1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как правильно подготовиться к Великому посту

Содержание

Как правильно подготовиться к Великому посту

Тому, кто первый раз в своей жизни, решил соблюдать пост, всё может показаться предельно простым. Ну а те, кто постился уже не один год, готовятся к очередным трудностям.

Ведь они понимают, что 7 недель нужно воздерживаться не только от пищи животного происхождения, но также и от многих других соблазнов. Они лишь надеются на то, что Бог снова поможет им достойно провести эти почти два месяца перед Пасхой.

Тому, кто первый раз в своей жизни, решил соблюдать пост, всё может показаться предельно простым. Ну а те, кто постился уже не один год, готовятся к очередным трудностям.

Ведь они понимают, что 7 недель нужно воздерживаться не только от пищи животного происхождения, но также и от многих других соблазнов. Они лишь надеются на то, что Бог снова поможет им достойно провести эти почти два месяца перед Пасхой.

Опыт, который был получен во время предыдущих постов – это дело хорошее. Но именно он является главным соперником, его нередко называют лукавым. Он совершенствуется вместе с человеком и хорошо изучает его слабые стороны.

Правила питания

Внешнее проявление воздержания — отказ от пищи животного происхождения. В монастырском уставе прописаны строгие требования. Однако для мирян допускаются послабления.

В ходе Святой Четыредесятницы достаточно придерживаться несложных правил питания:

  1. В понедельник, среду и пятницу предписано сухоядение. Разрешено употреблять постные продукты, которые не подвергаются термической обработке.
  2. Во вторник и четверг можно есть горячие блюда без масла.
  3. В субботу и воскресенье во время трапезы допускается употребление растительного масла.

За весь период Великого поста есть 2 двунадесятых праздника: Благовещение и Вход Господень в Иерусалим. В эти дни разрешено есть рыбные блюда. А в Лазареву субботу на столе может быть икра.

Если следовать строгому монастырскому уставу, то в начале первой недели рекомендуется полностью воздерживаться от пищи. Можно только пить воду. В последнюю пятницу — ужинают после выноса плащаницы. Однако начинающим разрешено отказаться только от продуктов животного происхождения.

Строгие требования монастырского устава также не распространяется на маленьких детей, стариков, беременных, больных и тех, кто находится далеко от своей семьи.

На первой неделе Великого поста рекомендуется пить только воду, полностью отказавшись от еды.

Разрешенные и запрещенные продукты

Во время нескольких недель от Чистого понедельника до Светлого Христова Воскресения можно есть все, что не является животной пищей. К таким продуктам относятся овощи и фрукты, ягоды, крупы, бобовые, хлеб, растительные жиры, различные компоты.

Источником энергии могут стать грибы. Традиционные сладости можно заменить медом, пастилой, халвой. Восполнить недостаток жиров необходимо с помощью семечек и орехов.

К запрещенным блюдам относятся все, что приготовлено из мяса, яиц или молока и его производных. Следует полностью отказаться от спиртных напитков.

В течение всего периода поста, за исключением больших православных праздников, запрещены рыба и морепродукты.

Грибы и овощи являются разрешенными продуктами в пост.
Также можно перестать думать, чем питаться на пост, а просто заказать постный рацион, вот некоторые тарифы:

Вторая седмица, свт. Григория Паламы

Даты: 22-28 марта 2021 года

Питание по дням недели:

  • 22 марта, понедельник. Сухоядение .
  • 23 марта, вторник. Горячая растительная пища без масла.
  • 24 марта, среда. Сухоядение.
  • 25 марта, четверг. Горячая растительная пища без масла.
  • 26 марта, пятница. Сухоядение.
  • 27-28 марта, суббота и воскресенье. Не животная пища с растительным маслом.

Вторая неделя Великого поста называется неделей святителя Григория Паламы. Священнослужители призывают людей не забывать о том, что пост — это не только воздержание от мясной и молочной пищи. Главное помнить, что в первую очередь важен пост духовный.

Во вторую неделю читается «Евангелие о расслабленном». Когда четыре человека принесли к дому, в котором находился Спаситель, человека, который был расслаблен жилами (то есть парализованный, немощный), они увидели, что войти не могут. И настолько была крепка их вера, что они, разобрав крышу, опустили на веревках прямо на одре этого расслабленного человека. Господь, видя их веру, исцеляет его. Человек может быть физически расслаблен или духовно. В начале Великого поста мы ставим перед собой цель, что будем делать, читать на протяжении этого периода, как молиться или воздерживаться от пищи, от страстей, которые нас окружают. Но проходит неделя, проходит другая, и некоторые начинают опускать руки. Человек расслабляется духовно, расслабляется духом своим. Для того, чтобы Господь помог нам пройти Великий пост, нам необходимо иметь веру, желание, смирение, терпение, любовь.

В субботу второй седмицы (27 марта) во всех храмах читают поминальные молитвы за упокой усопших. Священнослужители говорят, что независимо от того, какая по счету неделя Великого поста, следует как можно больше читать молитвы, осознавать свои грехи и раскаиваться в них.

Неделя о Страшном Суде

3 марта на литургии христианам напоминают о грядущем втором пришествии Иисуса Христа, о Страшном Суде, о величайшем переживании души человека, которого не избежит никто. Свои мысли, дела верующие должны оценивать согласно этой перспективе. Если бы нами так делалось, греха было бы значительно меньше.

Но немощь человеческая известна нашему Создателю, Им для нас оставлена возможность исправления, покаяния в своих поступках и мыслях.

Свои мысли, дела верующие должны оценивать согласно этой перспективе

Ещё эта неделя называется Мясопустная. На литургии поются молитвы из покаянного канона Андрея Критского. Это последний день, когда можно вкушать мясо.

Особенности Богослужения

В эти подготовительные недели постепенно изменяется порядок Богослужений. Например, в неделю о Страшном Суде не положено служить Литургии в среду и пятницу. А, начиная со среды, на вечерни уже читается великопостная молитва святого Ефрема Сирина с великими поклонами «Господи и Владыка живота моего».

Со второй приготовительной недели (о блудном сыне) и до поста после Полиелея на всенощной поется песнопение «На реках Вавилонских». Это – псалом 136, который повествует о пленении евреев и переселении в Вавилон. Довольно печальная страница истории Ветхого Завета вспоминается перед Великим постом как аллегория – пленение души страстями, врагами рода человеческого.

С Недели о мытаре и фарисее и до пятой недели Великого поста на всенощной поется песнопение «Покаяния отверзи ми двери». Делается это для того, чтобы настроить верующих на нужный, покаянный лад.

Перед вечерней прощеного воскресенья храмы переоблачаются в черный цвет. Это – цвет строгости, скорби по распятому Христу. Веселых и торжественных песнопений уже не будет звучать в церкви до Светлого Христова Воскресения. Церковь призывает своих чад погрузиться в покаяние и сосредоточенную молитву. Ничто не должно отвлекать православных от этого важного дела для спасения души.

Как подготовиться к Великому посту — прот. Андрей Ткачёв

Великий пост в 2020 году: когда он начнется и что можно есть в эти дни

Борис Ломакин

Суть и значение Великого поста

Великий пост предваряет Масленица. В 2020 году она празднуется с 24 февраля по 1 марта. Почитайте, как правильно провести эту неделю.

В одном из евангельских рассказов Нового Завета говорится, что Иисус Христос делал после своего крещения. Он удалился в пустыню, где в уединении, молитве и голодном посте готовился к исполнению миссии, с которой пришел на землю.

Великий пост — самый главный, долгий и строгий из всех православных постов. В его основе — подражание 40-дневному посту Христа в пустыне. Самые жесткие недели поста — первая и последняя, которая называется Страстная.

Великий пост в 2020 году начинается за семь недель до Пасхи. Все это время верующим рекомендовано воздерживаться от мяса, рыбы, молока и яиц. Исключение составляют маленькие дети, беременные женщины, странствующие путники и больные.

Пост является «подвижным» — даты его начала и окончания меняются каждый год.

Источник фото: Freepik

Когда начало Великого поста в 2020 году

Великий пост в 2020 году начинается 2 марта и заканчивается 18 апреля. 19 апреля — Пасха, Светлое Христово Воскресение.

Великий пост состоит из Четыредесятницы (40 дней) и Страстной седмицы — недели перед самой Пасхой. Четыредесятница установлена в честь 40-дневного поста Спасителя, а седмица — в память последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Христа.

Общая продолжительность Великого поста вместе со Страстной седмицей — 48 дней. Он состоит из Святой четыредесятницы (40 дней — пять седмиц и пять дней), Лазаревой субботы, Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресение) и, собственно, Страстной седмицы (имеет только шесть дней). Каждая седмица именуется по порядковому номеру: первая седмица Великого поста, вторая и так далее, а завершается неделей — воскресным днем.

Источник фото: Freepik

Календарь питания в Великий пост

В отношении трапезы Церковный Устав предписывает определенные правила:

  • Никаких «скоромных» продуктов (мясо, животный жир, молочные продукты, яйца).
  • По понедельникам, средам и пятницам — только холодная пища без оливкового масла один раз в день в вечернее время.
  • Во вторник и четверг — горячая пища без масла один раз вечером.
  • По субботам и воскресеньям разрешается употреблять растительное масло и виноградное вино (кроме субботы Страстной седмицы) дважды в день — днем и вечером.
  • В Великую пятницу ничего есть не положено.
  • В Великую субботу многие верующие отказываются от пищи до наступления Пасхи, однако Устав разрешает прием сырой пищи с вином.
  • Рыбу можно есть только в праздники Благовещения и в Вербное воскресенье.
  • Запрещено принимать в пищу рыбу в Лазареву субботу, а икру можно.

Источник фото: Pixabay

Великая пятница – это пятница Страстной недели, которая посвящена воспоминанию осуждения на смерть, крестных страданий и смерти Иисуса Христа, а также снятию с креста Его тела и погребения.

Великая суббота посвящена воспоминанию погребения и пребывания во гробе тела Иисуса Христа и сошествия Христа во ад (согласно вероучению большинства христианских конфессий), она является также приготовлением к Пасхе — Воскресению Христа, которое празднуется в ночь с субботы на воскресенье.

Читать еще:  Барак Обама отметил праздник Дивали вместе вайшнавскими брахманами

Помните, что в первую и последнюю неделю нужно соблюдать особо строгий пост. Однако в дни памяти самых почитаемых святых, если они выпали на Великий пост, по понедельникам, вторникам и четвергам разрешается кушать горячую пищу с растительным маслом. А по средам и пятницам можно есть горячую еду без масла, но с вином.

Постные рецепты

Чтобы пост не был в тягость для организма, еда должна быть разнообразной, но простой. Во время Великого поста не злоупотребляют пряностями, солью, сахаром и жареными блюдами. Нельзя также есть шоколад и другие сладости, фастфуд, выпечку.

Основу рациона должны составлять овощи, фрукты, злаки. Но кто сказал, что пост не может быть вкусным? Начнем с первого блюда — постный гороховый суп-пюре.

Что нужно:

  • горох — 1 стакан;
  • вода — 1500 мл;
  • корень петрушки — половина;
  • сельдерей корневой — 1/8 шт.;
  • лук репчатый — 1 шт.;
  • морковь — 1 шт.;
  • масло растительное — 2 ст. л.;
  • соль — по вкусу.

Приготовление:

1. Замочить горох в холодной воде примерно на пять часов.

2. Поставить вариться горох. Довести до кипения, уменьшить огонь до минимума. Не солить. Добавить в кастрюлю нарезанные соломкой коренья петрушки и сельдерея. Варить примерно 1,5 часа.

3. Почистить морковь и лук. Морковь натереть на крупной терке, лук порезать мелкими кубиками. Налить растительное масло в сковородку, кинуть в нее лук и морковь. Главное — не дать пригореть.

4. Добавить морковь и лук в суп нужно, когда он будет почти готов. Все вместе варить пять минут, потом дать чуть остыть и при помощи блендера превратить это все в суп-пюре.

Источник фото: Pixabay

А теперь — салат из свеклы с имбирем.

Что нужно:

  • свекла — 1 шт.;
  • морковь — 1 шт.;
  • стебель черешкового сельдерея — 3 стебля;
  • натертый имбирь — 1 ч. л.;
  • зубчик чеснока — 2 шт.;
  • лимонный сок — 1 ст. л.;
  • оливковое масло — 1 ст. л.;
  • соль и перец — по вкусу.

Приготовление:

1. Промыть сельдерей, высушить и порезать тонкими кольцами. переложить в отдельную посуду, посолить и размять руками, чтобы кусочки сельдерея дали сок и стали мягче. Пока ждем, занимаемся другими ингредиентами.

2. Мелко натереть чеснок, имбирь. Соединить их с лимонным соком, оливковым маслом и черным перцем. Взболтать и поставить в холодильник на 15 минут.

3. Очистить и натереть морковь и свеклу. Соединить с сельдереем и заправить чесночно-имбирным соусом.

Источник фото: Pixabay

В качестве основного блюда можно приготовить зразы с грибами.

Что нужно:

  • картофель — 100 г;
  • грибы — 70 г;
  • лук репчатый — 30 г;
  • мука — 20 г;
  • масло подсолнечное — по вкусу;
  • соль — по вкусу.

Приготовление:

1. Отварить картофель в мундире, остудить, очистить от кожуры и размять, чтобы получилось пюре. Добавить в картофельное пюре муку, соль и хорошо перемешать.

2. Мелко нарезать лук и грибы, обжарить на растительном масле до румяной корочки.

3. Взять небольшие порции картофельного теста, сформировать лепешки, а в середину каждой выложить грибную начинку. Защипать края и придать форму.

4. Разогреть на сковородке растительное мало, выложить картофельные пирожки и обжарить со всех сторон до румяной корочки.

Источник фото: Pexels / Anna Tukhfatullina

Как правильно подготовиться к Великому посту: 4 урока

1-й урок покаяния: молитва, смирение и неосуждение

Подготовка к посту и покаянию начинается с молитвенного вопля великой грешницы Марии Египетской, которая не смогла войти в Иерусалимский храм, пока не осознала, кто она, и не обратилась за помощью к Богородице через Ее икону, пока не пообещала изменить свою греховную жизнь. Покаянное песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче!» сопровождает нас не только во все подготовительные воскресенья. Оно звучит до 5-го воскресенья Великого поста. И Бог открывает нам «дверь» покаяния, помогает войти ею в счастливое время воздержания и нового «рождения».

Первое воскресенье дано нам для того, чтобы внимательный христианин сам себя заставил задуматься над тем, почему он не должен молиться как фарисей, почему гордость уменьшает ценность наших подвигов, осуждение слабых лишает нас Божьей благодати, а смирение дает старт духовной жизни в период поста. Мытарь не видел никого, кроме себя, осознавал свои грехи, осуждал только себя и, как осужденный, нуждался в Спасителе и просил милости для себя. Вывод, который мы должны сделать, следующий: всякий возвышающий себя, т. е. ставящий себя на место Бога, чтобы судить других, унижен будет (точнее, он сам себя удаляет от Бога), а унижающий себя, смиряющий возвысится и приблизится к Богу! Добрые дела надо делать так, чтобы не нас хвалили, а благодарили Бога!

2-й урок: целомудрие и послушание

Чтение Евангелия о блудном сыне второго воскресенья призывает нас к «всецелому» покаянию – к покаянию не словами, а делами, всей жизнью. Христос показывает нам, к чему приводят непослушание и оставление «Отчего дома» – Святой Церкви: младший сын своей греховной жизнью сам попал в капкан позорного рабства и жизни со свиньями. Господь одновременно предупреждает нас, почему мы не должны ощущать себя в Церкви старшим сыном, который с изумлением смотрит на то, как младший брат смиренно, с покаянием возвращается к своему отцу, а тот его радостно встречает с распростертыми объятиями.

136-й псалом (поется на вечернем богослужении в это воскресенье и два следующих) говорит о том, что земная жизнь после грехопадения – плен, с которым многие свыклись. Мы – граждане Неба. Для получения свободы нам следует решительно разбивать о камень веры «младенцев» греховных помыслов. Это сделать легко в самом начале появления греховных мыслей, когда они еще не выросли и не повязали нас, подобно тем отступникам, которые за грехи духовного блуда с ложными и чужими богами были уведены в далекий плен.

Апостольское Послание (1 Кор. 6:12–20), содержащее богословие тела, воздержания и служения Богу, говорит о драгоценности для Творца каждого человека. Не все, что нам позволительно, полезно. Воздержание от излишеств, в том числе и в пище, помогает нам «придти в себя», стать настоящим человеком, быть в единстве с Богом. Тело христианина с момента Крещения является храмом Духа Святого, частью Тела Христова. И задача христианина – прославлять Бога телом и душою, которые являются Божьими. Апостол Павел предупреждает, что блудник сам себе враг и разрушает свое тело, портит себе жизнь!

3-й урок: доброделание и любовь

Евангельское чтение третьего воскресенья – Недели о Страшном суде – говорит о том, как у Бога премудро сочетаются любовь и справедливость, как Христос будет судить, миловать и спасать. Небесный Судья будет осуждать, никого не осуждая, так как каждый человек пишет сам для себя тот закон, по которому будет осужден или оправдан. Этот судебный кодекс пишется всей нашей жизнью. Кто не оказывает милосердия и любви к другому человеку, тот отвергает Спасителя, не хочет Его милости к себе. Евангельские овцы есть образ смирения, покорности, а козлы – упрямства. Главное правило Суда Божьего: Бог помилует нас, если мы делаем добро. Митрополит Сурожский Антоний в своей проповеди сказал, что Христос хочет, чтобы мы «стали руками и ногами Бога, делающими добро». Пост – солидарность с нищими и убогими, лишенными насущного хлеба. Это время любви и усиленного милосердия. Постараемся особенно в дни Великого поста жить и творить добро так, чтобы Страшный суд стал для нас благословенным, радостным и спасительным!

4-й урок: прощение и плач о грехах

В последнее воскресенье перед постом Церковь учит нас прощению. Это призыв не только признать себя виновным, осознать свою вину, не перекладывать ее на других людей и обстоятельства. Слово «прости» Христовой заповеди «если не будете прощать людям. » (Мф. 6:15) значит: сделать снова отношения с Богом и ближними «простыми», т. е. прямыми, ровными, такими, какими они были с самого начала в раю. Адам не осознал себя виновным в грехе перед Богом и не попросил у Него прощения, не простил Еву, но на нее и на Самого Бога попытался взвалить, переложить свою вину, ведь это Он дал ему такую жену. Ева же в свою очередь указала на змия. И вот за то, что они, как маленькие дети, обвиняли друг друга, обстоятельства и даже Самого Бога, за то, что не каялись, не попросили у Бога прощения, стали прятаться от Него и убегать, скрываться от Всевидящего, они оказались за вратами рая. Бог отправил Адама за врата рая, чтобы он увидел ту пагубу, к которой приводит греховное непослушание, и научился покаянию, воздержанию, посту для ограждения души от грехов и соблазнов; чтобы научился оплакивать грехи, т. к. слезы, как вода, омывают душу от греховной грязи. Другими словами, изгнание из рая было и с педагогической целью, в чем-то похоже на то, как ребенка из родительского дома отправляют в школу.

Пусть Христос поможет всем нам достойно подготовиться к Великому посту, чтобы очиститься покаянием, омыться слезами раскаяния, победить диавола – главного врага нашего спасения, освободиться от страстей, вновь родиться духовно в Таинстве Исповеди, напитаться Манной Небесной в Таинстве Евхаристии и с радостью достичь духовной новой Земли Обетованной – блаженного бессмертия и духовного ликования в светлый праздник новозаветней Пасхи!

ПОДГОТОВКА К ВЕЛИКОМУ ПОСТУ

22 февраля 2019

Великий пост предваряют подготовительные недели (воскресенья) и седмицы. Порядок служб подготовительных недель и самого Великого поста изложен в Триоди постной. Она начинается с недели о мытаре и фарисее и заканчивается в Великую субботу, охватывая 70-дневный период.

Предваряют Великий пост – святую Четыредесятницу – неделя о мытаре и фарисее, неделя и седмица о блудном сыне, неделя и седмица мясопустная (мясо-отпустная), неделя и седмица сыропустная (сыро-отпустная, сырная, масленица).

В приготовительные седмицы Церковь подготавливает верующих к посту постепенным введением воздержания: после сплошной седмицы восстанавливаются посты среды и пятницы; затем следует высшая степень приготовительного воздержания – запрещение вкушать мясную пищу. В приготовительных службах Церковь, напоминая о первых днях мира и человека, о блаженном состоянии прародителей и их падении, о пришествии на землю Сына Божия для спасения человека, располагает верующих к посту, покаянию и духовному подвигу.

В синаксаре сырной субботы говорится, что подобно тому, «как вожди пред ополченным войском, уже стоящим в строю, говорят о подвигах древних мужей и тем ободряют воинов, так и святые отцы вступающим в пост указывают на святых мужей, просиявших в посте, и научают, что пост состоит не только в отчуждении снедей, но и в обуздании языка, сердца и очей».

Читать еще:  Муфтий Таджуддин отмечает 30-летие на посту главы Центрального духовного управления мусульман

Такое приготовление к посту Четыредесятницы есть древнее установление Церкви. Так, уже знаменитые проповедники IV века святые Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский в своих беседах и словах говорили о воздержании в Недели, предшествующие Великому посту. В VIII веке преподобные Феодор и Иосиф Студиты составили службы на Недели о блудном сыне, мясопустную и сыропустную; в IX веке Георгий, митрополит Никомидийский, составил канон на Неделю о мытаре и фарисее.

Приготовляя к посту и покаянию, Церковь в первую Неделю примером мытаря и фарисея напоминает о смирении, как истинном начале и основании покаяния и всякой добродетели, и о гордыне, как главном источнике грехов, который оскверняет человека, отдаляет его от людей, делает богоотступником, заточающим себя в греховную самостную оболочку.

Смирение, как путь к духовному возвышению, показал Сам Бог Слово, смирившийся до немощнейшего состояния человеческой природы – «до зрака раба» (Флп. 2, 7).

В песнопениях Недели о мытаре и фарисее Церковь призывает отвергнуть – «отринуть» высокохвальную гордыню, возношение лютое, пагубное, «великохвальное кичение» и «дмение (надмевание) мерзкое».

Для пробуждения чувств покаяния и сокрушения о грехах Церковь в приготовительные Недели поет на воскресных утренях, начиная с Недели о мытаре и фарисее и кончая пятым воскресеньем поста, после Евангелия, пения «Воскресение Христово видевше» и чтения 50-го псалма, пред каноном умилительные стихиры (тропари) «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», «На спасения стези настави мя. Богородице», «Множество содеянных мною лютых помышляя, окаянный, трепещу». Сближая 70-дневный период Триоди с 70-летним пребыванием Израиля в плену вавилонском, Церковь в некоторые приготовительные Недели оплакивает духовный плен нового Израиля пением псалма 136 «На реках вавилонских».

В основу первой стихиры – «Покаяния отверзи ми двери» – положена притча о мытаре: из нее взяты сравнения для изображения покаянного чувства. В основе второй песни – «На спасения стези» – лежит притча о блудном сыне. В основе третьей – «Множество содеянных мною лютых» – предсказание Спасителя о Страшном суде.

В Неделю о блудном сыне евангельской притчей (Лк. 15, 11 – 32), от которой получила название и сама Неделя, Церковь показывает пример неисчерпаемого милосердия Божия ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Богу. Никакой грех не может поколебать человеколюбия Божия. Душе, раскаявшейся и обратившейся от греха, проникшейся надеждой на Бога, Божия благодать исходит во сретение, лобызает ее, украшает и торжествует примирение с ней, какой бы она ни была греховной прежде, до своего раскаяния.

Церковь наставляет, что полнота и радость жизни заключаются в благодатном союзе с Богом и в постоянном общении с Ним, а удаление от этого общения служит источником духовных бедствий.

Показав в Неделю о мытаре и фарисее истинное начало покаяния, Церковь раскрывает всю силу его: при истинном смирении и раскаянии возможно прощение грехов. Потому ни один грешник не должен отчаиваться в благодатной помощи Отца Небесного.

Неделя мясопустная называется также Неделей о Страшном суде, так как о нем читается на литургии Евангелие (Мф. 25. 31 – 46).

В субботу мясопустную, которая называется также вселенской родительской субботой, Церковь совершает поминовение «от века мертвых всех верою поживших благочестие и усопших благочестно, или в пустынех, или во градех, или в мори, или на земли, или на всяком месте… от Адама даже и до днесь, послужившыя Богу чисто, отцы и братию нашу, други вкупе и сродники, всякаго человека, в житии послужившаго верно, и к Богу преставльшагося многовидно и многообразно». Церковь просит прилежно «сим (им) в час суда ответ благий дати Богу и деснаго Его предстояния получити в радости, в части праведных, и во святых жребий светлем, и достойным быти Царствия Его».

По неисповедимому Промыслу разной бывает кончина у людей. «Подобает же ведати, – говорится в синаксаре, – яко не вси в пропасти впадающии, и в огнь, и в море, и глаголемые пагубы, и студени (холод) и глад, по прямому повелению Божию сие страждут: сия бо суть Божия судьбы, ихже ова (одним) бывают по благоволению (Божию), ова (другим) же по попущению, другая же ведения ради и прещения (предупреждения), и уцеломудрения иных бывают».

В субботу мясопустную Церковь по своему человеколюбию особенно молится о тех умерших, которые не получили церковного отпевания или вообще церковной молитвы: «узаконенных псалмов и песнопений памяти не получиша». Церковь молится «в части праведных учинити», «яже покры вода, брань пожат, трус (землетрясение) же яже объят, и убийцы убиша, и огнь яже попали». Возносятся моления о тех, кто в неведении и не в своем разуме окончил свою жизнь, о тех, которым Господь, вся полезная ведый, попустил умереть внезапной кончиной – «от печали и радости предшедшыя ненадежно (неожиданно)» и о тех, кто погиб в море или на земле, на реках, источниках, озерах, которые стали добычей зверей и птиц, убиты мечом, сожжены молнией, замерзли на морозе и в снегу, погребены под земляным обвалом или стенами, убиты чрез отравление, удавление и повешение от ближних, погибли от всякого другого вида неожиданной и насильственной смерти.

Мысль о конце нашей жизни при воспоминании об отошедших уже в вечность отрезвляюще действует на каждого, кто забывает о вечности и прилепляется всей душой к тленному и мимолетному.

Мясопустная Неделя (воскресенье) посвящена напоминанию о всеобщем последнем и Страшном суде живых и мертвых (Мф. 25, 31 – 46). Это напоминание необходимо для того, чтобы люди согрешающие не предались беспечности и нерадению о своем спасении в надежде на неизреченное милосердие Божие. Церковь в стихирах и тропарях службы этой Недели изображает следствия беззаконной жизни, когда грешник предстанет пред нелицеприятным Судом Божиим.

Напоминая о последнем Суде Христовом, Церковь вместе с тем указывает и истинный смысл самой надежды на милосердие Божие. Бог милосерд, но Он и праведный Судия. В богослужебных песнопениях Господь Иисус Христос называется правосудным, а Суд его – праведным и неподкупным испытанием (неумытное истязание, неумытный суд). И закоренелые, и беспечно полагающиеся на милосердие Божие грешники должны поэтому помнить о духовной ответственности за свое нравственное состояние, а Церковь всем своим богослужением этой Недели стремится привести их к осознанию своей греховности.

На какие же дела покаяния и исправления жизни особенно обращается внимание? Прежде всего и главным образом, на деяния любви и милосердия, ибо Господь произнесет Суд Свой преимущественно по делам милосердия, и притом возможным для всех, не упоминая о других добродетелях, не одинаково доступных для каждого. Никто из людей не вправе сказать, что он не мог помочь алчущему, напоить жаждущего, посетить больного. Вещественные дела милости ценность свою имеют тогда, когда они будут проявлением владеющей сердцем любви и соединены с духовными делами милости, которыми и тело. и душа ближних облегчаются.

Последняя подготовительная ко Святой Четыредесятнице седмица называется сырной, сыропустной, масленой, масленицей. В эту седмицу употребляется сырная пища: молоко, сыр, масло, яйца.

Церковь, снисходя к нашей немощи и постепенно вводя нас в подвиг поста, установила в последнюю седмицу пред Четыредесятницей употреблять сырную пищу, «дабы мы, от мяса и многоядения ведомы к строгому воздержанию… мало-помалу от приятных яств приняли бразду, то есть подвиг поста». В сыропустные среду и пятницу пост положен более строгий (до вечера).

Песнопениями сырной седмицы Церковь внушает нам, что эта седмица есть уже преддверие покаяния, предпразднство воздержания, седмица предочистительная. В этих песнопениях Святая Церковь приглашает к сугубому воздержанию, напоминая о грехопадении прародителей, происшедшем от невоздержания.

В сырную субботу совершается воспоминание святых мужей и жен, в подвиге поста просиявших. Примером святых подвижников Церковь укрепляет нас на подвиг духовный, «яко да и первообразному, незлобивому взирающе житию их, многовидныя и различныя делаем добродетели, якоже комуждо сила есть», помня, что и святые подвижники и подвижницы, прославляемые Церковью, были людьми, облеченными немощами плоти подобно нам.

Последнее воскресенье пред Великим постом имеет в Триоди надписание (наименование): «В Неделю сыропустную, изгнание Адамово». В этот день воспоминается событие изгнания наших прародителей из рая.

Поделиться в соцсетях:

Последние статьи:

ПОБУДЕМ С ГОСПОДОМ В ЭТИ ДНИ И ДУШОЙ, И ТЕЛОМ. Предпасхальное интервью Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия

Страстная седмица – особое время, когда Церковь вспоминает путь Господа на Голгофу. В эти дни в храмах идут значимые службы, и на каждой хорошо бы помолиться. Как совместить современный ритм жизни с приобщением к жизни Церкви в неделю перед Пасхой? Что ответить тем, кто считает необязательным посещение служб и привержен теории о «Боге в душе»? Как подготовить себя к Светлой Пасхе? И как вообще сочетать в своей жизни церковное и мирское, духовное и обыденное? С этими вопросами мы обратились к митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию.

Диакон Сергий Герук.

Великая Пятница – самый скорбный день в году.

Пятница – день крестной смерти Христа – постный в течение всего года, в саму же Великую Пятницу соблюдается строгий пост: по уставу в этот день вкушать пищу могут только больные и дети и только после захода солнца. Однако в связи с тем, что служба вечерни совершается днем в пятницу, во многих храмах дозволяется вкушать пищу после службы выноса Плащаницы.

www.pravmir.ru

Как Православная Церковь относится сейчас и относилась раньше к празднованию Масленицы?

Это последняя приготовительная седмица перед подвигом Великого поста. «Масленица» – название народное. В богослужебных книгах и календаре она называется сырной седмицей, потому что по уставу можно вкушать только сыро-молочную пищу и рыбу.

Иеромонах Иов (Гумеров)

СРЕТЕНИЕ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

Когда пришло предписанное законом время, Пресвятая Дева Мария и праведный Иосиф принесли Младенца Иисуса в Иерусалимский храм, «чтобы представить пред Господа» и совершить положенные обряды. И здесь мы встречаем еще двух свидетелей Боговоплощения. Уже были пастухи, были волхвы. Теперь – старец Симеон, «муж праведный и благочестивый», которому «было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня».

Что такое Великий пост, как он связан с язычниками и как к нему готовятся?

Фото: Екатерина Смолихина / amic.ru

Великий пост в 2020 году начнется у православных христиан 2 марта. Несмотря на то, что до самого поста остается еще чуть меньше месяца, подготовка к великому православному событию начинается уже на днях. В чем суть Великого поста, как к нему готовятся и почему в пост нельзя есть мясо – читайте на amic.ru.

Это самый строгий и самый длительный в церковном календаре пост. Смысл Великого поста в покаянии и подготовке к встрече одного из главных праздников – Светлого Христова Воскресения (Пасхи).

Читать еще:  Месяц Карттика - очень благоприятный месяц

Длится Великий пост 48 дней. Согласно православным канонам, он делится на шесть недель, называемых Четыредесятницей, и Страстную неделю (седмицу). Первые 40 дней символизируют сорокадневный пост Иисуса Христа в пустыне. А последующий период – Лазарева суббота, Вербное воскресенье и шесть дней Страстной седмицы – призывает вспомнить страсти земной жизни, смерти и погребение Христа.

В это время верующим следует сохранять чистоту помыслов, ограничивать себя в еде, избегать ссор, конфликтов и развлечений.

Начинается Великий пост в 2020 году 2 марта, но подготовка к нему начинается почти за месяц. Это время так и называется – подготовительные недели к посту, и оно тоже содержит ряд ограничений.

Приготовления к Великому посту Церковь начинает заранее. Время подготовки включает четыре недели. Однако между началом подготовки (9 февраля в 2020 году) и первым днем поста (2 марта) всего три календарные недели. Как это объяснить? Дело в том, что на языке Церкви словом «неделя» называют лишь один день – воскресный (лингвисты полагают, что слово «неделя» происходит от словосочетания «не делати» – не работать, отдыхать, то есть посвящать этот день Богу). Так и получается, что время подготовки к посту включает четыре недели, то есть четыре воскресенья. Каждая неделя имеет свое название и посвящена особой истории, которая готовит прихожан к Великому Посту и Пасхе.

Первая подготовительная неделя – Неделя о мытаре и фарисее. В этот день православные вспоминают притчу о покаянии и смирении. В 2020 году она выпадает на 9 февраля.

Вторая – Неделя о блудном сыне – приходится на 16 февраля. Притча о раскаявшемся и вернувшемся домой сыне напоминает людям о великом Божием милосердии – именно так Бог относится даже к падшему человеку.

Третья – Неделя о Страшном Суде. Она выпадет на 23 февраля. В этот день верующим напоминают о втором пришествии Христа и предстоящем Страшном Суде. После нее наступает Сырная седмица. В народе ее называют Масленица. В этом году масленичная неделя начнется 24 февраля. Мясо на Сырной седмице уже не едят, но всю неделю угощаются блинами (молоко, сыр, сметану и масло в это время есть можно).

Завершается седмица Сыропустной неделей, или Прощеным воскресеньем. Эта последняя подготовительная неделя и в этом году она выпадает на 1 марта. В этот день верующие просят друг у друга прощения за нанесенные обиды. В храмах на вечернем богослужении совершается особый чин: после чтения молитвы настоятель просит прощения у присутствующих на службе, то же самое делают и прихожане.

В этот день Церковь вспоминает изгнание Адама из рая: человек сам, по своей воле отдалился от Бога, и человечество утратило рай – единство с Богом и миром. Название этой недели – итог подготовки к Великому посту: человек должен приложить все силы души, чтобы измениться, приблизиться к своей истинной сущности, стараясь научиться подражать Христу, который говорит о необходимости прощать всех. И тогда человек изменится – произойдет перемена ума – метанойя, покаяние.

Великий пост – один из древнейших обрядов христиан. Изначально постились, то есть воздержанием очищали свои душу и тело, язычники, которые решились принять таинство крещения перед Пасхой. В те времена пост длился от нескольких часов до нескольких дней: человек сам назначал себе период. Вместе с желающими креститься стали поститься и уже крещеные христиане.

40-дневный Великий пост появился как воспоминание о сорокадневном посте Спасителя в пустыне. А также в память о тех праведниках, которые, подражая Христу, уходили в пустыню, чтобы в лишениях молиться о заблудших душах. Такой пост выдерживали не все. Многие так и не возвращались из пустыни. Поэтому перед уходом праведники прощались с миром и людьми и просили у них прощения. И это еще одна версия появления традиции отмечать Прощеное воскресенье.

Окончательно 40-дневные сроки поста были сформированы в IV веке. Тогда же правило поститься в этот период стало обязательным для всех христиан.

Великий пост – период строгих ограничений и молитв. Правила поведения во время Великого поста закреплены в церковном уставе, так называемом Типиконе. Пост предполагает ограничение числа приемов пищи (можно один раз в день, вечером) и ее качества (например, хлеб и вода или теплые овощи без масла – сухоядение). В особо строгих случаях возможен даже полный отказ от пищи и воды (например, в понедельник и вторник первой недели). Но это очень жесткие правила, которым следуют в особых случаях.

Чаще всего верующие соблюдают некий минимум, установленный Церковью, а именно – отказ от мяса, молока и яиц, сдобного хлеба и выпечки. При этом пища должна быть простой, употребление изысканно приготовленных постных блюд Церковью осуждается. О том как именно поститься и каких правил придерживаться, лучше всего узнать у своего духовника. У него же нужно испросить благословения перед началом поста.

Добавим, от воздержания в пище освобождаются больные, воины, беременные и кормящие женщины, и те, кто занят тяжелым физическим трудом.

Но даже в строгий Великий пост есть дни послаблений. Это праздники Благовещение, Лазарева суббота и Вербное воскресенье.

А вот самые жесткие ограничения накладываются на верующих в Страстную неделю.

Кроме того, на протяжении всего поста нельзя забывать о молитве и церковных таинствах. Если постящийся не причащается, не исповедуется, не молится или даже просто не ходит в храм, то такой пост, по сути, является лишь профанацией.

Потому что она посвящена страданиям и смерти Иисуса Христа. В память о тех муках, которые претерпел Иисус Христос ради спасения людей. Даже название этой недели происходит от слова «страсть» – «страдание». Каждый день недели имеет свое название и посвящен своей истории. Но особое значение имеют четверг, пятница и суббота.

В Великий четверг (он же Чистый четверг) христиане вспоминают четыре события:

  • тайная вечеря;
  • омовение Христом ног ученикам;
  • молитва Христа в Гефсиманском саду
  • предательство Иуды.

Во время службы в храмах верующие стоят с зажженными свечами. От них потом зажигаются лампады в домах. Огонь должен гореть до самой Пасхи. А еще в этот день обязательно следует навести дома порядок, испечь куличи и начать красить яйца.

В Страстную пятницу вспоминали о суде над Иисусом, его распятии и смерти. В храмах на утрене читают 12 Евангелий Святых Страстей Христовых, на вечерне выносится Плащаница (полотнище с изображением лежащего в гробу Иисуса) и поется Канон о распятии Господа и «На плач Пресвятой Богородицы».

В Великую пятницу принято не вкушать никакой пищи до окончания богослужебного чина погребения Плащаницы Иисуса Христа.

В Великую субботу верующие также отказывались от пищи до самого вечера. В этот день вспоминали о погребении Иисуса Христа, о путешествии его души по аду и победы над смертью. В субботу же в Иерусалиме сходит благодатный огонь. В храмах после вечерней службы и литургии проходит освящение куличей и яиц. Священнослужители облачаются в белые одежды.

В воскресенье же наступает древнейший и самый важный христианский праздник – Светлое Христово Воскресение, или Пасха. В православии празднование Пасхи продолжается 40 дней – столько же, сколько длится Великий пост. В 2020 году отмечать Пасху мы будем 19 апреля.

Читайте также в сюжете: Великий пост-2020

Рецепты полезных и вкусных блюд

Перед тем как приступить к соблюдению поста, необходимо более подробно изучить его нюансы.

Основой рациона должны стать следующие продукты:

  • черный, серый хлеб;
  • каша на воде;
  • кисель или чай;
  • орехи, семечки, злаки;
  • грибы;
  • фрукты и овощи;
  • соленья (огурцы, квашеная капуста);
  • бобовые;
  • заменить сладости могут сухофрукты, халва, мед.

При составлении рациона во время поста необходимо помнить об основных правилах, предписанных Церковью

Даже соблюдая строгий пост, можно приготовить полезные и вкусные, а главное постные блюда из допустимых ингредиентов.

Щи с грибами

Для приготовления данного блюда понадобятся следующие ингредиенты:

  • 2 л воды;
  • 2 шт. репчатого лука;
  • 50 г белых сушеных грибов;
  • 200 г квашеной капусты;
  • 3 ст. л. растительного масла;
  • специи по вкусу.

В первую очередь нужно поместить в емкость грибы, залить их 1 л воды, накрыть крышкой и оставить при комнатной температуре на 3-4 часа. Затем мелко нарезанный лук поджарить на растительном масле до прозрачности.

Квашеную капусту следует хорошо отжать от рассола, порезать помельче, добавить к луку и готовить на маленьком огне, пока она не станет мягкой.

Постные щи с грибами и квашенной капустой

Грибы откинуть на дуршлаг и промыть, при этом настой, в котором они были, не выливать, а собрать в отдельную посуду. Затем его нужно процедить с помощью марли, сложенной вдвое, и добавить в воду.

Поставить кастрюлю на огонь и довести до кипения. Затем в кастрюлю с кипящим настоем положить капусту, лук и измельченные грибы. Снова довести все до кипения.

После того как щи закипят, варить их на медленном огне 30-40 минут. Добавить специи и соль. Готовые щи оставить в закрытой кастрюле на выключенной плите. Через 15 минут их можно подавать к столу.

Постный салат с рыбой

Ингредиенты для салата:

  • 400 г филе рыбы;
  • половина кочана пекинской капусты;
  • 100 г риса;
  • 2 шт. свежих или маринованных огурцов;
  • 2 ст. л. соевого соуса;
  • постный майонез и соль по вкусу.

Сначала нужно приготовить рис. Для этого в кастрюлю необходимо влить 2 л воды, посолить и довести до кипения. Затем добавить рис и варить на слабом огне 5 минут, отставить и дать ему остыть.

Филе рыбы отварить в подсоленной воде и выложить на тарелку для остывания. Пекинскую капусту, огурцы и рыбу нарезать соломкой и выложить в большую емкость. Добавить отварной рис.

Салат с постным майонезом, отварной рыбой и рисом

Для приготовления заправки нужно смешать соевый соус с постным майонезом, по желанию можно добавить немного молотого черного перца. Полить заправкой все ингредиенты салата и перемешать.

Лимонный сорбет с базиликом

Ингредиенты для постного десерта:

  • сок из 2-3 лимонов;
  • цедра половины лимона;
  • 250 г сахара;
  • листочки базилика;
  • 250 мл воды.

В емкость с подогретой водой добавить сахар и цедру лимона, довести смесь до кипения и проварить 3 минуты. Когда смесь остынет лимонную цедру нужно убрать. Затем добавить 100 мл лимонного сока, перелить все в контейнер и поместить в морозилку на 1,5 часа.

Сорбет нужно продолжать взбивать каждый час на протяжении 4 часов

По краям посуды начнут формироваться кристаллы, их нужно взбить венчиком и поставить обратно контейнер в морозилку. На стол подавать в виде шариков, украшенных листьями свежего базилика.

Цель поста для каждого верующего человека должна заключаться в борьбе, в первую очередь, с самим собой. Ведь это очень серьезный шаг – покаяться и прийти к Богу.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector