0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Меня считали отступником, Иудой»

«Меня считали отступником, Иудой». Священник о том, почему ушел из церкви после двадцати лет службы

Александр Тарасенко 20 лет провел в монастыре в Гомеле, а потом решил уйти. Вместе с проектом «Живая Библиотека» узнали, почему и как жить, когда «лучшие годы» отдал тому, во что верить перестал.

– Религия – это не обязательно про Бога. Это какая-то связь: с божеством, с чем-то высшим, с каким-то идеалом. Так, мне кажется, советское общество тоже можно назвать религиозным. Просто в том контексте, в котором религию понимают сейчас, мы, конечно же, были атеистами. Нам не преподавали основ религии ни в семье, ни в школе, – так начинает наш разговор Александр.

В 17 лет он ушел в гомельский монастырь, где провел следующие 20 лет. Теперь он сидит в одном из минских фастфуд-ресторанов и объясняет, почему, отдав молодость религии, ушел в то, что в монастыре называли «полный капец».

«Вернись под учение Церкви»

История проповедника из Болгара протоиерея Владимира Головина получила широкую огласку в начале осени прошлого года, когда он по решению Чистопольской епархии был отправлен «под запрет». Делом Головина занимались на самом высоком уровне — московские богословы. Именно в патриархию последние несколько лет шли жалобы прихожан на Головина.

Что же вменялась священнику? Во-первых, недостаточность богословских знаний. В его проповедях было много, мягко говоря, «вольностей». Во-вторых, так называемая «соборная молитва по соглашению с Болгаром», когда паства отца Владимира начинает молиться в разных местах в одно и то же время. Как полагает комиссия при патриархии, которая занималась делом Головина, это вело к изоляции от других членов церкви. У «соборной молитвы» было большое количество приверженцев, что уже начинало напоминать секту.

Кроме этого, в своем храме отец Владимир ввел неканонический чин некоего «духовного лечения», он возлагал руки на людей, одетых в специальные одежды с разрезами, а его помощники мазали их специальным церковным маслом через эти разрезы.

Протоиерей Владимир Головин в начале осени был отправлен под запрет. Фото vladimir-golovin.ru

Люди, которые обращались с жалобами в патриархию, писали о том, что их близкие встают по ночам, чтобы совершить «соборную молитву», переводят солидные суммы денег. Известный борец с сектами Александр Дворкин даже высказал предположение, что через приход в Болгаре проходят огромные суммы денег, такие, что «пресловутый бог Кузя отдыхает».

Неучтенные денежные потоки шли в Болгар через Головина и членов его семьи, то есть была создана большая сетевая структура с сайтами в интернете, цель которой была одна — привлечение людей в ряды паствы отца Владимира.

В результате протоиерей Владимир Головин в начале осени был отправлен под запрет. Эта церковное наказание, и достаточно суровое, потому что священник, находящийся «под запретом», не может совершать богослужения. Временное отстранение от богослужений необходимо для того, чтобы наказанный понял серьезность ситуации, свои ошибки и покаялся. В церкви запрет называют своего рода «лечебницей» для заблудших.

Головин, к сожалению, голосу братьев по вере не внял. Буквально через несколько дней после запрета он записал длинное, более чем часовое, видеообращение, где оправдывал свои действия и высказывал вздорные, не содержащие правды претензии в адрес митрополита Казанского и Татарстанского Феофана. Например, было высказано утверждение, что владыка Феофан собирается «уничтожить православие в Болгаре» и создать там «заповедник ислама».

Во время онлайн-конференции владыка Феофан пояснил читателям «Реального времени», как будет на это реагировать: «Совершенно не собираюсь отвечать. Все это на совести Головина, мое дело — свидетельствовать о правде Божьей. И когда Головин, протоиерей, священник, опускается так низко, до желтого пиара, просто обидно за него… Что бы я пожелал Головину? Вразумления… Никто не собирается тебя казнить, сам себя человек наказывает. Вернись не под чью-то волю, а под учение Церкви. И все будет нормально. И неплохо было бы покаяться».

Владыка Феофан: «Все это на совести Головина, мое дело — свидетельствовать о правде Божьей». Фото Дмитрия Резнова

Священника, отрицавшего Холокост, оштрафовали на 10 тысяч евро

Британского священника Ричарда Вильямсона оштрафовали на 10 тысяч евро. Такое решение вынес немецкий суд, Вильямсона признали виновным в разжигании расовой ненависти, сообщает AFP. Сам Вильямсон 14 апреля заявил, что не будет присутствовать на судебном заседании, где рассматривается его дело, — пишет Lenta.ru.

Поводом для судебного разбирательства стали высказывания священника, сделанные в январе 2009 года в Регенсбурге на семинаре священнослужителей Братства Святого Пия. В интервью шведскому телеканалу Ричард Вильямсон заявил, что число уничтоженных нацистами евреев составляет 200-300 тысяч. При этом никто из них не погиб в газовых камерах.

Прокуратура Регенсбурга обвинила Вильямсона в разжигании расовой ненависти и обязала его выплатить штраф в размере 12 тысяч евро. Священник обжаловал это решение, в связи с чем дело перешло в суд. Накануне заседания стало известно, что католическое братство Святого Пия запретило Вильямсону любые публичные выступления. В случае нарушения приказа священнику грозит исключение из братства.

Помимо этого Ричарду Вильямсону запретили давать публичные интервью на темы, не связанные с вопросами веры. Также от священника потребовали прекратить всю деятельность в интернете. Несмотря на запреты и судебный иск Вильямсон не отказался от своих убеждений. При этом он принес извинения за свои высказывания в интервью шведскому телеканалу.

В результате Холокоста было уничтожено около шести миллионов евреев. В ряде стран отрицание Холокоста является уголовным преступлением.

Череда судов над охранниками концлагерей подходит к концу в Германии. Почему так долго?

Ксения Дагаева

Во время войны Бруно Дея признали непригодным для службы на фронте из-за болезни сердца. 17-летнего парня отправили работать в концлагерь. Там погибли порядка 65 тысяч человек. В основном это были женщины еврейского происхождения из Польши и стран Балтии.

Уголовное дело в отношении экс-охранника завели весной прошлого года. Рассматривает его Палата по делам несовершеннолетних. Дея обвиняют в соучастии в убийстве более пяти тысяч человек в период с августа 1944 по апрель 1945 года. Обвинение запросило наказание в виде трех лет лишения свободы. Адвокат же попросил суд об оправдании или хотя бы условном приговоре, так как пожилой подзащитный может не пережить тюремного заключения.

«Я хотел бы сегодня извиниться перед теми, кто прошел через этот безумный ад, и перед их близкими. Подобное больше не должно повторяться», — цитирует последнее слово Бруно Дея France-Presse.

Экс-охранник концлагеря Штутгоф добавил, что он не мог выбрать, где служить. «Никогда не был добровольцем на службе СС или в концлагере», — подчеркнул Дей. По его словам, если бы тогда у него была возможность, он бы избежал подобной участи.

«Иван Грозный»

За последние годы в Германии прошло несколько судов над бывшими надсмотрщиками и охранниками лагерей. Один из крупнейших процессов прошел в 2011 году.

Тогда бывшего надсмотрщика лагеря Собибор Ивана (Джона) Демьянюка приговорили к пяти годам тюрьмы за соучастие в уничтожении более 28 тысяч евреев. Правда, 91-летний осужденный не успел отбыть срок. До рассмотрения апелляции он умер в доме престарелых на одном из баварских курортов. Были предположения, что Демьянюк мог быть известным своей жестокостью охранником «Иваном Грозным».

«Бухгалтер Освенцима»

В июле 2015 года земельный суд в Люнебурге (федеральная земля Нижняя Саксония) осудил Оскара Гренинга. Он получил четыре года лишения свободы за пособничество в убийстве 300 тысяч евреев. Через год приговор подтвердил Верховный суд ФРГ. А в 2017 году Федеральный конституционный суд Германии не принял к рассмотрению жалобу, где обвиняемый просил об отсрочке. В январе 2018 отклонили и ходатайство о помиловании Гренинга. Это была его последняя возможность избежать наказания.

Мужчина добровольно поступил на службу в ряды «Ваффен-СС». Он был известен как «бухгалтер Освенцима», так как собирал драгоценности и деньги с узников концлагеря. Он подсчитывал и направлял добытое в Главное административно-хозяйственное управление СС в Берлине, иногда лично доставляя награбленное в столицу Третьего рейха.

Читать еще:  Православная община Дамаска организовала на Рождество детский праздник

Гренинг знал, что большинство новых узников должны были убить в газовых камерах. Так, своей работой «бухгалтер» оказывал пособничество в убийстве. Мужчина дважды признал за собой моральную ответственность за совершенные преступления и принес извинения. Но он не признал судебных обвинений. По его словам, в Освенциме он всего лишь отвечал за вещи узников и не имел никакого отношения к убийствам. Он скончался два года назад в возрасте 96 лет.

Почему сейчас?

Немецкую судебную систему критиковали за отсутствие дел против многочисленных охранников, которые служили в концентрационных лагерях во время холокоста. Так, из 6,5 тысячи выживших сотрудников Освенцима осудили лишь 49 человек.

Проблема заключалась в том, чтобы определить степень личной вины конкретного человека. Более того, многие из потенциальных обвиняемых занимали высокие посты.

«Сразу после окончания войны власти разбирались только с теми, кто был напрямую замешан в преступлениях, например, с ключевыми фигурами Нюрнбергского процесса», — пояснил адвокат Раймунд Нивински, который представлял интересы выживших жертв.

Однако приговор Ивану Демьянюку стал прецедентом, который позволил привлекать к ответственности и других еще живых надзирателей. Тогда началась гонка со временем. Судам надо было успеть вынести приговоры уже пожилым охранникам. По словам властей, дело Дея станет последним процессом подобного рода после Второй мировой войны.

«Приговор, вынесенный судьбой»

Приговор Дею и остальным пожилым обвиняемым уже вынесла судьба. Так считает депутат бундестага Вальдемар Гердт. По его мнению, эти люди вряд ли жили счастливо с осознанием сделанного.

Думаю, для Бруно Дея это был ад здесь, на земле. Оправдать? Ни в коем случае. Но казнить… Брать на себя грех за то, что так и так Бог скоро совершит… Зачем и кому это надо?

Он считает, что эту страницу истории давно пора закрыть. А если разбираться, то виноваты в произошедшей трагедии не только немцы. Тогда надо разбирать все политические процессы, приведшие ко Второй мировой войне.

«Делать виноватыми одних немцев уже достаточно. Все остальные умывают и потирают руки. Немецкий народ от чувства коллективной вины, которое ему просто вдалбливают с детского садика, вымирает. И вымрет, если это не остановится. Я не сторонник того, чтобы открывать этот ящик Пандоры», — подчеркнул собеседник «360».

Он добавил, что многие, кто творил ужасные дела в ГУЛАГе против своего же народа, не понесли наказаний. Но смотреть, по мнению Гердта, надо в будущее, а не искать «тени прошлого». «Все остальное деструктивно и приведет к повторению истории, чего бы очень не хотелось», — заключил депутат.

В следующий раз ждет штраф

Если после вынесенного предупреждения отца Александра увидят в какой-либо колонне, даже без символики и лозунгов, он получит как минимум штраф. «Я надеялся, что суд меня оправдает: я понимаю, что могу снова пойти возлагать цветы, например, другому погибшему, и мне снова скажут, что я участвовал в митинге». Как защититься от такой ситуации, Александ Богдан пока не знает. Сначала священник собирался, если его не оправдают, подавать апелляцию. Сейчас он думает, что вряд ли это что-то изменит. 13 сентября силовики снимали пришедших к музею на видео и позже вызывали тех, кого смогли опознать.

«Я шел туда, люди даже предлагали мне медицинские маски, но я не стал брать, от чего мне скрываться? Я не делал ничего плохого, коронавирусом переболел, не скрывался. Буду дальше жить по совести, будь что будет», — говорит священник.

Когда в епархии узнали о том, что произошло, отца Александра поддержали. Через инициативу Probono.by в Минске ему нашли адвоката, который дал консультации, объяснил, как вести себя в суде. Пресс-секретарь белорусского экзархата Сергей Лепин тоже звонил и предлагал помощь. Прихожане переживали, некоторые пришли поддержать в суд.

Уголовная охрана исторической правды

Ирвинг — не единственный отрицатель Холокоста, осужденный за свои выступления. Так как отрицание Холокоста всегда связано с латентным или явным антисемитизмом и расизмом, то это явление таит в себе немало опасностей. Речь не только о вольном отношении к исторической науке и о релятивации достижений профессионалов, но и об актуальной политике. К примеру, отрицание Холокоста реабилитирует в глазах своих фанатов нацизм, что пополняет социальную базу радикалов. Отрицателями являются многие немецкие неонацисты, а также другие правые политики, к примеру, Жан-Мари Ле Пен или экс-президент Ирана Махмут Ахмадинежад, заявлявший, что надо «стереть Израиль с лица земли».

Уже в 1980-е гг. европейские государства, осознав опасность «ревизионистов», начали криминализацию отрицания Холокоста и других преступлений Третьего Рейха. К началу 21 в. соответствующие законы приняли Германия, Израиль, Франция, Австрия, Швейцария, Бельгия, Испания и Португалия, затем Венгрия, Польша, Чехия, Литва, Румыния и Словения, Канада и др. «Схлопотать» можно от нескольких месяцев до 10 лет лишения свободы. По этим нормам были осуждены десятки человек, что сильно ударило по «отрицательству» (уже в 2000-е гг. активность явления постепенно стала снижаться).

Одно из последних громких дел — приговор в 2016 г. в Германии 88-летней неонацистской активистки Урсуле Хафербек (2,5 года заключения за отрицание Холокоста). В 2014 г. подобная статья появилась и в УК РФ (с. 354.1 Реабилитация нацизма) — штраф до 300 тыс. рублей; или до 3 лет принудительных работ или лишения свободы. В России, кстати, отрицатели в 1990—2000-е гг. неплохо себя чувствовали, и зарубежные, и свои — печатались Юрген Граф, В. Кожинов, С. Куняев, Ю. Мухин.

Помимо уголовного преследования, в Европе практикуются и другие репрессии в отношении отрицателей Холокоста — увольнения, недопуск к защите диссертации или отзыв научной степени Вопрос о том, стоит ли охранять историческую правду такими способами, давно (и пока не очень плодотворно) дискутируется. С одной стороны, отрицатели явно злоупотребляют свободой слова, игнорируя однозначно установленные факты, а также работая на неонацистскую пропаганду и разжигание межнациональной ненависти. С другой — уголовное преследование может создавать им репутацию пострадавших за правду оппозиционеров, а это делает их только сильнее.

Игнорировать отрицателей Холокоста и других сознательных фальсификаторов истории — точно вредно, но и сажать их в тюрьмы как преступников, по мнению автора этих строк, не следует. На страже правды должна стоять историческая наука. Это касается не только Холокоста. И особенно актуально это в нашей стране, где жива память о государственной защите исторических истин. Советский период именно поэтому сильно подорвал доверие читателей к академической истории. В результате долгое время торжествовали «фолк-хисторики» вроде Фоменко, Суворова-Резуна, Прудниковой, Понасенкова и пр. Но в последние годы профессиональные историки вышли на публику, и публика к ним потянулась. Есть основание верить, что правде не придется прятаться за уголовным кодексом, а читатель находит реально происходившее в прошлом гораздо более увлекательным, чем какие бы то ни было конспирологические «теории».

Историки наносят ответный удар

Для профессиональных историков Второй мировой сомневающийся в факте Холоста человек выглядит в лучшем случае как плоскоземелец или отрицатель эволюции. Но обывателю (да даже и подготовленному читателю) подчас бывает непросто распознать псевдоисторика в выдвигающем подобные тезисы, все-таки это не дважды два четыре. Уже в 1980-е гг. отрицатели стали хитрее — начали использовать научно-справочный аппарат (ссылки, сноски и все такое), что сделало их опусы похожими на нормальные исторические работы. К тому же, они начали пользоваться «наукообразным» стилем и взяли спокойный тон изложения своего материала. В 1978 г. отрицатели даже основали близ Лос-Анджелеса частный «Институт пересмотра истории» (Institute of Historical Review) и свой журнал, выглядевший как научный.

В результате некоторые умеренные ревизионисты даже стали на какое-то время вхожи в университеты с публичными лекциями, хотя непрофессионализм препятствовал реальному допуску их в ученое сообщество. Никакой научно-справочный аппарат или институционализация не могут компенсировать антисемитизма, игнорирования фактов и выдергивания из отдельных источников «подходящих» цитат и цифр. По части содержания все было то же. Как пишет П. Полян, «пережевывается одна и та же жвачка мирового еврейского заговора и мирной эвакуации евреев из лагеря».

Однако наукообразность и ореол гонимых носителей правды сделали отрицателей популярными у широкой публики, а оттого еще более опасными — опровергающие Холокост авторы стали коммерчески куда более успешны, нежели большинство академических профессионалов. Если прежде историки отмахивались от отрицателей, как от глупых и нелепых сектантов, то со временем назрела необходимость выступить против них, заявлявших, что их игнорируют, так как боятся правды и ее рыцарей.

Пережившие Холокост требуют от Facebook удалить посты отрицающие эту трагедию

Пережившие холокост начали кампанию по убеждению основателя Facebook Марка Цукерберга начать удаление постов, сообществ и бесед, в которых отрицают нацистский геноцид евреев. Активисты стали массово публиковать видеоролики с обращением к Цукербергу.

Оставшиеся в живых после холокоста и их родственники со всего мира приняли участие в кампании и записали 30-секундные видеоролики, которые они разместили в Instagram и Twitter с хэштегом #NoDenyingIt (Нет отрицанию).

Читать еще:  В меню столовых Кремля в пост будет 20 вегетарианских блюд

Онлайн-кампания проводится в то время, когда Facebook бойкотирует сотни рекламодателей (включая Coca-Cola, Hershey и Adidas) и направлена на усиление действий против вредоносного и возмутительного контента, пропагандирующего насилие и ненависть.

«Я родилась в Вене и вынуждена была бежать от нацистов. Я оказалась в Голландии, где меня вместе со всей моей семьёй арестовали и отправили в лагерь смерти Аушвиц. В живых остались только я и моя мама. Я потеряла всю свою семью. Много, много родных. Это невозможно отрицать! Удалите отрицание холокоста из Facebook!», — сказала в видеообращении сестра Анны Фрнак Ева Шлосс.

Другим выжившим в Холокосте, который внес вклад в этот проект, является 84-летний Серж Кларсфельд, ведущий «охотник на нацистов». Он помог выследить нацистских военных преступников и привлечь их к ответственности.

Кампания организована Нью-Йоркской конференцией евреев с материальными претензиями к Германии. Некоммерческая организация требует компенсации от правительства Германии и возвращения еврейской собственности, украденной нацистами.

Цукерберг, который также является евреем, вызвал бурные дебаты в 2018 году, заявив, что не может удалить посты, в которых люди отрицают холокост.

Читайте также

Военный самолет Су-34 разбился на Дальнем Востоке

Истребитель-бомбардировщик Су-34 разбился в среду в Хабаровском крае на востоке России. В результате крушения никто не пострадал — пилотам удалось безопасно катапультироваться. Об этом сообщает агентство ТАСС.

В состав флота РФ ввели самый мощный в мире атомный ледокол «Арктика»

21 октября Универсальный атомный ледокол «Арктика» официально принят в состав флота России. На данный момент судно является мощнейшим в мире ледоколом, имея водоизмещение 33,5 тысячи тонн. Об этом сообщает агентство РИА «Новости».

В ФРГ мужчина распылял перцовый баллончик на людей, не соблюдающих дистанцию

71-летний житель Аахена на западе Германии решил самостоятельно бороться со вспышкой коронавируса. Он распылял перцовый баллончик на людей, которые, как ему казалось, не придерживались социального дистанцирования. Об инциденте сообщает газета Die Welt.

Лукашенко попросил «не забирать с площадей» Нину Багинскую

Бессменный президент Белоруссии Александр Лукашенко попросил не задерживать 73-летнюю активистку Нину Багинскую, которая стала одним из символов протестов из-за ее неутомимого участия в демонстрациях. Видеозапись с совещания опубликовал телеграм-канал «Пул первого».

Ученый-вирусолог назвал людей, на которых не подействует вакцина от COVID-19

Массовая вакцинация против COVID-19 в России может начаться в конце ноября Об этом сообщил во вторник на инновационном форуме в Москве генеральный директор компании «Р-Фарм», которая является производителем первой российской вакцины «Sputnik V» Василий Игнатьев.

В Генпрокуратуре рассказали, за что с Абызова взыскали более 32 млрд. рублей

Генеральная прокуратура прокомментировала изъятие у экс-министра по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова. Слова официального представителя ведомства передает «Лента.ру».

Подписаться на эксклюзив

Подпишитесь на нашу рассылку и вы всегда будете в курсе событий еще до того, как это станет известно в СМИ

bigra

Идеалы миролюбивы, история жестока

  • Главное
  • Союзники
  • Генеральный штаб
  • Былые схватки
  • Пропаганда
  • Лучшее

«Отец» холокоста.

Адольф Эйхман, приговоренный к смерти за военные преступления на Нюрнбергском процессе, ни разу в жизни не пролил ни капли чужой крови. Но именно он был казнен за организацию холокоста: именно ему вменили в вину гибель более шести миллионов евреев. Что подвигло самого обычного немца на такое масштабное преступление?

Будущий преступник Адольф Эйхман родился в 1906 году в обычной семье. Его родители жили в маленьком австрийском городке Золингене, где отец занимал должность бухгалтера. Когда мальчику было 7 лет, семья переехала в городок Линц, куда перевели его отца, назначив коммерческим директором.

1. Суровые годы

Детство маленького Адольфа ничем не отличалось от детства сверстников. Правда, он учился в школе, в которой десятилетия назад учился Адольф Гитлер, его будущий кумир. Маленький, темноволосый, слабый, носящий обидное прозвище Жиденыш, Адольф мечтал о военных подвигах. Сильные и высокие немецкие мальчики не любили малорослого носатого мальчишку, и не удивительно, что мальчик не любил школу.

Учился он плохо. Видя это, отец отправил Адольфа на три месяца трудиться на горную шахту и позже определил учеником в Верхнеавстрийскую электрическую компанию. Эйхман два с половиной года без всякого интереса изучал электрическое дело, а потом с таким же равнодушием ездил по селам и устанавливал там бензиновые насосы.

Горизонт был чист — никаких подвигов не предвиделось. Эйхман же жаждал настоящей службы. Как-то приятель отца привел молодого Эйхмана на собрание «Молодежного союза фронтовиков». Вот там-то Адольфу понравилось. А с начала тридцатых годов в Линце появилось отделение СС. К огромной радости Адольфа, членам СС разрешили стрелковую подготовку. Эйхман поспешил туда вступить. С возрастом еврейские черты у него смягчились, лицо приобрело относительно немецкую форму.

Но принадлежность к СС не была понята руководством компании «Вакуум ойл», в которой работал Эйхман, а скоро власти Австрии запретили деятельность НСДАП. Эйхмана уволили, после чего он уехал из Австрии в Германию.

Там он сразу же попал в штурмовой отряд «Австрийского легиона». Обучение было трудным, иногда мучительным, но, как потом признавался Эйхман, демонстрируя оставшиеся шрамы на руках и ногах, с тех пор он перестал бояться боли. После обучения молодой Эйхман попал в Пассау, где его определили в помощники к начальнику штаба связи. Работа была скучная, бумажная, и Эйхман ждал случая, чтобы от нее избавиться.

Такой случай представился в 1934 году. Эйхман подал заявление о приеме в службу безопасности Гиммлера. Он надеялся заниматься охраной рейхсфюрера СС. Но ему отвели комнатенку с множеством пыльных папок и книг. Отныне унтершарфюрер Эйхман должен был вести картотеку немецких масонов!

Систематизация масонов и чтение масонской литературы вызывали у Эйхмана отвращение. В 1935 году ему удалось сбежать от масонской темы в только что образованный в главном управлении СД «еврейский отдел». Он ожидал, что там-то и начнется настоящая служба. Вместо этого его посадили конспектировать и сводить в циркуляр книгу Теодора Герцля «Еврейское государство». Только позже Эйхман понял, зачем этот циркуляр необходим Германии — в верхах рейха решался вопрос о высылке из страны всего еврейского населения.

2. Решение еврейского вопроса

Он признавался, что поначалу скучное задание понемногу его захватило и заинтересовало. Адольфу поставили задачу — в кратчайшие сроки найти пути выселения евреев, и он старался их изыскать.

Но дело оказалось сложнее и запутаннее, чем виделось изначально. Проклятые евреи, о которых так заботилось это правительство, никуда переселяться не желали. Эйхман вел переговоры, объяснял пользу от перемещения за пределы рейха, но эта нервотрепка тянулась годами.

Первые переговоры начались еще в 1936 году, но и в 1942 году вопрос был открытым. Первоначально существовал план высылки евреев в Палестину, но посещение Палестины обернулось большим конфузом — дальше Каира немецкая делегация не смогла проехать. Англичане наотрез отказались впускать немецких евреев в Палестину!

Тогда родился план «Мадагаскар». Евреев предполагалось вывезти на принадлежащий Франции остров. В 1939 году Франция была оккупирована, и переговоры по острову тоже затянулись. На «островной вариант» не соглашались ни французские власти, ни сами переселяемые. А ведь Эйхман разработал прекрасный план переселения, это был своего рода проект создания еврейской автономии со своими школами, больницами, полицией, властными структурами, даже банками.

Евреи снова отказались, сославшись на расположение острова и отвратительный тропический климат. В 1942 году ни о каком переселении на Мадагаскар речи быть уже не могло. Изменилась военная и политическая обстановка.

Эйхман принимал участие в разработке плана на всех его этапах. За это время он успел стать унтерштурмфюрером СС и воплотить проект, аналогичный проекту «Мадагаскар», в чешском городке Терезиенштадт. Там тоже существовали свои школы, больницы, но въезд и выезд контролировали части СС, а за благополучным фасадом скрывалось то, что население Терезиенштадта не было постоянным и все время, систематически обновлялось и заменялось.

3. Новые задачи

С 1939 года Адольфа Эйхмана ввели в состав Главного управления имперской безопасности. В 1942 году игры с богатыми и бедными евреями, которые не хотели переселяться, закончились. Гитлер принял по еврейскому вопросу окончательное решение. Оно означало поголовное уничтожение евреев как нации.

Эйхман вспоминал, каких ужасов насмотрелся во время посещения населенных пунктов и лагерей, где расстреливали евреев. В связи с этим он пришел к выводу, что использование для расстрелов немецких солдат приводит только к воспитанию садистов и изуверов. Тогда-то ему и предложили другое решение «проблемы»: практику удушения заключенных в лагерях смерти. Он и стал энергично воплощать это в жизнь.

Он занимался тем, что регулировал движение «поездов смерти» к крематорским печам, обеспечивая снабжение газовых камер цистернами с «Циклоном Б» (пестицид, использовавшийся в том числе и для массового уничтожения людей в газовых камерах), и вел статистику по очищению рейха от еврейской скверны, подсчитывал количество убитых. С непременной скрупулезностью он учитывал каждый кусок мыла, произведенный из растопленного жира загубленных в концлагерях людей.

Читать еще:  В Набережных Челнах построена самая маленькая в мире мечеть

Когда же война была проиграна, он вместе с офицерами, желавшими до последнего сражаться с союзниками, ушел в Альпы. Но офицеры, узнав о характере его службы, прогнали Эйхмана из своих рядов. И в одиночку, скрыв свое имя, он бежал в Латинскую Америку, где не только очень хорошо устроился, но и смог вернуться в 1952 году под вымышленным именем Рикардо Клемент, чтобы вывезти на новую родину свою семью. Для этого он вторично женился на собственной жене Веронике Либль, к тому времени имевшей от него троих сыновей — Клауса, Хорста и Дитера. Четвертый сын Рикардо Франциско родился уже в «новом браке».

Интересный факт, что, как впоследствии выяснилось, документы для побега в Аргентину Эйхману помогли сделать монахи-францисканцы. Причины здесь, скорей, не в христианском всепрощении. Просто представители Ватикана были вынуждены как-то уживаться с нацистами, которые оккупировали большую часть католической Европы. Вот и пришлось весной 1945 года платить по счетам, снабжая беглых нацистов липовыми документами.

4. Под солнцем Аргентины

Господин Климент вел тихую и спокойную жизнь, служил бухгалтером, как когда-то его отец, и, наверно, никогда не был бы опознан, если бы в 1958 году дочка слепого еврея Лотара Германа не познакомилась с молодым человеком по имени Николас. Он-то и открыл ей правду о своем отце. Герман тут же сообщил новость израильской разведке, а спустя полгода агенты МОССАДа выкрали Эйхмана и увезли его в Израиль. Над старым эсэсовцем состоялся показательный суд.

Эйхман на этом суде не оправдывал себя и не юлил. Он спокойно и честно рассказывал, как обстояли дела с решением этого проклятого еврейского вопроса. Было очевидно, что к евреям он не испытывал ненависти. В ответ на вопрос, почему же тем не менее именно он отсылал людей на смерть, Эйхман сослался на точное исполнение приказов.

Суд приговорил Эйхмана к смерти через повешение. Но он так до конца и не понял, за что его казнят. Даже перед смертью, стоя под пеньковой петлей, он сказал, что просто выполнял правила войны и служил своей стране. Так он и умер с ощущением выполненного долга перед отечеством.

А за преступления Эйхмана пострадал назначенный ему по закону адвокат — возмущенные соотечественники плеснули ему в лицо серной кислотой. Адвокат получил тяжелые ожоги и ослеп на один глаз.

skeptimist

Соотноси всё с вечностью

Что следует учитывать, изучая и вспоминая холокост?

Накануне юбилея Великой Победы блогер bookmatejournal задался вопросом, как говорить о холокосте с детьми?
И написал очень содержательный пост с детскими книгами и совсем недетскими фильмами, а также пояснениями, как всё это надо смотреть. Тому, кто озаботился этим вопросом, рекомендую.

Там, кстати, и довольно любопытные комментарии.
Но я не стал их множить. Хотя было что сказать. Сделаю это в своём блоге.
Итак, что на мой взгляд надо по холокосту знать, чтобы не запутаться.

1) Для меня тема холокоста невероятно болезненна, а само массовое убийство как способ решения политических проблем категорически неприемлемо. Но после «Списка Шиндлера», который меня реально потряс, я не хочу об этом ни читать, ни смотреть ничего художественного. Только документы.

2) Полагаю, что история человечества — этакий сплошной холокост. И Библия тому — назидательный и блистательный пример. И в этом смысле отделять уничтожение еврями по указанию Моисея мадианитян (оставить в живых только девочек для себя), резня крестоносцами именем Христа альбигойцев (убивайте всех, Господь узнает своих), истребление индейцев англо-саксами (хороший индеец — мёртвый индеец) от холокоста не стоит. Принципиально он из них ничем особым кроме технологических новшеств ХХ века не выделяется. Хотя евреи и будут со мной не согласны. Ещё бы. Ведь в холокосте убивали евреев, а не индейцев или вьетнамцев.

3) В этом плане для меня важнее сама природа этого геноцида, которая в истории человечества проявлялась всегда, но лучше всего, на мой взгляд, раскрыта У. Голдингом в «Повелителе мух». Там показано, как, оказавшись одни на необитаемом острове, обычные дети превращаются в убийц и без Гитлера. Точнее, он у них появляется в результате конкурентной борьбы за выживание. И после событий 2 Мая в Одессе не надо рассказывать мне, что холокост уже невозможен. Просто он будет другим. Может, в форме пандемии или религиозной войны. Но обуздать его можно только через обуздание себя.

4) Русских порой обвиняют, что в СССР о холокосте не знали. Это неправда. Знали. Но меньше, чем о плане «Ост», в ходе 4-хлетней реализации которого гитлеровцами разных национальностей и мастей, среди которых были кстати даже евреи, было разными способами уничтожено почти 28 миллионов советских граждан, из которых около 20 млн. — мирные жители. По мнению евреев память об этих погибших мешает нам оценить значимость именно еврейского холокоста. Но это не так. Но мы не будем отдавать предпочтение одним жертвам нацистского террора перед другими, как это делают в Израиле и на Западе, где холокост уже воспринимают как главное событие Второй мировой, видимо полагая, что гибель евреев для человечества трагичнее и важней, чем уничтожение 30 миллионов китайцев или 28 миллиона советских граждан.

5) Понять масштаб и значимость холокоста невозможно без знания его контекстов. И тут выясняется, что дьявол прячется в мелочах. И тогда придётся выяснять:
— почему холокост практически выведен из научного дискурса и исследования по нему носят строго односторонний порядок;
— роль в холокосте различных народов, включая поляков, украинцев и трибалтов;
— почему антиеврейская политика нацистов в разных странах проводилась по-разному, в результате, в одних странах их преимущественно изгоняли (Франция), в других — вообще не трогали (Дания), а в третьих истребляли под корень (Польша, СССР);
— роль еврейской «службы порядка» (Jüdischer Ordnungsdienst), которая помогала нацистам организовывать холокост в гетто;
— манипуляции со статистикой;
— роль лидеров сионизма, которые подобно первому президенту Израиля Хаиму Вейцману считали, что холокост есть «обрезание сухих ветвей», и говорили про попавших в концлагеря еврев, что «все эти евреи не стоят одной палестинской коровы»;
— как сама память о невинно погибших евреях в режиме политики исторических обид стала своеобразным бизнес-проектом по выкачиванию денег из Германии;
— чем реальный и чудовищный по масштабам и формам проведения холокост отличается от т.н. лохокоста, которым евреи умело пользуются для решения своих проблем.

Ещё один важный момент. При упоминании холокоста евреи старательно подчёркивают, что в отличие от других народов, ставших жертвами нацистского ЕС, как бы заслуженно, тогда евреев убивали не за что-то, а лишь потому что они евреи. Ведь евреи даже не сопротивлялись. Но это не совсем так. Скажем, среди украинских бандеровцев весьма популярно мнение, что своим холокостом Гитлер отомстил евреям за украинский «голодомор». Любой может назвать это бредом и будет прав, но носителей этой версии не переубедить. И подобные объяснения есть у всех, кто холокост оправдывает. Они полагают, что евреев убивали не просто за то, что те другие. Но за некую историческую вину. Как христиане убивали ни в чём не повинных альбигойцев. Или злобные советские солдаты убивали под Сталинградом гитлеровцев как невинных жертв бессмысленной по мнению Чулпан Хаматовой войны. Нет. Без обоснования никого не убивали. Вот и евреев могли виноватить, скажем, за убийство Иисуса Христа. А было ли это на самом деле — для них дело десятое, если они уверены, что всё было именно так.

Поэтому заявление, что евреев убивали лишь за то, что они евреи, для меня столь же наивен, как утверждение ряда украинских историков, что на Украине голод 1932-1933 года был сильней, чем в Поволжье потому, что на Украине ели людей. Думаю, что насчёт украинцев я имею в виду будет понятно, если учесть откровения одной майданутой на всю голову барышни, которая описала свою беседу по «голодомору» с ребёнкомв следующей тональности. — Мама, а если будет голод мы умрём? — спросила её дочь. — Нет, — честно призналась мама. — Мы поймаем и съедим первого попавшегося толстячка. Конечно, лучше москалика.

Впрочем, закончим тем, что отметим: тема сия мутная, крайне болезненная. И всю правду о ней мы узнаем нескоро. Но она нам нужна, чтобы холокост никогда и ни в какой форме не повторился.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector