0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кого и почему на самом деле Христос изгнал из храма

Кого и почему на самом деле Христос изгнал из храма?

Евангельский рассказ о том, как Христос изгнал торговцев из Иерусалимского храма, одни люди используют для обоснования тезиса, что верующий человек вправе силой расправиться с теми, кто задевает его религиозные чувства. А другие считают, что этот эпизод про то, что в храмах не должно быть церковных лавок. При этом часто упускаются из виду важные детали, касающиеся ситуации, описанной в Евангелии. Попробуем разобраться, что же в действительности произошло тогда в Иерусалиме.

Наиболее подробно эпизод с изгнанием торгующих из храма описывает апостол Иоанн. Вот как звучит его рассказ: Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дóма Отца Моего не делайте домом торговли (Ин 2:13–16).

Вторая афера «Новичка»: Почему Скрипалей и Навального «травили» одним ядом

Отравляющее вещество группы «Новичок» спустя два года после инцидента в Британии с экс-шпионом Сергеем Скрипалем и его дочерью снова оказалось в центре внимания. На этот раз «жертвой» стал блогер Алексей Навальный. Почему же Скрипалей и Навального «травили» именно этим ядом? Военный эксперт Михаил Тимошенко объяснил Царьграду, в чём заключается афера с «Новичком» и какие страны имеют доступ к боевым отравляющим веществам.

История «Новичка»

Нервно-паралитические вещества под названием «Новичок», по сути, в СССР и России никогда не разрабатывались. В 1970-х Государственный научно-исследовательский институт органической химии и технологии («ГосНИИОХТ») действительно занимался созданием бинарного химического оружия, но в рамках проекта «Фолиант».

Название «Новичок» для группы ядов озвучил учёный Вил Мирзаянов, которого СМИ прозвали разработчиком этих веществ.

После переезда в США он даже выпустил книгу о химоружии СССР и опубликовал формулу тех самых «Новичков», хотя откуда хроматографист отдела противодействия техническим разведкам, задачей которого было следить за тем, чтобы противник не узнал, над чем работает предприятие, получил формулу, неизвестно.

Непосредственно созданием боевых отравляющих веществ он не занимался.

Как бы там ни было, вещества так называемой группы «Новичок» представляют собой производное из двух составляющих, соединение которых и делает итоговое вещество смертельно опасным.

Они могут быть жидкостью, аэрозолем или газом. При этом даже небольшое количество такого яда приводит к параличу всех мышц, тяжёлому поражению нервной системы и летальному исходу.

Один из ключевых производственных объектов находился в Нукусе (Узбекистан).

Примечательно, что после развала Советского Союза российская сторона в рамках Конвенции «О химическом оружии» полностью избавилась от запасов ядовитых боевых веществ. Узбекистан же начал тесно сотрудничать с Вашингтоном и привлёк к уничтожению ядов американских специалистов. То есть Штаты получили прямой доступ к химическому оружию такого класса.

Военный эксперт Михаил Тимошенко напомнил, что американцы тогда вывезли из Нукуса технологические линии, технические регламенты и всю документацию на разработанные средства. После этого появились патенты на боевые отравляющие вещества, схожие с проектом «Фолиант». Получили доступ к ядам и союзники Вашингтона – Британия, Швеция, отметил Тимошенко. Аналогичные разработки велись и в Чехословакии.

Уничтожение химоружия в РФ. 2006 год. Фото:Viktor Chernov/Russian Look/Globallookpress

Виновата Россия

За последние четыре года мир дважды содрогнулся от громких «отравлений» с использованием «Новичка», но цели неких таинственных злоумышленников почему-то не погибли, несмотря на токсичность ядов. Впервые все узнали о таком химоружии в 2018 году. Тогда 4 марта в британском Солсбери в тяжёлом состоянии обнаружили экс-сотрудника ГРУ, британского шпиона Сергея Скрипаля и его дочь Юлию.

Ещё до начала масштабного расследования и без всяких доказательств британские власти заявили, что вина за инцидент лежит на Москве. При этом факт того, что Москва несколько лет назад сама обменяла шпиона на арестованных в Британии российских граждан, и полное отсутствие химоружия и мотивов никого не волновали.

Последствия были предсказуемы – антироссийская истерия и новые санкции. Москва тогда отметила, что в преддверии выборов президента России (18 марта) кому-то, вероятно, нужен был сильный международный скандал.

История повторилась 20 августа этого года. Пострадал якобы от «Новичка» Алексей Навальный. Ему стало плохо во время перелёта из Томска в Москву. Самолёт экстренно посадили в Омске, а блогера госпитализировали. Власти Германии заявили о планах помочь «пострадавшему», и Навального вывезли в берлинскую клинику «Шарите», где в его крови сразу «нашли» следы злополучного «Новичка».

И снова Евросоюз и США единогласно выбрали виновного – Москву.

В обоих случаях Россия указала на явные нестыковки, отсутствие мотивов и доказательств, а также удивилась отказу предоставить данные о ядовитых веществах, которые якобы применялись. Однако слушать европейские партнёры снова не стали, зато принялись за подготовку новых санкций.

Нестыковки

Эксперты ранее не раз отмечали странности в обоих инцидентах и не исключали постановочного характера отравлений или применения других ядов. Так, Солсбери, как ни странно, находится вблизи британской лаборатории Портон-Даун, где велись разработки химоружия. Тогда прибывшие на место специалисты надели костюмы химзащиты, демонстрируя всю серьёзность ситуации. Однако в то же время рядом с ними ходили полицейские без всяких спецсредств.

В ситуации с Навальным сторонники сопровождали его в аэропорт, обыскали его номер, имели доступ к его личным вещам и даже обнаружили бутылку, в которой якобы был яд. При этом сами они также не почувствовали даже недомогания, несмотря на всю токсичность вещества.

Сергей Скрипаль в Солсбери. Фото: wsbuzz.com/GloballookPress

Да и Навальный уже через несколько недель рассуждал в соцсетях о «злом умысле убийц». По его мнению, план недоброжелателей заключался в том, чтобы через 20 минут после взлёта ему стало плохо, через 15 он бы потерял сознание, а через час он бы уже продолжил путешествие в чёрном пластиковом пакете в последнем ряду кресел.

По словам специалистов, учитывая мощь «Новичка», всё это выглядит абсурдно. Ведь речь идёт о боевом ядовитом веществе, сравнимом с нейтронной бомбой, которое разрабатывалось как раз с целью выводить из строя наповал, отметил Тимошенко.

В случае Скрипаля и Навального это не боевое вещество. То есть оно насмерть не разит. Скорее всего, это либо какая-то побочная ветвь, неудачная, то есть разящая не насмерть, от «Новичка» или от «Фолианта», называйте как хотите. Или это вообще третье вещество какое-то совершенно иное, типа газа «Бизет», который сводил с ума, — указал он.

Кроме того, отравить блогера мог только кто-то из близкого окружения, тот, кто имел доступ к нему и к его вещам.

Применить же «Новичок» в самолёте тоже не представляется возможным: тогда, по словам Тимошенко, погибли бы все, кто был на борту.

Западные разработки «Новичка»

Эксперт также напомнил, что России в обоих случаях не передали пробы веществ. Ведь при их анализе можно установить не только состав, но и технологию, по которой выполнялась разработка или производство.

Англичане его сами делали или нет? Технологию-то не повторишь. Шведы, вообще говоря, имеют его или нет? А чехи? А Великобритания? Поэтому эти пробы нам и не передают.

Тимошенко обратил внимание и на факт того, что американцы от подобных разработок так и не избавились, сославшись на нехватку средств в бюджете, а немцы в своё время создали токсичный «Циклон-Б», которым массово отравляли узников концлагерей.

МИД России также подчеркнул, что недавно эксперты военно-химической лаборатории США (Абердин) сообщили о синтезированных трёх отравляющих веществах группы «Новичок» (А-230, А-232 и А-234). Ведомство отметило, что нелепо ассоциировать данное химоружие исключительно с СССР и Россией.

О Страшном Суде

Родные наши умерли, мы за них молимся, но неизвестно, куда они попали- в Рай или в ад. Если они попали в ад, хочется знать, когда будет им облегчение от наших молитв: после Страшного Суда или раньше?

После Страшного Суда Господом все уже окончательно будет определено и молитвы за усопших будут не нужны. Они им нужны сейчас. После смерти душа, вышедшая из тела, предстает пред Господом на частный суд для определения ее участи. По молитвам Церкви, оставшихся жить родственников и ближних возможно изменение этой участи, Господь посылает Своих ангелов, и они либо переносят душу в места меньших мучений, либо совсем изымают ее из ада.

Одному человеку явился ангел Господень и спросил:

— Желаешь ли посмотреть дела человеческие?

И повел ангел его подземными ходами. Идут, вокруг слышат стоны, вопли, крики. Приближаются к месту, где стоят огромные раскаленные печи, и оттуда слышатся ужасные крики. Вдруг ангел бросился в одну из печей и освободил человека, объятого с головы до ног огнем. Прикоснулся к его телу, и вся гарь с этого человека слетела. Одел освобожденного ангел в белые одежды, и лицо его засияло небесной радостью. Тогда спросил первый человек ангела:

Читать еще:  Белый цветок: праздник прошел успешно несмотря на погоду

— Что произошло с этой душой, почему такая перемена?

— Этот человек, когда жил на земле, в церковь ходил очень редко, только свечки ставил. Изредка, раз-два в год приходил на исповедь, грехи говорил, но не все, какие-то утаивал. Приступал к Чаше и в осуждение причащался. Посты он соблюдал плохо, только первую и последнюю недели Великого Поста, в среду и пятницу, бывало, позволял себе скоромное, говоря: «Ладно, Господь милостив, простит!»

Душа его внезапно разлучилась с телом, его смерти никто не предвидел. Родственники, зная его нерадение, зная, что вместо вечерних и утренних молитв он часто читал кратенькое правило преподобного Серафима Саровского, стали усиленно за него молиться, подавали по многим монастырям, жертвовали на храмы. Прошло сорок лет, и по молитвам Церкви Господь освободил этого человека.

Потом ангел добавил:

— Знаешь, почему я показал тебе эти места? Почему рассказал об этом человеке? Я знал, что мне надо освободить его, и взял тебя сюда. Ты точно так же, как этот человек, проводишь нерадивую, греховную жизнь. Если не желаешь попасть сюда, должен исправиться, быть настоящим, живым христианином.

Пришел человек в себя. Понял, что Господь специально открыл ему тайну потустороннего мира. В корне исправился и покаялся во всех грехах.

А все постыдные грехи сгорают со стыдом. В день Страшного Суда бесы не смогут показать грехи, исповеданные человеком, — они будут прощены и стерты из бесовских хартий. А нераскаянные грехи будут объявлены перед всеми людьми, перед святыми и ангелами. Если мы на исповеди боимся духовника, то что нас ждет на Страшном Суде, какой позор и стыд! Помните: перед духовником прошли миллионы и все с одними и теми же грехами. Своими грехами вы его не удивите, и вас он не осудит, а поможет покаяться.

Шрила Прабхупада о поклонении полубогам
в ИСККОН

«Обратно к Прабхупаде», номер 19, весна 2008 г.
Кришнакант

В четырех предыдущих номерах «Обратно к Прабхупаде» (пожалуйста, смотрите стр. 5 этого номера) мы показали растущую тенденцию к поклонению полубогам в храмах ИСККОН. До этого мы рассказывали о сборе средств на строительство храма Господа Ганеша и Господа Шивы в рамках нового проекта ИСККОН в Сан-Диего, инициатором которого выступил член GBC Бадринараяна дас. Гуру ИСККОН ЕС Джаядвайта Свами недавно заявил:

«ИСККОН отошел от того, чтобы быть выше индуизма, и стал очень индуистским! Храмы превратились в центры проведения культурных и социальных мероприятий, священники зарабатывают деньги тем, что проводят свадьбы и церемонии обрезания волос. Прихожан призывают давать пожертвования в обмен на благословения Господа и внесение их имен в почетный список. В храмах, в которых когда-то поклонялись исключительно Гаура-Нитай и Радха-Кришне, теперь преобладают мурти полубогов».
(ЕС Джаядвайта Свами, конференция по изучению ИСККОН, Италия, 28 июля 2007 г.)

Учитывая сложившуюся ситуацию, мы приведем цитаты Шрилы Прабхупады, чтобы показать, насколько ИСККОН отклонился от его наставлений. Едва ли стоит удивляться этому, ведь его сместили с положения гуру в его собственном движении.

Храмы ИСККОН не предназначены для поклонения полубогам

«Я думаю, Мурти, которое ты приобрел, не является Мурти Вишну. Оно выглядит как Мурти Господа Шивы. В любом случае, мы не будем поклоняться этому Мурти. В нашем храме мы должны всегда поклоняться Мурти Радха-Кришны или Господа Джаганнатхи».
(Шрила Прабхупада, письмо от 15 января 1969 года)

«Ты знаешь, что даже индусам мы отказали в поклонении полубогу в нашем храме […] Фактически мы не должны позволять кому бы то ни было проводить в нашем храме какие-либо мероприятия, если они не соответствуют вайшнавскому принципу».
(Шрила Прабхупада, письмо от 10 октября 1968 года)

«Что касается программ по вторникам у тебя дома, ты можешь проводить их в качестве отделения Храма Радхи-Кришны ИСККОН. Программа должна проводиться исключительно ради пения мантры Харе Кришна или других песен, таких как Говинда джая джая, Гопала джая джая…, и ничего другого. Поклоняться полубогам или считать их находящимися на одном уровне с Нараяной или Кришной, недопустимо, на самом деле это не является фактом, и это нужно полностью прекратить».
(Шрила Прабхупада, письмо от 10 января 1970 года)

«Некоторые индусы предлагают помощь. Я не хочу индуистский храм. В нашем уставе сказано по-другому. Мы хотим, чтобы участвовали все. Сознание Кришны предназначено для всех. Это не пропаганда индуизма. У людей не должно складываться ошибочное представление».
(Шрила Прабхупада, беседа во время встречи, 9 июня 1969 года)

«[…] это Движение сознания Кришны призывает людей поклоняться только Кришне, отвергая поклонение полубогам».
(«Шримад-Бхагаватам», 4.31.14, комментарий)

«Если мы отвлечем свое внимание на поклонение полубогам, наша вера в Кришну станет шаткой. Мы, гаудия-вайшнавы, следуя руководству Господа Чайтаньи, хотим сосредоточить свое внимание на Кришне непоколебимо, а не шатко. Поэтому в нашей линии мышлении и практики нет места поклонению какому-либо полубогу».
(Шрила Прабхупада, письмо от 29 января 1970 года)

«Великие мудрецы и полубоги никогда не устанавливают в храмах изваяний людей или полубогов; они возводят храмы Вишну на благо простых смертных, стремясь возвысить их до уровня сознания Бога».
(«Шримад-Бхагаватам», 3.1.23, комментарий)

Поклонение полубогам осуждается

«Данный стих также осуждает поклонение полубогам. Полубоги заслуживают нашего уважения, но не поклонения».
(«Шримад-Бхагаватам», 6.16.38, комментарий)

Поклонение полубогам предназначено для тех, кто утратил разум

«В Бхагавад-гите (7.20) говорится, что люди, поклоняющиеся полубогам, утратили разум: камаис таис таир хрта-джнанах. Они одержимы желанием чувственных удовольствий и потому поклоняются полубогам. […] Эти люди лишены сознания Кришны и не интересуются преданным служением Господу».
(«Шримад-Бхагаватам», 3.32.2, комментарий)

«Человек, поклоняющийся полубогам, таким как Брахма, Шива, Индра, Чандра, или богиням Кали, Дурге, Сарасвати и другим, в Бхагавад-гите называется утратившим разум».
(Шрила Прабхупада, письмо от 25 февраля 1968 года)

Атеисты

«Шрила Нароттама даса Тхакура сказал […] если человек желает стать чистым, стойким преданным, он не должен поклоняться никаким полубогам или богиням. […] Отсюда следует, что те, кто поклоняется полубогам или самозваным воплощениям Бога, являются атеистами».
(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 10.11, комментарий)

Цели Движения за возрождение ИСККОН

Со времени физического ухода Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады 14 ноября 1977 года Международное общество сознания Кришны (ИСККОН) – великое движение, которое он лично основал в 1966 году и которое является единственной надеждой для человечества – претерпело значительные ухудшения в том, что касается его духовной чистоты. Это произошло вследствие различных отклонений, допущенных руководителями организации, от указаний и стандартов, данных Шрилой Прабхупадой, главным из которых было смещение его с занимаемого им положения единственного дикша-гуру ИСККОН.

Истоки конфликта

Павел приехал в поселок из Сургута, чтобы поохотиться и порыбачить. Выкатный — довольно маленький населенный пункт, поэтому жители друг друга знают. И с Павлом они тоже были знакомы.

Несколько дней назад (еще до воскресенья) Павел и местные жители поругались около поселкового магазина, рассказал «360» очевидец и друг погибшего Алексей. По его словам, в ту встречу около магазина все стороны были выпившие и даже подрались. Встретились они там из-за нелепого ДТП: у одной из машин отказали тормоза, и она задела другую. По словам Алексея, местные вышли из своей машины и начали приставать к Павлу и компании.

Потом конфликт будто бы исчерпал себя — по крайней мере так сказали Алексею. Но следующая встреча произошла 11 октября, когда Павла застрелили. Сразу после этого подозреваемый сел в свою машину и находился там до приезда полиции. Другие участники тоже спрятались в автомобили, потому что боялись, что ружье стрелявшего еще заряжено.

Когда «360» связался с Алексеем, он ехал из морга, откуда забирали тело Павла. Его должны похоронить в поселке.

Айодхья — индийская Айя-София

Совсем недавно весь мир обсуждал возвращение статуса мечети музею, а до этого — христианскому храму Айя-София в Стамбуле. Фотографии первого намаза во вновь провозглашенной мечети, проведенного президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом, облетели весь мир. Однако мало кто слышал о схожей истории, разворачивающейся в Индии, в местечке Айодхья, где более 500 лет назад было положено начало конфронтации между мусульманами и индуистами.

sasha_lotus

Фоторассказы о путешествиях, стрит-арт и мысли вслух

Пещеры Бату — одно из главных индуистских святилищ Малайзии

Самый большой индуистский храм за пределами Индии, расположенный в древних известняковых пещерах, чей возраст оценивается в сотни миллионов лет. Звучит интригующе и захватывающе. Знакомство с Куала-Лумпуром мы решили начать именно с пещер Бату.

Пещеры Бату располагаются в 13 км от столицы, но добраться сюда не составит никакого труда — пригородные электрички до одной из самых популярных достопримечательностей Куала-Лумпура ходят с завидной регулярностью. На фоне скалистых холмов, густо поросших кустарниками и деревьями, желающих подняться по крутой лестнице вглубь горы встречает огромная золотистая статуя бога войны Муругана. Его строгий взгляд, казалось, отсеивает нежелательных посетителей, пришедших в святое место с грязными мыслями; ещё секунду и 43-метровый исполин оживёт, вонзив своё копьё в землю прямо перед накопившим плохой кармы туристом, перекрикивающимся с товарищами и уже успевшим сделать несколько десятков селфи на пути от станции; и сурово нахмурив брови, заглянет прямо в глаза, объясняя всё лишь одним своим взглядом.

Читать еще:  Президент Калмыкии посетит дворец далай-лам в Лхасе

Гораздо чаще около индуистских храмов можно увидеть громадные статуи Шивы, но около пещер Бату по неким причинам за три года возвели изваяние бога Муругана, чьё имя, скажем честно, совсем не на слуху у поверхностно интересующихся пантеоном богов в индуизме. Шива, Парвати, Брахма, Рама, Вишну, Кришна, Хануман — эти имена нам более знакомы. Кто ж такой Муруган?

По одной легенде, Муруган (на санскрите его зовут Сканда) — сын Шивы и Парвати. Его зачали, чтобы уничтожить демона Тараку, ведь согласно пророчеству Брахмы, совершить сие благое деяние способен был лишь сын Шивы. Другое предание гласит, что Муруган родился от союза бога огня Агни и богини Свахи. Последняя воспылала любовью к Агни, а огненный бог не обращал на неё никакого внимания. Он грезил семью жёнами мудрецов-риши. Свахе удалось перехитрить Агни и поочерёдно принять образ шести из семи жён, а после каждого соития, оборачиваясь птицей, она относила семя в золотой сосуд на вершину высокой горы. Позднее из этого семени родился шестиголовый Муруган. Поднимая голову, чтобы посмотреть на гигантского бога, поверим первой легенде.

Путь к святыне не должен быть лёгким. К основной пещере комплекса Бату ведёт крутая длинная лестница, насчитывающая 272 ступеньки. Почему же именно 272? Индуисты же любят символизм, логичнее сделать число ступеней кратным священному числу 108, 324 получилось бы. Так или иначе, путь наверх в жару непростой, и посетители то и дело останавливаются передохнуть. А если зазеваться можно стать жертвой наглых обезьян, только и высматривающих, что можно выхватить из рук незадачливого туриста.

Самую просторную пещеру называют «светлой» или «храмовой». Во-первых, сквозь вход и провалы в сводах сюда поступает достаточно дневного света, чтобы создать атмосферу мистичности и загадочности, а во-вторых, в разных углах пещеры разместились несколько небольших индуистских святилищ. Однако валяющиеся, брошенные на полпути или словно забытые то тут, то там стройматериалы лишают место ореола святости. Создалось впечатление, что внутри хотели построить больший храмовый комплекс, а потом передумали. Либо работы ведутся неохотно и крайне медленно.

Доступ в маленькие святилища открыт только индуистам, так что остаётся только разглядывать рельефные особенности пещер и скульптуры, украшающие гопуры храмов. Вероятно, стараются соблюдать гармонию с природой и минимально изменять «интерьер» пещеры. А мы ж находимся в одной из самых главных индуистских святынь за пределами Индии, в начале каждого года здесь проходит кровавый праздник Тайпусам, когда люди вдевают себе под кожу крючья, прокалывают щёки иглами и т.д. В те дни в пещерах Бату царит хаос и столпотворение, и именно тогда можно привезти отсюда наиболее интересные снимки. Праздник Тайпусам посвящён моменту передачи Парвати богу Муругану копью, которым он позднее должен убить того самого демона, ради чего и появился на свет.

Впрочем, данная специфика характерна для всех индуистских храмов — в Катманду меня тоже не пускали на определённую часть территории комплекса Пашупатинатх. Религиозные традиции стоит уважать. И раз уж мы не застали никакой красочной (что свойственно индусам) церемонии, лучше погрузиться в затерянный мир пещеры и представить, как многие годы они оставались скрытыми и были обнаружены лишь в XIX веке. Причудливых форм сталагмиты свисают со свода, достигающего высоты 100 метров, а остающиеся в тени уголки, кажется, хранят артефакты давних лет. Пещеры раньше служили укрытием одном из племён, где-то на стенах сохранились следы их пребывания. Однако некоторые наиболее заметные надписи явно более современные.

Идея построить внутри пещеры храмовый комплекс принадлежит тамильскому купцу Тамбусами Пулау. Вход в «храмовую» пещеру своей формой напомнил ему наконечник копья бога Муругана, особо почитаемого тамильцами. И первую статую бога войны установили внутри в 1890м году.

Вдоль стен пещеры разместились довольно аскетичные и потрёпанные временем статуи индуистских божеств.

Шива, ступая на тело убитого полубога-асура, танцует священный танец тандава, вечный танец Вселенной. В руках Шива держит ритуальный барабанчик-дамара, звуки которого сигнализируют, что Шива вышел из медитации и вскоре начнёт свой разрушительный танец. Накануне декабря 2012го года по сети гуляло множество всяких домыслов о конце света. Одним из них была аудиозапись гула, якобы доносящегося из тайной пещеры в священной долине около горы Кайлас в Тибете, на вершине которой обитает Шива. Считалось, что гул — звуки барабаны Шивы, возвещающие о начале танца, после которого бог разрушит материальный мир.

Рама и мудрец Вишвамитра (хотя могу ошибаться).

Одним словом, пещеры Бату, точнее главная, «светлая» пещера, оставили неоднозначное впечатление — уникальный природный пещерный комплекс и абсолютно непримечательные храмы. Но одна из главных достопримечательностей Куала-Лумпура, так что стоило самому посмотреть и составить мнение.

«Светлая» или «храмовая» — самая крупная из пещер. Для туристов открыты ещё несколько, билет на вход в каждую надо покупать отдельно. Под храмовой пещерой — двухкилометровая сеть ходов, именуемая «тёмной» пещерой. В ней обитают уникальные летучие мыши и редкий вид пауков. У подножия холма есть пещера с арт-галереей и музейная пещера, объединённые после реновации в так называемую «Пещерную виллу».

Те самые обезьяны-гопники, сидит и караулит на перилах лестницы. Выхватив пакет со снэком из рук туриста, они стараются быстро убежать как можно дальше, не собираясь делиться с сородичами.

Неподалёку располагается ещё одна пещера, которую по незнанию легко пропустить — пещера Рамаяны, гораздо более красочная. «Рамаяна» — санскритский эпос о жизни царя Рамы, одного из аватаров Вишну.

Если индуизм Вам ни капельки не интересен, можно внутрь Рамаяны и не ходить. В любом случае, я покажу скульптурные композиции, описывающие главные события из жизни Рамы, в следующей заметке. Keep it locked!

Архитектура и особенности

Храм Кайласа известен своими уникальными вертикальными раскопками. То есть рабочие начали вырезать храм из камня, начиная с его вершины, и постепенно спускаясь ниже.

Все это фактически строилось сверху вниз

Архитектура храма отличается от классической архитектуры Деканского региона и, по-видимому, основана на традициях храма Кайласа в городе Канчипурам южной части Индии.

Скульптуры храма Кайласа

На входе в храм имеются скульптуры шайвайтов (последователи Шивы) и вайшнавов (последователи Вишну). Монолитные колонны во дворе обрамляют вход с обеих сторон.

U-образный двор имеет двухэтажные ворота. Размеры двора 82х46 метров. Центральный храм, посвященный Шиве, находится в центре двора. Храм имеет мандапу (открытый зал) с плоской крышей, которую поддерживают 16 колонн. Здесь вы увидите сцены из Рамаяна и Махабхарата.

Храм Кайласа — это чудо инженерной мысли, которое было построено сверху вниз с нулевой погрешностью.

Об изгнании Христом торговцев и менял из храма

История изгнания Иисусом Христом торговцев и менял из Иерусалимского храма (история очищения храма) – одна из наиболее ярких и запоминающихся в Новом Завете. Об этой истории мы читаем в Новом Завете четырежды: в Евангелии от Иоанна (2:13–17), в Евангелии от Матфея(21:12–13), в Евангелии от Луки (19:45–46), в Евангелии от Марка (11:15–17).

О сюжете очищения храма написано и сказано немало Святыми Отцами Церкви, богословами, писателями, философами и прочими мыслителями за последние две тысячи лет.

В толкованиях на указанные места из Священного Писания подробно говорится: о пагубном влиянии страсти сребролюбия и стяжательства на душу человека; о том, что Христос в этот момент объявил напрямую о своём Божественном происхождении (когда сказал про храм: «дом Отца моего». – Ин., 2:16); о том, что изгнание Христом торгашей и менял из храма было той «последней каплей»,которая привела фарисеев и первосвященников к решению об убийстве Сына Божия; о том, что это был протест Христа против превращения «дома молитвы» в «вертеп разбойников» (Мф., 21:13) и т.д.

Хотелось бы обратить внимание на три момента, которые мне показались важными, но исчерпывающих комментариев и объяснений по которым мне не удалось найти в трудах Святых Отцов, богословов, историков, философов.

Момент первый. Как известно, Христос в течение всех трёх с половиной лет Своего земного служения не только учил, но часто обличал. Обличал он прежде всего фарисеев, саддукеев, книжников. Обличал, т.е. раскрывал их злые помыслы, давал оценку их злым поступкам, объяснял истинный смысл их лукавых речей. Обличал, т.е. воздействовал словом Обличал, но при этом проявлял смирение и терпение в отношении окружавших Его грешников. Ещё в VII веке до Р.Х. пророк Исаия говорил о грядущем Христе: «Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по-истине» (Ис., 42:3); эти слова пророка в своём Евангелии воспроизвёл св. Матфей (Мф., 12:20).

А вот в случае с торговцами и меновщиками он действовал не только и не столько словом, сколько силой (перевернул скамьи торговцев, столы меновщиков, изгнал их из храма). Возможно, этим Он дал понять, что бороться с таким злом, как торгашество и ростовщичество, следует не только словом, но также силой.

Если бы Он просто желал бы наказать торговцев и меновщиков, Он мог бы использовать для этого Своё слово. Вспомним, что именно словом Христос сделал так, что бесплодная смоковница засохла. Во многих случаях Христос имел возможность использовать и слово, и силу для борьбы с вполне реальным (можно сказать, «физическим») злом. Вспомним, например, сцену ареста Христа, преданного Иудой. Люди от первосвященников и старейшин пришли для того, чтобы схватить Христа, а Пётр вынул меч и отсёк ухо рабу первосвященника. Христос тогда сказал Петру: «…возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечём погибнут; или ты думаешь, что Я не могу умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» (Мф., 26:52-53).

Читать еще:  Портативная установка OLT A-Series

А в случае с торгашами и меновщиками он применил не слово, а силу, причём не силу бесплотных ангелов, а свою собственную физическую силу, проявив свою человеческую природу. Правда, вместо меча Он взял хлыст, сплетённый из верёвок. Вероятно, этим поступком он дал нам понять, что в некоторых случаях со злом надо бороться не только уговорами и обличениями. Очевидно, именно зло торгашества и ростовщичества относится к таким случаям. Я не готов немедленно ответить на вопрос, какую силу и каким образом можно и нужно применять в современных условиях для борьбы с торгашами и ростовщиками. Но уходить от ответа на этот вопрос было бы неправильно.

Момент второй. Если в Евангелии от Иоанна речь идёт об изгнании торговцев и меновщиков из храма в начале земного служения (первая Пасха, пришедшаяся на период служения Христа), то в остальных трёх Евангелиях описывается изгнание Христом торговцев и меновщиков из того же храма через три года, в конце Его земного служения.

Существует, правда, мнение, что евангелист Иоанн говорил о том же событии, что и другие евангелисты. Некоторые богословы обращают внимание, что святой Иоанн в своём повествовании не преследует цели последовательного, хронологического изложения евангельских событий, что исходя из духовного замысла повествования святой Иоанн поместил данный сюжет, относящийся к последним дням земной жизни Спасителя, в начало своего повествования. Однако большинство богословов всё-таки придерживаются точки зрения, что было два очищения храма от спекулянтов. Именно так толкуют Евангельскую историю, например, святой Феофан Затворник и А. Лопухин («Библейская история Ветхого и Нового Завета»).

Итак, прошло три года. Грозная сцена изгнания из храма стала стираться в памяти меновщиков и торговцев, гневное предупреждение Христа не возымело должного эффекта. Всё вернулось на круги своя. Тяга к барышам и процентам оказалась для этой публики сильнее слова Бога. О чём это говорит? Это говорит о том, что «вирус» торгашества и ростовщичества (а шире – «вирус» стяжательства) глубоко проник в организм человечества, что этот организм болен и этот «вирус» будет сидеть в этом организме до конца земной истории. У какого-то Святого Отца прочитал, что «вирус» стяжательства поселился в человеке в момент его грехопадения в раю…

Нынешний финансовый кризис – также яркое свидетельство стойкости «вируса» торгашества и ростовщичества в человеческом обществе. Осенью 2008 года, когда начали падать многие банковские гиганты на Уолл-стрит, некоторыедуховно чуткие люди совершенно справедливо заметили, что это похоже на кару Божию (между прочим, «кризис» по-гречески означает «суд»). Целый ряд государственных деятелей и представителей бизнеса стали говорить правильные слова о духовно-нравственных причинах кризиса. Но вот прошло немногим более двух лет, возникла некоторая стабилизация (безусловно, временная, искусственная, обусловленная «накачкой» мировой финансовой системы дополнительными триллионами долларов; кризис не кончился, а лишь только прошёл начальную свою фазу), и испуг мировых торгашей и ростовщиков стал испаряться как утренний туман. Некоторых среди них уже нет (обанкротились), но оставшиеся (а также некоторые «новички», пришедшие на смену банкротам) опять расселись стройными рядами в притворе храма и принялись за прежнее ремесло.

Эффект «хлыста» финансового кризиса оказался очень кратковременным, даже более кратковременным, чем послебиржевого краха в октябре 1929 года в США, когда в западной экономике произошла определённая перестройка и примерно полвека она функционировала на основе принципов Дж. Кейнса (государственное регулирование экономики и определённые ограничения алчности финансовой олигархии). Это свидетельствует, с одной стороны, о нарастающем бесчувствии и безрассудстве мировой финансовой олигархии; с другой стороны, – о прогрессирующей неспособности общества противостоять алчности этой олигархии.

Уж если Бог не смог вразумить сребролюбивых и стяжательных иудеев, то вряд ли мы, слабые и грешные, сможем избавить человечество от этой болезни. Надо трезво оценивать духовно-нравственное состояние человечества и понимать: мы, немощные духом, можем лишь ослабить эту болезнь. А если мы дерзаем заниматься её лечением, то надо помнить, что она заразная и что мы с нашим слабым духовным иммунитетом сами можем пополнить контингент тех, кто страдает этой болезнью стяжания и сребролюбия.

Достаточно вспомнить, как Мартин Лютер и прочие протестанты энергично начали бороться с заразой ростовщичества и стяжания внутри католической церкви. А кончилось это тем, что в лоне протестантизма эта зараза перестала считаться болезнью и даже стала знаком «богоизбранности». Как тут не вспомнить слова из Евангелия насчёт того, что можно изгнать одного беса, а его место займут десять ещё более злых бесов.

Момент третий. Изгоняя торговцев и менял из храма, Христос замахнулся в первую очередь не на тех торговцев и меновщиков, которые находились в притворе храма, а на высшую власть в Иудее в лице первосвященников и их ближайшего круга.

К сожалению, не всегда в объяснении данного евангельского сюжета его толкователи акцентируют на этом внимание.

Иногда об этом торжище в притворе Иерусалимского храма пишут как о банальном базаре, который мало чем отличается от других базаров на Востоке. Приведём пример такого толкования: «Таким образом, двор язычников (та часть территории храма, где расположились торговцы и менялы. – В.К.) со временем превратился попросту в базарную площадь с шумом, гамом, толкотнёй, спорами, обманами – что так неуместно было в стенах зданий, причислявшихся к храму. Вся торговля имела характер личной наживы, торг необходимыми для жертвоприношений предметами производился не от храма, а по личной инициативе частных торговцев, которые преследовали исключительно корыстные расчёты». («Евангельские беседы на каждый день года по церковным зачалам». – М.: Правило веры, 1999. – С. 322). Далее подводится итог, что «этот торг ничем не отличался от обычного базара» (там же). С таким толкованием согласиться сложно.

Слава Богу, есть толкования, лаконично, но убедительно объясняющие, кто был истинным организатором торжища на территории Иерусалимского храма. Более полутора столетий назад Святитель Иннокентий Херсонский (Борисов) в своей прекрасной работе «Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. » писал: «Не недостаток другого места был причиною, что часть храма превратили в торжище. Внизу, при подошве горы, на коей стоял храм, и за его оградою довольно оставалось пустого пространства,где можно было расположиться торжникам. Но там надеялись менее выгод и не по столь многой и высокой плате за право торговли старейшинам храма; а в сем последнем и состояло дело. Корысть была душою беспорядка, который, находясь под покровительством самих начальников, усилился до высочайшей степени» (курсив мой.– В.К.) (Святитель Иннокентий Херсонский (Борисов). Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, изображённые по сказанию всех четырёх евангелистов. Часть II. –Одесса, 1857. – С. 10).

Христос бросал вызов иудейской верхушке, которая фактически организовала под крышей Иерусалимского храма торгово-ростовщический бизнес и баснословно на этом бизнесе богатела. Торговцы и меновщики в притворе храма были лишь небольшой частью той разветвлённой финансово-торговой системы, которая выходила за рамки не только храма, но также Иерусалима и всей древней Иудеи.

Вероятно, читателям Евангелия, жившим в первые века после Рождества Христова, многие новозаветные сюжеты, включая рассматриваемый нами сюжет, не надо было специально объяснять. А вот для современного читателя Евангелия сюжет очищения храма от спекулянтов Спасителем требует дополнительных разъяснений. Понимание отдельных деталей евангельских (библейских) повествований очень оживляет восприятие этих повествований. В результате современный человек (который в отличие от наших предков привык к конкретно-предметному постижению истин) более остро и живо начинает воспринимать то, что происходило две тысячи лет назад. Неизбежно он начинает проводить определённые параллели с современностью. В конечном счёте это помогает ему глубже постигать духовный смысл библейских событий, метафизику мировой истории.

Две тысячи лет назад простые иудеи соприкасались с необузданным разгулом спекулянтов и торгашей лишь на ограниченном пространстве двора Иерусалимского храма, причём это соприкосновение для простого иудея, как правило, происходило лишь раз в году. Современному человеку приходится каждодневно сталкиваться с разного рода торговцами и меновщиками, при этом они заполнили всё наше жизненное пространство и сделали нашу жизнь невыносимой. С учётом этого обозначенные выше три момента евангельской истории могут быть практически важными при ответе на вопрос: «Как нам жить?»

Мы будем благодарны, если по первым двум моментам наши читатели помогут нам найти необходимые толкования и комментарии Святых Отцов и богословов, а современные богословы, священники и миряне выскажут свои суждения. Такие суждения будут особенно ценны, если их привязать к реалиям сегодняшнего дня.

Что касается третьего момента, то он требует скрупулёзной работы с историческими и археологическими источниками. Слишком большая наша отдалённость от событий того времени неизбежно потребует использования метода исторической реконструкции. Это позволит понять глубже, кем и как была организована торгово-ростовщическая деятельность в Иерусалимском храме; какое место она занимала в тогдашней экономической системе Иудеи и всей Римской империи; каковы были масштабы этой деятельности; как эта деятельность в целом влияла на жизнь людей в Иудее и за её пределами. Наше понимание третьего момента (без претензий на исчерпывающее изложение) мы попытаемся изложить в ближайшее время в специальной статье.

Автор: Профессор, д.э.н., В.Ю. КАТАСОНОВ

Рубрики:Библия

Метки: изгнания Иисусом Христом торговцев Иерусалимский храм Евангелие

Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector