монастырь действовал как приходской храм и был надежным убежищем от невзгод для всех страждущих и нуждающихся в помощи.

Но в конце 18 века для обители наступила темная полоса: большинство монахов покинуло его, и постепенно запустение воцарилось в его стенах. Затем он был присоединен к соседнему и более успешному монастырю, названному в честь Архангела Михаила. Этот немного печальный период в истории обители продолжался 200 лет, до конца 20 столетия.

В 1992 году началось возрождение монастыря Панагии Амасгу. Он стал женским, в старинные кельи заселились насельницы (игуменья и четыре монахини), началась реконструкция и реставрация зданий, были построены новые сооружения различного назначения. Теперь монастырский комплекс, хоть и занимает небольшую площадь, включает в себя все, что необходимо как для жизни и служения монахинь, так и для приема и устройства паломников и туристов.

Здания и фрески монастыря

Из всего монастырского комплекса самой древней является базилика Панагии Амасгу, с которой и началась история обители. Она была отреставрирована в 1960 году и теперь выглядит так, как в первые годы своего существования, в начале XII века. Это однонефная церковь с прямоугольным периметром, выстроенная из крупных серых каменных глыб, как и множество подобных ей зданий периода расцвета христианства и монашества на Кипре. Высокие стены, один вход, двускатная черепичная крыша, минимальное количество узких окошек, напоминающих бойницы, – снаружи церковь имеет очень скромный облик.

Но внутреннее убранство базилики Панагии Амасгу способно впечатлить каждого, кто оказался в ее стенах. К сожалению, время не пощадило роскошные росписи на стенах, и они частично утеряны. Оставшиеся фрески были очень качественно отреставрированы в 1969-1972 годах мастерами из исследовательского центра изучения Византии Дамбартон-Окс, и теперь они обладают такими же яркими красками, как и раньше. Знаменательно, что их уровень сопоставим с росписями церквей Кипра, охраняемых ЮНЕСКО.

Церковь Панагии украшалась фресками не только сразу после постройки, но и в течение многих последующих лет. Поэтому среди всех настенных росписей можно проследить различные периоды, которые различаются стилем исполнения. Так, в 1105-1106 годах (первый период) было создано изображение Святого Спиридона (в апсиде) и мученика Афанасия Пентасхинита.

Следующий период, XII-XIII века, ознаменовался появлением множества фресок, украшавших, по-видимому, практически все стены церкви. Но до наших дней дошли лишь фрагменты, по которым можно судить о стиле изображений и мастерстве художников. Они находятся на стенах алтаря, на потолочных сводах и представляют собой весь жизненный путь Иисуса Христа: от Рождества до Вознесения и Пятидесятницы. Хорошо сохранилась фреска «Сретенье Господне», полностью представлена роспись «Введение во храм Пресвятой Богородицы». К сожалению, фрагментарно сохранилась фреска «Крещение Господне» и «Сошествие Духа на Апостолов». Среди изображений можно увидеть фигуры многих Святых, стиль выполнения которых очень схож с константинопольским стилем конца 12 столетия, но с некоторыми местными особенностями. К ним можно отнести изысканный растительный орнамент, фигурки животных и птиц Кипра, яркие и разнообразные оттенки красок.

Изображения первой половины XIV века относятся специалистами к 3 периоду. Они плохо сохранились и представляют собой в основном фигуры Святых. На северо-восточной стене расположена самая яркая фреска этого периода: «Причащение преподобной Марии Египетской преподобным Зосимой».

Церковь Панагии Агисму продолжала украшаться фресками и в последующие века. Во второй половине 16 столетия, относящейся к 4 периоду, были созданы росписи в нишах храма и алтаре: «преподобные Феодосий Великий и Савва Освященный», «великомученик Георгий», «мученик Мамант». К этому же периоду относится и создание иконостаса храма; в нем привлекает внимание икона Иоанна Предтечи (1529 год) и Богородицы Амасгу (1569 год).

Монастырь Панагии Амасгу открыт для всех желающих по выходным, а также во вторник и четверг. В эти дни можно помолиться в храме, заказать молебен или панихиду, приобрести в монастырской лавке свежую выпечку, мед, чай, варенье и многое другое.

Монастыри и церкви Кипра

Монастырь Панагии Амасгу в Монагри

  • Лимассол
  • Горы Кипра,Троодос
  • Храмы

Малая иллюстрированная энциклопедия развития фресковой живописи

Первый раз мы с подругами приехали в монастырь Панагии (Богородицы) Амасгу рядом с деревней Монагри года два назад, но вход в монастырь был закрыт, а над долиной собрались такие грозовые тучи, что мы позорно бежали домой, лишь на секунду притормозив у обочины, чтобы полюбоваться видом неприступного монастыря, нависающего над окрестностями.

Второй раз мы приехали сюда в разгар эпидемии короновируса, успев до введения всеобщего карантина. Красота цветущей долины, мир и покой, царящие за монастырскими стенами, заставили нас забыть обо всем, что творится в нашем полном тревог и беспокойства мире.

Читать еще:  Нижегородский резчик создает уникальные иконы для слепых

История монастыря началась с постройки церкви в начале 12 века, в период расцвета монашества на острове, когда один за другим возникали знаменитые монастыри Кипра: Киккос, Махерас, Асину, Арака и др. И хотя храм не входит в список расписных церквей Кипра, находящихся под охраной UNESCO, он ни в чем не уступает им.

Название монастырю дала главная икона Храма Панагия (Богородица) Амасгý. Считается, что есть связь иконы с сирийским городом Дамаск. В греческом языке Дамаск трансформировался в Амасг. Форма «Амасгу» — означает «из Дамаска», «Дамасская», да еще ударение переехало на последний слог — АмасгУ.

Когда-то Монастырь процветал, ему принадлежала практически вся долина, было много подворий в разных деревнях, свои поля, сады, виноградники и пасеки. В том числе деревня Монагри, рядом с которой расположен Монастырь, возникла, как монастрыское подворье.

В 1633 г. и в 1700 г. Монастырь пытались подарить Александрийскому патриархату, но оба раза Патриархи подписывали отказ и монастырь возвращался Лимассольской Епархии. Может быть, все дело было в том, что владеть собственностью на Кипре во времена османского ига было обременительно? Восстания против турецких властей шли одно за другим и все они были безжалостно подавлены. Как и весь Кипр в годы османского завоевания, Монастырь переживал не лучшие времена. Он постепенно приходил в упадок, монахи покидали обитель. Принадлежащие монастырю постройки и земли стали сдаваться в аренду жителям окрестных деревень, и к концу 18 века монастырь окончательно опустел. Когда в 1960 году в Монастырь пришли первые реставраторы, здесь царили разруха и запустение. От всего монастыря сохранилась только церковь, от остальных построек остались одни руины. Почти 50 лет шло восстановление Монастыря, начавшееся в 1960 году и закончившееся лишь в 2009 г. Реставрацией фресок с 1960 по 1972 год занимались мастера знаменитого Исследовательского центра изучения Византии Dumbarton Oaks из Гарварда совместно с Департаментом древностей Кипра.

Кстати, любителям кладов будет интересно узнать, что во время реставрационных работ в тайнике алтаря был найден бронзовый сосуд с серебряными монетами эпохи Лузиньянов. Затем при перестилке пола нашли древние медные монеты. И вишенкой на торте была находка в 2011 г пяти золотых монет в монастырском подворье Агиас Маринас в Канту. Все находки сейчас хранятся в Кипрском музее в Никосии.

В 1991 году монастырь был востановлен по образу и подобию разрушенного и стал действующим женским монастырем. Сегодня в монастыре около 20 насельниц. Как и много веков назад монастырь выглядит весьма процветающим, ему возвращены монастырские подворья и три скита, в том числе скит Иоанна Монагритиса и Агиасма . Так выглядит монастырь сегодня:

Я недаром назвала церковь малой иллюстрированной энциклопедией. Примерно раз в столетие фрески поновляли, поверх старых наносили новые. В результате сохранились фрагменты, относящиеся к пяти разным столетиям: началу 12, началу 13, 14 и 16 векам. Так что на примере одной небольшой церкви специалисты могут проследить, как развивалась роспись храмов на Кипре. Ну, а нам, простым смертным, остается только радоваться, что, пусть частично, уцелели удивительные работы безвестных мастеров и благоговейно молиться.

К сожалению, сохранившиеся фрагменты самых ранних фресок начала 12 века расположены в алтарном пространстве, закрытом от глаз посторонних плотным занавесом. Я не рискнула сунуть туда свой длинный нос. Поэтому покажу то, до чего смогла дотянуться своим фотоаппаратом.

Знакомство с Монастырем и его церковью можно закончить в монастырской лавке, торгующей сладостями, которые готовят монахини, и духовной литературой на разных языках, в том числе и на русском. Скромненько слопав по кусочку лукума и закусив его традиционным сухариком, которыми нас угостила монахиня, мы отправились в Скит Иоанна Монагритиса. Обычно в монастырях я покупаю книги из серии «Путеводители по византийским памятникам Кипра», прибыль от продажи которых используется для реставрационных работ в древних храмах. Покупка книг — дело сугубо добровольное, но для меня это, с одной стороны, возможность узнать побольше о Храме, с другой стороны, сделать пусть небольшой, но вклад в сохранение замечательных памятников.

Как проехать

Добраться до деревни Монагри и ее сокровищ можно из Лимассола. Проезжая кольцевые развязки, внимательно следите за указателями. Вам нужен указатель на Троодос. Минут 15-20 езды по хорошей горной дороге и Вы увидите указатель:

Смело сворачивайте. Если Вы любитель острых ощущений, то можете последовать указаниям навигатора Google Maps в Вашем смартфоне. Он проведет Вас по самым узким улочкам деревни, гарантирующим Вам острые ощущения. Любителям спокойной езды есть смысл сделать небольшой объезд и обогнуть деревню, оставив ее с левой стророны, следуя указателям на Монастырь Михаила Архангела. Немного не доезжая до Монастыря Архангела, сверните налево, минуйте церковь Агиос Георгиос и небольшую винадельню Менаргос (пока сюда заходить не надо!). Через два километра Вы прибудете к Монастырю Панагии Амасгу.

Монастырь Панагии Амасгу открыт для посещения по вторникам, четвергам и выходным.

Монастырь Панагия Малеви

«Все! Ухожу в монастырь!», эта фраза из советского фильма точно передает наше настроение, когда устав от суеты и забот стремимся к душевному покою и отдыху.

Уникальный для греческих просторов и высот кедровый лес, единственный в Европе, создает вокруг монастыря необычную атмосферу хвойного аромата.

Чистая энергетика этого места позволила здесь возникнуть православной обители. По некоторым данным еще в самом начале восьмого веке на высоте в 950 метров над уровнем моря на склоне горы Малевос (отсюда и название) монахами была создана первая община.

Другие источники датируют момент основания монастыря Панагия Малевис 1116 годом. Сам император Восточной Римской империи Андроник Палеологос

упоминает эту обитель в дарственном указе в 1320 году. Такие вердикты передавали общинам дорогие дары от царственных семейств, а также определенные вольности. Налоговые, а порой и административные послабления.

Считается, что первоначально монастырь Панагии Малевис находился чуть выше. В 1616 году он был перенесен в современное его мёсто, откуда открывается вид на многие километры вокруг. Разумеется, такое малодоступное место привлекало тех, кто, как мы написали выше, хотел абсолютного уединения. В том числе для тех, кому необходимо было скрыться от правивших тогда турецких властей. Но во время Орловского восстания карательные отряды оккупантов добрались в 1786 году и сюда. Монахи оказали сопротивление и все погибли. Монастырь подвергся разграблению и разгрому.

Но воистину свято место пусто не бывает. Верующие люди чувствуют особую энергетику места и в 1805 году воссоздают обитель.

Сейчас приходится слышать о «терпимом отношении турок к православным». И в целом к грекам. В четырехсотлетней истории турецкого владычества действительно бывали периоды затишья, когда было меньше религиозных репрессий со стороны оккупантов. Хитрые греки умели находить компромисс. Но эти периоды не могут заслонить собой те страшные зверства, которым турки подвергали немусульманское население. Сколько мучеников, пострадавших за православную веру, мы знаем!

В 1826 году монастырь был во второй раз разрушен турками. Карательные отряды паши Ибрагима добрались даже на столь удаленную высоту лишь за тем, чтобы отомстить монахам, во время восстания организовавшим в обители госпиталь. Здесь поправляли здоровье и залечивали раны бойцы за независимость. Кроме того, был создан военный лагерь. Отряды повстанцев могли перевести дух, подготовиться к новым сражениям. Во время немецкой оккупации монастырь не пострадал. Но вот Гражданская война нанесла ему казавшийся непоправимым урон. С 1949 года обитель восстановили уже в качестве женской. Во время путешествия на Метеору паломнику представляется уникальная, на мой взгляд, возможность. Не знаю, где еще можно в одной географической точке оценить и сравнить сразу мужской и женский монастыри. Те, кто бывал со мной на экскурсиях на Метеору, помнят, что я специально делаю акцент на этом факте. Женские обители радикально отличаются не только подчеркнутой аккуратностью, но и какой-то душевной благостью и ощутимой женственностью. Все же, как не уходи от мирской жизни, а от собственной сущности не убежишь.

То же относиться и к монастырю Панагия Малевис. После стольких исторических перипетий, женское трудолюбие и свойственное только прекрасному полу умение создать уют даже на краю земли, смогло восстановить обитель в новом црете. Придать высокогорной атмосфере кедров тепло человеческого добросердечия. Логично, что в этом месте при таком участии главная икона Богородицы, находящаяся в храме Успения Богородицы, стала чудодействовать и в 1964 году мироточить.

Когда случилось чудо, приехавший служить литургию батюшка страшно разгневался. Он был уверен, что монахини поддались мирскому искушению и использовали парфюмерию. Столь благовонный аромат стелился по храму. Недоразумение быстро разрешилось, когда священника подвели к иконе. Лишь пять лет спустя чудо подтвердили ученые и эксперты.

А еще рассказывают, что трижды икону пытались перенести из монастыря в другие более доступные храмы. Но всякий раз она возвращалась сюда.

Считается, что писана она самим евангелистом Лукой. Нескончаем поток паломников к этой иконе, как нескончаем рассказ о совершенных по молитве к ней чудес.

Так же во время одного из паломнических путешествий к монастырям Метеоры рассказывал я о Блаженном Ниле Мироточивом. Уникальное, необъяснимое никакой наукой чудо является неопровержимым фактом. Лицезреть его можно как раз в монастыре Панагии Малевис. Не случайно, одна из часовен обители посвящена как раз Блаженному Нилу Мироточивому. С 1601 по 1651 годы здесь он провел часть своей монашеской жизни. Теперь часть же его мощей храниться в обители.

Прежнее название горы Малевос было Парной. Однокоренное слово с Парнифой и Парнасом. Сияющая вершина. Сюда в конце шестого века были переселены жители Афона, когда он был выбран в качестве святого монастырского места. Однако через столетие и Парной, чья высота составляет 1937 метров над уровнем моря, покрылся множеством обителей. Одно время их насчитывалось более семидесяти. Гору даже стали называть «Новым Афоном».

Чистая энергетика этого места, ставшего ныне заповедником, подтверждается и флорой -80 видов цветов произрастают только и только здесь.

Рядом с монастырем Панагия Малевис расположена красочная горная деревушка Айос Петрос, незабываемая по своей архитектуре и гостеприимству. Она живет туризмом и радушно раскрывает объятия многочисленным паломникам. И это еще одно чудо горы Малевос.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector