1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как питерский храм у Варшавского вокзала объединил 140 тысяч трезвенников

Как питерский храм у Варшавского вокзала объединил 140 тысяч трезвенников

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Храм для трезвенников

В конце позапрошлого века в этой части Петербурга, на Обводном канале, селились рабочие железной дороги и местных заводов. Здесь были непрестижные бедные кварталы, на пыльной набережной располагались кабаки – чуть ли не единственное развлечение местного населения, не считая кулачных боёв.

Желая отвлечь местный народ от пьянства, Общество религиозно-нравственного просвещения написало властям ходатайство о выделении участка земли под строительство храма.

Просьба была удовлетворена, и 1894 году возле Варшавского вокзала появилась деревянная церковь Воскресения Христова – ее перенесли сюда с Николаевской улицы. Работами по разборке и переносу руководил протоиерей Михаил Соколов, автором проекта стал архитектор С.П. Кондратьев.

Закладка храма стала для местных жителей важным событием. Из разных частей города к Варшавскому вокзалу одновременно прибыли крестные ходы, образовалась большая толпа. Верующих встретил епископ Костромской и Галичский Виссарион. При огромном скоплении народа на месте будущего престола была укреплена закладная доска.

Храм собрали очень быстро и сразу открыли для прихожан. Помимо богослужений, батюшки проводили с рабочими беседы о вреде алкоголя, здесь устраивались духовные чтения и, надо сказать, новый храм стремительно приобрёл популярность. Четыре года спустя силами настоятеля храма, отца Александра Рождественского, здесь было организовано Александро-Невское общество трезвости – более масштабная организация, чем прежняя. На территории храма открыли церковноприходскую школу и библиотеку, здесь также занимались пением. Постепенно возникла необходимость построить более крупный, уже каменный храм, ведь деревянный уже не вмещал всех прихожан-трезвенников.

Каменный храм Воскресения Христова был заложен летом 1904 года, в честь десятилетия бракосочетания императора и его супруги Александры Феодоровны. Николай II лично утвердил проект нового здания и дал на строительство 25 тысяч рублей.

Купца возвели в генералы

Бесстолпный храм строили по проекту архитектора Германа Гримма при участии его коллег Густава фон Голи и Андрея Гуна. Здание возводилось с таким расчетом, чтобы в него могло вместиться четыре тысячи человек. Храм имел большой сферический купол и железобетонный свод. Как писало в 1905 году издание «Зодчий», это был первый опыт применения в России железобетона при возведении церковных куполов столь больших размеров.

Внутри храм получился очень светлым, а снаружи – нарядным: фасады облицованы кирпичном, а наличники и шатер – песчаником. В архитектуре здания удачно сочетались модерн и традиционный русский стиль.

Здание построили быстро. В мае 1906 года на шатровую колокольню подняли тысячепудовый колокол. В память об основателе Общества трезвости, настоятеле храма, который к этому времени уже скончался, колокол был назван «Отец Александр».

Отделку храма завершили в 1913-1914-х годах, после чего была завершена внутренняя масляная роспись, основой для которой послужили картоны, используемые при создании мозаики Спаса на
Крови (автор росписи – профессор Перминов).

Возводился храм на народные деньги, и жертвователей было достаточно, но основную лепту внес известный купец-меценат Дмитрий Парфенов. Он взял на себя ответственность за строительство и довел дело до конца, несмотря на сложные для страны времена (шла война), за что император впоследствии возвел его в генералы, минуя промежуточные «ступени».

После открытия храма здесь разместилась типография. Трезвенники издавали три журнала, сотни тысяч книг, брошюр, агитационных листовок, которые щедро раздавали горожанам. Борцы с пьянством регулярно вели беседы с прихожанами, наставляя их на путь трезвости, как на территории храма, так и проповеднических пунктах.

В начале XX века в Обществе трезвости (впоследствии оно стало называться братством) состояло уже более 70 тысяч человек. При организации работали кружки и детские сады для детей православных трезвенников, функционировали хоры. У главной святыни храма, иконы «Неупиваемая чаша», люди молились об избавлении от пьянства – за себя или своих близких. В храме регулярно служили соответствующие молебны, а ежегодно 19 декабря, в день св. Вонифатия (покровителя людей, решивших избавиться от алкогольной зависимости) совершали торжественные архиерейские богослужения. Каждый год церковь посещало около миллиона верующих.

К 1917 году в ряды организации трезвенников, организованной при храме, вступили уже более 140 тысяч жителей России.

«Очень удачная вышка»

Все изменилось с приходом революции. В 1918-м Общество (братство) трезвости упразднили. Большевики разграбили храм, и в 1930 году он был закрыт. В помещениях утроили склад и кинотеатр, а на колокольне открыли… парашютную площадку ОСОАВИАХИМа. В храм снова потянулись горожане, но теперь уже не за духовной пищей, а за острыми ощущениями.

Как писал в те времена некто Н. Сергеев в газете «Гудок», в первые дни после открытия вышки прыгнуть с нее с парашютом рискнули более ста человек. Говоря о ее достоинствах, автор цинично замечал, что это, пожалуй, лучшая вышка в Ленинграде и что она устроена очень удачно: мол, посетитель сначала поднимается по пологой лестнице, не чувствуя высоты и не испытывая боязни пространства, а поднявшись и очутившись на открытой площадке, сразу оказывается перед необходимостью прыгнуть.

В советские годы в разорённом храме также размещались службы трамвайного парка.

Общество трезвости возродилось

Богослужения в храме Воскресения Христова возобновились только в 1990 году. В настоящее время здесь, как и прежде, ведет активную деятельность движение трезвенников. Как указано на сайте храма, члены общества трезвости собираются по понедельникам после чтения вечернего акафиста «Неупиваемая Чаша» в аудитории № 122 приходского дома.

Несколько лет назад в храме начали проводить реставрацию, часть работ завершена.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

  • Все записи
  • Записи сообщества
  • Поиск

Группа храма Воскресения Христова (у Варшавского запись закреплена

Дорогие братия и сестры, с Воскресным днем!

Сегодня, 11 октября, Святой Церковью читается Второе Послание к Коринфянам святого апостола Павла (176 зачало, глава 9 (стихи 6-11)) и Евангелие Святого Апостола Луки (24 зачало, глава 6 (стихи 17-23)).
Показать полностью…

9.6 При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет.
9.7 Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.
9.8 Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело,
9.9 как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век.
9.10 Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей,
9.11 так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу.

6.17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,
6.18 которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.
6.19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех
6.20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.
6.21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.
6.22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.
6.23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

Группа храма Воскресения Христова (у Варшавского запись закреплена

Дорогие братия и сестры!

4 октября, после поздней Литургии, в церковной доме прошла лекция-беседа на тему «Православная жизнь на святой земле. Подворье Русской Духовной Миссии в честь свв. Апп Петра и Павла и прав. Тавифы, Тель-Авив-Яффо».

Лектором была Пчелинцева Марина Дмитриевна, директор Воскресной школы подворья. Члены Воскресенской общины с интересом выслушали рассказ, посмотрели фотографии и задали огромное количество вопросов.
После беседы община поздравила именинниц.

«Православная жизнь на святой земле. Подворье Русской Духовной Миссии в честь свв. Апп Петра и Павла и прав. Тавифы, Тель-Авив-Яффо»

Группа храма Воскресения Христова (у Варшавского запись закреплена
Группа храма Воскресения Христова (у Варшавского запись закреплена
Кукольный театр «Виноград»

Группа храма Воскресения Христова (у Варшавского запись закреплена

Дорогие братия и сестры!

В это воскресенье, в 12:00, в помещении Воскресной школы, состоится лекция Марины Пчелинцевой «Подворье святой Тавифы в Тель-Авиве-Яффо. Как живут православные на Святой Земле».
Показать полностью…

Марина Пчелинцева — преподаватель из Воскресной школы подворья св. Тавифы Тель-Авиве-Яффо, что в Тель-Авиве.

Приглашаем всех желающих.

Если вдруг у вас не получится прийти, то ищите прямую трансляцию или запись лекции у нас в группе.

Группа храма Воскресения Христова (у Варшавского запись закреплена
Группа храма Воскресения Христова (у Варшавского запись закреплена
Группа храма Воскресения Христова (у Варшавского запись закреплена

Дорогие братия и сестры, с Воскресным днем!

Сегодня, 27 сентября, Святой Церковью читается Первое Послание к Коринфянам (125 зачало, глава 1 (стихи 18-24)) святого апостола Павла, Евангелие Святого Апостола Иоанна (60 зачало, глава 19
Показать полностью…
(стихи 6-11, 13-20, 25-28, 30-35)).

1.18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия.
1.19 Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну.
1.20 Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?
1.21 Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.
1.22 Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости;
1.23 а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие,
1.24 для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость;

19.6 Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины.
19.7 Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим.
19.8 Пилат, услышав это слово, больше убоялся.
19.9 И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа.
19.10 Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?
19.11 Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.

19.13 Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа.
19.14 Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш!
19.15 Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.
19.16 Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.
19.17 И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа;
19.18 там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса.
19.19 Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский.
19.20 Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по— еврейски, по-гречески, по-римски.

19.25 При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.
19.26 Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой.
19.27 Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.
19.28 После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду.

19.30 Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух.
19.31 Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, — ибо та суббота была день великий, — просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.
19.32 Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним.
19.33 Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней,
19.34 но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.
19.35 И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.

Расписание богослужений в 2019 году

В действующем Храме каждый понедельник в 18 часов проходят молебны перед иконой «Неупиваемая Чаша», помогающие победить пьянство и другие пагубные привычки.

  • Исповедь по будним дням начинается в 9:30
  • Литургия в 10:00, 17:00 часов
  • В воскресные, праздничные дни исповедь в 7:00, богослужение в 10:00, 17:00

В июле организуется крестный ход трезвости. Перед Небесной Заступницей проходит церковное пение, освящается вода.

Мы в контакте

  • 22 октября 2020 г. Трансляции богослужений

Божественная литургия 22 октября 2020 года

22 октября 2020 г. «Благая часть» с протоиереем Евгением Попиченко

«Благая часть» с протоиереем Евгением Попиченко. Выпуск от 22 октября

22 октября 2020 г. «Анонсы православных событий»

Екатеринбург, молебен о даровании супруга, православный клуб знакомств, 24 октября 2020

22 октября 2020 г. «Анонсы православных событий»

Екатеринбург, ковчег с частью Пояса Пресвятой Богородицы, 29 октября 2020

22 октября 2020 г. «Анонсы православных событий»

Нижний Тагил, панихида, 30 октября 2020

Первый храм

Первая церковь была заложена на этом месте 14 августа 1894 года в «память бракосочетания Их Величеств» Обществом распространения религиозно-нравственного просвещения. Этот временный храм был перенесённой деревянной церковью с Николаевской улицы и собран под руководством С. П. и В. П. Кондратьевых. Он был освящён 4 декабря 1894 года.

В 1896—1897 годах рядом было возведено трёхэтажное здание, в котором разместилась школа и библиотека-читальня (архитектор Г. Г. фон Голи).

В октябре 1897 года вторым священником к церкви был определен окончивший в тот год Санкт-Петербургскую духовную Академию Александр Рождественский. 30 августа 1898 года о. Александр открыл при храме Александро-Невское общество трезвости, вскоре ставшее многочисленным, создавшим в столице несколько отделений (в 1914 году преобразовано во Всероссийское Александро-Невское братство трезвости).

Современный храм

Строительство

С основанием Общества начался сбор денег на строительство новой, каменной церкви. Постройка храма стала делом жизни известного петербургского жертвователя на строительство церквей Дмитрия Лаврентьевича Парфёнова. Храм строился под руководством строительной комиссии, возглавляемой им и «Общества религиозно-нравственного просвещения». Работа шла в условиях войны и государственной смуты с чрезвычайными трудностями. Однако строительство удалось завершить в срок. Поражённый успехом Парфёнова Государь пожаловал купца Парфёнова, минуя промежуточные чины, званием генерала.

Новое здание, строившееся по проекту академика архитектуры Г. Д. Гримма при участии архитекторов Г. Г. фон Голи и А. Л. Гуна было заложено 25 июля 1904 года и через год практически закончено. Оно было облицовано декоративным кирпичом и отделано песчаником. Помещение церкви вмещало до 4000 человек.

11 мая 1906 года на шатровую колокольню высотой в 60 метров подняли 1000-пудовый колокол, названный «Отец Александр» в память о безвременно скончавшемся 5 июля 1905 года основателе Общества — священнике Александре Васильевиче Рождественском.

Главный придел был освящён 14 декабря 1908 года. Через неделю был освящён правый — святителя Николая, а левый — благоверного князя Александра Невского, вероятно, не был освящён, хотя в нём позднее были поставлены иконостас и престол.

Главный иконостас был создан по проекту А. Л. Гуна, а образа для него писали ученики иконописной школы Комитета попечительства о русской иконописи. Наружную икону «Воскресение Христово» написал художник С. Т. Шелков в 1909 году.

В 1913—1914 годах наружная отделка церкви была закончена. В следующие два года создавалась внутренняя масляная роспись (художник — профессор В. Т. Перминов). Основой для неё послужили картоны, по которым создавались мозаики Спаса на Крови.

Советский период

В августе 1922—феврале 1923 года храм примкнул к Петроградской автокефалии, с 1923 года перешёл в Обновленческую церковь.

В 1930 году церковь Воскресения Христова была закрыта.

В храме были размещены службы трамвайного парка.

Восстановление

Летом 1989 года церковь была возвращена верующим, и на Пасху 1990 года состоялось первое богослужение.

Колокольня, внутреннее убранство, купола храма еще полностью не восстановлены. 20 декабря 2008 года установлен новый крест на главном куполе.

Проведен ремонт купола. Сделан иконостас (в соответствии с историческим первообразом и учетом архитектурных особенностей здания, архитектора В. Антипина). Затем будет продолжена расчистка росписей и отделка интерьеров. [1]

В 2013 году в честь 400-летия дома Романовых у храма с западной стороны был открыт памятник Николаю II с супругой [2] .

Часовни

К храму относились две часовни:

  • при входе с канала
  • у главного фасада Варшавского вокзала. В 1901 году в память выздоровления императора Общество веры и милосердия освятило на этом месте гранитный киот с иконой «Спаситель, протягивающий руку утопающему апостолу Петру» (автор — И. А. Коркин). В 1902 году над ним по проекту генерал-майора Н. П. Нечаева был сделан железный футляр в виде часовни. Часовня была снесена в 1925 году, на её месте был поставлен памятник В. И. Ленину.

В 1904 на месте убийства министра В. К. Плеве, на Измайловском проспекте, был устроен киот с иконой преподобного Серафима Саровского.

Колокольни, мимо которых пройти нельзя

Список колоколен, где можно услышать лучшие петербургские колокольные звоны:

1. Петропавловский собор

(Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла)

Православный собор в Санкт-Петербурге в Петропавловской крепости, усыпальница русских императоров.

Колокольня до сих пор является самой высокой колокольней Русской Православной Церкви. Ее высота — 122,5 метра: 40-метровый золоченый шпиль, 60-метровое каменное сооружение и некоторые надстройки. Колокольный звон Петропавловского Собора включает в себя один из самых тяжелых сохранившихся исторических колоколов Санкт-Петербурга — 5-тонный благовестник.

На колокольне установлен также карильон.

2. Свято-Троицкий Собор Александро-Невской лавры

Соборный храм Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
Строительство собора началось еще при императоре Петре I. Собор был освящен 30 августа 1790 года, тогда же перенесены в него мощи св. кн. Александра Невского, кроме того в соборе захоронена частица мощей Святого Апостола Андрея Первозванного.

3. Спасо-Преображенский собор

(собор Преображения Господня всей гвардии)

Православный храм Санкт-Петербургской и Ладожской епархии Русской Православной Церкви. Построен по проекту В. П. Стасова в 1829 году на месте более раннего храма. Памятник архитектуры классицизма. Никогда не закрывался для богослужения; в 1920-е — 1940-е в отдельные периоды находился в ведении различных «обновленческих» структур. От Спасо-Преображенского собора происходят названия Преображенской площади (бывшая площадь Радищева), на которой он стоит, и близлежащего переулка Радищева (бывший Церковный переулок).

4. Собор Владимирской иконы Божией Матери

Действующий православный храм на Владимирской площади в Санкт-Петербурге. Посвящен Владимирской иконе Божией Матери, одной из самых почитаемых на Руси икон. От Владимирской церкви происходят наименования Владимирского проспекта и Владимирской площади. Колокольные звоны можно услышать каждый день: за 20 минут до начала службы утренней и вечерней. В субботу вечером (с 18:00), воскресенье (с 10:00), и в праздники.

5. Церковь Спаса Нерукотворного Образа

Изначально здание было построено для других целей. В 1736 году в связи с желанием служащих придворного Конюшенного двора иметь свой храм императрица Анна Иоанновна повелела создать здесь церковь. Именно тогда в палате над воротами и была построена деревянная церковь Спаса Нерукотворного, позже — каменная. В 1837 году в церкви прошло отпевание Александра Сергеевича Пушкина. После 1917 года храм был разграблен, в 1919 году — закрыт, библиотека храма была уничтожена, колокола переплавлены. В 1923 году здесь открыли Клуб конной милиции. Конюшенная церковь возвращена верующим в 1991 году. К 1999 году проведена реставрация. В настоящее время каждое 1 февраля здесь проходит памятная панихида по А. С. Пушкину.

6. Церковь Смоленской иконы Божией Матери

Один из старейших православных храмов Санкт-Петербурга. Находится на Смоленском кладбище. Согласно преданию в постройке церкви участвовала св. блаженная Ксения Петербургская, тайно по ночам носившая кирпичи на строительные леса.

7. Собор святого апостола Андрея Первозванного

Действующий православный собор на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, памятник архитектуры XVIII века. В 1729 году на Васильевском острове была заложена, а в 1732 году освящена новая церковь во имя святого апостола Андрея Первозванного. В 1744 году церкви присвоен статус собора.

8. Храм Федоровской иконы Божьей Матери

Храм исполнен в стиле ростовских соборных храмов эпохи воцарения Михаила Федоровича. В 1907 году, в ознаменование приближающегося 300-летия Дома Романовых, было решено построить в столице собор. Закладка храма состоялась в 5 августа 1911 года в присутствии великого князя Михаила Александровича. Приход действовал до 1932 года. Храм-памятник был превращен в молокозавод и перестроен, его купола снесли. В течение 40 лет церковь, полностью перепланированная внутри, стояла обезглавленной. В 1993 году городские власти передали Феодоровский храм епархии. 27 марта 2011 года была завершена реставрация колокольни, на которую подняли точную копию колокольного ансамбля XIX века.

Услышать колокольные звоны можно за 20 минут до начала службы.

9. Храм Рождества Иоанна Предтечи

Православный храм, строительство которого началось в апреле 2009 года. Как рассказал звонарь церкви Отец Павел несмотря на то, что все колокола современные от заводов Москвы, Воронежа, Ярославля, там сохранена концепция аутентичных колоколов. Колокола всегда собирались в течение десятилетий, и имитировать эту ситуацию можно, собрав колокола разных производителей.

В настоящее время Храм в Юкках еще достраивается, но колокольный звон уже услышать можно.

Услышать колокольные звоны можно за 20 минут до начала службы. Обычно ежедневно в 9:40 и 16:40.

10. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

Православный действующий храм. В 1994 году в Большеохтинском благочинии был основан приход Благовещенской Пискаревской церкви. Приходом, объединившим инвалидов опорно-двигательного аппарата и помогающих им людей, было задумано и начало воплощаться в жизнь создание церковного комплекса на Пискаревском проспекте Санкт-Петербурга.

В настоящее время в храме регулярно совершаются богослужения, действует воскресная школа для детей и взрослых, открыта библиотека духовной литературы.

11. Церковь Воскресения Христова

У Варшавского вокзала (Церковь Воскресения Христова Всероссийского Александро-Невского братства трезвости)

Действующая церковь в Санкт-Петербурге, входит в состав Адмиралтейского благочиннического округа. В конце XIX века местность близ Варшавского и Балтийского вокзалов была рабочей окраиной столицы. Петербургское Общество религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви ходатайствовало перед городскими властями о выделении земельного участка для строительства храма. Первый деревянный храм Воскресения Христова был построен в 1894 году.

12. Церковь Сретения Господня

Православный храм в Санкт-Петербурге на берегу Муринского ручья на углу Гражданского проспекта и проспекта Луначарского. Звоны к будничным службам производятся в один колокол. Звоны во все колокола можно услышать в любое воскресенье или во все двунадесятые праздники с 9:45 до 10:00 и после службы (приблизительно около 12:00 в течение 10 минут).

13. Храм Святого Первоверховного Апостола Петра

Приход был зарегистрирован только в 2005 году. Храм спроектирован в ново-русском стиле со сложной многосводчатой архитектурой.

Первый храм [ | ]

Церковь Воскресения Христова Всероссийского Александро-Невского братства трезвости была заложена на этом месте 14 августа 1894 года в «память бракосочетания Их Величеств» Обществом распространения религиозно-нравственного просвещения. Этот временный храм был перенесённой деревянной церковью с Николаевской улицы и собран под руководством С. П. и В. П. Кондратьевых. Он был освящён 4 декабря 1894 года.

В 1896—1897 годах рядом было возведено трёхэтажное здание, в котором разместилась школа и библиотека-читальня (архитектор Г. Г. фон Голи).

В октябре 1897 года вторым священником к церкви был определен окончивший в тот год Санкт-Петербургскую духовную Академию Александр Рождественский. 30 августа 1898 года о. Александр открыл при храме Александро-Невское общество трезвости, вскоре ставшее многочисленным, создавшим в столице несколько отделений (в 1914 году преобразовано во Всероссийское Александро-Невское братство трезвости).

Современный храм [ | ]

Строительство [ | ]

С основанием Общества начался сбор денег на строительство новой, каменной церкви. Постройка храма стала делом жизни известного петербургского жертвователя на строительство церквей Дмитрия Лаврентьевича Парфёнова. Храм строился под руководством строительной комиссии, возглавляемой им и «Общества религиозно-нравственного просвещения». Работа шла в условиях войны и государственной смуты с чрезвычайными трудностями. Однако строительство удалось завершить в срок. Поражённый успехом Парфёнова Государь пожаловал купца Парфёнова, минуя промежуточные чины, званием генерала.

Новое здание, строившееся по проекту академика архитектуры Г. Д. Гримма при участии архитекторов Г. Г. фон Голи и А. Л. Гуна было заложено 25 июля 1904 года и через год практически закончено. Оно было облицовано декоративным кирпичом и отделано песчаником. Помещение церкви вмещало до 4000 человек.

11 мая 1906 года на шатровую колокольню высотой в 60 метров подняли 1000-пудовый колокол, названный «Отец Александр» в память о безвременно скончавшемся 5 июля 1905 года основателе Общества — священнике Александре Васильевиче Рождественском.

Главный придел был освящён 14 декабря 1908 года. Через неделю был освящён правый — святителя Николая, а левый — благоверного князя Александра Невского, вероятно, не был освящён, хотя в нём позднее были поставлены иконостас и престол.

Главный иконостас был создан по проекту А. Л. Гуна, а образа для него писали ученики иконописной школы Комитета попечительства о русской иконописи. Наружную икону «Воскресение Христово» написал художник С. Т. Шелков в 1909 году.

В 1913—1914 годах наружная отделка церкви была закончена. В следующие два года создавалась внутренняя масляная роспись (художник — профессор В. Т. Перминов). Основой для неё послужили картоны, по которым создавались мозаики Спаса на Крови.

Советский период [ | ]

В августе 1922—феврале 1923 года храм примкнул к Петроградской автокефалии, с 1923 года перешёл в Обновленческую церковь.

В 1930 году церковь Воскресения Христова была закрыта.

В храме были размещены службы трамвайного парка.

Восстановление [ | ]

Летом 1989 года церковь была возвращена верующим, и на Пасху 1990 года состоялось первое богослужение.

Колокольня, внутреннее убранство, купола храма еще полностью не восстановлены. 20 декабря 2008 года установлен новый крест на главном куполе.

Проведен ремонт купола. Сделан иконостас (в соответствии с историческим первообразом и учетом архитектурных особенностей здания, архитектора В. Антипина). Затем будет продолжена расчистка росписей и отделка интерьеров. [1]

В 2013 году в честь 400-летия дома Романовых у храма с западной стороны был открыт памятник Николаю II с супругой [2] .

Часовни [ | ]

К храму относились две часовни:

  • при входе с канала
  • у главного фасада Варшавского вокзала, над иконой Спасителя, протягивающего руку утопающему апостолу Петру, кисти И. А. Коркина. Образ этот был установлен здесь 17 октября 1901 года в память спасения Императорской семьи во время железнодорожного крушения в Борках под Харьковом 29 октября 1888 года. В 1902 году над ним по проекту генерал-майора Н. П. Нечаева на средства А. Н. Дорофина был сделан железный футляр в виде часовни. Часовня была снесена в 1925 году, рядом с её местом нахождения был установлен в нише здания вокзала памятник В. И. Ленину.

В 1904 на другой стороне Обводного канала на месте убийства министра В. К. Плеве, на Измайловском проспекте, был устроен киот с иконой преподобного Серафима Саровского.

Храм Воскресения Христова у Варшавского вокзала

Контакты

Расписание богослужений

Автор проекта: арх. акад. Г. Д. Гримм и Г. Г. фон Голи

Годы постройки: 1904 — 1908

Служения при храме

воскресная школа

любительский хор

молодежные клубы

трезвенники

детские лагеря

Ближайшие места

О храме

Х рам Воскресения Христова был построен в 1904–1908 стараниями Всероссийского Александро-Невского общества трезвости по проекту академика Германа Гримма и Густава фон Голи. Освящен 27 декабря 1908 при пении народного хора митрополитом Антонием (Вадковским).

Общество трезвости разместило в подвале храма типографию, а трезвенническое движение получило распространение по всей России. Общество было закрыто в 1918 году, „петербургский златоуст“ протоиерей Философ Орнатский и его сподвижники приняли мученическую кончину, храм был разграблен и в 1930 году закрыт.

В советские годы в нем находились склад, кинотеатр, на колокольне — парашютная площадка.

Храм был возвращен верующим в 1990 году, первое богослужение состоялось в том же году на Пасху 15 апреля.

Действующих престолов три:

  • главный – в честь Воскресения Христова (престольный праздник – Неделя Антипасхи), освящен в 1995 митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном;
  • правый – Свт. Николая Чудотворца (22 мая, 19 декабря), освящен малым чином в 2003 ;
  • левый – Страстотерпцев Царя Николая, Царицы Александры, Цесаревича Алексия, Великих Княжон Ольги, Татианы, Марии и Анастасии (17 июля), освящен малым чином в 2004.

Особо чтимые святыни: икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», икона Божией Матери «Умиление» с частицей мощей прп. Серафима Саровского.

Памятник архитектуры федерального значения, охраняется государством. Реставрируется.

Первый храм [ | код ]

Церковь Воскресения Христова Всероссийского Александро-Невского братства трезвости была заложена на этом месте 14 августа 1894 года в «память бракосочетания Их Величеств» Обществом распространения религиозно-нравственного просвещения. Этот временный храм был перенесённой деревянной церковью с Николаевской улицы и собран под руководством С. П. и В. П. Кондратьевых. Он был освящён 4 декабря 1894 года.

В 1896—1897 годах рядом было возведено трёхэтажное здание, в котором разместилась школа и библиотека-читальня (архитектор Г. Г. фон Голи).

В октябре 1897 года вторым священником к церкви был определен окончивший в тот год Санкт-Петербургскую духовную Академию Александр Рождественский. 30 августа 1898 года о. Александр открыл при храме Александро-Невское общество трезвости, вскоре ставшее многочисленным, создавшим в столице несколько отделений (в 1914 году преобразовано во Всероссийское Александро-Невское братство трезвости).

Современный храм [ | код ]

Строительство [ | код ]

С основанием Общества начался сбор денег на строительство новой, каменной церкви. Постройка храма стала делом жизни известного петербургского жертвователя на строительство церквей Дмитрия Лаврентьевича Парфёнова. Храм строился под руководством строительной комиссии, возглавляемой им и «Общества религиозно-нравственного просвещения». Работа шла в условиях войны и государственной смуты с чрезвычайными трудностями. Однако строительство удалось завершить в срок. Поражённый успехом Парфёнова Государь пожаловал купца Парфёнова, минуя промежуточные чины, званием генерала.

Новое здание, строившееся по проекту академика архитектуры Г. Д. Гримма при участии архитекторов Г. Г. фон Голи и А. Л. Гуна было заложено 25 июля 1904 года и через год практически закончено. Оно было облицовано декоративным кирпичом и отделано песчаником. Помещение церкви вмещало до 4000 человек.

11 мая 1906 года на шатровую колокольню высотой в 60 метров подняли 1000-пудовый колокол, названный «Отец Александр» в память о безвременно скончавшемся 5 июля 1905 года основателе Общества — священнике Александре Васильевиче Рождественском.

Главный придел был освящён 14 декабря 1908 года. Через неделю был освящён правый — святителя Николая, а левый — благоверного князя Александра Невского, вероятно, не был освящён, хотя в нём позднее были поставлены иконостас и престол.

Главный иконостас был создан по проекту А. Л. Гуна, а образа для него писали ученики иконописной школы Комитета попечительства о русской иконописи. Наружную икону «Воскресение Христово» написал художник С. Т. Шелков в 1909 году.

В 1913—1914 годах наружная отделка церкви была закончена. В следующие два года создавалась внутренняя масляная роспись (художник — профессор В. Т. Перминов). Основой для неё послужили картоны, по которым создавались мозаики Спаса на Крови.

Советский период [ | код ]

В августе 1922—феврале 1923 года храм примкнул к Петроградской автокефалии, с 1923 года перешёл в Обновленческую церковь.

В 1930 году церковь Воскресения Христова была закрыта.

В храме были размещены службы трамвайного парка.

Восстановление [ | код ]

Летом 1989 года церковь была возвращена верующим, и на Пасху 1990 года состоялось первое богослужение.

Колокольня, внутреннее убранство, купола храма еще полностью не восстановлены. 20 декабря 2008 года установлен новый крест на главном куполе.

Проведен ремонт купола. Сделан иконостас (в соответствии с историческим первообразом и учетом архитектурных особенностей здания, архитектора В. Антипина). Затем будет продолжена расчистка росписей и отделка интерьеров. [1]

В 2013 году в честь 400-летия дома Романовых у храма с западной стороны был открыт памятник Николаю II с супругой [2] .

Часовни [ | код ]

К храму относились две часовни:

  • при входе с канала
  • у главного фасада Варшавского вокзала, над иконой Спасителя, протягивающего руку утопающему апостолу Петру, кисти И. А. Коркина. Образ этот был установлен здесь 17 октября 1901 года в память спасения Императорской семьи во время железнодорожного крушения в Борках под Харьковом 29 октября 1888 года. В 1902 году над ним по проекту генерал-майора Н. П. Нечаева на средства А. Н. Дорофина был сделан железный футляр в виде часовни. Часовня была снесена в 1925 году, рядом с её местом нахождения был установлен в нише здания вокзала памятник В. И. Ленину.

В 1904 на другой стороне Обводного канала на месте убийства министра В. К. Плеве, на Измайловском проспекте, был устроен киот с иконой преподобного Серафима Саровского.

Колокола

В былые времена благовест Софийской звонницы был особенно мелодичным и слышался за 50 верст. К сожалению, при эвакуации во время войны колокола были повреждены и теперь служат лишь как экспонаты выставки «Древние колокола». Ценители древности надеются, что современные технологии позволят когда-нибудь восстановить уникальные благовесты, и они вернутся на прежнее место. Сейчас они установлены рядом со звонницей. Выставка представлена 14-ю благовестами. Вес большого колокола составляет более 20 пудов, самый маленький весит 1,5 – 2 пуда.

На выставке представлено 5 больших колоколов:

  1. 1614-ти пудовый (1659 г.), отлит мастером Ермолаем Васильевым;
  2. 590-пудовый (1839 г.);
  3. 300-пудовый (1677 г.);
  4. 200-пудовый (1599 г.), отлит Иоакимом и Василием Ивановыми и Афанасием Панкратьевым;
  5. 100-пудовый (1589 г.), подарок Бориса Годунова.

18 сентября 2009 г. в честь 1150-летия города в Воронеже был отлит новый благовест, который подарил городу президент Дмитрий Медведев. Ему было предоставлено право первым позвонить в колокол. Чин освящения нового благовеста проводил Новгородский архиепископ Лев.

Читать еще:  Папа Иоанн Павел II совершил обряд благословения ягнят
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector